Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вклад династии Рау в отечественную сурдопедагогику

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие научно-теоретических проблем сурдопедагогики связано с исследованиями Ф. Ф. Рау о функционировании устной речи у глухих в качестве средства общения, базы владения языком и речевого мышления. Важным является вывод о том, что обучение глухих должно строиться на полисенсорной основе с учетом возможностей сохранных анализаторов глухого ребенка и их кооперации в процессе обучения речи. Ему… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Династия Pay в отечественной сурдопедагогике
    • 1. 1. Основные этапы развития сурдопедагогики
    • 1. 2. Развитие российской сурдопедагогики
    • 1. 3. Династия Pay в сурдопедагогической историографии
  • Глава 2. Научно-педагогическая деятельность династии Pay
    • 2. 1. Научно-педагогическая деятельность Ф.А.Рау
    • 2. 2. Научно-педагогическая деятельность Н. А. Рау, Е. Ф. Рау и .Ф.Рау
    • 2. 3. Научно-педагогическая деятельность Ф.Ф.Рау
    • 2. 4. Преемственность поколений династии Pay и их последователей в развитии отечественной сурдопедагогики

Вклад династии Рау в отечественную сурдопедагогику (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективность использования достижений науки на практике в значительной мере зависит от разработки ее теоретического аппарата, составным элементом которого является теоретико-исторический анализ.

Существенное значение приобретают исследования в области истории сурдопедагогики, обращение к которой необходимо для более продуктивного развития теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха (А.Г.Басова, Г. Н. Батов, Т. А. Власова,.

A.И.Дьячков, Т. М. Лифанова, Н. Н. Малофеев и др.).

Особое место в сурдопедагогике и логопедии занимает династия.

Pay.

Несмотря на то, что научная деятельность основателя династии Ф. А. Рау отстоит от нашего времени более чем на столетие, его труды не теряют своей актуальности и значимости и являются источником для дальнейшего развития сурдопедагогики.

Авторы подавляющего большинства работ, связанных с вопросами теории и практики обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха и речи, опираются на статьи и монографии династии Pay, развивая их идеи в современных условиях (И.Г.Багрова, А. Г. Басова, В. И. Бельтюков, К. А. Волкова, И. Н. Красных, Е. П. Кузьмичева, Н. Н. Малофеев, Н. Ф. Слезина, П. К. Свищев и др.).

Анализу научных взглядов членов династии Pay посвящен ряд работ (А.Г.Басова, Р. М. Боскис, К. Г. Дердик, А. И. Дьячков,.

B.И.Лубовский, Н. Г. Морозова, Л. В. Нейман, В. И. Селиверстов, Н. Ф. Слезина и др.).

Вместе с тем назрела необходимость в создании целостного представления о вкладе династии Pay в отечественную сурдопедагогику, в углубленном изучении, обобщении и систематизации ее научного наследия, в прослеживании эволюции взглядов Pay на фоне их научно-педагогической деятельности.

Решению задач, стоящих перед современной сурдопедагогикой, будет способствовать широкое освещение, обобщение и систематизация научного наследия российской сурдопедагогики, в развитие которой значительный вклад внесла династия Pay.

Проблема изучения, обучения и воспитания детей с нарушенной функцией слухового анализатора имеет принципиальное значение для сурдопедагогики в целом. Суть проблемы в нашем исследовании заключается в рассмотрении путей, которыми шла династия Pay в теории и практике обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. Раскрыть проблему — значит проследить эволюцию взглядов членов династии на многие вопросы сурдопедагогики и частных методик, касающихся теории и практики обучения глухих и слабослышащих словесной речи, обучения чтению с губ, дифференцированного обучения, проблем интеграции, подготовки сурдопедагогических кадровс учетом принципа историзма выявить влияние социально-исторических факторов на научно-педагогическую деятельность всех членов династии Pay, позволяющих внести определенный вклад в историографию сурдопедагогики.

Актуальность нашего исследования заключается в наличии жизнеспособности научной школы династии Pay в современной сурдопедагогике.

В «Большом энциклопедическом словаре» (1998) одним из значений понятия «школа» указано: «направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное с единством основных взглядов, общностью или преемственностью методов и принципов». Династия сурдопедагогов Pay по праву является создателем московской научной школы: династия Pay прочно вошла в историю российской дефектологиис небольшими изменениями в современных условиях сурдопедагогами используются методики, разработанные членами династиисовременники-члены династии продолжают разрабатывать проблемы обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха и речитеорией и практикой обучения глухих и слабослышащих занимаются ученики семейного клана Pay.

Объектом исследования является научно-педагогическая деятельность династии Pay.

Предмет исследования — взгляды, идеи и теории династии Pay на процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха.

Целью нашего исследования является изучение творческого наследия членов династии Pay и анализ теоретико-методологических концепций? сформулированных и внедренных в практику обучения и воспитания лиц со слуховым дефектом, значение творческого наследия династии для современной теории и практики обучения и воспитания глухих детей.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• раскрыть жизненный и творческий путь членов династии на основе историко-биографического анализа;

• проанализировать эволюцию взглядов членов династии на проблемы сурдопедагогики и специальных методик в области изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;

• определение исторического значения научных идей членов династии для развития отечественной сурдопедагогики.

Методологическую основу исследования составил принцип историзма, позволяющий воспроизвести эволюцию предмета исследования в форме анализа практических данных.

Исследование проведено с учетом хронологического и социально-исторического подходов к характеристике научно-педагогической и практической деятельности всех членов династии.

В качестве источников нашего исследования были использованы материалы государственных архивов, архивов учреждений, семейных архивов, а также научные труды по сурдопедагогике. В Научном архиве РАО находятся фонды Ф. А. Рау (ф. 119) и Ф. Ф. Рау (120), которые, к сожалению, не разобраны и описаны, а потому не могут быть введены в научный оборот.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

• поиски и анализы архивных и печатных материалов, относящихся к жизни и творчеству династии Pay- 9.

• интервьюирование коллег, учеников, сурдопедагогов и членов династии Pay;

• поиски и систематизация научных работ членов династии Pay;

• изучение и анализ опубликованных и рукописных трудов по сурдопедагогике членов династии для выявления теоретико-методологических концепций семьи Pay;

• изучение историографической литературы по проблемам сурдопедагогики, а так же исследований, отражающих и развивающих идеи членов династии Pay.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что впервые актуализируется проблема научного вклада династии Pay в отечественную сурдопедагогику. С научных позиций показывается роль и значение системы обучения и воспитания глухих, созданной династией Pay, с точки зрения которых:

• воссозданы научные биографии Ф. А. Рау, Н. А. Рау, Ф. Ф. Рау и Е. Ф. Рау;

• систематизировано выявленное нами научное наследие и впервые составлена полная библиография членов династии Pay (приложения 1−7);

• проведен обобщающий анализ истории становления и развития отечественной сурдопедагогики на основе общественно-педагогической деятельности членов династии Pay с конца XIX в. по настоящее время;

• дано представление о роли преемственности поколений в развитии научной школы, созданной основателями династии.

Практическая значимость работы. Исследование способствует осмыслению ряда теоретических проблем современной сурдопедагогики и позволяет выделить акценты практического применения педагогического наследия династии Pay в учреждениях для лиц с нарушениями слуха. Материалы диссертации могут служить основанием для разработки спецкурсов и спецсеминаров, могут быть включены в курсы высших учебных заведений «Сурдопедагогика» и «История сурдопедагогики», «Методика обучения произношению» и «Методика развития слухового восприятия», «Методика обучения русскому языку» и учебно-методические пособия к ним.

Заключение

.

В | п|роведенномнами исследовании, составным элементом которого является теоретико-исторический анализ, воссозданы научные биографии Ф. А. Рау, Н. А. Рау, Ф. Ф. Рау и Е. Ф. Раусистематизировано выявленное нами научное наследие и впервые составлена полная библиография членов династии Pay (приложения 1−7). Исследование позволяет сформулировать следующие обоснованные выводы:

1. Проведенное исследование позволяет сказать, что по праву Ф. А. Рау и Н. А. Рау являются основоположниками династии российских сурдопедагогов и основателями московской научной сурдопедагогической школы. Им принадлежит разработка педагогической системы обучения детей с недостатками слуха, совершенствование ее, разработка новых положений отечественной системы обучения глухих и слабослышащих детей в различные периоды ее становления.

2. Проблема изучения детей с нарушениями слуха и речи неизбежно основывается на достижениях зарубежной сурдопедагогики, творческим проводником которой в России стал Ф. А. Рау. Он обобщил и систематизировал достижения сурдопедагогической науки в конце XIXначале XX вв. и разработал проблемы специальных методов обучения глухонемых, опираясь на самые значимые и рациональные западные и российские педагогические системы. Исследование подтверждает первенство и новаторство членов династии Pay по проблемам дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха, разработки методов обучения глухих устной речи и чтению с губ, создания учебно-методических пособий, подготовки научных и практических кадров.

Первые попытки создания дифференцированной системы обучения детей с нарушениями слуха принадлежат Ф. А. Рау. Он был проводником развертывания классов и школ для тугоухих (по современной классификации слабослышащих) в 20−30-е годы XX в.

Формирование логопедии как педагогической научной дисциплины является также одним из приоритетных направлений в научно-педагогической деятельности Ф. А. Рау, который разработал классификацию речевых нарушений, методику исправления речевой патологии, специальные средства для исправления нарушений речи, разработал систему учреждений логопедической помощи и первую школу по подготовке логопедов-педагогов.

3. Н. А. Рау — основоположник дошкольного обучения глухих в России, организатор первого в России и Европе детского сада для глухих (1900), создатель первого методического пособия по обучению глухих дошкольников (1947). На основе внедренных в практику научных данных Н. А. Рау доказала, что глухонемой ребенок дошкольного возраста в состоянии овладеть речью, как средством общения и познания, что можно расширить его кругозор, развить мышление и воспитать его нравственные чувства, начиная с раннего детства, так как этот возраст наиболее гибкий и чувствительный.

Н.А.Рау, не ограничиваясь развитием так называемой «сенсомоторной культуры» (Монтесори, Декроли), абсолютно исключающей занятия по развитию словесной речи, создала собственную методику общего и речевого развития глухих дошкольников. Учитывая возрастные возможности глухих детей Н. А. Рау разработала «материнский метод», сущность которого составляли специфические принципы и приемы работы над фонетической стороной речи путем использования всех сохранных анализаторов, в отличие от аналогичного метода сестер Гаррет (США), игнорировавших работу над произношением.

Н.А.Рау оказала огромную помощь оглохшим и позднооглохшим. Для них она создала методическое руководство «Чтение с губ», девиз которого «Подчини глухоту себе, но не подчиняйся ей сам».

Подготовка педагогических кадров и работа с родителями нашли отражение в ее педагогических трудах.

Вклад Н. А. Рау в сурдопедагогику заключается также в разработке программ обучения и учебников, методического пособия по дошкольному обучению и воспитанию глухих детей, методическом руководстве садами для глухих детей. В завещании своим детям и внукам она написала: «Продолжайте мое любимое дело — дошкольное воспитание глухонемых и моих несчастных страдальцев-позднооглохших! Не покидайте тех, кому я была особенно нужна» .

4. Создание системы воспитания глухих детей раннего дошкольного возраста и внедрение ее в практику принадлежит Е. Ф. Рау. Научно-педагогическая деятельность Е. Ф. Рау особенно ярко проявилась в разработке путей формирования речи у глухих детей раннего дошкольного возраста на базе развития остаточной слуховой функции и построения музыкально-двигательной работы. Большой заслугой Е. Ф. Рау является стремление максимально приблизить процесс воспитания глухих и слабослышащих дошкольников к естественному пути развития нормально слышащего ребенка, используя компенсаторные возможности, связанные с опорой на сохранные анализаторы.

Многолетний научно-практический опыт Е. Ф. Рау отражен в диссертации «Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях», методическое руководство слухоречевыми яслями она продолжала на протяжении всей жизни.

Неоценим вклад Е. Ф. Рау в логопедическую науку: ею созданы программы и учебно-методическое пособие по курсу логопедии, она разработала ряд методических пособий, посвященных исправлению речи заикающихся преддошкольного и школьного возраста, исправлению речи при различных видах гнусавости и др.

Е.Ф.Рау известна в сурдопедагогике как популяризатор методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речиработы в журналах «Раннее детство», «Вопросы материнства и младенчества», «Советская женщина» и др.

5. Развитие научно-теоретических проблем сурдопедагогики связано с исследованиями Ф. Ф. Рау о функционировании устной речи у глухих в качестве средства общения, базы владения языком и речевого мышления. Важным является вывод о том, что обучение глухих должно строиться на полисенсорной основе с учетом возможностей сохранных анализаторов глухого ребенка и их кооперации в процессе обучения речи. Ему принадлежит создание системы обучения глухих детей устной речи, дальнейшее совершенствование которой проведено в условиях коммуникативно-деятельностной системы обучения языку и интенсивного развития остаточного слуха при использовании современной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования.

Одним из приоритетных направлений научной деятельности Ф. Ф. Рау является разработка оригинальной системы обучения глухих устной речи в первоначальный период. Система Ф. Ф. Рау базируется на теоретических положениях, которые по своему уровню представляют значительный прогресс по сравнению с ранее существовавшими системами. На основе разработки концентрического аналитико-синтетического полисенсорного метода обучения с применением сокращенной системы фонем, Ф.Ф.рау доказывает, что созданная им система обучения глухих устной речи позволяет резко расширить отбор словесного материала, организовать общение на словесной основе, обеспечивает достаточно полное усвоение устной речи.

Дальнейшее совершенствование и развитие теории и практики раскрывается в научно-практическом наследии Ф. Ф. Рау. При его непосредственном участии и под его руководством разработан учебный предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения», создающий надежную основу обучения глухих языку как средству общения. Множество трудов, созданных Ф. Ф. Рау, обращено непосредственно в практику. Большое значение в жизни Ф. Ф. Рау имела разработка научно-методических пособий, среди которых особую значимость представляет монография «Устная речь глухих», а также пособия по обучению произношению для школ глухих.

Подготовка Ф. Ф. Рау научных и практических кадров сурдопедагогов связана также с решением проблем теории и практики обучения глухих детей устной речи, развития и использования остаточного слуха.

Заслуга Ф. Ф. Рау в развитии сурдопедагогической науки состоит также в том, что в каждый труд, который был обращен в практику, он непременно вносил элементы теоретической новизны.

6. Вклад в российскую сурдопедагогику потомков Ф. А. Рау и Н. А. Рау прослеживается в преемственности пяти поколений. Ученые Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, М. Ю. Рау, Е. Ю. Рау, О. Н. Шумская, педагоги-практики 3.Ф.Рау, Т.С.Pay, Н. Ю. Туркина (урожденная Pay), студенты M.Jl.Pay, Е. А. Шумская, следуя семейным традициям и завещанию основоположников сурдопедагогической школы династии Pay продолжают начатое ими дело, развивают их идеи на научно-теоретическом и практическом уровнях.

7. Ученики и последователи Ф. А. Рау, Н. А. Рау, Е. Ф. Рау и Ф. Ф. Рау продолжили и продолжают развивать их идеи, разрабатывая отдельные теоретические и практические аспекты работы учебно-воспитательного обр&ьовйния процесса дошкольного и школьного «Утухих детей (А.Г.Басова, И. Г. Багрова, К. А. Волкова, В. И. Бельтюков, А. И. Дьячков, И. Н. Красных, Э. В. Миронова, Л. В. Николаева, Л. П. Носкова, Н. Ф. Слезина, Н. Д. Шматко и др.). В учреждениях для детей с нарушениями слуха и речи работали и продолжают работать многочисленные сурдопедагоги-практики, которые приобретали знания и навыки работы под руководством членов династий Pay, их учеников и последователей.

8. Проведенное нами исследование позволило охарактеризовать научные биографии, воспроизвести эволюцию научно-практической деятельности всех членов династии Pay, обосновать теоретико-методологическую концепцию династии, проследить развитие взглядов членов династии на проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и на проблемы сурдопедагогики в целом. Полученные в ходе исследования материалы раскрывают историческое значение научных идей членов династии для развития отечественной сурдопедагогики. Наше исследование не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов, которым была посвящена научно-практическая деятельность членов семьи Pay и, с нашей точки зрения, имеет перспективы развития в разработке некоторых частных проблем, не получивших достаточного освещения в специальной литературе не только в историографическом плане, но и в научно-теоретическом, например, отношение к использованию дактильной формы речи в первоначальный период обучения устной речи, при обучении чтению с губ, отношение к языку жестов и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Музей истории отечественной сурдопедагогики (МИОС) учебно-воспитательного комплекса № 1838 для глухих детей г. Москвы. Фонды 1−5. Опись 3. Династия Pay.
  2. Архив Института коррекционной педагогики РАО (бывш. НИИ дефектологии АПН СССР). Личные дела Ф. Ф. Рау, М. Ю. Рау, Е. Ю. Рау, О. Н. Шумской, А. В. Шумского.
  3. Архив Московского педагогического государственного университета. Личные дела и трудовые списки Ф. А. Рау, Н. А. Рау, Е. Ф. Рау и Ф. Ф. Рау.
  4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-2306. Оп. 69. Д. 835. Л. 47,51.
  5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-2306. Оп. 75. Д. 33. Л. 42−42об.
  6. Центральный исторический архив Москвы. Ф. 4. Оп. 10. Д. 424.
  7. Семейный архив Е. Ю. Рау (Москва).
  8. Семейный архив М. Л. Тульпо (Москва).1.
Заполнить форму текущей работой