Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Светское государство и религиозный радикализм: политические аспекты: на примере Индии конца XX — начала XXI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Религиозный радикализм в его фундаменталистском варианте — явление крайне сложное и противоречивое. Исторически фундаментализм можно рассматривать, с одной стороны, как феномен внезапно (по меркам «Большой истории») возникший в начале XIX в., как консервативную реакцию в кругу приверженцев крайне «левых» версий американского протестантизма, прежде всего среди пресвитериан, баптистов и методистов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 4. ИСТОРИОГРАФИЯ

Светское государство и религиозный радикализм: политические аспекты: на примере Индии конца XX — начала XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Тема диссертационной работы представляется особенно актуальной сейчас, когда религиозный радикализм, под знаком которого мы живем с последней четверти XX столетия, начинает реально, зримо сказываться на всех сторонах бытия современного человечества, вторгается в повседневную жизнь рядового американца, россиянина, индийца и т. д., угрожая их безопасности. Исследовать коллизию между светской государственностью и религиозным радикализмом как политический феномен, попытаться понять его генезис и динамику развития — вот цель, которую преследует данная работа, злободневность проблематики которой в условиях нынешней России очевидна.

Современный интерес политической науки к различным аспектам проблемы построения секулярной демократии на Востоке отнюдь не случаен. Распад колониальных империй после Второй мировой войны поставил перед политологами вопрос о возможности «экспорта» западных демократических институтов в освободившиеся страны при формировании там новых политических1 систем. Этот аспект взаимодействия и, одновременно, — противостояния Запада и Востока, давший классический пример их взаимоотношений, включает в себя проблемы политической мысли и политической практики, эволюции политических институтов, их правовых оснований и норм в области секулярного устроения государственной системы в условиях (как правило) поликонфессионального общества.

Вопросы индусского, мусульманского, сикхского коммунализма (деления по общинному принципу) сами по себе, в отдельности, так или иначе, разработаны в отечественной литературе, однако, проблема противостояния светской государственности и идеологии индуизации (хиндутвы) комплексного освещения все еще не получила. Поэтому актуальность и научная значимость данной работы определяется тем, что она является попыткой комплексного исследования указанной проблемы с использованием различных подходов, в том числе компаративистского и междисциплинарного.

Проанализировать процесс секуляризации, в частности, то, как он переосмысливается новыми индийскими элитами на современном этапе развития политической системы страны, — значит, раскрыть важность секулярных основ Конституции Индии, показать, что «секуляризм для Индии не просто характерная черта, но вопрос выживания"1.

Необходимо особо подчеркнуть значимость информационно-технологических предпосылок современного религиозного радикализма при формировании его массовой базы. Электронные СМИ с их приматом образа над словом, стереотипа над размышлением, лозунга над теорией — мощное средство мобилизации и интеграции маргинализированных индивидов, групп, социальных и этнических массивов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ коллизии светского государственного устройства и религиозного радикализма в современной Индии позволяет выявить и определить специфику таких феноменов, как секуляризм, фундаментализм и толерантность на Востоке. Однако проблематика не замыкается исключительно Востоком, но имеет прямое отношение, как к своим Западным истокам, так и к политическим судьбам России.

Несмотря на то, что индийский страноведческий материал весьма специфичен и изучение его обладает безусловной самостоятельной ценностью, опыт Индии в решении обозначенной в заглавии диссертационной работы проблемы и усвоение уроков из ошибок индийских политических элит на этом пути имеет важнейшее значение для судеб всего мирового сообщества. Интенсивная работа с индийскими материалами позволяет сделать в заключение ряд замечаний и коротко остановиться на тех итогах работы, которые представляется важным выделить особо.

Секуляризм и сопутствующая ему веротерпимость/толерантность, с одной стороны, фундаментализм с его религиозной непримиримостью (или даже фанатизмом) — с другой, и связанные с ними общественно-политические установки и действия в условиях современной Индии являют собой сложную и во многом противоречивую картину. Они отражают скорее прагматические аспекты политической борьбы, нежели продуманную теорию и следование ей. Позиции ИНК и Бхаратия джаната парти (БДП) на политической арене испытывают всё большее давление со стороны сторонников «шафранизации». Светские, секулярные настроения господствовали среди брахманской элиты в период борьбы за независимость. С приходом к власти новой политической элиты из средних и даже низших каст идея индуизации в более или менее жесткой форме (соответственно в БДП и в ИНК) постепенно становится преобладающей в политическом поле Индии.

Анализ процессов секуляризации с точки зрения теории нации, выявление неявных установок в идеологическом противоборстве модернистов и примордиалистов способны дать новое, более полное видение картины политических реалий современной Индии. Несомненно, что установки сторонников хиндутвы, усматривающих в национализме исконный, данный Богом порядок, вступают в противоречие с модернистской идеей «строительства нации», на каком бы принципе (территориальном, языковом, этническом или религиозном) она не зиждилась. Одно осознание этого факта кажется нам весьма продуктивным в плане развития политического диалога, поскольку ощущение того, что стороны порой не слышат друг друга, не оставляет многих аналитиков межобщинного противостояния в Индии.

РСС, несомненно, играет до сих пор определяющую роль в противодействии светским конституционным основам Индии. В последнее время эта организация, как и родственные структуры «Сагнх паривар» — партия Джаната, а затем БДП, отходят от жесткой антимусульманской риторики и претерпевают формальную демократизацию. Однако, несмотря на это, все они по-прежнему исповедуют идеологию хиндутвы, что особенно явно просматривается в периоды избирательных кампаний. Само существование и, тем более, несомненные успехи этой организации дают основания усомниться в успешности секулярного проекта в Индии, по крайней мере, при сохранении тех тенденций развития, которые преобладают в последние годы.

Несмотря на то, что существует немалый массив сугубо страноведческих, исторических или социологических разработок проблемы индусского, мусульманского коммунализма, тема политической коллизии светского государственного устройства в поликонфессиональной и полиэтнничной Индии вплоть до самого последнего времени не стала в достаточной степени предметом специального политологического осмысления. Необходимость такого анализа, в какой-то мере, была призвана восполнить эта диссертационная работа.

Религиозный радикализм в его фундаменталистском варианте — явление крайне сложное и противоречивое. Исторически фундаментализм можно рассматривать, с одной стороны, как феномен внезапно (по меркам «Большой истории») возникший в начале XIX в., как консервативную реакцию в кругу приверженцев крайне «левых» версий американского протестантизма, прежде всего среди пресвитериан, баптистов и методистов. С другой стороны, если попытаться разобраться в сути самой попытки радикализации — религиозном обновлении путём возвращения к истокам, то внутри интенций, заложенных в фундаментализме как в способе «обновления мира» можно проследить и древнейшие мифо-магические корни. Религиозный радикализм как феномен последней трети XX в. в массовом сознании прочно ассоциирован с исламским фундаментализмом. Это, безусловно, имеет под собой ряд оснований. По крайней мере, движение, вдохновлённое харизматическим лидерством Хомейни и ведомое иранскими муллами, было наиболее эффективным из всех движений фундаменталистского толка в исламе (если не в достижении конечных целей, то в мобилизации поддержки), но далеко не единственным. Практически в каждой исламской стране и среди мусульманских меньшинств по всему миру существуют мощные и «пассионарные» движения за возрождение ислама.

Ситуация в Индии не является здесь исключением, однако если фундаменталистские тенденции внутри ислама приковывают к себе внимание мировой общественности и тщательно изучаются в академической среде, то возрожденческие тенденции индуизма, а особенно его этнонациональная составляющая, примордиальная основа всё ещё остаются изучены в значительно меньшей степени. Проблема коллизии просветительского наследия и современного «электронного» фундаментализма в формах религиозного возрожденчества в сегодняшнем мире касается по существу всех регионов, народов и вер. Помимо структурного анализа неявных предпосылок межобщинной вражды и анализа реальной секулярнй демократии современной Индии, на суд научного сообщества был вынесен тезис о сущностном противоречии секулярных концепций «строительства нации» по территориальному принципу и примордиальных мотивов националистической идеологии хиндутвы. Как мне представляется, разбор основ, базовых парадигм этих концепций способен отчасти объяснить всё возрастающую сложность внутреннего диалога между ними, приводящую к вспышкам насилия и межобщинной агрессии.

Перед современной мировой политической культурой, стоит острая проблема столкновения зачастую слабо осознаваемых примордиальных установок широких политизированных масс населения, и необходимостью сохранения стабильности гражданского общества, приматом ценности современных национальных/многонациональных государств. Для граждан этих государств с особой остротой встаёт вопрос отстаивания собственной религиозной, этнической и языковой идентичности человека и его лояльности как гражданина, его включенностью в современные институты гражданского общества. Таким образом, коллизия религиозного радикализма и секулярного демократического государства ставит задачи не только перед элитами, культурой принятия ими решений, но и культурой участия, культурой индивидов, групп и институтов.

Как ни насущна проблема охранения культурного и религиозного наследия, как ни остаются актуальными и действенными древние идентичности, все мы прибываем в мире, где тасуются колоды массовых миграций людей, образов, технологий и инноваций. Поэтому всё актуальнее становится политический дискурс свободный от традиционалистских крайностей, представляющих зримую угрозу для политической системы современных национальных государств. Опасения традиционалистов, прежде всего, оправдываются тем, что выстроенная, а не примордиальная национальная идентичность, будучи деконструированной, осознанной как «сфабрикованная», ненадёжна и должна, по их мнению, фрагментироваться и распадаться на свои отдельные составляющие. Но подобное понимание не учитывает социально-политическую действительность современной нации, узы преданности и принадлежности, которые ощущаются людьми в качестве несомненной политической реальности, например, изнутри современных многонациональных государств Запада. Культурные источники и традиции, которые до сих пор составляли основу для многих наций, наделяли их осязаемой реальностью, не столь надёжны, как представляют себе примордиалисты, особенно в условиях, когда процессы включения огромных людских массивов в современные отношения всё более ускоряются. Конечно, при условии, что эти процессы будут происходить при глубоком, неформальном уважении личных и групповых прав людей и здесь ключевую роль призваны сыграть наиболее вдумчивые круги интеллектуальной элиты, интеллигенции, которые при принятии решений должны стараться просчитывать и долгосрочные перспективы и последствия своих действий и решений.

Состояться и быть гражданской нацией, по сути, остаётся самой универсальной и легитимной ценностью в политической жизни нашего времени. Индия и Россия, как, впрочем, и весь остальной мир, находится лишь в самом начале пути соотнесения императивов культурной преемственности и современности, «постулатами древней истины» и реальностями современной индивидуальной, общинной и общегражданской идентичности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги одного, двух и трёх авторов
  2. Л.Б. Индийские идентичности в условиях модернизации // Глобалнзазия и поиски национальной идентичности в странах Востока. Учебное пособие. М.: МГИМО, 1999.
  3. Л.Б. Индусско-мусульманский конфликт в Индии // Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. М.: Навона, 2005.
  4. Л.Б. Политическая система и политическая культура Индии // Политические системы и политические культуры Востока. М.: «Восток-Запад», 2006.
  5. К.Ш. Некоторые аспекты идеологии и практики коммунализма // Религия и общественная жизнь в Индии. М.: Наука, 1983.
  6. С.А. Сепаратизм в Индии. М.: ИВ РАН, 2003.
  7. В.Я. Глобализация и поиски путей национальной идентичности в Индии и странах Южной Азии // Глобалнзазия и поиски национальной идентичности в странах Востока. Учебное пособие. М.: МГИМО, 1999.
  8. А.Г. Идеология и политика современного индусского коммунализма. -М.: ИНИОН, 1984.
  9. А.Г. Мусульманский коммунализм в Индии. М.: ИНИОН, 1988.
  10. А.Г. Сикхский экстремизм: идеологические концепции и террористическая практика. -М.: ИНИОН, 1987.
  11. А.Г., Фурман Д. Е. Сикхи и индусы: религия, политика, терроризм. -М.: ГРВЛ., 1992.
  12. Е.Ю. Основные ценности и институты индийской цивилизации. М.: /Препринт/, 2002.
  13. Е.Ю. Человек, время, религия // Вопросы истории. 1995. — № 3.
  14. А.Г. Демократия и гражданское общество: Индия (опыт сравнительно-исторического исследования). Дисс. докт. ист. наук. М.: ИВ РАН, 1993.
  15. А.Г. Индия: Становление институтов буржуазной демократии. М.: Наука, 1989.
  16. А. Г. Широков Г. К. Индия 90-х годов: политическая экономия «второй республики» // Индия и мир. М., 2000.
  17. И.П. Религиозная идентичность и политика национальной интеграции в Индии // Религия и конфликты. Отв. ред. А. Малашенко и С. Филатов. -М.: РОССПЭН, 2007.
  18. Индия: кодекс поведения политических партий и кандидатов / Предисловие, перевод с английского, комментарии Э. Н. Комарова. М.: Восток, 1995. — № 5.
  19. Кара-Мурза С. Г. Нация делает государство легитимным // Академия Тринитаризма. -М., Эл № 77−6567. -Публ.13 965. 02.11.2006.
  20. В. Айодхья мина замедленного действия // Азия и Африка сегодня. -М., 2001. -№ 11.
  21. В.П. Под шафрановым флагом // Азия и Африка сегодня. № 7. 2007.
  22. .И. Религия и конфликт в Индии. М.: ИВ РАН, 2002.
  23. Э.Н. Политическое развитие независимой Индии. Основные формы, этапы и закономерности // Индия в глобальной политике. Внешние и внутренние аспекты. Материалы научного семинара. М.: ИВ РАН, 2003
  24. А.Д. Секуляризм в Индии: мировоззренческие аспекты / Религия и общественная жизнь в Индии. М.: Наука, 1983.
  25. С.И. Индия в глобализирующемся мире. М.: М. О, 2003. — С. 172−185.
  26. С. И. Широков Г. К. Россия, Индия, Китай в современных глобальных процессах // МОНФ. М., 1998.
  27. Е.Б. Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока XIX—XX вв.ека. М.: Наука, 1990.
  28. Е.Б., Белъский А. Г. Индия и Россия: Фундаменталистский вызов // Рашковский Е. Б. На оси времён. -М.: Прогресс-Традиция, 1999.
  29. Р.Б. Религиозный фактор в социально-политическом развитии Индии (новое и новейшее время) и роль индусского коммунализма. М.: Наука, 1991. -34 с.
  30. Н.А. Страны Востока: пути развития. М.: Наука, 1975.
  31. Т.Г. Эпоха бенгальского возрождения: история социокультурного синтеза // Индийские исследования в странах СНГ. Материалы научной конференции. М.: ИВ РАН, 2007.
  32. А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики // ПОЛИС, 2005. № 4.
  33. Э.Ю. И.Кант: этический ответ на вызов эпохи секуляризации. М., 2006.
  34. В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. -М.: Наука, 2003.
  35. Ф. Бхаратия Джаната партии путь к власти // Азия и Африка сегодня. — 2003. — № 7, 8.
  36. Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.: Наука, 1994.1. Диссертации
  37. СД. Проблемы понимания индийской культуры. Дисс. докт. философ, наук. М.: РГГУ, 2003.
  38. Т.Г. Проблема предоставления Индии независимости в политике лейбористского правительства 1945−1951 гг. Дисс. канд. ист. наук. -Пензенский ГПУ, 2000.
  39. Издания, не имеющие индивидуального автора Сборники с общим названием
  40. Древо индуизма. М.: Вост. лит., 1999.
  41. Общественная мысль Индии: прошлое и настоящее. М.: Наука, 1989.
  42. Религии и атеизм в Индии. М.: Наука, 1973.
  43. Религия и общественная жизнь в Индии. М.: Наука, 1983.1. Переводные издания
  44. О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1909.
  45. А.Б. Индия на пути в будущее. М.: ИВ РАН, 2001.
  46. М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований (серия «Миф, религия, культура»). М.: ВГБИЛ, «Рудомино», СПб: «Университетская книга», 1997.
  47. М. Аспекты мифа. М., 2005.
  48. Справочно-аналитические издания
  49. Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. М.: Ариаварта-Пресс, 2005.1. Материалы конференций
  50. Индийская цивилизация в глобализирующемся мире. По материалам международной конференции. М.: ИМЭМО РАН, 2005.1. Словари
  51. Ю. Б. Емельянов В.В. Ислам: Карманный словарь. СПб: Амфора, 2002.
  52. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского A.M. М.: Республика, 1996.
  53. С.В. Индуизм: Йога, татнтризм, кришнаизм. Карманный словарь. -СПб.: Амфора, 2002.
  54. Составная часть документа .из сборника
  55. Т.Г. Развитие ринципа надконфеееионального единства в эпоху Бенгальского Возрождения. Исторические записки // Межвузовский сборник научных трудов. Пенза: ПГПУ, — 2002. — Вып. VI. — С. 17−23.из газеты
  56. Дж. Хиндутва в опасности! Смогут ли новые власти Индии ограничить проявления религиозного экстремизма // Независимая газета. -2004. 2 июня.
  57. В. Огнепоклонники бьют тревогу // Независимая газета. 2005. — 7 декабря. Агравал П. Индия: квоты для низших каст // La Monde diplommatique. Русское издание. — 2007. — № 5 — С. 3.
  58. Н. Когда мифы оживают: Индийские боги разъезжают на колесницах по улицам г. Пури / Независимая газета. 2005. — 5 октября.
  59. Д. Львы Золотого храма // Независимая газета. 2005. — 10 августа.
  60. Ю. Духовное одиночество: Когда Неру ушел со сцены, идеализм и величие покинули индийских политиков // Независимая газета. 2004. — 1 декабря.
  61. Ю. Традиции гандизма продолжит сикх: Новый премьер-министр обещает разрядить напряженность между религиозными общинами // Независимая газета. 2004. — 26 мая.
  62. В. По американско-израильскому образцу: Индия создаёт в Москве технологический центр // Независимая газета. 2005. — 13 сентября.1. Западные издания
  63. Atom J. Tradition in India Under Interpretive Stress: Interrogating its Claims. -1994.
  64. Alter J. The Wrestler’s Body: Identity and Ideology in North India. Berkeley: University of California Press, 1992.
  65. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso, 1983.
  66. Anderson W.K. Damle S.D. The Brotherhood in Saffron: The Rashtriya Swayamsevak Sangh and Hindu Revivalism. New Delhi: Vistaar Publications, 1987.
  67. Anthias F. Connecting Race and Ethnic Phenomena // Sociology. 1992. — Vol. 26(3).
  68. Anthias F. Rethinking Social Divisions: Some Notes Towards a Theoretical Framework // Sociological Review. 1998. — Vol. 46(3).
  69. Appiah A.K. Racisms. / Goldberg D.T. (ed.) Anatomy of Racism. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1990.
  70. Arjomand S.A. From Nationalism to Revolutionary Islam. London: Macmillan, 1984.
  71. Arjomand S.A. The Political Dimensions of Religion. Albany: State University of New York, 1993.
  72. Armstrong J. A. Nations before nationalism. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1982.
  73. Baber Z. After Ayodhya: Politics, Religion and the Emerging Culture of Academic Anti-Secularism // Dialectical Anthropology. 1996. — № 21 (3).
  74. Baber Z. Communal Conflict and the Nostalgic Imagination in India // Journal of Contemporary Asia. 1998. — № 28(1).
  75. Baber Z. The Science of Empire: Scientific Knowledge, Civilization and Colonial Rule in India. Albany: State University of New York Press, 1996.
  76. Balibar E. Is there a Neo-racism? // Balibar E. Wallerstein I. Race, Nation, Class: Ambiguous Identities. New York: Verso, 1991.
  77. Balibar E. Paradoxes of Universality // David T. Goldberg Anatomy of Racism. -1990.
  78. Ballantyne T. Orientalism and Race: Aryanism in the British Empire. New York: Palgrave, 2002.
  79. Basu A. Feminism Inverted: The Real Women and Gendered Imagery of Hindu Nationalism // Bulletin of Concerned Asian Scholars. 1994. — Vol. 25(4).
  80. Basu A. Why Local Riots are not Simply Local // Theory and Society. 1995. -Vol. 24.
  81. Bayly C.A. The Pre-History of Communalism? Religious Conflict in India, 17 001 860 // Modern Asian Studies. 1985. — Vol. 19(2).
  82. Bechford J.A. Social Theory and Religion. Cambridge University Press, 2003.
  83. Beteille A. Secularism and Intellectuals // Economic and Political Weekly. 1994. — 5 March.
  84. Beteille A. Race and Caste // The Hindu. 2001. — 10 March.
  85. Bhatnagar Y. Hours of Anti-India, Anti-Hindutva Rhetoric at «Indian» Muslim Meet. // A Magazine On World Affairs. International Opinion. 2003. — 1 July.
  86. Bonilla-Silva E. Rethinking Racism // American Sociological Review. 1997. -Vol. 62(3).
  87. Border Crossings: Toward a Comparative Political Theory / Dallmayr F.R. (ed.) -Lexington Books. 1999.
  88. Brah A. Time, Place, and Others: Discourses of Race, Nation, and Ethnicity. // Sociology. 1994. — Vol. 28(3).
  89. Brass P. Language, Religion and Politics in North India. Cambridge: Cambridge University Press, 1974.
  90. Brubaker R. Myths and Misconceptions in the Study of Nationalism I I The State of the Nation. Ernest Gellner and the Theory of Nationalism / John Hall (Ed.). Cambridge: UK., 1998.
  91. Brubaker R. Nationalism Reframed: Nationhood and the Nation Question // New Europe. Cambridge University Press, 1996.
  92. Budd S. Varieties of unbelief: Atheists and agnostics in English society (1850−1960).-London, 1977.
  93. Calhoun С. Nationalism. Buckingham: Open University Press, 1997.
  94. Calhoun C. Social Theory and the Politics of Identity // Social Theory and the Politics of Identity / Craig Calhoun (ed.) Cambridge, MA: Blackwell, 1994.
  95. Chatterjee P. Nationalist Thought and the Cjlonial World: A Derivative Discourse. London: Zed Books, 1986.
  96. Daniel G. Organized Hinduisms: From Vedic Truth to Hindu Nation. / Marty M. Scott R. (ed.) Fundamentalisms Observed, The Fundamentalism Project Chicago: University of Chicago Press, 1991. — Vol. 1
  97. Das V. Differences and Division as Designs for Life / Carla Borden (ed.) Contemporary Indian Tradition: Voices on Cultures, Nature and the Challenge of Change. Washington, DC: Smithsonian Institution Press, 1989.
  98. Datta P.K. Dying Hindus: Production of Hindu Communal Commonsense in Early 20th Century Bengal 11 Economic and Political Weekly. 1993. — June 19.
  99. De Roover J. The Vacuity of Secularism // EPW Special Article. 2002. — 28 September.
  100. Deutsch K. Foltz W. Nation-Bilding. New York: Atherton Press, 1963.
  101. Dumont L. Homo Hierarchicus. London: Paladin, 1972.
  102. Friedland R. When God Walks in History: The Institutional Politics of Religious Nationalism, International Sociology. 1999. -№ 14(3).
  103. Geertz C. Thoughts on Researching Nationalism // Manuscript. Understanding Nationalism workshop. Princeton University, 1997. — 4−6 December.
  104. Gellner E. Nations and Nationalism. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1983.
  105. Geoff E. Nationalism and social history // Social History. 1981. — Vol. 6.1.
  106. Goldberg D.T. The Social Formation of Racist Discourse / David Theo Goldberg (ed.) Anatomy of Racism. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1990.
  107. Gopal S. Anatomy of a Confrontation: Ayodhya and the Rise of Communal Politics in India. London-New Jersey: Zed Books, 1993.
  108. Gore M.S. The Social Context of an Ideology: Ambedkar’s Political and Social Thought. Sage Publications Pvt. Ltd, 1994.
  109. Graham B.D. Hindu Nationalism and Indian Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  110. Guneratne A.R. Mediating the Rise of Neo-Nationalism in India: Television, Cinema and Carnival // Social Identities. 1998. — Vol. 4(2).
  111. Gupta D. The Context of Ethnicity: Sikh Identity in a Comparative Perspective. -New York: Oxford University Press, 1996.
  112. Hansen T.B. The Saffron Wave: Democracy and Hindu Nationalism in Modern India. Princeton. NJ: Princeton University Press, 1999.
  113. Holyoake G.J. English Secularism: A Confession of Belief. London: Austin & Co., 1896.
  114. Holyoake G.J. The Principles of Secularism. London: Austin & Co., 1871.
  115. Horsman M. Marshhall A. After the Nation-State. London: Harpet Collins, 1994.
  116. Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. -New York: Simon and Schuster, 1996.
  117. Ignatiev N. How the Irish Became White. New York: Routledge, 1995.
  118. Jacobsohn G.J. The Wheel of Law India’s Secularism in Comparative Constitutional Context. Princeton University Press, 2003.
  119. Jaffrelot C. Hindu Nationalism: Strategic Syncretism in Ideology Building // Economic and Political Weekly. 1993. — 20−27 March.
  120. Jaffrelot C. The Hindu Nationalist Movement in India. New York: Columbia University Press, 1996.
  121. Jahagirdar J.R.A. Secularism in India. International Humanist and Ethical Union // The world union of Humanist organizations, (unpublished manuscript) URL: http://www.iheu.org/node/298.
  122. Jasper J.M. The Art of Moral Protest. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1997.
  123. Juergensmeyer M. The New Cold War? Religious Nationalism Confronts the Secular State. Berkeley, CA: University of California Press, 1993.
  124. Karunakar L.V. Supreme Court Judgement on Hindutva // Independed Media Center. (http://india.indvmedia.org/en/2003/01/3028.shtml) 2003. -31. January.
  125. Katzenstein M.F. Ethnicity and Equality: The Shiv Sena Party and Preferential Policies in Bombay. Ithaca and London: Cornell University Press, 1979.
  126. Keddie N. The New Religious Politics: Where, When, and Why do «Fundamentalisms» Appear?'// Comparative Studies in Society and History.1998.-Vol. 40(4).
  127. Kedourie E. Introduction in Ellie Kedourie // Nationalism in Asia and Africa. -New York, Cleveland: Meridian Books, 1970.
  128. Kedourie E. Nationalism in Asia and Africa. London: Weidenfeld and Nicolson, 1971.
  129. Kedourie E. Nationalism. London: Hutchinson, 1960.
  130. Li P. Race and Ethnic Relations in Canada. Toronto: Oxford University Press, 1999.
  131. Ludden D. Contesting the Nation: Religion, Community, and the Politics of Democracy in India. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 1996.
  132. Madan T.N. Secularism and the Intellectuals / Economic and Political Weekly. -1994.-April № 30.
  133. Madan T.N. Secularism in Its Place // The Journal of Asian Studies. 1987. — Vol. 46. -№ 4. (November).
  134. Marx A.W. Making Race and Nation: A Comparison of the United States, South Africa and Brazil. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
  135. McClane J. R. The Early Congress, Hindu Populism and the Wider Society // Richard Sisson and Stanley Wolpert, eds., Congress and Indian Nationalism. -Berkeley: University of California Press, 1988.
  136. McNeill W. The Pursuit of Power. Chicago: University of Chicago Press, 1982.
  137. Miles R. Racism after Race Relation. NY.: Routledge, 1993.
  138. Miles R. Racism. NY: Routledge, 1991.
  139. Modood T. Berthoud R. Nazroo J. Race, Racism and Ethnicity // Sociology. -2002.-Vol. 36(2).
  140. Mukherji U.N. Hindus: A Dying Race. Calcutta, 1909.
  141. Mushiral H. Indian Muslim’s since independence: in search of integration and identity // Third world. L., 1998. — Vol. 10. — № 2.
  142. Nairn T. The Break-up of Britan: Crisis and Neo-Nationalism. London: New Left Books, 1977.
  143. Needham A.D. Rajan R.S. The Crisis of Secularism in India. New Delhi: Permanent Black, 2007.
  144. Nehru J. The Discovery of India New York: Anchor Books, 1960.
  145. Omi M. Winant H. Racial Formation in the United States. New York: Routledge, 1994.
  146. Omvedt G. The UN, Racism and Caste // The Hindu. 2001. — 11 April.
  147. Pandian M.S.S. Race and Caste // (unpublished manuscript) URL: http://www.uiowa.edu/~intl/ACAD/sasp/SASPBevond DurbanPAPERS. 2004. -May.
  148. Patterson O. Rituals of Blood: Consequences of Slavery in Two American Centuries. New York: Basic Civitas, 1998.
  149. Philips С. H. The Evolution of India and Pakistan, 1858−1947. London: Oxford University Press, 1962.
  150. Pollock S. Ramayana and Political Imagination in India // Journal of Asian Studies. 1993.-Vol. 52(2).
  151. Rex J. The Concept of Race in Sociological Theory // Sami Zubaida. Race and Racialism. London: Tavistock, 1970.
  152. Rushdie S. In Good Faith. London: Granta, 1991.
  153. Rushdie S. The New Age of India // The Washington Post. 2004. — May 14.
  154. Said E. Orientalism. London: Routledge and Kegan Paul, 1978.
  155. Sarkar S. Indian Nationalism and the Politics of Hindutva / David Ludden (ed.) Contesting the Nation. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1996.
  156. Schechtman J. B. Evacuee Property in India and Pakistan // Pacific Affairs. -University ofBritish Columbia, 1951. -P. 406−413. Vol. 24. -№ 4.
  157. SeguyJ. Christianisme et societe. Paris: Editions du Cerf, 1980.
  158. Sen A.K. The Argumentative Indian: Writings On Indian History, Culture and Identity. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1977.
  159. Sinha M. Colonial Masculinity: The Manly Englishman and the Effeminate Bengali in the Late Nineteenth Century. Manchester: Manchester University Press, 1995.
  160. Smith A.D. Nationalism and Modernism. London-NY., 1998.
  161. Smith D.E. India as a Secular State. Princeton: Oxford University Press, 1963.
  162. Smith K. Some Critical Observations on the Use of the Concept of Ethnicity, Modood et al., Ethnic Minorities in Britain // Sociology. 2002. — Vol. 36(2).
  163. Solomos J. Back L. Conceptualizing Racisms: Social Theory, Politics and Research // Sociology. 1994. — Vol. 28(1).
  164. Stuligross D.P. A Piece of Land to Call One’s Own: Multicultural Federalism and Institutional Innovation in India. Berkeley: University of California, 2001.
  165. Swamy A. R. The Nation, the People and the Poor: Sandwich Tactics in Party Competition and Policy Formation, India, 1931−1996: Ph.D. diss. Berkeley: University of California, 1996.
  166. Talbot C. Inscribing the Other, Inscribing the Self: Hindu-Muslim Relations in Pre-Colonial India // Comparative Studies in Society and History. 1995. — Vol. 37(4).
  167. Tambiah S. Leveling Crowds: Ethnonationalist Conflict and Collective Violence in India. Berkeley, CA: University of California Press, 1996.
  168. Taylor Ch. Modes of Secularism / Bhargava R. Secularism and its Critics. -Oxford: Oxford University Press, 1998.
  169. Thapar R. Communalism and History in India. // (unpublished manuscript) URL: http://www.altindia.net/documentation/rtthpar.htm.
  170. Thapar R. Imagined Religious Communities? Ancient History and the Modern Search for a Hindu Identity // Modern Asian Studies. 1989. — Vol. 23(2).
  171. Thapar R. The Image of the Barbarian in Early India // Comparative Studies in Society and History. 1971. — Vol. 13(4).
  172. Trautmann T.R. Aryans and British India. Berkeley. CA: University of California Press, 1997.
  173. Tschannen O. Les theories de la secularisation. Geneve: Droz., 1992.
  174. Upadhyaya P. The Politics of Indian Secularism // Modern Asian Studies. 1992. -№ 26(4).
  175. Vanaik A. The Furies of Indian Communalism: Religion, Modernity and Secularization. New York: Verso, 1997.
  176. Varshney A. Ethnic Conflict and Civic Life: Hindus and Muslims in India. New Haven, CT: Yale University Press, 2002.
  177. Wacquant L. Toward an Analytic of Racial Domination // Political Power and Social Theory. 1997. — Vol. 11.
  178. Wallerstein I. Social Conflict in Post-Independence Black Africa: The Concepts of Race and Status-Group Reconsidered // Balibar E. Wallerstein I. (ed.) Race, Nation, Class: Ambiguous Identities. New York: Verso, 1991.
  179. Wallerstein I. The Construction of Peoplehood: Racism, Nationalism, Ethnicity // Race, Nation, Class: Ambiguous Identities / Balibar E. Wallerstein I. (ed.) New York: Verso, 1991.
  180. Wieviorka M. The Arena of Racism. London: Sage, 1995.
  181. Yuval-Davis N. Gender and Nation. London: Sage, 1997.1. Индийские издания
  182. Ahmad Nafls. The Jana Sangh and The Muslims. New Delhi: SVC, 1971.
  183. Baba Gurmukh Singh. BJP is the true benefactor of Muslims // The Times of India.- 1998.- 2 June.
  184. Bhargava R. Secularism and Its Critics. New Delhi: Oxford India Paperbacks, 2005.
  185. Bhargava R. What is Secularism For? New Delhi, 1998.
  186. Bharucha R. In the Name of the Secular: Contemporary Cultural Activism in India. New Delhi: Oxford University Press, 1998.
  187. Brown J.M. Modern India: The Origins Of An Asian Democracy. Delhi, 1985.
  188. Chakrabarty D. Modernity and Ethnicity in India // South Asia. 1994. — Vol. 17.
  189. Chandra B. Ideology and Politics in Modern India. New Delhi: Har-Anand Publications, 1994.
  190. Dhooria R.L. I was a swayamsewak: An inside view of the RSS. Delhi: SVP., 1975.
  191. Engineer A. A. Communalism and Communal Violence in India. New Delhi: Ajanta, 1989.
  192. Frankel F. Rao M.S.A. Dominance and State Power in Modern India: Decline of a Social Order. New Delhi: Oxford University Press, 1990.
  193. Gandhi M.K. The Hindu-Muslim Unity. Bombay, 1965.
  194. Gangadharan K.K. Golwalkarism. New Delhi: SVC., 1971.
  195. Godse N. May it Please Your Honour: Statement of Nathuram Godse, 8 November 1948. -Pune, 1977.
  196. Golwalkar M.S. Bunch of Thoughts. Bangalore: Kesari Press, 1966.
  197. Golwalkar M.S. Justice On Trial. Bangalore: Kesari Press, 1958.
  198. Golwalkar M.S. Vision Of Our Work, Bangalore. Kesari Press, 1962.
  199. Golwalkar M.S. Wanted: A Unitary State. Bangalore: Kesari Press, 1956.
  200. Golwalkar M.S. We or Our Nationhood Defined. Nagpur: Bharat Publications, 1939.
  201. Golwalkar M.S. Why Hindu Rashtra? Bangalore, Kesari Press, 1962.
  202. Gordon L. Bengal: The Nationalist Movement. Delhi: Manohar, 1974.
  203. Goyal D.R. Rrashtriya Swayamsewak Sangh. Radha Krishna, 1979.
  204. Graham B.D. The Congress and Hindu Nationalism / Low D. A. ed., The Indian National Congress. Delhi: Oxford University Press, 1988.202. India.-New Delhi, 1959.
  205. Jaffrelot C. The Idea of Hindu Race // Robb Peter. The Concept of Race in South Asia. New Deli: Oxford University Press, — 1995.
  206. Jain G. Danger Signals // Seminar. 1970. — Vol. 125.
  207. Khan M. W. Islam’s Encounter with Hinduism in Secular India // Journal of Dharma.- 1994.-Vol. 19.
  208. Khan M.W. Indian Muslims: the Need for a Positive Outlook. New Deli: Goodword Books, 1999.
  209. Madhok B. Indianisation. New Delhi: Shiksha Bharati Press, 1977.
  210. Madhok В. Why JanaSangh? // Ramdas G. Bhatkal, ed., Political Alternatives in India. Bombay: Popular Prakashan, 1967.
  211. Malavija H.D. The Danger of Right Reaction. New Delhi, 1965.
  212. Mookerjee S.P. Why Bharatija Jana Sangh? The presidental assress at the Opening convenrion of Akhil Bharatiya Jana Sangh. New Delhi, 1951.
  213. Nandy A. A Report on the Present State of the Health of Gods and Goddesses South Asia. New Delhi: Permanent Black, 2003.
  214. Nandy A. An Anti-Secularist Manifesto // The Romance of the State and the Fate of Dissent in the Tropics. New Delhi: Oxford University Press, 2003.
  215. Nandy A. The politics of secularism and the Recovery of Religious Tolerance. -New Delhi: Permanent Black, 2001.
  216. Nehru J. Selected Works of Jawaharlal Nehru // Orient Longman. New Delhi, 1972.-Vol 3.
  217. Noorani A.G. RSS and Politics // SVC. -New Delhi, 1970.
  218. Noorani A.G. RSS: A Fascist Organisanion // SVC. -New Delhi, 1971. May.
  219. Parakal P. V. RSS Double-talk Exposed. Communist Party Publication, 1979.
  220. Paulos Mar Gregorios. Speaking of Tolerance and Intoleranse, India International // Centre «Quarterly». New Delhi, 1995. — Vol. 22. (Spring)
  221. Prakash I. A Review Of The History And Work Of The Hindu Mahasabha And Hindu Sanghatan Movement. New Delhi, 1952.
  222. Raghavan T.C.A. Origins And Development Of Hindu Mahasabha Ideology // Econ & Polit Weekly. Bombay, 1983. — Vol. 18, № 15.
  223. Rai A.S. India On-Line: Electronic Bulletin Boards and the Construction of a Diasporic Hindu Identity // Diaspora. 1995. — Vol. 4(1).
  224. Rao N. Balakrishnan K. Indian Elections: The Nineties. New Delhi: Har-Anand Publications, 1999.
  225. Raychaudhuri T. Shadows of the Swastika: Historical Perspectives on the Politics of Hindu Communalism // Modern Asian Studies. 2000. — Vol. 34(2).
  226. Ray R.K. Moderates, Extremists and Revolutionaries: Bengal, 1900−1908 // Congress and Indian Nationalism / Sisson and Wolpert, eds. New Delhi, 1988.
  227. Rege M.P. Cultural and Political Autonomy in the Indian Context 11 New Quest. -1994.-№ 107.
  228. RSS: Minorities and Jana Sangh // SVC. New Delhi, 1975.
  229. Rudolph Llyod I. Susanne H. The Subcontinental Empire and Regional Kingdom in Indian State Formation / Paul Wallace ed. Region and Nation in India. New Delhi, 1985.
  230. Sarda H.B. Hindu Superiority: An Attempt to Determine the Position of the Hindu Race in the Scale of Nations. Ajmer: Rajputana Press, 1906.
  231. Sarkar S. Modern India, 1885−1947. India: Macmillan, 1983.
  232. Savarkar V.D. Hindutva. Poona City: Lokasangraha Printing Press, 1942.
  233. Sen A. Secularism and its Discontents. Unravelling the Nation: Sectarian Conflict and India’s Secular Identity / Basu K. Subramaniam S. (ed.) N.D.: Penguin, 1996.
  234. Shakir M. Islam In Indian politics. New Delhi: Ajanta Publication, 1983.
  235. Shri P. Reservation Policy for «Other Backward Classes» // Pannandiker V.A.P. The Politics of Backwardnes. New Delhi, 1977.
  236. Siddiqui H.Y. Social Development in Indian Subcontinent: India, Pakistan and Bangladesh. Rawat Publications, 2004.
  237. Srikanth H. Secularism versus Pseudo-secularism: An Indian Debate // Heredia. -New Delhi, 1994.
  238. Subhadra J. RSS: Is It A Cultural Organisation? New Delhi: SVP, 1977.
  239. Subhadra J. Fascist Face Of Communalism. New Delhi: SVP, 1974.
  240. Vadud K.A. The Mussalmans of Bengal // Studies in the Bengal Renaissance. / Ed. by A. Gupta. Calcutta: Jadavpur University, 1958.
  241. Vivekananda S. The Complete Works of Vivekananda. Calcutta: Advaita Ashram, 1962. — 8 Volumes.
Заполнить форму текущей работой