Специальное вмешательство по работе с синонимами на уроках русского языка
Второклассникам предлагались упражнения на выяснение понимания слов учащимся. Необходимо было заменить и выбрать более точное, удачное слово — синоним. Школьник ученик спешить торопиться говорить шептать изба дом дождь ливень Также при работе была использована игра «Назовите по-другому». Особенно легко учащиеся выполняют упражнения, в которых нужно соединить два слова по принципу являются они… Читать ещё >
Специальное вмешательство по работе с синонимами на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На данном этапе ученикам 2 «А» класса предлагалось выполнить серию различных упражнений на тему «Синонимы». При подборе упражнений учитывался уровень знаний учащихся. Они были ориентированы как на сильного ученика, так и на слабого. Для начала было дано чёткое определение словам — синонимам (слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос).
С детьми проводились различные игры. Например, игра «Раскрой цветок». На лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной — второго столбика. Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.
школьник ученик спешить торопиться говорить шептать изба дом дождь ливень Также при работе была использована игра «Назовите по-другому».
«Вспомните, какие мы используем слова, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?
Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.
Особенно легко учащиеся выполняют упражнения, в которых нужно соединить два слова по принципу являются они синонимами или нет.
Труднее даётся детям в предложениях текста подобрать подходящее слово, близкое по значению. Например, Упражнение № 3. Прочитай текст. Спиши его, заменяя повторяющиеся слова синонимами из слов для справок.
Осень в этом году была долгой и тёплой. Холода наступили только в ноябре. Подули холодные ветры. Холод сковал землю. Дохнула зима холодным дыханием, но деревья и кусты, нарядила сосны и ели в снеговые шубы. Попрятались от холода в глубокие норки звери.
- — Холодно, холодно, — зачирикали воробьи.
- — Мороз невелик, да стоять не велит, — закричали ребятишки. Слова для справок: студёный, морозный, стужа, мороз.
Второклассникам предлагались упражнения на выяснение понимания слов учащимся. Необходимо было заменить и выбрать более точное, удачное слово — синоним.
Я читал интересную (увлекательную, захватывающую, шлёпнулся).
Лиса обманула медведя (косолапого).
Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).
Герой воюет, а трус — … (грустит, горюет, печалится).
У себя в глазу бревна не видишь, а у другого соринку … (замечаешь, подмечаешь, улавливаешь).
Дети успешно справлялись с выполнением данных заданий. Некоторые упражнения были взяты из учебника по русскому языку автора С. В. Иванова. Всё проводилось в игровой форме работы, с использование ярких наглядных пособий. Учащиеся активно работали, верно отвечали и выполняли данные упражнения.
На этапе опытного обучения с целью повышения интеллектуального уровня младших школьников, создания системного подхода в изучении синонимии в начальных классах (2 класс) на уроках русского языка были проведены как уроки, так и фрагменты уроков, посвященных данной тематике.
Тема: «Знакомство с синонимами» (терминология).
Классификация словарных слов по разным основаниям. | Рукав пиджака, зеленый лук, золотое кольцо, старый аэроплан, большой самолет, тугой лук, золотые волосы, рукав реки. | На доске словарные слова. | |
4. Прогнозирование темы. |
Какие слова имеют прямое значение, а какие переносное. — Установите, по какому признаку можно объединить оставшиеся словарные слова? Попробуйте узнать тему нашего урока.
Прочитайте слова и найдите среди них синонимы, напишите их парами.
| На доске тема СИНОНИМЫ. У детей индивидуальные карточки. | |
После данного урока знакомства были предложены некоторые задания, которыебыли проведены в ряде уроков (6 уроков).
Закрепление изученного материала (Урок № 2).
На доске:
- 1. Сказать, сморозить, буркнуть, проговорить, промолвить
- 2. Пища, снедь, еда, питание, кормёжка.
- 3. Идти, шествовать, шагать, семенить.
- 4. Разговорчивый, говорливый, празднословный, речистый.
Употребление слов в речи Исходное: плакать Нейтральное: рыдать.
Устаревшее: стенать.
Разговорное: хныкать.
Просторечное: хлюпать.
— Прочитайте слова, написанные на доске.
Распределите их в таблице.
- (задание выполняется коллективно).
- — Назовите слова, которые соответствуют схеме:
- — Подберите к слову «большой» синонимы.
- — Что означают слова «огромный, громадный»?
- — Найдите и исправьте ошибку в предложении: Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.
- — (Большие корабли бороздят огромные моря и громадные океаны.)
Урок № 3.
— К каждому слову подобрать и написать другое.
Заменить выделенное слово синонимами.
Могучее государство ;
Душистый цветок ;
Безграничный простор ;
Известный актёр ;
Иногда уезжать ;
Какие слова можно выделить из левого столбика и почему?
Урок № 4.
- — Выпишите из текста 3 ряда синонимов по образцу.
- 1., …, … ,
|
2., …, … ,. |
3., …, … ,. |
Гордыня, чванство, кичливость, надутость, гонор, амбиция, фанаберия. Все эти слова показывают отрицательные черты человека. Интересно происхождение слова «чванство». В древности «чаша», «жбан"звучали как «чван», и человек, который показывал чашу царям, назывался «чванши». Конечно, чванши важничали, чванились. От этого получилось чванство. (Н. Сладков). Урок № 5.
| |
Также были предложены разработанные слайд — презентации, направленные на формирование устойчивого, осознанного употребления синонимов, с учетом речевой ситуации. Для учеников с неустойчивой системой языковых знаний была предложена нами игровая презентация с действующими героями «книжки — словарики».