Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Межполушарная функциональная асимметрия мозга депривированных по слуху школьников и её связь с морфофункциональным развитием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. Получены новые данные о развитии ФМА депривированных по слуху школьников различных возрастных групп, проявляющемся в усилении доминирования левых моторных и правых сенсорных зон коры головного мозга. Впервые проведены исследования возрастной динамики ФМА у депривированных по слуху школьников. Впервые комплексно исследовано морфофункциональное развитие глухих… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Межполушарная функциональная асимметрия мозга (ФМА)
      • 1. 1. 1. ФМА. История изучения вопроса
      • 1. 1. 2. Особенности функциональной специализации и взаимодействия полушарий переднего мозга
      • 1. 1. 3. ФМА как один из видов межполушарного взаимодействия и формирование ФМА в онтогенезе
      • 1. 1. 4. ФМА и её роль в развитии основных психофизиологических параметров школьников
    • 1. 2. Физиологические, конституциональные и психологические особенности школьников
      • 1. 2. 1. Особенности функционирования вегетативной нервной системы школьников
      • 1. 2. 2. Конституциональные особенности школьников
    • 1. 3. Особенности функциональной специализации полушарий мозга при нарушениях слуха
    • 1. 4. Особенности адаптационных процессов школьников
      • 1. 4. 1. ФМА как проявление адаптации организма к окружающей среде
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Общая организация исследования
    • 2. 2. Методы определения функциональной асимметрии полушарий переднего мозга
    • 2. 3. Методы оценки морфофункционального развития
    • 2. 4. Определение уровня биологического развития
    • 2. 5. Статистическая обработка результатов исследования
  • Глава 3. Результаты собственного исследования
    • 3. 1. Исследование профиля латерализации функций мозга
      • 3. 1. 1. Результаты исследования моторной асимметрии
      • 3. 1. 2. Результаты исследования сенсорной асимметрии
    • 3. 2. Исследование морфофункционального развития школьников
      • 3. 2. 1. Анализ биологического созревания депривированных по слуху школьников
      • 3. 2. 2. Исследование физического развития депривированных по слуху школьников
      • 3. 2. 3. Оценка состояния вегетативной нервной системы и адаптационных возможностей депривированных по слуху школьников
        • 3. 2. 3. 1. Изучение показателей вегетативного индекса Кердо школьников, депривированных по слуху
        • 3. 2. 3. 2. Изучение показателей индекса напряжения школьников, депривированных по слуху
  • Глава 4. Обсуждение результатов исследования
  • Выводы

Межполушарная функциональная асимметрия мозга депривированных по слуху школьников и её связь с морфофункциональным развитием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Низкий уровень здоровья современных школьников уже давно вызывает серьезную тревогу и является предметом исследований, проводимых биологами, врачами и педагогами. Связывают это, как правило, с возросшим экосоциальным неблагополучием (В.Р.Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин, 2000; С. В. Димитриева, 2004; Е. С. Гольдшмидт, 2005 и др.). Среди негативных изменений здоровья детей наиболее выраженными являются увеличение дефицита массы тела, снижение уровня физиометрических параметров, нарушения в состоянии сердечно-сосудистой системы (Ф.Г.Ситдиков, 1986; А. Д. Димитриев,.

A.Б.Косолапов, 1990; Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, 1997; Д. А. Димитриев, 1999; Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, 2001 и др.). В связи с этим стало уделяться значительное внимание изучению закономерностей адаптации детей к конкретным особенностям окружающей среды (H.Hensel, 1973; Н. И. Шлык с соавт., 1996; М. М. Безруких, 1998; А. Д. Димитриев, 1993;1999; М. В. Антропова с соавт., 2000; Ю. С. Ванюшин, Ф. Г. Ситдиков, 2001; Э. М. Казин с соавт., 2001; Л. В. Семашко, 2003, 2009).

Среди множества внутренних факторов, влияющих на успешность адаптации организма к условиям существования, занимает функциональная межполушарная асимметрия головного мозга (ФМА) (M.Kinsbourne, 1978; S. Springer, G. Deutsch, 1981; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988, 1994;

B.А.Геодакян, 1993; В. В. Абрамов, Т. Я. Абрамова, 1996; Н. В. Дубровинская с соавт., 2000; Е. И. Николаева, 2003; В. П. Леутин, 2004).

Несмотря на многочисленные исследования, отсутствует единое мнение о сроках окончательного становления латеральной организации мозга. Одни исследователи (М.Г.Князева, 1991; А. А. Сиротюк, 2003) считают, что развитие межполушарной асимметрии завершается до наступления половой зрелости, другие (Н.Н.Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988; Е. Д. Хомская и др., 1997; В. П. Леутин, Е. И. Николаева, 2005) — что функциональная асимметрия окончательно формируется только к концу подростковогоначалу юношеского возраста.

Направленности учебных программ на развитие преимущественно левополушарного мышления снижает активность правополушарных центров природной адаптации ребенка (М.М.СемагоН.Я.Семаго, 2003). В. С. Ротенберг (1989) указывает, что при формировании установки на логическое восприятие мира, требуется высокая активность мозговых систем, и очень большие усилия ученика, поскольку правое полушарие принимает большее участие в процессах адаптации (В.П.Леутин с соавт., 2009, В. Ф. Фокин с совт., 2009 и др.).

При обследовании реакции нервной системы учащихся начальных классов на учебную нагрузку в гимназиях выявлено состояние школьников, близкое к хроническому стрессу (В.Н.Безгодов, Т. Х. Губайдулина, 1995). Длительное пребывание детей в таких условиях формирует невротические расстройства с последующей их соматизацией и преобладанием в клинической картине висцеральных синдромов в виде нарушений деятельности сердца, желудка, кишечника и других органов (P.S.Clarke, 1982; А. В. Фолькис, 1991). В большинстве случаев эти нарушения носят функциональный характер, но наряду с этим в некоторых органах происходят морфологические изменения. Согласно данным Г. Н. Сердюковской (1998), Л. П. Уфимцевой (2002) уже в конце первого учебного года у четверти первоклассников появляются отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы, у некоторых замедляется рост.

В связи с этим, актуальными являются исследования взаимосвязи становления ФМА и морфофункциональных особенностей организма.

Изучение состояния здоровья школьников, имеющих низкий уровень здоровья перед поступлением в школу, показало, что в процессе обучения некоторые дети утрачивают его ещё больше, о чем свидетельствует переход детей из группы риска в группу больных (В.И.Макарова, Г. Н. Дегтева, 1997).

Особый интерес в этом аспекте представляют школьники, имеющие до поступления в школу морфофункциональные отклонения. Изучение физиологических особенностей адаптационных процессов у этих детей и основанные на этом лечебные мероприятия позволяет снизить негативное влияние условий обучения на их организм. К таковым относятся дети, депривированные по слуху.

Формирование межполушарной асимметрии в школьном возрасте представляет, на наш взгляд, особый интерес, поскольку на развитие школьника оказывают влияние не только генетические, но и социальные факторы (В.Ф.Коновалов, Н. А. Отмахова, 1988; Е. Д. Хомская, 1988; И. В. Асенова, 2005; Е. С. Гольдшмидт, 2005).

В современных работах имеются достаточные данные, указывающие на зависимость адаптационных возможностей от ФМА (И.А.Аршавский, 1982; В. П. Леутин, 1998; Н. И. Гребнева, С. Г. Кривощеков, 2001), в том числе у школьников, депривированных по слуху (C.J.Gibson, M.P.Bryden, 1982; М. Н. Фишман, 2004; О. В. Алексанян, 2005).

Мы предположили, что адаптация детей протекает более напряженно у депривированных по слуху школьников по сравнению с нормально слышащими. Особенности адаптации слабослышащих детей мало изучены несмотря на то, что доля слабослышащих детей в нашей стране достаточна велика. По данным Российского детского фонда в России 200 тыс. глухих и слабослышащих детей (www.detfond.org). Роль ФМА в адаптации слабослышащих детей практически мало исследована. Высокая значимость этого направления и его недостаточная проработанность послужила основанием для настоящего исследования.

Целью исследования явилось изучение особенностей межполушарной функциональной асимметрии мозга депривированных по слуху школьников разного пола и возраста и её связи с морфофункциональным развитием.

Для выполнения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Исследовать межполушарную функциональную асимметрию мозга школьников, депривированных по слуху, трех возрастных групп.

2. Изучить морфофункциональное развитие школьников, депривированных по слуху, трех возрастных групп.

3. Выявить возможную связь межполушарной функциональной асимметрии мозга с морфофункциональным развитием учащихся, депривированных по слуху.

4. Выявить возможную связь адаптационных возможностей школьников, депривированных по слуху, и практически здоровых школьников, с межполушарной функциональной асимметрией мозга и морфофункциональным развитием.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Депривация по слуху сопровождается увеличением правосторонней асимметрии в моторной сфере и левосторонней — в сенсорной сфере.

2. Вегетативный тонус нервной системы в значительной мере предопределяется депривацией по слуху, межполушарной функциональной асимметрией мозга, морфофункциональным развитием, возрастом и полом.

3. Адаптация как здоровых, так и депривированных по слуху школьников, реализуется с большим напряжением в подростковом периоде по сравнению со школьниками других возрастных групп.

Научная новизна исследования. Получены новые данные о развитии ФМА депривированных по слуху школьников различных возрастных групп, проявляющемся в усилении доминирования левых моторных и правых сенсорных зон коры головного мозга. Впервые проведены исследования возрастной динамики ФМА у депривированных по слуху школьников. Впервые комплексно исследовано морфофункциональное развитие глухих и слабослышащих школьников с использованием антропометрических и аппаратных методов. Установлена связь между ФМА и морфофункциональным развитием депривированных по слуху школьников в трех возрастных периодах. Впервые выявлены адаптационные возможности у депривированных по слуху и нормально слышащих школьников с учетом половозрастных характеристик.

Теоретическая значимость работы. Результаты исследования расширяют общетеоретические представления о формировании ФМА во время возрастного развития и ее роли в адаптации во всех возрастно-половых группах школьников. Полученные результаты углубляют знания о морфофункциональном развитии школьников на разных этапах онтогенеза, в том числе школьников, депривированных по слуху. Состояние вегетативной нервной системы, уровень физического развития депривированных по слуху школьников зависят от ФМА, которая, в свою очередь, влияет на адаптационные возможности школьников.

Практическая значимость работы. Результаты работы используются в качестве характеристик физического развития и вегетативной обеспеченности сердечной деятельности как практически здоровых школьников, так и школьников, депривированных по слуху, различных возрастных групп. Материалы настоящего исследования внедрены в работу образовательных учреждений в целях осуществления мониторинга состояния здоровья и развития, прогноза успешности обучения, разработки индивидуальных стратегий обучения с учетом типов функциональной асимметрии и морфофункционального развития. Полученные результаты исследования учитываются при организации и оптимизации учебного процесса с разными режимами обученияв практической работе физиологов, педагогов и школьных врачей, а также в преподавании курса «Возрастная физиология».

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека РГУ имени С. А. Есенинана заседании кафедры зоологии, физиологии и методики преподавания биологии РГУ имени С. А. Есенинана Восьмом Международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке»" Концепции болезней цивилизации", 14−17 ноября 2007 г.(г.Москва) — на.

VI Сибирском физиологическом съезде, 25−27 июня 2008 г.(г.Барнаул) — на Международной научно-практической конференции «Психология здоровья: психическое, психологическое и социальное здоровье гендерно-возрастных групп населения», 9−12 октября 2008 г.(г.Рязань) — на IX международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке»" Влияние Космической погоды на биологические системы в свете учения А.Л.Чижевского", 27−30 ноября 2008 г.(г.Москва) — на Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности», 18−19 декабря 2008 г.(Новопеределкино), на Международной конференции «Физиология развития человека», 22−24 июня 2009 г. (г.Москва) — на X Международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке»" Инновационные технологии в биологии и медицине", 9−12 декабря 2009 г.(г.Москва).

Публикации. Результаты исследования были опубликованы в журналах «Успехи современного естествознания», № 8, 2006, «Аспирантский вестник РГУ имени С.А.Есенина», № 9, 2007, «Вестник РУДН. Серия Медицина», № 6, 2007, «Вестник РУДН. Серия Медицина», № 7, 2008, «Аспирантский вестник РГУ имени С.А.Есенина», № 12, 2008, «Альманах современной науки и образования», № 11(18), 2008, «Альманах современной науки и образования», № 5(24), 2009, «Вестник РУДН. Серия Медицина», № 4, 2009. Всего по теме диссертации опубликовано 22 работы, в том числе 4 в журналах, рецензируемых ВАК. Имеются 3 акта внедрения результатов исследования.

ВЫВОДЫ:

1. Среди депривированных по слуху школьников в моторной сфере преобладала правосторонняя асимметрия (Р > 0,95), а в сенсорной сфере — левосторонняя асимметрия (Р > 0,95).

2. И в экспериментальной, и в контрольной группе доля школьников с отставанием биологического возраста от паспортного составляла более 80%, обе группы по этому признаку достоверно не различались.

3. И в экспериментальной, и в контрольной группе доля гармонично развитых школьников составляла более 60% и была достоверно больше, чем доли школьников с другими вариантами физического развития (Р > 0,95).

4. Установлена корреляционная связь функциональной межполушарной асимметрии с физическим развитием. Левополушарность чаще сочетается с гармоничным развитием (Р > 0,95).

5. Школьники, депривированные по слуху, имеют более высокие средние значения вегетативного индекса Кердо и индекса напряжения по сравнению с контрольной группой, что говорит о большем напряжении вегетативной нервной системы депривированных по слуху школьников, о преобладании у них симпатического тонуса.

6. В подростковом периоде в экспериментальной и контрольной группе по данным исследования сердечно-сосудистой системы адаптация осуществляется с большим напряжением, чем у школьников других возрастных групп.

7. Факторами, оказывающими влияние на величину вегетативного тонуса, являются депривация по слуху, функциональная межполушарная асимметрия, пол и возраст школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Асимметрия нервной, эндокринной и иммунной систем / В. В. Абрамов, Т. Я. Абрамова. Новосибирск: Наука, 1996. — 98 с.
  2. , A.A. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А. А. Айдаралиев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, и др. -Фрунзе: Илим, 1988. 196 с.
  3. , Е.К. Валеология. 2007. — № 3. — С. 89.
  4. , В.А. Функциональные асимметрии мозга у детей и подростков / В. А. Айрапетянц, В. А. Суходолец, В. В. Гиров // Здоровье, развитие, личность. -М.: Медицина, 1990. С. 107−122.
  5. , М.В. Характеристики отдельных вегетативных показателей глухих и слабослышащих школьников / Вестник РУДН. Серия Медицина. № 4. — 2009. — С. 578−582.
  6. Акулина, М. В. Особенности морфофункционального развития школьников-подростков г. Рязани, обучающихся в школах разного типа / М. В. Акулина, О. А. Белова // Успехи современного естествознания (раздел Медицинские науки). № 8. — 2006. — С. 9−11.
  7. , Э.М. Психологические трудности при адаптации детей к школе / Э. М. Александровская, Н. Г. Лусканова // Гигиена и санитария. 1984. — № 3.
  8. , О.В. Особенности сенсорной функциональной асимметрии мозга детей, депривированных по слуху // Современные наукоемкие технологии. 2005. — № 6. — С. 17−19.
  9. П.Ананьев, Б. Г. Пространственное различение. Л.: ЛГУ, 1955. — 188 с.
  10. , Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Акад.Пед.Наук РСФСР, 1960. — 123 с.
  11. , Б.Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961. — 230 с.
  12. Ананьева, Н. А. Здоровье и развитие современных школьников / H.A. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Школа здоровья. М., 1994 — Т.1. — № 1. -С. 13−18.
  13. , H.A. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская //Вестник Российской АМН. М.: Медицина, 1983. — № 5. — С. 19−24.
  14. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — С. 447, 448, 625.
  15. , Л.Т. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария.-1995-№ 6.-С. 22−28.
  16. , М.В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10−11 лет / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова и др. // Физиология человека. 2000. — Т. 26. — № 1. — С. 56−61.
  17. , М.В. Реакция основных физиологических систем организации детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека. 1983. — Т. 9. — № 1. — С. 18−24.
  18. , М.В. Физиология развития ребенка / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова // Материалы международной конференции. М., 2000. — С. 18−21.
  19. , Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования // Валеология. 1997. — № 4. — С. 44−46.
  20. , И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 269 с.
  21. , И.В. Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга при вербальной перцепции // Вопросы психологии. -2005. -№ 1.-С. 100−110.
  22. , C.B. Асимметрия мозга и адаптация человека. Йошкар-Ола, 1992.-88 с.
  23. , C.B. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при острых инсультах. М.: Медицина, 1971.
  24. , И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников. -М., 1993.- 139 с.
  25. , P.M. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, А. Л. Максимов. Учебное пособие, Ч. 1. Магадан, 1996.
  26. , P.M. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма // Адаптация и проблема общей патологии. -Новосибирск. 1974. — С. 88.
  27. , P.M. Математический анализ изменения сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин. М.: Наука, 1984.-221 с.
  28. , P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.
  29. , P.M. Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям // Нервные и эндокринные механизмы стресса. Кишинев, 1980.
  30. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 295 с.
  31. , Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий / Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин. Л.: Наука, 1976. — 217 с.
  32. , Л.Я. Функциональная асимметрия и адаптация человека / Л. Я. Балонов с соавт. -М.: Медицина, 1976. 158 с.
  33. , Н.Я. Запоминание и воспроизведение позитивного и негативного материала как метод изучения эмоциональной сферы. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии. М.: Наука, 1986.
  34. , В.Н. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей / В. Н. Безгодов, Т. Х. Губайдулина, В. В. Каниберный // Гигиена и санитария. 1996. — № 5. — С. 20−22.
  35. , М.М. Школа здоровья. 1998. — № 3. — 44−49.
  36. , М.М. Практическая валеология в школе / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева, Т. М. Титова // Народное образование, 1998, № 9−10.
  37. , М.М. Если ваш ребенок «левша» / М. М. Безруких, М. Г. Князева. — Тула: Актоус, 1996. — С. 78.
  38. , М.М. Если ваш ребенок левша / М. М. Безруких, Л. Е. Любомирский. М., 1994. — С. 108.
  39. , Б.И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга.-М., 1987.-С. 123−124.
  40. , B.JI. Асимметрия мозга животных. — JI.: Наука, 1985. 295 с.
  41. , B.JI. Механизмы парного мозга. J1.: 1989. — 264 с.
  42. , B.JI. Слухоречевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем / В. Л. Бианки, Е. Б. Филиппова, В. А. Шрам, и др. // Физиология человека. -1996. Т. 22. — № 3. — С. 38−44.
  43. , Н.С. Исследование функциональной межполушарной асимметрии мозга у здоровых детей и детей со сколиозом 7−11 лет: автореф. дис.. канд.биол.наук. Рязань, 2005.-22 с.
  44. , Н.С. Вкус и его нарушения при заболеваниях уха и мозга / Н. С. Благовещенская, Н. З. Мухамеджанов. М.: Медицина, 1985.-157 с.
  45. , Т.Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002. — 224 с.
  46. , С.А. Билатеральная модель структуры психики: автореф. дисс.. докт.психол.наук. Томск. — 1999. — 48 с.
  47. , В.А. Исследование функциональной асимметрии парных органов у лиц летного состава / В. А. Бодров, А. Г. Федорук. // Военно-медицинский журнал. 1985. — № 7.
  48. , В.А. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность летчиков / В. А. Бодров, Т. А. Доброхотова, А. Г. Федорук // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 6. — С. 142.
  49. , P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Издательство АПН РСФСР, 1963.-С. 335,355.
  50. , P.M. Исследование проблемы дифференцированного обучения детей с недостатками слуха // Советская педагогика. 1966. — № 1. — С. 81−89.
  51. , P.M. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. -М.: Педагогика, 1981. 160 с.
  52. , H.H. Левши / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М., 1994. — С. 231,380.
  53. , H.H. Функциональная асимметрия мозга / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М.: Медицина, 1981.-287 с.
  54. , H.H. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М.: Медицина, 1988. — 240 с.
  55. , В. Полушарная асимметрии головного мозга при обработке вербального материала / В. Будахоска, Э. Шелонг, С. Собутка // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 1. — С. 26−32.
  56. , Ю.С. Адаптация сердечной деятельности подростков к нагрузке повышающейся мощности / Ю. С. Ванюшин, Ф. Г. Ситдиков // Физиология человека. -2001. Т. 27. — № 2. — С. 91−97.
  57. , Г. А. Проблема химической асимметрии мозга / Г. А. Вартанян, Б. И. Климентьев // Физиология человека. 1988. — Т. 14. — № 2. — С. 297−313.
  58. , Г. А. Химическая симметрия и асимметрия мозга / Г. А. Вартанян, Б. И. Климентьев. Л.: Наука. — 1991. — 150 с.
  59. , A.M. Заболевания вегетативной нервной системы / А. М. Вейн, Е. Л. Алимова, Т. Т. Вознесенская и др. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. 623 с.
  60. , A.M. Вегетососудистая дистония / АМ. Вейн, А. Д. Соловьева., О. А. Колосов. М.: Медицина, 1991. — 318 с.
  61. , A.M. Вегетативные расстройства. М.: Мед. информационное агенство, 2003.
  62. , В.Ю. Метод определения и характеристика мануальной асимметрии в онтогенезе / В. Ю. Вильдавский, Н. Г. Князева // Физиология человека. 1989. — Т. 15. -№ 11. — С. 52−57.
  63. , В.Ю. Экспериментальное исследование мануальной асимметрии детей и подростков / В. Ю. Вильдавский, Н. Г. Князева // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1987. -№ 1.-С. 26−28.
  64. , В.Ю. Экспериментальное исследование мануальной асимметрии детей и подростков / В. Ю. Вильдавский, Н. Г. Князева // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1987.-№ 2.-С. 28−32.
  65. , С.Н. Формирование индивидуального профиля функциональной асимметрии подростков в условиях обучения в гимназии: дис.. канд.биол.наук. Кемерово, 2006. — 143 с.
  66. , Н.В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой информации. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2000. — 238 с.
  67. , С.Ф. К вопросу о физиологии обоняния. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1928.
  68. , В. А. Асинхронная асимметрия // Высшая нервная деятельность. 1993. — Т. 43. — Выпуск 3. — С. 543−561.
  69. , В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Доклад Академии наук. 1992. — Т. 324. — № 6. — С. 1327.
  70. Гол од, В. И. Коллективная монография: функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового восприятия / В. И. Голод, Р. И. Мачинская, В. Д. Труш, М. Н. Фишман. М.: Наука, 1992. — 140с.
  71. , Е.С. Особенности функциональной асимметрии мозга у учащихся в зависимости от социально-педагогических условий: автореф. дисс.. канд. биол. наук. Томск, 2005. —24 с.
  72. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 1999. — С. 301.
  73. , H.H. Адаптационный потенциал подростков Севера и его связь с функциональной межполушарной асимметрией / Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 5. — С. 2329.
  74. , С.М. О критериях оценки состояния здоровья' детей и подростков // Вестник АМН СССР. 1981. — № 1. — С. 29−34.
  75. , В.Л. Лекции по функциональной асимметрии мозга человека. — Амстердам Киев: Издательство АПУ. — 1996. — 66 с.
  76. , В.Л. Решение силлогизмов в условиях преходящего угнетения правого или левого полушария мозга / В. Л. Деглин, Т. В. Черниговская // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 5. — С. 21.
  77. , М.А. Нейросенсорная тугоухость у детей с острым и хроническим средним отитом по данным коротколатентных слуховых вызванных потенциалов / М. А. Дериглазов, М. Б. Волынскмй, Д. В. Волков // Вестник оториноларингологии. 1990. — № 4. — С. 23−27.
  78. Диагностнка и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей (справочное пособие для педиатров // под ред. В. А. Доскина, М. Н. Рахмановой. М.: Медицина, 1993. — С. 105.
  79. , Д.А. Современные проблемы здоровья школьников // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. -Ижевск, 1996.-С. 56.
  80. , C.B. Особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии : дис.. канд. биол. наук. Чебоксары, 2004. — 160 с.
  81. , Т.Г. Проблема адаптации и здоровье человека / Т. Г. Дичев, К. Е. Тарасов. -М.: Наука, 1976. 183 с.
  82. , Т.А. Асимметричный мозг асимметричное сознание / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Журнал ВНД им. И. П. Павлова. -1993.-Т. 43.-Вып. 2.-С. 256−261.
  83. , Т.А. Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Вопросы философии. -1993. — № 4. — С. 123−134.
  84. , Т.А. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина. М.: Медицина, 1977. — 355 с.
  85. , Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. — М.: Медицина, 1974. 159 с.
  86. , H.A. Особенности переработки информации правым и левым полушарием мозга / Н. А. Додонова, А. Г. Зальцман, АЛ. Меерсон // Физиология человека. 1984. — Т. 10. — № 6. — С. 959−964.
  87. , К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. -М.: Медицина, 1983. С. 160.
  88. , H.H. Структурно-функциональное созревание мозга ребенка // Физиология роста и развития детей и подростков / под ред. Баранова A.A., Щеплягина JT.A. Кишинев, 2000. — С. 5.
  89. , И.В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 1. — С. 35−39.
  90. , И.В. Межполушарная асимметрия функций и вегетативная регуляция при интеллектуальной деятельности / И. В. Ефимова, Е. Д. Хомская // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 5. — С. 147 149.
  91. , Н.В. Функциональная межполушарная асимметрия и когнитивные способности // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. — М., 2001.
  92. , Л.А. Правши-левши. М., Наука, 2006.
  93. , Л.Г. О роли правого и левого полушарий головного мозга в процессах восприятия зрительной информации / Л. Г. Зальцман, Я. Л. Меерсон // Физиология человека. 1990. -№ 5 (16). — С. 29−34.
  94. , В.М. Асимметрия животных: популяционно-филогенетический подход. М.: Наука, 1987. — 216 с.
  95. Здоровье детей России (состояние и проблемы) / Под ред. А. А Баранова. М, 1999. — С. 69−92.
  96. , В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. -М.: Сов. радио, 1987. 184 с.
  97. , Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Москва-Харьков-Минск, 2001. — Гл. 13. — С. 265−324, 454.
  98. , Е.П. Дифференциальная психофизиология. 2-е изд-е, доп. СПб.: Питер, 2001. — 454 с.
  99. , Р.Ю. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память / Р. Ю. Ильюченок,
  100. A.Л.Финкельберг, И. Р. Ильюченок, Л. И. Афтанас. Новосибирск: Наука, 1989.-169 с.
  101. , М.К. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей / М. К. Кабардов, М. А. Матова // Вопросы психологии. -1988. № 6. — С. 106−115.
  102. , М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопр.психологии. 1996. — № 1. — С. 13.
  103. , Э.М. Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека / Э. М. Казин, Е. А. Анисова, А. Р. Галлеев и др. // Физиология человека.-2001.-Т. 27.-№ 2.-С. 112−121.
  104. , В.П. Адаптация и конструкция человека /
  105. B.П.Казначеев, С. В. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
  106. , В.П. Функциональная асимметрия и адаптация человека / В. П. Казначеев, А. П. Чуприков // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Издательство НИИ психотерапииМЗ РСФСР, 1976.-С. 134−138.
  107. , В.П. Функциональная асимметрия и адаптация человека / В. П. Казначеев, А. Н. Чуприков // Тр.Моск. НИИ психиатрии. -М., 1976.-Т. 78.-С. 10.
  108. , P.A. Физиология и патофизиология сердечнососудистой системы детей и подростков. — М.: Медицина, 1973. — 327с.
  109. , С.В. ЭЭГ-корреляты функционального взаимодействия полушарий мозга при эмоциях в норме и у больных с локальными поражениями мозга. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии. -М.: Наука, 1986.
  110. , Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки, 1992,-№ 11, 12.-С. 73−82.
  111. , JI.JI. Микроэлементы в нейрофизиологических механизмах формирования межполушарной асимметрии / Л. Л. Клименко, О. В. Протасова, А. А. Конрадов, В. Ф. Фокин, Л. А. Пирузян // Изв. РАН. Серия биол. 1995. — № 4. — С. 422−429.
  112. , Л.Л. Многоуровневая организация функциональной межполушарной асимметрии: дисс.. докт.биол.наук. -М., 2004. -286 с.
  113. , М.Г. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Электрофизиологический анализ / М. Г. Князева, Д. А. Фарбер // Физиология человека. 1991. — Т. 17. -№ 1. — С. 5−7.
  114. , А.Б. О значении функциональной латерализации в формировании сложных двигательных актов у спортсменов / А. Б. Коган, А. Б. Порошенко, П. НЕрмаков, Г. А. Кураев // Физиология человека. 1982. — Т. 8. — № 6. — С. 989−993.
  115. , В.И. Физиология развития ребенка / В. И. Козлов, Д. А. Фарбер и др. М.: Педагогика, 1983. — С. 237.
  116. , В.Ф. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации / В. Ф. Коновалов, Н. А. Отмахова // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 96−102.
  117. , O.B. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека / О. В. Коркушко, В. Б. Шатило, Т. В. Шатило и др. // Физиология человека. -1991.-Т. 17. -№ 2. С. 31.
  118. , Э.А. Межполушарные функциональные отношения при отрицательных эмоциях у человека / Э. А. Костандов, Ю. Л. Арзуманов // Журнал высш.нервн.деят-ти. 1980. — Т. 30. — № 2. -С. 327−335.
  119. , Э.А. О полушарной латерализации зрительно-пространственной функции у человека / Э. А. Костандов, 0, И. Иващенко, Т. Н. Важнова // Журнал ВНД. 1985. — Т. 35. — № 6. -С. 1030−1038.
  120. , Э.А. Фактор динамичности в функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга // Физиология человека. 1992. — Т. 18. -№ 3. — С. 17−24.
  121. , Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. — С. 23−25, 170, 270.
  122. , Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев: Педагогика, 1976. — 96 с.
  123. , O.A. Взаимодействие полушарий мозга при запоминании ритма движений / О. А. Кроткова, О. А. Максакова, Н. В. Дьякова // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 1. — С. 12−17.
  124. , Н.Ю. онтогенетические аспекты формирования функциональных нарушений слухового анализатора: дис. канд.биол.наук. Чебоксары, 2006. — 167 с.
  125. , A.B. Особенности физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем у школьников 11−17 лет // Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков. Тезисы 3
  126. Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». М., 1985. -С. 194.
  127. , Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. -М.: Просвещение, 1991. С. 160.
  128. , Г. А. Валеологические проблемы слуха человека // Валеология. 2002. — № 3. — С. 56−60.
  129. , Г. А. Влияние слуховой дисфункции на формирование функциональной межполушарной асимметрии мозга // Валеология. -2002.-№ 1.-С. 50−55.
  130. , Г. А. Функциональная межполушарная асимметрия мозга / Г. А. Кураев, А. Г. Глумов // Методические указания. Ростов-на-Дону, 1991.-20 с.
  131. , В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001.-376 с.
  132. , В.В. Изменение пространственной синхронизации биопотенциалов при различных видах интеллектуальной деятельности / В. В. Лазарев, Н. Е. Свидерская, Е. Д. Хомская // Физиология человека. -1977. Т. 3. — № 2. — С. 235.
  133. , Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  134. , В.П. Адаптивная доминантность и функциональная асимметрия мозга // Вестник РАМН. 1998. — № 10. — С. 10.
  135. , В.П. Психофизиологические механизмы адаптации и-функциональная асимметрия мозга / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. -Новосибирск: Наука, 1988. С. 190−193.
  136. , В.П. Функциональная асимметрия мозга и адаптация //Функциональная межполушарная асимметрия / под ред. Боголеповой H.H., Фокина В. Ф. М.: Научный мир, 2004. — 728 с.
  137. , В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. СПб.: Речь, 2005. -368 с.
  138. , Л.И. Асимметрия полушарий головного мозга с точки зрения опознания зрительных образов / Л. И. Леушина, А. А. Невская, М. Б. Павловская // Физиология человека. 1981. — Том 7. — С. 449−461.
  139. , Г. А. Функциональная асимметрия глаз // Русский офтальмологический журнал. 1929. — № 4. — С. 450−466. (цит. по Брагиной H.H., Доброхотовой Т. А., 1981).
  140. , E.H. некоторые аспекты билатерального регулирования в онтогенезе // Проблемы общей и инженерной психологии. Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1976. — вып. 7. — С. 98−103.
  141. , А.Р. Высшие корковые функции человека, М., 1969, 2000.
  142. , А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. — 455 с.
  143. , В.И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, Н. В. Афанасенкова и др. // Российский педиатрический журнал.-2000.-№ 3.
  144. , Д.С. Латерализация тактильного восприятия у право- и леворуких людей // Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 1. — С. 131−133.
  145. , Р.И. Функциональная организация правого и левого полушарий мозга человека при направленном внимании /
  146. Р.И.Мачинская, Н. О. Мачинский, Е. И. Дерюгина // Физиология человека. 1992. — Т. 18. — № 6. — С. 77−85.
  147. , В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 4. — С. 7−12.
  148. , В.И. Компоненты адаптационного процесса / В. И. Медведев, А. Т. Марьянович, В. С. Аверьянов. Л., 1984. — С. 98.
  149. , Я.А. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии головного мозга. М.: Наука, 1986.
  150. Методика определения физического состояния школьников. Методическое пособие для учителей физкультуры, врачей-педиатров и среднего мед. персонала / К. Д. Чермит, К. Ю. Мамгетов, А. В. Шаханова и др. Майкоп: Издательство АТУ, 2001. — 48 с.
  151. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия / Е. Д. Хомская, Н. Н. Привалова, Е. В. Ениколопова и др. М.: Издательство МГУ. — 1995.-77 с.
  152. , В.В. Особенности вегетативного гомеостаза школьников города Томска в пубертатном периоде / В. В. Минин, В. О. Яковлев // Вестник ТГПУ. 2002. — № 2 — С. 55−59.
  153. , В.М. Функциональная асимметрия мозга / В. М. Мосидзе, В. С. Рижинашвили, С. В. Самадшвили, Р. И. Турашвили. -Тбилиси: Мецниереба, 1977. С. 23−24, 117.
  154. , В.М. Функциональная симметрия и асимметрий полушарий мозга. Тбилиси: Наука, 1973. — С. 94.
  155. , В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1988. -№ 6.-С. 116−120.
  156. , И.Г. Проблемы математического анализа сердечного ритма / И. Г. Нидеккер, В. М. Фёдоров // Физиология человека. 1993. -19(3):80. — 87 с.
  157. , Е.И. Адаптивное значение функциональной асимметрии мозга // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: НИИ мозга РАМН, 2003. — С. 187 192.
  158. , H.H. Организация моторного контроля и особенности функциональной асимметрии мозга у борцов / Н. Н. Николаенко, С. В. Афанасьев, М. М. Михеев // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 2. — С. 68−75.
  159. , H.H. Функциональная асимметрия мозга и принципы организации речевой деятельности / Н. Н. Николаенко, А. Ю. Егорова, О. П. Траченко //Физиология человека. 1998. — Т.24. — № 2.-С. 33−39.
  160. , H.H. Функциональная асимметрия мозга и структура зрительного поля // Физиология человека. 1989. — Т. 15, № 6. — С. 815.
  161. , Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. — М., 1966. С. 319.
  162. , Л.А. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электро-физиологическое исследование) / Л. А. Новикова, Н. В. Рыбалко. М.: Педагогика, 1987. — С. 128.
  163. , H.A. Межполушарные различия и взаимодействие полушарий / Н. А. Отмахова, В. Ф. Коновалов // Успехи физиологических наук.- 1988.-Т. 19.-№ 1.-С. 88.
  164. Педиатрия: Руководство / Под редакцией И. М. Воронцова. // Болезни плода и новорожденного, врожденные нарушения обмена веществ. М. Медицина. — 1991. — С. 527.
  165. , H.A. Биометрия. 2-е изд-е. — Москва: Издательство Московского университета, 1970. — 268 с.
  166. Подростковая медицина: Руководство. 2-е изд. / под ред. Л. И. Левиной, А. М. Куликова. СПб.: Питер, 2006. — 544 с.
  167. , Л. Химия. Пер. с англ. / Л. Полинг, П.Полинг. М.: Мир, 1978.-686 с.
  168. , A.M. К вопросу о возрастных особенностях правой и левой функциональных систем головного мозга человека / А. М. Полюхов, В. П. Войтенко // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976. — С. 80−82.
  169. , A.M. Моторная асимметрия в позднем онтогенезе // Физиология человека. 1982. — Т. 8. — № 1. — С. 161−163.
  170. Программы специальных общеобразовательных школ для глухих детей. М.: Просвещение, 1988.
  171. , A.M. Роль функциональной асимметрии мозга и силы нервных процессов в формировании адаптивных реакций у студентов: автореф. дисс.. канд.биол. наук. — Томск. — 2005. — 24 с.
  172. , О.С. Динамика межполушарной асимметрии при изменении геомагнитного поля / О. С. Раевская, Г. В. Рыжиков // Физиология человека. 1984. — Т. 10. — № 3. — С. 471−473.
  173. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / под ред. А. П. Гозовой. М.: Педагогика, 1991. — С. 174.
  174. , О. М. Соотношение оценок внимания и успешности обучения / О. М. Разумникова, Е. И. Николаева // Вопросы психологии. -2001.-№ 1.-С. 123−129.
  175. , О.М. Половые отличия межполушарного взаимодействия при распределенном и направленном внимании /
  176. О.М.Разумникова, Н. В. Вольф // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. -М., 2001.
  177. , Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы / Н. П. Реброва, М. Н. Чернышова. СПб.: Речь, 2004. — С. 96.
  178. , X. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. -М.: Мир, 1994.
  179. , A.B. Особенности адаптивных реакций сердечнососудистой системы у детей с нарушением слуха // Материалы научно-практической конференции с межд. участием и школы-семинара для молодых ученых. Москва-Астрахань — 2004. — С. 141−144.
  180. , A.B. Типы адаптивных реакций подростков с нарушением слуха // Материалы XI международного симпозиума, 2728 января 2003 года. М.: РУДН. — 2003. — С. 449−451.
  181. , О.Д. Взаимосвязь вегетативной и психосоматической адаптации школьников в критические периоды онтогенеза / О. Д. Роненсон, А. Ф. Виноградов, М. А. Лукацкий // Труды Томского государственного университета. 2001. — С. 64−65.
  182. , B.C. Адаптивная функция сна: Причины и проявления ее нарушения. Москва: Наука, 1982. 175 с.
  183. , B.C. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский // Вопросы философии. 1984. — № 4. — С. 78.
  184. , B.C. Мозг, обучение, здоровье / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Москва: Просвещение, 1989. 239 с.
  185. , B.C. Поисковая активность и адаптация / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. М.: Наука, 1984.
  186. , М.Н. Вегетативные и ЭЭГ показатели функциональной асимметрии мозга человека // Мозг и поведение. — М. -.Наука, 1990.-С. 417−427.
  187. , М.Н. Функциональная асимметрия мозга и эмоции // Физиология человека. 2003. — Т. 34. — № 4. — С. 93−112.
  188. , М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. -М.: Наука, 1979. С. 171.
  189. , М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. М.: Аркти, 2003.-208 с.
  190. , Л.В. Адаптация организма учащихся школ исполнительского мастерства к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам: автореф. дис. .канд. биол. наук. М., 2003. -23 с.
  191. , JI.B. Влияние универсального восстановительно-развивающего комплекса упражнений «пять минут для здоровья» на организм школьников/ JL В. Семашко // Мед. помощь. 2009. — № 2. -С. 53−57.
  192. , Б.Ф. Асимметрия мозга. JI.: Наука, 1981. — С. 167−170.
  193. , Е.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга / Е. А. Сергиенко, А. В. Дроздова // Функциональная межполушарная асимметрия / под ред. Боголеповой H.H., Фокина В. Ф. 2004. — С. 219 257.
  194. , Г. Н. Изучение состояния здоровья детей и подростков и факторы, его определяющие / Г. Н. Сердюковская, Л. Ф. Бережков, В. Н. Белевская. Информационный бюллетень ГКСЭН РФ и РРИАЦ.-М., 1998.-№ 9.
  195. , А.Г., Сетко Н. П., Макарова И. М., Сетко И. М. Особенности адаптированности детей к факторам среды обитания и критерии их оценки // Гигиена и санитария.-2005.-№ 6.-С. 57−58.
  196. , Н.П., Мокеева М. М. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей // Гигиена и санитария. № 1. — 1999. -С. 29−31.
  197. , Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. JI.: Издательство ЛГУ, 1985. — С. 397.
  198. , П.В. Функциональная асимметрия эмоций // Журнал высшей нервной деятельности. 1998. — Вып. 2. — С. 375.
  199. , A.A. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003. — Ч. 2. — Гл. 1. — С. 153−183.
  200. Словарь физиологических терминов. / Ответственный редактор О. Г. Газенко. М., 1987. — 448 с.
  201. , С. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга / С. Спрингер, Г. Дейч. М.: Мир, 1983. — 256 с.
  202. , К.В. Основы физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1983. — 272 с.
  203. , О.П. Функциональная асимметрия мозга и принципы анализа лексического и грамматического материала // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 1. — С. 29−35.
  204. , Е.В. Становление памяти, внимания и мышления у детей со сниженным слухом / Е. В. Трофимова, Л. А. Гутерман, В. Б. Войнов, А. М. Менджерицкий // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2004. — Т. 90. — № 8. — С. 347.
  205. , Ю.А. Межполушарная асимметрия мозга и развитие памяти подростков // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М., 2001.
  206. , И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985. -88 с.
  207. , Г. П. Функциональная межполушарная асимметрия при опознании зрительных стимулов различных классов / Г. П. Удалова, И. А. Кашина // Физиология человека. 1984. — Т. 10. — № 4. — С. 578 588.
  208. , Д. А. Онтогенез функциональной асимметрии / Д. А. Фарбер, В. В. Алферова, Т. Г. Бетелева // Принципы и механизмы деятельности мозга человека. Л.: Наука, 1985. — С. 80.
  209. , Д.А. Функциональная организация развивающегося мозга / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Физиология человека. 1991. -Т. 17.-№ 5.-С. 17−27.
  210. Физиология развития ребенка / под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1983. — С. 296.
  211. , М.Н. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития детей / М. Н. Фишман,
  212. B.И.Голод, Р. И. Мачинская // Сенсорные системы. М.: Наука, 1992.1. C. 6−138.
  213. , М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения. — М.: Экзамен, 2004. С. 62.
  214. Фишман, М. Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушениями слуха и трудностями формирования речевого обучения. // Дефектология. 2003. — № 1. — С. 3−8.
  215. , В.Ф. Стационарные нейрофизиологические механизмы функциональной асимметрии в позднем онтогенезе человека /
  216. B.Ф.Фокин, Н. В. Пономарева, Е. Е. Букатина // Проблемы нейрокибернетики. Элиста, 1985. — С. 21−29.
  217. , В.Ф. Функциональная межполушарная асимметрия и механизмы адаптации // Адаптивные функции головного мозга. Баку. -1980.-С. 195.
  218. , A.B. Функциональные заболевания ЖКТ. JL, 1991.1. C. 26−52.
  219. , Е.В. Сенсомоторные асимметрии спортсменов. Омск: Издательство СибГУФК, 2003. 152 с.
  220. , Е.В. Функциональная асимметрия мозга и адаптация человека к экстремальным спортивным нагрузкам: дис. докт.биол.наук. Омск, 2006. — 300 с.
  221. , A.B. Заболевания кишечника. М.: Фолиант, 2003. -192 с.
  222. Функциональная асимметрия и адаптация человека / под ред. Казначеева В. П. Л.: Медицина. — 1967. — С. 344.
  223. Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / под ред. Боголеповой H.H., Фокина В. Ф. М.: Научный мир, 2004. — 728 с.
  224. , Т.Т., Крылов Д. Л., Даниленко О. В. и др. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. — С. 71−73.
  225. , Т.Г. Влияние факторов внешней среды и наследственности на морфофункциональное развитие детей иподростков на разных этапах онтогенеза: автореф. дисс.. канд. биол. наук. — М., 1979.-22 с.
  226. , Е.Д. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности (к проблеме психодиагностики) / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. Б. Сироткина // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
  227. , Е.Д. Межполушарная организация мозга и субъективная оценка здоровья / Е. Д. Хомская, Е. В. Будыка, И. В. Ефимова // Вестник МГУ. Сер. 14. «Психология». 1995. — № 2. -С. 20−29.
  228. , Е.Д. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия / Е. Д. Хомская, Н. Н. Привалова, Е. В. Ениколопова, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, О. Б. Степанова, И. С. Горина. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 78 с.
  229. , Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. -М., 1997.
  230. , Е.Д. О роли левого полушария мозга в произвольной регуляции психической деятельности // Мат. Всес. конф. Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982.
  231. , Е.Д. Особенности вербальных функций при различных типах межполушарной организации мозга в норме / Е. Д. Хомская, Ф. М. Гасимов // Вестник МГУ. Серия 14. 1994. — № 9. — С. 36.
  232. , Т.П. Функциональная асимметрия мозга и ее связь с развитием речи у детей •/ Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, М. М. Белов, Т. А. Утянова // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 110−115.
  233. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. -М.: Просвещение, 1990. -С. 319.
  234. , Г. И. Адаптационные изменения организма в состоянии здоровья и болезни / Г. И. Царегородцев, В. П. Алферов // Вестник АМН СССР. 1976. — № 4.
  235. , JI.C. Нейропсихологическая реабилитация больных. -М., 1985, 2004.
  236. , JI.C. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили. М.: Воронеж, 2001. — С. 272.
  237. , А.Г. Физическое развитие детей и подростков. — М.: Медгиз, 1963. С. 204.
  238. , И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. -1998.-№ 1.-С. 42−47.
  239. , М.В. Функциональная асимметрия полушарий мозга и когнитивные особенности человека / М. В. Червонцева, Е. А. Сергиенко // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. -М., 2001.
  240. , К.Д. Симметрия — основной признак гармонического развития человека / К. Д. Чермит, Л. К. Мамгетова // Олимпийскоедвижение и социальные процессы. Материалы VII Всероссийскойунаучно-практической конференции. Краснодар — 1996. — Т. 2. — С. 186−188.
  241. , Т.В. Метафорическое и силлогическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга / Т. В .Черниговская,
  242. B.Л.Деглин // В кн. Ученые записки. Труды по знаковым системам. -Т. 19.- 1986.-С. 68−84.
  243. , О.Г. Естественный интеллект. — Ростов-на-Дону 2002. -151 с.
  244. , Н.И. Особенности вегетативной регуляции у детей в покое и при различных стрессовых нагрузках (по данным математического анализа сердечного ритма) / Сб.ст.: Вариабельность сердечного ритма. Ижевск — 1996. — С. 118−121.
  245. , Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. — Ижевск: Фил. изд-ва Нижегород. унта, 1991.-417 с.
  246. , Ю.П. Оценка адаптивных возможностей организма с различным типом полового созревания по вегетативным, морфометрическим и гормональным показателям / Ю. П. Шорин, Р. М. Мирзаханова, Э. М. Казин // Физиология человека. 1993. — № 3.1. C. 94−99.
  247. , И.А. Дерматоглифика у больных с пораженной нейросенсорной тугоухостью и глухотой / И. А. Шульга, А. В. Лымарев. -Материалы конференции Современные проблемы оториноларингологии. М. — 2002. — С. 196−197.
  248. , Е.И. Межполушарные соотношения ЭЭГ-активации при наглядно-образном и вербальном мышлении // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 2. — С. 17.
  249. , ЛА. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, ЛА.Щеплягиной. -М., 1998. -С.101−161.
  250. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. A.A. Баранова, Л. А. Щеплягиной. -М., 1998,-333с.
  251. , В.В. Рост и развитие ребенка: Краткий справочник / В. В. Юрьев, А. С. Симаходский, Н. Н. Воронович, М. М. Хомич. СПб.: Питер, 2007. — 272 с.
  252. , А.А. Особенности вегетативного статуса у детей различных морфофенотипов // Российский педиатрический журнал. — 2001.-№ 6.-С. 23.
  253. , Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал.-1998. -№ 1 .-С.9−11.
  254. , Ю.А. Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России / Ю. А. Ямпольская, Е. З. Година // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 2. — С. 30−39.
  255. , Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал. 1998.-№ 1.-С. 8−11.
  256. Amunts, К., Schlaug G., Schleicher A. et al. Asymmetry in the human motor cortex and handedness // Neuroimage. — 1996. Vol. 4, N 3, Pt. 1. -P. 216−222.
  257. Annett, M.A. Model of the inheritance of handedness and cerebral dominance // Nature. 1964. — V. 204. —: 7. — 59 p.
  258. Bogen, J.E. The other side of the brain. II. An oppositional mind // Bull. Los. Angeles Neurol. Soc. 1969. -V. 34. — P. 135−162.
  259. Cohen, M.M. The Child With Multiple Birth Defects. New York: Raven Press. 1982. 189 p.
  260. Cohen, M.M. The Child With Multiple Birth Defects. Second edition. New York: Oxford University Press. 1997. 267 p.
  261. Davidson, R.J. Asymmetrical brain activity discriminates between positive and negative affective stimuli in human infants / RJ. Davidson, N.A.Fox // Science. 1982. -V. 218. — № 4578. — P. 1235−1237.
  262. Etcoff, N. Selective attention to facial identity and facial emotion // Neurophysiol. 1984. — V. 22. — P.281−295.
  263. Galaburda, A.M. Right-left asymmetries in the brain / A.M.Galaburda, M. Le May, T. Kemper, N. Gaschwind // Science. 1978. — Vol. 199. — P. 852−856.
  264. Gazzaniga, M.S. Cerebral dominance viewed as a decision system // Hemisphere function in the human brain. L., 1974. — P. 367−382.
  265. Gazzaniga, M.S. The bisected brain. N.Y. Appleton, 1970.
  266. Gibson, CJ. Cerebral laterality in deaf and hearing children / C.J.Gibson, M.P.Bryden // Brain and Zang. 1984. — Vol. 23. — № 1. — P. 1−12.
  267. Hensel, H. Neural processes in thermoregulation // Physiol. Pev. -1973. V. 53. — № 948. — P. 1017.
  268. Hering-Hanit, R. Asymmetry of fetal cerebral hemispheres: in utero ultrasound study / R. Hering-Hanit, R. Achiron, S. Lipitz, A. Achiron // Arch Dis Child fetal Neonatal Ed. -2001. Vol. 85. — P. 194−196.
  269. Herring, K.M. Injury prediction among runners. Preliminary report on limb dominance / K.M.Herring, J. Amer // Paediatr.Ved.Assoc. 1993. — V. 83.-№ 9.-P. 523−528.
  270. Hicks, R. Adoption // Penguin USA. 2007. — 400 p.
  271. Hines, D. Hemispheric asymmetry in use of semantic category information / D. Hines, P.K.Sawyer, J. Dura, J. Gilchrist, M. Czerwmski // Neuropsychologia. 1984. — V. 22. — № 4. — P. 427.
  272. Kimura, D. Sex differences in brain organization for verbal and nonverbal function / D. Kimura, R.A.Harshaman // Progr. Brain Res. 1984. -V. 61.-P. 423−441.
  273. Kinsbourne, M. Evolution of language in relation to lateral action // Asymmetrical function of the brain. Cambridge, 1978. — P. 553−565.
  274. Kinsbourne, M. Eye and head turning indicates cerebral lateralization // Science. 1972. -V. 176. — P. 539−541.
  275. Le May, M. Asymmetries of cerebral hemispheres on computed tomograms / M. Le May, D.K.Kido // Journal of Computative and Assisty Tomography. 1978. — Vol. 2. — P. 471.
  276. , O.V. «Left-right» and «right-left» observers: Two different styles of picture viewing / O.V.Levashov, L. Kobyakova // Perception. — 1998.-V. 27.-P. 121−122.
  277. Levashov, O.V. et al. Role of the right and the left hemispheres in object recognition: a model // Perception. 1996. — V. 25. — P. 95.
  278. Levy, J. Mental processes in the nonverbal hemisphere // Life Sci. Res. Repl. 1982. — V.21. — 57 p.
  279. Levy, J. Metacontrol of hemispheric function in human split brain patients / J. Levy, C. Trevarthen // J. of Experimental psychology: Human perception and performance. 1976. — №. 2. — P. 299−312.
  280. Levy, J. The origins of lateral asymmetry // Lateralisation in the Nervous system. -N.Y.: Academic Press, 1977. P. 195−212.
  281. Mahoney, A.M. Hemispheric asymmetry in the perception of emotional sounds / A.M.Mahoney, R.S.Sansbury // Brain and Cogn. 1987. -Vol. 6.-P. 216−233.
  282. McManus, C. Right hand, left hand // Orion Publishers. 2003. — 3201. P
  283. Nottebohm, F. Origin and mechanisms in establishment of cerebral dominance / F. Nottebohm, M. Gazzaniga // Yandbook of behavioral neurobiology. L.: Plenum Press., 1979. — V. 2. — P. 295−344.
  284. Nottebohm, F. Testosterone triggers growth of brain vocal control nuclei in adult female canaries // Brain Res. 1980. — № 189. — P. 429−436.
  285. Sergent, J. Differential hemispheric processing of faces: Methodological conions and reinterpretation / J. Sergent, D. Bindra // Psychological Bulletin. 1989 (1981). — P. 554.
  286. Sperry R. Some effects of disconnecting the cerebral hemispheres // Science.—1982. —Vol. 217, N4566.—P. 1223 — 1226.
  287. Sperry, R.W. Hemisphere disconnection and unity in corsion awareness // American Psychologist. 1968. — V. 2.
  288. Sperry, R.W. Interhemisperic relations and cerebral dominance. -Baltimore, 1962.
  289. Sperry, R.W. Lateral specialization in the surgically separated hemisphere // The neuroscience. Cambridge: MJT press, 1974. — P. 3.
  290. Springer, S.P. Left Brain, Right brain / S.P.Springer, G.Deutsch. San Francisco: Freeman, 1981.
  291. Tucker don M. Lateral brain function, emotion and conceptualization // Psychological Bulletin. 1981. — V. 89, — № 1. — P. 19−46.
  292. Tucker, D.M. Anxiety and lateral cerebral function. / D.M.Tucker, J.R.Antes, C.E.Stenslie, T.M.Branhardt // J. Abnorm. Psychol. 1978. — P. 380−383.
  293. Wada, J.A. Pre-language and fundamental asymmetry in the infant brain // Evolution and Lateralization of the brain: Annals of New York Academy of Sciences. 1977. — Vol. 299. — P. 370.
Заполнить форму текущей работой