I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы
исследования. Конец XX века характеризуется кардинальными политическими и экономическими изменениями, произошедшими в первую очередь в «Государствах Европы, среди / которых центральное положение занимает Германия. Являясь третьей в мире по величине экономики и находясь на втором месте по объему экспорта, Германия оказывает огромное влияние не только на европейские страны, но также становится все более влиятельным политическим актором международных отношений. То, каким образом, Германия осуществляет свою внешнюю политику, какие приоритеты она выделяет в ней в соответствии со своим возросшим экономическим и политическим значением, представляет значительный интерес, как для политиков, так и для всех людей, чьи интересы связаны и зависят от этой страны. Отправной точкой многих анализов современной внешней политики Германии служат два сравнительно недавних события: объединение Германии и начало нового этапа европейской интеграции. Реализация внешней политики Германии в Европе происходит в глобализуемом мире, поэтому ее будущее зависит от совокупности как международных и собственно европейских факторов. В этом контексте, независимо от того насколько удачным будет дальнейшее развитие Европейского Союза, новая «восточная политика» Германии приобретает основное значение, в архитектуре европейской безопасности. По словам канцлера Германии Г. Шредера «центром тяжести как европейской, так и ^ J немецкой восточной политики является Россия. Исходя из своего положения и истории, Германия рассматривает себя в качестве страны, дающей импульсы и являющейся мотором для российской политики Европейского союза. Однако многие российские политики, профессионально занимающиеся внешней политикой Германии, сходятся во мнении, что в стратегической концепции Германии в отношении России, особенно в условиях усиления влияния немецкой политической элиты на принятие внешнеполитических решений, нет конструктивности.
Известно, что Германия является основным финансовым кредитором России, и от качества отношений с Германией во многом зависит будущее России, которая хотя и находится пока в относительной изоляции, но проводит свои экономические реформы и имеет реальные перспективы тесной интеграции с Западной и Центральной Европой. России самой историей и ее геополитическим положением суждено занять достойное место в Европе, которое она потеряла после распада СССР. Важно отметить, что в условиях сырьевой зависимости Германии от России, для российских политиков важно и необходимо правильно учитывать изменения фона формирования внешней политики этой страны, и, в особенности, ее восточного направления, с целью как наиболее выгодных политических маневрирований, так и выработки комплексной и взаимодополняющей системы безопасности на континенте.
В современной ситуации федеральное правительство Германии осмысливает германо-российские отношения прежде всего в европейских категориях. Таковы подоплека и рамки, когда заявляется, что Германия стремится к новой нормальности в отношениях обеих наций: без иллюзий, без сентиментальностиоткрытым, и доверительным и ангажированным, но без отрицания значительных собственных интересов, сказал Г. Шредер 10 апреля 2001 года на российско-германских консультациях с СанктПетербурге, определяя позиции германской политики на российском направлении, в условиях российско — американских осложнений в отношении ПРО.
В настоящее время в научных и политических кругах, в государственных институтах Российской Федерации широко распространены позитивные оценки развития внешней политики Германии на ее восточном направлении. Привычными стали ссылки на опыт расширения ЕС, в котором Германия играет ключевую роль, призывы к его переносу на российско — германские отношения. Вместе с тем некоторые специалисты — международники, особенно те, кто профессионально изучает геополитику Германии, преемственность геополитических и стратегических взглядов ее политиков, весьма скептически оценивают реальность осуществления этих благих пожеланий.
В восточной политике Германии есть две составляющие-«универсальное» и «специфическое», которые можно обнаружить и проанализировать на различных уровнях: в развитии общей геополитической концепции и стратегиив конкретных направлениях активной внешней политики на восточном направлениии наконец, как эта политика вписывается в деятельность фирм, банков и других объектов хозяйствования с элементами наднационального регулирования экономики.
С точки зрения дальней перспективы, наибольший эффект могло бы дать переосмысление геополитической концепции Германии (с учетом российских интересов), и использование этой концепции, стратегии и институциональной модели расширяющегося ЕС в Восточной Европе. При этом геополитическая концепция Германии представляет практический интерес не столько как интеграционный инструмент, а как стратегия образования нового типа российско-германского сотрудничества. Такой подход позволяет вычленить «универсальное» и «специфическое» и в принципах, на которых базируется восточная политика Германии, и в стратегии ее развития.
Среди направлений восточной политики Германии, представляющих первостепенный научно-теоретический и практический интерес для России, могут быть названы торговая и таможенная, валютная и денежно-кредитная, аграрная, промышленная и научно-техническая, региональная, социальная и экологическая политика, сотрудничество в областиа-е&яает-и^ внешней политики и планируемая система коллективной обороны, как государств Европы, так и во всем мире.
Значительную трудность представляет отсутствие комплексных, целостных исследований в области преемственности геополитической стратегии Германии на последнем этапе ее объединения и создания Европейского Сообщества. Существенная проблема состоит и в том, что нет единого понимания и определения изучаемого вопроса (его-сущности, содержания, особенностей, этапов, результатов). Неоднозначно оцениваются различные аспекты внешней политики Германии. То же самое относится к прогнозам и перспективным оценкам восточной политики, в частности.
Исследованию вышеперечисленных вопросов и посвящена настоящая работа.
Степень научной разработанности проблемы. В советский период развитие геополитической науки в России и Германии, потерпевшей поражение во Второй мировой войне было серьезно затруднено: геополитика как часть официальной идеологии Третьего рейха относилась к идеологическим инструментам тоталитарной государственной машины. Усилия немецких геополитиков были направлены главным образом на собственную реабилитацию, и отчасти на восстановление доброго имени геополитики и превращение ее вновь в академическую науку. Одним из самых видных геополитиков того времени К. Хаусхофером была даже написана работа «Аппология немецкой геополитики» обосновывающая важность применения геополитики для выработки внешнеполитической стратегии. Если первый этап возрождения немецкой геополитики после Второй мировой войны, вплоть до образования ГДР в 1949 году был связан с отмежеванием от нацизма и проамериканской ориентацией (немало американских стратегов таких как Николас Сщп^ен, Эдмунд Уолш, Р. СтраусХюпе и др. взяли разработки немецких геополитиков за основу послевоенных американских теорий), то в конце 40-х начале 50 — х гг. интерес немецких ученых сосредоточился в основном на перспективах политического развития Германии. Ее дальнейшая судьба ставилась многими в зависимость от географического положения страны в центре континента. Формированием геополитической концепции занимались и такие видные ученыеМтолитики как Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, X. ir Маккиндер, К. Шмидт, Г. Риттер, Ф. Фрид, 1 и др. Большую ценность для диссертации представили работы немецкого юриста и политолога К. Шмидта «Номос Земли"2, «Земля и Море"3, в которых проводится обоснование создания современного Большого пространства Германии, с воплощением основных принципов и основ немецкой геополитики^.
Среди трудов отечественных исследователей геополитики диссертант использовал работу Савицкого П. Н, объединившего в своей книге работы видных ученых — «евразийцев»: Н. С. Трубецкого, И. А. Ильина, Г. В. Вернадского — выведших такой важнейший геополитический термин как «месторазвитие», (практически аналогичный понятию Ф. Ратцеля «ландшафт», и при близком рассмотрении очень гармонично соединяющий идеи русских и европейских геополитиков).4.
Большую помощь диссертанту оказала работа Ю.В. Тихонравова5 «Геополитика», в которой автор проводит детальный анализ всей геополитики как науки, зародившейся в Европе, сделав важную и.
1 Ратцель Ф., Политическая география, Munchen-Lpz, — 1897- Ritter G. Damonie der Macht, Betrachtungen uber Geschichte und Wesen des Machtproblems im politischen Denken der Neuzeit. — Stuttgart. 1947. — Хаусхофер К. Аппология немецкой геополитики, 1946; Маккиндер X. Демократические идеалы и реальность. 1919, Mackinder H.J. The round world and the wining of the peace// Foreign affairs.- 1943 -№ 4.
2 Schmidt C. Der Nomos der Erde im Volkrecht des Jus Punlicum Europaeum, -Lpz, 1942.
1 Schmidt C. Land und Meer.- Lpz, 1942.
4 Савицкий П.H. Географический обзор России-Евразии// Мир РоссииЕвразия. София, -1926; Ильин И. Мысли о России//Молодая гвардия .- 1991. № 1. естественную привязку значения современных геополитических течений для России. Сюда же можно отнести и работы таких известных авторов как А. Г. Дугин, A.C. Панарин, К. Э. Сорокин.6.
Большую ценность для автора представили исследования ряда институтов Российской академии наук, в первую очередь, Института Европы, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Дипломатической академии МИД России, МГИМО (У). В работе широко используются научные публикации видных российских специалистов — международников: К. С. Вяткина, Ю. А. Борко, В. В. Шенаева. Работы этих ученых позволили диссертанту изучить роль внешне и внутриполитических процессов в формировании «восточной политики» Германии. Определенный интерес вызвали работы зарубежных авторов по проблемам отношений Германии со странами Восточной Европы и Россией в контексте расширения ЕС — X. Тиммермана, Г. Шмидта, Б. Лагемана, П. Вельфенса, X. Хомана, К. Майера, К. Кайзера и Х. В. Мауля.8 Существенную помощь в подготовке данной работы оказали монографии и диссертации российских ученых, посвященные разным аспектам как внешней политики Германии так и Европейской интеграции: Ангончева O.A., Карпенко B.C., Тимофеева Н. Г., Куклинского Ю. М., Щукина М.Б.9 Таким образом, в современной научной литературе.
5 Ю. В. Тихонравов. Геополитика, М., 2000.
6 Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое-будущее России.- М, 1997. Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). — M. — 1995. — Сорокин К. Э. Геополитика современного мира и Россия.// Политические исследования. — 1995. № 1.
7 Вяткин Ю. А. Восточная политика ФРГ в период Г. Коля, Дис. .канд. полит, наук, М.1996; он же: Россия и Германия: потенциал сотрудничества //Мировая экономика и международные отношения. — 1994. -№ 4- Европейский союз: путеводитель под редакцией Ю.А. БоркоШенаев В. В. Экономические реформы Людвига Эрхарда и объединение ГерманииМ., 1996; Тиммерман X. Россия и Европейский Союз, Berichte des Bundesinstituts fur ostwissentschftliche und internationale Studien, 3−1999; он же: Россия и Германия //Полис.- 1995.-№ 5- Шмидт Г. На благо Германии.- М. Международные отношения.- 1995; Lageman В. Die Osterweiterung der EU Berichte des Bundesinstituts fur ostwissentschftliche und internationale Studien, 38−1998; Weifens P. Economic Aspects of the Eastern Enlargement of the European Union // Berichte des Bundesinstituts fur ostwissentschftliche und internationale Studien, 7−1999; Hohmann H. / Christian M. Russlands «Okonomische Sicherheit» in europaischer Perspektive.//Berichte des Bundesinstituts fur ostwissentschftliche und internationale Studien, 32−1998, Koln.- Kaiser K. Und Maul H.W. Deutschlands neue Aussenpolitik.-Munchen, 1995. Антончева О. А. Динамика политических ориентации в странах Восточной Европы, Дис. канд. полит, наук. СПб 1998; Карпенко B.C. Европейский Союз и внешняя политика России. Дис. канд. полит, наук. М, 2000; Тимофеев Н. Г. Германия в меняющемся мире: поиск внешнеполитических императивов. Дис. канд. полит, наук. М, 2000; Вяткин К. С. Восточная политика ФРГ в период Г. Коля. Дис. канд. полит, наук. М, 1996; Щукин М. Б. Центральная и Восточная Европа на рубеже эпохи. Дис. канд. полит, наук. М, 1999. имеются публикации, посвященные восточной политике Германии. В то же время российскими и зарубежными учеными еще недостаточно разработаны теоретические и прикладные проблемы развития геополитической концепции Германии, стратегии ее дальнейшей восточной политики на континенте.
Исследователям предстоит дать развернутое обоснование целесообразности осуществления нынешней внешней политики Германии, основной задачей которой будет занять ту политическую нишу в мире, которая была бы достойна ее геополитическому положению на континенте и экономическому положению в мире. Все это обусловило потребность научного анализа и исследования геополитических аспектов внешней политики Германии в ее актуальном для России1и^важном для самой Германии направлении — восточном.
Объектом диссертационного исследования является внешняя политика Германии, ее восточный вектор. Предмет исследованиядинамика формирования «восточной политики», процесс изменения геополитических воззрений немецких политиков.
Цель исследования: — через призму внешней политики проследить становление Германии как фактора европейской и мировой политики, преемственность и перемены геополитических воззрений немецких политиков.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
— проследить преемственность геополитических воззрений немецких политиков;
— выявить особенности динамики развития «восточной политики» Германии;
— изучить роль внешнеполитических и внутриполитических процессов в формировании «восточной политики» Германии;
— исследовать отношения Германии с отдельными странами Восточной Европы, и обозначить проблемы, имеющиеся в этих отношениях;
— проанализировать специфику современного состояния германо-российских отношений, в сравнении с предыдущим периодом. Хронологические рамки исследования охватывают период, позволяющий проследить формирование «восточной политики» Германии до и после ее «воссоединения». Особый акцент в связи со спецификой исследования сделан на 80-х и 90-х гг XX века. Автор не случайно считает важным рассмотреть период формирования «восточной политики» до объединения Германии в 1990 г. более подробно, поскольку он помогает проследить порядок формирования политики Германии в отношении восточноевропейских стран, и в частности Польши, Венгрии и Чехии. Целью автора является проведение исследования «восточной» политики ФРГ на рубеже веков. Международная перспектива исследования является основанием для репрезентации истории собственно западногерманской внешней политики. Автор максимально расширяет спектр вопросов, очерчивающих границы понятия «внешняя политика». В связи с чем, он, в частности, включает экономическую, правовую, оборонную и валютную политику, а также систему отношений между двумя германскими государствами.
Результаты, полученные автором, их научная новизна заключаются в том, что на основе исторического анализа осуществлен комплексный подход к исследованию политических аспектов проблем международных отношений Германии на стыке Запад-Восток в процессе их развития. Рассмотрены основные составляющие процесса формирования геополитической стратегии Германии во внешней политике на ее восточном направлении. Обозначена преемственность геополитических ориентаций на разных этапах формирования внешней политики Германии.
В исследовании вводятся элементы прогноза через предпринятые попытки обосновать будущее развитие внешнеполитических приоритетов Германии. Теоретическим итогом является также концепция «восточного большого пространства Германии», суть которой в том, что на континенте будет развиваться качественно новая организация геополитического пространства с активным центром в лице Германии, стремящейся оказывать возрастающее влияние на восточные регионы.
Исследование потребовало всестороннего анализа международно-правовых и социально-экономических основ функционирования международных систем, деятельности международных наднациональных организаций, сотрудничества внешнеполитических организаций, их взаимоотношения с государственной и глобальной системой управления.
Методологической и теоретической основой исследования послужили работы политологов, историков, юристов, географов, изучающих международные аспекты отношений стран мира, функционирования глобальных международных систем.
В качестве методологических основ использованы методы политологического и правового анализа с элементами компаративистского, системнофункционального и цивилизационного подходов.
Диссертация выполнена на основе конкретно-исторического и логического методов, а также контент-анализа нормативно-правовых документов России и ряда зарубежных стран. В основу диссертации положен проблемно-хронологический подход.
Практическое значение исследования и апробация его результатов. Научные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретических и прикладных аспектов развития международных отношений европейских стран, проблем управления процессами их устойчивого развития. Материалы данной работы могут применяться в учебном процессе при подготовке и.
10 чтении спецкурсов по геополитике, теории и практике международных отношений, политической глобалистике и регионалистике, политической географии в рамках обучения, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих всей системы государственного управления.
Работа прошла апробацию на кафедре внешнеполитической деятельности России Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на научно-методологических семинарах кафедры и закреплены публикациях автора ^ по теме диссертации.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Заключение
:
Едва ли обоснованным можно пока считать предположение, что политический класс ФРГ не сумеет противостоять «искусу вольного комбинирования» и уже в обозримом будущем решится на «свободный дрейф» между Востоком и Западом. Объединенная Германия не стремится возродить старомодное маневрирование с позиций национального государства. Ее стратегия в значительной мере будет формироваться на основе подходов, которые разработала прежняя Западная Германия — с поправкой на преимущества, связанные с качественно новой геополитической ситуацией на востоке европейского континента.
Новое геополитическое положение Германии в Центральной Европе — это ныне такой же не подлежащий сомнению факт, как и вытекающее из него следствие, а именно: постепенное усиление ориентации германской внешней политики на Восток. Очевидно, что «Континентальный» принцип развития Германии поддерживаемый в свое время К. Хаусхофером и Риттером, и отцом которого считается Маккиавелли эффективно воплощается. В настоящее время объединенная Германия возобновляет свою историческую роль в качестве державы Центральной Европы, для которой интересы на Востоке не менее важны, чем на Западе. Следует, однако, со всей определенностью подчеркнуть, что привязки ФРГ к Западу не исчезли вместе с «послеялтинской» Европой. Успешное решение сложных внешне— и внутриполитических проблем, вставших перед Германией, требуют надежного тыла, опоры на союзников. Поэтому НАТО и ЕС по-прежнему чрезвычайно важны для Германии. Не случайно строительство единой Европы входит в число приоритетных задач, которые, с точки зрения канцлера Г. Шредера150, предстоит решить Германии. Именно поэтому на Западе она продолжает выступать основной движущей силой европейской интеграции.
Германия, как и прежде, будет придерживаться принципа многосторонности во внешней политике. Следуя этому принципу, ФРГ в 50—е годы интегрировалась в международные организации, такие, как НАТО и ЕС, в 70—е стала участником встреч «большой семерки» и в результате нашла свой путь к признанию. Во многом благодаря усилиям Германии практиковавшийся на Западе принцип многосторонности стал утверждаться и на Востоке. Так, бывший министр иностранных дел ФРГ Г.—Д.Геншер способствовал развитию и последовательному расширению СБСЕ (ныне ОБСЕ). После преодоления идеологического раскола Европы Германия выступила инициатором придания западным организациям всеевропейского характера. Следование принципу многосторонности прослеживается, например, и в поддержке Германией создания Совета Североатлантического сотрудничества, выдвижения и реализации программы НАТО «Партнерство во имя мира», а также в ее усилиях, направленных на скорейший прием Польши, Венгрии, Чехии. Словакии и трех прибалтийских республик в ЕС151, а первых трех государств — ив НАТО.
Второе германское объединение не привело к восстановлению «рейха» в смысле возврата к его традиционной экспансионистской политике. Это несомненный успех «восточной политики», в рамках которой был создан соответствующий контекст решения германского вопроса, с последовательным геополитическим обоснованием внешнеполитических проектов на протяжении последних десятков лет. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что с течением времени.
150 Независимая газета, 19.04.2001.
151 Германия толкует принцип многосторонности столь широко, что поощряет и Японию присоединиться к ОБСЕ. контекст претерпевает изменения. Здесь примечательно, что сравнение идей русских евразийцев с теориями немецких геополитиков-континенталистов (Хаусхофер, Шмидт и т. д.), которые также пытались построить собственную геополитическую теорию как антитезу стратегии «Морской силы» показывает, что у немцев в этом направлении пройдена лишь половина пути, а русских (в первую очередь у Савицкого) мы имеем дело с законченной и непротиворечивой, полноценной картиной мира. В этом смысле можно вывести некоторый закон: «Чем ближе воззрения немецких континенталистов к русскому евразийству, чем полнее принимают они „СМопепйегигщ“ тем последовательнее и логичней их доктрины, эффективней их политические проекты, созданные на геополитической основе». Здесь следует сказать что только подход, выражающийся в знаменитом геополитическом тезисе Эрнста Никиша, ближе всего подошедшему к Савицкому: «Европа от Владивостока до Флессинга», гармонично вписывается в последовательное континентальное евразийство.
В 2000 г. была полностью решена проблема инкорпорации бывшей ГДР. К этому времени территорию Германии покинули последние солдаты ее западных союзников. В условиях растущей однотипности социально-политического уклада европейских государств и отсутствия внешней угрозы неизбежно будут слабеть дисциплинирующие функции западных союзов и объединений. В центре европейского континента объективно будет усиливаться тенденция к восстановлению автономности действий. Естественная смена поколения политиков, сформировавшихся в период, прошедший под знаком «восточной политики», и для внешнеполитических действий которых характерны осторожность и осмотрительность, может привести к тому, что новому руководству подобный образ действий на международной арене покажется не вполне соответствующим восстановленному статусу Германии как мировой державы. Между тем резкие шаги и недостаточная.
136 просчитанность тех или иных действий вполне способны возродить угрозу национализма, который еще далек от вымирания. Последствия были бы катастрофичны не только для Европы. Поэтому подготовку мер предосторожности следовало бы начинать уже сейчас с участием лучших умов Германии на пользу как Германии так и Европы и России.