Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности физиологических функций у студентов с близорукостью и факторы, определяющие ее развитие

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Умственный труд студентов протекает в условиях малой двигательной активности, и способствует возникновению условий для повышенной утомляемости, в результате чего снижается работоспособность и ухудшается самочувствие. Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ
    • 1. 1. Современные представления о развитии близорукости
    • 1. 2. Взаимосвязь зрительных функций с физическим развитием и психофизиологическим состоянием человека
    • 1. 3. Зрительно-информационная нагрузка как фактор, способствующий развитию утомления, психоэмоционального стресса и близорукости
    • 1. 4. Средства и методы профилактики нарушений и коррекции зрительных функций

Особенности физиологических функций у студентов с близорукостью и факторы, определяющие ее развитие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодёжи приобретает особое значение, так как в период обучения в вузе студент периодически, особенно в зачетно-экзаменнационные сессии переносит большие психоэмоциональные нагрузки, где стресс является постоянным фактором, влияющим на адаптационные реакции организма [К.В. Судаков 1996, В. А. Бодров 2000, Н. А. Золотова 2001].

Умственный труд студентов протекает в условиях малой двигательной активности, и способствует возникновению условий для повышенной утомляемости, в результате чего снижается работоспособность и ухудшается самочувствие [А.П.Исаев 2000, В. А. Бароненко, А. В. Чудиновских 2004]. Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения стресса и серьезных заболеваний [А.С.Егоров, В. П. Загрядский 1973, Ю. В. Щербатых 2000].

По данным офтальмологов близорукость в настоящее время занимает второе место среди причин инвалидности, в том числе и у лиц молодого возраста [Э.С.Аветисов 1986]. Следовательно, профилактика и коррекция миопии должны перейти в раздел социально значимых проблем.

Ряд авторов считают, что приобретённую близорукость можно рассматривать, как адаптивный синдром к близкому видению [В.В.Волков 1976, А. А. Сычев 1977]. Ульям Бейтс [1995] придерживается несколько иного мнения, считая, что основной причиной нарушения зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает «физическое напряжение глаз», что может явиться причиной функциональных расстройств зрительного анализатора.

Согласно данным Н. А. Фомина [2003], J.R.P.Frencha, R.D.Caplana, R.Van.Harrisona [1982] в результате стресса возникает существенное уменьшение адаптационных резервов, которые включают поведенческую активность, соматические и психические возможности, личные качества, вегетативные и обменные процессы.

Ряд авторов показывают высокую значимость психических и физических методов коррекции в профилактике и лечении миопии у детей и взрослых [М.Петухов, Н. В. Кийко 1997, Т. В. Попова 2002]. Результаты исследования механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить коррекционные возможности общеразвивающих и специальных упражнений, которые расширяют адаптационные ресурсы организма, активизируют обменные процессы, укрепляют склеарную оболочку глаза и повышают работоспособность его мышечного аппарата [Э.С.Аветисов, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан 1983, Б. В. Сермеев 1983, Г. Г. Демирчоглян 2001].

Таким образом, несмотря на широкий диапазон применяемых средств лечения и профилактики миопии, количество людей с приобретенной близорукостью возрастает. Более 30% учащихся страдают близорукостью, 80% жителей нашей планеты, после 40 лет вынуждены прибегнуть к офтальмологической коррекции.

Такая динамика позволяет заключить, что теоретико-методологические основы развития приобретенной близорукости и средств борьбы с ней не находят в данный период времени единой научной парадигмы, а это в свою очередь заставляет врачей и физиологов искать новые пути в решении этой проблемы.

Цель исследования: выявить особенности физиологических функций у студентов с приобретенной близорукостью и факторы, определяющие ее развитие в период обучения в вузе.

Задачи исследования.

1. Определить особенности здоровья, морфофункциональных и психофизиологических показателей студентов практически здоровых и студентов, имеющих миопию.

2. Выявить с помощью диагностических тестов психофизиологическое состояние студентов с миопией слабой и средней степени в период зачетно-экзаменационной сессии.

3. Разработать и внедрить программу по профилактике и коррекции близорукости в учебный процесс студентов.

На защиту выносятся следующие положения.

1. При одинаковых антропометрических характеристиках студентов имеются различия по функциональным показателям: работоспособность и МПК у студентов с миопией ниже, концентрация внимания и логическая память выше, а острота зрения, лабильность нервных процессов и время реакции ниже, чем у студентов с нормальным зрением.

2. В период экзаменационной сессии у студентов с миопией выявлено состояние острого стресса, достоверное снижение показателей: остроты зрения, времени реакции, объема и скорости переработки зрительной информации, критической частоты слияния световых мельканийповышение уровня реактивной и личностной тревожности.

3. Оздоровительно-релаксационные мероприятия способствуют сохранению и укреплению здоровья студентов с миопией, повышают адаптацию к зрительно-информационным нагрузкам, предупреждая прогрессирование близорукости.

Научная новизна исследования:

Выявлены критические периоды, прогрессирования близорукости, обусловленные стрессовым фактором, у студентов, обучающихся в вузе и их физиологические особенности, заключающиеся в более низких показателях выносливости, работоспособности и МПК по сравнению с их здоровыми сверстниками.

При сравнении показателей психических функций было установлено, что у студентов с миопией концентрация внимания и логическая память достоверно выше, при этом острота зрения, критическая частота слияния мельканий и время реакции достоверно ниже, чем у лиц с нормальным зрением.

Установлено, что количество учащихся с первичной близорукостью при обучении в вузе от года к году растет (на 3−7%), по мере перехода с курса на курс численность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается (на 5−8%). Такая динамика указывает на необходимость разработки оздоровительной программы, с целью профилактики нарушений и коррекции зрительных функций.

Теоретико-практическая значимость исследования.

Разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс студентов программа по профилактике и коррекции близорукости, включающая в себя: тесты по самодиагностикеэлементы видео-тренинга для снятия зрительного утомлениякомплекс оздоровительных мероприятий.

Определена положительная роль оздоровительно-релаксационных методик в оптимизации психофизиологических функций у студентов, имеющих близорукость в период зачетно-экзаменационной сессии.

Методики, представленные в учебном пособии могут быть использованы преподавателями и студентами в различных формах организации занятий, а так же в качестве наглядно-обучающего материала в практическом курсе учебных дисциплин «Валеология», «Охрана безопасности и жизнедеятельности», «Гигиена» и способствовать разработке методик и методических рекомендаций для профессий, связанных с большой зрительной, эмоциональной и умственной нагрузкой.

Полученные результаты исследования позволяют внести необходимые коррективы в составление учебных программ по дисциплине «Физическое воспитание» для студентов, имеющих близорукость.

Апробация результатов исследования Основные теоретические положения, полученные результаты обсуждались и получили одобрение на межрегиональных, всероссийских научно-практических конференциях (г.Екатеринбург, 2002;2005) — на Всеукраинской научно-практической конференции «Здоровье и образование» (Донецк, 2004) — на молодежной научной конференции института физиологии Коми НЦ УрО РАН (Сыктывкар, 2005) — на международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики» (Ставрополь, 2005) — на международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития физической культуры в образовательном учреждении». (Вестник УГТУ-УПИ, Екатеринбург 2005). По материалам диссертации опубликовано: 17 научных работ, 1 учебно-методическое пособие с грифом УМО по 111Ю.

Внедрение. Результаты диссертационной работы используются в учебном процессе на кафедрах физического воспитания, физиологии и безопасности жизнедеятельности, в институтах психологии, экономики и управления Российского профессионально-педагогического университета. Оздоровительная программа по профилактике близорукости внедрена в учебный процесс общеобразовательной школы № 12 г. Екатеринбурга.

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа изложена на 140 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, результатов собственных исследований, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Работа включает 38 таблиц и иллюстрирована 10 рисунками.

Выводы:

1. Установлено, что количество учащихся с первичной близорукостью при обучении в вузе от года к году растет (на 3−7%), по мере перехода с курса на курс численность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается (на 5−8%).

2. Антропометрические показатели студентов с нормальным зрением и миопией не имеют различий. При этом у студентов с близорукостью общая выносливость снижена на 14%, работоспособность на 20%, МПК на 10% при (р<0,05). Концентрация внимания и логическая память у них достоверно выше (на 18% и 27% соответственно), а острота зрения, критическая частота слияния мельканий и время зрительно-моторной реакции достоверно ниже, в сравнении со студентами, имеющими нормальное зрение.

3. В период экзаменационной сессии у студентов с миопией, достоверно снижаются показатели остроты зрения (на 27%), время зрительно-моторных реакций (на 31%), объема и скорости переработки зрительной информации (на 16,5%), КЧСМ (на 17%), в сравнении с данными межсессионного периода.

4. В день сдачи экзамена у 90% тестируемых студентов контрольной группы отмечался высокий уровень тревожности, в то время как в группе «профилактики» 64% студентов находились в состоянии средней тревожности и 36% - высокой тревожности. Гистологические исследования «белой крови» показали, что в группе «контроля» 68% студентов находились в зоне острого стресса", 24% в зоне «повышенной активации» и 8% человека в зоне «спокойной активации». В то время как в группе «профилактика» 76% в зоне «повышенной активации», 12% в зоне «спокойной активации» и 12% в зоне «острого стресса».

5. Внедрение в учебный процесс студентов оздоровительной программы способствовало расширению адаптационных возможностей организма, проявившихся в повышении функциональных показателей (выносливости на 16%, МПК выросло на 16% работоспособность на 20,5%, при р<0,05). В группе профилактики у 12% студентов отмечено повышение остроты зрения, а у 88% зрение стабилизировалось. В контрольной группе у 72% студентов отмечено прогрессирование и 28% стабилизация зрения.

Практические рекомендации.

1. В период обучения в вузе студенту необходимо два раза в году посещать специалиста-офтальмолога.

2. Необходимо помнить о том, что восстановление зрения — комплексный процесс, который включает в себя рациональное распределение зрительно-информационной нагрузки и правильный режим труда и отдыха.

3. Для профилактики и коррекции зрения студенту необходимо выбрать тот комплекс упражнений который по объективным показателям и субъективным ощущениям даст наиболее положительный эффект в виде повышения остроты зрения, снятия зрительного утомления и достижения психического комфорта. Для достижения быстрого и стойкого эффекта необходимо довести время однократной тренировки до 10−15 мин., начиная с 3−5 мин, при этом проводить 2−3 тренировки в день.

4. Для расширения адаптационных возможностей необходимо каждый день после 4−6 часов умственной работы выполнять комплекс общеразви-вающих упражнений аэробной направленности в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, в течение 30−45 минут.

5. При выполнении большой зрительно-смысловой нагрузки (зачетно-экзаменационная сессия) рекомендуется через каждые 40−45 минут работы выполнять релаксационные упражнения, снимающие психофизическое напряжение и восстанавливающие зрительную работоспособность продолжительностью 2−10 мин. («пальминг», переключение с ближнего объекта на дальний, точечный массаж, аутотренинг, видео-тренинг и др.).

Для сохранения эластичности и упругости глазодвигательных мышц, улучшения кровоснабжения глазного яблока 5−6 раз в день от 1−3 мин. рекомендуется выполнять специальные упражнения (моргания, повороты глазного яблока по различным направлениям и др.). Периодически проводить контроль остроты зрения по таблице Сивцева.

7. В день экзамена обязательно выполнить утреннюю зарядку продолжительностью 15—30 мин. (быстрая ходьба или легкий кросс с общеразвивающими упражнениями на свежем воздухе), закончив принятием контрастного душа. Перед экзаменом за 30—45 мин. применить аутотренинг.

Все рекомендации по функциональному тестированию, самодиагностике и правильному выполнению упражнений описаны в учебном пособии «Профилактика отклонений психофизического здоровья студентов педагогических вузов на основе данных функционального тестирования» [В.А.Марчук, С. А. Марчук 2005].

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Современные подходы к оценке уровня физического развития — важного показателя общественного здоровья.// Гигиена и санитария, № 6 1983, с. 69 — 71.
  2. М.С. Нервы двигательного аппарата. Баку, 1973, 138 с.
  3. Э.С. Близорукость М.: Медицина, 1986, 324 с.
  4. Э.С., Ливадо Е. И., Курпан Ю. И. Занятия физической культурой при близорукости. М.: Физкультура и спорт, 1983, 103 с.
  5. Э.С., Мамиконян В. Р. Ортокератология. Вестн. офтальмол., 1983 № 4, с. 67 — 69.
  6. Э. С., Мац К.А. Метод тренировки цилиарной мышцы при ослабленной аккомодации. В кн.: Матер, научн. метод, конфер. по вопр. профилактики, патогенеза и лечения заболеваний органа зрения у детей. М.: 1971,60 с.
  7. Э.С., Розенблюм Ю. 3. Динамическая рефракция глаза и её основные понятия. В кн.: Динамическая рефракция глаза в норме и при патологии. М.: 1981, с. 17 — 33.
  8. Э.С., Розенблюм Ю. 3. Оптическая коррекция зрения. М.: Медицина, 1981, 247 с.
  9. Э.С., Розенблюм Ю. З. Вопросы офтальмологии в кибернетическом освещении. М.: Медицина, 1973, с. 148 с.
  10. Э.С., Гундорова Н. А., Шакарян А. А., Оганесян А. А. Влияние острого психогенного стресса на состояние некоторых функций зрительного анализатора //Вестн. офт., 1991, № 1.
  11. Н.М. Раздумья о здоровье. 2-е изд., перераб, и доп. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987, 176 е., 16 с. ил.
  12. Александровский Ю. А, Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976, 270 с.
  13. Алфёрова-Попова Т.В., Пястолопова Н. Б. Адаптационные реакции сердца на локальную работу мышц у дошкольников // Физиология человека, 1966, т. 22, с. 118−120.
  14. В.Ф. //Офтальмологический журнал, 1990, № 1, с 42−46.
  15. П.К. Системные механизмы высшей, нервной деятельности. М.: 1979, 453 с.
  16. Л.А. Физиология органов чувств. М.: 1941, 287 с.
  17. Анализаторы (сенсорные системы). Учебное пособие. Изд. Московского государственного медико-стоматологического университета, 1991, 248 с.
  18. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: 1982, 236 с.
  19. И.А. Очерки по возрастной физиологии— М.: Медицина, 1967, 182 с.
  20. И.А. Факторы, определяющие рост: физические механизмы роста.// Количественные аспекты роста организмов. М: Наука, 1975, с. 147−161.
  21. Э.А., Губарь А. В. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Медгиз, 1963, 184 с.
  22. И.В. Как определить тренированность спортсмена. М: ФиС, 1977, 102 с.
  23. В. Т. Эмоции: плюсы и минусы. М.: Знание, 1975, 96 с.
  24. А.С. Физиология сенсорных систем. Л.: 1976, 300 с.
  25. В.А., Люберцев В. Н., Рапопорт Л. А. Основы здорового образа жизни. Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1999, 410 с.
  26. P.M., Кирилова О. И., Клецкина С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. Издательство «Наука». -М.: 1984.
  27. У.Г. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Перевод с анг. М.: Воздушный транспорт, 1990, 263 с.
  28. У. Как приобрести хорошее зрение без очков. Перевод с анг. Сборник: Вильнюс: Полина, 1995, 272 с.
  29. Г. Т. и др. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978, 304 с.
  30. Н.А. О построении движений. М: Медгиз, 1947, 225 с.
  31. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М: Медицина, 1966, 350 с.
  32. Л.П. Голикова, Мальцева О.М. и др. Эргономика и безопасность труда. Л.: Машиностроение, 1985, 112 с.
  33. Бобылева Т. А, Марчук С. А. Средства психофизической культуры и нетрадиционных методов оздоровления в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы. Тез. Докл. /УГТУ-УПИ, 2000, с. 50−53.
  34. А.И. Различительная световая чувствительность. М.: Медицина, 1962, т. 1, кн. 1, с. 421 425.
  35. А.И., Ковальчук Н. А. Электрический фосфен в офтальмологии/Клиническая электрофизиология зрительной системы. «Офтальмологическая электродиагностика» Научные труды НИИ. Глазных болезней им. Гельмгольца, 1980 — вып. 24, с. 150 — 166.
  36. М.М. Обучение двигательным действиям, М.: 1985, 163 с.
  37. В.А. Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000, 352 с.
  38. М.Д. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1980,435 с.
  39. Большая медицинская энциклопедия. Глав. ред. Петровский Б. В. М.: Сов. Энциклопедия, 1997, 648 с.
  40. П., Чудо голодание/Пер. с англ. С. Шенкмана, Б.Шенкмана. М.: Молодая гвардия, 1989, 267 с.
  41. И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: ФиС, 1990, 208 с.
  42. Г. В. и др. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса. Метод, реком. для администрации школ, школьных медицинских работников и психологов. Образовательный центр «Педагогический поиск», 1977, 79 с.
  43. В.А., Богданова JT.B. Введение в антропоэкологию М.: JIA «ВАРЯГ», 1995, 192 с.
  44. Э.Х. //Материалы науч. конференции по вопросам профилактики, патогенеза и лечений органа зрения у детей. М.: 1971, с 7476.
  45. А.В. Психофизиологическая регуляция эмоционального стресса // Актуальные проблемы стресса. Кишинёв: «Штнинца», 1976, с. 341. Ф1
  46. Я.С., Коваль В. И. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002, 240 с.
  47. П.А., Жолдак В. И. и др. Основы физической культуры. Ч. 4. Челябинск, 1997, 80 с.
  48. В.В. Эргономика зрительной деятельности человека. JL: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1989, 112 с.
  49. В.В. Школьная близорукость: адаптация или болезнь. В кн.:Ш
  50. Всесоюзная конференция по вопросам детской офтальмологии 1-я. М.: 1976, с. 102−104.
  51. В.П. Атлас анатомии человека. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001,1472 с.
  52. В. С. Общая гигиена: учебник, 1986, 354 с.
  53. JI.H. Основные сведения о работе глаза//Оптика в военном деле. М.- Л.: Изд-во АН СССР. Т. 1, 1945, с. 177 235.
  54. Ф. О сохранении зрения, сочинение «для народа»,• 1804.
  55. А.Г., Лейбсон Л. Г. Практический курс физиологии. Медгиз, 1938, 196 с.
  56. Глазные болезни: Учебник //под ред. Брошевского Т. И., Бочкарёвой А. А. М.: Медицина, 1983, 287 с.
  57. В. Д. Цуккерман И.И. Информация и зрение. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1961, 182 с.
  58. Е. К. Берегите зрение М.: Медицина, 1987, 124 с.
  59. В. А., Маслякова В. А. и др. Физическое воспитание: Учебник. М.: Высш. школа, 1983, 391 с.
  60. С.И. и др. Методики исследований в физиологии труда.
  61. М.: Медицина, 1974, 311 с.
  62. Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий длительной депривации у детей с низким зрением // Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, 85 с.
  63. Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников. М.: 1983, 146 с.
  64. Ю.М., Иовлев Б. В. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1976, 238 с.
  65. А.И. Практикум по общей гигиене. М.: Физкультура и спорт, 1994., 132 с.
  66. А.И. Близорукость. Л.: Медгиз, 1962, 225 с
  67. А.И. О корреляциях основных элементов анатомо-оптической системы глаз. Офтальмологический журнал, 1982, № 7, с. 432 435.
  68. В.Е. Как мы видим, то, что мы видим. М.: Знание, 1979,138 с.
  69. Г. Г. Тренируйте зрение. М.: 1990, 136 с.
  70. Г. Г. Школа здоровья глаз. СПб.: ИК Комплект, т 1996, 264 с.
  71. Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.: Советский спорт, 2000, 155 с.
  72. Л.П. Состояние органа зрения и диспансерное наблюдение студентов медицинского института. В кн.: Физиология и патология механизмов адаптации органа зрения. Владивосток, 1983, т. 1, с.52−54.
  73. JI.A. Глазные болезни. Изд. «Медицина», М.: 1986,305 с.
  74. Д. И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971,384 с.
  75. В.И. Спортивная медицина. Учеб. для вузов- М: Гуматинарный изд. Центр ВЛАДОС, 1999, 480 с. ил.
  76. Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002, 384 с.
  77. А.С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973, 129 с.
  78. Т.С., Голубцов К. В. КЧСМ в определении зрительной работоспособности слабовидящих школьников. Информационные процессы (электронный журнал, www.jip.ru), 2002, т. 2, № 1, с. 106 110.
  79. Ю.А. Возрастная физиология. Учеб. пособие для пед. вузов. М.: Высшая школа, 1985, 384 с.
  80. Т.И., Бочкарёва А. А. Глазные болезни. М.: Медицина 1983,246 с.
  81. В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. Учебное пособие для студентов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000, 240 с.
  82. А.В., Сафина З. М. Электрофизиологический контроль и снижение зрительного утомления в ходе учебного процесса. Тезисы докладов научной конференции. Ижевск, 2000, с 21−22.
  83. В.Г. Здоровье. Как его оценить? (Факторная концепция). Екатеринбург, Центр интеллектуального развития молодежи, 1997, 70 с.
  84. Н. Д. и др. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности // Псих. журн. 1983. Т. 4. № 6, с. 92 105.
  85. М.И. Пути компенсации слепоты. М.: 1956, 420 с.
  86. Т. П. Опознание и кодирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981,238 с.
  87. Н.В. О точности двигательных реакций стрелка, бомбардира и водителя//Военный вестник, 1965, № 5, 273 с.
  88. Н.А. Физические упражнения основное средство здорового образа жизни. Тез. межрегион, науч. конф. Тюмень: 2001, с. 129 131.
  89. З.М. Методы исследования по физиологии труда. М.: 1960,183 с.
  90. С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Изд. 3-е, перераб. и доп. Учебник для студентов мед. ин-тов. М: Медицина, 1970, 486 с.
  91. В.П., Куликов В. Ю. Некоторые особенности патологии человека на Крайнем Севере.// Механизмы адаптации человека в условиях высоких широт. Л: Медицина, 1980, с. 155 — 174.
  92. Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М.: 1980, с. 1−18.
  93. А.И. Об использовании офтальмологических данных в установлении тренировочных режимов и противопоказаний к ним при близорукости. Теор. и практ. физ. культ., 1975, т. 18, № 11, с. 854 857.
  94. В.Н., Стромская Е. П. и др. Гигиена детей и• подростков. М.: Медицина, 1988, 435 с.
  95. В.Л., Хрущев С. В., Борисова Ю. А. Сердце и работоспособность спортсмена. М: ФиС, 1978, 119 с.
  96. Г. Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1983, 227 с.
  97. В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. Л.: Прибой, 1927, 176 с.
  98. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.
  99. М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков. Руководство к быстрому улучшению зрения. Перевод с анг. СПб.: Лань, 1999, 112 с.
  100. А.В. Нормальная физиология. М.: Высшая школа, 1980,560 с.
  101. А.В. Двигательный режим и здоровье. М.: 1972, 193 с.
  102. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976, 190 с.
  103. М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. М.: Транспорт, 1993, 253 с.
  104. М.Н., Маевский Е. И. Взаимодействие гормональной и митохондриальной регуляции. В кн. Регуляция энергетического обмена и физиологического состояния организма (Под ред. М.Н.Кондрашовой). М.: Наука, 1978. с 217−229.
  105. С.В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.: Изд-во АН СССР, 1950, 85 с.
  106. Н.А. Критическая частота слияния мельканий как показатель развития утомления при учебной нагрузке у глухих и слабовидящих детей 6−9 лет. М.: Медицина, 1989, 126 с.
  107. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М: ФиС, 1951, 531 с.
  108. Н. И. Зрение-Нормализация-Восстановление. М.: Грегори-Пэйдж, 1996, с. 182 192.
  109. Ю.И. Особенности физического воспитания студентов с ослабленным зрением. Теор. и практ.физ. культ., 1976 № 10, с. 57 59.
  110. А.В. Стресс и приобретенная близорукость. //Глаз, 2004, № 5, с 12−16.
  111. Л. (ред.) Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970, с. 328.
  112. О.Г. Влияние общих заболеваний на состояние аккомодационного аппарата и прогрессирование близорукости у детей. Офтальмол. журн., 1982, № 7, с. 432 435.
  113. Лесселла С, Ван Далена Дж.Т.У. Нейро-офтальмология. М.: «Медицина», 1983,463 с.
  114. Е.И. Особенности методики лечебной физкультуры при миопии у детей. Вопр. курорт, физ. и лечеб. физкульт., 1975, № 3, с. 241 244.
  115. Е.И. Лечебная физкультура в комплексном лечении миопии у детей. Автореферат канд. дисс. М.: 1977, 22 с.
  116. Г. М. Гигиена и организация умственного труда студента. Учеб. пособие. Свердловск: 1991, 382 с.
  117. И.И. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах организма. Л.: Знание 1987, 32 с.
  118. Луизов А. В, Глаз и свет. Л.: Энергия, 1983, 140 с.
  119. Г. И., Важенина Е. Н. Оцени свое здоровье. Метод реком. для студентов. Изд.: ТГУ, 200, 32 с.
  120. Лях В.И. и др. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры, 1998, с. 29−40.
  121. П.О. Динамика возбудимости, проведения рефрактерного состояния. Тр. Лен. Об-ва естествоиспытателей, 1939., с. 67 — 70.
  122. П.О. Практикум по физиологии и биофизике органов чувств-анализаторов. М.: Высшая школа, 1973, 118 с.
  123. B.JI. и др. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984, 191 с.
  124. А. А. Физиология, 6-е изд., перераб. М.: Медицина, 1996, 462 с.
  125. Н.А. Метематико-статистические методы в спорте М: ФиС, 1974, 151 с.
  126. Л.П., Петрова Т. В. Оценка качества оценки выпускников основной школы по физической культуре. Уч. изд. М.: 1959, 45 с.
  127. О.И. Эмоциональное напряжение и стресс // физиология кровообразования. М.: Медицина, 1986, с. 507 525.
  128. Г. А. Профилактика близорукости и её прогрессирования с помощью воздействия на аккомодационный аппарат глаза. Вестн. офтальмол., 1981, № 5, с. 47−49.
  129. В.В., Епанешников М. М. Осветительные установки. М.: Энергия, 1972. 360 с.
  130. А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. М.: Медицина, 1976, 325 с.
  131. Р.А., Якубовская А. Р. Антистрессовая пластическая гимнастика // Теория и практика физической культуры, 1991, № 5, с. 10−15.
  132. Н.И. Психическая напряжённость. М.: Изд-во: Моск. ун-т, 1976, 112 с.
  133. А.В., Фатыхов И. Р. Стресс-лимитирующие влияние электростимуляции центрального серого околоводопроводного вещества на экспериментальную офтальмогипертинзию. Тезисы докладов научной конференции. Ижевск, 2000, с 46−47.
  134. А.П., Банин В. В., Симонова С. В. //Вестник офтальмологии, 1999, № 2, с 13−15.
  135. О.А. Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7−8 лет к обучению в школе. Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук / Челябинск, 1999, 19 с.
  136. А.Д. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем. М.: Высшая школа, 1991, 512 с.
  137. М. Уроки Норбекова. 2-е изд.-СПб.: Питер, 2003, 192 с.
  138. М. А. Физиология зрения. М.: Наука, 1992, 702 с.
  139. И.П. Полное собрание трудов. М. JL: АНСССР, т.1, 3, 1951, с. 439−595.
  140. И.П. Физиология высшей, нервной деятельности. // Павлов И. П. Избранные труды под ред. М. А. Усиевича. М: Учпедгиз, 1954, 314 с.
  141. В.М., Кийко Н. В. Значимость психофизиологической коррекции в лечение миопии// В сб.: Брошевское чтение. Самара, 1997.
  142. В.М., Медведев А. В., Губарева Т. И. Психологические особенности детей с близорукостью в младшем школьном возрасте. //В сб.: Волжские зори. Самара, 1998.
  143. К.И. К биологическим основам «стресса» и «адаптационного синдрома» //Актуальные проблемы стресса. Кишинёв: Штиинца, 1976, с. 211 229.
  144. В.А. и др. Профессия лётчик. М.: Воениздат, 1985,136 с.
  145. Популярная медицинская энциклопедия//Под ред. Петровский Б. В. М.: Советская энциклопедия, 1987, 704 с.
  146. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Покровский В. И. 3-изд. М.: Советская энциклопедия, 1991, 688 с.
  147. Е.А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоровье, 1986, 168 с.
  148. И.В., Скицюк С. В. Современные представления об аккомодации глаза. М.: Офтальмологический журнал № 6. 2002, с 55−61.
  149. Й. Упражнения йоги для глаз. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002, 192 с.
  150. .Ж. Адаптация, факторы риска и здоровье детей.// Адаптация человека к климатогеографическим условиям и первичная профилактика. Новосибирск, 1986, Том 1, с. 41 42.
  151. Т.М. Абитуриент 2001 Физическое и психическое здоровье.// Социология медицины. 2001с. 118 — 122.
  152. В.В. Проблема утомления. М.: Медицина, 1998, 234 с.
  153. Ю.З., Савицкая Н. Ф. Методические рекомендации./ М-во здравоохранения СССР, М.:1976, 167 с.
  154. Розенблюм Ю. З Пантелеева О. А., Лохтина Н. И. О прогнозировании течения близорукости у детей. В кн.: Всесоюзный съезд офтальмологов 5-й. М.: 1979, т. 1, с. 121−123.
  155. Рой М. Тренинг для глаз. Реальная программа улучшения зрения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, 112 с.
  156. Г. М., Туркина Н. В. и др. Человек и дисплей. Л.: Машиностроение, 1986, 256 с.
  157. B.C. и др. Практикум по анатомии и физиологии человека. Учеб. пособие. М.: Медицина, 1996, 221 с.
  158. М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979, 170 с.
  159. В.Г. Зависимость времени различения от угловых размеров центрального поля, его яркости и отношения яркостей периферического и центрального полей в условиях световой адаптации //Проблемы физиологической оптики, 1944, 11 с.
  160. Н.Ф., Николаева Т. Э. Сравнительное изучение структуры сосудов хориоидеи и сетчатки при эмметропии и миопии различной степени //Вестн. офтальмол, 1982, № 3, с 44−47.
  161. Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. М.: 1956, 286 с.
  162. Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972, 236 с.
  163. Г. Н., Кляйнпетер У. Охрана здоровья детей и # подростков важнейшая социальная проблема. Здоровье, развитие, личность.- М: Медицина, 1990, с 14 26.
  164. Н.М. Офтальмологическая клиника. Киев: Здоровья, 1975, 64 с.
  165. .В. Физическое воспитание слабовидящих детей. М.: Просвещение, 1983, 68 с.
  166. И.М. Избранные философские и психологические произведения. / под ред. В. М. Каганова М: Госполитиздат, 1947, 647 с.
  167. Н.Н. Медикаментозные препараты в профилактике и лечении миопии. -Вестн. офтальмол., 1978, № 5, с. 82−84.
  168. К.Н., Лейфа И. В. Концепция физкультурно-оздоровительной работы в Амурском государственном университете. Тез. межрегион, науч. конф. Екатеринбург: 2000, с. 24−25.
  169. Э.Г. Доминантность полушарий //Нейропсихо-логические исследования. М.: 1978. Вып. 10, с. 25 37.
  170. П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970,140 с.
  171. А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ Сфера, 2001, 80 с.
  172. С., Дейч Г. Левый мозг, правый глаз. М.:1983, 112 с.
  173. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги//Тревога и стресс в спорте, 1983, с. 12 24. ф
  174. Т.С. О связи близорукости с некоторыми показателями состояния здоровья школьников. В кн.: 1. Всесоюзн. конфер. по вопр. детской офтальмологии. Ч. 1. М.: 1976, с. 152 156.
  175. В.М., Будылина С. М. Физиология сенсорных систем и высшая, нервная деятельность: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003, 304 с.
  176. А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 1990, 385 с.
  177. В.М. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: 1980, 248 с.
  178. И.В. Физическое воспитание детей с миопией средней степени в условиях общеобразовательной школы. Автореф. канд. дисс. М.: 1980, 23 с.
  179. М.Н., Школьникова Н. Б. Абонент в страну здоровья. М: ФиС, 1983, 80 с.
  180. У. Цигун и жизнь. М.: 1991 № 2, 184 с.
  181. А. И. Рекомендации офтальмолога. М.: Факультет здоровья, 1986, 127 с.
  182. Ю.С. Коррекция зрения у детей. Ростов н/Д.: «Феникс», 2000, 256 с.
  183. В.А., Котелов Ю. М. Зависимость эквивалентных источников разных поддиапозонов а-ритма от состояния зрительной системы у детей 8−10 лет // Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, 13 с.
  184. B.C. Курс физиологии человека. М: ФиС, 1948, 311 с.
  185. Физиология человека /под ред. Зимкина Н. В. М: ФиС, 1964, 600 с.
  186. С.Н. Имплантация исскуственного хрусталика. М.: Медицина, 1977, 193 с.
  187. С.Н., Ивашина А. И. и др. Хирургическая коррекция миопической анизометропии методом передней кератотомии. Вестник офтальмологии, 1984, № 1, с 15 — 19.
  188. И.Л. Некоторые анатомо-оптические параметры глаз с близорукостью высокой степени (дистрофическая форма). -Офтальмол. журн., 1981, № 7, с 403 404.
  189. Физическое воспитание: Учебник/ Под ред. В. А. Головина и др. -М.: Высш. Школа, 1983, 391 с.
  190. Н.А. Психофизиология здоровья. Челябинск: Татьяна Лурье, 1998, 392 с.
  191. Н.А. Физиология человека. Учебное пособие для студентов фак-т. физвоспитания пединститутов. М: Просвещение, 1982, 320 с, ил.
  192. Ю.П. Гигиена умственного труда. М.: 1967, 306 с.
  193. Хорасян -Таде А.А., Николаева Т. Э. //Материал. 2-го Всерос. Съезда офтальмологов в г. Ленинграде. М.: 1968, с 394−395.
  194. О. Как вернуть зрение. Пер. с англ. М.: Серебряные нити, 1997, 184 с.
  195. Ханин Ю. Л Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера. Л.: 1976, 28 с.
  196. Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личной тревожности у детей и подростков. Вильнюс: 1988, 36 с.
  197. К.Н. Влияние общих заболеваний организма на аккомодационную способность глаз у детей. В кн.: Миопия. М.: 1974, с. 24 27.
  198. Хедман Руне. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1980, 250 с.
  199. Д. Глаз, мозг, зрение. М.: 1990, 248 с.
  200. Г. И. В век прогресса без болезней// Коммунист, № 14, 1987, с. 60−63.
  201. У., Соломон Г. Зрение, очки и контактные линзы. Санкт-Петербург: 1996, 246 с.
  202. Р.А. Определение начальных признаков утомления у школьников.// Физиологические механизмы адаптация к мышечной деятельности. Свердловск, 1974, 126 с.
  203. В.М. В кн.: Многотомное руководство по глазным болезням. М., 1962, т. 1.
  204. A.M., Волков В. В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. М.: 1999.
  205. С. Можно ли жить без очков? М.: 1992, 174 с.
  206. Р. Основы сенсорной физиологии. Спб., т.№ 2,1994, 258 с.
  207. Т.Б., Нейштадт Я. Э., Данциг И. М., Мкртычева Л. И. О методах определения зрительного утомления. Труды I конф. по физиол. оптике. М.: АН СССР, 1936, с. 57 72.
  208. Я.Л., Грабовская В. К. Умственный труд и физическая культура. Л.: 1972, 258 с.
  209. Эрисман Ф. Ф. Влияние школ на происхождение близорукости. М.:1870.
  210. Л.В. Влияние тренировочных упражнений по Э.С., Аветисову, К. А. Мац рефрактогенез у школьников группы риска по миопии. Вестник офтальмологии, 1983, № 5, с. 58 60.
  211. Aleksander F. Psychosomatic Medicina. N.Y.: 1950.
  212. French J.R.P., Caplan R.D., Van Harrison R. The mechanisms of job stress and strain. Chichester, England: Wiley, 1982.
  213. C.Flugel. Barany E. //Fortschr. Ophthalmol. 1990.- Vol.87.-№ 4.-P.384—387.
  214. Sanders A.F. Towards a model of stress human perfomance // Acta Psychologica, 1983. Vol. 53, p. 61−96.
  215. Dohrenwend B.P. ect. Immediate visual-spatial memory in hemisphere damaged patients: impairment of verbal coding and of perceptual processing.-Neuropsychologia, 1966, 16,501 p.219. lazarus R. Psychological stress and coping process. N.Y.: 1966.
  216. Wolf H.G., Frach I.M. Information processing / E. L. Wiener, D. C. Nagel (Eds.), Human Factors in Aviation. Academic Press, New York, 1968, p. 111−155.
  217. Worldleonard. hi. ru. Saga km. ru
  218. Curtin В. Myopia. Riview of its etiology, pathogenesis and treatment// Surv. Ophthalmol. 1970. Vol. 175, № 1. P 1−17.
  219. Francois J., Goes F. Ultrasopographic study of 100 emmetropic eyes// Ophthalmologica (Basel), 1977. Vol. 175, № 6. P 321−327.
  220. Sorsby A. Ophtalmic genetics. 2 nd ed. — London, 1970. — Ch. 4,1. Refraction. P 38−51.
  221. Young F.A. The development of myopia// Contacto (Chicago). 1971-Vol. 15, № 2. P 36−42.
  222. Вид спорта Противопоказания в зависимости от степени близорукости и состояния глаз Рекомендации по использованию оптической коррекции
  223. Бокс Любая степень близорукости Контактная
  224. Борьба Любая степень близорукости Контактная
  225. Тяжелая атлетика Любая степень близорукости Контактная
  226. Велогонка на треке Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная
  227. Велогонка на шоссе Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная
  228. Гимнастика спортивная Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции
  229. Гимнастика художественна я Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне При значительном понижении зрения контактная коррекция
  230. Стрельба стендовая, пулевая, из лука Противопоказаний нет Очковая или контактная
  231. Современное пятиборье Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени См. соответствующ ие виды спорта
  232. Конный спорт Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
  233. Фехтование Осложненная близорукость Очковая или контактная
  234. Плавание Осложненная близорукость Без коррекции
  235. Водное поло Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
  236. Гребля Осложненная близорукость Очковая
  237. Парусный спорт Осложненная близорукость Без коррекции
Заполнить форму текущей работой