Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках по законодательству России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на это уже невозможно представить коммерческое право без антимонопольного законодательства, а полная характеристика предпринимательской деятельности была бы неполной без обращения к понятию конкуренции. По мнению Э. Г. Плиева, данное утверждение основано на том, что, с одной стороны, эта деятельность осуществляется с целью извлечения прибыли, а, следовательно, предприниматель всегда… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика правового регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках
    • 1. 1. Понятие конкуренции и ограничения монополистической деятельности
    • 1. 2. Законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности
  • Глава 2. Составы монополистической деятельности
    • 2. 1. Понятие монополистической деятельности
    • 2. 2. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке
    • 2. 3. Соглашение хозяйствующих субъектов, ограничивающее конкуренцию на товарном рынке.. г
    • 2. 4. Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции
    • 2. 5. Соглашение органов власти и управления, ограничивающее конкуренцию
    • 2. 6. Участие в предпринимательской деятельности должностных лиц органов власти и управления

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках по законодательству России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В становлении российской государственности современного типа, в движении российского общества к демократическим стандартам, в укреплении национальной безопасности и сохранении жизни самой нации первостепенное значение имеют проводимые преобразования в экономике. Одно из центральных мест в системе рыночных реформ по праву занимает защита конкуренции на товарных рынках.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации сравнительно молодо: Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"1 датируется 1991 годом. Так же необходимо учесть, что с 1991 года и по сей день, в этот закон были внесены значительные изменения.

Несмотря на это уже невозможно представить коммерческое право без антимонопольного законодательства, а полная характеристика предпринимательской деятельности была бы неполной без обращения к понятию конкуренции. По мнению Э. Г. Плиева, данное утверждение основано на том, что, с одной стороны, эта деятельность осуществляется с целью извлечения прибыли, а, следовательно, предприниматель всегда стремится находить оптимальные экономические решения и быть новатором, чтобы производимые им товары и услуги пользовались спросом у потребителей. С другой стороны, поскольку в условиях рынка к подобной ситуации стремится каждый предприниматель, большую прибыль получит тот, кто сделает свой товар конкурентоспособным. В этом смысле конкуренция всегда выступает необходимым условием предпринимательской деятельности в обществе, основанном на товарном производстве и обмене2.

1 Далее: Закон о конкуренции.

2 Плиев Э. Г. Отдельные проблемы гражданско-правового регулирования предпринимательства в России: Учеб. Пособие. М.: Юристъ, 1998. С. 32−33.

Однако состязательность в среде предпринимателей за потребительский спрос на рынке может осуществляться как на добросовестных началах, добрых обычаях делового оборота, так и вестись такими методами соперничества, которые наносят вред предпринимателям, потребителям и всему обществу в целом. В последнем случае речь идет о недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

Эффективное развитие рыночных отношений и свободы предпринимательства предполагает наличие добросовестных и цивилизованных отношений между конкурирующими производителями, соблюдение ими определенных рамок, границ поведения. Чтобы свобода конкуренции не превращалась в анархию, нужны определенные гарантии и механизмы, направленные на поддержание справедливых и равных для всех участников рынка условий предпринимательства и конкуренции.

Таким образом, актуальность исследования проблем ограничения и пресечения незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции обусловлена:

— во-первых, проведением и углублением экономических и правовых реформ;

— во-вторых, необходимостью осмысления и выявления специфики российского антимонопольного законодательства и практики его применения;

— в-третьих, недостаточностью разработанности юридических аспектов антимонопольной деятельности государства и его органов;

— в-четвертых, потребностью в теоретических обоснованиях предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях;

— в-пятых, необходимостью согласования теоретических разработок в области антимонопольного регулирования и правоприменительной практики3. з.

Дормидонов В. В. Антимонопольное законодательство и проблемы его реализации. М.: РАГС, 1997. С. 13.

Несмотря на довольно большой массив научных работ, посвященных исследованию проблем монополизма и конкуренции на товарных рынках, во-просы, касающиеся монополистических ограничений в целом, рассмотрены лишь фрагментарно.

Следствием этого явилась настоящая работа, в которой детально исследуются вопросы правового регулирования ограничения монополистической деятельности.

Объектом диссертационного исследования являются закономерности правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере применения антимонопольного законодательства, основные теоретические вопросы защиты конкуренции и пресечения монополистической деятельности на товарных рынках Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы права, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, доктринальные положения и научные точки зрения, а также практическая деятельность правоприменительных органов в процессе их воздействия на общественные отношения в сфере применения антимонопольного законодательства.

Необходимо отметить, что в предмет данного исследования, прежде всего, включены нарушения антимонопольного законодательства, связанные с осуществлением монополистической деятельности. Нарушения в сфере экономической концентрации не рассматриваются.

Целью исследования является изучение действующего антимонопольного законодательства и связанных с его применением практических проблем, выработка на базе этого предложений по его совершенствованию. Достижение этой цели требует решения следующих задач: -комплексного анализа отношений, возникающих по поводу пресечения монополистических правонарушений;

— изучения истории института монополистических ограничений- -анализа системы законодательства, направленного на пресечение монополистических правонарушений;

— определения понятий «антимонопольное законодательство», «монополистическое правонарушение», «состав монополистического правонарушения» ;

— описания и анализа отдельных составов монополистических правонарушений.

Теоретическая основа исследования. В работе использована литература по общей теории права, государственному, гражданскому, коммерческому (предпринимательскому), административному праву, а также иные литературные источники, относящиеся к теме исследования. В частности, теоретической основой исследования послужили работы М. М. Агаркова, В. П. Грибанова, М.И., Брагинского, О. С. Иоффе, О. А. Красавчикова, В.Ф. Попондо-пуло, В. Ф. Яковлевой, А. П. Сергеева, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, В. А. Хохлова, В. П. Сальникова, Н. А. Чечиной, Н. С. Малеина.

Проблемы, связанные с ограничением монополистической деятельности, составляют важную задачу экономической и юридической науки. Несмотря на относительную молодость и нестабильность антимонопольного законодательства за последние годы по этой проблематике издано немало литературы. Среди наиболее, на наш взгляд, значимых работ, изданных в России по проблемам ограничения монополистической деятельности и защиты конкуренции, следует назвать труды: Р. Г. Агаева, А. В. Антощенко, А. В. Барышевой, Е. Б. Аникиной, М. А. Бокаревой, А. Н. Варламовой, В. Н. Ворожейкина, В. В. Дормидонова, В. И. Еременко, Н. И. Клейн, З. М. Казачковой, К. Ю. Тотьева, И. Г. Окрепиловой, С. А. Паращука, В. Ф. Яковлева и др.

Среди зарубежных представителей цивилистики проблемами монополизма и конкуренции занимались такие ученые, как Э. Аннерс, Э. Долан, Д. Лин-дсей, А. Маршалл, В. Ойкен, М. Портер, Фридрих А. Хайек, Р. Бренланд, Д. Фридман, Д. Бродли, Г. Фокс и др.

Методологическую основу исследования составила диалектическая теория познания, а также основанные на ней общенаучные и частнонаучные методы исследования, позволяющие исследовать проблему комплексно — исторический, статистический, сравнительный.

Использованы такие принципы исследования, как историзм, научная обоснованность, социальный подход и приоритет общечеловеческих ценностей.

При написании диссертации использовались Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные акты нормативного характера, внутренние акты министерств и ведомств (информационные письма, приказы, указания и методические рекомендации).

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные МАП РФ и Иркутского территориального управления МАП РФ, материалы практики Арбитражного суда Иркутской области и Восточно-Сибирского окружного Арбитражного суда, обобщенная практика МАП РФ, решения и предписания Иркутского территориально управления МАП РФ и других территориальных антимонопольных органов.

Научная новизна исследования состоит в сравнительно-правовом и комплексном анализе проблем, связанных с теорией и практикой применения антимонопольного законодательства.

Данное исследование является одной из первых работ, в котором рассмотрение правового регулирования монополистических ограничений получает свое комплексное развитие. Кроме того, следует отметить обширность темы исследования, проводимого на стыке норм различных отраслей законодательства, в связи с чем при рассмотрении отдельных видов монополистических ограничений во второй главе диссертации детальному анализу были подвергнуты правонарушения наиболее часто встречающиеся на практике.

В диссертационном исследовании разработаны следующие положения и выводы, которые выносятся на защиту:

1. Принимая во внимание тот факт, что антимонопольное законодательство органически использует в своих целях юридические нормы различных отраслей права, и служит созданию единого правового поля для совокупности общественных отношений по поводу монополистических ограничений, делается вывод о том, что антимонопольное законодательство является по своей природе комплексным.

2. На основе анализа законодательства, регламентирующего пресечение монополистической деятельности, и практики его применения, предлагается расширить круг субъектов, права которых могут быть ущемлены в результате злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, дополнив ст. 5 Закона о конкуренции указанием на органы государственной власти, управления и органы местного самоуправления.

3. С целью ликвидации разночтений антимонопольного законодательства с административным по поводу ответственности за монополистические правонарушения, сделано предложение о приведении норм антимонопольного законодательства в соответствие с нормами об ответственности административного законодательства.

4. На основе анализа правовых норм и соответствующей правоприменительной практики, принимая во внимание то, что в список субъектов нарушения антимонопольного законодательства, содержащийся в ст. ст. 157 1 и 157 2 КоАП РСФСР не входят должностные лица органов местного самоуправления, сделан вывод о соответствующем дополнении указанного списка должностных лиц.

5. В результате анализа законодательства и практики его применения сформулирован вывод о том, что превентивная деятельность антимонопольных органов — лучший способ защиты гражданских прав. Недопущение правонарушения — оптимальная форма борьбы с ним.

6. На основе сопоставления российского антимонопольного законодательства с соответствующим зарубежным законодательством и практикой его применения сделан вывод о необходимости определения нижней планки размера доли товара хозяйствующего на товарном рынке в пределах 20−25 процентов, а также определения размера доли нескольких хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

7. Вследствие того, что Методические рекомендации по определению границ и объемов товарного рынка в существующем на сегодняшний день виде практически не применимы, сделан вывод о необходимости разработки порядка определения границ товарного рынка, исходя из которого определяется доля хозяйствующего субъекта.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в возможности использовать содержащиеся в диссертации выводы и предложения для совершенствования действующего антимонопольного законодательства и практики его применения. Результаты исследования пригодны для использования при совершенствовании курсов «Коммерческое право» и «Конкурентное право», при подготовке учебно-методических материалов по изучению этих дисциплин.

Также результаты исследования могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований в области антимонопольного законодательства: изучение конкурентного права как подотрасли коммерческого права, изучение вопросов применения мер ответственности за правонарушения в сфере действия монополистических норм и т. д.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в трех опубликованных автором работах, а также его выступлениях в научно-практических конференциях:

3-я научно-методическая конференция «Совершенствование подготовки кадров для органов внутренних дел» (г. Иркутск, 3−4 февраля 1998 г.);

5-я Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы (г. Иркутск, 13−14 апреля 2000 г.);

Международный Байкальский экономический форум (Иркутск, 20−24 сентября 2000 г.);

6-я научно-методическая конференция «Совершенствование подготовки кадров для органов внутренних дел» (г. Иркутск, 1−2 февраля 2001 г.) — научные семинары Иркутского государственного университета и Восточ-но-Сибирского института МВД РФ.

Результаты исследования используются в учебном процессе в Восточно-Сибирском институте МВД России на кафедре гражданско-правовых дисциплин.

Структура диссертационного исследования обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.

Заключение

.

Как уже было отмечено, антимонопольные правоотношения находятся на стыке частноправового и публично-правового регулирования, а антимонопольное законодательство — отрасль, имеющая комплексный характер. А установление оптимального соотношения частного и публичного права — одна из важнейших задач формирования всей правовой системы146.

Подтверждение этого довода можно найти в том, что правила конкуренции устанавливаются двояко:

— инициативными действиями самих предпринимателей, которые устанавливают обычаи делового оборота;

— изданием законов и других нормативных актов, в которых вводятся как общие черты деловой этики предпринимателя, так и непосредственные ограничения монополистических правонарушений и недобросовестной конкуренции.

Причем, определяющая роль в установлении рамок дозволенного в сфере конкурентного законодательства отводится деятельности государства. Это обуславливается, во-первых, отсутствием экономической культуры, во-вторых, ненадежностью предпринимательских соглашений, в-третьих, использованием обмана и мошенничества, и, в-четвертых, наличием большого количества предприятий-монополистов. Однако есть надежда на то, что со временем в России окрепнет экономическая, а, в частности, предпринимательская культура, и возродится утраченная предпринимательская этика. Возрастет значение частноправовой составляющей правоотношений, попадающих в сферу антимонопольного законодательства. Думается, тогда проблема оптимального соотношения частного и публичного права будет успешно решена.

146 Яковлев В. Ф. Правовое обеспечение экономических преобразований в Российской Федерации // Юрист. 1996. № 10. С. 2.

На сегодняшний день практически завершена поэтапная разработка законодательных основ, обеспечивающих конкурентную политику, создана правовая база для цивилизованного поведения участников рыночных отношений, сформулированы правила ведения хозяйства в условиях конкуренции.

В свою очередь расширение российского законодательства, регулирующего рыночную экономику, создает предпосылку для дальнейшего совершенствования конкурентного права. Нельзя не согласиться с Т. В. Бурмистровой и Г. И. Мартыненко в том, что «в настоящее время. можно позитивно характеризовать тенденцию, наметившуюся в формировании законодательной базы конкурентных отношений», выражающуюся в «понимании законодательными органами власти необходимости взаимодействия различных отраслей права и отражении дополняющих друг друга правовых норм в различных актах хозяйственного законодательства» 147. Так, Федеральным законом от 29.

148 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» в ст. 35 установлено, что предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке услуг по лизингу обеспечиваются федеральным ангимонопольным органом в соответствие с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Статья 35 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» 149 предусматривает, что предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности фондов и их недобросовестной конкуренции обеспечиваются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

С другой стороны, есть необходимость отметить наметившуюся в 1997 г. негативную тенденцию принятия множества федеральных законов о государственной поддержке тех или иных отраслей хозяйства. Этот факт, безуслов.

147 Бурмистрова ТВ., Мартыненко Г. И. Правовые основы и практика антимонопольного регулирования // Право и экономика. 1999. № 4. С. 27−28.

148 С3 РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.

149 СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071. но, не способствует формированию единых основ государственного регулирования экономики и является препятствием для дальнейшего развития конкуренции.

Таким образом, говоря о совершенствовании действующего антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что оно должно «основываться на принципах долговременного и неукоснительного осуществления принятых законодательных актов, которые не будут регулярно пересматриваться в ту или иную сторону под воздействием социально-экономической конъюнктуры» 15°.

Конкурентная политика в современных условиях является одним из важнейших инструментов государственного управления экономическими процессами. Успех в достижении этой цели во многом связан с созданием эффективной системы государственного антимонопольного регулирования, контроля экономической концентрации и процесса перераспределения прав собственности, обеспечением условий для развития конкуренции и предпринимательства, формированием единого экономического пространства. Это возможно только при наличии развитой законодательной базы, необходимых правовых механизмов антимонопольного регулирования и должно осуществляться в тесном взаимодействии с комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Говоря в общих чертах о совершенствовании антимонопольного законодательства, надо отметить необходимость ускорения внесения изменений и дополнений в:

— Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ;

— Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» .

Важным представляется и своевременная разработка проекта постановлений Правительства Российской Федерации «О мероприятиях по решению за.

150 Бурмистрова ТВ., Мартыненко Г. И. Указ. соч. С. 29. дач государственной антимонопольной политики и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2001;2003 годах" .

В частности, говоря о конкретных нормах антимонопольного законодательства, содержащихся в нормативных актах различных уровней, необходимо:

— дополнить перечень субъектов, интересы которых могут быть ущемлены злоупотреблением доминирующим положением на рынке, содержащийся в п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции и ввести в него органы государственной власти и управления, и органы местного самоуправления151;

1 2.

— дополнить список должностных лиц, содержащийся в ст. 157 и ст. 157 Кодекса об административных правонарушениях, и внести в него должностное лицо органа местного самоуправления как субъекта административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

— привести нормы, содержащиеся в Законе о конкуренции в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях.

Проанализировав деятельность Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации по осуществлению контроля над соблюдением антимонопольного законодательства, можно сделать вывод, что основной и главной целью осуществления государством антимонопольной политики является свободная и добросовестная конкуренция. Поскольку именно защита конкуренции является главной целью деятельности антимонопольных органов, сама же конкуренция представляет собой одну из высших ценностей экономически развитого общества.

Государство в целях защиты общества и обеспечения защиты национальной, политической и экономической безопасности вынуждено изобретать и проводить в жизнь систему регулирования рыночных отношений, исходя из принципа поддержания баланса государства и общества, предпринимателей и потребителей. И если опыт антимонопольного регулирования за рубежом.

151 Подробнее см.: Шкареденок И. А. Некоторые проблемы применения антимонопольного законодательства РФ // Вестник ВСИ МВД РФ. 1999. № 4. С. 5 — 8. складывался в течение длительного времени, то российской антимонопольной политике всего несколько лет, и формирование законодательной базы, а также правоприменительной практики в этой области происходит в условиях ликвидации последствий командно-административной экономики, противостояния частных и общественных интересов.

В течение последних трех лет сохраняется тенденция увеличения количества дел по фактам нарушения ст. 5, 6, 7 и 8 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности, особенно на региональном и местном уровнях.

Практика показывает, что в различных субъектах Российской Федерации наиболее распространенными нарушениями антимонопольного законодательства являются нарушения ст. 7 Закона о конкуренции в виде необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов со стороны как органов исполнительной власти, так и органов местного самоуправления, что составляет около 1/3 от общего количества рас.

152 смотренных по данной статье дел.

Количество фактов ограничения конкуренции субъектами РФ, органами местного самоуправления в 1998 — 2000 годах значительно увеличилось. Это свидетельствует об увеличении объема нарушений антимонопольного законодательства. Несмотря на это в Российской Федерации было упразднено 12 территориальных управлений антимонопольных органов.

На сегодняшний день антимонопольных органов не имеют уже 16 субъектов Российской Федерации. Формально полномочия по осуществлению антимонопольного контроля передаются в ведение антимонопольных органов соседних субъектов Федерации. Однако территориальная отдаленность не может не сказаться на качестве антимонопольного контроля — заявлений о нарушений антимонопольного законодательства будет меньше и меньше. Таким образом, осуществление антимонопольного регулирования будет во многом зависеть от инициативы, проявляемой территориальными управлениями МАП России. По мнению заместителя министра МАП России Фона-ревой Н.Е., «на обширных территориях России контроль одновременно в двух и более субъектах Федерации физически невозможен"153.

Важным является вопрос превентивной деятельности антимонопольных органов, в связи с чем можно сделать несколько предложений:

1 .Антимонопольным органам необходимо наладить конструктивные рабочие контакты с законодательными органами власти субъектов Российской Федерации и по возможности проводить предварительную экспертизу принимаемых актов, затрагивающих отношения на товарном рынке.

2. С целью осуществления антимонопольными органами предварительного контроля соглашений, которые являются одним из самых опасных видов нарушений конкурентного законодательства, необходимо ускорить рассмотрение Государственной Думой Российской Федерации допроса о введении процедуры нотификации соглашений хозяйствующих субъектов.

3. Антимонопольным органам необходимо шире использовать инициативные выборочные проверки деятельности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Думается, допустимо возбуждение дел по собственной инициативе на основании анонимной информации.

4. В целях увеличения эффективности предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства необходимо решить вопросы взаимодействия антимонопольных органов с арбитражными судами и судами общей юрисдикции, органами прокуратуры, налоговой полиции и инспекции.

Анализ данных производится на основании Отчета отдела поддержки предпринимательства и контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ИТУ МАП России о проделанной работе за 1999 г.

Конкурентное право (Правоприменительная практика) Пособие для работников антимонопольных органов. Под общ. ред. Н. Е. Фонаревой. М., 1997. С. 179. и другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ). 1994. № 32. Ст. 3301- Часть вторая ПС РФ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Кодекс об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. с изм. и доп., внесенными Постановлением Конституционного Суда от 11 марта 1998 г. № 8-П // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909- СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.
  4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63 ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.
  6. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // СЗРФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
  7. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.
  8. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176 ФЗ «О почтовой связи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.
  9. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 3493.
  10. Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. № 60 ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1795.
  11. Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 70 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2066.
  12. Федеральный Закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3610.
  13. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.
  14. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 13. 04. 1999 г. № 75 — ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224- СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1933.
  15. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. ФЗ от 22 декабря 1999 г. № 216 — ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 485- СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6366.
  16. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.
  17. Федеральный закон от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3501.
  18. Федеральный закон от 26. января 1996 г. № 1- ФЗ «О введении в действие части второй гражданского кодекса Российской Федерации // СЗРФ. 1996. № 5. Ст. 411.
  19. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119 ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 18 февраля 1999 г. № 35 — ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990- СЗ РФ. 1999. № 8. Ст. 974.
  20. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» в ред. ФЗ от 17 марта 1997 г. № 55 — ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506- СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1378.
  21. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.
  22. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208 «Об акционерных обществах» в ред. ФЗ от 24 мая 1999 г. 101 ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1- № 25. Ст. 2956- СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2672
  23. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» в ред. ФЗ от 7 января 1999 г. № 18 -ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553- СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 245.
  24. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в ред. ФЗ от 8 июля 1997 г. № 96 ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923- СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3305.
  25. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 11 февраля 1999 г. № 33 ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316- СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 880.
  26. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 31 -ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 942.
  27. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
  28. Федеральный закон Российской Федерации от 15 июня 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
  29. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации» с изм. и доп. от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343.
  30. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-Ф3 «О федеральном железнодорожном транспорте» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.
  31. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» с изм. и доп. от 6 января 1999 г., 17 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600- СЗРФ. 1999. № 2. Ст. 235.
  32. Федергшьный закон от 17 августа 1995 г. № 147 ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.
  33. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108 ФЗ «О рекламе» в ред. ФЗ от 2 марта 1998 г. № 30 — ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864- СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1143.
  34. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3303.
  35. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» с изм. и доп. От 19 июня 1995 г., 17 марта 1997 г., 6 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3540.
  36. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.
  37. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015−1 «О страховании» в ред. ФЗ от 17 июля 1999 г. № 182 ФЗ // ВСНДВС РСФСР. 1993. № 2. Ст. 56- СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3703.
  38. Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948 1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в ред. ФЗ от 2 января 2000 г. № 3 — ФЗ // ВСНДВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499- СЗ РФ. 2000. № 2. № 22. Ст. 124.
  39. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545−1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с изм. и доп. от 19 июня 1995 г., 16 ноября 1997 г.)//ВСНДВС. 1991. № 29. Ст. 1008. (не действует).
  40. Закон РФ от 3 июня 1991 г. № 13−31 1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ с изм. и доп. от 17 марта 1997 г. // ВСНДВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927- СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823. (не действует).
  41. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 359−1 «О банках и банковской деятельности» в ред. ФЗ от 3 февраля 1996 года № 17 ФЗ // ВСНДВС. 1990. № 27. Ст. 357- СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
  42. Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998 XI «О кооперации в СССР» с изм. и доп. от 16 октября 1989 г., 6 июня и 25 декабря 1990 г., 7 марта 1991 г., 19 июня 1992 г. // ВВС СССР. 1989.№ 22. Ст. 355. (не действует).
  43. Закон от 30 июля 1987 г. № 7284 XI «О государственном предприятии (объединении)» // ВСНДВС РСФСР. 1987. № 5. Ст. 112. (не действует).
  44. Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. N 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 8, 28 июня, 6, 23 июля, 9 августа 1999 г., 29 февраля 2000 г.) // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2727- СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. 1114.
  45. Указ Президента РФ от 10 января 1998 г. № 14 «О Государственном комитете Российской Федерации по обеспечению монополии на алкогольную продукцию» (с изм. и доп. от 12 апреля 1999 г.) // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 309- СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1967.
  46. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с изм. от 27 мая 1997 г.) СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2131- СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2568.
  47. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2132.
  48. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1213 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4145.
  49. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 858.
  50. Указ Президента РФ от 17 февраля от 1995 года № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 659.
  51. Указ Президента РФ от 27 февраля 1995 г. № 201 «О государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 855. (не действует).
  52. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 859.
  53. Указ Президента РФ от 6 марта 1995 г. № 245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 16 ноября 1996 г.) // СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 968- СЗ РФ. 1996. № 47. Ст. 5312.
  54. Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297 «О мерах по либерализации цен» (с изм. и доп. 7 октября 1993 г., 28 февраля 1995 г.) // ВСНДВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1878- СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 859. (не действует).
  55. Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 124 «О регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) отдельных отраслей естественных монополий в первом полугодии 1997 года» (с изм. и доп. от 8 апреля 1997 г.) // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 729.
  56. Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах» // СЗРФ. 1997. № 19. Ст. 2230.
  57. Постановление правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 806.
  58. Постановление правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 960 «Об утверждении положения о Федеральной энергетической комиссии» (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г.) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4182- СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 238.
  59. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1284 «О плате за рассмотрение ходатайств, предусмотренным антимонопольным законодательством» (с изм. и доп. от 2 сентября 1997 г.) // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 116- СЗ РФ. 1997. № 36. Ст. 4192.
  60. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 997 «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» // Российская газета от 18 октября 1995 г.
  61. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 912 «О Совете по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации» (с изм. от 10 ноября 1996 г.) // СЗРФ. 1994. № 18. Ст. 2079.
  62. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 1992 г. № 2378-р О Программе организационных мер по демонополизации и развитию конкуренции в сфере торговли и общественного питания на 1993 год // САПП РФ. 1992. № 25. Ст. 2304.
  63. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 марта № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства // Вестник ВАС РФ. 1998. № 5.
  64. Письмо ГАК РФ от 31 марта 1998 г. № 13/1816 «Об информации, представляемой региональными органами Госкомстата России территориальным управлениям ГАК России в 1998 году» (Текст письма официально опубликован не был).
  65. Приказ МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441 «Об утверждении Положения о территориальном управлении МАП России» // БНА. 2000.9.
  66. Приказ ГКАП России «Об установлении предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения» от 3 июня 1994 г. № 66, в редакции Приказа МАП России № 71) // БНА. 1999. № 18 -19.
  67. Приказ ГАК РФ от 22 июля 1997 г. № 102 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» // (Текст приказа официально опубликован не был).
  68. Приказ ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. № 169 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» // БНА. 1997. № 3.
  69. Временные методические рекомендации ГКАП РФ от 21 апреля 1994 г. № ВБ/2053 по выявлению монопольных цен // Экономика и жизнь. 1994. № 23.
  70. В. В., Шабашев В. А. Конкуренция: современные тенденции, проблемы становления. Кемерово, 1995. -153 с.
  71. С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. № 6. С. 12 -19.
  72. Е.Б. К разработке советского антимонопольного законодательства // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 31−37.
  73. Аннерс- Э. История европейского права. М.: Наука, 1994. 395 с. 92 .Аристов О. В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учебное пособие. ML: Финстатинформ, 1999.-139 с.
  74. С. П. Теория перехода к рынку. М.: «SvR-Apryc», 1995. 103 с.
  75. А. Государственный монополизм: основное содержание и пути преодоления // Вопросы экономики. 1990. № 6. С. 26−30.
  76. JI. М. Антимонопольное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. ML: Изд-во Росс. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, 1999. 100 с.
  77. А. В. Деятельность корпораций. М., 1999. 600 с.
  78. А.В., Сухотин Ю .В., Богачев В. Н. Монополизм и антимонопольная политика. М.: Наука, 1993. 237 с.
  79. Е. Использование административно-правовых мер борьбы с правонарушениями в сфере предпринимательской деятельности // Профессионал. 1999. № 4. С. 15−17.
  80. М.А. Монополизм и антимонопольное регулирование. М., 1991.- 147 с.
  81. ЮО.Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М., 1997. С. 170.
  82. А. Некоторые аспекты антимонопольной политики // Предпринимательство. 1994. № ½.
  83. Ю2.Бурмистрова Т. В. Товарный рынок, структурный анализ концентрации и конкуренции // Право и экономика. 1999. № 7. С. 18−29.
  84. ЮЗ.Бурмистрова Т. В., Мартыненко Г. Н. Методы и практика антимонопольного регулирования действий исполнительных органов власти // Право и экономика. 2000. № 1.
  85. Т.В., Мартыненко Г. Н. Правовые основы и практика антимонопольного регулирования // Право и экономика. 1999. № 4. С. 26−37.
  86. А.Н. Законодательство РФ о конкуренции: условия возникновения и цели создания // Право и экономика. 1997. № 13−14. С. 3−8.
  87. Юб.Варламова А. Н. Законодательству о конкуренции 10 лет // Хозяйство и право. 1997. № 11. С. 51−61.107 .Варламова А. Н. О некоторых проблемах законодательства о конкуренции // Вестник МГУ. Сер. 2. Право. 1997. № 1. С. 106−113.
  88. Ю8.Варламова А. Н. Правовое регулирование конкуренции в России // Право и экономика. 1996. № 21−22. С. 10−16.
  89. В.Н., Рыбаков Ф. Ф. Демонополизация экономики как элемент рыночных отношений. СПб.: Гидрометеоиздат, 1994. 165 с.
  90. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал. 2000. № 3. С. 28−33.
  91. Государственное регулирование естественных монополий: Опыт, проблемы, перспективы / Под ред. О. В. Коломийченко и В. Н. Ворожейкина. СПб., 2000. 254 с.
  92. Гражданское и торговое право капиталистических государств /Отв. ред. Е. А. Васильев. М., 1993.
  93. Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М.: Издательство «Теис», 1996. — 552 с.
  94. В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М.: Изд-во МГУ, 1992. 284 с.
  95. С .А. Монополистическая деятельность: условия наказуемости // Законодательство и экономика. 1992. — № 18.
  96. Т. Монополистическая деятельность: понятие, виды, ответственность // Закон. 1996. № 6. С. 114−117.123 .Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике /
  97. A. Е. Городецкий, Ю. Г. Павленко, А. А. Френкель, И. Н. Задирако, Е.
  98. B. Поповская. М.: ИЭ, 1995. 28 с.
  99. Н. Правовой статус хозяйственных образований в рамках антимонопольной политики // Хозяйство и право. 1993. № 11−12.
  100. В.А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? // Юридический мир. 1997. № 3.
  101. И.В. Предпринимательское (хозяйственное право). М.: Издательство «Нолидж», 1998. 379 с.
  102. В. Антитрестовское законодательство США // Хозяйство и право. 1989. № 10. С. 118.
  103. В. И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции в зарубежных странах. М.: ВНИИПИ, 1997. 180 с.
  104. В.И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран //Государство и право. 1995. № 9. С. 100−111.130 .Еременко В .И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран. М.: ВНИИПИ, 1997. 179 с.
  105. О.А. США: Антитрестовское законодательство на службе монополий. М.: Наука, 1976. 176 с.
  106. С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). М.: Изд-во НОРМА, 2000. 672 с.
  107. Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей. Сборник нормативных актов и документов / Под общ. ред. П. В. Крашенинникова. М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА-М, 1998. — 790 с.
  108. И.Д. Современные монополии и конкуренция. М.: Мысль, 1980.-254 с.
  109. И. Наши монополии мечтают об одном больше получать // Юридический вестник. 2000. № 5. С. 6−7.
  110. А.Р. Соотношение конкуренции и монополии в период перехода к рыночной экономике /теорет. аспект / Дис. канд. экон. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1994. 129 с.
  111. З.М. Антимонопольное законодательство США: история и современность. Ставрополь, 2000. 303 с.
  112. Ю.Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 1982. 204 с.
  113. Т.В. Предпринимательство: Правовые основы. М.: Юрид. лит, 1994.- 175 с. 140 .Каширин В .В., Пимашкев П. И. Демонополизация и развитие конкурентного ценообразования // Финансы. 1996. № 10. С. 18−21.
  114. Н.И. Антимонопольное законодательство и законодательство о естественных монополиях: проблемы применения и дальнейшего совершенствования // Право и экономика. 1998. № 1. С. 44−46.
  115. Н.И., Авилов Г. Е. Антимонопольные законы государств содружества // Законодательство и экономика. 1995. № 3−4. С. 70−71.
  116. И. В. Роль антимонопольной политики в формировании конкурентной среды: Учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 1999. -235 с.
  117. А. Н., Шепенко Р. А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М.: Спарк, 1999. 208 с.
  118. О., Наррисон Дж. Некоторые нарушения принципов антимонопольного права, остающиеся вне сферы действия существующего законодательства // Хозяйство и право. 1994. № 4.
  119. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие / С. Б. Авдашева и др.- под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. 366 с.
  120. Ю. И. Теория и практика конкуренции: Учебное пособие. -Саратов: Изд. центр Сарат. гос. экон. акад., 1996. 132 с.
  121. В.В. О предпринимательском законодательстве // Государство и право 1995. № 5. С. 48−56.
  122. М.В. Антимонопольное законодательство и рынок // Законодательство и экономика. 1995. № ¾. С. 20−21.
  123. Н.П. Социальные проблемы отмены перекрестного субсидирования в естественных монополиях // Вестник Иркутской экономической академии. 1998. № 16. С. 16−20.
  124. Н. П. Естественные монополии: проблемы реформирования в переходной экономике. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.-224 с.
  125. К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с 13 англ. изд. М.: Инфра-М, 1999. 905 с.
  126. Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. М.: Наука, 1968. 207 с.
  127. О. И. Функционирование конкурентного рынка. Спрос и предложение: Материалы к лекции. М.: Изд-во РАГС, 1998. 24 с.
  128. В.К. Правовое обеспечение условий для развития соревнования в экономике // Государство и право. 1992. № 8. С. 56−64.
  129. А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Издат. группа «Прогресс», 1993.-414 с.
  130. В.П. Корпорации, монополии и право в США. М.: Изд-во МГУ, 1966.-398 с.
  131. Монополизм и антимонопольная политика / А. В. Барышева, Ю. В. Сухотин, В. Н. Богачев и др.- отв. ред. А. В. Барышева. М.: Наука, 1994. 237 с.
  132. Г. И. Антитрестовское регулирование: монополии и конкуренция // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 3.
  133. С., Глазова Е. Государство и проблема монополии // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 7.
  134. Ш. Никифоров А. А. Изменение в законе «О конкуренции.» и борьба с установлением монопольных цен // Вопросы экономики. 1995. № 11. С. 58−67.
  135. А.А. Ценовое регулирование естественных монополий // Вопросы экономики. 1998. № 4. С. 134−143.
  136. А.Б. США в мировых интеграционных процессах /Отв. ред. Н. П. Шмелев- АН СССР. Ин-т США И Канады. М.: Наука, 1991. -141 с.
  137. Пол осин М. Правовая основа обеспечения конкурентноспособности промышленной продукции // Хозяйство и право. 1999. № 8. С. 86−90.
  138. Г. В. Конкуренция и монополия: Лекция. /МВД РФ. Моск. юрид. ин-т. М., 1997. 29 с.
  139. Е.В. и др. Оценка монополизации российской экономики // Проблемы прогнозирования. 1999. № 2.
  140. В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПБ.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1994. 208 с.
  141. М. Конкуренция = On competition: Учебное пособие. СПб., 2000.-495 с.
  142. Права потребителей и развитие конкуренции: Сборник /Ред. Л. П. Кравченко. М., 1994. 160 с.
  143. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. М.: Юристъ, 2000. 727 с.
  144. Пред.1ринимательское право. Курс лекций / Под. ред. Н. И. Клейн. М.: Юрид. лит., 1993.-480 с.
  145. Региональное регулирование деятельности предприятий субъектов естественных монополий / А. Е. Карлик, Я. Ф. Кармазинова, А. В. Трачук. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999. — 50 с.
  146. Ю. Так ли надо трактовать социалистическую конкуренцию? // Экономические науки. 1990. № 4.
  147. Рынок и антимонопольное законодательство России /Отв. ред. Ю. И. Бурлинов. М.: Центр «Юстицинформ», 1992. 173 с.
  148. Рыночная и нерыночная монополия: Сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т- /Отв. ред. В. А. Петрищев. Тверь: ТГУ, 1994. 110 с.
  149. Д. Рыночная экономика и Россия: Учебное пособие. М.: Экономика, 1995. 331 с.
  150. Е. Монополия: вчера, сегодня, завтра // Экономика и жизнь. 1995. № 28. С. 2.
  151. М.Л. Монополии в условиях НТР и интернационализации хозяйственной жизни капиталистических стран: Спецкурс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 68 с.
  152. К. О праве на иск антимонопольных органов // Российская юстиция. 1995. № 1. С. 14−16.
  153. В.Т., Заморина В. А., Герцкин А. И., Солодков М. В. Антимонопольная деятельность и защита прав потребителей: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996. 130 с.
  154. Старо дубровская И. В. От монополизма к конкуренции. М.: Политиздат, 1990. 172 с.
  155. И. Основы антимонопольной политики // Вопросы экономики. 1990. № 6. С. 31−37.
  156. И. М. Монополии и антимонополистическое движение в США конца XIX века /АН СССР. Ин-т всеобщ, истории. М., 1991. 139 с.
  157. М. М. Малый бизнес как определяющий фактор развития конкуренции. М., 1999. 40 с.
  158. США: государство и рынок /А.Б. Парканский, С. В. Чепраков, С. К. Дубинин и др.- АН СССР. Ин-т США и Канады. М.: Наука, 1991. 196с.
  159. Р. Рубинштейн Т. Проблемы демонополизации экономики России // Проблемы и практика управления. 1992. № 1.
  160. К.Ю. Правовая поддержка конкуренции в России // Государство и право. 1997. № 12.
  161. К. Ю. Конкурентное право (Правовое регулирование конкуренции): Учебник / К. Ю. Тотьев. М.: РДЛ, 2000. 352 с.
  162. К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1996. 264 с.
  163. К.Ю. Государственная и естественная монополия //Закон. 1995. № 4. С. 60−63.
  164. К.Ю. Защита конкуренции на финансовых рынках // Хозяйство и право. 2000. № 1.С. 3−13.
  165. К.Ю. Ненадлежащая реклама, законодательные запреты и ограничения // Хозяйство и право. 1996. № 1. С. 54−63.
  166. К.Ю. Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках // Юрист. 1995. № 5/6. С. 35−39.
  167. Е.А. Буржуазное гражданское право на службе монополистического капитала. М.: Юрид. издат, 1948. 52 с.
  168. Н.Е. Государственный антимонопольный комитет на защите конкуренции // Законодательство и экономика. 1998. № 5. С. 4−8.
  169. Ф. Познание, конкуренция и свобода: Антология соч. /Под ред. Д. Антисери и JL Инфантино. С-Пб.: Пневма, 1999. 287 с.
  170. Хайек Фридрих А. Путь к рабству. М.: Экономика: МП «Эконов», 1992. 175 с.
  171. Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М., 1990. С. 37−38, 238, 246, 251, 253.
  172. Д.В. Разрешение арбитражными судами дел, связанных с применением ст. 7 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Право и экономика. 1999. № 7.
  173. Н. Структура товарных рынков и конкурентная политика в переходной Экономике // Законодательство и экономика. 1995. № 3−4. С. 5−17.
  174. А. Государство и малый бизнес поддержка в рамках закона // Конкурент. 1995. № 009.
  175. А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 97−103.
  176. С. Г. Региональные аспекты регулирования естественных монополий. С-Пб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999. 16 с.
  177. Шаги рыночных реформ / О. В. Барабанова, В. М. Нелюбов, Ф. Ф. Рыбаков- под. ред. проф. Ф. Ф. Рыбакова. СПб.: Гидрометеоиздат, 1998. -141 с.
  178. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. С-Пб., 1907. 820 с.
  179. Г. Ф. Учебник торгового права. С-Пб., 1907. 634 с.
  180. В. Недобросовестная конкуренция. С-Пб., 1914. С. 6. 238. Экономические и социальные проблемы России: Пробл. — темат. сб.:
  181. Проблема монополии в переходной экономике. М., 1999, 170 с.
  182. А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.- практ. пособие. М.: Гном-пресс, 1998. 379 с.
  183. И. Практика применения антимонопольного законодательства // Российская юстиция. 2000. № 5. С. 12−14.
  184. В.Ф. Правовое обеспечение экономических преобразований в Российской Федерации И Юрист. 1996. № 10. С. 2.
  185. Brannlund Runar. The Social Loss from Imperfect Competition. The Scandinavian Journal of Economics, vol. 91,1989, p. 689.243 .Eleanor M. Fox. The antitrust Alternative. New York University Law
  186. Review. Vol. 62. November 1987. 244. Friedrnan D. An Economist Analysis of Alternative Damage Rules for Contract. The Journal of Law and Economics, vol. 32 (2), (part. 1), Oct. 1989, p. 281−311.
  187. Frost G.E. Antitrust and Patents The United States Experience. -«Canadian Patent Reporter». 1972. May. part. 2. p. 180.
  188. Grendell T.J. The Antitrust Legislation of the United States, the European Economic Community, Germany and Japan. «International and Comparative Law Quarterly». 1985. p. 89.
  189. Joseph F. Brodley. The Economic goals of Antitrust: efficiency, consumer welfare and technological progress. New York University Law Review. Vol. 62. November 1987.
  190. Melville L. Towards a British Law of Unfair Trading? // The Trademark Reporter. 1971. V.61. № 5, p.370−330.
  191. Neat A.D., Goyder D.G. The Antitrust Laws of the U.S.A., Cambridge University Press. New York. 1980. p. 7.
Заполнить форму текущей работой