Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Морфофункциональные особенности детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем привычной двигательной активности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение закономерностей индивидуального развития организма на всех этапах онтогенеза определено прежде всего актуальностью проблемы сохранения здоровья детей и подростков. Однако и к настоящему времени понятие здоровья индивидуума не является точно детерминированным. Последнее связано как с большой широтой индивидуальных колебаний важнейших показателей жизнедеятельности организма, так… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Привычная физическая активность и ее индивидуально-типологические различия
    • 1. 2. Двигательная активность и морфофункциональные состояния организма детей старшего дошкольного возраста
      • 1. 2. 1. Особенности физического и нервно-психического развития детей 6−7 лет
      • 1. 2. 2. Влияние различных режимов двигательной активности на организм детей 6−7 лет и их физическую подготовленность
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 6−7 ЛЕТ
    • 3. 1. Индивидуальные различия привычной двигательной активности на протяжении суточного цикла
      • 3. 1. 1. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у мальчиков на протяжении суточного цикла
      • 3. 1. 2. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у девочек на протяжении суточного цикла
    • 3. 2. Индивидуальные различия привычной двигательной активности на протяжении недельного цикла
      • 3. 2. 1. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у мальчиков
      • 3. 2. 2. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у девочек
  • ГЛАВА 4. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
    • 4. 1. Антропометрические показатели у детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем ПДА
      • 4. 1. 1. Антропометрические показатели у мальчиков старшего дошкольного возраста с различным уровнем ПДА
      • 4. 1. 2. Антропометрические показатели у девочек старшего дошкольного возраста с различным уровнем ПДА
    • 4. 2. Физиометрические показатели у детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем ПДА
      • 4. 2. 1. Показатели сердечно-сосудистой системы и внешнего дыхания у мальчиков старшего дошкольного возраста с различным уровнем ПДА
      • 4. 2. 2. Показатели сердечно-сосудистой системы и внешнего дыхания у девочек старшего дошкольного возраста с различным уровнем ПДА
    • 4. 3. Функциональное состояние и адаптационные возможности детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем привычной двигательной активности
      • 4. 3. 1. Длительность и характер восстановительных реакций после стандартной физической нагрузки у мальчиков с низкой, средней и высокой двигательной активностью
      • 4. 3. 2. Длительность и характер восстановительных реакций после стандартной физической нагрузки у девочек с низкой, средней и высокой двигательной активностью
      • 4. 3. 3. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у мальчиков с различным уровнем ПДА в покое и при функциональной нагрузке
      • 4. 3. 4. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у девочек с различным уровнем ПДА в покое и при функциональной нагрузке
    • 4. 4. Особенности физической подготовленности и двигательных качеств у детей 6−7 лет с различным уровнем ПДА
      • 4. 4. 1. Показатели физической подготовленности и двигательных качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста с различным уровнем ПДА
      • 4. 4. 2. Показатели физической подготовленности и двигательных качеств у девочек старшего дошкольного возраста с различным уровнем ПДА
  • ГЛАВА 5. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
  • 6−7 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПДА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ
    • 5. 1. Морфофункциональные характеристики мальчиков с низкой, высокой и средней ПДА. Критерии разделения индивидуумов на функциональные типы
    • 5. 2. Морфофункциональные характеристики девочек с низкой, высокой и средней ПДА. Критерии разделения индивидуумов на функциональные типы

Морфофункциональные особенности детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем привычной двигательной активности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение закономерностей индивидуального развития организма на всех этапах онтогенеза определено прежде всего актуальностью проблемы сохранения здоровья детей и подростков. Однако и к настоящему времени понятие здоровья индивидуума не является точно детерминированным. Последнее связано как с большой широтой индивидуальных колебаний важнейших показателей жизнедеятельности организма, так и с разнообразием факторов, влияющих на здоровье (Судаков К.В., 1984, 1985, 1993, 1996; Агаджанян М. А., 1984, 1994, 1997; Брехман И. И., 1990; Лищук В. А., Мосткова Е. В., 1994; Крутько В. М., 1994; Айзман Р. И., Великанова JI.K., 1997; Безматерных А. Э., Куликов В. П., 1998).

Вместе с тем, здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. С этой целью используется множество подходов (Дмитриева Н.В., Глазачев О. С., 2000; Койносов П. Г. с соавт., 2001; Соловьев B.C. с соавт., 2001). В качестве основы для более полной оценки функциональных резервов организма и установления его резистентности к разным факторам окружающей среды может быть предложена физиологическая потребность в двигательной активности (Куликов ВН., Киселев В. И., 1998; Колпаков В. В. с соавт., 1998).

Последние публикации показывают, что уровень привычной двигательной активности определяет основу для выделения функциональных типов конституции (Колпаков В.В. с соавт., 1998, 1999, 2002; Бабакин Е. А., 1999; Брагин А. В., 1999; Шунько Е. Л., 2001). Данные материалы получены у лиц в возрасте 12−25 лет и в различных экологических условиях. В связи с этим изучение привычной двигательной активности у детей дошкольного возраста с учетом их морфофункциональных особенностей также является актуальным и дает возможность дальнейшей разработки фундаментальной базы для более полного обоснования функциональной индивидуальности человека.

Проводимые исследования кроме фундаментальных аспектов имеют также существенное прикладное значение. Известно, что смена социальных условий представляет для ребенка значительные трудности (Макшанцева JI.B., 1998).

Вместе с тем, посещение дошкольных учреждений должно являться одним из определяющих факторов формирования и развития здоровья ребенка, а также направленной подготовки его к учебе в школе. В связи с этим выполнение данной работы будет способствовать не только физиологическому обоснованию индивидуально-типологической физической активности, но и разработке медико-биологических основ жизнедеятельности и повышению функциональных возможностей организма на ранних этапах онтогенеза.

Цель работы. Исследовать морфофункциональные особенности детей 6−7 лет с различным уровнем привычной двигательной активности и определить критерии разделения индивидуумов на функциональные типы.

Основные задачи исследования.

1. Изучить индивидуальные различия привычной двигательной активности (ПДА) у детей 6−7 лет в условиях организованного коллектива, оценить их физическое развитие и состояние здоровья.

2. Исследовать функциональное состояние и адаптационные возможности старших дошкольников. Определить длительность и характер восстановительных реакций после стандартной физической нагрузки у детей с низкой, средней и высокой двигательной активностью.

3. Оценить степень напряжения регуляторных механизмов у детей с различным уровнем ПДА в покое и при функциональной нагрузке.

4. Провести диагностику физической подготовленности и выявить различия двигательных качеств у детей с различным уровнем ПДА.

5. Установить морфофункциональные критерии разделения индивидуумов в группы с низкой, средней и высокой двигательной активностью. На основе полученных данных составить «физиологический портрет» различных функциональных типов.

Научная новизна.

Впервые проведены комплексные морфофункциональные исследования детей старшего дошкольного возраста разных функциональных типов. Установлено, что суточная и недельная двигательная активность у мальчиков и девочек 6−7 лет является стабильным индивидуальным признаком при относительном постоянстве режима дня в условиях организованного коллектива. По объему общей двигательной активности выделено три функциональных типа: дети с низкой (I группа), средней (И группа) и высокой (III группа) привычной двигательной активностью.

Дана оценка двигательной активности, физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. При преимущественном нормосоматическом типе физического развития детей старшего дошкольного возраста каждый из установленных функциональных типов имеет характерные морфофункциональные показатели («физиологический портрет»).

Для детей с высоким уровнем привычной двигательной активности характерны экономичность функционирования сердечно-сосудистой системы, более высокие восстановительные возможности организма после стандартной физической нагрузки, наибольшие показатели ЖЕЛ и кистевой силы, наименьший индекс напряжения регуляторных систем и сбалансированное состояние вегетативной нервной системы — эйтония.

У детей с низким уровнем ПДА в границах нормативных показателей отмечались наибольший индекс напряжения регуляторных систем, характерный для умеренной симпатикотонии, повышение индекса вегетативного равновесия и значений вегетативного показателя ритма сердца, удовлетворительные восстановительные возможности организма после стандартной физической нагрузки, а также меньшие показатели ЖЕЛ и кистевой силы.

При этом у мальчиков с высокой ПДА по сравнению с другими группами отмечалось умеренное преобладание роста в длину и незначительное превышение верхней границы гармоничности развития, у девочек с различной ПДА отмечались менее выраженные межгрупповые различия и прямой взаимосвязи между антропометрическими показателями и уровнем ПДА выявлено не было.

При проведении тестирования на определение скоростных качеств, выносливости и гибкости наиболее высокие показатели отмечались у детей с высокой ПДА. При определении скоростно-силовых качеств межгрупповые различия как у мальчиков, так и у девочек были менее выражены.

Научно-практическая значимость.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Тюменской государственной медицинской академии и является фрагментом комплексной темы «Системные механизмы рецепции, компенсации и восстановления функций при индивидуальных различиях потребности в движениях, состоянии напряжения (интенсивная производственная деятельность в условиях Крайнего Севера) и клинико-экспериментальных исследованиях» и «Медико-биологические проблемы здоровья населения Тюменской области» раздел 1 «Охрана здоровья детей, подростков и студентов» (№ гос. регистрации 1 990 008 256, шифр 214−10).

В результате комплексного подхода изучены морфофункциональные особенности детей старшего дошкольного возраста (6−7 лет) с различным уровнем привычной двигательной активности. Это позволило разработать объективные методы оценки их функционального состояния и дало возможность использовать индивидуальный подход педагогов и персонала дошкольного учреждения к каждому ребенку с учетом выраженности общей локомоторной активности.

На основе полученных результатов исследования разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения № 113 г. Тюмени методические рекомендации «Морфофункциональные особенности детей 6−7 лет с различным уровнем привычной двигательной активности в условиях организованного коллектива» (Тюмень, 2002) и внесены дополнения в должностные инструкции воспитателя физической культуры.

В соавторстве подготовлено методическое пособие «Опыт работы ДС № 113 по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей» (Тюмень, 2000).

Полученные материалы исследования используются в преподавании на кафедрах нормальной физиологии, нормальной анатомии, лечебной физкультуры и врачебного контроля ТГМА, на кафедре физиологии и анатомии человека и животных ТГУ и на факультете физической культуры ТГУ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Дети старшего дошкольного возраста с различным уровнем привычной двигательной активности имеют характерные морфофункциональные особенности и относятся к разным функциональным типам.

2. Для мальчиков и девочек с высокой ПДА характерны экономичность функционирования сердечно-сосудистой системы, более высокие восстановительные возможности организма после стандартной физической нагрузки, наибольшие показатели ЖЕЛ и кистевой силы, наименьший индекс напряжения регуляторных систем и сбалансированное состояние вегетативной нервной системы — эйтония. 3. По сравнению с детьми, имеющими высокий уровень ПДА, у детей с низкой привычной двигательной активностью наблюдается наибольший индекс напряжения регуляторных систем, характерный для умеренной симпатикотонии, удовлетворительные восстановительные возможности организма после стандартной физической нагрузки и более низкие показатели физической подготовленности.

Апробация работы. Материалы и основные положения диссертации доложены и обсуждены на Международных симпозиумах «Медицина и охрана здоровья — 1999, 2001 и 2002» (Тюмень, 1999, 2001, 2002), на Межрегиональной научной конференции Сибири и Дальнего Востока, посвященной 150-летию со дня рождения академика Ивана Петровича Павлова (Томск, 1999), на IX и X Международных конференциях «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 2000, 2001), на I Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье человекаXXI век» (Томск, 2000), на XVIII съезде Физиологического Общества имени И. П. Павлова (Казань, 2001).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 153 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, собственных исследований, обсуждения результатов, выводов и списка литературы, включающего 259 источников (отечественных — 194 и иностранных — 65). Работа иллюстрирована 19 таблицами и 15 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. Комплексный подход при обследовании детей 6−7 лет с оценкой общей двигательной активности, физического развития, функционального состояния и физической готовности позволил выделить три функциональных типа и характерные для каждого из них морфофункциональные показатели («физиологический портрет»).

2. Суточный и недельный объем двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста является стабильным индивидуальным признаком при относительном постоянстве режима дня в условиях организованного коллектива. По объему общей ДА выделены функциональные типы с низкой, средней и высокой привычной двигательной активностью.

3. У старших дошкольников установлена взаимосвязь между некоторыми антропометрическими показателями и уровнем ПДА, которая была наиболее выражена у мальчиков:

— для мальчиков III группы (ВПДА) по сравнению с I группой (НПДА) и II группой (СПДА) отмечались более выраженные длина и масса тела, окружность головы, площадь поверхности тела и наименьшие индекс Бругша, индекс Вервека, окружность грудной клетки, что свидетельствовало об умеренном преобладании роста в длину и незначительном превышении верхней границы гармоничности развития;

— у девочек с различной ПДА отмечались менее выраженные межгрупповые различия и прямой взаимосвязи между антропометрическими показателями и уровнем ПДА выявлено не было.

4. Как у мальчиков, так и у девочек старшего дошкольного возраста наибольший процент лиц с нормосоматическим типом физического развития наблюдался во II группе со средним уровнем привычной двигательной активности (соответственно 88,9% и 85,9%). С гармоничным физическим развитием наибольший процент лиц отмечался у мальчиков с СПДА и НПДА (соответственно 71,1% и 75,5%) и у девочек с СПДА (84,2%).

5. Каждый функциональный тип имеет свои физиологические особенности. По сравнению с I группой у мальчиков и девочек с ВПДА отмечались наименьшие показатели частоты сердечных сокращений, ударного объема, минутного объема крови, систолического индекса и наибольшие показатели жизненной емкости легких, систолического, диастолического, среднего артериального давления, общего периферического сопротивления сосудов и кистевой силы.

6. При оценке функциональных резервов и адаптивных возможностей у мальчиков и девочек с различным уровнем ПДА в каждой группе превалировал нормотонический тип восстановления пульса и АД после стандартной физической нагрузки (соответственно 75%, 88,9%, 80,8% и 72%, 88,7% и 81%). У детей с низкой ПДА дополнительно отмечались гипотоническая и дистоническая реакции, а у детей с высокой ПДА восстановление в 19,2% у мальчиков и 13,6% у девочек проходило по гипертоническому типу.

7. У старших дошкольников установлена тесная взаимосвязь между уровнем ПДА и состоянием регуляторных систем вегетативной нервной системы и вегетативной реактивностью:

— для детей с НПДА характерны наибольший индекс напряжения регуляторных систем, соответствующий умеренной симпатикотонии, а так же увеличение индекса вегетативного равновесия и значений вегетативного показателя ритма,.

— для детей с ВПДА отмечались наименьший индекс напряжения регуляторных систем, сбалансированное состояние вегетативной нервной системы — эйтония и нормальная вегетативная реактивность на клиноортостатическую пробу.

8. Для более полной физиологической оценки детей с различной ПДА определена их физическая подготовленность. Как у девочек, так и у мальчиков III группы (ВПДА) по сравнению с I группой (НПДА) наиболее высокие показатели установлены при проведении тестирования на определение скоростных качеств, выносливости и гибкостипри определении скоростно-силовых качеств межгрупповые различия были менее выражены.

9. Установление морфофункциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем ПДА позволило разработать дополнительные критерии для индивидуального подхода по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты комплексных исследований обобщены в методическом пособии «Опыт работы ДС № 113 по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей» (Тюмень, 2000) и методических рекомендациях «Морфофункциональные особенности детей 6−7 лет с различным уровнем привычной двигательной активности в условиях организованного коллектива» (Тюмень, 2002) и внедрены в учебно-воспитательный процесс муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения № 113 г. Тюмени для оценки общей двигательной активности и морфофункциональных особенностей детей с различным уровнем ПДА.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Адаптация и резервы организма // М.: Физкультура и спорт. 1983. 246 с.
  2. Н.А. Физиологические и социальные аспекты адаптации человека к экстремальным условиям и узловые вопросы современной физиологии. Томск, 1984. С. 47−63.
  3. Н.А. Интегративная медицина // Вестник новых медицинских технологий. 1997. — Т.4. — № 1. — С. 43.
  4. А.А. Эпидемиологические и профилактические исследования предвестников атеросклероза у детей и подростков // Кардиология. 1987. — Т. 27. — № 1. — С. 46−50.
  5. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 5−61.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 446 с.
  7. М.В., Кольцова М. М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  8. М.В., Соколова Н. В. Особенности умственной работоспособности медлительных и подвижных детей учащихся I-IV классов, проживающих в экстремальных климатических условиях. // Физиология человека. — 1993. — Т. 19. — № 4. — С. 14−22.
  9. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967. -476 с.
  10. И.А., Очерки по возрастной физиологии. М., 1976. -475 с.
  11. И.А. Особенности стресса и адаптации в разные возрастные периоды в свете данных негэнтропийной теории онтогенеза // «Нервные и эндокринные механизмы стресса». Кишинев, Штинница, 1980. С. 3−24.
  12. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы негэнтропии, теории онтогенеза. М.: Наука, 1982.-270 с .
  13. А.С. Гигиеническая характеристика состояния здоровья детей шестилетнего возраста, обучающихся при различных режимах, и разработка критериев для выявления детей «группы риска»// Автореф. дисс. канд. мед. наук. Москва, 1987.-23 с.
  14. Е.А. Роль рецепции и физической работоспособности человека в формировании индивидуальной потребности в двигательной активности // Дисс.. канд. мед. наук, Тюмень, 1999.- 146 с.
  15. P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья. Валеология. СПб. 1993.
  16. В.К., Запорожнов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987.-223 с.
  17. В.К. Онтокинезология человека: проблемы становления развития// Тезисы докладов XVIII съезда Физиологического общества имени И. П. Павлова. Казань, 2001. С. 474.
  18. А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы, пути решения. // Российск. педиатр, ж. 1998. — № 1. — С. 5−8.
  19. А.А., Щеплягина JI.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 5. — С. 5−11.
  20. Л.Э., Куликов В. П. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья// Физиология человека. 1998. — Т.24. — № 3. — С. 79−85.
  21. М.М., Мачинская Р. И., Фарбер Д. А. Функциональное созревание мозга и адаптация к школе/ Матер. XVIII съезда физиологического общества имени И. П. Павлова. Казань, 2001. -С.477−478.
  22. В.В. Качество выносливости и здоровье дошкольников // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников: Сб. науч. тр. /ВНИИФК/ Под общ. ред. Е. Я. Бондаревского. М., 1988. — С. 67−73.
  23. Л.М., Голдовская Д. Ш., Давыдовский Л. Я. Основы кардиологии детского возраста: Справочник/ Под общ. ред. Р. Э. Мазо. Минск: Навука i тэхника, 1991. 383 с.
  24. С.Н. Влияние режимов ДА на частоту нарушений ритма сердца, вегетативный гомеостаз и физическую работоспособность школьников с аритмиями// Педиатрия. 1986. — № 6. — С. 20−23.
  25. А.В. Физиологическая потребность в двигательной активности у лиц с различной устойчивостью зубов к кариесу // Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Курган, 1999. -22 с.
  26. И.И. Валеология наука о здоровье// М.: ФиС, 199. — 30с.
  27. О.А., Агаджанян Н. А., Батурин, Твердякова. Морфофункциональная оценка состояния здоровья подростков// Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 3. — С. 86−93.
  28. Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6−7 лет// Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю. Ф. Змановского и Н. Т. Тереховой. М., 1980. — С. 15−26.
  29. Ю.С., Ситдиков Ф. Г., Исхакова А. Т. Особенности сердечной деятельности детей 5−7 лет при нагрузках различной мощности// Физиология человека. 2000. — Т.26. — № 3. — С. 108 112.
  30. Ю.И. Экопатология детского возраста. // Педиатрия. -1995.-№ 4.-С. 26−33.
  31. Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. — С. 5−9.
  32. Е.О. Дифференцированный анализ пространственно-временной организации электрической активности мозга детей 6 и 7 лет при различных функциональных состояниях // Автореф. дисс.. канд. биол. наук. Москва, 1982. — 17 с.
  33. И.М. Закономерности физического развития детей и методы их оценки. JL, 1986. 56 с.
  34. В.Д., Батуев А. С., Жданов В. А. и др. Физиология плода и детей. М.: Медицина, 1988. 224 с.
  35. Н.Н., Соловьев B.C. Методы оценки функционального состояния кардиореспираторной системы человека. Изд-во Тюменского государственного университета. 1997. 24 с.
  36. Н.Н., Кривощеков С. Г., Загайнова А. Б. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма вусловиях Западной Сибири / Под общей ред. С. Г. Кривощекова. Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. 108 с.
  37. Н.Р., Чербикова Г. Е. Валеологические аспекты поведенческих концепций поисковой активности и выученной беспомощности // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Липецк, 1996. С. 30−35.
  38. Н.Р. Поисковая активность как механизм поведенческой адаптации // III съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов, Новосибирск, 1997, № 80. -С. 46.
  39. Н.Р. Функциональная организация поисковой активности // Автореф. дисс.. докт. мед. наук, Чита, 1998. -42 с.
  40. Н.Р., Чербикова Г. Е. Дезадаптивная роль поведенческой депрессии, вызванной неизбегаемым стрессом, в анализе причин повышения заболеваемости // Проблемы туберкулеза в Амурской области. Благовещенск, 1997.-С. 112−115.
  41. Т. А. Связь психического развития и состояния здоровья детей// Тезисы докладов IV съезда физиологов Сибири. Новосибирск, 2002. С. 67.
  42. В.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3−6-летнего возраста разных типов конституции // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — С. 3943.
  43. Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности// Детская спортивная медицина/Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева, М.: Москва, 1980. С. 12−34.
  44. А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Л.: Медицина, 1984. 304 с.
  45. А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. -288 с.
  46. Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4−7 лет) // Дисс.. канд. биол. наук, Краснодар, 1988. 180 с.
  47. Детская спортивная медицина /Под ред. Тихвинского С. Б., Хрущева С. В. М.: Медицина, 1980. 440 с.
  48. Н.В., Глазачев О. С. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (системно-информационный подход). М., 2000. -214 с.
  49. Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей// Гигиена и санитария. 1994. — № 9. -С. 21−23.
  50. В. А., Келлер X., Мураенко Н. М. и др. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник // М.: Медицина, 1997. 288 с.
  51. Г. Н. Функциональное состояние систем вегетативного обеспечения у детей 6−16 лет// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.1У Всесоюз. конф. «Физиология развития». М., 1990. С. 103.
  52. Е.Ю., Муравов О. И. Влияние физической активности на здоровье: обзор научных исследований. 1998, № 4. С. 7−13.
  53. Н.В., Колосова Т. С., Малышев Д. А. и др. Психофизиологические корреляты успешности адаптации ребенка к систематическому обучению // Тезисы докладов XVIII съездафизиологического общества имени И. П, Павлова. Казань, 2001. -С. 517.
  54. Ф.Н., Кузнецов А. П. Основы физиологии здоровья. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 2001. 258 с.
  55. Л.Н., Леднова М. И. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций у детей 7 лет// Тезисы докладов XVIII съезда физиологического общества имени И. П. Павлова. Казань, 2001. С. 519.
  56. Т.Н. Комплексная программа закаливания, физического развития, профилактики нарушений осанки, плоскостопия в детских учреждениях. Тюмень: издание Тюменского университета, 1994. -21 с.
  57. А.П., Потапов В. Н., Ненашева А. В. и др. Проблемы и перспективы ноосферного человека. // Прогрессивные технологии здравостроения: Сборник научных работ. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. — Вып. III. — С. 7−16.
  58. А.П., Мкртумян А. Н., Личагина С. А. и др. Ключевые проблемы здоровья учащихся общества информационной цивилизации // Оздоровительные технологии XXI века. Материалы международной научно-практич. конф. Челябинск, 2002. С.23−29.
  59. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека// Новосибирск, Наука, 1986. 120 с.
  60. В.Г., Музалевская Н. Н., Зверева С. В. и др. Показатели флуктуаций кардиоинтервалов при различных функциональных состояниях дошкольников // Физиология человека. 2001. — Т.27. -№ 3.-С. 89−94.
  61. В.А. Двигательный режим детей 6-летнего возраста при обучении в общеобразовательной школе // Гиг. и сан. 1986.12.-С. 70−71.
  62. В.И., Шарапова П. Х., Куликов В. П. Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность студентов // Теория и практика физической культуры. -1991.- № 6. -С. 21−23.
  63. А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л., «Наука, 1979. 164 с.
  64. Г. В. Возрастные особенности морфофункционального развития миокарда левого желудочка у детей 5−9 лет hppt//mailavpu.pomorsu.ru., 2000. С. 1−3.
  65. П.Г., Соколов А. Г., Койносов А. П. и др. Физическое развитие детей Тюменской области //Научный вестник Тюменской медицинской академии. 2001. — № 4. — С. 107.
  66. П.Г., Соколов А. Г., Орлов С. А. и др. Конституциональная вариабельность организма русских детей Тюменской области // Научный вестник Тюменской медицинской академии. 1999. — № 3−4. — С. 172.
  67. В.В., Ананьев В. Н. Реактивность сердечно-сосудистой системы к нейромедиаторам в условиях низких температур. Тюмень, Изд-во научно-мед. журнала «Вопросы теоретической и экспериментальной медицины», 1996.-206 с.
  68. В.В., Ананьев В. Н., Фатеева Н. М. и др. Роль рецепторов в механизмах компенсации и восстановления физиологических функций // Тезисы докладов 3-го съезда физиологов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. С. 107.
  69. В.В., Бабакин Е. А., Брагин А. В. Конституциональный подход в оценке привычной двигательной активности человека. //Основные направления формирования здоровья человека на Севере. /Матер. Научн.конф., Красноярск, 1999.-С. 143−146.
  70. В.В., Бабакин Е. А., Семенов В. В., Ананьин Е. Ю. Функциональная индивидуальность человека как составляющая конституции. //Тез.докл. 28 съезда Физиолог, об-ва им. И. П. Павлова, Казань, 2001. С. 529.
  71. В.В., Бабакин Е. А., Шунько E.JL, Беспалова Т. В. Системный подход в оценке функциональных типов конституции// Научный вестник Тюменской медицинской академии. 2002. — № 7−8. — С. 79.
  72. А.З. Кислородный режим организма ребенка и подростка. Киев: Наукова думка, 1973.-248 с.
  73. Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма// Автореф. дисс.. докт. мед. наук. Томск, 1990. -48 с.
  74. В.Н., Гичан А. А. Оптимизация двигательной активности и массы тела у детей в дошкольных учреждениях.// Здравоохранение Белоруссии. 1998. — № 2. — С. 63−66.
  75. О.В., Ярошенко Ю. Т. Максимальное потребление кислорода у мужчин в зависимости от возраста и уровня двигательной активности.// Физиология человека. 1996. — Т. 22. -№ 4.-С. 100−103.
  76. В.Н. Подходы к «общей теории здоровья»// Физиология человека. 1994. — Т.20. — № 6. — С. 34−42.
  77. А.П., Григорович О.^ Основы физиологии здоровья. Курган: Ич 7-во Курганского гос. уг-та. 2001. 258 с.
  78. Г. Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков М • Медицина, 1986. 128 с.
  79. Т.Д., Разживина И. М. Уровни функциональной зрелости системы дыхания в различные периоды онтогенеза удетей и подростков// Материалы международ, конф. «Физиология развития ребенка». М., 2000. С. 245−246.
  80. В.П. Индивидуальные различия потребности в движениях и их значение для оптимизации двигательной активности.// Автореф. дисс.. докт. мед. наук. Томск, 1991. -44 с.
  81. В.П., Киселев В. И. Потребность в двигательной активности. Физиол.-валеол. Реабитология. /Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, 1998. 150 с.
  82. Т.Э. Сравнительная оценка функционального состояния организма детей при разных формах обучения с шестилетнего возраста// Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Москва, 1987.
  83. Н.Ю. Психо-эмоциональный статус детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем двигательной активности/ Материалы X Межд. симп. «Эколого-физиологическиее проблемы адаптации». Москва, 2001. С. 296.
  84. Н.Ю. Психофизиологические характеристики детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем двигательной активности.// Дисс.. канд. биол. наук. Тюмень, 2002.- 155 с.
  85. Н.Т., Глейзеров В. И., Болдина Н. А. Пути оптимизации ДА детей и подростков // Теор. и практ. физ. культуры. 1986. -№ 1.-С. 28−30.
  86. Л. А. Гигиенические основы формирования профессиональной пригодности подростков. // Автореф. дисс.. докт. мед. наук. Москва, 1981. -46 с.
  87. И.В., Агапитов Л. И. Метод суточного мониторирования артериального давления в диагностике артериальной гипертензии у детей// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. -№ 2.-С. 32−38.
  88. B.C., Михайленко А. А., Панов А. Г. клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1979. -215 с.
  89. Лях В. И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории и методики их развития в практике физического воспитания.// Физическая культура в школе. 1996. — № 2. — С.2−6.
  90. А.В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. СПб: ИКФ «Фолиант», 1999. 928 с.
  91. Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у дегей, начинающих посещать детский сад. // Психологическая наука и образование. 1998. — № 2. — С.41 — 47.
  92. А.Г. Морфологическая характеристика альвеол и легочных капилляров в условиях Севера.// Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск, 1975. Т.2. — С. 85−88.
  93. Т.М., Ермолаев О. Е. Введение в психофизиологию. М.: Изд-во «Флинта», 1997.-240 с.
  94. М.Т. Гигиеническое обоснование физического воспитания с активным развитием функций, значимых для трудового обучения школьников. // Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Москва, 1987. 21 с.
  95. Г. Н. Двигательное развитие детей 5−6 лет в связи с ориентацией к сложнокоординационной спортивной деятельности// Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1992. -19 с.
  96. М.Р. Лекции по физиологии моторно-висцеральной регуляции. Пермь, 1972.
  97. Н.Н., Лысова Н. Ф., Шуленина Н. С. и др. Влияние ароматерапии на психофизиологические показатели старшихдошкольников II Тезисы докладов IV съезда физиологов Сибири. Новосибирск, 2002. С. 190.
  98. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. -272 с.
  99. Ю.С., Демидов В. А., Волков А. Г. и др. Двигательная активность как фактор укрепления здоровья детей и подростков// Тезисы докладов XVII Съезда физиологов России. Ростов-на-Дону, 1998.-С. 454.
  100. .А. Конституция человека// Итоги науки и техники. Серия «Антропология», М: ВИНИТИ, 1991, т.4. 151 с.
  101. .А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 5−7.
  102. .А., Корнетов Н. А. Медицинская антропология и восстановительная медицина// Российские морфологические ведомости. 1997. — № 2−3. — С. 141−145.
  103. .А., Хапалюк А. В. Конституциональные диссоциации и их клиническое значение// Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии. Материалы конференции. Красноярск, 1997. С. 64−65.
  104. Н.А. Индивидуальные различия в формировании двигательных качеств дошкольников/ Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: Межвузов, сб. науч. тр. -Л., 1985.-С. 146−151.
  105. Н.И., Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 376 с.
  106. О.А., Кулинич Т. Э., Корецкая Л. Р. Динамика некоторых показателей здоровья детей, обучающихся сшестилетнего возраста // Педиат., акуш. и гин. 1986. — № 5. — С. 25−28.
  107. А.Д., Бакулина С. Ю., Зеленина М. Д., Пономарева И. А. Пути совершенствования медицинской помощи подросткам// Научный вестник Тюменской медицинской академии. 2001. — № 6(14).-С. 10.
  108. А.Н., Пшенцова И. Л. Функциональное состояние кровообращения и некоторые показатели крови у детей в процессе адаптации к школе в условиях Севера.// Педиатрия. 2000. — № 4. -С. 58−61.
  109. Л.В. Влияние навязанной мышечной деятельности на спонтанную двигательную активность// Энергетика поведения и спонтанная деятельность. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. — С. 61−69.
  110. Ю.М. Определение работоспособности учащихся. М.: Медицина, 1985.- 128 с.
  111. .Р. Физиологические особенности системы крови, кровообращения и дыхания в детском возрасте. Методическое руководство. Ашхабад, 1985. 26 с.
  112. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
  113. М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. -256 с.
  114. Ю.И., Венгер Т. Ф. Здоровый ребенок (физиологические параметры детского возраста). Красноярск. КрасГМА. — 1997. -109 с.
  115. .И., Щетинкин E.JL, Авсеева Е. Ю. и др. Феномен цикличности уровня заболеваемости детей в дошкольных учреждениях // Оздоровительные технологии XXI века. Материалы межд. научно-практической конференции. Челябинск, 2002. С. 35−40.
  116. М.М., Ахутина Т. В., Семаго Н. Я. и др. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов // М.: АРКТИ, 2001 .-136 с.
  117. М.И., Борисов В. В., Фетисов А. А. и др. Физическое развитие дошкольников Восточного Забайкалья //Материалы X международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». Москва, 2001. С. 474−475.
  118. Г. Н., Сухарев А. Г., Белостоцкая Е. М. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей /Под ред. Сердюковской Г. Н. и Сухарева А. Г. М.: Медицина, 1986. — 496 с.
  119. О.А. Особенности морфофункционального развития организма детей в пре- и пубертатном периоде онтогенеза с различным уровнем двигательной активности.// Автореф. дисс... канд. биол. наук. Тюмень, 1998.-20 с.
  120. О.В. Гигиеническая оценка двигательного режима детей старшего дошкольного возраста в детском саду. //Гиг. и сан. -1982.-№ 11.-С.39−41.
  121. О.В. Медицинские аспекты и пути оптимизации физического воспитания детей. Харьков, 1979. С. 215−216.
  122. Р.В., Теосте М. Э. Величина естественной двигательной активности у детей и подростков г. Таллина // Гипокинезия и спортивная гиперкинезия растущего организма и их коррекция. Тез. докл. Ташкент, 1983. — С. 52−53.
  123. А.Д. Проблемы поведения животных в эколого-физиологическом освещении. // Сложные формы поведения. М.- Л.: Наука, 1965.-С. 27−40.
  124. А.Д. Терморегуляция при мышечной деятельности/ТВ кн.: Физиология мышечной деятельности труда и спорта. Л.: Наука, 1969.-С. 220−226.
  125. А.Д. Адаптация к холоду. М., 1971. 282 с.
  126. А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения // Л.: Наука, 1976. 211 с.
  127. А.Д. Учение о физиологических адаптациях//Экологическая физиология животных. Л.: Наука, 1979, ч.1.-С. 79.
  128. А.Д. Виды и формы адаптивного поведения животных.// Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности: Руководство по физиологии. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. -С. 23−79.
  129. В.М. Особенности физиологии детей. М.: РГМУ. 1993. -168 с.
  130. В.М. Физиология человека. М.: Медицина, 2001. 608 с.
  131. К.М. Гипокинезия//Успехи физиол. наук, 1972. № 1. С. 3−20.
  132. B.C. Адаптация детского организма к условиям севера// Проблемы сохранения и укрепления здоровья. Сб. науч. тр. Серия: Валеология. Вып.9. — М-Тюмень, 1995. — С. 202−205.
  133. B.C. Эволюционные и популяционные аспекты физиологии и экологии человека в Тюменской области. http//www.tmn.ru, 2000. С. 1−4.140
  134. B.C., Белкин A.B., Дубровский B.H. и др. Комплексность и системность в изучении адаптивного развития и поведения человека // Тезисы докладов IV Съезда физиологов Сибири. Новосибирск, 2002. С. 264.
  135. С.В. Морфологические и функциональные характеристики подростков г.Ханты-Мансийска// Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Курган, 2001. 22 с.
  136. А.С., Есина Е. М. Функциональное развитие детей дошкольного возраста //Матер, итог, научн. конф. ин-та за 1997 г. СПб.: ВИФК. — 1998. — С. 142−143.
  137. В.П., Дроздов Н. П., Захарова Г. Я., Лыкасов А. Г. Основные принципы закаливания и физического воспитания детей/ Методическое пособие обучающего типа для студентов педиатрического факультета. Тюмень, 2001. 12 с.
  138. К.В. Общая теория функциональных систем.// М.: Медицина, 1984. С. 224.
  139. К.В. Социальные аспекты физиологии // Проблемы социальной физиологии. М.: Издание 1ММИ им. И. М. Сеченова, 1985.-С. 5−12.
  140. К.В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса // Физиология человека. 1996. — Т. 22. -№ 4. — С. 73−78.
  141. К.В. Теоретические основы психической деятельности //Системные аспекты психической деятельности: (под ред. К.В.Судакова). Александров Ю. И., Брушлинский А. В., Судаков К. В., Умрихин Е.А.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.-272 с.
  142. К.В., Кокина Н. Н. Теория системогенеза на современном этапе // Журнал невропатологии и психиатрии. 1982. — Т. 82.10.-С. 1446−1453.
  143. К.В., Надирашвили СЛ., Швыркова Н. А. Теория системогенеза. М.: 1997. 568 с.
  144. Т.И., Данилушкина В. И., Бланин А. Д. Двигательные возможности детей 4−6-летнего возраста разных соматотипов // Актуальные проблемы физического воспитания школьников: Матер. Всероссийск. науч. конф. Малаховка, 1999. — С. 124−126.
  145. А.Г. Гигиеническое нормирование двигательной активности детей и подростков // Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков/ ВНИИГДиП. М., 1980.-С. 16−22.
  146. А.Г., Шелонина О. А. Гигиенические принципы организации целенаправленного физического воспитания учащихся одногодичных профессионально-технических училищ // Гиг. и сан. 1985.-№ 7.-С. 58−61.
  147. А.Г., Теленчи В. И., Шелонина О. А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков. Москва, 1988. 71с. (Обзор информации ВНИИМиМТИ. Серия «Гигиена" — Вып. 3).
  148. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.-272 с.
  149. С.Б., Аулик И. В. Определение, методы и оценка физической работоспособности детей и подростков. М.: Москва, 1980.-С. 171−189.
  150. И.О., Андреева И. Г. Сенситивные периоды развития сердечно-сосудистой системы. Влияние экологических и гелиометеофакторов// XVII съезд физиологов России. Ростов-на-Дону, 1998.-С. 16.
  151. Р. Биохимическая индивидуальность. Основы генетотрофной концепции. М., 1960.
  152. И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Беларусь, 1994. — 446 с.
  153. B.JI. Оптимальные режимы двигательной деятельности у детей и взрослых в норме и патологии: Обзорная информация // Медицина и здравоохранение. Сер. Педиатрия. № 1. М.: ВНИИМИ. 1981.-82 с.
  154. Д.А., Безруких М. М., Дубровинская Н. В. и др. Нейрофизиологическая основа формирования когнитивных процессов в онтогенезе: сенситивные и критические периоды // Тезисы докладов XVII съезда физиологов России. Ростов-на-Дону, 1998.-С.16.
  155. Д.А., Безруких М. М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка// Физиология человека. 2001. — Т. 27.-№ 5.-С. 8−16.
  156. Физиология роста и развития ребенка (теоретические и клинические вопросы)./Под ред. А. А. Баранова, JI.A. Щеплягиной. М., 2000. 584 с.
  157. С.О. Мир движений мальчиков и девочек/ Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 96 с.
  158. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. 224 с.
  159. Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1992. С. 276−283.
  160. Н.А. Физиология человека. 3-е изд. М.: Просвещение- Владос, 1995.-416 с.
  161. В.Г. Возрастные особенности проявления общей выносливости у детей дошкольного возраста и методиках ее воспитания в условиях детского сада // Автореф. дисс.. канд. биол. Наука. Москва, 1977. 20 с.
  162. В.Г. Воспитание общей выносливости у детей 5−7 лет// Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков: Сб. науч. тр. М., 1980. — С. 104 114.
  163. В.Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
  164. В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986. 166 с.
  165. Е.Н. конституция и биохимическая индивидуальность человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 160 с.
  166. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1977. С. 214.
  167. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980. — 224 с.
  168. Т.С. Сравнительная характеристика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. // Гигиена и санитария. 1986. — № 6. — С. 38−40.
  169. В.М., Крылов В. И. Анализ кардиоинтервалограмм у детей. Тюмень, 1988. 15 с.
  170. В.М. Основы здоровья детей. Т.: Изд-во имени Ибн Сины, 1992.-207 с.
  171. А.В., Бахрах И. И., Дорохов Р. Н. Физическое развитие детей и подростков, исследования и оценка//Детская спортивная медицина. М.: Москва, 1980. С. 144−165.
  172. В.Я. Физиология функции легких у детей и подростков.// Новые исследования по возрастной физиологии. -1980.-№ 1.-С. 43−46.
  173. В.Н., Шишкина В. А., Ермак Н. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Мн.: Ушвератэцкае, 1998.- 184 с.
  174. Н.М. Ударный и минутный выброс сердца, потребление кислорода и их изменение под влиянием физической нагрузки.// Физиология человека. 1983. — Т.9. — № 1. — С. 83−91.
  175. И.С., Савельева Б. П., Лукина О. Ф. и др. Функциональная диагностика дыхательной недостаточности у детей. //Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1997. — Т. 42. — № 4. — С. 2431.
  176. Н.И., Гуштурова И. В. Влияние различных двигательных режимов на состояние двигательного аппарата и сердечнососудистой системы у детей дошкольного возраста. // Гиг. и сан. -1987.-№ 9.-С. 76−78.
  177. М.Д., Филюшина Е. Е., Бузуева И. И. и др. Структурная организация скелетных мышц и проблема работоспособности. // Бюллетень Сибирского отделения АМН СССР. 1982. — № 3. — С. 38−44.
  178. Е.Л. Индивидуальные различия локомоторной активности подростков в разных экологических условиях.// Дисс. канд. мед. наук. Тюмень, 2001. 140 с.
  179. А.Г. Физическое воспитание подрастающего поколения в свете некоторых вопросов возрастной антропологии // Бюллетень
  180. Сибирского отделения АМН СССР. 1982. — № 3. — С. 54−58.
  181. А.Г. Методология оценки здоровья студентов в условиях обучения в вузе. // Тез.докл. «Социально-психологические и педагогические аспекты формирования здорового образа жизни». Новосибирск, 1988.-С. 76.
  182. А.Г. Проблемы индивидуально-типологической изменчивости организма// Гигиена и санитария. 1991. — № 9. — С. 16−19.
  183. А.Г., Филатов О. М., Щедрин А. С. Методологические аспекты проблемы «здоровье студента».// Материалы I Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов», 1995. С. 265−267.
  184. А.Г. Педология наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. Новосибирск, 1996. — 43 с.
  185. А.Г. Биомедицинская антропология фундаментальная основа валеологии и профилактической медицины// Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии. Материалы конференции. Красноярск, 1997. — С. 110−112.
  186. Г. П., Веремкович Л. В., Орлова Т. В. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы, его определяющие. М., 1991. С. 11−18.
  187. Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г. и др. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М., «Медицина», 1978. 248 с.
  188. А.А. Особенности вегетативного статуса у детей различных морфофенотипов// Российский педиатрический журнал. -2000.-№ 6.-С. 23−26.
  189. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников// Российск. педиатр, журн.- 1998. -№ 1.-С. 8−11.
  190. Barrat E.S. Impulsiveness subtraits: aurosal and information processing // Motivation, emotion and personality / Eds J. Izard. N.-Y.: Elsevier, 1985.
  191. Bogin В., Loucry J. Plasticity, political economy and physical growth status of Guatemala Maya children living in the Unated States // Amer. J. Phys. Antropol. 1997. — V. 102, N1. — P. 17−32.
  192. Cracco R.Q. Physiological basis of the effects of motor cortex stimulation // Electroencephalog. and Clin. Neurophysiol. 1987. — V. 66. — N 5.-P. 23.
  193. Davey P. Ventilation in chronic heart failure: effects of physical training. Br Heart J., 1992, 68(5): 473−7.
  194. Desimone R., Ungerleider L. Neural mechanisms of visual processing in monkeys // Handbook of Neuropsychology / Eds. Boiler F., Grafman J. Elsevier, 1989. V. 2. P. 267.
  195. Dichgans J., Diener H.C. The use of short- and long-Term latency reflex testing in leg muscles of neurological patients // Clin. Aspects Sens. Motor Integration. Berlin e.a., 1987. — P. 165−175.
  196. Drenkow E., Hummel A. Neue Lehrplane fur den Sportunterricht in den Klassen 1 bis// Theor. Prax. Korperkult. 1987, bd. 36 #4, — P. 218−225.
  197. Eaton E. Physical activity, physical fitness, and coronary heart disease risk factors// Med. Sci. Sports Exerc., Vol. 27, No. 3, pp. 340 346, 1995.
  198. H.E., Yantis S., 1997 Egeth H.E., Yantis S. Visual attention: control, representation and time course // Ann. Rev. Psychol. 1997. V. 48.- P. 269.
  199. Elazar Z. Normal and abnormal motor functions of reticular formation // Isr. J. Med. Sci. 1987. — V. 23. — N. 1−2. — P. 84−88.
  200. Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and individual differences. N.-Y.: Plenum, 1985.
  201. Gage F. Aged rats: recovery of motor impairments by intrastriatal nigral graft // Science. 1983. — V. 221. N. 2. — P. 966−969.
  202. Gale A. Electroencephalographic studies of extravertion-introvertion: A case study in the psychophysiology of individual differences // Personalis and Individ. Differences. 1983. V. 4. № 2. P. 371.
  203. Girelli H., Luck S.J. Are the same attentional mechanisms used to detect visual search targets defined by color, orientation and motion // J. Cogn. Neuroscience. 1997. V. 9. № 2. P. 238.
  204. Goldberg M.E., Colby C.L. The neurophysiology of spatial vision // Handbook of Neuropsychology / Eds. Boiler F., Grafman J. Elsevier, 1989. V. 2. -M P. 301.
  205. Grossaarth-Maticek R., Eysenck H.J., Barrett P. Prediction of cancer and coronary heart disease as a function of questionnaire administration // Psychol. Reports. 1993. V. 73. № 1. P. 943.
  206. Habitual Physical Activity and Health / Lange Anderssen K., Ruten-franz J., Masironi R. et an.// Copenhagen: WHO Reg. Publ. Europ. -1982.-Series 6.-м 199p.
  207. Heller W., Nitschke J.B. The puzzle of regional brair activity in depression and anxiety: the importance of subtypes and commorbidity// Cog-nit. Emot. 1998. — Vol. 12. -N.3. -P. 421−447.
  208. Hermeberg M., Louw G.J. Average menarcheal age of hingshersocio-economic status quo and recall methods //Amer. J. Phys. Anthropol. -1995. V.96, N1.-P. 1−5.
  209. Hillyard S., Picton T.W. Electrophysiology of cognition // Handbook of physiology. Section I. The nervous system. V. 5. Part 2. Amer. Physiol. Soc. Bethesda, Maryland, 1987. P. 519.
  210. James W. The principles of psychology // Attention. London-N.Y.: Macmillan & Co., 1890/1930. V. 1. P. 402.
  211. Johnston W.A., Dark V.J. Selective attention // Ann. Rev. Psychology.1986. V. 37.-P. 43.
  212. Julesz B. A brief outline of the texton theory of human vision // Bat Sheva seminar on selective attention in sensory processing. Jerusalem, 1987.-P. 26.
  213. Keren G. Some considerations of two alleged kinds of selective attention // J. Exp. Psychology: General, 1976. V. 195. P. 349.
  214. Kiilaviory K. Effect of physical training on exercise capacity and gas exchange in patients with chronic heart failure. Chest, 1996, 110(4):985−91.
  215. Kiilaviory K. Reversal of autonomic derangement by physical training in chronic heart failure assessed by heart rate variability. Eur. Heart J. 1995,16(4):490−5.
  216. Kim Y.H., Gitelman D.R., Norbe A.C. et al. The largescale neural network for spatial attention displays multifunctional overlap but differential asymmetry // Neuroimage. 1999. V. 9. № 3. P. 269.
  217. Kinchla R.A. Attention // Ann. Rev. Psychol. 1992. V. 43. P. 711.
  218. Kirchhofer D. Werte und Werteaneeigung in Sportunterricht// Theor. Prax. Korperkult. 1987, bd. 36 #4−5, р.318−225.
  219. Krongsdier R. Assessment of growth and nutritional status- an anthropological perspective//Acta med. Auxol. 1996. — V.28, N3. — P. 117
  220. Kutas M., McCarthy G., Donchin E. Augmenting mental chronometry: the P300 as a measure of stimulus evaluation time // Science. 1977. V. 197. № 4305.-P. 792.
  221. La Porte R.E., Cauley J.A., Kinsey C.M. The epidemiology of physical activity in children, college students, middle-aged men, menopausal females and monkeys // J. Chron. Dis. 1982. — Vol. 35, N 10. — P. 787−795.
  222. La Porte R.E., Montoye H.J., Caspersen C. J. Assessment of physical activity in epidemiologic research: problems and prospects// Public health report, 1985, vol. 100, N45, p. 131−146.
  223. Laurent M., Therme P. Recherches en activites physiques et sportives. Paris: Erger Levrault, 1985. — 306 p.
  224. MacLeod C., Cohen L. Anxiety and the interpretation of ambiguity: a text comprehension study// J. Am. Psychol. 1993. — Vol. 102. — N.2. -P. 238−247.
  225. Mangun G.R. Neural mechanisms of visual selective attention // Psy-chophysiology. 1995. V. 32. P. 4.
  226. Marsden C.D., Sandler M. The MPTP story: an introduction // J. Neural. Transm. 1986. — Suppl. 20. — P. 1−3.
  227. McGeer P. Aging and extrapyramidal function // Arch. Neurol. (Chicago). 1977. — V. 34. — N. 1. — P. 33−35.
  228. McNally R.J. Information processing abnormalities in anxiety disorders: implications for cognitive neuroscience// Cognit. Emot. — 1998. -Vol. 12.-P. 479−495.
  229. Meir-Ruge W. Pathophysiologic des alternden Gehirns // Aktuel. Gerontol. 1976. — Bd. 6, N 4. — P. 177−178.
  230. Melichna J., Parizkovi J., Zauner C.W. Relationship of muscle fibre distribution to body composition in physically trained and normally active human males// J. Physiol. Res., 1994, vol. 43,#4. P. 233−241.
  231. Mishkin ML, Underlieder L., Macko K. Object vision and spatial vision // Two cortical pathways. Trends in Neurosci. 1983. V. 6. -P. 414.
  232. Montoye H.I., Taylor H.L. Measurement of physical activity in population studies a review // Hum. Biol. 1984. Vol. 56. P. 195−216.
  233. Neisser U. Cognitive Psychology. N.J.: Appleton-Century-Crofts, 1967. 324 p.
  234. Nobre A.C., Sebestyen G.N., Gitelman D.R. et al. Functional localization of the system for visuospatial attention using positron emission tomography // Brain. 1997. V. 120. № 3. P. 515.
  235. Poirier L.J., Bedard P.J. Behaviour correlates of neurotransmitter activity // Canad. J. Neurol. Sci. 1984. — V. 11, N 1. — P. 100−104.
  236. Posner M.I., Cohen Y. Components of visual orienting // Ba* Sheva seminar on selective attention. Jerusalem, 1987. P. 31.
  237. Powell K.E. Physical activity and the incidence of coronary heart de-sease// Annual review of public health, 1987, #8, p. 253−287.
  238. Prince P.P., Hikida R.S., Hagermann F.C., Staron R.S., Allen W. A morpho-metric analisis of human muscle fibers with relation to fibers type and adaptations of axercise//J. Neurol. Sci., 1981, vol. 49, #2, p. 165−179.
  239. Radaelli A. et an. Phisical training enhances sympathetic and parasim-pathetic control of heart rate and peripheral vessels in chronic heart failure. Clin. Sci (Colch), 1996, 91 suppl 92−4.
  240. Rayner K. Eye movement and visual cognition. N.Y.: Springer-Verlag. Inc., 1992.486 р.
  241. Rinne U.K. Parkinson’s disease as a model for changes in dopamine receptors // Gerontology. 1982. — V. 28, Suppl. 1. — P. 35−52.
  242. Rous J., Blackbern G. et.an. Эпидемиологические методы изучения сердечно-сосудистых заболеваний. Женева. ВОЗ. 1984.-е 83−102
  243. Rupnow А.А. Elevating sex role stereotyping elementary physical education//!. Phys. Educ.&Recreat, 1984, vol. 51, #6, p.38−38
  244. Seltzer В., Mesulam M.-M. Confusional states and delirium as disorders of attention // Handbook of Neuropsychology / Eds. Boiler F., Grafman J., Rizzolatty G., Goodglass H. Elsevier, 1988. V. 1. P. 165.
  245. Sen Gupta, Goyle B.R. Beneficial effect of endurance training at moderate altitude on adaptation to high altitude//Indian J. Med.Res., 1981, vol. 72, p. 610−618
  246. Shen L. Et al., 1999 Shen L., Ни X., Yacoub E., Ugurbil K. Neural correlates of visual form and visual spatial processing // Hum. Brain. Mapp. 1999. V. 8.№ 1. — P. 60.
  247. Soiniginovsky В., Pauer H., Batunek Z. et al. Prisperek k obsalin irju-covacich hodiu skolni telesic vychovy z tyriologickeho ulediska// Theor. Prax. tel. vych. 1986. — Vol. 34. N2. — P. 84−91.
  248. E.N., 1990 Sokolov E.N. The orienting response, and future directions of its development // Pavlov J. Biol. Sci. 1990. V. 25. N. 3. P. 142.
  249. Sub H. Stand und Entwicklung des auberunteriditlichen Sports//Theor.Prax.Korperkult, 1987, bd 36, #4, p. 234−239.
  250. Sushella A.K., Walton J.N. Note of the distribution of histochemical fibre types in some normal human muscles. A study on autopsy mate-rial//J.Neurol.Sci., 1979, vol. 8, p. 201−207.
  251. Umilta C. Orienting of attention // Handbook of Neuropsychology / Eds. Boiler F., Grafman J. Elsevier, 1988. V. 1. P. 175.
  252. Vidyasagar T.R. A neuronal model of attentional spotlight: parietal guiding the temporal // Brain Res. Rev. 1999. V. 30. № 1. P. 66.
  253. Wurtz R.H., Goldberg M.E., Robinson D.L. Brain mechanisms of visual attention // Bat Sheva Seminar on Selective Attention in Sensory Processing. Jerusalem, 1987. P. 77.
Заполнить форму текущей работой