Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема истины в философии и науке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К. Поппер считает: хотя наука прилагает все возможные усилия, чтобы обнаружить истину, мы понимаем — нельзя быть до конца уверенным, что мы обнаружили ее. Вместе с тем человечество выработало средства, чтобы преодолеть подобную неопределенность. Мы научились со значительной долей уверенности выбирать из двух теорий лучшую. Следовательно, мы прогрессируем, и именно это знание для большинства… Читать ещё >

Проблема истины в философии и науке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Открытие законов физики позволило построить самолеты, которые поднимаются ввысь и переносят нас на далекие расстояния. Значит, наше сознание способно постигать законы материального мира. Расшифровка генетического кода позволила создать новое существо. Все произошло именно гак, как запланировали ученые. Стало быть, наше мышление имеет дело с истиной.

Истина — это правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком. Она характеризует соответствие человеческих знаний действительности, совпадения человеческой мысли и объекта. Истина — цель человеческого познания.

Слово «истина» происходит от старославянского «исть», что значит «настоящий», «несомненный», «действительный». Истина — это сущее, то, что есть, открыто, не является тайной для человека. Поиск истины является глубокой, обостренной потребностью человека. Познание истины служит целью всех наук и философии в частности. Восприятие и наблюдение, эксперимент и научное исследование, мышление и логическое заключение, медитация (глубинное душевное сосредоточение) и интуиция — все это должно вести к познанию. Но как обстоит дело с надежностью нашего познания? Можно ли доказать все или, по меньшей мере, что-либо из наших познаний?

Познание — это процесс. Он не завершается, поскольку люди открывают новые и новые закономерности мира. Критерием познания оказывается реальная общественная практика людей. Традиционная теория познания исходила из предпосылки, что по меньшей мере для части человеческого познания имеется надежный фундамент, последнее основание, абсолютное оправдание, и пыталась найти этот фундамент. Однако результат многовековых усилий оказался разочаровывающим. К абсолютной, общезначимой, окончательной истине ученые не пришли. Однако все это не делает познание бессмысленным. Через заблуждение, критическое переосмысление своих знаний люди приближаются к более полному постижению мира.

К. Поппер считает: хотя наука прилагает все возможные усилия, чтобы обнаружить истину, мы понимаем — нельзя быть до конца уверенным, что мы обнаружили ее. Вместе с тем человечество выработало средства, чтобы преодолеть подобную неопределенность. Мы научились со значительной долей уверенности выбирать из двух теорий лучшую. Следовательно, мы прогрессируем, и именно это знание для большинства из нас компенсирует иллюзии окончательности и достоверности наших суждений. Поппер приходит к важному выводу: в поиске истины мы заменили научную достоверность научным прогрессом. И этот взгляд на научный метод подкрепляется изменениями самой науки.

Дело в том, что последняя развивается не путем постепенного накопления энциклопедической информации, как полагал Аристотель. Она прогрессирует благодаря смелым идеям, выдвижению новых, все более неожиданных теорий и ниспровержению прежних. Иначе говоря, в науке нет «знания» в том смысле, в каком понимали это слово Платон и Аристотель. То, что мы обычно называем «научным знанием», как правило, не является знанием в платоновско-аристотелевском смысле, а, скорее, представляет собой информацию, касающуюся различных соперничающих гипотез и способа, при помощи которого они выдерживают разнообразные оценки. В таком случае, если использовать язык Платона и Аристотеля, мы имеем дело не с обычным знанием, а с мнением. Подобное различение впервые было дано Парменидом. Оно было очень популярным в истории философии. Однако с точки зрения современных представлений оно оказывается во многом проблематичным.

Существуют различные критерии истины. Главным из них считается практика. В самом деле, если бы наши знания о мире были неверными, самолеты не смогли бы взлететь, политики не могли бы планировать общественное развитие, ученые не могли бы строить программы продвижения науки. К другим критериям можно отнести рациональную интуицию, соответствие чувствам или логическим законам. Один из основных принципов методологии науки во втором позитивизме — принцип экономии мышления. Согласно этому принципу цель науки состоит в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств. Критерием истины служит обычно практика. Верификацией называется понятие, которое употребляется в логике и методологии науки для процесса установления истинности научных утверждений (теорий, гипотез), их эмпирической проверки. Когеренция — внутренняя связь — представление о том, что истинность основана на согласованности предложений в определенной системе. Любое новое предложение истинно, если оно может быть введено в систему, не нарушая ее внутренней непротиворечивости. Быть истинным значит быть элементом непротиворечивой системы. Фальсификация — один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой