Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные детерминанты способности к пониманию других людей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования были выделены комплексы личностных свойств, детерминирующих высокий уровень развития отдельных составляющих способности к пониманию. Установлено, что низкий уровень эмоциональной чувствительности, беспечность, непостоянство, склонность отступать от принятых правил и норм, установка на приоритет собственных интересов связаны с точностью прогнозирования ситуации межличностного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОНИМАНИЯ В
  • ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Способность к пониманию других людей 11 1.1.1. Определение понятий: понимание другого человека, виды понимания, проблема точности понимания
    • 1. 2. Личностные детерминанты способности к пониманию других людей
    • 1. 3. Половые различия в понимании людьми друг друга
  • ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Особенности выборки
    • 2. 3. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ СПОСОБНОСТИ К ПОНИМАНИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
    • 3. 1. Понимание другого человека в бытийном контексте
    • 3. 2. Личностные детерминанты способности к пониманию других людей: эмоциональная зрелость, благожелательность и др
    • 3. 3. Психологические особенности субъектов с высоким и низким уровнем понимания других людей
    • 3. 4. Адекватность понимания детьми и родителями ценностных ориентаций друг друга
    • 3. 5. Анализ причин и последствий непонимания, возникающего в отношениях субъектов с другими людьми
  • ВЫВОДЫ

Личностные детерминанты способности к пониманию других людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Понимание людьми друг друга представляет собой одну из фундаментальных проблем человечества. Являясь первичной потребностью человека, оно пронизывает все стороны его жизнедеятельности в течение всей жизни. Только понимая себя, других людей, окружающий мир, человек может существовать в нем, быть в «мире» с собой и другими людьми.

Всеобъемлющий характер понимания делает актуальным его изучение во многих областях науки: философии, психологии, филологии, педагогике и др. Каждая из дисциплин, рассматривая наиболее значимые для себя аспекты понимания, вносит свой неоценимый вклад в его исследование, что позволяет наиболее полно раскрыть сущность данного феномена, выявить специфические особенности.

В психологии отдельные работы по проблеме понимания стали появляться уже в начале XX века, хотя упоминания, относящиеся к этой теме, встречались и ранее, с момента становления психологии как науки. В трудах П. П. Блонского (1935), С. Л. Рубинштейна, G. Allport (1937), Е. Thorndike (1920) и др. были раскрыты некоторые особенности понимания людьми различных объектов действительности.

Активная разработка проблемы межличностного понимания началась немного позднее, с середины XX века. Именно на этот период времени приходится пик исследовательского интереса к вопросам восприятия и понимания людьми друг друга. Сначала в трудах зарубежных авторов, работающих в рамках когнитивного направления социальной психологии, а затем и в отечественной психологии стали появляться экспериментальные работы по данной проблеме. В нашей стране ее изучение связано с именами.

A.A. Бодалева, Г. М. Андреевой, Б. А. Еремеева, В. В. Знакова, C.B. Кондратьевой,.

B.Н. Куницыной, В. А. Лабунской, В. Н. Панферова, А. Л. Южаниновой и др.

В работах были установлены основные закономерности понимания, рассмотрены особенности влияния личностных и ситуативных факторов, выделены половые, возрастные и профессиональные различия.

Исследования показали многогранность и сложность данного феномена, трудности его изучения во всем многообразии проявлений. Разные авторы признавали безусловную важность и обязательность влияния личностных особенностей субъектов на процесс понимания ими окружающей действительности. Однако целенаправленных исследований по этой проблематике было проведено крайне мало. В работах были описаны определенные явления, обусловленные субъективными факторами, установлено влияние некоторых свойств личности на адекватность понимания других людей [Бодалев A.A., 1965, Бажин Е. Ф., 1978, Ершова Л. Д., 1973, Катыгин Ю. А., 1978, Кондратьева C.B., 1981, Корнева Т. В., 1977, Лабунская В. А., 1981, Ласко М. В., 1981 и др.]. Нередко их выявление происходило косвенным путем либо выступало одной из задач исследования. Следует отметить, что и в настоящее время основное накопление данных по теме идет по направлению обнаружения свойств личности, способствующих точности межличностного понимания [Манеров В.Х., 1993, Морозов В. П., 2001, Реан A.A., 1990, Рождественская H.A., 1991, Скрипюк И. И., 1986, Суслова Е. А., 1998, Украинский Я. И., 1988 и др.].

На современном этапе развития общества с интенсивностью межличностных контактов, быстротечностью происходящих событий проблема межличностного понимания становится особенно актуальной. Во многом это обусловлено происходящими в мире процессами глобализации, при которых наиболее остро стоит необходимость достижения взаимопонимания между представителями различных конфессий, наций, государств и др. Понимание между людьми становится как никогда жизненно необходимой задачей, от которой зависит благополучие не только отдельного человека, но и целых народов.

Расширяется круг профессий, в которых проницательность является профессионально важным качеством. В особенности это стало актуальным для работников таможни, служб безопасности. Все это ставит перед исследователями задачи не только более четкого определения феномена понимания, но и необходимости разработки конкретных рекомендаций по развитию способности к пониманию, правилам отбора лиц с высоким уровнем ее сформированности.

В современном мире с его обилием информации, приводящим к изменению общественного сознания людей, происходят трансформации и в их ценностных ориентациях. В первую очередь это касается молодого поколения. Как никогда становится необходимым рассмотрение понимания в системе детско-родительских отношений.

На сегодняшний день можно наблюдать подъем исследовательского интереса к проблеме понимания, и связан он с изучением социального интеллекта, социальной компетентности личности. Однако в центре внимания находится не столько понимание людьми друг друга, движимых ими мотивов, сколько постижение людьми окружающей их действительности в целом. Включая личностный компонент в общую структуру социального интеллекта, исследователи по-прежнему не уделяют его изучению должного внимания.

Еще одним активно разрабатываемым направлением исследований, затрагивающим тему межличностного понимания, является направление, изучающее психологические особенности затрудненного общения. В данном случае внимание уделяется свойствам личности, препятствующим адекватному пониманию. При этом личностные особенности субъектов рассматриваются лишь в качестве одной из причин, приводящей к непониманию между людьми. Целенаправленных работ, посвященных изучению личностных детерминант способности к пониманию других людей, на сегодняшний день, как и раньше, очень мало. Вместе с тем, значимость исследования этого аспекта проблемы понимания огромна.

Предметом исследования выступало понимание людьми друг друга и комплекс определяющих его личностных свойств.

Целью данной работы являлось изучение понимания людьми друг друга и личностных свойств, способствующих и препятствующих данному процессу.

Объектом исследования были студенты Магнитогорского государственного университета и работающие взрослые различных профессий. Общее число испытуемых составило 211 человек в возрасте от 18 до 67 лет.

Гипотезы исследования.

1) Понимание другого человека — это, прежде всего, интеллектуальный процесс, направленный на формирование понятия об индивидуальных особенностях воспринимаемого человека, мотивов его поступков, основывающийся на искусстве интерпретации. Рациональное понимание другого человека эффективнее при эмоциональной отстраненности субъекта познания.

2) В обыденном сознании людей понимание другого человека в большей степени представляет собой неосознанный, эмоционально насыщенный процесс, предполагающий психологическую близость познаваемого человека, направленный на оказание помощи ему.

3) Способности субъектов к пониманию невербального поведения других людей и к пониманию логики развития и мотивов межличностного взаимодействия дифференцированы друг от друга и отличаются комплексом детерминирующих свойств личности.

4) Возникновение непонимания между людьми связано с некоторой дисгармонией в их отношенияхспособы его разрешения имеют возрастную динамику и индивидуальные различия.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами решались следующие задачи:

1) Рассмотреть существующие в отечественной и зарубежной психологии основные подходы к понятию межличностного понимания и обусловливающим его свойствам личности. Проанализировать психологическое содержание процесса понимания, его этапов, уровней. Изучить диагностические возможности различных методов, направленных на измерение понимания людьми друг друга.

2) Сравнить бытийный и научный подходы к межличностному пониманию.

3) Выявить уровни развития способности к пониманию других людей и описать личностные особенности, характеризующие индивидов с высоким и низким уровнем понимания. Рассмотреть особенности понимания других людей в зависимости от пола, личностных особенностей субъектов познания.

4) Сравнить группы детей и родителей с различным уровнем значимости ценности понимания и доверия в семье. Выделить причины непонимания людьми друг друга.

Методы исследования.

В исследовании были применены разработанные в отечественной и зарубежной психологии методики и опросники: 16-факторный опросник Кеттелла, субтест «группа-экспрессии», входящий в методику исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, методики, разработанные В. Н. Куницыной: опросник СУМО (Саморегуляция и успешность межличностного общения), методика КОСКОМ (Коммуникативная и социальная компетентность), методика СТАЛЬ (Стабильность, толерантность и альтруизм в межличностных отношениях и другие свойства личности), полупроективный тест «Притчи», тест «Самооценка», методика ценностных предпочтений Шварца (в модификации В. Н. Куницыной ЦО-36), анкета.

Надежность первичных данных обеспечивалась проверкой методик на валидность и надежность, репрезентативностью выборки и применением адекватных методов математической обработки.

При обработке, анализе и обобщении эмпирических данных использовались следующие методы: качественный анализ первичных данныхконтент-анализа также первичные описательные статистикипараметрические методы сравнения средних выборок (^критерий Стьюдента), корреляционный анализ. Для статистической обработки применялся пакет прикладной программы 81айзШ<�а 6.0.

Положения, выносимые на защиту:

1) Понимание другого человека на уровне обыденного сознания выступает, с одной стороны, как интеллектуальный процесс формирования представления об индивидуальных особенностях воспринимаемого человека, с другой стороны, как интуитивно-эмоциональный процесс, сопровождающийся ощущением психологической близости с ним, а также как процесс, связанный с проявлением сочувствия, сопереживания, оказания помощи другому человеку. Позитивная оценка уровня развития своей способности к пониманию людей обусловлена эмоциональной зрелостью личности, самодостаточностью, благожелательностью по отношению к людям, коммуникативной компетентностью.

2) Рациональное понимание другого человека, прослеживание логики развития ситуации межличностного взаимодействия эффективнее при эмоциональной отстраненности субъекта познания. В структуре способности к пониманию других людей можно выделить различные комплексы, детерминирующих ее свойств личности.

3) Точность понимания детьми ценностей родителей определяется в большей степени удовлетворенностью семейными отношениями и в меньшей степени уровнем развития способности к пониманию. Высокий уровень значимости для детей ценности понимания и доверия в семье носит компенсаторный характер, является показателем наличия у них негармоничных отношений с родителями.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— Уточнено психологическое содержание понятия «понимание»: разграничены бытийный и научный подходы к его рассмотрению.

— Проведено комплексное исследование способности к пониманию других людей, включающее анализ развития данной способности одновременно по четырем параметрам.

— Выявлены и сопоставлены между собой личностные детерминанты различных составляющих способности к пониманию других людей.

— Изучено влияние ранее не рассматриваемых в качестве детерминант свойств личности таких, как: лицемерие, моральные установки, оперативная социальная компетентность и др.

— Сопоставлены психологические особенности лиц с высокими и низкими показателями коммуникативно-личностного потенциала, понимания людей, точности прогнозирования ситуации межличностного взаимодействия, понимания экспрессии.

— Изучены особенности понимания родителями и детьми ценностных ориентаций друг друга.

— Предпринята попытка изучения психологического содержания непонимания в системе межличностных отношений.

Практическая значимость работы:

— Результаты могут быть использованы при профессиональном отборе и работе по повышению профессиональной компетентности людей.

— Материалы данной работы могут учитываться в работе тренинговых курсов по развитию межличностного понимания.

— Возможно использование результатов в практике семейного консультирования, при консультировании лиц, имеющих трудности в общении с другими людьми.

— На материале теоретического анализа литературы и результатах экспериментального исследования может быть создан лекционный курс по проблеме межличностного понимания в социальной психологии.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии СПбГУ и аспирантских семинарах. Результаты и основные положения отражены в трех публикациях.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, 12 приложений, списка литературы из 241 источников (из них 16 на иностранном языке). Общий объем работы — 194 страниц, иллюстрирован 13 таблицами, 15 рисунками, 4 диаграммами.

ВЫВОДЫ.

1) На уровне обыденного сознания понимание представляет сложное психологическое образование, включающее познание индивидуальных особенностей другого человекапринятие его интересов, взглядов, принциповощущение психологической близости с нимпроявление сочувствия, оказание помощи.

2) Структура изучаемой способности: а) Способности субъекта к точному прогнозированию развития ситуации межличностного взаимодействия и к пониманию невербального поведения другого человека являются дифференцированными способностями. Уровень их развития не всегда сочетается с уровнем самооценки понимания других людей. б) Структура способности к пониманию других людей содержит различные комплексы детерминирующих ее свойств личности: низкий уровень эмоциональной чувствительности, беспечность, непостоянство, склонность отступать от принятых правил и норм, стремление к личной выгоде связаны с точностью прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия. В то время как спокойствие, умение управлять своими эмоциями, адекватное отношение к себе облегчают понимание невербального поведения другого человека. Эмоциональная зрелость, самодостаточность, благожелательность по отношению к другим людям, коммуникативная компетентность отражаются в высокой оценке своей способности к пониманию людей.

3) Сравнение результатов мужчин и женщин: а) У мужчин успешность в прогнозировании логики развития ситуации межличностного взаимодействия, включающая понимание мотивов поведения ее участников, часто сочетается с низким уровнем понимания невербального поведения другого человека. Точному пониманию мотивов поведения взаимодействующих людей помогает несформированность у них моральных установок, связанная с низким уровнем сенситивности, религиозности, излишней доверчивостью. В то время как пониманию невербального поведения другого человека способствуют их непосредственность, открытость, эмоциональная восприимчивость, чувствительность к эмоциональным реакциям других людей. б) У женщин наблюдается тенденция к сочетанию уровня сформированности способностей к пониманию невербального поведения и к прогнозированию развития ситуации межличностного взаимодействия. Адекватность и объективность самооценки, удовлетворенность собой, жизнерадостность, импульсивность, активностью в общении, непостоянство, склонность отступать от принятых правил и норм, стремление к личной выгоде в большей степени способствуют точному прогнозированию женщинами ситуации межличностного взаимодействия. На понимание невербального поведения другого человека у женщин положительное влияние оказывают эмоциональная выдержанность, несентиментальность, осторожность, расчетливость, стремление ладить с людьми.

4) Адекватность понимания детьми и родителями ценностных ориентации: а) Родители лучше понимают ведущие ценности своих детей. В семьях, где для детей не очень важно наличие понимания и доверия между членами семьи, дети и родители намного точнее понимают ценностные ориентации друг друга, в отличие от семей, где данная ценность высоко значима для ребенка. б) Точность понимания детьми ценностей родителей определяется в большей степени удовлетворенностью семейными отношениями и в меньшей степени уровнем развития способности к пониманию. в) Ценность понимания и доверия в семье актуальна для людей зависимых, неудовлетворенных общением и отношениями с близкими людьми.

5) Причины и последствия непонимания, возникающего в отношениях между людьми, связаны с характером этих отношений и имеют свою возрастную динамику.

Предметом непонимания выступают конкретные поступки, высказывания и в меньшей степени личностные особенности другого человека. В основе непонимания находится определенная дисгармония в отношениях, которая переживается личностью как стрессовая ситуация, сопровождающаяся негативными эмоциональными реакциями.

Непонимание как процесс имеет возрастную динамику, которая проявляется в изменении характера реакций на непонимание и вызывающих его факторах. Существуют две прямо противоположные тенденции, одна из которых связана с уменьшением силы реагирования на непонимание, а другая, напротив, с усилением внутреннего переживания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обзор литературных источников показал существование различных подходов к определению понятия межличностного понимания. К числу признаков, свидетельствующих о понимании другого человека, различные авторы относят точное представление о личностных особенностях другого человека, чувствах, целях, мотивах поведения, способность прогнозировать его последующие действия, влиять на его поведение.

В нашем представлении в понимании выражается единство общего и социального интеллекта личности. Будучи по природе своей социально-перцептивным, понимание людьми друг друга строится на фундаменте многих психических процессов таких, как воображение, представление, ощущение, внимание, память, мышлениев то же время понимание является одним из важных проявлений социального интеллекта, позволяющего успешно взаимодействовать с людьми, достичь гармонии с собой и окружающим миром.

Коммуникативно-личностный потенциал как показатель развития социального интеллекта личности играет большую роль в понимании людьми друг друга. Результаты проведенного исследования наглядно продемонстрировали многогранность данного феномена, наличие существенных различий между бытийным и научным подходами к определению межличностного понимания. Как оказалось, люди вкладывают в данное понятие несколько иное содержание. На уровне обыденного сознания далеко не всегда понимание другого человека считают интеллектуальным процессом, направленным на формирование понятий о его характерных особенностях, целях, мотивах. В сознании людей понимание в большей степени рассматривают как интуитивный, эмоционально насыщенный процесс, предполагающий психологическую близость другого человека, единство взглядов и принципов, мыслей и чувств, помощь в решении различных сложных жизненных ситуаций.

Изучение способности людей к анализу невербальных реакций другого человека, определению на их основе его состояния и способности к пониманию логики развития, мотивов межличностного взаимодействия, напротив, показало, что высокий уровень развития данных способностей связан с наличием некоторой эмоциональной отстраненности субъектов познания.

Исследование адекватности понимания родителями и детьми ценностных предпочтений друг друга также подтвердило данную закономерность. Очень высокая значимость для человека понимания не связана с точностью понимания им других людей. В семьях, где для детей не столь актуально наличие понимания и доверия между членами семьи, дети и родители намного точнее понимали ценностные ориентации друг друга. Доминирование в ценностной иерархии детей ценности понимания и доверия в семье в большей степени свидетельствовало о наличии психологического барьера в отношениях с родителями, неудовлетворенности этими отношениями. Понимание детьми и родителями ведущих ценностей друг друга в первую очередь обусловлено наличием гармоничных семейных отношений и в меньшей степени определяется уровнем развития способности к пониманию.

В ходе исследования были выделены комплексы личностных свойств, детерминирующих высокий уровень развития отдельных составляющих способности к пониманию. Установлено, что низкий уровень эмоциональной чувствительности, беспечность, непостоянство, склонность отступать от принятых правил и норм, установка на приоритет собственных интересов связаны с точностью прогнозирования ситуации межличностного взаимодействия. В то время как спокойствие, умение управлять своими эмоциями, адекватное отношение к себе облегчают понимание невербального поведения другого человека. Эмоциональная зрелость, самодостаточность, благожелательность по отношению к другим людям, коммуникативная компетентность отражаются в высокой оценке своей способности к пониманию людей.

На основании полученных данных были составлены психологические портреты людей с высоким и низким уровнем развития различных составляющих способности к пониманию других людей.

Для создания наиболее полной картины было проведено исследование непонимания, возникающего в межличностных отношениях. Данный аспект позволил раскрыть внутреннее психологическое содержания данного феномена, установить его специфические отличия от понимания. Для людей непонимание другого человека в первую очередь связано с наличием дисгармонии в отношениях с ним, которая переживается как стрессовая ситуация и сопровождается негативными эмоциональными реакциями.

В дальнейшем представляется важным создание диагностического инструментария, позволяющего изучить этапы процесса понимания, а также особенности непонимания в системе межличностных отношенийисследовать уровни, типы и закономерности индивидуального использования различных механизмов понимания применительно к задачам, ситуациям, особенностям партнера по взаимодействию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. — М.: Знание, 1990.-64 с.
  2. К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследования: Часть 2: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28−29 января 2002 г. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2002. — С. 88−103.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1981. С. 218−243.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход: Сб. науч. тр. / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского. М.: Наука, 1995. — С. 27−48.
  6. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психол. журн. 2001. — № 5. — С. 38−47.
  7. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. — № 4. — С. 39−55.7а Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  8. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
  9. A.B. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова думка, 1988.- 184 с.
  10. Ю.Анцыферова Л. И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психол. журн. 2004. — № 3. — С. 17−24.
  11. П.Бабанский М. Ю. Психологические особенности познания студентами-первокурсниками друг друга: Автореф. канд. психол. наук. М., 1986. -16 с.
  12. Е.Ф., КорневаТ.В. О возможностях узнавания эмоций по интонационным характеристикам речи // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. -Кубань: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1978. С. 148−163.
  13. JI.C. Формирование социально-перцептивных умений у студентов педагогических вузов // Автореф.. канд. психол. наук. -Минск, 1984.- 19 с.
  14. Н.Барабанщиков В. А. Онтологические характеристики перцептивного процесса // Психол. журн. 2001.- № 5. — С. 17−28.
  15. Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Авторефканд. психол. наук. -М., 1986. 23 с.
  16. С.П. Особенности оценочного стиля личности: Дис.. канд. психол. наук. JL, 1982. — 207 с.
  17. Г. Э. Типология проблемности социального мышления личности: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1991. 18 с.
  18. П.Г., Емельянов E.H., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива / Отв. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1987. — 214 с.
  19. Р.Б. Интерпретация поведения другого человека в условиях выборности хозяйственных руководителей: Автореф.. канд. психол. наук.-М., 1988.-20 с.
  20. М.И. Нормы общения и внутренний мир личности // Проблемы общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. — С. 241−264.
  21. Т.В. Социальное представление как объект психологического исследования: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1996. -23 с.
  22. A.A. Психология общения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  23. Бодал ев A.A. Восприятие человека человеком. Д.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1965. — 123 с.
  24. A.A. Исследование гностических характеристик общения в зарубежной психологии // Зарубежные исследования по психологии познания: Сборник аналитических обзоров. / Под ред. Г. Я. Розена. М.: ИНИОН, 1977.-С. 201−214.
  25. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  26. A.A. Об изучении общения в психологии с позиций теории В.Н. Мясищева // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. научн. труд. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1983. — С. 6−9.
  27. A.A. Об исследованиях формирования первого впечатления в зарубежной психологии // Экспериментальная и прикладная психология: Сб. статей. Выпуск № 4. / Отв. ред. Б. Г. Ананьев. Л.: Из-во ЛГУ им. 1. A. Жданова, 1971-С. 57−66.
  28. A.A. Постановка проблемы общения в работах Б.Г. Ананьева // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга: Межвуз. сб. ст. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1981. — С. 3−9.
  29. A.A., Ковалев Г. А. О познавательных процессах в общении // Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума/ Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1986. — С. 196−205.
  30. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
  31. B. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 2003 с.
  32. A.A. Психологическая проницательность. Ярославль: Изд-во ЯГПУ., 1999.-447 с.
  33. H.A. Взаимопонимание и познание. Фрунзе: Изд-во «Илим», 1984.-76 с.
  34. A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  35. A.A. Понимание как компонент психологии чтения // Проблема социологии и психологии чтения / Под ред. А. А. Гордон. М.: Книга, 1975.- 195 с.
  36. Е.К., Филатов В. П. Теория познания и проблема понимания // Гносеология в системе философского мировоззрения / Отв. ред. В. А. Лекторский. -М.: Наука, 1983.-383 с.
  37. И.В., Лабунская В. А. Семиотический подход к анализу изображений человека // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. А. Еремеева. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1978. — С. 42−51.
  38. К.В. О взаимосвязи мотивационных и социально-перцептивных комплексов в общении // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-т, 1983.- 176 с.
  39. В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни // Психол. журн. 1997. — № 3. — С. 26−35.
  40. Т.В., Семенова В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопр. психол. 1993. — № 2. — С. 63−71.
  41. В.Н. Точность оценивания черт личности: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1989. — 18 с.
  42. С.И. Особенности понимания личности студента преподавателями вуза: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1986. — 17 с.
  43. Е.С. Роль предполагаемой оценки в познании людьми друг друга // Проблемы оценивания в психологии: Межвузовский научный сборник / Отв. ред. Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — С. 19−24.
  44. Р.Б. Классификация периодов социально-перцептивного процесса в управлении // Теоретические и прикладные проблемы социальной перцепции. Иваново, 1995. — С. 8−11.
  45. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого общения. Киев, 1989.- 189 с.
  46. В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психол. журн. 1997. — № 6. — С.73−83.
  47. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Из-во ЛГУ, 1984.-392 с.
  48. Ю.В. Профессиональные особенности оценивания эмоциональных состояний по выражению лица // Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Вып. 2 ч.2. / Под ред. A.A. Крылова. Санкт-Петербург, 1996. — С. 127−133.
  49. Е.В. Познавательный компонент межличностного восприятия у учителей // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Вып. 5. М.: Изд-во МГУ, 2000. — С. 266−268.
  50. М.Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1989. 18 с.
  51. Е.В. Память в системе межличностного познания // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1983. — С. 37−42.
  52. Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности: Автореф. канд. психол наук. М., 1985. — 25 с.
  53. А.Г. Особенности познания самих себя студентами вуза в зависимости от половой принадлежности: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1981.-26 с.
  54. В.В. Уверенность и адекватность в феномене социальной перцепции // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга: Межвузовский сборник статей / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1981. — С. 62−68.
  55. Л.П. К постановке проблемы оценивания в психологии // Проблемы оценивания в психологии: Межвузовский научный сборник. / Отв. ред. Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — С. 3−5.
  56. Л.П. Проблема понимания в советской психологии. Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 1967. — 66 с.
  57. Т.А. Психологический анализ зависимости процесса понимания от коммуникативной задачи: Автореф. канд. психол. наук. М., 1986. — 24 с.
  58. Г. В. Психология первого впечатления о другом человеке: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1979. — 19 с.
  59. Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психол. журн. — 2001. — № 6. — С. 39−47.
  60. .А. Об одном подходе к изучению социальной перцепции // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1977. — С. 12−19.
  61. JI.Д. Особенности восприятия учителем личности ученика: Автореф.. канд. психол. наук. Л., 1973.-25 с.
  62. В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психол. журн.- 1997. № 1. — С. 38−49.
  63. В.В. Понимание в познании и общении. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 2000. — 196 с.
  64. В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психол. журн. -2000. № 2. — С. 7−15.
  65. В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: «Академический проект», 2000. — С. 86−105.
  66. В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. 2003. — № 2. — С. 95−106.
  67. П.Н., Галкина JT.A., Метеличева Е. В. Доминирующая функция общения как реализация когнитивного стиля личности // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988. — 138 с.
  68. Т.В. Социально-перцентивная компетентность и ее развитие средствами рисованного юмора: Автореф.. канд. психол. наук. -Самара, 1999.-25 с.
  69. JT.H. Психологические особенности идентификации лица человека по фотографии: Дис.. канд. психол. наук. JL, 1981.-278 с.
  70. А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2004. — 104 с.
  71. A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психол. журн. 2003. — № 5. — С. 45−57.
  72. Ю.А. Оценка речи аудиторами, находящимися в различных состояниях // Речь, эмоции и личность / Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума 27−28 фев. Ленинград, 1978. С. 118−121.
  73. М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Автореф.. канд. психол. наук. СПб., 1994. — 15 с.
  74. Ким A.M. Современная психология понимания. Алматы: Казак. университет1, 2000. — 320 с.
  75. И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Психол. журн. — 2002. — № 1. — С. 61−78.
  76. Е.А. Социальная перцепция: объяснение и понимание // Развитие социально-перцептивной компетентности личности. Материалы научнойсессии, посвященной 75-летию академика A.A. Бодалева / Под ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 1998. — 248 с.
  77. В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1981.-22 с.
  78. Г. А. О психологическом содержании социально-перцептивных способностей в контексте возможностей их оптимизации // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. A.A. Бодалева. М., 1979. -С. 45−57.
  79. О.В. Диалектика объективного и субъективного в процессе понимания: Дис. канд. философ, наук. Л., 1980. — 132 с.
  80. М.Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим: Автореф.. канд. психол. наук. Киев, 1978.-25 с.
  81. И.Н. Теория личностных конструктов в современной психологии (Экспериментальный и теоретический анализ): Автореф.. канд. психол. наук. М., 1976.- 19 с.
  82. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 332 с.
  83. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 560 с.
  84. C.B. Межличностное понимание и его роль в общении: Автореф.. канд. психол. наук. Л., 1977. — 49 с.
  85. C.B. Педагогическая деятельность и понимание учащихся // Психология общения / Под ред. Ф. И. Иващенко. Минск: «Народная асвета», 1984.-С. 89−94.
  86. C.B. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 158−174.
  87. Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности // Психол. журн. 1996. — № 6. — С. 82−94.
  88. В.Ф., Отмахов H.A. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации // Вопросы психологии. -1984.-№ 4.-С. 96−102.
  89. Т.В. О некоторых факторах, определяющих точность аудиторской оценки эмоциональных состояний // Речь, эмоции и личность / Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума 27−28 фев. 1978. Ленинград, 1978.-С. 121−125.
  90. Ю.К. Проблемы психологии практического интеллекта // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: «Академический проект», 2000. — С. 151−164.
  91. Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1979.-79 с.
  92. Ю1.Корсунский Е. А. «Игра в портреты» как средство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей// Вопр. психол. 1985. — № 3. — С. 144−149.
  93. Ю2.Костюк В. Н. Объяснение, предсказание, понимание // Логико-гносеологические исследования категориальной структуры мышления/ Отв. ред. М. В. Попович. Киев: Наукова думка, 1980. — 338 с.
  94. ЮЗ.Криволапов Б. Г. О значении теории атрибуции // Психологические исследования познавательных процессов и личности / Под ред. Д.Ковач. -М.: Наука, 1983.-С. 151−161.
  95. Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности: Дис.. докт. психол. наук. Л., 1979.
  96. Ю5.Кроник A.A., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. -Дубна, 1998.-224 с.
  97. Юб.Кукосян О. Г. Профессиональные особенности первого впечатления // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения / Под ред. О. Г. Кукосян. Кубань: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1978 — С 118−135.
  98. О.Г. Профессиональные особенности первого впечатления в межличностном познании // Психология межличностного познания/ Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 174−177.
  99. В.Н. Восприятие подростками другого человека и самого себя: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1968 — 286 с.
  100. ПО.Куницына В. Н. Трудности межличностного общения: Дис.. док. психол. наук. СПб., 1991. — 366 с.
  101. Ш. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
  102. С.И. Роль установок в восприятии другого человека: Автореф.. канд. психол. наук.-М., 1984.-21 с.
  103. В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений // В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.
  104. В.А. О структуре социально-перцептивных способностей личности // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. унт, 1983.- 175 с.
  105. В.А. Проблема обучения кодированию интерпретации невербального поведения // Психол. журн. — 1997. — № 5. — С. 85−94.
  106. В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психол. журн. 2003. — № 5. — С. 14−22.
  107. В.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга// Психол. журн.- 1999. № 1. — С. 31−38.
  108. В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 54−66.
  109. В.А. Экспрессия человекаюбщение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 608 с.
  110. Д.А. Значение и личностный смысл // Психол. журн. 1996. -№ 5.-С. 19−30.
  111. H.H. Возрастные особенности решения задач оценивания в условиях общения: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1984. — 183 с.
  112. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. (Прогнозирование в процессе общения). Л.: Знание, 1982. — 36 с.
  113. .Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск: Изд-во Урал, ун-т, 1991. — 76 с.
  114. В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1978. -20 с.
  115. B.C. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1977. — 251 с.
  116. А.Д. Взаимоотношение образных и вербальных компонентов мышления в процессах понимания: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1983.-23 с.
  117. МалисоваИ.Ю. Рефлексивный и коммуникативный компоненты межличностного понимания: Автореф. канд. психол. наук. М., 1995. — 24 с.
  118. И.И. Психологические особенности процесса социального оценивания: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1989. — 198 с.
  119. В.Х. Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации и интерпретации говорящего: Автореф.. канд. психол. наук.-СПб., 1993.-54 с.
  120. В.Х. Экстралингвистические сигналы, свойства и состояния человека // Речь, эмоции и личность / Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума27−28 фев. 1978. Ленинград, 1978.-С. 21−31.
  121. Л.А. Вера, знание, понимание // Объяснение и понимание в специальных общественных наука: Сб. ст. / Отв. ред. В. Г. Федотова. М., 1989.- 186 с.
  122. М.Р. Стратегии понимания психологом клиента // Материалы Международной^ конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Вып. 5. М.: Изд-во МГУ, 2000. -С. 291−292.
  123. Михайлова (Алешина) Е. С. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб., 1999.
  124. Е.С. Соотношение социального интеллекта и защитных механизмов на разных этапах самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8. / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — С. 75−97.
  125. E.H. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока: Автореф.. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 17 с.
  126. С.М., Панферов В. Н. Опознание себя и других людей // Экспериментальная и прикладная психология: Сб. статей. Вып. 4. / Отв. ред. Б. Г. Ананьев. Л.: Из-во ЛГУ им. А. Жданова, 1971 — С. 43−47.
  127. Л.И. Теория и методика воспитания оценочных способностей у старшеклассников: Автореф.. докт. психол. наук. -М., 1990. -37 с.
  128. В.А. Развитие творческого мышления: интуиция и догадка в процессе решения конструкторских задач // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988. — 138 с.
  129. К. Эгоизм личности // Психол. журн. 2000. — № 2. С. 27−39.
  130. А.К. Генезис социального познания: Учеб. пособие для студентов психол. ф-тов / Под ред. В. В. Шоронова. Владимир: ВГПУ., 2000. — 274 с.
  131. A.A. Интуитивное познание и некоторые теоретические проблемы психологии: Автореф. канд. психол. наук. Ереван, 1974. — 27 с.
  132. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. М., 2001.
  133. А.Д., Тарасов С. Г. Применение математических методов в психологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 208 с.
  134. В.К. Особенности понимания в социальном познании // Объяснение и понимание в специальных общественных науках: Сб. статей. / Отв. ред. В. Г. Федотова. М., 1989. — 186 с.
  135. А.П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей: Автореф. канд. психол. наук. М., 1989. — 19 с.
  136. В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психол. журн. 1996. — № 2. — С. 16−29.
  137. H.H. Мужчина +женщина = ?! СПб.: АНПП «Облик», 1995, — 68 с.
  138. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия. В кн.: Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  139. В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей//Вопр. психол.- 1982.-№ 5.-С. 139−141.
  140. В.Н. Проблема взаимосвязи объектных и субъектных свойств человека // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. унт, 1983.-С. 78−86.
  141. Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1985.- 17 с.
  142. JI.A. Самоутверждение: пути истинные и ложные: Беседа психолога. М.: Знание, 1987. — 61 с.
  143. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) // Под ред. A.A. Бодалева, Н. В. Васиной. -СПб.: Речь, 2005.-324 с.
  144. Практический интеллект (Р. Стернберг, Дж. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. — 272 с. 15 8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  145. А. Таммисте С. Исследование персонального пространства с помощью поведенческих и моделирующих измерений // Восприятие исоциальная деятельность: Сб. статей. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1983. -152 с.
  146. Путляева J1.B. Понимание и познавательная активность // Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект): Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. М. Кузнецов. М., 1986. — С. 48−60.
  147. A.A. Агрессия и агрессивность личности // Психол. журн. 1996. -№ 5.-С. 3−17.
  148. A.A. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990. — 80 с.
  149. A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопр. психол. 1990. — № 2. — С. 77−81.
  150. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
  151. H.A. Формирование когнитивного компонента межличностного восприятия у старшеклассников: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1991. 18 с.
  152. Г. Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований // Зарубежные исследования по психологии познания: Сб. аналитических обзоров. -М., 1977.-С. 13−62.
  153. K.M. Мышление в структуре межличностного познания: Автореф.. док. психол. наук. -М., 1996. 36 с.
  154. K.M. Психология межличностного познания. Изд-во Мордовского ун-та, 1993. 147 с.
  155. Л. Принципы наивного реализма // Психол. журн. 2000. — № 6. — С. 24−37.
  156. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир СПб.: Питер, 2003. -512 с.
  157. И.Л. Стиль общения и его детерминанты: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1988 — 25 с.
  158. В.М. Коллективное (диадное) вероятностное прогнозирование и свойства личности // Психологические исследования познавательных процессов и личности / Под ред. Д. Ковач. М.: Наука, 1983. — С. 96−104.
  159. Т.Т. Психологические особенности ожидаемых оценок у старшеклассников: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1982. 16 с.
  160. JI.B. Интерпретация как феномен общения (Методологические аспекты): Автореф.. канд. философ, наук. Ростов н/Д., 1985. — 20 с.
  161. Н.И. Влияние социогенных потребностей на оценку личностных качеств другого человека: Автореф.. канд. психол. наук. -Тбилиси, 1972.-30 с.
  162. B.C. О психологии доверительного общения // Проблемы общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. — 277 с.
  163. А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003.-336 с.
  164. Р.Г. Измерение и оценка эмпатийности как личностного образования // Проблемы оценивания в психологии / Отв. ред. Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — С. 92−99.
  165. З.Ф. Вербальный и невербальный компоненты в формировании образа лица человека: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1985.- 158 с.
  166. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2004. 350 с.
  167. Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопр. психол. 1999. — № 5. — С. 21−30.
  168. И.И. Влияние особенностей оценивания личности учителя на адекватность отражения им взаимоотношений в коллективе учащихся: Автореф.. канд. психол. наук. Л., 1986. — 17 с.
  169. Славская, А Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: «Феникс+», 2002. — 240 с.
  170. А.Н. Гуманистические аспекты проблемы понимания и интерпретации // Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского. М.: Наука, 1995.-С. 83−95.
  171. А.Н. Интерпретация как предмет психологического исследования // Психол. журн. 1994. — № 3. — С. 78−88.
  172. Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. -СПб.: Речь, 2001.-256 с.
  173. B.C. К вопросу о психологии сценического перевоплощения // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосян. Кубань: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1978 — С 73−83.
  174. Современные исследования интеллекта: Учеб. пособие / Составитель Сырникова H.A. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. -32 с.
  175. E.H. Восприятие и закономерности становления адекватного образа: Автореф. канд. психол. наук. -М., 1973. 18 с.
  176. Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1979. 344 с.
  177. О.В. Современные представления об интуиции // Вопр. психол. 2003. — № 4. — С. 133−143.
  178. И.Э. Влияние личностных свойств на адекватность оценивания людьми друг друга // Проблемы оценивания в психологии / Отв. ред. Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — 120 с.
  179. И.Э. Роль эмпатии в межличностном познании и общении студентов // Прикладные проблемы психологии личности: Межвузовский науч. сб. / Под ред. Л. П. Доблаева. Саратов: Изд-во. Саратов, ун-та, 1985. -С. 84−91.
  180. Н.Э., Южанинова А. Л. К проблеме социально-перцептивных способностей // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. — С. 26−37.
  181. .М. Избранные труды: в 2-х томах Т 1. М.: Педагогика, 1985. -380 с.
  182. Е.Г. Социально-перцептивное развитие в подростковом и юношеском возрасте. Комсомольск-на-Амуре, 2002. — 78 с.
  183. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. Л., 1984.-43 с.
  184. В.П. Теория атрибуции в зарубежной социальной психологии// Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.-С. 139−157.
  185. Я.И. Адекватность отражения внешнего облика других людей как условие межличностного понимания: Автореф.. канд. психол. наук. Киев, 1988. — 18 с.
  186. Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского. М.: Наука, 1995.-С. 136−162.
  187. Е.А. Особенности формирования понятия о человеке по акустическим характеристикам его речи: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1986.-20 с.
  188. М.А., Кострикина И. С. Особенности когнитивных стилей «импульсивность/рефлективность» и «ригидность/гибкость познавательного контроля» значениями IQ // Психол. журн. 2002. — № 6. — С. 72−82.
  189. Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: Автореф.. канд. психол. наук. -М, 1984. -23 с.
  190. Н.Ю. Социально-психологические проблемы общения. JL: Знание, 1983.- 16 с.
  191. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. -Киев: Вища школа, 1985. 159 с.
  192. И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: Дис. канд. психол. наук. JL, 1983. — 193 с.
  193. А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта // Проблемы оценивания в психологии / Отв. ред. Л. П. Доблаев. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — С. 63−67.
  194. А. Л. Связь социального интеллекта с некоторыми индивидуально-личностными особенностями // Прикладные проблемыпсихологии личности: Межвузовский науч. сб. / Под ред. Л. П. Доблаева. -Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 1985. С. 65−73.
  195. А.Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1988. — 187 с.
  196. О.Б. Смотрись как в зеркало, в другого человека (записи психолога о служебном общении). Минск: Вышейшая школа, 1977. -189 с.
  197. А.В. Причинная интерпретация в процессе социального восприятия: Автореф. канд. психол. наук. -М., 1984. 19 с.
  198. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. — 202 с.
  199. И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Автореф.. доктора, психол. наук. СПб., 1995. — 31 с.
  200. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема -М.: Знание, 1973.-40 с.
  201. Anderson J.R. The adaptive nature of human categorization // Psychological Review. 1991. -V. 98 (3). — p. 409−429.
  202. Brightman H.J., Elrod R., Hart R. Are social style and cognitive style related? // Psychological Reports. 1986. — V. 59. — p. 834.
  203. Bullitt C., Farber B.A. Sex differences in the relationship between interpersonal problems and defensive style // Psychological Reports. 2002. — V. 91 — p. 767−768.
  204. Dowd E. T et all. Interpretation style and reactance in counsellor’s social influence // Psychological Reports. 1992. — V. 70. — p. 247−254.
  205. Durm M.W., Glaze P.E. Relation of self-acceptance and acceptance of others // Psychological Reports. 2001. — V. 88. — p. 410.
  206. Ferguson J., Fletcher C. Personality type and cognitive style // Psychological Reports. 1987. — V. 60. — p. 959−964.
  207. Giri V.N. Associations of self-esteem with communication style // Psychological Reports. 2003. — V. 92. — p. 1089−1090.
  208. Hatch D., Leighton L. Comparision of men and women on self-disclosure // Psychological Reports. 1986. -V. 58. — p. 175−178.
  209. Joubert C. E Social interest, loneliness, and narcissism // Psychological Reports. 1986. — V. 58. — p. 870.
  210. Kenny D.A. A general model of consensus and accuracy in interpersonal perception // Psychological Review. 1991. — V. 98 (2). — p. 155−163.
  211. Malerstein A.J. et all. Prediction of three social cognitive-motivational structure types // Psychological Reports. 2001. — V. 89. — p. 371−385.
  212. Miura M. Relationship between nonverbal decoding ability and cognitive mode // Psychological Reports. 1991. — V. 68. — p. 803−806.
  213. Neulier J.W., Hazleton V. Cognitive complexity and apprehension about communication: a preliminary report // Psychological Reports. 1985. — V. 57. — p. 1224−1226.
  214. Pettersen N. A conceptual difference between internal-external locus of control and causal attribution // Psychological Reports. 1987. — V. 60 — p. 203−209.
  215. Wise P. S., Cramer S.H. Correlates of empathy and cognitive style in early adolescence // Psychological Reports. 1988. — V. 63. — p. 179−192.
  216. York M.W. et all. Shaker categories of implicit interpersonal communication: a replication // Psychological Reports. 1986. — V. 58. — p. 101−102.
Заполнить форму текущей работой