Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные понятия психоаналитической теории и проблема конфликта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сфера сознательного также неоднородна, поскольку открыта предсознательному, где находится все, что человек еще не осознал, но может осознать. 3. Фрейд называет предсознательное также и латентным бессознательным. Сознательное — «Я» — это сфера, которая формируется в процессе воспитания и отражает все противоречия, которые возникли между сексуальными влечениями ребенка и воспитанием, авторитетом… Читать ещё >

Основные понятия психоаналитической теории и проблема конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Установка 3. Фрейда исследовать человека исключительно психологически, отказавшись от какой-либо биологии и попыток провести социологические аналогии, подвигло его не только на сбор огромного эмпирического материала, но и на то, чтобы постоянно совершенствовать методологический подход. Он создает также динамическую модель связи психических процессов, которая позволила объяснить динамику влияния желаний и разума, воспитания и природы.

Базовым основанием его концепции является теория либидо, в рамках которой важнейшее значение приобретает сексуальность. Либидо — это психическая энергия, обладающая всеми свойствами энергии: ее можно измерять количественно, она обладает способностью накапливаться, трансформироваться в другой вид, оставаясь постоянной при этом. Но происхождение данной энергии исключительно сексуальное. Сразу стоит отметить: эта тотальность сексуального многими учениками и последователями великого психоаналитика существенно корректировалась. Сексуальное влечение связывало в концепции 3. Фрейда биологическую и психическую составляющие, с другой стороны, это позволяло проецировать и поведение человека в обществе. «Оно является единственно исходно социальной потребностью, требующей для своего удовлетворения другого лица»71. Развитие человека от рождения до смерти неразрывно связано с развитием сексуальности, которая меняется, влияя на развитие психического.

Психическая энергия либидо влияет на развитие характера человека: если на одном из трех этапов психосексуального развития (оральном, анальном, генитальном) происходит фиксация, то развиваются, в результате вытеснения, соответствующие черты характера. Такие черты характера, как, например, стремление к порядку, чистоплотность, аккуратность, формируются в результате превращения оральной и анальной сексуальности. Впоследствии именно на этой классификации характеров будет основывать свою теорию социального характера Э. Фромм.

Чувственное влечение не проявляется явно, но всегда так или иначе находит выход. «Психическое значение влечения повышается в связи с отказом от его удовлетворения»[1]. Психическая энергия либидо может быть направлена в результате смещения на несвязанный с сексом объект. Также влечение может быть выражено в результате сублимации в какой-либо деятельности. И наконец, под воздействием внутренней цензуры сексуальное влечение может оставаться в сфере бессознательного.

Самым важным для понимания психической жизни человека, как подчеркивал 3. Фрейд, является деление психики на сознательное и бессознательное. «Иначе говоря, психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам»[2]. Он подчеркивает, что представление никогда не бывает всегда сознательным, но точно так же и другие элементы психики никогда нс бывают всегда сознательными. Бессознательное, или «оно», представляет собой самую древнюю часть психики, а также все врожденное, что человек получил от родителей, чем он обладает в силу определенной врожденной психической организации. Там же находится все, что человек старается не осознавать и вытеснить из сферы сознания: желания, стремления, переживания, тревоги т. п. Но, как уже говорилось, область бессознательного не исчерпывается только вытесненным, она гораздо обширнее.

Сфера сознательного также неоднородна, поскольку открыта предсознательному, где находится все, что человек еще не осознал, но может осознать. 3. Фрейд называет предсознательное также и латентным бессознательным. Сознательное — «Я» — это сфера, которая формируется в процессе воспитания и отражает все противоречия, которые возникли между сексуальными влечениями ребенка и воспитанием, авторитетом родителей и разного рода запретами. В отличие от бессознательного, которое огромно, сознательное лишь верхушка айсберга психического. В учении 3. Фрейда «Я» является очень хрупким образованием, которое едва-едва удерживает равновесие между напором «оно» и социальной сферой, в которой складываются определенные нормы поведения. Сознательное подобно всаднику, который, оседлав «оно», пытается править им, при этом победа не всегда на стороне всадника.

«Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к разрядке возбуждений во внешний мир. Эта та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений»[3]. Сознание открыто восприятию мира, и поэтому в область «я» входят познавательные способности, которые были предметом философских споров в течение многих веков: ощущения, воображение, память и мышление.

Сфера, которая давит на сознательное, называется у 3. Фрейда «сверх-Я», так как в сознании она переживается как нечто трансцендентное, существующее всегда. На самом деле то, что звучит в сознании как голос совести, формируется к пяти-шести годам, когда развивается чувство вины, как следствие интериоризации авторитета родителей. В этой области находят воплощение культурные нормы, формируется то, что человеку кажется запретным, как само собой разумеющееся. Здесь находятся идеалы и происходит самоконтроль. По мерс развития ребенка эта область погружается в бессознательное, и, в отличие от нравственного чувства, которое в философии всегда связывалось с практическим разумом, «сверх-Я» бессознательно.

Анализируя развитие этой сферы у своих пациентов, 3. Фрейд указывает, что «сверх-Я сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение (под влиянием авторитета, религии, образования и чтения), тем строже впоследствии сверх-Я будет властвовать над Я, как совесть, а может быть, как бессознательное чувство вины»[4]. Эдипов комплекс означает переживание мальчиком сексуального влечения к матери и двойственного отношения к отцу — ненависти и преклонения. Аналогичные чувства испытывает в определенный период девочка, только в этом случае она ненавидит и преклоняется перед матерью и чувствует влечение к отцу.

Таким образом, можно сказать, что человек переживает постоянно внутренний конфликт между его влечением и запретами, часть которых находится в сфере бессознательного, а часть постоянно предлагается обществом и осознается человеком. Так как сфера бессознательного очень обширна, то можно сказать, что и сила психической энергии бессознательного также очень велика. «Приходится, может быть, примириться с мыслью, что равновесие между требованиями полового влечения и культуры вообще невозможно, что невозможно устранить лишения отказа и страдания, как и общую опасность прекращения в отдаленном будущем всего человеческого рода в силу его культурного развития»[5].

По мере становления теории 3. Фрейд предполагает, что в инстинктивной сфере человека сексуальность дополняется ее противоположностью — стремлением к смерти. Работа «По ту сторону принципа удовольствия» почти полностью посвящена этой проблеме. Инстинкт жизни, как называет его 3. Фрейд, Эрос, постоянно борется в глубинах бессознательного с инстинктом смерти — Танатосом. Именно Танатос есть врожденная агрессивность и стремление к насилию и убийству. Садизм, таким образом, также теперь можно было объяснить как «влечение к смерти, которое оттеснено от Я влиянием нарциссического либидо, так что и оно проявляется лишь направленным на объект»77. Исследуя военные неврозы, психоаналитик наблюдает, что многие пациенты вновь и вновь стремятся пережить боль и страдание. Деструктивные элементы психики заставляют мыслителя обратиться к проблеме агрессии.

Можно также отметить, что, определяя таким образом внутреннее противоречие бессознательного, 3. Фрейд представляет человека, как существо, по своей природе склонного к враждебности и антагонизмам. «Такое понимание человеческой природы было изначально конфликтным. Оно не сулило ни возможностей окончательного разрешения индивидуальных конфликтов, ни излечения «общественных неврозов»78. Конфликт теперь оказывался и во всех переживаниях, которые испытывал человек, то есть не было теперь любви без непременного присутствия ненависти, и точно так же враждебность стала проявлением обратных, но, возможно, вытесненных влечений.

  • [1] Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Минск: Попурри, 1997.С. 164.
  • [2] Фрейд 3. Я и Оно // Очерки по психологии сексуальности. С. 457.
  • [3] и Фрейд 3. Я и Оно. С. 460.
  • [4] Фрейд 3. Я и Оно. С. 475.
  • [5] Очерки по психологии сексуальности. С. 166.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой