Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственные и муниципальные ценные бумаги: вопросы правовой идентификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе обмена облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии на другие федеральные государственные облигации, проведенного в 2000 году, сделан вывод о том, что новация допустима только в случае изменения предмета обязательства, а точнее увеличения денежной суммы, которую должник обязуется выплатить кредитору. Любые изменения порядка выплаты процентов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовая природа, понятие, виды государственных и муниципальных ценных бумаг
    • 1. Значение государственных и муниципальных ценных бумаг в обеспечении публичных и частных интересов в различные исторические периоды
    • 2. Роль государственных и муниципальных ценных бумаг в обеспечении инвестиционных процессов
    • 3. Понятие государственной и муниципальной ценной бумаги
  • §-4.Особенности правового регулирования отдельных видов государственных и муниципальных ценных бумаг
    • 5. Проблемы отраслевой квалификации правоотношений, возникающих в процессе эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг
  • Глава II. Правовое регулирование эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг
    • 1. Правовое регулирование процедуры эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
    • 2. Особенности размещения государственных и муниципальных ценных бумаг
    • 3. Особенности обращения государственных и муниципальных ценных бумаг

Государственные и муниципальные ценные бумаги: вопросы правовой идентификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Государственные и муниципальные ценные бумаги по-прежнему сохраняют важнейшее значение на рынке ценных бумаг современной России.

Эмиссионная активность публично-правовых образований в Российской Федерации в настоящее время вызвана в основном острой потребностью в финансовых средствах, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Временно свободные денежные средства физических и юридических лиц, привлекаемые в бюджет путем выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг, являются недорогим, по сравнению с банковскими кредитами, финансовым ресурсом.

Эмитируя ценные бумаги, государство и муниципальные образования решают ряд важных социально-экономических задач: финансирование дефицита бюджета, обеспечение населения жильем, сбережение денежных накоплений граждан, управление инфляционными процессами, а также регулирование рынка ценных бумаг в целом.

Однако привлечение капиталов возможно лишь при наличии правовых гарантий, позволяющих заинтересовать массового инвестора в приобретении государственных или муниципальных ценных бумаг.

Гражданский кодекс РФ провозглашает Российскую Федерацию, её субъектов и муниципальные образования равноправными участниками гражданского оборота. Включение в Гражданский кодекс РФ ст. 817 «Договор государственного займа», регулирующей заёмные отношения с участием публично-правовых образований, означает тем самым распространение на эти отношения норм гражданского законодательства. Следовательно, гипотетически инвестор может защитить свои права, воспользовавшись любым из способов защиты субъективных гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ.

Вместе с тем граждане России ещё не забыли печальный опыт принудительных займов советского периода, а также дефолт 1998 года, когда Правительство РФ, будучи не в состоянии заплатить по долгам, вынуждало инвесторов согласиться на новацию долговых обязательств.

Надлежащее и своевременное исполнение обязательств, как известно, является показателем надежности партнера по сделке. К сожалению, Россия не всегда добросовестно исполняла свои обязательства, от чего страдает авторитет государства не только внутри страны, но и на мировой арене.

Анализ рассмотрения судебных споров по государственным и муниципальным ценным бумагам позволяет отметить неоднозначный подход судебных органов к вопросу об отраслевой принадлежности возникающих между публично-правовым образованием и инвестором отношений. Основой различных предпочтений при толковании действующего законодательства является то, что отношения по выпуску и обращению государственных и муниципальных ценных бумаг регулируются не только гражданским, но и бюджетным законодательством. Поэтому научное исследование существующих проблем будет способствовать формированию единообразного, правильного правоприменения.

Показательно, что на фоне многочисленных проблем законодательство о государственных и муниципальных ценных бумагах практически не изменяется. В отличие от нормативных правовых актов, регулирующих вопросы эмиссии и обращения корпоративных ценных бумаг, претерпевших неоднократные изменения и дополнения, Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 136-ФЭ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», принятый в год дефолта, изменениям и дополнениям не подвергался, что отнюдь не свидетельствует о его совершенстве.

Представляется, что доминантой совершенствования правового регулирования государственных и муниципальных ценных бумаг является, прежде всего, идентификация отношений, возникающих при их выпуске и обращении.

Цели и задачи исследования.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловливает и его цели — изучение теоретических и практических проблем, возникающих в процессе эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, и разработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования .

Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи исследования:

— определить понятие государственной и муниципальной ценной бумаги и критерии отнесения ценных бумаг к государственным или муниципальным;

— на основе общепринятой правовой классификации и действующего законодательства (гражданского и бюджетного) выделить особенности отдельных видов государственных и муниципальных ценных бумаг;

— определить назначение ценных бумаг, выпускаемых публично-правовыми образованиями;

— переосмыслить с учетом современного социально-экономического положения Российской Федерации существующие теоретические воззрения о соотношении публичного и частного права в сфере имущественных отношений с участием публично-правовых образований;

— установить круг субъектов, участвующих в процессе эмиссии, размещения и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;

— провести сравнительный анализ эмиссии государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг;

— установить особенности размещения государственных и муниципальных ценных бумаг;

— установить особенности обращения государственных и муниципальных облигаций.

Методологическая основа исследования. Исследование проводилось с использованием как общих методов научного познания, так и специальных методов правовой науки, в том числе сравнительно-правового, исторического, системного, статистического.

Степень научной разработанности темы и теоретическая база исследования. В отечественной правовой литературе в последние годы в ряде опубликованных работ получили освещение вопросы, связанные с погашением государственных и муниципальных ценных бумаг. В основном внимание юристов было обращено на проблемы исполнения обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам после российского дефолта 1998 года (В.Г. Залевский, И. Ильюшихин, К. К. Лебедев, Е. В. Покачалова и др.). Ранее А. К. Шестопаловой была защищена диссертация по теме «Гражданско-правовое регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг в России», представляющая исследование истории возникновения и развития государственных ценных бумаг в России до 1997 года. Отдельные проблемы заёмных отношений публично-правовых образований, физических лиц и организаций рассматривались в работах В. Г. Залевского «Правовое регулирование государственных (федеральных) займов в России», Е. Б. Радченко «Государственные ценные бумаги России и США (сравнительно — правовое исследование)». Однако изложенные выводы не являются бесспорными либо нуждаются в дальнейшем развитии.

Проблемам правового регулирования процедуры эмиссии, особенностям обращения государственных и муниципальных ценных бумаг уделяется неоправданно мало внимания.

Комплексный характер диссертационного исследования предопределил использование научных работ разной отраслевой направленности.

В дореволюционный и советский периоды правовое регулирование государственных ценных бумаг в России являлось предметом изучения финансового права. Это обусловило необходимость обращения к работам, посвященным вопросам государственного долга: М. И. Боголепова, Н. К. Бржеского, П. П. Мигулина, В. Н. Твердохлебова.

Исследование публичных правоотношений, возникающих в процессе эмиссии и погашения государственных и муниципальных ценных бумаг, привлекло внимание к публикациям современных правоведов-финансистов: О. Н. Горбуновой, М. В. Карасёвой, Ю. А. Крохиной, К. В. Павлова, Е. В. Покачаловой, М. М. Прошунина, А. Д. Селюкова, Ю. Л. Смирниковой, Д. Л. Хейло.

При подготовке диссертации использовались работы, посвященные непосредственно институту ценных бумаг: М. М. Агаркова, В. А. Белова, A.B. Власовой, H.JI. Клык, Е. А. Крашенинникова, A.B. Майфата, Д. В. Мурзина, Н. О. Нерсесова, J1.A. Новосёловой, И. В. Редькина, Г. Н. Шевченко, J1.P. Юлдашбаевой, В. Яроцкого и др.

Отдельные вопросы темы совпадают с вопросами правового статуса государства как участника гражданских правоотношений и имущественной ответственности государства. В этой связи при подготовке диссертации использовались работы В. Г. Голубцова, H.A. Кириловой, A.B. Костина, O.A. Камалова, С. Ю. Рипинского, E. J1. Слепнева и др.

Вопросы правового регулирования, связанные с различными институтами гражданского права, потребовали обращения к работам С. С. Алексеева, B.C. Белых, М. И. Брагинского, В. А. Бублика, В. В. Витрянского,.

Б.М. Гонгало, Л. Г. Ефимовой, О. С. Иоффе, O.A. Красавчикова, К. К. Лебедева, И. А. Покровского, В. В. Ровного, Р. Саватье, Е. А. Суханова, Р. О. Халфиной, Б. Л. Хаскельберга, Г. Ф. Шершеневича, В. Ф. Яковлева и др.

Предметом исследования является комплекс проблем, связанных с определением понятийного аппарата и проблем соотношения гражданскои бюджетно-правового регулирования отношений, которые возникают в процессе эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, а также применением действующего законодательства.

Эмпирической базой исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие как гражданские, так и бюджетные правоотношения, нормативные правовые и правоприменительные акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также материалы судебной практики. Кроме того, было изучено зарубежное законодательство по теме исследования и практический опыт других государств.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Назначение государственных и муниципальных ценных бумаг не должно сводиться исключительно к финансированию текущих расходов бюджета, а должно быть сопряжено с решением иных социально-экономических задач, стоящих перед публично-правовым образованием. В этой связи необходимо создание законодательных условий для выпуска целевых государственных и муниципальных облигаций.

2. Обоснован тезис о недопустимости изменения условий выпуска и обращения размещенных государственных или муниципальных ценных бумаг иначе как на основании специального федерального закона.

3. Аргументирован вывод о том, что обмен одних облигаций на другие облигации одного эмитента, как правило, не соответствует признакам новации. В целях защиты прав владельцев государственных и муниципальных ценных бумаг необходим запрет на прекращение обязательств по ценным бумагам публично-правовых образований новацией.

4. Критически осмыслена конструкция ст. 817 ГК РФ. Показано теоретическое и практическое отличие заёмного обязательства, возникающего на основании договора займа, и обязательства по ценной бумаге. Доказывается необходимость замены термина «договор государственного займа» на термин «государственные ценные бумаги».

5. Положение о целесообразности ограничения перечня эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг органами, ответственными за составление и/или исполнение соответствующего бюджета.

6. Аргументирован тезис о том, что образование различных бюджетных фондов (резервных, гарантийных) не может обеспечивать гражданско-правовые обязательства. В целях защиты имущественных интересов инвесторов предлагается включить в ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» правило об обязательном страховании имущественной ответственности эмитента при осуществлении эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг, реализация которого должна обеспечиваться развитием в Российской Федерации системы транснационального страхования.

7. Показано, что использование правовой конструкции ценной бумаги для решения социальных задач, стоящих перед государством, не всегда адекватно её сущности и назначению. Это не означает, что облигации, лишенные оборотоспособности, не соответствуют признакам ценных бумаг.

8. Уточнено понятие «эмиссия ценных бумаг». Обоснована необходимость изменения положений действующего законодательства об эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг в целях упорядочения процедуры выпуска. Кроме того, определяется правовая природа и назначение Генеральных условий и Условий эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.

9. Приобретение государственных или муниципальных ценных бумаг в процессе размещения может быть опосредствовано договором присоединения или осуществляться в рамках обычных договорных отношений.

10.Сформулированы предложения об установлении мер, обеспечивающих права и интересы владельцев государственных и муниципальных ценных бумаг (инвесторов), в случае приобретения или продажи облигаций через профессиональных участников рынка ценных бумаг аналогичных тем, которые предусмотрены ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» для владельцев корпоративных ценных бумаг.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложения и выводы, сформулированные в диссертации могут быть использованы: в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование действующего законодательства об эмиссии и обращении государственных или муниципальных ценных бумагв правоприменительной деятельности для её унификациив процессе преподавания гражданского, бюджетного права и специального курса по ценным бумагам.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и выводы нашли свое отражение в научных публикациях автора, в докладах и сообщениях на нескольких научных конференциях и используются при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «финансовое право» на юридическом факультете Красноярского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка.

Заключение

.

Итогом проведенного исследования являются следующие выводы и предложения по изменению и дополнению действующего законодательства.

1. В назначении государственных и муниципальных ценных бумаг неизбежно пересечение частнои публично-правовых начал. Частное лицо, выступающее займодавцем в правоотношениях по государственной или муниципальной ценной бумаге, заинтересовано в получении дохода или сбережении денежных средств от инфляции. Сфера публичного интереса гораздо шире потребности привлечения временно свободных денежных средств организаций и физических лиц, однако, его удовлетворение возможно только путем вступления в гражданско-правовые заёмные отношения.

Анализ назначения отдельных видов государственных ценных бумаг, выпускаемых как в России так и в других странах, например, США, показал, что финансирование дефицита бюджета не является единственной целью эмиссии. Назначение государственных и муниципальных ценных бумаг одномоментно связано: с государственной поддержкой стабильности отдельных финансовых институтов (негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, страховых компаний, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов) — с реализацией проектов жилищного строительствас обеспечением сохранности денежных средств населения и государственных внебюджетных фондов и решением иных социальных и экономических задач.

Кроме того, государственные ценные бумаги могут использоваться для обеспечения инвестиционных процессов. Например, в соответствии с ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» государственные ценные бумаги включаются в состав ипотечного имущества наравне с недвижимостью.

Своевременное исполнение гражданско-правовых обязательств публичными образованиями тесно связано с бюджетно-правовым регулированием их финансового обеспечения. Бюджетно-правовое регулирование управления государственным и муниципальным долгом служит гарантией своевременного исполнения гражданско-правовых долговых обязательств публично-правовых образований. Наиболее оптимальной формой при этом могли бы быть целевые облигации.

2. В целях защиты прав владельцев ценных бумаг и эффективности использования средств бюджета предлагается исключить из ст. 35 БК РФ положение о том, что поступления из источников финансирования дефицита бюджета являются частью общего покрытия расходов бюджета.

Экономической стабильности будет способствовать также законодательное закрепление целевого привлечения денежных средств путем эмиссии ценных бумаг в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо включить в ст. 99 БК РФ «Государственный долг субъекта Российской Федерации» пункт следующего содержания: «Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации выпускаются исключительно в целях реализации программ и проектов экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, утвержденных в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации». Аналогичный пункт предлагается предусмотреть в ст. 100 БК РФ «Муниципальный долг».

3. На основании анализа суждений об инвестиционной направленности всех эмиссионных ценных бумаг сделан вывод о том, что с правовой точки зрения признание государственных и муниципальных ценных бумаг инвестиционными не имеет значения как в регулятивном, так и охранительном аспектах. Объединяющим признаком всех эмиссионных ценных бумаг выступает не инвестиционное назначение, а возможность привлечения денежных средств от неограниченного круга лиц. В этой связи предлагается распространить действие ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» на отношения, возникающие между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и владельцами государственных и муниципальных ценных бумаг.

4. Исходя из того, что обязательство по ценной бумаге не является договорным, предлагается новая редакция ст. 817 ГК РФ: Статья 817. Государственные и муниципальные ценные бумаги.

1.В случаях, предусмотренных законом, договор займа с Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием может заключаться путём выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг.

2.Государственной (муниципальной) облигацией признаётся ценная бумага, удостоверяющая обязательство, по которому владельц имеет право на получение от эмитента (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) в предусмотренный срок её номинальной стоимости или в зависимости от условий выпуска иного имущественного эквивалента. Доходом по облигации является процент и/или дисконт.

3. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование праве обязываться по векселю в случаях, предусмотренных федеральным законом.

4.Изменение условий эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, выпущенных в обращение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом «О моратории».

5.К отношениям по государственной или муниципальной ценной бумаге положения § 1 главы 42 ГК РФ применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке.".

5.Среди всего комплекса правоотношений, возникающих в связи с эмиссией и погашением государственных и муниципальных ценных бумаг, выделены две группы правовых связей: первая — отношения между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, как заёмщиком, и физическими и юридическими лицами, как займодавцами, и вторая — отношения между органами представительной и исполнительной власти по поводу эмиссии и погашения ценных бумаг.

Отношения между должником и кредитором по государственной или муниципальной ценной бумаге являются исключительно гражданско-правовыми. Любые ссылки на нормы бюджетного законодательства в виде попыток оправдания неисполнения государством гражданско-правовых обязательств несостоятельны, поскольку они не регулируют гражданско-правовые отношения.

В противовес распространенному мнению представителей науки финансового права сформулирован вывод о недопустимости изменения условий займа, выпущенного в обращение. Условия заёмного обязательства, удостоверенного ценной бумагой, определяются решением об эмиссии, принимаемым эмитентом и представляющим собой акт одностороннего волеизъявления. Правило п. 4 ст. 817 ГК РФ рассчитано на защиту прав владельцев государственных или муниципальных ценных бумаг и заключается в том, что эмитент не вправе изменять принятое им ранее решение.

При анализе обмена облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии на другие федеральные государственные облигации, проведенного в 2000 году, сделан вывод о том, что новация допустима только в случае изменения предмета обязательства, а точнее увеличения денежной суммы, которую должник обязуется выплатить кредитору. Любые изменения порядка выплаты процентов и номинальной стоимости облигации представляют собой не что иное, как изменение срока исполнения обязательства, не являющегося признаком новации на основании ст. 414 ГК РФ. Изменение срока представляет собой изменение условий заёмного обязательства. В этой связи предлагается установить запрет на прекращение обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам новацией.

В целях установления цивилизованных отношений между государством и владельцами государственных ценных бумаг требуется принятие закона, который определит условия, при наличии которых допустимо одностороннее изменение условий облигационного займа, выпущенного в обращение. Только в этом случае возможен баланс публичных и частных интересов.

6. При рассмотрении ценных бумаг по степени обеспеченности обосновывается, что образование различных бюджетных фондов (резервных, гарантийных) не может обеспечивать гражданско-правовые обязательства, а выступает способом обособления, учёта средств бюджета для погашения краткосрочных долговых обязательств в текущем финансовом году. Аналогичный вывод сформулирован в отношении стабилизационного фонда федерального бюджета.

Проанализирована предусмотренная законом возможность обеспечения обязательств по ценным бумагам залогом имущества. Обосновывается, что использование имущества для обеспечения облигационных займов возможно только путём включения его в программу приватизации и в дальнейшем погашения займа за счёт доходов бюджета от приватизации.

Наиболее эффективным способом защиты имущественных интересов инвесторов видится страхование, для чего предлагается включить в ст. 14 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» правило об обязательном страховании имущественной ответственности эмитента при осуществлении эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг. Реализации предложенного дополнения закона должно способствовать развитие в Российской Федерации системы транснационального страхования.

7. Выявлено сходство процедуры эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг с эмиссией ценных бумаг частных эмитентов. Предлагается внести следующие изменения и дополнения в ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»:

1. Статью 9 после первого абзаца изложить в следующей редакции:

Условия эмиссии и обращения ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативный правовой акт, содержащий условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

2. Статью 10 исключить.

3. Пункт 1 статьи 11 дополнить абзацем следующего содержания:

Решение о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг должны также содержать информацию: о бюджете заёмщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджето суммарной величине долга заёмщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумагоб исполнении бюджета заёмщика за последние три завершенных финансовых года".

4. Статью 11 дополнить следующим пунктом:

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При государственной регистрации выпуска ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг ему присваивается государственный регистрационный номер.

Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, определяется Министерством финансов Российской Федерации".

5. Дополнить закон статьей 11.1 следующего содержания:

Статья 11.1 Основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг являются: нарушение эмитентом требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства о ценных бумагахнесоответствие документов представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативным правовым актам, принятым в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг выносится в письменной форме с указанием оснований, послуживших причиной отказа. Эмитент вправе обжаловать отказ в судебном порядке".

6. Дополнить закон статьёй 12.1 следующего содержания:

Статья 12.1 Условия размещения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмитент имеет право начинать размещение государственных или муниципальных ценных бумаг только после государственной регистрации выпуска.

Количество размещаемых государственных или муниципальных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) государственных или муниципальных ценных бумаг.

Эмитент может разместить меньшее количество государственных или муниципальных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске (дополнительном выпуске) государственных или муниципальных ценных бумаг. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчёте об итогах эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг.

Эмитент обязан завершить размещение государственных или муниципальных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

При размещении государственных и муниципальных ценных бумаг по подписке эмитент обязан провести конкурс по отбору уполномоченной организации для размещения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмитент обязан провести конкурс по отбору депозитария, осуществляющего учёт прав на государственные или муниципальные ценные бумаги, или держателя реестра (регистратора) владельцев государственных и муниципальных ценных бумаг".

7. Дополнить Федеральный закон статьёй 12.2 следующего содержания:

Статья 12.2 Отчёт об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмитенты ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг ежегодно принимают нормативный правовой акт, содержащий отчёт об итогах эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг.

Нормативный правовой акт, содержащий отчёт об итогах эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

8. Уточнена правовая природа и назначение Генеральных условий и условий эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, которые видятся автору как нормативная основа эмиссии.

9. Опровергается распространенное мнение о том, что государственная регистрация выпуска является основанием возникновения эмиссионной ценной бумаги как объекта гражданских прав. Регистрация решения о выпуске не является основанием возникновения обязательства по ценной бумаге и не порождает субъективного права. В связи с этим уточняется назначение государственной регистрации выпуска как одного из этапов эмиссии ценных бумаг, которое, как представляется, связано с осуществлением государственного контроля за соблюдением эмитентом ценных бумаг определенного уровня гарантий реализации прав будущих владельцев ценных бумаг и с порождением секундарного (не субъективного) права эмитента на размещение ценных бумаг.

10. Утверждения о том, что договор государственного займа заключается путём присоединения к условиям, предложенным эмитентом, не учитывают особенностей возникновения заёмных отношений между эмитентом и владельцами ценных бумаг. Заёмное обязательство, удостоверенное ценной бумагой, как уже отмечалось, не является договорным и возникает в результате заключения договора купли-продажи ценной бумаги, но не договора займа. Доказывается, что договор о приобретении государственных или муниципальных облигаций может заключаться в том числе в рамках обычных договорных отношений. Особенно наглядно это прослеживается на примере дисконтных ценных бумаг, размещаемых в форме аукциона.

11. Ограничения оборотоспособности государственных и муниципальных ценных бумаг, а также случаи изъятия их из обращения обусловлены назначением эмиссии. Вместе с тем ценные бумаги, лишенные оборотоспособности, соответствуют признакам ценных бумаг.

Выявлено, что в настоящее время чётко не определена стратегия выпуска нерыночных облигационных займов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997. № 2-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.1997 N З-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  3. Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса: Закон РСФСР от 10.10.1991 г. (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1543.
  4. О государственном внутреннем долге: Закон РФ от 13.11.1992 г. № 3877−1 (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 1. Ст. 4.
  5. Вопросы Министерства юстиции российской Федерации: Указ Президента РФ от 2.08.1999 г. № 954 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 32. Ст. 4043.
  6. Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 10.08.1995 г. N 812 // Собрание законодательства РФ. 1995. N 34. Ст. 3455.
  7. Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств: Утв. приказом Минфина РФ 21.10.1994 г. № 140 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1995. № 1.
  8. Постановления и определения Конституционного Суда РФ
  9. Устав муниципального образования «Город Екатеринбург» от 16.10.1995 г. // Консультант Плюс: Свердловская область.
  10. Устав Красноярского края от 29.02.1996 г. // Красноярский рабочий. 1996. № 60.8506 областных облигационных займах: Закон Новосибирской области от 8.12.1997 г. № 83−03 // Ведомости. 1997. № 50−51.
  11. Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций муниципального займа г. Якутска: постановление Городского Собрания депутатов г. Якутска от 14.04.2000 г. ПГС N 45−4 // Консультант Плюс: Республика Якутия.
  12. Юб.Приказ Минфина Чувашской Республики от 11.06.2002 г. № 63/п // Консультант Плюс: Чувашская Республика.
  13. Приказ Департамента финансов администрации Томской области от 20.07.2002 г. № 13/115 // Консультант Плюс: Томская область.
  14. Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций государственного займа Республики Саха (Якутия): постановление
  15. Программа осуществления муниципальных облигационных заимствований города Красноярска на период 2003—2012 гг. г.: приложение к распоряжению администрации г. Красноярска от 17.07.2003 г. № 488-Р // Консультант Плюс: Красноярский край.
  16. Постановления и решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции
  17. И.Г. Биржевые сделки с ценными бумагами: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. / И. Г. Абраменкова. М., 2002.
  18. И.Г. Гражданско-правовая характеристика биржевых сделок с ценными бумагами / И. Г. Абраменкова // Законодательство. 2001. № 9.
  19. И.Г. Заключение биржевых сделок с ценными бумагами. Биржевая оферта и биржевой акцепт / И. Г. Абраменкова // Законодательство. 2002. № 7.
  20. М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах / М. М. Агарков. М.: БЕК, 1994.
  21. О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте / О. Н. Алдошин // Журнал российского права. 2001. № 1.
  22. С.С. Проблема теории права. Т. 1. / С. С. Алексеев. Свердловск, 1972.
  23. С.С. Общая теория права. Т. 1. / С. С. Алексеев. М.: Юрид. лит., 1981.
  24. С.С. Теория права / С. С. Алексеев. М.: БЕК, 1995.
  25. А., Кащеев Н., Щуриков А. Региональные и муниципальные заимствования /А. Аракелян, Н. Кащеев, А. Щуриков // Рынок ценных бумаг. 2001. № 5.
  26. Ю.Ашиткова Т. В., Бут Н. Д., Викторов И. С., Звягинцев Д. А., Хаснутдинов А. И. Рынок ценных бумаг: правовое регулирование / Т. В. Ашиткова, Н. Д. Бут, И. С. Викторов, Д. А. Звягинцев, А. И. Хаснутдинов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  27. A.A. Проблемы применения дисконтных ценных бумаг для финансирования потребностей органов государственного управления: Автореферат дисс.. канд. экон. наук. / A.A. Аюшиев. Иркутск, 1999.
  28. А. Понятие и юридическая природа сертификатов ценных бумаг / А. Баринов // Юрист. 2001. № 10.
  29. З.Барулин В. А. Бездокументарные ценные бумаги в гражданском праве России: Автореферат дис.. канд. юрид. наук / В. А. Барулин.- Москва, 2001.
  30. М.Безсмертная Е. Р. Выпуск облигационных местных займов в дореволюционной России / Е. Р. Безсмертная // Финансы. 2000. № 8.
  31. Е. Облигационные займы США и Западной Европы. Что ближе России? / Е. Безсмертная // Рынок ценных бумаг. 2000. № 24.
  32. Е.Р. Выпуск и обращение муниципальных облигацинных займов в Российской Федерации: Дисс.. канд. экон. наук. / Е. Р. Безсмертная. М., 2001.
  33. П.Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве / В. А. Белов. -М.: ЮрИнфоР, 1996.
  34. В.А. Ценные бумаги как объекты гражданских прав: вопросы теории. Дисс. .канд. юрид. наук в форме науч. доклада. / В. А. Белов. М., 1996.
  35. B.C. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды / B.C. Белых // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности / Отв. ред., сост. B.C. Белых. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
  36. В., Скуратовский М. Гражданский кодекс и банковское законодательство / В. Белых, М. Скуратовский // Хозяйство и право. 1997. № 4.
  37. B.C., Виниченко С. И. Биржевое право / B.C. Белых, С. И. Виниченко. М.: Издательство НОРМА, 2001.
  38. А.Б. Государственные займы как средство к поднятию народного благосостояния и урегулирования наших финансов / А. Б. Бергман. СПб. Типография и хромолитография А.Траншеля. 1884.
  39. Т.В. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. пособие. / Т. В. Бердникова. М.: ИНФРА-М, 2000.
  40. М.И. Государственный долг / М. И. Боголепов. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой. 1910.
  41. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: общие положения / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. М.: Изд-во «Статут», 1998.
  42. М.И. Сделки: понятие, виды, формы. / Комментарий к новому ГК / М. И. Брагинский. М.: АО «Центр деловой информации еженедельника «Экономика и жизнь». 1995.
  43. Н. Государственные долги России / Н.Бржеский. СПб.: Типолитография А. М. Вольфа, 1884.
  44. И.А. Анализ управления государственным внутренним долгом Российской Федерации / И. А. Бескова // Финансы. 2001. № 2.
  45. В.А. Частные и публичные начала в гражданском праве / В. А. Бублик // Российский юридический журнал. 2002. № 1.
  46. В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Автореферат дисс.. докт. юрид. наук / В. А. Бублик. Екатеринбург. 2000.
  47. В.А. Гражданско-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: проблемы теории, законотворчества и правоприменения: Монография / В. А. Бублик.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.
  48. В.М. Займы страны социализма / В. М. Бузарев. М.: Госфиниздат. 1941.
  49. О.В. Рынок еврооблигаций / О. В. Буклемишев. Дело, 1999.
  50. A.A. Бездокументарные ценные бумаги как объект гражданских прав: Автореферат дисс.. какнд. юрид. наук / А. А. Бутенко. Волгоград, 2000.
  51. А.П., Ковалишин Е. А. К истории банкротств и дефолтов / А. П. Вавилов, Е. А. Ковалишин // Новая газета. № 9(532) за 16−23 марта 1999 г.
  52. Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики / Д. В. Винницкий. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
  53. В.А. К дискуссии о структуре права, воплощенного в обязательственной ценной бумаге / В. А. Власова // Очерки по торговому праву: Сб. науч. тр. Вып. 6. / Под ред. Е. А. Крашенинникова. Ярославль, 1999.
  54. Ф.И. Обязательственное право (общие положения) / Ф. И. Гавзе. -Минск: Изд-воБГУ В. И. Ленина, 1968.
  55. М. Возможности заимствований для субъектов РФ и муниципальных образований в условиях нового законодательства / М. Галкин // Рынок ценных бумаг. 2001. № 5.
  56. Г., Снижкова Ю. О целесообразности эмиссии облигаций Банка России / Г. Гамбаров, Ю. Снижкова // Вестник Банка России. 1999. № 60.
  57. Г. Р. Нормативно-правовое регулирование рынка ценных бумаг (некоторые проблемы становления и развития рынка эмиссионных ценных бумаг): Автореферат дисс.. канд. юрид. наук / Г. Р. Гафарова. -Казань. 2002.
  58. Д.Г. Экономическая безопасность системы городских муниципальных займов: Дис.. канд. экон. наук / Д. Г. Гладский. Москва. 1999.
  59. Гейлер Сборник сведений о русских процентных ценных бумагах / Гейлер. -СПб. 1871.
  60. А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) / А. Головизнин // Хозяйство и право. 1999. № 6.
  61. В.Г. Публичные и частные начала в гражданско-правовом регулировании отношений государственной собственности: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. / В. Г. Голубцов. Пермь, 1999.
  62. .М. Обеспечение исполнения обязательств / Б. М. Гонгало. М.: Изд-во «Спарк», 1999.
  63. Государственные займы СССР / Под ред. П. Я. Дмитричева. М.: Госфиниздат, 1956.
  64. Е.Ю., Куфакова H.A., Пепеляев С. Г. Финансовое право. Учебник. / Е. Ю. Грачева, H.A. Куфакова, С. Г. Пепеляев. М., 1995.
  65. В.П. Осуществление и защита гражданских прав. / В. П. Грибанов. Изд. 2-е, стереотип. -М.: «Статут», 2001.
  66. В. Цели заимствований городов и регионов/ В. Грудинский // Рынок ценных бумаг. 2001. № 24.51 .Доронина Н. Г. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций / Н. Г. Доронина // Законодательство и экономика. 1996. № 5/6.
  67. И.А. Довоенный публичный долг Российской Империи / И. А. Дьяконова // Финансы. 1998. № 6.
  68. Ю.Л. О некоторых особенностях конструкции договора присоединения в российском гражданском праве / Ю. Л. Ершов // Журнал российского права. 2003. № 1.
  69. Л.Г. Теория и практика заемно-кредитных правоотношений / Л. Г. Ефимова // Юридический мир. 2000. № 1.
  70. Л.Г. Абстрактные и каузальные обязательства и сделки в российском праве / Л. Г. Ефимова // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 4.
  71. С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. / С. Э. Жилинский. М., 1998.
  72. В.Г. Отказ заемщика от исполнения договора государственного займа на первоначальных условиях: законодательство и арбитражная практика / В. Г. Залевский // Законодательство. 2002. № 3.
  73. А.Г. Великая Отечественная война и роль государственных займов / А. Г. Зверев. Архангельск, 1943.64.3латкис Б. Кто ответит по долгам регионов? / Б. Златкис // Рынок ценных бумаг. 2002. № 9.
  74. . Три бюджета в пользу вкладчиков?/ Б. Златкис // Российская газета. 12 ноября 2003.бб.Ивонин Ю. Н., Гоголин Ю. А. Каталог облигаций государственных внутренних займов СССР / Ю. Н. Ивонин, Ю. А. Гоголин. М.: Финансы и статистика, 1990.
  75. И. К вопросу о погашении задолженности по ГКО в свете Бюджетного кодекса РФ / И. Ильюшихин // Хозяйство и право. 2000. № 11.
  76. И. Актуальные вопросы применения Бюджетного кодекса РФ / И. Ильюшихин // Хозяйство и право. 2001. № 8.
  77. О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву / О. С. Иоффе. Л., 1949.
  78. .К. Размещение муниципальных облигационных займов: Автореферат дис. .канд. экон. наук/Б.К. Исаев.- М., 1999.
  79. O.A. Предпринимательский риск: правовые вопросы: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. /O.A. Кабышев. М., 1996.
  80. М. На что идут народные займы / М. Казарцев. М.: Госполитиздат, 1955.
  81. O.A. Гражданская правосубъектность муниципальных образований: Автореферат дис.. канд. юрид. наук / O.A. Камалов.-Екатеринбург, 2001.
  82. М. О предмете финансового права на современном этапе / М. Карасёва // Государство и право. 1997. № 11.
  83. А.Г. Муниципальные ценные бумаги в России / А. Г. Каратуев // Финансы. 1997. № 2.
  84. Н. А Гражданско правовая ответственность государства: Автореферат дис.. канд. юрид. наук. / H.A. Кирилова. — М., 2003.
  85. Н.Л. Место законодательства о ценных бумагах в системе гражданского законодательства: правоприменительный аспект / Н. Л. Клык // Системность в праве: Сб. статей / Под ред. Н.Л. Клык- Краснояр. гос. унт. Красноярск: Изд-во «Универс», 2002.
  86. Н.Л. О значении оснований возникновения обязательств по ценным бумагам / Н. Л. Клык // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 12: Сб. статей / Под ред. В. М. Лебедева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С.
  87. Н.Л. В какой доктрине ценных бумаг нуждается торговый оборот России? / Н. Л. Клык // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 5: Сб. статей / Под ред. Б. Л. Хаскельберга. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001.
  88. Н.Л. Обязательство по ценным бумагам основа единства института ценных бумаг / Н. Л. Клык // Учёные записки Юридического института Красноярского государственного университета: Вып.2 / Отв. ред. Т. В. Сахнова. — Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2003.
  89. H.JI. К вопросу о единстве института ценных бумаг / Н. Л. Клык // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 16: Сб. статей / Под ред. Б. Л. Хаскельберга. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2003.
  90. А.Д. Теоретико-правовые основы учения о договоре / А. Д. Корецкий / Отв. ред. П. П. Баранов СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.
  91. И.В. Сравнительный анализ государственного заимствования в развитых странах и России (региональный и местный уровень): Дис.. канд. экон. наук / И. В. Костиков.- М., 1998.
  92. A.B. Взыскание задолженности Российской Федерации за счет казны/А.В. Костин // Законодательство. 2000. № 3.
  93. A.B. Интерес публично-территориальных образований в гражданском праве/А.В. Костин // Законодательство. 2002. № 3, № 4.
  94. Е.А. Ценные бумаги на предъявителя. / Е. А. Крашенинников. Ярославль, 1995.
  95. Ю. Кредитная деятельность муниципальных образований в Российской Федерации/Ю. Крохина // Хозяйство и право. 2001. № 4.
  96. Ю.А. Государственный кредит и государственный долг: политические причины и финансовые последствия / Ю. А. Крохина // Финансовое право. 2003. № 2.
  97. Т.П. Октябрьская революция и аннулирование государственного долга дореволюционной России / Т. П. Круговой.- Белгородское книжное издательство, 1959.
  98. Д.Г. Денежные обязательства в российском гражданском праве / Д. Г. Лавров.- СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.
  99. К.К. Юридическая природа дефолта и реструктуризации долгов / К. К. Лебедев // Правоведение. 2000. №. 5.
  100. Л. Т. Нишатов Н.П., Удалищев Д. Н. Рынок государственных ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. Е. Ф. Жукова / Л. Т. Литвиненко, Н. П. Нишатов, Д. Н. Удалищев.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  101. ЮО.Лунц Л. А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве / Л. А. Лунц. М.: Статут, 1999.
  102. A.B. Ценные бумаги (сравнительный анализ понятий в правовых системах России и США) / A.B. Майфат // Государство и право. 1997. № 1.
  103. A.B. Особенности инвестирования в предпринимательскую деятельность. Вопросы теории и правоприменения / A.B. Майфат. -Екатеринбург: ООО «РЖ Реал», 2001.
  104. О.О. Правовые проблемы новации долга в заёмное обязательство / О. О. Мельников // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. № 6.
  105. П.П. Русский государственный кредит (1769−1906). T. III / П. П. Мигулин.-Харьков, 1907.
  106. Юб.Мурзин Д. В. Ценные бумаги бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг / Д. В. Мурзин. — М.: Изд-во «Статут», 1998.
  107. Д.В. Ценные бумаги как юридические конструкции гражданского права: Автореферат дис.. канд. юрид. наук / Д. В. Мурзин, — Екатеринбург, 2001.
  108. C.B. Категория интереса в гражданском (частном) праве: Автореферат дисс. канд. юрид. наук. / C.B. Михайлов. М., 2000.
  109. Ю9.Нерсесов Н. О. Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве / Н. О. Нерсесов.- М.: Изд-во «Статут», 1998.
  110. Ш. Никитина В. А. Региональные и муниципальные ценные бумаги и перспективы их развития: Автореферат дисс.. канд. экон. наук / В. А. Никитина.- Саратов, 2000.
  111. Л. А. Проблемы гражданско-правового регулирования расчётных отношений: Автореферат дис.. докт. юрид. наук / Л. А. Новосёлова. М., 1997.
  112. Л.А. Недействительность сделки, лежащей в основе выдачи вескселя, не влечёт недействительность векселя // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998. № 6.
  113. К.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук / К. В. Павлов.- М., 2001.
  114. С. Муниципальные займы автономия или централизм? Опыт Нидерландов / С. Пахомов // Рынок ценных бумаг. 2000. № 24.
  115. Пб.Пахомов С. Займы Москвы: итоги и перспективы / С. Пахомов // Рынок ценных бумаг. 2004. № 7.
  116. E.B. Управление государственным долгом Российской Федерации: теоретико-правовые проблемы / Е. В. Покачалова // Правоведение. 2001. № 4.
  117. Е.В. Проблемы регулирования государственного и муниципального долга в свете правовой реформы РФ / Е. В. Покачалова // Юрист. 2002. № 3.
  118. Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования / Е. В. Покачалова // Финансовое право. 2002. № 1.
  119. И.А. Основные проблемы гражданского права / И. А. Покровский. М.: Изд-во «Статут», 1998.
  120. И.Ю. Российский рынок перестрахования: параметры и процессы / И.Ю. Постникова// Финансы. 2002. № 4.
  121. А.П. Государственные займы в период Временного правительства в 1917г. / А. П. Потемкин // Финансы. 1997. № 1.
  122. А.П. Развитие системы государственных займов в России (1921−1951г.г.) / А. П. Потемкин // Финансы. 1997. № 7.
  123. И.В. Меры гражданско-правовой охраны прав участников отношений в сфере ценных бумаг / И. В. Редькин. М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 1997.
  124. E.H. К вопросу о правовой природе бездокументарных ценных бумаг // Журнал российского права. 2003.
  125. С.Ю. Имущественная ответственность государства за вред, причиняемый предпринимателям /С.Ю. Рипинский / Под науч. ред. К. К. Лебедева.- СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.
  126. A.C. Гражданско-правовое регулирование эмиссии акций: Автореферат дис.. канд. юрид. наук. / A.C. Рогов. Екатеринбург, 2002.
  127. .Б. Мировые фондовые рынки: проблемы и тенденции развития: Дис.. докт. экон. наук /Б.Б. Рубцов.- Москва, 2000.
  128. Р. Теория обязательств. Юридический и экономический очерк / Р. Саватье, — М.: Изд-во «Прогресс», 1972.
  129. О.Н. Императивные и диспозитивные нормы в гражданском праве / О. Н. Садиков // Юридический мир. 2001. № 7.
  130. А.Д. Государственный и муниципальный кредит: правовое обеспечение / А. Д. Селкжов. М.: Право и закон, 2000.
  131. Н.Г. Государственные ценные бумаги: проблемы эмиссии и обращения / Н. Г. Селютина // Право и экономика. 1997. № 2.
  132. Е.Л. Право собственности муниципальных образований: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук / Е. Л. Слепнев.- Екатеринбург, 2000.
  133. Ю.Л. Финансово-правовой статус субъектов Российской Федерации: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук / Ю. Л. Смирникова.-М., 2002.
  134. Ю.Л. Правовые основы отношений в сфере субфедерального кредита (вопросы реформирования) / Ю. Л. Смирникова // Юрист. 2002. № 2.
  135. Ю.Л. Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере кредитных отношений/ Ю. Л. Смирникова // Финансовое право. 2003. № 1.
  136. Е.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере эмиссии муниципальных ценных бумаг: теория и практика: Дисс.. канд. юрид. наук., / Е. В. Скороходов. Екатеринбург, 2004.
  137. Е.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере эмиссии муниципальных ценных бумаг: теория и практика: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.
  138. Д. Вопросы теории и практики эмиссионных ценных бумаг / Д. Степанов // Хозяйство и право. 2002. № 3,4.
  139. Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам / Е. А. Суханов // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. № 3.
  140. Е.А. Вступительная статья к кн.: Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве./ Е. А. Суханов. М.: ЮрИнфоР, 1996.
  141. А.Н. Принцип свободы договора в гражданском праве России / А. Н. Танага. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
  142. И.Т. Учение об акционерных компаниях / И. Т. Тарасов. М.: «Статут», 2000.
  143. Р. Москва в фондовой истории России / Р. Тарачев // Рынок ценных бумаг. 1997. № 16.
  144. В.Н. Государственный кредит / В. Н. Твердохлебов.-Ленинград: Фин. изд-во НКФ СССР, 1928.
  145. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристь, 2003.
  146. В. Проблемы управления российским внешним долгом/ В. Титков // Вопросы экономики. 1997. № 11.
  147. А. Споры о ценных бумагах /А. Трофименко// Российская юстиция. 1998. № 6.
  148. Финансово-кредитный словарь. Т.1. М.: Госфиниздат. 1961.
  149. A.B. Правовой режим имущества Центрального банка Российской Федерации/ A.B. Фокин// Законодательство и экономика. 2001. № 6.
  150. О.Д. Внутренний государственный долг России и роль государственных ценных бумаг в его формировании: Дис.. канд. экон. наук / О. Д. Хайхадаева.- С-Петербург, 1995.
  151. И. Государственный долг: структура и управление/И. Хакамада // Вопросы экономики. 1997. № 4.
  152. P.O. Общее учение о правоотношении / P.O. Халфина. М.: Юрид. лит., 1974.
  153. .Л., Ровный B.B. Консенсуальные и реальные договоры в гражданском праве / Б. Л. Хаскельберг, В. В. Ровный. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003.
  154. .Д., Ровный В. В. Индивидуальное и родовое в гражданском праве: Монография. / Б. Л. Хаскельберг, В. В. Ровный. Иркутск: Издание ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001.
  155. Д.Л. Государственный кредит в Российской Федерации: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук / Д. Л. Хейло.- М&bdquo- 2001.
  156. . Забытый долг / Б. Хейфец // Российская газета. 12 ноября 2003.
  157. С.А. Регулирование денежных отношений / С. А. Хохлов // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 8.
  158. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, B.C. Торкановского. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000.
  159. В.В. Функционирование рынка субфедеральных и муниципальных облигационных займов. Автореферат дисс.. канд. экон. наук. / В. В. Цыбикова. Иркутск, 1999.
  160. С.Д. Правовое регулирование государственного кредита в СССР / С. Д. Цыпкин.- М.: «Знание», 1977.
  161. A.B. Договор присоединения как особая категория гражданского права: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук / A.B. Цыпленкова.- Москва, 2002.
  162. Е. Оценка факторов риска субфедеральных и муниципальных ценных бумаг / Е. Чеканова // Рынок ценных бумаг. 2002. № 18.
  163. А.О. Особенности фондового рынка России в период НЭПа / А. О. Шабалин // Финансы. 1997. № 3, 4.
  164. А. Субфедеральные и муниципальные заимствования: итоги, проблемы, перспективы / А. Шадрин // Рынок ценных бумаг. 2001. № 12.
  165. Т.В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. / Т. В. Шадрина. М., 1999.
  166. Г. Н. Правовое регулирование ценных бумаг. Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002.
  167. Г. Н. Правовое регулирование ценных бумаг. Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та. 2003.
  168. Д., Яч Р. Рынок облигаций в Чешской Республике / Д. Шеметило, Р. Яч // Рынок ценных бумаг. 2001. № 13.
  169. Л.Р. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций) / Л. Р. Юлдашбаева. М.: «Статут», 1999.
  170. В.И. Гражданско-правовые охранительные отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг/ В. И. Яковлев // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 5.
  171. В.Ф. О взаимодействии публичного и частного права / В. Ф. Яковлев // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики:
  172. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23−24 апреля 1998 года). Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.
  173. B.JT. Создание и эмиссия ценной бумаги как основания возникновения выраженных в ней прав / B.JI. Яроцкий // Государство и право. 2000. № 6.
  174. В. Риск в правоотношениях по ценным бумагам / В. Яроцкий // Российская юстиция. 2000. № 7.
Заполнить форму текущей работой