Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационные технологии в управлении политическими рисками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Boehm Barry W. Software Risk Management .- Los Alamitos: Calif.: IEEE Computer Society Press, 2005. — 784 p.- Bjordal E. Risk from a Safety Executive Viewpoint // Risk and Decisions. Hoven J. (Ed.) Chichester: Book Press, 1987. Cleland David I. Project Management Strategic Design and Implementation.- New York: McGraw-Hill, 1999. — 859 p.- Covello V., Mumpower J. Risk Analysis and Risk Management… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа политических рисков
    • 1. 1. Венчурность современной политики ^
    • 1. 2. Управление политическими рисками в современных условиях
  • Глава 2. Технологии управления политическими рисками
    • 2. 1. Методики контроля и управления политическими рисками
    • 2. 2. Место и роль информационных технологий в управлении политическими рисками
    • 2. 3. Прогностические возможности информационных технологий управления политическими рисками

Информационные технологии в управлении политическими рисками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы

исследования. Постепенное становление информационного общества неразрывно связано с разнообразными трансформациями пространства политики и его основных свойств и качеств. Прежде всего, такие изменения обусловлены превращением информации в решающий ресурс организации власти и политического проектирования. Информационное сопровождение различных партийных или государственных целей является не только обязательным условием их реализации, но и фактором, способным компенсировать многие издержки предварительных замыслов и трудности продвижения проектов.

В этих условиях в современных государствах все чаще сталкиваются два обособленных информационных процесса. С одной стороны, это существовавшие прежде способы информирования относительно пассивных массовых получателей политических сведений, с другой стороны, формирующиеся интерактивные информационные потоки, свидетельствующие как о возникновении новых потребностей социальных групп в установлении политических коммуникаций, так и о формировании множественных локальных каналов для организации взаимоотношений в рамках политических институтов. Развитие новых информационно-коммуникативных систем перестраивает поле политики, качественно повышая роль новых технологий в реализации проектов власти.

В то же время адаптация общества к новым приемам формирования политической конкуренции, взаимоотношений и институтов происходит не столь гладко, как хотелось бы. Под влиянием технологий, провоцирующих нарастание информационных потоков в современных государствах, происходит ослабление роли иерархических структур, контролирующих или ограничивающих объемы политически значимой информации. Более того, прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий и связанные с этим инновации в теории организации управления, нередко обусловливают изменения в путях сбора, хранения, обработки и передачи информации, в способах планирования и организации процесса использования преимуществ возросших объемов доступной информации. Одним словом, объем общественных и технических знаний, необходимых для поддержания работоспособности политической системы в новых условиях требует совершенно новой управленческой и технической инфраструктуры, которая пока не может быть выстроена в полном соответствии с нарастающими вызовами.

Это во многом обусловлено и тем, что акторы по-разному овладевают современными приемами и методиками политической деятельности, обусловленными информационным перестроением сферы власти. Так, например, государство постоянно уступает в этом отношении различным корпоративным агентам, лучше приспосабливающимся к условиям информационного рынка. Значительная часть населения, в свою очередь, оказывается заложником «информационного разрыва» (digital divided), не имея возможностей или просто не умея оформлять свои заявки на власть в соответствующих формах. Более того, отсутствие привычек к новому информационному режиму действия властей, нередко порождает и негативные ментальные реакции, которые осложняют функционирование политической системы. Это еще более фрагментирует гражданское общество и его отношения с государством, снижает способность к объединению и совместной работе, как политического сообщества и, в свою очередь, способствует определенной дестабилизации власти, рассогласованию действий государства и его контрагентов. Как показывает опыт, в таких условиях процесс политических изменений, как правило, отстает от изменений технологических, а новые связи и принципы вступают в конфликт со старыми политическими порядками.

В конечном счете, традиционные для политических систем риски дополняются новыми угрозами незапланированных потерь, опасностями рассогласования выработанных действий, снижением эффективности принятия политических решений. В результате в поле политики увеличивается общий уровень политических рисков, превращая венчурность в атрибутивную характеристику современной политики.

Особо ярко эти черты проявляются в переходных политических системах, по природе своей наполненных дополнительными рисками и угрозами стабильности власти. И здесь нарастание политической венчурности становится едва ли ни важнейшей характеристикой политического развития.

Однако, изменения, которые несет с собой информационное общество, не только приводят к повышению венчурности политического пространства, но и создают новые возможности для развития технологий повышения эффективности управления политическими рисками. В этом плане сама структура информационных потоков направлена на технологические инновации и их применение в процессе управления рисками. Например, пространственное распределение информационных технологий, формирование информационных сетей, связывающих различные географические пункты и сокращающих пространство и время принятия решений, создают предпосылки к появлению более адекватных новым условиям, технологий управления политическими рисками. Другими словами, прорывы в способах обработки, накопления и передачи информации открывают сегодня новые возможности управления рисками, дополняя те привычные и традиционные аналитические и социальные технологии, которые применялись в системах управления ранее.

В то же время, несмотря на растущий интерес отечественных и зарубежных политологов, а также представителей ряда иных дисциплин к проблематике политических рисков, разработка моделей и подходов применения информационных технологий для управления политическими рисками в практической сфере исследована далеко не лучшим образом. На сегодняшний день, динамика развития информационных технологий в современном обществе явно опережает возможности теоретической рефлексии относительно их места, роли и функций в процессе управления рисками. Уточнение этих позиций требует — как с политологической, так и междисциплинарных позицийдальнейших исследовательских усилий, обобщения и теоретической систематизации положений относительно возможностей применения информационных технологий в процессе управления рисками.

Таким образом, определение возможностей информационных технологий в деле управления политическими рисками в современных условиях является весьма актуальной и теоретически мало разработанной проблемой. Усложняющиеся коммуникативные и информационные политические практики настоятельно ставят вопрос о необходимости исследования информационных основ политического риск-менеджмента, более обстоятельного раскрытия венчурного характера современной политики.

Степень разработки проблемы. Следует отметить, что в силу интенсивной разработки проблематики политических рисков — причем на междисциплинарной основе — сама методология изучения этого круга явлений представляется разработанной достаточно полно и основательно. Политические, экономические, социологические и правовые исследования, а равно усилия, предпринимаемые в рамках дисциплин математического цикла, создали хорошую теоретическую базу для описания места и роли информационных технологий в деле управления политическими рисками.

Правда, надо отметить, что результаты гуманитарных и естественно-научных исследований, в силу преувеличения значений собственных методов изучения рисков и ограниченности предметных полей, пока не достигают необходимого теоретического синтеза, на котором было бы более удобно строить исследование информационных технологий. Так гуманитарии, изучающие технологии управления политическими рисками, в своих исследованиях преимущественно исходят из представлений об этом процессе как механизме, опирающемся исключительно на аналитические и социальные приемы регулирования. Нерепрезентативность технической составляющей рисков хорошо заметна, и при анализе общестрановых, экономических или страховых рисков, где данный аспект не выделяется в относительно самостоятельный предмет политологической науки. Большое количество работ в рамках политической теории, посвященных данной проблематике, отдельно раскрывает различные стороны процесса управления политическими рисками, не сосредотачиваясь, однако, на исследовании собственно информационных технологий в управлении рисками в политическом пространстве современного общества.

В то же время и при такой стилистике исследования уровень разработки теоретико-методологических оснований анализа процесса управления политическими рисками представляется весьма высоким и одновременно вполне достаточным для уточнения собственных позиций. В этом плане следует особо отметить работы Бурдье П., Ганнела Д., Гантта Г. и Шелдрейка Дж., Инглхарта Р., Истона Д., Кейнса Д., Липсета С., Мангейма Дж. и Ричи Р., Неймана фон Дж. и Моргенштерна О., Хабермаса Ю., Хантингтона С. Шумпетера Е., Бэлла Д., Бэнтли Дж., Блонделя Ж., Кастельса М., Даля Р., Хаммера М. и Чампи Ж., Ласки X., Лассуэла X., Лефебра X., Линдблюма Ч., Лумана Н., Одегарда П., Трумэна Д., Зиглера X., Соловьева А. И., Яницкого О. Н.1. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. М., 1992. T.I. Вып.1. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993; Ганнел Д. Политическая теория: эволюция отрасли // Вестник Московского университета. Сер. 12. Социология и политические науки. 1993. № 1. с. 66−83. Гаптг Г., Шелдрейк Дж. Теория и практика менеджмента — СП-б.: Питер, 2001. — 352 е.- Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис, 1997;4- 4- Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. 1993. № 8. с. 115−128- Истон Д. Политическая наука в США: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология, М., 1997; Кейнс Д. М. Общая теория занятости денег. — М.: Гелиос, 1999 .352 е.- Липсет С. Политическая социология // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965. с. 119−149- Мангейм Дж.Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 1997. — 544 е.- Нейман фон Дж., Моргенштерн О Теория игр и экономическое поведение. Пер. с анг.- Л.: Теория игр, 1970. — 708 е.- Соловьев А. И. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни // Основы политической науки, в 2-х чУ Под ред В. П. Пугачева, ч. 1, М., 1993; Соловьев А. И. Власть в политическом измерении / Вестник МГУ, сер. 12, политические науки, 1997;6- 7. Тоффлер О. О власти // США: идеология, политика, экономика, 1992;6. Соловьев А. И. Теория принятия государственных решений М.: Издательство университетский гуманитарный лицей, 2004, — 376 с. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма// Thesis. М., 1993. T.I. № 2- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // Полис.-1994. — № 1.-С.25 -46- ШубкинВ.Н. Страхи как фактор социального поведения: международное исследование // Социологический журнал. 1997, № 3- Шумпетер Е. А. История экономического анализа. — М.: Экономическая школа, 2004. — 1664 е.- Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting.- N.Y.: World press, 1973. — 304 p.- Bently A. Process of Government. — N.-Y., 1908; Blondel J. Comparative Government: An Introduction. — Cambridge: 1995. — 245 p.- Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1: «The rise of the network society». Vol. 1,2,3: «The power of identity». Vol. 3: «End of millennium» -Oxford, and Maiden, Massachussets: Blackwell Publishers, — 1996, 1997, 1998. Dahl R. A Preface to Democratic TheoryChicago: 1996.-349 p.- Dahl R. Lindblom Ch. Politics Economics and Welfare. — N.-Y.:1976; 178p.- Hammer M. Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. — GB.: SDMA, 2004. — 576 p.- Hancock M.D. West Germany: The Politics of Corporatism. — N.-J.: Paritet, 2000. — 349 p.- Laski H. Foundations of Sovereignty and Studies in the Problem of Sovereignty. — L.: Madison, 1921; Lasswel H. On Political Sociology. — Chicago: London: Univ. of Chicago press, — 546 p.- Lasswel Harold Psuchopathology and Politics. — Chicago: Chicago Universiyt PressLefebvre H. The Production of.

Большим значением для нашего исследования обладают также труды, посвященные изучению различных типов и разновидностей политических рисков. В данном аспекте следовало бы отметить работы Кеннеди Ч., Канабра В., Холл Э., Уолша К., Обрадовича М., Паркера Г., Когаловского В, Виганда Р.- Перри В., Притчарда Е., Турбана Е., Кинга Д., Чанга X., Филипса С., Уильямса Е, Вайдман Р., а также материалы и разработки аналитических отделов компаний Arthur Andersen, IBM, Digital Security, Oracle.2.

Отдельно стоит подчеркнуть значение и того теоретического направления, в рамках которого политический риск определяется в качестве объективной, самостоятельно существующей формы социальности, занимающей центральное место в политической сфере информационного общества и которая одновременно является прямым результатом развития информационных технологий. Научное обоснование такого подхода, прежде всего, отражено в работах Бэка У. и Гидденса Э.3.

Достижение обобщенного теоретического осмысления места и роли информационных технологий в управлении рисками стало возможно.

Space. Oxford: Basil Blackwell, 1991. Lindblom Ch. Politics and Markets. — N.-Y.: N.-Y. — 197 p.- Luhmann Niklas Globalization Or World Society: How To Conceive Of Modern Society // International Review of Sociology. -1997, Vol. 7,-Issue If — p67, 13pLuhmann Niklas The Modernity Of Science.- Aahn: New German Critique Issue 61, 1994 — p9, 16pOdegard P. Pressure Politics. — Stanford, Calif.: Consulting Psychologists Press, Inc., 2004. — 56 p.- Peters Thomas Thriving on Chaos: Handbook for a Management Revolution. — New York: Knopf, 2005. — 94 p.- Tolman Boring E. G Cognitive maps in rats and men / [Psychological Review. 1948. № 55 /4 pp. 189—208. — Truman D. The Governmental Process. — N.-Y.: York INK, 1998; Zeigler H Interest Groups. // Encyclopedia of Government and Politics. — N.-Y.: NY, 2004; E. Яницкий O.H. Социология Риска. — M.: Издательство LVS, 2003.-192 с. 2.

Kennedy С. Political Risk Management. New York: Quorum Books, 1987; Kanabar V. Project Risk Management. — Acton, Mass.: Copley Custom Publishing Group, 1997. — 1128 p. Risk ManagementElanie Hall Risk Management Map Pittsburgh, Penn.: Camegie-Mellon University, 2000. — 298 p. Risk ManagementKen Walsh Software Development Risk and Agency Theory // Harvard Business Review. — 2003. — № 2. — pp. 13−21- Obradovilch, M.M. and S.E. Stephanou Project Management: Risks and Productivity. — Bend, Ore.: Daniel Spencer, 1990. — 398 p. Risk ManagementParker Glenn M. Cross-Functional Teams: Working with Allies, Enemies, and Other Strangers. — San Francisco, Calif.: Jossey-Bass, Inc., 2004, — 228 p.- Parker Glenn M. Team Players and Teamwork: The New Competitive Business Strategy. — San Francisco, Calif.: Jossey-Bass, Inc., 2000; Когаловский В. А. Происхождение ERP // Директору ИС. — 2005. № 5. — с. 47 — 54- Wigand R. T. Electronic Commerce: Definition, Theory, and Context // The Information Society. — 2001 .- № 13. — pp. 1−16- Perry William E. Quality Assurance for Information Systems. — Wellesley, MA: QED Information Sciences, Inc., 2001. — 24 p.- Pritchard Carl L. Ed. Risk Management: Concepts and Guidance. — Arlington, Va.: ESI International, 2003. — 870 p. Risk ManagementTurban, E. Lee, J. King, D and Chung, H. M., Electronic Commerce: A Managerial Perspective // Harvard Business Review. — 2001. — № 7. — pp. 22−23. — Phillips Steven R. Ph.D. Creating Effective Relationships. — Carlsbad, Calif.: Personal Strengths Publishing, Inc., 2001. — 348 pWilliams Continuous Risk Management Guidebook. -Pittsburgh, Penn.: Camegie-Mellon University, 1997. — 876 p. Risk ManagementWideman R. M. Project and Program Risk Management: A Guide to Managing Project Risk and Opportunities, vol. 6 of The PMBOK Handbook Series. — Upper Darby, Penn.: Project Management Institute, 2005 // Confidence in IBM Risk Management.

3 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. M.: Прогресс-Традиция, 2000. Бек У. От индустриального общества к обществу риска / Пер. А. Д. Ковалева // THESIS.- 1994, — № 5. с. 161−168- Beck, U. Risk Society. Toward a New Modernity. — London: SAGE, 1992/ - 275 p.- Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990; Инглхарт P. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// Полис, 1997;4- 4- благодаря исследованиям политических коммуникаций, информационно-коммуникативных систем и иных явлений в политическом процессе. В данном случае хотелось бы отметить работы Файоля А., Вилдавски А., Дейка К., Кисилева И., Ковелло В., Каннингтона Б., Боема Б., Ийленд-Льюиса Р., Бадо Ф., Бьйордаль Е., Зубкова В., Веста Дж. Л., Джонсон Б., Ковелло В., Богданова В., Портера Е., Симоненко В., Соловьева А. И., Ланицкого В., Ройя О. и некоторых других ученых. 4.

Существенным значением для нашего исследования обладают также работы, посвященные предметному описанию методик и технологий контроля и управления политическими рисками. К ним следовало бы отнести труды Анохина М. Г., Алтунина А. Е. и Семухина М.В.- Альгина А.П.- Балабанова И.Т.- Грачева М.Н.- Найта Д.- Норткотт Д.- Тихомирова М.М.- Шаброва О. Ф., Дзлиева М.И.- ЭрроуК., Де ла Торе Ж, Некара Д.- Джонсона Б. и Винсента С.- Кеннеди Ч.- Меркофера М.- Вилсона Г.- Веллмана Б.5.

4 Соловьев А. И. Теория принятия государственных решений M.: Издательство университетский гуманитарный лицей,.

2004. 376 с. Файоль А. Общее и промышленное управление/ Цит. по Risk it: Increasing // Confidence in IBM Risk ManagementВилдавски А., ДейкК. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? // Thesis. 1994. № 5- Киселева И. А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений // Аудит и финансовый анализ. — 2002 № I с. 12 — 25- Covello V., Mumpower J. Risk Analysis and Risk Management: A Historical Perspective // Risk Analysis. 1985/ Vol. 5. Cunnington, B. Management Accounting: A Profession Under Threat// Australian Accountant. -1983. № 4. — pp. 184−186- Boehm Вагту W. Software Risk Management.- Los Alamitos: Calif.: IEEE Computer Society Press,.

2005. — 784 pIreland, Lewis R. Quality Management for Projects and Programs. — Upper Darby, Penn: Project Management Institute, 2001.-77 p.- Bado F. A. Project Management: The Attitude—The Mind Set/ Project World Proceedings. — V1-A04.: Dec., 1997 — 116 p.- BjordalE. Risk from a Safety Executive Viewpoint//Risk and Decisions. Hoven J. (Ed.) Chichester: Book Press, 1987. Дуглас M. Риск как судебный организм // Thesis. 1994. № 5. West Jimmie L. Ph.D. Conflict in a Project Environment: Insight and Strategies // Proceedings from Project World Conference, 2005; The Social and Cultural Construction of Risk // Branden B. Johnson, Vincent T. Covello (Eds.) Dordrecht: Reidel Publishing Company, 1987. Богданов В. Управление рисками в проектах разработки программного обеспечения // УСП Компьюлинк. — 2003. № 7 с. 12 — 17- Porter, Elias Н. Strength Deployment Inventory.- Pacific Palisades, Calif.: Personal Strengths Publishing, 1992. -267 p.- Симоненко В. Б. Новые информационные технологии и политика. // Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И. — M., 1997. с.752−759. Ланицкий В. Ф. Политический риск в управлении социальными конфликтами. -M., 1992. Рой О. M. К вопросу о способах измерения технологического риска // В сб. Проблемы теории и практики переходной экономики. -M., 1994. -С. 69−78.

5 Анохин М. Г. Компьютерные технологии в политике и политологии // Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И. — М., 1997. — С.760−771. — Анохин М. Г., Комаровский B.C. Информационные технологии в политике // Политика: возможность современных технологий. — М., 1998. — С.230- 246. Анохин М. Г., Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в политике / Кафедра политологии и политического управления Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерацию. — М.: РАГС, 1998 — 992 с. — Алтунин А. Е., Семухин М. В. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2000.-352 е.- Альгин А. П. Грани экономического риска — М.: Знание, 1997. — с. 172−174 — Балабанов И. Т. Риск менеджмент. -М.: Финансист, 1997. 192 е.- Грачев M.H. Компьютерные технологии в прикладных политологических исследованиях // Программы дисциплин магистерской подготовки по направлению социально-экономические знания / Огв. ред.: д.ф.н., проф. Зыбайлов JI.K. — М.: Прометей, 1999. — С.15−17- Грачев M.H. Политическая коммуникация // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. — 1999. — № 1. — С. 24−39. Найт Д. Риск неопределенность и прибыль.- СП-б.: Питер, 1997. 240 е.- Норткотт Дерил. Методологические аспекты управления рисками // Финансовый Менеджмент. — 2001. — № 1- с. 5 — 18 — Тихомиров М. М. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы, — М: РАГС, 1995; 216с.- Тихомиров М. М. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы.- М: РАГС, 1995. Шабров О. Ф., Анохин М. Г., Дзлиев М. И. и др. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. — М.: Интерпракс, 2004. — 112 е.- ЭрроуК. Восприятие риска в психологии и экономической науке // Thesis. 1994. № 5- De la Тогте, J., Neckar D., Forecasting political risks for international operations. International Journal of Forecasting, 1988, 4, p.234- Johnson В., Vincent C. The Social and Cultural Construction of Risk. Dordrecht:

Для разработки темы диссертационного исследования большое значение имели работы ученых по определению роли и места информационных технологий в управлении политическими рисками. Среди них стоило бы отметить работы Богданова В., Глушкова В. М., Захарова В. П., Уткина В.В.- Качанова Ю. Л. Колесникова С. Н.- Ларичева О. И., Мура М, Первозванского А. А. Первозванской Т.Н., Саати Т. 6.

Особым значением для исследования обладает блок работ, посвященных непосредственному изучению информационных технологий в управлении политическими рисками в их технологическом и аналитико-математическом описании. Это работы Вендрова А. М., Дизенко А. Д., Избачкова Ю., Петрова В., Иванова Д. И., КаханераД., Моулера К., Нэша С., Крамера X., Липаева В., Мешкова П.Я.

•7.

Овсянникова И. Н. Стромца И.К. В этих исследованиях разработаны основные методологические и алгоритмические основы информационных технологий, которые могут применяться в управлении политическими рисками. Особое значение этим работам придает то, что в них определены основные этапы теоретической разработки структуры информационных технологий и прогностическое обоснование.

Publishing Company Reidel, 1987; Kennedy С. Political Risk Management. New York: Quorum Books, 1987. MerkhoferM. Decision Science and Social Risk Management: A Comparative Evaluation of cost-benefit analysis, decision analysis, and other formal decision-aiding approaches. Dordrecht: Reidel, 1987. Wilson G. Business and Politics Insight and Strategies // Proceedings from Project World Conference, 2005. Wellman B. et al. Computer networks as social networks: Collaborative works, telework, and virtual community // Annual review of sociology. 1996. Vol. 22. P. 213−238.

6 Богданов В. Управление рисками в проектах разработки программного обеспечения // УСП Компьюлинк. — 2003, — №.

7 с. 12 — 17- Глушков В. М. Гносеологическая природа информационного моделирования. // Вопросы философии. -1963. — № 10. — с. 56 — 65- Захаров В. П., Уткин В. В. Проблемы создания и внедрения систем информационно-аналитического обеспечения органов управления // VIII Санкт-Петербургская Международная Конференция «Региональная информатика: Тезисы докладов в двух частях.-Санкг-Петербург, 2002. -180 е.- Качалов Ю. Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. М.: Ad Marginem, 1995; Колесников С. Н. Стратегии бизнеса: управление ресурсами и запасами. — М.: Статус Кво 97, 2000. — 334 е.- Ларичев О. И. Методы поддержки принятия решений.-М.: Эдиториал УРСС, 2001; 72с.- Ларичев О. И. Проблемы принятия решений с учетом факторов риска и безопасности // Вестник АН СССР — 1987. /11. -С.38−45. Мур Мишел — Управление информационными рисками. «Эрнст энд Янг» // Финансовый директор. — 2003 — № 9 с. 21 — 43- Первозванский А. А. Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. — М., Инфра-М, 1994. — 192 е.- Саати Т. Л. Математические модели конфликтных ситуаций. — М.: Советское Радио, 1977. — 304 е.- Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М Радио и связь, 1993. — 316 е.- Саати Т. Л. Керне К. Аналитическое планирование: Организация систем. — М.: Радио и Связь, 1991.-345 с. 7.

Вендров А. М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных истем. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 193 е.- Дизенко А. Д. Управление базами данных в системах автоматизированного проектирования. Программное обеспечения САПР ВЦ — М.: РАН, 1997. — с. 134 — 135- Избачков Ю., Петров В. Информационные системы — СПб.: ГРИФ МО, 2005. — 656 е.- Иванов Д. И. Виртуализация общества.-Спб.:Петербургское Востоковедение, 2002 — 280 е.- Каханер Д. К. К. Моулер С. Нэш Численные методы и программное обеспечение. — М.: Мир, 2002. С. 138. Крамер Харальд Полвека с теорией вероятностей: наброски воспоминаний, — М.: Знание, 1979. — 60 е.- Липаев В. В. Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем. — М.: СИНТЕГ, 2002. — 268 е.- Мешков П. Я. Политический мониторинг и контент-анализ в политическом исследовании. // Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И. — М., 1997. -с.829−837. Овсянникова И. Н. Алгоритм нахождения линий пересечения между двумя бикубическими поверхностями. Программное обеспечение. — М.: ВЦ РАН, САПР, 200. — 456 е.- Стромец И. К. Использование нескольких CAD // САМ систем для параллельной обработки данных САПР и графика.- 2001. — № 9. — с. 37 — 69 возможности их внедрения в процесс управления политическими рисками, а также раскрыты особенности применения информационных технологий управления политическими рисками. Обобщение выводов, и научных позиций перечисленных авторов дает возможность существенно расширить границы не только научно-технического, но и гуманитарного осмысления процесса разработки теоретической модели, раскрывающей роль информационных технологий в управлении политическими рисками в условиях трансформации политической системы, а также складывающегося информационного общества в целом.

Системному осмыслению изучаемой проблематики способствовали выводы, представленные в исследованиях О’Лири Д., Когаловского В. А., Олифер В. Г., Олифер Н. А., Мейора Т. Е., Бэкхарда Р. И, Рубена Т. В., Даймонда К. И.8 Здесь информационное управление политическими рисками представлено как неотъемлемая часть общего процесса риск-менеджмента, который не только раскрывает его естественно-научные, математические основания, но и включает также описание аналитических и социальных технологий.

Особенно стоит отметить работы, посвященные основам функционирования и описанию структуры управления политическими рисками на основе информационных технологий. Это труды Деминга Э. П., Калянова Г. Н., Медведовского И А., Петрова М. К., Рындина А. А., Хаустовича А. В., Долгих Д. В., Мугалева Д. В., Сапегина С. В., Тейлора Ф. У., Оливера У. У., Адамса Дж. С., Бадо Ф. М., Фрэйм Ж. Я., Вийя К. С. 9 Крайне ценно, что в них очерчены проблемы информационного.

8 Даниел О’Лири. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор, внедрение и эксплуатация. — М.: ООО «Вершина», 2004. — 156 е.- Когаловский В. А. Происхождение ERP//Директору ИС. -2005. № 5. — е. 47 — 54- Олифер В. Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы.- СПб.: Питер, 2002. — 672 е.- Трейси Мейор. Как оценить преимущества ИТ // Computerworld. — 2001. — № 1, с. 24 — 26- Beckhard Richard and Reuben Т. Harris Organizational Transitions: Managing Complex Change, 2nd ed. — Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1997. — 679 p.- Dymond Kenneth M." A Guide to the CMM. — U.S.Annapolis: Process Inc., 1995. Деминг Э. Выход из кризиса-ISO 9000 // TQLO, .- 1992. № 92−02.-с. 68−94- Калянов Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий. — М.: СИНТЕГ, 2001. — 294 е.- Медведовский И. — Эксперт по информационной безопасности. Digital Security// «SecurityLab» OAO ИнфоТеКС Интернет Траст. — 2005. — № 3- Петров М. В каких случаях осуществлять внедрение лучше самим, а когда доверить это сторонней компании // Коммерсант. — 2005. 11 мартаРындин А.А., Хаустович А. В., Долгих Д. В., Мугалев Д. В., Сапегин С. В. Проектирование корпоративных информационных систем. — Воронеж: Кварта, 2003. — 447 е.- Тейлор Ф. У. Информационные технологии для менеджеров М.: Фининсы и статистика, 2002, с. 288−310- Уайт Оливер Manufacturing Resource Planning: MRP II. Unlocking America’s Productivity — M.: Potential, 2003. — 456 c.- Adams John Principles of Project Management — Upper Darby, Pa.: Project Management Institute, 2000. — 560 p.- Bado F. A. Project Management: The Attitude—The Mind Set / ProjectWorld Proceedings. — V1-A04.: Dec., 1997 — 116 p.- Frame J. Davidson The New Project Management: Tools for an Age of Rapid управления политическими рисками в контексте проникновения информационных технологий в сферу политики.

Отдельная, значимая для нашего исследования группа источников посвящена описанию прикладных методов и моделей информационных технологий управления политическими рисками в политике. Среди них, по нашему мнению, наиболее существенные положения представлены в работах: Боэма Б. Н., Бьердаль Е. А., Клелеанда Д. Д., Ковелло В. И Мампауэра Дж. С., Доуна А. К., Канабра В. Е., Шривы Р. А., Веста Дж. Л., Вайдмана Р. М., Вильямса Ю. Т. В этой связи стоит отметить и результаты последних исследований, выполненных в компании IBM.10.

Стоит упомянуть и значение актуальных данных и практически значимых выводов по отдельным аспектам использования информационных технологий для управления политическими рисками, представленных в Отчете о НИР Государственного учреждения НИИПМКи ННГУ.11.

Таким образом, как можно удостовериться, список разносторонних исследований по изучаемой проблематике достаточно велик. Однако, несмотря на обширность перечня приведенных работ, следует отметить, что эти исследования все еще сохраняют множество «белых пятен» в поле науки. Следует учитывать, что исследования применения.

Change, Corporate Reengineering, and Other Business Realities. -San Francisco: Jossey-Bass, 1994. — 108 p.- Verma Vijay K.

9 Organizing Projects for Success: The Human Aspects of Project Management, Volume One, 2,3. — Upper Darby, Penn.: Project Management Institute, 1995.-546 p.

10 Boehm Barry W. Software Risk Management .- Los Alamitos: Calif.: IEEE Computer Society Press, 2005. — 784 p.- Bjordal E. Risk from a Safety Executive Viewpoint // Risk and Decisions. Hoven J. (Ed.) Chichester: Book Press, 1987. Cleland David I. Project Management Strategic Design and Implementation.- New York: McGraw-Hill, 1999. — 859 p.- Covello V., Mumpower J. Risk Analysis and Risk Management: A Historical Perspective // Risk Analysis. 1985/ Vol. 5. Down A. M. Coleman Absolon, Risk Management for Software Projects. -McGraw-Hill: Book Company Europe, 2004. — 45 p. Risk ManagementKanabar V. Project Risk Management. — Acton, Mass.: Copley Custom Publishing Group, 1997. — 1128 p.- Schriva R. What Are We Talking About When We Talk About «Risk»? Critical Survey of Risk and Risk Preference Theories. Laxenburg: International Institute for Applied Systems Analysis, 1978. The Social and Cultural Construction of Risk // Branden B. Johnson, Vincent T. Covello (Eds.) Dordrecht: Reidel Publishing Company, 1987. West Jimmie L. Ph.D. Conflict in a Project Environment: Insight and Strategies // Proceedings from Project World Conference, 2005. Wideman R. M. Project and Program Risk Management: A Guide to Managing Project Risk and Opportunities, vol. 6 of The PMBOK Handbook Series. — Upper Darby, Penn.: Project Management Institute, 2005 // Confidence in IBM Risk ManagementWilliams Continuous Risk Management Guidebook. -Pittsburgh, Penn.: Camegie-Mellon University, 1997. — 876 p. Risk ManagementGartnerGroup book Risk Management/ IBM Library. — Atlanta: IBM, 2005; PMBOK / Confidence in IBM Risk ManagementRisk it: Increasing // Confidence in IBM Risk ManagementRisk Management For Software Projects // Confidence in IBM Risk Management Исследование и разработка методов описания, хранения, принятия решений и информационных технологий в задачах анализа и синтеза сложной графической и видеоинформации// Отчет о НИР Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики. — ННГУ, 2001. — 119 е.- Исследование средств искусственного интеллекта в применении к компьютерному анализу данных:// Отчет о НИР Новосибирск, 2001. — 89 с. информационных технологий в процессе управления политическими рисками продолжаются, открываются новые аспекты изучения возможностей информационных технологий в управлении именно политическими рисками. Тем не менее, процесс управления политическими рисками при помощи информационных технологий освещается все еще недостаточно полно, фрагментарно и, что особенно важно, зачастую в отрыве от аналитических и социальных технологий политического риск-менеджмента.

Многие исследователи ограничиваются в основном описаниями экономических (и связанных с ними политических) процессов, рассматривая информационное управление политическими рисками как сугубо технократический процесс. В то же время опыт организации политических процессов в современном обществе показывает, что включенность информационных технологий в управление политическими рисками не является столь ограниченной. Так что, современные реалии венчурного политического пространства требуют системного расширения экономико-математического анализа (представленного, к примеру, в концепциях MRP, MRPP II и RMIS) до применения (и синтеза) гуманитарно-социальных, политологических способов измерения этого процесса. Новая информационная реальность современной политики требует построения новых теоретических моделей, вписывающих информационные технологии в общую систему управления политическими рисками.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка теоретической модели, раскрывающей роль информационных технологий в управлении политическими рисками в условиях трансформации политической системы в рамках складывающейся информационной эпохи.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, включающих в себя:

• характеристику современных тенденций эволюции политики в складывающемся современном информационном обществе;

• уточнение и теоретическое описание места и роли системы управления политическими рисками в общей диспозиции регулятивных процессов. Одновременно в этой связи предполагается критически проанализировать, обобщить и систематизировать теоретические интерпретации политических рисков, их эволюции в современных условиях, а также учесть прикладной опыт управления политическими рисками;

• теоретическую характеристику эволюции и структурного разнообразия методик контроля и управления политическими рисками, демонстрацию отличительных черт этого процесса в современном информационном обществе;

• обоснование путей, направлений и способов применения информационных технологий в управлении политическими рисками на уровне государства в современных условиях изменения и развития информационного общества;

• описание прогностических возможностей применения и использования информационных технологий в управлении политическими рисками в условиях трансформации политической системы в складывающемся информационном обществе. Методологическая основа диссертации была обусловлена спецификой избранных объекта и предмета исследования. В данном контексте диссертационное исследование опиралось на принципы системного видения политических процессов, приёмы сравнительного, структурно-функционального, социологического, математического и бизнес-анализа. При написании работы также использовались результаты соответствующих корпоративных аналитических разработок (в частности, информационно-аналитические материалы УСП Компыолинк, Computerworld, PCWEEK, Management Accounting Risk Analysis, Accounting Horizons, PMNET, УЦ Форс, Борлас, Академии Ай Ти), отчеты по НИР, данные ряда социологических исследований, материалы международных, региональных и межвузовских научно-практических конференций, а также персональный опыт автора диссертации по внедрению информационных интегрированных систем управления, в том числе и в государственном секторе. Информационно-эмпирическая база исследования была сформирована на основе информационно — аналитических материалов корпораций Oracle, SAP, Microsoft, SUN, Navision, Axapta, Scala. В исследовании использованы отдельные мало освещаемые статистические и исследовательские материалы компаний IBM, Artur Andersen, Accenture, Ernst and Young, PriceWaterhouse Coopers.

Научная новизна диссертации состоит в разработке автором систематизированных теоретических оснований анализа места и роли информационных технологий в деле контроля и роли управления политическими рисками в современном информационном обществе.

Основные научные результаты и выводы диссертации, полученные лично автором, состоят в:

• обосновании и выделении современных тенденций эволюции политики, раскрытии их структурно-функциональных и процессуальных параметров, обусловливающих нарастание венчурности современных политических процессов;

• систематизации и критической оценке теоретических подходов и интерпретаций политических рисков, позволивших определить общие параметры и особенности процесса управления политическими рисками в современных условиях;

• выделении и обобщении разнообразных методик контроля и управления политическими рисками, определении различных этапов их исторической эволюции;

• обосновании специфической роли и места информационных технологий в процессе управления политическими рисками, уточнении возможностей и ограничений применения информационных методик при контроле и в процессе управления политическими рисками;

• обосновании гипотетических возможностей применения информационных технологий в деле управления политическими рисками в среднесрочной перспективе.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Научно-теоретическое значение диссертации заключено в возможности использования ее основных выводов и положений для более углубленного анализа информационных составляющих политики, а так же системного описания технологий управления политическими рисками в современном информационном обществе. Выводы диссертационной работы могут быть также использованы для уточнения области применения информационных технологий в управлении рисками в контексте различных политических процессов. Аналитические результаты и выводы могут быть использованы для решения прикладных задач в процессе управления политическими рисками, а также для разработки и обновления ряда специальных политологических курсов в высшей школе.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора, апробированы на российских и международных научно — практических конференциях, в том числе: «Ломоносовских чтениях» (Москва, МГУ 2003, 2004, 2005) — Научнопрактической конференции молодых ученых Уральского Региона (Ижевск, 2004), Международной конференции Oracle Apps Forum (Москва, 2004, 2005), региональной конференции «Дни Oracle» (Санкт-Петербург), на международных прикладных конференциях «ERP practice — the greatest achievements» (Женева, 2003), «Information Technologies and The Risk management» (Амстердам, 2004), «Information Technologies for government» (Бангкок, 2004), «Implementation of ERP Oracle in Svyazinvest Group — first achievements» (Рим, 2005).

Диссертация обсуждена на кафедре политического анализа факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав.

Заключение

.

Степень и количество политических рисков в современной политике в информационном обществе увеличивается. Принципы и инновации информационного общества способствуют становлению в политических процессах сетевого принципа политической коммуникации, в рамках которого возрастает роль электронного информационного взаимодействия, основанного на информационных технологиях. Такой способ организации политической коммуникации приводит к изменению структуры политической коммуникации, изменению ролей и статусов субъекта и объекта политической коммуникации, появлению нового субъекта коммуникации в политикекомпьютерной сети. Как следствие, политическая деятельность приобретает нестабильную организацию, подверженную увеличению венчурности.

Характерной для информационного общества особенностью современного этапа развития политики становится то, что информационные технологии развиваются быстрыми темпами, трансформируют политические процессы, политическую среду, алгоритмы политического взаимодействия. Информационные технологии превращаются в часть политической деятельности, в том числе и в процессе управления политическими рисками.

Венчурное политическое пространстве информационного общества формирует потребности в поиске новых, специфических для современного этапа развития технологий для управлении политическими рисками. Происходит динамичное развитие информационных систем, позволяющих оптимизировать государственные и политические процессы, что приносит не только положительные изменения, но так же возможность рассмотрения информационных технологий, как причины возникновения политических рисков в политическом процессе.

Помимо управления традиционными и новыми разновидностями политических рисков по отдельности, современные технологии переходных политических периодов и кризисных политических процессов современного общества, должны управлять совокупностью всех видов политических рисков. Целью управления политическими рисками становится не столько их снижение но, прежде всего мониторинг, оценка и предвидение политического риска. Задача управления политическими рисками в современной политике — это поиск оптимального выбора среди возможных теоретических комбинаций «риск — результат». Цель управления политическими рисками достижение максимального результата при заданном уровне политического риска, либо минимизация риска при фиксированном значении результатного показателя информации.

В информационном обществе для построения системы управления политическими рисками сформировался ряд предпосылок: технологические, коммуникационные и информационные. В результате формируется разнообразие методик контроля и управления политическими рисками. Они позволяют сделать основным принципом эффективного риск — менеджмента: снижение влияния на политическую деятельность факторов риска. Методы социального управления политическими рисками позволяют сформировать у общества привычку к существованию политических рисков, и как следствие, снизить их остроту и повысить управляемость.

Гуманитарные, политические, качественные методы используются для регулирования макросоциальных политических условий, для снижения уровня страновых рисков и уровня политической конфликтности внутри страны. Кибернетико-технические и аналитические методики контроля и управления политическими рисками позволяют управлять будущими политическими рисками, строить вероятностные модели рисков. В рамках кибернетико-технических методов возможно осуществление количественной оценки политического риска, и как следствие, его уточненное прогнозирование.

Аналитические методы позволяют создать ситуативную классификацию политических рисков и подбирать модели управления негативными последствиями политических рисков.

Методология интегрированной информационной системы управления политическими рисками на основе информационных технологий позволяет осуществлять комплексное управление разнообразием пересечений политических рисков, преодолеть ограниченность отдельных методов контроля и управления политическими рисками. Информационные технологии позволяют формализовать современные потоки политического информационного обмена, собрав информацию в единую базу данных, осуществлять аналитику и прогнозирование политических рисков в рамках объективных и выверенных процедур. Преимущество информационных технологий в управлении политическими рисками в том, что они могут использовать не только математическое и количественное основание, но и результаты гуманитарных исследований, что повышает точность аналитики и прогнозов.

Анализ места информационных технологий в управлении политическими рисками показывает, что их применение позволяет повышать оперативность, обоснованность и эффективность управленческих и политических решений, политических коммуникаций, и работы всей системы государственного управления, в том числе по организации политического участия и выражения политических интересов. Применение информационных технологий для управления может способствовать стабильному государственному развитию в изменяющейся политической обстановке. Информационные технологии помогают четко очертить возможные варианты политического развития ситуации, оценить и выбрать оптимальный сценарий для построения управленческих процессов. Однако, при разработке информационной стратегии должны проводиться глубокие исследования, подробные экономические и финансовые расчеты последствий выбора того или иного варианта информационных технологий для того, чтобы технология способствовала снижению рисков, а не являлась причиной политических рисков в процессе государственного управления.

Информационные технологии меняют понимание процесса управления политическими рисками, алгоритмизируют его, объединяют в этой деятельности все субъекты политического пространства, увеличивают скорость обмена информацией, тем самым повышают ее актуальность и взаимосвязанность в рамках более чем одного политического процесса. Функции, реализуемые информационными технологиями, позволяют принимать и вырабатывать более взвешенные, и поэтому, менее рисковые политические решения.

Универсальная матрица, на которой основаны современные информационные технологии управления политическими рисками позволяет сформировать два структурных подхода использования информационных технологий для управления политическими рисками: пофазный и системно-информационный. По — фазный может применяться для управления политическими рисками характерными для каждого этапа политической коммуникации. Системно-информационная структура технологий управления политическими рисками интегрирует информационные технологии не только в управление рисками в процессе политической коммуникации, но и в другие политические процессы, где возникают риски.

При исследовании процесса применения информационных технологий для управления политическими рисками изучена история развития информационных методов управления и оценки политического риска, описана концептуальная основа возникновения информационных систем управления политическими рисками и обозначено место системы информационных технологий в управлении политическими рисками, в условиях трансформации политической системы, в складывающемся информационном обществе.

Общими чертами всех подходов к использованию информационных технологий для управления политическими рисками могут быть названы — осуществление нисходящего анализа политических рисков, выявление наиболее рисковых политических процессов, переструктурирование на основе информационной логики политических управленческих процессов современной политики таким образом, чтобы информационное управление политическими рисками стало частью новой управленческой политической модели. Поэтапная разработка и внедрение системы информационных технологий управления политическими рисками, позволяет раскрыть роль информационных технологий в этом процессе, в условиях изменений современной политической системы в информационном обществе.

Интерес именно к системе информационных технологий в управлении политическими рисками, обусловлен преимуществами, которые обещает ее внедрение и использование. Преимущества предложенной в диссертационном исследовании модели, позволяют управлять политическими рисками в изменяющихся политических процессах на основе стандартов информационного общества. Разработка системы информационных технологий в управлении политическими рисками, способствует сокращению времени управленческих процессовулучшению управления коммуникативными средствами и информациейповышению точности управленческих решений, за счет объемной аналитики, и как следствие — оптимизации политического воздействия.

Положительные эффекты от внедрения системы информационных технологий в процесс управления политическими рисками, можно разделить на две основные группы:

• измеримые управленческие показатели эффективности внедрения;

• качественные политические изменения, не поддающиеся количественной оценке.

Под измеримыми управленческими показателями эффективности внедрения информационной системы для управления политическими рисками подразумевается получение реальной экономической отдачи в результате снижения уровня политических рисков. Снижение затрат на финансирование управленческих и политических процессов обусловлено применением оптимизационного алгоритма, в результате которого экономится время, ресурсы, и снижаются политические риски, на устранение последствий которых тратятся огромные финансовые средства. Отслеживание в оперативном режиме уровня политических рисков, позволяет определять место их возникновения, построить не финансовую, но информационную модель управления рисками. Снижение политических рисков в политическом процессе, приводит к экономии средств на доработку политических решений и приведение их к должному уровню качества. Применение информационного контроля над техпроцессом и коммуникациями, позволяет достичь цели повышения качества политических решений.

Критерием качества и эффективности единой информационной системы управления политическими рисками на основе информационных технологий служит определение уровня допустимости политических рисков, и оценка времени, необходимого для их снижения. Сокращение времени политического и политического управленческого цикла, сокращение цикла разработки новых политических решений для управления политическими рисками осуществляется в связи с наличием в системе средств моделирования на основе технологических данных, что значительно дешевле и быстрее, чем заказ аналитических отчетов во внешних компаниях. Управление политическими рисками по разрабатываемой информационной системе управления политическими рисками, приводит к уменьшению затрат на административно-управленческий аппарат и устранение ручной подготовки и сопровождения документов, возможности сокращения численности персонала, занятого подготовкой политической отчетности.

Теоретическое описание системы информационных технологий не только раскрывает роль информационных технологий в управлении политическими рисками, но и обеспечивает аналитиков и управленцев инструментами для самостоятельной подготовки отчетов и запросов, на основе возникающей потребности определить риски и подобрать технологию минимизации в конкретном управленческом процессе. Управление политическими рисками таким информационным способом, позволяет повысить инвестиционную привлекательность страны за счёт повышения общей политической культуры. Информационная модель помогает управлять политическим рисками в процессе построения взаимоотношений с потенциальными политическими зарубежными партнерами и инвесторами. Поскольку, зарубежные держатели кредитных ресурсов принимают решение о выделении средств, в том числе, на основе анализа уровня политического риска в стране. Наличие разработанной системы информационных технологий управления политическими рисками, способствует повышению рейтинга государства, его позиционированию как открытого хозяйствующего субъекта, практика управления которого, соответствует международным стандартам.

Таким образом разработка и использование информационных технологий в управлении политическими рисками в условиях трансформации политической системы в складывающемся информационном обществе в целом, увеличивается стабильность и высокий рейтинг государства. Внедрение информационной системы для управления политическими рисками позволяет уменьшить затраты в бюджете государства на управленческие процессы за счет оптимизированной организации политических и бюрократических процессов. Осуществляется более эффективное использование средств государства, за счет увеличения общей оборачиваемости капитала в целом. Отмечается также и снижение потребности государства в кредитных средствах, за счет повышения ритмичности работы и внедрения прогрессивных методов планирования и контроля политического рика. Это основные элементы, определяющие прямой измеримый управленческий эффект от разработки и внедрения информационных технологий в процесс управления политическими рисками.

Однако, большинство политических изменений сложно измерить количественно. Эффект по данным направлениям в политической системе основывается на качественных политических изменениях. Качественные политические улучшения, являются скорее следствием, чем целью автоматизации управления политическими рисками на основе предложенной модели информационных технологий.

Улучшения, связанные с качественными политическими изменениями, представляют набор информационных решений, позволяющих успешнее и с минимальным уровнем политического риска достигать политических целей, поставленных руководством государства. Функционирование единого информационного пространства обеспечивает наличие в разрабатываемой системе информационного управления политическими рисками учетных данных, позволяющих получать всю необходимую информацию для принятия адекватных мер по минимизации рисков, поскольку информация в интегрированной системе удовлетворяет таким критериям как: своевременностьдостоверностьполнота.

Предложенная модель на основе информационных технологий в управлении политическими рисками является так же своеобразным стержнем, который формирует единый корпоративный дух среди участников политических процессов, что приводит к повышению общей политической культуры. Внедрение более прогрессивных методов планирования и контроля политических операций позволяет управлять политическими рисками на основе оперативного планирования информационных, коммуникационных и материальных ресурсов, что позволяют осуществлять мощные алгоритмы интегрированной системы информационных технологий. Основным информационным инструментом управления политическими рисками является — формирование последовательности управленческих и политических операций, обеспечивающих своевременное технологическое и информационное оформление реализации основного политического плана.

Однако, разработка и внедрение системы информационных технологи в процесс управления политическими рисками в условиях трансформации политической системы в складывающемся информационном обществе сопряжена с рядом проблем. Среди них, основной недостаток это, отсутствие опыта использования информационных технологий в политическом процессе. Этот факт может привести к тому, что в результате политические акторы, если и будут использовать информационную модель управления политическими рисками, все равно полноценной работы и доверия к системе не получат. А значит не будет и эффективного управления политическими рисками, поскольку управленцы, либо будут пытаться использовать систему для работы по-старому, преследуя узкие политические цели, либо параллельно использовать старые методы управления политическими рисками, основанные на финансовом и силовом политическом ресурсе.

В завершении диссертационного исследования, можно сделать вывод, что даже теоретическая разработка системы информационных технологий в управлении политическими рисками в условиях трансформации политической системы в складывающемся информационном обществе многогранный, трудный и затратный процесс. Современные теоретические описания системы информационных технологий управления политическими рисками не являются конечным звеном в эволюции информационных технологий. Идет процесс совершенствования, появляются новые теоретические модели, требующие научного и прикладного анализа.

Эффективность разработки и внедрения информационного управления политическими рисками зависит от ряда факторов и условий. В частности требует отдельного изучения процесс, когда непосредственно принимается решение о внедрении системы информационных технологий, в рамках которого необходимо тщательно обдумать все возможности и последствия и серьезно подойти к каждому этапу подготовки. Также, актуальными вопросами при разработке модели информационных технологий управления политическими рисками являются вопросы — как управлять политическими рисками, чтобы снизить потери или вообще избежать их, как достичь политических целей государства при наименьшем количестве политических рисков, как сделать информационную модель управления рисками — одним из основных факторов успешного развития государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст/ Оформление А. Громова — СПб.: Издательский Дом А. Громова, 2000. -64 с.
  2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета.- 1995. -№ 22.02
  3. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. № 4.
  4. М.Г. Компьютерные технологии в политике и политологии // Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И. М., 1997. — с.760−771.
  5. М.Г., Комаровский B.C. Информационные технологии в политике // Политика: возможность современных технологий. М., 1998.-c.230- 246.
  6. М.Г., Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в политике / Кафедра политологии и политического управления Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерацию. М.: РАГС, 1998 -992 с.
  7. А.Е., Семухин М. В. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2000.-352 с.
  8. А.П. Грани экономического риска. М.: Знание, 1997. — с. 172 174
  9. Г. Т. О планах разработок законопроектов в сфере информатизации // Информационное общество. 1999.- № 2.-е. 34 -52
  10. АхиезерА.С., Коган Л. Б., Яницкий О. Н. Урбанизация, общество и научно-технический революция // Вопросы философии. 1969. № 2.
  11. И.Т. Риск менеджмент. -М.: Финансист, 1997, — 192 с.
  12. Банки и банковские операции. Под ред. Проф. Е. Ф. Жукова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  13. Банковская энциклопедия. / Под ред. С. И. Лукаш, Л. А. Малютиной. -Днепропетровск: Баланс-Аудит, 2003. 576 с.
  14. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Имма Пресс, 1998.348 с.
  15. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  16. Бек У. От индустриального общества к обществу риска / Пер. А. Д. Ковалева//THESIS.- 1994.- № 5.- с. 161−168
  17. . Политическое лидерство. Путь ко всеобъемлющему анализу. //Политология вчера и сегодня. Вып. IV.-M., 1992.
  18. В. Управление рисками в проектах разработки программного обеспечения // УСП Компьюлинк. 2003.- № 7 с. 12 -17
  19. П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. М., 1992. T.I. Вып.1.
  20. П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993
  21. А. М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998. — 193 с.
  22. А., Дейк К. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? // Thesis. 1994. № 5
  23. Д. Политическая теория: эволюция отрасли // Вестник Московского университета. Сер. 12. Социология и политические науки. 1993. № 1. с. 66−83.
  24. Г., Шелдрейк Дж. Теория и практика менеджмента СП-б.: Питер, 2001.-352 с.
  25. Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5.
  26. В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования. // Вопросы философии. 1963. — № 10. — с. 56 — 65
  27. М.Н., Ирхин Ю. В. Актуальные проблемы политической науки: Коллективная монография. М.: Экономическая демократия, 1996.-188 с.
  28. М.Н. Компьютерные технологии в прикладных политологических исследованиях // Программы дисциплин магистерской подготовки по направлению социально-экономические знания / Отв. ред.: д.ф.н., проф. Зыбайлов JI.K. М.: Прометей, 1999. -с.15−17
  29. М.Н. Политическая коммуникация // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 1999. — № 1. — С. 24−39.
  30. М. Г. Государственное управление: проблемы и перспективы // Международный журнал Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1. — с. 36 -57
  31. А. Д. Управление базами данных в системах автоматизированного проектирования. Программное обеспечения САПР ВЦ М.: РАН, 1997. — с. 134 — 135
  32. М. Риск как судебный организм // Thesis. 1994. № 5.
  33. Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1991.
  34. В.И. Методологические аспекты социологического анализа риска. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: МГУ, 1998.
  35. Ю., Петров В.Информационные системы -СПб.: ГРИФ МО, 2005 656 с.
  36. Д.И. Виртуализация общества.-Спб.:Петербургское Востоковедение, 2002 280 с.
  37. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис, 1997−4- 4
  38. Интегрированная среда моделирования: Основные возможности // Программные продукты и системы. 2003. — № 2. — с. 23 — 36
  39. Исполнительная власть в Российской Федерации: Сб. науч. тр. М. БЕК, -1996. — 388 с.
  40. Исследование средств искусственного интеллекта в применении к компьютерному анализу данных:// Отчет о НИР Новосибирск, 2001. -89 с.
  41. Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. 1993. № 8. с. 115−128.
  42. Д. Политическая наука в США: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология, М., 1997
  43. Даниел О’Лири. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор, внедрение и эксплуатация. -М.:000 «Вершина», 2004.-156 с.
  44. Э. Выход из кризиса-ISO 9000 // TQLO, .- 1992.- № 92−02,-с. 68−94
  45. Т.Г. Применение аналогии для оценки системы знаний// «Перспективные информационные технологии и интеллектуальные систем». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001, № 5. — с. 220−232.
  46. Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий. М.: СИНТЕГ, 2001.-294 с.
  47. А. Е. Минюст займется расчисткой политического поля. // Независимая газета. 1999. — 21 мая.
  48. Л.М. Эволюция отношений Центр регионы и сценарий развития федеративных отношений в России//Семинар Реформыгосударственного управления и перспективы федерализма в России: Тез. Докл. М., 2000. — с. 57 — 98
  49. Э. Техника современных политических мифов // Вестник МГУ, сер. 7, философия, 1990−2
  50. Д. К. К.Моулер С. Нэш Численные методы и программное обеспечение. М.: Мир, 2002. 138 с.
  51. Ю.Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. М.: Ad Marginem, 1995.
  52. Д.М. Общая теория занятости денег. М.: Гелиос, 1999 .- 352 с.
  53. И.А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений // Аудит и финансовый анализ. 2002 № 1 с. 12 -25
  54. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996, -349 с.
  55. В. А. Происхождение ERP // Директору ИС. 2005.-№ 5.-с. 47−54
  56. С. Н. Стратегии бизнеса: управление ресурсами и запасами. М.: Статус Кво 97, 2000. — 334 с.
  57. Концепция правовой информатизации России. // Вопросы формирования единого информационно-правового пространства СНГ: Материалы международной конференции. М&bdquo- 1994. — с. 5, с. 87−98
  58. Н.А. Политико-психологический анализ социально территориальных систем. М.: Наука, 1994. — 288 с.
  59. Крамер Харальд Полвека с теорией вероятностей: наброски воспоминаний.- М.: Знание, 1979. 60 с.
  60. В.Ф. Политический риск в управлении социальными конфликтами.-М., 1992.
  61. О.И. Методы поддержки принятия решений.-М.: Эдиториал УРСС, 2001- 72 с.
  62. О.И. Проблемы принятия решений с учетом факторов риска и безопасности // Вестник АН СССР 1987. /11. -с.38−45.
  63. Р. Новое позиционирование / Цит. по Материалам компании «Джет Инфосистемс»
  64. В. А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования // Политические исследования.- 1998, — N4.-C.119−121.
  65. В. В. Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем. М.: СИНТЕГ, 2002. — 268 с.
  66. С. Политическая социология // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965. с. 119−149.
  67. В., Садлер Д. Повышение эффективности работы органов местной власти: опыт Великобритании // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». — 2001. № 2. — с. 82−86
  68. В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», № 1, 1999 г
  69. Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 1997. — 544 с.
  70. В.Я. Социологический анализ в политике. Киев: Ridna Krayna, 2001.-560 с.
  71. П.Я. Политический мониторинг и контент-анализ в политическом исследовании. // Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И. М., 1997. -с.829−837.
  72. Материалы компании «Arthur Andersen"/ конфиденциально
  73. Материалы компании «Digital Security"/ конфиденциально
  74. И. Обеспечение непрерывности бизнеса // Финансовый директор. 2003. — № 7−8.
  75. И. Эксперт по информационной безопасности. Digital Security// «SecurityLab"OAO ИнфоТеКС Интернет Траст. -2005. — № 3
  76. Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций.-М.: ИКЦ"ДИС», 1997. 176 с.
  77. Мур Мишел Управление информационными рисками. «Эрнст энд Янг» // Финансовый директор. — 2003 — № 9 с. 21 — 43
  78. Д. Риск неопределенность и прибыль, — СП-б.: Питер, 1997.- 240 с.
  79. Нейман фон Дж, Моргенштерн О Теория игр и экономическое поведение. Пер. с анг.- Л.: Теория игр, 1970. 708 с.
  80. Нэнси Уэйл Служба новостей IDG Бостон // Computerworld. 2000, -№ 8. — с. 4 — 6
  81. Норткотт Дерил. Методологические аспекты управления рисками // Финансовый Менеджмент. 2001. — № 1- с. 5 — 18
  82. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания, М., 1996- 7. Пугачев В. П. СМИ в современном политическом процессе //Вестник МГУ, сер. 12, 1995−5
  83. И.Н. Алгоритм нахождения линий пересечения между двумя бикубическими поверхностями. Программное обеспечение. -М.: ВЦ РАН, САПР, 200. 456 с.
  84. О заседании рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по подготовке предложений о системе органов государственной власти и управления в Российской Федерации // Пресс-релиз. М., 2000. — 2 с.
  85. Л.А., Тихомиров Ю. А. Концепция государственного строительства. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. 271 с.
  86. В.Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы.- СПб.: Питер, 2002. 672 с.
  87. А. А. Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. М., Инфра-М, 1994. — 192 с.
  88. М. В каких случаях осуществлять внедрение лучше самим, а когда доверить это сторонней компании // Коммерсант. 2005. 11 марта
  89. И. К. Путеводитель по новой экономике. Информационные технологии М.: Альпина Паблишер, 2002. 320 с.
  90. Политический риск: анализ, оценка, прогнозирование, управление / Под ред. Султанова 11.3. М., 1992. — 348 с.
  91. Разработка и исследование методов принятия решений в информационных средах на основе эволюционной адаптации и нейросетевых моделей // Сб. Нуч. Тр. ТРТУ, 2001. 98 с.
  92. Риск и его роль в общественной жизни. -М., Мысль, 1989.
  93. Рой О. М. К вопросу о способах измерения технологического риска // В сб. Проблемы теории и практики переходной экономики. -М., 1994. -с. 69−78.
  94. Россия и коррупция: кто кого // Программа «Россия и мир». Совет по внешней и оборонной политике: Тез. Докл. Подгот. Региональным общественным фондом «Информатика для демократии». М. 2004
  95. Т.В. Экономические проблемы и информационная технология формирования внутрикорпоративных источников финансирования . М. ИПУ РАН, 1998, 234 с.
  96. А.А., Хаустович А. В., Долгих Д. В., Мугалев Д. В., Сапегин С. В. Проектирование корпоративных информационных систем. -Воронеж: Кварта, 2003. 447 с.
  97. Т. Л. Математические модели конфликтных ситуаций. М.: Советское Радио, 1977. — 304 с.
  98. Т. JI. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М Радио и связь, 1993.-316 с.
  99. Саати Т. J1. Керне К. Аналитическое планирование: Организация систем. М.: Радио и Связь, 1991. — 345 с.
  100. В.Б. Новые информационные технологии и политика. // Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Общ. ред.: Жуков В. И., Краснов Б. И. М., 1997.- с.752−759.
  101. С.В. Современные концепции управления информационными рисками // УСП Компьюлинк 2003. — № 7 — с. 24
  102. С. В. Современные технологии анализа рисков в информационных системах // PCWEEK. 2001. — № 37
  103. Э.И. Методологические проблемы исследования политической стабильности // Международные исследования. М&bdquo- 1992. № 6.
  104. К.Г. Экономическая эффективность информационных систем М.: ДМК Пресс, 2002. — 251 с.
  105. Д.В. Проект инструментальной системы обработки динамический процессов//Программные системы и инструменты Тематический сборник. М., 2001. Издательский отдел факультета ВМиК МГУ. — № 2
  106. Н. Социология. М.: Феникс, 1994- 786 с.
  107. Стратегия развития России до 2010 года. Концепция // Российская газета. 2000. — № 5
  108. А.И. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни // Основы политической науки, в 2-х ч./ Под ред В. П. Пугачева, ч.1, М., 1993
  109. А.И. Власть в политическом измерении / Вестник МГУ, сер. 12, политические науки, 1997−6-
  110. А.И. Теория принятия государственных решений М.: Издательство университетский гуманитарный лицей, 2004.- 376 с.
  111. А.И. Политическая культура: Проблемное поле метатеории // Вестник. Московского университета. Сер. 12. Политические науки. М., 1995. № 2,3.
  112. А.И. Мозаичная парадигматика российской политологии // Политические исследования. 1998. № 4. с.5−20.
  113. И. Использование нескольких CAD // САМ систем для параллельной обработки данных САПР и графика .- 2001. № 9. — с. 37−69
  114. Ф.У. Информационные технологии для менеджеров М.: Фининсы и статистика, 2002, с. 288−310
  115. М.М. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы, — М:РАГС, 1995- 216 с.
  116. В.Б., Тихомирова И. В. Политическая обстановка в стране и вокруг нее. -М.: Изд-во Росс, экономич. академии, 1992. Гл.Н.
  117. М.М. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы.- М.: РАГС, 1995.
  118. Ю.А. Информационный статус субъектов права. // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения. 1992. -№ 52
  119. Трейси Мейор. Как оценить преимущества ИТ // Computerworld. -2001.-№ 1, с. 24−26
  120. И. Г Изолированное государство / Цит. по Pritchard Carl L. Ed. Risk Management: Concepts and Guidance. Arlington, Va.: ESI International, 2003. — 870 p.
  121. Уайт Оливер Manufacturing Resource Planning: MRP II. Unlocking America’s Productivity M.: Potential, 2003. — 456 c.
  122. Дж. Американское правительство / Пер. Г. А. Стеценко и др. М.: Изд. группа «Прогресс»: Университет, 1995. 509 с.
  123. Д. Психология с точки зрения бихевиориста М.: ВАП.-1997,-406 с.
  124. А. Общее и промышленное управление/ Цит. по Risk it: Increasing // Confidence in IBM Risk Management
  125. Философия политики: В 5 кн. / Авт. колл: Бессонов Б. Н., Ирхин Ю. В. и др. М.: Политиздат, 1993
  126. Финансовый менеджмент / Под ред. акад. Г. Б. Поляка М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-518 с.
  127. Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Thesis. М., 1993. T.I. № 2.
  128. С. Столкновение цивилизаций. // Полис.-1994. № 1.-С.25 -46
  129. О.Ф., Анохин М. Г., Дзлиев М. И. и др. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. М.: Интерпракс, 2004. — 112 с.
  130. Ф. Неокорпоратизм. // Полис. 1997. — № 2. — с. 12 — 14
  131. В.Н. Страхи как фактор социального поведения: международное исследование// Социологический журнал. 1997, № 3.
  132. Е.А. История экономического анализа . М.: Экономическая школа, 2004. — 1664 с.
  133. ЭрроуК. Восприятие риска в психологии и экономической HayKe//Thesis. 1994. № 5.
  134. О.Н. Социология Риска. М.: Издательство LVS, 2003.-192с.
  135. Adams John Principles of Project Management Upper Darby, Pa.: Project Management Institute, 2000. — 560 p.
  136. Adler Nancy J. International Dimensions of Organizational Behavior -Cincinnati: South-Western College Publishing, 1997. 438 p.
  137. American Political and Information Control Society. -W.:Committee on Assurance Services, AICPA. 2003
  138. Almond G. Powell B. Comparative Politics Today: A World View. N.-Y.:1995 — 567 p.
  139. Anderson E. Streetwise: Race, Class and Change in an Urban Community. Chicago: University of Chicago Press, 1990
  140. Baker W. M. Shedding the Bean Counter Image // Management Accounting. 1994. — № 10 — pp. 29−31.
  141. Bado F. A. Project Management: The Attitude—The Mind Set / ProjectWorld Proceedings. V1-A04.: Dec., 1997 — 116 p.
  142. Beck, U. Risk Society. Toward a New Modernity. London: SAGE, 1992/-275 p.
  143. Beckhard Richard and Reuben T. Harris Organizational Transitions: Managing Complex Change, 2nd ed. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1997.-679 p.
  144. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting.- N.Y.: World press, 1973. 304 p.
  145. Bently A. Process of Government. N.-Y., 1998
  146. Blondel J. Comparative Government: An Introduction. Cambridge: 1995. — 245 p.
  147. Boehm Barry W. Software Risk Management .- Los Alamitos: Calif.: IEEE Computer Society Press, 2005. 784 p.
  148. Bjordal E. Risk from a Safety Executive Viewpoint // Risk and Decisions. Hoven J. (Ed.) Chichester: Book Press, 1987.
  149. Bridges William Managing Transitions: Making the Most of Change. -Reading, Mass.: Addison-Wesley, 2001. 87 p.
  150. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1: «The rise of the network society». Vol. 1,2,3: «The power of identity». Vol. 3: «End of millennium» Oxford, and Maiden, Massachussets: Blackwell Publishers, — 1996, 1997, 1998.
  151. Cleland David I. Project Management Strategic Design and Implementation.- New York: McGraw-Hill, 1999. 859 p.
  152. Cooly C.H. Social Organization. N.-Y.: PPM, 1999. — 400 p.
  153. Covello V., MumpowerJ. Risk Analysis and Risk Management: A Historical Perspective // Risk Analysis. 1985/ Vol. 5.
  154. Cunnington, B. Management Accounting: A Profession Under Threat// Australian Accountant. 1983. № 4. — pp. 184−186
  155. Dahl R. A Preface to Democratic Theory Chicago: 1996. — 349 p.
  156. Dahl R. Lindblom Ch. Politics Economics and Welfare. N.-Y.: 1976 -178p
  157. Danning S.H. The globalization of business: The Challenge of 1990. -N.Y.: Low, 1994.-422 p.
  158. De la Torre, J., Neckar D» Forecasting political risks for international operations, International Journal of Forecasting, 1988, 4, p.234
  159. Dorofee A. J. J. A. Walker C. J. Alberts, R. P. Higuera, R. L. Murphy, R. C.
  160. Douglas M., Wildavsky A. Risk and Culture: An Essay on Selection of Technology and Environmental Danger. Berkeley: University of California Press, 1982.
  161. Down A. M. Coleman Absolon, Risk Management for Software Projects. -McGraw-Hill: Book Company Europe, 2004. 45 p.
  162. Drucker Peter F. Managing in a Time of Great Change and Post-Capitalist Society B.:Truman Talley Books, 1995. — 277 p.
  163. Dymond Kenneth M. A Guide to the CMM. U.S.Annapolis: Process Inc., 1995.
  164. Elanie Hall Risk Management Map Pittsburgh, Penn.: Carnegie-Mellon University, 2000. 298 p.
  165. Elliott R.K. Assurance Service Opportunities: Implications for Academia // SB.: Accounting Horizons.- 2003.- Vol. 11, No.4. pp. 61−74
  166. Elliott R.K. and Pallais D.M.Are You Ready for New Assurance Services// Journal of Accountancy. 1997. — № 6. — pp. 47−51.
  167. Fisher Roger and William Ury Getting to Yes. -New York: Penguin Books, 2003. 360 p.
  168. Fleming Quentin W. Cost/Schedule Control Systems Criteria: The Management Guide to C/SCSC. Chicago: Probus Publishing, 1988. — 431. P
  169. Fleming Quentin W. and Joel M. Koppelman, Earned Value Project Management. Upper Darby, Pa.: Project Management Institute, 1996. -214p.
  170. Frame J. Davidson The New Project Management: Tools for an Age of Rapid Change, Corporate Reengineering, and Other Business Realities. -San Francisco: Jossey-Bass, 1994. 108 p.
  171. GartnerGroup book Risk Management/ IBM Library. Atlanta: IBM, 2005
  172. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.
  173. Hammer, M. Reengineering Work: Don’t Automate, Obliterate // Harvard Business Review. 1990. — № 7−8. — pp. 104−112.
  174. Hammer M. Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. GB.: SDMA, 2004. — 576 p.
  175. Hancock M.D. West Germany: The Politics of Corporatism.-N.-J.: Paritet, 2000. 349 p.
  176. Harris, Philip R., and Robert T. Moran, Managing Cultural Differences: Leadership Strategies for a New World of Business, 4th ed. Houston, Texas: Gulf Publishing Co., 1996
  177. Hirsh Sandra Krebs Work It Out: Clues for Solving People Problems at Work. Palo Alto, Calif.: Davies-Black Publishing, 1996. — 34 p.
  178. Ireland, Lewis R. Quality Management for Projects and Programs. Upper Darby, Penn: Project Management Institute, 2001. — 77 p.
  179. Johnson В., Vincent C. The Social and Cultural Construction of Risk. Dordrecht: Publishing Company Reidel, 1987
  180. Kalakota R. and Whinston A. Frontiers of Electronic Commerce. -Reading: MA, Addison Wesley, 2002. 123 p.
  181. Kalakota R. and Whinston A. Electronic Commerce: A Manager’s Guide Reading: MA, Addison Wesley, 1996. 278 p.
  182. Kanabar V. Project Risk Management.-Acton, Mass.: Copley Custom Publishing Group, 1997. 1128 p
  183. Ken Walsh Software Development Risk and Agency Theory // Harvard Business Review. 2003. — № 2. — pp. 13−21.
  184. Kennedy C. Political Risk Management. New York: Quorum Books, 1987.
  185. Kerzner Harold Project Management: A Systems Approach to Planning. Scheduling, and Controlling. New York: Van Nostrand Reinhold, 1998. — 786p.
  186. Kissindger H. Diplomacy. New York: BCG, 1994.
  187. Kostner Jacklyn The Phantom of the Office Without Walls // PMNET work. 2004. — № 8. — 94 p.
  188. Laski H. Foundations of Sovereignty and Studies in the Problem of Sovereignty. L.: Madison, 1921
  189. Lasswel H. On Political Sociology. Chicago: London: Univ. of Chicago press, -546 p.
  190. Lasswel Harold Psuchopathology and Politics. Chicago: Chicago Universiyt Press
  191. Lefebvre H. The Production of Space. Oxford: Basil Blackwell, 1991.
  192. Lindblom Ch. Politics and Markets. N.-Y.: N.-Y. — 197 p.
  193. Luhmann Niklas Globalization Or World Society: How To Conceive Of Modern Society // International Review of Sociology. -1997, Vol. 7.-Issue If p67, 13p
  194. Luhmann Niklas The Modernity Of Science.- Aahn: New German Critique Issue 61, 1994- p9, 16p
  195. Martin Paula K. and Karen Tate Project Management Memory Jogger A Pocket Guide for Project Teams // GOAL/QPC. 2005
  196. McLuhan M. Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y.: Aragona Tools, 1968. — 455 p.
  197. Meredith Jack R. and Samuel J. Mantel, Jr. Project Management: AK Managerial Approach, 3rd ed. New York: John Wiley & Sons, 2000. -1547 p.
  198. MerkhoferM. Decision Science and Social Risk Management: A Comparative Evaluation of cost-benefit analysis, decision analysis, and other formal decision-aiding approaches. Dordrecht: Reidel, 1987.
  199. Mickiewicz E.P. Changing channels: television and the struggle for power in Russia. New York: Oxford University Press, 1997. — 328 p.
  200. Mantovani G. Is Computer-Mediated Communication Intrinsically Apt to Enhance Democracy in Organisations? // Human Relations, 1994, V.47, № 1.
  201. Odegard P. Pressure Politics. Stanford, Calif.: Consulting Psychologists Press, Inc., 2004. — 56 p.
  202. Obradovitch, M.M. and S.E. Stephanou Project Management: Risks and Productivity. Bend, Ore.: Daniel Spencer, 1990. — 398 p. Risk Management
  203. Parker Glenn M. Cross-Functional Teams: Working with Allies, Enemies, and Other Strangers. San Francisco, Calif.: Jossey-Bass, Inc., 2004.228 p.
  204. Parker Glenn M. Team Players and Teamwork: The New Competitive Business Strategy. San Francisco, Calif.: Jossey-Bass, Inc., 2000
  205. Parsons W. Public Policy: An Introduction to Theory and Practice of Policy Analysis. Aldershot: Edgar Elgar, 1995.
  206. Parsons T. The system of modern societies .- IBM Library 2005
  207. PMBOK / Confidence in IBM Risk Management
  208. Perry William E. Quality Assurance for Information Systems. -Wellesley, MA: QED Information Sciences, Inc., 2001. 24 p.
  209. Peters Thomas Thriving on Chaos: Handbook for a Management Revolution. New York: Knopf, 2005. — 94 p.
  210. Pickering, J. M. and King, J. L. Hardwiring Weak Ties: Interorganizational Computermediated Communication, Occupational Communitieis, and Organizational Change. Organization Science, 1995
  211. Plummer Donald H. Productivity Management: Keane’s Project Management Approach for Systems Development. Keane, Inc, 1999. -23 p.
  212. Porter, Elias H. Strength Deployment Inventory.- Pacific Palisades, Calif.: Personal Strengths Publishing, 1992. 267 p.
  213. Pritchard Carl L. Ed. Risk Management: Concepts and Guidance. -Arlington, Va.: ESI International, 2003. 870 p. Risk Management
  214. Project Management Institute A Guide to the Project Management Body of Knowledge // Upper Darby, Pa.: Project Management Institute. 2005. — № 1
  215. Risk it: Increasing // Confidence in IBM Risk Management
  216. Risk Management For Software Projects // Confidence in IBM Risk Management
  217. Robert A. LeVine. Culture Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. Chicago: Aldine Publishing Company, 1974. — 62 p.
  218. SchrivaR. What Are We Talking About When We Talk About «Risk»? Critical Survey of Risk and Risk Preference Theories. Laxenburg: International Institute for Applied Systems Analysis, 1978.
  219. Spiro M.E. Social Systems, Personality and Functional Analysis. Studying Personality Cross-Culturally. Evanston. Kaplan, В., 111.: Row, Peterson, 1999
  220. Spiro M.E. Kabbutz: Venture in Utopia. Cambridge, Mass. // Harvard Business Review. 2004. — № 6. — pp. 43−58.
  221. Spiro, M.E. Religion: Problems of Definition and Explanation // Antrjpological Approaches in the Study of Religion. АСА Monograph 3.L., Tavistock. № 7
  222. Skinner Bernard Since and behavior. London: FL, 1987
  223. The Computer Age: A Twenty Year View. / Eds.: Dertouzos M.L., Moses J. Cambridge: Mass, 1996. — 1358 p.
  224. The Economist. Confidential Report 2002. September 23−29
  225. The Social and Cultural Construction of Risk // Branden B. Johnson, Vincent T. Covello (Eds.) Dordrecht: Reidel Publishing Company, 1987.
  226. Tolman Boring E. G Cognitive maps in rats and men / Psychological Review. 1948.- № 55 /4 pp. 189—208.
  227. Treacy Michael and Fred Wiersema The Discipline of Market Leaders. -Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1995. Ch. 4, 6, and 8.
  228. Truman D. The Governmental Process. N.-Y.: York INK, 1998
  229. Turban, E. Lee, J. King, D and Chung, H. M., Electronic Commerce: A Managerial Perspective // Harvard Business Review. 2001. — № 7. — pp. 22−23.
  230. U.S. District Court for the Southern District of New York// Final Judgment, Consent Decree.-1987
  231. Verma Vijay K. Organizing Projects for Success: The Human Aspects of Project Management, Volume One, 2,3. Upper Darby, Penn.: Project Management Institute, 1995. — 546 p.
  232. West Jimmie L. Ph.D. Conflict in a Project Environment: Insight and Strategies // Proceedings from Project World Conference, 2005.
  233. Wheelwright Steven С. and Kim B. Clark Revolutionizing Product Development: Quantum Leaps in Speed, Efficiency, and Quality. New York: Macmillan, Free Press, 1992. — 15 p.
  234. Wideman R. M. Project and Program Risk Management: A Guide to Managing Project Risk and Opportunities, vol. 6 of The PMBOK Handbook Series. Upper Darby, Penn.: Project Management Institute, 2005 // Confidence in IBM Risk Management
  235. Wigand R. T. Electronic Commerce: Definition, Theory, and Context // The Information Society. 2001 .- № 13. — pp. 1−16.
  236. Williamson P.J. Variates of Corporatism: Theory and Practice // Harvard Business Review. 1999. — № 11. — pp. 16−37.
  237. Williams U. T. Continuous Risk Management Guidebook. -Pittsburgh, Penn.: Carnegie-Mellon University, 1997. 876 p.
  238. Wilson G. Business and Politics Insight and Strategies // Proceedings from Project World Conference, 2005.
  239. Zeigler H Interest Groups. // Encyclopedia of Government and Politics. -N.-Y.: NY, 2004
Заполнить форму текущей работой