Межполушарная функциональная асимметрия мозга депривированных по слуху школьников и её связь с морфофункциональным развитием
Диссертация
Научная новизна исследования. Получены новые данные о развитии ФМА депривированных по слуху школьников различных возрастных групп, проявляющемся в усилении доминирования левых моторных и правых сенсорных зон коры головного мозга. Впервые проведены исследования возрастной динамики ФМА у депривированных по слуху школьников. Впервые комплексно исследовано морфофункциональное развитие глухих… Читать ещё >
Содержание
- Список сокращений
- Глава 1. Обзор литературы
- 1. 1. Межполушарная функциональная асимметрия мозга (ФМА)
- 1. 1. 1. ФМА. История изучения вопроса
- 1. 1. 2. Особенности функциональной специализации и взаимодействия полушарий переднего мозга
- 1. 1. 3. ФМА как один из видов межполушарного взаимодействия и формирование ФМА в онтогенезе
- 1. 1. 4. ФМА и её роль в развитии основных психофизиологических параметров школьников
- 1. 2. Физиологические, конституциональные и психологические особенности школьников
- 1. 2. 1. Особенности функционирования вегетативной нервной системы школьников
- 1. 2. 2. Конституциональные особенности школьников
- 1. 3. Особенности функциональной специализации полушарий мозга при нарушениях слуха
- 1. 4. Особенности адаптационных процессов школьников
- 1. 4. 1. ФМА как проявление адаптации организма к окружающей среде
- 1. 1. Межполушарная функциональная асимметрия мозга (ФМА)
- 2. 1. Общая организация исследования
- 2. 2. Методы определения функциональной асимметрии полушарий переднего мозга
- 2. 3. Методы оценки морфофункционального развития
- 2. 4. Определение уровня биологического развития
- 2. 5. Статистическая обработка результатов исследования
- 3. 1. Исследование профиля латерализации функций мозга
- 3. 1. 1. Результаты исследования моторной асимметрии
- 3. 1. 2. Результаты исследования сенсорной асимметрии
- 3. 2. Исследование морфофункционального развития школьников
- 3. 2. 1. Анализ биологического созревания депривированных по слуху школьников
- 3. 2. 2. Исследование физического развития депривированных по слуху школьников
- 3. 2. 3. Оценка состояния вегетативной нервной системы и адаптационных возможностей депривированных по слуху школьников
- 3. 2. 3. 1. Изучение показателей вегетативного индекса Кердо школьников, депривированных по слуху
- 3. 2. 3. 2. Изучение показателей индекса напряжения школьников, депривированных по слуху
Список литературы
- Абрамов, В.В. Асимметрия нервной, эндокринной и иммунной систем / В. В. Абрамов, Т. Я. Абрамова. Новосибирск: Наука, 1996. — 98 с.
- Айдаралиев, A.A. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А. А. Айдаралиев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, и др. -Фрунзе: Илим, 1988. 196 с.
- Айдаркин, Е.К. Валеология. 2007. — № 3. — С. 89.
- Айрапетянц, В.А. Функциональные асимметрии мозга у детей и подростков / В. А. Айрапетянц, В. А. Суходолец, В. В. Гиров // Здоровье, развитие, личность. -М.: Медицина, 1990. С. 107−122.
- Акулина, М.В. Характеристики отдельных вегетативных показателей глухих и слабослышащих школьников / Вестник РУДН. Серия Медицина. № 4. — 2009. — С. 578−582.
- Акулина, М. В. Особенности морфофункционального развития школьников-подростков г. Рязани, обучающихся в школах разного типа / М. В. Акулина, О. А. Белова // Успехи современного естествознания (раздел Медицинские науки). № 8. — 2006. — С. 9−11.
- Александровская, Э.М. Психологические трудности при адаптации детей к школе / Э. М. Александровская, Н. Г. Лусканова // Гигиена и санитария. 1984. — № 3.
- Алексанян, О.В. Особенности сенсорной функциональной асимметрии мозга детей, депривированных по слуху // Современные наукоемкие технологии. 2005. — № 6. — С. 17−19.
- П.Ананьев, Б. Г. Пространственное различение. Л.: ЛГУ, 1955. — 188 с.
- Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Акад.Пед.Наук РСФСР, 1960. — 123 с.
- Ананьев, Б.Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961. — 230 с.
- Ананьева, Н. А. Здоровье и развитие современных школьников / H.A. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Школа здоровья. М., 1994 — Т.1. — № 1. -С. 13−18.
- Ананьева, H.A. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская //Вестник Российской АМН. М.: Медицина, 1983. — № 5. — С. 19−24.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — С. 447, 448, 625.
- Антонова, Л.Т. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария.-1995-№ 6.-С. 22−28.
- Антропова, М.В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10−11 лет / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова и др. // Физиология человека. 2000. — Т. 26. — № 1. — С. 56−61.
- Антропова, М.В. Реакция основных физиологических систем организации детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека. 1983. — Т. 9. — № 1. — С. 18−24.
- Антропова, М.В. Физиология развития ребенка / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова // Материалы международной конференции. М., 2000. — С. 18−21.
- Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования // Валеология. 1997. — № 4. — С. 44−46.
- Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 269 с.
- Асенова, И.В. Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга при вербальной перцепции // Вопросы психологии. -2005. -№ 1.-С. 100−110.
- Афанасьев, C.B. Асимметрия мозга и адаптация человека. Йошкар-Ола, 1992.-88 с.
- Бабенкова, C.B. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при острых инсультах. М.: Медицина, 1971.
- Багрова, И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников. -М., 1993.- 139 с.
- Баевский, P.M. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, А. Л. Максимов. Учебное пособие, Ч. 1. Магадан, 1996.
- Баевский, P.M. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма // Адаптация и проблема общей патологии. -Новосибирск. 1974. — С. 88.
- Баевский, P.M. Математический анализ изменения сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин. М.: Наука, 1984.-221 с.
- Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.
- Баевский, P.M. Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям // Нервные и эндокринные механизмы стресса. Кишинев, 1980.
- Баевский, P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 295 с.
- Балонов, Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий / Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин. Л.: Наука, 1976. — 217 с.
- Балонов, Л.Я. Функциональная асимметрия и адаптация человека / Л. Я. Балонов с соавт. -М.: Медицина, 1976. 158 с.
- Батова, Н.Я. Запоминание и воспроизведение позитивного и негативного материала как метод изучения эмоциональной сферы. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии. М.: Наука, 1986.
- Безгодов, В.Н. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей / В. Н. Безгодов, Т. Х. Губайдулина, В. В. Каниберный // Гигиена и санитария. 1996. — № 5. — С. 20−22.
- Безруких, М.М. Школа здоровья. 1998. — № 3. — 44−49.
- Безруких, М.М. Практическая валеология в школе / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева, Т. М. Титова // Народное образование, 1998, № 9−10.
- Безруких, М.М. Если ваш ребенок «левша» / М. М. Безруких, М. Г. Князева. — Тула: Актоус, 1996. — С. 78.
- Безруких, М.М. Если ваш ребенок левша / М. М. Безруких, Л. Е. Любомирский. М., 1994. — С. 108.
- Белый, Б.И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга.-М., 1987.-С. 123−124.
- Бианки, B.JI. Асимметрия мозга животных. — JI.: Наука, 1985. 295 с.
- Бианки, B.JI. Механизмы парного мозга. J1.: 1989. — 264 с.
- Бианки, B.JI. Слухоречевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем / В. Л. Бианки, Е. Б. Филиппова, В. А. Шрам, и др. // Физиология человека. -1996. Т. 22. — № 3. — С. 38−44.
- Бирченко, Н.С. Исследование функциональной межполушарной асимметрии мозга у здоровых детей и детей со сколиозом 7−11 лет: автореф. дис.. канд.биол.наук. Рязань, 2005.-22 с.
- Благовещенская, Н.С. Вкус и его нарушения при заболеваниях уха и мозга / Н. С. Благовещенская, Н. З. Мухамеджанов. М.: Медицина, 1985.-157 с.
- Богданова, Т.Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002. — 224 с.
- Богомаз, С.А. Билатеральная модель структуры психики: автореф. дисс.. докт.психол.наук. Томск. — 1999. — 48 с.
- Бодров, В.А. Исследование функциональной асимметрии парных органов у лиц летного состава / В. А. Бодров, А. Г. Федорук. // Военно-медицинский журнал. 1985. — № 7.
- Бодров, В.А. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность летчиков / В. А. Бодров, Т. А. Доброхотова, А. Г. Федорук // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 6. — С. 142.
- Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Издательство АПН РСФСР, 1963.-С. 335,355.
- Боскис, P.M. Исследование проблемы дифференцированного обучения детей с недостатками слуха // Советская педагогика. 1966. — № 1. — С. 81−89.
- Боскис, P.M. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. -М.: Педагогика, 1981. 160 с.
- Брагина, H.H. Левши / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М., 1994. — С. 231,380.
- Брагина, H.H. Функциональная асимметрия мозга / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М.: Медицина, 1981.-287 с.
- Брагина, H.H. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М.: Медицина, 1988. — 240 с.
- Будахоска, В. Полушарная асимметрии головного мозга при обработке вербального материала / В. Будахоска, Э. Шелонг, С. Собутка // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 1. — С. 26−32.
- Ванюшин, Ю.С. Адаптация сердечной деятельности подростков к нагрузке повышающейся мощности / Ю. С. Ванюшин, Ф. Г. Ситдиков // Физиология человека. -2001. Т. 27. — № 2. — С. 91−97.
- Вартанян, Г. А. Проблема химической асимметрии мозга / Г. А. Вартанян, Б. И. Климентьев // Физиология человека. 1988. — Т. 14. — № 2. — С. 297−313.
- Вартанян, Г. А. Химическая симметрия и асимметрия мозга / Г. А. Вартанян, Б. И. Климентьев. Л.: Наука. — 1991. — 150 с.
- Вейн, A.M. Заболевания вегетативной нервной системы / А. М. Вейн, Е. Л. Алимова, Т. Т. Вознесенская и др. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. 623 с.
- Вейн, A.M. Вегетососудистая дистония / АМ. Вейн, А. Д. Соловьева., О. А. Колосов. М.: Медицина, 1991. — 318 с.
- Вейн, A.M. Вегетативные расстройства. М.: Мед. информационное агенство, 2003.
- Вильдавский, В.Ю. Метод определения и характеристика мануальной асимметрии в онтогенезе / В. Ю. Вильдавский, Н. Г. Князева // Физиология человека. 1989. — Т. 15. -№ 11. — С. 52−57.
- Вильдавский, В.Ю. Экспериментальное исследование мануальной асимметрии детей и подростков / В. Ю. Вильдавский, Н. Г. Князева // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1987. -№ 1.-С. 26−28.
- Вильдавский, В.Ю. Экспериментальное исследование мануальной асимметрии детей и подростков / В. Ю. Вильдавский, Н. Г. Князева // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1987.-№ 2.-С. 28−32.
- Витязь, С.Н. Формирование индивидуального профиля функциональной асимметрии подростков в условиях обучения в гимназии: дис.. канд.биол.наук. Кемерово, 2006. — 143 с.
- Вольф, Н.В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой информации. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2000. — 238 с.
- Гамаюнов, С.Ф. К вопросу о физиологии обоняния. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1928.
- Геодакян, В. А. Асинхронная асимметрия // Высшая нервная деятельность. 1993. — Т. 43. — Выпуск 3. — С. 543−561.
- Геодакян, В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Доклад Академии наук. 1992. — Т. 324. — № 6. — С. 1327.
- Гол од, В. И. Коллективная монография: функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового восприятия / В. И. Голод, Р. И. Мачинская, В. Д. Труш, М. Н. Фишман. М.: Наука, 1992. — 140с.
- Гольдшмидт, Е.С. Особенности функциональной асимметрии мозга у учащихся в зависимости от социально-педагогических условий: автореф. дисс.. канд. биол. наук. Томск, 2005. —24 с.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 1999. — С. 301.
- Гребнева, H.H. Адаптационный потенциал подростков Севера и его связь с функциональной межполушарной асимметрией / Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 5. — С. 2329.
- Громбах, С.М. О критериях оценки состояния здоровья' детей и подростков // Вестник АМН СССР. 1981. — № 1. — С. 29−34.
- Деглин, В.Л. Лекции по функциональной асимметрии мозга человека. — Амстердам Киев: Издательство АПУ. — 1996. — 66 с.
- Деглин, В.Л. Решение силлогизмов в условиях преходящего угнетения правого или левого полушария мозга / В. Л. Деглин, Т. В. Черниговская // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 5. — С. 21.
- Дериглазов, М.А. Нейросенсорная тугоухость у детей с острым и хроническим средним отитом по данным коротколатентных слуховых вызванных потенциалов / М. А. Дериглазов, М. Б. Волынскмй, Д. В. Волков // Вестник оториноларингологии. 1990. — № 4. — С. 23−27.
- Диагностнка и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей (справочное пособие для педиатров // под ред. В. А. Доскина, М. Н. Рахмановой. М.: Медицина, 1993. — С. 105.
- Димитриев, Д.А. Современные проблемы здоровья школьников // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. -Ижевск, 1996.-С. 56.
- Димитриева, C.B. Особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии : дис.. канд. биол. наук. Чебоксары, 2004. — 160 с.
- Дичев, Т.Г. Проблема адаптации и здоровье человека / Т. Г. Дичев, К. Е. Тарасов. -М.: Наука, 1976. 183 с.
- Доброхотова, Т.А. Асимметричный мозг асимметричное сознание / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Журнал ВНД им. И. П. Павлова. -1993.-Т. 43.-Вып. 2.-С. 256−261.
- Доброхотова, Т.А. Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Вопросы философии. -1993. — № 4. — С. 123−134.
- Доброхотова, Т.А. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина. М.: Медицина, 1977. — 355 с.
- Доброхотова, Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. — М.: Медицина, 1974. 159 с.
- Додонова, H.A. Особенности переработки информации правым и левым полушарием мозга / Н. А. Додонова, А. Г. Зальцман, АЛ. Меерсон // Физиология человека. 1984. — Т. 10. — № 6. — С. 959−964.
- Дорожнова, К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. -М.: Медицина, 1983. С. 160.
- Дубровинская, H.H. Структурно-функциональное созревание мозга ребенка // Физиология роста и развития детей и подростков / под ред. Баранова A.A., Щеплягина JT.A. Кишинев, 2000. — С. 5.
- Ефимова, И.В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 1. — С. 35−39.
- Ефимова, И.В. Межполушарная асимметрия функций и вегетативная регуляция при интеллектуальной деятельности / И. В. Ефимова, Е. Д. Хомская // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 5. — С. 147 149.
- Ефимушкина, Н.В. Функциональная межполушарная асимметрия и когнитивные способности // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. — М., 2001.
- Жаворонкова, Л.А. Правши-левши. М., Наука, 2006.
- Зальцман, Л.Г. О роли правого и левого полушарий головного мозга в процессах восприятия зрительной информации / Л. Г. Зальцман, Я. Л. Меерсон // Физиология человека. 1990. -№ 5 (16). — С. 29−34.
- Захаров, В.М. Асимметрия животных: популяционно-филогенетический подход. М.: Наука, 1987. — 216 с.
- Здоровье детей России (состояние и проблемы) / Под ред. А. А Баранова. М, 1999. — С. 69−92.
- Иванов, В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. -М.: Сов. радио, 1987. 184 с.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Москва-Харьков-Минск, 2001. — Гл. 13. — С. 265−324, 454.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология. 2-е изд-е, доп. СПб.: Питер, 2001. — 454 с.
- Ильюченок, Р.Ю. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память / Р. Ю. Ильюченок,
- A.Л.Финкельберг, И. Р. Ильюченок, Л. И. Афтанас. Новосибирск: Наука, 1989.-169 с.
- Кабардов, М.К. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей / М. К. Кабардов, М. А. Матова // Вопросы психологии. -1988. № 6. — С. 106−115.
- Кабардов, М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопр.психологии. 1996. — № 1. — С. 13.
- Казин, Э.М. Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека / Э. М. Казин, Е. А. Анисова, А. Р. Галлеев и др. // Физиология человека.-2001.-Т. 27.-№ 2.-С. 112−121.
- Казначеев, В.П. Адаптация и конструкция человека /
- B.П.Казначеев, С. В. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
- Казначеев, В.П. Функциональная асимметрия и адаптация человека / В. П. Казначеев, А. П. Чуприков // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Издательство НИИ психотерапииМЗ РСФСР, 1976.-С. 134−138.
- Казначеев, В.П. Функциональная асимметрия и адаптация человека / В. П. Казначеев, А. Н. Чуприков // Тр.Моск. НИИ психиатрии. -М., 1976.-Т. 78.-С. 10.
- Калюжная, P.A. Физиология и патофизиология сердечнососудистой системы детей и подростков. — М.: Медицина, 1973. — 327с.
- Квасовец, С.В. ЭЭГ-корреляты функционального взаимодействия полушарий мозга при эмоциях в норме и у больных с локальными поражениями мозга. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии. -М.: Наука, 1986.
- Кимура, Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки, 1992,-№ 11, 12.-С. 73−82.
- Клименко, JI.JI. Микроэлементы в нейрофизиологических механизмах формирования межполушарной асимметрии / Л. Л. Клименко, О. В. Протасова, А. А. Конрадов, В. Ф. Фокин, Л. А. Пирузян // Изв. РАН. Серия биол. 1995. — № 4. — С. 422−429.
- Клименко, Л.Л. Многоуровневая организация функциональной межполушарной асимметрии: дисс.. докт.биол.наук. -М., 2004. -286 с.
- Князева, М.Г. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Электрофизиологический анализ / М. Г. Князева, Д. А. Фарбер // Физиология человека. 1991. — Т. 17. -№ 1. — С. 5−7.
- Коган, А.Б. О значении функциональной латерализации в формировании сложных двигательных актов у спортсменов / А. Б. Коган, А. Б. Порошенко, П. НЕрмаков, Г. А. Кураев // Физиология человека. 1982. — Т. 8. — № 6. — С. 989−993.
- Козлов, В.И. Физиология развития ребенка / В. И. Козлов, Д. А. Фарбер и др. М.: Педагогика, 1983. — С. 237.
- Коновалов, В.Ф. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации / В. Ф. Коновалов, Н. А. Отмахова // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 96−102.
- Коркушко, O.B. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека / О. В. Коркушко, В. Б. Шатило, Т. В. Шатило и др. // Физиология человека. -1991.-Т. 17. -№ 2. С. 31.
- Костандов, Э.А. Межполушарные функциональные отношения при отрицательных эмоциях у человека / Э. А. Костандов, Ю. Л. Арзуманов // Журнал высш.нервн.деят-ти. 1980. — Т. 30. — № 2. -С. 327−335.
- Костандов, Э.А. О полушарной латерализации зрительно-пространственной функции у человека / Э. А. Костандов, 0, И. Иващенко, Т. Н. Важнова // Журнал ВНД. 1985. — Т. 35. — № 6. -С. 1030−1038.
- Костандов, Э.А. Фактор динамичности в функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга // Физиология человека. 1992. — Т. 18. -№ 3. — С. 17−24.
- Костандов, Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. — С. 23−25, 170, 270.
- Криворучко, Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев: Педагогика, 1976. — 96 с.
- Кроткова, O.A. Взаимодействие полушарий мозга при запоминании ритма движений / О. А. Кроткова, О. А. Максакова, Н. В. Дьякова // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 1. — С. 12−17.
- Кругликов, Н.Ю. онтогенетические аспекты формирования функциональных нарушений слухового анализатора: дис. канд.биол.наук. Чебоксары, 2006. — 167 с.
- Крылова, A.B. Особенности физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем у школьников 11−17 лет // Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков. Тезисы 3
- Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». М., 1985. -С. 194.
- Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. -М.: Просвещение, 1991. С. 160.
- Кураев, Г. А. Валеологические проблемы слуха человека // Валеология. 2002. — № 3. — С. 56−60.
- Кураев, Г. А. Влияние слуховой дисфункции на формирование функциональной межполушарной асимметрии мозга // Валеология. -2002.-№ 1.-С. 50−55.
- Кураев, Г. А. Функциональная межполушарная асимметрия мозга / Г. А. Кураев, А. Г. Глумов // Методические указания. Ростов-на-Дону, 1991.-20 с.
- Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001.-376 с.
- Лазарев, В.В. Изменение пространственной синхронизации биопотенциалов при различных видах интеллектуальной деятельности / В. В. Лазарев, Н. Е. Свидерская, Е. Д. Хомская // Физиология человека. -1977. Т. 3. — № 2. — С. 235.
- Лакин, Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
- Леутин, В.П. Адаптивная доминантность и функциональная асимметрия мозга // Вестник РАМН. 1998. — № 10. — С. 10.
- Леутин, В.П. Психофизиологические механизмы адаптации и-функциональная асимметрия мозга / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. -Новосибирск: Наука, 1988. С. 190−193.
- Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга и адаптация //Функциональная межполушарная асимметрия / под ред. Боголеповой H.H., Фокина В. Ф. М.: Научный мир, 2004. — 728 с.
- Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. СПб.: Речь, 2005. -368 с.
- Леушина, Л.И. Асимметрия полушарий головного мозга с точки зрения опознания зрительных образов / Л. И. Леушина, А. А. Невская, М. Б. Павловская // Физиология человека. 1981. — Том 7. — С. 449−461.
- Литинский, Г. А. Функциональная асимметрия глаз // Русский офтальмологический журнал. 1929. — № 4. — С. 450−466. (цит. по Брагиной H.H., Доброхотовой Т. А., 1981).
- Лунева, E.H. некоторые аспекты билатерального регулирования в онтогенезе // Проблемы общей и инженерной психологии. Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1976. — вып. 7. — С. 98−103.
- Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека, М., 1969, 2000.
- Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. — 455 с.
- Макарова, В.И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, Н. В. Афанасенкова и др. // Российский педиатрический журнал.-2000.-№ 3.
- Матоян, Д.С. Латерализация тактильного восприятия у право- и леворуких людей // Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 1. — С. 131−133.
- Мачинская, Р.И. Функциональная организация правого и левого полушарий мозга человека при направленном внимании /
- Р.И.Мачинская, Н. О. Мачинский, Е. И. Дерюгина // Физиология человека. 1992. — Т. 18. — № 6. — С. 77−85.
- Медведев, В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 4. — С. 7−12.
- Медведев, В.И. Компоненты адаптационного процесса / В. И. Медведев, А. Т. Марьянович, В. С. Аверьянов. Л., 1984. — С. 98.
- Меерсон, Я.А. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии головного мозга. М.: Наука, 1986.
- Методика определения физического состояния школьников. Методическое пособие для учителей физкультуры, врачей-педиатров и среднего мед. персонала / К. Д. Чермит, К. Ю. Мамгетов, А. В. Шаханова и др. Майкоп: Издательство АТУ, 2001. — 48 с.
- Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия / Е. Д. Хомская, Н. Н. Привалова, Е. В. Ениколопова и др. М.: Издательство МГУ. — 1995.-77 с.
- Минин, В.В. Особенности вегетативного гомеостаза школьников города Томска в пубертатном периоде / В. В. Минин, В. О. Яковлев // Вестник ТГПУ. 2002. — № 2 — С. 55−59.
- Мосидзе, В.М. Функциональная асимметрия мозга / В. М. Мосидзе, В. С. Рижинашвили, С. В. Самадшвили, Р. И. Турашвили. -Тбилиси: Мецниереба, 1977. С. 23−24, 117.
- Мосидзе, В.М. Функциональная симметрия и асимметрий полушарий мозга. Тбилиси: Наука, 1973. — С. 94.
- Москвин, В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1988. -№ 6.-С. 116−120.
- Нидеккер, И.Г. Проблемы математического анализа сердечного ритма / И. Г. Нидеккер, В. М. Фёдоров // Физиология человека. 1993. -19(3):80. — 87 с.
- Николаева, Е.И. Адаптивное значение функциональной асимметрии мозга // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: НИИ мозга РАМН, 2003. — С. 187 192.
- Николаенко, H.H. Организация моторного контроля и особенности функциональной асимметрии мозга у борцов / Н. Н. Николаенко, С. В. Афанасьев, М. М. Михеев // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 2. — С. 68−75.
- Николаенко, H.H. Функциональная асимметрия мозга и принципы организации речевой деятельности / Н. Н. Николаенко, А. Ю. Егорова, О. П. Траченко //Физиология человека. 1998. — Т.24. — № 2.-С. 33−39.
- Николаенко, H.H. Функциональная асимметрия мозга и структура зрительного поля // Физиология человека. 1989. — Т. 15, № 6. — С. 815.
- Новикова, Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. — М., 1966. С. 319.
- Новикова, Л.А. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электро-физиологическое исследование) / Л. А. Новикова, Н. В. Рыбалко. М.: Педагогика, 1987. — С. 128.
- Отмахова, H.A. Межполушарные различия и взаимодействие полушарий / Н. А. Отмахова, В. Ф. Коновалов // Успехи физиологических наук.- 1988.-Т. 19.-№ 1.-С. 88.
- Педиатрия: Руководство / Под редакцией И. М. Воронцова. // Болезни плода и новорожденного, врожденные нарушения обмена веществ. М. Медицина. — 1991. — С. 527.
- Плохинский, H.A. Биометрия. 2-е изд-е. — Москва: Издательство Московского университета, 1970. — 268 с.
- Подростковая медицина: Руководство. 2-е изд. / под ред. Л. И. Левиной, А. М. Куликова. СПб.: Питер, 2006. — 544 с.
- Полинг, Л. Химия. Пер. с англ. / Л. Полинг, П.Полинг. М.: Мир, 1978.-686 с.
- Полюхов, A.M. К вопросу о возрастных особенностях правой и левой функциональных систем головного мозга человека / А. М. Полюхов, В. П. Войтенко // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976. — С. 80−82.
- Полюхов, A.M. Моторная асимметрия в позднем онтогенезе // Физиология человека. 1982. — Т. 8. — № 1. — С. 161−163.
- Программы специальных общеобразовательных школ для глухих детей. М.: Просвещение, 1988.
- Прохорова, A.M. Роль функциональной асимметрии мозга и силы нервных процессов в формировании адаптивных реакций у студентов: автореф. дисс.. канд.биол. наук. — Томск. — 2005. — 24 с.
- Раевская, О.С. Динамика межполушарной асимметрии при изменении геомагнитного поля / О. С. Раевская, Г. В. Рыжиков // Физиология человека. 1984. — Т. 10. — № 3. — С. 471−473.
- Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / под ред. А. П. Гозовой. М.: Педагогика, 1991. — С. 174.
- Разумникова, О. М. Соотношение оценок внимания и успешности обучения / О. М. Разумникова, Е. И. Николаева // Вопросы психологии. -2001.-№ 1.-С. 123−129.
- Разумникова, О.М. Половые отличия межполушарного взаимодействия при распределенном и направленном внимании /
- О.М.Разумникова, Н. В. Вольф // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. -М., 2001.
- Реброва, Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н. П. Реброва, М. Н. Чернышова. СПб.: Речь, 2004. — С. 96.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. -М.: Мир, 1994.
- Романенко, A.B. Особенности адаптивных реакций сердечнососудистой системы у детей с нарушением слуха // Материалы научно-практической конференции с межд. участием и школы-семинара для молодых ученых. Москва-Астрахань — 2004. — С. 141−144.
- Романенко, A.B. Типы адаптивных реакций подростков с нарушением слуха // Материалы XI международного симпозиума, 2728 января 2003 года. М.: РУДН. — 2003. — С. 449−451.
- Роненсон, О.Д. Взаимосвязь вегетативной и психосоматической адаптации школьников в критические периоды онтогенеза / О. Д. Роненсон, А. Ф. Виноградов, М. А. Лукацкий // Труды Томского государственного университета. 2001. — С. 64−65.
- Ротенберг, B.C. Адаптивная функция сна: Причины и проявления ее нарушения. Москва: Наука, 1982. 175 с.
- Ротенберг, B.C. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский // Вопросы философии. 1984. — № 4. — С. 78.
- Ротенберг, B.C. Мозг, обучение, здоровье / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Москва: Просвещение, 1989. 239 с.
- Ротенберг, B.C. Поисковая активность и адаптация / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. М.: Наука, 1984.
- Русалова, М.Н. Вегетативные и ЭЭГ показатели функциональной асимметрии мозга человека // Мозг и поведение. — М. -.Наука, 1990.-С. 417−427.
- Русалова, М.Н. Функциональная асимметрия мозга и эмоции // Физиология человека. 2003. — Т. 34. — № 4. — С. 93−112.
- Русалова, М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. -М.: Наука, 1979. С. 171.
- Семаго, М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. М.: Аркти, 2003.-208 с.
- Семашко, Л.В. Адаптация организма учащихся школ исполнительского мастерства к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам: автореф. дис. .канд. биол. наук. М., 2003. -23 с.
- Семашко, JI.B. Влияние универсального восстановительно-развивающего комплекса упражнений «пять минут для здоровья» на организм школьников/ JL В. Семашко // Мед. помощь. 2009. — № 2. -С. 53−57.
- Сергеев, Б.Ф. Асимметрия мозга. JI.: Наука, 1981. — С. 167−170.
- Сергиенко, Е.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга / Е. А. Сергиенко, А. В. Дроздова // Функциональная межполушарная асимметрия / под ред. Боголеповой H.H., Фокина В. Ф. 2004. — С. 219 257.
- Сердюковская, Г. Н. Изучение состояния здоровья детей и подростков и факторы, его определяющие / Г. Н. Сердюковская, Л. Ф. Бережков, В. Н. Белевская. Информационный бюллетень ГКСЭН РФ и РРИАЦ.-М., 1998.-№ 9.
- Сетко, А.Г., Сетко Н. П., Макарова И. М., Сетко И. М. Особенности адаптированности детей к факторам среды обитания и критерии их оценки // Гигиена и санитария.-2005.-№ 6.-С. 57−58.
- Сетко, Н.П., Мокеева М. М. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей // Гигиена и санитария. № 1. — 1999. -С. 29−31.
- Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. JI.: Издательство ЛГУ, 1985. — С. 397.
- Симонов, П.В. Функциональная асимметрия эмоций // Журнал высшей нервной деятельности. 1998. — Вып. 2. — С. 375.
- Сиротюк, A.A. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003. — Ч. 2. — Гл. 1. — С. 153−183.
- Словарь физиологических терминов. / Ответственный редактор О. Г. Газенко. М., 1987. — 448 с.
- Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга / С. Спрингер, Г. Дейч. М.: Мир, 1983. — 256 с.
- Судаков, К.В. Основы физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1983. — 272 с.
- Траченко, О.П. Функциональная асимметрия мозга и принципы анализа лексического и грамматического материала // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 1. — С. 29−35.
- Трофимова, Е.В. Становление памяти, внимания и мышления у детей со сниженным слухом / Е. В. Трофимова, Л. А. Гутерман, В. Б. Войнов, А. М. Менджерицкий // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2004. — Т. 90. — № 8. — С. 347.
- Тубольцев, Ю.А. Межполушарная асимметрия мозга и развитие памяти подростков // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М., 2001.
- Тупицын, И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985. -88 с.
- Удалова, Г. П. Функциональная межполушарная асимметрия при опознании зрительных стимулов различных классов / Г. П. Удалова, И. А. Кашина // Физиология человека. 1984. — Т. 10. — № 4. — С. 578 588.
- Фарбер, Д. А. Онтогенез функциональной асимметрии / Д. А. Фарбер, В. В. Алферова, Т. Г. Бетелева // Принципы и механизмы деятельности мозга человека. Л.: Наука, 1985. — С. 80.
- Фарбер, Д.А. Функциональная организация развивающегося мозга / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Физиология человека. 1991. -Т. 17.-№ 5.-С. 17−27.
- Физиология развития ребенка / под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1983. — С. 296.
- Фишман, М.Н. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития детей / М. Н. Фишман,
- B.И.Голод, Р. И. Мачинская // Сенсорные системы. М.: Наука, 1992.1. C. 6−138.
- Фишман, М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения. — М.: Экзамен, 2004. С. 62.
- Фишман, М. Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушениями слуха и трудностями формирования речевого обучения. // Дефектология. 2003. — № 1. — С. 3−8.
- Фокин, В.Ф. Стационарные нейрофизиологические механизмы функциональной асимметрии в позднем онтогенезе человека /
- B.Ф.Фокин, Н. В. Пономарева, Е. Е. Букатина // Проблемы нейрокибернетики. Элиста, 1985. — С. 21−29.
- Фокин, В.Ф. Функциональная межполушарная асимметрия и механизмы адаптации // Адаптивные функции головного мозга. Баку. -1980.-С. 195.
- Фолькис, A.B. Функциональные заболевания ЖКТ. JL, 1991.1. C. 26−52.
- Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии спортсменов. Омск: Издательство СибГУФК, 2003. 152 с.
- Фомина, Е.В. Функциональная асимметрия мозга и адаптация человека к экстремальным спортивным нагрузкам: дис. докт.биол.наук. Омск, 2006. — 300 с.
- Фролькис, A.B. Заболевания кишечника. М.: Фолиант, 2003. -192 с.
- Функциональная асимметрия и адаптация человека / под ред. Казначеева В. П. Л.: Медицина. — 1967. — С. 344.
- Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / под ред. Боголеповой H.H., Фокина В. Ф. М.: Научный мир, 2004. — 728 с.
- Хамаганова, Т.Т., Крылов Д. Л., Даниленко О. В. и др. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. — С. 71−73.
- Хамаганова, Т.Г. Влияние факторов внешней среды и наследственности на морфофункциональное развитие детей иподростков на разных этапах онтогенеза: автореф. дисс.. канд. биол. наук. — М., 1979.-22 с.
- Хомская, Е.Д. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности (к проблеме психодиагностики) / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. Б. Сироткина // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
- Хомская, Е.Д. Межполушарная организация мозга и субъективная оценка здоровья / Е. Д. Хомская, Е. В. Будыка, И. В. Ефимова // Вестник МГУ. Сер. 14. «Психология». 1995. — № 2. -С. 20−29.
- Хомская, Е.Д. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия / Е. Д. Хомская, Н. Н. Привалова, Е. В. Ениколопова, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, О. Б. Степанова, И. С. Горина. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 78 с.
- Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. -М., 1997.
- Хомская, Е.Д. О роли левого полушария мозга в произвольной регуляции психической деятельности // Мат. Всес. конф. Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982.
- Хомская, Е.Д. Особенности вербальных функций при различных типах межполушарной организации мозга в норме / Е. Д. Хомская, Ф. М. Гасимов // Вестник МГУ. Серия 14. 1994. — № 9. — С. 36.
- Хризман, Т.П. Функциональная асимметрия мозга и ее связь с развитием речи у детей •/ Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, М. М. Белов, Т. А. Утянова // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 110−115.
- Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. -М.: Просвещение, 1990. -С. 319.
- Царегородцев, Г. И. Адаптационные изменения организма в состоянии здоровья и болезни / Г. И. Царегородцев, В. П. Алферов // Вестник АМН СССР. 1976. — № 4.
- Цветкова, JI.C. Нейропсихологическая реабилитация больных. -М., 1985, 2004.
- Цветкова, JI.C. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили. М.: Воронеж, 2001. — С. 272.
- Цейтлин, А.Г. Физическое развитие детей и подростков. — М.: Медгиз, 1963. С. 204.
- Цукерман, И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. -1998.-№ 1.-С. 42−47.
- Червонцева, М.В. Функциональная асимметрия полушарий мозга и когнитивные особенности человека / М. В. Червонцева, Е. А. Сергиенко // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. -М., 2001.
- Чермит, К.Д. Симметрия — основной признак гармонического развития человека / К. Д. Чермит, Л. К. Мамгетова // Олимпийскоедвижение и социальные процессы. Материалы VII Всероссийскойунаучно-практической конференции. Краснодар — 1996. — Т. 2. — С. 186−188.
- Черниговская, Т.В. Метафорическое и силлогическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга / Т. В .Черниговская,
- B.Л.Деглин // В кн. Ученые записки. Труды по знаковым системам. -Т. 19.- 1986.-С. 68−84.
- Чораян, О.Г. Естественный интеллект. — Ростов-на-Дону 2002. -151 с.
- Шлык, Н.И. Особенности вегетативной регуляции у детей в покое и при различных стрессовых нагрузках (по данным математического анализа сердечного ритма) / Сб.ст.: Вариабельность сердечного ритма. Ижевск — 1996. — С. 118−121.
- Шлык, Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. — Ижевск: Фил. изд-ва Нижегород. унта, 1991.-417 с.
- Шорин, Ю.П. Оценка адаптивных возможностей организма с различным типом полового созревания по вегетативным, морфометрическим и гормональным показателям / Ю. П. Шорин, Р. М. Мирзаханова, Э. М. Казин // Физиология человека. 1993. — № 3.1. C. 94−99.
- Шульга, И.А. Дерматоглифика у больных с пораженной нейросенсорной тугоухостью и глухотой / И. А. Шульга, А. В. Лымарев. -Материалы конференции Современные проблемы оториноларингологии. М. — 2002. — С. 196−197.
- Щебланова, Е.И. Межполушарные соотношения ЭЭГ-активации при наглядно-образном и вербальном мышлении // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 2. — С. 17.
- Щеплягина, ЛА. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, ЛА.Щеплягиной. -М., 1998. -С.101−161.
- Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. A.A. Баранова, Л. А. Щеплягиной. -М., 1998,-333с.
- Юрьев, В.В. Рост и развитие ребенка: Краткий справочник / В. В. Юрьев, А. С. Симаходский, Н. Н. Воронович, М. М. Хомич. СПб.: Питер, 2007. — 272 с.
- Яйленко, А.А. Особенности вегетативного статуса у детей различных морфофенотипов // Российский педиатрический журнал. — 2001.-№ 6.-С. 23.
- Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал.-1998. -№ 1 .-С.9−11.
- Ямпольская, Ю.А. Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России / Ю. А. Ямпольская, Е. З. Година // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 2. — С. 30−39.
- Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал. 1998.-№ 1.-С. 8−11.
- Amunts, К., Schlaug G., Schleicher A. et al. Asymmetry in the human motor cortex and handedness // Neuroimage. — 1996. Vol. 4, N 3, Pt. 1. -P. 216−222.
- Annett, M.A. Model of the inheritance of handedness and cerebral dominance // Nature. 1964. — V. 204. —: 7. — 59 p.
- Bogen, J.E. The other side of the brain. II. An oppositional mind // Bull. Los. Angeles Neurol. Soc. 1969. -V. 34. — P. 135−162.
- Cohen, M.M. The Child With Multiple Birth Defects. New York: Raven Press. 1982. 189 p.
- Cohen, M.M. The Child With Multiple Birth Defects. Second edition. New York: Oxford University Press. 1997. 267 p.
- Davidson, R.J. Asymmetrical brain activity discriminates between positive and negative affective stimuli in human infants / RJ. Davidson, N.A.Fox // Science. 1982. -V. 218. — № 4578. — P. 1235−1237.
- Etcoff, N. Selective attention to facial identity and facial emotion // Neurophysiol. 1984. — V. 22. — P.281−295.
- Galaburda, A.M. Right-left asymmetries in the brain / A.M.Galaburda, M. Le May, T. Kemper, N. Gaschwind // Science. 1978. — Vol. 199. — P. 852−856.
- Gazzaniga, M.S. Cerebral dominance viewed as a decision system // Hemisphere function in the human brain. L., 1974. — P. 367−382.
- Gazzaniga, M.S. The bisected brain. N.Y. Appleton, 1970.
- Gibson, CJ. Cerebral laterality in deaf and hearing children / C.J.Gibson, M.P.Bryden // Brain and Zang. 1984. — Vol. 23. — № 1. — P. 1−12.
- Hensel, H. Neural processes in thermoregulation // Physiol. Pev. -1973. V. 53. — № 948. — P. 1017.
- Hering-Hanit, R. Asymmetry of fetal cerebral hemispheres: in utero ultrasound study / R. Hering-Hanit, R. Achiron, S. Lipitz, A. Achiron // Arch Dis Child fetal Neonatal Ed. -2001. Vol. 85. — P. 194−196.
- Herring, K.M. Injury prediction among runners. Preliminary report on limb dominance / K.M.Herring, J. Amer // Paediatr.Ved.Assoc. 1993. — V. 83.-№ 9.-P. 523−528.
- Hicks, R. Adoption // Penguin USA. 2007. — 400 p.
- Hines, D. Hemispheric asymmetry in use of semantic category information / D. Hines, P.K.Sawyer, J. Dura, J. Gilchrist, M. Czerwmski // Neuropsychologia. 1984. — V. 22. — № 4. — P. 427.
- Kimura, D. Sex differences in brain organization for verbal and nonverbal function / D. Kimura, R.A.Harshaman // Progr. Brain Res. 1984. -V. 61.-P. 423−441.
- Kinsbourne, M. Evolution of language in relation to lateral action // Asymmetrical function of the brain. Cambridge, 1978. — P. 553−565.
- Kinsbourne, M. Eye and head turning indicates cerebral lateralization // Science. 1972. -V. 176. — P. 539−541.
- Le May, M. Asymmetries of cerebral hemispheres on computed tomograms / M. Le May, D.K.Kido // Journal of Computative and Assisty Tomography. 1978. — Vol. 2. — P. 471.
- Levashov, O.V. «Left-right» and «right-left» observers: Two different styles of picture viewing / O.V.Levashov, L. Kobyakova // Perception. — 1998.-V. 27.-P. 121−122.
- Levashov, O.V. et al. Role of the right and the left hemispheres in object recognition: a model // Perception. 1996. — V. 25. — P. 95.
- Levy, J. Mental processes in the nonverbal hemisphere // Life Sci. Res. Repl. 1982. — V.21. — 57 p.
- Levy, J. Metacontrol of hemispheric function in human split brain patients / J. Levy, C. Trevarthen // J. of Experimental psychology: Human perception and performance. 1976. — №. 2. — P. 299−312.
- Levy, J. The origins of lateral asymmetry // Lateralisation in the Nervous system. -N.Y.: Academic Press, 1977. P. 195−212.
- Mahoney, A.M. Hemispheric asymmetry in the perception of emotional sounds / A.M.Mahoney, R.S.Sansbury // Brain and Cogn. 1987. -Vol. 6.-P. 216−233.
- McManus, C. Right hand, left hand // Orion Publishers. 2003. — 3201. P
- Nottebohm, F. Origin and mechanisms in establishment of cerebral dominance / F. Nottebohm, M. Gazzaniga // Yandbook of behavioral neurobiology. L.: Plenum Press., 1979. — V. 2. — P. 295−344.
- Nottebohm, F. Testosterone triggers growth of brain vocal control nuclei in adult female canaries // Brain Res. 1980. — № 189. — P. 429−436.
- Sergent, J. Differential hemispheric processing of faces: Methodological conions and reinterpretation / J. Sergent, D. Bindra // Psychological Bulletin. 1989 (1981). — P. 554.
- Sperry R. Some effects of disconnecting the cerebral hemispheres // Science.—1982. —Vol. 217, N4566.—P. 1223 — 1226.
- Sperry, R.W. Hemisphere disconnection and unity in corsion awareness // American Psychologist. 1968. — V. 2.
- Sperry, R.W. Interhemisperic relations and cerebral dominance. -Baltimore, 1962.
- Sperry, R.W. Lateral specialization in the surgically separated hemisphere // The neuroscience. Cambridge: MJT press, 1974. — P. 3.
- Springer, S.P. Left Brain, Right brain / S.P.Springer, G.Deutsch. San Francisco: Freeman, 1981.
- Tucker don M. Lateral brain function, emotion and conceptualization // Psychological Bulletin. 1981. — V. 89, — № 1. — P. 19−46.
- Tucker, D.M. Anxiety and lateral cerebral function. / D.M.Tucker, J.R.Antes, C.E.Stenslie, T.M.Branhardt // J. Abnorm. Psychol. 1978. — P. 380−383.
- Wada, J.A. Pre-language and fundamental asymmetry in the infant brain // Evolution and Lateralization of the brain: Annals of New York Academy of Sciences. 1977. — Vol. 299. — P. 370.