Актуальность темы
исследования. Обладание оружием в различные периоды историй предопределялось несовпадающими факторами и решало различные задачи — от самозащиты до удовлетворения эстетических потребностей (например, при коллекционировании), являлось предметом и быта, и национальной (этнической) гордости. Как компонент нашей жизни и цивилизации оружие неизбежно будет присутствовать рядом с человеком. Это обстоятельство требует выработки определенного отношения к оружию и различным его видам, установления ясных запретов и, наоборот,.
I I дозволений, то есть сбалансированного правового режима, учитывающего таящиеся в оружии опасности и необходимость разумного удовлетворения потребностей граждан в обладании оружием.
Действующее законодательство России исходит из принципа оборотоспособности оружия, но это правило касается только так называемого гражданского оружия, и не распространяется на иное оружие (например, боевое). Уже одно это требует выработки критериев для разграничения различных видов оружия.
Развитие нашего общества на пути радикальных социально.
I «экономических реформ лишь обострило проблему правового регулирования оборота оружия. С одной стороны, существует мнение о необходимости свободного (без ограничений) приобретения огнестрельного оружия, поскольку неотъемлемым правом всякого гражданина является право на защиту своих прав и свобод любыми дозволенными способами (ст. 55 Конституции РФ). С другой стороны, естественны опасения в связи с поголовным вооружением и возможным использованием оружия в криминальных целях.
Результаты поиска взвешенного и вдумчивого отношения к решению.
I > этих вопросов должны отражаться не только в воззрениях, идеологии, нравственных оценках, но и в соответствующих правовых нормах, что неизбежно для современного правового общества.
Эта проблематика имеет и четко выраженный предпринимательский аспект. Россия уверенно входит в число лидеров на мировом рынке производства и экспорта оружия, в том числе гражданского. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006;2008) и стратегия развития оборонно-промышленного комплекса до 2015 года исходит из того, что в данном комплексе продукция гражданского назначения должна превысить 70 процентов от общего объема. Под влиянием спроса возрастают объемы продажи гражданского и служебного оружия на внутреннем рынке. Наконец, гражданское и служебное оружие составляет компонент безопасности предпринимательских структур и отдельных предпринимателей, средство работы частных охранных и.
I I детективных организаций.
В советский период внимание к правовым вопросам оборота гражданского оружия исключалось в силу его фактического запрета. Только в последнее время с принятием новейшего законодательства об оружии (Федеральный закон «Об оружии» 1996 г.) оказались возможными соответствующие правовые исследования данной проблематики. Но и сегодня, в том числе в связи с отсутствием необходимых теоретических наработок, имеется немало проблем.
Во-первых, часть этих проблем рождена архаичностью текста самого.
I «законодательства об обороте оружия, поскольку к середине 90-х годов прошлого века ни отечественный законодатель, ни правовая доктрина еще не обладали достаточно высокой юридической техникой, многие узловые подходы в нормотворчестве были не разработаны, не было достаточной информации о мировом опыте в области легитимного оборота оружия, не были определены социально-политические ориентиры относительно того, каким должно быть отношение государства к приобретению и обороту оружия. До настоящего времени не устранены пробелы в регламентации отношений, отдельные нормы противоречат друг другу.
Во-вторых, сложной является и задача комплексного межотраслевого регулирования общественных отношений по поводу обладания оружием, эта сфера лежит в «поле действия» норм различного по своему характеру законодательства: гражданского, предпринимательского, уголовного, административного, таможенного и иного. >
В-третьих, не простым является и сам объект данных отношений. Оружие есть технически сложное изделие, концентрирующее в себе различные свойства и вызывающее разнообразные интересы, как некое благо оно обладает несовпадающими характеристиками. Оружие как средство охоты, безусловно, отличается от оружия — музейного экспоната и, тем более, от оружия как товара в предпринимательских отношениях. И все это требует выработки специальных норм для надежного правового обеспечения.
И дело не столько в создании надежной нормативно-правовой базы, сколько в выработке некоторых исходных принципов о том, кто, когда и при каких условиях должен иметь право на оружие, причем определенное оружие (с конкретными характеристиками), как это оружие может включаться в оборот и менять правообладателей. Например, мало зафиксировать в нормах права перечень оружия, поскольку развитие техники и технологии неизбежно завтра сделает такой список устаревшим. Так, вчера еще никто и не мыслил в качестве оружия электрошоковые устройства, а сегодня они стали обыденными. Иначе говоря, требуются, точные и емкие нормы, способные удовлетворять потребности общества на длительную перспективу.
Имеется тенденция расширения круга лиц, имеющих право на приобретение и использование традиционного оружия. Так, нарезное оружие сегодня разрешено к продаже не только охотникам-промысловикам, но и другим гражданам. Но это же обстоятельство требует адекватной реакции, заключающейся в изменении объема прав, обязанностей, способов контроля.
Хотя проблемы оборота оружия имеют криминалистические, социологические, психологические и иные аспекты, настоящее исследование ориентировано, на изучение проблем преимущественно предпринимательского характера. В этой части сложившаяся система правового регулирования оборота гражданского оружия также весьма несовершеннатак, основные нормативные правовые акты в данной сфере практически полностью игнорируют научно-методологические разработки отечественного правоведения в сфере предпринимательской деятельности и имущественного оборота (о правосубъектности, о договорах, о современных методах воздействия государства на экономические процессь! и т. п.).
Впрочем, гражданский оборот как особое комплексное явление вызывает интерес и как таковой, поскольку аккумулирует в себе основные проблемы экономических отношений, вещных прав на имущественные блага, роли публичной власти в организации взаимодействия.
Сказанное позволяет утверждать об актуальности и практической значимости избранной темы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются сами социально-экономические отношения, возникающие приобороте гражданского оружия. В таком случае предмет исследования — правовые нормы, регулирующие данные отношения, положения отечественной и зарубежной доктрины, литературные источники, судебная практика и конкретные правовые явления (договоры, акты органов внутренних дел и т. п.) в данной сфере.
Цель и задачи исследования
Цель исследования — раскрыть концептуальные основы правового регулирования отношений оборота гражданского оружия, выявить особенности конкретных норм и существа ограничений прав по обладанию гражданским оружием, а также внести предложения по совершенствованию правового регулирования данных отношений и толкованию соответствующих норм.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: определить признаки и существенные черты гражданского оружия как объекта правового регулирования в отношениях оборота, установить правовые основы его легитимации при включении в оборотраскрыть юридическое значение имущественного оборота и его специфику применительно к обороту оружиявыявить содержание ограничений при обороте гражданского оружия и их соотношение с общими правовыми принципами, определяющими движение имущественных ценностей в современной экономикеопределить правовые основы регламентации оборота гражданского оружия, внутреннюю структуру и иерархию источников регулирования, уровень внутренних и внешних системных связей с другими источникамираскрыть юридическое значение лицензирование и разрешительных действий органов государства для обеспечения оборота гражданского оружияпроанализировать особенности отдельных правовых режимов действий в отношении гражданского оружияисследовать особенности купли-продажи гражданского оружия, а также иных форм его отчуждения, выявить специфику применения отдельных правовых категорий и понятий к обороту оружия.
Степень разработанности проблемы. Вопросы правового регулирования отношений, возникающих при обороте гражданского оружия, до настоящего времени исследовались преимущественно с точки зрения административного надзора и уголовно-криминалистических аспектов.
1 2 (работы Г. А. Бойко, С. А. Невского и др. авторов).
Есть также научно-квалификационные работы об имущественном обороте в целом и обороте отдельных сложных объектов, в том числе ограниченных в обороте: Т. Г. Лукьяновой, С. И. Поповой, Р. М. Олимовой (об обороте драгоценных металлов), Е. С. Болтановой, О. А. Плешановой (об.
1 См.: Бойко Г. А. Проблема методики расследования незаконного оборота оружия и боеприпасов: по материалам Северо-Кавказского региона: автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.
2 См.: Невский С. А. Борьба с незаконным оборотом оружия. М.: Юрлитинформ, 2003. обороте недвижимости) и др. Но в них вопросы оборота именно гражданского оружия не рассматривались.
Отдельные же журнальные статьи по близкой проблематике не могут компенсировать отсутствия полноценного анализа.
Поэтому есть основания считать, что тема настоящего.
I «диссертационного исследования не раскрыта с должной полнотой в науке ни гражданского, ни предпринимательского права.
Методическая основа исследования. При выполнении работы использовались общенаучные методы исследования, включая диалектический закон перехода количественных изменений в качественные (для оценки тенденций формирования законодательства об обороте оружия), общелогические методы, в том числе анализ, абстрагирование, метод индукции (в частности, для выявления специфики оборота гражданского оружия) и др. В числе специально-правовых методов применялись.
I I формально-правовой и структурно-нормативный методы (например, для установления содержания норм и соотношения их друг с другом), метод правового целейолагания (при установлении соответствия нормы ее назначению и возможности реализации) и др.
Теоретическая и информационная база исследования. Теоретическую и эмпирическую основу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, специальные нормативные акты, посвященные обороту гражданского оружия, ведомственные инструкции, письма и разъяснения по вопросам темы, материалы судебной практики и.
I I результаты статистических исследований.
В том числе в работе использовались научно-теоретические обобщения и конкретные вйшоды отечественных правоведов: М. М. Агаркова, М. И. Брагинского, А. Г. Быкова, В. В. Витрянского, Е. П. Губина, В. П. Камышанского, В. В. Лаптева, Д. И. Мейера, К П. Победоносцева, Е. А. Суханова, К. И. Скловского, В. А. Хохлова, Г. Ф. Шершеневича, иных авторов, а также специалистов в области исследования оборота оружия — В.
Бабердина, А. Винокурова, В. Леванова, М. Савелия, Ю. П. Тимашева, В. П. Тихого, В. Федорова, Е. Д. Шелковниковой и др.
Научная новизна. Научная новизна диссертации предопределена прежде всего тем, что впервые в российском правоведении проведено научно-монографическое исследование о правовом регулировании оборота гражданского оружия.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Правовая характеристика гражданского оружия может иметь.
I «различные аспекты, что предопределено его разнообразными свойствами и способностью быть объектом различных правоотношений. С точки зрения предпринимательского (и гражданского) законодательства оружие одновременно должно быть определено и как разновидность имущества (экономическое благо), и как товар, и как движимая индивидуально определяемая вещь с принадлежностями, обладающая признаками общей оборотоспособности, неделимости, непотребляемости, заменяемости.
2. Дана отрицательная оценка используемого в действующем законодательстве определения гражданского оружия на основе функционального критерия, то есть как конструкции, предназначенной для поражения целей. Этот подход вполне надежен в плане стабильности понятия и его межотраслевого характера и неудовлетворителен для отграничения оружия от «не оружия».
В этой связи предлагается:
— отказаться от попыток установления единого и постоянного перечня гражданского оружия, так как он должен быть изменяем в связи с непрерывным развитием техники и появлением новых технологий- ' исключить из перечня гражданского оружия, крторое исходно является огнестрельным, оружие холодное, метательное, а также специальные средства защиты и сигнальные средства, поскольку они имеют принципиально иное функциональное назначение и способы действия;
— осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений относительно всех указанных групп оружия в отдельных федеральных законахпринять закон о коллекционном оружии, что соответствует международной практике и обеспечит требуемое качество регулирования.
3. Моментом включения конкретных экземпляров оружия в оборот следует считать акт сертификации и установления соответствия этих экземпляров параметрам имеющихся моделей, а не запись о них в Государственный Кадастр оружия.
4. Следует изменить неудачное определение оборота оружия в ФЗ «Об оружии», исходящее исключительно из задач административной деятельности и понимающее под оборотом любые акты фактического обладания оружием (владельческие ситуации). В результате вместо оценки правомерности смены владельцев (иных правообладателей) делается акцент на физической доступности оружия. В частности, именно по этой причине встречаются ошибки в судебной практике, не разграничивается (смешивается) легальный и нелегальный оборот оружия, хотя они представляют собою различные правовые явления. Главной задачей правового регулирования оборота гражданского оружия должно являться обеспечение прав и законных интересов предпринимателей и потребителей.
5. Утверждается о свойстве общей оборотоспособности гражданского оружия, поскольку имеющиеся ограничения лишь создают его особый правовой режим, а не исключают из оборота. В целях установления разумных и обоснованных критериев ограничений, обеспечения гармоничного, непротиворечивого сочетания публичных и частных интересов и на основе требований ст. 45 Конституции РФ предлагается применять следующую систему приоритетов (принципов):
— безопасность оружия для окружающих;
— соблюдение медицинских, санитарных и иных аналогичных требований к личной безопасности оружия для лиц, использующих его;
— соответствие технических (функциональных) характеристик оружия его официально объявленному назначению;
— универсальность понятия оружия и его дифференцированное видовое определение во всех нормативных правовых актах и сферах деятельности;
— обеспечение комплексности правового регулирования оборота гражданского оружия в результате координации и установления иерархии норм уже имеющихся кодифицированных актов различных отраслей законодательства;
— сочетания и баланса личных и социальных начал и интересов в регулировании оборота гражданского оружия, а не их подчинения друг другу;
— признания гражданского (экономического) оборотаоружия элементом рынка;
I).
— применение критерия потенциальной доступности включения в нелегальный оборот и использования в криминальных целях только для боевого оружия по рекомендации Минздрава РФ.
Существо ограничений оборота гражданского оружия заключается в сужении, сдерживании имеющихся конкретных субъективных прав, а не в лишении, аннулировании права. Во избежание смешения для случаев ограничения субъективных прав предлагается использовать термин «лимитирование».
6. Лицензирование оборота оружия должно быть подчинено общим,.
I I универсальным правилам о лицензировании (сегодня этого нет). Данное лицензирование должно быть дифференцировано исходя из назначения, функций, целей 'приобретения оружияименно поэтому лицензия должна отражать конкретный тип и назначение разрешенного оружия (в настоящее время это не обеспечивается). Лицензии на коллекционирование оружия должны выдаваться Министерством культуры.
7. Договор купли-продажи гражданского оружия, в том числе розничной, является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Он является публичным (ст. 426 ГК РФ), но не является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ). Причина — отсутствуют заранее установленные стандартные формы, разрабатываемые одной стороной и принимаемые другой только путем присоединенияне позволяют квалифицировать его как договор присоединения в значении ст. 428 ГК РФ ни элементы публичной оферты в торговле, ни наличие товарного чека.
8. Существенным условием договора куплигпродажи гражданского оружия является только определенность предмета договора, позволяющая идентифицировать оружие по всем квалификационным признакам. Цена, специальная маркировка, сертификат соответствия, элементы клеймения, соответствие нормам Министерства здравоохранения, коллекционные признаки, индивидуальный номер и пр. не образуют существенных условий данного договора в значении ст. 432 ГК РФ.
9. Действующие нормативные акты об обороте гражданского оружия по существу ограничивают потребителей в правовых возможностях при установлении недостатков оружия как товара. В этой связи предлагается непосредственно в тексте Закона об оружии и Правилах оборота предусмотреть в качестве универсальной норму о возможности применения законодательства о защите прав потребителей.
10. Купля-продажа гражданского оружия является основной, но не единственной формой оборота гражданского оружия. Биржевая торговля гражданским оружием в Российской Федерации исключена не в силу законодательного запрета, а под влиянием специфики биржевой торговли и самого оружия. С другой стороны, следует ожидать развития иных форм торговли гражданским оружием (например, ярмарочной, ярмарочно-выставочной).
Дистрибьютерский договор, сочетающий в себе отношения по купле-продаже и организации торговли, обладает самостоятельными квалификационными признаками и способен быть одной из популярных форм продажи гражданского оружия.
Скупка у населения оружия, обладание которым незаконно по тем или иным причинам («амнистия»), требует квалификации по нормам гл. 30 ГК РФ, хотя его легитимность и предопределена исключительно соответствующими актами органов государственной власти (но не гражданским законодательством).
11. При наследовании нет принципиальных ограничений для оборота гражданского оружия. Право собственности (титул) у наследника возникает с момента принятия наследства, но до получения необходимых разрешений он ограничен в возможности реализовать свои полномочия (в том числе по использованию, хранению). На оружие, запрещенное к обороту (например, боевое), право собственности просто не возникает.
Требуются’уточнения толкования ст. 238 и 1180 ГК РФ. В п. 1 ст. 238 речь идет об имуществе, которое гражданину «не может принадлежать», тогда как в п. 3 той же статьи имеется в виду вещь «на приобретение которой необходимо особое разрешение». Следовательно, в п. 2 ст. 1180 ссылку на ст. 238 следует понимать как указание только на норму п. 3 ст. 238 ГК РФ.
12. Сдерживающее влияние лицензионных разрешений на оборот гражданского оружия и применение традиционных гражданско-правовых конструкций не абсолютно. По смыслу Закона об оружии обязанность получения предварительных разрешений на действия по обороту связывается лишь с актами физического перемещения гражданского оружия или физического доступа к нему. По этой причине различные посредники и представители (комитент, поверенный и т. п.) в момент совершения сделки с гражданским оружием не должны считаться обязанными получить лицензию, если состав их действий не включает непосредственное обладание оружием.
Залогодержатель по общему правилу не вправе владеть и распоряжаться имуществом, поэтому обязанность получить разрешения на оборот гражданского оружия следует связывать исключительно с закладом и его разновидностями (ст. 338 ГК РФ), случаями предоставления залогодержателю права пользования (ст. 346 ГК РФ), а также возможным решением суда при обращении взыскании на предмет залога и трансформацией обязательственных правоотношений в вещные (ст. 349 ГК РФ).
I '.
Сделки с оружием без лицензии следует квалифицировать по ст. 168 ГК РФ как ничтожные, а не по ст. 173 ГК РФ (как оспоримые). Поскольку действующее законодательство об обороте гражданского оружия не содержит общей нормы о запрете таких сделок, вносится предложение о дополнении ст. 9 Закона об оружии абзацем шестым:
Запрещены и являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ) сделки с оружием, если в соответствии с настоящим Законом, требуется получение лицензии".
Квалификация сделок с гражданским оружием по ст. 169 ГК РФ.
I > недопущение реституции") возможна, но при двух необходимых условиях: а) установлении оснований для конфискации (ст. 243 ГК РФ), и б) нарушении прямо предусмотренных норм федерального закона и состоявшегося решения суда по уголовному или административному делу.
В работе содержатся и иные авторские положения, направленные на уточнение смысла законодательства и его оптимизацию.
Практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании доктринальной оценки современного правового регулирования оборота оружия, выработке.
I I предложений по толкованию соответствующих норм и внесению ряда законодательных предложений. Выводы и положения работы могут быть использованы в законотворческой и в правоприменительной деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные направления диссертационного исследования докладывались на ряде научно-практических конференций, публиковались в научных изданиях, обсуждались на кафедре предпринимательского права Московского государственного университета.
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, разделенных на 7 параграфов, Заключения и Списка использованных нормативных актов и литературы.
Кратко подводя итоги настоящего исследования, выделим главные,.
узловые проблемы настоящей темы и предложенные пути их решения. Одна из основных задач связана, конечно же, с необходимостью.
четкого выделения самого гражданского оружия, обособления его от иных.
видов. Если оборот гражданского оружия в принципе разрешен, хотя и.
ограничен, то оборот иного оружия по существу запрещен. Это положение.
является решающим и предопределяет решение иных аспектов. В этой связи дана правовая характеристика гражданского оружия,.
определен момент его включения в экономический оборот, что связывается с.
актами государственной системы сертификации, сделан вывод о том, что.
решающим критерием для обособления гражданского оружия в.
самостоятельную группу является установление законом технических.
критериев, определенных преимущественно ст. 3 Закона об оружии. Поэтому помимо общего определения оружия, которое в законе.
связывается с ' его функцией поражения целей, применительно к.
гражданскому оружию требуется применять дополнительные критерии, в.
основном имеющие более низкие поражающие характеристики (скорость.
вылета пули, длина ствола, отсутствие нарезного устройства и т. п.). Поскольку ряд видов оружия, а также иные предметы, имеют.
совпадающие или близкие свойства, отграничение гражданского оружия от.
иных видов оружия требует учета актов органов внутренних дел, которыми.
определенные виды оружия разрешаются к обороту. Например, гражданское.
оружие, используемое для самообороны и в охранных организациях, может.
быть только тем, которое вошло в специальные перечни разрешенного.
гражданского оружия. Одновременно сделан вывод о необходимости обособить правовое.
регулирование по приобретению и обладанию средствами, которые в.
настоящее время отнесены к гражданскому оружию, но имеют иные.
функциональные характеристики (метательное и колющее оружие, средства.
защиты, основанные на использование аэрозолей, электрошокового эффекта,.
сигнальные устройства). Что же касается единого перечня оружия, в том числе гражданского.
оружия, то его просто не может быть, поскольку понятие оружия основано на.
функциональных характеристиках и состав того, что законодатель именует.
оружием, величина весьма переменная. При этом моментом включения.
конкретного экземпляра оружия в оборот следует считать не включение его в.
Кадастр оружия, а момент его сертификации. Широко обсуждаемые в печати вопросы расширения перечня оружия,.
относимого к 'гражданскому, в основном касаются предоставления.
гражданам иметь для самообороны длинноствольное огнестрельное оружие. Базируясь на данных статистики, технических характеристиках такого.
оружия, сделан вывод о целесообразности этого шага. В пользу такого.
решения говорит и то, что подобное оружие фактически не вовлекается в.
криминальный оборот, но обеспечивает самозащиту граждан. Теоретически раскрытие данной темы могло бы быть связано с.
анализом рынка оружия, однако в диссертации сделан вывод о том, что.
рынок есть более широкое понятие, не совпадает с понятием «оборот» и.
требует привлеч’ения некоторых дополнительных компонентов. Сам же.
оборот в работе толкуется как совокупность имущественных отношений,.
возникающих в результате юридически значимых фактов, обеспечивающих.
передачу вещных прав. Соверщенно иначе толкуется оборот в Законе об.
оружии, где оборот рассматривается как случаи предоставления иным лицам,.
помимо собственника, физического доступа к оружию. Это обстоятельство.
затрудняет применение известных доктрине правовых конструкций и требует.
по крайней мере корректировки и уточнения текста Закона об оружии. Поскольку оборот гражданского оружия во многом предопределяется.
характером ограничений, имеющих прежде всего административно правовую природу, значительное внимание в диссертации посвящено именно.
ЭТИМ вопросам. Анализ показывает, что ограничения вводятся как.
ограничения субъективных прав и это означает, что^ всякий раз ограничение.
выражается или в запрете конкретного действия или в его лимитировании. Само по себе объективное право при этом не ограничивается, не.
уменьшается. Если поставить общей задачей оценить допустимость ограничений и их.
разумность, обоснованность, то требуется выявить критерии, которые и.
могли бы служить проверочным материалом (фактором). В диссертации.
такие критерии представлены как общие принципы ограничений оборота,.
позволяющие оценить соответствие ограничений тем конституционным.
принципам, которые предопределяют существо всяких ограничений права и.
свобод гражданина. Отдельный параграф посвящен лицензированию как исключительному.
средству контроля государства в сфере оборота оружия. Здесь сделан вывод о.
целесообразности распространения на лицензирование оружия общих норм.
федерального законодательства о лицензировании, поскольку до настоящего.
времени на значительную часть оборота оружия эти универсальные нормы.
не распространяются. Сравнительно-правовой анализ также показывает, что.
было бы не правильно концентрировать всю лицензионную работу.
исключительно в органах внутренних дел. Отдельно рассматриваются правовые режимы конкретных действий в.
рамках оборота оружия, поскольку такова и структура регулирования в.
действующем законодательстве. Применительно к производству,.
транспортировке, продаже, хранению, коллекционированию и другим.
действиям в диссертации обобщены правила оборота и сделаны конкретные.
предложения по толкованию норм. Купля-продажа гражданского оружия не исчерпывает оборот, но.
является наиболее распространенным его актом. В диссертации подробно.
анализируются правила купли-продажи оружия (на примере розничной.
купли-продажи), а также те правовые формы перехода прав на оружие. которые существуют помимо купли-продажи (ярмарочпая торговля,.
дистрибъютерский договор, комиссия, иаследование). Особо обсуждаются проблемы в обороте оружия традиционных.
гражданско-правовых конструкций. Принципиальным сдерживающим.
началом здесь обычно выступает отсутствие лицензий у одной из сторон, но.
и это обстоятельство в ряде случаев не может повлиять на использование,.
например, конст1) укции залога. Из тех же соображений, берущих свое начало.
в необходимости лицензирования только при фактическом обладании.
оружием, сделан вывод о допустимости деятельности посредников и.
представителей, которые на момент возникновения соответствующих.
отношений не обладают лицензией.