Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования
Диссертация
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: разработана концепция социально-экологического развития ребенка, позволяющая осуществить социальный заказ общества на выполнение образованием двух разнонаправленных функций — гуманистической и экологическойспроектированы система и содержание социально-экологического образования ребенка, построенного на принципах: гуманизации… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Методологические подходы к образованию дошкольников в современных условиях
- I. 1. Культурологический подход как методологическая основа образования, ориентированного на человека
- 1. 2. Экологический подход к развитию личности ребенка
- I. 3. Средовый подход к развитию и жизнедеятельности личности
- Выводы к главе 1
- Глава II. Социально-экологическое образование и развитие личности как актуальная проблема современного дошкольного образования
- II. 1. Социально-экологическое образование: ценности и принципы
- III. 2. Теоретические основы развития личности ребенка
- III. 3. Психолого-педагогические аспекты социально-экологического развития личности ребенка
- Выводы к главе II
- Глава III. Социально-экологическое развитие дошкольников как путь сохранения личности и среды ее жизнедеятельности
- III. 1. Социально-экологические проблемы и среда жизни человека в условиях Крайнего Севера
- III. 2. Концепция социально-экологического развития. личности ребенка
- III. 3. Технология социально-экологического развития личности ребенка
- Выводы к главе III
- Глава IV. Динамика социально-экологического развития личности ребенка-дошкольника в условиях опытно-экспериментальной работы
- IV. 1. Модель педагогического мониторинга процесса социально-экологического развития личности ребенка-дошкольника
- IV. 2. Состояние’социально-экологического образования и развития ребенка в дошкольном учреждении (диагностический этап)
- IV. 3. Обсуждение результатов педагогического мониторинга процесса социальноэкологического развития личности ребенка-дошкольника (контрольный этап)
- Выводы к главе IV
- Глава V. Профессиональная подготовка студентов к социальноэкологическому развитию дошкольников
- V. l. Компетентностный подход в системе профессионального образования педагога
- V. 2. Формирование социально-экологической компетентности студентов
- V. l. Компетентностный подход в системе профессионального образования педагога
Список литературы
- Абашкина Е.А., Егорова-Гантман Е. И др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Часть 1. М., 1993.389 с.
- Абдеев Р.Ф. Философия информатизационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 336 с.
- Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Педагогика, 1980. 378 с.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука. 1973.287 с.
- Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для ДОУ.- М., 1998. 42 с.
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль. 1976. 188 с.
- Агаджанян H.A. Человек и биосфера: Медико-биологические аспекты. М.: Знание, 1987. 96 с.
- Адамович Б.А., А.В.Вестяк, Кучеров В. П. Социальная экология. М. «РАУ-Университет», 2002. 240 с.
- Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993. 191 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии). Избр. пед. тр. М.: Педагогика, 1980. 325 с.
- Он же. Человек как предмет познания //Избранные психол. труды: в 2 т. М, 1988. 485 с.
- Он же. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
- Акимова Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития: учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. 312 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.239 с.
- Антипова В.М., Богомолова Г. П. Система школьного педагогического мониторинга. Ростов н/Дону //Инновационная школа. 1997, № 2. С. 8895.
- Антипова В.М., Лаптева Г. С. Педагогический мониторинг как средство управления реформированием и развитием образовательных учреждений //Современные технологии управления образовательным процессом. Ростов/на Дону: феникс, 1998. С. 56−90.
- Аттестация преподавателей иностранного языка в контексте системы непрерывного педагогического образования (полная средняя и высшая школа). М.: Еврошкола, 2001. 24 с.
- Асмолов А.Г. Непройденный путь: От культуры полезности к культуре достоинства //Практическая психология основы индивидуализации и дифференциации образования. М., 1991. 159 с.
- Он же. Психология личности. М., 1990. 260 с.
- Асташкова H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии //Педагогика. 2002, № 8. С. 8−13.
- Ахметова Д.З. Теория и практика развития школы-комплекса в условиях инновации и педагогического мониторинга: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1997. 41 с.
- Ашиков В.И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1998. 132 с.
- Бабакова Т.П. Теория и практика школьного экологического краеведения: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1996. 38 с.
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика педагогика развития. Курс лекций по дошкольной педагогике. Магнитогорск: МАГУ, 2004. 233 с.
- Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы. М., 1989.376 с.
- Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования. Европы. 3-е изд. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, Рос. Новый Университет, 2003. 128 с.
- Баньковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига: Зинатне, 1991. 128 с.
- Баранова Л.Я. Личные потребности. М.: Экономика, 1984. С. 15−20.
- Бахтин М.М. Человек в мире слова /Сост. О. Е. Осоевский. М.: Изд-во Рос. Откр. уни-та, 1995. 140 с.
- Он же. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 388 с.
- Бачинский Г. А. Социоэкология наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой //Материалы I Всесоюзной конф. «Проблемы социальной экологии». Львов, 1987. С. 23−27.
- Он же. Социоэкология: пути становления //Под знаком ленинизма. 1987, № 11. С. 10−19.
- Бганба В.Р. Социальная экология. М.: Высшая школа, 2004. 309 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: «Деловая книга», 1996. 344 с.
- Белкин A.C., Жукова Н. К. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург: УрГПУ, 1998. 75 с.
- Белозерцев В.И. Методологические основы становления социальной экологии как интегративной науки //Научно-практ. конф. Культура, нравственность и экономика. Ульяновск, 1996. 93 с.
- Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж, 1939. 139 с.
- Он лее. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989. 257 с.
- Бермус А.Г. Управление качеством профессионального образования: Дис.докт. пед. наук. Ростов н/Дону, 430 с.
- Берне Э. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986. 236 с.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений в физиологии и активности. М.: Наука, 1966. 244 с.
- Берталанфи JI. Общая теория систем //Исследования по общей теории систем. М.: Ежегодник, 1968. С. 125−126.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы //Гуманизация образования. 1994, № 1. С. 3- 12.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. С. 32−86.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996, № 1. С. 9 11.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Минист. образ. РФ, ин-т развития образования, 1995. 336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.192 с.
- Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921
- Библер B.C. Диалог культур: опыт определения //Вопросы философии. 1989, № 6. С. 31−42.
- Он же. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
- Он же. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1990. 419 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические теории в начале XX в.: Лекции по немецкой антропоэкологии и философии образования. М.: Изд-во Рос. откр. уни-та, 1994. 112 с.
- Бим-Бад Б.И., Петровский A.B. Образование в контексте социализации //Педагогика. 1996, № 1. С. 3−8.
- Битинас Б.И., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы //Педагогика. 1993, № 2. С. 10−15.
- Бирич И.А. Роль культуры и искусства в становлении и развитии универсальных сил человека //Человек в зеркале культуры и образования. М, 1989. С. 16−25.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы /Избр. пед .и психол. Соч. В 2 т. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. С. 39−85.
- Бобрышева Р.И., Олешкевич Т. Г. Дитя человеческое. М.: Академия, 1995. 39 с.
- Бобылева Л.Д. Эколого-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов //За гармонию взаимоотношений человека с природой. М., 1989. С. 165−166.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1993. 327 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968. 464 с.
- Она же. Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междун. пед. академия, 1995. 212 с.
- Большая советская энциклопедия (БСЭ). М.: Сов. Энциклопедия, 1973.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. 1997, № 4. С. 11−17.
- Она же. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа //Образование в поисках человеческих смыслов /Под ред. Е. В. Бондаревской Е.В. Ростов/на Дону, 1995. С. 11−27.
- Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика. Учебное пособие. М. -Ростов н/Дону: ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.
- Боровская H.H. Подготовка студентов педвуза к экологической деятельности по охране животных: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 226 с.
- Бояринцева H.H. Психолого-терапевтическая функция учителя в формировании адаптивной образовательной среды ученика: Дис. .канд. пед. наук. М., 2001. 280 с.
- Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности //Вопросы философии. 1999, № 11. С. 9−14.
- Брезкун С.Т. Единственный абсолютный императив //Международная жизнь. 1992., № 11. С. 119.
- Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий: Дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 198 с.
- Бромлей Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. М.: Мысль, 1990. 391 с.
- Бронфенбренер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976. 166 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 416 с.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке //Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С.
- Он же. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «Модек», 1996. 392 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. 268 с.
- Она же. Человек, культура и образование в кризисном социуме. //Вестник высшей школы. 1997, № 4. С. .
- Бюлер Ш. Социально-психологическое изучение ребенка. М., Л., 1931.
- Вайман С. Человеческая личность в перипетиях диалога //Человек. 1994, № 3. 39 с.
- Василенко Н.П. Диагностико-информационное и компьютерное обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов села. Канд. дис. Пятигорск. 2001. С. 196.
- Вербицкая Н., Бодряков В. Мониторинг результативности учебного процесса//Директор школы. 1997, № 1. С. 25.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
- Он же. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
- Он же. Основные принципы концепции непрерывного экологического образования //Просвещение: проблемы и перспективы. Спец. Вып. № 2 (7). Пенза, 1997. С. 4−5.
- Вересов Н. Мы земляне. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников //Дошкольное воспитание. 1994, № 12. 1995, №l.C. 64.
- Вилюнас B.K. Основные проблемы психологической теории эмоций //Психология эмоций. Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1993. С. 3−30.
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром: Автореф.дис. .докт. пед. наук. М., 1994. 50 с.
- Она же. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста //Экологическое образование: концепции и методологические подходы /Отв. Ред. Н. М. Мамедов. М., 1996. С. 35−43.
- Виноградова Т.А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду //Методические советы к программе «Детство». Спб.: Детство-пресс, 2002. С. 280−300.
- Винокурова Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в курсе школьной географии: Автореф. дис. .докт. пед.наук. М., 2000. 41 с.
- Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания /Под. Общ. Ред. И. А. Зимней. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 85 с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Педагогика, 1995. 232 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология /Собр. соч. в 6: т. М.: Педагогика, 1982, Т. 4. 272 с.
- Он же./ Собр. соч. в 6 т., Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию //Новые ценности образования. 1996. № 6. С. 10−39.
- Галагузова М.А. Социальная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: МГПУ, 1985. 45 с.
- Ган Н. Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитаниястарших дошкольников. Автореф.канд. дис. Екатеринбург, 2002. 22 с.
- Гачев Г. Д. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария, или образы в науке. М., 1991. 123 с.
- Гвишиани Д.В. Горизонты научно-технического прогресса и его социальные последствия: развитие образования и культуры //Социализм и прогресс человечества. Глобальные проблемы цивилизации /Общ. Ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. с. 293−366.
- Он же. Задачи образования в области окружающей среды //Охрана окружающей среды: проблемы просвещения. М.: Прогресс, 1983. С. 30−36.
- Гегель Г. Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1972. Т. 3. С. 306 -307.
- Генетика человека, ее философские и социально-этические проблемы. Материалы дискуссии //Вопросы философии. 1970, № 7. С. 107−133.
- Генисаретский О.И. Ценностные изменения и трансформация антропологических основ либерализма //Атриум. 1999, № 1. С. 21 25.
- Геницианский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии //Советская педагогика. 1991, № 9. С. 57.
- Герасимов И.П. Взаимодействие природы и общества и задачи конструктивной географии //Проблемы оптимизации в экологии. М.: Наука, 1978. С. 523.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психол.-соц. институт: Флинта, 1998. 432 с.
- Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика. 1992. № 5−6. С. 3−18.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.289 с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию /общ. ред.А. Л. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. 365 с.
- Гирусов Э.В. Основания социальной экологии //Философия и экологическая проблема. М., 1990. С. 210 -221.
- Он же. От экологического знания к экологическому сознанию
- Взаимодействие общества и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы. Отв. Ред. Е. Т. Фадеев. М.: Наука, 1986. С. 144−158.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, 1998. 432 с.
- Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: Учебное пособие /Ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: 1995. 104 с.
- Глоссарий терминов по образованию в области окружающей среды. М.: ЮНЕСКО, 1993. 67 с.
- Глоссарий терминов по технологии образования. Париж: ЮНЕСко, 1986. С. 56.
- Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М, 1990.210 с.
- Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: Автореф. дис. .докт. пед. наук. СПб., 1995. 45 с.
- Гончарова Ю.А. Педагогическое проектирование среды экологического образования средствами исследовательской деятельности. Автореф. дис.канд. пед. наук. Липецк, 2000. 22 с.
- Горелов A.A. Социальная экология. М., 1998. 262 с.
- Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995. 135 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис Дидик, 1994. 148 с.
- Гусейнов A.A. Природа как ценность культуры //Экология, культура, образование (Материалы к конференции). М., 1989. С.5−11.
- Он же. Отношение к природе как нравственная проблема //Философские науки. 1975, № 5. С. 27−31.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. .с.
- Он же. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. 136 с.
- Он же. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994. с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с.
- Он же. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Он же. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Давыдов В.В., Переверзев Л. Б. К исследованию предметной среды для детей //Техническая эстетика. 1976, № 3/ 4 с. 4−5.
- Дежникова Н.С. Экологическая культура как предмет педагогического исследования //Научные труды государственного НИИ семьи и воспитания. М.: НИИ семьи и воспитания, 1999. С. 151−161.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. Изд. 2-е, перераб. — СПб., 1996. 288 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Рос-то-на-Дону: Феникс. 480 с.
- Дидро Д. О достаточности естественной религии. Собр. соч. в 2 т. М.: Мысль, 1986. Т. 1. С. 188 198.
- Димова В.Н. Педагогические условия оптимизации процесса экологического образованя дошкольников. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 21 с.
- Дилигентский Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии. 1990, № 3. С. 47.
- Он же. «Конец истории» или смена цивилизаций? //Вопросы философии. 1993, № 3. С. 56.
- Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994. 18 с.
- Доклад о положении детей в городе Нижневартовске в 1999 году ./Под ред. Н. А. Сосниной. Нижневартовск: Центр по проблемам семьи, 2000. 88 с.
- Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 208 с.
- Дробницкий О.Г. Ценность //Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.
- Дышлевый П.С., Яценко JI.B. Что такое картина мира. М.: Наука, 1984. С. 11−32.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. 204 с.
- Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения //Социс, 1991, № 2. С. 108.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. 2-е изд. М.: Центр, 1996. 265 с.
- Епанчинцева Н.Д. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Автореф.дис. канд. пед. наук. Белгород, 2001. 18 с.
- Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Ростов н/Дону: Изд. Центр ДГТУ, 2001. 187 с.
- Загвязинский В.И., Атахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. 208 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2003. 57 с.
- Захарченко И.А. Дидактические основы построения системы личностного развития младшего школьника средствами иностранного языка. Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Дону, 1998. 24 с.
- Захлебный А.Н. Охрана природы и образование //Образование в современном мире. М.: Педагогика, 1981. С. 186−189.
- Он же. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис.. .д-ра пед.наук. М, 1986. 40 с.
- Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования //Экологическое образование в России. Теоретические аспекты. /Ред. Захлебный А. Н., Симонова-Салеева Л.П. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 160 с. С. 27−47.
- Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. М.: Педагогический поиск, 1998. 170 с.
- Здравомыслов А.Г. Нравственная ценность труда при социализме. М.: Политика, 1981. 102 с.
- Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: МГУ, 1981. 117 с.
- Зимняя И.А. Подготовка специалистов в вузе как многоуровневая полусубъектная деятельность. М.: Просвещение, 1998. 120 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 332 с.
- Змановский Ю.Ф. Здоровье без лекарств. М.: Сов. спорт, 1990. 59 с.
- Зубаков В.А. XXI в. Сценарии будущего: анализ последствия глобального экологического кризиса. СПб., 1995. 86 с.
- Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. Тюмень: Изд-во Тюм. уни-та, 1998. 195 с.
- Израэль Ю.А., Ровинский Ф. Я. Мониторинг фонового загрязнения природный среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1982. 220 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 462 с.
- Ильин И.А. Собр. Соч.: В 10 т. М.: Педагогика, 1994. Т. 3. С. 81.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.240 с.
- Иоганзен Б.Г. Основные принципы и формы природоохранного просвещения //О преподавании основ охраны природы в педвузах. М.: Просвещение, 1972. С. 102−121.
- Иоганзен Б.Г., Логачев Е. Д. Некоторые проблемы экологии человека //Вопросы философии, 1988, № 5. С. 43−56.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /Научн.ред. Л. А. Парамоновой, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасовой. М., 1997. 189 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Активные методы обучения в природоохранном образовании //Экологическое образование и воспитание в СССР. Из. докл. на междун. конгрессе по подготовке кадров в области охраны окружающей среды. М.: Изд-во Моск. Уни-та, 1987. С. 122−124.
- Кавтарадзе Д.Н., Брудный A.A. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования //Вестник образования. 1993, № 7. С. 13.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 213 с.
- Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983. 156 с.
- Он же. Проблема адаптации и конституции человека на Севере // Биология. Со АМН СССР. 1984, № 1. С. 95 99.
- Казначеев В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, Наука, 1991. 302 с.
- Камалова Р.Ш. Социальная экология как форма теоретического осмысления состояния современного общества. Автореф. дис. .канд.филос. наук. Ульяновск, 2002. 20 с.
- Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. М., 1997. 143 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1972. 704 с.
- Карапетова М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателей образовательных учреждений: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000. 19 с.
- Карпинская P.C., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: ко-эволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. 350 с.
- Кашлев С.С., Глазачев С. Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихсяю М.: Горизонт, 2000. 94 с.
- Киселев H.H. Влияние экологических исследований на стиль мышленияв современной науке //Интегральная функция экологии в современной науке. Киев: Выща школа, 1987. 280 с.
- Клинические аспекты полярной медицины /Под ред В. П. Казначеева. М.: Медицина, 1986. 207 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
- Он же. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с.
- Кларина JT.M. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим //Воспитываем дошкольников самостоятельными. СПб.: Детство-Пресс, 2000. С. 168−191.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Докл. Р. В. Хуторского на Отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр Эйдос-www. eidos. ru/news /compet/htm.
- Ключников В.П. и др. Человек техника — природа. Киев: Выща школа, 1990. 185 с.
- Князева E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным //Вопросы философии. М., 1992, № 2. С.3−20.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. 1993, № 1.С. 13−16.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 174 с.
- Козлова С.А. Я Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру //Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М.: Академия, 1996. С. 128−150.
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Наука, 1996.112 с.
- Колесников Л.П. Семонимические словари: 1. Словарь паронимов русского языка. 2. Словарь антонимов русского языка. Ростов: Феникс, 1996.-509 с.
- Комаров В.Д. Социальная экология: философские аспекты. Л., Наука, 1990.212 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. Соч. в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 656 с.
- Он же. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. 147 с
- Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1992. 335 с.
- Он же. Ребенок и общество. М., 1988. 279 с.
- Кондратьева H.H. и др. Мы: Программа экологического образования детей. 2-е изд, испр., доп.- СПб., 2001. 227 с.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов н/Дону: РГПУ, 1997. 144 с.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики. Москва-Волгоград, 2002. 163 с.
- Краткий словарь иностранных слов. М.: Сов. энц., 1966. 384 с.
- Краткий социологический словарь /Под. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. 479 с.
- Красикова К.Ф. Особенности диагностики инновационных учебных заведений в современном образовательном пространстве. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 1998. 17 с.
- Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.:Наука, 1992. С. 170−171.
- Кривощекова Н.В. Подготовка будущих воспитателей к формированию экологической грамотности дошкольников. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 18 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 19 781 980. С. 236.
- Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. В 2 частях. Ч. 1. Рига, 1999. 176 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Просвещение, 1975. 59 с.
- Кузьмина H.B. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки //Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.
- Куликов В.Ю., Ким Л.Б. Кислородный режим при адаптации человека на Крайнем Севере. Новосибирск: Наука, 1987. 158 с.
- Куликовская И. Э Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. М.: Пед. общ-во России, 2002. 224 с.
- Кульневич C.B. Единое образовательное пространство области (обоснование синергетической разработки). Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1998. 234 с.
- Лаврененко Л .Я. Развитие экологической воспитанности старших школьников в условиях учебно-воспитательного комплекса. Автореф. канд. дис. М., 1996. 18 с.
- Лаптев И.Д. Разум и биосфера //Проблемы оптимизации в экологии. М.: Наука, 1978. С. 40−58.
- Лебедева А.Н., Лаврик O.A. Природоохранное законодательство развитых стран: аналитический обзор. Новосибирск, 1993. 256 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1975. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М.:Педагогика, 1983. Т. 1. 391 с. Т.2. 320 с.
- Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1950. С. 16−35.
- Он же. Человек и культура. М., 1961. С. 75−94.
- Линч К. Образ города Пер. с англ. А. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982.. 328 с.
- Он же. Совершенная форма в градостроительстве /Пер с англ. А. Иконникова. М.: Стройиздат, 1986. 264 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1998. 464 с.
- Он же. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. 282 с.
- Он же. Экология личности //Педагогика. 1993, № 2. С. 19−23.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном /Сост. Г. А. Дубровская. Изд. Зе. М.: Дет. лит., 1989. 238 с.
- Он же. Экология проблема нравственная //Наше наследие. 1991, № 1. С. 19.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М, 1984. 392 с.
- Он же. Система наук о человеке //Психологический журнал. 1987, № 1. С. 3−13.
- Лосев A.B., Провадкин Г. Г. Социальная экология. Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. 312 с.
- Лось В.А. Взаимодействие человека и природы как глобальная проблема //Вопросы философии. 1982, № 5. С. 128−136.
- Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении. Автореф. дис. .докт. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 35 с.
- Магомедов Н.М. Неизвестная школа. Самара: СГУ, 1993. 233 с.
- Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. 688с.
- Майоров А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов A.B. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб.: изд-во СПб. гос. уни-та пед. мастерства, 1992. 78 с.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.:Педагогика, 19 831 986. С. 75−90.
- Максимова Л.В. Опыт выявления каркаса основных понятий общей ан-тропоэкологии //Эволюционная и историческая антропоэкология. М., 1994. С. 6−27.
- Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. 52 с.
- Он же. Экологическое образование: концепции и методические подходы. М.: РЭФИА, 1996. 67 с.
- Мануйлов Ю.С. Лингвистика как гносеологическая основа проблемы исследования и истолкования понятий «среда», «система» в педагогике //Среда система — управление в педагогике. Кустанай: КГУ, 1994. 106 с.
- Марков Ю.Г. Социальная экология /Отв. ред. А. Н. Кочергин. Новосибирск: Наука сиб. отд., 1986. 172 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Мир, 1996. 308 с.
- Маркова Т.А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1990. 18 с.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 172 с.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Изд-во РУДН, 1997. 436 с.
- Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности: тексты. М.:Просвещение, 1982. С. 108−117.
- Матрусов И.С. Школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1978. 95 с.
- Медоуз Д. Пределы роста. М. 1978. 127 с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Педагогика, 1985. 319 с.
- Методические советы к программе «Детство"/Отв. Ред. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. СПб.: Детство-Пресс, 2002. 304 с.
- Мид. М. Культура и мир детства. М.: Мир, 1988. 219 с.
- Миронов A.B. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань: Из-во КазГУ, 1986. 216 с.
- Он же. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Пед. обще-во России, 2002. 360 с.
- Миронов Г. Ф. Научно-исследовательская практика (философско-методологический анализ). Саратов: СГПУ, 1989. 130 с.
- Михеев A.B. и др. Охрана природы. М.: Наука, 1981. 130 с.
- Моисеев H.H. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство //Человек.1992, № 3. С. 10−37,
- Он же. Современный антропогенез и цивилизационные разломы //Вопросы философии. 1995, № 1. С. 3−30.
- Он же. Экология человека глазами математика (Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Молодая гвардия, 1988. 254 с.
- Моисеева JI.B. Альтернативные модели экологического образования. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1997. 106 с.
- Она же. Диагностические методики в системе экологического образования. Екатеринбург: УрГПУ, 1996. 166 с.
- Она же. Региональное экологическое образование: Теория и практика. Екатеринбург: Автореф. дис. .докт. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 46 с.
- Моложавый С., Шимкевич Е. Проблемы трудовой школы в марксистском освещении. М.: Работник просвещения, 1924. 130 с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. С. 44−45.
- Монахов В.М. Аксиологический подход к проектированию педагогической технологии //Педагогика. 1997, № 6. С. 26−31.
- Мониторинг образовательной системы современной школы. Учебно-методическое пособие. Ростов: ИПК и ПРО, 1999. 230 с.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 171 с.
- Мысливченко А.Г. Идея создания целостной концепции человека //Человек в системе наук. М., 1989. С. 43−49.
- Он же. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1971. 190 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика, 1998, № 3. С. 3−10.
- Он же. Духовные ценности и воспитание //Педагогика, 1998, № 4. С. 3−8.
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992
- Она же. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детскомсаду. -М., 1999. 87 с.
- Нийт Т. Общие тенденции развития теорий о взаимоотношении человека и среды //Человек, среда, общение. Таллинн, 1980. С. 5−25.
- Он же. Теории, объяснительное влияние пространственной стесненности //Человек в социальной и физической среде. Таллинн, 1983. С. 99 -127.
- Новоселова C.JI. Развивающая предметная среда. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. М., 1999. 224 с.
- Новые ценности для образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. /Сост. Н. Б. Крылова. М., 1995. 173 с.
- Обзор «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа в 1998 году». Отв. Н. В. Захарова. -Ханты-Мансийск: НПЦ «Мониторинг», 1999. 145 с.
- Обзор «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа в 1999 году». Отв. С. А. Яворук. Ханты-Мансийск: НПЦ «Мониторинг», 2000. 130 с.
- Овчаров Е.А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья населения. Нижневартовск: изд-во НГПИ, 1993. 217 с.
- Одум Ю. Экология: В 2 т. Т. 2. М.: Мир, 1986. 376 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. энц., 1970. 900 с.
- Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика. 1996, № 3. С. 9−15.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. 197 с.
- Он же. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа
- Вопросы психологии. 1999, № 4. С. 87−90.
- Орлов Б.В., Эйгори Н. К. Духовные ценности: проблема отчуждения. Екатеринбург: УрГПУ, 1993. 184 с.
- Орлов В.В., Краснов Г. С. О природе человеческой биологии //Философия пограничных проблем науки. Вып. 3. Уч. Зап. Пермь, 1970. № 224. С. 210.
- Основы дошкольной педагогики /Под ред. A.B.Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980. 272 с.
- Отчет «Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе». Нижневартовск, 1996. 279 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально психологической теории. М.: Мысль, 1971.352 с.
- Он же. Социальная психология как наука. М.: Мысль, 1986. 345 с.
- Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общ-во. России, 1998. 64 с.
- Пелипенко A.A., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Изд-во «Язык русской культуры», 1998. 268 с.
- Петров K.M. Экология человека и культура. СПб.: Химиздат, 1999. 384 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив М.: Политиздат, 1982. 255 с.
- Он же. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов н/Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Он же. Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984. 272 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Педагогика, 1992. 151 с.
- Петровский В.А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа, 1993. 102 с.
- Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 137 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
- Пилипенко В.Р. Психология восприятия и социальная психология в разработке проблемы «образ жизни предметная среда» //Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987. С. 99−100.
- Питирим О. Тело, душа, совесть //Человек. 1990, № 1. С. 34−37.
- Платонов К.К. Урбанизация, технизация и психика человека //Общество и здоровье человека. М.: Медицина, 1973. С. 242−253.
- Плотников В.И. Сущность развития как методологическая проблема. Диалектика прогрессивного развития. Свердловск: УГИ, 1976. С. 3−13.
- Повестка дня на XXI век. Рио-де-Жанейро, 1992. С. 14−15.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1996. 432 с.
- Поддьяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 1977. 390 с.
- Пономарева Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников. Автореф. .дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 18 с.
- Попов В.Г., Голубков Г. А. Мониторинг развития региональной системы образования // Мониторинг. 2000, № 2. С. 30−33.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас. Программа культурно-экологического образования дошкольников. М.: Linlca-Press, 1998.187 с.
- Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. М.: Мир образования, 1998. № 7−8. С. 61−66.
- Практикум по общей психологии /Под ред. А. И. Щербакова. М.: Просвещение, 1979. 302 с.
- Прахин Е.И. Особенности физического развития детей в различных экологических условиях Севера и Сибири: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Киев, 1984. 31 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Природа моделей и модели природы. М.: Мир, 1986.45−51.
- Проблемы совершенствования образа жизни в условиях Севера: Межвузовский сб. Красноярск: Изд-во Красноярского уни-та, 1985. 155 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. В. А. Васильевой. М., 1978. 174 с.
- Программа «Развитие»: Основные положения /Под ред. JI.A. Венгера.-М.5 1994
- Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Проф. Образование», 1997. 512 с.
- Проблемы педагогической инноватики. Компетентностный под-ход.Материалы региональной научно-практической конф. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2003. 211 с.
- Психолого-педагогический словарь /Сост. Мижериков В. А. Ростов н/Дону: Феникс, 1998. 544 с.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Педагогика, 1999. 156 с.
- Радьяр Д. Планетаризация сознания. От индивидуальности к целому. М.: REFE book, К.-Ваклер, 1995. 304 с.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.287 с.
- Ракитов И.А. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: Пример России //Вопросы философии. 1994, № 4. С. 105−110.
- Раппопорт Ж.Ж. Адаптация ребенка на Севере. М.: Медицина, 1979. 191 с.
- Раудсепп М. Социально-психологическая эффективность жилища //Человек, общение и жилая среда /Под ред. Ю. Орпа и Т. Нийта. Таллин, 1986. С. 115−153.
- Он же. Среда как место поведения (Школа экологической психологии Роджера Баркера) //Человек в социальной и физической среде. Таллин, 1983. С. 143−166
- Ребенок в мире культуры /Под ред. Р. М. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 558 с.
- Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.:Просвещение, 1988. 319 с.
- Он же. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. -637 с.
- Он же. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. М.: Изд-во Рос. откр. Уни-та, 1993. 100 с.
- Он же. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия Молодая, 1994. 367 с.
- Он же. Экологический манифест. М.: Россия молодая, 1994. С. 5.
- Репкин В.В., Репкина Г. В., Заика В. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности //Вопросы психологии. 1995, № 1. С. 75−77.
- Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М., 1996. 144 с.
- Роджерс К. Клиентоцентрированный (человекоцентрированный) подход в психотерапии //Вопросы психологии. 2000, № 2. С. 48−58.
- Он же. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
- Родин С.Н. Идея коэволюции. Новосибирск: Наука, 1991. 285 с.
- Розин В. Личность в религиозном, эзотерическом и научном мире //Общественные науки и современность. 1994, № 5. С. 128 135.
- Он же. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения //Вестник высшей школы. 1991, № 1. С. 72−79.
- Розов М.А. Проблема ценностей и развитие науки //Наука и ценности. Новосибирск: Наука, 1987. С. 36−41.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АПН РСФР, 1957. 370 с.
- Он же. Основы общей психологии в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 448 с.
- Рубцов B.B. Основы социально-генетической психологии. М., Воронеж, 1996. 186 с.
- Он же. Развитие образовательной среды региона. М.: Педагогика, 1997. 134 с.
- Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований //Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 5. С. 27.
- Рыбак Е.В. Вместе. Программа социального развития ребенка. М.: Арк-ти, 1999. 43 с.
- Рыжова H.A. Наш дом природа. — М., 1998. 25 с.
- Она же. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2001. 432 с.
- Рылеева Е.В. Открой себя. Программа социально-нравственного воспитания дошкольников. М.: Академия, 2001. 26 с.
- Рябченко A.M., Кульпина Т. И., Добышева В. П. Педагогический мониторинг эффективности воспитательной системы. Ростов, 1997. С. 119.
- Савенков А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики //Дошкольное воспитание. 2000, № 2. С.
- Салмин Л.Ю. Жилище в городе, город в жилище //Ценности, образ жизни и жилая среда, М., МГУ, 1987. С. 76−82.
- Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников //Начальная школа. 1991, № 4. С. 24 27.
- Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления /Ред. В. И. Аршинов. М.: Арго, 1994. 350 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 256 с.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. С. 44.
- Он же. Педагогика среды. Екатеринбург: УрГПУ, 1993. 203 с.
- Он же. Социальная педагогика: История и современность. Екатеринбург: УрГПУ, 1995. С. 76.
- Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений школьника //Советская педагогика. 1989, № 5. С. 15−19.
- Сергеенок С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук, Спб., 1992. 18 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
- Сеченов И.М. Избр. произв.М.: Наука, 1952. Т. 2. С. 533.
- Симонов П.В. Созидающий мозг. М., 1993. 195 с.
- Сидельковский А.П. Взаимодействие школьников с природой как условие экологического образования //Педагогические принципы и условия экологического образования. /Отв. ред. А. Н. Захлебный. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. С. 36−41.
- Сиземская И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте //Педагогика. 1998, № 7. с. 14−20.
- Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования. Екатеринбург: УрГПУ, 1998. 197 с.
- Скок Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей /Под ред. Ю. А. Кудрявцева. Новосибирск: НГПУ. 1992. 115 с.
- Скульмовская Л.Г. Культурное пространство региона как объект социологического анализа //Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования. Проблемы и перспективы. Нижневартовск: НГПИ, 2002. С. 48−55.
- Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя //Советская педагогика. 1991, № 10. С. 27.
- Сластенина Е.С. Основы экологической подготовки учителя //Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников. М.:
- Изд-во АПН СССР, 1985. С. 11−16.
- Она же. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. 104 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека /Под ред. В. Г. Щур. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
- Словарь иностранных слов /Под ред. Ф. Н. Петрова. 13-е изд. М.: Русский язык, 1986. 608 с.
- Словарь русского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1986. 687 с.
- Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 388 с.
- Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 1559 с.
- Социальная и этническая экология. Региональный компонент /Под ред. Ф. Н. Рянского. Нижневартовск-Тюмень: Изд-во ФГУ ИПП «Тюмень», 2003. 640 с.
- Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека //Педагогика. 1993, № 2. С. 28−32.
- Спенсер Г. Образование. Избр. Соч. в 2-х т. Т. 1. СПб., 1914. 135 с.
- Степанова Г. Б. Влияние микро и макро среды промышленного города на психическое развитие дошкольников. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1999. 19 с.
- Степанова Г. А. Теория и практика формирования профессионально-педагогической готовности студентов к рабилитации дт средствами физической культуры. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1999. 46 с.
- Степин B.C., Толстых В. И. Демократия и судьбы цивилизации //Вопросы философии. 1996, № 10. С. 3−19.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998. 368 с.
- Она же. Технология обучения в вузе. М.: Совершенство, 2000. 272 с.
- Струков Э.В. Социальный образ жизни: теоретические и идейно-воспитательные проблемы. М.: Мысль, 1977. 263 с.
- Субботский E.B. Детство в условиях различных культур //Вопросы психологии. 1979, № 6. С. 75.
- Суравегина И.Т. Программа экологического образования общеобразовательной школы № 446 г. Москвы. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. С. 5.
- Она же. Система экологического образования в школе: Концепция и модель //Экология, культура, образование. М., 1989. С. 240−210.
- Суравегина И.Т., Мамедов Н. М. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте устойчивого развития //Вестник экологического образования. Вып. 1−2. Обнинск, 1995. 35 с.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. Метод. Пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994. 128 с.
- Сухомлинский В.А. Природа, труд, мировоззрение //Соч. В 5 т. Киев, 1980. Т. 5. С. 581−593.
- Он же. Школа и природа //Соч. В 5 т. Киев, 1980. Т. 5. С. 565−581.
- Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. 192 с.
- Табукашвили Т.Г. От диагностики к экологическому развитию. Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 2003. 128 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
- Теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1996. 352 с.
- Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989. 284 с.
- Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 194 с.
- Тимошина Е.Е. Педагогические условия . развития социально-перцептивной компетентности будущих педагогов в процессе высшего профессионального образования. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Череповец, 2002. 20 с.
- Тихонова А.Е. Система эколого-профессиональной готовности студентов педагогического вуза //Экологическое образование: проблемы взаимодействия и преемственности средней и высшей школы. СПб.: РГПУ, 1995. С. 52−53.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. JI.: 1960. 118 с.
- Тупичкина Е.А. Информационные основы дидактики. Армавир: АГПУ, 2004. 208 с.
- Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования //Педагогика, 1999, № 1. С. 103−109.
- Тюмасева З.И. Системное образование и образовательные системы. Че-лябинск:ЧГПУ, 1999. 280 с.
- Тюмасева З.И., Аменд А. Ф. Экологическое строительство детской души. Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. 240 с.
- Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993. 274 с.
- Федотова A.M. Пермский край мой родной край. Пермь: Книжный мир, 2001. 318 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Он же. Социальное и биологическое развитие личности //Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1985. С. 32−48.
- Фейнберг H.JI. Наука, искусство, религия //Вопросы философии. 1997, № 7. С. 54−62.
- Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. 127 с.
- Философский энциклопедический словарь /под ред. И. Т. Фролова. М.:. Политиздат, 1991. 560 с.
- Флоренская Т.А. Проблемы психологии гармоничной личности. М.: Просвещение, 1976. 286 с.
- Флоренский П. Столп и утверждение истины. М. Просвещение, 1990. 172 с.
- Флэйк Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: развитиет 441ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. С. 38 55.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Френе С. Избр. пед. Соч. М.: Прогресс, 1990. 304 с.
- Фридман JI.M. Психопедагогика общего образования. М.: Ин-т практической психологии, 1997. 288 с.
- Фридман JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
- Он же. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу //Философия наук, 1990. № 8, 9
- Фуряева Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом. Красноярск: Изд-во ф КГПУ, 1999.218 с.
- Она же. Мир жизни ребенка в детском саду. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1994. 36 с.
- Она же. Сравнительная педагогика детства. Красноярск: РИО ГОУ КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. 464 с.
- Хайдеггер М. Время и событие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.447 с.
- Хаснулин В.И. Введение в полярную медицину. Новосибирск: Со РАМН, 1998.337 с.
- Хацкевич Д.Х. Природа как эстетическая ценность. М.: Высшая школа, 1987. 120 с.
- Хейдметс С. Субъект, среда и границы между ними //Психология и архитектура. Ред. Т.Нийта. Таллинн, 1983. С. 61−63.
- Хейзинга И. Homo Ludens. В тени давтрашнего дня: Пер. с нидерл. М.: Прогресс- Академия, 1992. 464 с.
- Хесле В. Философия и экология. Пер. с нем. А. К. Судакова. М.: Изд. • Фирма АО «Ками», 1994. 192 с.
- Холл С. Эволюция и воспитание чувства природы у детей. Петербург, 1927. 97 с.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1999. 223 с.
- Худякова H. J1. Развитие человека и воспитывающая функция образования. Челябинск: ЧТУ, 2002. В 2 т. Т. 1 146 с. Т. 2. — 196 с.
- Цветкова И.В. Теоретические и методические основы экологического воспитания младших школьников во внеурочное время. Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1999. 38 с.
- Цодикова Д.С. Ключевые компетенции менеджера XX века. Практический Kypc. http:/www.buk.irk.ru/chairs/management/programs/zodikova.htm.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология развития. М.: Интерпракс, 1995.288 с.
- Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. 171 с.
- Он же. Культура ценность — человек //Вопросы философии. 1984, № 6. С. 63.
- Черноушек М. Психология жизненной среды /пер. с чешек. М.: Мысль, 1989. 174 с.
- Чернухин А.Е. Англо-русский политехнический словарь. Бишкек: Русский язык, 1979. 688 с.
- Чумичева P.M., .Ведмедь О. Л., Платохина H.A. Ребенок в пространстве города Ростова-на-Дону. Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ 2004. 287 с.
- Шамардин В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем //Педагогика. 1998, № 4. С. 36−42.
- Шаповалов В.И. Структура и энтропия //Химия и жизнь. 1996, № 1−3. С. 18−22.
- Шацкий С.Т. Избр. Пед. соч. в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 304 е., Т. 2.414 с.
- Швагер В.В. Диагностическая деятельность учителя начальной школы в личностно-развивающем обучении. Автореф. дис. .канд. пед.наук. Ростов, 1998. 16 с.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 572 с.
- Шевандрин Н: И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998.512 с.
- Он же. Психосемантическая парадигма в гуманистически-ориентированном образовании //Педагогика. 1992. № 9−10. С. 28−32.
- Шелер М. Положение человека в космосе //Мир философии. Ч. 2. М.: Политиздат, 1991. С. 81−86.
- Шевцов А.Г. Социальная экология и экологическое воспитание: методологические и естественнонаучные основы. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 1992. 101 с.
- Шиленок Т.А., Каменская Т. В. Организация экологической среды в дошкольных образовательных учреждениях как педагогическое условие развития экологической культуры детей //Экология и образование. 2001, № 1−2. С. 42 -44.
- Шилова B.C. Теоретические основы социально-экологического образования школьников. Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Белгород, 1999. 38 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. М.: Пед. обще-во России, 1999. 316 с.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1995. 480 с.
- Шмайдер А. Сущность и общие подходы к просвещению в области окружающей среды: проблемы просвещения. М.: Прогресс, 1983. С. 42−71.
- Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга: Духовное познание, 1992. 108 с.
- Штомпка П. Социология изменений /Под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.
- Экологический словарь /Сост. С. Делятицкий и др. М.: Конкорд МД Экопром, 1993.208 с.
- Экологический энциклопедический словарь /Сост. И. И. Дедю. Киев:
- Наукова думка 1990. С. 206
- Экологическое образование: опыт России и Германии /Под ред. В.И. Данилова-Данильяна, С. Н. Глазачева. М.: Горизонт, 1997. 515 с.
- Экология ХМАО /Под ред. В. В. Плотникова. Тюмень, 1997. 222 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольникаУ/Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1966. С. 254 -личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1966. С. 254−292.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ //Психологическая наука и образование. 1996, № 1. С. 42−45.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: Интерпракс, 1994. 336 с.
- Юсеф Е.К. Личностная ориентация обучения как условие развития компетентности студентов технического университета (на материале ино-стртанного языка). Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ростов н/Дону, 2001. 19 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
- Яковец Ю.В. История цивилизаций. В.: Владар, 1995. 461 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. 259 с.
- Яншин Ф.Т. Учение В.И.Вернадского о преобразовании биосферы и экологии человека. М.: Наука, 1986. С. 54.
- Ярошевский М.Г. О категориальном анализе развития психологического знания //Вопросы психологии, 1972, № 3. С. 15−23.
- Barker R.G. Ecolojial Psychology. California: Stanford University Stress, 1968.242 р.
- Becker Textor J., Textor M. (Hrsg.), Familie. Neuwied, 1993.
- Collins COBUILD Essential English Dictionary. London, Glasgow, 1985.
- Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings /Ed. By Edmund C. Short. Lanham etc.: University Press of America, 1984/Vol. VI. 185 p.
- Competency Assessment, Research, and Evalution: A Report of a National Conf. University of Houston, March 12−12, 1974, Houston, USA, 1974/ 272 P
- Competency-Based Education: Beyound Minimum Competency Testing /Developed by Nothwest Reg. Educational Lab.- Ruth Nichse, ed. Washington: Governement Print Office, 1983/ 242 p.
- Competency Teacher Education: Progress, Problems and Prospects /Ed. By W.R. Houston, R.B.Howsam. Chicago: Science research Assoc., 1972/ Vol. X. 182 p.
- Gesetz und Verordnungsblutt fur das Land Nordrhein — Westfalen. Koln, 1992.
- Hawley A.H. Human Ecology: A Theory of Community Structure. New York, 1950.
- Hinz H. «Welt» als bildungstheoretisher Grunbegriff //Bildung und Erziehung an der Shwell zum dritten Jahrtausend: Multidisziplinare Aspekte Analysen, Pasitionen, Perspektiven. Munchen. 1994. S. 103−115.
- Hutmaster W. Key Competencies for Europe //Report the Symposium. Council for Cultural Co-operation (CDCC). Strasbourg, 1997.
- Krenz A. Der «Situationsorientierte Ansantz» im Kindergarten. Grundlagen und Praxis. Munchen, 1991.
- Peccei A. The alternatives oh the human future //World futures. 1984. V. 19/ No ¾. P. 205−206.
- Ryan K., Cooper J. Those Who Teach. 3-d ed/ Boston: Houghton Mifflin, 1980.
- Simon H. Models of Man. New York, 1957. 352 p.
- Stent Glass blad game: A reviw of Alexander Rosenberg. The structure of Biological Sciens. Biology and philosophy, v. 1, n. 2. 1986.
- Toffler A. The Adaptive Corporation. Aldeshot, 1985.
- Wicker A.W. An introduction tu ecolojical pscihology. Cambridze Univer press. 1984.