Научно-образовательный потенциал как социальный феномен
Диссертация
Апробация результатов исследования. Основные положения и идеи диссертации апробированы в 4 монографиях, 30 статьях и публикациях, в электронном варианте в Интернете, докладывались на 15 симпозиумах, конгрессах и научно-практических конференциях международного, всероссийского и регионального уровня, в том числе на Уральских социологических чтениях 2001 года (Уфа, 2001) — во Всероссийской научной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СИСТЕМНОСТЬ НАУЧНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
- 1. 1. Потенциал как философская категория
- 1. 2. Сущность научно-образовательного потенциала
- 1. 3. Структура научно-образовательного потенциала
- ГЛАВА II. ДИНАМИКА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
- 2. 1. Общее и особенное в содержании изменений научно-образовательного потенциала
- 2. 2. Закономерности изменения научно-образовательного потенциала
- ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
- 3. 1. Факторы развития научно-образовательного потенциала
- 3. 2. Определяющие тенденции развития научно-образовательного потенциала
- ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
- 4. 1. Реформирование института научно-образовательной системы и его регулирование
- 4. 2. Социальное управление научно-образовательной деятельностью
Список литературы
- Абдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции. М.: Наука, 1992.-166 с.
- Абитова Г. З. Образование как социальный институт в условиях трансформации российского общества в послеоктябрьский ипостсоветский периоды: прикладной аспект: Дисс.канд. социолог.наук. Казань, 2000. -154 с.
- Аитов Н.А. Работники хорошие и плохие. -М.: Сов. Россия, 1983. -136 с.
- Азаматов Д. М., Мазов Н. Ю. Система образования в трансформирующемся обществе: проблемы, противоречия, перспективы Уфа: РИО БашГУ, 2004 — 116 с.
- Актуальные проблемы управления образованием в регионе: ориентиры взаимодействия в предстоящем году: Сб. материалов /Отв. ред. Г. Н. Сериков. Челябинск: «Образование», 1998. — 118 с.
- Актуальные проблемы управления образованием в регионе: реализация программно-целевого принципа управления областной образовательной системой: Сб. материалов /Отв. ред. Г. Н. Сериков. -Челябинск: «Образование», 1998. 146 с.
- Алексеев В.В. Регионализм в России. Екатеринбург: Изд-во УрГИ, 1999.- 193 с.
- Аллак, Жак. Вклад в будущее: приоритет образования /Пер. с англ.- М. Педагогика-пресс, 1993- 164 с.
- Андреев И.Д. Методические основы познания социальных явлений-М.: «Высшая школа», 1977 328 с.
- Ю.Аристотель. Сочинения: В 4-х томах Т.1.- М.: Мысль, 1976 — 550 с.
- П.Барулин B.C. Социальная философия: Учебник М., 1999 — 560 с.
- Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии М.: Академкнига, 2002 — 455 с.
- В.Белик А. П. Социальная форма движения-М.: Наука, 1982−270 с.
- М.Белик А. А., Резник Ю. М. Социокультурная антропология: Учеб. пособие. М.: Союз, 1998.-319 с.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 1999 — 956 с.
- Бергер П. Понимание современности // Социол. исслед- 1990 № 7-С. 127−133
- Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспективаМ., 1996.- 168 с.
- Бердышев С.Н. Законы общества. М.: РИПОЛ классик, 2002.-384 с.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии— М.: Наука, 1994.- 398 с.
- Бикметов Е.Ю. Образование как социокоммуникативный процесс: теоретико-методологические проблемы управления М.: Изд-во РАГС, 2003.- 181 с.
- Булдаков С.К. Образование: цели, идеи, методология: (опыт философского исследования).- Кострома: Изд-во Костром, гос. ун-та им. Н. А. Некрасова, 2000- 179 с.
- Булдаков С.К. Социально-философские основания образования-Кострома: Изд-во Костром, гос. Ун-та им. Н. А. Некрасова, 2 000 290 с.
- Бхаскар Р. Общество // Социологос. Вып.1. Общество и сферы смысла-М., — 1991.
- Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с анг. П. М. Кудюкина под общ. ред. канд. полит. наук Б. Ю. Кагарлицкий. СПб: Изд-во «Университетская книга», 2001 -416 с.
- Ванчухина Л.И. Экономический механизм ресурсного обеспечения высшего образования: Автореф. дисс. д-ра эк. наук -СПб., 1999.- 43 с.
- Варшавский А.Е., Миндели Л. Э., Салтыков Б. Г. Научный потенциал страны. М.: Знание, 1984 — 64 с.
- Вебер М. Избранные произведения М., 1990 — 804 с.
- Вебер М. Избранное. Образ общества М.: Юрист, 1994- 702 с.
- Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл Рига, 1987- 211 с.
- Взаимосвязь концепций развития человеческого потенциала и концепций устойчивого развития: Мат-лы науч. симпозиума Уфа, 2002.- 186 с.
- Виноградов В.Г., Гончарук С. И. Законы общества и научное предвидение.-М. Политиздат, 1972.-231 с.
- Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы, перспективы-М.: Молодая гвардия, 1978 175 с.
- Водопьянова Е.В. Научно-технический потенциал стран СНГ и Восточной Европы: проблемы и перспективы М., 1999 — 67 с.
- Воробьев Д. В Основные формы социального небытия: Дисс.. канд. филос. наук.- Н. Новгород: НГАСА, 1996.- 199 с.
- Восьмой симпозиум: квалиметрия человека и образования: методология и практика: Тез. докл. В 3-х ч. / Под ред. Н. А. Селезневой, А.И. Субетто- М: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1999. Ч.1.- 174 с.
- Вузы Республики Башкортостан /Сост. Р. А. Якшибаев, А. Р. Тимербулатова: Пер. З. С. Гафарова Уфа: «Слово», 1997 — 24 с.
- Высшее образование в регионе: социально-экономический и сциокультурный аспекты /Отв. ред. И. В. Налетова Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.- 116 с.
- Галиев Г. Т., Хасанов. Р. А. Социальное здоровье населения Республики Башкортостан: проблемы технологического управления социальными процессами. Уфа: Информреклама, 2001 — 74 с.
- Галимов Б.С. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода / Б. С. Галимов, Г. Х. Мусин. Уфа: Б. и., 2000.- 284 с.
- Гарданов Р.Т. и др. Совершенствование системы образования в условиях перехода к рыночной экономике (на материалах Башкирии).-М, 1994, — 168 с.
- Гатауллин В.З. Исследование формирования научного потенциала региона и проблемы совершенствования оценки его уровня: Дисс. канд. экон. наук-Уфа, 1995- 192 с.
- Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире М.: Наука, 2003- 256 с.
- Гегель Г. Философия духа: Энциклопедия философских наук/ В 3-х томах. -Т.З. -М.: Мысль, 1977.-С. 6−408.
- Гегель Г. Феноменология духа / Сочинения: В 13-ти томах. -Т.6−4.1. -M., J1.: Соцэкгиз, 1959.-440 с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук Т.1.- М.: Мысль, 1974.- 452 с.
- Герменевтика: история и современность-М.: Мысль, 1985−304с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века— М.: Совершенство, 1998−605 с.
- Гидденс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Учебное пособие. -Новосибирск. 1995- С. 40−72.
- Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. -М.: Политиздат, 1979.-303 с.
- ГоббсТ. Сочинения: В 2-х томах-Т. 1.-М.: Мысль, 1989.-621 с.
- Гоббс Т. Сочинения: В 2-х томах Т.2.- М: Мысль, 1991 — 732 с.
- Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М.: Изд-во МГУ, 1987.-219 с.
- Гобозов И. А. Философия политики М.: ТЕИС, 2002 — 230 с.
- ГуссерльЭ. Феноменология // Логос-1991-№ 1-С. 12−20.
- Давыденко Л.Н., Воробьева Е. М. Интеграция вузовской науки и производства-Минск: Университетское, 1987 155с.
- Декарт Р. Сочинения: В 2-х томах. Т.1. — М.: Мысль, 1989. 656 с.
- Делокаров К.Х. Философия образования в период социальных трансформаций-М.: КМК Scientific Press, 1997- 131 с.
- Денисевич М.Н., Зубков К. И. Наука и образование России: вызов времени Екатеринбург: Изд-во УрГИ, 1999 — 171 с.
- Дидро Д. Сочинения: В 2-х томах Т.2.- М.: Мысль, 1991.- 604 с.
- Днепров Э.Д. Социально-экономические тупики образовательной политики-М.: Владелец, 1999.-46 с.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России— М.: Интерпракс, 1994.-243 с.
- Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993 год.- Париж: ЮНЕСКО, 1993.- 186 с.
- Доклад о социально-экономическом положении Республики Башкортостан в 2000 году (подготовлен Кабинетом Министров Республики Башкортостан).- Уфа, 2001.- 255 с.
- Доклад о социально-экономическом положении Республики Башкортостан в 2002 году (подготовлен Кабинетом Министров РБ).-Уфа, 2003.
- Дорожкин Ю. Н., Гареев Э. С., Зайцева Т. А. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее: Учебное пособие. Уфа: УГНТУ, 1997. — 69 с.
- Древний мир, средневековье и новое время: Хрестоматия- Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та. 1997.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии / Пер. с фр. М.: Наука, 1991.- 572 с.
- Егерев С.В. Болевые точки науки М.: Центр «Истина», 1998.
- Еременко Г. А. Проблемы реформирования научной сферы России: Аналит. обзор М., 1999- 79 с.
- Ермакова Е.А. Финансовый потенциал региона: стратегияформирования и использования: Дисс.канд. экон. наук- М., 2001.- 134 с.
- Брошевский С.А. Совершенствование методов оценки производственного потенциала промышленного предприятия: Дисс.. канд. экон. наук. Самара, 1999. -134 с.
- Ефремов Л.Г. Методы прогнозирования и информационное обеспечение стратегического управления высшей школой: региональный аспект .- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. *81 с.
- Иванов В.В., Гноевой В. Н., Монастырская Г. В. Анализ, оценка и стимулирование научного потенциала.- Киев: Наук, думка, 1990, — 132 с.
- Иванов В.Н. Социология сегодня М.: Наука, 1989 — 175 с.
- Инновационные социальные технологии устойчивого развития / Иванов В. Н., Патрушев В. И., Галиев Г. Т.- Уфа: ООО «Дизайн Полиграф Сервис», 2003- 352 с.
- Интеграция науки и образования: теория, опыт, проблемы, персепективы: Сб. науч. тр./ Под общ. ред. Р.И. Авербуха- Гатчина: Изд-во Ленингр. обл. ин-та экономики и финансов, 1999 235 с.
- Интегрированные системы образования: Тезисы докл. регион, науч-метод. конф. 7−8 /II 1995 г. -Уфа: Изд-во УГАТУ, 1995.- 95 с.
- Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: Всероссийские научные чтения, 21 декабря 2001 года / Редколл.: Л. И. Гвоздкова и др.- Кемерево: Кузбассвузиздат, 2002 228 с.
- История современной зарубежной философии: компаративистский подход СПб: Изд-во «Лань», 1997 — 478 с.
- Йорданов И. Оценка экономической эффективности науки— М.: Прогресс, 1977 136 с.
- Кабашов С.Ю., Малютин И. П. Национальная школа и регионализация образования в Башкортостане. Опыт и приоритеты развития Уфа: Восточн. ун-т, 1999 — 146 с.
- Калинкин Е.В. Научно-технический потенциал вузов и пути его эффективного использовния.-М.: Высш. шк., 1982 127 с.
- Кант И. Сочинения: В 6-ти томах-.6.-М.: Мысль, 1966.-743 с.
- Кант И. Трактаты и письма М., 1980.
- Кара-Мурза. Истмат и проблема Восток-Запад- М.: Эксмо: Алгоритм, 2002.-256 с.
- Карасев В.И. Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов М — Воронеж, 2000 — 224 с.
- Кванг Те Ким. Теория рефлективного мышления Джона Дьюи и философия образования: Дисс.канд. филос. наук.- СПб, 1996.-135 с.
- Квеско Р.Б. Образовательное пространство как социальное явление: филос.-методол. анализ-Томск, 1998 185 с.
- Кириллова Н.Н. Творчество. Личность. Образование М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995- 103 с.
- Киселева В.В., Кузнецова Т. Е., Кузнецов Б. В. Анализ научного потенциала: межстрановой аспект. М.: Наука, 1991.- 126 с.
- Клементьева Е.Д. Социально-философские аспекты образования // Вопросы философии.- 1984 № 11.- С. 19−31.
- Колесникова О.А. Региональная система управления занятостью населения-Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1998 181 с.
- Комиссарова Г. А. Образование как социокультурная ценность: философский анализ: Дисс. д-ра филос. наук-М., 1999.-312 с.
- Коновалова Т.М. Управление обновлением производственного потенциала в регионе: Дисс. канд. экон. наук-М., 1997 162 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М., 2002−28с.
- Ю2.Кормина Е. Я. Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки: Дисс. .канд. пед. наук-Екатеринбург, 2001 129 с.
- ЮЗ.Корнюшкин Н. П. Регионализация образования: методологический и технологический аспекты. Саратов: ТОО «Водолей 94″, 1 996 155 с.
- Коробейников Т.А. Концепция финансирования системы образования региона (на примере Свердл. обл.).- Екатеринбург, 1998. 45 с.
- Ю5.Краева O.JI. Социально-философский анализ потенциалачеловека: Дисс. д-ра филос. наук Нижн. Новгород, 1999 — 390 с.
- Краева O.JI. Социально-философский анализ потенциала человека: Автореф. дисс. д-ра. философ, наук Нижн. Новгород, 1999 — 46 с.
- Ю8.Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. -М.: Идея Пресс, 2000.-320 с.
- Ю9.Кун Томас. Структура научных революций /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1975.-288 с.
- ПО.Кунафин М. Эволюция принципа объективности Уфа: Изд-во БГУ, 1998.-316 с. 111 .Кунгурцева Г. Интеллектуальный потенциал как объект социальногорегулирования (регион, аспект): Дисс.канд. социол. наук Уфа, 2000.
- Курлов А.Б. Методология социального моделирования Уфа. 2000. — 284 с.
- Кусжанова А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы Оренбург: Изд-во Оренбург, политехи, ин-та, 1993- 140 с.
- Кусжанова А.Ж. Социально-философские проблемы теории образования. Монография СПб: Изд-во Синтез Полиграфия, 2003. -471 с.
- И5.Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии: психология общая и экспериментальная СПб.: Алетейя, 2001 — 288 с.
- Ламетри Ж.О. Сочинения М: Мысль 1983.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991.-384 с.
- Лейбниц Г. В. Сочинения: В 3-х томах. -Т.З.- М.: Мысль, 1988 668 с.
- Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4-х томах. -Т.1. М.: Мысль, 1989 — 554 с.
- Ленин В.И. ПСС.5-е изд.- Т.1.- М.: Политиздат, 1975.
- Лисс Л.Ф. Методологические аспекты исследования научного и образовательного потенциала // Социально-экономическое развитие советской Сибири: исторический опыт и современность-Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1984-С. 226−237.
- Лиферов А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства — М.: Пед. поиск, 1997 — 106 с.
- Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образрвательных систем крупнейших регионов мира- Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1997.-53 с.
- Ломакина Л.В. Система моделей прогнозирования развития научно-образовательного потенциала в регионе М.: НИИВО, 1992.
- Лосев B.C. Методологические и методические основы определения производственных потенциалов регионов: Дисс.. д-ра экон. наук. -Спб, 1998.-291 с.
- Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность- Уфа: Б. и., 1993.- 108 с.
- Лыскова Г. Г. Проблемы сохранения и развития кадрового потенциала российской науки в условиях реформирования экономики: Дисс. канд. экон. наук. -М., 1999.-201 с.
- Макарова Н.Н. Моделирование и оценка научно-технического потенциала высших учебных заведений: Дисс.. экон. наук- М., 1993.- 157 с.
- Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. Т. 1/ Пер. с англ. — М.: Республика, 1995 — 400 с.
- Малов B.C. Прогресс и научно-техническая деятельность М.: Наука, 1991.- 99 с.
- Малышевский А.Ф. Философия образования: человек в предлагаемых обстоятельствах культуры. Детство- М.: Иван Федоров, 2001.-301 с.
- Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания// Вопросы философии- 1994-№ 1- С. 73−84.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2. -М.: Политиздат, 1955.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З.- М.: Политиздат, 1955.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4.- М.: Политиздат, 1955.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.13.-М.: Политиздат, 1959.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.21- М.: Политиздат, 1961.
- Ш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.46- 4.1 и 2.- М.:1. Политиздат, 1968 и 1969.
- Марксистско-ленинская теория исторического процесса- М., 1 987 447 с.
- МО.Межуев В. М. Мысли и фразы // Вестник высшей школы. 19 942.- С.23−26.
- Межуев В.М. Культура и история М., 1977 — 199 с.
- Методологические проблемы НТП: Вопросы интеграции науки и производства: Сб. тр. / Отв. ред. А. П. Деревянко, В.Е. Зуев-Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1987.-317 с.
- Михайлова Е.И. Теория и практика мониторинга качества образования в региональной системе образования. М., 1999 — 223 с.
- Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. -М., 1998.-448 с.
- Мониторинг в образовании: В 2 кн.- Кн. 1- СПб.: Образование-культура, 1998 342 с.
- Мб.Мониторинг региональных образовательных систем и эффективности реализации социальных проектов/А.Н. Майоров, О. Е. Лебедев, Е.С. Запр-Бек и др.- М.: Полигр. сервис, 1999 222 с
- Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы-СПб, 1992.
- Мухамедова Л.И. Трансформация управления образованием в регионе в условиях формирования рыночных отношений: социологический анализ: Дисс.. д-ра социолог, наук. -М., 2 001 376 с.
- Мухамедьяров A.M. Научный потенциал республики: формирование, структура, динамика и оценка Уфа: Изд-во УГАТУ, 2000 — 217 с.
- Мухамедьяров A.M., Гатауллин В. З. Формирование научного потенциала республики и проблемы эффективного его использования: Препринт докл. 4.1. — Уфа, 1995. — 33 с.
- Мушаков В. М. Факторы и резервы роста эффективности использования научного потенциала страны: Дисс.. канд. экон. наук.-СПб, 1997.- 148 с.
- Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика Улан-Удэ: Бэлиг, 1996 — 240 с.
- Наука в Республике Башкортостан: Справочник /Под ред. Р. Г. Мустафиной.-Уфа.: Башкирская энциклопедия, 1997- 64 с.
- Наука в Республике Башкортостан: Стат. Сборник. Уфа: Госкомстат РБ. 1999.-43 с.
- Наука в экономической структуре народного хозяйства /Отв. ред. Б. Г. Салтыков, — М.: Наука, 1990.- 190 с.
- Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления: Сборник /Под общ. ред. С. А. Лебедева М., 2000 — 307 с.
- Наука, практика, образование / Под общ. ред. Никольского O.K.-Барнаул: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 1997 374 с.
- Наука, высшее и среднее профессиональное образование Республики Башкортостан / Составители Киреева Т. А. и др.- Уфа: Гос. ком. Респ. Башкортостан по наукне, высш. и сред. проф. образованию, 2000— 118с.
- Наука, культура, высшее образование на пороге XXI века: Сб. ст. по итогам деятельности постоянно действующего семинара молодых ученых и преподавателей вузов Вып. 4 / Под ред.Р. М. Бикметова. Ульяновск: Изд-во Средне-волж. науч. центр, 1998 — 47 е.
- Научно-методические основы комплексного планирования экономического и социального развития региона / Под общ. ред. Н. Г. Чумаченко, А. С. Емельянова Киев: Наук думка, 1980- 343 с.
- Научно-техническая политика региона: теория, методология, практика /Отв. ред. А. П. Латкин и др.- М.: Наука, 1991.- 281 с.
- Научно-технические и научно-образовательные комплексы региона: проблемы и перспективы развития: Мат-лы науч.-практич. конф. 1920 ноября 1998 г.- Уфа: Изд-во УГАТУ, 1999.- 225 с.
- Научно-технический потенциал Мурманской области: Стат. сб-Мурманск: Мурм. обл. ком. гос. Статистики, — 1998 22 с.
- Научно-технический потенциал области: Стат. сб.- Мурманск: Мурм. обл. ком. гос. статистики, 1997 17 с.
- Научно-технический потенциал отрасли. / А. В. Абрамов, О. Г. Александров, А. Н. Белов и др. М.: Экономика, 1984 — 104 с.
- Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность/ Отв. ред. В. Е. Тонкаль, Г. М. Добров Киев: Наук, думка, 1987.- 346 с.
- Научно-технический прогресс и творческий потенциал человека-Киев: Наук, думка, 1988 304 с.
- Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 30−31 мая 1997 г.- Бирск: Изд-во БГПИ, 1997.- 303 с.
- Недорезков В. Д. Зиязетдинов P.M. Башкирский государственный аграрный университет: история и современность- Уфа: Изд-во БГАУ, 2000.-236 с.
- Нестеренко О.П., Сидорова Ю. А. Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях Часть I. -М.: Изд-во МАИ, 1992.- 168 с.
- Нечаева В.Я. Социология образования М.: МГУ, 1992 — 199 с.
- Никитина И.А. Методология и методы формирования трудового потенциала предприятия: Дисс.. д-ра экон. наук.-М., 1999.-320 с.
- Николов JI. Структуры человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1984, — 176 с.
- Новое и старое в теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова-М.: Ин-т социологии РАН, 1999.-350 с.
- Новое качество высшего образования в современной России: концептуально-программный подход: Труды исследовательского центра / Под ред. Н. А. Селезневой, и А.Н. Суббето- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.- 199 с.
- Новые образовательные системы и технологии: Тез. докл. VIII гос. науч.-метод. конф.- Самара: Изд-во СамГТУ, 1993- 191 с.
- Новые ценности образования: десять концепций и эссе: Сб. ст. / Ред. Н. Б. Крылова, С. А. Ушакин.-М.: Инноватор, 1995 153 с.
- Новые ценности образования: образование и сообщество- М.: Инноватор, 1996 143 с.
- Образование, наука и культура в Республике Башкортостан: Статистический сборник. Уфа: Госкомстат РБ, 2002- 130 с. 194.0бразование, наука и культура в Республике Башкортостан: Статистический сборник Уфа: Госкомстат РБ, 2001. — 117 с.
- Орешников И.М. Философия науки и техники: Учебное пособие. -Уфа, 1999.- 127 с. 202.0ртега и Гассет X. Избранные труды- М.: Изд-во „Весь мир“, 1997.- 704 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Уч. пособие М.: Интер-пракс, 1 995 240 с.
- Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы М., 1965. С — 25−67.
- Парсонс Т. Система современных обществ М., 1997 — 270 с.
- Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Современная западная теоретическая социология: ТолкоттПарсонс-М., 1994-С. 15−52.
- Патапская Н.А. Экономические аспекты развития научно-образовательного потенциала высшей школы: Дисс.. канд. экон. наук.-Омск, 1997.- 159 с.2Ю.Педагогика:курс лекций Минск: БГУ, 1979 — 462 с.
- Петровичев В.М. Региональный подход важнейшее направление возрождения образования // Тульская школа — 1994- № 1.
- Платон. Диалоги-М: Мысль, 1986.
- Платон. Сочинения: В 3-х томах. Т. 3. — М.: Мысль, 1972 — 678 с.
- Плясуля Г. И. Потенциал социальной системы: сущность, проблемы выявления и развития: Автореф. дисс.. канд. филос. наук.- М., 1992 19с.
- Подшибякина Е.Н. Экономика системы образования в России в условиях кризиса: анализ и перспективы Спб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999 — 149 с.
- Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации: социально-философский анализ Уфа: Изд-во БГУ, 1998.-210 с.
- Потенциал науки./Под общ. ред. д-ра экон. наук Г. М. Доброва Киев: Наук, думка, 1969- 152 с.
- Приоритетные научно-практические проблемы региона.: Сб. науч. тр-Чбоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999 196 с.
- Проблема закона в общественных науках: Сб.ст./ Под ред. П. А. Рачкова, B.C. Манешина.-М.:Изд-во МГУ, 1989.-170 с.
- Проблемы измеримости образовательных стандартов и стандартизации в образовании: Тез. докл. VII симпозиума „Квалиметрия человека и образования: методология и практика“. -Кн.2 Ч.1.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998- 115 с.
- Проблемы социально-экономического развития регионов /
- Авторский коллектив: Махмутов А. Х., Карелин И. Ю.,., Шафиков
- М.Т. и др.- Уфа: Гилем, 2001.- 329 с. 223 .Проблемы интеграции образования на пороге XXI века: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. 26 мая 1999 г. Бирск, 1999 — Ч.1.- 181 с.
- Проблемы качества образования: Мат-лы IX Всерос. науч.-метод. конф. Уфа: Изд-во УГАТУ, 1999. — 182 е.
- Проблемы качества образования: Мат-лы VIII Всерос. науч-метод. конф.-Уфа, 1998.-248с.
- Проблемы развития научно-образовательного потенциала: Сб.ст./ Отв. ред. Е. В. Семенов, А. Ф. Фелингер Новосибирск: Наука, Сиб. отд- 1987.-223 с.
- Производство как общественный процесс М., 1986 — 349 с.
- Промышленность Республики Башкортостан: Статистический сборник. Уфа: Территориальный орган Федеральной службы гос.стат.по Республике Башкортостан, 2005 — 127 с.
- Промышленность Республики Башкортостан: Статический сборник. -Уфа: Госкомстат РБ, 2002.- 148 с.
- Промышленность Республики Башкортостан: Статистическийсборник. Уфа: Госкомстат РБ, 2001 — 158 с. 231. Прудникович J1. A Интеллигенция и духовный потенциал общества: Дисс. канд. филос. наук. — Волгоград, 1996 — 139 с.
- Пятин В.А. Исследование педагогического потенциала среды: Учеб. пособие. Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. пед ун-та, 1998 — 104 с.
- Радкевич И.А. Роль науки и образования в развитии и процветании общества.-М.: ИТЭФ, 1999.- 18с.
- Рахматуллин Р. Ю. Онтологизированные образы в научно-исследовательской и педагогической деятельностей. Уфа: Б. и, 1998, — 163 с.
- Рахматуллина 3. Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк).- Уфа: Изд-во БашГУ, 2002 154 с.
- Рачек С.В. Методологические основы эффективного использования трудового потенциала предприятия в современных условиях: Дисс. д-ра экон. наук М., 2001 — 373 с.
- Регионализация вузовского образования. Состояние и проблемы: Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. 2−3 февр. 2000 г.: — Новосибирск: СГГА, 2000.-76 с.
- Региональная политика и национальная доктрина образования- М., 1999.-37 с.
- Региональные аспекты определения потребности в кадрах специалистов: Обзорн. информ / В. М. Зуев, А. Н. Илюшенкова, С. И. Голоухова.- М. 1988.- 40 с.
- Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная онтология: Пособие. М.:Инст-т востоковедения РАН, 1999.-514 с.
- Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемология-М., 1999.-325 с.
- Репин С.А. Программно-целевой принцип управления образованием. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1999 221 с.
- Российская социологическая энциклопедия. / Под общ. ред. Т. В. Осипова. М.: Норма, 1998. — 664 с.
- Российские регионы: проблемы современного образования: Тр. III межрегион, науч.-практ. конф Киров: ВСЭИ, 2000 — 178 с.
- Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат РФ, 1998. — 428 с.
- Рубчевский К.В. Образование и ценностные ориентации учащейся молодежи: социально-философский анализ: Дисс. канд. филос. наук Красноярск, 1998 — 246 с.
- Руткевич М.Н. Общество как система:Социологические очерки.-СПб: Алетея, 2001- 444 с.
- Ручин В.А. Образование: философия и праксиология: Дисс.. канд. филос. наук-Саратов, 1999 153 с.
- Саванович С.В. Программы экономического развития региона и оценка их социального потенциала: Дисс. канд. экон. наук. -М., 1998.- 172 с.
- Саймонс Б. Общество и образование / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989.-199 с.
- Сафаров Т.А., Хусаинова P.P. Социально-экономические проблемы образования в условиях перехода к рынку Уфа: Мин-во торговли РФ, Уфимск. Ин-т Моск. гос. ун-та коммерции, 1999 — 158 с.
- Сборник нормативных актов и методических материалов по негосударственному высшему и среднему образованию- Уфа: Восточн. ун-т, 1997 146 с.
- Седова Е.Е. Философия образования в педагогической концепции С.И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века: Дисс.. канд. пед. наук. Воронеж, 2001 — 180 с.
- Селезнев A.M. Научный потенциал современного общества М.: Изд-во МГУ, 1989.-142 с.
- Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения-Курган: Зауралье, 1997.-461 с.
- Сиверцева H. J1. Высшее образование как социальный институт ифактор социализации человека: Дисс. Д-ра филос. наук. М., 1996.-249 с.
- Сидло А.А. Образовательный потенциал в системе региональныхэкономических отношений: Дисс. канд. экон. наук Кострома, 1998.- 140 с.
- Скомарцева И.В. Управление региональным научным комплексом. Опыт и направления совершенствования JL: Наука. Ленингр. отд., 1988.-95 с.
- Слепенко Л.К. Методы и процедуры оценки возможности восстановления экономического потенциала предприятия: Дисс.. канд. экон. наук М., 1998.- 142 с.
- Словарь иностранных слов / Гл. ред. Петрова Ф. Н. 15-е изд., испр — М.: Русский язык, 1988 — 606 с.
- Слонимский А.А. Региональный научный комплекс: формирование и организация управления /Под ред. Л. В. Козловской Минск: Навука, тэхшка, 1990 — 141 с.
- Смирнов А.Г. Интеллектуальный потенциал развивающихся стран: Проблемы формирования М.: Наука, 1984- 237 с.
- Смирнов Б.М., Тагирова Т. К. Концептуальные основы интегрированного реформирования и развития науки и высшего образования в России. М.: Гос. акад. упр., 1996 — 59 с.
- Смолин О.Н. Образование. Революция. Закон: проблема законодательного обеспечения российской государственной образовательной политики 90-х гг. М.:ИПТК „Логос“ ВОС, 1999.-20 с.
- Совершенствование образования и использование научного потенциала ВУЗов для науки и производства: Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию Салаватск. филиала УГНТУ-Салават, 1996.-200с.
- Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.-432 с.
- Современная западная философия: Словарь. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991.-414 с.
- Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб. пособие. Новосибирск, 1995. — 119 с.
- Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс: Реф. сбор-М., 1995.-С. 8−9.
- Соколов В.В. Средневековая философия : Учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов М.: Высшая школа, 1979.-448 с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество М., 1992. — 543 с.
- Социальное развитие Республики Башкортостан /Под редакцией академика АН РБ Ф. С. Файзуллина. Уфа: Изд-во „Гилем“, 2 001 326 с.
- Социальный детерминизм и научно-технический прогресс: Межвуз. сб./ Под. ред. В. Г. Марахова, Ю. В. Перова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.185 с.
- Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна: Научно-аналитический обзор. М., 1996 — 65 с.
- Справочник: Образование в России и за рубежом 2002 2003 / Под ред. Д. Л. Марчука — М.: РТВ — Медиа — 327 с.
- Степашко Л.А. Философия образования: онтологический аспект-Хабаровск: Хабар, гос. пед. ун-т, 2002.-71 с.
- Степин B.C. Философская антропология и философия науки— М.: Высшая школа, 1992- 191 с.
- Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века М.: Изд-во УРАО, 1999.- 204 с.
- Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем- Ч. 2- М.: Исслед. центр качества подготовки специалистов, 1994.-321 с.
- Субетто А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития- М: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995- 185 с.
- Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем.-Ч.1.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994- 284 с.
- Субетто А.И. Общественный интеллект и культура // Человек. Культура. Образование: Мир человека Вып. 3-й — Н. — Новгород: НГСХА, 1998.
- Субетто А.И. Системогенетика и теория циклов СПб., 1994.
- Судаков В.В. Методологические основы разработки национально-региональных компонентов государственных стандартов-М., 1998−233с.
- Суховей А.Ф. Развитие форм интеграции науки и производства в России и за рубежом Екатеринбург, 2000 — 50 с.
- Тагиров К.К. Современное образование: состояние и перспективы развития-Уфа, 1999 181 с.
- Творческий потенциал научной и вузовской интеллигенции: проблемы развития и эффективного использования: Тез. докл. междунар. симпозиума Уфа: Изд-во УАИ, 1995 — 103 с.
- Творчество и развитие образовательных систем: Тез. докл.- Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997.-231 с.
- Теоретико-методологические основы исследования проблем развития региональной образовательной системы: Сб. науч. тр.- Череповец: Изд-во Череповец, гос. пед. ун-та, 1996. 152 с.
- Теория общества: фундаментальные проблемы/Под ред.А.Ф.Филиппова- Ин-т социологии РАН. М.: КАНОН — пресс -центр: Кучково поле, 1999.-416 с.
- Тойнби А. Постижение истории: избранное / Пер. с англ. М.: Айрис — Пресс, 2002.- 640 с.
- Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии-М., 1998.-204 с.
- Турченко В.Н. Основы стратегии образования: новая парадигма-императив устойчивого развития: Междунар. конгр. „Образование и наука на пороге третьего тысячелетия“, 4−9 сент. 1995 года-Новосибирск: ИФИПР, 1995.- 56 с.
- Тхагапсоев Х.Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования: проблема регионального в философии образования-Нальчик: Нальчик, колледж дизайна, 1997.-253 с.
- Тхагапсоев Х.Г. Образование: канун новой парадигмы- М.: Просвещение, 1997−99с.
- Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии М., 1990 — 716 с.
- Уледов А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1975.-296 с.
- Управление региональными научно-техническими программами/ М. И. Доминский, З. В. Микитшин, О. В. Караванский, В. Ю. Пехота Киев: Техника, 1986.-182 с.
- Уткин А.В. Глобализация: процесс и осмысление. М.:Логос, 2002. -256с.
- Учебная сеть Башкирской ССР: Информац. банк Салават, 1 991 172 с.
- Файзуллин Ф.С. Методологические вопросы исследования человеческого потенциала // Экономика и управление 2003 — № 1-С. 58−62.
- Факторы торможения научно-технического прогресса / Под редакцией академика Ф. С. Файзуллина. Уфа. 1993- 128 с.
- Фейербах JI. Избранные философские произведения: В 2-х томах. Т.1.- М.: Изд-во политич. лит-ры, 1995 — 647 с.
- Филиппова Т. Ю Программно-целевой подход к формированию и развитию интеллектуального потенциала в образовательной системе: Дисс. канд. экон. наук. СПб, 1996 — 166 с.
- Философия образования: состояние, проблемы и перспективы / Мат-лы заочного „круглого стола“ // Вопросы филослфии- 1995-№ 11- С. 3−34.
- Философия образования: Сб. науч. ст. / Отв. ред. А.Н. Кочергин- М.: Фонд „Новое тысячелетие“, 1996 287с.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.- М.: Советская энциклопедия, 1989−815 с.
- Формирование межвузовских территориальных комплексов / Сост. Р. Г. Асадуллин и др. -Уфа: Изд-во УАИ, 1983 117 с.
- Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Доклад Всемирного банка/ Пер. с англ. М.: Изд-во „Весь Мир“, 2003.- 199 с.
- Ю.Франк С. Л. Духовные основы общества М., 1992.-510 с. 311 .Функционирование вузовской науки в условиях регулируемых рыночных отношений: Сб. науч. тр.- М., 1991- 151с.
- Фурсей Т.Н. и др. Наука и образование в общем контексте культуры как определяющий фактор устойчивого развития России / Г. Н. Фурсей, Е. И. Рюмцев, М.Н. Чирятьев- при содействии и участии Д. С. Лихачева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. — 162 с.
- ЗВ.Хазиев B.C., Шарипов Р. А. Истина, образование, жизнь. Уфа: БГПИД998. -48 с.
- Хакен Г. Синергетика / Пер. с англ. М., 1980. — 404 с.
- Хатанзейский К.К. Образование как объект философско-антропологического исследования: Дисс. канд. филос. наук. СПб, 2001.- 157 с.
- Шаммазов A.M. и др. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути становления. Уфа, 1998. — 434 с.
- Шафиков М.Т. Кадровый потенциал научно-образовательной системы РБ // Ватандаш. 2002. — № 9. — С.73−81.
- Шафиков М.Т. Научно-образовательный потенциал региона. Уфа: Гилем, 2002.-106 с.
- Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 1. — С. 236−245.
- Шафиков М.Т. Методология исследования научно-образовательного потенциала. Уфа: Гилем, 2003. — 165 с.
- Шафиков М.Т. Социально-деятельностные параметры научно-образовательного потенциала // Социально-гуманитарные знания-2003. № 5. — С.285−295.
- Шафиков М.Т. Онтологический аспект трактовки образовательного потенциала //Ядкяр № 1.- 2005 — С.29−37.
- Шевелева С.С. Философско-методологические основы современной системы образования: постнеклассический подход: Автореф. дисс.. канд. филос. наук- М.: Российск. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1996.-23 с.
- Шевелева С.С. Открытая модель образования: синергетический подход М.: Магистр, 1997 — 47 с.
- Шелер М. Формы знания и образования // Шелер М. Избранные произведения-М., 1994.
- Шимина А.Н. Философские основы образования Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 1999 — 118 с.
- Ширяев JI.A. Социально-философские проблемы оптимизации научно-технического творчества- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.- 178 с.
- Шкаратан О.И., Гальчик А. В. Человеческие ресурсы и технологическое обновление России // Полис 1993- № 3 — С. 130— 140.
- Штомпка П. Социология социальных изменений/ Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996.-416 с.
- Шульгина И.В. Инфраструктура науки в СССР / Отв. ред. В. А. Жамин.-М.: Наука, 1988.- 153 с.
- Экономические и организационные проблемы развития науки в регионе / М. С. Минтаиров, Т. М. Гришина, С. Ф. Давидюк и др.- JL: Наука, Ленингр. отд., 1987 109 с.
- Экономический механизм соединения науки с производством / Под общ. ред. В .Я. Ельмеева и др.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1987 277 с.
- ЗЗЗ.Энергию преобразований на решение жизненно важных проблем Башкортостана: Послание Президента РБ Гос. Собранию (1993).-Уфа, 1999.-54 с.
- Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации/. Пер. с норв. М.: Изд-во „Весь Мир“, 2003 — 208 с.
- Юнг К. Сны разума (век XX): от НЛО до НСДАП // Социум.- 1995.-№ 3.-С. 37−43.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы М.: Наука, 1987 — 245 с.
- Altmann G. Systems: New Paradigms for the Human Sciences. N.Y., 1998.
- Becker G.S. Human Capital. A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Chicago — L. 1993.
- Bell D. The Coming of Post Industrial Society. — N.Y. 1996.
- Brookling A. Intellectual Capital. L., 1996.
- Crawford R. In the Era of Human Capital. The Emergence of Talent, Intelligence, and Knowledge as the Worldwide Economic Force and What it Means to Managers and Investors. -L. N.Y., 1991.
- Dickson D. The New Politics of Science.- N. Y» 1984.
- Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual Capital. Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Roots N.Y., 1997.
- Fukuyama F. Trust. The Social Virtues and the Creation of Prosperity.-N.Y., 1996.
- Habermas J. Knowledge and Human Interests. Boston. 1994.
- Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity. Cambridge, 1995.
- Masuda V. Information Society as Post Industrial Society — Wash., 1981.
- Regions: A Prism to View the Slavic Eurasian World: Towards a Dicipline of Regionology. — Japan: Slavic research center, 2000.
- Russian Regions: Economic Growth and Environment. Japan: Slavic Research Center, 2000.
- Sakaiya T. The Knowledge Value Revolution or A History of the Future.- Tokyo — N.Y., 1991.
- Stehr N. Knowledge Societies. -Thousand Oaks L., 1994.
- Stewart T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations-N.Y.-L, 1997.
- Sveiby K.E. The New Organizational Wealth. Managing and Measuring Knowledge Based Assets. -San Francisco, 1997.
- Toffler A. Powershift. Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. -N.Y., 1990.