Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специальное вмешательство по работе с синонимами на уроках русского языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второклассникам предлагались упражнения на выяснение понимания слов учащимся. Необходимо было заменить и выбрать более точное, удачное слово — синоним. Школьник ученик спешить торопиться говорить шептать изба дом дождь ливень Также при работе была использована игра «Назовите по-другому». Особенно легко учащиеся выполняют упражнения, в которых нужно соединить два слова по принципу являются они… Читать ещё >

Специальное вмешательство по работе с синонимами на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На данном этапе ученикам 2 «А» класса предлагалось выполнить серию различных упражнений на тему «Синонимы». При подборе упражнений учитывался уровень знаний учащихся. Они были ориентированы как на сильного ученика, так и на слабого. Для начала было дано чёткое определение словам — синонимам (слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос).

С детьми проводились различные игры. Например, игра «Раскрой цветок». На лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной — второго столбика. Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.

школьник ученик спешить торопиться говорить шептать изба дом дождь ливень Также при работе была использована игра «Назовите по-другому».

«Вспомните, какие мы используем слова, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.

Особенно легко учащиеся выполняют упражнения, в которых нужно соединить два слова по принципу являются они синонимами или нет.

Труднее даётся детям в предложениях текста подобрать подходящее слово, близкое по значению. Например, Упражнение № 3. Прочитай текст. Спиши его, заменяя повторяющиеся слова синонимами из слов для справок.

Осень в этом году была долгой и тёплой. Холода наступили только в ноябре. Подули холодные ветры. Холод сковал землю. Дохнула зима холодным дыханием, но деревья и кусты, нарядила сосны и ели в снеговые шубы. Попрятались от холода в глубокие норки звери.

  • — Холодно, холодно, — зачирикали воробьи.
  • — Мороз невелик, да стоять не велит, — закричали ребятишки. Слова для справок: студёный, морозный, стужа, мороз.

Второклассникам предлагались упражнения на выяснение понимания слов учащимся. Необходимо было заменить и выбрать более точное, удачное слово — синоним.

Я читал интересную (увлекательную, захватывающую, шлёпнулся).

Лиса обманула медведя (косолапого).

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

Герой воюет, а трус — … (грустит, горюет, печалится).

У себя в глазу бревна не видишь, а у другого соринку … (замечаешь, подмечаешь, улавливаешь).

Дети успешно справлялись с выполнением данных заданий. Некоторые упражнения были взяты из учебника по русскому языку автора С. В. Иванова. Всё проводилось в игровой форме работы, с использование ярких наглядных пособий. Учащиеся активно работали, верно отвечали и выполняли данные упражнения.

На этапе опытного обучения с целью повышения интеллектуального уровня младших школьников, создания системного подхода в изучении синонимии в начальных классах (2 класс) на уроках русского языка были проведены как уроки, так и фрагменты уроков, посвященных данной тематике.

Тема: «Знакомство с синонимами» (терминология).

Классификация словарных слов по разным основаниям.

Рукав пиджака, зеленый лук, золотое кольцо, старый аэроплан, большой самолет, тугой лук, золотые волосы, рукав реки.

На доске словарные слова.

4. Прогнозирование темы.

  • — Ребята, прочитайте эти словосочетания. Что интересного вы заметили? Объедините слова с точки зрения многозначности.
  • — Давайте запишем эти слова в тетрадь.

Какие слова имеют прямое значение, а какие переносное.

— Установите, по какому признаку можно объединить оставшиеся словарные слова?

Попробуйте узнать тему нашего урока.

  • (аэроплан и самолет слова, близкие по значению)
  • — Верно. Тема урока «Слова близкие по значению».
  • — Посмотрите на слова, записанные на доске, и скажите, какие слова называют синонимами?
  • — У вас на столах карточки с заданием.
  • (записаны слова: рука, бояться, изумрудный, лапа, зеленый, страшиться)

Прочитайте слова и найдите среди них синонимы, напишите их парами.

  • (рука-лапа, страшиться-бояться, зелёный изумрудный)
  • — Какой частью речи являются данные слова в каждой паре? Одной или разной?
  • (одной частью речи являются)
  • — Что обозначают слова каждой пары?
  • (1 пара обозначает часть тела или туловища, 2 пара обозначает страх, состояние человека, 3 пара — цвет)
  • — Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы.
  • (это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же)
  • — Ребята, несмотря на то, что синонимы обозначают одно и то же, они имеют определенные различия. Назовите ещё раз синонимы 1 пары.
  • (рука-лапа)
  • — Как вы думаете, чем-то отличаются эти слова? (рука у человека, лапа у животных)
  • — Верно, а ещё слово рука относится к литературному стилю, а лапа к разговорному.
  • — Так чем могут отличаться синонимы?
  • (стилем, значением)
  • — Молодцы.

На доске тема СИНОНИМЫ.

У детей индивидуальные карточки.

После данного урока знакомства были предложены некоторые задания, которыебыли проведены в ряде уроков (6 уроков).

Закрепление изученного материала (Урок № 2).

На доске:

  • 1. Сказать, сморозить, буркнуть, проговорить, промолвить
  • 2. Пища, снедь, еда, питание, кормёжка.
  • 3. Идти, шествовать, шагать, семенить.
  • 4. Разговорчивый, говорливый, празднословный, речистый.

Употребление слов в речи Исходное: плакать Нейтральное: рыдать.

Устаревшее: стенать.

Разговорное: хныкать.

Просторечное: хлюпать.

— Прочитайте слова, написанные на доске.

Распределите их в таблице.

  • (задание выполняется коллективно).
  • — Назовите слова, которые соответствуют схеме:
  • — Подберите к слову «большой» синонимы.
  • — Что означают слова «огромный, громадный»?
  • — Найдите и исправьте ошибку в предложении: Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.
  • — (Большие корабли бороздят огромные моря и громадные океаны.)

Урок № 3.

— К каждому слову подобрать и написать другое.

Заменить выделенное слово синонимами.

Могучее государство ;

Душистый цветок ;

Безграничный простор ;

Известный актёр ;

Иногда уезжать ;

Какие слова можно выделить из левого столбика и почему?

Урок № 4.

  • — Выпишите из текста 3 ряда синонимов по образцу.
  • 1., …, … ,
  • 3. Закрепление изученного.
  • 4. Работа со словарными словами.
  • 3. Закрепление изученного.
  • 3. Закрепление изученного.
  • 3. Дидактическая игра

2., …, … ,.

3., …, … ,.

Гордыня, чванство, кичливость, надутость, гонор, амбиция, фанаберия. Все эти слова показывают отрицательные черты человека. Интересно происхождение слова «чванство». В древности «чаша», «жбан"звучали как «чван», и человек, который показывал чашу царям, назывался «чванши». Конечно, чванши важничали, чванились. От этого получилось чванство.

(Н. Сладков).

Урок № 5.

  • — Игра «Снежный ком»
  • — Я называю слова, а вы подбираете к нему синонимы.
  • (большой, холодный, душистый, маленький.)

Также были предложены разработанные слайд — презентации, направленные на формирование устойчивого, осознанного употребления синонимов, с учетом речевой ситуации. Для учеников с неустойчивой системой языковых знаний была предложена нами игровая презентация с действующими героями «книжки — словарики».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой