Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление личности современной женщины

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трансформационные процессы российской действительности содействуют развитию социальной мобильности женского начала, изменению тех социальных полей и ролей, в которых оно ранее привычно себя реализовывало. Картина женской реальности отражает широкий спектр возможностей личностного начала женщины в современных условиях. Функциональная и личностная плоскости картины наполнены смыслозначимыми сферами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НТР как инспиратор женского самовыражения
    • 1. 1. «Женская составляющая» личностной проблематики: историко-философский подход
    • 1. 2. Устойчивость женской природы — предпосылка спецификации характера женщины
    • 1. 3. Всепримиряющая общечеловечность — главное в «толерантно выраженной» личности женщины
  • Глава 2. Производственно-бытовая сфера в фокусе женского освоения
    • 2. 1. Бытоукладные подвижки наших дней — результат интенсификации женского присутствия в семье
    • 2. 2. Женско-производственная выразимость профессионального саморазвития: смыслы, проблемы, результаты
    • 2. 3. Характер «отхода» крепнущей феминизации от веками наработанных сообществом мужских стандартов

Становление личности современной женщины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях осуществляется все большая индивидуализация общественной жизни. Это видно по тому, какую значимость приобретает сегодня индивидуальность. Наша цивилизация воплощает некую уникальность, которая воспроизводится в факторе возрастающего значения личности.

Коллизии современной истории нашей страны обостряют внимание к культурно-цивилизационному измерению истории. Злободневным оказалось как соотнесение себя с цивилизацией, ощущение «духовного разрыва» с ней, так и соотнесение себя со слоем национальной традиционной культуры, разрушенным в процессе реформирования общества. Настоящий цивилизационный кризис — это утрата прежнего и поиск нового смысла существования человека и общества. Сегодня происходит перевооружение сознания людей, переход к пониманию первичности культуры в жизни человеческих сообществ. Это, в свою очередь, по-новому ставит вопрос о том, как должны раскрываться общественные отношения, если, повторяем, они все более индивидуализируются. Трансформационные процессы, происходящие в обществе, обнажают духовный кризис цивилизации, приводят человечество к пониманию необходимости построения цивилизации на принципах гуманистических ценностей, плюрализма и толерантности, позволяют анализировать женское начало в условиях индивидуализации общества, выявлять подходы в изучении тех изменений, которые происходят с сущностью личности женщины.

Система общественных отношений и связей пронизана культурой, которая зарождается в недрах человеческой истории. Она представляет определенный способ человеческого бытия, в котором формируются материальные и духовные ценности. Все, в чем и чем человек жил — все это культурные реальности, развитие которых протекало в коллективных формах, а их сохранение и передача, в различных культурах, принадлежало женскому началу. Именно традиции характеризуют отношения таких общностей как семья, род, этнос, нация. В них складываются условия для реализации индивидуальной человеческой деятельности, основанной на способности к умножению знаний и изобретению нового. Ведущим началом, в котором реализуется прогресс, творческий гений индивидуальности, становится мужское начало, а развитие техники, технологий, научных знаний превращается в ведущий детерминант общественного развития. При этом личность все более отождествляется с творчеством, и соотносится с мужским началом.

Современная цивилизация, развивающаяся в стандартах «рацио» (мужских стандартах), вызывает «обновление» сущности женщины. В философском плане под «сущностью» мы понимаем реализацию личностного начала. Однако сущность женского начала традиционно определялась как реализация природного назначения и соотносиласьебиологической организацией. В современных условиях культурно-цивилизационного развития женское начало иначе себя реализует, становится активным субъектом деятельности. НТР содействует изменению понимания сущности женского начала, вносит в содержание этого понятия новые характеристики. Опираясь на приведенное определение в своем изложении мы пытаемся придать понятию «сущность женщины» духовную направленность, согласно которой оно преобразуется в «сущность личности женщины» и будет выступать способом гармоничной соотнесенности индивидуального и коллективного. Следовательно, эти основания создают условия философского осмысления сущности личности женщины, всего процесса становления личности современной женщины в ситуации, кризисность которой заложена в противоречивости культуры и цивилизации.

Человечество с момента формирования социальной формы движения и до наших дней осуществляет поиск гармонии и равновесия между индивидуальным и коллективным, прогрессом и традициями. Сегодня встает задача: как соединить культуру (основанную на традициях, которыми определяется востребованность социума) и цивилизацию (реализуемую процессами НТР, которая ориентирована на прогресс с его массовой индивидуализацией социума)?

Двигателем общественного развития является духовность, накапливаемая цивилизацией и фиксируемая культурой. Именно духовность формирует сущность цивилизации, а ее утрата означает деградацию, упадок и гибель цивилизации, на что указывали в свое время И. Гердер, Ж. Ж. Руссо, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Соловьев, Н. Бердяев и многие другие мыслители. Прогресс как форма реализации цивилизации, как отмечалось выше, воплощается в разуме и творчестве мужского начала, тогда как женское начало является носителем культурных традиций, воплощает в себе мудрость. В современном обществе в соотношении разума и мудрости преобладает разум. Мудрость как проявление духовности женского начала еще полностью не востребована. Именно этот синтез приводит нас к пониманию того, что личностное начало женщины, воплощающее в себе традиции и мудрость, будет содействовать реализации всеобщей толерантности современного общества и осуществлять всепримиряющую общечеловечность. Поэтому, складывается возможность соотнесения культуры и цивилизации, поиск гармоничных способов взаимодействия человека и мира, мужского и женского начал. В этой связи изучение сущности личности современной женщины приобретает особую актуальность, а опыт предшественников имеет огромную ценность для решения поставленной нами проблемы.

Состояние и степень изучения темы. От античности до настоящего времени внимание мыслителей притягивало изучение проблем взаимодействия мужского и женского начал, выявление сущности каждого из них в процессе культур-но-цивилизационных преобразований. Обобщая достижения науки и человеческие знания в этом направлении, можно кратко изложить их следующим образом.

1. Индивидуально-личностное самовыражение в фокусе социокультурного процесса соотносилось с мужским началом, сущность женского начала осмысливалась и замыкалась в характеристиках второстепенного, пассивного, дополнительного, нуждающегося в покровительстве (Платон, Сократ, Аристотель, Ж. Ж. Руссо, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель и др.).

2. Женское начало являет собой сосредоточение духовного, выраженного в любви и гармонии, того, что может спасти людей от взаимоистребления (B.C.

Соловьев, H.A. Бердяев, B.B. Розанов, JI.П. Карсавин, Д. Мережковский, С. Л. Франк, 3. Фрейд, Ю. Б. Рюриков, О. М. Баранова и др.).

3. Женское (фемининное) в цивилизационном процессе констатируется как другое, чуждое и неполноценное, лишенное прав (С. Бовуар, С. Файерстоун, К. Миллет, X. Сиксу, Л. Иригарэ, Б. Фридан, Р. Брайдотти, Д. Батлер и др.).

4. Неповторимость сущности личности слагается из мужского и женского, где одно преобладает, и неравномерность их распределения рождает новое (Э. Фромм, 3. Фрейд, К. Юнг, И. Фихте, В. фон Гумбольдт, Л. Фейербах, Ф. Вит-тельс, Ф. Альберони и др.).

5. Женское начало субъективно и пропорционально выражено во взаимодействии с мужским началом в различных сферах деятельности (Р.Столлер, Р. Унгер, Г. Рабин, К. Уэст, Д. Зиммерман, O.A. Воронина, М. Мид, В. И. Слабодчиков, Д. Майерс, Э. Эриксон, О. М. Здравомыслова, Е.Ю. Мещер-кина, Л. Попова, А. А. Темкина, Г. А. Брандт, О. В. Митина, С. Г. Айвазова, Ю. Е. Алешина, Л. Ю. Бондаренко, Е. А. Здравомыслова, Т. А. Клименкова, Н.Л. Пуш-карева, И. Н. Семенова, О. В. Артемьева, К. Х. Делократов и др.).

Анализ научной разработанности проблемы показывает, что имеющиеся труды отечественных и зарубежных авторов, отражают отдельные аспекты женского самовыражения и недостаточно выражают целостное философское осмысление сущности личности современной женщины. В связи с последней изложенной позицией нам важно выявить, каким образом осуществляется реализация личностного начала женщины, как развертывается внутриличностное самовыражение ее сущности и осуществляется становление личности современной женщины. Это определило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

В качестве объекта настоящего исследования выступает женщина как субъект социальных отношений. Предмет исследования — историко-культурные, социально-психологические и философско-антропологические основания и подходы к изучению сущности женщины в процессе ее личностного развития.

Исходя из вышесказанного, целью настоящего диссертационного исследования является раскрытие характера личностного самовыражения женщины с точки зрения бытийной, т. е. социально значимой выраженности. Указанная цель может быть достигнута через решение следующих задач:

— выявить специфичность женского начала и раскрыть новые грани понятия «сущность личности женщины» в современном культурно-цивилизационном пространстве;

— выделить роль НТР и значение социокультурных факторов, влияющих на личностное развитие современной женщины;

— выявить методологические подходы и методы, способствующие изучению сущности личности женщины, характеризующие содержание женского начала в условиях синтеза культуры и цивилизации;

— определить основные сферы приложения сущностных сил женщины как способов, раскрывающих личностное начало женщины в параметрах устойчивости и согласующихся с ее сущностью, содействующих преобразованию ее личностного начала;

— определить роль и значение личностного начала женщины в сохранении семьи как социального института воспроизводства и социализации человека, поддержании духовности и национальной самобытности человеческого общества;

— проследить траекторию личностного развития женщины в педагогической деятельности как активного, творческого субъекта, носителя гуманистических ценностей, способного претворять их в профессиональной деятельности.

Методология настоящего исследования направлена на раскрытие сущности личности женщины и определяется диалектически реализуемой философской антропологией с ее диалектико-системным подходом, опирается на установки всестороннего, интеграционного подходов, включает в себя методы и подходы частно-научного характера, такие как социально-психологический подход, вбирающий в себя методики и практики психоанализа (характероанализ, контекстуальный анализ и другие), тендерный и акмеологический подходы. В диссертации применяется структурно-функциональный анализ, который позволяет, с одной стороны, осмыслить природу женского начала как целостности, с другой — выявить и описать специфику личностного самовыражения женщины в условиях синтеза культуры и цивилизации. Используется гендерно-эгалитарный подход, который предполагает концепцию единства и равнозначности полов, нашедшим свое воплощение в содержании первой и второй глав работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— раскрыты новые грани сущности личности женщины такие как: духовность и мудрость, характеризующие ее внутренний мир, функционально реализующийся в картине женской реальности как значимой основы межличностного взаимодействия, а также претворяемый в личностно воплотимой творческой деятельности;

— выявлены уровни и исследованы предпосылки реализации личностного начала женщины, в которых нашла выражение диалектика соотнесенности устойчивости и изменчивости;

— определена аксиологическая значимость семейной и профессиональной сфер в личностном развитии женщины как среды, где ее личностное начало реализует себя в субъект-субъектном взаимодействии;

— проанализирован духовный потенциал личностного начала женщины, являющий собой надежду в ожидаемой толерантности XXI векаопределены основные проблемы и трудности личностно-профессионального становления современной женщины.

В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:

1. Личностное начало женщины в условиях НТР есть значимая основа возрождения духовности и сохранения культурно-цивилизационных основ существования, характеризуется не социальной активностью, а устойчивостью в передаче традиций и ценностей человеческого рода.

2. Сущность личности женщины сосредоточена в ее духовности и мудрости, которые раскрываются в процессе преобразования себя, в способности возвыситься над своим природным бытием, освоить социокультурное пространство, созданное другими людьми и создать свой собственный мир, в котором индивидуальное дополняется высшими надличностными гуманистическими ценностями.

3. Гуманитарная научно-исследовательская программа (ГНИЛ) есть конкретно-научное познание сущности женского начала, выявляющая специфику индивидуально-личностного самовыражения женщины в социокультурном пространстве.

4. Динамика, характер раскрытия личностного начала женщины представляется в картине женской реальности, в значимых для нее сферах приложения сущностных сил и подтверждается смыслообразующей деятельностью, благодаря чему личность женщины предстает в духовном воплощении в конкретной жизнедеятельности.

5. Женско-производственная выразимость имеет тендерную обусловленность и реализуема в гармоничном сочетании смыслозначимых ролей и стратегий профессионализации.

6. Личностное начало женщины играет важную роль в созидании и отла-живании цивилизационной системы общественных связей, позволяет более содержательно воплощать толерантный настрой общества.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Материалы и результаты диссертации раскрывают новые грани сущности личности женщины, расширяют область изучения личностного начала женщины в социокультурной реальности, позволяют рассматривать смыслообразующую деятельность как процесс, раскрывающий ее творческий потенциал в значимых сферах социального бытия. Содержание и выводы исследования могут найти применение в практических разработках программ по гуманизации общества, в практике преподавания, в дальнейшем исследовании сущности личности современной женщины.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в выступлениях автора на IV Международном гуманитарном конгрессе по теме «Гендерный подход как способ изучения личностного начала женщины в условиях ее социальной активности» (Иркутск, 13−16 сентября 2004 г.) — на научно-практических конференциях кафедры философии Иркутского государственного университета «Методологическое обеспечение современных философских проблем» (апрель 2002 г.- март 2003 г.- апрель 2004 г.). Диссертационное исследование выполнено и обсуждено на кафедре философии Иркутского государственного университета. По итогам обсуждения рекомендовано к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В европейской и российской действительности складывается тип социальной реальности, рассмотрение и изучение которой возможно только через призму индивидуального, личностного начала в человеке. Научная мысль еще и еще раз обращается к сущности человека, к его духовной составляющей, возрождение которой видится безотлагательной, перспективной задачей современного общества.

С утверждением цивилизационных основ и значимости прогресса в жизнедеятельности общества культура как способ коллективного существования, выраженная в традициях, теряет нечто значимое. Человек, живущий разумом, неудержимо рвется к прогрессу и порывает с культурой коллектива, но находит себя в творчестве, где наблюдается дух индивидуализации. Цивилизационно настроенная современность сеет неуверенность в индивиде, он раскрывает множество миров, увлекающих неизвестностью.

Цивилизация закрепила превалирующую роль мужчин, как в семейной, так и в общественной жизни. Ведущее начало обеспечило человечеству выход на те цивилизационные высоты, которыми характеризуется наша повседневность. Место женщины определялось семейными отношениями. Это связано с тем, что женское начало, воплощая собой устойчивость, содействовало закреплению тех завоеваний цивилизации, которые были осуществлены представителями мужского пола. В рассматриваемом отношении цивилизация преимущественно связана с деятельностью разума, который в силу существующего положения вещей приурочен к мужскому началу. Разум есть субъективное воплощение объективно реализуемой изменчивости. Поскольку этот фактор определил суть цивилизации, она, повторяем, развернулась в контексте мужских стандартов. Что касается женского начала, оно, конечно не лишено рацио. Однако он не является прерогативой женского пола. Женщины обладают своим достоинством, не менее важным, чем разум. Женщины, как мы уже подчеркивали, являются воплощением человеческой мудрости. Прогресс женского начала выражается в создании нового, изысканного типа женственности, утонченно-прекрасного, совершенного и взыскательного. К сожалению, сегодняшняя ситуация в России, и не только в ней, есть свидетельство того, что мудрость женщины не нашла должного применения, но, как говорится, не все еще потеряно. Новая социокультурная реальность утверждает паритетный статус мужского и женского начал в тот век толерантности, который уже наступает.

Вместе с тем, становление подлинных отношений равенства между мужчиной и женщиной — дело сложное и по-своему революционное. И сегодня, в век технологических достижений цивилизации и завоевания высокого уровня прав представительницами слабого пола, стереотипное мышление и традиционные представления о сущности женского начала еще живы. Выше мы уже анализировали ситуации неблагополучия, которым характеризуется современная семья. Действительно, будучи патриархальной, семья никак не содействовала социальному утверждению женского начала, подчеркивая различия в природной сфере. Сегодня женщина все более в своих общественных правах выравнивается с мужчиной. Но известны и потери от этого выравнивания. И главная потеря здесь — неравновесное состояние современной семьи. Поскольку мужское и женское начала в семье равнозначны, семья стала демократической и, таким образом, — неопределенной. Но если мы утрачиваем семью как ячейку общества, то разрушается общество как конкретное воплощение социальной формы движения. В таком случае общество неизбежно деградирует, что мы и наблюдаем сегодня.

Отмечая еще раз эти ключевые моменты как позиции обобщающие результаты нашего исследования, мы отметим, что не в коей мере не ратуем за «домостроевщину». Сегодня вся система общественных и межличностных связей должна регулироваться теми принципами, которые определяются синтезом мужского рацио и женской мудрости и проявляются как раз в интерсубъектной модели взаимодействия, которая раскрывает потенциал личности в семейной и профессиональной и других сферах. В такой семейной модели отношений формируется общее пространство, в котором развиваются и взаимодействуют друг с другом равноправные субъекты данных отношений. Каждая из сторон обладает собственным потенциалом саморазвития и взаимодействует с другой стороной путем открытого диалога, привнося в общее пространство свой элемент саморазвития, принимаемый другой стороной.

Субъект-субъектное взаимодействие в кругу семьи конструирует отношение субъектов друг к другу как к ценности и характеризуется установкой в общении на открытый диалог. Данное взаимодействие приводит к тому, что субъекты, удовлетворяющие свои потребности в воздействии друг на друга, стремятся к объединению совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. В связи с этим у них повышается уровень самоуважения, самооценки и значимости. Поэтому в синтезе рацио и мудрости в семье нарабатываются традиции, рождается совместное творчество, раскрывающее всю полноту содержания личностного начала человека. Мудрость и составляет суть женщины — хранительницы жизни на земле. Единение разума и мудрости является показателем динамически выраженной устойчивости как современной семьи, так и системы общественных отношений.

Стремительное внедрение НТР в жизнедеятельность цивилизации отчетливо показало, что женское начало способно проявлять свою значимость в различных сферах, значимых в ее жизнедеятельности. Однако цивилизационное «обновление» семейного уклада и женского начала обнажили увеличивающийся разрыв культуры и цивилизации, духовный надлом сущности человека. Это значит, что мы должны найти компромисс между культурной и цивилизацион-ной составляющими в их фокусе, обеспечивающий всем нам всеобщее выживание.

Проведенное нами философское исследование на основе онтологического развертывания картины женской реальности как способа становления личностного начала женщины позволило сделать следующие выводы.

— Специфичность женского начала, служившая предметом философского осмысления с античных времен до наших дней, выявляется в характеристиках, обладающих устойчивостью в созидательных и жизнеутверждающих тенденциях, связанных с ее репродуктивной функцией и реализацией высшего принципа бытия — сохранением жизни.

— Выделенные методологические подходы ГНИЛ в совокупности отражают картину личностного самовыражения женщины в культурно-цивилизационном пространстве и образуют поле междисциплинарного исследования природной специфики женского начала как взаимосвязанного единства всех ее качеств, составляющих ее сущность.

Сущность женщины определяется нами как интегральное качество, возникающее в результате взаимодействия ее природно-биологической, психической и социальной подсистем. Таким интегральным качеством, в котором развертывается личностное начало женщины, ее природный и социальный потенциал бытия, является духовность. Духовность как качество личности женщины, выражает особенность ее бытия как субъекта деятельности, поведения и общения. Суть духовности женщины раскрывается в процессе преобразования себя, «в творении из себя личности», в способности возвыситься над своим природным бытием, освоить социокультурное пространство, созданное другими людьми и создать свой собственный мир, в котором индивидуальные психические качества (способности, потребности, установки и др.) дополняются высшими надличностными гуманистическими ценностями.

— Трансформационные процессы российской действительности содействуют развитию социальной мобильности женского начала, изменению тех социальных полей и ролей, в которых оно ранее привычно себя реализовывало. Картина женской реальности отражает широкий спектр возможностей личностного начала женщины в современных условиях. Функциональная и личностная плоскости картины наполнены смыслозначимыми сферами приложения ее сущностных сил, где она находит цели, ценности и идеалы, обретает стиль и принципы жизни, проявляет себя как ценное и значимое для других, ведь смыслом существования женщины является самоотречение, растворение себя, посвящение себя кому-либо через принятие объекта своей любви в свой душевный мир. Это, по нашему мнению, является проявлениями мудрости и направленности личности женщины, которая на всем протяжении человеческой цивилизации охраняла своей мудростью цивилизацию от рационального самоуничтожения. Взаимодействие плоскостей картины задают вектор развития личностного начала женщины, выявляют уровни, динамику раскрытия личностного потенциала женщины в условиях социальной активности.

— Процесс становления личности современной женщины представляется как смыслообразующая деятельность усвоения ей определенной системы ценностей, норм, установок, принципов той социальной общности, в которой она функционирует как значимое, как субъект системы общественных связей и отношений. Таковыми значимыми общностями сегодня для нее являются семья, профессиональная среда, где личностное начало женщины видит насущную необходимость применения сущностных сил.

Социально-экономические условия современной российской действительности и характер семейных отношений определяют содержание, уровень реализации личностного начала женщины в семейной и профессиональной сферах. Педагогическая направленность профессиональной деятельности позволяет сближать профессиональные устремления и семейные заботы. Перечисленные стратегии профессионализации в педагогической деятельности раскрывают личностное начало женщины в параметрах устойчивости, согласуются с ее сущностью, поскольку их содержательная характеристика выявляет направленность женского начала в область межличностных отношений через личностные вклады в других. Следовательно, реализация себя в профессиональной педагогической среде по природе своей для женщины имеет востребованность и носит характер полезного для другого.

Названные формы самореализации личностного начала женщины в педагогической деятельности успешно реализуются. Органично сочетаясь в выполнении профессиональных задач, они наполнены ценностным смыслом, способствуют личностному развитию, творческой самостоятельности и индивидуальности в деятельности педагога. Трансляция своих сущностных сил конкретному, а не «абстрактному» другому, в том числе и культуре и обществу, позволяет педагогу видеть смыслы и выстраивать дальнейшие перспективы своей профессиональной деятельности, выходить на уровень рефлексии, то есть осознания собственной значимости и социальной пользы, профессиональной зрелости и готовности к творческому совершенствованию и принятию индивидуальной ценности «Я», а, вместе с тем, содействовать синтезу культуры и цивилизации.

Итак, в чем же выражается личностное начало женщины, чем характеризуется в условиях цивилизации?

Личностное начало женщины сводится к тому, что на протяжении длительного времени существования человеческого общества женщина своей мудростью содействовала сохранению цивилизации от самоуничтожения. Женщина старалась привить в семейной среде те элементы мудрости, которыми сама обладает. Отсюда личность женщины характеризуется не творчеством, которое в наши дни соотносимо с женским началом, не социальной активностью, которую она демонстрирует, а тем, на сколько она сохраняет и транслирует человеческие ценности семье, через профессиональную составляющую, досуговую, бытовую и другие, значимые для нее.

Говоря о личности женщины в рассматриваемом отношении, мы должны иметь в виду, что, будучи воплощением традиций, личность женщины наиболее полно раскрывается в социальном окружении и как бы растворяется в нем, играя важную роль в развивающихся общественных связях. НТР, координально меняющая ценности человеческого сообщества, усиливает в личности женщины социальную зависимость и активнее вовлекает ее сущностные силы в производственную сферу, тем самым, личностное начало женщины растрачивает природную устойчивость и целостность, чувствует в себе раздвоенность. Все это процессы неразделимые, что дает основания рассматривать процесс личностного развития как многоуровневое движение в социальном пространстве, создающее условие для саморазвития и самоопределения.

Такая «метаморфоза» бытия сподвоигнула человека на поиски нового: раскрытия новой духовности, сфокусировавшей культурный пласт и цивилизаци-онные достижения, обретение новых жизненных ценностей, связанных с достижениями НТР. Среди этих ценностей следует специально выделить толерантность как представляющую общезначимое в его взаимосвязи с индивидуальным.

Проблема толерантности как адаптации, терпимости, понимания и приятия обусловлена современными реалиями: общественными процессами, спровоцированными глобализмом, когда наибольшему прессингу подвергалась культура в ее традициях, что повлекло перманентное разложение человека и общества. В условиях социально-политических кризисов, войн альтернативы толерантности нет. Толерантность устраняет всякую возможность противопоставленияв ней превалирует гармоничное взаимодействие человека и мира (индивида и социума), подтверждая их бытийную целостность как единство части и целого. Именно в толерантности сосредоточена возможность противостоять деперсонализации человека и реализовать бытие личности в социальных условиях.

Личностное начало женщины, воплощающее в себе природную устойчивость и культурную выраженность, играет важную роль в создании и отлажи-вании цивилизованной системы общественных связей, позволяет более содержательно воплощать толерантный настрой социума. Духовность женского начала представлена содержанием внутреннего мира, выступает как форма свободного саморазвертывания ее личности, как диалогическое соединение традиций и прогресса, коллективного и индивидуального. Поэтому, высшей формой социальной практики воплощения личностного начала женщины можно считать толерантность, которая должна стать ориентиром в современных человеческих взаимоотношениях.

Сегодня толерантность как воплощение духовности личностного начала женщины обретает особое значение и является абсолютной ценностью. Она регулирует социальность, выступает фундаментальным основанием современных социальных связей, а также предполагает равновесие целостного бытия, раскрытие сущности личностного начала женщины — гармоничного самоутверждения личности женщины.

Философская значимость исследуемой проблемы личностного начала жен щины в синтезе культуры и цивилизации заключается в ее аксиологическом обеспечении как целостного социокультурного явления, открывающая перспективы жизнедеятельности человечества в будущем.

Диссертация как философское осмысление процесса личностного развития женщины в современном обществе и роли личностного начала женщины в синтезе культуры и цивилизации — на данном этапе представляет собой определенный итог в раскрытии онтологической процессуальности личностного начала женщины как субъекта социальных отношений и открывает перспективу для дальнейшего исследования личностного начала человека в изменяющейся действительности. Она должна быть направлена на выявление того, что толерантность как перспектива подлинной человечности широко осуществима личностным началом женщины.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. Проблема тендерных стереотипов в моральном сознании: Дис. канд. филос. наук: 09.00.05./ Е.А.Азарова- СПбГУ. СПб., 2000. -152с.
  2. B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком / B.C. Агеев // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 135−140.
  3. И.А. Топология и идентификация личности / И. А. Акчурин // Вопросы философии. 1994. — № 5. — С. 143−149.
  4. Ю.С., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. С. Алешина // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 7482.
  5. Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины / Е. Ю. Алешина, Е. В. Лекторская // Вопросы психологии. 1989. — № 5. -С. 80−88.
  6. Ф. Дружба и любовь: Пер. с итал./ Общ. ред. A.B. Мудрика. -М: Прогресс, 1991. 320с.
  7. Альбуханова-Славская К. А. Стратегии жизни / К.А. Альбуханова-Славская. -М., 1991.- 141с.
  8. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1968. -360с.
  9. Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия / Т. В. Андреева // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1988. — Вып. 2. -С. 203−216.
  10. А.И., Медков В. М. Социология семьи / А. И. Антонов, В.М. Мед-ков.-М., 1996.-342с.
  11. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита /Л.И. Анциферова // Психологический журнал. 1994. — № 1. — С. 6−13.
  12. Аристотель. Политика / Аристотель // Соч: В 4 т. М., 1983. — Т.4. — 438с.
  13. О. Заслужи себе счастье / Книга для женщин, написанная психологом-женщиной / О. Арнольд. М., 1994. — 326с.
  14. A.C. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие / A.C. Арсеньев. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 592с.
  15. О.В. Человек = мужчина + женщина / О. В. Артемьева // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1991. — М., 1992. 186с.
  16. К.Ш., Амиров А. Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров // Педагогика. 2002. -№ 3. — С. 52−54.
  17. Бабаева J1.B. Женщина: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) / J1.B. Бабаева // Социологические исследования. 1997. — № 7 — С. 51−59.
  18. В.А. Фундаментализация образования как способ становления современного человека (философско-методологические очерки) / В. А. Балханов, В. А. Колесников. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2002. -212с.
  19. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Барон // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 158−165.
  20. М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? / М. Е. Баскакова // Семья в России. 1995. — № 3−4. — С. 75−82.
  21. С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы / С. Ю. Барсукова // Социологические исследования. 1999. — № 9. — С. 75−84.
  22. Э. Семь возрастов женщины. Возрастные особенности физиологии и психологии женщины / Э. Барш. М., 1994. — 354с.
  23. А. Женщина и социализм / А. Бебель. М.-Л., 1926. — 298с.
  24. A.M. Свобода человека в социальном пространстве / A.M. Бека-рев. Н-Новгород, 1999. — 211с.25.26,27,28,2930,31,32
Заполнить форму текущей работой