I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы
исследования. Постепенное становление информационного общества неразрывно связано с разнообразными трансформациями пространства политики и его основных свойств и качеств. Прежде всего, такие изменения обусловлены превращением информации в решающий ресурс организации власти и политического проектирования. Информационное сопровождение различных партийных или государственных целей является не только обязательным условием их реализации, но и фактором, способным компенсировать многие издержки предварительных замыслов и трудности продвижения проектов.
В этих условиях в современных государствах все чаще сталкиваются два обособленных информационных процесса. С одной стороны, это существовавшие прежде способы информирования относительно пассивных массовых получателей политических сведений, с другой стороны, формирующиеся интерактивные информационные потоки, свидетельствующие как о возникновении новых потребностей социальных групп в установлении политических коммуникаций, так и о формировании множественных локальных каналов для организации взаимоотношений в рамках политических институтов. Развитие новых информационно-коммуникативных систем перестраивает поле политики, качественно повышая роль новых технологий в реализации проектов власти.
В то же время адаптация общества к новым приемам формирования политической конкуренции, взаимоотношений и институтов происходит не столь гладко, как хотелось бы. Под влиянием технологий, провоцирующих нарастание информационных потоков в современных государствах, происходит ослабление роли иерархических структур, контролирующих или ограничивающих объемы политически значимой информации. Более того, прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий и связанные с этим инновации в теории организации управления, нередко обусловливают изменения в путях сбора, хранения, обработки и передачи информации, в способах планирования и организации процесса использования преимуществ возросших объемов доступной информации. Одним словом, объем общественных и технических знаний, необходимых для поддержания работоспособности политической системы в новых условиях требует совершенно новой управленческой и технической инфраструктуры, которая пока не может быть выстроена в полном соответствии с нарастающими вызовами.
Это во многом обусловлено и тем, что акторы по-разному овладевают современными приемами и методиками политической деятельности, обусловленными информационным перестроением сферы власти. Так, например, государство постоянно уступает в этом отношении различным корпоративным агентам, лучше приспосабливающимся к условиям информационного рынка. Значительная часть населения, в свою очередь, оказывается заложником «информационного разрыва» (digital divided), не имея возможностей или просто не умея оформлять свои заявки на власть в соответствующих формах. Более того, отсутствие привычек к новому информационному режиму действия властей, нередко порождает и негативные ментальные реакции, которые осложняют функционирование политической системы. Это еще более фрагментирует гражданское общество и его отношения с государством, снижает способность к объединению и совместной работе, как политического сообщества и, в свою очередь, способствует определенной дестабилизации власти, рассогласованию действий государства и его контрагентов. Как показывает опыт, в таких условиях процесс политических изменений, как правило, отстает от изменений технологических, а новые связи и принципы вступают в конфликт со старыми политическими порядками.
В конечном счете, традиционные для политических систем риски дополняются новыми угрозами незапланированных потерь, опасностями рассогласования выработанных действий, снижением эффективности принятия политических решений. В результате в поле политики увеличивается общий уровень политических рисков, превращая венчурность в атрибутивную характеристику современной политики.
Особо ярко эти черты проявляются в переходных политических системах, по природе своей наполненных дополнительными рисками и угрозами стабильности власти. И здесь нарастание политической венчурности становится едва ли ни важнейшей характеристикой политического развития.
Однако, изменения, которые несет с собой информационное общество, не только приводят к повышению венчурности политического пространства, но и создают новые возможности для развития технологий повышения эффективности управления политическими рисками. В этом плане сама структура информационных потоков направлена на технологические инновации и их применение в процессе управления рисками. Например, пространственное распределение информационных технологий, формирование информационных сетей, связывающих различные географические пункты и сокращающих пространство и время принятия решений, создают предпосылки к появлению более адекватных новым условиям, технологий управления политическими рисками. Другими словами, прорывы в способах обработки, накопления и передачи информации открывают сегодня новые возможности управления рисками, дополняя те привычные и традиционные аналитические и социальные технологии, которые применялись в системах управления ранее.
В то же время, несмотря на растущий интерес отечественных и зарубежных политологов, а также представителей ряда иных дисциплин к проблематике политических рисков, разработка моделей и подходов применения информационных технологий для управления политическими рисками в практической сфере исследована далеко не лучшим образом. На сегодняшний день, динамика развития информационных технологий в современном обществе явно опережает возможности теоретической рефлексии относительно их места, роли и функций в процессе управления рисками. Уточнение этих позиций требует — как с политологической, так и междисциплинарных позицийдальнейших исследовательских усилий, обобщения и теоретической систематизации положений относительно возможностей применения информационных технологий в процессе управления рисками.
Таким образом, определение возможностей информационных технологий в деле управления политическими рисками в современных условиях является весьма актуальной и теоретически мало разработанной проблемой. Усложняющиеся коммуникативные и информационные политические практики настоятельно ставят вопрос о необходимости исследования информационных основ политического риск-менеджмента, более обстоятельного раскрытия венчурного характера современной политики.
Степень разработки проблемы. Следует отметить, что в силу интенсивной разработки проблематики политических рисков — причем на междисциплинарной основе — сама методология изучения этого круга явлений представляется разработанной достаточно полно и основательно. Политические, экономические, социологические и правовые исследования, а равно усилия, предпринимаемые в рамках дисциплин математического цикла, создали хорошую теоретическую базу для описания места и роли информационных технологий в деле управления политическими рисками.
Правда, надо отметить, что результаты гуманитарных и естественно-научных исследований, в силу преувеличения значений собственных методов изучения рисков и ограниченности предметных полей, пока не достигают необходимого теоретического синтеза, на котором было бы более удобно строить исследование информационных технологий. Так гуманитарии, изучающие технологии управления политическими рисками, в своих исследованиях преимущественно исходят из представлений об этом процессе как механизме, опирающемся исключительно на аналитические и социальные приемы регулирования. Нерепрезентативность технической составляющей рисков хорошо заметна, и при анализе общестрановых, экономических или страховых рисков, где данный аспект не выделяется в относительно самостоятельный предмет политологической науки. Большое количество работ в рамках политической теории, посвященных данной проблематике, отдельно раскрывает различные стороны процесса управления политическими рисками, не сосредотачиваясь, однако, на исследовании собственно информационных технологий в управлении рисками в политическом пространстве современного общества.
В то же время и при такой стилистике исследования уровень разработки теоретико-методологических оснований анализа процесса управления политическими рисками представляется весьма высоким и одновременно вполне достаточным для уточнения собственных позиций. В этом плане следует особо отметить работы Бурдье П., Ганнела Д., Гантта Г. и Шелдрейка Дж., Инглхарта Р., Истона Д., Кейнса Д., Липсета С., Мангейма Дж. и Ричи Р., Неймана фон Дж. и Моргенштерна О., Хабермаса Ю., Хантингтона С. Шумпетера Е., Бэлла Д., Бэнтли Дж., Блонделя Ж., Кастельса М., Даля Р., Хаммера М. и Чампи Ж., Ласки X., Лассуэла X., Лефебра X., Линдблюма Ч., Лумана Н., Одегарда П., Трумэна Д., Зиглера X., Соловьева А. И., Яницкого О. Н.1. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. М., 1992. T.I. Вып.1. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993; Ганнел Д. Политическая теория: эволюция отрасли // Вестник Московского университета. Сер. 12. Социология и политические науки. 1993. № 1. с. 66−83. Гаптг Г., Шелдрейк Дж. Теория и практика менеджмента — СП-б.: Питер, 2001. — 352 е.- Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис, 1997;4- 4- Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. 1993. № 8. с. 115−128- Истон Д. Политическая наука в США: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология, М., 1997; Кейнс Д. М. Общая теория занятости денег. — М.: Гелиос, 1999 .352 е.- Липсет С. Политическая социология // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965. с. 119−149- Мангейм Дж.Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 1997. — 544 е.- Нейман фон Дж., Моргенштерн О Теория игр и экономическое поведение. Пер. с анг.- Л.: Теория игр, 1970. — 708 е.- Соловьев А. И. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни // Основы политической науки, в 2-х чУ Под ред В. П. Пугачева, ч. 1, М., 1993; Соловьев А. И. Власть в политическом измерении / Вестник МГУ, сер. 12, политические науки, 1997;6- 7. Тоффлер О. О власти // США: идеология, политика, экономика, 1992;6. Соловьев А. И. Теория принятия государственных решений М.: Издательство университетский гуманитарный лицей, 2004, — 376 с. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма// Thesis. М., 1993. T.I. № 2- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // Полис.-1994. — № 1.-С.25 -46- ШубкинВ.Н. Страхи как фактор социального поведения: международное исследование // Социологический журнал. 1997, № 3- Шумпетер Е. А. История экономического анализа. — М.: Экономическая школа, 2004. — 1664 е.- Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting.- N.Y.: World press, 1973. — 304 p.- Bently A. Process of Government. — N.-Y., 1908; Blondel J. Comparative Government: An Introduction. — Cambridge: 1995. — 245 p.- Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1: «The rise of the network society». Vol. 1,2,3: «The power of identity». Vol. 3: «End of millennium» -Oxford, and Maiden, Massachussets: Blackwell Publishers, — 1996, 1997, 1998. Dahl R. A Preface to Democratic TheoryChicago: 1996.-349 p.- Dahl R. Lindblom Ch. Politics Economics and Welfare. — N.-Y.:1976; 178p.- Hammer M. Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. — GB.: SDMA, 2004. — 576 p.- Hancock M.D. West Germany: The Politics of Corporatism. — N.-J.: Paritet, 2000. — 349 p.- Laski H. Foundations of Sovereignty and Studies in the Problem of Sovereignty. — L.: Madison, 1921; Lasswel H. On Political Sociology. — Chicago: London: Univ. of Chicago press, — 546 p.- Lasswel Harold Psuchopathology and Politics. — Chicago: Chicago Universiyt PressLefebvre H. The Production of.
Большим значением для нашего исследования обладают также труды, посвященные изучению различных типов и разновидностей политических рисков. В данном аспекте следовало бы отметить работы Кеннеди Ч., Канабра В., Холл Э., Уолша К., Обрадовича М., Паркера Г., Когаловского В, Виганда Р.- Перри В., Притчарда Е., Турбана Е., Кинга Д., Чанга X., Филипса С., Уильямса Е, Вайдман Р., а также материалы и разработки аналитических отделов компаний Arthur Andersen, IBM, Digital Security, Oracle.2.
Отдельно стоит подчеркнуть значение и того теоретического направления, в рамках которого политический риск определяется в качестве объективной, самостоятельно существующей формы социальности, занимающей центральное место в политической сфере информационного общества и которая одновременно является прямым результатом развития информационных технологий. Научное обоснование такого подхода, прежде всего, отражено в работах Бэка У. и Гидденса Э.3.
Достижение обобщенного теоретического осмысления места и роли информационных технологий в управлении рисками стало возможно.
Space. Oxford: Basil Blackwell, 1991. Lindblom Ch. Politics and Markets. — N.-Y.: N.-Y. — 197 p.- Luhmann Niklas Globalization Or World Society: How To Conceive Of Modern Society // International Review of Sociology. -1997, Vol. 7,-Issue If — p67, 13pLuhmann Niklas The Modernity Of Science.- Aahn: New German Critique Issue 61, 1994 — p9, 16pOdegard P. Pressure Politics. — Stanford, Calif.: Consulting Psychologists Press, Inc., 2004. — 56 p.- Peters Thomas Thriving on Chaos: Handbook for a Management Revolution. — New York: Knopf, 2005. — 94 p.- Tolman Boring E. G Cognitive maps in rats and men / [Psychological Review. 1948. № 55 /4 pp. 189—208. — Truman D. The Governmental Process. — N.-Y.: York INK, 1998; Zeigler H Interest Groups. // Encyclopedia of Government and Politics. — N.-Y.: NY, 2004; E. Яницкий O.H. Социология Риска. — M.: Издательство LVS, 2003.-192 с. 2.
Kennedy С. Political Risk Management. New York: Quorum Books, 1987; Kanabar V. Project Risk Management. — Acton, Mass.: Copley Custom Publishing Group, 1997. — 1128 p. Risk ManagementElanie Hall Risk Management Map Pittsburgh, Penn.: Camegie-Mellon University, 2000. — 298 p. Risk ManagementKen Walsh Software Development Risk and Agency Theory // Harvard Business Review. — 2003. — № 2. — pp. 13−21- Obradovilch, M.M. and S.E. Stephanou Project Management: Risks and Productivity. — Bend, Ore.: Daniel Spencer, 1990. — 398 p. Risk ManagementParker Glenn M. Cross-Functional Teams: Working with Allies, Enemies, and Other Strangers. — San Francisco, Calif.: Jossey-Bass, Inc., 2004, — 228 p.- Parker Glenn M. Team Players and Teamwork: The New Competitive Business Strategy. — San Francisco, Calif.: Jossey-Bass, Inc., 2000; Когаловский В. А. Происхождение ERP // Директору ИС. — 2005. № 5. — с. 47 — 54- Wigand R. T. Electronic Commerce: Definition, Theory, and Context // The Information Society. — 2001 .- № 13. — pp. 1−16- Perry William E. Quality Assurance for Information Systems. — Wellesley, MA: QED Information Sciences, Inc., 2001. — 24 p.- Pritchard Carl L. Ed. Risk Management: Concepts and Guidance. — Arlington, Va.: ESI International, 2003. — 870 p. Risk ManagementTurban, E. Lee, J. King, D and Chung, H. M., Electronic Commerce: A Managerial Perspective // Harvard Business Review. — 2001. — № 7. — pp. 22−23. — Phillips Steven R. Ph.D. Creating Effective Relationships. — Carlsbad, Calif.: Personal Strengths Publishing, Inc., 2001. — 348 pWilliams Continuous Risk Management Guidebook. -Pittsburgh, Penn.: Camegie-Mellon University, 1997. — 876 p. Risk ManagementWideman R. M. Project and Program Risk Management: A Guide to Managing Project Risk and Opportunities, vol. 6 of The PMBOK Handbook Series. — Upper Darby, Penn.: Project Management Institute, 2005 // Confidence in IBM Risk Management.
3 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. M.: Прогресс-Традиция, 2000. Бек У. От индустриального общества к обществу риска / Пер. А. Д. Ковалева // THESIS.- 1994, — № 5. с. 161−168- Beck, U. Risk Society. Toward a New Modernity. — London: SAGE, 1992/ - 275 p.- Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990; Инглхарт P. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// Полис, 1997;4- 4- благодаря исследованиям политических коммуникаций, информационно-коммуникативных систем и иных явлений в политическом процессе. В данном случае хотелось бы отметить работы Файоля А., Вилдавски А., Дейка К., Кисилева И., Ковелло В., Каннингтона Б., Боема Б., Ийленд-Льюиса Р., Бадо Ф., Бьйордаль Е., Зубкова В., Веста Дж. Л., Джонсон Б., Ковелло В., Богданова В., Портера Е., Симоненко В., Соловьева А. И., Ланицкого В., Ройя О. и некоторых других ученых. 4.
Существенным значением для нашего исследования обладают также работы, посвященные предметному описанию методик и технологий контроля и управления политическими рисками. К ним следовало бы отнести труды Анохина М. Г., Алтунина А. Е. и Семухина М.В.- Альгина А.П.- Балабанова И.Т.- Грачева М.Н.- Найта Д.- Норткотт Д.- Тихомирова М.М.- Шаброва О. Ф., Дзлиева М.И.- ЭрроуК., Де ла Торе Ж, Некара Д.- Джонсона Б. и Винсента С.- Кеннеди Ч.- Меркофера М.- Вилсона Г.- Веллмана Б.5.
4 Соловьев А. И. Теория принятия государственных решений M.: Издательство университетский гуманитарный лицей,.
2004. 376 с. Файоль А. Общее и промышленное управление/ Цит. по Risk it: Increasing // Confidence in IBM Risk ManagementВилдавски А., ДейкК. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? // Thesis. 1994. № 5- Киселева И. А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений // Аудит и финансовый анализ. — 2002 № I с. 12 — 25- Covello V., Mumpower J. Risk Analysis and Risk Management: A Historical Perspective // Risk Analysis. 1985/ Vol. 5. Cunnington, B. Management Accounting: A Profession Under Threat// Australian Accountant. -1983. № 4. — pp. 184−186- Boehm Вагту W. Software Risk Management.- Los Alamitos: Calif.: IEEE Computer Society Press,.
2005. — 784 pIreland, Lewis R. Quality Management for Projects and Programs. — Upper Darby, Penn: Project Management Institute, 2001.-77 p.- Bado F. A. Project Management: The Attitude—The Mind Set/ Project World Proceedings. — V1-A04.: Dec., 1997 — 116 p.- BjordalE. Risk from a Safety Executive Viewpoint//Risk and Decisions. Hoven J. (Ed.) Chichester: Book Press, 1987. Дуглас M. Риск как судебный организм // Thesis. 1994. № 5. West Jimmie L. Ph.D. Conflict in a Project Environment: Insight and Strategies // Proceedings from Project World Conference, 2005; The Social and Cultural Construction of Risk // Branden B. Johnson, Vincent T. Covello (Eds.) Dordrecht: Reidel Publishing Company, 1987. Богданов В. Управление рисками в проектах разработки программного обеспечения // УСП Компьюлинк. — 2003. № 7 с. 12 — 17- Porter, Elias Н. Strength Deployment Inventory.- Pacific Palisades, Calif.: Personal Strengths Publishing, 1992. -267 p.- Симоненко В. Б. Новые информационные технологии и политика. // Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И. — M., 1997. с.752−759. Ланицкий В. Ф. Политический риск в управлении социальными конфликтами. -M., 1992. Рой О. M. К вопросу о способах измерения технологического риска // В сб. Проблемы теории и практики переходной экономики. -M., 1994. -С. 69−78.
5 Анохин М. Г. Компьютерные технологии в политике и политологии // Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И. — М., 1997. — С.760−771. — Анохин М. Г., Комаровский B.C. Информационные технологии в политике // Политика: возможность современных технологий. — М., 1998. — С.230- 246. Анохин М. Г., Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в политике / Кафедра политологии и политического управления Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерацию. — М.: РАГС, 1998 — 992 с. — Алтунин А. Е., Семухин М. В. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2000.-352 е.- Альгин А. П. Грани экономического риска — М.: Знание, 1997. — с. 172−174 — Балабанов И. Т. Риск менеджмент. -М.: Финансист, 1997. 192 е.- Грачев M.H. Компьютерные технологии в прикладных политологических исследованиях // Программы дисциплин магистерской подготовки по направлению социально-экономические знания / Огв. ред.: д.ф.н., проф. Зыбайлов JI.K. — М.: Прометей, 1999. — С.15−17- Грачев M.H. Политическая коммуникация // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. — 1999. — № 1. — С. 24−39. Найт Д. Риск неопределенность и прибыль.- СП-б.: Питер, 1997. 240 е.- Норткотт Дерил. Методологические аспекты управления рисками // Финансовый Менеджмент. — 2001. — № 1- с. 5 — 18 — Тихомиров М. М. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы, — М: РАГС, 1995; 216с.- Тихомиров М. М. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы.- М: РАГС, 1995. Шабров О. Ф., Анохин М. Г., Дзлиев М. И. и др. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. — М.: Интерпракс, 2004. — 112 е.- ЭрроуК. Восприятие риска в психологии и экономической науке // Thesis. 1994. № 5- De la Тогте, J., Neckar D., Forecasting political risks for international operations. International Journal of Forecasting, 1988, 4, p.234- Johnson В., Vincent C. The Social and Cultural Construction of Risk. Dordrecht:
Для разработки темы диссертационного исследования большое значение имели работы ученых по определению роли и места информационных технологий в управлении политическими рисками. Среди них стоило бы отметить работы Богданова В., Глушкова В. М., Захарова В. П., Уткина В.В.- Качанова Ю. Л. Колесникова С. Н.- Ларичева О. И., Мура М, Первозванского А. А. Первозванской Т.Н., Саати Т. 6.
Особым значением для исследования обладает блок работ, посвященных непосредственному изучению информационных технологий в управлении политическими рисками в их технологическом и аналитико-математическом описании. Это работы Вендрова А. М., Дизенко А. Д., Избачкова Ю., Петрова В., Иванова Д. И., КаханераД., Моулера К., Нэша С., Крамера X., Липаева В., Мешкова П.Я.
•7.
Овсянникова И. Н. Стромца И.К. В этих исследованиях разработаны основные методологические и алгоритмические основы информационных технологий, которые могут применяться в управлении политическими рисками. Особое значение этим работам придает то, что в них определены основные этапы теоретической разработки структуры информационных технологий и прогностическое обоснование.
Publishing Company Reidel, 1987; Kennedy С. Political Risk Management. New York: Quorum Books, 1987. MerkhoferM. Decision Science and Social Risk Management: A Comparative Evaluation of cost-benefit analysis, decision analysis, and other formal decision-aiding approaches. Dordrecht: Reidel, 1987. Wilson G. Business and Politics Insight and Strategies // Proceedings from Project World Conference, 2005. Wellman B. et al. Computer networks as social networks: Collaborative works, telework, and virtual community // Annual review of sociology. 1996. Vol. 22. P. 213−238.
6 Богданов В. Управление рисками в проектах разработки программного обеспечения // УСП Компьюлинк. — 2003, — №.
7 с. 12 — 17- Глушков В. М. Гносеологическая природа информационного моделирования. // Вопросы философии. -1963. — № 10. — с. 56 — 65- Захаров В. П., Уткин В. В. Проблемы создания и внедрения систем информационно-аналитического обеспечения органов управления // VIII Санкт-Петербургская Международная Конференция «Региональная информатика: Тезисы докладов в двух частях.-Санкг-Петербург, 2002. -180 е.- Качалов Ю. Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. М.: Ad Marginem, 1995; Колесников С. Н. Стратегии бизнеса: управление ресурсами и запасами. — М.: Статус Кво 97, 2000. — 334 е.- Ларичев О. И. Методы поддержки принятия решений.-М.: Эдиториал УРСС, 2001; 72с.- Ларичев О. И. Проблемы принятия решений с учетом факторов риска и безопасности // Вестник АН СССР — 1987. /11. -С.38−45. Мур Мишел — Управление информационными рисками. «Эрнст энд Янг» // Финансовый директор. — 2003 — № 9 с. 21 — 43- Первозванский А. А. Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. — М., Инфра-М, 1994. — 192 е.- Саати Т. Л. Математические модели конфликтных ситуаций. — М.: Советское Радио, 1977. — 304 е.- Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М Радио и связь, 1993. — 316 е.- Саати Т. Л. Керне К. Аналитическое планирование: Организация систем. — М.: Радио и Связь, 1991.-345 с. 7.
Вендров А. М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных истем. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 193 е.- Дизенко А. Д. Управление базами данных в системах автоматизированного проектирования. Программное обеспечения САПР ВЦ — М.: РАН, 1997. — с. 134 — 135- Избачков Ю., Петров В. Информационные системы — СПб.: ГРИФ МО, 2005. — 656 е.- Иванов Д. И. Виртуализация общества.-Спб.:Петербургское Востоковедение, 2002 — 280 е.- Каханер Д. К. К. Моулер С. Нэш Численные методы и программное обеспечение. — М.: Мир, 2002. С. 138. Крамер Харальд Полвека с теорией вероятностей: наброски воспоминаний, — М.: Знание, 1979. — 60 е.- Липаев В. В. Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем. — М.: СИНТЕГ, 2002. — 268 е.- Мешков П. Я. Политический мониторинг и контент-анализ в политическом исследовании. // Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И. — М., 1997. -с.829−837. Овсянникова И. Н. Алгоритм нахождения линий пересечения между двумя бикубическими поверхностями. Программное обеспечение. — М.: ВЦ РАН, САПР, 200. — 456 е.- Стромец И. К. Использование нескольких CAD // САМ систем для параллельной обработки данных САПР и графика.- 2001. — № 9. — с. 37 — 69 возможности их внедрения в процесс управления политическими рисками, а также раскрыты особенности применения информационных технологий управления политическими рисками. Обобщение выводов, и научных позиций перечисленных авторов дает возможность существенно расширить границы не только научно-технического, но и гуманитарного осмысления процесса разработки теоретической модели, раскрывающей роль информационных технологий в управлении политическими рисками в условиях трансформации политической системы, а также складывающегося информационного общества в целом.
Системному осмыслению изучаемой проблематики способствовали выводы, представленные в исследованиях О’Лири Д., Когаловского В. А., Олифер В. Г., Олифер Н. А., Мейора Т. Е., Бэкхарда Р. И, Рубена Т. В., Даймонда К. И.8 Здесь информационное управление политическими рисками представлено как неотъемлемая часть общего процесса риск-менеджмента, который не только раскрывает его естественно-научные, математические основания, но и включает также описание аналитических и социальных технологий.
Особенно стоит отметить работы, посвященные основам функционирования и описанию структуры управления политическими рисками на основе информационных технологий. Это труды Деминга Э. П., Калянова Г. Н., Медведовского И А., Петрова М. К., Рындина А. А., Хаустовича А. В., Долгих Д. В., Мугалева Д. В., Сапегина С. В., Тейлора Ф. У., Оливера У. У., Адамса Дж. С., Бадо Ф. М., Фрэйм Ж. Я., Вийя К. С. 9 Крайне ценно, что в них очерчены проблемы информационного.
8 Даниел О’Лири. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор, внедрение и эксплуатация. — М.: ООО «Вершина», 2004. — 156 е.- Когаловский В. А. Происхождение ERP//Директору ИС. -2005. № 5. — е. 47 — 54- Олифер В. Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы.- СПб.: Питер, 2002. — 672 е.- Трейси Мейор. Как оценить преимущества ИТ // Computerworld. — 2001. — № 1, с. 24 — 26- Beckhard Richard and Reuben Т. Harris Organizational Transitions: Managing Complex Change, 2nd ed. — Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1997. — 679 p.- Dymond Kenneth M." A Guide to the CMM. — U.S.Annapolis: Process Inc., 1995. Деминг Э. Выход из кризиса-ISO 9000 // TQLO, .- 1992. № 92−02.-с. 68−94- Калянов Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий. — М.: СИНТЕГ, 2001. — 294 е.- Медведовский И. — Эксперт по информационной безопасности. Digital Security// «SecurityLab» OAO ИнфоТеКС Интернет Траст. — 2005. — № 3- Петров М. В каких случаях осуществлять внедрение лучше самим, а когда доверить это сторонней компании // Коммерсант. — 2005. 11 мартаРындин А.А., Хаустович А. В., Долгих Д. В., Мугалев Д. В., Сапегин С. В. Проектирование корпоративных информационных систем. — Воронеж: Кварта, 2003. — 447 е.- Тейлор Ф. У. Информационные технологии для менеджеров М.: Фининсы и статистика, 2002, с. 288−310- Уайт Оливер Manufacturing Resource Planning: MRP II. Unlocking America’s Productivity — M.: Potential, 2003. — 456 c.- Adams John Principles of Project Management — Upper Darby, Pa.: Project Management Institute, 2000. — 560 p.- Bado F. A. Project Management: The Attitude—The Mind Set / ProjectWorld Proceedings. — V1-A04.: Dec., 1997 — 116 p.- Frame J. Davidson The New Project Management: Tools for an Age of Rapid управления политическими рисками в контексте проникновения информационных технологий в сферу политики.
Отдельная, значимая для нашего исследования группа источников посвящена описанию прикладных методов и моделей информационных технологий управления политическими рисками в политике. Среди них, по нашему мнению, наиболее существенные положения представлены в работах: Боэма Б. Н., Бьердаль Е. А., Клелеанда Д. Д., Ковелло В. И Мампауэра Дж. С., Доуна А. К., Канабра В. Е., Шривы Р. А., Веста Дж. Л., Вайдмана Р. М., Вильямса Ю. Т. В этой связи стоит отметить и результаты последних исследований, выполненных в компании IBM.10.
Стоит упомянуть и значение актуальных данных и практически значимых выводов по отдельным аспектам использования информационных технологий для управления политическими рисками, представленных в Отчете о НИР Государственного учреждения НИИПМКи ННГУ.11.
Таким образом, как можно удостовериться, список разносторонних исследований по изучаемой проблематике достаточно велик. Однако, несмотря на обширность перечня приведенных работ, следует отметить, что эти исследования все еще сохраняют множество «белых пятен» в поле науки. Следует учитывать, что исследования применения.
Change, Corporate Reengineering, and Other Business Realities. -San Francisco: Jossey-Bass, 1994. — 108 p.- Verma Vijay K.
9 Organizing Projects for Success: The Human Aspects of Project Management, Volume One, 2,3. — Upper Darby, Penn.: Project Management Institute, 1995.-546 p.
10 Boehm Barry W. Software Risk Management .- Los Alamitos: Calif.: IEEE Computer Society Press, 2005. — 784 p.- Bjordal E. Risk from a Safety Executive Viewpoint // Risk and Decisions. Hoven J. (Ed.) Chichester: Book Press, 1987. Cleland David I. Project Management Strategic Design and Implementation.- New York: McGraw-Hill, 1999. — 859 p.- Covello V., Mumpower J. Risk Analysis and Risk Management: A Historical Perspective // Risk Analysis. 1985/ Vol. 5. Down A. M. Coleman Absolon, Risk Management for Software Projects. -McGraw-Hill: Book Company Europe, 2004. — 45 p. Risk ManagementKanabar V. Project Risk Management. — Acton, Mass.: Copley Custom Publishing Group, 1997. — 1128 p.- Schriva R. What Are We Talking About When We Talk About «Risk»? Critical Survey of Risk and Risk Preference Theories. Laxenburg: International Institute for Applied Systems Analysis, 1978. The Social and Cultural Construction of Risk // Branden B. Johnson, Vincent T. Covello (Eds.) Dordrecht: Reidel Publishing Company, 1987. West Jimmie L. Ph.D. Conflict in a Project Environment: Insight and Strategies // Proceedings from Project World Conference, 2005. Wideman R. M. Project and Program Risk Management: A Guide to Managing Project Risk and Opportunities, vol. 6 of The PMBOK Handbook Series. — Upper Darby, Penn.: Project Management Institute, 2005 // Confidence in IBM Risk ManagementWilliams Continuous Risk Management Guidebook. -Pittsburgh, Penn.: Camegie-Mellon University, 1997. — 876 p. Risk ManagementGartnerGroup book Risk Management/ IBM Library. — Atlanta: IBM, 2005; PMBOK / Confidence in IBM Risk ManagementRisk it: Increasing // Confidence in IBM Risk ManagementRisk Management For Software Projects // Confidence in IBM Risk Management Исследование и разработка методов описания, хранения, принятия решений и информационных технологий в задачах анализа и синтеза сложной графической и видеоинформации// Отчет о НИР Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики. — ННГУ, 2001. — 119 е.- Исследование средств искусственного интеллекта в применении к компьютерному анализу данных:// Отчет о НИР Новосибирск, 2001. — 89 с. информационных технологий в процессе управления политическими рисками продолжаются, открываются новые аспекты изучения возможностей информационных технологий в управлении именно политическими рисками. Тем не менее, процесс управления политическими рисками при помощи информационных технологий освещается все еще недостаточно полно, фрагментарно и, что особенно важно, зачастую в отрыве от аналитических и социальных технологий политического риск-менеджмента.
Многие исследователи ограничиваются в основном описаниями экономических (и связанных с ними политических) процессов, рассматривая информационное управление политическими рисками как сугубо технократический процесс. В то же время опыт организации политических процессов в современном обществе показывает, что включенность информационных технологий в управление политическими рисками не является столь ограниченной. Так что, современные реалии венчурного политического пространства требуют системного расширения экономико-математического анализа (представленного, к примеру, в концепциях MRP, MRPP II и RMIS) до применения (и синтеза) гуманитарно-социальных, политологических способов измерения этого процесса. Новая информационная реальность современной политики требует построения новых теоретических моделей, вписывающих информационные технологии в общую систему управления политическими рисками.
Цель и задачи исследования
Целью настоящего исследования является разработка теоретической модели, раскрывающей роль информационных технологий в управлении политическими рисками в условиях трансформации политической системы в рамках складывающейся информационной эпохи.
Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, включающих в себя:
• характеристику современных тенденций эволюции политики в складывающемся современном информационном обществе;
• уточнение и теоретическое описание места и роли системы управления политическими рисками в общей диспозиции регулятивных процессов. Одновременно в этой связи предполагается критически проанализировать, обобщить и систематизировать теоретические интерпретации политических рисков, их эволюции в современных условиях, а также учесть прикладной опыт управления политическими рисками;
• теоретическую характеристику эволюции и структурного разнообразия методик контроля и управления политическими рисками, демонстрацию отличительных черт этого процесса в современном информационном обществе;
• обоснование путей, направлений и способов применения информационных технологий в управлении политическими рисками на уровне государства в современных условиях изменения и развития информационного общества;
• описание прогностических возможностей применения и использования информационных технологий в управлении политическими рисками в условиях трансформации политической системы в складывающемся информационном обществе. Методологическая основа диссертации была обусловлена спецификой избранных объекта и предмета исследования. В данном контексте диссертационное исследование опиралось на принципы системного видения политических процессов, приёмы сравнительного, структурно-функционального, социологического, математического и бизнес-анализа. При написании работы также использовались результаты соответствующих корпоративных аналитических разработок (в частности, информационно-аналитические материалы УСП Компыолинк, Computerworld, PCWEEK, Management Accounting Risk Analysis, Accounting Horizons, PMNET, УЦ Форс, Борлас, Академии Ай Ти), отчеты по НИР, данные ряда социологических исследований, материалы международных, региональных и межвузовских научно-практических конференций, а также персональный опыт автора диссертации по внедрению информационных интегрированных систем управления, в том числе и в государственном секторе. Информационно-эмпирическая база исследования была сформирована на основе информационно — аналитических материалов корпораций Oracle, SAP, Microsoft, SUN, Navision, Axapta, Scala. В исследовании использованы отдельные мало освещаемые статистические и исследовательские материалы компаний IBM, Artur Andersen, Accenture, Ernst and Young, PriceWaterhouse Coopers.
Научная новизна диссертации состоит в разработке автором систематизированных теоретических оснований анализа места и роли информационных технологий в деле контроля и роли управления политическими рисками в современном информационном обществе.
Основные научные результаты и выводы диссертации, полученные лично автором, состоят в:
• обосновании и выделении современных тенденций эволюции политики, раскрытии их структурно-функциональных и процессуальных параметров, обусловливающих нарастание венчурности современных политических процессов;
• систематизации и критической оценке теоретических подходов и интерпретаций политических рисков, позволивших определить общие параметры и особенности процесса управления политическими рисками в современных условиях;
• выделении и обобщении разнообразных методик контроля и управления политическими рисками, определении различных этапов их исторической эволюции;
• обосновании специфической роли и места информационных технологий в процессе управления политическими рисками, уточнении возможностей и ограничений применения информационных методик при контроле и в процессе управления политическими рисками;
• обосновании гипотетических возможностей применения информационных технологий в деле управления политическими рисками в среднесрочной перспективе.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Научно-теоретическое значение диссертации заключено в возможности использования ее основных выводов и положений для более углубленного анализа информационных составляющих политики, а так же системного описания технологий управления политическими рисками в современном информационном обществе. Выводы диссертационной работы могут быть также использованы для уточнения области применения информационных технологий в управлении рисками в контексте различных политических процессов. Аналитические результаты и выводы могут быть использованы для решения прикладных задач в процессе управления политическими рисками, а также для разработки и обновления ряда специальных политологических курсов в высшей школе.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора, апробированы на российских и международных научно — практических конференциях, в том числе: «Ломоносовских чтениях» (Москва, МГУ 2003, 2004, 2005) — Научнопрактической конференции молодых ученых Уральского Региона (Ижевск, 2004), Международной конференции Oracle Apps Forum (Москва, 2004, 2005), региональной конференции «Дни Oracle» (Санкт-Петербург), на международных прикладных конференциях «ERP practice — the greatest achievements» (Женева, 2003), «Information Technologies and The Risk management» (Амстердам, 2004), «Information Technologies for government» (Бангкок, 2004), «Implementation of ERP Oracle in Svyazinvest Group — first achievements» (Рим, 2005).
Диссертация обсуждена на кафедре политического анализа факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова и была рекомендована к защите.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав.
Заключение
.
Степень и количество политических рисков в современной политике в информационном обществе увеличивается. Принципы и инновации информационного общества способствуют становлению в политических процессах сетевого принципа политической коммуникации, в рамках которого возрастает роль электронного информационного взаимодействия, основанного на информационных технологиях. Такой способ организации политической коммуникации приводит к изменению структуры политической коммуникации, изменению ролей и статусов субъекта и объекта политической коммуникации, появлению нового субъекта коммуникации в политикекомпьютерной сети. Как следствие, политическая деятельность приобретает нестабильную организацию, подверженную увеличению венчурности.
Характерной для информационного общества особенностью современного этапа развития политики становится то, что информационные технологии развиваются быстрыми темпами, трансформируют политические процессы, политическую среду, алгоритмы политического взаимодействия. Информационные технологии превращаются в часть политической деятельности, в том числе и в процессе управления политическими рисками.
Венчурное политическое пространстве информационного общества формирует потребности в поиске новых, специфических для современного этапа развития технологий для управлении политическими рисками. Происходит динамичное развитие информационных систем, позволяющих оптимизировать государственные и политические процессы, что приносит не только положительные изменения, но так же возможность рассмотрения информационных технологий, как причины возникновения политических рисков в политическом процессе.
Помимо управления традиционными и новыми разновидностями политических рисков по отдельности, современные технологии переходных политических периодов и кризисных политических процессов современного общества, должны управлять совокупностью всех видов политических рисков. Целью управления политическими рисками становится не столько их снижение но, прежде всего мониторинг, оценка и предвидение политического риска. Задача управления политическими рисками в современной политике — это поиск оптимального выбора среди возможных теоретических комбинаций «риск — результат». Цель управления политическими рисками достижение максимального результата при заданном уровне политического риска, либо минимизация риска при фиксированном значении результатного показателя информации.
В информационном обществе для построения системы управления политическими рисками сформировался ряд предпосылок: технологические, коммуникационные и информационные. В результате формируется разнообразие методик контроля и управления политическими рисками. Они позволяют сделать основным принципом эффективного риск — менеджмента: снижение влияния на политическую деятельность факторов риска. Методы социального управления политическими рисками позволяют сформировать у общества привычку к существованию политических рисков, и как следствие, снизить их остроту и повысить управляемость.
Гуманитарные, политические, качественные методы используются для регулирования макросоциальных политических условий, для снижения уровня страновых рисков и уровня политической конфликтности внутри страны. Кибернетико-технические и аналитические методики контроля и управления политическими рисками позволяют управлять будущими политическими рисками, строить вероятностные модели рисков. В рамках кибернетико-технических методов возможно осуществление количественной оценки политического риска, и как следствие, его уточненное прогнозирование.
Аналитические методы позволяют создать ситуативную классификацию политических рисков и подбирать модели управления негативными последствиями политических рисков.
Методология интегрированной информационной системы управления политическими рисками на основе информационных технологий позволяет осуществлять комплексное управление разнообразием пересечений политических рисков, преодолеть ограниченность отдельных методов контроля и управления политическими рисками. Информационные технологии позволяют формализовать современные потоки политического информационного обмена, собрав информацию в единую базу данных, осуществлять аналитику и прогнозирование политических рисков в рамках объективных и выверенных процедур. Преимущество информационных технологий в управлении политическими рисками в том, что они могут использовать не только математическое и количественное основание, но и результаты гуманитарных исследований, что повышает точность аналитики и прогнозов.
Анализ места информационных технологий в управлении политическими рисками показывает, что их применение позволяет повышать оперативность, обоснованность и эффективность управленческих и политических решений, политических коммуникаций, и работы всей системы государственного управления, в том числе по организации политического участия и выражения политических интересов. Применение информационных технологий для управления может способствовать стабильному государственному развитию в изменяющейся политической обстановке. Информационные технологии помогают четко очертить возможные варианты политического развития ситуации, оценить и выбрать оптимальный сценарий для построения управленческих процессов. Однако, при разработке информационной стратегии должны проводиться глубокие исследования, подробные экономические и финансовые расчеты последствий выбора того или иного варианта информационных технологий для того, чтобы технология способствовала снижению рисков, а не являлась причиной политических рисков в процессе государственного управления.
Информационные технологии меняют понимание процесса управления политическими рисками, алгоритмизируют его, объединяют в этой деятельности все субъекты политического пространства, увеличивают скорость обмена информацией, тем самым повышают ее актуальность и взаимосвязанность в рамках более чем одного политического процесса. Функции, реализуемые информационными технологиями, позволяют принимать и вырабатывать более взвешенные, и поэтому, менее рисковые политические решения.
Универсальная матрица, на которой основаны современные информационные технологии управления политическими рисками позволяет сформировать два структурных подхода использования информационных технологий для управления политическими рисками: пофазный и системно-информационный. По — фазный может применяться для управления политическими рисками характерными для каждого этапа политической коммуникации. Системно-информационная структура технологий управления политическими рисками интегрирует информационные технологии не только в управление рисками в процессе политической коммуникации, но и в другие политические процессы, где возникают риски.
При исследовании процесса применения информационных технологий для управления политическими рисками изучена история развития информационных методов управления и оценки политического риска, описана концептуальная основа возникновения информационных систем управления политическими рисками и обозначено место системы информационных технологий в управлении политическими рисками, в условиях трансформации политической системы, в складывающемся информационном обществе.
Общими чертами всех подходов к использованию информационных технологий для управления политическими рисками могут быть названы — осуществление нисходящего анализа политических рисков, выявление наиболее рисковых политических процессов, переструктурирование на основе информационной логики политических управленческих процессов современной политики таким образом, чтобы информационное управление политическими рисками стало частью новой управленческой политической модели. Поэтапная разработка и внедрение системы информационных технологий управления политическими рисками, позволяет раскрыть роль информационных технологий в этом процессе, в условиях изменений современной политической системы в информационном обществе.
Интерес именно к системе информационных технологий в управлении политическими рисками, обусловлен преимуществами, которые обещает ее внедрение и использование. Преимущества предложенной в диссертационном исследовании модели, позволяют управлять политическими рисками в изменяющихся политических процессах на основе стандартов информационного общества. Разработка системы информационных технологий в управлении политическими рисками, способствует сокращению времени управленческих процессовулучшению управления коммуникативными средствами и информациейповышению точности управленческих решений, за счет объемной аналитики, и как следствие — оптимизации политического воздействия.
Положительные эффекты от внедрения системы информационных технологий в процесс управления политическими рисками, можно разделить на две основные группы:
• измеримые управленческие показатели эффективности внедрения;
• качественные политические изменения, не поддающиеся количественной оценке.
Под измеримыми управленческими показателями эффективности внедрения информационной системы для управления политическими рисками подразумевается получение реальной экономической отдачи в результате снижения уровня политических рисков. Снижение затрат на финансирование управленческих и политических процессов обусловлено применением оптимизационного алгоритма, в результате которого экономится время, ресурсы, и снижаются политические риски, на устранение последствий которых тратятся огромные финансовые средства. Отслеживание в оперативном режиме уровня политических рисков, позволяет определять место их возникновения, построить не финансовую, но информационную модель управления рисками. Снижение политических рисков в политическом процессе, приводит к экономии средств на доработку политических решений и приведение их к должному уровню качества. Применение информационного контроля над техпроцессом и коммуникациями, позволяет достичь цели повышения качества политических решений.
Критерием качества и эффективности единой информационной системы управления политическими рисками на основе информационных технологий служит определение уровня допустимости политических рисков, и оценка времени, необходимого для их снижения. Сокращение времени политического и политического управленческого цикла, сокращение цикла разработки новых политических решений для управления политическими рисками осуществляется в связи с наличием в системе средств моделирования на основе технологических данных, что значительно дешевле и быстрее, чем заказ аналитических отчетов во внешних компаниях. Управление политическими рисками по разрабатываемой информационной системе управления политическими рисками, приводит к уменьшению затрат на административно-управленческий аппарат и устранение ручной подготовки и сопровождения документов, возможности сокращения численности персонала, занятого подготовкой политической отчетности.
Теоретическое описание системы информационных технологий не только раскрывает роль информационных технологий в управлении политическими рисками, но и обеспечивает аналитиков и управленцев инструментами для самостоятельной подготовки отчетов и запросов, на основе возникающей потребности определить риски и подобрать технологию минимизации в конкретном управленческом процессе. Управление политическими рисками таким информационным способом, позволяет повысить инвестиционную привлекательность страны за счёт повышения общей политической культуры. Информационная модель помогает управлять политическим рисками в процессе построения взаимоотношений с потенциальными политическими зарубежными партнерами и инвесторами. Поскольку, зарубежные держатели кредитных ресурсов принимают решение о выделении средств, в том числе, на основе анализа уровня политического риска в стране. Наличие разработанной системы информационных технологий управления политическими рисками, способствует повышению рейтинга государства, его позиционированию как открытого хозяйствующего субъекта, практика управления которого, соответствует международным стандартам.
Таким образом разработка и использование информационных технологий в управлении политическими рисками в условиях трансформации политической системы в складывающемся информационном обществе в целом, увеличивается стабильность и высокий рейтинг государства. Внедрение информационной системы для управления политическими рисками позволяет уменьшить затраты в бюджете государства на управленческие процессы за счет оптимизированной организации политических и бюрократических процессов. Осуществляется более эффективное использование средств государства, за счет увеличения общей оборачиваемости капитала в целом. Отмечается также и снижение потребности государства в кредитных средствах, за счет повышения ритмичности работы и внедрения прогрессивных методов планирования и контроля политического рика. Это основные элементы, определяющие прямой измеримый управленческий эффект от разработки и внедрения информационных технологий в процесс управления политическими рисками.
Однако, большинство политических изменений сложно измерить количественно. Эффект по данным направлениям в политической системе основывается на качественных политических изменениях. Качественные политические улучшения, являются скорее следствием, чем целью автоматизации управления политическими рисками на основе предложенной модели информационных технологий.
Улучшения, связанные с качественными политическими изменениями, представляют набор информационных решений, позволяющих успешнее и с минимальным уровнем политического риска достигать политических целей, поставленных руководством государства. Функционирование единого информационного пространства обеспечивает наличие в разрабатываемой системе информационного управления политическими рисками учетных данных, позволяющих получать всю необходимую информацию для принятия адекватных мер по минимизации рисков, поскольку информация в интегрированной системе удовлетворяет таким критериям как: своевременностьдостоверностьполнота.
Предложенная модель на основе информационных технологий в управлении политическими рисками является так же своеобразным стержнем, который формирует единый корпоративный дух среди участников политических процессов, что приводит к повышению общей политической культуры. Внедрение более прогрессивных методов планирования и контроля политических операций позволяет управлять политическими рисками на основе оперативного планирования информационных, коммуникационных и материальных ресурсов, что позволяют осуществлять мощные алгоритмы интегрированной системы информационных технологий. Основным информационным инструментом управления политическими рисками является — формирование последовательности управленческих и политических операций, обеспечивающих своевременное технологическое и информационное оформление реализации основного политического плана.
Однако, разработка и внедрение системы информационных технологи в процесс управления политическими рисками в условиях трансформации политической системы в складывающемся информационном обществе сопряжена с рядом проблем. Среди них, основной недостаток это, отсутствие опыта использования информационных технологий в политическом процессе. Этот факт может привести к тому, что в результате политические акторы, если и будут использовать информационную модель управления политическими рисками, все равно полноценной работы и доверия к системе не получат. А значит не будет и эффективного управления политическими рисками, поскольку управленцы, либо будут пытаться использовать систему для работы по-старому, преследуя узкие политические цели, либо параллельно использовать старые методы управления политическими рисками, основанные на финансовом и силовом политическом ресурсе.
В завершении диссертационного исследования, можно сделать вывод, что даже теоретическая разработка системы информационных технологий в управлении политическими рисками в условиях трансформации политической системы в складывающемся информационном обществе многогранный, трудный и затратный процесс. Современные теоретические описания системы информационных технологий управления политическими рисками не являются конечным звеном в эволюции информационных технологий. Идет процесс совершенствования, появляются новые теоретические модели, требующие научного и прикладного анализа.
Эффективность разработки и внедрения информационного управления политическими рисками зависит от ряда факторов и условий. В частности требует отдельного изучения процесс, когда непосредственно принимается решение о внедрении системы информационных технологий, в рамках которого необходимо тщательно обдумать все возможности и последствия и серьезно подойти к каждому этапу подготовки. Также, актуальными вопросами при разработке модели информационных технологий управления политическими рисками являются вопросы — как управлять политическими рисками, чтобы снизить потери или вообще избежать их, как достичь политических целей государства при наименьшем количестве политических рисков, как сделать информационную модель управления рисками — одним из основных факторов успешного развития государства.