Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г. В. Гуровец, С. И… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретическое изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
    • 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
    • 1. 2. Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
    • 1. 3. Особенности логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  • 2. Экспериментальное изучение формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
    • 2. 1. Цель, задачи, методика проведения исследования
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Формирующий этап эксперимента
    • 2. 4. Контрольный этап эксперимента
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение 1
  • Приложение 2

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего дипломного исследования. Дошкольное детство — период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. «Нарушения речи многообразны. Они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта» .

Проблема изучения развития связной речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативных и коммуникативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления связной речи ребенка. Однако в последнее время взгляд на развитие лексическим возможностям несколько изменился.

Таким образом, вопросы возникновения и развития связной речи рассматривать в русле становления у ребенка различных видов предметно-практической совместности.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной ин-терпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи. В эту категорию относят детей с ринолалиями функциональными и смешанными дислалиями и легкой формой дизартрии.

Проблема исследования определяется:

— с одной стороны, необходимостью изучения темы, т.к. недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в це-лом.

— с другой стороны, недостаточной изученностью темы — вопросы изучения особенностей логопедической работы по преодолению несформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН приобрели особую актуальность, однако исследовались фрагментарно.

В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г. В. Гуровец, С. И. Маевской, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, Е. Ф. Соботович, М. Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста. Проблема связной речи детей дошкольного возраста чрезвы-чайно актуальна в специальной психологии и педагогике, особенно в логопедии. При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей с ФФН изучена недостаточно.

Предмет исследования — процесс создания и совершенствования ос-новных направлений логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Объект исследования — особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

Цель исследования — изучить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Провести обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для выявления их речевого статуса.

3. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие связной речи у данной категории детей.

Гипотеза исследования заключается в том, что предполагается, что, у детей с ФФН будет отмечаться недоразвитие связной речи, вместе с тем его практическое изучение позволит в дальнейшем разработать коррекционную программу, которая будет способствовать более успешному преодолению данных видов нарушений. Применение методик логопедической работы с детьми оптимизирует их лексические возможности и согласно предположению автора настоящей работы, более целесообразным является применение компьютерных программ обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Логопедическое развитие в онтогенезе. — М.: Смарт, 2010 — 516 с.
  2. Е. С., Мирясова В. И. Уроки логопеда для всей се-мьи. — М.: Астрель, 2008. — 176 с.
  3. Л. А., Румега Н. А., Земская Н. Е. Логопедия для учителей, психологов, родителей. — Рн/Д.: Феникс, 2010. — 320 с.
  4. С. Речевые нарушения и их преодоление. — М.: Академия, 2007. — 175 с.
  5. С.А. Логопедии. — М.: Смарт, 2009 — 563 с.
  6. М.К. Советы логопеда. — М.:Олма-пресс, 2009 — 312 с.
  7. Г. А. Методика обследования нарушения речи у детей. — М.: Академия, 2005. — 300 с.
  8. Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — М: Институт общегуманитарных исследований, 2007. — 128 с.
  9. Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. — Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 270 с.
  10. Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 260 с.
  11. Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Академия, 2005. — 367 с.
  12. Е. Логопедия. — М.: Корона — Век, 2010. — 208 с.
  13. Е. В. Логопедия. Основы фонопедии. — М.: Академия, 2007. — 144 с.
  14. Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников. -Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. — 224 с.
  15. О.Г. Справочник логопеда. — М.: ВЛАДОС, 2007 — 318 с.
  16. О. Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 230 с.
  17. М.В. Логопедия. — М.: ВЛАДОС, 2007 — 521 с.
  18. А.С. Логопедическая работа с дошкольниками — М.: ПРИОР, 2010 — 480 с.
  19. М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. — М.: Айрис-Пресс, 2009. — 208 с.
  20. Т. С. Логопедическая энциклопедия для родителей дошкольников и младших школьников. — М.: АСТ, 2009. — 320 с.
  21. Речевая карта дошкольника с недоразвитием фонетико-фонематической системы речи. — М.: Детство-Пресс, 2009. — 24 с.
  22. Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. — М.: АСТ, 2005. — 208 с.
  23. Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2005. — 246 с.
  24. Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб.: Пи-тер, 2005. — 267 с.
  25. О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 287 с.
  26. Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2005. — 80 с.
  27. Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей до-школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М.: Школьная пресса, 2006. — 32 с.
  28. . М. Логопедия. — Рн/Д.: Феникс, 2008. — 320 с.
  29. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Академия, 2006. — 304 с.
  30. М. Е. Логопедия. — М.: АСТ, 2005. — 258 с.
Заполнить форму текущей работой