ВВЕДЕНИЕ
Экскурсия как процесс наглядного познания окружающего мира неразрывно связана с туризмом. Передвижения с различными целями у древних народов, которые историки туризма традиционно рассматривают как истоки современных путешествий, способствовали развитию торговли, установлению религиозных и межкультурных связей. Возможности познания особенностей исторического пути и культуры других народов могли появиться у путешественников только в результате наглядного изучения ими материальных памятников, образа жизни, повседневной культуры другого народа во время пребывания в этой местности, личного общения с представителями этой культуры.
Таким образом, экскурсии, как и туризм, развиваются с древнейших времен истории человечества. В России первым экскурсоводом признается император Петр I, который любил сам лично показывать строительство Санкт-Петербурга своим гостям и рассказывать им о своих планах создания нового столичного города. Не случайно и слово «экскурсия» латинского происхождения переводится В. И. Далем как «прогулка, проходка», т. е. рассматривается как процесс передвижения, способствующий познанию. В экскурсии непременно присутствуют три элемента: экскурсант, объект показа, экскурсовод. Последний проводит экскурсанта по заранее выбранному маршруту и своим рассказом и пояснениями помогает усвоить экскурсанту (участнику экскурсий) зрительный образ объекта показа. Рассказ и пояснения готовятся экскурсоводом заранее и тесно увязываются с последовательностью показа, при этом акцентируется внимание экскурсанта на отдельных частях объекта.
Во второй половине XIX — XX вв. именно экскурсия как процесс сознательного изучения мира в ходе путешествия становится обязательным элементом последнего. Привлекательность процесса экскурсионного познания, его широкие возможности использовал Томас Кук при организации путешествий и экскурсий. В России экскурсионисты начала XX в., опираясь на практический опыт проведения экскурсий для разных слоев населения, и, прежде всего, для учащихся школ, высших учебных заведений, закладывают основы экскурсионной теории и методики. В 1920 — 1930 гг. преимущество живого, наглядного общения с миром, возможность вести через экскурсию мощную идеологическую пропаганду образа и достижений советского строя быстро оценили большевики. Это способствовало стремительному развитию в СССР пролетарского и познавательного туризма, неотъемлемой частью которого являлись политизированные экскурсии различного характера.