Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью повышения достоверности результатов исследованияпо выявлению особенностей адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии мы использовали несколько интегральных показателей как широко апробированных, так и требующих дальнейшего изучения. В качестве критерия адаптации использовали адаптационный потенциал (АП) ССС (P.M. Баевский, А. П. Берсенева, 1997; А. Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные проблемы изучения и оценки адаптации организма детей к условиям окружающей среды
    • 1. 1. Адаптация как универсальный феномен организма человека
    • 1. 2. Особенности адаптационных процессов детей
    • 1. 3. Функциональная асимметрия как проявление адаптации организма к окружающей среде. г
    • 1. 4. Проблема интегральной оценки адаптации организма к условиям окружающей среды
  • Глава 2. Объекты и методы исследований
  • Глава 3. Результаты собственных исследований
    • 3. 1. Изучение функциональной асимметрии детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам
      • 3. 1. 1. Популяционная характеристика формирования функциональной асимметрии детей школьного возраста
      • 3. 1. 2. Изучение функциональной асимметрии детей с разным уровнем учебной нагрузки в зависимости от пола
    • 3. 2. Изучение росто-весового индекса детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам
      • 3. 2. 1. Популяционная характеристика росто-весового индекса детей школьного возраста
      • 3. 2. 2. Изучение изменений росто-весового индекса в зависимости от пола детей
      • 3. 2. 3. Изучение влияния мануальной асимметрии на росто-весовой индекс детей школьного возраста
    • 3. 3. Изучение индекса Руфье у детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам
      • 3. 3. 1. Популяционная характеристика величин индекса Руфье
      • 3. 3. 2. Изменение величин индекса Руфье в зависимости от пола детей и учебной нагрузки
      • 3. 3. 3. Изучение влияния мануальной асимметрии на индекс Руфье у детей школьного возраста
  • З А. Изучение динамики показателей вегетативного индекса Кердо детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам
    • 3. 4. 1. Популяционная характеристика вегетативного индекса Кердо детей школьного возраста
    • 3. 4. 2. Изучение изменений величин вегетативного индекса Кердо в зависимости от пола детей
    • 3. 4. 3. Изучение влияния мануальной асимметрии на вегетативный индекс Кердо у детей школьного возраста
    • 3. 5. Изучение показателей адаптационного потенциала детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам
    • 3. 5. 1. Популяционная характеристика адаптационного потенциала детей школьного возраста
    • 3. 5. 2. Изучение показателей адаптационного потенциала в зависимости от пола детей
    • 3. 5. 3. Изучение влияния мануальной. асимметрии на адаптационный потенциал детей школьного возраста
    • 3. 6. Изучение функционального состояния механизмов кардиорегуляции вегетативной нервной системы на основе индекса напряжения
    • 3. 6. 1. Популяционная характеристика показателей индекса напряжения
    • 3. 6. 2. Изменение показателей индекса напряжения в зависимости от пола детей
    • 3. 6. 3. Изучение влияния мануальной асимметрии на индекс напряжения детей школьного возраста

Особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В последние годы резко обострилась проблема здоровья школьников, отмечается ухудшение морфофункционального статуса детей, что, как правило, связывают с возросшим экосоциальным неблагополучием (Г.Н. Сердюковская, 1977, 1979; А. А. Баранов, Н. А. Матвеева, 1989; А. Т. Тибекин, Н. Д. Шелгунова, Д. В. Синякова и др., 1998; Т. И. Стуколова, 1999 и др.). Среди негативных изменений в физиологии детей наиболее показательными являются увеличение дефицита массы тела, снижение уровня физиометрических параметров, негативное изменение иммунной реактивности, нарушение состояния сердечно-сосудистой системы (Р. А. Абзалов, 1971; И. О. Тупицын, 1985; Ф. Г. Ситдиков, С. И. Русинова, А. В. Крылова, Г. Х. Самигуллин, 1986; А. Д. Димитриев, А. Б. Косолапов, 1990; С. В. Алексеев, С. Н. Львов, Е. А. Корнева, 1997; P.M. Баевский,.

A.П. Берсенева, 1997; Н. Е. Миронов, 1998; А. А. Александрова,.

B.Б. Розанов, 1998; Д. А. Димитриев, 1999; Ж. В. Бухаринова, 2000; Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, 2001 и др.). В связи с этим, возрастная и экологическая физиология значительное внимание стала уделять изучению закономерностей адаптации детей к конкретным особенностям окружающей среды (М.Г. Шандала, 1975; М. М. Безруких, 1998; А. Д. Димитриев, 1993;1999; И. О. Тупицын, 1998; Н. И. Шлык с соавт., 1996; О. О. Куприянова, ИГ. Нидеккер, О. В. Кожевникова, 1995; М. В. Антропова с соавт., 2000; Ю. С. Ванюшин, Ф. Г. Ситдиков, 2001; Э. М. Казин с соавт., 2001).

В физиологии человека определяющую роль приобретает концепция гетерогенности популяции людей по физиологическим параметрам. При этом диапазон адаптационного потенциала, как следует из общебиологических теоретических положений (В.П. Казначеев, 1973, 1980; Н. А. Агаджанян, 1981, 1983) значительно варьирует у различных детских популяций. Многие авторы отмечают, что адаптация протекает за счет истощения биологических ресурсов детского организма, т. е. ослабевает адекватное адаптивное реагирование организма детей, усиливаются напряжение и срыв механизмов их адаптации.

Система обучения, как показывают многочисленные данные, обуславливает выраженные изменения состояния адаптационно-приспособительных механизмов (А.Г. Хрипкова, М. В. Антропова, 1982; М. В. Антропова, 1983; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000 и др.). В то же время, функционирование физиологических систем организма в конкретных экосоциальных условиях зависит от множества внутренних факторов (В.И. Козлов, Д. А. Фарбер, 1977). Особое место в проблеме роли внешних и внутренних факторов в адаптации организма занимает асимметрия головного мозга (С. Спрингер, Г. Дейч, 1983; В. В. Абрамов, Т. Я. Абрамова, 1996; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000, 2003).

В современных работах, посвященных изучению функциональной межполушарной асимметрии, имеются весьма ограниченные данные зависимости особенности адаптации от принадлежности к тому или иному латеральному фенотипу (В.И. Хаснулин, С. И. Шестаков, Ю. М. Степанов, 1983; Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, 2001). В ряде работ было доказано, что особенность латерального профиля коррелирует с уровнем работоспособности, скоростью утомления, состоянием имунной и эндокринной систем, частотой заболеваемости (Н.Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1982; В. И. Хаснулин, С. И. Шестаков, Ю. М. Степанов, 1983; В. П. Леутин, Е. И. Николаева, 1988; В. В. Абрамов, Т. Я. Абрамова, 1996 и др.). В то же время, в литературе недостаточно сведений о характере и динамике адаптации детей с разным профилем функциональной асимметрии к особенностям учебной нагрузки, обусловленной школьными экспериментальными программами. Особый интерес в этом аспекте представляет исследование детей школьного возраста, в котором Д. А. Фарбер и М. М. Безруких (2001) выделяют два переломных этапа развития: в возрасте 7−8 лет и 11−14 лет (у девочек в 1112 летнем возрасте, у мальчиков в 13−14 летнем возрасте).

В проблеме оценки адаптации продолжается дискуссия об использовании наиболее информативных показателей (В.И. Медведев, 1998; MB. Антропова, 2000; Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, 2001). P.M. Баевский и А. П. Берсенева (1997) предложили весьма перспективный физиологический показатель — адаптационный потенциал сердечнососудистой системы как интегральный показатель уровня адаптивности организма человека в целом. Применение данного показателя, как подчеркивают М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова и др. (2000), возможно и при исследовании функционального состояния организма детей в условиях разноуровневой учебной нагрузки. В то же время, М. В. Антропова с соавт. (2000) приводят обоснование того, что шкала уровней адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы, разработанная для взрослого населения P.M. Баевским и А. П. Берсеневой, автоматически не может быть перенесена на детей. Также отсутствуют сведения об использовании адаптационного потенциала сердечнососудистой системы для оценки адаптации детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной учебным программам, с разным профилем функциональной асимметрии. Использование данного интегрального показателя наряду с другими интегральными показателями: индексом Руфье (ИР), вегетативным индексом Кердо (ВИК), индексом напряжения (ИН), индексом массы тела (ИМТ), на наш взгляд, повышает информационную объективность изучения влияния школьных факторов на организм детей и использование новых критериев оценки адаптационных процессов представляет значительную актуальность.

С учетом литературных данных (К.М. Kocel, 1980; М. Г. Князева, Д. А. Фарбер, 1991; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000), нами выдвинута гипотеза о том, что адаптация детей к повышенному уровню учебной нагрузки в зависимости от функциональной асимметрии протекает более напряженно у детей с доминированием левой руки. В связи с необходимостью дифференцированного подхода по профилактике снижения адаптационных возможностей детского организма к современным учебным нагрузкам, изучение особенностей адаптации детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам, в зависимости от функциональной асимметрии имеет особую актуальность.

Цель исследования — изучить особенности адаптации детей 7−15 лет к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии с учетом пола и возраста.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности формирования функциональной асимметрии детей 7−15 лет, обучающихся по стандартной и экспериментальной учебным программам.

2. Изучить влияние функциональной асимметрии на индекс массы тела детей с разным уровнем учебной нагрузки.

3. Изучить возрастные изменения резервов функций сердечнососудистой системы учащихся в зависимости от латерального профиля и уровня учебной нагрузки.

4. Выявить возрастную динамику адаптационного потенциала сердечнососудистой системы детей школьного возраста с учетом их функциональной асимметрии и учебной нагрузки.

5. Исследовать функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей школьного возраста в зависимости от функциональной асимметрии и учебной нагрузки.

6. Изучить особенности возрастного изменения функционального состояния механизмов кардиорегуляции у детей школьного возраста в зависимости от функциональной асимметрии и учебной нагрузки.

Научная новизна. В результате проведенного кроссекционального обследования учащихся средней общеобразовательной школы № 16 г. Новочебоксарск, обучающихся по стандартной и экспериментальной учебным программам, впервые выявлены особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии с учетом пола и возраста.

Изучение возрастной динамики показателей морфофункционального статуса детей с использованием ряда интегральных показателей — индекса массы тела, индекса Руфье, вегетативного индекса Кердо, адаптационного потенциала, индекса напряжения, позволило установить зависимость особенностей адаптации детей от функциональной асимметрии и повышенного уровня учебной нагрузки.

Впервые в условиях г. Новочебоксарск дана дифференцированная оценка уровней адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы детей в зависимости от функциональной асимметрии и учебной нагрузки.

Установлено, что у детей с преобладанием леворуких признаков, адаптация к учебной нагрузке протекает более напряженно, чем у праворуких детей.

Теоретическая значимость работы заключается в установлении особенностей адаптации праворуких и леворуких детей к учебной нагрузке на популяционном и индивидуальном уровнях.

Полученные данные позволяют расширить теоретические представления об особенностях адаптации детей к разным учебным программам в зависимости от проявления функциональной асимметрии и считать, что дети с доминированием левой руки относятся к фенотипу с напряжением функционирования механизмов адаптации.

Выявленные особенности изменения интегральных показателей морфофункционального статуса детей 7−15 лет имеют важное значение для оценки адаптационных процессов учащихся к инновационным педагогическим технологиям в зависимости от функциональной асимметрии.

Практическая значимость работы связана с количественным описанием динамики адаптации детей 7−15 лет к учебным нагрузкам различной интенсивности с учетом функциональной асимметрии. Материалы исследования могут быть учтены при организации контроля адаптации детей к экосоциальным условиям и оценки направленности изменения морфофункционального статуса детского организмапри выработке мероприятий по охране здоровья детейпри организации и оптимизации учебного процесса с разными режимами обученияв практической работе физиологов, педагогов и школьных врачей, а также в преподавании курса «Возрастная физиология» и «Возрастная физиология и психофизиология».

Положения, выносимые на защиту:

1. Возрастные особенности адаптации детей 7−15 лет находятся в определенной зависимости от учебной нагрузки и функциональной асимметрии.

2. Адаптация детей с доминированием левой руки к учебной нагрузке протекает более напряженно по сравнению с праворукими детьми. Дифференциальная оценка адаптации леворуких детей к обучению по стандартной и экспериментальной учебным программам выявила более выраженное напряжение функциональных систем при повышенной учебной нагрузке.

Апробация работы. Материалы исследования доложены на итоговых научных конференциях ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И .Я. Яковлева» (Чебоксары, 2000 — 2004) — ежегодной научно-практической конференции молодых ученых Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (Балашов, 2000) — Международной научной конференции «Человек, культура, цивилизация на рубеже II-III тысячелетий» (Волгоград, 2000) — научных профессорско-преподавательских и аспирантских конференциях кафедры анатомии, физиологии и гигиены детей ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (Чебоксары, 2000;2004) — научно-практической конференции «Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты» Чебоксарского филиала Московского государственного социального университета (Чебоксары, 2002) — ежегодной конференции педагогических и руководящих работников образования г. Чебоксары «Развивающее образование — основной принцип модернизации школы» (Чебоксары, 2003) — на XIX съезде Всероссийского физиологического общества им. И. П. Павлова (Екатеринбург, 2004) — на расширенном заседании кафедры анатомии, физиологии и гигиены детей ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (Чебоксары, 2004).

Публикации. Основные положения диссертационной работы изложены в 13 печатных работах.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа объемом 160 страниц машинописного текста состоит из введения, обзора литературы, описания организации, методов и объема исследования, результатов собственных исследований и их обсуждения, заключения, выводов, списка литературы. Работа содержит 40 рисунков и 20 таблиц.

Список литературы

содержит 290 источников, из них 248 отечественных.

131 Выводы.

1. Выявлена более низкая доля праворуких детей со средними значениями индекса массы тела (М ± 1 .Ост) в сравнении с леворукими детьми за счет увеличения доли праворуких детей с высокими значениями индекса массы тела (>М+2.05) от 7 до 14 лет и низкими значениями индекса массы тела (<М-1.05) с 14 лет.

2. Изучение динамики показателей резервных возможностей сердечнососудистой системы позволило установить низкие величины резервов функций сердечно-сосудистой системы как у праворуких, так и леворуких детей экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами. При этом у леворуких детей адаптация к условиям обучения протекает более напряженно, чем у праворуких детей (F=9,73- р<0,05).

3. Материалы, характеризующие адаптационный потенциал сердечнососудистой системы, позволили установить, что у леворуких детей адаптация к повышенной учебной нагрузке протекает более напряженно, чем у праворуких детей (F=9,49- р<0,05).

4. Возрастные изменения значения вегетативного индекса Кердо у детей, обучающихся по экспериментальной и стандартной программам, оказались зависимыми от мануальной асимметрии (F=4,75- р<0,05) и особенностей учебной нагрузки (F=7,02- р<0,05).

5. У праворуких детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам, возрастные изменения интегрального показателя функционального состояния вегетативной нервной системы (по индексу напряжения) достоверно отличаются от аналогичного показателя леворуких детей контрольной и экспериментальной групп: доля леворуких детей с напряжением механизмов адаптации и неудовлетворительной адаптацией была выше во всех возрастных группах по сравнению с праворукими детьми (F=3,59- р<0,05).

6. Комплексная характеристика отдельных функциональных систем позволила установить, что у леворуких детей адаптация к учебной нагрузке протекает более напряженно по сравнению с праворукими детьми.

Заключение

.

Кроссекциональное исследование детей 7−15 лет, обучающихся по стандартной и экспериментальной учебным программам, впервые позволило выявить особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии и получить научные данные по комплексной оценке морфофункционального статуса детей школьного возраста в зависимости от функциональной асимметрии и учебной нагрузки.

По литературным данным функциональная асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием факторов окружающей среды различной природы (К.П. Дорожнова, 1983; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988; В. В. Аршавский, B.C. Ротенберг, 1991; Н. П. Бехтерева, 1997; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000, 2003 и др.). Проведенное нами изучение особенностей формирования функциональной асимметрии у детей школьного возраста, обучающихся по разным учебным программам, позволило установить, что во всех обследуемых возрастных группах функциональные асимметрии достоверно (р<0,05) преобладают в своем большинстве над функциональными симметриями. Особенности формирования асимметрий показывают достоверное (р<0,05) преобладание правосторонней асимметрии (92% случаев) над левосторонней (8% случаев), что совпадает с литературными данными (Э.А. Костандов, 1983; В. Ю. Вильдавский, М. Г. Князева, 1987; B.JI. Бианки, 1989; В. А. Бодров, Т. А. Доброхотова, А. Г. Федорук, 1990; О. А. Кроткова и др., 2002 и др.). Статистическое преобладание количества детей с правосторонним доминированием функций рук, ног, зрения, слуха во всех возрастных группах связано с увеличением латерализации функций в полушариях мозга при обучении и воспитании.

Исследования динамики функциональных асимметрий у детей школьного возраста, обучающихся по разным учебным программам, выявили различия по интегральному коэффициенту доминирования руки (Кпр): в контрольной группе величина Кпр у мальчиков всех изученных возрастов была достоверно (р<0,05) выше, чем у девочек аналогичных возрастовв экспериментальной группе величина Кпр у девочек была достоверно (р<0,05) выше, чем у мальчиков, начиная с 10 — летнего возраста. Выявленные различия функциональных асимметрий, на наш взгляд, отражают, с одной стороны, зависимость интегрального коэффициента доминирования руки от учебной нагрузки и, с другой стороны, — зависимость формирования функциональной асимметрии от пола.

Согласно литературным данным функциональная асимметрия полушарий мозга человека тесно взаимосвязана с функцией ведущей руки (И.Н. Боголепова, Л. И. Малофеева, 2004) и совокупность периферических асимметрий, образующих индивидуальный латеральный профиль, является показателем мозговой деятельности человека (Геншвид, 1984; Блум, Флойд и др., 1988; Э. Голберг, JI. Коста, 1995; JI.A. Жаворонкова, 1999; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000 и др.). Изучение формирования функциональной асимметрии по интегральным показателям коэффициенту асимметрии (Ка) и коэффициенту мануальной асимметрии (КМа) выявило совпадение этих показателей у детей, обучающихся по разным учебным программам.

В процессе адаптации формируется определенная структура популяции по особенностям морфофункционального статуса (А.Д. Димитриев, 1990; В. Р. Кучма, 1993; А. Н. Поборский, B.C. Кожевникова, 1997; М. В. Антропова, 1983, 2000; С. Г. Кривощеков, Н. Н. Гребнева, 2000 и др.). Нами изучено влияние функциональной асимметрии на индекс массы тела (ИМТ) как показатель гармоничности физического развития отдельных групп детей с разным уровнем учебной нагрузки, проживающих в конкретных экосоциальных условиях г. Новочебоксарск. Оценка адаптационных процессов детей выявила, что доля праворуких детей, обучающихся по экспериментальной учебной программе, имеющих средние значения ИМТ (М±-1.05), во всех возрастных группах была достоверно меньше (р<0,05), чем у детей, обучающихся по стандартной учебной программе. У леворуких детей обеих обследуемых групп отмечен более высокий удельный вес детей со средним значением ИМТ (М±-1.05). Обнаруженные различия по индексу массы тела свидетельствуют о том, что «ценой» приспособления к учебному процессу в экспериментальной группе является достоверное (р<0,05) уменьшение доли детей со средним значением ИМТ (М ±1.05), достоверное (р<0,05) увеличение доли детей с высоким значением ИМТ (>М+2.05) с 7 до 14 летдостоверное (р<0,05) повышение доли детей с низким значением ИМТ (<М-1.05) с 14 лет. Результаты дисперсионного анализа выявили, что на величину ИМТ оказывают влияние возраст (F=4,46- р<0,05) и учебная нагрузка (F=3,43- р<0,05).

По литературным данным (К.М. Kocel, 1980; В. И. Хаснулин с соавт., 1983; Д. А. Фарбер, JI.K. Семенова, В. В. Алферова, 1990; Е. Д. Хомская, Ф. М. Гасимов, 1994; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000; Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, 2001 и др.) особенности функциональной асимметрии влияют на адаптационные процессы человека. Согласно современным научным представлениям, адаптация человека протекает по типу стрессорных реакций (Ф.З. Меерсон, 1981; К. В. Судаков, 1992; М. Н. Русалова, 2003 и др.) и дети с преобладанием активности правого полушария мозга характеризуются сниженными способностями адаптации центральной нервной системы (высшей нервной деятельности) к учебной нагрузке, что выражается в повышении уровня напряженности адаптации у леворуких детей. Полученные нами данные возрастных изменений резервов функций сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся в зависимости от латерального профиля и уровня учебной нагрузки на основе индекса Руфье, рассматриваемого в качестве информационно-значимого показателя функционального состояния ССС, выявили, что в экспериментальной группе число детей с высокими резервами функций ССС было достоверно (р<0,05) ниже, чем в контрольной группе от 7 до 13 лет (F=9,73- р<0,05). Следовательно, адаптация к повышенной учебной нагрузке характеризует снижение резервов функций ССС (М.В. Антропова, 2000; ГЛ. Апанасенко, 1992 и др.). Это подтверждается результатами изучения индекса Руфье с учетом полового фактора. Данные нашего исследования позволили установить, что у всех мальчиков и девочек контрольной группы (100%) в возрасте 7−8 лет были выявлены высокие резервы, в экспериментальной группе доля мальчиков с высокими резервами составила 20%, а девочек 85,7%.

Результаты изучения динамики показателей резервных возможностей ССС праворуких и леворуких детей показало, что мануальная асимметрия является одним из кофакторов, влияющих на резерв функций ССС, так как доля обследуемых праворуких детей контрольной и экспериментальной групп с высокими резервами функций ССС достоверно (р<0,05) выше, чем доля леворуких детей аналогичных групп.

Полученные данные позволяют утверждать, что учебный процесс, организованный на основе экспериментальной программы, обуславливает более выраженное достоверное (р<0,05) снижение резервов функций ССС у праворуких детей и леворуких детей. Эти результаты согласуются с литературными данными (О.В. Коркушко, В. Б. Шатило и др., 1991; Г. Л. Апанасенко, 1992; Ю. Т. Шорин, Э. М. Казин и др., 1993; Н. И. Шлык, 1996; М. В. Антропова, 2000).

Изучение вегетативного индекса Кердо (ВИК), характеризующего функциональное состояние вегетативной нервной системы (ВНС) у детей, обучающихся по экспериментальной и стандартной учебным программам позволило установить некоторые закономерности: у детей, обучающихся по стандартной программе, в течение всего наблюдаемого периода, были относительно стабильные положительные величины ВИКу детей, обучающихся по экспериментальной программе, отмечена тенденция к постепенному увеличению положительных величин ВИК с возрастом. Доля детей с отрицательной величиной ВИК у детей обучающихся по разным учебным программам, варьирует в течение возрастных периодов.

Изучение показателей ВИК у детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной учебным программам, в зависимости от мануальной асимметрии выявило, что у праворуких детей между контрольной и экспериментальной группами имеются достоверные (р<0,05) различия во всех возрастных группаху леворуких детей контрольной группы от 7 до 13 лет абсолютное большинство детей имело положительные значения ВИК, в экспериментальной группе данный показатель варьирует. Показатели значения ВИК у детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам, оказались зависимыми от мануальной асимметрии (F=4,75- р<0,05) и от особенностей учебной нагрузки (F=7,02- р<0,05).

С целью повышения достоверности результатов исследованияпо выявлению особенностей адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии мы использовали несколько интегральных показателей как широко апробированных, так и требующих дальнейшего изучения. В качестве критерия адаптации использовали адаптационный потенциал (АП) ССС (P.M. Баевский, А. П. Берсенева, 1997; А. Н. Поборский, B.C. Кожевникова, 1997; М. В. Антропова с соавт., 2000; Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, 2001). Оценка возрастной динамики АП у детей школьного возраста в зависимости от учебной нагрузки выявила, что средние статистические величины АП детей с разным уровнем учебной нагрузки достоверно (р<0,05) не отличаются. Как указывается Д. А. Димитриевым (1998), ожидаемая средняя математическая величина не характеризует частоту встречаемости отдельных вариантов любого физиологического показателя, поэтому нами изучены доли детей с различным уровнем адаптации ССС. Нами выявлено, что доля детей с удовлетворительной адаптацией в экспериментальной группе достоверно (р<0,05) ниже чем в контрольной группе в возрасте от 7 до 13 лет. Таким образом, адаптация детей к обучению по экспериментальной программе достигается за счет большего напряжения со стороны ССС. Изучение АП в зависимости от пола выявило, что доля мальчиков, обучающихся по экспериментальной учебной программе, в изученных возрастных группах с напряжением механизмов адаптации ССС достоверно (р<0,05) выше, чем в контрольной группе (за исключением 12−13 летнего возраста). Девочки, обучающиеся по экспериментальной учебной программе, испытывают большее напряжение механизмов адаптации в процессе обучения только в возрастном периоде 10−11 лет. Таким образом, проявляется определенный половой деморфизм, выражающийся в том, что у мальчиков, обучающихся по экспериментальной программе, в течение более длительного периода онтогенеза наблюдается напряжение механизмов адаптации по сравнению с девочками.

Полученные данные, характеризирующие АП детей в зависимости от мануальной асимметрии, позволили установить, что у леворуких детей величины удовлетворительной адаптации по АП как экспериментальной, так и контрольной групп были достоверно (р<0,05) ниже, чем соответствующие показатели праворуких детей. Результаты дисперсионного анализа подтвердили, что у леворуких детей адаптация к повышенной учебной нагрузке протекает более напряженно, чем у праворуких детей (F=9,49- р<0,05) независимо от формы обучения. При этом выявлено статистически значимое воздействие фактора пола в 7−8 лет (F=12,89- р<0,05). Регрессионный анализ АП ССС детей с разным уровнем учебной нагрузки, как индикатора адаптивных реакций целостного организма, выявил влияние на этот показатель учебной нагрузки (F=3,46- р<0,05), ИМТ (F=3,74- р<0,05), ИР (F=8,46- р<0,05) и КМа (F=3,46- р<0,03).

Характеристика адаптации детей к особенностям школьного обучения по индексу напряжения (ИН) позволила установить, что средние величины ИН у детей, обучающихся по экспериментальной программе, в течение всего наблюдаемого периода были выше, чем у детей, обучающихся по стандартной программе. При этом с 10 до 15 лет эти различия статистически достоверны (р<0,05). У детей, обучающихся по экспериментальной программе, напряжение механизмов адаптации преимущественно происходило за счет повышения симпатического тонуса, а у детей, обучающихся по стандартной программе, — за счет повышения тонуса парасимпатического отдела. В условиях повышенной учебной нагрузки выявлено, что доля детей с напряжением механизмов адаптации и с неудовлетворительной адаптацией была достоверно (р<0,05) выше во всех возрастных группах по сравнению с детьми, обучающимися по стандартной программе. Аналогичные результаты были получены по изучению величин ИН у детей в зависимости от пола.

Изучение характера встречаемости отдельных вариантов ИН у детей, обучающихся по разным учебным программам, в зависимости от мануальной асимметрии выявило, что доля праворуких детей с напряжением механизмов адаптации по ИН в течение всего изучаемого возрастного периода была достоверно (р<0,05) выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой (за исключением 10−11 летнего возраста) — динамика доли леворуких детей с напряжением механизмов адаптации в обеих группах во всех возрастах совпадает и средние статистические величины достоверно (р>0,05) не отличаются. Относительное число леворуких детей с удовлетворительной адаптацией у детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам, в возрасте 7−15 лет достоверно (р<0,05) ниже, чем доля праворуких детей аналогичных групп. Результаты дисперсионного анализа выявили, что на показатель ИН, являющимся показателем уровня напряжения регуляторных систем организма, оказывает влияние в относительно равной степени как уровень учебной нагрузки (F=3,59- р<0,05), так и пол (F=3,74- р<0,05), а также мануальная асимметрия (F=3,59- р<0,05). Также нами установлено, что в возрасте 10−11 лет значительно возрастает влияние учебной нагрузки на ИН (F=10,99- р<0,05), а в 12−13 лет — пола (F=9,02- р<0,05).

Анализ показателей функционального состояния сердечнососудистой системы и вегетативной нервной системы у детей, обучающихся по учебным программам разной сложности, выявил (табл.20), что фенотип с проявлением леворукости как экспериментальной, так и контрольной групп, характеризуется напряжением ВНС и снижением адаптационного потенциала ССС. Эти же обобщенные материалы позволяют прийти к выводу, что особенности асимметрии головного мозга создают базисные условия для формирования устойчивых физиологических фенотипов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: Дисс.. канд. биол. наук. — Казань. 1971. — 168 с.
  2. Р.А. Движение и развивающееся сердце // Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1985. — 90 с.
  3. Р.А. Регуляция функций сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах: Автореф. дис.. доктора биолог, наук. Казань. — 1986. — С.45.
  4. Р.А., Ситдиков Ф. Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань. — 1998. — 95 с.
  5. В.В., Абрамова Т. Я. Асимметрия нервной, эндокринной и иммунной систем. Новосибирск: Наука. — 1996. — 97 с.
  6. Г. Г. Медицинская морфометрия. М.: Медицина. — 1990. — С. 384.
  7. Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт. 1983.- 195 с.
  8. Н.А. Критерии адаптации и экопортрет человека. М.: Медицина. — 1981. -368 с.
  9. Н.А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание. -1990.- 135 с.
  10. Н.А., Кузьменко Л. Г. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья детей в некоторых регионах России // Экопатология детского возраста. М.: Медицина. — 1995. — С. 188−227.
  11. Н.А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. — М.: Медицина. 1990. — 144 с.
  12. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под редакцией Д. В. Колесова. М.: Педагогика. — 1987. — 152 с.
  13. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. Хрипковой А. Г., Антроповой М. В. М.: Педагогика. — 1982. — 222 с.
  14. Адаптивные и компенсаторные процессы в головном мозге. АМН СССР / Под ред. О. С. Адрианова. М.: Медицина. — 1986. — 83 с.
  15. А.А., Баевский P.M., Берсенева А. П., Максимов А. Л., Палеев Н. Р., Шахназаров А. С. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе.: Илим. — 1988. — 125 с.
  16. А.А., Розанов В. Б. Эпидемиология и профилактика повышенного артериального давления у детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 2. — С. 16.
  17. С.В., Львов С. Н., Корнева Е. А. Характеристика состояния здоровья детей и подростков по некоторым биохимическим критериям оценки // Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи. Мурманск. — 1997. — С. 72.
  18. Анализ сердечного ритма // Под редакцией Жемайтите Д., Тельксниса Л. Вильнюс.: Мокслас. 1982. — 130 с.
  19. Н.А. Состояние здоровья и адаптационные возможности школьников // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие. М. 1991. — С. 52.
  20. Н.А., Ямпольская Ю. А. Оценка артериального давления при массовом обследовании школьников с учетом их физического развития // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика. -1982.- № 2.-С. 91- 95.
  21. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. М.: Медицина. 1983. — № 5. — С. 19 — 24.
  22. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина. 1975. — 447 с.
  23. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // В кн.: Принципы системной организации функций. М.: Наука. — 1973. — С. 5 -61.
  24. П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. — Т. 1. — № 1. — 119 с.
  25. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Наука. — 1971. — С. 58−63.
  26. М.В. Реакция основных физиологических систем организации детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека. 1983. — Т. 9. — № 1. — С. 18−24.
  27. М. В. Соколова Н.В. Умственная работоспособность учащихся 1−4-х классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Гигиена и санитария. 1996. — № 5. — С. 17.
  28. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб.: МГП «Петрополис». 1992. — 123 с.
  29. В. В., Ротенберг В. С. Право на «полушарный образ мыслей» // Человек. М.: Наука. 1991. — № 4. — С. 8 — 9.
  30. И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л.: Наука. 1975. — С. 5.
  31. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина. -1967.-С. 10−130.
  32. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука. — 1982. — 270 с.
  33. И.А. Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь. — 1975. — С. 5 — 21.
  34. P.M. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма // Адаптация и проблема общей патологии. Новосибирск. 1974. — С. 88.
  35. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука. — 1984. — 225 с.
  36. P.M. Математический анализ сердечного ритма при стрессе.- М.: Медицина. 1984. — 245 с.
  37. P.M. Некоторые подходы к анализу ритма и силы сердечных сокращений с точки зрения кибернетики. В кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. — Ставрополь.: Ставропольский пед. ин-т. — 1975. — С. 27.
  38. Р.М. Проблемы прогнозирования и исследования состояния здоровья организма в процессе адаптации к различным воздействиям.- В сб.: Нервные и эндокринные механизмы стресса. Кишинев. -1980. — С.46 — 49.
  39. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина. 1979. — 105 с.
  40. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина. 1997. — 235 с.
  41. P.M., Берсенева А. П., Максимов A.JI. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека. Магадан. — 1996. — Ч. 1. -55 с.
  42. Л.Я. и др. Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Медицина. 1976. — 158 с.
  43. Л.Я., Деглин B.JI. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука. 1976. — 218 с.
  44. А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьника. Красноярск: Из-во Красноярского университета. — 1989. — 180 с.
  45. М.М. Регуляция сердечного ритма у подростков с разными темпами полового созревания // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика. — 1982. — № 1. — С. 17−20.
  46. М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург. -1998.-320 с.
  47. М.М., Хрянин А. В. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у право и леворуких детей 6−7 лет // Физиология человека. — 2000. — Т. 26. — № 1. — С. 14 — 20.
  48. М.М., Хрянин А. В. Особенности функциональной организации мозга у праворуких и леворуких детей 6−7 лет при выполнении зрительно-пространственных заданий разного уровня сложности. // Физиология человека. 2003. — Т. 29. — № 3. — С. 33 — 40.
  49. Н.П. Здоровый и больной мозг человека / 2-е изд., перераб. и дополн. Л.: Наука. 1988. — 262 с.
  50. Н.П. О мозге человека. XX век и его последняя декада в науке о мозге человека. СПб.: Нотабене. 1997. — 65 с.
  51. В.Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. — 1985. — С. 29 -30.
  52. В.Л. Механизмы парного мозга. Л. 1989. — 264 с.
  53. Биология / под редакцией Согера Р.: Перевод с англ. М.: Мир. — 1990. -263 с.
  54. В.Л., Филиппова Е. Б., Шрамм В. А. Слухо-речевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различнымлатеральным профилем // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 3. -С. 38−44.
  55. Блум, Флойд и другие. Мозг разум и поведение / Перевод с англ. М.: Мир. — 1988.-С. 176−187.
  56. В.А., Доброхотова Т. А., Федорук А. Г. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность пилотов // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — 1990. — № 6. — С. 142 -148.
  57. Н.Н. и др. Функциональная асимметрия мозга. М.: Наука. -1988.-С. 8- 11, 45 -78.
  58. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина. 1981. — 288 с.
  59. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина. 1988. — 238 с.
  60. Н.Н., Доброхотова. Т. А. Функциональные асимметрии человека и психические возможности человека // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси. -1982.-С. 119.
  61. И.Н., Малофеева Л. И. Основные принципы структурной асимметрии корковых формаций мозга человека // Успехи физиологических наук. 2004. — Т.35. — № 3. — С.3−20.
  62. .В. Физиологическая оценка адаптации школьников к особенностям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий: Дисс.. канд. биол. наук. Казань, Чебоксары. — 2000. — 186 с.
  63. Е.В., Исаев А. П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа. // Физиология человека. — 2001. Т. 27. — № 5. — С. 76 — 81.
  64. Ю.С. Адаптация сердечной деятельности детей 5−7 лет к физическим нагрузкам различной мощности // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 16−18.
  65. Ю.С. Частота сердечных сокращений у детей 9−10 лет в динамике двухлетних наблюдений // Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань. — 1984. — С. 46 -53.
  66. Ю.С., Ситдиков Ф. Г. Адаптация сердечной деятельности подростков к нагрузке повышающейся мощности // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 2. — С. 91 — 97.
  67. В.Ю., Князева М. Г. Экспериментальное исследование мануальной асимметрии детей и подростков: Метод и результаты. Сообщение 1. // Новые исследования по возрастной физиологии. -1987. № 1.-С. 12.
  68. Н. Кибернетика. М.: Наука. 1983. — 344 с.
  69. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина. 1987. — 176 с.
  70. Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей. Методические рекомендации. М.: Министерство здравоохранения СССР.- 1985.- 11 с.
  71. JI.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Д: Изд во Рост, ун — та. — 1990. — 224 с.
  72. Геншвид. Социализация человеческого мозга. М: Мир. 1984. — 78 с.
  73. ВА. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Доклад Академии наук. 1992. — Т. 324. — № 6. — С. 1327.
  74. С. Биология развития в 3-х томах. Т. 1. — М.: Мир. — 1993. — 324 с.
  75. Э., Коста JI. Нейроанатомическая асимметрия полушарий мозга и способы переработки информации // Нейропсихология сегодня / Под ред. Хомской Е. Д. М.: Изд-во МГУ. — 1995. — С. 8.
  76. Г. Время, пространство и мозг // Наука и жизнь. 1984. -№ 4.-С. 102.
  77. Н.Н., Кривощеков С. Г. Адаптационный потенциал подростков Севера и его связь с функциональной межполушарной асимметрией // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 5. — С. 23 — 29.
  78. О.В., Ситдиков Ф. Г., Самигуллин Г. Х. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников // Физиолгия человека. М. — 2000. — Т. 26.-№ 6.-С. 167- 169.
  79. Э., Вайткявичюс В. Ю. Марачинскене Э. И др. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников 7−12 лет // Физиология человека. 1982. — Т. 8. — № 6. — С. 95.
  80. Э., Вайткявичюс В. Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников // Физиология человека. — 1990. — Т. 16.-№ 1.-С. 88−92.
  81. С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика. — 1999. — 459 с.
  82. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Изд-во МГУ. 1992. — 192 с.
  83. Деглин BJL, Николаенко Н. Н. О роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний. // Физиология человека. 1975. -Т. 1.- № 3. — С. 418.
  84. В.П., Русанова Е. И., Умрюхин Е. А. и др. Принципы физиологической регуляции функций организма при незавершенной адаптации //Физиология человека. -2001.- Т. 27.-№ 1.-С. 127— 133.
  85. Дельгадо, Хозе. Мозг и сознание.: Перевод с англ. М.: Мир. — 1971. — 105 с.
  86. А. Д. Большаков A.M. Вклад факторов окружающей среды в особенности онтогенетических процессов // Гигиена и санитария. — 1993.-№ 6.-С. 21 -23.
  87. Димитриев А.Д.,. Димитриев Д. А. Онтогенетические аспекты и вопросы общей стратегии охраны здоровья потомства // Известия НАНИ ЧР. 1996. — № 3. — С. 100 — 107.
  88. А.Д., Косолапов А. Б. Окружающая среда и здоровье человека (Онтогенетичесие аспекты). Владивосток.: Из-во ДВО АН СССР. — 1990.-120 с.
  89. А.Д., Щербин Д. Д. Опыт изучения влияния совокупности средовых факторов на здоровье детского населения // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С. 33 — 34.
  90. Д.А. Окружающая среда и функциональное состояние механизмов регуляции сердечного ритма // Вариабельность сердечного ритма и теоретические аспекты практического применения. Ижевск. -1996.-С. 85 -87.
  91. Д.А. Принципы системного анализа взаимодействия организма и окружающей среды // Растущий организм. Адаптация к физической и умственной нагрузке. — Казань. 1998. — С. 116−119.
  92. Д.А. Роль социально-биологических факторов в развитии детей // Тез. Международной науч. конференции. Чебоксары. — 1993. — С. 5 — 6.
  93. Д.А. Современные проблемы здоровья школьников // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. — Ижевск. — 1996. 56 с.
  94. Д.А. Теоретические и методические основы формирования онтогенетической оценки влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека: Автореф. дис. докт. мед. наук. М. — 1999. — 59 с.
  95. Д.А., Бухаринова Ж. В. Зависимость показателей функционирования систем организма учащихся от образовательной концепции школы // Сборник «Инновационные педагогические технологии в современной школе». Чебоксары. — 1996. — С. 107 — 109.
  96. Д.А., Димитриев А. Д. Онтогенетические особенности влияния факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей // Медико-биологические аспекты обучения, воспитания и состояния здоровья детей. Пермь. — 1993. — С. 75 — 76.
  97. Д.А., Димитриев А. Д. Физиолого-гигиенические аспекты морфофункциональной адаптации детей // Тез. Международной научной конф. Чебоксары. — 1993. — С. 3 — 4.
  98. И.С. Динамика полушарных соотношений когерентных ЭЭГ человека в условиях комы и пограничных с ней форм нарушения сознания. // Журнал высшая нервная деятельность. -1992. Т. 43. -№ 2. — С. 286.
  99. Т.А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. — М.: Медицина. — 1977. — 359 с.
  100. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина. — 1983. — 156 с.
  101. Н.Н. Структурно-функциональное созревание мозга ребенка // Физиология роста и развития детей и подростков / Под ред. Баранова А. А., Щеплягина J1.A. Кишинев.: Штиинца. — 2000. — С. 5.
  102. П.Н. Асимметрия двигательных реакций верхних и нижних конечностей // Физиология человека. 1986. — Т. 12. — № 3. — С. 507.
  103. А.А. Экология и здоровье детей // Педиатрия. 1995. — № 4.-С. 11.
  104. Жаворонкова J1.A. Межполушарные соотношения электрических процессов мозга здоровых правшей и левшей и больных с церебральными поражениями: Дис.. докт. биол. наук. М.: ИВНД и НФ РАН.-1999.-36 с.
  105. Жаворонкова J1.A., Болдырева Г. Н., Доброхотова Т. А. Зависимость организации электрической активности мозга человека от доминантности полушария // Журн. высш. нервн. деятельности. — 1988. -Т. 38.-Вып. 4.-С. 620.
  106. Жаворонкова J1.A., Максакова О. А., Смирнова Н. Я. и др. Межполушарные соотношения когерентности ЭЭГ при реабилитации больных с тяжелой черепно-мозговой травмой // Физиология человека. -2001.-Т.27.-№ 2.-С. 5.
  107. Г. Н. Адаптация к учебной деятельности детей 6−10 лет Новосибирска в зависимости от некоторых факторов среды. Автореф.. канд биол. наук. Новосибирск. 1987. — С.24.
  108. Жданова J1.A. Адаптация первоклассников к началу систематического обучения в школе // Педиатрия. 1984. — № 1. — С. 47.
  109. Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, Р. А. Клайпетера. М.: Медицина. — 1990. — 46 с.
  110. Р.Ю., Финкельберг А. Л., Ильюченок И. Р., Фтанас Л. И. Взаимодействие полушарий мозга у человека. Новосибирск: Наука. -1989.- 166 с.
  111. Э.М., Анисова Е. А., Галеев А. Р. и др. Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека // Физиология человека. — 2001.-Т. 27.-№ 2.-С. 112−121.
  112. Э.М., Шорин Ю. П., Лурье С. Б. и др. Автоматизированная оценка адаптивных возможностей организма у лиц с различным морфотипом // Физиология человека. 1992. — Т. 18. — № 1. — С. 97.
  113. В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск.: Наука. -1973.-74 с.
  114. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука.- 1980.- 191 с.
  115. В.П., Баевский P.M., Березин И. П. Проблемы массовых прогностических обследований населения и вопросы адаптации организма к факторам внешней среды // В кн.: Состояние и перспектива развития медицинской техники. М. — 1975. — С. 11 — 13.
  116. В.П., Тихомиров А. С. Проблемы адаптации и экологии человека в условиях тихоокеанского региона. Новосибирск. — 1979. -С. 16.
  117. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. — Новосибирск. 1986. — 120 с.
  118. Р.А. Системный анализ гемодинамических функций растущего организма // Новые исследования по возрастной физиологии. -М.: Педагогика. 1980. — № 1. — С. 31 — 35.
  119. Р.А., Панавене В. В., Преснякова Н. М. Возрастные особенности реакции сердечно — сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика. — 1980. — № 1. С.33−37.
  120. В.М., Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами средних структур у правшей // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Наука. 1976. — 48 с.
  121. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. М.: Медицина. — 1970. — 270 с.
  122. Д. А., Граченко О. П. Исследование межполу тарной асимметрии у здоровых и больных шизофренией методом дихотического тестирования. // Физиология человека. 1981. — Т 7. — № 6.-С. 1034.
  123. М.Г., Фарбер Д. А. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Электрофизиологический анализ // Физиология человека. -1991. Т 17. — № 1. — С. 5.
  124. В.И., Фарбер Д. А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. М. — 1977. — С.5.
  125. Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. — М.: Педагогика. 1987. — 152 с.
  126. О.В., Шатило В. Б., Шатило Т. В., и др. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека // Физиология человека. — 1991. -Т. 17.-№ 2.-С. 31.
  127. Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука. 1983. С. 23 — 25,170, 270.
  128. С.Г., Гребнева Н. Н. Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния организма подростков в условиях адаптации к Северу // Физиология человека. 2000. — Т.26. — № 2. — С. 93 — 98.
  129. С.Г., Ройфман Н. Д., Диверт Г. М. и др. Системные реакции и центральные механизмы регуляции при адаптации к холоду и гипоксии // Вестник АМН. 1998. — № 9. — С. 9.
  130. О.А. Межполушарное взаимодействие и процессы востановления функций при очаговых поражениях мозга // Сб. докл. I Междунар. конф., посвящ. памяти А. Р. Лурия. М. 1998. — С. 126.
  131. О.А., Максакова О. А., Дьякова Н. В. Взаимодействие полушарий мозга при запоминании ритма движений // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 1. — С. 12 — 17.
  132. О.А., Найдин В. Л., Максакова О. А. Проявление функциональной асимметрии мозга в некоторых параметрах движений // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 4. — С. 94.
  133. А.В. Состояние сердечно-сосудистой и симпато— адреналовой систем у подростков 13−14 лет // Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань. -1984.-С. 76−83.
  134. А.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем у школьников 11−16 лет: Автореф. дисс. .канд. биол. наук. Казань. — 1990. — 25 с.
  135. О. О., Нидеккер И .Г., Кожевникова О. В. Метод компьютерного анализа ритма сердца у детей по данным суточного мониторирования // Физиология человека. 1995. — Т. 21. — № 2. — С. 160.
  136. Г. А., Войнов Б. А., Трофимчук A.M. Антропометрия в валеологии // Методические разработки для студентов дневного, вечернего и заочного обучения. Ростов-на-Дону. 1997. — 42 с.
  137. Г. А., Глумов А. Г. Функциональная межполушарная асимметрия мозга // Методические указания. Ростов-н/Дону. — 1991. -20 с.
  138. В.Р., Миннитаев Т. Ш., Дьяконова О. М. и др. Состояние здоровья детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях // Гигиена и санитария. 1993. -№ 11. — С. 38−41.
  139. Г. Ф. Биометрия. М. — 1980. — 294 с.
  140. В.П. Адаптивная доминантность и функциональная асимметрия мозга // Вестн. РАМН. 1998. — № 10. — С. 10.
  141. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск.: Наука. — 1988. — 193 с.
  142. М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука. 1972. — С. 182.
  143. М.Н., Русинов B.C., Симонов П. В. и др. Диагностика и прогнозирование функционального состояния мозга человека. М.: Наука. 1988.-207 с.
  144. М.Е. Статистические исследования показателей регуляции сердечного ритма // Физиология человека. 1987. — Т. 13. — № 6. — С. 965.
  145. О.В. Методика определения функциональной асимметрии у человека // В кн.: Вопросы морфологии, биохимии и авиационной медицины. -М.: Медицина. 1968. — С. 106−108.
  146. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд-е 2-е. М.: Изд-во МГУ. 1969. -504 с.
  147. М. А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека. // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 64.
  148. Д.С. Способ определения асимметрии тактильного восприятия // Психол. журнал. 1990. — Т. 11. — № 1. — С. 62.
  149. Д.С. Способ определения функциональной асимметрии головного мозга. А. с. № 1 708 301. Б. И. № 4. 1992.
  150. В.И. О проблеме адаптации. // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. — С.З.
  151. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. -Т. 24. — № 4. — С. 7.
  152. В.И. Функциональное состояние головного мозга человека // Механизмы деятельности мозга человека (Руководство по физиологии). 4.1. Л.: Наука. 1988. — 300 с.
  153. В.И., Леонова А. Б. Функциональное состояние человека // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука. 1993. — С. 10, 25.
  154. Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца. — М.:ФиС.- 1978. 154 с.
  155. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. — М.: Медицина. 1973. — С. 57 — 62.
  156. Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации. Срочный и долговременный этапы адаптации // Физиология адаптационных процессов. Руководство по физиологии. М.: Наука. -1986.-236 с.
  157. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М. — 1981. — 278 с.
  158. И.П. Когнитивная эволюция. М.: РОССПЭН. 1999. -С. 55−65.
  159. Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Российский педиатрический журнал. 1998.- № 1.- С. 12.
  160. В.М. Функциональная симметрия и асимметрий полушарий мозга. Тбилиси: Наука. 1973. — С. 94.
  161. В. М. Эзрохи В.Л. Взаимоотношение полушарий мозга. — Тбилиси.: Наука. 1986. С. 25 — 26.
  162. А.Р., Григорьева О. В. Физическое развитие и физическая работоспособность учащихся 8 лет // Всероссийский симпозиум «Растущий оганизм: адаптация к физической и умственной нагрузке»: Тез. докл. Казань. — 1998. — С. 83 — 84.
  163. У., Фейртаг М. Организация мозга//Мозг. М.: Мир.- 1982.83 с.
  164. И.Г., Федоров Б. М. Проблемы математического анализа сердечного ритма // Физиология человека. 1993. — Т. 19 — № 3. — С. 80.
  165. Н.Н., Афанасьев С. В., Михеев М. М. Организация моторного контроля и особенности функциональной асимметрии мозга у борцов // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 2. — С. 68 — 75.
  166. Нормальная физиология / Под редакцией К. В. Судакова — М.: МИА. -1999.-718 с.
  167. Основные механизмы адаптации человека / Под ред. Захарова В. Н. М.: Наука. 1993. 188 с.
  168. В.В., Баевский P.M., Емельянов М. Д., Хазен И. М. Очерки по космической физиологии. М.: Медицина. — 1967. — 170 с.
  169. В.В. Особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников: Автореф. дис. канд. биол. наук. — М.- 1979.- 21 с.
  170. А.Н., Кожевникова B.C. Адаптация первоклассников — семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе // Физиология человека. 1997. — Т. 23. -№ 6.-С. 44−48.
  171. Л.М. «Демоны» правого полушария // Человек. № 1. -1996.-С. 33−36.
  172. Л.М., Дудаева К. И. Амплитудно-временные параметры вызванных потенциалов зрительных и двигательных областей при зрительном и мысленном представлении образа // Журнал высшая нервная деятельность. Т. 2. — Выпуск № 5. — 1988. — С. 812 — 819.
  173. B.C. Мозг и мышление: «я» защищает «я» // Знание-сила. -1984.-№ 5.-С. 33.
  174. B.C. Мозг и мышление: в поисках своего я // Знание-сила. 1984.-№ 5.-С. 8−9.
  175. B.C. Мозг. Стратегия полушарий // Наука и жизнь. —1984. -№ 6.-С. 10−17.
  176. B.C. Разные формы отношения между сознанием и бессознательным // Вопросы философии. 1978. — № 2. — С. 70 — 78.
  177. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука.-1984.-98 с.
  178. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение. 1989. — С. 158 — 177.
  179. М.Н. Функциональная асимметрия мозга и эмоции. // Физиология человека. 2003. — Т. 34. — № 4. — С. 93−112.
  180. С.И. Возрастно-половые особенности адаптации детей 710 лет // Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. Казань. — 1994. — С. 99 — 100.
  181. С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Автореф. дисс. канд. биол. наук. — Казань. -1989.-21 с.
  182. М.П., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебное пособие. — М.: Академия. 1997. — 448 с.
  183. Г. Очерки об общем адаптационном синдроме / Пер. с англ. М.: Медгиз, 1960. 254 с.
  184. Н.Б. Состояние детей младшего школьного возраста при различных программах обучения. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Красноярск. -1999. -23 с.
  185. Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М.: Медицина. 1968. С. 419.
  186. . Ф. Асимметрия мозга. Л.: Наука. — 1981, — С. 167 — 170.
  187. .Ф. Парадоксы мозга. Лениздат. 1985. — С. 160 — 174.
  188. Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М.: Медицина. — 1979. — С. 79 — 82.
  189. Г. Н., Антонова Л. Г. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. — М.: Промедэк. -1993. 384 с.
  190. Г. Н., Жилов Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. М.: Медицина. — 1977. — 188 с.
  191. Э. Г. Доминантность полушарий. М.: МГУ. 1978. -95 с.
  192. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ. 1985. — 190 с.
  193. П.В. Функциональная асимметрия эмоций // Журн. высш. нерв, деятельности. 1998. — Вып. 2. — С. 375.
  194. Ф.Г. Механизмы и возрастные особенности адаптации сердца к длительному симпатическому воздействию. Дисс.. док. биол. наук. Казань. — 1974. — 400 с.
  195. Ф.Г., Абзалов Р. А., Ванюшин Ю. С., Крылова А.В., Савин
  196. B.Ф., Ситдиков P.P. Симпато-адреналовая система в адаптации развивающегося сердца к двигательгой активности // XV съезд Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова. -Кишинев, 1987. Л.: Наука. — Т. 2. — С. 547 — 548.
  197. Ф.Г., Русинова С. И., Крылова А. В., Самигуллин Г. Х. Изменение физической работоспособности детей 7−17 лет с возрастом и в течение учебного года // Функции двигательного аппарата человека и животных. Казань: Изд-во КГУ. — 1986. — С. 148 — 154.
  198. А.Д. Физиологические адаптации и поддержание восстановительного гомеостаза // Физиология человека. 1982. — Т. 2,1. C.355.
  199. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 1983. — 256 с.
  200. Т.И. Задачи органов здравоохранения по охране психического здоровья детей и подростков // Детский доктор.- 1999. -№ 1.-С.7.
  201. К.В. Общая теория функциональных систем. М.: Медицина.- 1984.-221с.
  202. К.В., Умрюхин Е. А. Теория хаоса: преобразующая роль функциональных систем. // Рос. физиол. журнал. 1997. — Т. 83. — № 5- 6. С. 190.
  203. А.Ю., Миррахимов М. М. Сердечно-сосудистая система // Экологическая физиология. Адаптация человека к различным климатогеогрфическим условиям. Д.: Наука. 1988. — С. 342 — 360.
  204. Г. И. Мальцева Л.Н., Короткевич В. И. Количественный подход к оценке психофизиологического состояния здоровья учащихся гимназии // Физиология человека. 1995. — Т. 21. — № 1.- С. 111.
  205. О.П. Функциональная асимметрия мозга и принципы анализа лексического и грамматического материала // Физиология человека. -2001. Т. 27. — № 1. — С. 29 — 35.
  206. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика. — 1985. -88 с.
  207. И.О., Андреева И. Т. Сенситивные периоды развития сердечно-сосудистой системы. Влияние экологических и гелиометеофакторов // Материалы XVII съезда физиологов России. -1998.-С. 16.
  208. Е.А. Принципы физиологической регуляции функций организма при незавершенной адаптации. // Физиология человека. — 2001.-№ 1.-С. 127- 133.
  209. Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии № 2. — 1998. — С. 21 — 36.
  210. Д.А., Алферова В. В., Бетелева Т. Г. Онтогенез функциональной асимметрии // Принципы и механизмы деятельности мозга человека. Д.: Наука. — 1985. — 80 с.
  211. Д.А., Безруких М. М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка. // Физиология человека. 2001. — № 5. — С. 8- 16.
  212. Д.А., Семенова J1.K., Алферова В. В. и др. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JL: Наука. — 1990.- 198 с.
  213. ДА. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JL: Наука. — 1990.- 168 с.
  214. Физиология развития ребенка / Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер.- М.: Педагогика. 1983. — 296 с.
  215. Физиология человека / Под ред. член-корреспондента АМН СССР Косицкого Т. И. М.: Высшая школа. 1981. — 142 с.
  216. Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая): в 2-х частях. Под редакцией А. Б. Когана. М.: Высшая школа. — 1984.
  217. Физиология человека под редакцией Р. Шмидта и Г. Тевса. изд. 2-е, дополненное и переработанное, в 3-х томах. — М.: Мир. — 1996. — 880 с.
  218. Е. Соционика для вас. Сибирский хронограф. 1994. — 96 с.
  219. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева М.- 1975. — 277 с.
  220. Функциональная асимметрия и адаптация человека / Под редакцией Казначеева В. П. Л.: Медицина. — 1967. — 344 с.
  221. Функциональные системы организма / Под редакцией К. В. Судакова. М.: Медицина. — 1987. -432 с.
  222. Функциональные состояния мозга / Под редакцией Соколова С. Н. И др. М.: Наука. — 1975. — 209 с.
  223. В.И., Шестаков С. И., Степанов Ю. М. Функциональная асимметрия организма и приспособленность человека к жизни и работе в Заполярье // Региональные особенности здоровья жителей Заполярья. Новосибирск.: Изд-во АИН. — 1983. — С. 62.
  224. Г. З., Булекбаева С. Е. Адаптационные возможности школьников и инновационные образовательные технологии // Физиология развития человека. 2000. — С. 46 — 48.
  225. А.Я. Математические основания статистической механики // Математическое моделирование биологических процессов / Под ред. Молчанова A.M. М.: Наука. 1979. — 170 с.
  226. Е.Д., Гасимов Ф. М. Особенности вербальных функций при различных типах межполушарной организации мозга в норме // Вестник МГУ. Серия 14. — 1994. — № 9. — С. 36.
  227. А.Г., Фарбер Д. А. Основные направления исследований физиологии развития ребенка. Итоги и направления // Физиология человека. 1983. — Т. 9. — С. 3 — 17.
  228. С.Б., Подколодный Н. Л. Метод статистической оценки вариабельности и структуры сердечного ритма // Физиология человека. -1986.-Т. 12.-№ 2.-С. 338.
  229. Т.В., Деглин В. Л. Метафорическое и силлогическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга //
  230. Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. Уч. зап. ТГУ. — Тарту. — 1986. — Т. 19. С. 68.
  231. М.Т., Звиняцковский Я. И. Некоторые методические подходы к изучению комплексного влияния внешней среды на население // Гигиена и санитария. 1975. — № 11. — С. 5 — 20.
  232. В.И., Левин В. Р., Левин М. Я. Критические периоды в жизни человека. Л.: Наука. — 1975. — 181 с.
  233. Н.И. Особенности вегетативной регуляции у детей в покое и при различных стрессовых нагрузках (По данным математического анализа сердечного ритма) / Сб. ст.: Вариабельность сердечного ритма. -Ижевск.- 1996.-С. 118−121.
  234. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности детей. Ижевск. — 1991. — 417 с.
  235. Ф.А., Нидеккер И. Г., Бродецкая Е. Е. Индивидуальные особенности реакции кардиореспираторной системы у человека при адаптации к высокогорью // Физиология человека. 1991. — Т. 15. — № 4. -С. 105.
  236. В.К., Рудченко Н. Б. Экология и здоровье детей (обзорлист) // Экология и здоровье детей / Под ред. М. Я. Студеникина, А. А. Ефимовой. -М.: Медицина. 1998. — С. 66 — 92.
  237. М.А. Критерии адаптации человека к холоду // Бюл. СО АМН СССР. -1981. № 6.- 43 с.
  238. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 65 -68.
  239. Acselrod S., Gordon D., Ubel D. et al. Power spectrum ana of heart rate fluctuation: aguantitative prube of beat — to — beat cardi ovascular control // Science. — 1981. — V. 213. № 10. — P. 220.
  240. Anderson I. R. Cognitive Psychology and its. Implication. New York. 1980.
  241. Arvanitaki A., Chalazonitis N. Potentials dactivite du soma neuronigue giant (Aplysia) // Arch. Sci. Physiol. 1955. V. 9. P. 115.
  242. Bogen J. E. The Other Side of the Brain / VII. Some. Educational Aspects of Hemispheric Specialization. V. 17. 1975. P. 24 32.
  243. Creutzfeldt O. D. Cortex Cerebri: Leistung, strukturelle and funktionelle organisation der Hirnrinde, Berlin, Springer, 1983.
  244. Day L.B., MacNeilage P.F. Postural asymmetries and language lateralization in humans (Homo sapiens) // J. Сотр. Psychol. 1996. V. 110. P. 88.
  245. Eccles J. C. The Understanding of the Brain. New York, St. Louis, San Francisco, Diisseldorf, MeGraw-Hill, 1973.
  246. M. S. (Ed.). Neuropsychology. Handbook of Behavioral Neurobiology, V. 2, New York, London, Plenum Press, 1979.
  247. Gazzaniga M. S. The Social Brain. Nev York., Basic Rooks, 1985.
  248. Gazzaniga M. S., Le Doux Т. E. The integrated mind. 1978. New York-London: Plenum Press. 168 P.
  249. Geffen G.M., Jones D.L., Geffen L.B. Interhemispheric control of manual motor activity // Behav. Brain Res. 1994. V. 64. P. 131.
  250. N., Galabarda A. (Eds.) Cerebral Dominance. The Biological Foundations. Harvard, Harvard Univ. Press, 1984.
  251. Glucksberg S., Language and Thought In: The Psychology of Human Thought. P. 218.
  252. Grossman P., Karemaker J., Wieling W. Prediction of tonic parasympathetic cardiac control using respiratory sinus arrhythmia: The need for respiratory control // Psychophysiology. 1991. V. 28. № 2. P. 201.
  253. Kleiger R.E., Bigger J.T., Bosner M.S. et al. Stability over time of variables measuring heart rate variability in normal subjects // Amer. J. Cardiol. 1991. V. 68. P. 628.
  254. Kocel K.M. Age-related changes in cognitive abilities and hemispheric specialization // Neuropsychology of lefthandedness / Ed. J. Herron. N. Y.: Acad, press, 1980. P. 293.
  255. Healey J.M., Liederman J., Geschwind N. Handedness is not a unidimensional trait // Cortex. 1986. V. 22. P. 33.
  256. Huikuri H.V., Kessler K.M., Terracall F. et al. Reproducibility and circadian rhythm of heart rate variability in healthy subjects //Amer. J. Cardiol. 1990. — V.l. — P. 391.
  257. Jason G.W. Hemispheric asymmetries in motor function: I. Left hemisphere specialization for memory but not performance // Neuropsychologia. 1983. V. 21. P. 35.
  258. Tessel Т. M., Kandel E. R. Synaptis transmission: a bidirectional and selfmodifiable form of cell-cell communication // Cell 72 / Neuron 10. Review suppl. 1993. Tanuary. P. 1.
  259. Kimura D. Acguisition of a motor skill after left hemisphere damage // Brain. 1977. V. 100. P. 527.
  260. Kleiger R.S., Bigger J.T., Bosner M.S. et al. Stability over time of variables measuring heart rate variability in normal subjekts //Amer. J.Cardiol. 1991. — V. 26. — P. 626.
  261. Leiguarda R., Starkstein S., Berthier M. Anterior callosal hemorrhage: a partial interhemispheric disconnection syndrome // Brain. 1989. V. 112. P. 1019.
  262. Liepmann H., Maas O. Fall von Linksseitiger Agraphie und Apraxie bei Rechsseitiger Lahmung // J. fur Psychol, und Neurol. 1987. Bd. 10. S. 214.
  263. Leonard G., Milner B. Contribution of the right frontal lobe to the encoding and recall of kinesthetik distance information // Neuropsychologia. 1991. V. 29. № 1. P 47.
  264. Mattay V., Santha A., Van Horn J. Et al. Motor function and hemispheric asymmetry: a whole brainEcho planar FMRI Study // Neuroimage. 1996. V. 3. Suppl. P. 398.
  265. Ornstein R. The Psychology of Consciousness. New York. 1977.
  266. Pagani M., Lombardi F., Guzzetti S. et al. Power spectral analysis of heart rate and arterial pressure variabilities as a marker of seympatho vagal interaction in man and conscious olog // Circul. Res. — 1986. — V. 59. — P. 178.
  267. Pomeranz В., Macaulay R.J.B., Comdill M.A. et al. Assesment of autonomic function in humans by heart rate spertral analysis //Amer. J. Physiol. 1985. — V. 248. — P. 151.
  268. Reinveng I. Aphasia and Brain Organisation. New York, Plenum Press, 1985.
  269. Rossi В., Zani A. Differences in hemispheric functional asymmetry between athletes and nonathletes: evidence from a unilateral tactile matching task // Percept. Mot. Skills 1986. V. 62. P. 295.
  270. F.O., Worden F. G. (Eds). The Neurosciences Third Study Program. Cambridge / Mass, and London. The MJTpress, 1974.
  271. Selman A., McDonald A., Kitney R. et al. The interaction betwen heart rate and respiration: part 1 experimental studies in man // Automedica. -1982.- № 4. -P. 134.
  272. Sperry P.W. Brain Bisection and Consciousness / Brain and Conscious Experience. New York, 1966.
  273. Sperry P.W. Hemispheric Disconnection and Vnity in Conscious Awareness // American Psychologist. 1968. V. 23. P. 723 733.
  274. Sperry P. A modified concept of consciousness. Physiol., Rev., 76, 532 (1969).
  275. Sperry P. Lateral specialisation in the Surgically separated hemispheres. -In: The nevroscience III. Cambridge: MJGpress. 1974.
  276. Springer S. P., Deutsch G. Left Brain, Right Brain, 2 nd Ed. New York, Freeman, 1985.
  277. Tartaglione A., Inglese M.L., Bandini F. et al. Hemisphere asymmetry in decision making abilities. An experimental study in unilateral brain damage //Brain. 1991. V. 114. P. 1441.
  278. Tool T. Scanning short-term motor memory // Differ perspective in motor leaning, memory and control. North Holland: Elsevir Science Publishies. 1985. P. 121.
  279. Zaidel D., Sperry R.W. Some long term motor effects of cerebral commissurotomy in man//Neuropsychologia. 1977. V. 15. P. 193.
  280. Walter C.D., Swinnen S.P., Corcon D.M. et al. Coping with systematic bias during bilateral movement // Psychol. Res. 1997. V. 60. P. 202.
Заполнить форму текущей работой