Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аксиологическая компонента социальной синергетики в системе развития общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К числу наиболее значимых парадигмальных сдвигов в связи с осмыслением синергетического подхода в социально-гуманитарной сфере относим следующие: на смену классическому линейному пониманию процесса развития общества приходит опыт нелинейного постнеклассического видения, в котором доминирующую роль играют открытые самоорганизующиеся системы, среди которых особое значение приобретают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные и методологические особенности постнеклассической картины мира
    • 1. Особенности постнеклассического видения мира
    • 2. Смена ценностных доминант постнеклассической науки
  • З.Синергетический подход в науке XXI века
  • Глава 2. Феномен социальной синергетики
    • 1. Проблемное поле социосинергетики: научный поиск
    • 2. Социосинергетика как фактор развития информационного общества
    • 3. Информация как доминанта процесса самоорганизации общества
    • 4. Ценностно-оценочный фактор в контексте социосинергетики
  • Глава 3. Специфика ценностно-оценочного фактора в постнеклассическом дискурсе
    • 1. Проблема ценностей в системе социально-гуманитарного знания
    • 2. Ценность как интегральный феномен
    • 3. Оценка в системе реализации ценностей
    • 4. Ценностные ориентации в системе рациональной деятельности
  • Глава 4. Феномен глобализации в контексте социальной синергетики
    • 1. Концептуальные особенности глобализации
    • 2. Особенности социосинергетической интерпретации феномена глобализации
  • З.Синергетическая трактовка философии истории в аксиологическом измерении
  • Глава 5. Фактор времени и сценарии нелинейного развития общества
    • 1. Темпоральный синергизм
    • 2. Ценностно-оценочные аспекты рациональной деятельности субъекта в контексте социосинергетики
  • З.Социосинергетика и сценарии будущего
    • 4. Социальная рациональность в системе оценки саморазвивающихся систем

Аксиологическая компонента социальной синергетики в системе развития общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях обострения глобальных проблем, углубления экологического, демографического, антропологического кризиса человек оказался в сложной ситуации выбора будущего пути развития: либо дезорганизации и дегуманизации общества, либо его организации и самоорганизации на основе рациональных вариантов поведения человека.

В этих условиях актуализируются парадигмальные сдвиги в отношении понимания настоящего и будущего развития социума, его сущности, места человека в нем. Актуальными в науке становятся такие синергетические категории как стохастичность, неравновесность, нелинейность, что приводит современную науку в целом и социальную философию в частности, к переоценке проблем развития современного общества через призму рациональной деятельности самого человека на основе интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, а также к поиску новых методологических ориентиров способных направить человека в русло созидания, а не разрушения. Одним из таких приоритетных ориентиров в данной диссертации является социальная синергетика, дающая возможность выхода на малоисследованный уровень интерпретаций развития общества в системе нелинейных процессов, предполагающих разветвление в траектории своего развития.

Применение идей синергетики в социальной сфере открывает широкое поле исследования, связанное с переориентацией традиционных классических представлений развития общества на постнеклассические. Новые смыслы в контексте синергетической парадигмы приобретают такие фундаментальные понятия как порядок и хаос, время и пространство, причинность и вероятность, что непосредственно меняет категориальную сетку современной науки, а ее научная проработка приобретает первостепенное значение, как для естественных, так и для гуманитарных наук, особенно для их междисциплинарной сферы.

В данном исследовании приоритет отдается социально-философскому анализу аксиологической компоненты социальной синергетики с выходом на концептуальные и методологические проблемы развития современного общества. Речь идет об обусловленности духовного кризиса личности социокультурными факторами и выяснении роли ценностей в этом процессе. Акцент делается на исследовании ценностно-оценочного фактора в условиях формирующегося информационного общества. Аксиологическая компонента становится важной характеристикой постнеклассической рациональности, которая позволяет осмыслить положение человека в мире, а информационный аспект расширяет горизонты поиска человеком самого себя и своего места в обществе.

Особую актуальность в этой связи приобретает проблема нравственного выбора ответственного поведения в информационной сфере общества, предполагающая владение умениями и ориентировочными основами безопасной жизнедеятельности. Важное значение приобретает формирование ценностно-оценочной структуры индивида, наличие которой в внутренней духовной системе человека поможет разобраться в сложных процессах развития общества, использовать многокомпонентность информационных потоков и использовать их для собственного развития, а также в системе «человек-природа-общества».

Степень разработанности темы исследования. Социальная синергетика представляет собой новый достаточно сложный феномен, не исследованный еще с позиции аксиологического подхода, хотя отдельные аспекты нового направления привлекают внимание со стороны ученых, занимающихся различными вопросами социально-гуманитарных наук. В центре внимания ученых находится проблема социальной самоорганизации, динамики социальной организованности, внутреннего и внешнего социального времени, взаимосодействия индивидов и социальных системвозможность управления социальным временем и др.

Открытым и дискутируемым остается вопрос о перспективах применения идей самоорганизации в социально-гуманитарной сфере. С позиций прикладных исследований идеи синергетики активно внедряются в самые различные гуманитарные области, а с позиции концептуально-методологического уровня ведутся дискуссии о правомерности, корректности и даже о возможности использования синергетического подхода к феноменам социогуманитарного порядка.

В недостаточной мере разработанными остаются проблемы ценностных ориентаций и ценностных установок рациональной деятельности, синергегической трактовки философии истории, темпорального синергизма. Недостаточно изученной является проблема соотношения детерминизма и индетерминизма в рамках нелинейного процесса развития общества. Важный вариант решения отмеченных проблем предлагается в данном диссертационном исследовании.

Рассмотрение вопросов познавательных возможностей, открываемых синергетикой как философско-мировоззренческой проблемы в отечественной литературе представлено в работах: В. И. Аршинова, Л. Д. Бевзенко,.

B.В. Васильковой, К. Х. Делокарова, И. С. Добронравовой, E.H. Князевой,.

C.П. Курдюмова, Н. Ю. Климонтовича, B.C. Лутай, Г. Г. Малинецкого, B.C. Степина, В. П. Шалаева и др.

В плане конкретно-специализированной направленности, т. е. наполнения основных положений синергетики идеями гуманитарных дисциплин, направленных на разработку различных качественных интерпретационных моделей соответствующих явлений особое место принадлежит работам Л. С. Горбунова, Н. В. Кочубей, Г. О. Нестеренко, Е. Г. Пугачева С.Н., Цымбала и др

В контексте синтеза теоретической социологии, социальной философии и философии истории, обращающихся к проблемам нелинейной эволюции, нелинейной истории и возможностей человеческого выживания в нелинейных условиях особое место принадлежит работам H.H. Моисеева, А. П. Назаретяна, Э. Янча. Применительно к сфере культурного пространства, культурсинергетики обсуждались возможности синергетики в работах В. Г. Буданова, В. Визгина, Ю. Лотмана, М. Фуко, А. Чучин-Русова. Антропологической синергетикой занимаются В. И. Аршинов, Ю. А. Данилов, В. В. Тарасенко.

В рамках отношения к синергетике как к методологической установке, объединяющей специалистов разного профиля в вопросах исследования процессов самоорганизации в социальной сфере развиваются идеи отечественных исследователей: И. Бородкина, М. С. Бузского, М. С. Ельчанинова, Г. А. Котельникова, Н. Д. Казакова B.C. Капустина,.

B.C. Карпичева, H.H. Моисеева, B.JI. Романова, А. И. Тишинаи др.

Анализ проблем глобализации, современных кризисных социокультурных явлений с выходом на идеи социальной синергетики становится приоритетным в работах В. П. Бранского, К. Х. Делокарова, B.C. Егорова, М. С. Кагана,.

C.Д. Пожарского.

В зарубежной литературе проблема темпоральности нашла отражение в работах А. Бергсона, Ф. Броделя, М. Вайта, И. Валлерстайна, В. Дильтея, Т. Куна, X. Лейси, Р. Лонга, К. Мэтьюза, М. Полани, К. Поппера, П. Рикера, М. Хайдеггера.

Следует отметить, что исследования когнитивных и методологических оснований социальной синергетики в настоящее время не привели к системным обобщениям как содержательного, так и концептуального характера. Практически неисследованной является аксиологическая компонента социальной синергетики. Перспективным видится подход к данной проблеме с учетом синтеза проблем глобализации, философии истории, темпоральности и детерминизма через призму ценностно-оценочного фактора, что и представлено в данном диссертационном исследовании.

Объект исследования — Феномен социальной синергетики. Предмет исследования — Аксиологический аспект социальной синергетики.

Цель исследования — рассмотреть аксиологическую компоненту социосинергетики посредством интеграции информационного, ценностно-оценочного, глобализационного и темпорального аспектов развития социума. В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются основные задачи:

— исследовать концептуальные и методологические аспекты постнеклассической картины мира;

— показать значение синергетического подхода в современной наукепроанализировать специфику и причины изменения ценностных ориентиров современного общества;

— рассмотреть основные подходы к социосинергетике, обозначить проблемное поле новой области знания, охарактеризовать ее основные интерпретации;

— представить социосинергетику как важное направление развития информационного обществапроанализировать информацию как доминанту процесса самоорганизации социума в рамках ценностно-оценочного фактора;

— выявить специфику фактора ценности и оценки в системе социально-гуманитарного знаниярассмотреть социосинергетическую интерпретацию ценностно-оценочного фактораисследовать ценностные ориентации в системе рациональной деятельности;

— показать особенности феномена глобализации в контексте социосинергетикипредставить синергетическую интерпретацию философию истории в ее аксиологическом измерении;

— проанализировать фактор времени и сценарии нелинейного развития обществавыявить специфику темпорального синергизмав контексте социосинергетики проанализировать рациональный аспект социальной деятельности субъектарассмотреть социосинергетику в системе синтеза детерминистской и детерминистской концепций.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Достаточно эффективным методом в исследовании постнеклассического этапа развития науки представляется плюралистический подход, позволяющий оптимально применять концептуальный и методологический аппарат различных парадигм и обеспечивающий возможность использования разнообразных приемов и методов в конкретных познавательных ситуациях. Необходимым в применении на всех этапах исследования является междисциплинарный синтез, непосредственно раскрывающий особенности синергетических идей в рамках деятельностного подхода к социуму. Теоретико-методологической основой исследования являются общефилософские принципы: принцип системности, всесторонности, конкретности исследования, а также социально-философские методыконкретно-исторический, историко-ретроспективный, сравнительно-исторический, метод единства исторического и логического в социальном познании.

Общая программа диссертационного исследования основывается на выделении различных факторов социосинергетики в системе интегрального синтеза социально-гуманитарного знания, отраженных в работах: Л. Д. Бевзенко, В. П. Бранского, E.H. Князевой, С. П. Курдюмова, С. Д. Пожарского, В. Л. Романова, B.C. Степина, В. П. Шалаева.

В методологическом плане важное значение имеют работы К. Х. Делокарова и Ф. Д. Демидова. В. Даниловой, М. С. Кагана, B.C. Швырёва. Существенное влияние оказали работы зарубежных авторов — Д. Бержеса, ВанБэнтома, К. Крипки, Н. Лумана, Д. Льюиса, А. Маккая, Р. Монтегю, Д. Роуза, Я. Хинтикки и др.

Научная новизна исследования. Научная новизна определяется следующими результатами, полученными автором при решении поставленных исследовательских задач.

1. Синергетическая парадигма рассмотрена как одно из возможных оснований для постнеклассической трансформации социального познания, как методологический ориентир, определяющий приоритетные направления научного поиска. Показана специфика синергетического подхода в социокультурной сфере.

2. Представлена специфика ценностно-оценочного фактора в контексте социосинергетики, через определение особенностей и значимости понятий «ценность» и «оценка» в системе социогуманитарного знания. Выявлена их интегральная сущность.

3. В рамках социосинергетики информация представлена как доминанта в современном информационном социуме. Особую ценность и значимость фактор информации получает как путь к достижению поставленной цели. Важным моментом является многоаспектный характер указанной ценности, ее объективная и субъективная стороны, т. е. внешнее и внутреннее содержание самой информации. Информация выступает не как сообщение, а как многоплановое понятие, одновременно обозначающее знание, ценность, смысл и связь между людьми.

4. Представлена специфика ценностно-оценочного фактора в контексте социосинергетики, через определение особенностей и значимости понятий «ценность» и «оценка» в системе социогуманитарного знания. Выявлена их интегральная сущность. Рассмотрена роль оценки в процессе реализации ценностей субъекта в современном обществе. Показана значимость оценки, как универсального свойства субъекта, выражающего продуктивно-рациональный характер субъективно-объективных взаимосвязей.

5. Исследованы особенности ценностных ориентаций в системе рациональной деятельности и выделены их основные структурные элементы: ценности, установки, нормы, мотивы, цели и др. Рассмотрено недостаточно исследованное соотношение понятия «ценностные ориентации» с понятием «установка». Показана значимость ценностных установок в определении направленности и целей социальной деятельности человека в условиях глобальных проблем человечества.

6. В контексте социальной синергетики представлен механизм развития процесса ценностных ориентаций: поиск, оценка, выбор, проекция. Выделена его психологическая и познавательная сущность, а также реальная возможность воздействовать на развитие личностных механизмов.

7. Показаны возможности социосинергетического подхода к глобализации, проведено его исследование в контексте синергетической интерпретации философии истории на основе представлений о взаимосвязи глобализма, детерминизма и темпорализма.

8. Рассматриваются основные конструктивные правила нелинейного синтеза и устойчивого эволюционного развития структур, которые развиваются, во-первых, в разном темпе и, во-вторых, являются результатом анализа следствий, проведенного исследователем при изучении точек бифуркации. Определена и описана структура-аттрактор появляющаяся в рамках изучения стадии, наступающей после точки бифуркации в условиях нелинейного развития общества.

9. Представлены особенности социосинергетического подхода к фактору времени и возможным сценариям нелинейного развития общества. Выделена междисциплинарная специфика темпорального синергизма в постнеклассической науке и социальной философии.

10. В рамках социальной синергетики предложено авторское решение проблемы представления возможных сценариев будущего. Обоснован новый уровень анализа сложных самоорганизующихся систем, т. е. переход от линейного представления времени к мыслительному конструированию его ветвящейся структуры, предполагающий определение концептуального аппарата, отражающего динамику действительности в рамках изучения нелинейных процессов развития общества.

11. Рациональный аспект социальной деятельности субъекта проанализирован в контексте недостаточно исследованной в социальной философии теории социального предпочтения. Предпочтение рассматривается как переходное состояние от самого социального субъекта с его установками, намерениями, желаниями и т. д. к результатам и решениям с учетом спектра возможностей для реализации линии поведения, а также противоречивости самой ситуации выбора.

12. Социальная рациональность рассмотрена и использована в контексте оценки саморазвивающихся систем. Познавательный и рациональный аспект деятельности обоснован с точки зрения альтернативных действий, ведущих к максимально эффективному результату.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на публичную защиту:

1. Спецификой социально-философского анализа нелинейного процесса развития общества становится сегодня социальная синергетика как развивающееся научное направление, способное выступить методологическим ориентиром современной науки и выйти на новый уровень интерпретации нестабильности как характеристики развития современного социума.

2. Социальная синергетика, как интегральное направление построенное на междисциплинарном синтезе различных сфер знаний, оказывает непосредственное влияние на информационное общество и становится его развивающим компонентом, определяющим основной вектор направления своего развития. В контексте социосинергетики информация выступает не просто как сообщение, а как многоплановое понятие, одновременно обозначающее знание, ценность, смысл и связь между людьми.

3. Аксиологический компонент становится важным ориентиром в условиях развивающегося информационного общества, аттрактором, притягивающим будущее, антиэнтропийной сущностью. Возможны два пути возвращения к традиционным ценностям, адаптированным к новым условиям и потребностям с учетом вновь приобретенных ценностей информационного общества. В условиях неоднозначности и нарастания массивов информации — сознательное, свободное принятие ценностей в качестве внутренних регулятивов поведения, а также мягкое направление выбора, ориентируемого на формирование информационной культуры индивида, в основе которой будут заложены знания об информационных процессах и технологиях современного общества, способствующие развитию неординарного стиля мышления, учитывающего интересы самого человека, общества и природы в целом.

4. Обращение к возможностям интегрального подхода — социосинергетики относительно изучения специфики ценностно-оценочного фактора показывает сложный и противоречивый характер понятий «ценность» и «оценка». Ценностные ориентации в системе рациональной деятельности связаны с такими понятиями как ценности, ценностное сознание, установки, нормы, смыслообразующие мотивы, предпочтения, цели деятельности. Особое значение в контексте ценностных ориентаций приобретают ценностные установки, являющиеся своеобразной исходной программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора деятельности и представляющие собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к объекту.

5. В контексте социосинергетики глобализация выступает как особый тип самоорганизации, представляется как интегративный процесс, комплекс глобальных проблем современности, порожденный, в первую очередь, преобразующей деятельностью человека. Глобализация, в рамках социосинергетики, принимает различные виды в зависимости от осознания человеком их объективной сущности и ценностной значимости: либо как дезорганизующее, либо как организующее начало.

6. В социальной синергетики особую значимость приобретает цель-аттрактор как сила будущего, которая притягивает к себе определенные тенденции нелинейного, хаотичного развития в настоящем и выводит на новый тип антропо-социо-природной гармонии, используя самоорганизующееся и организуемое самосознание индивида в условиях глобальных проблем человечества. Актуальным и доминирующим в этом аспекте становится аксиологический подход, в рамках которого человек осознает себя как носителя единых, фундаментальных, глобальных ценностей, объединяющих человечество в единое действенное гуманистическое начало.

7. Анализ сложных самоорганизующихся систем в контексте социосинергетики предполагает не просто причинно-следственную зависимость как переход от одной системы к другой, а гибкое соотношение между причиной и следствием, причиной и необходимостью через призму темпорального синергизма, позволяющего произвести анализ сложных самоорганизующихся систем с учетом таких компонентов как социальный выбор, социальные оценки, ценностные ориентации социального субъекта.

8. В системе социосинергетического осмысления истории, теории предпочтения, времени, мотивов и др. рассматриваются в качестве интегральной системы. Такая система позволит адекватно воспринять социосинергетику в плане ее соотношения с данными теориями, с проблемами философии истории и, непосредственно, с теми аспектами фазового развития, когда исследуются переходы между точками бифуркации.

9. Синергетическая трактовка философия истории направлена на раскрытие сложных механизмов выбора из множества возможных нестабильных направлений развития на пути к прогрессивному будущему. Будущее представляется как открытое, но не определенное, в виде спектра преддетерминированных возможностей. Будущее преддетерминирует настоящее. Детерминация будущим становится главным детерминирующим фактором в контексте синергетической трактовки философии истории. Главной характеристикой социального времени становится энтропийный интервал, понимаемый как некий промежуток времени, за который человек сможет сконструировать определенную систему ценностей, на основе которой сделает выбор дальнейшего пути развития ориентированный в гуманистическое русло. Корреляция глобализации, детерминизма и темпоральности в социальной философии приобретают приоритетные позиции, рассматриваются как социальный код антропо-социо-природного континуума.

10. Рациональная деятельность предполагает направление действий человека в рамках выбранного вектора предпочтений. Выбор необходим социальному субъекту для того, чтобы в социальной сфере выступить наиболее рациональным способом. Сложность формирования субъективной адаптации в рамках исследования процесса развития определяется как степенью рациональности поведения социального субъекта, так и зависит от его мировоззренческих установок.

11. В контексте синергетической парадигмы у человека появляются точки бифуркации, определенный спектр возможностей для реализации той или иной линии поведения. Он сталкивается как с проблемой выбора, так и с проблемой предпочтений в рамках этого выбора. Рациональное поведение и сам возможный уровень анализа этого поведения с позиции выбранного предпочтения и намеченной системы оценок, непременно предполагает, что в явной форме показывается та задача, которая подвергается рациональной обработке с позиции выбранной системы оценки, так как это предполагает дальнейший выход на конкретную цель и определение конкретных средств достижения этой цели.

12. Рациональное поведение социального субъекта как по отношению к себе, так и по отношению к эволюционному, коэволюционному процессу представлено с точки зрения эффективности результата в рамках своей деятельности, т. е. тех альтернативных действий, которые ведут к максимально выгодному результату. Это связано с выбором определенных способов, стратегий, действий, предпочтений, целей, значения и значимости в социуме. Предпочтение рассматривается как переходное состояние от самого социального субъекта с его установками, намерениями, желаниями и т. д. к результатам и решениям. Рассматривается спектр возможностей для реализации линии поведения, а также противоречивость самой ситуации выбора.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты и выводы диссертационного исследования дают новую концептуальную и методологическую базу для дальнейших разработок феномена социальной синергетики в социальном познанииспособствуют актуализации и распространению ценностных, гуманистических ориентиров в современном обществезадают новый вектор отношений человека-природы-общества — их интегральную целостностьпозволяют расширить знания в области социальной философии, истории, методологии и философии науки, методологии и логики социального познания, философской антропологии и социологииимеют практическое значение для методологического обеспечения междисциплинарных наук, синтеза естественно-научного и гуманитарного знанияони важны для уточнения и разработки концептуального аппарата социосинергетики в контексте постнеклассической картины мираа также полезны в чтении курсов по социальной философии, социальной антропологии, истории и философии науки и др.

Апробация исследования. По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на региональных и международных научных конференциях: «Илиадиевские чтения» (Курск, 2000) — «Философские проблемы гуманитаризации высшего образования» (Бердянск, 2001) — «Лосевские чтения» (Ростов-на-Дону, 2001) — Международной научной конференции «Математические модели физических процессов» (Таганрог, 2002;2005) — Международной научной конференции «Философия природы и практическая философия» (Киев, 2004) — Международной научной.

16 конференции «Гуманитарные науки и образование» (Тольятти, 2004) — Международной научной конференции «XXI век: актуальные проблемы историчес-кой науки» (Минск, 2004) — Международной научной конференции «Актуальные проблемы философских, политических и религиозных достижений» (Киев, 2004) — Международной научной конференции «Дни науки» (Днепропетровск, 2004;2006) — Международной научной конференции «Великие преобразователи естествознания» (Минск, 2002;2004) — Международной научной конференции «Концепции современного естествознания» (Армавир, 2004) — Международной научной конференции «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2003;2006) — Международной научной конференции «Циклы» (Ставрополь, 2000;2003) — Международной научной конференции «Человек. Мир. Культура» (Киев, 2004) — Региональной конференции «Практическая философия» (Ростов-на-Дону, 2003) — конференции «Наука и образование» (Кемерово, 2004) — теоретических семинарах кафедры философии Таганрогского государственного педагогического института (2000;2006).

Выводы V главы:

1. В постнеклассической науке, с позиции синергетической парадигмы происходит отказ от линейного осознания времени, включающего понятия минувшего и грядущего и связанного с ним отношения к истории как необратимо развернутого из прошлого через настоящее к будущему. Речь идет о парадоксе времени, т. е. о неразрывной связи частей времени — настоящего, прошедшего и будущего и о парадоксальности их сосуществования: они одновременны и неодновременны, существуют и в тоже время не существуют в одном и том же отношении и в одно и то же время.

2. Темпоральный синергизм приобретает особый символический смысл в точках бифуркации системы, когда прошлое системы оказывается во времени впереди и в предельно сжатом виде. Будущее в настоящем представляется как опрокинутое прошлое, но оно наполняется конкретным и особенным смыслом через выбор лишь одной из «потенций прошлого». Через призму социальной синергетики разворачивается новое представление о будущем — «будущее временит настоящее», «будущее преддетерминирует настоящее». В данном подходе акцент ставится на осознание социальным субъектом перспектив реализации собственных целеполаганий, позволяющих перейти к новым подобным перспективам в рамках будущего социального бытия, социального времени. Особое значение приобретает деятельность социального субъекта, которая определяется не только прошлым, но строится из будущего.

3. На пути реализации этих перспектив важным становится соотношение темпоральных и исторических аспектов, так как сами темпоральные представления, связанные с делением времени на прошлое, настоящее и будущее, именуются просто «историческими». Время является формой субстанциального измерения материи и бытия, выражающего сам процесс изменения и составляющего специфическую сущность времени. Через призму социальной синергетики темпоральность человеческого бытия с одной стороны, противопоставляется внешнему, навязываемому времени, обусловленному конвенцией. Время связывается с конструктивностью и ориентированностью в сферу возможного, т. е. человек живет в мире конструктов. С другой стороны, социальный субъект в его внутреннем мире и само время представляют собой некоторое единство, внутри которого между ними будут происходить определенные трансформации. То есть разделение темпоральности на времена является произвольным актом человеческого сознания, так как сама темпоральность представляется с точки зрения ее фрагментов.

4. Время приобретает статус ценности для социального субъекта в связи с осознанием конечности своего существования, позволяющее оценить влияние на жизнь событий происходящих либо по воле случая, либо в связи с преобразующей деятельностью личности. В контексте социальной синергетики можно говорить о преодолении темпоральности жизни за счет приобретения смысла, ценности и значимости своего существования через призму синергии социальной значимости субъективной деятельности.

5. Проблема перспектив развития современного общества, его будущих сценариев рассматривается с позиции тех целей и результатов, к которым изначально стремится сам социальный субъект. Сочетание традиционного.

332 диалектического и современного социосинергетического подхода дает возможность получить тот определенный смысл, который в сочетании с темпоральным синергизмом и с общим контекстом философии истории позволяет на первый план поднять проблему гуманизма, рассмотреть роль человека в обществе, обозначить перспективы этого общества. На основании ценностно-оценочного фактора как оптимистической доминанты речь идет о будущем как о наполненной сущности стрелы времени с точки зрения нравственного, аксиологического и мировоззренческого характера в контексте социальной синергетики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Быводы и результаты диссертационного исследования представляются как следующие:

1. Главной особенностью постнеклассического видения мира сегодня становится синергетическая парадигма как одно из возможных оснований для постнеклассической трансформации социального познания, в сравнении с классическими и неклассическими установками. Постнеклассический дискурс характеризуется как дискурс целостности, интегративности, междисциплинарности, а синергетическая парадигмы предстает в виде методологического основания социального познания и определяет новые приоритетные направления научного поиска.

2. Выделены приоритетные ценностные доминаты постнеклассической науки: стратегия ненасилия как в отношении к природе, так и к социуму в целомпринцип толерантностипринцип согласия и стабильностигармония между внешним и внутренним миром человека, т. е. осознание самого себя в единстве трех главных сфер — биосферы, социума и духовного пространствааксиологичность научного познания (ценностные ориентации и установки исследователявлияние ценностной системы общества на внутринаучные ценности). Анализ и исследование указанных доминант современной науки показывает необходимость обращения к различным областям знания: психологии, социологии, истории, биологии, философии, особенно к их междисциплинарным границам, дающим возможность выхода на еще не исследованные процессы и явления. Речь идет о целостном, холистическом обобщении системы многообразных областей знания, интегральном и междисциплинарном рассмотрении сложноорганизованного мира в целом. Таким интегральным и междисциплинарным звеном сегодня становится социосинергетика, давшая возможность нового ракурса для рассмотрения сложившихся вопросов современного общества, с точки зрения нестабильности, неравновесности, хаотичности и.т.д.

3. К числу наиболее значимых парадигмальных сдвигов в связи с осмыслением синергетического подхода в социально-гуманитарной сфере относим следующие: на смену классическому линейному пониманию процесса развития общества приходит опыт нелинейного постнеклассического видения, в котором доминирующую роль играют открытые самоорганизующиеся системы, среди которых особое значение приобретают «человекоразмерные комплексы» — природные системы, в которых активно участвует человек, начиная от экологических, информационных, медико-биологических и до аксиологических объектовновые смыслы приобретают такие фундаментальные понятия как порядок и хаос, время и пространство, причинность и вероятность, что непосредственно меняет категориальную сетку современной наукиречь идет не об исчезновении прежних категорий, а о их переосмыслениисинергетический подход дает возможность переосмысления феномена детерминизма в плане нелинейной его интерпретациипроисходит изменение представлений о самой реальности, от эмпирической к теоретической, т. е. к миру конструктов, моделей и теорий. Реальность рассматривается как фрагмент нового синтетического универсума, как динамическая целостность. Происходят сдвиги в отношении понимания настоящего и будущего развития общества, его сущности, места человека в нем. В рамках синергетической парадигмы человек становится более универсальным и целостным, он получает возможность проявить свои общечеловеческие качества, воспринимая мир как целостную, нелинейную и динамическую систему. Доминирующий акцент в исследовании ставится на аксиологическую компоненту, включающую нравственную оценку содержания и характера происходящих парадигмальных изменений в современном обществе.

4. Социосинергетика выступает как методологическая установка, объединяющая специалистов разного профилякак интегративный потенциалкак формирование панорамного взгляда с учетом индивидуальной перспективыкак диалог или коммуникация с историческим временем. Социосинергетика главный акцент ставит на тех аспектах социальной реальности, которые в классической науке рассматривались лишь как второстепенные.

5. Основными задачами социосинергетики являются — выход на новые концептуальные интерпретации проблемы самоорганизации и организации современного социумаосвоение социосинергегикой познавательного поля социальных науквведение нетрадиционной системы измерений, т. е. применение категориального аппарата синергетики адаптированной социальными наукамидостижение технократически-гуманистической гармонии для спасения человечества от угрозы самоуничтоженияизучение человека и общества как индивидуальных и коллективных субъектов в контексте их взаимного влиянияосознание решающей роли стохастических и субъективных факторов, т. е. спонтанного и ценностно-рационального поведения человеческих масс в социально-исторической динамики социумаосмысление места и роли синергетических процессов в функционировании и развитии общества.

6. В контексте социосинергетики информация рассматривается как доминанта в современном информационном социуме. Особую значимость и ценность фактор информации получает как путь к достижению поставленной цели, особенно с точки зрения возможностей социального управления, или точнее направления. Важным моментом является многоаспектный характер ценности, ее объективная и субъективная стороны, т. е. внешнее и внутренне содержание самой информации. Информация выступает не как сообщение, а как многоплановое понятие, одновременно обозначающее знание, ценность, смысл и связь между людьми.

7. Ценность выступает как понятие надиндивидуальное, относительно объективное. Человек приписывает ту или иную ценность предмету непосредственно в процессе оценивания. Оценка представляется как компонент сознания, с помощью которого человек выделяет среди объективных качеств предмета те, которые являются для него личностно значимыми, а также устанавливает их субъективную ценность, представляющую собой субъективированный вариант объективной ценности данного качества предмета. Оценивание — это процесс придания субъективной ценности интросубъективному действию, являющемуся эмоционально-когнитивной основой становления ценностных ориентаций личности происходящих в рамках деятельностной оценки.

8. Ценностные ориентации личности в системе рациональной деятельности связаны с такими феноменами как ценности, ценностное сознание, установки, нормы, мотивы, смыслообразующие мотивы, цели деятельности. Особое значение в контексте ценностных ориентаций приобретают ценностные установки, являющиеся своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора деятельности, и представляющие собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к объекту и т. п. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности и направляют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности, соответственно превращающий установки в активную деятельность и позволяющий субъектам соотнести конкретные жизненные ситуации с системой имеющихся ценностей.

9. Цель деятельности выступает как идеальный прообраз будущего, который формируется на основе интересов субъекта. Поскольку полагание будущего есть предвосхищение субъектом результатов своей деятельности, протекающей во времени, постольку необходимо дифференцированно подходить к процессу целеполагания и говорить либо о ближайших и дальнейших целях, либо соответственно шкалы социального времени о ближайших, долгосрочных, перспективных, конечных и т. д. В социальной синергетики особую значимость приобретает цель-аттрактор как сила будущего, которая притягивает к себе определенные тенденции нелинейного, хаотичного развития в настоящем и выводит на новый тип антропо-социо-природной гармонии, используя самоорганизующееся (генетическое) и организуемое (сферой образования) самосознание индивида в условиях глобальных проблем человечества. Актуальным и доминирующим в этом аспекте становится аксиологический подход, в рамках которого человек осознает себя как носителя единых, фундаментальных, глобальных ценностей, объединяющих человечество в единое действенное гуманистическое начало.

10. В социосинергетике речь идет о направлении глобализации человечества в гуманистическое русло, т. е. о преодолении дезорганизации социума за счет рационализации морального выбора, диалога и поиска-принятия объединяющих ценностей и ценностных отношений, а также формирование нового облика нравственного и культурного человека. В контексте социосинергетики феномен глобализации рассматривается в комплексе проблем связанных с культурно-историческим процессом. Социосинергетика позволяет понять человеку, что именно от него, от его рационального выбора будет зависеть будущее развитие системы и ход исторической эволюции, как самого себя, так и всего человечества.

11. В постнеклассической науке, с позиции синергетической парадигмы происходит отказ от линейного осознания времени, включающего понятия минувшего и грядущего и связанного с ним отношения к истории как необратимо развернутого из прошлого через настоящее к будущему. Речь идет и о парадоксе времени, т. е. о неразрывной связи частей времени — настоящего, прошедшего и будущего и о парадоксальности их сосуществования: они одновременны и неодновременны, существуют и в тоже время не существуют в одном и том же отношении и в одно и то же время.

12. Показано, что сложная система после точки бифуркации будет находиться в поле постоянного колебания, в связи с этим будут отсутствовать весомые гарантии определения направления системы в какую-либо конкретную сторону развития, тем более, если речь идет о совместном перемещении совокупной социальной реальности, состоящей из большого числа элементов системы. То есть, мы не можем говорить только об одном способе реализации, так как все что связано с выбором или отбором подразумевает вероятностную степень какого-либо события или обстоятельства имеющего силу неожиданного вмешательства в движение системы по определенному направлению.

13. В контексте социосинергетического подхода критический период в жизни социального субъекта является тем важным стимулирующим творческую активность субъекта фактором, который дает возможность раскрытия новых путей развития, как самого себя, так и в системе природа-общество, то есть речь идет о коэволюционных возможностях развития сложной системы. Активность социального субъекта может быть направлена, с одной стороны, на ограничение поля выбора, с другой стороны, на поиск выхода из данного поля выбора с целью нахождения решения в новом поле. Во втором случае можно говорить о творческой активности социального субъекта, но с учетом перестройки его опыта под влиянием целей, ценностей, ценностных ориентаций, установок, предпочтений, мотивов, в результате чего будут извлекаться такие понятия, образцы и действия, которые в линейный период развития сами по себе не актуализировались.

Диссертация представляет достаточно широкие перспективы работы в обозначенном направлении, ближайшими из которых могут быть следующие:

1. Видится необходимым продолжение работы в сфере исследования проблемы выбора социального субъекта в рамках нелинейного анализа процесса развития в контексте социосинергетического подхода.

2. Представляется важным дальнейшее изучение проблемы предпочтения социального субъекта в рамках философско-лингвистического подхода.

3. Специального анализа заслуживает проблема возможных сценариев в соотношении с точкой внутреннего времени системы на базе синергетических моделей.

4. Интересной для дальнейшего исследования является проблема связанная с внутренними установками социального развития, проблема выбора социального субъекта.

5. Необходимым является дальнейшее уточнение и оформление концептуального аппарата социосинергетики.

6. Подлежит уточнению вопрос о возможностях управления социальным временем (понимаемым как эволюция смыслов, значений и ценностей) и социальным пространством, наполненным социальными потребностями и способами их реализации.

7. Особо необходимо обратить внимание на роль человека в социокультурных процессах в контексте идеи интервальной антропологии.

8. Достаточно необходимой для дальнейшего исследования является проблема целерациональности в рамках развития саморазвивающихся систем.

9. С учетом полученных результатов в рамках исследования социальной синергетики естественной будет выглядеть работа, связанная с выходом на новые, недостаточно изученные аспекты самоорганизующихся систем в современном социуме, например, информационной или гносеологической компоненты социальной синергетики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. И.А. Синергетическое представление социальных систем: концепция моделирования и управления // Анализ систем на пороге XXI века: мат-лы междун. конф. М., 1996. Т 2.
  3. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.
  4. С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России. М., 1994. № 1.
  5. В.И., Буданов В. Г. Синергетика: эволюционный аспект. Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления. М., 1994.
  6. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
  7. А.И. Теоретико-познавательные аспекты концепции глобальной эволюции // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.
  8. П.В., Панин А.В, Философия. М., 1996.
  9. О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002.
  10. О.Н. Глобализация как социокультурный процесс // Глобализация: синергетический подход: сб-к науч. трудов. М., 2002.
  11. Аскин Я. Ф. Философский детерминизм и научное познание. М., 1977.
  12. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  13. Г. А. Межцивилизационные взаимодействия в условиях глобализации // Глобализация: синергетический подход: сб-к науч. трудов. М., 2002.
  14. A.M. Информационная культура личности как условие существования и развития в информационном обществе. Владикавказ. 2006.15.16,17,18,19
Заполнить форму текущей работой