Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Половые особенности пространственно-временной организации взаимодействия биопотенциалов мозга у взрослых и детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенного исследования позволяют сделать общее заключение о том. что половой диморфизм пространственно-временной организации межрегионального взаимодействия кортикальных отделов обоих полушарий мозга формируется в постнатальном онтогенезе ребёнка постепенно и поэтапно с превышением среднего уровня дистантных взаимосвязей ЭЭГ у девочек по сравнению с мальчиками в группах… Читать ещё >

Содержание

  • Актуальность проблемы
  • Цели и задачи исследования
  • Научная новизна
  • Основные положения, выносимые на защиту
  • Теоретическое и практическое значение работы
  • Апробация работы
  • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  • Глава 1. Психофизиологические различия в деятельности центральной нервной системы у лиц разного пола
  • Глава 2. Особенности системной организации деятельности мозга у мужчин и женщин
  • Глава 3. Возрастные особенности становления системной деятельности мозга у детей разного пола
  • МЕТОДИКА
  • Глава 4. Объекты, условия исследования и методы регистрации и анализа многоканальной ЭЭГ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
  • Глава 5. Особенности пространственно-временной организации биоэлектрической активности мозга у мужчин и женщин
    • 5. 1. Половые различия в системной организации дистантных связей 78 активности отделов коры обоих полушарий мозга в состоянии покоя
    • 5. 2. Особенности системных перестроек межрегионального 85 взаимодействия потенциалов коры при когнитивной деятельности у взрослых лиц разного пола
    • 5. 3. Обсуждение результатов
  • Глава 6. Половые особенности становления системной организации пространственно-временных отношений колебаний ЭЭГ у детей, начиная с периода новорожденности
    • 6. 1. Половые особенности организации БЭА мозга у новорождённых и у 132 детей 5−6 и 8−9 лет в состоянии спокойного бодрствования
    • 6. 2. Тендерные различия в изменениях организации межрегиональных 138 взаимодействий потенциалов коры у детей 5−6 лет при некоторых видах когнитивной деятельности
    • 6. 3. Обсуждение результатов
  • Глава 7. Анализ генетической обусловленности пространственной организации дистантных связей биопотенциалов головного мозга в группах детей и взрослых у лиц мужского и женского пола
    • 7. 1. Оценки межиндивидуального сходства пространственной 152 организации межрегионального взаимодействия биопотенциалов коры мозга у взрослых испытуемых
    • 7. 2. Оценки межиндивидуального сходства пространственной 160 организации межрегионального взаимодействия биопотенциалов коры мозга у новорождённых и у детей 5−6 и 8−9 лет

Половые особенности пространственно-временной организации взаимодействия биопотенциалов мозга у взрослых и детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы Выявление нейрофизиологии. специфических для лиц разного пола особенностей в организации системной деятельности мозга является весьма актуальной задачей Половой диморфизм морфофункциональной организации головного мозга во многом определяет тендерные особенности протекания процессов ВНД и ВПФ, отражающихся в различных стилях социального поведения и когнитивных стратегий. Согласно некоторым концепциям, дивергенция стратегий выживания для разных полов является одним из магистральных направлений эволюции. Как известно, природа «обеспечила» особям женского пола возможность выживать и оставлять потомство даже в экстремальных условиях, благодаря большей фенотипической пластичности, в то время как особи мужского пола, характеризующиеся более «ригидным» фенотипом, в экстремальных условиях чаще погибают. В то же время, особи мужского пола отличаются большим генотипическим разнообразием, что в некоторых случаях может способствовать более эффективному приспособлению к новым условиям существования популяции и, таким образом, способствовать жизнестойкости и эволюции вида в целом. По мнению В. А. Геодакяна (2004), женские особи, как у высших животных, так и у людей ориентированы на сохранение консервативных признаков вида, тогда как мужские особи «используются» в эволюции для поиска и апробации новых свойств и качеств. Наличие в человеческой популяции разных стратегий поведения, отражающихся в особенностях мужской и женской социальных ролей, может являться одним из важных факторов успешной видовой адаптации человека (Голдберг, 2003). Известно, что женщины успешнее справляются со стереотипными задачами, они более устойчивы к монотонии и условия неопределённости для них оказываются менее стрессогенными, чем для мужчин (Ильин, 2001). Это находит отражение в более успешной адаптации многих лиц женского пола в сложных социальных условиях. С другой стороны, мужчины более успешно осуществляют поиск новых стратегий поведения и отличаются большей целеустремлённостью и настойчивостью в достижении поставленной задачи. Существенные половые различия в реализации биологических и социальных функций у мужчин и женщин в значительной мере обусловлены морфофункциональными особенностями их головного мозга. Сравнительные морфометрические исследования показывают определённые различия в строении мужского и женского мозга. Так, у мужчин больше выражен «сдвиг Яковлева» (т.е. выпирание правой лобной над левой лобной долей, наряду с выпиранием левой затылочной доли над правой затылочной долей (цит. по Голдбергу, 2003), при этом толщина коры правой лобной доли у мужчин больше, по сравнению с левой, в то время как у женщин эти билатеральные различия мало выражены (Click et al., 1982). Тендерные различия в толщине коры лобных долей, как и различия в толщине левой и правой коры у мужчин, присутствуют как у людей, так и у разных других видов млекопитающих (Diamond, 1985; Glide et al., 1979, Glick et al., 1982). Показано, что число и плотность нейронов на единицу объёма коры у мужчин несколько больше, чем у женщин (Rabinowicz et al., 1999). Описаны существенные половые различия в размерах и особенностях строения разных частей мозолистого тела и в динамике возрастных изменений этой важнейшей комиссуры человеческого мозга (Witelson, 1989; Cowell et al., 1992, 1994; Abolitiz et al., 1996; Murphy et al., 1996; Sallivan et al., 2001). По данным физиологов, психологов и педагогов у детей разного пола отмечаются ранние и разнообразные проявления половых различий. Так, уже в первые годы жизни маленькие девочки успешнее овладевают мелкой моторикой рук. Девочки обычно начинают раньше говорить и, таким образом, в более ранние сроки обретают благоприятные условия для успешной социальной адаптации. В то же время, мальчики уже в дошкольном и младшем школьном возрасте более эффективно овладевают навыками анализа пространственных отношений. В 12−13 летнем возрасте по ряду физических и физиологических показателей девочки в среднем на 1,5−2 года опережают мальчиков. Перестройка психофизиологических процессов в пубертатный период у девушек происходит более плавно, чем у юношей. Понятно, что отмеченные возрастные особенности организации нервнопсихической деятельности у девочек и мальчиков находят отражение в деятельности ЦНС и, следует ожидать, что эти особенности могут продуктивно анализироваться посредством методов многопараметрического анализа ЭЭГ. При исследовании половых различий локальных характеристик ЭЭГ с помощью спектрально-частотных методов анализа получены разные, иногда противоречивые данные. Так, М. Horita et al. (1995) показали большие значения спектральной плотности мощности колебаний ЭЭГ у женщин, чем у мужчин, в дельта-, тетаи бетадиапазонах, при этом не было выявлено достоверных различий в альфа-диапазоне частот. В другом исследовании (Friedl, Vogel, 1979) были выявлены различия и в альфа-диапазоне частот, при этом у женщин наблюдали меньшую мощность колебаний ЭЭГ в этом диапазоне по сравнению с мужчинами, а большую в бета-диапазоне. Имеются также данные и об отсутствии особых отличий в фоновой ЭЭГ у лиц разного пола (Gasser et al., 1983; Nanbu et al., 1995). Более однотипные результаты были получены при использовании методов анализа пространственно-временной организации ЭЭГ. В исследованиях разных авторов показано наличие более высокого уровня межполушарной когерентности ЭЭГ у лиц женского пола (Flor-Henry, Koles, 1982; Duffy et al., 1996). Результаты исследований H. В. Вольф (1998) и О. М. Разумниковой с соавт. (1999, 2000, 2004) также указывают на более тесное межполушарное взаимодействие гомологичных участков коры у женщин по сравнению с мужчинами. При этом в низкочастотных диапазонах колебаний ЭЭГ тесное межполушарное взаимодействие у женщин более выражено для фронтальных участков коры, а в высокочастотном бета2диапазоне также и для парието-окципитальных (Разумникова, 2004). У мужчин по данным этого автора отмечаются большие показатели когерентности колебаний ЭЭГ в диапазоне 10−30 Гц в пределах левого полушария. И. Е. Кануников с соавторами (Белов, Кануников, Кавшбая, 1997) показали, что у мужчин показатель глобальной синхронизации ЭЭГ и показатели пространственной синхронизации ЭЭГ в пределах левого и правого полушарий, а также уровень межполушарной синхронизации колебаний ЭЭГ выше, чем у женщин. Эти авторы связывают наблюдаемые половые различия ЭЭГ с большим уровнем неспецифической активации коры у лиц мужского пола. Особый интерес представляет исследование формирования с возрастом детей полового диморфизма биоэлектрической активности мозга. В работе М. Thordstein et al. (2006) анализ соотношений спектральной плотности мощности в области низких и высоких частот колебаний ЭЭГ у бодрствующих и спящих новорождённых привёл авторов к выводу о более раннем созревании кортикальных функций у девочек по сравнению с мальчиками. При изучении половых различий ЭЭГ у детей от 8 до 12 лет (Benninger et al., 1984) было установлено, что у мальчиков наблюдаются меньшие значения мощности тета-колебаний, но большие значения мощности в альфа-диапазоне. Также и по данным Н. В. Гавриш с соавт. (1993), в фоновой ЭЭГ девочек 6−7 лет значительно больше по сравнению с ЭЭГ мальчиков представлены колебания медленного тета-поддиапазона (4−5,5 кол/с), особенно в лобных и центральных областях. Однако, девочки, по данным этих авторов, превосходят мальчиков по выраженности более быстрых поддиапазонов альфа-ритма, в особенности альфаЗ (11,5−13 кол/с) в задних областях коры. При исследовании межполушарной когерентности колебаний ЭЭГ у детей 8−13 лет (Marosi et al., 1993) показали, что у девочек величина когерентных связей выше во всех частотных диапазонах (особенно в тета-), за исключением альфа-диапазона, где межполушарная когерентность ЭЭГ, напротив, оказалась больше у мальчиков. Кроме того, в этом исследовании во всех частотных диапазонах у девочек отмечались большие значения когерентности колебаний ЭЭГ в пределах правого полушария, чем это было отмечено у мальчиков. Н. Л. Горбачевская и Л. Ф. Кожушко (1990), проведя лонгитюдное исследование формирования ЭЭГ у здоровых школьников, на основе анализа динамики как амплитудных, так и энергетических показателей ЭЭГ в альфа-диапазоне, пришли к выводу о том, что у мальчиков на протяжении девяти лет жизни (с 8 до 17 лет) происходят те же изменения биоэлектрической активности мозга, что и у девочек, но с задержкой на 2−3 года. К особенностям ЭЭГ, связанных с полом, но не зависящим от стадии полового созревания, авторы относят большую возрастную изменчивость ЭЭГ у девочек по сравнению с мальчиками, больший разброса частоты альфа-ритма. Также у.

ВЫВОДЫ.

1. При анализе становления в постнатальном онтогенезе полового диморфизма пространственно-временной организации биопотенциалов мозга у детей разного возраста был выявлен иной, чем у взрослых испытуемых, характер половых отличий. У девочек, по сравнению с мальчиками, начиная с периода новорожденности до младшего школьного возраста, наблюдалось превышение среднего уровня межрегионального взаимодействия биопотенциалов коры, в то время как у взрослых более высокий средний уровень дистантных взаимосвязей потенциалов мозга был характерен для лиц мужского пола.

2. У взрослых испытуемых мужского пола по сравнению с женщинами превышение среднего уровня межрегиональных взаимодействий биопотенциалов коры было особенно характерно для внутриполушарных связей ЭЭГ в пределах левого полушария (связи задневисочных зон и зон ТРО с лобными отделами). В свою очередь, у женщин отмечался более высокий, чем у мужчин, уровень межполушарных взаимодействий. Когерентный анализ ЭЭГ показал, что у мужчин во всех частотных диапазонах когерентные связи активности задневисочной области и зоны ТРО левого полушария с передними отделами коры были выше, чем у женщин, тогда как у женщин были более выражены межполушарные когерентные связи ЭЭГ передних и височных отделов правого полушария, особенно в дельта-диапазоне.

3. У новорождённых девочек более высокий, чем у мальчиков, уровень дистантных связей ЭЭГ был характерен для многих внутрии межполушарных взаимодействий корковых зон, в то время как у девочек дошкольного и младшего школьного возраста в большей мере превалировали внутриполушарные взаимосвязи биопотенциалов задних и височных отделов левого полушария. Эти данные согласуются с известными фактами опережающего развития девочек по сравнению с мальчиками по многим психологическим и физиологическим показателям.

4. При оценках степени межиндивидуального сходства пространственной организации дистантных связей биопотенциалов мозга в разных комбинациях межрегиональных взаимодействий (с вычислением в парах индивидуумов одного пола коэффициентов корреляции между соответствующими паттернами дистантных связей ЭЭГ) был выявлен высокий средний уровень корреляции, превышающий у взрослых и у детей 5−6 и 8−9 лет почти для всех комбинаций связей ЭЭГ уровень 0.7. Максимальный уровень межиндивидуального сходства как у лиц мужского, так и женского пола во всех возрастных группах был характерен для межполушарных связей ЭЭГ билатерально-симметричных областей левого и правого полушарий.

5. Достоверно более высокий уровень межиндивидуального сходства (при р=0.05) отмечался у женщин по сравнению с мужчинами почти во всех комбинациях межрегиональных взаимодействий биопотенциалов коры. У детей 5−6 и 8−9 лет прослеживалась такая же тенденция преимущественного превышения уровня межиндивидуального сходства у девочек по сравнению с мальчиками в различных комбинациях дистантных связей ЭЭГ. Это может свидетельствовать о меньшей интериндивидуальной вариабельности системной организации деятельности мозга у лиц женского пола.

6. В группах лиц обоего пола с увеличением возраста испытуемых отмечается постепенное снижение межиндивидуального сходства пространственной организации биопотенциалов мозга, что может свидетельствовать о накоплении влияния средовых факторов на формирование фенотипических характеристик ЦНС. В особой мере интериндивидуальные различия нарастают с возрастом для комбинации связей ЭЭГ близко расположенных отведений, что подтверждает сведения о большей пластичности и подверженности средовым влияниям ближних межрегиональных взаимодействий кортикальных полей. По-видимому, особая выраженность у лиц мужского пола интериндивидуальной вариабельности этих важных для обеспечения способности мозга к обучению межкортикальных взаимосвязей может свидетельствовать о большей генетической предрасположенности мозга мужчин к накоплению разнообразного индивидуального опыта.

7. Выявление определённых тендерных отличий в организации системной деятельности мозга при выполнении испытуемыми вербальных и зрительно-пространственных заданий дополняет и расширяет имеющиеся теоретические представления об особенностях половых различий в центральном обеспечении процессов ВНД, что позволяет приблизиться к объяснению различий в организации морфофункционального обеспечения различных стилей мышления и стратегий поведения у лиц женского и мужского пола, начиная со сравнительно ранних этапов постнатального онтогенеза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать общее заключение о том. что половой диморфизм пространственно-временной организации межрегионального взаимодействия кортикальных отделов обоих полушарий мозга формируется в постнатальном онтогенезе ребёнка постепенно и поэтапно с превышением среднего уровня дистантных взаимосвязей ЭЭГ у девочек по сравнению с мальчиками в группах новорождённых и детей дошкольного и младшего школьного возраста, в то время как у взрослых индивидуумов присутствуют обратные соотношения — более высокий средний уровень межрегиональных взаимодействий потенциалов мозга выявляется у мужчин. Таким образом, у детей, начиная с периода новорожденности, выявляется иной по сравнению со взрослыми характер половых различий пространственной организации ЭЭГ, с большим средним уровнем дистантных взаимодействий потенциалов корковых зон в группах девочек дошкольного и младшего школьного возраста.

В состоянии спокойного бодрствования (с закрытыми глазами) у взрослых лиц мужского пола как при применении схемы отведений ЭЭГ из 12 монополярных отведений, так и при 20 отведениях выявляется более высокий, чем у женщин средний уровень статистического взаимодействия биопотенциалов коры обоих полушарий. При анализе топических особенностей структуры биопотенциального поля мозга у мужчин по сравнению с женщинами был выявлен значительно более высокий уровень внутриполушарных корреляционных связей ЭЭГ височных и переднелобных отделов левого полушария, тогда как у женщин был обнаружен более высокий уровень межполушарных взаимодействий, особенно за счёт более выраженных связей ЭЭГ билатерально-симметричных отделов левого и правого полушарий. Выявление у взрослых лиц мужского пола более высокого, чем у женщин, уровня дистантных взаимодействий биопотенциалов, особенно для внутриполушарных связей ЭЭГ левого полушария, может быть связан с наличием у мужчин больших способностей к абстрактно-логическому мышлению и с большей склонностью к преимущественному использованию рациональных левополушарных") стратегий поведения. В свою очередь, более высокий уровень межполушарных взаимодействий у женщин может объяснять их способность к более свободной вербализации мыслительных процессов и наличие у них определённых преимуществ в так называемом «сетевом» мышлении.

Проведённый анализ системного взаимодействия биопотенциалов различных корковых зон у новорождённых детей и у детей дошкольного (5−6 лет) и младшего школьного возраста (8−9 лет) в состоянии спокойного бодрствования позволил показать, что в этих возрастных группах средний уровень статистической взаимосвязи активности корковых зон был в основном выше в группах девочек. У девочек 5−6 лет превалировали внутриполушарные связи биопотенциалов задних и височных отделов левого полушария, а в возрасте 8−9 лет у девочек величина дистантных связей ЭЭГ была выше, чем у мальчиков почти по всем отведениям при сохранении наиболее высоких значений также в височных отделах левого полушария. Эти данные согласуются с известными фактами опережения девочками по многим физиологическим и психологическим показателям мальчиков, которое на более поздних этапах онтогенеза выравнивается и по некоторым параметрам приобретает обратный характер.

С точки зрения сопоставления с данными, полученными в группах взрослых испытуемых, следует подчеркнуть, что у девочек в особой мере выявлялось превышение внутриполушарных связей ЭЭГ отделов левого полушария, то есть тех отделов коры, дистантные связи активности которых у взрослых испытуемых были, наоборот, выше у лиц мужского пола. Существенно, однако, что если у детей большие половые отличия были выявлены преимущественно для «коротких» связей между ЭЭГ рядом находящихся отведений в пределах левого полушария, то у взрослых испытуемых максимальные отличия у лиц разного пола были характерны для достаточно «длинных» дистантных связей ЭЭГ, особенно для связей задневисочных зон и зон ТРО с фронтальными отделами коры левого полушария. Возможно, такие соотношения могут свидетельствовать о том, что в процессе формирования в онтогенезе ребёнка полового диморфизма в организации системной деятельности мозга происходит переход от первоначально большей роли ближних межкорковых взаимодействий к дальним, что, очевидно, связано с процессами постепенного созревания длинных волоконных ассоциативных путей.

В процессе созревания мозга у детей упорядоченность пространственно-временной структуры биопотенциального поля мозга градуально нарастает, что отражает формирование интегративных межцентральных связей коры и субкортикальных структур, создающих стабильную морфофункциональную основу для эффективной реализации процессов обучения и оптимизации приспособительных реакций организма. С целью оценки роли генетических факторов в становлении морфофункциональной организации межкортикального взаимодействия было проведено исследование, заключавшееся в анализе степени межиндивидуального сходства организации пространственно-временных отношений биопотенциалов мозга в целом и в разных комбинациях отведений ЭЭГ в группах лиц одного пола. При оценках уровня межиндивидуального сходства пространственной организации дистантных связей биопотенциалов головного мозга в группах лиц разного пола во всех возрастных группах был выявлен высокий уровень межиндивидуального сходства пространственной организации ЭЭГ в целом и в разных комбинациях межрегиональных взаимодействий, превышающий почти для всех комбинаций связей ЭЭГ уровень 0.7 у взрослых и у детей 5−6 и 8−9 лет, а у новорожденных уровень 0.6. Во всех возрастных группах максимальный уровень межиндивидуального сходства был характерен для дистантных связей ЭЭГ между билатерально симметричными областями левого и правого полушарий, превышая уровень 0.9 у взрослых испытуемых и у детей 5−6 и 8−9 лет, а у новорожденных достигая уровня 0.7. Эти данные свидетельствуют о высокой генетической обусловленности пространственной организации межрегионального взаимодействия биопотенциалов коры мозга и о наиболее быстром формировании с возрастом детей нейрофизиологических механизмов обеспечения координированной парной деятельности обоих полушарий (особенно билатерально-симметричных отделов), начиная с периодов новорожденности.

В группе женщин был выявлен достоверно более высокий уровень межиндивидуального сходства по сравнению с лицами мужского пола во всех комбинациях межрегиональных взаимодействий биопотенциалов коры. Также и у детей 5−6 и 8−9 лет прослеживалась такая же тенденция преимущественного превышения уровня межиндивидуального сходства у девочек по сравнению с мальчиками в различных комбинациях пространственной организации ЭЭГ. Эти данные в совокупности могут свидетельствовать о меньшей интериндивидуальной вариабельности системной организации деятельности мозга у лиц женского пола.

По мере возрастного развития в группах лиц обоего пола отмечается постепенное снижение межиндивидуального сходства в пространственной структуре биопотенцнального поля мозга. В особой мере интериндивидуальные различия нарастают с возрастом для комбинации наиболее близких связей ЭЭГ, что подтверждает известные данные о наибольшей подверженности средовым влияниям становления ближних межрегиональных взаимодействий кортикальных полей. В наименьшей степени средовые факторы оказывают влияние на становление пространственной структуры связей потенциалов билатерально-симметричных отделов обоих полушарий. Полученные в настоящем исследовании данные о повышенной интериндивидуальной вариабельности пространственной организации межрегионального взаимодействия потенциалов коры мозга в группах детей и взрослых мужского пола согласуется с данными о большем разбросе психофизиологических характеристик среди мулсской части человеческой популяции.

Анализ результатов ЭЭГ-исследований при выполнении взрослыми испытуемыми когнитивных заданий позволил выявить существенные особенности в изменениях пространственной структуры поля биопотенциалов мозга по сравнению с фоном у взрослых испытуемых женского и мужского пола. Так, если у женщин при выполнении задания на мысленное конструирование объектов наблюдалось генерализованное и интенсивное усиление контрлатеральных и ипсилатеральных взаимодействий между всеми отделами коры (исключая связи между ЭЭГ передних областей мозга), то у мужчин было зарегистрировано более избирательное вовлечение корковых полей с преимущественным усилением межполушарных взаимодействий нижнелобных и височных отделов левого полушария и задних отделов правого полушария, где наблюдалось также и усиление внутриполушарных взаимодействий.

При выполнении задания по подбору омонимов установлено, что женщины справлялись с заданием быстрее и эффективнее, чем мужчины. При этом у женщин наблюдалось существенное усиление связей задних областей левого полушария, тогда как перестройка биопотенциального поля у мужчин при выполнении этого задания характеризовалась менее интенсивной и более диффузной реорганизацией межрегиональных связей с доминированием длинных прямых и диагональных фронто-окципитальных взаимосвязей левого и, особенно, правого полушарий.

При выполнении детьми 5−6 лет зрительно-пространственного теста на поиск выхода из лабиринта у девочек было выявлено более генерализованное усиление внутрии межполушарных связей ЭЭГ в обоих полушариях, тогда как у мальчиков наблюдается более избирательное вовлечение в деятельность различных областей обоих полушарий, наряду с уменьшением (по сравнению с фоном) межполушарных связей ЭЭГ между большинством височных отведений правого и левого полушария.

При выполнении детьми 5−6 лет вербальных заданий на прослушивание стихотворения с запоминанием и на его неоднократное мысленное воспроизведение выявилось, что как у девочек, так и у мальчиков при выполнении этих заданий наблюдалась относительно сходная картина с усилением преимущественно межполушарных связей биопотенциалов задневисочных и затылочных отделов и зон ТРО, особенно правого полушария. Подчеркнем, что у мальчиков при воспроизведении стихотворения имеет место крайне слабое изменение пространственной структуры взаимодействия межрегиональных связей по сравнению с фоном, что, очевидно, отражает менее сформированные в этом возрасте у мальчиков по сравнению с девочками нейрофизиологические механизмы произвольной регуляции процесса извлечения и структурирования вербальной информации.

Выявление особенностей в организации системной деятельности мозга у лиц женского и мужского пола дополняют и расширяют имеющиеся теоретические представления о существовании половых различий в морфофункциональном обеспечении межцентрального взаимодействия дистантно разобщённых корковых полей. Это, по-видимому, объясняет некоторые различия в стилях когнитивного мышления и в стратегиях поведения у лиц женского и мужского пола, начиная со сравнительно ранних этапов постнатального онтогенеза, и, возможно, позволит более глубоко и разносторонне учитывать тендерные особенности при формировании психолого-педагогических рекомендаций в области совместного и раздельного воспитания и обучения детей.

Полученные в работе данные о половых различиях пространственной организации межрегионального взаимодействия потенциалов коры у детей и взрослых позволяют расширить представления о влиянии полового диморфизма на организацию интегративной деятельности мозга человека на разных этапах онтогенеза. Изучение тендерных особенностей пространственной организации БЭА головного мозга может способствовать формированию более целостного и глубокого понимания того, какие преимущества и, возможно, ограничения вносит фактор половой принадлежности в становление и развитие познавательных способностей человека, начиная с младенческого возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001 — 725 с.
  2. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М. Медицина, 1967. 476 с.
  3. Д. Р., Кануников И. Е., Кавшбая Н. А. Влияние пола на пространственную синхронизацию ЭЭГ // Российский физиол. журн. им. И. М. Сеченова 1997.Т.83. № 7. С. 29−35.
  4. Д.Р., Кануников И. Е. Отражение в форме волн ЭЭГ функциональных различий между полушариями // Физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 1991. Т.77. № 7. С.20−27.
  5. Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер. 2005. 431 с.
  6. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: «Медицина». 1974,151с.
  7. Н.П. Некоторые общие физиологические принципы функций мозга человека // Физиология человека. 1986. Т. 12. N 5. С. 817.
  8. В. Л., Шрамм В. А., Харитонов Е. В. Внутриполушарный контраст транскаллозальных ответов и его межполушарная асимметрия у животных разного пола // Физиологический журнал имени И. М. Сеченова, 1994, том 80, № 5, с.7−30.
  9. В.Л. Эволюция парной функции мозговых полушарий. Л.: ЛГУ, 1967. 260 с.
  10. В.Л., Филиппова Е. Б. Асимметрия мозга и пол. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997, 327 с.
  11. В.Л., Филиппова Е. Б., Шрам В. А., Магнитская К. Б., Харитонов Е. В. Слухо-речевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем // Физиология человека, 1996, том 22, № 3, с. 38−44.
  12. В.Л., Шрамм В. А., Харитонов Е. В. Асимметрия теменно-зрительных и теменно-слуховых транскаллозальных потенциалов и их половой диморфизм // Физиологический журнал имени И. М. Сеченова, 1994, том 80, № 10, с.9−17.
  13. З.Г., Бияшев Д. Э. ЭЭГ исследования восприятия двумерных изображений трехмерных объектов// Физиология человека. 1996. Т.22. № 1. С.46−49.
  14. С. М., Глезер И. И. Мозг человека в цифрах и таблицах. Л., 1964, 180 с.
  15. Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопр. ПСИХОЛ.-1993.- С.63−71.
  16. Н. В. Функциональная организация процессов полушарной обработки речевой информации: роль фактора пола // Автореферат диссертации. д. б. н. Новосибирск, 1997, 37 с.
  17. Н.В. Половые различия межполушарных интерференционных взаимодействий при запоминании речевой информации // Журн. высш. нервн. деят., -1998.-Т.48.-N3.-C.551−553.
  18. Н.В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой информации. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.
  19. Н.В., Разумникова О. М. Динамика межполушарной асимметрии при восприятии речевой информации у женщин и мужчин. ЭЭГ анализ // Журн .высш. нервн. деят.-2002.-Т.51 .-№ 3.-С.310−314.
  20. Н.Е., Малых С. Б., Мешкова Т. А. Половые различия в спектральных характеристиках ЭЭГ у детей 6−7 лет // Физиология человека, 1993, Т. 19, № 4. С. 23−30.
  21. Е.И. Возрастные особенности системной реорганизации пространственно-временных отношений биопотенциалов мозга у детей и взрослых при различных видах деятельности // Автореферат диссертации. .к. б. н. СПб., 2003. 25 с.
  22. В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. 1965. № 1. С. 105 — 112.
  23. В. А. Дифференциальная смертность полов и норма реакции. Биол. журн. Армении. 1973, 26 № 6, с. 3−12.
  24. В. А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола. Журн. общ. биологии. 1974. 35 № 3, с. 376—385
  25. В. А. Половой диморфизм и «отцовский эффект». Журн. общ. биологии, 1981,42, № 5, с. 657—668.
  26. В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. Человек в системе наук. 1989. М.: Наука. С. 171—189.
  27. В. А. Эволюционная теория пола. Природа. 1991. № 8. С. 60−69.
  28. В. А. Два пола: Зачем и почему? СПб., 1992. 180 с.
  29. В. А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. 1992. Докл. АН. 324 № 6, с. 1327—1331.
  30. В. А. Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация следствие асинхронной эволюции) // Журн. Высш. Нервной деятельности. 1993. Т. 43. № 3. С. 543−561.
  31. В. А. Половые хромосомы: для чего они? (Новая концепция). Докл. АН. 1996. 346 с. 565—569.
  32. В. А., Геодакян К. В. Новая концепция леворукости. Докл. РАН. 1997. 356 № 6, с. 838—842.
  33. В. А. Эволюционные хромосомы и эволюционный половой диморфизм. Известия Академии Наук, Серия Биологическая, 2000. № 2, с. 133—148.
  34. Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Пер. с англ.Д. Бугакова. М.: Смысл, 2003. — 335 с.
  35. H.JL. Кожушко Л. Ф. Динамика формирования ЭЭГ у мальчиков и девочек школьного возраста (по данным 9-летнего наблюдения) // Журн. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1990. Т.90. № 8. С. 75- 79.
  36. Н.Л., Якупова Л. П., Кожушко Л. Ф., Симерницкая Э. Г. Нейробиологические причины школьной дезадаптации.// Физиология человека. Т.17.№ 5−1991. С. 72−80.
  37. И. В. Психология половых различий. Тамбов. Изд-во ТГУ. 2001. — 683 с.
  38. И. В. Связь тестостерона с латеральной асимметрией у человека. М.: МГУ. 2002.-13 с.
  39. С.Б. Проводящие пути головного мозга человека (в онтогенезе). М.: Медицина, 1975. 256 с.
  40. В. Б., Деметиенко В. В., Коренева Л. Г., Марков А. Г., Шахнорович В. М. Половые различия в электродермальной активности при разных уровнях бодрствования. Физиология человека, 2000, том 26, № 4, с. 136−139.
  41. В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер. 2002. — 356 с.
  42. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. 216 с.
  43. А. Ю. Нейропсихология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
  44. А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. -190 с.
  45. В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб.: Тускарова. 2000. 184 с.
  46. М. Иерархический кластер-анализ и соответствия. М.: Финансы и статистика, 1988. 342 с.
  47. Р. Г., Рачковская И. В. Основы общей и медицинской генетики. Учебное пособие. Мн.: Высшая школа. 1998. 255 с.
  48. С. В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте тендерных различий // Автореферат диссертации. д. психол. н., СПб, 2005, 35 с.
  49. A.M. Мозговые потенциалы при мыслительных операциях разной степени сложности// Физиология человека, 1989. т.15. N 3. С. И 18.
  50. Г. А., Николаев А. Р., Иваницкий A.M. Взаимодействие лобной и левой теменновисочной коры при вербальном мышлении // Физиология человека. 2002. Т.28. № 1. С.5−11.
  51. E. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. -544 с.
  52. В. И. Диалектика полов. СПб.: Б&К. 2001. 207 с.
  53. И.Е., Кавшбая Н. А. Взаимосвязь пространственной синхронизации ЭЭГ с вербально-логическими и зрительно-пространственными способностями человека // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2001. Т.87. № 7. С.889−894.
  54. И.Е., Ламкин П. Э., Белов Д. Р. Показатели пространственной синхронизации ЭЭГ у школьников 10−12 лет в норме и при трудностях обучения // Росс, физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 1999. Т.85. № 3. С.360−371.
  55. Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки. 1992. № 11−12. С. 73 80.
  56. И. С. Тендерная социализация: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 1998.-92 с.
  57. В. Ф., Журавлёв Г. И., Сериков И. С. Особенности простых и сложных форм памяти в зависимости от возраста и пола // Вопросы психологии. — 1987. № 4. — С. 139−144.
  58. В. Ф., Отмахова Н. А. Межполушарная асимметрия ЭЭГ-реакций при разных способах предъявления вербальной информации // Психологический журнал, 1984, том 5, № 1, с. 62−70.
  59. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993.-216 с.
  60. В. П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации человека и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука. 1988. — 193 с.
  61. А. Ф. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл. 535 с.
  62. М.Н., Думенко В. Н. Нейрофизиологический аспект исследований системной организации деятельности головного мозга // Успехи нейрофизиологических наук. 1987. Т.18. № 3. С.6−16.
  63. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: изд. МГУ, 1975. 253 с.
  64. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: изд. МГУ, 1973. 279 с.
  65. И. А., Бианки В. Л. Половой диморфизм динамики межполушарной асимметрии при обработке транскаллозального сигнала // Физиологический журнал имени И. М. Сеченова, 1994, том 80, № 12, с.21−33
  66. В. М., Ботнева И. Л., Васильченко Г. С. Нарушения психосексуального развития // Сексопатология. М.: Медицина. 1990. 600 с.
  67. Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6−7 лет. Автореф. дис. .канд. наук.-СПб., 2001
  68. Е. И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск: Сибирская издательская фирма РАН. 2001. — 442 с.
  69. Л. П., Романенко А. Ф. Системный подход к нейрофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988. 213 с.
  70. Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Ното-sapiens. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК. 2003. — 384 с.
  71. А.А. О становлении пространственной организованности биопотенциального поля мозга у детей по мере возрастного развития / Диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук. СПб. 1995.
  72. Г. И. О принципах нейронной организации мозга. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1965, 164 с.
  73. О. М. Мышление и функциональная асимметрия мозга. -Новосибирск: Издательство СО РАМН, 2004. 272 с.
  74. О. М. Функциональное значение а.г — диапазона при конвергентном и дивергентном вербальном мышлении // Физиология человека, 2007, том 33, № 2, С. 23−34.
  75. О. М. Вольф Н.В. Половые различия временной динамики меж-полушарной асимметрии восприятия речевой информации // Бюял. СО РАМН.-1997.-Ж2.-С.87−90.
  76. О.М. Использование компьютеризированных методов психологического тестирования при разработке программ дистанционного обучения // Ежегодн. Рос. Психол. об-ва «Психология и практика».- Ярославль.- 1998.-С.167−168.
  77. О.М. Модулирующая роль рациональных и иррациональных психических функций в межполушарном взаимодействии при дивергентном мышлении //
  78. Юбилейн. международн. конф. по нейрокибернетике, посвящен. 90-летию со дня рождения А. Б. Когана. Ростов-на-Дону.- 2002.- С. 231−234.
  79. О.М. Особенности пространственной организации ЭЭГ в зависимости от типологических черт темперамента // Физиол.ч.-2001 .-Т27.-№ 4.-С.31 -41.
  80. О.М. Особенности пространственной организации ЭЭГ у людей с разными личностными характеристиками // Журн. высш. нервн. деят.-2000.-Т.50.-№ 6.-С.921−932.
  81. О.М. Отражение структуры интеллекта в пространственно-временных особенностях фоновой ЭЭГ // Физиол.ч.-2002.-Т28.-№ 5.-С115−122.
  82. О.М., Шемелина О. С. Взаимодействие личностных и когнитивных свойств при экспериментальном определении креативности //Вопросы психол.- 1999.-.N&5.-C. 130−139.
  83. Д. В. Половозрастные особенности антипационных механизмов неврогенеза // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской начно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. -С.246−247.
  84. Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. М.: Наука, 1987. 156 с.
  85. А. Ф. Молекулярно-генетические механизмы первичной детерминации пола у млекопитающих // Соросовский образовательный журнал. 1997. Т. 14. № 1. С. 26 -34.
  86. В. М., Яковлев В. Н., Правдивцев В. А. Физиология центральной нервной системы. М.: Академия. 2005. 368 с.
  87. А.Ю., Григорян В. Г., Аракелян А. Н., Агабабян А. Р. Исследование межполушарной асимметрии мозга при решении задачи пространственно-образного профиля //Журн. высш. нервн. деят.-2003. -Т.53. -№ 4. -С.480−484.
  88. В. А. Пол // БСЭ. М. 1975, Т. 20, С. 171 174.
  89. Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования / Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JI. Наука, 1990. С. 168.
  90. Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) // Физиология человека. 1991. Т. 17. N5. С. 17.
  91. Н. Ю. Возрастная динамика развития половой идентичности. Вестник Поморского университета. Сер. Физиол. и психол-пед. н. 2003. № 1. С. 52−59.
  92. Е.Д. К проблеме функциональных состояний мозга // Вопросы психологии. 1977. № 5. 105 с.
  93. Т.П., Еремеева В. Д. Развитие межполушарной функциональной асимметрии мозга у детей и половые различия (данные ЭЭГ) // Развивающийся мозг. -Тбилиси, 1984. С.242−243.
  94. Т.П., Развитие функций мозга ребенка. Электроэнцефалографическое исследование. JL: Наука, 1978. 128 с.
  95. М.Н. Анализ статистической взаимосвязи колебаний биопотенциалов мозга в трехмерном факторном пространстве // Автометрия. 1986. N6. С. 89.
  96. М.Н. О статистических свойствах случайного поля биопотенциалов мозга человека // Физиология человека. 1975а. Т. 1. N 1. С. 118.
  97. М.Н. Отражение системной деятельности мозга в пространственной структуре ЭЭГ у взрослых и детей./ Диссертация на соискание учёной степени доктора биологических наук. Санкт-Петербург, 1997.
  98. М.Н. Пространственно-временные отношения биопотенциалов головного мозга при различных функциональных состояниях у взрослых и детей. // Автореф. диссертации. канд. биол. наук. JL, 19 756, 26 с.
  99. M.H., Погосян А. А. О проявлении деятельности интегративных механизмов мозга и его биоэлектрической активности // Биофизика. 1993. Т. 38. Вып.2. С. 341.
  100. М.Н., Погосян А. А., Гальперина Е. И., Шеповальников А. Н. Системное взаимодействие кортикальных полей при реализации вербально-мнестической деятельности//Физиология человека, 2000. Т. 26. № 6. С.21−31.
  101. С. А., Черпунова Н. Е. Миндалевидный комплекс мозга. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1981.-256 с.
  102. Ю.Г. Развитие коры мозга человека в свете онто-филогенетических соотношений. М.: Медицина, 1972. 256 с.
  103. А.Н. Активность спящего мозга. Электрополиграфическое исследование физиологического сна у детей. Л.: Наука, 1971.
  104. А.Н., Цицерошин М. Н. Пространственная упорядоченность функциональной организации целого мозга // Физиология человека. 1987. Т. 13. № 6. С. 892−908.
  105. А.Н., Цицерошин М. Н. Эволюционные аспекты становления интегративной деятельности мозга человека // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 1999. Т.85. № 9−10. С. 1187.
  106. А.Н., Цицерошин М. Н., Апанасионок B.C. Формирование биопотенциального поля мозга человека. Л.: Наука, 1979. 163 с.
  107. А.Н., Цицерошин М. Н., Левинченко Н. В. «Возрастная минимизация» областей мозга, участвующих в системном обеспечении психических функций: аргументы за и против // Физиология человека. 1991. Т. 17. N5. С.28−49.
  108. А.Н., Цицерошин М. Н., Погосян А. А. О некоторых принципах интеграции биоэлектрической активности пространственно-распределенных отделов неокортекса в целостную динамическую систему // Физиология человека. 1995. Т.21. № 5.
  109. А.Н., Цицерошин М. Н., Погосян А. А. О роли различных зон коры и их связей в формировании пространственной упорядоченности поля биопотенциалов мозга в постнатальном онтогенезе // Физиология человека. 1997. Т.23. N2. С. 1−13.
  110. Е.И. Межполушарные соотношения ЭЭГ-активации при наглядно-образном и вербальном мышлении // Физиология человека. Т. 16. № 2. 1990. С. 17
  111. Aboitiz F., Rodriguez E., Olivares R., Zaidel E. Age-related changes in fibre composition of the human corpus callosum: sex differences //Neurorepbrt.-1996.-Yol.7.-Nl 1.-P.1761−1764.
  112. Allen LS, Richey MF, YM Chai and RA Gorski Sex differences in the corpus callosum of the living human being // Journal ofNeuroscience, 1991.-Vol 11, 933−942.
  113. Amunts K., Jancke L., Mohlberg H., Steinmetz H. et al. Interhemispheric asymmetry of the human motor cortex related to handedness and gender // Neuropsychol. -2000.-Vol.38.-P.304−312.
  114. Andersen S. L., Teicher M. H. Sex differences in dopamine receptors and their relevance to ADHD //Neurosci. Biobehav. Rev. 2000. Vol. 24, № LP. 137−141.
  115. Anderson S.W., Bechara A., Damasio H. et al. Impairment of social and moral behavior related to early damage in human prefrontal cortex // Nat. Neurosci. -1999.-Vol. 2. -P. 10 321 037.
  116. Annett M. Left, right hand and brain: The right shift theory. N.Y., 1985. 189 p.
  117. Baumann S.B., Rogers R.L., Guinto F.C., et al. Gender differences in source location for the N100 auditory evoked magnetic field // Electroencephalogr. Clin. Neu-rophysiol. -1991. -Vol.80. -Nl. -P.53−59.
  118. Beamont J.G., Mayes A.R., Rugg M.D. Asymmetry in EEG alpha coherence and power: effects of task and sex // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. -1978. -Vol.45. -N3. -P.393−401.
  119. Benbow C.P. Sex differences in mathematical reasoning ability in intellectually talented preadolescents: Their nature, effects, and possible causes // Bahav. & Brain Sci.-1988.-Nll.-P. 169−232.
  120. Benbow C.R., Stanley J. C. Sex differences in mathematical reasoning ability: More facts // Science. 1983. № 222. P. 1029−1031.
  121. Benninger C, Matthis P., Scheffner D. EEG development of healthy boys and girls. Results of a longitudinal study // Electroenceph. Clin. Neurophysiol. 1984. -Vol. 57.-P. 1−12.
  122. Berfield KA, Ray WJ, Newcombe N. Sex role and spatial ability: an EEG study. Neuropsychologia. 1986−24(5):731−5.
  123. Binder J.R., Frost J.A., Hammeke T.A., et al. Conceptual processing during the conscious resting state. A functional MRI study // J. Cogn. Neurosci. 1999. -Vol.l l.-P. 80−95.
  124. Bogen J.E. Does cognition on the disconnected right hemisphere requires right hemisphere possession of language? // Brain & Language. -1997. -Vol.57. -P.12−21.
  125. Bogen J.E., Bogen G.M. The other site of the brain. HI: the corpus callosum and creativity // Bull, of the Los Angeles Neurolog. Soc.-1969.- Vol.34.-P.191−203.
  126. Bogen J.E., Bogen G.M. Creativity and the corpus callosum // Psychiatr. Clin. North. Am.-1988. -Vol.11. -N3. -P.293−301.
  127. Bogen J.E., De Zure R., Teuhonten W. et at. The other side of the brain. IV. The A/P ratio // Bulletin of the Los Angeles Neurological Society 1972. Vol. 37. P. 49−61.
  128. Borod J.C., Koff E., Yecker S., et al. Facial asymmetry during emotional expression: Gender, valence, and measurement technique // Neuropsychol. -1998. -Vol.36.-N.ll.-P. 12 091 215.
  129. Bradshaw J. L. Sex and side: a double dichotomy interacts // Behav. and Brain Sci. 1980. Vol.3.P.l-119.
  130. R.P., Ulrich R.F., Reynolds C.F. 3"1 EEG spectral findings in healthy, elderly men and women sex differences // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. -1995. -Vol.94. -Nl. -P.l-5.
  131. Briggs C., Nebes R. Patterns of hand preference in a student population // Cortex. 1975. Vol. 11. P. 230−238.
  132. Bruneau N., Roux S., Guerin P., et al. Auditory stimulus intensity responses and frontal midline theta rhythm // Electroecephalogr. Clin. Neurophysiol.- 1993. -Vol.86. -N3. -P.213−216.
  133. Bryden M. P. Tachistoscopic recognition, handedness and cerebral dominance // Neuropsychologia. 1965. Vol. 3. P. 1−8.
  134. Bryden M. P. Perceptual asymmetry in vision: relation to handedness, eyedness and speech lateralization// Cortex. 1973. Vol. 9. P. 419−435.
  135. Bryden M. P. Measuring handedness with questionnaires // Neuropsychologia. 1977. Vol. 15. P. 617−624.
  136. Bryden M. P. Sex differences in brain organization: different brain or different strategies? // Behav. and Brain Sci. 1980. Vol. 4. P.324−326.
  137. Burbaud P., Camus O., Gaille J.M., et al. Influence of individual strategies on brain activation patterns during cognitive tasks // J. Neuroradiol.- 1999.- Vol.26. -P.S59-S65.
  138. Burbaud P., Camus O., Guehl D., et al. A functional magnetic resonance imaging study of mental subtraction in human subjects // Neurosci. Let. -1999. -Vol.273. -P.195−199.
  139. Carlson L. N., Glick S. D. Cerebral lateralization as a source of interindividual differences in behaviour // Experimentia. 1989. Vol. 45, Xs 9. P. 788−798.
  140. M. В., Brabeck M. M. Women who excel on a spatial task: proposed genetic and enviromental factors // Brain and Cognition. 1990. Vol. 12, № 1. P. 73−84.
  141. Clarke 5., Kraftsik R., Innocenti G. M. at al. Sexual dimorphism and development of the human coipus callosum //Neuroscience Letters Supplement. 1986. Vol. 26. P. 299.
  142. Clarke S, Kraftsik R, Van der Loos H, Innocenti GM. Forms and measures of adult and developing human corpus callosum: is there sexual dimorphism? // J Comp Neurol. 1989 Feb 8- 280(2):213−30.
  143. Clarke JM, Lufkin RB, Zaidel E. Corpus callosum morphometry and dichotic listening performance: individual differences in functional interhemispheric inhibition? // Neuropsychologia. 1993 Jun- 31(6):547−57
  144. Clarke JM, Zaidel E. Anatomical-behavioral relationships: corpus callosum morphometry and hemispheric specialization // Behav Brain Res. 1994 Oct 20- 64(1−2): 185−202.
  145. Cohen et al, 1996- Cohen G. Hemispheric differences in serial versus parallel processing //J. Exp. Psychol. 1973. Vol. 97. P. 349−356.
  146. Cohn NB, Kircher J, Emmerson RY, Dustman RE. Pattern reversal evoked potentials: age, sex and hemispheric asymmetry. Electroencephalogr Clin Neurophysiol. 1985 Nov-62(6):399−405.
  147. Collaer ML, Geffner ME, Kaufman FR, Buckingham B, Hines M. Cognitive and behavioral characteristics of turner syndrome: exploring a role for ovarian hormones in female sexual differentiation. Horm Behav. 2002 Mar-41(2):139−55.
  148. Corsi-Cabrera M., Arce C, Ramos J., Guevara M.A. Effect of spatial ability and sex on inter- and intrahemispheric correlation of EEG activity // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. 1997. -Vol.102. -P.5−11.
  149. Corsi-Cabrera M., Herrera P., Malvido M. Correlation between EEG and cognitive abilities: sex differences // Int. J. Neurosci. -1989. -Vol.45. -N.l-2. -P. 133−141.
  150. Cowell P.E. Alen L.S., Zalatino M.S., Denenberg V.H. A developmental study of sex and age interactions in the human corpus callosum // Develop. Brain Res.-1992.-Vol. 66.-P. 187 192.
  151. Cowell P.E., Turetsky B.I., Gur R.C., et al. Sex differences in aging of the human frontal and temporal lobes //J. Neurosci. -1994. -Vol. 14. -P. 4748−4755.
  152. Crosson В., Sadek J.R., Bobholz J.A., et al. Activity in the paracingulate and cin-gulated sulci during word generation: An fMRI study of functional anatomy // Cerebr. Cortex.-1999.-Vol.9.-P.307−316.
  153. Currey F. A comparison of left-handed and right-handed subjects on verbal and nonverbal dichotic listening tasks // Cortex. 1967. Vol. 3. P. 434−352.
  154. Darwin C. Dichotic backward masking of complex suonds // Quarterly J. Exper. Psych. 1971. Vol. 23. P. 386−392.
  155. Davatzikos С, Resnick S.M. Sex differences in anatomic measures of interhemispheric connectivity: correlations with cognition on women but not men // Cerebral Cortex. -1998. -Vol.8.-N7. -P.635−640.
  156. Deary I.J. Intelligence and encoding speed in infants, adults and children // Eur. Bui. Cogn. Psychol. -1988. -Vol.8. -N5. -P.462−468.
  157. Dehaene S., Tzourio N., Frak V., et al. Cerebral activations during number multiplication and comparison: a PET study // Neuropsychol. -1996. -Vol.34. -Nil. -P.1097−1106.
  158. Del Rio-Portilla I, Ugalde E, Juarez J, Roldan A, Corsi-Cabrera M. Sex differences in EEG in adult gonadectomized rats before and after hormonal treatment. Psychoneuroendocrinology. 1997 Nov-22(8):627−42.
  159. De Zubicaray G.I., Zelaya F.O., Andrew С el al. Cerebral regions associated with verbal response initiation, suppression and strategy use//Neuropsychol.-2000.-Vol.38.-P.1292−1304.
  160. M. С Rat forebrain morphology: Right-left- male-female- young-old- enriched-impoverished // Cerebral laterality in nonhuman species / Ed. by S. D. Glick. New York: Academic Press, 1985.
  161. Dimpfel W, Wedekind W, Keplinger I. Gender difference in electrical brain activity during presentation of various film excerpts with different emotional content. Eur J Med Res. 2003 May 30−8(5): 192−8.
  162. Dorman M., Porter R. Hemispheric lateralization for speech perception in stutterers // Cortex. 1975. Vol. 11. P. 181−185.
  163. Duffy FH, McAnulty GB, Albert MS. The pattern of age-related differences in electrophysiological activity of healthy males and females. Neurobiol Aging. 1993 Jan-Feb-14(l):73−84.
  164. Duffy FH, Jones KJ, McAnulty GB, Albert MS. Spectral coherence in normal adults: unrestricted principal components analysis- relation of factors to age, gender, and neuropsychologic data. Clin Electroencephalogr. 1995 Jan-26(l):30−46.
  165. Duffy-'F.H., Mcanulty G.B., Albert M.S. Effects of age upon interhemispheric EEG coherence in normal adults //Neurobiol. Aging.-1996. -Vol.17. -N4. -P.587−599.
  166. Edwards S., Ellams J. Thompson J. Language and intelligence in dysphasia: are they related? // Brain J. Disorders of Communication. 1976. Vol. 11. P. 83−94.
  167. Ehrlichman ff. Hemisphere functioning and individual differences in cognitive abilities: Doctor Dissertation. 1971. 59 p.
  168. Emmerson-Hanover R, Shearer DE, Creel DJ, Dustman RE. Pattern reversal evoked potentials: gender differences and age-related changes in amplitude and latency. Electroencephalogr Clin Neurophysiol. 1994 Mar-92(2):93−101.
  169. Flor-Henry P. The obsessive-compulsive syndrome: reflection of fronto-caudate dysregulationofthe left hemisphere?//Encephale. 1990. Vol. 16. Spec. No. P. 325−329.
  170. Frederikse M.E., Lu A., Aylward E., et al. Sex differences in the inferior parietal lobule // Cerebral Cortex. -1999. -Vol. 9. -N8. -P.896−901.
  171. Friedl W., Vogel F. The sex differences in the normal resting EEG of young adults // EEG EMG Z.Elektroenzephalogr.Verwandte Geb. -1979. -Vol.10. -N2. -P.70−79.
  172. Frost J.A., Binder J.R., Springer J.A., et al. Language processing is strongly left lateralized in both sexes. Evidence from functional MRI // Brain. -1999. -Vol.122. -Pt2.-P. 199 208.
  173. Galaburda A.M., Le May M., Kemper T.Z. et al. Right-left asymmetries in the brain // Science, 1978. Vol. 199. P. 852−856.
  174. Galaburda A.M., Rosen G.D., Sherman G.F. Individual variability in cortical organization: its relationship to brain laterality and implications to function // Neuropsychologia. 1990. Vol. 28, № 6. P. 529−546.
  175. Gasser Т., Mocks J., Bachcr P. Topographic factor analysis of the EEG with applications to development and mental retardation // Elcctroenceph. Clin. Neuro-physiol. 1983. -Vol. 55. -P. 445−463.
  176. Geschwind N., Galaburda A. M. Cerebral lateralization. Biological mechanisms, associations and pathology: II. A hypothesis and a programm for research // Arch. Neyrol. 1985. Vol. 42, № 6. P. 521−522.
  177. Geschwind N., Levitsky W. Human brain: left-right asymmetries in temporal speech region //Science. 1968. Vol. 161. P. 186.-196.
  178. Glick S, D., Shapiro R. M. Functional and neurochemical mechanisms of cerebral lateralization in rats // Cerebral Lateralization in Nonhuman Species/ Ed. Glick S.D. Orlando, 1985. P. 157−183.
  179. Glick S.D., Weaver L. M., Meibach R.C. Amphetamine-induced rotation in normal cats // Brain Res. 1981. Vol. 208. P. 227−229.
  180. Glick S.D. et al. Multiple and interrelated functional asymmetries in rat brain // Life Sci. 1979. Vol. 25, № 4. P. 395−400.
  181. Goldberg E. et al. Cognitive Bias, Functional Cortical Geometry, and the Frontal Lobes: Laterality, Sex, and Handedness // Journal of Cognitive Neuroscience. 1994. Vol. 6, № 3. P. 276−296.
  182. Gorski R. A. Gordon J. H., Sh-ryne J.E., Southam A.M. Evidence for a morphological sex differences within the medial preoptic area of the rat brain // Brain Res. 1978. Vol. 148, N"2. P. 333−346.
  183. Grossman M., Smith E.E., Koenig P., et al. The neural basis for categorization in semantic memory //Neurolmage.-2002.-Vol.17.-P. 1549−1561.
  184. Grunwald I.S., Borod J. C, Obler L.K., el al. The effect of age and gender on the perception of lexical emotion // Appl. Neuropsychol. -1999. -Yol.6. -P.226−238.
  185. Guiidel A., Wilson G.F. Topographical changes in the ongoing EEG related to the difficulty of mental tasks // Brain Topogr. -1992. -Vol.5. -Nl. -P.17−25.
  186. Gur R.C., Gunning-Dixon P., Bilker W.B., Gur R.E. Sex differences in temporo-limbic and frontal brain volumes in healthy adults // Cerebr. Corlex.-2002.- V.12.-N9.-P.998−1003.
  187. Gur R. C., Gur R.E., Obriat W.E. et al. Sex and handedness differences in cerebral blood flow during rest and cognitive activity // Science. 1982. Vol. 217, № 4560. P. 659−661.
  188. Gur R. E., Resnick S. M., Gur R. C. Laterality and frontality of cerebral blood flow and metabolism in schizophrenia: relationship to symptom specificity // Psychiatry Res. 1989. Vol. 27, № 3. P. 325−334.
  189. Halpern D.F. Sex differences in cognitive abilities. 3 rd.ed. Mahwah, N-Y, London: Lawrence Erlbaum Ass. Publ., 2000.
  190. Hanney F., Malone D. Visual field effects and short-term memory for verbal material // Neuropsychologia. 1976. Vol. 14. P. 203−209.
  191. Harris L.J. Sex differences in spatial ability: possibleenvironment, genetic and neurological factor // Asymmetrical functions of the brain/ Ed. Kinsbourue M. Cambridge, 1978. P. 405−522.
  192. Harshman H., Remington R. Sex, language and the brain. Part I- A review of the literature on adult sex differences in lateralization // Paper presented UCLA conference on human brain function. Los Angeles, 1974. 46 p.
  193. Herlitz A, Airaksinen E, Nordstrom E. Sex differences in episodic memory: the impact of verbal and visuospatial ability.: Neuropsychology. 1999 Oct-13(4):590−7.
  194. Hines M., Chiu L., McAdams L.A., et al. Cognition and the corpus callosum: verbal fluency, visuospatial ability, and language lateralization related to midsagittal surface areas of callosal subregions //Behav. Neurisci.- 1992.- Vol. l06.-N.l.-P.3−14.
  195. Hoffman L.D., Polich J. P300, handedness, and corpus callosal size: gender, modality, and task // Int. J. Psychophysiol. 1999. -Vol. 31. -P. 163−174.
  196. Horita M., Takizawa Y., Wada Y., Patamata H., et al. Sex differences in EEG background activity: a study with quantitative analysis in normal adults // Rinsho Byori.-1995.-Vol.43.-N2.-P. 177−180.
  197. Howard R., Fenwick P., Brown D., Norton R. Relationship between CNY asymmetries and individual differences in cognitive performance, personality and gender // Int. J. Psychophysiol. -1992.-Vol. 13.-N3.-P. 191 -197.
  198. Hugdahl K. Lateralization of cognitive processes in the brain // Acta Psychologica. -2000. -Yol.105.-P.211−235.
  199. Hyde J.-Sf., Linn M. C. Are there sex differences in verbal abilities? A meta-analysis // Psychol. Bull. 1988. Vol. 104. P. 53−69.
  200. Inglis J., Ruckman M., Lawson J. S. et al. Sex differences in the cognitive effects of unilateral brain damage // Cortex. 1982. Vol. 18. P. 257−276.
  201. Jaeger J.J., Lockwood A.H., Van Valin R.D., et al. Sex differences in brain regions activated by grammatical and reading task // NeuroReport. 1998. -Vol. 9. — P. 2803−2807.
  202. Jancke L., Staiger J.F., Schlaug’G. et al. The relationship between corpus collosum size and forebrain volume // Cerebral Cortex. 1997. -Vol. 7. -P. 48−56.
  203. Johnson R. J., Kaplan H. B. Gender, agression and mental health intervention during early adolescence // J. Health Soc. Behav. 1988. Vol. 29. P. 53−64.
  204. Kannon P., Lipscomb D. Bilateral hearing asymmetry in a large population // J. Acoustical Soc. of America. 1974. Vol. 55. P. 1092−1094.
  205. Kansaku K., Yamaura A., Kitazawa S. Sex differences in lateralization revealed in the posterior language areas // Cerebral Cortex. 2000. -Vol. 10, -P. 866−872.
  206. Kimura D. Some effects of temporal lobe damage on auditory perception // Canadian J. Psychol. 1961. Vol. 15. P. 156−165.
  207. Kimura D. Left-right differences in the perception of melodies // Quarterly J. Exp. Psychol. 1964. Vol. 14. P. 355−358.
  208. Kimura D. Dual functional asymmetry of the brain in visual perception // Neuropsychologic 1966. Vol. 4. P. 275−285.
  209. Kimura D. Spatial localization in the left and right visual fields // Canadian J. Psychol. 1969. Vol. 23. P. 445−458.
  210. Kimura D. Sex differences in cerebral organization for speech and praxic functions // Can. J. Psychol. 1983. Vol. 37, № 1. P. 19−35.
  211. Kimura D. Sex hormones influence human cognitive pattern. Neuro Endocrinol Lett.2002 Dec- 23 Suppl 4:67−77.
  212. Kimura D., Davidson W. Right arm superiority for tapping with distal and proximal joints//J. Hum. Mov. Stud. 1975. Vol. 1. P. 199−202.
  213. Kimura D., Durnord M. Normal studies on the function of the right hemisphere in vision // Hemisphere function in the human brain/ Eds Diamond S. Beamont J. London, 1974. P. 25−47.
  214. Kimura D, Clarke PG. Women’s advantage on verbal memory is not restricted to concrete words. Psychol Rep. 2002 Dec- 91(3 Pt 2):1137−42.
  215. Kimura D., Harshman R. A. Sex differences in brain organization for verbal and nonverbal functions // Progress in brain res. 1984. Vol. 61. P. 423−439.
  216. Kimura D., Harshaman R.A. Sex differences in brain organization for verbal and nonverbal function // Progr. Brain Rcs.-1984.-V.61.-P.423−441.
  217. Kimura D., Seal BN. Sex differences in recall of real or nonsense words // Psychol Rep.2003 Aug- 93(l):263−4.
  218. Kimura D., Vanderwolf F. The relation between hand preference and the programme in individual finger movement by (eft and right hands // Brain. 1970. Vol. 93. P. 769−774.
  219. Knox С., Kimura D. Cerebral processing of nonverbal sounds in boys and girls // Neuropsychologic 1970. Vol. 8. P. 227−237.
  220. Koil R., Siegel A. Sex and hemispheric differences in the verbal and spatial information // Cortex. 1978. Vol. 14. P. 557−563.
  221. Lake D., Bryden M. Handedness and sex differences in hemispheric asymmetry // Brain Lang. 1976. Vol. 3. P. 266−282.
  222. Lansdell H. The effect of neurosurgery on a test of proverbs // Amer. Psychologist. 1961. Vol. 16. P. 448.
  223. Lansdell H. The use of factor scores from the Wechsler-Bcllevue Scale of Intelligence in assessing patients with temporal lobe removals // Cortex. 1968a. Vol. 4. P. 257−268.
  224. Lansdell H. Effect of exteni of temporal lobe ablation on two lateralized deficits // Physiol. Behav. 1968b. Vol. 3. P. 271−273.
  225. Lansdell H., Davie J. C. Massaintermedia: possible relation to intelligence // Neuropsychologic 1972. Vol. 10. P. 207−210.
  226. Lansdell H., Davie J. C. Massaitermedia: possible relation to intelligence // Neuropsychologic 1972. Vol. 10. P. 207−210.
  227. Lansdell H., Urbach N. Sex differences in personality measures relates to size and aide of temporal lobe ablations // Proc. Amer. Psychol. Assoc. 1965. P. 113−114.
  228. Le May M. Sex differences in human brain morphology. Behav. Brain Sci. 3: 1980
  229. Le May M. Morphological cerebral asymmetries of modem man, fossil man, and nonhuman primate // Ann. N. Y. Acad. Sci. 1976. Vol. 280. P. 349−366.
  230. Levy J. Possible basis for the evolution of lateral specialization of human brain // Nature (Lond.). 1969. Vol. 224. P. 614−615.
  231. D. W., Diamond M. С The Influence of the Gonadal Steroids on the Assymetry of the Cerebral Cortex // Brain Assymetiy / Ed. by R. J. Davidson, K- Hugdahl. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1995. P. 31−50.
  232. Mack J., Levine R. The basis of visual constructional disability in patients with unilateral cerebral lessons // Paper read Int. neuropsychol. Soc. Meet. N.Y., 1978. 17p.
  233. Martinovic Z., Jovanovic V., Ristanovic D. EEG power spectra of normal preado-lescent twins. Gender differences of quantitative EEG maturation // Ncuriphysiol.-1998. -Vol.28. -N3.-P.231−248.
  234. McGlone J. Sex differences in the cerebral organization of verbal function in patients with unilateral brain lessons // Brain. 1977. Vol. 100. P. 775−793.
  235. McGlone J. Sex differences in functional brain asymmetry // Cortex. 1978. Vol. 14. P. 122−128.
  236. McGlone J. Sex differences in human brain asymmetry: a critical survey // Behav. Brain. Sci. 1980. Vol. 3. P. 215−263.
  237. McGlone J., Davidson W. The relationship between cerebral speech laterality and spatial ability with special reference to sex and hand preference // Neuropsychologia. 1973. Vol. 11. P. 105−113.
  238. McGlone J., Kertesz A. Sex differences in cerebral processing of visuospatial task // Cortex. 1973. Vol. 9. P. 313−320.
  239. McGloneJ., Kerteaz A. Sex differences in cerebral processing of visuospatial task // Cortex. 1973. Vol. 9. P. 313−320.
  240. McGowan J.F., Duka T. Hemispheric latcralisation in manual-verbal task combination: the role of modality and gender //Neuropsychol. 2000. -Vol. 38. -P. 1018−1027.
  241. McKeever W., Van Deventer A. Visual and auditore language processing asymmetries: influence of handedness, familial sinistrality and sex // Cortex. 1977. Vol. 13. P. 225−241.
  242. Money J., Alexander D. Turner’s syndrome: further demonstration of the presences of specific cognitional deficiencies // J. Med. Gen. 1966. Vol. 3. P. 47−48.
  243. Mummery C.J., Patterson K., Hodges J.R., Price C.J. Functional neuroanatomy of the semantic system: divisible by what? //J. Cogn. Neurosci.-I998.-N.10.-P.766−777.
  244. Murphy D.M., DeCarti C, Mcintosh A.R. et al. Sex differences in human brain morphometry and metabolism: an in vivo quantitative magnetic resonance imaging and positron emission tomography study // Arch. General Psychiatry. 1996. -Vol. 53. -P. 585−594.
  245. Nanbu Y., Wada Y., Kadoshima R., Kitazawa S., et al. Sex-related differences in EEG coherence in normal young adults evaluation during rest and photic stimulation // Rinsho Byori. -1995. -Vol.43. -N7. -P.713−717.
  246. Newcombe N., Bubdura M.M., Tayler D.G. Sex differences in spatial ability and spatial activities // Sex Roles. 1983. Vol. 9. 377−386.
  247. Nopoulos P., Flaum M. O’Lcary D. Andrcasen N.C. Sexual dimorphism in the human brain: evaluation of tissue volume, tissue composition and surface anatomy using magnetic resonance imaging//Psychiatry Res.: Neuroimaging. -2000. -Vol.98. -Nl. -P. 1−13.
  248. Ojemann G.A., Ojemann 0. J., Lcttich E., Bcrger M. Cortical language lateralization in left, dominant hemisphere. An electrical stimulation mapping investigation in 117 patients // J. Neurosurg. 1989. — Vol.71. -P.316−326.
  249. Rabinowicz Т., Dean D.E., Petetot J.M., de Coueten-Myers G.M. Gender differences in the human cerebral cortex: more neurons in males- more processes in females // J. Child Neurol.-1999. -Vol. 14. -N2. -P.98−107.
  250. Ray W.J., Bewcombe N., Semon J. et al. Spatial ability, sex differences and EEG functioning//Neuropsychologia. 1981. Vol. 19. P. 719−722.
  251. Reite M., Sheeder J., Teale P., et al. MEG based brain laterality: sex differences in normal adults // Neuropsychol. 1995.-Vol. 33.-P. 1607−1616.
  252. Rescher В., Rappelsberger P. Gender dependent EEG-changes during a mental rotation task//Int. J. Psychophysiol. -1999. -Vol.33. -N3. -P.209−222.
  253. Schweitzer L., Chako R. Cerebral lateralization: Relation to subjects sex // Cortex. 1980. Vol. 16. P. 559−566.
  254. Shaywitz B. A. et al. Sex differences in the functional organization of the brain for language //Nature. 1995. Vol. 373, № 6515. R 607−609.
  255. Skrandies W., Reik P., Kunze Ch. Topography of evoked brain activity during mental arithmetic and language tasks: sex differences // Neuropsychol. -1999. -Vol.37.-P.421−430.
  256. Smith B.D., Kline R., Lindgren K., et al. The lateralized processing of affect in emotionally labile extraverts and introverts: central and autonomic effects // Biol. Psychol.-1995. -Vol.39.-N2−3.-P. 143−157.
  257. Springer S., Deutsch G. Left Brain, Right Brain: Perspective from Cognitive Neuroscience. 5th ed. New York: W. H. Freeman & Co., 1997.
  258. Stam C.J. Brain dynamics in theta and alpha frequency bands and working memory performance in humans // Neurosci. Let. -2000. -Vol.286. -P. 115−118.
  259. Tan Uner. Manual proficiency in Cattle s Intellegence Test in left-handend male and female abjects // Int. J. Neurosci. 1989. Vol. 44. № 1−2. P. 17−26.
  260. Teszner D. f Tanvaras A., Gruner J. 1/asymctrie droit gauche du planum tenporali a propos de I’etude anatomique de 100 cerveaux // Rev. Neurolog. 1972. Vol. 126. P. 444−449.
  261. Thiste A. Performance of males and females on a dichotic listening task // J. Acoust. Soc. Amer. 1975. Vol. 58. P. 576.
  262. Thordstein M., Lofgren N., Flisberg A., Lindecrantz K., Kjellmer I. Sex differences in electrocortical activity in human neonates // Neuroreport. 2006 Jul 31- 17(11): 1165−8.
  263. Tracy, 1987 Tracy D.M. Toys, spatial ability and science and mathematic achievements. Are they related? // Sex Roles. 1987. Vol.17. P. 115−138.
  264. Trotman S.C.A., Hammond G.R. Sex differences in task dependent EEG asymmetries // Psychophysiology. 1979. Vol. 16. P. 429−431.
  265. Vikingstad E.M., George K.P., Jonson A.F., Cao Y. Cortical language lateralization in right handed normal subjects using functional magnetic resonance imaging // J. Neurolog. Sci.-2000. -Vol.175. -P. 17−27.
  266. Volf N.V., Razumnikova O.M. Sex differences in EEG coherence during a verbal memory task in normal adults // Int. J. Psychophysiol. -1999. -Vol.34. -P. 113−122.
  267. Voyer D., Flight J. Gender differences in laterality on dichotic task: the influence of report strategies // Cortex. -2001. -Vol.37. -N3.-P.345−362.
  268. Voyer D., Flight J. Reliability and magnitude of auditory laterality effects: the influence of attention //Brain & Cogn. -2001. Vol.46. -P. 397−413.
  269. Voyer D., Nolan C, Voyer S. The relation between experience and spatial performance in man and women // Sex Roles. -2000, — Vol.43. -N11/12. -P.891−915.
  270. Waber D.P. Sex differences in cognition: a function of maturation rate // Science. 1976. Vol. 192. P. 572−574.
  271. Wada J., Clarke R., ffomm A. Cerebral hemispheric asymmetry in humans // Arch. Neurol. 1975. Vol. 32. P. 239−246.
  272. Welsh Т., Elliott D. Gender differences in a dichotic listening and movement task: lateralization or strategy? // Neuropsychol. 2001. -Vol. 39. -P. 25−35.
  273. Witelson S. F. Sex and the single hemisphere // Science. 1976. V. 193. P. 425.
  274. Witelson S. F. The brain connection: The corpus callosum is larger in left-handers // Science. 1985. Vol. 229. P. 665−668.
  275. Witelson S.F., Glezer 1.1., Kigar D.L. Women have greater density of neurons in posterior temporal cortex // J. Neurosci. -1995. -Vol.5. Pt. 1.-P.3418−3428.
  276. Witelson S. F., Pallie W. Left hemisphere specialization for language in the newborn: neuroanatomical evidence of asymmetry // Brain. 1973. Vol. 96. P. 641−646.
  277. Yucel M., Stuart G.W., Maruff P., et al. Hemispheric and gender-related differences in the gross morphology of the anterior cingulated/paracingulatc cortex in normal volunteers: an MRI morphometric study // Cerebral Cortex. 2001. -Vol. 1 l.-P. 17−25.
Заполнить форму текущей работой