Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия в своей недолгой практике существования Совета Федерации использовала многовековой исторический и практический опыт формирования вторых палат парламентов. О. Н. Булаков отмечает, что нашей истории знаком «и принцип выборов, используемый при формировании первого состава Федерального Собрания, и представительство по должности (второй состав), и смешанный способ формирования, используемый… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1.
  • СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРХНИХ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТОВ: МИРОВОЙ ОПЫТ
  • ГЛАВА II.
  • РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФОРМИРОВАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ В 1993—2000 ГОДАХ
    • 1. Первый опыт формирования верхней палаты в России
    • 2. Выборы депутатов Совета Федерации первого созыва
    • 3. Формирование Совета Федерации второго созыва (1995−1999) по федеральному закону от 5 декабря 1995 года
    • 4. Смена модели формирования Совета Федерации вследствие принятия Федерального закона от 5 августа 2000 года
  • ГЛАВА III.
  • ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Требования к кандидатам и состав палаты
    • 2. Избрание представителя от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • 3. Назначение представителя от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • 4. Начало и прекращение полномочий члена Совета Федерации
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ИСТОЧНИКИ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. Е. М. Козлова и О. Е. Кутафин отмечают, что парламент выступает и как «своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуаций обладают меньшими возможностями воздействия на политичес-кую жизнь страны» .

Профессионален или не профессионален парламент — зависит не столько от его структуры, сколько от его состава, т. е. от депутатов, от их личностных качеств. А это ведет к актуализации темы о системе формирования парламента. Вместе с тем, в определенных пределах сохраняет свое значение и тема о значении верхней палаты парламента.

Россия в своей недолгой практике существования Совета Федерации использовала многовековой исторический и практический опыт формирования вторых палат парламентов. О. Н. Булаков отмечает, что нашей истории знаком «и принцип выборов, используемый при формировании первого состава Федерального Собрания, и представительство по должности (второй состав), и смешанный способ формирования, используемый ныне»: назначение от исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации путем ротации и косвенные выборы члена Совета Федерации — представителя субъекта от представительной власти .

Целью данной работы является выявление существующих проблем порядка формирования Совета Федерации и анализ способов оптимизации порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, предлагаемых экспертами и учеными.

В курсовой работе решаются следующие задачи:

1) Изучить накопленный мировой опыт формирования верхних палат парламентов и, проанализировав их положительные и отрицательные особенности, выявить их влияние на политическое и социальное благополучие государств.

2) Изучить опыт России в формировании верхней палаты и выявить своеобразии порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Предметом исследования в курсовой работе является порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и верхних палат парламентов других государств и отражение через данный порядок формирования интересов субъектов Российской Федерации.

Анализ процесса формирования высших палат в историческом развитии представляет ценность для современной России. За недолгий период существования верхней палаты в России (всего 14 лет) были апробированы уже 3 способа формирования. Тем не менее, дискуссия о совершенствовании этого процесса не прекращается. У многих теоретиков, да и у самих парламентариев существуют большие сомнения относительно того, что нынешний порядок формирования Совета Федерации является оптимальным. Существуют даже мнения, что за уже внесенными изменениями в порядок формирования Совета Федерации последуют новые. Так, губернатор Липецкой области О. Королев отмечает, что «нынешний этап в жизни Совета Федерации переходный. Это уже третья по счету реформа верхней палаты, но будет еще и четвертая — последняя» .

По мнению Б. Н. Топорнина, «там, где парламент действительно олицетворяет законодательную власть, принимает бюджет, выполняет контрольные и иные функции, предусмотренные конституцией, эта отрасль права отличается юридическим и политическим здоровьем: она полноправна, с нормальным пульсом и режимом функционирования, все ее компоненты находятся в рабочем состоянии и действуют взаимосвязано и согласованно, составляя единый и слаженный комплекс. Если парламент играет иллюзорную роль, не самостоятелен, занимает подчиненное положение в иерархии государственных органов, а то и прямо управляется партийным или административным аппаратом, ни о каком полноценном парламентском праве говорить не приходится, даже тогда, когда имеется набор регламентов и других правил парламентских учреждений» .

Глава 1.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРХНИХ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТОВ: МИРОВОЙ ОПЫТ.

Парламент (от фр. раг1еzговорить) — это выборный коллегиальный представительный орган государственной власти. Структура парламента сложная. Основным ее элементом является сама коллегия депутатов, которая должна быть реально работающей корпорацией. Парламенты могут быть монокамеральными, т. е. состоящими из одной палаты (национальные ассамблеи, диваны, меджлисы, фолькетинг и др.), и бикамералъными, т. е. состоящими из двух палат (конгресс, народное собрание, стортинг, альтинг и т. д.). В. К. Самигуллин отмечает, что на самых ранних стадиях формирования демократического государства, в условиях переходного периода, без верхней палаты парламента обойтись невозможно, так как она уравновешивает и гасит наиболее радикальные настроения. Одновременно среди отрицательных черт верхних палат автор отмечает «меньшую прозрачность» законодательного органа и его большую громоздкость и обременительность для государственного бюджета.

Еще в 1917 году А. Рождественский, анализируя доводы в пользу двухпалатного парламента и однопалатного парламента, пришел к выводу, что «…ни один из доводов в пользу однопалатной системы не является убедительным…», «…но отсюда нельзя делать того вывода, что доводы в пользу двухпалатной системы сильнее, чем доводы в пользу однопалатной системы». Он считал, что вопрос должен решаться в связи с конкретной обстановкой.

Двухпалатный парламент в федеративных государствах (например, в Российской Федерации) играет особую роль и одобряется специалистами почти единогласно, так как одна палата формируется на основе представительства всего населения государства, а в другой палате представлены отдельные субъекты федерации, что одновременно позволяет парламенту отражать и интересы населения государства в целом и интересы отдельных территориальных образований. К сторонникам данной теории относятся такие известные специалисты, как профессор А. Ален из Бельгии, государствовед Франции Марсель Прело, экс-Председатель Конституционного Суда России М. В. Баглай. Однопалатные парламенты существуют только в четырех федеративных государствах: Танзания; Сент-Китс и Невис; Федеративные Штаты Микронезии; Коморские острова.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюллетень Государственной Думы. № 233 (375). 27 января 1999 г. С. 61−62.
  2. Гарант — законодательство с комментариями. http://www.garant.ru/
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В. Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. 959 с.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л. А. Окунькова, М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, М.: Издание 2-е. «Юристъ», 2002.1007 с.
  5. Конституции государств Европы. В 3 т. / Под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. М.: Норма, 2001. Т. 1. 824 с. Т. 2. 840 с. Т. 3. 792 с.
  6. Конституционный Суд РФ: Постановления. Определения. 1992−1996. — М., 1997.
  7. РФ. М., 2007.
  8. Консультант плюс — http://WWW.CONSULTANT.RU/
  9. Сборник законодательства Алтайского края. — 2001. — № 57; 2001. — № 66.
  10. СЗ РФ. — 1995, — 1997. — 2000.
  11. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41.
  12. С.А. Выборы 1993−1994 в Российской Федерации: правила и процедуры. — М.: 1993 г. — 30 с.
  13. С.А. Конституционное право России. Том 2. — М.: «Юристъ», 2007 г. — 723 c.
  14. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000 г. — 426 с.
  15. М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: «Норма», изд. 2-е, 1999 г. — 776 с.
  16. М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: «Норма», изд. 6-е, 2007 г. — 786 с.
  17. М.И. Механизм современного Российского государства. Электр. Изд. — М.: www.alleng.ru 2005 г. — 30 с.
  18. О.Н. Парламентское право России. — М., «Эксмо», 2006 г. — 656 с.
  19. О.Н. Парламентское право. — М.: «Феникс», 2002 г. — 122 с.
  20. А.А., Спиридонов А. А. Совершенствование порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрании Российской Федерации как конституционно-правовая гарантия обеспечения компромисса интересов Федерации и ее субъектов: история и современность. — М., «Формула права», 2007 г. — 119 с.
  21. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: «Проспект», 4-е изд., 2006 г. — 608 с.
  22. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: «Юристъ», 2004 г. — 587 с.
  23. В.В. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие.— М.: Издательство БЕК, 2-е изд., 1999 г. — 584 с.
  24. A.A. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М.: «Белые альвы», 5-е изд., 1996 г. — 317 с.
  25. В.М. Механизм ответственной власти. Электр. Изд. — М.: www.allpravo.ru, 2005 г. — 102 с.
  26. Н.П. История государственного управления России (IX-XX вв.). — М.: Электр. изд., 2007 г.
  27. В.К. Основы российского конституционного права: Учебное пособие. — Уфа: «Изд-е Башкирск. ун-та», 2000 г. — 190 с.
  28. Л.В. Российский федерализм: парадоксы, противоречия, предрассудки. — М.: Московский общественный научный фонд, серия «Научные доклады», 1998 г. — 43 с.
  29. .А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: конституционное (государственное) право и его основные институты. — М.: БЕК, Том 1−2, 2000 г. — 784 с.
  30. В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право российской федерации. Учебник. — М.: МГЭИ, 1997 г. — 283 с.
  31. Ю.Ю., Перепелкин Л. Л. Эволюция макроинститутов государства и гражданского общества. Методология и теория социальной эволюции. — М.: МИТПФ АЕН, выпуски -I-IV, 1996 г. — 264 с.
  32. А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие. — М.: «Интерпракс», 1995 г. — 295 с.
Заполнить форму текущей работой