Дидактические основы преемственности школьных и вузовских учебных программ
Диссертация
Совершенствование содержания образования в соответствии с принципом преемственности и согласованности компонентов образовательного процесса должно обеспечивать непрерывность образования, взаимосвязь образовательных учреждений. Взаимосвязь достигается объединением учебной информации школ и вузов в целостную систему. Но осуществляемые в настоящее время периодические попытки модернизации содержания… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Преемственность и согласованность основных компонентов образовательного процесса — условие непрерывного образования
- 1. 1. Теория и практика непрерывного образования во взаимосвязи «школа-вуз» на пороге XXI века
- 1. 2. Основные подходы к содержанию естественнонаучного образования для реализации преемственности школьных и вузовских учебных программ
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Пути и методы реализации преемственности школьных и вузовских учебных программ
- 2. 1. Обновление содержания школьных учебных программ естественнонаучного цикла 'как .' -условие реализации преемственности школы и вуза
- 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по обновлению школьных программ естественного цикла на основе преемственности с вузом
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997. ^ 2. Аверьянов А. Н. Система: философская категория и реальность — М.:1. Мысль", 1976.
- Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. — М.: Педагогика, 1986. — 176с.
- Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973.-№ 6.-С.13−17.
- Батаршев A.B. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе СПб.: Изд-во Института профтехобразования РАО, 1996. — 90с.
- Батаршев A.B. Преемственность в применении методов и дидактических приемах обучения на уроке — Таллин: Валгус, 1989 — 96с.
- Батаршев A.B. Преемственность обучения в общеобразовательной и W профессиональной школе (теоретико-методический аспект) / Под ред. А.П.
- Беляевой СПб.: Изд-во Института профтехобразования РАО, 1996. — 80с.
- Батаршев A.B. Реализация преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения в школе и профтехучилище Таллин: Валгус, 1986.-48с.
- Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах М.: Педагогика, 1988. — 176с.
- Ю.Берулава М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. -№ 5. -С.21−25.11 .Бестужев-Лада И. В. Идеальные представления о системе непрерывного образования // Педагогика. 1998. — № 6. — С.15−16.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход, ф предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. -М., 1961.
- Борош Ш. Круг основных понятий в дидактике обучения взрослых // Education Acquisitional Process in Adult Education. Debrecen, 1982. — p. 158 166.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. — 412с.
- Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.: «Смысл», 1992. — 10с.
- Владиславлев А.П. Единая система непрерывного образования // Советская педагогика. 1982. — № 6. — С.22−28.
- Владиславлев А.П. Непрерывное образование как способ формирования всестороннего развития личности // Научный коммунизм. 1987. — № 5. — С.13−15.
- Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы — М.: Молодая гвардия, 1978. 138с.
- Владиславлев А.П. Свободное время и непрерывное образование // Наука и жизнь. 1979. — № 5. — С.29.
- ВНИК, «Российский образовательный стандарт"/ Институт общеобразовательной школы РАО. М., 1993.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология // Соч. В 6-ти т. М., 1989. -Т.1. — 352с.
- Гессен С.И. Введение в прикладную философию. М., 1995.
- Годник С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования // Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М., 1990. — С. 148 163.
- Горохов В.А., Коханова JI.A. Тенденции и проблемы непрерывного образования. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1983.
- Григорьева Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения, как педагогическая проблема: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Хабаровский гос. университет. Хабаровск, 1995. — 24с.
- Гулевская Н.М. Высокотемпературный сверхпроводимость в курсе общей химии // Международный симпозиум «Химия и химическое образование, ATP, XXI век. Владивосток, 1997. — С.23−24.
- Гулевская Н.М. и др. Уравнение Менделеева Клайперона и основные соотношения термодинамики в курсе общей химии // Международный симпозиум «Химия и химическое образование, ATP, XXI век. -Владивосток, 1997. — С.25 — 26.
- Гурьева JI.C., Заргаров В. А. Непрерывное образование: стыковка этапов и социальный заказ практики // Проблемы социального познания и управления. Томск, 1984.-Вып.2.-С.83.
- Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996. — № 5. — С.52−62.
- Делор Жак. Образование: необходима утопия // Педагогика. 1998. — № 5. -С. 16−24.
- Дик Ю.И., Рыжаков М. В. Проблемы и перспективы естественно-математического образования в средней школе России // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С.23−29.
- Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М.: Наука, 1998. -342с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск, 1981.35.3азнобина Л.С., Каверина A.A., Иванова Р. Г. Перспективы развития стандартов химического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — С.24−30.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.1. -М., 1972.-41с.
- Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1993. — 84с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.-84с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
- Ковалев В.Г. Преемственность методов обучения изобразительной деятельности в общеобразовательной школе и высшем учебном заведении: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / НИИ художеств, воспитания. -М., 1990.-15с.
- Ковалева Г. С., Корощенко A.C. Изучение химии в школах мира // Химия в школе. 1997. — № 7. — С. 2−10.
- Коломок О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей-вуз»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Волгоградская сельскохозяйственная академия. Саратов, 1998. — 135с.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Документы: Прилож. к газ. «Первое сентября». 1999. — 14 дек. -С.2−3.
- Краевский В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского образования // Гуманизация образования. 1994. -№ 1. — С.41−44.
- Краевский B.B. Проблемы научного обоснования обучения. М., 1977.
- Кричевский В. Четыре уровня школьного поиска // Народное образование. — 1997. -№ 1. С. 12.
- Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. М.: Наука, 1973.
- Кузнецов В.И., Печенкин A.A. Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии. М.: Просвещение, 1978.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии М.: Просвещение, 1989.- 144с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192с.
- Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ М.: Прогресс, 1970.
- Куратова Е.В., Сорокин В. В. Системы экологических и химико-экологических понятий в химическом образовании // Химия в школе. 1995. — № 2. — С.35−40.
- Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах / Под ред. A.A. Кыверялга Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. — 160с.
- Лагунова Л.И. Преподавание обобщающего курса химия в средней школе // Тверь, 1992. 93с.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 288с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Пособие М.: Высшая школа, 1989. -360с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -356с.
- Лернер И. Я. Базовое содержание образования // Советская педагогика. -1991. -№ 11. С. 15−21.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. 1982.-184с.
- Лернер И.Я. Содержание образования в средней школе как объект теоретического рассмотрения // Пути совершенствования процесса обучения в средней школе. М., 1981. — С.42−83.
- Лукашин И. Экологическое воспитание сегодня // Воспитание. 1993. — № 3.- С.23−27.
- Макареня A.A., Обухов В. Л. Методология химии. М.: Просвещение, 1985.- 160с.
- Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации М.: Изд-во АПН СССР, 1983. -64с.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя / Пер. с нем. -М.: Просвещение, 1989. 160с.
- Молонов Г. Ц. Основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — 148с.
- Молонов Г. Ц. Теория и практика обучения в школе. Улан-Удэ, 1996. -127с.
- Мункуева A.A. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе гимназии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Бурятский гос. университет. Улан-Удэ, 1998. -24с.
- Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. — 246с.
- Нестерова Л.Ю. Преемственность в обучении математики в средней школе и педвузе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Арзамас, 1997 — 171с.: ил. -Библиогр.: С.138−154
- Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естественнонаучном знании М., 1975.-24с.
- Новиков A.M. Принципы построения системы непрерывного образования // Специалист. 1998.-№ 1. — С. 11−17.
- Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей. -М., 1975.87,Оржековский П. А. Какую творческую задачу предложить ученику // Химия в школе. 1996. -№ 5. — С.38.
- Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. 1998. — № 2. -С.33−36.
- Пашкевич Г. Н. Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Московская область, пед. институт М., 1991. — 20с.
- Перминова Л.М. Дидактические ориентиры в конструировании содержания образования // Вечерняя средняя школа. 1996. — № 2. — С.26−31.
- Платонов К.К. О системе в психологии. М., 1972.
- Полосин В. С. Некоторые приемы развития познавательного интереса учащихся // Химия в школе. 1992. — № 3−4. — С.18.
- Поташник М.М. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. Поташник М. М. и Лазарева B.C. -М.: Новая школа, 1995. 464с.
- Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ: Метод рекомендации / Под ред. Кыверялга A.A., Батаршева A.B. М.: Изд. АПН СССР, 1984. — 108с.
- Проблемы единого уровня общеобразовательной подготовки учащихся в средних учебных заведениях» / Под ред. Монахова В. М. М.: Педагогика, 1983.
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия. -М.: Просвещение, 1993.
- Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. И 9с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов на Дону: «Феникс», 1998.
- Росов В.К. Реформирование образования в России // Педагогика. 1997. -№ 5. — С.29.
- Рыжаков М.В. Стандарты в образовании: международный опыт // Стандарты и мониторинг в образовании. -М., 1998. С.21−25.
- Селевко К. Г. Педагогические технологии
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. — С.37−53.
- Сенашенко В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования // Высшее образование в России. 1997. -№ 1.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. 349с.
- Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М., 1989.
- Ситдикова Д.Т. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней школе и вузе // Современные проблемы педагогики высшей школы: Материалы научных конференций. Казань, 1976. -С.74−77.
- Скаткин М.Н. О школе будущего. М., 1974.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984.
- Скаткин M.H., Лернер И. Я. О совершенствовании обоснования содержания учебных предметов в методических пособиях: Докл. на засед. Бюро отделения дидактики и частных методик. — М., 1975.
- Соловьенко К. В поисках синтеза // Высшее образование в России. 1998. -№ 1. -С.52.
- Стандарт среднего химического образования (проект) // Химия в школе. — 1993. № 4. — С.5−20.
- Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. М.: Школа-Пресс, 1998. — 144с.
- Сурин Ю.В. Развивающий эксперимент // Химия в школе. 1998. — № 1. -С.68.
- Таганов Б. Преемственность в обучении математики между средней школой и вузом (на материалах Туркменской ССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Киевский государственный педагогический институт. — Киев, 1991.-24с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Тонконогая Е.П. Педагогическая проблема непрерывного образования взрослых И Проблема непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР. М., 1981. — Ч. И.
- Тубельский А.Н. Школа самоопределения. Шаг второй. М.: НПО Школа самоопределения, 1994. — 480с.
- Тютрина Л. Вузовский учебник сегодня и завтра // Высшее образование в России. 1998. -№ 1. — С. 17.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
- Управление школой: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». -1999.-№ 44.
- Усова A.B., Завьялов B.B. Учебные конференции, семинары в средней школе. М.: Просвещение, 1975. — 91с.
- Федеральная программа развития образования: Прилож. к Федер. закону «Об утверждении Федер. программы развития образования от 10.04.2000 № 51 «// Рос. газета. 2000. — 15 апр. — С.6- 18 апр. — С.3−6
- Федеральный закон РФ // Рос. газета. 2000. — 13 апр. — С.З.
- Федоров Б.И., Перминова А. М. Некоторые вопросы современной дидактики. / Педагогика. 2000. — № 3. — С.18.21.
- Филиппов Ф.Р. Образование в условиях развитого социализма. М.: Знание, 1976. -21с.
- Филиппов Ф.Р. Социальные аспекты непрерывного образования // Советская педагогика. 1982. — № 6. — С. З 1−41
- Фролов П.Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников. -Воронеж, 1979. 191с.
- Челноков В.А. Дифференцированный подход к учащимся при формировании экспериментальных умений П Химия в школе. 1996. — № 6. -С.64.
- Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М., 1987.
- Шалашова М.М. Непрерывность и преемственность в развитии системы понятий об окислительно-восстановительных реакциях в школьном курсе органической химии: Дис. канд.. пед. наук: 13.00.02 Н. Новгород, 1998 -143с.: ил. — Библиогр.: С.118−135.
- Шаммазов А., Белинкова О. Технические университеты в информационно-индустриальном обществе // Высшее образование в России. № 1. — 1998. — С.24.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М., 1962−65. — Т.4.
- Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.
- Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике // Основы общей психодиагностики. Ростов на Дону, 1993.-4.1.-420с.
- Шишов С.И. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С.30−34.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 288с.
- Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. — 372с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности М.: Наука, 1978.
- Ягафарова Д.С. Теоретические основы преемственности подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе: Автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 -Казань, 1991. -37с.
- Ягодин Г. Перестройка высшей школы и непрерывное образование // Политическое самообразование. 1986. — № 7. — С.33−43.
- Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1994. -238с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996. 95с. — (Б-ка журнала «Директор школы" — Вып.2).
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студента. М., 1994.
- Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления. М.: АПП ЦИТП, 1992.
- Ahmed М. The Economics of Non-Formal Education Resources, Costs and Benefits N.Y.: Praeger, 1975, p.35
- Coombs Ph. Ahmed M. Attceking Rural: How Nonformal Education Can Help Balfimore (Maryland): Johus Hopkins Univ. Dress, 1974, p8m
- Coombs Ph., Ahmed M., Attaching Rural Poverty: How Non formal Education Can help Baltimore (Maryland): Johus Hopkins Univ. Press, 1974, p.8
- Dave R. Lifelong Education and School Curriculum Hamburg: VIE, 1973, P. 14−25
- Filipovic D. Op. cit., p.43
- Filipovic D. Permament Education and Reform of the Educational System in Yugoslavia//Convergence 1968 № 1 № 4p.44−45
- Jann H., Schwartz B. The Development of Permanent Education in Europe -Luxembourg: OO PEC, 1980, p.6
- Janne H. Permament Education, Au Agent of Chuge // Permament Educationp.26−27,44
- Knapper Ch., Cropley A. Lifelong and Higher Education London, etc. A Croom Helm, 1985, P.21
- Learning to Be. The World of Education Today and Tomorrow D.: Unesco. L.: Harrap, 1972 p. 182
- Lengrand P. An Jitroduction to Lifelong Education P.: Unesco, 1970, p.73
- Lengrand P. Op. cit., p.74−75
- Schwartz B. Permanent Education The Hague: M Nijhoff, 1974, p. XIY-XV, 5−9
- Stoikov V. The Economics of Recurrent Education and Training Geneva: ILO, 1975 p.5m1. ПРОГРАММА
- Курса органической химии для X класса естественнонаучного профиля с политехнической направленностью
- Изучение курса предполагает расширение и углубление знаний по химии и подготовку учащихся к выбору профессии технического направления.1. Задачи данного курса:
- Формирование глубоких знаний о строении и свойствах веществ, закономерностях химических реакций, об основных принципах химических производств.
- Формирование учебных умений учащихся, необходимых для приобретения и совершенствования знаний, для самообразования.
- Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Ознакомление с основными направлениями химизации народного хозяйства.
- Формирование экологической культуры.
- Привитие практических умений по постановке химического эксперимента для получения новых знаний о свойствах веществ, формирование навыков исследовательской работы.
- Основные идеи, проходящие через курс
- Многообразие и материальное единство природы.
- Развитие и взаимосвязь явлений природы.
- Зависимость свойств веществ от состава и строения, обусловленность применения веществ их свойствами.
- Свойства вещества зависят не только от его микроструктуры, но и от макроструктуры форм существования при различных условиях (кристаллическое, жидкое, газообразное).
- Взаимосвязь науки и практики.