Развитие познавательного интереса учащихся при изучении раздела «Животные»
Диссертация
Исторический опыт человечества показал, что без высокого уровня образования невозможно становление и развитие личности ребенка, способной жить в сложных условиях меняющейся действительности и адекватно решать как экологические, так и социальные проблемы современности. Подготовка к будущей деятельности является индивидуальной, внутренней потребностью личности и не может быть полностью сформирована… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса подростков
- 1. 1. Проблема познавательного интереса в психологии и педагогике
- 1. 2. Основные факторы развития познавательного интереса подростков
- 1. 3. Проблема развития познавательного интереса в литературе по методике обучения и в школьной практике
- 1. 4. Анализ методической литературы и школьной практики по использованию живых объектов в обучении биологии
- Глава 2. Методика развития познавательного интереса учащихся и результаты педагогического эксперимента
- 2. 1. Методические условия развития познавательного интереса при изучении раздела «Животные». Организация эксперимента
- 2. 2. Методика организации учебной деятельности учащихся на уроках с использованием живых животных
- 2. 3. Влияние учебной деятельности учащихся в биокомплексе и учебных экосистемах на развитие их познавательного интереса
Список литературы
- Мониторинговые исследования муравьев Медведевского леса (III место, 1999 г).
- Комплексное изучение участка некоренного соснового леса (II место, 1999г).
- Огромное спасибо за доставленное удовольствие. Выставка очень интересна и познавательна. Воробьева С.Н."
- Посетила выставку с внуками. Столько радости! Необыкновенная выставка! Восхищаюсь работой учащихся 18 школы и их руководителем. Илюхина Н. С. ул. Лескова 28−5."
- Выражаю огромную, колоссальную благодарность устроителям этой выставки. Просто очарован. не находится слов. Узнал много нового, увлекательного. Жалко, что скоро ее закроют, а то ходил и ходил бы. Студент 2 курса ОГПИ Карпачев Сергей"
- Мы восхищены огромной работой учащихся школы № 18. Созданный биокомплекс свидетельствует о благородстве и любви детей к животному миру. С благодарностью. 1-й вице-президент Россельхозакадемии Акад. А. Каштанов."
- Анализ отзывов посетителей приводится в таблице 18.
- Алексеева М.М. Мотивы учения учащихся. — Киев, 1974. -167с.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г. И. Щукиной, — М.: Просвещение, 1984, — 176с.
- Анисимова B.C., Бровкина Е. Т., Мягкова А. Н. Политехническое образование и профориентация в преподавании биологии.- М.: Просвещение, 1982.- 192с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды (в 2-х томах). T. l -М.: Педагогика, 1980, — 230с.
- Аристова Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1991. -159с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. -160с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982.- 192с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М. Знание, 1981.-128с.
- Бадинцян И В. О развитии познавательного интереса у учащихся средней школы: Материалы Третьего Всесоюзного съезда общества психологов СССР. T.l. -М., 1968. С.173−174.
- Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. -М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993. -35с.
- П.Бахарева А. С. Развитие познавательных интересов младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Курган, 1996. -189с.
- Белкин Е.Л., Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью.-Ярославль: Изд-во Ярославского пединститута, 1974.-24с.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения (в 2-х частях). 4.1- М.: Знание, 1970.- 80с.
- Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др.- М.: Просвещение, 1990.-192с.
- Биология. Животные: Учебник для 7−8 кл. средней школы/Под ред. М.АКозлова.- М.: Просвещение, 1989.-256с.
- Боголюбов А.С. Полевые практикумы: их место и роль в образовании школьников// Биология в школе, 1999, № 3. С.41−46.
- Богоявленская АЕ. Активные формы и методы обучения биологии- М., 1996,-192с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968,-464с.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения.//Известия АПН РСФСР. -1955, вып. 73. С. 50−55.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям.- Тула: Приокское книжное изд-во, 1968, — 143с.
- Бровкина Е.Т., Казьмина Н. И. Уроки зоологии,— М.: Просвещение, 1981.-192с.
- Бровкина Е.Т. Распространение животных на земном шаре. Развитие животного мира на Земле// Методика обучения зоологии: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1972,-ЗЗЗс.
- Бруновт Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. На материале учебного предмета биологии.- М.: Педагогика, 1981- 72с.
- Бруновт Е.П., Мягкова А. Н. Школьный учебник. Каким ему быть?// Биология в школе, 1985, № 5. С.22−25.
- Васильева Т.В. Развитие экологических понятий в курсе зоологии: Дис.. канд. пед. наук, — СПБ, 1992, — 144с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие/Под ред. Ю. К. Бабанского, В. М. Журавлева, В. К. Розова и др.- М.:Просвещение, 1988−239с.
- Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники, — М.АПН РСФСР, 1955.-820с.
- Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии,-М.: Педагогика, 1974.-224с.
- Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии,-М.: Просвещение, 1983, — 381с.
- Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии.- М.: Просвещение, 1969.-240с.
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе.-М.:Просвещение, 1985,-143с.
- Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. -М.:Учпедгиз., 1963. -183с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования, — М., 1956.- 519с.
- Гвоздырева Е.М. Развитие познавательных интересов учащихся в процессе изучения анатомии, физиологии человека в VIII классе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук, — JL, 1970. 18с.
- Герд А.Я. Избр. пед. труды. Сост. О. В. Казакова/ Под ред. Б. Е. Райкова.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. -208с.
- Герд С.В. Живые животные в школе. Опыты и наблюдения по зоологии в 6−7 классах: Пособие для учителя, — Л.:Учпедгиз, 1954,-368с.
- Герасимов В.П. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и изучение их в школе. -М.: Учпедгиз, 1962. -228 с.
- Гордон JI. A Потребности и интересы.//Сов. педагогика. -1939, № 8−9. С. 129 143.
- Горовая В.И. Формирование и развитие системы экологических знаний учащихся в курсе зоологии: Дис.. канд. пед. наук, — Л., 1977, — 188с.
- Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения М.:Педагогика, 1986 — 240с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения,— М.: ИНТОР, 1996.-544с.
- Демьянков Е. Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению (для малокомплектных школ). -Орёл, 1993. -172с.
- Демьянков Е. Н. Роль задач в активизации познавательной деятельности учащихся 7−8 классов при обучении биологии: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1986.-241с.
- Дидактика средней школы/Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. -302с.
- Добрецова Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельно-сти//Биология в школе, 1991, № 4. С.59−62.
- Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. -М.: Знание, 1984.-80с.47.3авитаев П. А. Оборудование занятий по изучению природы в 1−4 классах.
- М.: Учпедгиз, 1961. -206с.48.3анков JI.B. Обучение и развитие. -М.: Просвещение, 1975, -440с.49.3анков J1.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М.: Учпедгиз, 1960. -309с.
- Зверев И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. —М.: Просвещение, 1985.-191с.
- Зверев И.Д., Гвоздырева Е. М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека.- М.: Педагогика. 1971. -200с.
- Здравомыслов, А Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М: Политиздат, 1986. -223с.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока. -М.: Просвещение, 1984. -144с.
- Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека//Учёные записки ЛГУ -214 серия философских наук -Вып. Психология -Л., 1956. С.64−76.
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. -М.: Просвещение, 1983. -160с.
- Иванцова Ф.А. Формирование понятий о процессах жизнедеятельности организма при обучении зоологии: Дис. канд. пед. наук. -М., 1980. -187с.
- Казаков Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-СПб, 1995.- 35с.
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Подходы к совершенствованию среднего биологического образования//Биология в школе 1991, № 4. С.27−31.
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Стандарт среднего биологического образования: суждения и рекомендации//Биология в школе, 1994, № 6.С.24
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования/Под ред. М. Н. Скаткина и В. В. Краевского. -М.: Педагогика, 1978. -208с.
- Ковалева Н.Б. Методы развития творческой личности учащихся. -М.: МТА, 1992.-49с.
- Коменский Я. А Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1955. -651с.
- Константинов В.М., Бабенко В. Г., Кучменко B.C. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобр. учрежден./Под ред. В. М. Константинова, И. Н. Понаморёвой. -М.: Вентока Графор, 2000. -304с.
- Крутецкий В, А Основы педагогической психологии -М.: Просвещение, 1972. -265с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1980. -352с.
- Крушельницкая О.И., Третьякова А. Н. Подросток: физиология и психоло-гия//Биология в школе, 1998, № 2. С.21−25.
- Кудрявцев С.В., Фролов В. Е., Королёв АВ. Террариум и его обитатели. -М.: Лесн. Пром-сть, 1991. -349с.
- Кузнецова А.А., Чуракова С. В., Кузнецов В Н. Познавательный интерес. Условия его развития//Биология в школе, 1996, № 2. С.29−31.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. -Л.: Знание, 1976. -38с.
- Кулев А.В. Беспозвоночные животные как объекты исследований школьни-ков//Биология в школе, 1995, № 6. С.64−66.
- Куликова Е.А. Развитие знаний об эволюции органического мира в процессе изучения общей биологии: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.
- Ланина И.Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике: Автор, дис.. докт. пед. наук. -Л., 1984.
- Левитов Н.Д. Способности и интересы. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -306с.
- Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. -М.: Просвещение, 1964. -344с.
- Леотъев АН. Потребности, мотивы и эмоцииУ/Психолопта эмоций -М., 1984. -288с.
- Леонтьев А.Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии/Вопросы психологии, 1976, № 6. С.7−22.
- Леонтьев А.Н. Эмоции. Мотивы. Личность//Избр. психол. произв. (в 2-х томах). Т. 2.-М., 1983. -320с.
- Лернер ИЯ. Дидакгаческие основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. -185с.
- Лернер И.Я. Дидактическая модель учебного процесса//Первое сентября. -1996. -29 фев.
- Лернер И.Я. Система методов обучения и их практическое применение.//Биология в школе, 1988, № 3. С.52−55.
- Луканкина В.К. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе. Дис.. канд. пед. наук, — М., 1971.
- Максимова В.Н. и др. Современный урок биологии. -М.: Просвещение, 1977. -159с.
- Малкова Н.А. Экскурсия в уголок живой природы//Биология в школе, 1999, № 1. С.63−65.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка. -М.: Знание, 1975. -6с.
- Маркова АК. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.
- Маркова А. К. Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. -192с.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. -М.: Педагогика, 1983. -64с.
- Матюшкин AM. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972. -208с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975. -367с.
- Махмутов М. И. Современный урок и требования к нему. -М.:3нание, 1975. -64с.
- Маш Р. Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при постановке новых учебных опытов и наблюдений по анатомии и фразеологии человека: Дисс.. канд. пед. наук.- М., 1967.
- Мелехина Т.Е. Развитие познавательного интереса младших подростков в процессе обучения с помощью индивидуальных творческих знаний: Дис.. канд. псих. наук. -М., 1996.
- Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы//Сов. педагогика, 1968, № 6. С. 21−38.
- Меркулов Б.А. Организация учебного процесса в специализированных биологических классах//Биология в школе, 1992, № 1−2. С.47−50.
- Методы обучения в современной школе: Сб. статей/ Под ред. Н.И. Кудряше-ва. -М.: Просвещение, 1983. -192с.
- Михеева М.Я. Развитие познавательных интересов и способностей учащихся в процессе изучения факультативного курса физиологии животных: Дис.. канд. пед. наук. -Киров, 1974.
- Мишина М.М. Формирование познавательных способностей учащихся физико-математических классов: Дис.. канд. псих. наук. -Ставрополь, 1998.
- Мищенко Р.Н. Развитие познавательного интереса к биологии в условиях дифференцированного обучения школьников: Дис. канд. пед. наук -М., 1999. -202с.
- Молис С А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 1981.-224с.
- Морозова В.Ф. Экскурсия в природу по изучению водного биоцено-за//Биология в школе, 1994, № 5. С.34−37.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. -48с.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. — М.: Просвещение, 1961. -224с.
- Муравьев А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания. -М.: Просвещение, 1970. -160с.
- Мягкова А.Н. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. -М.: Просвещение, 1988. -192с.
- Мягкова А.Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. -М.: Просвещение, 1979. -288с.
- Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. -М.: Просвещение, 1975 487 с.
- Никишов А.И. Живые объекты при изучении членистоногих. // Биология в школе, 1975, № 4. С.28−32.
- Никишов А.И. и др. Внеклассная работа по биологии. Изд. 2. -М., 1994. -256с.
- Никишов А.И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии. -М., 1994. -162с.
- Никишов А.И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии. Методическое пособие для учителя биологии. -М.: Рос. асоц. Учителей биологии. 1993. -163с.
- Никишов АИ., Шарова ИХ Биология: Животные. -М.: Просвещение, 1994. -256с.
- Никонов О Ф. Критерии меры успеваемости. В кн.: Вопросы внутришко-льного управления. Выпуск 6./ Под ред. Н. С. Сунцова. М. Просвещение, 1992. -с. 89−96.
- Образование. Сборник нормативных документов, — М., 1999, № 3. -286с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. -М.: Просвещение, 1999. -191с.
- Организация -учебной деятельности школьников на уроках биологии/Под ред. А Н. Мягкова. Е Т. Бровкине./Г.С. Калинова и др. -М.: Просвещение, 1988. -192с.
- Отчёт о результате проверки знаний учащихся по ботанике и зоологии. -М. НИИ СиМО АПН СССР, 1982. С. 1−16.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биоло-гии/Сост. B.C. Кучменко. -М.: Дрофа, 2000. -96с.
- Павлов А.А. Биокомплекс школы и его значение в образовании и воспитании учащихся//Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и в ВУЗе: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 1. -М., 1997. С. 36−38.
- Павлов А. А. Развитие познавательного интереса учащихся в шко-ле.//Сборник тезисов докладов на Международной научно-практической конференции «Развитие методики биологии и экологии в XX веке». -М., 2000. С. 57.59.
- Павлов А.А. Экологическое объединение школьников как разновидность внеклассной работы//Биология в школе, 1995, № 3. С. 51−53.
- Павлов И.П. Собрание сочинений. Т.4 (2-е изд., доп). -М. -JI.: Изд-во Ан СССР, 1951.-452с.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. -М.: Просвещение, 1987. -145с.
- Пантявин А. А. Лягушка как объект изучения.// Биология в школе. 2000,№ 6 с. 60 63.
- Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. -М., 1994, — 35с.
- Пасечник В.В. Организация индивидуально-груггповой деятельности на уроке//Биология в школе, 1990, № 6.
- Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по биологии. Дис. докт. пед. наук.- М., 1994.
- Педагогика/Под редакцией Ю. К. Бабанского -М.: Просвещение, 1988. -368с.
- Педагогический поиск. -М.: Педагогика, 1989. -560с.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. -М.: Наука, 1991. —496с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М.: Педагогика, 1980. -249с.
- Пидкасистый П.И., Коротяев Б. М. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. -М.: Знание, 1985. -80с.
- Половцов В.В. Избранные педагогические труды. -М.: АПН РСФСР, 1957. -132с.
- Полянский И.И. Избранные педагогические труды. -М.: АПН РСФСР, 1962 -176с.
- Понуркевич В.М. Каков он, урок биологии, сегодня?//Биология в школе, 1999, № 1. С.27−31.
- Проблемы методики обучения биологии/Под ред. И. Д. Зверева.-М.: Педагогика, 1978, — 168с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Биология. -М.: Просвещение, 1990. -46с.
- Программы для средних общеобразовательных заведений. Биология. -М.: Просвещение, 1993. -219с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Биология. -М.: Просвещение, 1996. -208с.
- Пугал Н.А., Розенштейн А. М. Кабинет биологии. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. -159 с.
- Развитие методики биологии и экологии в XX веке. Сборник тезисов докладов Международной научно-практической конференции. -М.: Метод, центр МПУ, 2000. -140с.
- Райков Б.Е. Общая методика естествознания.-Л.: Учпедгиз. 1947. -300с.
- Райков Б.Е., Ульянинский В. Н., Ягодовский К. П. Исследовательский метод в педагогической работе. -Л.: Учпедгиз, 1927. -166с.
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. 6-е издание- JI.: Учпедгиз, 1956. -246с.
- Реброва Л.В., Светлова П. Р. Проблемный подход один из путей получения глубоких и прочных знаний учащихся. //Биология в школе. 1975, № 4. С.40−45.
- Резникова В.З. Формирование экологических понятий на уроках зоологии и в средней школе: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1972, — 224с.
- Резникова В.З., Мягкова АН., Калинова Г. С. О требованиях к оценке знаний и умений учащихся по биологии// Биология в школе, 1991, № 1. С.23−26.
- Резникова В.З., Мягкова А. Н., Калинова Г. С., Иванова Т. В. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии,— М.: Просвещение, 1997,-149с.
- Рожина Л.Н. Формирование познавательных интересов старшеклассников. -Минск, 1970. -150с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т.1.-М., 1992, — 608с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т.2.-М., 1993, — 608с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
- Рыков Н.А. О некоторых приемах возбуждения познавательного интереса на уроке. //Биология в школе. № 6, 1967. С. 33−35.
- Рыков Н.А. Методика преподавания зоологии.-Л.: Учпедгиз, 1957.- 512с.
- Рыков Н.А. Руководства к практическим занятиям по зоологии.-М.: Просвещение, 1976, — 360с.
- Сапожников Я.Н. Формирование понятия об обмене веществ в процессе преподавания зоологии в средней школе: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1959−333с.
- Севрук Л.С. Методика начального курса естествознания. -СПб, 1902.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 1998, — 256с.
- Сент-Илер К.К. О преподавании естественных наук в общеобразовательных заведениях// Педагогический сборник, 1865. -314с.
- Синельникова И.Д. Возбуждение познавательных интересов и управление ими в процессе преподавания зоологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1966.
- Синельникова И. Д. Игра как средство развития интереса к биологии. Под ред. Казаковой В. В. М., Просвещение. 1963. -144с.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся.-М.: Изд-во АПП РСФСР, 1965 , — 48с.
- Советский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1981−1600с.
- Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1.-М.,
- Методический центр МПУ. 1997, — 120с.
- Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.2.-М., Методический центр МПУ. 1997, — 140с.
- Соловьева О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей школьников 10−14 лет: Дис.. канд. псих, наук, — Ставрополь, 1996−186с.
- Сосновский И.П., Корнеева В. И. Уголок природы в школе: Книга для учителя, — М.: Просвещение, 1986.- 112с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.-М.: Знание, 1983, — 95с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -175с.
- Теплов Д.Л., Титов Е. В. Самостоятельные работы учащихся на экскурсии.// Биология в школе, 1998, № 2. С.76−80.
- Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. 2-е издание- М.: Просвещение, 1979 144с.
- Трайтак Д.И. Основы формирования интереса учащихся к учебному предмету ботанике: Дис.. докт. пед. наук.-Л., 1969.
- Трайтак Д.И. Формирование познавательных интереса учащихся к ботанике.- М.: Педагогика, 1975.- 71с.
- Трайтак Д.И. Основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5−7 классов сельской школы, — М.: Мнемозина, 1998. -279с.
- Трубецкая Е.А. Бесхвостые амфибии и . воспитание детей// Биология в школе, 1996, № 4. С.69−73.
- Тряпицына А.П. Организация творческой научно-познавательной деятельности школьников. -Л.: ЛГПИ, 1989. -91с.
- Ушинский КД. Избранные педагогические сочинения— М.: Учпедгиз, 1953−679с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч. Т. 8. -М.- Л., 1960. С. 61−679.
- Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К. Марко-вой.-М.: Педагогика, 1986.- 191с.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении.-М.: Знание, 1984,-78с.
- Хрипкова А.Г., Мягкова А. Н., Калинова Г. С. Концепция общего среднего биологического образования.// Биология в школе, 1989, № 4. С.26−30.
- Цикало Е.С. Развитие знаний об организме животного в процессе обучения биологии: Дис.. канд. пед. наук, — М., 1990. 220с.
- Шалаев В.Ф. и др. Методы обучения зоологии.-М.: Просвещение, 1972.- 268с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников,— М.: Просвещение, 1976.- 188с.
- Шваб Д. Настольная книга для преподавателей биологии (пер. с англ.).
- М: Просвещение, 1974, — 326с.
- Шейнис Г. В. Развитие отношения подростков с природой как условие нравственного становления личности. Дис.. канд. пед. наук.-М., 1993.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1979, — 160с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.-М.: Педагогика, 1988, — 208с.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьни-ка.-М.: Знание, 1972, — 32с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике- М., 1971.-341с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1986, — 144с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М.: Знание, 1974.-64с.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний,-М.: Просвещение, 1966, — 442с.
- Юркевич B.C. Познавательная потребность и развитие интеллектуальных возможностей школьников//Биология в школе, 1981, № 4. С. 19−21.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
- Яцковская Г. А. Развитие учебно-познавательных интересов младших подростков: Дис.. канд. пед. наук, — Брянск, 1997. 194с.
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. -М.: Просвещение, 1985. -396 с.
- Litsche G., Loschan R. Rund um die Biologie. -Der Kinderbuchlag Berlin -DDR, 1977. 144s.
- Lompscher F. Gestige Erziehung als Forderung unserer Zeit. Verlag Ernst Rein-hardt.- Munchen/Basel, 1968.-126s.
- Wenge Ch. Sprache, Denken, Fahigkeitsentwickung/ In «Padagogik».- Berlin, 1970, H.6. S.15−21.