Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая задача преследовала выделение основных особенностей, определение компонентов процесса формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе и определение их взаимосвязи (целевой компонент, содержательный компонент, организационный компонент и оценочный компонент… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Состояние проблемы формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в теории и практике высшего профессионального образования.

1.2. Структурно-содержательная модель процесса формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.

1.3. Комплекс педагогических условий формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

2.1. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности студентов к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.

2.2. Методика реализации модели процесса формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в профессиональной деятельности.

2.3. Результаты и

выводы опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общий аспект проблемы нашего исследования заключается в определении путей повышения эффективности формирования профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы исследования определяется следующими факторами. В современных социально-экономических условиях отмечаются факты ухудшения состояния здоровья детей.

Официальная статистика Всемирной организации здравоохранения отмечает, что за последние годы состояние здоровья школьника ухудшилось на 47%. К окончанию школы лишь 10% выпускников можно отнести к категории здоровых.

Неуклонный рост заболеваемости школьников подчеркивают многие ученые (М.М. Безруких, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, Т. В. Карасева, В. В. Колбанов, Г. А. Кураев, А. А. Найн и др.)

В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст.2- 51) государственная политика в области образования основывается на шести принципах, первым из них выступает принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Россия относится к числу стран, где здоровье детей и взрослого населения постоянно ухудшается, что представляет реальную угрозу безопасности страны и эта проблема касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. В качестве приоритетной государственной политики Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию назвал сохранение и укрепление здоровья школьника: «.именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.».

Сегодня такая наука как педагогика все больше стала обращать внимание на сохранение здоровья учащихся в процессе обучения. Воспринимать, понимать, запоминать информацию, формировать определенные знания умения и навыки у учащихся возможно только в условиях такой образовательной системы, которая в первую очередь заботилась, сохраняла и развивала бы здоровье подрастающего поколения.

Публикации в педагогической прессе за последние годы ориентируют на проведение всевозможных мероприятий, создание специальных курсов, программ по здоровьесберегающим образовательным технологиям для реализации условий здоровьесберегающего образовательного процесса.

Правовой основой таких мероприятий является закон Российской Федерации «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка», проект Национальной доктрины образования Российской Федерации, концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Нормативной основой реализации гражданами права на здоровье в Российской Федерации являются Конституция РФ (1993) и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Нормативно-правовое обеспечение здоровьесбережения обучающихся российских общеобразовательных учреждений представлено рядом документов, например следующими:

— Закон РФ «Об образовании» 1992 г.;

— Приказ Минздрава России и Минобразования России № 186/272 от 30.06.1992 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;

— Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»;

— Санитарно-эпидемиологические правила. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178−02 (2002);

— Приказ Министерства здравоохранения РФ 21.03.2003 № 114 «Об утверждении отраслевой программы „Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003;2010 годы“» и другие.

В решении проблемы обеспечения здоровья учащихся в школе, одним из самых главных условий ее разрешения является соответствующая готовность будущего учителя. При этом такого рода готовность, на наш взгляд, должна предполагать формирование профессиональных знаний и умений по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе обучения детей в средней общеобразовательной школе.

Профессиональная подготовка на современном этапе своего развития позволяет обеспечивать высокий уровень подготовки педагогов с учетом требований современной парадигмы образования.

Сложившаяся в стране система профессиональной подготовки во многих своих аспектах требует изменения. Уровень жизни страны, общества и человека во многих странах определяется не только материальными и духовными ценностями, а прежде всего, определяется уровнем состояния здоровья человека и общества в целом. Здоровье — это не только отсутствие болезней, недугов или физических дефектов, но и состояние человека полного физического, психического и социального благополучия.

В связи с этим, можно сказать, что в настоящее время профессионально-педагогическое образование должно обеспечить подготовку каждого учителя к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Учитель технологии и предпринимательства в процессе обучения на уроках технологии, в первую очередь, должен использовать здоровьесбере-гающие образовательные технологии. А это значит, обеспечение таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса. Учитель технологии и предпринимательства должен понимать ценность здоровья каждого учащегося, должен оценивать свое преподавание с позиции того, насколько полезны, эффективны уроки технологии с точки зрения здоровьесбереже-ния и, соответственно, должен уметь применять здоровьесберегающие образовательные технологии. Однако получаемый будущим учителем технологии и предпринимательства в педагогических вузах объем знаний по здоровьес-берегающим образовательным технологиям является недостаточным для их реализации в профессиональной деятельности.

Сегодня образовательный процесс в вузе нужно рассматривать неразрывно с оздоровительной деятельностью, так как воспитание гармонично развитой личности предполагает наряду с реализацией интеллектуального потенциала формирование высоких нравственных и духовных качеств, а также, что очень важно, формирование готовности к здоровьесбережению студентов высшей школы.

Результаты исследования по проблеме готовности к профессиональной деятельности в целом, и к здоровьесберегающей деятельности, как одной из важнейших ее аспектов в условиях гуманизации образования отражены в трудах Н. П. Абсакаловой, Л. И. Божович, М. Я. Виленского, М. И. Дьянченко, Г. К. Зайцева, О. А. Клестовой, О. И. Ковалевой, В. В. Колбанова, И.А. Кувши-новой, С. Ю. Лебедченко, А. И. Мищенко, И. Н. Никулина, Л. Н. Овчинниковой, Е. В. Осолодковой, И. В. Пичугиной, Л. С. Подымова, Г. Н. Серикова, В. А. Сластенина, Ф. И. Собянина, В. В. Сокорева и др.

Образовательная деятельность педагогических вузов по подготовке учителя технологии и предпринимательства (учителя трудового обучения) анализируется в работах А. Ф. Ахматова, О. И. Гогиашвили, А. С. Лынды, У. Н. Нишаналиева, Е. В. Романова, И. Т. Сенченко, В. Д. Симоненко, Д. А. Тхоржевского, Ю. Л. Хотунцева, Н. А. Шайденко, и др.

Проблема здоровья детей в школе, обучения культуре здоровья и применения здоровьесберегающих технологий в современном образовании, теория и практика здоровьетворящего образования представлены в работах М. М. Безруких, О. А. Кожиной, Т. Ф. Ореховой, Н. К. Смирнова, Н. В. Тверской и др.

Теоретические подходы к сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению их здорового образа жизни и вопросы физиологии и гигиены учащихся анализируют М. М. Безруких, О. А. Кожина и др. Вопросы о здоровьесберегающем пространстве школы, обеспечивающем сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся, в разных аспектах раскрывают Н. К. Смирнов, Н. В. Тверская и др. Процесс организации здоровьетво-рящего образования в современной школе в рамках теоретической концепции исследовала Т. Ф. Орехова.

В то же время остаются нерешенными вопросы обеспечения соответствия практики теоретико-методическим обоснованиям подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к осуществлению здоровьесбе-регающих образовательных технологий.

На основе теоретического и практического анализа общего и профессионального образования можно констатировать наличие следующих противоречий между:

1) высоким уровнем потребности общества и государства в здоровом подрастающем поколении и недостаточной готовностью педагогических кадров, в том числе учителей технологии и предпринимательства, к обеспечению здоровьесбережения учащихся в условиях средней общеобразовательной школы;

2) потребностью вузов в оптимизации процесса подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесбере-гающих образовательных технологий и недостаточной теоретической разработанностью и научно-методической обеспеченностью данного процесса в системе высшего педагогического образования.

Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании процесса формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность проблемы исследования и обусловливает формулировку темы диссертационной работы — «Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесбере-гающих образовательных технологий».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-содержательную модель формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в вузе.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение процесса формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе.

В соответствии с целью и предметом исследования определена следующая гипотеза исследования: повышение эффективности формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе обеспечивается, если:

1) разработана и внедрена структурно-содержательная модель процесса формирования готовности, основными компонентами которой являются: целевой, содержательный, организационный и оценочный компоненты;

2) реализуется комплекс педагогических условий формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий: организация профессиональной подготовки студентов на принципах здоровьесберегающих образовательных технологийреализация программы спецкурса «Здоровьесберегающие образовательные технологии в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства» в роцессе профессиональной подготовкисоздание здоровьесберегающего образовательного пространства для здоровья и развития личности студента в высшем учебном заведении.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:

1) определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике высшего образования, уточнить понятийный аппарат проблемы;

2) выделить особенности, определить компоненты процесса формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, определить их взаимосвязь;

3) в рамках разработанной модели выделить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий;

4) разработать и апробировать методику реализации педагогических условий по формированию готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теории профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева,

A.Г. Гостев, Ю. М. Забродин, А. Я. Найн, и др.) — теоретические основы подготовки специалистов в педагогических вузах (О.А. Абдуллина, P.M. Асадул-лин, А. С. Гаязов, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Н. Я. Сайгушев, В. В. Сериков,

B.А. Сластенин) — концепция целостного процесса формирования личности (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Ю. П. Сокольников и др.) — концепции, определяющие сущностную основу здоровья, его сохранения и здорового образа жизни (М.Я. Виленский, Т. В. Кружилина, A.M. Митяева, Т. Ф. Орехова, Н. К. Смирнов, и др.) — современные достижения педагогов — исследователей и практиков в области разработки способов сохранения здоровья учащихся в процессе образования (М.М. Безруких, Г. К. Зайцев, В. И. Ковалько, В.В. Кол-банов, Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков, Н. К. Смирнов, Е. В. Советова и др.) — проблемы совершенствования подготовки учителей технологии и предпринимательства (учителей трудового обучения) (Г.И. Кругликов, А. С. Лында, Н. В. Матяш, Е. М. Муравьев, Э. Д. Новожилов, В. А. Поляков, В. М. Распопов, Е. В. Романов, А. Н. Сергеев, В. Д. Симоненко, Д. А. Тхоржевский, Ю.Л. Хо-тунцев и др.) — разработка и обоснование педагогических (образовательных) технологий (В.П. Беспалько, И. Ф. Исаев, М. В. Кларин, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, В. А. Сластёнин и др.).

Организация и база исследования. Экспериментальная работа в ходе исследования проводилась на базе Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» и ГОУ ВПО «Магнитоу горский государственный университет» со студентами специальности «Технология и предпринимательство». В эксперименте приняли участие 344 студента, 12 преподавателей вуза для общей организации и 23 учителя технологии. Теоретическое и экспериментальное исследование проводилось нами в три этапа с 2006 по 2010 год.

Первый этап (2006;2007гг.) — подготовительный. Осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования, анализировался педагогический опыт работы вузов по подготовке будущих учителей. Это позволило определить исходные параметры исследования, его предмет, структуру, гипотезу, методологию и методы, понятийный аппарат. Разрабатывалась программа диагностики искомой готовности. Спланирован и проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление исходного уровня готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий будущих учителей технологии и предпринимательства.

Применялись следующие методы исследования: анализ научной литературыконстатирующий экспериментанкетированиетестированиеэкспертная оценка, беседа.

Второй этап (2007;2008 гг.) — основной. Разрабатывалась структурно-содержательная модель процесса формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе, уточнялся и экспериментально проверялся комплекс педагогических условий эффективности формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий. Разрабатывалась и апробировалась методика реализации педагогических условий, анализировался ход и результаты формирующего эксперимента. Использовались следующие методы исследования — анализ продуктов профессиональной деятельности, формирующий эксперимент, наблюдение, метод экспертной оценки, тестирование, статистические методы обработки данных.

Третий этап (2009;2010 гг.) — заключительный. Анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации к спецкурсу «Здоровьесберегающие образовательные технологии в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства». Методы исследования — синтез, обобщение и систематизация материала экспериментальной работыметоды наглядного представления результатов экспериментаметод интерпретации полученных экспериментальных данных и методы статистической обработки результатов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) разработана и теоретически обоснована структурно-содержательная модель процесса формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе, обеспечивающая комплексное формирование мотивационного, содержательного и операционального компонентов готовности;

2) определен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе в основе которого лежит интеграция деятельности студентов, преподавателей и руководителей образовательного учреждения;

3) на основе программы спецкурса разработана методика реализации комплекса педагогических условий по формированию готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении признаков понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии», готовность будущего учителя технологии к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий" в соответствии с особенностями процесса их профессиональной подготовки в вузе и особенностей образовательного процесса средней общеобразовательной школы.

Разработанная модель процесса формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе вносит существенный вклад в теорию профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по реализации комплекса педагогических условий формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе и в разработке спецкурса «Здоровьесберегающие образовательные технологии в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства», реализация которых повышает эффективность профессиональной деятельности.

Материалы исследования могут использоваться при модернизации действующих учебных планов и программ подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, а также в системе повышения квалификации работников образования, в разработке спецкурсов и спецсеминаров.

Обоснованность и достоверность выдвинутых положений обеспечены четким определением проблемы, задач и предметной области исследованияприменением совокупности методов, адекватных предмету, задачам и логике исследованияповторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследованияколичественным и качественным анализом экспериментальных данныхвнедрением результатов исследования в практику профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

На защиту выносятся:

1. Структурно-содержательная модель процесса формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, основными компонентами которой являются: целевой, содержательный, организационный и оценочный компоненты.

2. Комплекс педагогических условий формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий: организация профессиональной подготовки студентов на принципах здоровьесберегающих образовательных технологийреализация программы спецкурса «Здоровьесберегающие образовательные технологии в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства» в процессе профессиональной подготовкисоздание здоровьесберегающего образовательного пространства для здоровья и развития личности студента в высшем учебном заведении.

3. Методика реализации комплекса педагогических условий по формированию готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: публикаций печати в научных сборниках педагогических вузов гг. Москва, Ульяновск, Новосибирск, Липецк, Уфа, Магнитогорсквыступлений на семинарах естественно-технического факультета, кафедры теории и методики обучения технологии, кафедры педагогикивыступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет" — проведения лекций и семинаров спецкурса для будущих учителей технологии и предпринимательстваотчета о результатах исследования на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» и кафедры теории и методика обучения технологии Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Рекомендации, основные положения и выводы исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 14 публикациях. Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретическая и экспериментальная), заключения, списка литературы по проблеме исследования и приложения. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами и гистограммами.

Выводы по второй главе

1. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования. Действительно, организация процесса формирования у студентов готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий будет эффективной, если будет реализован комплекс педагогических условий: организация профессиональной подготовки на принципах здоровьесберегающих образовательных технологийреализация программы спецкурса «Здоровьесберегающие образовательные технологии в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства» в процессе профессиональной подготовкисоздание здоровьесберегающего образовательного пространства для здоровья и развития личности студента в высшем учебном заведении.

2. В (результате выполненного экспериментального исследования проt блемы формирования у студентов готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий подтверждена актуальность исследуемой проблемы. На формирующем и контрольном этапах эксперимента мы смогли убедиться, что предложенное нами методическое обеспечение формирования готовности и комплекс педагогических условий являются достаточно эффективными.

3. Содержательными элементами реализованной нами экспериментальной методики являются:

1) социальный заказ общества на обеспечение высокого уровня готовности студентов к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий;

2) цель — методическое обеспечение процесса формирования у студентов к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий;

3) реализация комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность формирования у студентов готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий;

4) разработка и реализация в соответствии с этими условиями комплекса методов формирования готовности студентов к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.

Мы установили, что каждое из выделенных условий является необходимым, но недостаточным для решения поставленной проблемы. Выделенный нами комплекс педагогических условий является необходимым и достаточным для формирования у студентов готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.

1. Основными критериями сформированности готовности студентов к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий являются: мотивационный, содержательный и операциональный.

2. Разработана и апробирована методика реализации педагогических условий и издан спецкурс"Здоровьесберегающие образовательные технологии в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства".

Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешность обучения детей в школе определяется уровнем состояния его здоровья. Для того, чтобы сохранить здоровья детей в процессе обучения, становится необходимым, чтобы использование здоровьесберегающих образовательных технологий было главным условием в подготовке будущего учителя. Между уровнем здоровья детей и уровнем подготовленности учителей по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий существует определенная зависимость, определяемая качеством профессиональной подготовки будущего учителя по вопросам здоровьесбережения, формируемая в период обучения в высшем учебном заведении.

Проведенное диссертационное исследование, которое было посвящено выявлению комплекса педагогических условий эффективного формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе, подтвердило важность решения на современном этапе развития высшего педагогического образования данной проблемы.

Исходным методологическим положением в исследовании стал анализ понятийного поля проблемы в следующей логике: здоровье — здоровьесбережение — педагогические (образовательные) технологии — здоровьесберегающие образовательные технологии — готовность будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.

В исследовании нами поставлено четыре задачи, решение которых определило научную новизну, теоретическую и практическую значимость диссертации.

В результате решения первой задачи было выявлено состояние решения проблемы в педагогической теории и практике высшего педагогического образования: выявлена специфика профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, уточнена сущностная характеристика готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии — это технологии, в которых последовательно реализуются спроектированный учебно-воспитательный процесс через программы, приемы и методы, не наносящие вреда здоровью субъектам образовательного процесса, а напротив сохраняющие и укрепляющие главную ценность человеческой жизни — здоровье. По нашему мнению, здоровьесберегающие образовательные технологии можно отнести к специализированным педагогическим технологиям. Поскольку педагогическая технология — это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а именно достижения высоких показателей, результатов педагогической деятельности в условиях благоприятной образовательной среды, то следует отметить, что первостепенной для этого является организация процесса обучения и воспитания, позволяющая сохранять и укреплять здоровье субъектов образовательного процесса, то есть наделенная здоровьесберегающими образовательными технологиями. Готовность будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в теории и практике высшего профессионального образования рассматривается нами как личностная составляющая, связанная с установкой на здоровый образ жизни, на сохранение и укрепление собственного здоровья, так и профессиональной составляющей, которая выражается в осознании необходимости определенных знаний и умений по здоровьесберегающим образовательным технологиям: Такая готовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью следующих ее структурных компонентов (мотива-ционного, содержательного, операционального).

Вторая задача преследовала выделение основных особенностей, определение компонентов процесса формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в средней общеобразовательной школе и определение их взаимосвязи (целевой компонент, содержательный компонент, организационный компонент и оценочный компонент). И на этой основе мы предоставили теоретическое обоснование структурно-содержательной модели процесса формировании готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий. Разработанная нами модель включает образовательный заказ, цель, задачи, взаимосвязанные компоненты готовности, педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели, этапы подготовки и уровни готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий. Все это позволило нам решить вторую задачу диссертационного исследования.

В ходе решения третьей задачи, нами теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий: организация профессиональной подготовки на принципах здоровьесберегающих образовательных технологийреализация программы спецкурса «Здоровьесберегающие образовательные технологии в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства» в процессе профессиональной подготовкисоздание здоровьесберегающего образовательного пространства для здоровья и развития личности студента в высшем учебном заведении.

По результатам педагогического эксперимента происшедшие изменения в уровнях готовности студентов к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий экспериментальной группы Э-4, в которой проверялся комплекс всех трех условий, не вызваны случайными причинами, а являются следствием комплексной реализации предложенных нами педагогических условий и реализации авторской методики формирования данной готовности. Это подтверждает нашу гипотезу и доказывает достоверность результатов.

Критериями сформированной готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в соответствии с нашей моделью мы определили: мо-тивационный (мотивациярефлексия личностного роста), содержательный (знания, необходимые для использования здоровьесберегающих образовательных технологий) и операциональный (умения, необходимые для использования здоровьесберегающих образовательных технологий). Среди ее многих показателей выбраны показатели для мотивационного критерия готовности — мотивы, активность, ценностные ориентации, приоритетные цели, оценка внутренней среды, волевой самоконтроль, самооценка достижений, удовлетворенность своими достижениямидля содержательного критерия готовности — полнота усвоения содержания теоретических знаний, прочность усвоения знанийдля операционального критерия готовности — полнота овладения умениями, прочность овладения умениями, самостоятельность, осознанность.

В процессе решения четвертой задачи мы разработали и апробировали методику реализации педагогических условий, издан спецкурс «Здоровьесберегающие образовательные технологии в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства».

Таким образом, проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  3. , О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки Текст. / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. — 1993.-№ 3.-С. 165- 170.
  4. , М.К., Козлова, В.Т. Обучаемость и здоровье школьника Текст. / М. К. Акимова, В. Т. Козлова // Здоровье школьника. 1990.- № 2. -С. 21−26.
  5. , Л.А., Багишаев, З.А. Профессионально-педагогическая мобильность: сущность, стратегии, векторы развития: монография Текст. / -Л.А. Амирова, З. А. Багишаев. М., 2004. — 191 с.
  6. , В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань, 2000. — 600 с.
  7. , Э.А. Безопасность жизнедеятельности Текст. / Э. А. Арустамов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004 496 с.
  8. , P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход Текст. / Р. М. Асадуллин.—Уфа: Б111И, 1999. —145 с.
  9. , П.Р. Технология и современное образование Текст. / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 11−14.
  10. , П.Р., Кожина, О.А., Овечкин, В.П., Симоненко В. Д., Хо-тунцев, Ю. Л. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе Текст. / П. Р. Атутов, О. А. Кожина,
  11. B.П. Овечкин, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев // Школа и производство. -№ 1. — С. 5−12.
  12. И. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Текст. / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. -2000.-№ 2.-С. 21−28.
  13. , Ю.К. Педагогика высшей школы: учебное пособие для университетов и пед. институтов Текст. / Ю. К. Бабанский. Алма-Ата: Мектеп, 1989.-175 с.
  14. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 197 с.
  15. , Ю.К., Журавлёв В. И., Розов В. К. Введение в научное исследование по педагогике Текст. / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлёв, В. К. Розов: под ред. В. И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  16. , Н.Г. Формирование рефлексивной готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности: дисс. канд. пед. наук Текст. / Н. Г. Баженова. Магнитогорск, 2006.- 179 с.
  17. , JI.B., Серебренников, JI.H., Солдатов, В.В. и др. Обучение технологии в средней школе: 5−11 кл. Текст. / JI.B. Байбородова, JI.H. Серебренников, В. В. Солдатов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-208 с.
  18. , А.А. Здоровье российских детей Текст. / А. А. Баранов // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 41−45.
  19. , С.Я. Профессиональная педагогика Текст. /
  20. C.Я. Батышев. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. -904 с.
  21. , В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников, дис.. д-ра пед. наук. Текст. / В. А. Беликов. Челябинск, 1995. — 389 с.
  22. , В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография Текст. / В. А. Беликов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
  23. , В.А. Теоретические основы решения педагогических проблем Текст. / В. А. Беликов. Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 41 с.
  24. , В.А., Пимштейн, И.М. Организация педагогического эксперимента в школе и учебно-воспитательных учреждениях: методические рекомендации для организаторов экспериментальной работы Текст. / В. А. Беликов, И. М. Пимштейн. Магнитогорск, 1994. 22 с.
  25. , В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография Текст. / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  26. , А.П. Профессионально-педагогические технологии обучения в профессиональном учебном заведении Текст. / А. П. Беляева. СПб, 1995.-227 с.
  27. , Е.П., Гонеев, А.Д., Пашков, А. Г. Педагогика профессионального образования Текст. / Е. П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  28. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: ИПО МО Россия, 1995. — 336 с.
  29. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 169 с.
  30. , В.П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.-304 с.
  31. , М.М., Ефимова, С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Текст. / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. — М: Академия, 1996.-240 с.
  32. , М.М. Здоровьесберегающая школа Текст. / М. М. Безруких. — М.: Московский психолог социальный институт, 2004. — 240с.
  33. , Н.А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях Текст. / Н. А. Бирюкова // Гигиена и санитария. 2006.- № 1. С. 76−77.
  34. , В.М. Психология и педагогика для студентов вузов Текст. / В. М. Богаров Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 248 с.
  35. , В.В. Научный эксперимент Текст. / В. В. Быков. М.: Наука, 1989.- 176 с.
  36. , А.С. Профессиональное образование. Методология деятельности: монография Текст. / А. С. Валеев и др. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. 334 с.
  37. , А.С. Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства Текст. / А. С. Валеев // Сибирский педагогический журнал. 2009. — № 4. -С. 41−55.
  38. , А.Б. 108 путей к блестящей идее Текст. / А. Б. Ванганди.- Минск: Попурри, 1996. 224 с.
  39. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  40. , С.М. Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: Словарь Текст. / С. М. Вишнякова. М.: НИИВО, 1996.-43 с.
  41. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников Текст. / под редакцией А. Г. Хрипковой. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 112 с.
  42. , И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты Текст. / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. 2001.- № 1.- С. 48−59.
  43. , JI. Культура здоровья будущего педагога в контексте профессиональной подготовки Текст. / JI. Волошина // Педагогика. 2005. -№ 8.-С. 124.
  44. , А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы Текст. / А.С. Гаязов-Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т., 1995. -237 с.
  45. , Я.М. Здоровьесберегающие технологии в современном вузе Текст. / Я. М. Герчак // Прикладная экология и психоанализ. 2007. — № 1. — С. 62−66.
  46. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Текст. // Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 03.00.60. -Технология и предпринимательство. М., 2000. — 22 с.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Текст. // Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 03.00.60. -Технология и предпринимательство. М., 2005. — 22 с.
  48. , М.И., Краснянская, К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
  49. , Г. Г. Концепция дополнительности в философии образования человека (диалектика и психология мышления): монография Текст. / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 230 с.
  50. , Е.Г. Повышение эффективности экономической подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства в университете: Автореф. дис .канд. пед. наук. Текст. / Е. Г. Гришакина. — Магнитогорск, 2006. — 27 с.
  51. Гласе, Док., Стенли, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Док. Гласе, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  52. , В.В. Виды общения в обучении Текст. / В. В. Давыдов. -М., 1972.-424 с.
  53. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. Даль. М.: Русский язык, 1981. — Т 2. — 779 с.
  54. , Л.Я. Проблемы и перспективы сохранения здоровья детей в процессе образования Текст. / Л. Я. Доцоев // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / под ред Т. Ф. Ореховой. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 162с.
  55. , Л.Я., Аксенов, В.В., Тутачиков, А.Т., Усынин, A.M. Здоровьесберегающее образование в средней школе: монография Текст. / Л. Я. Доцоев, В. В. Аксенов и др.- Челябинск: ООО «Рекпол», 2006. 304 с.
  56. , М.И. Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) Текст. /
  57. М.И. Дьяченко, JLA. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978. — 320 с.
  58. , М.И., Кандыбович, Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. М.: Хэлтон, 1998. — 399 с.
  59. , В.М., Сергеева, О.В. Эколого-валеологический компонент в образовательной области «Технология» Текст. / В. М. Заечник, О. В. Сергеева. Тула., 2002. — 50 с.
  60. , В.М., Сергеева, О.В., Ишмуратова, М.Ш. Эколого-валеологический компонент в образовательной области «Технология Текст. / В. М. Заечник, О. В. Сергеева, М. Ш. Ишмуратова // Школа и производство. -2003 г. № 1.-С. 10.
  61. , Г. К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования Текст. / Г. К. Зайцев // Ва-леология. 1997. — № 4. — С.14−21.
  62. , Г. К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологиче-ского исследования Текст. / Г. К. Зайцев.- СПб.: СПб ГУПМ, 1995. 53 с.
  63. , Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей Текст. / Г. К. Зайцев. СПб.: Акцидент, 1998.-159 с.
  64. Закон Российской Федерации «Об образовании» с изм. и доп. на 2009 год Текст. М.: Эксмо, 2009. — 80 с.
  65. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: методические рекомендации Текст. / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М., 2002.
  66. Здоровье детей России (состояние и проблемы) Текст. / под ред. акад. РАМН А. А. Баранова М., 1999. — 273 с.
  67. , Н. В Методическая подготовка учителя технологии Текст. / Н. Зеленко // Высшее образование в России. 2006 г. — № 4. — С. 132−134.
  68. , Д.И. О состоянии здоровья детей России Текст. / Д. И. Зелинская // Здоровье школьника. 1995 г. — № 2. — С. 5−7.
  69. , Э.Ф., Шахматова, О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста Текст. / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург, 1999. — 224 с.
  70. , Э.Ф. Психология профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000. -С. 181−224.
  71. , И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст. / И. Ф. Исаев. М.: Белгород, 1993. — 219 с.
  72. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст. / И. Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  73. , О.В. Направленность методической работы по формированию готовности учителей к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / О. В. Клестова Челябинск, 2006. — 22 с.
  74. , Т.Е., Кувшинова, И.А. Педагогический эксперимент: учеб. пособие Текст. / -Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 158 с.
  75. , Т.Е. Педагогическая диагностика : учеб. пособие Текст. / Т. Е. Климова. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
  76. , О.И. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья : дисс.. канд. пед. наук Текст. / О. И Ковалева. Ставрополь, 2004. — 161с.
  77. , В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1−4 классы Текст. / В. И. Ковалько -М.: ВАКО, 2007. 304 с.
  78. , И.Ш. Учителю домоводства диплом педвуза Текст. / И. Ш. Коган //Школа и производство. — 1995. — № 1. — С. 35−36.
  79. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: «Академия», 2001. -176 с.
  80. , В.В. Валеология: основные понятия- термины и определения Текст. / В. В. Колбанов. Санкт-Петербург: ДЕАН, 2001.- 52с.
  81. , В.В., Зайцев Т. К. Валеология в школе Текст. / В. В. Колбанов, Т. К. Зайцев. СПб.: Лениздат, 1992. — 52 с.
  82. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Текст. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 656 с.
  83. , Я.А. Великая дидактика. Избранные пед. сочинения Текст. / Я. А. Коменский. М., 1982. — Т.1. -329 с.
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ № 175 б-р от 29 декабря 2001 г.// Официальные док. в образовании. 2002. — № 4. — С. 3−31.
  85. , Г. И. Профессионально-педагогическая деятельность учителя технологии Текст. / Г. И. Кругликов // Школа и производство. 1998. — № 5. — С. 25−27.
  86. , Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом Текст. / Г. И. Кругликов М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  87. , В.А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М., 1986. 432 с.
  88. , И.А. Здоровьесбережение в условиях педагогического эксперимента: учебно-методическое пособие Текст. / И. А. Кувшинова. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. 56 с.
  89. , И.А. Педагогический эксперимент в методологии научных исследований: учебно-методическое пособие для студентов педвузов Текст. / И. А. Кувшинова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 102 с.
  90. , И.А. Формирование готовности будущего учителя к осуществлению здоровьесберегающего эксперимента : дис.. канд. пед. наук. Текст. / И. А. Кувшинова. Магнитогорск: МаГУ, 2004.- 183 с.
  91. , Н.А. Организационно-педагогические условия сохранения здоровья учащихся в образовательном пространстве школы : — автореф. дис.. канд. пед. наук. Текст. / Н. А. Кузнецова — Чебоксары, 2009. 24 с.
  92. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. JI.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 144 с.
  93. , Ч. Основы общей дидактики Текст. / Ч. Куписевич. М.: Высш. шк., 1986. — 376 с.
  94. , Г. А., Сергеев, С.К., Шленов, Ю.В. В ал ео логическая система сохранения здоровья населения России Текст. / Г. А. Кураев, С. К. Сергеев, Ю. В. Шленов // Валеология. 1996. — № 1 — С. 7−17.
  95. , А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике Текст. / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  96. , С.Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки : — автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / С. Ю. Лебедченко. Волгоград, 2000. — 22 с.
  97. , В.И. Щипкова, Т.Ю., Шклярова, О.А. Здоровьсбере-гающие технологии в условиях модернизации образования Центрального административного округа Текст. / В. И Лопатина, Т. Ю. Щипкова, О. А. Шклярова. М.: Пушкинский институт, 2003. — 96с.
  98. , А.С. Принципы трудового обучения Текст. / А. С. Лында // Школа и производство. 1998. — № 1. — С. 11−15.
  99. , Ю.Е., Быков, А.Т., Маляренко, Т.Н., Матюхов А. В. Биологическая сущность здоровья Текст. / Ю. Е. Маляренко, А. Т. Быков, Т. Н. Маляренко, А. В. Матюхов // Валеология. 2005. № 1. — С. 5−16.
  100. , Ю.С. Средовой подход в воспитании Текст. / Ю. С. Мануйлов // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 36−41.
  101. , Д.Ю. Здоровьесберегающие технологии в констексте социально-культурной деятельности Текст. / Д. Ю. Мемешкин // Культура управления, экономика, право.-2005. № 2.- С. 12−13.
  102. , Л.М. Концепция профессионального развития и сохранения здоровья учителя как основа образовательной политики Текст. / Л. М. Митина // Школа здоровья. 2000. — № 2. — С. 43−51.
  103. , Л.М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога Текст. / под ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.
  104. , A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии Текст. / A.M. Митяева — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.
  105. , А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса : автореф. дис. д-ра пед. наук. Текст. / А. И. Мищенко. М., 1992. — 32 с.
  106. , Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях Текст. / Е. М. Муравьев. Шуя: Изд-во Шуйского пединститута, 1996. — 156 с.
  107. , А .Я., Уметбаев, З.М. Педагогический эксперимент: методика и его организация: учеб. пособие Текст. / А. Я. Найн, З. М. Уметбаев -Магнитогорск: МаГУ, 2002. 127 с.
  108. , А.Я. Инновации в образовании Текст. / А. Я. Найн. Челябинск: ЧФ ИРПО МО РФ, 1995. — 288 с.
  109. , А.Я., Сериков, В.В. Проблема здоровья участников образовательного процесса Текст. / А. Я. Найн, В. В. Сериков // Педагогика. 1998. -№ 6. — С.53−57.
  110. Настольная книга учителя технологии: справ.-метод. пособие Текст. / сост. А. В. Марченко.- М.: ACT- Астрель, 2005. 430 с.
  111. , У.Н. Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки учителей трудового обучения Текст. / У. Н. Нишаналиев. Ташкент, 1998. — 239 с.
  112. , У.Н. Формирование личности учителя трудового обучения : проблемы и перспективы: монография Текст. / У. Н. Нишаналиев. -Ташкент: Изд-во «ФАН» Узбекской ССР 1990 г. 85 с.
  113. , A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития Текст. / A.M. Новиков. — М.: Эгвес, 2000. -269 с.
  114. , A.M. Как работать над диссертацией Текст. / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2003. — 104 с.
  115. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / A.M. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. -67 с.
  116. , A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательномучреждении Текст. / A.M. Новиков. М: РАО, 1996. — 134 с.
  117. , A.M. Профессиональное образование в России Текст. / A.M. Новиков. -М.: Просвещение, 1997.-254 с.
  118. Образование и здоровье Текст. / отв. редактор Курнешова JI.E. -М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2002. Выпуск 2. — 112 с.
  119. Образование и здоровье Текст. / отв. редактор Курнешова JI.E. -М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. Выпуск 3. — 176 с.
  120. , С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов 21-е изд., пе-рераб. и доп. Текст. / под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Рус. яз., 1989. —924 с.
  121. , С.И., Шведов, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов -М.: АЗЪ, 1995. 928 с.
  122. Оздоровление средствами образования и экологии: Материалы Всерос. нау.-практ. конф. по оздоровлению подрастающего поколения Текст. / гл. ред. В. В. Латюшин. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2005.-227 с.
  123. , Т.Ф. Теория и практика здоровьетворящего образования в школе : автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / Т. Ф. Орехова. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 44 с.
  124. , И.Л. Валеологическое сопровождение вариативного обучения в общеобразовательной школе: монография Текст. / И. Л. Орехова. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. 389 с.
  125. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: методическое пособие Текст. /под общ. ред. А. П. Беляевой. СПб., 1992. — 196 с.
  126. , О.А. Основы образовательной технологии Текст. / О. А. Орчаков. М.: МНЭПУ. 1998. — 67с.
  127. , Е.В. Формирование готовности студентов педвузов к осуществлению здоровьесберегающего обучения младших школьников : дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. В. Осолодкова. — Магнитогорск: МаГУ. 2003.- 171 с.
  128. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: метод, пособие Текст. / М. И. Марьин и др. М.: ВНИИПО, 1998. -117 с.
  129. Педагогика здоровья Текст. / под ред. В. Н. Касаткина. М.: ДИНКА-ПРЕСС, 1998. — 333 с.
  130. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 528с.
  131. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 2003. — 297с.
  132. Педагогика Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Пед. о-во России, 1998. — 640 с.
  133. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
  134. , В.О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры : дисс.. канд. пед. наук Текст. / В. О Петров. Ростов-на-Дону, 2005.- 201 с.
  135. , В. П. Валеолия человека. Здоровье — любовь красота Текст. / В. П. Петленко. — Санкт-Петербург: изд. «Петроградский и
  136. К0», 1998. Книга 1-я (T.l, Т.2 и Т. З). — 713 с.
  137. , А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, и содержание Текст. / А. И. Пискунов // Педагогика. 1995. -№ 4. — С. 59−63.
  138. , В.И. Требования к личности учителя в условияхвысокотехнологического общества Текст. / В. И. Пилиповский // Педагогика. 1997.-№ 5. — С. 97−103.
  139. , И.В. Содержательное обеспечение формирования готовности студентов педагогического колледжа к здоровьесбережению учащихся : автореф.. канд. пед. наук Текст. / И. В. Пичугина — Челябинск, 2000. — 24 с.
  140. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов.- М.: Наука, 1986. 264 с.
  141. , И.П. Педагогика : учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  142. , И.П. Педагогика Текст. / И. П. Подласый М.: Гуманитарный изд. центр «Владос», 1999. — Кн. 1. — 253 с.
  143. , В.М. Научно-педагогическая информация : Словарь-справочник Текст. / В. М. Полонский М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  144. В.М. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский. М.: Высш.шк., 2004. — 512 с.
  145. , В.А., Ставровский, А.Е. Общая методика трудового обучения Текст. / В. А. Поляков, А. Е. Ставровский М., 1980.
  146. Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология I-XI классы Текст. / под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1997. — 233 с.
  147. Программы образовательного учреждения. Технология. Трудовое обучение. 1−4, 5−11 классы Текст. / научные руководители Ю. Л, Хотунцев,
  148. B. Д. Симоненко. М.: «Просвещение», 2000 — 239 с.
  149. Психолого-педагогический словарь Текст. / сост. Е.С. Рапаце-вич. — Минск: «Современное слово», 2006. — 928 с.
  150. , Б.А. Диссертация и ученая степень : пособие для соискателей Текст. / Б. А. Райзберг. 6-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. -431 с.
  151. , В.М. Планирование и организация подготовки деятельности учителя технологии. Учебник для студентов технологических факультетов Текст. / В. М. Распопов — Магнитогорск: МГПИ, 1996. 388 с.
  152. Реформирование образования. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года Текст. // Учительская газета. 2000. — № 22.
  153. , Е.В. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства : монография Текст. / Е. В. Романов. — Магнитогорск: МаГУ, 2000. 88 с.
  154. , Е.В. Теория и1 практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства : монография Текст. / Е. В. Романов. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 245 с.
  155. , П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования : монография Текст. / П. Ю. Романов. — Магнитогорск: МаГУ, 2003. 236 с.
  156. , C.JI. Проблемы общей психологии Текст. /
  157. C.Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1973. — 416 с.
  158. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 720 с.
  159. , С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-485 е.- Т.2. — 488 с.
  160. , Ж.Ж. Педагогические сочинения Текст. / под ред. Г. Н. Джибладзе- сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — 656 с.
  161. , Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя : дис.. д-ра пед. наук Текст. / Н. Я. Сайгушев. Магнитогорск, 2002. — 408 с.
  162. , Н.Я. Профессиональное становление будущего учителя : монография Текст. / Н. Я. Сайгушев. СПб.: Стратегия будущего, 2008. -220 с.
  163. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Т. К. Селевко. М.: Народное образование, 1990. — 256 с.
  164. , Т.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -256с.
  165. , Г. К. Технология внутришкольного управления Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.
  166. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с.
  167. , С.А. Школа важнейшее звено в укреплении здоровья детей и подростков Текст. / С. А. Сенников // Школа здоровья. — 2002. — № 2. -С. 22−30.
  168. , JI.H. Технологическая подготовка школьников : учебное пособие Текст. / JI.H. Серебренников. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, -2004.-316 с.
  169. , Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании : монография Текст. / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 242 с.
  170. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологийв образовательном учреждении Текст. / сост. Т. А. Мирошниченко. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. — 96 с.
  171. , В.Д. Общая и профессиональная педагогика Текст. / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с.
  172. , С. Без здоровья детей у страны нет будущего Текст. / С. Симонова // Народное образование. 1999. — № 6. — С. 159−167.
  173. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  174. , В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе ее профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин -М. :ИП, 1976.- 107с.
  175. , В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования Текст. / В. А. Сластенин М.: МГПИ им. Ленина, 1982. — 220 с.
  176. , В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, A.M., Шиянов, Е. Н. Педагогика Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. М. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школьная Пресса, 2002. 512 с.
  177. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. М. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  178. , Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы Текст. / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003. -272 с.
  179. , Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе Текст. / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2006.-320 с.
  180. , Н.К. Школа и здоровье учащихся Текст. / Н. К. Смирнов // Школа и производство. 2006. — № 1. — С. 7−9.
  181. , Е.В. Эффективные образовательные технологии Текст. / Е. В. Советова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 285 с.
  182. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор Текст. / авт.-сост. Т. Н. Петровский. Мн.: НИО, 2000. — 92 с.
  183. , Т.А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов Текст. / Т. А. Стефановская. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 368 с.
  184. , А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России Текст. / А. Г. Сухарев // Школа здоровья. — 2000. -№ 2. С. 29−36.
  185. , Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Политехнический музей, 1986. — 112 с.
  186. , А.В. Комплексная адаптированная программа по формированию здорового образа жизни среди учащихся школ города Шахты «Здоровый учитель здоровый ученик» Текст. / А. В. Татаренко // Валеология. — 2001. -№ 1. — С. 38−50.
  187. , Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика Текст. / Н. В. Тверская // Образование в современной школе. -2005.-№ 2.-С. 40−44.
  188. Теория и практика педагогического эксперимента Текст. / подред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  189. , М.Ю. Школы, содействующие здоровью, юго-запада Москвы: итоги деятельности и перспективы развития Текст. / М. Ю. Тихонов // Школа здоровья. 2003. — № 2. — С. 6−11.
  190. , Б. Право на здоровье: теория и практика Текст. / Б. Тобес. -М.: Устойчивый мир, 2001. 370 с.
  191. , Н.А. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки Текст. / Н. А. Томин. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 72 с.
  192. Тупицына, JL, Аксенова, JI. Формирование здоровья ребенка в процессе обучения Текст. / JI. Тупицына, JI. Аксенова // Основы безопасности жизни. 1999. — № 1. — С. 9−11.
  193. , Д.А., Бугаев A.M., Бухалов Б. И. Методика трудового обучения с практикумом : учеб. пособие Текст. / Тхоржевский A.M., Бугаев Б. И., Бухалов Б. И. и др. М.: Просвещение, 1987 — 447 с.
  194. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. Сборник материалов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ Текст. / под ред. Т.И. Шамовой-М.: Изд-во ООО «УД «Перспектива», 2008. 280 с.
  195. , А.В. Методология научных исследований: Курс лекций Текст. / А. В. Усова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. — 130 с.
  196. , А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения Текст. / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  197. , Э.М., Мансуров Н. А. «Школа, содействующая здоровью» первые итоги, проблемы, перспективы Текст. / Э. М. Устинов, Н. А. Мансуров // Школа здоровья. — 2003. — № 2. — С. 33−38.
  198. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: соч. в 2-х т. Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974.-Т.1. 547 с.
  199. , С.Н. Профессиональная культура педагога Текст. / С. Н. Федорова // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 65.
  200. Философская энциклопедия Текст. / под ред. А. П. Огурцова. -М.: Советская энциклопедия, 1967. 499 с.
  201. , X. Школа содействия здоровью Текст. / X. Хайвис // Школа здоровья. -2000. № 1. — С. 63−68.
  202. , И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. Минск, 1998. — 560 с.
  203. , Ф., Касаткин, В., Чечельницкая С. Как превратить обычную школу в школу здоровья Текст. / Ф. Харисов, В. Касаткин, С. Чечельницкая // Народное образование. 1999. — № 6. — С. 151−154.
  204. , Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда Текст. / Ю. Л. Хотунцев. М.: Устойчивый мир, 2001. — 224 с.
  205. , Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников Текст. / Ю. Л. Хотунцев. М.: Эслан, 2007. — 243 с.
  206. , Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни Текст. / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 3−14.
  207. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 390 с.
  208. , С.М. Обучение здоровью реальный шаг к снижению заболеваемости и смертности среди детей и подростков Текст. / С. М. Чечельницкая // Школа здоровья. — 2000. — № 4. — С. 3−8.
  209. , Н.Е. Педагогические технологии Текст. / Н.Е. Щурко-ва. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  210. Элементы технологии обучения: учеб.-метод. Текст. / сост. В. А. Беликов, Н. В. Сычкова, Н. Я. Сайгушев и др. Магнитогорск, 1997. -88 с.
  211. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. Текст. / под. ред. С. Я. Батышева. М.: АТО. 1999. — Т.2. — 440 с.
  212. , В.А. Методология и техника социологического исследования Текст. / В. А. Ядов. Тарту, 1969. — 217 с.
  213. , В.А. О диспозиционной регуляции поведения личности Методологические проблемы социальной психологии Текст. / В. А. Ядов. — М.: 1975.- 47−52 с.
  214. , Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педвузов (на материале педагогики): дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1977. — 192 с.
  215. , Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителяк творческому решению воспитательных задач: дис.. д-ра пед. наук Текст. /Н.М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 403 с.
  216. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 356 с.
  217. Flick U. Qualitative Injuries into Social Representation of Health // Journal of Health psychology/ July 2000/- Vol.5. — Number 3.
  218. The Health Promoting School an Investment in Education? Health and Democracy/ Conference of the European Network of Health Promoting Schools. Greece, 1997.
Заполнить форму текущей работой