Личностные детерминанты способности к пониманию других людей
Диссертация
В ходе исследования были выделены комплексы личностных свойств, детерминирующих высокий уровень развития отдельных составляющих способности к пониманию. Установлено, что низкий уровень эмоциональной чувствительности, беспечность, непостоянство, склонность отступать от принятых правил и норм, установка на приоритет собственных интересов связаны с точностью прогнозирования ситуации межличностного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОНИМАНИЯ В
- ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Способность к пониманию других людей 11 1.1.1. Определение понятий: понимание другого человека, виды понимания, проблема точности понимания
- 1. 2. Личностные детерминанты способности к пониманию других людей
- 1. 3. Половые различия в понимании людьми друг друга
- ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Особенности выборки
- 2. 3. Методы исследования
- ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ СПОСОБНОСТИ К ПОНИМАНИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
- 3. 1. Понимание другого человека в бытийном контексте
- 3. 2. Личностные детерминанты способности к пониманию других людей: эмоциональная зрелость, благожелательность и др
- 3. 3. Психологические особенности субъектов с высоким и низким уровнем понимания других людей
- 3. 4. Адекватность понимания детьми и родителями ценностных ориентаций друг друга
- 3. 5. Анализ причин и последствий непонимания, возникающего в отношениях субъектов с другими людьми
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абалакина М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. — М.: Знание, 1990.-64 с.
- Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследования: Часть 2: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28−29 января 2002 г. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2002. — С. 88−103.
- Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1981. С. 218−243.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход: Сб. науч. тр. / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского. М.: Наука, 1995. — С. 27−48.
- Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психол. журн. 2001. — № 5. — С. 38−47.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. — № 4. — С. 39−55.7а Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
- Антонов A.B. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова думка, 1988.- 184 с.
- Ю.Анцыферова Л. И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психол. журн. 2004. — № 3. — С. 17−24.
- П.Бабанский М. Ю. Психологические особенности познания студентами-первокурсниками друг друга: Автореф. канд. психол. наук. М., 1986. -16 с.
- Бажин Е.Ф., КорневаТ.В. О возможностях узнавания эмоций по интонационным характеристикам речи // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. -Кубань: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1978. С. 148−163.
- Базилевская JI.C. Формирование социально-перцептивных умений у студентов педагогических вузов // Автореф.. канд. психол. наук. -Минск, 1984.- 19 с.
- Н.Барабанщиков В. А. Онтологические характеристики перцептивного процесса // Психол. журн. 2001.- № 5. — С. 17−28.
- Басина Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Авторефканд. психол. наук. -М., 1986. 23 с.
- Безносов С.П. Особенности оценочного стиля личности: Дис.. канд. психол. наук. JL, 1982. — 207 с.
- Белицкая Г. Э. Типология проблемности социального мышления личности: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1991. 18 с.
- Белкин П.Г., Емельянов E.H., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива / Отв. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1987. — 214 с.
- Бистрицкас Р.Б. Интерпретация поведения другого человека в условиях выборности хозяйственных руководителей: Автореф.. канд. психол. наук.-М., 1988.-20 с.
- Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности // Проблемы общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. — С. 241−264.
- Бобрышева Т.В. Социальное представление как объект психологического исследования: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1996. -23 с.
- Бодалев A.A. Психология общения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
- Бодал ев A.A. Восприятие человека человеком. Д.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1965. — 123 с.
- Бодалев A.A. Исследование гностических характеристик общения в зарубежной психологии // Зарубежные исследования по психологии познания: Сборник аналитических обзоров. / Под ред. Г. Я. Розена. М.: ИНИОН, 1977.-С. 201−214.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Бодалев A.A. Об изучении общения в психологии с позиций теории В.Н. Мясищева // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. научн. труд. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1983. — С. 6−9.
- Бодалев A.A. Об исследованиях формирования первого впечатления в зарубежной психологии // Экспериментальная и прикладная психология: Сб. статей. Выпуск № 4. / Отв. ред. Б. Г. Ананьев. Л.: Из-во ЛГУ им. 1. A. Жданова, 1971-С. 57−66.
- Бодалев A.A. Постановка проблемы общения в работах Б.Г. Ананьева // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга: Межвуз. сб. ст. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1981. — С. 3−9.
- Бодалев A.A., Ковалев Г. А. О познавательных процессах в общении // Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума/ Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1986. — С. 196−205.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
- B. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 2003 с.
- Борисова A.A. Психологическая проницательность. Ярославль: Изд-во ЯГПУ., 1999.-447 с.
- Бородина H.A. Взаимопонимание и познание. Фрунзе: Изд-во «Илим», 1984.-76 с.
- Брудный A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 64 с.
- Брудный A.A. Понимание как компонент психологии чтения // Проблема социологии и психологии чтения / Под ред. А. А. Гордон. М.: Книга, 1975.- 195 с.
- Быстрицкий Е.К., Филатов В. П. Теория познания и проблема понимания // Гносеология в системе философского мировоззрения / Отв. ред. В. А. Лекторский. -М.: Наука, 1983.-383 с.
- Введенский И.В., Лабунская В. А. Семиотический подход к анализу изображений человека // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. А. Еремеева. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1978. — С. 42−51.
- Вербова К.В. О взаимосвязи мотивационных и социально-перцептивных комплексов в общении // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-т, 1983.- 176 с.
- Вилюнас В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни // Психол. журн. 1997. — № 3. — С. 26−35.
- Виноградова Т.В., Семенова В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопр. психол. 1993. — № 2. — С. 63−71.
- Воронин В.Н. Точность оценивания черт личности: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1989. — 18 с.
- Воронкина С.И. Особенности понимания личности студента преподавателями вуза: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1986. — 17 с.
- Гейзина Е.С. Роль предполагаемой оценки в познании людьми друг друга // Проблемы оценивания в психологии: Межвузовский научный сборник / Отв. ред. Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — С. 19−24.
- Гительмахер Р.Б. Классификация периодов социально-перцептивного процесса в управлении // Теоретические и прикладные проблемы социальной перцепции. Иваново, 1995. — С. 8−11.
- Головаха Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого общения. Киев, 1989.- 189 с.
- Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психол. журн. 1997. — № 6. — С.73−83.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Из-во ЛГУ, 1984.-392 с.
- Гранская Ю.В. Профессиональные особенности оценивания эмоциональных состояний по выражению лица // Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Вып. 2 ч.2. / Под ред. A.A. Крылова. Санкт-Петербург, 1996. — С. 127−133.
- Грачикова Е.В. Познавательный компонент межличностного восприятия у учителей // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Вып. 5. М.: Изд-во МГУ, 2000. — С. 266−268.
- Григорьева М.Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1989. 18 с.
- Грищенко Е.В. Память в системе межличностного познания // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1983. — С. 37−42.
- Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности: Автореф. канд. психол наук. М., 1985. — 25 с.
- Гусева А.Г. Особенности познания самих себя студентами вуза в зависимости от половой принадлежности: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1981.-26 с.
- Джос В.В. Уверенность и адекватность в феномене социальной перцепции // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга: Межвузовский сборник статей / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1981. — С. 62−68.
- Доблаев Л.П. К постановке проблемы оценивания в психологии // Проблемы оценивания в психологии: Межвузовский научный сборник. / Отв. ред. Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — С. 3−5.
- Доблаев Л.П. Проблема понимания в советской психологии. Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 1967. — 66 с.
- Дроздова Т.А. Психологический анализ зависимости процесса понимания от коммуникативной задачи: Автореф. канд. психол. наук. М., 1986. — 24 с.
- Дьяконов Г. В. Психология первого впечатления о другом человеке: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1979. — 19 с.
- Емельянова Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психол. журн. — 2001. — № 6. — С. 39−47.
- Еремеев Б.А. Об одном подходе к изучению социальной перцепции // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1977. — С. 12−19.
- Ершова JI.Д. Особенности восприятия учителем личности ученика: Автореф.. канд. психол. наук. Л., 1973.-25 с.
- Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психол. журн.- 1997. № 1. — С. 38−49.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 2000. — 196 с.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психол. журн. -2000. № 2. — С. 7−15.
- Знаков В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: «Академический проект», 2000. — С. 86−105.
- Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. 2003. — № 2. — С. 95−106.
- Иванов П.Н., Галкина JT.A., Метеличева Е. В. Доминирующая функция общения как реализация когнитивного стиля личности // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988. — 138 с.
- Иванова Т.В. Социально-перцентивная компетентность и ее развитие средствами рисованного юмора: Автореф.. канд. психол. наук. -Самара, 1999.-25 с.
- Иванская JT.H. Психологические особенности идентификации лица человека по фотографии: Дис.. канд. психол. наук. JL, 1981.-278 с.
- Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2004. — 104 с.
- Карпов A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психол. журн. 2003. — № 5. — С. 45−57.
- Катыгин Ю.А. Оценка речи аудиторами, находящимися в различных состояниях // Речь, эмоции и личность / Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума 27−28 фев. Ленинград, 1978. С. 118−121.
- Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Автореф.. канд. психол. наук. СПб., 1994. — 15 с.
- Ким A.M. Современная психология понимания. Алматы: Казак. университет1, 2000. — 320 с.
- Клецина И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Психол. журн. — 2002. — № 1. — С. 61−78.
- Климов Е.А. Социальная перцепция: объяснение и понимание // Развитие социально-перцептивной компетентности личности. Материалы научнойсессии, посвященной 75-летию академика A.A. Бодалева / Под ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 1998. — 248 с.
- Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1981.-22 с.
- Ковалев Г. А. О психологическом содержании социально-перцептивных способностей в контексте возможностей их оптимизации // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. A.A. Бодалева. М., 1979. -С. 45−57.
- Ковалевская О.В. Диалектика объективного и субъективного в процессе понимания: Дис. канд. философ, наук. Л., 1980. — 132 с.
- Козак М.Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим: Автореф.. канд. психол. наук. Киев, 1978.-25 с.
- Козлова И.Н. Теория личностных конструктов в современной психологии (Экспериментальный и теоретический анализ): Автореф.. канд. психол. наук. М., 1976.- 19 с.
- Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 332 с.
- Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 560 с.
- Кондратьева C.B. Межличностное понимание и его роль в общении: Автореф.. канд. психол. наук. Л., 1977. — 49 с.
- Кондратьева C.B. Педагогическая деятельность и понимание учащихся // Психология общения / Под ред. Ф. И. Иващенко. Минск: «Народная асвета», 1984.-С. 89−94.
- Кондратьева C.B. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 158−174.
- Конева Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности // Психол. журн. 1996. — № 6. — С. 82−94.
- Коновалов В.Ф., Отмахов H.A. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации // Вопросы психологии. -1984.-№ 4.-С. 96−102.
- Корнева Т.В. О некоторых факторах, определяющих точность аудиторской оценки эмоциональных состояний // Речь, эмоции и личность / Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума 27−28 фев. 1978. Ленинград, 1978.-С. 121−125.
- Корнилов Ю.К. Проблемы психологии практического интеллекта // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: «Академический проект», 2000. — С. 151−164.
- Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1979.-79 с.
- Ю1.Корсунский Е. А. «Игра в портреты» как средство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей// Вопр. психол. 1985. — № 3. — С. 144−149.
- Ю2.Костюк В. Н. Объяснение, предсказание, понимание // Логико-гносеологические исследования категориальной структуры мышления/ Отв. ред. М. В. Попович. Киев: Наукова думка, 1980. — 338 с.
- ЮЗ.Криволапов Б. Г. О значении теории атрибуции // Психологические исследования познавательных процессов и личности / Под ред. Д.Ковач. -М.: Наука, 1983.-С. 151−161.
- Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности: Дис.. докт. психол. наук. Л., 1979.
- Ю5.Кроник A.A., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. -Дубна, 1998.-224 с.
- Юб.Кукосян О. Г. Профессиональные особенности первого впечатления // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения / Под ред. О. Г. Кукосян. Кубань: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1978 — С 118−135.
- Кукосян О.Г. Профессиональные особенности первого впечатления в межличностном познании // Психология межличностного познания/ Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 174−177.
- Куницына В.Н. Восприятие подростками другого человека и самого себя: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1968 — 286 с.
- ПО.Куницына В. Н. Трудности межличностного общения: Дис.. док. психол. наук. СПб., 1991. — 366 с.
- Ш. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
- Курячий С.И. Роль установок в восприятии другого человека: Автореф.. канд. психол. наук.-М., 1984.-21 с.
- Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений // В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.
- Лабунская В.А. О структуре социально-перцептивных способностей личности // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. унт, 1983.- 175 с.
- Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию интерпретации невербального поведения // Психол. журн. — 1997. — № 5. — С. 85−94.
- Лабунская В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психол. журн. 2003. — № 5. — С. 14−22.
- Лабунская В.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга// Психол. журн.- 1999. № 1. — С. 31−38.
- Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 54−66.
- Лабунская В.А. Экспрессия человекаюбщение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 608 с.
- Леонтьев Д.А. Значение и личностный смысл // Психол. журн. 1996. -№ 5.-С. 19−30.
- Лепехин H.H. Возрастные особенности решения задач оценивания в условиях общения: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1984. — 183 с.
- Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. (Прогнозирование в процессе общения). Л.: Знание, 1982. — 36 с.
- Лозовский Б.Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск: Изд-во Урал, ун-т, 1991. — 76 с.
- Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1978. -20 с.
- Магун B.C. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1977. — 251 с.
- Малахова А.Д. Взаимоотношение образных и вербальных компонентов мышления в процессах понимания: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1983.-23 с.
- МалисоваИ.Ю. Рефлексивный и коммуникативный компоненты межличностного понимания: Автореф. канд. психол. наук. М., 1995. — 24 с.
- Малыш И.И. Психологические особенности процесса социального оценивания: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1989. — 198 с.
- Манеров В.Х. Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации и интерпретации говорящего: Автореф.. канд. психол. наук.-СПб., 1993.-54 с.
- Манеров В.Х. Экстралингвистические сигналы, свойства и состояния человека // Речь, эмоции и личность / Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума27−28 фев. 1978. Ленинград, 1978.-С. 21−31.
- Микешина Л.А. Вера, знание, понимание // Объяснение и понимание в специальных общественных наука: Сб. ст. / Отв. ред. В. Г. Федотова. М., 1989.- 186 с.
- Минигалиева М.Р. Стратегии понимания психологом клиента // Материалы Международной^ конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Вып. 5. М.: Изд-во МГУ, 2000. -С. 291−292.
- Михайлова (Алешина) Е. С. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб., 1999.
- Михайлова Е.С. Соотношение социального интеллекта и защитных механизмов на разных этапах самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8. / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — С. 75−97.
- Михеева E.H. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока: Автореф.. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 17 с.
- Михеева С.М., Панферов В. Н. Опознание себя и других людей // Экспериментальная и прикладная психология: Сб. статей. Вып. 4. / Отв. ред. Б. Г. Ананьев. Л.: Из-во ЛГУ им. А. Жданова, 1971 — С. 43−47.
- Мнацаканян Л.И. Теория и методика воспитания оценочных способностей у старшеклассников: Автореф.. докт. психол. наук. -М., 1990. -37 с.
- Моляко В.А. Развитие творческого мышления: интуиция и догадка в процессе решения конструкторских задач // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988. — 138 с.
- Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. журн. 2000. — № 2. С. 27−39.
- Мукашева А.К. Генезис социального познания: Учеб. пособие для студентов психол. ф-тов / Под ред. В. В. Шоронова. Владимир: ВГПУ., 2000. — 274 с.
- Налчаджян A.A. Интуитивное познание и некоторые теоретические проблемы психологии: Автореф. канд. психол. наук. Ереван, 1974. — 27 с.
- Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. М., 2001.
- Наследов А.Д., Тарасов С. Г. Применение математических методов в психологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 208 с.
- Нишанов В.К. Особенности понимания в социальном познании // Объяснение и понимание в специальных общественных науках: Сб. статей. / Отв. ред. В. Г. Федотова. М., 1989. — 186 с.
- Новгородцева А.П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей: Автореф. канд. психол. наук. М., 1989. — 19 с.
- Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психол. журн. 1996. — № 2. — С. 16−29.
- Обозов H.H. Мужчина +женщина = ?! СПб.: АНПП «Облик», 1995, — 68 с.
- Обозов H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия. В кн.: Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
- Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей//Вопр. психол.- 1982.-№ 5.-С. 139−141.
- Панферов В.Н. Проблема взаимосвязи объектных и субъектных свойств человека // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. унт, 1983.-С. 78−86.
- Пашукова Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1985.- 17 с.
- Петровская JI.A. Самоутверждение: пути истинные и ложные: Беседа психолога. М.: Знание, 1987. — 61 с.
- Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) // Под ред. A.A. Бодалева, Н. В. Васиной. -СПб.: Речь, 2005.-324 с.
- Практический интеллект (Р. Стернберг, Дж. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. — 272 с. 15 8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пульвер А. Таммисте С. Исследование персонального пространства с помощью поведенческих и моделирующих измерений // Восприятие исоциальная деятельность: Сб. статей. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1983. -152 с.
- Путляева J1.B. Понимание и познавательная активность // Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект): Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. М. Кузнецов. М., 1986. — С. 48−60.
- Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности // Психол. журн. 1996. -№ 5.-С. 3−17.
- Реан A.A. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990. — 80 с.
- Реан A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопр. психол. 1990. — № 2. — С. 77−81.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
- Рождественская H.A. Формирование когнитивного компонента межличностного восприятия у старшеклассников: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1991. 18 с.
- Розен Г. Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований // Зарубежные исследования по психологии познания: Сб. аналитических обзоров. -М., 1977.-С. 13−62.
- Романов K.M. Мышление в структуре межличностного познания: Автореф.. док. психол. наук. -М., 1996. 36 с.
- Романов K.M. Психология межличностного познания. Изд-во Мордовского ун-та, 1993. 147 с.
- Росс Л. Принципы наивного реализма // Психол. журн. 2000. — № 6. — С. 24−37.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир СПб.: Питер, 2003. -512 с.
- Руденко И.Л. Стиль общения и его детерминанты: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1988 — 25 с.
- Русалов В.М. Коллективное (диадное) вероятностное прогнозирование и свойства личности // Психологические исследования познавательных процессов и личности / Под ред. Д. Ковач. М.: Наука, 1983. — С. 96−104.
- Рыбакова Т.Т. Психологические особенности ожидаемых оценок у старшеклассников: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1982. 16 с.
- Рябова JI.B. Интерпретация как феномен общения (Методологические аспекты): Автореф.. канд. философ, наук. Ростов н/Д., 1985. — 20 с.
- Сарджвеладзе Н.И. Влияние социогенных потребностей на оценку личностных качеств другого человека: Автореф.. канд. психол. наук. -Тбилиси, 1972.-30 с.
- Сафонов B.C. О психологии доверительного общения // Проблемы общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. — 277 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003.-336 с.
- Селиванова Р.Г. Измерение и оценка эмпатийности как личностного образования // Проблемы оценивания в психологии / Отв. ред. Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — С. 92−99.
- Семенова З.Ф. Вербальный и невербальный компоненты в формировании образа лица человека: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1985.- 158 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2004. 350 с.
- Скрипкина Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопр. психол. 1999. — № 5. — С. 21−30.
- Скрипюк И.И. Влияние особенностей оценивания личности учителя на адекватность отражения им взаимоотношений в коллективе учащихся: Автореф.. канд. психол. наук. Л., 1986. — 17 с.
- Славская, А Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: «Феникс+», 2002. — 240 с.
- Славская А.Н. Гуманистические аспекты проблемы понимания и интерпретации // Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского. М.: Наука, 1995.-С. 83−95.
- Славская А.Н. Интерпретация как предмет психологического исследования // Психол. журн. 1994. — № 3. — С. 78−88.
- Смит Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. -СПб.: Речь, 2001.-256 с.
- Собкин B.C. К вопросу о психологии сценического перевоплощения // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. Кубань: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1978 — С 73−83.
- Современные исследования интеллекта: Учеб. пособие / Составитель Сырникова H.A. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. -32 с.
- Соколов E.H. Восприятие и закономерности становления адекватного образа: Автореф. канд. психол. наук. -М., 1973. 18 с.
- Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1979. 344 с.
- Степаносова О.В. Современные представления об интуиции // Вопр. психол. 2003. — № 4. — С. 133−143.
- Стрелкова И.Э. Влияние личностных свойств на адекватность оценивания людьми друг друга // Проблемы оценивания в психологии / Отв. ред. Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — 120 с.
- Стрелкова И.Э. Роль эмпатии в межличностном познании и общении студентов // Прикладные проблемы психологии личности: Межвузовский науч. сб. / Под ред. Л. П. Доблаева. Саратов: Изд-во. Саратов, ун-та, 1985. -С. 84−91.
- Стрелкова Н.Э., Южанинова А. Л. К проблеме социально-перцептивных способностей // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. — С. 26−37.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х томах Т 1. М.: Педагогика, 1985. -380 с.
- Товбаз Е.Г. Социально-перцептивное развитие в подростковом и юношеском возрасте. Комсомольск-на-Амуре, 2002. — 78 с.
- Трусов В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. Л., 1984.-43 с.
- Трусов В.П. Теория атрибуции в зарубежной социальной психологии// Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.-С. 139−157.
- Украинский Я.И. Адекватность отражения внешнего облика других людей как условие межличностного понимания: Автореф.. канд. психол. наук. Киев, 1988. — 18 с.
- Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского. М.: Наука, 1995.-С. 136−162.
- Харьковская Е.А. Особенности формирования понятия о человеке по акустическим характеристикам его речи: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1986.-20 с.
- Холодная М.А., Кострикина И. С. Особенности когнитивных стилей «импульсивность/рефлективность» и «ригидность/гибкость познавательного контроля» значениями IQ // Психол. журн. 2002. — № 6. — С. 72−82.
- Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: Автореф.. канд. психол. наук. -М, 1984. -23 с.
- Хрящева Н.Ю. Социально-психологические проблемы общения. JL: Знание, 1983.- 16 с.
- Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. -Киев: Вища школа, 1985. 159 с.
- Шкуратова И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: Дис. канд. психол. наук. JL, 1983. — 193 с.
- Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта // Проблемы оценивания в психологии / Отв. ред. Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — С. 63−67.
- Южанинова А. Л. Связь социального интеллекта с некоторыми индивидуально-личностными особенностями // Прикладные проблемыпсихологии личности: Межвузовский науч. сб. / Под ред. Л. П. Доблаева. -Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 1985. С. 65−73.
- Южанинова А.Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1988. — 187 с.
- Юрганов О.Б. Смотрись как в зеркало, в другого человека (записи психолога о служебном общении). Минск: Вышейшая школа, 1977. -189 с.
- Юревич А.В. Причинная интерпретация в процессе социального восприятия: Автореф. канд. психол. наук. -М., 1984. 19 с.
- Юсупов И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. — 202 с.
- Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Автореф.. доктора, психол. наук. СПб., 1995. — 31 с.
- Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема -М.: Знание, 1973.-40 с.
- Anderson J.R. The adaptive nature of human categorization // Psychological Review. 1991. -V. 98 (3). — p. 409−429.
- Brightman H.J., Elrod R., Hart R. Are social style and cognitive style related? // Psychological Reports. 1986. — V. 59. — p. 834.
- Bullitt C., Farber B.A. Sex differences in the relationship between interpersonal problems and defensive style // Psychological Reports. 2002. — V. 91 — p. 767−768.
- Dowd E. T et all. Interpretation style and reactance in counsellor’s social influence // Psychological Reports. 1992. — V. 70. — p. 247−254.
- Durm M.W., Glaze P.E. Relation of self-acceptance and acceptance of others // Psychological Reports. 2001. — V. 88. — p. 410.
- Ferguson J., Fletcher C. Personality type and cognitive style // Psychological Reports. 1987. — V. 60. — p. 959−964.
- Giri V.N. Associations of self-esteem with communication style // Psychological Reports. 2003. — V. 92. — p. 1089−1090.
- Hatch D., Leighton L. Comparision of men and women on self-disclosure // Psychological Reports. 1986. -V. 58. — p. 175−178.
- Joubert C. E Social interest, loneliness, and narcissism // Psychological Reports. 1986. — V. 58. — p. 870.
- Kenny D.A. A general model of consensus and accuracy in interpersonal perception // Psychological Review. 1991. — V. 98 (2). — p. 155−163.
- Malerstein A.J. et all. Prediction of three social cognitive-motivational structure types // Psychological Reports. 2001. — V. 89. — p. 371−385.
- Miura M. Relationship between nonverbal decoding ability and cognitive mode // Psychological Reports. 1991. — V. 68. — p. 803−806.
- Neulier J.W., Hazleton V. Cognitive complexity and apprehension about communication: a preliminary report // Psychological Reports. 1985. — V. 57. — p. 1224−1226.
- Pettersen N. A conceptual difference between internal-external locus of control and causal attribution // Psychological Reports. 1987. — V. 60 — p. 203−209.
- Wise P. S., Cramer S.H. Correlates of empathy and cognitive style in early adolescence // Psychological Reports. 1988. — V. 63. — p. 179−192.
- York M.W. et all. Shaker categories of implicit interpersonal communication: a replication // Psychological Reports. 1986. — V. 58. — p. 101−102.