Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении раздела «Животные»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исторический опыт человечества показал, что без высокого уровня образования невозможно становление и развитие личности ребенка, способной жить в сложных условиях меняющейся действительности и адекватно решать как экологические, так и социальные проблемы современности. Подготовка к будущей деятельности является индивидуальной, внутренней потребностью личности и не может быть полностью сформирована… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса подростков
    • 1. 1. Проблема познавательного интереса в психологии и педагогике
    • 1. 2. Основные факторы развития познавательного интереса подростков
    • 1. 3. Проблема развития познавательного интереса в литературе по методике обучения и в школьной практике
    • 1. 4. Анализ методической литературы и школьной практики по использованию живых объектов в обучении биологии
  • Глава 2. Методика развития познавательного интереса учащихся и результаты педагогического эксперимента
    • 2. 1. Методические условия развития познавательного интереса при изучении раздела «Животные». Организация эксперимента
    • 2. 2. Методика организации учебной деятельности учащихся на уроках с использованием живых животных
    • 2. 3. Влияние учебной деятельности учащихся в биокомплексе и учебных экосистемах на развитие их познавательного интереса

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении раздела «Животные» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исторический опыт человечества показал, что без высокого уровня образования невозможно становление и развитие личности ребенка, способной жить в сложных условиях меняющейся действительности и адекватно решать как экологические, так и социальные проблемы современности. Подготовка к будущей деятельности является индивидуальной, внутренней потребностью личности и не может быть полностью сформирована извне. Поэтому педагогика все чаще обращается к ребенку не как к объекту, а как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Современная школа своей главной задачей определяет оказание услуг в области удовлетворения образовательных потребностей человека. Личностно ориентированное взаимодействие учителя и учащихся повышает интерес, т. е. отношение человека к предмету как к чему-то для него ценному, привлекательному.

Для того чтобы готовность учиться стала внутренней потребностью, необходимо много условий, одним из которых является наличие познавательного интереса, так как он связан с основной фундаментальной деятельностью — с учением, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить. Познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует усилению этих свойств. Познавательный интерес выражает отношение школьника к избираемой предметной области и деятельности, связанной с её изучением. По его проявлениям можно судить не только об уровне развития ребёнка, но и о его перспективах, о «зоне ближайшего развития» (J1. С. Выготский), обнаруживающей себя особенно ярко в предпочитаемой предметной области знаний. Целенаправленное формирование интереса имеет большое значение в процессе обучения и воспитания.

Со времени введения в педагогику понятия «интерес» Яном Амосом Ко-менским многие философы и педагоги стремились развить его. Учёные рассматривали его как средство обучения (Ю. К. Бабанский, И. Д. Синельникова,.

Д. И. Трайтак), как мотив деятельности (JI. И. Божович, А. Н. Маркова, Н. Г. Морозова), как устойчивое качество личности (Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин). щ Развитие познавательного интереса глубоко осветили психологи Г. И. Щукина и Н. Г. Морозова. Критерии уровня и мотивы развития интереса к учебным предметам описаны в трудах В. В. Давыдова, А. К. Марковой, А .Я. Миленького, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, Д. Б. Эльконина. Возрастная динамика познавательного интереса показана в исследованиях J1.C. Выготского, В. В. Давыдова, JI. В. Занкова, С. J1. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.

Большой вклад в развитие познавательных интересов учащихся внесли ме-* тодисты-биологи Е. П. Бруновт, Н. М. Верзилин, Е. М. Гвоздырева, А. Я. Герд,.

И.Д. Зверев, Р. Д. Маш, В. В. Половцов, И. И. Полянский, Б. Е. Райков, J1.B. Ребро-ва, Д. И. Трайтак.

В педагогической литературе определены условия и пути развития познавательных интересов (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Д. Зверев, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Д.И. Трайтак).

В методике обучения биологии разработаны различные подходы, методы и приёмы развития познавательного интереса учащихся. Значительное место среди них занимают творческие задачи на применение учащимися знаний, создание проблемных ситуаций, проведение познавательных игр, использование натуральных объектов (Е.П. Бруновт, Н. М. Верзилин, Е. М. Гвоздырева, С. В. Герд, И. Д. Зверев, Б. А. Меркулов, В. В. Половцов, И. И. Полянский, Б. Е. Райков, Д.И.Трайтак).

Курс биологии имеет большие возможности для развития познавательного интереса, творческих способностей, так как включает научные факты из жизни, эволюции, экологии биоразнообразия, из области гигиены и практической деятельности человека, а также биологические теории и закономерности.

Однако в школьной практике недостаточно внимания уделяется развитию 4 познавательного интереса. Это связано, прежде всего, с ликвидацией уголков живой природы, учебно-опытных участков, сведением до минимума внеурочной и внеклассной работы, экскурсий в природу, с недостаточным использованием живых объектов в учебном процессе большинством школ.

Вышесказанное обусловило актуальность нашего исследования, направленного на выявление методических условий, способствующих развитию познавательного интереса в процессе изучения раздела «Животные» и повышению уровня биологической подготовки школьников. Среди методических условий развития интереса особенно велика роль работы учащихся с натуральным материалом, в первую очередь, с живыми объектами на уроках, экскурсиях, во внеклассной работе.

Таким образом, не вызывает сомнений необходимость исследований возможностей раздела «Животные» в развитии познавательных интересов учащихся на основе современных психолого-педагогических воззрений, выявления условий, источников и средств, способствующих активизации учащихся.

Проблема исследования направлена на разрешение противоречия между значением познавательного интереса подростка в структуре его личности и недооценкой роли методов, приёмов и средств, способствующих развитию познавательного интереса: использования живых объектов на уроке, экскурсиях, во внеклассной работе.

Данная проблема обусловила тему и цель исследования. Цель исследования: усовершенствовать в процессе изучения раздела «Животные» методику использования живых объектов, направленную на развитие познавательного интереса, повышение уровня знаний учащихся. Объект исследования: процесс обучения биологии в основной школе (раздел «Животные»).

Предмет исследования: развитие познавательного интереса в процессе обучения на основе организации работы учащихся с живыми объектами на уроках и во внеклассных занятиях.

Гипотеза исследования.

Если создать при школе биокомплекс и модели экосистем, провести отбор натуральных объектов с учётом содержания и целей обучения предмету, разработать методику организации учебного процесса с использованием животных биокомплекса, моделей экосистем, обеспечить постепенное усложнение позна-^ вательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела, то это позволит развить интерес учащихся к биологии и повысить уровень их биологической подготовки.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности развития интереса к учебному предмету на основе данных педагогики, психологии и методики обучения биологии, опыта организации работы учащихся с живыми объектами в средней общеобразовательной школе.

2. Усовершенствовать принципы отбора живых объектов для биокомплекса, создания моделей экосистем.

3. Определить методические условия, способствующие развитию интереса учащихся к биологии на основе использования живых объектов.

4. Разработать и экспериментально проверить методические приемы использования живых объектов на уроках, экскурсиях и внеклассных занятиях, выявить их роль в развитии познавательного интереса и повышении уровня подготовки учащихся по биологии.

Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы теоретические, эмпирические и социологические методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, нормативных документов- ©-педагогический эксперимент, анализ, обобщение и апробация результатов исследованияпедагогические наблюдения, беседы с учащимися и учителями, анкетирование, письменные проверочные работы, анализ ответов учащихся- ^ ©-качественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения, их графическая обработка с помощью компьютерной программы Excel.

Общепедагогическую основу исследования составили теории познания окружающей действительности, развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин), поэтапного формирования умственных действий (J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), личностно ориентированного обучения (И. С. Якиманская).

Исследование опиралось на работы, посвященные развитию интереса (Л.И. Божович, Л. А. Гордон, Н. Д. Левитов, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина), его психолого-педагогических основ (В.В. Давыдов, А. Н. Маркова, К.Г. Морозова), общих и специальных способностей (В.А. Крутецкий, И.С. Якиманская), на литературу по методике биологии, в которой раскрывалась проблема развития интереса (Н.Н. Верзилин, И. Д. Зверев, Н. А. Рыков, Д.И. Трайтак).

Предмет и задачи позволили определить этапы исследования:

На первом этапе (1987;1992 гг.) были разработаны методические рекомендации по созданию биокомплекса и учебных экосистем как составных компонентов материальной базы обучения биологии.

На втором этапе (1993;1997 гг.) проведён теоретический анализ научной и методической литературы, обоснована необходимость использования живых объектов в учебном процессе. Уточнена программа и разработаны методические рекомендации по использованию живых объектов в обучении биологии. Проведён констатирующий эксперимент с целью определения состояния интереса школьников и уровня их биологической подготовки. В эксперименте участвовало 1900 учащихся.

На третьем этапе (1997;1999 гг.) проведён обучающий эксперимент в школе № 18 города Орла с целью проверки влияния разработанной методики на развитие познавательного интереса учащихся и уровень их знаний и умений по биологии.

На четвёртом этапе (1999;2001 гг.) проводился эксперимент в школах № 13, 20, 37 г. Орла, № 4 г. Ливны и в Стрелецкой школе Орловской области с целью проверки эффективности разработанной методики использования живых объектов в развитии познавательного интереса учащихся городских и сельских школ области.

Объективность исследования подтверждена длительностью эксперимента, его повторяемостью и контролируемостью, анализом результатов обучения учащихся экспериментальных и контрольных классов, данными математической обработки итогов эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке методических основ создания биокомплекса и учебных экосистем, в усовершенствовании принципов отбора животных, используемых для успешного овладения биологическими знаниями, в применении наиболее эффективных методических приёмов работы с живыми объектами в учебном процессе, выявлении этапов развития познавательного интереса и повышения качества биологической подготовки учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики использования живых объектов в учебно-воспитательном процессе, организации учебной деятельности учащихся на уроке и во внеклассной работе в биокомплексе и моделях экосистем, направленной на развитие познавательного интереса и повышение уровня биологической подготовки учащихся.

Эффективность предлагаемой методики подтверждена качеством учебной подготовки и положительной динамикой развития познавательного интереса к биологии у учащихся экспериментальных классов, положительной оценкой учителями-практиками разработанной нами методики развития познавательного интереса к биологии на основе организации работы учащихся с живыми объектами на уроках, в биокомплексе и моделях экосистем.

Апробация работы.

Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях лаборатории биологии ИОСО РАО (1997;2001 гг), кафедры ботаники ОГУ, на Всероссийских и международных научно-методических конференциях в г. Красноярске (1992 г.), в г. Орле (1994, 1995, 1996 гг), в г. Туле (1998 г.), г. Москве (1997, 1999, 2000 гг.). Материалы исследования апробированы на курсах повышения квалификации учителей биологии при Орловском ИУУ, на методических совещаниях учителей биологии Орловской области, отражены в ^ двух брошюрах и восьми статьях в журналах и сборниках.

Опыт работы был одобрен Министерством образования РФ («Об изучении состояния преподавания предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях Орловской области». Вестник образования, 1995, № 5, с. 58−70). Работа отмечена высшим статусом на Орловском городском конкурсе авторских инициатив (1994 г.), на конкурсе авторских инициатив Федеральных экспериментальных площадок (1999 г.), награждена вто-t рой премией на Всероссийском конкурсе «Подрост» (1999 г.).

Внедрение результатов исследования. Разработанные методические рекомендации по использованию животных в школьном курсе биологии, созданию биокомплекса и учебных экосистем применяются в практике работы ряда школ Орловской области.

На защиту выносятся: методика обучения, обеспечивающая эффективное развитие познавательного интереса учащихся и повышение уровня их биологической подготовки на основе использования живых объектов на уроках, в биокомплексе, в моделях экосистемметодические основы создания биокомплекса и моделей экосистем с учетом целей биологического образования, инвариантного ядра его содержания, биологических особенностей животных, возможности их использования в учебно-воспитательном процессе.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В основной текст включены 2 диаграммы, 6 схем, 10 гистограмм и 21 таблица.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили утверждать, что созданный при школе биокомплекс и модели экосистем, отбор натуральных объектов с учётом содержания и целей обучения предмету, разработанная методика организации учебного процесса с использованием животных биокомплекса, моделей экосистем, постепенное усложнение познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела способствуют развитию интереса учащихся к биологии и повышают уровень их биологической подготовки.

Во всех экспериментальных классах наблюдалось повышение уровня знаний, познавательной активности школьников, их интереса к биологии по сравнению с контролем.

Результаты проведенных индивидуальных наблюдений над учащимися показали при общем повышении интереса и активности на уроках и во внеурочное время разную степень развития познавательного интереса, что связано с индивидуальными особенностями личности каждого школьника.

Выполнение задач исследования обусловило выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил использовать теории содержательного обобщения, поэтапного формирования умственных действий, личностно-ориентированного обучения, учения о развитии познавательного интереса в качестве теоретической основы методики развития познавательного интереса в процессе обучения биологии. Изучение педагогического опыта выявило, что интерес учащихся к обучению в современной школе падает. Сокращается число уголков живой природы, что объясняется не только отсутствием средств, но и сложностями содержания и работы с животными.

2. В ходе исследования выявлены методические условия, способствующие развитию познавательного интереса учащихся: отбор животных для использования в учебном процессе и создание условий для их содержаниясоздание моделей экосистем, разработка заданий для проведения наблюдений, самостоятельных работ учащихся с живыми объектамиизменение структуры раздела «Животные», выделение блоков учебного материала, введение новых демонстраций, самостоятельных и экспериментальных работ.

3. Усовершенствованы принципы отбора объектов для биокомплекса и моделей экосистем, показана необходимость при использовании живых объектов в учебном процессе учёта требований к содержанию образования и учебной подготовке всех школьников, возможностей обеспечения видового разнообразия для детей, интересующихся предметом, условий содержания животных в школе и применения их при демонстрации, наблюдении, эксперименте. Coставлен примерный перечень животных, рекомендуемых для содержания в биокомплексе.

4. Доказано, что создание биокомплекса и моделей экосистем необходимо для организации эффективного учебно-воспитательного процесса в школе при условии активного участия школьников в его создании, общения учащихся с животными на уроках, экскурсиях, исследовательских работах. Использование в учебном процессе животных способствует усвоению учащимися знаний в соответствии с требованиями к их учебной подготовке, повышению их познавательной активности и самостоятельности, интереса к предмету.

5. Выделение блоков в содержании учебного материала раздела «Животные» на основе учета особенностей изучаемых объектов, подготовки учащихся к работе и возможности приобретать определенные умения позволило постепенно повышать самостоятельность и активность школьников при использовании различных методов работы с живыми объектами.

В исследовании доказано, что использование предлагаемой методики содействует повышению усвоения знаний и интереса учащихся к биологии по сравнению с другими предметами. Доказана педагогическая целесообразность и возможность использования живых объектов.

Проведенное исследование не исчерпывает всех возможных условий развития познавательного интереса, а полученные выводы не охватывают полного решения рассматриваемой проблемы. Данный подход является одним из вариантов методики обучения разделу «Животные» .

Заключение

.

Проведенное исследование было посвящено развитию познавательного интереса учащихся в обучении биологии (раздел «Животные»). В нем теоретически обоснована и экспериментально подтверждена целесообразность постепенного повышения роли самостоятельных работ с животными на уроках, экскурсиях, в исследованиях, дедуктивного поэтапного восхождения от абстрактного к конкретному.

Определены методические условия, обеспечивающие развитие познавательного интереса учащихся при изучении живых объектов: методы постепенного повышения самостоятельности школьников в получении знаний, приемы демонстрации животных, наблюдения их и эксперименты с ними, организация групповой формы работы с живыми объектами на уроке, на экскурсии в биокомплекс и экосистемы, во внеклассной исследовательской работе.

Экспериментальная проверка разработанной методики обучения с использованием животных подтвердила её эффективность. Выявленные методические условия способствовали улучшению отношения учащихся к учебе, повышению качества их знаний, углублению мотивационной и эмоциональной сфер личности, развитию их познавательного интереса. Об этом свидетельствуют результаты проведенного анализа письменных проверочных работ, устных ответов, анкет, наблюдений и бесед с учащимися.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Мониторинговые исследования муравьев Медведевского леса (III место, 1999 г).
  2. Комплексное изучение участка некоренного соснового леса (II место, 1999г).
  3. Огромное спасибо за доставленное удовольствие. Выставка очень интересна и познавательна. Воробьева С.Н."
  4. Посетила выставку с внуками. Столько радости! Необыкновенная выставка! Восхищаюсь работой учащихся 18 школы и их руководителем. Илюхина Н. С. ул. Лескова 28−5."
  5. Выражаю огромную, колоссальную благодарность устроителям этой выставки. Просто очарован. не находится слов. Узнал много нового, увлекательного. Жалко, что скоро ее закроют, а то ходил и ходил бы. Студент 2 курса ОГПИ Карпачев Сергей"
  6. Мы восхищены огромной работой учащихся школы № 18. Созданный биокомплекс свидетельствует о благородстве и любви детей к животному миру. С благодарностью. 1-й вице-президент Россельхозакадемии Акад. А. Каштанов."
  7. Анализ отзывов посетителей приводится в таблице 18.
  8. М.М. Мотивы учения учащихся. — Киев, 1974. -167с.
  9. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г. И. Щукиной, — М.: Просвещение, 1984, — 176с.
  10. B.C., Бровкина Е. Т., Мягкова А. Н. Политехническое образование и профориентация в преподавании биологии.- М.: Просвещение, 1982.- 192с.
  11. .Г. Избранные психологические труды (в 2-х томах). T. l -М.: Педагогика, 1980, — 230с.
  12. Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1991. -159с.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. -160с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982.- 192с.
  15. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М. Знание, 1981.-128с.
  16. Бадинцян И В. О развитии познавательного интереса у учащихся средней школы: Материалы Третьего Всесоюзного съезда общества психологов СССР. T.l. -М., 1968. С.173−174.
  17. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. -М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993. -35с.
  18. П.Бахарева А. С. Развитие познавательных интересов младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Курган, 1996. -189с.
  19. Е.Л., Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью.-Ярославль: Изд-во Ярославского пединститута, 1974.-24с.
  20. В.П. Элементы теории управления процессом обучения (в 2-х частях). 4.1- М.: Знание, 1970.- 80с.
  21. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др.- М.: Просвещение, 1990.-192с.
  22. Биология. Животные: Учебник для 7−8 кл. средней школы/Под ред. М.АКозлова.- М.: Просвещение, 1989.-256с.
  23. А.С. Полевые практикумы: их место и роль в образовании школьников// Биология в школе, 1999, № 3. С.41−46.
  24. АЕ. Активные формы и методы обучения биологии- М., 1996,-192с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968,-464с.
  26. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения.//Известия АПН РСФСР. -1955, вып. 73. С. 50−55.
  27. В.Б. Воспитание интереса к занятиям.- Тула: Приокское книжное изд-во, 1968, — 143с.
  28. Е.Т., Казьмина Н. И. Уроки зоологии,— М.: Просвещение, 1981.-192с.
  29. Е.Т. Распространение животных на земном шаре. Развитие животного мира на Земле// Методика обучения зоологии: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1972,-ЗЗЗс.
  30. Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. На материале учебного предмета биологии.- М.: Педагогика, 1981- 72с.
  31. Е.П., Мягкова А. Н. Школьный учебник. Каким ему быть?// Биология в школе, 1985, № 5. С.22−25.
  32. Т.В. Развитие экологических понятий в курсе зоологии: Дис.. канд. пед. наук, — СПБ, 1992, — 144с.
  33. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие/Под ред. Ю. К. Бабанского, В. М. Журавлева, В. К. Розова и др.- М.:Просвещение, 1988−239с.
  34. Н.М. Основы методики преподавания ботаники, — М.АПН РСФСР, 1955.-820с.
  35. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии,-М.: Педагогика, 1974.-224с.
  36. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии,-М.: Просвещение, 1983, — 381с.
  37. .В. Проблемы дидактики биологии.- М.: Просвещение, 1969.-240с.
  38. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе.-М.:Просвещение, 1985,-143с.
  39. Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. -М.:Учпедгиз., 1963. -183с.
  40. JI.C. Избранные психологические исследования, — М., 1956.- 519с.
  41. Е.М. Развитие познавательных интересов учащихся в процессе изучения анатомии, физиологии человека в VIII классе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук, — JL, 1970. 18с.
  42. А.Я. Избр. пед. труды. Сост. О. В. Казакова/ Под ред. Б. Е. Райкова.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. -208с.
  43. С.В. Живые животные в школе. Опыты и наблюдения по зоологии в 6−7 классах: Пособие для учителя, — Л.:Учпедгиз, 1954,-368с.
  44. В.П. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и изучение их в школе. -М.: Учпедгиз, 1962. -228 с.
  45. Гордон JI. A Потребности и интересы.//Сов. педагогика. -1939, № 8−9. С. 129 143.
  46. В.И. Формирование и развитие системы экологических знаний учащихся в курсе зоологии: Дис.. канд. пед. наук, — Л., 1977, — 188с.
  47. Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения М.:Педагогика, 1986 — 240с.
  48. В.В. Теория развивающего обучения,— М.: ИНТОР, 1996.-544с.
  49. Е. Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению (для малокомплектных школ). -Орёл, 1993. -172с.
  50. Е. Н. Роль задач в активизации познавательной деятельности учащихся 7−8 классов при обучении биологии: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1986.-241с.
  51. Дидактика средней школы/Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. -302с.
  52. Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельно-сти//Биология в школе, 1991, № 4. С.59−62.
  53. А.К. Воспитывая интерес. -М.: Знание, 1984.-80с.47.3авитаев П. А. Оборудование занятий по изучению природы в 1−4 классах.
  54. М.: Учпедгиз, 1961. -206с.48.3анков JI.B. Обучение и развитие. -М.: Просвещение, 1975, -440с.49.3анков J1.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М.: Учпедгиз, 1960. -309с.
  55. И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. —М.: Просвещение, 1985.-191с.
  56. И.Д., Гвоздырева Е. М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека.- М.: Педагогика. 1971. -200с.
  57. Здравомыслов, А Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М: Политиздат, 1986. -223с.
  58. Ю.Б. Организация современного урока. -М.: Просвещение, 1984. -144с.
  59. В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека//Учёные записки ЛГУ -214 серия философских наук -Вып. Психология -Л., 1956. С.64−76.
  60. Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. -М.: Просвещение, 1983. -160с.
  61. Ф.А. Формирование понятий о процессах жизнедеятельности организма при обучении зоологии: Дис. канд. пед. наук. -М., 1980. -187с.
  62. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-СПб, 1995.- 35с.
  63. Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Подходы к совершенствованию среднего биологического образования//Биология в школе 1991, № 4. С.27−31.
  64. Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Стандарт среднего биологического образования: суждения и рекомендации//Биология в школе, 1994, № 6.С.24
  65. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования/Под ред. М. Н. Скаткина и В. В. Краевского. -М.: Педагогика, 1978. -208с.
  66. Н.Б. Методы развития творческой личности учащихся. -М.: МТА, 1992.-49с.
  67. Коменский Я. А Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1955. -651с.
  68. В.М., Бабенко В. Г., Кучменко B.C. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобр. учрежден./Под ред. В. М. Константинова, И. Н. Понаморёвой. -М.: Вентока Графор, 2000. -304с.
  69. Крутецкий В, А Основы педагогической психологии -М.: Просвещение, 1972. -265с.
  70. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1980. -352с.
  71. О.И., Третьякова А. Н. Подросток: физиология и психоло-гия//Биология в школе, 1998, № 2. С.21−25.
  72. С.В., Фролов В. Е., Королёв АВ. Террариум и его обитатели. -М.: Лесн. Пром-сть, 1991. -349с.
  73. А.А., Чуракова С. В., Кузнецов В Н. Познавательный интерес. Условия его развития//Биология в школе, 1996, № 2. С.29−31.
  74. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. -Л.: Знание, 1976. -38с.
  75. А.В. Беспозвоночные животные как объекты исследований школьни-ков//Биология в школе, 1995, № 6. С.64−66.
  76. Е.А. Развитие знаний об эволюции органического мира в процессе изучения общей биологии: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.
  77. И.Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике: Автор, дис.. докт. пед. наук. -Л., 1984.
  78. Н.Д. Способности и интересы. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -306с.
  79. Н.Д. О психологических состояниях человека. -М.: Просвещение, 1964. -344с.
  80. АН. Потребности, мотивы и эмоцииУ/Психолопта эмоций -М., 1984. -288с.
  81. А.Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии/Вопросы психологии, 1976, № 6. С.7−22.
  82. А.Н. Эмоции. Мотивы. Личность//Избр. психол. произв. (в 2-х томах). Т. 2.-М., 1983. -320с.
  83. ИЯ. Дидакгаческие основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. -185с.
  84. И.Я. Дидактическая модель учебного процесса//Первое сентября. -1996. -29 фев.
  85. И.Я. Система методов обучения и их практическое применение.//Биология в школе, 1988, № 3. С.52−55.
  86. В.К. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе. Дис.. канд. пед. наук, — М., 1971.
  87. В.Н. и др. Современный урок биологии. -М.: Просвещение, 1977. -159с.
  88. Н.А. Экскурсия в уголок живой природы//Биология в школе, 1999, № 1. С.63−65.
  89. А.К. Психология обучения подростка. -М.: Знание, 1975. -6с.
  90. АК. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.
  91. А. К. Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. -192с.
  92. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. -М.: Педагогика, 1983. -64с.
  93. AM. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972. -208с.
  94. М. И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975. -367с.
  95. М. И. Современный урок и требования к нему. -М.:3нание, 1975. -64с.
  96. Маш Р. Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при постановке новых учебных опытов и наблюдений по анатомии и фразеологии человека: Дисс.. канд. пед. наук.- М., 1967.
  97. Т.Е. Развитие познавательного интереса младших подростков в процессе обучения с помощью индивидуальных творческих знаний: Дис.. канд. псих. наук. -М., 1996.
  98. Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы//Сов. педагогика, 1968, № 6. С. 21−38.
  99. .А. Организация учебного процесса в специализированных биологических классах//Биология в школе, 1992, № 1−2. С.47−50.
  100. Методы обучения в современной школе: Сб. статей/ Под ред. Н.И. Кудряше-ва. -М.: Просвещение, 1983. -192с.
  101. М.Я. Развитие познавательных интересов и способностей учащихся в процессе изучения факультативного курса физиологии животных: Дис.. канд. пед. наук. -Киров, 1974.
  102. М.М. Формирование познавательных способностей учащихся физико-математических классов: Дис.. канд. псих. наук. -Ставрополь, 1998.
  103. Р.Н. Развитие познавательного интереса к биологии в условиях дифференцированного обучения школьников: Дис. канд. пед. наук -М., 1999. -202с.
  104. Молис С А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 1981.-224с.
  105. В.Ф. Экскурсия в природу по изучению водного биоцено-за//Биология в школе, 1994, № 5. С.34−37.
  106. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. -48с.
  107. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. — М.: Просвещение, 1961. -224с.
  108. А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания. -М.: Просвещение, 1970. -160с.
  109. А.Н. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. -М.: Просвещение, 1988. -192с.
  110. А.Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. -М.: Просвещение, 1979. -288с.
  111. В.Ф. Зоология беспозвоночных. -М.: Просвещение, 1975 487 с.
  112. А.И. Живые объекты при изучении членистоногих. // Биология в школе, 1975, № 4. С.28−32.
  113. А.И. и др. Внеклассная работа по биологии. Изд. 2. -М., 1994. -256с.
  114. А.И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии. -М., 1994. -162с.
  115. А.И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии. Методическое пособие для учителя биологии. -М.: Рос. асоц. Учителей биологии. 1993. -163с.
  116. АИ., Шарова ИХ Биология: Животные. -М.: Просвещение, 1994. -256с.
  117. Никонов О Ф. Критерии меры успеваемости. В кн.: Вопросы внутришко-льного управления. Выпуск 6./ Под ред. Н. С. Сунцова. М. Просвещение, 1992. -с. 89−96.
  118. Образование. Сборник нормативных документов, — М., 1999, № 3. -286с.
  119. В.А. Урок в современной школе. -М.: Просвещение, 1999. -191с.
  120. Организация -учебной деятельности школьников на уроках биологии/Под ред. А Н. Мягкова. Е Т. Бровкине./Г.С. Калинова и др. -М.: Просвещение, 1988. -192с.
  121. Отчёт о результате проверки знаний учащихся по ботанике и зоологии. -М. НИИ СиМО АПН СССР, 1982. С. 1−16.
  122. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биоло-гии/Сост. B.C. Кучменко. -М.: Дрофа, 2000. -96с.
  123. А.А. Биокомплекс школы и его значение в образовании и воспитании учащихся//Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и в ВУЗе: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 1. -М., 1997. С. 36−38.
  124. А. А. Развитие познавательного интереса учащихся в шко-ле.//Сборник тезисов докладов на Международной научно-практической конференции «Развитие методики биологии и экологии в XX веке». -М., 2000. С. 57.59.
  125. А.А. Экологическое объединение школьников как разновидность внеклассной работы//Биология в школе, 1995, № 3. С. 51−53.
  126. И.П. Собрание сочинений. Т.4 (2-е изд., доп). -М. -JI.: Изд-во Ан СССР, 1951.-452с.
  127. В.Ф. Школа учит мыслить. -М.: Просвещение, 1987. -145с.
  128. А. А. Лягушка как объект изучения.// Биология в школе. 2000,№ 6 с. 60 63.
  129. В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. -М., 1994, — 35с.
  130. В.В. Организация индивидуально-груггповой деятельности на уроке//Биология в школе, 1990, № 6.
  131. В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по биологии. Дис. докт. пед. наук.- М., 1994.
  132. Педагогика/Под редакцией Ю. К. Бабанского -М.: Просвещение, 1988. -368с.
  133. Педагогический поиск. -М.: Педагогика, 1989. -560с.
  134. Я.И. Занимательная физика. -М.: Наука, 1991. —496с.
  135. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М.: Педагогика, 1980. -249с.
  136. П.И., Коротяев Б. М. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. -М.: Знание, 1985. -80с.
  137. В.В. Избранные педагогические труды. -М.: АПН РСФСР, 1957. -132с.
  138. И.И. Избранные педагогические труды. -М.: АПН РСФСР, 1962 -176с.
  139. В.М. Каков он, урок биологии, сегодня?//Биология в школе, 1999, № 1. С.27−31.
  140. Проблемы методики обучения биологии/Под ред. И. Д. Зверева.-М.: Педагогика, 1978, — 168с.
  141. Программы средней общеобразовательной школы. Биология. -М.: Просвещение, 1990. -46с.
  142. Программы для средних общеобразовательных заведений. Биология. -М.: Просвещение, 1993. -219с.
  143. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. -М.: Просвещение, 1996. -208с.
  144. Н.А., Розенштейн А. М. Кабинет биологии. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. -159 с.
  145. Развитие методики биологии и экологии в XX веке. Сборник тезисов докладов Международной научно-практической конференции. -М.: Метод, центр МПУ, 2000. -140с.
  146. .Е. Общая методика естествознания.-Л.: Учпедгиз. 1947. -300с.
  147. .Е., Ульянинский В. Н., Ягодовский К. П. Исследовательский метод в педагогической работе. -Л.: Учпедгиз, 1927. -166с.
  148. .Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. 6-е издание- JI.: Учпедгиз, 1956. -246с.
  149. Л.В., Светлова П. Р. Проблемный подход один из путей получения глубоких и прочных знаний учащихся. //Биология в школе. 1975, № 4. С.40−45.
  150. В.З. Формирование экологических понятий на уроках зоологии и в средней школе: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1972, — 224с.
  151. В.З., Мягкова АН., Калинова Г. С. О требованиях к оценке знаний и умений учащихся по биологии// Биология в школе, 1991, № 1. С.23−26.
  152. В.З., Мягкова А. Н., Калинова Г. С., Иванова Т. В. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии,— М.: Просвещение, 1997,-149с.
  153. Л.Н. Формирование познавательных интересов старшеклассников. -Минск, 1970. -150с.
  154. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1.-М., 1992, — 608с.
  155. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2.-М., 1993, — 608с.
  156. С.Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
  157. Н.А. О некоторых приемах возбуждения познавательного интереса на уроке. //Биология в школе. № 6, 1967. С. 33−35.
  158. Н.А. Методика преподавания зоологии.-Л.: Учпедгиз, 1957.- 512с.
  159. Н.А. Руководства к практическим занятиям по зоологии.-М.: Просвещение, 1976, — 360с.
  160. Я.Н. Формирование понятия об обмене веществ в процессе преподавания зоологии в средней школе: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1959−333с.
  161. Л.С. Методика начального курса естествознания. -СПб, 1902.
  162. Г. К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 1998, — 256с.
  163. Сент-Илер К.К. О преподавании естественных наук в общеобразовательных заведениях// Педагогический сборник, 1865. -314с.
  164. И.Д. Возбуждение познавательных интересов и управление ими в процессе преподавания зоологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1966.
  165. И. Д. Игра как средство развития интереса к биологии. Под ред. Казаковой В. В. М., Просвещение. 1963. -144с.
  166. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся.-М.: Изд-во АПП РСФСР, 1965 , — 48с.
  167. Советский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1981−1600с.
  168. Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1.-М.,
  169. Методический центр МПУ. 1997, — 120с.
  170. Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.2.-М., Методический центр МПУ. 1997, — 140с.
  171. О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей школьников 10−14 лет: Дис.. канд. псих, наук, — Ставрополь, 1996−186с.
  172. И.П., Корнеева В. И. Уголок природы в школе: Книга для учителя, — М.: Просвещение, 1986.- 112с.
  173. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.-М.: Знание, 1983, — 95с.
  174. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -175с.
  175. Д.Л., Титов Е. В. Самостоятельные работы учащихся на экскурсии.// Биология в школе, 1998, № 2. С.76−80.
  176. Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. 2-е издание- М.: Просвещение, 1979 144с.
  177. Д.И. Основы формирования интереса учащихся к учебному предмету ботанике: Дис.. докт. пед. наук.-Л., 1969.
  178. Д.И. Формирование познавательных интереса учащихся к ботанике.- М.: Педагогика, 1975.- 71с.
  179. Д.И. Основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5−7 классов сельской школы, — М.: Мнемозина, 1998. -279с.
  180. Е.А. Бесхвостые амфибии и . воспитание детей// Биология в школе, 1996, № 4. С.69−73.
  181. А.П. Организация творческой научно-познавательной деятельности школьников. -Л.: ЛГПИ, 1989. -91с.
  182. КД. Избранные педагогические сочинения— М.: Учпедгиз, 1953−679с.
  183. К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч. Т. 8. -М.- Л., 1960. С. 61−679.
  184. Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К. Марко-вой.-М.: Педагогика, 1986.- 191с.
  185. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении.-М.: Знание, 1984,-78с.
  186. А.Г., Мягкова А. Н., Калинова Г. С. Концепция общего среднего биологического образования.// Биология в школе, 1989, № 4. С.26−30.
  187. Е.С. Развитие знаний об организме животного в процессе обучения биологии: Дис.. канд. пед. наук, — М., 1990. 220с.
  188. В.Ф. и др. Методы обучения зоологии.-М.: Просвещение, 1972.- 268с.
  189. Т.И. Активизация учения школьников,— М.: Просвещение, 1976.- 188с.
  190. Д. Настольная книга для преподавателей биологии (пер. с англ.).
  191. М: Просвещение, 1974, — 326с.
  192. Г. В. Развитие отношения подростков с природой как условие нравственного становления личности. Дис.. канд. пед. наук.-М., 1993.
  193. Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1979, — 160с.
  194. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.-М.: Педагогика, 1988, — 208с.
  195. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьни-ка.-М.: Знание, 1972, — 32с.
  196. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике- М., 1971.-341с.
  197. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1986, — 144с.
  198. Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М.: Знание, 1974.-64с.
  199. Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний,-М.: Просвещение, 1966, — 442с.
  200. B.C. Познавательная потребность и развитие интеллектуальных возможностей школьников//Биология в школе, 1981, № 4. С. 19−21.
  201. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  202. Г. А. Развитие учебно-познавательных интересов младших подростков: Дис.. канд. пед. наук, — Брянск, 1997. 194с.
  203. А.А. Зоология для учителя. -М.: Просвещение, 1985. -396 с.
  204. Litsche G., Loschan R. Rund um die Biologie. -Der Kinderbuchlag Berlin -DDR, 1977. 144s.
  205. Lompscher F. Gestige Erziehung als Forderung unserer Zeit. Verlag Ernst Rein-hardt.- Munchen/Basel, 1968.-126s.
  206. Wenge Ch. Sprache, Denken, Fahigkeitsentwickung/ In «Padagogik».- Berlin, 1970, H.6. S.15−21.
Заполнить форму текущей работой