Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование основных политикофилософских идей и теорий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и они, как таковые, прямо не зависят от самого государства. По Гегелю, семья, как «первый этический корень государства», представляет собой сущностное целое, члены которого рассматривают себя не как конкурирующих между собой индивидов… Читать ещё >

Формирование основных политикофилософских идей и теорий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • главные тенденции и особенности развития политико-философской мысли и основ политической философии в XIX—XX вв., вклад ведущих представителей общественно-политической мысли в их разработку и развитие;
  • • характер, содержание и значение идей, в совокупности составивших основу политической философии;

уметь

• выявлять и определять характер и значение диверсификации социальных и гуманитарных наук для вычленения и институционализации политической философии;

владеть

• способностью провести различие между политической философией, политической наукой и политической социологией, а также другими социальными и гуманитарными дисциплинами.

Во второй половине XVIII — начале XIX в. были сформулированы важнейшие подходы, послужившие основными положениями для разработки важнейших политических теорий и концепций современности. А это, естественно, создавало предпосылки для окончательного оформления самостоятельных научных дисциплин, призванных профессионально исследовать и анализировать мир политического.

В первой половине XIX в. моральные науки получили окончательное название «социальные науки», объектом изучения которых стали гражданское общество и мир политического в их взаимосвязи и взаимозависимости. В XVIII в. возникла эпистемология[1] в современном смысле этого слова, а в XIX в. — философия пауки как самостоятельная дисциплина. В том же веке появилось и получило распространение такое понятие, как «гуманитарные науки» .

В системе социальных и гуманитарных наук благодаря Г. В. Ф. Гегелю стала самостоятельной областью исследования философия истории. Для изучения философских оснований или сущности прекрасного и искусства в XIX в. в качестве самостоятельной дисциплины и сферы духовной жизни сформировалась философия искусства. Ее отцамиоснователями можно считать Ф. В. Шеллинга («Философия искусства») и Г. В. Ф. Гегеля («Эстетика»).

В этом же русле окончательно выделились и институционализировались политическая наука, политическая философия и несколько позже политическая социология. Процесс постепенного размежевания между ними происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам, как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и гражданским обществом, между государством и церковью; народный суверенитет, права и свободы человека; формы правления и т. д.

И. Кант и Г. В. Ф. Гегель

В плане разработки основополагающих постулатов, установок, положений политической философии внесла свой вклад целая плеяда ученых, философов, мыслителей, среди которых особо следует отметить И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

Как писал П. И. Новгородцев, «не только своим политическим учением, но еще более того, всем духом своей философии И. Кант совершил переворот понятий, который многие в его время ставили рядом с переворотом, совершенным французской революцией»[2]. Проанализировав в своей работе «Учение о праве» три основные ветви власти, без которых немыслимо само правовое государство, Кант пришел к выводу, что именно благодаря этим трем ветвям государство «обладает автономией, т. е. само себя создает и поддерживает в соответствии с законами свободы»[3].

Суть сформулированного Иммануилом Кантом (1724- 1804) категорического императива заключается в постулате о совершенном достоинстве и абсолютной ценности личности. Поэтому она не может быть средством достижения каких бы то ни было, даже самых благородных, целей. Человек руководствуется априорным безусловным законом, не подверженным влиянию каких бы то ни было внешних обстоятельств, влияний, безусловным законом. «Поступай так, — говорит Кант, — чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Бытие самого государства, как считал Кант, определяется требованиями категорического императива.

В то же время Кант отвергал слишком восторженную, на его взгляд, оценку человека просветителями. В противоположность, например, Руссо, он был убежден в том, что «зло присуще человеку от природы» или, иначе говоря, зло отнюдь не внесено в человека извне, а составляет его прирожденное свойство. Для обуздания этого начала человек, человеческое общество нуждаются во внешнем порядке, олицетворяемом правом и государством.

Антагонизм, противоборство — эти проявления противообщественной общительности между людьми превратились бы во всеобщую бескомпромиссную войну всех против всех, способную положить конец самому общественно-историческому процессу, если бы не право и государство. Они призваны, с одной стороны, обеспечить наивозможную в обществе свободу и, с другой — обеспечить соответствующий внешний контроль для определения границ этой свободы. Большое место в кантовском учении о праве занимает идея о народном суверенитете. Эта идея предельно сжато изложено в формуле: «Чего не может постановить о себе соединенная воля народа, того нс может постановить и правитель» .

Эти положения стали неотъемлемыми элементами современной философии в целом, а также политической философии и социологической теории.

Насколько известно, Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770−1831) нигде не использует понятие «политическая философия» или «философия политики». Свой фундаментальный труд, посвященный материям, покрываемым этим понятием, он назвал «Философией права». Напомним, что у английских авторов, начиная с Т. Гоббса, утвердились понятия «моральная философия» и «философия государства», равно как и понятие «правление закона» (rule of low), а в Германии, в качестве эквивалента последнего было принято понятие «правовое государство» (Rechtsstaat). В конце XVIII в. не случайно здесь же возникло понятие «философия права». Его, в частности, широко использовал теоретик исторической школы права Г. Гуго.

Выбор Гегелем для своей книги названия «Философией права», по-видимому, объясняется тем, что формирование и утверждение идеи права и правового начала имели ключевое значение для радикальной трансформации самого мира политического в современном смысле слова. Право и закон, как его видимое воплощение, стали той основой, па которой сформировались и утвердились такие основополагающие признаки современного правового государства, как народный или национальный суверенитет, универсальность, всеобщность, абстрактность, безличность. Это те признаки и критерии, которые позволяют противопоставить мир политического гражданскому обществу как сфере частного, индивидуального, партикулярного.

" Философская наука о праве, — писал Гегель, — имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление"[4]. Однако анализ содержания «Философии права» показывает, что ее следует трактовать в более широком контексте. В данной связи интерес представляет тот факт, что эта работа является более развернутым вариантом раздела «Объективный дух» — третьей части «Энциклопедии философских наук» («Философии духа») — раздела, в котором рассматриваются проблемы права, морали и нравственности. Эти же проблемы затрагивались Гегелем в лекционных курсах, прочитанных, начиная с 1817 г., в качестве профессора Гейдельбергского и Берлинского университетов — «Естественное право и наука о государстве», «Основания естественного права и науки о государстве», «Естественное и государственное право или философия права» .

Сами названия этих лекций свидетельствуют о том, что в них освещался более широкий круг вопросов, нежели собственно философские вопросы права в узком смысле слова. «Право состоит в том, — подчеркивал Гегель, — что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть положенная вообще свобода как идея»[5].

Комментируя это положение В. С. Нерсесянц, не без оснований, считал возможным называть философию права Гегеля «философией свободы»[6]. Показательно, что, говоря о праве, Гегель имел в виду «не только гражданское право… но также и моральность, нравственность и всемирную историю, которые также сюда относятся»[7].

В сущности автор «Философии права» излагает свое понимание принципов формирования и функционирования мира политического, политической организации общества. Важнейшие проблемы добра и зла, права и закона, свободы и справедливости, морали и нравственности, личности, семьи, собственности, гражданского общества рассматриваются в их соотнесенности с государством. Это дает основание рассматривать данную работу не только как философию права и философию свободы, но и как философию политики вообще или политическую философию.

Политико-философский характер книги особенно отчетливо прослеживается в ее третьей части, озаглавленной «Нравственность». Здесь автор затрагивает ключевые вопросы, связанные с сущностью семьи, гражданского общества и особенно государства. Гегель подробно останавливается на идее государства, проблемах соотношения государства и религии, общественного мнения и государственных институтов, сущности власти и разделения властей, исторических формах государства и государственного правления.

Особенно велика заслуга Гегеля в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством. Философ, в частности, пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от Средневековья к Новому времени. Подвергнув критическому анализу господствовавшую в тот период теорию естественного права за то, что оно смешивает гражданское общество и государство, Гегель утверждал, что социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни государства.

Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и они, как таковые, прямо не зависят от самого государства. По Гегелю, семья, как «первый этический корень государства», представляет собой сущностное целое, члены которого рассматривают себя не как конкурирующих между собой индивидов, а как коллектив, связанный неким договором. Что касается гражданского общества, то здесь дело обстоит иначе. Многочисленные его составляющие зачастую несопоставимы, неустойчивы и подвержены серьезным конфликтам. Оно напоминает беспокойное поле боя, где одни частные интересы сталкиваются с другими частными интересами.

Причем чрезмерное развитие одних элементов гражданского общества может привести к подавлению других его элементов. Поэтому общество не может оставаться «гражданским» до тех пор, пока оно не управляется политически под присмотром государства. Лишь верховная публичная власть — конституционное государство может эффективно справиться с его несправедливостями и синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество.

Как считал Гегель, в отношении частного права, семьи, гражданского общества в целом государство выступает одновременно и как внешняя необходимость, и как имманентная цель. Более того, в государстве в абстрактных терминах воспроизводится идея божественности и боговдохновенности, идеи нравственного начала. Лишь признавая и удерживая гражданское общество в подчиненном положении, государство может обеспечить его свободу. Государство представляет общество в его единстве. Гражданское общество одновременно сохраняется и преодолевается как необходимый, но подчиненный аспект более широкого, более сложного и более высокого сообщества, которое организовано политически.

Для правильного понимания воззрений авторов конца XVIII — первых десятилетий XIX в. следует учесть, что естественная философия и естественная наука, политическая философия и политическая наука, моральная философия и моральная наука в ряде случаев продолжали использоваться в качестве синонимов.

Об этом свидетельствует, например, объемистый двухтомный труд английского исследователя Г. Броугэма под названием «Политическая философия», который вышел в свет в 1842—1843 гг. В ней, вопреки названию, речь по сути дела идет о политической науке. Показательно, что само понятие «политическая философия» в тексте используется лишь несколько раз и то в качестве синонима понятия «политическая наука». Вступительная глава носит красноречивое название «Цели, польза и преимущества политической науки»[8].

Очевидно, что во второй половине XVIII — начале XIX в. были сформулированы важнейшие подходы, послужившие основоположениями для разработки важнейших политических теорий и концепций современности. А это, естественно, создавало предпосылки для окончательного оформления самостоятельных научных дисциплин, призванных профессионально исследовать и анализировать мир политического.

  • [1] Раздел философии, изучающий сущность познания и критерии его истинности.
  • [2] Новгородцев П. И. Сочинения. М., 1995. С. 171.
  • [3] Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 350.
  • [4] Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 59.
  • [5] Там же. С. 89.
  • [6] Нерсесянц В. С. Философия права: история и современность // Гегель. Философия права. М., 1990. С. 18.
  • [7] Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 94.
  • [8] Brougham Н. Political philosophy. L., 1842−1844. Vol. 1−2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой