Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Морфофункциональные и психофизиологические особенности студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов. Основные положения диссертации представлены на VI Сибирском физиологическом съезд (Барнаул, 2008) — Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 120-летию кафедры нормальной физиологии СибГМУ (ТМИ) и кафедры физиологии ТГУ «Нейрогуморальные механизмы регуляции висцеральных органов и систем в норме и патологии» (Томск, 2009) — Всероссийской… Читать ещё >

Содержание

  • Сокращения и условные обозначения
  • Глава 1. , Морфофункциональная, психофизиологическая характеристика и показатели физической подготовленности студентов обзор литературы)
    • 1. 1. Морфофункциональная характеристика студентов
      • 1. 1. 1. Показатели физического развития
      • 1. 1. 2. Показатели системы внешнего дыхания
      • 1. 1. 3. Показатели сердечно — сосудистой системы
      • 1. 1. 4. Показатели физической работоспособности
    • 1. 2. Психофизиологические показатели студентов
    • 1. 3. Характеристика физической подготовленности студентов
    • 1. 4. Характеристика здоровья современной студенческой молодежи
  • Глава 2. Контингент, методы и организация исследования
    • 2. 1. Характеристика исследуемого контингента
    • 2. 2. Организация и методы исследования
      • 2. 2. 1. Методики исследования морфофункциональных параметров
      • 2. 2. 2. Методики исследования психофизиологического статуса
      • 2. 2. 3. Методики исследования общей физической подготовленности
      • 2. 2. 4. Методика оценки уровня физического здоровья и физической подготовленности
    • 2. 3. Методы статистического анализа

    Глава 3. Морфофункциональные показатели здоровья и физическая подготовленность студенток в зависимости от вида и режима физкультурной и спортивной деятельности 65 3.1. Морфофункциональные, психофизиологические показатели и физическая подготовленность студенток основной медицинской группы в процессе обучения в ВУЗе

    3.2. Морфофункциональные, психофизиологические показатели и физическая подготовленность студенток, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью, в процессе обучения в ВУЗе

    3.3. Морфофункциональные, психофизиологические показатели и физическая подготовленность студенток-спортсменок в процессе обучения в ВУЗе

    3.4. Показатели врачебно-педагогического контроля на стандартном уроке физического воспитания у студенток в зависимости от организованной двигательной активности 105 Обсуждение результатов 109

    Выводы 124 Практические рекомендации 126

    Список литературы

    Сокращения и условные обозначения

    АМо — амплитуда моды Б/Б — баскетбол В/Б — волейбол

    ДАД — диастолическое артериальное давление

    ДЖЕЛ — должная жизненная емкость легких

    ДП — двойное произведение

    ЖЕЛ — жизненная емкость легких

    ЖИ — жизненный индекс

    ИВ — индекс восстановления

    ИН — индекс напряжения

    ИФИ — индекс функциональных изменений

    КРРМ — коэффициент расходования резервов миокарда

    ЛА — легкая атлетика

    Мо — мода *

    МОК — минутный объем крови

    МПК — максимальное потребление кислорода

    МРЛЖ — мощность работы левого желудочка

    МСПВ (вд, выд) — максимальная скорость потока воздуха на вдохе или выдохе

    ОМГ — основная медицинская группа

    ОПСС — общее периферическое сопротивление сосудов

    ПЗМР — простая зрительно-моторная реакция

    РГ — ритмическая гимнастика

    САД — систолическое артериальное давление

    СЗ — самостоятельно занимающиеся

    СОК — систолический объем крови

    УФЗ — уровень физического здоровья

    УФР — уровень физической работоспособности

    ЦРКС — циркуляторно-респираторный коэффициент Скибинского

    ЧСС — частота сердечных сокращений

    Р?Спо ~ физическая работоспособность при ЧСС 170 уд. в мин. АЫ-И (АХ) — вариационный размах

Морфофункциональные и психофизиологические особенности студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обучение в ВУЗе характеризуется высоким эмоциональным и интеллектуальным напряжением основных психологических функций, наличием стрессовых ситуаций, гипокинезией [18, 85, 274, 280]. В этих условиях на физическую культуру и спорт возлагается важная социальная задача укрепления здоровья студентов, повышения их работоспособности [112, 190, 241, 259]. Вместе с тем, организация физического воспитания студентов не отвечает требованиям сегодняшнего дня, далеко не всегда занятия физическими упражнениями оказываются эффективными и несут полноценный оздоровительный эффект [72]. Многие авторы отмечают, что одной из основных причин низкой эффективности по физическому воспитанию в ВУЗах является несовершенство системы организации физкультурно-спортивной деятельности [22, 26].

В последние годы опубликовано большое количество работ по проблемам физического воспитания, физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов [20, 28, 77, 83, 127, 240, 256, 265 и др.], однако в большинстве случаев использовались данные поперечных исследований, чаще изучались лишь отдельные функциональные системы организма [142, 180, 181, 213, 223, 228, 244], лица мужского пола [7, 21, 31, 47, 53, 113, 171, 179, 236 и др.], тогда как данных о морфофункциональных и психофизиологических особенностях студенток при различной двигательной активности недостаточно [11, 19, 120, 189].

В св’язи с этим возникает необходимость комплексного исследования студенток, занимающихся различными видами физкультурно-спортивной деятельности, с целью оценки и прогноза уровня физического здоровья и физической подготовленности в процессе решения задач, связанных с оптимизацией учебного процесса.

Цель исследования: выявить влияния различных видов и режимов физкультурной и спортивной деятельности на морфофункциональные, психофизиологические показатели здоровья и физическую подготовленность студенток в динамике обучения в вузе.

Задачи исследования:

1. Оценить морфофункциональные, психофизиологические показатели здоровья и физическую подготовленность студенток основной медицинской группы при занятиях физической культурой по программе вуза в динамике обучения.

2. Выявить морфофункциональные, психофизиологические особенности и физическую подготовленность студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях вуза.

3. Провести сравнительный анализ морфофункциональных, психофизиологических показателей здоровья и физической подготовленности студенток, занимающихся разными видами спортивной деятельности, в процессе обучения в вузе.

4. Определить эффективность различных видов и режимов физкультурно-спортивных занятий в вузе для развития физического здоровья и психофизиологического состояния студенток.

Научная новизна исследования. Впервые проведено многолетнее комплексное исследование показателей физического развития, кардиореспираторной системы, психофизиологического статуса, физической подготовленности и здоровья студенток педагогического ВУЗа в зависимости от вида и режима физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (4−8 часов в неделю). Установлено, что у волейболисток, баскетболисток и легкоатлетдк от первого курса к четвертому улучшается физическое развитие и показатели внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности, причем наиболее благоприятные изменения выявлены у легкоатлеток. При занятиях оздоровительной ритмической гимнастикой большинство показателей остаются на исходном уровне. Установлено, что самостоятельное выполнение физических упражнений аэробной направленности по 1 часу в неделю дополнительно к занятиям по физическому воспитанию достоверно улучшает ряд показателей кардиореспираторной системы и физической работоспособности.

Впервые показано, что в процессе обучения в ВУЗе среди девушек, занимающихся в спортивных секциях, высокий и выше среднего уровень физического здоровья к 4 курсу встречается значительно чаще по сравнению со студентками 1 курса. Уровень физического здоровья студенток, занимающихся физическими упражнениями аэробной направленности по 1 часу в неделю дополнительно к занятиям по физическому воспитанию и занимающихся оздоровительной ритмической гимнастикой 2 раза в неделю по 2 часа, за период от 1 до 4 курса в основном не изменился. У занимающихся физкультурой только по программе основной медицинской группы в большинстве случаев к 4 курсу снизился.

Впервые проведен многолетний мониторинг показателей физической подготовленности студенток в процессе обучения в ВУЗе с 1 по 4 курс и оценка показателей в зависимости от уровня и вида физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость.

Результаты исследования расширяют и углубляют представление о влиянии различных видов и режимов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на показатели физического развития, кардиореспираторной системы, психофизиологического статуса, уровень физического здоровья и физической подготовленности студенток. Выявленные особенности динамики морфофункциональных показателей и психофизиологического статуса могут быть использованы в ' образовательных и спортивно-оздоровительных учреждениях, служить научной основой при разработке медико-педагогических программ укрепления здоровья студенческой молодежи.

Показана необходимость комплексного медико-биологического контроля за студентами, занимающимися физической культурой и спортом, внедрения в практику интегральной количественной оценки уровня физического здоровья и подготовленности, как основы оптимизации двигательной активности студенческой молодежи с целью сохранения и укрепления их здоровья.

Установленные и приведенные в диссертации научные данные используются в курсе лекций по физиологии спорта и спортивной медицине в Новосибирском училище олимпийского резерва, на кафедре физической культуры и спорта Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, на кафедре теоретических основ физической культуры факультета физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета, в организации учебно-тренировочного процесса на кафедре физического воспитания Новосибирского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту.

1. Состояние физического здоровья, психофизиологического состояния и физической подготовленности студенток, занимающихся физкультурой по программе основной медицинской группы, в процессе обучения от первого курса к четвертому снижается.

2. Занятия оздоровительной ритмической гимнастикой по 4 часа в неделю оказывают лишь поддерживающий эффект на морфофункциональные, психофизиологические показатели и физическую подготовленность в процессе обучения от первого курса до четвертого.

3. Систематические занятия физкультурой три раза в неделю, включающие самостоятельное выполнение упражнений преимущественно аэробного характера по 1 часу в неделю в сочетании с занятиями физкультурой по программе ВУЗа оказывают положительное влияние на физическое развитие и кардиореспираторную систему.

4. Занятия в спортивных секциях по предложенным программам повышают адаптивные возможности кардиореспираторного аппарата, уровень физического здоровья и физической подготовленности, оптимизируют психофизиологический статус студенток, при этом существенное значение имеет спортивная специализация.

Апробация результатов. Основные положения диссертации представлены на VI Сибирском физиологическом съезд (Барнаул, 2008) — Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 120-летию кафедры нормальной физиологии СибГМУ (ТМИ) и кафедры физиологии ТГУ «Нейрогуморальные механизмы регуляции висцеральных органов и систем в норме и патологии» (Томск, 2009) — Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти B.C. Пирусского «Физическая культура, здравоохранение и образование» (Томск, 2009) — Международной научно-практической конференции «Образование и культура в развитии современного общества"* (Новосибирск, 2009) — XII Международной научно-практическая конференции, посвященная 60-летию образования факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета (Томск, 2009) — II Республиканской научно-практической конференции «Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи» (Новосибирск, 2010) — VII Сибирском физиологическом съезд (Красноярск, 2012).

По материалам диссертации опубликовано 21 печатная работа (в том числе 3 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ).

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 157 страницах печатного текста и состоит из введения, обзора литературных данных, описания контингента, организации и методов исследования, главы собственных данных, обсуждения полученных результатов, практических рекомендаций, выводов и.

ВЫВОДЫ.

1. У студенток, занимающихся физической культурой только по программе основной медицинской группы в процессе обучения от первого курса к четвертому большинство показателей физического развития, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, аэробной производительности, психофизиологического статуса и уровня физической подготовленности ухудшается.

2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в группе ритмической гимнастики 2 раза в неделю по 2 часа оказывает лишь поддерживающий эффект на большинство показателей физического развития, функционального и психофизиологического состояния организма.

3. Систематические трехразовые занятия физкультурой в неделю, включающие самостоятельное выполнение упражнений преимущественно аэробного характера по часу в неделю и занятия по программе основной медицинской группы, оказывают положительное влияние на физическое развитие и адаптивные возможности кардиореспираторной системы.

4. При занятиях легкой атлетикой (с преимущественным развитием выносливости), волейболом и баскетболом в объеме 6−8 час в неделю у студенток от первого курса к четвертому улучшаются показатели физического развития, внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности, психофизиологического статуса и физической подготовленности. При этом степень влияния физических нагрузок зависит от спортивной специализации:

— наиболее благоприятное влияние на морфофункциональные показатели и физическую подготовленность оказывают занятия легкой атлетикой, а наименееволейболом;

— на снижение уровня тревожности, повышения стрессоустойчивости, скорости переключения внимания и простой зрительно-моторной реакции больше влияют занятия игровыми видами спорта.

5. У студенток, занимающихся физкультурой только по программе основной медицинской группы, уровень физического здоровья к 4 курсу в большинстве случаев снизился. В группе оздоровительной ритмической гимнастики и у самостоятельно занимающихся физическими упражнениями аэробной направленности по 1 часу в неделю дополнительно к занятиям по физическому воспитанию в основном не изменился. Среди волейболисток, баскетболисток и легкоатлеток выше среднего и высокий уровень физического здоровья к 4 курсу стал встречаться значительно чаще (57,9- 73,7 и 100% случаев) по сравнению с 1 курсом (42,1- 36,9 и 59,2% случаев).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При формировании физкультурно-оздоровительных и спортивных групп необходимо учитывать не только наличие или отсутствие заболеваний, а уровень здоровья в целом.

2. В процессе физического воспитания студенткам основной медицинской группы и оздоровительной ритмической гимнастики особое внимание следует уделять воспитанию выносливости путем проведения самостоятельных занятий с использованием упражнений аэробного характера. С точки зрения оздоровительной эффективности, волейболисткам следует уделить внимание развитию общей выносливости.

3. В процессе занятий физической культурой и спортом целесообразно внедрение в практику интегральной количественной оценки уровня физического здоровья и физической подготовленности, как основы оптимизации двигательной активности и оценки их оздоровительной эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A., Минибаев Т. Ш. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса// Санитария и гигиена. 2005. № 3. С. 48−52.
  2. H.A., Полатайко Ю. А., Радыш И. В. Хронофизиологическая реактивность кардиореспираторной системы у спортсменов // Экология человека. 2005. № 7. С. 3−6.
  3. H.A., Радыш И. В. Качество и образ жизни студенческой молодежи // Экология человека. 2009. № 5. С. 3−8.
  4. Т.Ф. Третий путь. М. 1996. 139 с.
  5. A.C. Возрастные особенности гемодинамики статокинетической устойчивости и метаболических реакций при адаптации учащихся к здоровьесберегающим физическим упражнениям: Автореф. дис. канд. биол. наук. Челябинск, 2002. 18 с.
  6. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: ФиС, 1987. 64 с.
  7. Л.Б. Мониторинг физического развития студенческой молодежи Волгоградской области // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2005. № 2/14. С. 31−33.
  8. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 243 с.
  9. A.A. Изменение вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам // Гигиена и санитария. 2007. № 1. С.62−64.
  10. A.A. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов экологически неблагополучного города // Экология человека. 2012. № 4. С. 39−44.
  11. М.А. Оптимизация функций организма студенток при занятиях спортом // Оптимизация функций организма при мышечной деятельности: Сборник статей. Алма-Ата: КазИФК, 1990. С. 33−35.
  12. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск. 1986. С. 317.
  13. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд., перераб и доп. М.: Медицина, 1990. 192 с.
  14. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 236 с.
  15. P.M., Иванов Г. Г., Чирейкин JI.B. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиологических систем // Уральский кардиологический журнал. 2002. № 1. С. 22−39.
  16. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Основные методы математического анализа сердечного ритма // Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. С. 39−93.
  17. P.M., Максимов А. Д., Берсенева А. П. Основы экологической валеологии человека. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2001. 226 с.
  18. О.В. Особенности адаптивных реакций вегетативной нервной системы и нейродинамических процессов организма студенток 19−20 лет в зависимости от типа ментальной нагрузки: Автореф. дис. канд. биол. наук. Челябинск, 2008. 23 с.
  19. .Н., Савиных В. Л., Томочкин В. Н. Проблема профессионального воспитания студентов вуза в современных условиях // Филос. науки. 2007. N 11. С. 143−150.
  20. Р. Физическая подготовленность как отражение сформированности физической культуры студентов // Физическое воспитание студентов 2010. № 2. С. 14−17.
  21. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физ. культуры. 1993. № 4. С. 21−23.
  22. В.К. Онтокинезиология человека. М., 2000. С. 202−232.
  23. М.М., Фарбер Д. А. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребенка // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. С. 9−13.
  24. Н.В. Физическая культура как составляющая здоровьесберегающего образования в вузе // Физическая 'культура и спорт в современном обществе: Матерьялы Всероссийской научной конференции. Хабаровск: изд-во ДВГАФК, 2003. С. 17−20.
  25. В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. М.: Химия. 1994. 399 с.
  26. Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социол. исслед. 2008. N 4. С. 84−86.
  27. В.А., Покровская Т. Ю. Взаимосвязь физического и интеллектуального уровней развития студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 2−1. С. 327−331.
  28. Е.М. Роль функциональной асимметрии мозга в возрастной динамике двигательной деятельности человека: Автореф. дис. докт. мед. наук. Краснодар, 1999. 50 с.
  29. М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: дисс.. кан. биол. наук. Кемерово. 2000. 154 с.
  30. М.М., Дема Е. В., Шайхисламов К. Н. Проблема совершенствования физической культуры студентов медицинских вузов // Материалы Республиканской науч.-практ.конфер. с междун. участием 22−24 мая 2009 г. Новосибирск. 2009. С 46−50.
  31. A.B., Лещенко Я. А. Характеристика физического развития и функциональных возможностей организма студентов // Сибирский медицинский журнал. 2009. № 5. С. 97−100.
  32. И. О. Очерки функциональной асимметрии полушарий головного мозга Новосибирск: НГПУ, 2003. 120 с.
  33. Д.В., Гальчинский В. А. Особенности психофизических возможностей студентов, занимающихся спортивными играми // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб.научн.тр. Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2008. № 1. С. 59−64.
  34. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина. 1988. 288 с.
  35. И.С., Вайнштейн И., Фальк Б. Функциональный вентиляторный резерв и максимальная аэробная работоспособность // Пути оптимизации функции дыхания. Тверь, 1993. С. 7.
  36. И.С., Сегизбаева М. О., Исаев Г. Г. Лимитирует ли система дыхания аэробную работоспособность человека? // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 4. С. 115−122.
  37. И.И. Валеология наука о здоровье М.: ФиС, 1990. 208 с.
  38. Будук-оол Л.К., Айзман Р. И. Состояние сердечно-сосудистой системы при адаптации студентов, проживающих в условиях южно-сибирского региона // Гигиена и санитария. 2010. № 1. С. 84−87.
  39. Будук-оол Л.К., Айзман Р. И. Сравнительная динамика показателей кардиореспираторной системы студентов южно-сибирского региона // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2008. № 4. С. 28−34.
  40. В.В. Антропометрия М.: Учпедгиз, 1941. 182 с.
  41. Ю.С., Ванюшин М. Ю. Адаптация кардиореспираторной системы спортсменов // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. СПБ: Изд. «Наука», 2004. Ч. 1. Т.90., № 8. С. 512−513.
  42. , Ю.С. Физическая работоспособность спортсменов с различными типами адаптации кардиореспираторной системы / Ю. С. Ванюшин, P.P. Хайруллин // Физиология человека. 2008. — Т.34. — № 6. — с. 131−133
  43. JI.A. Особенности психофизиологической адаптации студентов к условиям обучения с разным уровнем двигательной активности: Автореф. дис. канд. биол. наук. Томск, 2004. 19 с
  44. Вегетативное управление сердечным ритмом и региональные сосудистые реакции / Е. Ю. Дратцев, А. Д. Викулов, A.A. Мельников и др. // Физиология человека Т-34. № 2. 2008. С. 44−50.
  45. A.M. Вегетативные расстройства. Клиника, лечение, диагностика. М.: Медицинское информационное агенство., 2000. 752 с.
  46. О.В. Морфотипологическая характеристика жителей Тюменской области юношеского возраста во взаимосвязи с функциональными показателями системы внешнего дыхания: Автореф. дис. канд. мед. наук. Красноярск, 2002. 22 с.
  47. А.Д., Карпов Н. Ю., Смирнов И. Ю. Некоторые закономерности кровообращения у высококвалифицированных спортсменов-пловцов // Физиология человека. 2002. Т. 28. №.1 С. 87−94.
  48. O.JI. Изменение показателей силы и выносливости при тренировке различной направленности // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. СПб: Изд."Наука", 2004. Т. 90. № 8. С. 368−369.
  49. Влияние физической нагрузки на кардиогемодинамические показатели студентов / Э. С. Геворкян, Ц. И Адамян, С. М. Минасян и др. // Гигиена и санитария. 2008. № 3. С. 56−59.
  50. С.Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма: Автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Уде, 2007. 24 с.
  51. И.М., Баженова Е. А. Вариабельность артериального давления в норме и при патологии // Вестник Тамбовского университета. Сер. естеств. и техн. науки. 2007. № 1. С. 179−181.
  52. И.М. Оценка антропометрических данных (лекция) // Вопросы охраны материнства и детства. 1985. Т.30. № 6. С. 6−11.
  53. И.Н. Вегетативные проявления реакций срочной и долговременной адаптации студенток к условиям образовательной деятельности: Автореф. дис. канд. биол. наук. Тюмень, 2007. 20 с.
  54. П. Я. К проблеме внимания // библиотека по психологии «Флогистон». URL: http://flogiston.ru/library/galperinattention.html (дата обращения: 20.02.2010).
  55. A.A., Примаков Ю. Н., Юозапайтите Р. Э. Изменчивость морфофункциональных показателей как критерий надёжности использования их в спортивном отборе и индивидуализации спортивной тренировки // Вопросы физической антропологии. 1982. С 51.
  56. С. Медико-биологическая статистика. М., Практика. 1998. 459 с.
  57. Е.С. Особенности функциональной асимметрии мозга у учащихся в зависимости от социально-педагогических условий: Автореф. дис. канд. биол. наук. Кемерово, 2005. 18 с.
  58. В.А., Демиденко О. И. Гимнастика в системе средств подготовки спортсменов в спортивной аэробике. Иркутск: ООО «СПЛАЙН», 1999. 76 с.
  59. B.B. Оценка физического развития в мониторинге состояния здоровья школьников / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 1. С. 227−230.
  60. H.H. Исследование состояния здоровья учащихся тюменского региона на основе донозологической диагностики // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 115−118.
  61. В.В. Взаимосвязи в системе внешнего дыхания при разных условиях её функционирования у здоровых мужчин: Автореф. дис. канд. биол. наук. Новосибирск, 2006. 23 с.
  62. Н.Л., Шилько В. Г. Физическое воспитание студентов с использованием учебных и внеучебных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 173−176.
  63. A.A. Особенности функционального состояния кардиореспираторной системы волейболисток, проживающих в условиях Среднегорья: Автореф. дис. канд. биол. наук. Челябинск, 2007. 23 с.
  64. О.Ю. Формирование всесторонней физической подготовленности студентов технического вуза на основе занятий атлетической гимнастикой // Культура физическая и здоровье. 2011. № 6. С. 66−69.
  65. H.H. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998. 373 с.
  66. В.Д., Кострюшина Н. В. Формирование профессиональных качеств студентов технических специальностей средствами физической культуры и спорта // Ученые записки. 2007. № 7(29). С. 43−45.
  67. В.П. Взаимосвязь успешности обучения и индивидуально-типологических свойств студентов // Вестник РАМН. 2007. № 1. С. 30−36.
  68. В.П. Влияние личностной тревожности на успешность учебной деятельности студентов с различными индивидуально-типологическимикачествами. Материалы XII Междунар. симпоз. Эколого-физиологические проблемы адаптации". М.:1. РУДН, 2007. С. 141−143.
  69. В.А., Мальцев Д. Н., Мавлиев Ф. А. Влияние повышенной двигательной активности на кардиогемодинамическую устойчивость подростков в условиях напряженной информационной нагрузки // Физиология человека. 2008. Т.34. № 4. С. 133−140.
  70. Динамика уровня соматического здоровья в процессе физического воспитания студентов / А. О. Егорычев, Б. Н. Пенщик, М. Г. Мацук и др. // Физическое воспитание и спорт учащейся молодежи: Сборник статей. М.: МГИУ, 2001. С. 91−96.
  71. Л.В., Яковлев Б. П. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию // Теория и практика физ. культуры. 2005. N 5. С. 49−53.
  72. Д.А., Карпенко Ю. Д., Саперова Е. В. Влияние экзаменационного стресса психоэмоциональных особенностей на уровень артериального давления и регуляцию сердечного ритма у студенток // Физиология человека. 2008. № 5. С. 89−96.
  73. А.М., Козлов И. С. Об уровне общей выносливости у студенток и его динамике в течение учебного года // Ученые записки. СПб. 2007. № 10(32). С. 29−32.
  74. Р.Н. Результаты полувекового изучения соматических особенностей и физических качеств детей и подростков // Теория и практика физической культуры. 2005. № 7. С 55−57.
  75. О. В. Здоровьесбережение и проблемы оптимизации двигательной активности учащейся молодежи // Сибирский учитель. 2011. № 5. С. 12−14.
  76. О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1996. 230 с.
  77. О.В. Формы и уровни двигательной активности в нервной профилактике заболеваний, реабилитации и физического состояния здоровья: Автореф. дис. докт. мед. наук. Новосибирск, 1998. 39 с.
  78. В.Н. Здоровье студентов комплексная социально-медицинская проблема. // Тезисы док. междунар. науч.-практ. конфер. «Здоровье студентов». М: 1999. С. 13−14.
  79. А.П. Вариабельность сердечного ритма у спортсменов различных видов спорта: Автореф. дис. канд. биол. наук. Казань, 2003. 21 с.
  80. М.И. Состояние системы кровообращения у студентов младших курсов со сниженным уровнем здоровья и возможности поли функционального биоуправления как средства реабилитации: Автореф. дис. канд. биол. наук. Ульяновск, 2009. 22 с.
  81. Ю.С., Пиллиповский А. З. Сравнительный анализ эффективности тренировочного процесса различной направленности дляповышения функциональных резервов женского организма // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 85−87.
  82. Ю.С., Радыш И. В. Особенности изменения функционального состояния организма студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой // Экология человека. 2009. № 10. С. 30−35.
  83. Л.Г. Мониторинг здоровья студентов // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи: матер. П-й Республ. науч-практ. конфер. Новосибирск, 2010. С. 68−71.
  84. А.И., Шилько. В. Г. Индивидуализация физической нагрузки в процессе физкультурного образования студентов на основе её программирования // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323. С. 320−324.
  85. В.Н., Баринов М. О. Изменение показателей кардиоинтервалографии и вариабельности ритма сердца у 'студентов с разным уровнем психоэмоционального напряжения и типом темперамента во время зачётной недели // Физиология человека. 2008. № 4. С. 73−79.
  86. Н.Ю. Физическая подготовленность студентов Тюменских вузов // Медико-биологические и психологические аспекты физической культуры и спорта: материалы всерос. научн. конф. Тамбов, 2006. С. 37−39.
  87. И.Р. Особенности психофизиологических функций пловцов высшей квалификации // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 2. С. 31.
  88. С.М. Особенности адаптации организма студентов I-III курсов подготовительной группы к стандартным и дифференцированным программам физической подготовки: Автореф. дис. канд. биол. наук. Челябинск, 2008. 18 с.
  89. А.Н. Сила: её развитие и динамика у студенческой молодежи в период обучения в вузе // Физическое воспитание студентов.2011. № 2. С. 44−46.
  90. Ч.Т., Динаев Б. М., Киселев Б. И. Инновационный подход к физической подготовке студентов педагогических вузов // Теория и практика физ. культуры. 2009. № 6. С. 7−12.
  91. О.Ю. Конституциональные типы и система внешнего дыхания детей в условиях крупного промышленного города: Автореф. дис. канд. мед. наук. Красноярск, 2004. 20 с.
  92. М.А. Адаптивные изменения физиологического статуса юношей и девушек ингушской национальности в процессе обучения в вузе: Автореф. дис. канд. биол. наук. Майкоп, 2009. 20 с.
  93. Е.П. Дифференциальная психофизиология: учебник для вузов. 2-е издание, дополненное. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
  94. Ш. А., Комаров Ю. Н. Физическая культура как фактор, влияющий на здоровый образ жизни студентов // Здоровье человека: материалы III междунар. конгр. валеологов. СПб, 2002. С. 87−88.
  95. Л.И. Очерки физиологии. «Кардиореспираторная система» // Теоретические проблемы адаптации. 2006. 204 с.
  96. А.П., Линчагина С. А., Потапова Т. В. Стратегии адаптации человека М.: Медицина, 2000. 297 с.
  97. Г. Т. Морфофункциональное состояние дыхательной системы юношей 18−27-летнего возраста, проживающих в условиях Узбекистана // Гигиена и санитария. 2006. № 3. С. 72−75.
  98. Использование современных аппаратно-программных комплексов для изучения особенностей адаптации организма к физическим нагрузкам / Руненко С. Д., Ачкасов Е. Е., Самамикоджеди Н. и др. // Биомедицина. 2011. Т. 1. № 2. С. 65−72.
  99. Ю.Н. Роль индивидуальных качеств личности в эффективности спортивной деятельности: монография. Новосибирск: изд-во СО РАН, 2009. 142 с.
  100. H.A. Повышение физической подготовленности девушек в возрасте 17−19 лет на основе средств аквааэробики: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чайковский, 2009. 24 с.
  101. H.A., Поздеева Т. В. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. 312 с
  102. JI.B., Якунина E.H. Особенности адаптации студентов к учебной деятельности при занятиях парным коллективным танцем // Теория и практика физической культуры. 2012. № 16С. 34−39.
  103. Карпман B. JL, Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. 207 с.
  104. Т.Е. Комплексная оценка физической работоспособности, показателей кровообращения и дыхания у спортсменов разных специализаций и уровня подготовленности: дис.. канд. биол. наук. Владимир, 2009. 112 с.
  105. С.И., Ахпателова С. Ф. Образовательный процесс в техническом вузе и здоровье студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6 С. 22.
  106. А.Т., Евдокимов В. Г. Использование отношения величины мощности дозированной работы к частоте сердечных сокращений (ватт-пульса) для оценки работоспособности // Физиология человека. 1977. Т. 3, № 2. С. 317 324.
  107. Г. С. Особенности реакции кардиореспираторной системы у гимнастов при выполнении статических усилий: Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1983.21 с.
  108. О.Б. Особенности адаптации студенток сельской и городской местности к условиям обучения в вузе при разных режимах двигательной активности: Автореф. дисс.. канд. биол. наук. Чебоксары., 2010. 20 с.
  109. Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: Дис.. докт. мед. наук. Новосибирск, 1990. 346 с.
  110. Ю.В. Физиология силовых видов спорта. Омск: СибГУФК, 2003. 60 с.
  111. Ю.В., Вернер В. В. Особенности временных характеристик у занимающихся различными видами спорта // Теория и практика физической культуры. № 12. 2004. С. 37−38.
  112. В.П. Концепция формирования физической культуры студентов педагогических вузов / Актуальные проблемы физиологии, физического воспитания и спорта: сб. мат. конф. Ульяновск. 2005. С. 71−73.
  113. A.B. Физическое состояние студенток при оздоровительно-тренировочных занятиях атлетической гимнастикой на начальном этапе обучения в ВУЗе: Автореф. дисс. кан.биол.наук. Архангельск, 2007. 22с.
  114. С.Г., Гребнева H.H. Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния организма подростков в условиях адаптации к Северу // Физиология человека. 2000. Т.26. № 2. С. 93−98.
  115. , A.A. Особенности физического развития, функции кардиореспираторной системы и соматического здоровья студентов в зависимости от организованной двигательной активности: Автореф. дис. канд. биол. наук. Челябинск, 2012. 24 с.
  116. В.П., Киселев В. И. Потребности в двигательной активности: Физиология, валеология, реабилитация. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. 150 с.
  117. Н.Е., Спицин А. П. Показатели функционирования кардиореспираторной системы у студентов медицинского вуза // Экология человека. 2007. № 10. С. 33−36.
  118. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1980. 352 с.
  119. .Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2004. 192 с.
  120. В.П., Николаева Е. И. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга // Психология образования в поликультурном пространстве. 2008. Т.2. № 3−4. С. 12−22.
  121. М.А. Сравнительный анализ изменения показателей сердечнососудистой системы, физической работоспособности и сенсомоторной реакции у юношей с разным уровнем двигательной активности: Автореф. дис. канд. биол. наук. Тюмень, 2005. 19 с.
  122. H.A. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: Автореф. дис. докт. биол. наук. Томск, 2008. 38 с.
  123. A.A. Особенности физического развития, функции кровообращения и дыхания у студентов в условиях применения тренировочно-оздоровительных программ: Автореф. дисс. канд. биол. наук. Челябинск. 2006. 22 с.
  124. В.А., Мосткова Е. В. Технология повышения личного здоровья: монография. М.: Медицина, 1999. 320 с.
  125. Н.П. Теория и практика самоменеджмента. 2-е изд., испр. К.: МАУП, 2002. 360 с.
  126. Е.Ю., Чиркова И. А. Резервные возможности организма подростков и юношей // Успехи современного естествознания. 2004. № 10. С. 4142.
  127. , В.П. Нейродинамические предикторы креативности студенток естественнонаучного профиля обучения: Автореф. дис. канд. биол. наук. Челябинск, 2011. 18 с.
  128. , Е.А. Особенности внешнего дыхания и состояния сердечнососудистой системы у здоровых лиц юношеского возраста: дис.. канд. мед. наук. Красноярск, 2011. 146 с.
  129. В.Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах: Автореф. дис. док. пед. наук. Волгоград, 2002. 28 с.
  130. Э.Г. Методы определения и оценки физического развития. Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1993. С. 117−138.
  131. Э.Г., Николаев Д. В., Руднев С. Г. Технологии и методы определения состава тела человека // М., 2006. 248с.
  132. В. А. Нестационарность и длительность временного ряда сердечного ритма при диагностике функциональных состояний // Биофизика, 2007. Т. 52. № 2. С. 344−354.
  133. Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации. М.: Известия, 1993. 331 с.
  134. , Е.А. Особенности адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов с различным уровнем школьной тревожности: дис.. канд. биол. наук. Челябинск., 2010. 132 с.
  135. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, A.B. Лебедев и др. Новосибирск. 2010.- 100 с.
  136. Методические подходы к оценке и коррекции состояния здоровья учащихся с позиции учения о функциональных системах / Е. В. Быков, А. П. Исаев, A.B. Ненашева и др. // Вестник ЮУрГУ. 2001. № 2 С. 43−45.
  137. Методические рекомендации по изучению здоровья населения / О. П. Щепин, В. А. Медик, В. И. Стародубов и др. Утв. МЗиСР РФ и РАМН. М., 2005. С. 18.
  138. В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983 С. 24−46.
  139. О.Н. Профессиональная направленность физического воспитания студентов в педагогическом вузе : дис.. канд. пед. наук. М., 2003. 135 с.
  140. Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, Ю. Н. Кабанов и др. Новосибирск. 2005. 72 с.
  141. М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2007. 40 с.
  142. P.C. Сравнительный анализ морфофункциональных и психофизиологических показателей студентов в условиях загрязнения окружающей среды : Автореф. дис. канд. биол. наук. Уфа, 2006. 18 с.
  143. Насосная функция сердца у спортсменов-туристов при выполнении мышечной нагрузки PWS170 / P.P. Набиуллин, P.A. Абзалов, И. Г. Хурамшин и др. // Физиология человека. 2008. Т.34. № 3. С. 129−132.
  144. Нейропсихология индивидуальных различий / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка и др. М.: РПА, 1997. 281 с.
  145. O.A., Навалихина В. И. Психофизиологические особенности леворуких учащихся // Завуч. 2006. № 1. С. 125−128.
  146. H.H., Афанасьев C.B., Михеев М. М. Организация моторного контроля и особенности функциональной асимметрии мозга у борцов // Физиология человека. 2001. № 2. С. 68−75.
  147. Н.Ф., Трушкин А. Г., Ефремова Т. Г. Комплексная оценка физического развития и психического статуса студентов-медиков // Среднее профессиональное образование. 2008. № 10. С. 64−67.
  148. Новые возможности в исследовании функции внешнего дыхания / Е. И. Давидовская, Э. Г. Слипченко, A.B. Хапалюк и др. // Функциональная диагностика. 2007. № 3. С. 53−57.
  149. А. Д., Щербатых Ю. В. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной нервной системы) // Физиология человека. 2001. № 6. С. 95.
  150. В.И., Литвинов В. И., Христиановский В. В. Вопросы медико-биологического обоснования воспитания студентов // Здоровье и массовая физическая культура: Тезисы докладов научно-практической конференции 21−22 июня. Новосибирск, 1988. С. 37−38.
  151. К.В. Взаимосвязь вариабельности сердечного ритма и психофизиологических показателей у лиц с разным типом вегетативной нервной системы: Автореф. дис. канд. биол. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 24 с.
  152. A.A. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности // Теория и практика физ. культуры. 2009. N 5. С. 25−30.
  153. P.C., Ноздрачёв А. Д. Нормальная физиология. М: Изд-кая групп «ГЭОТАР МЕДИА», 2005. 687с.
  154. Э.М., Романова Н. Г. Кровообращение и дыхание у студентов института физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2007. № 8.С. 8−11.
  155. Особенности адаптации системы внешнего дыхания, кровообращения, морфофункциональных показателей и уровня здоровья студентов / С. А. Кабанов, Т. В. Потапова, А. П. Исаев и др. // Теория и практика физ. культуры. 2005. № 8. С. 45−48.
  156. Особенности организации занятий по физическому воспитанию студентов с учетом необходимости коррекции их дыхательной системы / П. П. Бердников, Ю. А. Дьяченко, В. В. Калинина и др. // Аграрный вестник Урала. 2010. Т.71. № 5. С. 89−90.
  157. Ю.В. Техническая и физическая подготовленность гимнасток различных возрастных- групп в зависимости, от их индивидуального строения и соматотипа// Теория и практика физической-культуры. 1997. № 3. С. 24−26.
  158. Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977. 243 с.
  159. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб., 1999. 124 с.
  160. А.Н., Юрина М. А., Лопацкая Ж. Н. Функциональное состояние и адаптационные возможности организма студентов в неблагоприятных условиях среды. // Гигиена и санитария. 2008. № 5. С. 72−73.
  161. Показатели ударного объема крови у юношей, занимающихся физическими упражнениями динамического и статического характера / P.A. Абзалов, И. Х. Вахитов, P.A. Сафин и др. // Теория и практика физической культуры. 2002. № 2 С. 24−27.
  162. , М.И. Комплексная диагностика и оценка уровня здоровья студентов // Физическое воспитание студентов. 2011. № 3. С. 71−75.
  163. О.Н. Характеристика адаптивных реакции внешнего дыхания у молодых лиц трудоспособного возраста, жителей Европейского Севера: Автореф. дис. докт. мед. наук. Москва, 2009. 37 с.
  164. K.JI. Типовые особенности показателей внешнего дыхания у лиц юношеского и первого периода зрелого возраста: Автореф. дис. канд. мед. наук. Волгоград, 2008. 22 с.
  165. С.И. Развитие становой силы у студентов технических специальностей // Педагогика, психология, медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Харьков, 2010. № 12. С. 29−31.
  166. А.Н. Причина и профилактика преодоления тревожности // Психологическая наука и образование. М. 1998, № 2. С. 11−17.
  167. Проблемы биологического обоснования физического воспитания студентов / A.A. Виру, Э. А. Виру, Л. П. Парис и др. // Биологическое обоснование физического воспитания и спортивной техники учащихся. Тарту. 1979. С. 3−9.
  168. В.Н., Кузнецов В. И., Кореневская В. И. Зависимость продолжительности фаз и периодов сердечного цикла у спортсменов от направленности тренировочного процесса // Физиология человека. 2007. Т.33. № 6. С. 71−78.
  169. A.A. Физиология кровообращения: Монография. Майкоп: Изд-во АГУ. 2003. 108 с.
  170. Рад Храйс Влияние упражнений аэробной направленности на оздоровительный эффект занятий атлетизмом по данным компьютерной реоплетизмографии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1995. 22 с.
  171. С.Ю. Физиологические особенности адаптации студенток к обучению в вузе при различной организации двигательной среды: Автореф. дис. канд. биол. наук. Архангельск, 2004. 22 с.
  172. Роль физической культуры и спорта в вопросе оздоровления социума и национальной безопасности страны / А. П. Исаев, Р. У. Гаттаров, В. В. Корольков // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 24. С. 10−14.
  173. В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституционных типов в зависимости от двигательной активности: дис.. докт. мед. наук. Новосибирск, 2004. 406 с.
  174. , С.С., Функциональное состояние кардиореспираторной системы студентов: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1980. 20 с.
  175. В.Б. Системные изменения центральной гемодинамики в условиях адаптации к физическим нагрузкам на выносливость // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 8. С. 267−275
  176. Ю.Я. Особенности физического развития и физической работоспособности студенток КГМУ // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Харьков, 2008. № 4. С. 103−106.
  177. П.Дж. Исследования методов исправления функциональной асимметрии ног для повышения скорости бега: дис.. канд. пед. наук. Л., 1971. 124 с.
  178. Г. А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения // Гигиена и санитария. 2006. № 1. С. 72−73.
  179. В.Н., Шестаков М. П. Определение одаренности и поиск талантов в спорте. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 112 с.
  180. А.Д., Чурина С. К. «Двойное произведение» в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 3. С. 67−69.
  181. В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
  182. Ю.А. Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности: дисс.. кан. псих. наук. М., 2007. 159 с.
  183. Н.И. Соматотипологический подход к оптимизации физических нагрузок с целью профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Биомехпника. Морфология. Спорт: Сб. науч. трудов. Смоленск СГИФК, 2000. С. 232−233.
  184. A.B. Анализ вариабельности сердечного ритма на длительных промежутках времени. III Влияние возраста обследуемого на величины параметров ВСР // Функциональная диагностика. 2007. № 2. С. 11−20.
  185. А.Я., Суханова И.В Соматофизиологические показатели у студентов северного международного университета // Экология человека. 2006. № 1.С. 24−27
  186. Т.И. Гендерно-возрастные аспекты зависимости показателей физического развития от компонентов массы тела: дис.. канд. биол. наук. Липецк, 2009. 167 с.
  187. B.C., Литовченко О. Г., Нифонтова О. Л. Состояние сердечнососудистой системы студентов -уроженцев Среднего Приобъя // Гигиена и санитария. 2004. № 1. С. 44−47.
  188. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. // Стресс и тревога в спорте: сб. научных статей. Сост. Ю. Л. Ханин. М: Физкультура и спорт 1983. С. 12.
  189. А.П. Оценка адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности // Гигиена и санитария. 2007. № 2. С. 54−56.
  190. Сравнительные особенности вариабельности сердечного ритма у студентов, проживающих в различных природно-климатических регионах / H.A. Агаджанян, Т. Е Батоцыренова. А. Е. Северин и др. // Физиология человека. 2007. № 6. С. 66−70.
  191. Сравнительный анализ физического развития студентов-спортсменов, не занимающихся спортом / Д. Мингазова, В. Шуравина, А. Макурина и др. // Вестник НЦБЖД. 2010. № 4. С. 5−9.
  192. Л.М., Сабурцев С. А., Крылов В. Н. Динамика вариабельности сердечного ритма студентов и школьников Арзамаса в процессе учебной нагрузки // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 4. С.82−87.
  193. И.В. Соматофизиологические характеристики физического развития юношей северо-востока России: Автореф. дис. канд. биол. наук. Владивосток, 2007. 24 с.
  194. И.В. Физическое развитие и параметры кардиореспираторной системы у студентов СМУ в различные сезоны года // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 12. С. 135−139.
  195. В.А., Голуб Я. В. Психофизиологическое состояние спортсмена (методы оценки и коррекции). СПб.: Олимп-СПб, 2004. 400 с.
  196. С.Б., Бобко Я. Н. Определение, методы исследования, и оценка физической работоспособности детей и подростков // Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991. С. 259−273.
  197. В. А. Влияние физического развития студентов на их профессиональную подготовку // Физическое воспитание студентов: научный журнал. Харьков, ХООНОКУ-ХГАДИ. 2012. № 2. С. 96−100.
  198. С.А., Мокеев Г. И. Экспериментальная проверка эффективности различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2006. № 22. С. 8995.
  199. Г. С., Харацидис С. К. Гибкость как физическое качество // Теория и практика физ. культуры, 1998. № 2. С. 48.
  200. У сков Г. В. Динамика состояния физического здоровья студентов с различными режимами двигательной активности в период обучения в вузе и коррекция модифицируемых факторов риска развития заболеваний: Автореф. дис. докт. мед. наук. Курган, 2006. 38с.
  201. Н.В., Шишкин Г. С., Уманцева Н. Д. Функциональное состояние внешнего дыхания здоровых студентов // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2004. № 1. С. 134−137.
  202. И.В., Соколова Н. В. Современные проблемы качества жизни студентов // Гигиена и санитария. 2007. № 1. С. 56−58.
  203. C.B. Динамика кровообращения у юношей северян допризывного и призывного возраста: Автореф. дис. канд. биол. наук. Архангельск, 2008. 17 с.
  204. О.В., Иваненко H.B. Психология исследования личности спортсменов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Харьков, 2007. № 5. С. 189−191.
  205. Ю.С. Морфофункциональные и психофизиологические особенности спортсменок, занимающихся спортивной аэробикой: дис.. канд. мед. наук. Томск, 2006. 162 с.
  206. JI.H. Развитие внимания взрослых: Автореф. дис. канд. псих, наук. М., 1972. 28 с.
  207. Е.В. Функциональная ассиметрия мозга и адаптация к экстремальным спортивным нагрузкам: Автореф. дис. докт. пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.
  208. Функциональное состояние студентов при умственной нагрузке / Э. С. Геворкян, С. М. Минасян, H.H. Ксаджикян и др. // Гигиена и санитария. 2005. № 5. С. 55−57.
  209. А.П. Особенности динамики показателей электрического импеданса при дозированных физических нагрузках у студетнов-спортсменов различной специализации // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 5 (107) С. 45−48.
  210. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т.1. 408 с.
  211. Хит Б.Х., Картер Дж. Современные методы соматотипирования. Модернизированный метод определения соматотипов // Вопросы антропологии. М., 1969. № 33. 19 с.
  212. E.H., Перевозчиков И. В. Антропология. М., МГУ, 1999. 408 с.
  213. М.С. Адаптационные особенности спортсменов и лиц, не занимающихся спортом // Вестник Новгородского государственного университета. 2006. № 35. С. 21−24.
  214. O.A. Оздоровительная методика совершенствования морфофункционального состояния и физической подготовленности студенток, проживающих в условиях Крайнего Севера: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 2005. 23 с.
  215. И.А. Методика применения средств оздоровительной аэробики в процессе физического воспитания студенток // Физическое воспитание и спорт учащихся и студенческой молодежи: сб. науч. стат. М.: МГИУ, 2001. С. 50−53.
  216. В.Д. О хроноинотропном резерве миокарда // Физиология человека. 1978. Т.4. № 3.С.394−402.
  217. A.A. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 408 с.
  218. В.Б. Спортивно-медицинская консультация при отборе и определении спортивной специализации юных спортсменов: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. С. 218−229.
  219. Д.З., Байгужин П. А. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. 168 с.
  220. В.Г. Организация физического воспитания студентов в классическом университете с использованием спортивно-оздоровительных технологий // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 2−6.
  221. Д.В. Влияние рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности на физическую подготовленность студентов / Д. В. Широбоков // Науч.-теорет.журнал «Ученые записки». 2009. № 2 (48). С. 96−100.
  222. A.JI. Типологические особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского ВУЗа в динамике лет обучения: Автореф. дис. канд. мед. наук. Волгоград, 2006. 22 с.
  223. Е.А. Физическое воспитание студентов вуза с различной структурой физической подготовленности // Вестник спортивной науки. 2007. № 2. С. 68−70.
  224. А.Г. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влиянием физического воспитания: Автореф. дис. докт. мед. наук. Новосибирск, 1982. 44 с.
  225. Д.В., Подскребышева Н. П. Анализ эффективности использования средств оздоровительной физической культуры в системе самостоятельных занятий студентов высших учебных заведений // Культура физическая и здоровье. 2011. № 6. С. 62−66.
  226. К.Г., Попова Р. Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. 2009. № 1. С. 64−67.
  227. .П., Литовченко О. Г. Теоретические аспекты исследования психической нагрузки в условиях учебной деятельности // Вестник высшей школы. 2005. № 6. С. 3−6.
  228. .П., Литовченко О. Г. Психофизиологическая характеристика уровня работоспособности студентов // Гигиена и санитория. 2008. № 1. С. 60−61.
  229. Annett М. Spatial ability in subgroups of left- and right-handers. // Br. J. Psychol. 1992. V.83. pt.4. Nov. P. 493−515.
  230. Astrand P.O. Physical performance as a function of arge // J.A.M.A. 1968. Vol. 11. № 205. P. 741−743.
  231. Baroreflex control of sinus during dynamic exercise in humans: effects of central command and muscle reflexes / F. Iellamo, J.M. Legramante, G. Raimondi et al // Am. J. Physiol. 1997. V.212. P. H1157.
  232. Behavioral and neurophysiological evidence for altered processing of anxiety-related words in panic disorder / P. Pauli, W. Dengler, G. Wiedemann et al. // J. Abn. Psychol. 1997 V.106. № 2 P. 213−220.
  233. Cefai C., Camilleri L. Healthy students healthy lives. The Health of Maltese University Students / Malta: European Centre for Educational Resilience & Socio-Emotional Health, University of Malta. 2009. 238 p.
  234. Comparison of pulmonary function between children living in rural and urban areas in northern Nigeria / R.H. Glew, H. Kassam, J. Vander Voort et al // Indian. J. Physiol. Pharmacol. 2007. № 3. P. 235−43.
  235. Delaney J.R., Brodie D.A. Effects of Sport-term Psychological Stress on the Time and Frequency Domains of Heart— Rate Variability // Percept. Mot. Skills. 2000. Vol. 91. No. 2. P. 515−524.
  236. Drosdowski Z., Pawlaczyk L. Charakterystyka wydranychcech morfoloogicznych ulwakow okregu Poznanskiego // Przegland antropologiczny. 1958. № 24. P. 2−6.
  237. Dynamic heart rate variability: a tool for exploring sympathovagal balance continuously during sleep in men // H. Otzenberger, C. Gronfier, C. Simon et al. // Am. J. Physiol. 1998. V.275. № 3. P. H946.
  238. Fagard R.H. Exercise characteristics and the blood pressure response to dynamic physical training. // Med Sci Sports Exerc 33. 2001. P. 484−492.
  239. Ferrari, A.U. Modifications of the cardiovascular system with aging // Am. J. Geriatr. Cadiol. 2002. V. 11, № 1. P. 30−33.
  240. Gender determinants of cardiovascular risk factors and diseases / G. Mercuro, M. Deidda, A. Piras, Dessalvi, et al // J. Cardiovasc Med (Hagerstown). 2009 № 13. P. 6769.
  241. Getzel E.E., McManus Sh., Briel L.W. An Effective Model for College Students With Teaming Disabilities and Attention Deficit Hyperactivity Disorders // Research to Practice Brief. 2004. V3, Issue 1. P. 1−6.
  242. Gladwell V.F., Coote J.H. Heart rate at the onset of muscle contraction and during passive muscle stretch in humans: a role for mechanoreceptors // J. Physiol, 2002. 540.3. P. 1095−1102.
  243. Heart rate monitoring as a measure of physical activity in children./ R.J. Iannotti, R.P. Claytor, T.S. Horn et al // Med. Sci. Sports Exerc. 2004. № 11. P. 64−71.
  244. Heart rate variability at rest and exercise: influence of age, gender, and physical training. / J. Gregoire, S. Tuck, Y. Yamamoto et al // Can J Appl. Physiol. 1996. № 6. P. 455−470.
  245. Importance of modulating interaction between sympathetic drive and cardiovascular variability / P. Van De Borne, N. Montano, K. Narkiewicz et al. // Am. J. Physiol. 2001. V.280. P. 722.
  246. Incremental prognostic value of the exercise electrocardiogram in the initial assess ment of patients with suspected angina cohort study / M. Sekhri, A.S. Feder, C. Junghans et al. // BMJ 2008. № 11. P. 337.
  247. Ishida R., Okada M. Spectrum analysis of heart rate variability for the assessment of training effects // Rinsho. Byori. 1997. № 7. P. 685−688.1. Q/u
  248. Karemaker, J.M. Autonomic integranion: ?me physiological basis of cardiovascular variability // J. Physiol. 1999. V.517. P. 316.
  249. Livchits G., Peter I. et al. Genetic analyses of growth curve parameters of body weight, height and head circumference // Ann. Hum. Biol. 2000, V.27, P. 299−312.
  250. Majumdar B., Ray A. Stress and Coping Strategies among University Students: A Phenomenological Study // Indian journal Social Science Researches. 2010. Vol. 7, № 2. P. 100−111.
  251. Mathews A., MacLeod C. Cognitive approaches to emotion and emotional disorders //Ann. Rev. Psychol. 1994 V.45. P. 25−50.
  252. Nageswari K.S., Sharma R., Kohli D.R. Assessment of respiratory and sympathetic cardiovascular parameters in obese school children // Indian. J. Physiol. Pharmacol. 2007. № 3. P. 235−243.
  253. Nutt D.J. The farmacology of human anxiety // Pharmacology and Therapy. 1990. V.47. P. 233−266.
  254. O’Connor John S., Park William Physiology of physical training // US Army Physical Fitness school Fort Benjamin, Indiana, USA. Ann Med Milit Belg., 1994. 8(3). P. 10.
  255. Psychosocial factors and heart rate variability in healthy women / M. Horsten, M. Ericson et al // Psychosom. Mtd. 1999. V.61. P. 49.
  256. Rosen J.B., Schulkin J. From normal fear to pathological anxiety // Psychol Rev 1998.
  257. Starr Y. Clinical Tests of simple method of estimating Cardiac stroke volume from blood pressure and age // Circulation. 1954. № 9. P. 664−668.
  258. Tattersfield Anne E. Advances in respiratory medicine // Clin. Med. 2007. № 5. P. 442−445.
Заполнить форму текущей работой