Гражданско-правовое регулирование добровольческой и благотворительной деятельности в Российской Федерации
Не все стороны добровольческой деятельности нуждаются в законодательном регулировании. Для регулирования отдельных ее сфер вполне достаточно локальных норм, принимаемых общественными объединениями и иными некоммерческими организациями. Это означает, что отдельные организации, направляющие и стимулирующие добровольческую деятельность, могут быть отнесены к категории саморегулируемых. В тоже время… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
- 1. Формы благотворительной и добровольческой деятельности и формирование основ ее правового регулирования в дореволюционной России XIX — XX вв
- 2. Особенности организации благотворительной и добровольческой деятельности в зарубежных странах
- 3. Добровольческая и благотворительная деятельность, соотношение и нормативное регулирование
- ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
- 1. Учреждение благотворительных организаций
- 2. Особенности правового положения благотворительных организаций
- 3. Прекращение деятельности благотворительных организаций
- ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. Участники добровольческой деятельности
- 2. Организационно-правовые формы осуществления добровольческой деятельности
- 3. Имущественное положение организаций, организующих добровольческую деятельность
- ГЛАВА 4. ДОГОВОРЫ, ОПОСРЕДУЮЩИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ
- 1. Правовая природа договора, опосредующего добровольческую деятельность
- 2. Особенности применения гражданско-правовой ответственности к участникам договора о добровольческой деятельности
- 3. Средства правовой защиты добровольцев в Российской Федерации
Гражданско-правовое регулирование добровольческой и благотворительной деятельности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Добровольческий труд играет огромную и все возрастающую роль во всем мире. Его весомый социальный и экономический вклад в развитие государств был подтвержден и в ходе исследования некоммерческого сектора 22 стран, среди которых страны Западной Европы (Нидерланды, Германия, Ирландия, Испания, Бельгия, Австрия, Франция, Финляндия, Великобритания), а также Австралия, США, Израиль, Япония, государства Центральной и Восточной Европы (Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния), страны Латинской Америки (Аргентина, Перу, Бразилия, Колумбия, Мексика). Исследователи отмечают, что в настоящее время в мире происходит «глобальная общественная революция», заключающаяся во «взрыве» организованной частной добровольческой деятельности1.
В среднем 28% населения указанных стран жертвуют свое время на работу в третьем секторе, что эквивалентно дополнительным 10,6 млн. рабочих мест, доводя тем самым общее число занятых в некоммерческом секторе до 29,6 млн. человек2. С учетом деятельности волонтеров некоммерческий сектор обеспечивает 10,3% рабочих мест в Западной Европе, 9,4% в остальных развитых странах, 3% в Латинской Америке и.
1Гаврилова И. Н. Проблемы добровольчества в контексте социального партнерства и гражданского общества // Добровольчество в России и в мире в контексте социального партнерства: Сборник статей. // Отв. ред. Гаврилова И. Н. — М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2001. -с. 17.
2Саломон П., Анхайер X. Появляющийся сектор. Новые данные. // О взаимодействии организаций третьего сектора — с. 88−89.
1,7% в Центральной Европе. 55% волонтерского времени тратится в сферах отдыха, включая спорт, и социальных услуг. Кроме того, добровольцы привлекаются к работе в организациях по защите окружающей среды, в гражданских объединениях и в организациях развития (для центральнои восточноевропейских стран характерна также занятость волонтеров в организациях по защите интересов определенных групп населения)3.
Наиболее развитым волонтерским сектором вследствие большей распространенности негосударственных некоммерческих организаций обладают страны Западной Европы.
Изучение вопросов правового регулирования благотворительной и добровольческой деятельности представляется необходимым, поскольку, с одной стороны, такая деятельность имеет существенное значение для так называемого третьего сектора, находящегося в Российской Федерации на стадии формирования. Очевидно, что в нормотворческой деятельности в этой сфере целесообразно учитывать опыт зарубежных стран.
В настоящей работе анализируется содержание правового регулирования отношений, возникающих в рамках и по поводу благотворительной и добровольческой деятельности, складывающейся в Российской Федерации.
Важное практическое значение темы исследования, а также множественность вопросов, не получивших решение в законодательстве, предопределяют ее актуальность.
Предмет исследования.
3Саломон Л., Анхайер X. Появляющийся сектор. Новые данные. // // О взаимодействии организаций третьего сектора. — с. 91−92.
Предметом исследования являются нормы, составляющие правовую основу благотворительной и добровольческой деятельности в Российской Федерации, а также практика их применения.
Цели и основные задачи исследования.
Целью настоящего исследования является изучение эволюции правового регулирования в России отношений, связанных с деятельностью благотворительных организаций и добровольцев, развития современного законодательства о благотворительной и добровольческой деятельности.
В соответствии с поставленной целью при проведении исследования была предпринята попытка разрешения следующих задач:
• выявление основных факторов возникновения и развития благотворительных и добровольческих движений в дореволюционной и постперестроечной России.
• Освещение форм добровольческой деятельности и формирования основ ее правового регулирования в России конца XIXначала XX вв.;
• Раскрытие особенностей организации добровольческой деятельности в зарубежных странах;
• определение правового статуса лиц, осуществляющих добровольческую деятельность;
• определение правовых оснований, определяющих возникновение и прекращение благотворительной деятельности в России;
• разработка рекомендаций по совершенствованию положений российского законодательства, регламентирующего отношения по поводу благотворительную и добровольческую деятельности.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической базой работы послужили историко-правовой, диалектический, логический, системный методы, а также метод комплексного анализа нормативных актов.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как: A.A. Абрамов, Е. А. Абросимова, A.C. Автономов, Н. Г. Александров, С. С. Алексеев, H.A. Баринов, В. В. Барова, В. В. Безбах, A.B. Белозерова, Б. К. Бегичев, Е. Б. Хохлов, М. И. Брагинский, С. Н. Братусь, A.B. Венедиктов, В. В. Витрянский, В. П. Грибанов, К. Н. Гусов, О. С. Иоффе, А. Я. Капустин, Н. Г. Малахова, Н. С. Малеин, М. Г. Масевич, Д. И. Мейер, Г. И. Муровмцев, В. И. Ойгензихт, Ю. П. Орловский, И. А. Покровский, В. К. Пучинский, A.A. Терехова, В. Н. Толкунова Ю. Ю Толстой, А. К. Томасов, М. И. Флястер, А. И. Шебанова, Е. Д. Шешенин, Э. С. Шиманская, В. Н. Якимец и других.
Научная новизна и основные выводы исследования. Научная новизна работы определяется системной и комплексной разработкой проблем, связанных с осуществлением благотворительной и добровольческой деятельностью. Оно является первым в российской юридической науке исследованием проблем добровольчества, в котором рассмотрены складывающиеся в связи с ним отношения и взаимодействии их с отношениями по благотворительной деятельности.
Научная новизна диссертации отражена в теоретических положениях и практических предложениях, выносимых на защиту. К ним, в частности, относятся:
1. В дальнейшей работе над российским проектом закона о добровольческой деятельности заслуживает внимания вопрос об использовании конструкции договора доверительного управления имуществом для целей благотворительной деятельности. Использование этой конструкции некоммерческими организациями, располагающими собственным капиталом, и находящимися под надлежащим государственным контролем позволит создать эффективный правовой механизм содействия образованию, здравоохранению, социальной защите и иной деятельности на общее благо. Кроме того, при проектировании такого механизма можно будет учесть положительный зарубежный опыт использования фидуциарных конструкций для целей регулирования отношений по благотворительности.
2. Не все стороны добровольческой деятельности нуждаются в законодательном регулировании. Для регулирования отдельных ее сфер вполне достаточно локальных норм, принимаемых общественными объединениями и иными некоммерческими организациями. Это означает, что отдельные организации, направляющие и стимулирующие добровольческую деятельность, могут быть отнесены к категории саморегулируемых. В тоже время добровольчество проявляется в отношениях, которые, безусловно, нуждаются в урегулировании правовыми нормами, — прежде всего в отношениях, которые связаны с безвозмездным производством работ и оказанием услуг.
3. Необходимо разграничивать близкие по содержанию понятия благотворительной и добровольческой деятельности. Благотворительной следует считать безвозмездную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую безвозмездно и не преследующую извлечения прибыли. Юридические лица могут осуществлять такую деятельность на безвозмездных началах посредством организации деятельности добровольцев. Под добровольческой же деятельностью надлежит понимать общественно полезную деятельность физических лицдобровольцев (волонтеров), осуществляемую безвозмездно, без морального и материального принуждения, на основе свободного волеизъявления.
4. Деятельность добровольца следует отличать от труда наемного работника. Отличие состоит в том, что доброволец не получает вознаграждения за свою работу. Поэтому в действующем законодательстве необходимо определить статус добровольцев, так как регулирование их созидательной деятельности по аналогии с нормами, регламентирующими наемный труд, не позволяет учитывать специфику и мотивацию добровольческой деятельности.
5. Организующие деятельность добровольцев некоммерческие организации вправе заключать с ними гражданско-правовые договоры в целях возмещения транспортных издержек добровольцев, а также расходы на питание и жилье.
6. Развитие общественной жизни в России показывает, что добровольческая деятельность, благотворительность являются необходимыми и полезными для российского общества, однако в условиях сохраняющегося несовершенства действующего законодательства необходим постоянный государственный контроль за организациями, использующими труд добровольцев. Порядок осуществления добровольческой деятельности, а также механизмы реализации социально-экономических программ организациями и лицами, ее осуществляющими, требуют закрепления в федеральном законодательстве.
7. Требуют законодательного закрепления нормы об ответственности организаторов добровольческой деятельности за вред, причиненный при ее осуществлении благополучателям, а равно о социальных гарантиях при причинении вреда жизни и здоровью добровольцев.
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее материалов для целей совершенствования текущего законодательства Российской Федерации, а также при чтении общих и специальных гражданско-правовых курсов, затрагивающих отношения из безвозмездных договоров, статус некоммерческих организаций и др. Кроме того, работа может представить интерес для, работников правоохранительных и правоприменительных органов, а также лиц область интересов, которых связана с организацией и осуществлением благотворительной и добровольческой деятельности.
Материалы, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть учтены при выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства, затрагивающего благотворительную и добровольческую деятельность.
Апробация работы.
Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов. Кроме того, материалы работы обсуждались на заседаниях различных международных организациях, а также на конференциях и семинарах, в которых участвовал, автор, в частности, на региональном семинаре «Защита прав инвалидов и образование», проведенного под эгидой Российского общества охраны инвалидов, 3−5 марта 2003 года, на международном конгрессе «Human Rights of People with Intellectual Disability», Эстония, 8−9 мая 2003 годана международной конференции «OSI Human Rights and Public Interest Law», Стамбул, Турция, 9−13 июля 2003 годана заседании The Disability Law Center of New York Lawyers for the Public Interest. Нью-Йорк, США, 20 февраля 2002 года, в публикациях автора по теме настоящей работы.
Структура диссертации. Структура и содержание работы обусловлены задачами и целями исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав и библиографии.
1. Нормативные акты и документы.
2. Конституция РФ от 12. 12. 1993 г., Российская газета от 25.12.1993 г.
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством США «О деятельности Корпуса мира США в Российской Федерации» от 17 июня 1992.
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и ООН «О реализации в 1993 году программы Корпус мира США» от 17 ноября 1993.
5. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 21.12.2001 № 197-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об общественных объединениях» -№ 82-ФЗ от 19.05.1995.
7. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 28.06.1995.
8. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 (принят ГД ФС РФ 07.07.95 г.) «Российская газета», № 159, 17.08.95 / СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
9. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
10. Федеральный закон «О внесении дополнения в Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» № 140-ФЗ от 8.07.1999.
11. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129 «О государственной регистрации юридических лиц» / СЗ РФ. — 2001. — № 33 (часть I). — Ст. 3431.
12. Федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» № 198-ФЗ от 31.12.2001.
13. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФЗ № 57 от 29 мая 2002.
14. Закон Великобритании «О благотворительной деятельности» 1960.
15. Закон Италии «Основные положения о волонтерстве"1991.
16. Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 // Ведомости РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240.
17. Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3 июля 1991 № 1531−1 // Ведомости РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.
18. Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г. № 1807−1 И Ведомости РСФСР. — 1991. № 50. -Ст. 1740- СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3804.
19. Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» / Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1788.
20. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992. № 3266−1.
21. Преамбула Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 09.01.1996 № 2-ФЗ.
22. Указ Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» Приложение № 1 Положение «Об инвестиционных фондах».
23. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.
24. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросамгосударственной поддержки молодежных и детских общественных объединений» № 991 от 9.10.1995.
25. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» / СЗ РФ. 2002. — № 20. — Ст. 1872.
26. Приказ Правительства Российской Федерации «Об утверждении «Положения о Рабочей группе по вопросам развития социальной защиты населения, благотворительности и добровольчеству и ее персонального состава» № 138 от 03 июля 2002.
27. Приказ Министерства Юстиции РФ от 28.05.1998 г. № 62 «Об усилении контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям».
28. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 28.02.1996. «О налогообложении хозяйственных обществ, созданных общественными организациями (фондами) и религиозными объединениями».
29. Письмо Управления министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 1 марта 2000 г. № 08−08 //8076.
30. Инструкция по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29 декабря 2001 г. № БГ-3−02//585.
31. Методические рекомендации по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налоговогокодекса РФ, утвержденные приказом МНС России от 26 февраля 2002 г. № БГ-3−02 //98;
32. Закон Киргизской Республики «О «меценатстве и благотворительной деятельности» от 6 ноября 1999 года № 119.
33. Закон «О государственной политике Хабаровского края в сфере благотворительной деятельности» от 29.06.1999 № 140.
34. Закон Белгородской Области «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 15.07.1999 № 70.
35. Закон г. Москвы «О взаимодействии негосударственных некоммерческих организаций с органами власти города Москвы» от 12.04.2000 № 8 // «Ведомости Московской городской Думы», № 6, 2000.
36. Закон г. Москвы «О благотворительной деятельности» от 05.06.1995 (с изм. от 14.12.2001).
37. Закон Приморского края «О благотворительной деятельности на территории Приморского края» от 02.10.1996 № 62-КЗ.
38. Закон Республики Башкортостан «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях в Республике Башкортостан» от 8.12.1997 № 125−3.
39. Закон Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области» от 24.05.1999. № 18- ГД.
40. Закон Саратовской области «О благотворительной деятельности в Саратовской области».
41. Постановление Правительства Московской области от 17 мая 2002 г. № 186 //17 «О поддержке благотворительной деятельности Русской Православной Церкви»;
42. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.03.1999 № 1132//99.
43. Постановление Президиума ВАС РФ от 7.12.1999 № 4488 //99.
44. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2000 № 4940 //99.
45. Программа общественных слушаний по проекту закона Московской области «О благотворительной деятельности в Московской области» // О благотворительной деятельности. Справочно-аналитический обзор. М. 1996.
46. Ведомости РСФСР. — 1991. № 50. — Ст. 1740- СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3804.
47. Ведомости РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240.
48. Ведомости РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240.
49. Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1788. 134.
50. СЗ РФ. — 2001. — № 33 (часть I). — Ст. 3431.
51. СЗ РФ. 2002. — № 20. — Ст. 1872.
52. СЗ РФ. 2002. — № 26. — Ст. 2589.
53. СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
54. СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
55. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О филантропии, меценатстве и волонтёрстве» http: //www.sbor№et.ru //9 //92 //921projfilpoyasN2.htm.
56. Проект Федерального закона «О меценатстве и меценатской деятельности» .
57. Federal Tax Coordinator 2d $ L-4414, p. 34,455.
58. General Assembly Resolution 52/17 of 20 November 1997.
59. General Assembly Resolution 55/57 of 4 December 2000 on the International Year of Volunteers.
60. United States Jaycees v. Bloomfield.434A.2d 1379 (D.C. App. 1981).
61. United States Jaycees v. Iowa Civil Rights Comm’n, 427 N. W 2d 450 (Iowa 1988).
62. United States Jaycees v. Massachusetts Comm’n Against Discrimination, 463 N.E.2d 1151 (Mass. 1984).
63. United States Jaycees v. Richardet, 666 P.2d 1008 (Alaska1983).
64. Заявление Лорда Макнэгтона в случае «Income Tax Special Purposes Commissioners» против «Pemsel», 1891.1. МонографииА) на русском языке:
65. Анализ системы соцобеспечения в Великобритании, Германии, Франции // Серия: Организация социальное обеспечения. М., ЦБНТИ Минтруда РФ 1998. Вып. 2.
66. Абросимова Е. А. Благотворительные организации в Российской Федерации (гражданско-правовые аспекты). Автореферат. 1994 г.
67. Автономов A.C. К вопросу о правовом регулировании добровольческой деятельности // Добровольчество в России и в мире в контексте социального партнерства: Сборник статей // Отв. ред. Гаврилова И. Н. М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2001.
68. Алексеев С. С. О составе гражданского правонарушения. Правоведение. 1958,. № 1.
69. Алексеев С. С. Проблемы теории и права. М., 1972 г. т.1.
70. Баранова И., Здравосмыслова О., Кигай Н., Киселева К. Отношение населения к благотворительной деятельности в России Результаты исследования. М. 2001.
71. Белякова A.M. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М.: Изд. московского университета, 1987 г.-149 с.
72. Благотворительность в России. СПб., 1907 г., т 1., с.XXVI.
73. Благотворительность последний пояс социальной защиты // Охрана труда и социальное страхование. 1995. № 6.
74. Брагинский М. И. Актуальные проблемы современного права. М.: Статус, 2001 г.-462 с.
75. Варул П. А. Методологические проблемы исследования гражданско-правовой ответственности. Таллинн.: Изд. тартусского. государственного университета, 1986 г.-328 с.
76. Варул П. А. Юридическая ответственность: проблемы и перспективы. Таллинн: Изд-во тартусского государственного университета, 1981 г.-225 с.
77. Власов В. П. Благотворительность и милосердие в России. 2000.
78. Волгин Н. Японский опыт, который стоит изучить и разумно заимствовать (О социальном обеспечении в Японии, в том числе и финансировании) II Человек и труд. 1997. № 6.
79. Востриков J1.A. Светя другим. Очерки о врачах Сибири и Дальнего Востока XVIII начала XX века. Хабаровск, 1974.
80. Гаврилова И. Н. Предисловие. Добровольчество в России и в мире в контексте социального партнерства: Сборник статей // Отв. ред. Гаврилова И. Н. М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2001.
81. Георгиевский П. И. Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894.
82. Герье В. И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. СПб., 1897.
83. Горчева А. Ю. Нищенство и благотворительность в России. М.: «Духовное возрождение», 1999.
84. Гражданские инициативы и будущее России. Деловая сеть развития некоммерческих организаций. М., 1997.
85. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. Под. ред. Васильева Е. А. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Междунар. Отношения, 1993.
86. Гражданское право т.1 под ред. Суханова Е. А., БЕК, М, 1994.
87. Гражданское право. Учебник под ред Суханова Е. А. т.1 М. Изд-во БЕК. 1993.
88. Гражданское право. Ч. 1 // Под ред. Толстого Ю. К., Сергеева А. П. — М., 1996 г.
89. Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1: Учебник // Отв. Ред. Проф. Е. А. Суханов 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство БЕК, 2000.
90. Деятельность благотворительных союзов по организации социальной помощи в Германии // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2/4.
91. Дмитриева О. В. Ответственность без вины в гражданском праве. Воронеж.: Изд. воронежского гос. университета, 1997 г.-142 с.
92. Добровольчество в России и в мире в контексте социального партнерства: Сборник статей. // Отв. ред. Гаврилова И. Н. М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2001.
93. Добровольцы в социальных учреждениях. Автор-составитель Барова В. В., под ред. Тереховой Л. В. Тюмень. 2001:
94. Ершова И. В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. — М., 2001.
95. Златева Г. Роль третьего сектора в развитии современной демократии // О взаимодействии организаций третьего сектора (НКО) с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт. М., 1999.
96. Златева Г. Третий сектор в США: анализ направлений последнего времени // О взаимодействии организаций третьего сектора. Международный опыт. М., 2001.
97. Из опыта поддержки общественных инициатив и добровольчества. М., 1998.
98. Ильинский К. Частные общества. Рига, б.г.
99. Иоффе О. С. Обязательственное право. М. Юридическая литература. 1975.
100. Иоффе О. С. Ответственность по советскому гражданскому праву Изд-во ЛГУ 1955.
101. Камышанский В. П. Право собственности: пределы и ограничения. — М., 2000.
102. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации // Под ред. Садикова О. Н. — М., 1995.
103. Комментарий к Федеральным законам «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О некоммерческих организациях». М.: «АИА-Принт», 1996.
104. Лапина Г. Нетрадиционные формы активной социальной политики (Использование некоммерческих организаций в социальной сфере на примере Чувашии) // Человек и труд.
105. Ливальд Т. Финансирование социальной сферы в Германии. Роль третьего сектора // О взаимодействии организаций третьего сектора.
106. Люди помогают людям. Книга о добровольчестве. М.1995.
107. Малеин Н. С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. М. 1968.
108. Матей У., Суханов Е. А. Основные положения права собственности. — М., 1999.
109. Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы // Под ред. Тихомирова М. Ю. — М., 1998.
110. Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России (Библиотечка социального работника). М.: издательство «СОЮЗ», 1993.
111. Общественная работа в глубоком тылу (Отчет о деятельности Центрального Бюро при Московском Городском Управлении с июня 1914 г. по апрель 1915 г.) М., 1915.
112. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская АН.- Российский фонд культуры- 3-е изд. Стереотипное — М.:АЗЪ, 1996.