Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование духовной личности в современном российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нравственное отчуждение как философская проблема: Автореф. дис. канд. философ, наук. — Уфа, 1998; Георгиади Т. В. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России: Автореф. дис. канд. философ, наук. — Уфа: БГУ, 2000; Гайсин Ф. А. Образование в условиях обновления духовной жизни. — Уфа, 1997; Канапацкий А. Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. — Уфа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ
    • 1. Духовная личность как предмет социально-философского анализа
    • 2. Историко — философские и религиозные традиции осмысления духовной личности
  • Глава II. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ДУХОВНОГО МИРА ЛИЧНОСТИ
    • 1. Социокультурные реалии российского общества и их влияние на духовный мир современной личности
    • 2. Факторы формирования духовной личности

Формирование духовной личности в современном российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время современное российское общество переживает один из критических и ответственных периодов в своей национальной истории, который прежде всего обусловлен кардинальным экономическим, социальным и политико — правовым реформированием, утверждением рыночных отношений, проникновением инокультурных моделей образа жизни. Происходящие в обществе сложные и противоречивые обновленческие процессы, либерализация и демократизация по западным стандартам привели к падению духовности, ценностной дезориентации, потере смысложизненных ориентаций прежде всего молодежи, к актуализации таких социальных недугов, как терроризм, преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т. д.

Сложившаяся ситуация (как в России, так и в Республике Башкортостан), обусловленная как объективными социокультурными факторами, так и субъективными, стала закономерным результатом радикальных социальных новаций, не учитывающих особенности собственной культурной традиции, и расцвета духа индивидуализма, доминирования потребительскигедонистического принципа в жизнеустройстве, безответственности многих за результаты своей деятельности и принимаемые «судьбоносные» для общества решения.

Задача современных исследователей, занимающихся проблематикой духовности, на наш взгляд, заключается прежде всего в выработке соответствующих моделей формирования духовности в трансформирующемся российском обществе, выявлении факторов, способствующих повышению духовной культуры, в том числе и на базе мировоззренческих достижений предшественников, которые помогут обеспечить современникам полноценное, устойчивое, надежное, одухотворенное бытие в сегодняшнем противоречивом мире. Формирование духовной личности, способной стать сегодня активным и ответственным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов, есть требование времени.

Духовность в человеке есть особая модель отношения индивида к себе, к Другому, обществу, природе, преломляющаяся через призму культурных символов, нравственных норм, социальных связей. Духовность — это личностное начало, основанное на ценностях Добра, Истины и Красоты, являющееся необходимым условием полнокровного, гармоничного бытия индивида в мире. Духовный рост возможен лишь тогда, когда человек не «плывет по течению», а совершает творческое усилие, занимает активную жизненную позицию, и его сознание и поведение направлены на позитивное преобразование реального мира.

Обострение социальных проблем в современном российском обществе как никогда актуализирует сегодня необходимость возрождения духовных ценностей для его самосохранения и дальнейшего развития, востребованность духовного человека. Целенаправленное формирование интеллектуального, нравственного, эстетического начала в индивиде, как мы считаем, поможет стабилизировать духовную жизнь общества и в определенной мере способствовать успеху проводимых реформ. На наш взгляд, осмысление на основе философской методологии проблемы духовности позволит очертить стратегические направления и наметить конкретные пути в процессе воспитания духовного человека в российском обществе, нуждающегося сегодня в сильной, деятельной и целеустремленной личности, способной отличить истину от заблуждения, добра от зла, красоту от безобразного.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме духовности, духовной культуре, духовной личности посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности самых различных направлений (культурологов, философов, социологов, педагогов и т. д.).

Всестороннее осмысление проблемы духовности нашло отражение в исследованиях зарубежных авторов как прошлого, так и современности: А. Бергсона, А. Гангадина, А. Камю, Э. Казинса, И. Дж. Коулмана, С. Кьеркегора, Р. Мюллера Ф. Ницше, А. Роджера, К. Сингха, Ж.-П. Сартра, А. Тасси, Э. Фромма, О. Шпенглера, КЛсперса и др1.

Проблема духовности и духовной личности широко разрабатывалась представителями русской философии кон. XIX — нач. XX вв.: Н. А. Бердяевым, Н. Я. Данилевским, И. А. Ильиным, Н. О. Лосским, B.C. Соловьевым, C.JI. Франком, П. А. Флоренским, Л. И. Шестовым, Г. Г. Шпетом и др2.

Благодаря усилиям современных отечественных исследователей А. Л. Андреева, B.C. Барулина, Л. П. Буевой, Ю. П. Вяземского, П. М. Ершова, В. П. Зинченко, М. С. Кагана, С. Б. Крымского, В. А. Кутырева, Р. Л. Лившица, А. Ф. Лосева, А. С. Панарина, В. И. Плотникова, П. В. Симонова, Л. Н. Смирновой, В. К. Трофимова, П. Т. Тимофеева, В. Г. Федотовой и др.3 мы располагаем.

1 См.: Бергсон А. Собрание сочинений: В 4 — х т. — Т.1. — М., 1992; A dialogue on global thought and spirituality / Gangadean A., Cousins E., Singh K., Muller R. // A parliament of minds: Philosophy for a new millennium. — N. Y., 2000; Coleman E. J. Creativity and spirituality: Bonds between art and religion. — N.Y., 1998; Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. — M., 1990; Кьеркегор С. Страх и трепет. — M., 1993; Ницше Ф. Сочинения. В 2-т. — М., 1990; Сартр Ж — П. Тошнота. — СПб, 2001; Rodger A. The spiritual in values education // J. of moral education. — Abingdon, 2000. — Vol.29, N 4- Tassi A. Spirituality as a state of being// Philosophy today. — Chicago, 2000. — Vol.44, N 2- Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Философские науки.

1990. — № 8- Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск, 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994 и др.

2 См.: Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. — М., 1998; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991; Ильин И.А." Что нам делать?" // Из истории русской мысли. — Калининград, 2002; Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основа этикиХарактер русского народа. — М., 1991; Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2-х т. — Т.1. — М., 1990; Франк С. Л. Душа человека // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. — СПб., 1995; Флоренский П. А. Из неоконченного труда «У водоразделов мысли» // Из русской мысли о России. — Калининград, 2002; Шестов Л. И. Философия трагедии / Лев Шестов. -МХарьков, 2000; Шпет Г. Г. Философские этюды. — М., 1994 и др.

3 См.: Андреев А. Российское общество и либеральный проект // Москва. -2002. — № 1- Барулин B.C. Социальнофилософская антропология. — М., 1994; Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. — 1996. — № 2- Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. — 2000. обширной литературой, в которой поднимаются и обсуждаются различные аспекты проблематики духовности и становления духовного начала в человеке.

Разработкой различных аспектов проблемы возрождения духовности в последние годы активно занимались и занимаются представители философской школы Республики Башкортостан A.M. Багаутдинов, Д. Ж. Валеев, З. Р. Валеева, Т. В. Георгиади, Ф. А. Гайсин, А. Я. Канапацкий, А. В. Лукьянов, И. М. Орешников, С. М. Поздяева, З. Я. Рахматуллина, А. Н. Семенова, Ф. С. Файзуллин, А. Я. Фаткуллина, И. И. Шайхисламова и др1.

2- Каган М. С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. — 1985. — № 9- Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. — 1992. — № 12- Кутырев В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия //Вопросы философии. — 2001. № 8- Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности. — Екатеринбург, 1997; Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1988; Панарин А. С. Народ без элиты: Между отчаянием и надеждой // Наш современник. — 2001. — № 11- Плотникова В. И. Дух и его культурно — исторические модификации // Проблема философской антропологии и философии культуры: Альманах — Екатеринбург, 1999; Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М., 1989; Смирнова Л. Н. Духовность как социально — философская проблема // Духовно — культурные процессы в современной России. — М., 1998; Трофимов B.K. Душа русского народа. — Екатеринбург, 1998; Тимофеев П. Т. Духовная преемственность в обществе // Духовно — культурные процессы в современной России. — М., 1998; Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. — М., 1991 и др.

1 См.: См.: Багаутдинов А. М. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского Л общества. — Уфа, 1998; Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. — Уфа,.

1989; Валеев Д. Ж. Религия и духовность U Религия и духовность: Сборник статей. — Уфа, 1995; Валеева З. Р. щ.

Нравственное отчуждение как философская проблема: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — Уфа, 1998; Георгиади Т. В. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — Уфа: БГУ, 2000; Гайсин Ф. А. Образование в условиях обновления духовной жизни. — Уфа, 1997; Канапацкий А. Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. — Уфа, 2003; Лукьянов А. В. Философия, предвидение, духовностью — Уфа, 1993; Орешников И. М. Еще раз о значимости и системном характере гуманитаризации высшей технической школы // Творчество и развитие образовательных систем: Тезисы докладов науч. — практ. конференции. — Уфа, 1997; Поздяева С. М. Российское общество в условиях модернизации (социально — философский анализ) / Башкирский ун — тет. — Уфа: БГУ, 1998; Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция (социально — философский анализ) — Уфа, 2000; Рахматуллина З. Я. Культура общения и щ взаимопонимания. — Уфа, 2003; Семенова А. Н. Духовность — основа нации // Ватандаш. — 2003. — № 2- Файзуллин.

Ф.С. Межнациональные различия и их регулирование в зеркале общественного мнения // Культура народов ^ Башкортостана: история и современность. — Уфа: РИО БашГУ, 2003; Фаткуллина А. Я. Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — Уфа, 2004;

Объект исследования — духовность как социокультурное образование. Предмет исследования — формирование духовной личности в современном российском обществе.

Цели и задачи исследования. Основная цель работы — на основе философского анализа определить идеальную модель духовной личности и выявить факторы, способствующие духовному развитию человека в современном российском обществе.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

— раскрыть сущность «духовной личности»;

— рассмотреть специфику осмысления духовного начала в человеке в различных историко — философских и религиозных традициях (иудаизма, буддизма, христианства, ислама);

— проанализировать духовное состояние современного российского общества и его влияние на духовный мир человека;

— выявить факторы формирования духовной личности с учетом всей совокупности изменений в политической, социальной и духовно — нравственной сферах современной российской действительности.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода, а также принцип историзма. Теоретической основой исследования являются исследования зарубежных и отечественных авторов прошлого и современности в области социальной философии, этики, культурологии, социологии, антропологии, истории, психологии, педагогики и др.

Эмпирическая база исследования. Использование статистических данных, материалов социологический исследований, проведенных автором среди.

Шайхисламова И. И. Роль морали в развитии и реализации прав человека (социально — философский анализ): Дис.. канд. филос. наук. — Уфа, 2002 и др. студентов дневных отделений высших учебных заведений Республики Башкортостан, характеризующих духовное состояние современного российского общества и ценностный мир молодых людей, позволило проиллюстрировать и аргументировать теоретические положения и выводы исследования. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса. Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

— обоснована сущность духовной личности как носителя эмоциональнорационально — чувственного начала, базирующегося на ценностях Добра, Истины и Красоты и объективирующегося в смысложизненных ориентациях личности, в ее жизненной позиции, в творчестве, в интеллектуальном и физическом развитии, в общении с окружающими и с природой;

— определена идеальная модель духовной личности и выявлены ее конкретные характеристикивыявлены представления о духовном человеке в различных историкофилософских школах и учениях (в частности, в эпоху древних цивилизаций, античности, средневековья, Возрождения, Нового времени и современности) и в религиозных системах иудаизма, индуизма, буддизма, христианства и ислама;

— доказано, что существуют коррелятивные связи между духовным состоянием российского общества, переживающего период радикальных реформ, и духовным миром современного человека;

— определены основные духоформирующие факторы, играющие значительную роль в формировании духовного начала в человеке (семья, система образования, искусство и религия);

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы заключается в том, что осмысление актуальных проблем духовного начала в человеке дает возможность по — новому взглянуть на многие социальные и духовные процессы, происходящие в жизни современного российского общества. Выводы исследования важны для выработки стратегии формирования приближенной к идеальной модели духовной личности, что поможет выявить конкретные механизмы, пути и способы преодоления в обществе духовного «вакуума» и обеспечить будущим поколениям надежное, гарантированное и одухотворенное существование в гармонии с собственным «я», обществом и природой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, этики, педагогики, культурологии, социологии, в разработке, спецкурсов по дискуссионным вопросам современной этической науки, по проблемам духовного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на следующих научных конференциях и конгрессах: III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002) — V Конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 2003) — Региональная научная конференция «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященная памяти Д. Ж. Ванеева (Уфа, 2003) — Всероссийская научная конференция «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии», посвященная к 110-летию со дня рождения А. Ф. Лосева (Уфа, 2004) — Всероссийская научная конференция «Духовность и Красота» (Уфа, 2004) и др., а также нашли отражение в 8 научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 1,8 пл.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 275 наименований. Общий объем диссертации — 134 страницы.

— 109-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, подводя итоги данного исследования, можно подчеркнуть следующее.

Духовность в человеке есть особая модель отношения индивида к себе, к Другому, обществу, природе, преломляющаяся через призму символов, культурных норм, социальных связей. Духовность — это личностное начало, являющееся необходимым условием полнокровного, гармоничного бытия индивида в мире, основанного на ценностях Добра, Истины и Красоты". Духовное взаимоотношение возможно лишь тогда, когда человек не «плывет по течению, а совершает творческое усилие, занимает активную жизненную позицию, и его сознание и поведение направлены на позитивное преобразование реального мира.

Рассмотренные категории «душа», «дух» и «духовность» находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и раскрывают значение сложного и многогранного понятия «духовная личность». В нашем понимании духовной личность — это личность, обладающая рационально — эмоционально — чувственным началом, базирующимся на ценностях Добра, Истины и Красоты и объективирующимся в смысложизненных ориентациях личности, в ее жизненной позиции, творчестве, в общении с окружающими и с природой. Выделение и рассмотрение основных характеристик духовной личности дают ее содержательное определение. Следует заметить, что в реальном мире невозможно формировать в одном человеке все проанализированные качества идеальной духовной личности. Но сегодня, когда проблема духовности становится наиболее острой и актуальной, важно воспитывать интерес, желание и стремление у подрастающего поколения, а также всего общества к формированию человека, более близкого к идеальной модели духовной личности. От этого будет зависеть гармоничное развитие индивида и успех происходящих в обществ обновленческих процессов.

Рассмотрев компоненты духовности в данном диссертационном исследовании, мы смогли обрисовать модель идеальной духовной личности, к созданию которой должен стремиться каждый человек для установления порядка в обществе и успешного экономического и духовного процветания.

Мы выделили следующие характеристики модели идеальной духовной личности. Идеальная духовная личность — это индивид:

1) с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбу других, за будущее своего народа, патриот и гражданин;

2) приобщенный к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуре других народов, но прежде всего знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык;

3) нравственный, добрый и отзывчивый, относящийся милосердно и уважительно к детству, старости, нуждающимся людям;

4) стремящийся к созданию здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства собственного рода и своей нации;

5) обладающий экологическим мышлением, бережно и заботливо относящийся к природе, принимающий участие в сохранении и восстановлении животного, растительного мира и природных ландшафтов;

6) приобщенный к основам сексуальной культуры, не растрачивающий свои возвышенные человеческие чувства;

7) целеустремленный, ориентирующийся в своем бытие на идеалы, основывающиеся на ценностях Добра, Истины и Красоты;

8) интеллектуально-развитый, способный ориентироваться в сложном современном мире и безошибочно отличать истину от заблуждений;

9) эстетически просвещенный, способный восхищаться красотой окружающего мира, творить себя, других, окружающий мир по «законам Красоты»;

10) тактичный, воспитанный и интеллигентный, действующий мудро и разумно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения;

11) способный к совершению благородных поступков, обязательный, ответственный и честный во всех жизненных проблемах;

12) инициативный и находчивый, принимающий самостоятельные, нестандартные решения и сознательно идущий на риск ради достижения цели;

13) ведущий здоровый образ жизни, поддерживающий свое тело и дух в здоровой и крепкой форме;

14) жизнерадостный и оптимистичный, неподдающийся отчаянию и унынию при трудных жизненных обстоятельствах;

15) терпимый к людям различных национальностей и конфессий.

Проделанный автором историко — философский экскурс в проблему становления представлений о духовной личности доказывает, что проблема духовного совершенствования человека существовала во все эпохи. Во все времена духовная личность воспринималась как активная личность, участвующая в мировой и исторической жизни, ответственная перед собой, Богом, природой, не только за свою судьбу, но и за судьбу своих ближних, судьбу общества в котором живет, судьбу всего человечества.

Путь становления духовной личности в истории насчитывает тысячелетия. Каждая историческая эпоха с ее философскими учениями и школами, религиозными традициями имела свое понимание духовного человека, но во все времена духовная личность воспринималась как носитель духовности. В современной философской мысли наблюдаются различные подходы к пониманию духовного начала в человеке, но ценности Добра, Истины и Красоты являются неизменными константами духовной личности.

Рассмотрев социокультурные реалии российского государства и проделав анализ его духовного состояния, можно подчеркнуть, что все негативные процессы, происходящие в современном российском обществе, проецируются на духовный мир человека и оказывают деструктивное, дестабилизирующее, развращающее, деморализирующее воздействие на его поведение, обесценивают и разрушают его смысложизненные цели и ориентиры. Российскому обществу необходимо приложить все усилия (социально — экономические, политические, духовно — нравственные) для предотвращения дальнейшего духовного разложения общества, распространения «массовой культуры», таких социальных и «позорных» болезней современности, как алкоголизм, наркомания, проституция, игромания, не допустить появления фактов социального сиротства.

Сегодня на общество необходимо возложить судьбоносную задачу создания такой социальной системы, которая открыла бы широкие возможности для подлинного существования духовной личности, обеспечила бы человеку его неотъемлемые права на достойную жизнь, на свободу от материальной нужды, нищеты и голода, на получение полноценного образования и совершенствования знаний в сфере духовной культуры.

В процессе формирования духовной личности значительное место занимают такие духоформирующие начала, как семья, система образования, искусство, религия. В особенности семья, где прежде всего начинается воспитание патриотизма, гражданственности. толерантности к другим, бережное и разумное отношение к природе, — это главный фундамент становления духовной личности.

Немаловажна роль сферы образования: воспитания и обучения как фактора, осуществляющего передачу основополагающих мировоззренческих, нравственных и эстетических ценностей, без которых немыслимы целостность общества и культура нации.

Проведенный социологический опрос понимания духовности и критериев духовной личности среди студенческой молодежи позволил сделать вывод о том, что при всем противоречивом понимании проблемы духовности и различном отношении к ней, неизменными качествами духовной личности являются ценности Добра, Истины и Красоты.

Эпоха экономического, социального и политико-правового реформирования современного российского общества требует от личности инициативы, предельной мобилизации творческих способностей, духовно — волевых импульсов, изменения мотивационного строя жизни. Формирование духовной личности должно быть комплексным. Современная духовная личность должна быть компетентной в вопросах искусства, религии, правовой культуры, экономики, а также предпринимательской деятельности.

Сферы семьи, образования, искусства и религии должны целенаправленно создавать условия для максимально полного раскрытия творческих возможностей и духовного богатства личности. Такие духовные ценности, как уважение к старшим, следование национальным традициям, знание родного языка и культуры, создание надежной и сильной семьи, защита окружающей среды и любовь к природе, доброе отношение к окружающим, развитие науки, образования и творчества должны стать ориентирами каждой личности для гармоничной, осмысленной и одухотворенной жизнедеятельности в мире. Стремление к формированию духовной личности, а также духовности в обществе должно быть основной задачей современного гражданского общества.

Безусловно, данное диссертационное исследование не исчерпывает всего многообразия и сложности проблем, связанных с осмыслением обозначенной в работе проблемы. На наш взгляд, предметом отдельного философского исследования, связанного с выявлением конкретных путей, средств и механизмов формирования духовности и духовной личности в современном обществе, может стать анализ таких фундаментальных духоформирующих начал, как семья, религия, наука, искусство в формировании духовности в обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Человек. Индивид. Личность. Алма-ата: Казахстан, 1978. — 166с.
  2. В. А. Капля добра. М.: Политиздат, 1989. — 427 с.
  3. Д.Х. О некоторых аспектах проблемы нравственного выбора в исламе // Культура народов Башкортостана: история и современность: материалы региональной научной конференции «Культурное наследие Башкортостана». Уфа: РИО БашГУ, 2003. -С.256 -258.
  4. С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник МГУ. Сер 7. Философия- 2001. № 1 — С.26−36.
  5. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.:Мысль, 1998. -253с.
  6. А. " Этническая" революция: причины и следствия // Москва. 2002. — № 4. — С. 126 — 138.
  7. А. Российское общество и либеральный проект // Москва. 2002. -№ 1.-С.145- 168.
  8. С. Тревога и ответственность за судьбу цивилизации // Москва. 2000. — № 12. — С. 124 — 132.
  9. Антология мировой философии: Древний Восток / Отв. Ю. Г. Хацкевич. Минск: Харвест- М.: ACT, 2001. — 992с.
  10. Аристотель. О душе. Сочинения в 4 х тт. Т. 1. М., 1976 — 1983- 660 с.
  11. Т.М. Душа и дело : О самовоспитании личности. М.: Молодая гвардия, 1990 — 240с.
  12. Е.М. Нравственная культура личности. -Минск: Наука и техника, 1985. 184 с.13
Заполнить форму текущей работой