Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль слуха в физиологическом контроле процесса речепродукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характер нарушений работы голосообразующего аппарата определяется временем потери слуха. Только при прелингвальной потере слуха развиваются перенапряжение и недостаточное напряжение в голосообразующем аппарате, нестабильность работы голосовых складок. Независимо от времени потери слуха, у всех глухих голосовые складки работают ассиметрично. Так у глухих взрослых и детей по сравнению с нормально… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Контроль над произношением у людей со сформированным 11 аппаратом речепродукции
      • 1. 1. 1. Акустические корреляты речепродукции
      • 1. 1. 2. Контроль процесса речепродукции
    • 1. 2. Роль слуха в формировании аппарата речепродукции
      • 1. 2. 1. Роль слуха в формировании фонологической системы 18 родного языка
      • 1. 2. 2. Роль языковой среды в процессах созревании слуховой 20 системы
      • 1. 2. 3. Влияние слуха на процессы созревания отделов речевой 20 системы
    • 1. 3. Речь глухих людей
      • 1. 3. 1. Особенности развития речи у глухих детей
      • 1. 3. 2. Общая характеристика речи у людей с нарушениями 27 слуха
      • 1. 3. 3. Связь характера нарушений в речепродукции с уровнем 29 потери слуха

Роль слуха в физиологическом контроле процесса речепродукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем физиологии является изучение принципов сенсомоторной координации. Из всех сенсомоторных систем существенное значение для человека имеет слухоречевая система, так как речевая коммуникация занимает центральное место среди различных форм передачи информации.

К настоящему времени накоплено значительное количество данных о нарушениях в системе речепродукции, которые развиваются при потере слуха в раннем возрасте [29]. Однако в большинстве исследований рассматривают признаки речи в группе людей с нарушением слуха без градации по степени потери, либо с определенным узким диапазоном потери слуха. При этом акцент делается только на какой-то одной системе речепродукции — либо на фонации [159, 160], либо на артикуляции [251]. При таком подходе отсутствует комплексное описание состояния системы речепродукции при нарушенном слухе, а предлагаемые механизмы зачастую объясняют нарушения лишь при конкретных случаях глухоты.

Остается неясным вопрос о том, как на нарушение слуха реагируют система голосообразования и артикуляции. В частности, в системе фонации ряд авторов не обнаруживает повышения частоты основного тона [29, 33, 125, 239], в то же время большая часть исследователей находит повышение частоты основного тона у глухих людей [29, 126, 129, 138, 151, 159, 152, 160, 163, 197, 209, 213, 215, 221, 228, 243, 252, 267]. Кроме того, малоизученной остается взаимосвязь между особенностями потери слуха и характером нарушений речепродукции. Например, недостаточно исследовано влияние степени и возрастного периода потери слуха на акустические свойства речевых сигналов.

О нарушениях речи при повреждении слуха у взрослых позднооглохших людей имеются лишь единичные сведения [267]. Вероятно, это связано с тем, что при данном типе глухоты разборчивость речи изменяется незначительно. В то же время, эти данные могут информативными для понимания механизмов регуляции в речеслуховой системе.

Наконец, стоит отметить, что в подобных исследованиях особое значение имеет язык, на котором говорит испытуемый. В основном изучение данной проблемы осуществлялось на представителях англоязычных народов, а акустические свойства речи глухих русскоязычных людей практически не исследованы, имеются лишь единичные работы, посвященные речи детей [20, 33, 115], а оценка речи у взрослых с постлингвальным нарушением слуха вообще не проводилась.

Практическая значимость данной проблемы связана с тем, что частота нарушения слуха весьма велика (77 человек на 100 тысяч населения), для новорожденных это одна из самых часто встречающихся патологий (Бертынь, 1998; Sneed, Joss, 1999). Естественно возникает необходимость в правильном представлении о механизмах развивающихся нарушений в речепродукции при потере слуха для разработки высокоэффективных методов реабилитации.

Цель исследования: определить влияние потери слуха в различные возрастные периоды и нарушения тональной чувствительности на систему речепродукции.

Задачи исследования:

1. Обосновать возможность использования акустических методов исследования для оценки состояния речепродукции.

2. Выявить влияние потери слуха на работу голосовых складок на основе анализа типов спектра, частоты основного тона и показателей апериодичности работы голосовых складок.

3. Выявить влияние потери слуха на систему артикуляции на основе анализа типов спектра и формант.

4. Провести сравнительный анализ речевого звукопроизводства у лиц с преи постлингвальной потерей слуха.

5. Выявить взаимосвязь между уровнем нарушения тональной чувствительности, особенностями потери слуха в разных частотных диапазонах и характером искажений в речевой системе.

6. Изучить влияние потери слуха в период становления аппарата речи и в период, когда он сформирован, на четкость произношения гласных звуков.

Научная новизна исследования: Впервые проведена комплексная оценка состояния аппарата речепродукции у русскоговорящих глухих людей с преи постлингвальной потерей слуха. Описаны акустические признаки, характеризующие работу систем голосообразования и артикуляции, в частности типы спектров, показатели периодичности работы голосовых складок, частотно-амплитудные свойства гласных.

Речепродукция при утрате слуха характеризуется двумя типами нарушений: зависящими и не зависящими от времени и степени потери слуха. На характер нарушений в системе речепродукции влияет и то, какая гласная произносится. Выявлено, что в системе фонации у глухих детей происходит не только перенапряжение, но и недостаточное напряжение голосообразующего аппарата. Показано, что различия по величине потери слуха на правом и левом ухе сказывается на периодичности работы голосовых складок.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные данные расширяют знания о механизмах слухоречевых взаимоотношений, обосновывают возможность использования акустических методов исследования для описания состояния системы речепродукции, демонстрируют роль возраста и уровня потери слуха в развитии патологий в речевой системе, описывают реакцию систем фонации и артикуляции на нарушение слуха.

Полученные данные свидетельствуют, что результаты акустического анализа могут быть использованы как критерий для диагностики эффективности существующих методов коррекции речевых нарушений у глухих. Данные создают теоретическую основу для разработки новых подходов в обучении глухих.

Результаты диссертационной работы используются в учебном процессе на кафедре физиологии человека и животных Уральского государственного университета им. A.M. Горького.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Состояние органов голосообразования и артикуляции позволяют описать акустические методы исследования.

2. При потере слуха развиваются многочисленные нарушения в системах фонации и артикуляции, характер которых зависит от возраста, когда случилась потеря слуха, уровня потери слуха, величины потери слуха в разных частотных диапазонах, от того, какой гласный звук произносится.

3. При потере слуха развивается два типа нарушений в системе речепродукции: зависящие и независимые от особенностей повреждения слуха.

4. При нарушении слуха в момент формирования речевой функции развивается существенно больше патологий в речи, чем при потере слуха при уже сформировавшейся речи.

Апробация работы. Работа апробирована на конференции «Психология в XXI веке» (Екатеринбург, 2001), на региональной научно-практической конференции «Практическая психология» (Екатеринбург, 2002), на молодежной международной конференции «Экология» (Архангельск, 2003), на конференции-«Физиология слуха и речи» (Санкт-Петербург, 2003, 2005), на международной конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2004), на студенческой конференции «Исследование биологических систем: перспективы и достижения» (Екатеринбург, 2004), на III Съезде физиологов Урала (Екатеринбург, 2006), на XX Съезде физиологического общества имени И. П. Павлова (Москва, 2007), на Ученом совете биологического факультета УрГУ (Екатеринбург, 2007).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 научных статей, в то числе 3 в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, главы с описанием материалов и методов исследования, четырех глав с изложением и обсуждением результатов собственных.

Выводы.

1. Акустические методы позволяют охарактеризовать работу систем голосообразования и артикуляции.

2. Характер нарушений работы голосообразующего аппарата определяется временем потери слуха. Только при прелингвальной потере слуха развиваются перенапряжение и недостаточное напряжение в голосообразующем аппарате, нестабильность работы голосовых складок. Независимо от времени потери слуха, у всех глухих голосовые складки работают ассиметрично. Так у глухих взрослых и детей по сравнению с нормально слышащими достоверно чаще встречается бифонация, показатели апериодичности работы по частоте и амплитуде превышают нормативные значения.

3. В системе артикуляции при потере слуха происходят изменения, характер которых зависит от времени и уровня потери слуха. Это проявляется в том, что у всех глухих в системе артикуляции происходит редукция пространства гласных звуков на формантной плоскости и развивается вариабельность артикуляции, которая увеличивается с ростом уровня потери слуха. Целевые артикуляции искажаются только при прелингвальном нарушении слуха, это проявляется в том, что средние значения частот формант отличны от аналогичных величин нормально слышащих детей, на формантной плоскости области представительств гласных звуков значительно перекрываются.

4. В системе фонации характер нарушений определяется уровнем потери слуха и акустическими свойствами произносимой гласной. В частности общее количество нарушений в системе фонации увеличивается с ростом уровня потери слуха. Кроме того, больше повреждаются звуки акустически схожие между собой ([о] и [у]), которые характеризуются относительно поздним появлением в речевом онтогенезе.

5. При нарушении слуха произношение гласных звуков утрачивает свою четкость, что приводит к отсутствию различий по амплитудно-частотным свойствам между гласными звуками. При высоком уровне потери слуха гласные звуки глухих детей и взрослых становятся сходными между собой.

Список используемых сокращений.

КП — критическая полоса ЧОТ, F0 — частота основного тона.

AVS — average vowel spacing, среднее расстояние между гласными F1 — первая форманта F2 — вторая форманта.

HTN — акустическая гармоничность сигнала, harmonic-to-noise ratio MDVP — Multidimensional voice program.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Зрительное восприятие устной речи при нормальной и нарушенной слуховой функции / В. В. Алякринский. — Л.: Наука, 1979. — 200 с.
  2. Н.Г. Становление речи на ранних этапах онтогенеза / Н. Г. Андреева. Нервная система. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. — Вып. 35 — С. 5981.
  3. Н.Г. Структурно-функциональная организация нервной системы / Под ред. А. С. Батуева. СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. — 264 с.
  4. Н.Г. Биологические основы развития речи. I. Звукопродукция / Г. А Куликов // Сенсорные системы. 2006. — Т.20, № 3. — С. 163−174.
  5. Н.Г. Характеристика певческих гласных при разной частоте основного тона / Г. А. Куликов // Сенсорные системы. 2004. — Т. 18, № 2. -С. 170−178.
  6. Н.Г. Общность амлитудно-частотных характеристик гласных разных форм речи / Г. А. Куликов, А. П. Самокищук // Акустический журнал. 2002. — Т.48, № 5. — С. 711−713.
  7. Н.Г. Генерация и восприятие акустических сигналов у детей на ранних этапах онтогенеза / Е. Е. Ляксо, Г. А. Куликов // Психофизиология матери и ребенка. СПб.: Изд-во СПбГу, 1999. — С. 147−177.
  8. Н.Г. Формирование речевой деятельности у детей первого года жизни / М. И. Павликова, Г. А. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Материалы конференции Ананьевские чтения 97. Вып. 3. 4.2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С.3−9.
  9. Ю.Бару А. В. Слуховые центры и опознание звуковых сигналов. Поведенческое исследование / А. В. Бару. Л.: Наука, 1978. — 192 с.
  10. П.Бельтюков В. И. Использование остаточного слуха при обучении глухих произношению / В. И. Бельтюков. М.: Просвещение, 1976. — 30 с.
  11. В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. М.: Просвещение, 1964. — 91 с.
  12. П.Бельтюков В. И. Чтение с губ фонетических элементов речи / В. И. Бельтюков. М.: Просвещение, 1967. — 30 с.
  13. В.И. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. / JI.B. Нейман. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 140 с.
  14. В.И. Об усвоении детьми звуковой (фонемной) системы языка / А. Д. Салахова // Вопр. психологии. 1975. — № 5. — С. 71−80.
  15. Г. П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом / Г. П. Бертынь // Дефектология. 1998. — № 6. — С. 9−17.
  16. Болезни уха, носа и горла / Под ред. Ундрица В. Ф. МЕД! ИЗ, 1960. — 559 с.
  17. JI.B. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи /Л.В. Бондарко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.-200 с.
  18. P.M. К диагностике речевых расстройств при тугоухости у детей / P.M. Боскис // Вестн. оториноларингологии. 1952. — № 2. — С. 20−24.
  19. И.В. Сравнительная характеристика речевого звукопроизводства у людей с нарушением слуха и слышащих / О. В. Боярченкова, З. В. Любимова // Консилиум. 2007. — № 7 (62). — С. 164−165.
  20. А.И. К вопросу о влиянии звуковых раздражений на громкость речи /А.И. Бронштейн // Проблемы физиологической акустики. 1949. — Т.1. -С. 134−137.
  21. И.А. Звук-слух-мозг /И.А. Вартанян. Л.: Наука, 1981. — 176 с.
  22. И.А. Современные проблемы изучения структурно-функциональной организации акустико-речевой системы мозга / И. А. Вартанян // Успехи физиологических наук. 1991. — Т.22, № 2. — С. 19−32.
  23. И.А. Физиология сенсорных систем. Руководство / В. И. Вартанян. СПб.: Лань, 1990. — 224 с.
  24. И.А. Соотношение состояния слуха и речи у детей 5−9 лет / И. Г. Андреева, Н. К. Ланге // Сенсорные системы. 2006. Т.20, № 3. — С. 175−179.
  25. Л.А. Исследование формантного состава и некоторых других физических характеристик звуков русской речи / И. М. Литвак // Проблемы физиологической акустики. 1955. — Т.2. — С. 5−17.
  26. Л.А. Средние спектры русских гласных фонем / Л. А. Чистович // Проблемы физиологической акустики. 1959. — Т.4. — С. 181−186.
  27. Д.К. Нарушение голоса у детей / Д. К. Вильсон. М.: Медицина, 1990.-448 с.
  28. Е.Н. О так называемом врожденном речевом поведении / Е. Н. Винарская // Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. Труды международного симпозиума. Л.: Наука, 1974.
  29. Н.Н. Выявление патологии органа слуха в системе медицинского обеспечения детей раннего возраста / Г. А. Таварткиладзе, Ю. В. Козунь // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 5. — С. 20−24.
  30. В.И. Влияние нарушений слуха на формирование речи в первый год жизни / И. В. Дмитриева // Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей. Отв. ред. Т. Н. Ушакова, Н. В. Уфимцева. — М.: ПЕР СЭ, 2001.-С. 174−187.
  31. А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М.: Изд-во ИАПИ РСФСР, 1961.-С.119−130.
  32. С.А. Слух: Введение в психологическую и физиологическую акустику / С. А. Гельфанд. М.: Медицина, 1984. — 352 с.
  33. С.П. Онтогенетические изменения сенсорного контроля речевого звукопроизводства / З. В. Любимова, Т. А. Тарновская, Н. Ю. Чулкова // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т.90, № 8. — С. 364.
  34. К.И. К вопросу о линейной аппроксимации зависимости формантных частот гласных от частоты основного тона / Б. В. Поспелов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.13. Востоковедение. 1988. — № 4. — С. 62−66.
  35. В.Г. Практическая аудиология / A.JI. Левин. М.: Медицина, 1969. -238 с. 39.3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зеемен. М.: МЕДГИЗ, 1962.-300 с.
  36. А.Д. Состояние слуха на тоны и речь у детей младшего возраста / А. Д. Коган // Проблемы физиологической акустики. 1959. — Т.4. — С. 133−138.
  37. С.В. Общая фонетика / О. Ф. Кривнова М.: Рос. Гос. Гуманит. унт, 2001.-592 с.
  38. М.Я. Детская сурдология / А. Л. Левин. Л.: Медицина, 1989. — 224 с.
  39. И.В. Опыт организации системы раннего выявления и абилитации детей с нарушениями слуха в Санкт-Петербурге / А. А. Ланцев, Г. А. Подосинникова// Вестн. оториноларингологии. 2000. — № 3. — С. 23−27.
  40. Н.И. Новые данные по физиологии речевой деятельности / Н. И. Красногорский // Журн. высш. нервн. деят. 1956. — Т.4, №.4. — С. 513 524.
  41. Ю.И. Нарушения восприятия речи при тугоухости / Ю. И. Кузьмин // Материалы XV Съезда оториноларингологов России. СПб. — 1995. — Т.П. -С. 493−499.
  42. Ю.И. Этапы становления речи у детей / Л. Н. Ильина // Сенсорные системы. 1999. — Т. 13, № 1. — С.20−28.
  43. Г. А. Слух и движение / Г. А. Куликов. Л.: Наука, 1989. — 200 с.
  44. Г. А. Биологические основы и процессы обучения в становлении речи на ранних этапах онтогенеза / Н. Г. Андреева // XXX Всероссийское совещание по проблемам ВНД. Тезисы докладов. Т.2. — СПбГу, 2000.
  45. Г. А. Биологические основы становления речевой деятельности / Н. Г. Андреева // Современные речевые технологии. Сборник трудов. IX Сессия Российского акустического общества. М.: ГЕОС, 1999.
  46. Г. А. Характеристики гласноподобных звуков детей первого полугодия жизни / Н. Г. Андреева, М. И. Павликова, А. П. Самокищук // ДАН. 1999. — Т.368, № 6. — С.843−845.
  47. Г. А. О гласных младенцев, певцов и попугаев / Н. Г. Андреева // В кн. Российская наука: истина в ином приближении. Сборник научно-популярных статей / Под ред. акад. В. П. Скулачева. М.: Изд-во «Октопус». 2005.-С. 329−341.
  48. Г. А. Сравнительный анализ гласных и гласноподобных звуков при разных условиях их генерации / Н. Г. Андреева, А. П. Самокишук // Сенсорные системы. 2002. — Т.16, № 3. — С. 230−237.
  49. Г. А. Общность различительных признаков гласных при разных формах генерации речевых сигналов / Н. Г. Андреева, А. П. Самокишук, М. И. Павликова, К. О. Уплисова // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. — 2004. Т.90, № 8. — С. 319.
  50. П. Переработка информации у человека / Д. Норман. М.: Мир, 1974.-550 с.
  51. Г. В. Психологическая концепция моторной теории восприятия речи / Г. В. Лосик // Детская речь: психолингвистические исследования. Сборникстатей. Отв. ред. Т. Н. Ушакова, Н. В. Уфимцева. М.: ПЕР СЭ, 2001. — С. 922.
  52. Е.Е. Акустический аспект формирования речи ребенка на третьем году жизни / А. Д Громова, О. В. Фролова, О. Д. Романова // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т.90, № 1. — С. 83−97.
  53. Е.Е. Особенности восприятия русскими аудиторами звуков детей второго года жизни / Н. А. Петрикова, О. В Челибанова // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2003. — Т.89, № 4. — С. 456−472.
  54. Е.Е. Перцептивный, акустический и фонетический анализ вокализаций русских и финских младенцев второго полугодия жизни / М.С. А. Сильвен, А. Н. Шестакова // Сенсорные системы. 2004. — Т. 18, № 2. -С. 111−123.
  55. Лях Г. С. Имитация артикуляционной мимики и звукоподражания у детей первых месяцев жизни / Г. С. Лях // Журн. высш. нервн. деят. 1968. — Т. 18, №.5.-С. 831−835.
  56. Лях Г. С. Особенности условных связей на мимикоартикуляторные и звуковые компоненты речевых раздражителей у детей первого года жизни /Г.С. Лях // Журн. высш. нервн. деят. 1968. — Т. 18, №.6. — С. 1069−1071.
  57. Лях Г. С. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью / A.M. Марусева. Л.: Медицина, 1979. — 200 с.
  58. В.И. О зависимости частоты колебаний голосовых связок человека от воздушного давления / В. П. Морозов // Сборник трудов Ленинградского научно-исследовательского института по болезням уха, горла, носа и речи. 1966. — Т. 14. — С. 406−414.
  59. В.И. Физиологический анализ колебания голосовых связок (к вопросу о теории Юссона) / Л. Н. Савина, Н. В. Суханова // Проблемы физиологической акустики. 1959. — Т.4. — С. 208−215.
  60. В.П. Биофизические основы вокальной речи /В.П. Морозов. Л.: Наука, 1977.-231 с.
  61. В.П. О роли вибрационного чувства в регулировании голосовой функции человека / В. П. Морозов // Вестник Ленинградского университета. Серия биология. 1960. — № 3. — С. 174−178.
  62. В.П. Особенности спектра вокальных гласных / В. П. Морозов // Проблемы физиологической акустики. 1966. — Т.5. — С. 73−87.
  63. В.П. Тайны вокальной речи / В. П. Морозов. Л.: Наука, 1967. — 125 с.
  64. В.Н. О слуховом описании гласного. I. Признаки различающие 1. и е. / Л. А. Чистович // Проблемы физиологической акустики. 1971. -Т.7.-С. 5−10.
  65. В.Н. О слуховом описании гласного. II. Обнаружение второй форманты в синтетическом гласном / Л. А. Чистович // Проблемы физиологической акустики. 1971. — Т.7. — С. 11−19.
  66. Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л. В. Нейман. М.: Просвещение, 1970. — 184 с.
  67. Jl.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / М. Р. Богомильский. М.: Владос, 2001. 221 с.
  68. Л.А. Измерение частотной разрешающей способности слуха в норме и при нейросенсорной тугоухости / Н. В. Рыбалко, А .Я. Супин // Вестн. оториноларингологии. 1986. — № 6. — С. 26−31.
  69. В.Н. Психология слухового восприятия / В. Н. Носуленко. М.: Наука, 1988.-216 с. 800 научном совещании во вопросам физиологической акустики // Проблемы физиологической акустики. 1955. — Т.З. — С. 123
  70. Основы современной физиологии. Слуховая система / под ред. Альтмана Я. А. Л.: Наука, 1990. — 620 с. 84,Отолярингология / под ред. И. Б. Солдатова, В. Р. Гофмана. СПб, 2000. -472 с.
  71. .Ф. Речеподражание (эхолалия) как ступень формирования второй сигнальной системы / Б. Ф. Поршнев // Вопросы психологии. 1964. -№ 5. — С. 11−19.
  72. .В. Зависимость структуры гласных от частоты основного тона / К. И. Долотин, А. Э. Казаков // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 13. Востоковедение. -1988.-№ 3.-С. 53−58.
  73. .В. Экспериментальное исследование влияния частоты основного тона на ширину и амплитуду формант гласных звуков / К. И. Долотин, А. Э. Казаков // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.13. Востоковедение. 1989. — № 4. — С. 59−65.
  74. JI.P. Цифровая обработка речевых сигналов / Шафер Р. В. М.: Радио и связь, 1981. — 496 с.
  75. Рау Ф. Ф. Устная речь у глухих / Ф.Ф. Pay. М.: Педагогика, 1973. — 304 с.
  76. Речь. Артикуляция и восприятие / Под ред. Кожевникова В. А., Чистович Л. А. М.: Наука, 1965. — 240 с.
  77. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г. Л. Розенгарт-Пупко. М.: АПН РСФСР, 1963. — 96 с.
  78. А.Д. Спонтанный период доречевого и речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом / Н. В. Кочегарова // Дефектология. 2001. — № 3. — С. 61−67.
  79. А.П. Сравнительный анализ доречевых и ранних речевых звуков детей /А.П. Самокищук // Сенсорные системы. 2004. Т. 18, № 2. — С. 124 129.
  80. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидренко. СПб.: ООО Речь, 2001. — 350 с.
  81. Н.А. О положении фонемной границы между синтетическими гласными 1.-e.,[u]-[o] и [и]-[о] / Н. А. Слепокурова // Проблемы физиологической акустики. 1971. — Т.7. — С. 136−138.
  82. Д.И. Наследственная и врожденная тугоухость / Г. Д. Тарасова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1998. — № 2. — С. 21−24.
  83. Т.А. Развитие сенсорного контроля над речевым звукопроизводством в процессе онтогенеза / Т. А. Тарновская // Научные труды I Съезда физиологов СНГ. Под. ред. Р. И. Сепиашвили. Т.1. — М.: Медицина — Здоровье, 2005. — С. 69.
  84. Н.В. Возрастные изменения порогов слышимости / К. П. Покрывалова // Проблемы физиологической акустики. 1950. — Т.2. — С. 813.
  85. Е.И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. М.: Просвещение, 1981.- 159 с.
  86. Тонкова-Ямпольская Р.В. К вопросу изучения физиологических механизмов речи / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Журн. высш. нервн. деят. -1962. Т. 12, №.1. — С. 82−87.
  87. Н.Н. Очерки физиологии высшей нервной деятельности / Л. Я. Баллонов, А. А. Лично. М. МЕДГИЗ, 1957. — С. 128−136.
  88. К.О. Характеристики гласных звуков, имитируемых говорящими птицами / К. О. Уплисова // Сенсорные системы. 2004. — Т.18, № 3. — С. 199−205.
  89. Т. Н. Детская речь ее истоки и первые шаги в развитии / Т. Н. Ушакова // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20, № 3. — С. 59−69.
  90. Т. Н. Семантика ранних голосовых экспрессий младенца / Т. Н. Ушакова // Детская речь: психолингвистические исследования. Сборникстатей. Отв. ред. Т. Н. Ушакова, Н. В. Уфимцева. М.: ПЕР СЭ, 2001. — С. 2238.
  91. Т.Н. Принципы развития детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. 2004. — № 5. — С. 4−16.
  92. Г. Акустическая теория речеобразования / Г. Фант. М.: Наука, 1964.-284 с.
  93. Физиология сенсорных систем / Под ред. Альтмана Я. А. Спб.: Паритет, 2003.-352 с.
  94. Физиология сенсорных систем. В серии «Руководство по физиологии» / Под ред. Альтмана Я. А. JL: Наука, 1972. — 703 с.
  95. Дж. Анализ, синтез и восприятие речи / Дж. Фланаган. М.: Связь, 1968.-170 с.
  96. Э. Ухо как приемник информации / Р. Фельдкеллер. М.: Связь, 1971.-255 с.
  97. . E.JT. Дизонтогенез речи у детей с минимальными нарушениями слуховой функции / E.JT. Черкасова // Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей. Отв. ред. Т. Н. Ушакова, Н. В. Уфимцева. М.: ПЕР СЭ, 2001. — С. 193−198.
  98. Л.А. Физиология речи. Восприятие речи человеком / А. В. Венцов, М. П. Гранстрем и др. Л.: Наука, 1976. — 338 с.
  99. Л.А. Слуховое измерение первой форманты / B.C. Щупляков // Проблемы физиологической акустики. 1971. — Т.7. — С. 19−28
  100. Е.В. Развитие крика младенца / Е. В. Чудинова // Журн. высш. нервн. деят. 1986. — Т.36. № 3. — С. 441−449.
  101. Н.Ю. Становление эмоционального компонента речевого звукопроизводства в раннем онтогенезе / Н. Ю. Чулкова // XIX Съезд Физиологического общества им. И. П. Павлова. Материалы Съезда. Екатеринбург. 2004. С. 233−234.
  102. .Е. Использование акустического контроля для постановки нормального голоса и звуков речи у глухонемых детей, практическилишенных слуха / Б. Е. Шейвехман // Проблемы физиологической акустики. 1950. -Т.2. — С. 129−138.
  103. Шик А. Психологическая акустика в борьбе с шумом / Под ред. Н. И. Иванова. СПб.: Из-во Бал.гос.техн.ун-та, 1995. — 224 с.
  104. П.Д. Восприятие речи в младенческом возрасте / П. Д. Эймас // В мире науки. 1985.-№ 3.-С. 12−19.
  105. Adi-Bensaid L. The development of the prosodic word in the speech of a hearing-impaired child with a cochlear implant device / O. Bat-el // Journal of multilingual communication disorders. 2004. — V.2, № 3. — P. 187−206.
  106. Amano S. fundamental frequency of infants' and parents' utterances in longitudinal recordings / T. Nakatani, T. Kondo // J. Acoust. Soc. Am. 2006. -V.119, № 3. — P. 1636−1647.
  107. Bakkum M.I. Objective analysis versus subjective assessment of vowels pronounced by deaf and normal-hearing children / R. Plomp, C.W. Pols // J. Acoust. Soc. Am. 1995. — V.98, № 2. — P. 745−762.
  108. Bakkum M.I. Objective analysis versus subjective assessment of vowels pronounced by native, non-native, and deaf male speakers of Dutch / R. Plomp, C.W. Pols // J. Acoust. Soc. Am. 1993. — V.94, № 4. — P. 1989−2004.
  109. Baum S.R. The development of speech adaptation to an artificial palate / D.H. McFarlang // J. Acoust. Soc. Am. 1997. — V.102, № 4. — P. 2352−2359.
  110. Benett S. Vowel formant frequency characteristics of preadolescent males and females / S. Benett//J. Acoust. Soc. Am. 1981. — V.69, № 1. — P. 231−238.
  111. Boersma P. Accurate short-term analysis of the fundamental frequency and the harmonics-to-noise ratio of a sampled sound /Р. Boersma // Proceedings of the Institute of Phonetic Sciences. 1993. — V. 17. — P. 97−110.
  112. P., Weenink D. 2002. PRAAT. Institute of Phonetic Science University of Amsterdam, The Netherlands. Electronically available freeware retrieved 2002 from http://www.fon.hum.uva/Praat/
  113. Bonetti L. Harmonics to noise ratio in vocal professional voices / A. Bonetti, S.N. Bolfan // J. Acoust. Soc. Am. 2002. — V. l 11, № 5. — P. 2480−2481.
  114. Burnett T.A. Voice F0 responses to manipulation in pitch feedback / M.B. Freedland, C.R. Larson, T.C. Hain // J. Acoust. Soc. Am. 1998. — V.103, № 6. -P. 3153−3161.
  115. Burnett T.A. Early pitch-shift response is active in both steady and dynamic voice pitch control / C.R. Larson // J. Acoust. Soc. Am. 2002. — V. l 12, № 3. — P. 1058−1063.
  116. Chen S.H. Voice F0 responses to pitch-shifted voice feedback during English speech / H. Liu, Y. Xu, C. Larson // J. Acoust. Soc. Am. 2007. — V.121, № 2. -P. 1157−1163.
  117. Clement C.J. The development of vocalization of deaf and normally hearing infants / A. den Os. Els, F.I. Koopmans van Benium // Institute of Phonetic Science, University of Amsterdam. Proceedings. — 1994. — V. 18. — P. 65−76.
  118. Colton R.H. Perceived nasality in the speech of the deaf / H.S. Cooker // J. Speech. Hear. Res. 1968. -V.2, № 3. — P. 553−559.
  119. Cordes M. Deafness and cerebral plasticity / Z. Wszolek // J. Nucl. Med. -2003. V.44, № 9. — P. 1440−1442.
  120. Dagenais P.A. Comparing tongue positioning by normal-hearing and hearing-impaired children during vowel production / P. Critz-Crosby // J. Speech. Hear. Res. 1992. — V.35, № 1. — P. 35−44.
  121. Diehl R.L. On explaining certain male-female differences in the phonetic realization of vowel categories / B. Lindblom, K.A. Hoemeke, R.P. Fahey // Journal of Phonetics. 1996. — V.24. — P. 187−208.
  122. Diehl R.L. Speech perception / A.J. Lotto, L.L. Holt // Annu. Rev. Psychol. -2004. -V.55.- P. 149−179.
  123. Ejiri K. Relationship between rhythmic behavior and canonical babbling in infant vocal development / K. Ejiri // Phonetica. 1998. — V.55. — P. 226−237.
  124. Ejiri K. Co-occurrence of preverbal vocal behavior and motor action in early infancy / N. Masataka // Developmental Science. 2001. — V.4, № 1. — P. 40−48.
  125. Englund K. Changes in infant directed speech in the first six months / D. Behne // Infant and Child Development. 2006. — V.15, № 15. — P. 139−160.
  126. Erber N.P. Speech-envelope cues as an acoustic aid to lipreading for profoundly deaf children / N.P. Erber // J. Acoust. Soc. Am. 1972. — V.51, № 4. -P. 1224−1227.
  127. Erber N.P. Vibratory perception by deaf children / N.P. Erber // Int. J. Rehabil. Res. 1978. — V. 1, № 1. — P.27−37.
  128. Ertmer D.J. Emergence of a vowel system in a young cochlear implant recipient / D.J. Ertmer // J. Speech, Language and Hearing Res. 2001. — V.44. -P. 803−813.
  129. Girgin C. Speech intelligibility of Turkish nearing-impaired children / C. Girgin // International Special Education congress. University of Manchester. 2000. www. isec2000.org.uk
  130. Giusti M.C. The hearing-impaired children voice / M.M.P. Padovani, M. Behlau, L. Granato // Brazilian Journal of Otorhinolaryngology. 2001. — V.67, № 1.
  131. Grimshaw G.M. First-language acquisition in adolescence: evidence for a critical period for verbal language development / A. Adelstein, M.P. Bryden, G.E. Mackinnon // Brain and Language. 1998. — V.63. — P. 237−255.
  132. Hain T.C. Effects of delayed auditory feedback (DAF) on the pitch-shift reflex / T.A. Burnett, C.R. Larson, S. Kiran // J. Acoust. Soc. Am. 2001. — V.105, № 5. -P. 2146−2152.
  133. Hamzavi J. Short-term effect of auditory feedback on fundamental frequency after cochlear implantation / W. Deutsch, W.D. Baumgartner, W. Bigenzahn, W. Gstoettner // Audiology. 2000. — V.39, № 2. — P. 102−105.
  134. Heifer K.S. Auditory and auditory-visual perception of clear and conversational speech /K.S. Heifer // J. Speech, Language and Hearing Res. -1997. V.40, №.2. — P. 432−443.
  135. Higgins M.B. Physiological assessment of speech and voice production of adults with hearing loss / A.E. Carney // J. Speech and Hear. Res. 1994. — V.37, № 3.-P. 510−521.
  136. Higgins M.B. Longitudinal changes in children’s speech and voice physiology after cochlear implantation / E.A. McCleary, A.E. Carney, L. Schulte // Ear and Hearing. 2003. — V.24, № 1. -P.48−70.
  137. Higgins M.D. Speech and voice physiology of children who are hard of hearing / E.A. McCleary, D.L. Ide-Helvie, A.E. Carney // Ear and Hearing. 2005. -V.26, № 6. — P. 546−558.
  138. Hillenbrand J. Acoustic characteristics of American English vowels / L.A. Getty, M.J. Clark, K. Wheeler // J. Acoust. Soc. Am. 1995. — V.97, № 5. — P. 3099−3111.
  139. Horii Y. Some voice fundamental frequency characteristics of oral reading and spontaneous speech by hard-of-hearing young women / Y. Horii // J. Speech and Hear. Res. 1982. — V.25, № 4. — P. 608−610.
  140. Hornsby B.W. The effects of hearing loss on the contribution of hight- and low-frequency speech information to speech understanding. II. Sloping hearing loss / T.A. Ricketts // J. Acoust. Soc. Am. 2006. — V. l 19, № 3. — P. 1752−1763.
  141. Houde J.F. Sensorimotor adaptation in speech production / M.I. Jordan // Science. 1998. — V.279. — P. 1213−1216.
  142. House A.S. Auditory testing of a simplified description of vowel articulation / K.N. Stevens // J. Acoust. Soc. Am. 1955. — V.27, № 5. — P. 882−887.
  143. Huber J.E. Formants of children, women, and men. The effects of vocal intensity variation / E.T. Stathopoulos, G.M. Curione, T.A. Ash, K. Johnson // J. Acoust. Soc. Am. 1999. — V. 106, № 3. — P. 1532−1542.
  144. Hudspeth A.J. Auditory neuroscience: development, transduction, and integration / M. Konishi // PNAS. 2000. — V.97, № 22. — P. 11 690−11 691.
  145. Huttunen K.H. Phonological development in 4−6-year-old moderately hearing impaired children / K.H. Huttunen // Scand. Audiol. 2001. — V.30, №.53. — P. 79−82.
  146. Ishizuka K. Longitudinal developmental changes in spectral peaks of vowels produced by Japanese infants / R. Mugitani, H. Kato, S. Amano // J. Acoust. Soc. Am. 2007. — V.121, № 4. P. — 2272−2282.
  147. Ito M. On the effectiveness of whole spectral shape for vowel perception / J. Tsuchida, M. Yano // J. Acoust. Soc. Am. 2001. — V. l 10, № 2. — P. 1141−1149.
  148. Iversnon J.M. Infant vocal-motor coordination: precursor to the gesture-speech system? / M.K. Fagan // Child development. 2004. — V.74, № 4. — P. 1053−1066.
  149. Jacobson R. Child language, aphasia, and phonological universals / R. Jacobson. Paris: Mouton, The Hague, 1968. — 101 p.
  150. Jones J.A. Perceptual calibration of F0 production: evidence from feedback perturbation / K.G. Munhall // J. Acoust. Soc. Am. 2000. — V.108, № 3. — P. 1246−2151.
  151. Jones J. A. The role of auditory feedback during phonation: studies of Mandarin tone production / K.G. Munhall // Journal of Phonetics. 2002. — V.30. — P. 303 320.
  152. Jusczyk P.W. How infants adapt speech-processing capacities to native-language structure / P.W. Jusczyk // Am. Psychological Society. 2002. — V. ll, № 1.
  153. Katz W.F. Identification of children’s and adults' vowel: intrinsic fundamental frequency, fundamental frequency dynamics, and presence of voicing / P.F. Assman // Journal of Phonetics. 2001. — V.29. — P. 23−51.
  154. Kent R.D. Acoustic features of infant vocalic utterances at 3, 6 and 9 months / A.D. Murray // J. Acoust. Soc. Am. 1982. — V.72, № 2. — P. 353−365.
  155. Khouw E. An acoustic and perceptual study of final stops produced by profoundly hearing impaired adolescents / V. Ciocca // J. Speech, Language, and Hearing Res. 2006. — V.49. — P. 127−185.
  156. Kishon-Rabin L. Multisensory speech perception of young children with profound hearing loss / N. Haras // J. Speech, Language and Hearing Res. 1997. — V.40, №.5. — P. 1135−1151.
  157. Kishon-Rabin L. The effect of partially restored hearing on speech production of postlingually deafened adult with multichanel cochlear implants / R. Taitelbaum, Y. Tobin, M. Hildesheimer // J. Acoust. Soc. Am. 1999. — V.106, № 5.-P. 2843−2857.
  158. Knudsen E.I. Sensitive periods in the development of the brain and behavior / E.I. Knudsen // Journal of Cognitive Neuroscience. 2004. — V.16, № 8. — P. 1412−1425.
  159. Koopmans van Benium F.I. Babbling and the lack of auditory speech perception: a matter of coordination? / J. Florein, C.Y. Clement, I. van den Dikkenberg — Pot//Developmental Science. — 2001. — V.4, № 1. — P. 61−71.
  160. Kotak V.C. Developmental hearing loss eliminates long-term potentiation in the auditory cortex / A.D. Briethaupt, D.H. Sanes // PNAS. 2007. — V.104, № 9. -P. 3550−3555.
  161. Kreiman J. Perception of aperiodicity in pathological voice / B.R. Gerratt // J. Acoust. Soc. Am. 2005. — V. 117, № 4. — P. 2201−2211.
  162. Kuhl P.K. A new view of language acquisition / P.K. Kuhl // PNAS. 2000. -V.27, № 22. — P. 11 850−11 857.
  163. Kuhl P.K. Cross-language analysis of phonetic units in language addressed to infants / J.E. Andruski, I.A. Chistovich, E.V. Kozhevnikova, V.L. Ryskina, E.I. Stolyalova, U. Sunberg, F. Lacerda // Science. 1997. — V.277, № 5326. — P. 684 686
  164. Kuhl P.K. Infant vocalization in response to speech: vocal imitation developmental change / A.N. Meltzoff // J. Acoust. Soc. Am. 1996. — V.100, № 4.-P. 2425−2438.
  165. Kuhl P.K. Linguistic experience alters phonetic perception in infants by 6 months of age / K.A. Williams, F. Lacerda, K.N. Stevens, B. Lindblom // Science. 1992. — V.255, № 5044. — P. 606−608.
  166. Lane H. The effects of changes in hearing status in cochlear implant users on the acoustic vowel space and CV coarticulation / M. Matthies, J. Perkell, J. Vick, M. Zandipour // J. Speech, Language and Hearing Res. 2001. — V.44. — P. 552 563.
  167. Lane H. Control of voice-onset time in the absence of hearing / J. Perkell // J. Speech, Language and Hearing Res. 2005. — V.48. — P.1334−1343.
  168. Larson C.R. Effects of pitch-shift velocity on voice F0 responses / T.A. Burnett, S. Kiran // J. Acoust. Soc. Am. 2000. — V. 107, № 1. — P. 559−564.
  169. Lee G. Effects of speech noise on vocal fundamental frequency using power spectral analysis / T. Hsiao, C. Yang, B. Kuo // Ear and hearing. 2007. — V.28, № 3.-P. 343−350.
  170. Lee S. Acoustic of children’s speech: developmental changes of temporal and spectral parameters / A. Potamianos, S. Narayanan // J. Acoust. Soc. Am. 1999. — V.105, № 3. — P. 1455−1486.
  171. Lee S.L. PET evidence of neuroplasticity in adult auditory cortex of postlingual deafness / D.S. Lee, S.H. Oh, C.S. Kim, J.W. Kim, C.H. Hwang, J. Koo, E. Kang, J.K. Chung, M.C. Lee // J. Nucl. Med. 2003. — V.44. — P. 14 351 439.
  172. Lejska M. Evaluation of voice of hereditary profoundly hearing-impaired person by measurement of voice ranges / M. Lejska // Head and Neck Disease. -2002. V.3, № 4. — P. 34−38.
  173. Lejska M. Voice field measurements a new method of examination: the influence of hearing on the human voice / M. Lejska // J. Voice. — 2004. — V.18, № 2.-P. 209−215.
  174. Levitt H. Acoustic characteristics of the /1-х/ confusion in deaf children’s speech / M.J. Osberger, H. Somberg // J. Acoust. Soc. Am. 1979. — V.66, Supp.l. — S13(E21).
  175. Leybaert J. Neurolinguistic development in deaf children: the effect of early language experience / M. D’Hondt // International Journal of Audiology. 2003. -V.42.-P. S34-S40.
  176. Lieberman P. On the origins of language an introduction to the evolution of human speech / P. Lieberman. N.Y.: Macmillian Publ. Co., 1977. — 201 p.
  177. Linders B. Fundamental voice frequency and jitter in girls and boys measured with electroglottography: influence of age and height / G.G. Massa, B. Boersma, P.H. Dejonckere // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 1995. — V.33, № 1. — P. 6165.
  178. Liu H.M. An association between mothers' speech clarity and infants' speech discrimination skills / P.K. Kuhl, F.M. Tsao // Developmental Science. 2003. -V.6. — F1-F10.
  179. Low A.J. Multidimensional voice program analysis on profoundly deaf children: quantifying frequency and amplitude control / B.C. Papsin, R.J. Momt, R.V. Harrison // Perceptual and Motor skills. 2006. — V.103, № 1. — P. 40−50.
  180. MacNeilage P.F. Babbling and first words: phonetic similarities and differences / Davis B.L., Matyear C.L. // Speech communication. 1997. — V.22. -P. 269−277.
  181. Masataka N. Perception of motherese in a signed language by 6-month-old deaf infants / N. Masataka // Developmental Psychology. 1996. — V.32, № 5. — P. 874−897.
  182. Mclaughlin S.F. An empirical perspective on language development and language training / W.L. Cullian. // In Speech and language: advances in basic research and practice. N.Y.: Academic Press, 1981. — V.5. — P. 250−310.
  183. Moller S. Analysis of infant cries for the early detection of hearing impairment / R. Schonweiler // Speech Communication. 1999. — V.28. — P. 175−193.
  184. Monsen R.B. Durational aspects of vowel production in the speech of deaf children / R.B. Monsen // J. Speech. Hear. Res. 1974. — V.17, № 3. — P. 386 398.
  185. Monsen R.B. Normal and reduced phonological space: the production of English vowels by deaf adolescents / R.B. Monsen // Journal of Phonetics. -1976.-№ 4.-P. 189−198.
  186. Monsen R.B. The production of English stop consonants in the speech of deaf children / R.B. Monsen // Journal of Phonetics. 1976. — № 4. — P. 29−41.
  187. Monsen R.B. Some effects of deafness on the generation of voice / A.M. Engebretson, N.R. Vemula // J. Acoust. Soc. Am. 1979. — V.66, № 6. — P. 16 801 690.
  188. More B.C.J. Speech processing for the hearing-impaired: successes, failures, and implication for the speech mechanisms / B.C.J. More // Speech Communication.-2003.-V. 41.-P. 81−91.
  189. Most T. Production and perception of syllable stress by children with normal hearing and children with hearing loss / T. Most // Volta Rev. 1999. — V. 101, № 2.-P. 51−71.
  190. Most T. Speech intelligibility and the evaluation of personal qualities by experienced and inexperienced listeners / A. Weisel, A. Lev-Matezky // Volta Rev. 1996. — V.98, № 4. — P. 181−191.
  191. Nazzi T. Perception and acquisition of linguistic rhythm by infants / F. Ramus // Speech Communication. 2003. — V.41. — P. 233−243.
  192. Nittrouer S. The role of early language experience in the development of speech perception and language processing abilities in children with hearing loss / L.T. Burton // Volta Rev. 2002. — V.103, № 1. — P. 5−37.
  193. Oiler D.K. Prespeech vocalizations of a deaf infant: a comparison with normal metaphonological development / R.E. Eilers, D.H. Bull, A.E. Carney // J. Speech. Hear. Res. 1985. — V.28. — P. 47−63.
  194. Osberger M.J. Fundamental frequency characteristics of the speech of the hearing impaired / M.J. Osberger // J. Acoust. Soc. Am. 1981. — V.69, Supp.l. -S.68 (DD7).
  195. Osberger M.J. Acoustic characteristics of correctly produced vowels in deaf children’s speech / H. Levitt, R. Slosberg // J. Acoust. Soc. Am. 1979. — V.66, Supp.l.-S.13(E17).
  196. Owens E. Vowel discrimination of hearing-impairment listeners / C.D. Talbott, E.D. Schubert // J. Speech. Hear. Res. 1968. — V. l 1, № 3. — P. 648−655.
  197. Parthasarathy V. Measuring tongue motion from tagged cine-MRI using harmonic phase (HARP) processing / J.L. Prince, M. Stone, E.Z. Murano, M. NessAiver // J. Acoust. Soc. Am. 2007. — V. l21, № 1. — p. 491−504.
  198. Patterson M.L. Infants ability to match dynamic phonetic and gender information in the face and voice / J.E. Werker // Journal of Experimental Child Psychology. -2002. V.81.-P. 92−115.
  199. Patterson M.L. Matching phonetic information in lips and voice is robust in 4.5-month-old infants / J.E. Werker // Infant Behavior and Development. 1999. — V.22, № 2. — P. 237−247.
  200. Perkell J.S. Language-specific, hearing-related changes in vowel spaces: a preliminary study of English and Spanish-speaking cochlear implant users / W. Numa, J. Vick, H. Lane, T. Balkany, J. Gould // Ear & Hearing. — 2001. — P. 461 470.
  201. Peterson G.E. Control methods used in a study of the vowels / H.L. Burney 11 J. Acoust. Soc. Am. 1952. — V.l. 24, № 2. — P. 175−184.
  202. Petitto L.A. On the biological foundations of human language / L.A. Petitto // In K. Emmorey and H. Lane (Eds). The signs of language revisted: An anthology in honor of Ursula Bellugi and Edward Klima. Mahway. N.J.: Lawrence Erlbaum Assoc. Inc, 2000.
  203. Petitto L.A. Babbling in the manual mode: evidence for the ontogeny of language / P.F. Marentette // Science. 1991. — V.251. — P. 1493−1496.
  204. Picard M. Children with permanent hearing loss and associated disabilities: revisiting current epidemiological data and causes of deafness / M. Picard // Volta Review. 2004. — V.104, № 4. — P.221−236.
  205. Piske T. Phonological organization in early speech production: evidence for the importance of articulatory patterns / T. Piske // Speech Communication. 1997. -V.22.-P. 279−295.
  206. Rothganger H. Analysis of the sounds of the child in the first year of age and a comparison to the language / H. Rothganger // Early Human Development. -2003.-V.75.-P. 55−69.
  207. Rothman H.B. A spectrographic investigation of cosonant-vowel transition in the speech of deaf adults / H.B. Rothman // Journal of Phonetics. 1976. — № 4. -P. 129−136.
  208. Rubel E.W. Ontogeny of auditory system function / E.W. Rubel // Ann. Rev. Physiol. 1984. — V.46. — P. 213−229.
  209. Ryalls J. Acoustic integrity of speech production in children with moderate and severe hearing impairment / A. Larouche // J. Speech and Hear. Res. 1992. -V.35.-P. 88−95.
  210. Saffran J.R. The acquisition of language by children / A. Senghas, J.C. Trueswell // PNAS. 2001. — V.98, № 23. — P. 12 874−12 875.
  211. Sakayori S. Critical spectral regions for vowel identification / T. Kitama, S. Chimoto, L. Qin, Y. Sato // Neuroscience Research. 2002. — V.43. — P. 155−162.
  212. Seebach B.S. A model of prenatal acquisition of speech parameters / N. Intrator, P. Lieberman, L.N. Cooper // PNAS. 1994. — V.91. — P. 7473−7476.
  213. Seifert E. Changes of voice and articulation in children with cochlear implants / M. Oswald, U. Bruns, M. Visher, M. Kompis, R. Haeusler // Int. J. Pedietr. Otorhinolaryngol. 2002. — V.66. — P. 115−123.
  214. Shipley C. The role of auditory feedback in the vocalizations of cats / J.S. Buchwald, E.C. Carterette // Experimental Brain Research (Historical Archive). -1988. V.69, № 2. — P. 431−438.
  215. Sivasankar M. Voice responses to change in pitch of voice or tone auditory feedback / J. Bauer, T. Babu, C. Larson // J. Acoust. Soc. Am. 2005. — V. l 17, № 2.-P. 850−1857.
  216. Smith B.L. An assessment of several acoustic parameters in children’s speech production development: longitudinal data / M.K. Kenny // Journal of Phonetics. -1998.-V.26.-P. 95−108.
  217. Smith. Residual hearing and speech production in deaf children / Smith // J. Speech. Hear. Res. 1975. — V. l8. — P. 795−811.
  218. Sneed S. Deafness and hearing loss a global health problem / D. Joss // Work. — 1999.-V.12.-P. 93−101.
  219. Stevens K.N. Development of quantitative description of vowel articulation / A.S. House // J. Acoust. Soc. Am. 1955. — V.27, № 3. — P. 484−493.
  220. Stoel-Gammon C. Babbling development of hearing-impaired and normally hearing subjects / K. Otomo // J. Speech. Hear. Dis. 1986. — V.51. — P. 33−41.
  221. Subtelny J. Cephalometric and cineradiographic study of deviant resonance in hearing-impaired speakers / L. Walter, R. Whitehead, J.D. Subtelny // J. Speech. Hear. Dis. 1989. — V.54. — P. 249−263.
  222. Subtelny J.D. Spectral study of deviant resonance in the speech of women who are deaf / R. Whitehead // J. Speech. Hear. Res. 1992. — V.35, №.3. — P. 574 579.
  223. Sunberg J. The acoustics of the singing voice / J. Sunberg // Sci. Amer. 1977.- V.236, № 3. P. 82−91.
  224. Svirsky M.A. Speech intelligibility of pediatric hearing aid users / S.B. Chin, M.D. Caldwell, R.T. Miyamoto // Research of spoken language processing. Indiana University. Progress report. 1999. — № 23. — P. 323−338.
  225. Svirsky M.A. Speech intelligibility of profoundly deaf pediatric hearing aid users / S.B. Chin, R.T. Miyamoto, R.B. Sloan, M.D. Caldwell // Volta rev. 2000.- V.102, №.4. P. 175−198.
  226. Syka J. Plastic changes it the central auditory system after hearing loss, restoration of function and during learning / J. Syka // Physiol. Rev. 2002. -V82.-P. 601−632.
  227. Tao C. Asymmetric airflow and vibration induced by the Coanda effect in symmetric model of the vocal folds / Y. Zhang, D.G. Hottinger, J.J. Jiang // J. Acoust. Soc. Am. 2007. -V. 122, № 4. — P. 2270−2278.
  228. Tibussek D. Hearing loss in early infancy affects maturation of the auditory parthway / H. Meister, M. Walger, A. Foerst, Hasso von Wedel // Developmental Medicine and Child Neurology. 2002. — V.44. — P. 123−129.
  229. Tremblay S. Somatosensory basis of speech production / D.M. Shiller, D.J. Ostry // Nature. 2003. — V.423. — P. 866−869.
  230. Tsao F.M. Speech perception in infancy predicts language development in the second year of life: a longitudinal study / H.M. Liu, P.K. Kuhl // Child Development. 2004. — V.75, № 4. — P. 1067−1084.
  231. Van den Dikkenberg Pot. I. Vocalization of young deaf children / I.M. van der Stelt// Institute of Phonetic Science, University of Amsterdam. Proceedings. -1995.-V.19.-P. 117−125.
  232. Van Tasell D.J. Hearing loss, speech, and hearing aids / D.J. Van Tasell // J. Speech. Hear. Res. 1993. — V.36, № 2. — P. 228−244.
  233. Viera M.N. Comparative assessment of electroglottograshic and acoustic measures of jitter in pathological voice / F.R. Mclnnes // J. Speech, Language and Hearing Res. 1997. — V.40, № 1. — P. 170−182.
  234. Villacorta V.M. Sensorimotor adaptation to feedback perturbations of vowel acoustics and its relation to perception / J.S. Perkell, F.H. Guenther // J. Acoust. Soc. Am. 2007. — V. 122, № 4. — P. 2306−2319.
  235. Vorperian H.K. Development of vocal tract length during early childhood: a magnetic resonance imaging study / R.D. Kent, M.J. Lingstorm, C.M. Kalina, L.R. Gentry, B.S. Yandell // J. Acoust. Soc. Am. 2005. — V. l 17, № 1. — P. 338 350.
  236. Waldstein R.S. Effects of postlingual deafness on speech production: implication for the role of auditory feedback / R.S. Waldstein // J. Acoust. Soc. Am. 1990. — V.88, № 5. — P. 2099−2114.
  237. Wallace V. Is babble the gateway to speech to all children? A longitudinal study of children who are deaf or hard of hearing / V. Wallace // Volta Rev. -1998. V.100, № 5. — P. 121−149.
  238. Wang Ch. Voice acoustic analysis of normal Taiwanese adults / H. Huang // J. Chin. Med. Assoc. 2004. — V.67. — P. 179−184.
  239. Wermke K. Developmental aspects of infant’s cry melody and formants / W. Mende, C. Manfredi, P. Bruscaglionini // Medical Engineering and Physics. -2002.-V.24.-P. 501−514.
  240. Whiteside S.B. Speech patterns of children and adults elicited via a picture-naming task: An acoustic study / C. Hodgson // Speech Communication. 2000. -V.32.-P. 267−285.
  241. Whiteside S.B. Vocal characteristics in pre-adolescent and adolescent children: a longitudinal study / C. Hodgson, C. Tapster // J. Log. Phon. Vocol. 2002. -V.27.-P. 12−20.
  242. Wilson J. Scand. Audiology. 1988. — Supplement 28. — P. 33−58.
  243. Xue S.A. Changes in the human vocal tract due to aging and the acoustic correlates of speech production: a pilot study / G.J. Hao // J. Speech, Language and Hearing Res. 2003. — V.46. — P. 689−701.
  244. Yoshinaga-Itano C. Language of early- and later-identified children with hearing loss / A.L. Sedey // Pediatrics. 1998. — V. 102, № 5. — P. 1161 -1171.
  245. Ysunza A. Velopharyngeal sphincter physiology in deaf individuals / M.C. Varquer // Cleft Palate Craniofac J. 1993. — V.30, № 2. — P. 141−143.
  246. Yumoto E. Harmonics-to-noise ratio and psychophysical measurement of the degree of hoarseness / Y. Sasaki, H. Okamura // J. Speech. Hear. Res. 1984. -V.27.-P. 2−6.
  247. Zahorian S.A. Spectral-shape features versus formats are acoustic correlates for vowels / A.J. Jagharghi // J. Acoust. Soc. Am. 1993. — V.94. — P. 1966−1982.
Заполнить форму текущей работой