1. Основные особенности прогнозирование и исследование рынка
1.1. Понятие исследования рынка товаров и услуг
Маркетинговые исследования рынка включают изучение и прогнозирование его конъюнктуры, расчет его емкости, определения прогнозных показателей сбыта продукции, анализ поведения потребителей и конкурентов, а также конкурентной среды в целом.
Конъюнктура рынка — это реальная экономическая ситуация, которую характеризуют соотношение между спросом и предложением, уровень и динамика цен, товарных запасов, а также другие показатели и факторы (исторические, национальные, природно-климатические, территориальные, политические, социально-экономические и т. д.). В процессе маркетинговых исследований изучается как общеэкономическая конъюнктура, так и конъюнктура конкретных товарных рынков. Исследование общеэкономической конъюнктуры включают изучение величины и соотношения спроса и предложения товаров, анализ состояния и динамики платежеспособности, уровня и изменения значений оптовых и розничных цен, номинальной и реальных доходов, механизма функционирования рынка ценных бумаг и денежного обращения, динамики производительности труда, объемов капиталовложений, величины основных макроэкономических показателей и т. п.
Исследование конъюнктуры конкретного товарного рынка предполагает определение показателей спроса и предложения конкретного товара (объемы, структура, динамика, эластичность), пропорциональности (соотношения спроса и предложения, товарная структура товарооборота, доли рынка, структура покупателей и продавцов, региональная структура), тенденций развития объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, данных по устойчивости и цикличности рынка, состояния его деловой активности (портфель заказов, количество, размер, частота и динамика сделок), анализ рисков, имеющих здесь место, характеристику масштабов рынка (количество продавцов и покупателей, уровень приватизации и монополизации, состояние конкуренции и т. п.).
Прогноз конъюнктуры товарного рынка — это объективное вероятностное суждение о динамике его важнейших характеристик и их альтернативные варианты при оправдание определенных предположений. Алгоритм такого прогноза приведен на рис. 1.1.