Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Применение силы в международных отношениях и защита прав человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в международном праве до сих пор нет общепризнананого определения «агрессия». Определенные доктринальные ориентиры в отношении того, что следует понимать под «агрессией» дало Определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г. Но следует отметить, что в этом документе нет ссылок на запрет применения силы с целью подавления прав и свобод человека. Вместе с тем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ И УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. Старое международное право: применение силы и права человека
    • 2. Статут Лиги Наций: ограничение применения силы и права человека
    • 3. Устав ООН и принципы неприменения силы и уважения прав человека в современном международном праве и международных отношениях
  • ГЛАВА 2. ПРАВОМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ ПО УСТАВУ ООН И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. Принудительные меры ООН и защита прав человека
      • 1. 1. Понятие и виды принудительных мер в международном праве
      • 1. 2. Международно-правовые санкции в системе коллективной безопасности ООН. Угроза миру, нарушение мира и акт агрессии как основания введения санкций ООН
      • 1. 3. Санкционные меры ООН без применения вооруэюеиной силы
      • 1. 4. Санкционные меры ООН с применением вооруженной силы
    • 2. Массовые и грубые нарушения прав человека как основания применения силы для их пресечения
      • 2. 1. Агрессия — тягчайшее нарушение мира, безопасности и прав человека
      • 2. 2. Несовместимость колониализма с обеспечением прав и свобод человека
      • 2. 3. Внутренние вооруженные конфликты и права человека
      • 2. 4. Незаконность диктаторского режима власти
      • 2. 5. Апартеид — преступление против человечности
      • 2. 6. Геноцид — преступное нарушение прав человека
      • 2. 7. Распространение оружия массового уничтожения и права человека
      • 2. 8. Преступность международного терроризма
      • 2. 9. Незаконная торговля наркотиками и права человека
    • 3. Операции ООН по поддержанию мира и защита прав человека
  • ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОСУДАРСТВАМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ГУМАННЫХ ЦЕЛЯХ
    • 1. «Гуманитарная интервенция» в теории и практике международного права и международных отношений
      • 1. 1. Концепция «гуманитарной интервенции»: понятие, содержание и попытки правового обоснования
      • 1. 2. «Гуманитарная интервенция» в практике региональных военно-политических организаций и межгосударственного общения
      • 1. 3. Недопустимость «гуманитарной интервенции» как важное условие сохранения и укрепления меоюдународной безопасности
    • 2. Применение силы государствами для защиты своих граждан за рубежом

Применение силы в международных отношениях и защита прав человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование посвящено проблеме применения силы в международных отношениях и защиты прав человека. Неоднозначность данной проблемы порождается сочетанием общепризнанного международно-правового принципа неприменения силы в международных отношениях с растущим убеждением в том, что мировое сообщество не может и не должно оставаться безучастным к гибели, страданиям и массовым нарушениям прав людей в том или ином государстве.

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Спустя пять десятилетий после принятия Всеобщей декларации прав человека, нынешнее положение с правами человека в мире остается главным предметом озабоченности международного сообщества. В одном из последних Годовых отчетов о работе Организации Генеральный секретарь ООН Кофи А. Аннан охарактеризовал картину состояния прав человека в современном мире как «мрачную"1.

Современный международный терроризм и сопряженные с ним миграция хорошо вооруженных и обученных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм и национализм подрывают стабильность и мир не только в отдельных странах, регионах, но и на всей планете.

Масштаб этих угроз возрастает под воздействием глобализации международных отношений. Глобализация резко усилила взаимозависимость государств, и региональные конфликты начали всерьез угрожать всеобщей безопасности и стабильности. В современных условиях отрицательные последствия внутригосударственных катаклизмов неминуемо затрагивают и окружающие страны. Поэтому в современном мире угроза одному представляет угрозу всем.

1 Документ ООН. А/561/1. Доклад Генерального секретаря ООН о работе организации. 2001 г.

Как ответить на эти угрозы? К сожалению, последовательная система международно-правовых актов и инструментария практически не разработана. Эта проблема представляет собой зону ослабления защиты прав человека. Вместе с тем, можно отметить явную тенденцию в международных отношениях к использованию силовых инструментов в целях прекращения нарушений прав человека.

Военная сила — составная часть любой действенной системы безопасности. Управление политическими процессами как внутри страны, так и вовне вызывает необходимость прибегать к силе. Однако мало найдется вопросов современной политики, которые порождали бы больше сложностей и имели бы большую значимость, чем принципы, касающиеся использования силы и ее применения в конкретных ситуациях.

Устав Организации Объединенных Наций утверждает «веру в права человека», однако запрещает вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (статья 2.7. Устава), а также применять силу или угрозу силой как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и иным образом, несовместимым с целями Организации (статья 2.4. Устава).

Вместе с тем, в современном мире происходят гуманитарные кризисы различного характера, которые в силу вопиющих нарушений прав человека требуют немедленного разрешения. И зачастую функцию урегулирования подобных ситуаций выполняет военная сила.

Международное сообщество сегодня пришло к пониманию того, что имеется ряд грубых и массовых нарушений прав человека, которые, где бы они не происходили, представляют угрозу всеобщей безопасности и никогда не могут быть терпимы. Прежде всего, речь идет об истреблении людей в гражданских войнах, а также массовых убийствах, совершаемых недемократическими режимами. В этой связи принципы неприменения силы и невмешательства во внутренние дела не могут быть преградой для защиты граждан со стороны международного сообщества.

Современный международный подход к проблеме прав человека окончательно вывел ее за рамки оговорки о внутренней компетенции. Если гибнет или страдает какая-либо его часть по вине властей того или иного государства, то причиняется ущерб всему человечеству, и оно, разумеется, может прибегать к необходимым, предусмотренным международным правом мерам, действуя через межгосударственные механизмы, чтобы добиться прекращения гибели или страданий этой его части. Проблема защиты прав человека становится вопросом международной безопасности.

Практика Совета Безопасности ООН пошла по пути признания прямой угрозой миру массовых нарушений основных прав и свобод человека во внутригосударственном конфликте, особенно когда они носят серьезный и систематический характер. Такие преступные деяния, как геноцид, апартеид, массовые убийства, истребление людей, обращение в рабство и иные преступления против человечности являются международными преступлениями1. Указанные и подобные им преступные деяния должны пресекаться.

Речь уже идет даже не о праве вмешиваться, а об ответственности за защиту, лежащей на каждом члене международного сообщества, когда дело касается спасения жизни людей в странах, где совершаются массовые злодеяния.

Генеральный секретарь ООН Кофи А. Аннан неоднократно заявлял, что «государственный суверенитет предполагает ответственность, а не только власть, и он никогда не предназначался для того, чтобы служить правительствам лицензией на попрание прав человека и человеческого л достоинства». Тот факт, что конфликт является внутренним, не дает ни одной из его сторон какого-либо права игнорировать самые элементарные нормы человечности.

1 Статьи 6 и 7 Римского статута Международного уголовного суда 1998 года.

2 Кофи А. Аннан. Проблема вмешательства. Выступления Ген. секретаря ООН. Нью-Йорк. 1999. С. 6.

Совет Безопасности ООН неоднократно принимал решения о силовых мерах в поддержку демократии и прав человека. На основании главы VII своего Устава ООН обладает развитым санкционным механизмом, действующим в защиту международного правопорядка и прав человека, от мер экономического воздействия до использования военной силы.

Однако сегодня этот механизм проходит проверку на прочность. В частности, многими критикуется слишком сложная процедура принятия решений Советом Безопасности о принудительных мерах (право вето), которая зачастую приводит к бездействию ООН в ситуациях, когда налицо угроза международному миру и безопасности.

Сторонники концепции «гуманитарной интервенции» утверждают, что в таком случае международное сообщество не может остаться в стороне и решение о применении силы может быть принято самостоятельно государством, группой государств или региональной организацией. В качестве правового обоснования концепции делается ссылка на якобы существующий приоритет норм, провозглашающих неотъемлемые права и свободы человека, над такими международно-правовыми принципами, как неприменение силы и угрозы силой и невмешательство во внутренние дела другого государства. Данная позиция не является некой абстрактной теорией, а отражает внешнеполитическую практику отдельных государств и региональных блоков (военная операция НАТО в Югославии в 1999 году и в Ираке в 2003 году одни из последних примеров подобной практики). Вместе с тем, законность актов «гуманитарной интервенции» с точки зрения международного права не выдерживает критики. Да и многие отрицательные последствия «гуманитарной интервенции», проявившиеся на практике, тоже не говорят в ее пользу.

Напротив, уроки югославкой и иракской трагедий однозначно говорят, что в начале 21 века сложилась реальная опасность использования такой деликатной сферы, как права человека и национальных меньшинств, в качестве прикрытия насильственных действий в отношении суверенных государств.

Учитывая вышеизложенное, сегодня как нельзя более актуальна проблема правового соотношения принципов неприменения силы в международных отношениях и уважения прав человека. Особенно остро стоит вопрос использования такого неоднозначного инструмента поддержания международной безопасности и защиты прав человека, как коллективное применение силы. Самого серьезного изучения заслуживают правовые основания и практическое применение силы в защиту международного правопорядка и прав человека, осуществляемое в рамках механизма принудительных мер ООН (это и невоенные санкции, и санкции с применением вооруженной силы, и операции по поддержанию мира). Также исключительно важно дать критический анализ самостоятельного применения силы государствами и региональными организациями в гуманных целях, поскольку недопустимость «гуманитарной интервенции» является основным условием сохранения и укрепления международной безопасности.

Объект и предмет диссертационного исследования.

Объектом настоящего исследования выступает проблема применения силы в международных отношениях в контексте защиты прав человека. Предмет диссертационного исследования составляют международно-правовые нормы, провозглашающие универсальные и неотъемлемые права человека и закрепляющие обязанность государств обеспечивать их соблюдение, и международно-правовые нормы, регулирующие применение силы в межгосударственных отношениях, в том числе с целью защиты основных прав и свобод людей. В диссертации также исследуется практика использования силы в целях пресечения массовых нарушений прав человека, осуществляемая мировым сообществом в рамках механизма принудительных мер ООН (санкции и операции по поддержанию мира) и самостоятельно государствами и региональными организациями.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целью настоящего исследования выступает проведение всестороннего анализа существующего международно-правового механизма применения силы в защиту международного правопорядка и прав человека.

Указанная цель предопределяет необходимость решения ряда основных задач: во-первых, выявить основные тенденции развития и соотношение общепризнанных международно-правовых принципов неприменения силы и уважения прав человекаво-вторых, выделить ряд грубых, массовых и систематических нарушений прав человека, наличие которых на территории какого-либо государства, дает правовые основания для квалификации ситуации Советом Безопасности в качестве нарушения мира или угрозы миру и всеобщей безопасности и для применения силы мировым сообществом в целях их пресеченияв-третьих, дать правовую характеристику и изучить особенности практического использования принудительных мер ООН, применяемых к государствам в том случае, если на их территории происходят массовые и систематические нарушения прав и свобод населения, создающие угрозу международному миру и безопасностив-четвертых, рассмотреть вопрос о незаконности самостоятельного применения силы государствами и региональными организациями под предлогом гуманных целей (за исключением действий в порядке самообороны на основании ст. 51 Устава), а также указать негативные последствия такой практики для международного права и международных отношенийв-пятых, обосновать неправомерность так называемых «гуманитарных интервенций» и подчеркнуть необходимость приверженности к Уставу ООН как важное условие в деле обеспечения мира, поддержания международной безопасности и защиты прав человека.

Научная новизна диссертационного исследования.

Несмотря на очевидную практическую и теоретическую значимость вопрос о применении силы в международных отношениях в контексте защиты прав человека в российской науке международного права специально не исследовался. В то же время этот вопрос дебатируется достаточно часто и остро, причем диапазон мнений разнообразен и широк.

Комплексный анализ данного вопроса, особенно в плане рассмотрения ряда практических случаев применения силы в целях защиты прав человека, является принципиально новым подходом. Подробное исследование существующего международно-правового механизма применения силы в защиту международного правопорядка и прав человека поможет четко обозначить законные основания и более конструктивно оценить практические возможности действий мирового сообщества в этой области.

Научна новизна работы состоит и в том, что в ней впервые исследуется перечень тяжких нарушений прав человека, посягающих на международный мир и безопасность, которые вне сомнения являются правовыми основаниями для принудительного вмешательства мирового сообщества в целях их пресечения.

Методология диссертационного исследования.

В настоящей работе использованы диалектический, логический, функциональный, системный, исторический и другие общенаучные методы познания.

Нормативные акты и иные источники, использованные при написании диссертации.

Нормативную базу диссертации составили Устав и резолюции ООН, учредительные документы и резолюции других международных организаций, международные конвенции и иные межгосударственные договоры, а также национальное законодательство, регулирующие вопросы применения силы в международных отношениях и защиты прав человека.

При написании работы автор опирался на труды российских ученых-юристов Абашидзе А. Х., Василенко В. А., Жданова Ю. Н., Карташкина В. А., Колосова Ю. М., Кривчиковой Э. С., Крылова Н. Б., Левина Д. Б., Лукашевой Е. А., Лукашука И. И., Малеева Ю. Н., Мелкова Г. М., Менжинского В. И., Нерсесянца B.C., Примакова Е. М., Прокофьева Н. В., Романова В. А., Рыбакова Ю. М., Саидова А. Х., Скакунова Э. И., Тункина Г. И., Ушакова Н. А., Хлестова О. Н., Черниченко С. В. и др.

Значительную помощь автору оказали работы отечественных юристов и политологов Бордачева Т. В., Донского Д. М., Захарова Ю. М., Калинина А. В, Курдюкова Г. И., Маринич С. В., Михеева Ю. А., Морозова Г. И., Нешатаевой Т. Н., Нурумова Д. И., Рогозина Д. О., Скотникова Л. А., Тузмухамедова Р. А., Федорова В. Н., Федотова Ю. В, Фельдмана Д. М., Черемных И. Г., Чикова П. В. и др.

Кроме того, важную роль при проведении исследования сыграли теоретические разработки зарубежных авторов Bowett D., Combacau J., Kelsen H., Koechler H., Levitt G., Lillich R., McDougal M., Morgentau G., Murphy J., Oppengeim L., Palumbo M., Reisman M., Scheffer D., Sornarajah M., Thomas M. Frank, и др.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Обосновывается неразрывная связь принципов неприменения силы и уважения основных прав и свобод человека. Коренные изменения или отмена одного из этих принципов приведет к разрушению всего фундамента современных международных отношений.

2. Доказывается обязанность ООН применять принудительные меры для пресечения массовых и грубых нарушений прав человека, угрожающих миру и международной безопасности. Без санкции Совета Безопасности ООН ни отдельные государства, ни региональные организации не имеют права применять силу против других государств даже в целях защиты прав человека.

3. Раскрывается понятие «угроза миру», которое должно применяться не только для характеристики состояния международной безопасности, но и в отношении массовых и грубых нарушений основных прав и свобод человека. Основу такого толкования понятия «угроза миру» составляет концепция «ограниченного суверенитета», которая все более широко внедряется в теорию и практику международного права и международных отношений.

4. Анализ Определения агрессии, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, и развития международного права на современном этапе приводит диссертанта к выводу, что перечень агрессивных действий, данный в этом документе следует дополнить указанием на массовые и грубые нарушения основных прав и свобод человека. Преступные посягательства на эти права нарушают мир и международную безопасность.

5. Подтверждается, что режим экономических санкций, вводимых по решению Совета Безопасности ООН, следует совершенствовать таким образом, чтобы они не ухудшали положения населения соответствующих государств и не ущемляли такие права, как право на жизнь, право на достаточный жизненный уровень, право на медицинскую помощь и другие. При этом эффективность санкций должна оцениваться как с точки зрения их воздействия на государство-правонарушителя с целью достижения желаемого результата, так и минимизации негативных последствий для его населения и третьих стран.

6. Исследуются критерии легитимности применения военных санкций Советом Безопасности ООН (серьезность угрозы для международного мира и безопасностипредотвращение массовых нарушений прав человека в качестве главной цели военной операциибезуспешность попыток обращения к мирным средствам воздействиясоразмерность военных действий масштабам угрозысбалансированный учет последствий).

Обосновывается предложение, с учетом необходимости соблюдения основных прав и свобод человека, закрепить такие критерии в резолюции Генеральной Ассамблеи и решении Совета Безопасности.

7. Предлагается разработать специальный международно-правовой акт в целях закрепления общих принципов создания, деятельности и руководства вооруженными силами ООН, решив, в частности, вопрос контроля Совета Безопасности над осуществлением такого договора и над соблюдением основных прав и свобод человека в ходе военных операций ООН.

8. Дается комплексный анализ массовых и грубых нарушений прав человека, представляющих угрозу миру и международной безопасности и являющихся основанием для принятия решения Советом Безопасности о применении вооруженной силы. К таковым относятся агрессия, колониализм, внутренние вооруженные конфликты, диктаторские режимы, геноцид, апартеид, распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, незаконная торговля наркотиками.

9. Представлен комплексный анализ правового обоснования и практики применения операций по поддержанию мира (ОПМ) как одного из международно-правовых механизмов применения силы с целью разрешения вооруженных конфликтов и защиты прав человека.

Относительно дискуссии о правовой природе ОПМ, автор приводит аргументы в пользу отнесения операций по поддержанию мира к предусмотренным главой VII Устава ООН принудительным мерам в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.

Автор доказывает существенную роль ОПМ в обеспечении прав человека и выделяет ряд функций, выполняемых в ходе операций, которые непосредственно связаны с защитой граждан.

10. Подвергается критике доктрина и практика «гуманитарной интервенции» и обосновывается правомерность самостоятельного применения силы государствами в гуманных целях исключительно в порядке самообороны на основе статьи 51 Устава ООН.

Практическая значимость и апробация диссертационного исследования.

В настоящей работе, на основе всестороннего анализа существующего международно-правового механизма применения силы в защиту прав человека, автор делает ряд выводов в этой области и вносит ряд практических предложений.

Научные выводы и практические предложения, сформулированные автором, могут быть использованы при совершенствовании международного законодательства. Они также могут представить интерес для практических работников внешнеполитических министерств и ведомств.

Результаты исследования могут быть применены при преподавании международного публичного права в высших учебных заведениях, а также подготовке учебных материалов и пособий.

Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора и изложены в докладах на межвузовских конференциях, посвященных актуальным проблемам международного права. По теме диссертационного исследования автором было сделано научное сообщение на 49-й ежегодной конференции Российской Ассоциации международного права, где научные выводы автора получили апробацию в ходе дискуссионного обсуждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как свидетельствует история международного права и международных отношений принципы уважения прав человека и неприменения силы развивались в тесной связи друг с другом. Вплоть до начала XX века в международно-правовых документах не провозглашались права и свободы человека и применение силы не запрещалось против свободы и независимости как целых народов, так и отдельных людей.

Устав ООН впервые на универсальном уровне запретил применение силы в международных отношениях. Агрессивная война — тягчайшее преступление против мира и человечества — объявлялась вне закона. Тем самым были созданы предпосылки для всеобщего уважения прав человека.

Соблюдение принципа неприменения силы и запрета агрессивных войн в настоящее время остается гарантом охраны граждан от преступных посягательств на их жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Отказ от принципа неприменения силы неизбежно приведет к произволу в международных отношениях и массовым нарушениям прав и свобод человека.

Если вопрос об отмене или пересмотре принципа неприменения силы ставится для того, чтобы осудить и пресечь нарушение прав человека в каком-либо государстве, то сама его постановка не верна. В начале XXI века мировое сообщество не рассматривает права человека как исключительную внутреннюю компетенцию государства. Человечество все больше осознает себя как единое целое. Если гибнет или страдает какая-либо его часть по вине властей того или иного государства, то причиняется ущерб всему человечеству, и оно, разумеется, может прибегать к необходимым, предусмотренным международным правом мерам, действуя через межгосударственные механизмы, чтобы добиться прекращения гибели или страданий этой его части. Для того и существует Организация Объединенных Наций.

Такое грубое нарушение прав человека как вооруженная агрессия является нарушением мира по Уставу ООН и влечет применение принудительных мер к государству-нарушителю.

Однако в международном праве до сих пор нет общепризнананого определения «агрессия». Определенные доктринальные ориентиры в отношении того, что следует понимать под «агрессией» дало Определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г. Но следует отметить, что в этом документе нет ссылок на запрет применения силы с целью подавления прав и свобод человека. Вместе с тем, рассматривая права человека как главную ценность государства, что получило закрепление во многих международно-правовых актах и конституционном законодательстве большинства стран мира, можно сделать вывод, что посягательства на права и свободы граждан государства являются посягательством на само государство. В этой связи необходимо дополнить перечень агрессивных актов, данный в Определении агрессии 1974 года, действиями, направленными на подавление прав и свобод человека.

Практика Совета Безопасности ООН пошла по пути признания и других актов массовых и грубых нарушений прав человека в ходе внутренних вооруженных конфликтов, в результате незаконной политики диктаторских режимов, геноцида, апартеида, международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения, торговли наркотиками в качестве прямой угрозы миру и безопасности человечества. Совет Безопасности на основании главы VII Устава ООН может и должен санкционировать принудительные действия для ликвидации этих нарушений, от экономических санкций до силового вмешательства. Для акций подобного рода отменять принцип неприменения силы не требуется.

Экономические санкции Совета Безопасности сыграли позитивную роль в крушении режима апартеида в ЮАР. Ряд диктаторских режимов Южной Америки под воздействием санкций согласился провести демократические выборы. Экономические санкции Совета Безопасности заставили Ирак вывести из Кувейта свои войска, Сербию прекратить поддержку боснийских повстанческих группировок, остановить военные действия на Гаити. Кроме того, применение санкций в Ираке, возможно, смогло помешать Саддаму Хусейну создать оружие массового уничтожения.

Вместе с тем, вызывает обеспокоенность неблагоприятное воздействие экономических санкций на население в странах, в отношении которых вводились эти меры. Как показала практика, всеобъемлющие экономические санкции способны резко снизить уровень материального благосостояния населения страны-объекта, вызвать голод, широкое распространение болезней и другие тяжелые бедствия. Основываясь на универсальных международных соглашениях в сфере права прав человека, а также исходя из элементарных соображений гуманности, можно утверждать, что режимы санкций должны разрабатываться таким образом, чтобы они не ставили под угрозу жизнь или здоровье населения государства, являющегося объектом санкций.

В том случае, если не удается восстановить международный мир и безопасность и пресечь нарушения прав человека иными средствами, Совет Безопасности уполномочен предпринять военные действия. Санкционирование использования военной силы, например, имело место в целях восстановления суверенитета Кувейта после вторжения Ирака (1991 г.), создания надежной обстановки при проведении операций по оказанию гуманитарной помощи в Сомали (1992 г.), защиты гражданского населения в Руанде (1994 г.), восстановления власти демократически избранного правительства в Гаити (1994 г.), охраны гуманитарных операций в Албании (1997 г.), восстановления мира и безопасности в Восточном Тиморе (1999 г.).

Однако серьезной проблемой является определение условий, при которых санкция Совета Безопасности на применение военной силы с целью пресечения массовых и грубых нарушений прав человека будет оправданной. Речь идет о критериях легитимности применения военной силы. К таковым относятся серьезность угрозы для международного мира и безопасностипредотвращение массовых нарушений прав человека в качестве главной цели военной операциибезуспешность попыток обращения к мирным средствам воздействиясоразмерность военных действий масштабам угрозысбалансированный учет последствий.

С целью облегчения достижения консенсуса в Совете Безопасности в отношении того, уместно или нет в той или иной ситуации гуманитарного кризиса предпринимать принудительные военные действия представляется целесообразным закрепить в декларативной форме в резолюциях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи указанные критерии легитимности применения военной силы. Подобное юридическое оформление этих руководящих принципов позволит обеспечить максимальную международную поддержку в отношении решения, которое примет Совет Безопасности.

Ряд трудностей правового характера связан с практикой ООН в области создания и применения вооруженных сил. Растет число прецедентов, когда Совет Безопасности передает свои полномочия на создание многонациональных сил и осуществление военных действий для проведения гуманитарных операций группе государств-членов. Однако Устав ООН не содержит ни одного положения, которое бы позволяло Совету Безопасности самоустраняться от выполнения его обязанностей и делегировать свою компетенцию одному государству или группе государств, не обеспечивая сохранение своего руководства. Нормальный ход событий согласно Уставу ООН возможен только после заключения соглашения или соглашений с членами ООН о передаче в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил. В этом случае не исключается согласие какой-либо державы или региональной организации взять на себя бремя лидерства и основной ответственности за операцию. Однако Совет Безопасности должен контролировать эти действия, особенно в целях соблюдения основных прав и свобод человека.

В целях прекращения существующей практики незаконного делегирования полномочий Совета Безопасности, следует разработать специальный договор. Этот договор закрепит общие принципы создания, деятельности и руководства вооруженными силами, переданными государствами-членами в распоряжение Совета Безопасности на основе соглашений. Создание и последующая ратификация подобного договора придаст законный характер действиям какой-либо державы или региональной организации, которые захотят взять на себя бремя лидерства и основной ответственности за проведение операции. В качестве одного из обязательств ответственной державы необходимо указать обеспечение соблюдения норм права прав человека в ходе военной операции.

Таким образом, Организация Объединенных Наций будет обладать развитым санкционным механизмом, действующим в защиту международного правопорядка и прав человека. Неоспоримыми преимуществами ООН в этой области является ее уникальная легитимность (вытекающая из главной ответственности Совета Безопасности за поддержание международного мира), универсальная компетенция, беспристрастный и коллективный характер деятельности, обширный миротворческий и антикризисный опыт и разнообразный арсенал средств по предотвращению и пресечению угроз международной безопасности.

Однако сегодня этот механизм ООН проходит проверку на прочность. В частности, критикуется слишком сложная процедура принятия решений Советом Безопасности о принудительных мерах (право вето), которая зачастую приводит к бездействию ООН в ситуациях, когда налицо угроза международному миру и безопасности.

Сторонники «гуманитарной интервенции» утверждают, что в таком случае международное сообщество не может остаться в стороне и решение о применении силы может быть принято самостоятельно государством, группой государств или региональной организацией. Данная позиция не является некой абстрактной теорией, а отражает внешнеполитическую практику отдельных государств и региональных блоков. В качестве последних примеров такой практики можно привести действия НАТО в Югославии под предлогом предотвращения геноцида в отношении албанского населения (1999 г.) и Ираке под предлогом избавления иракского народа от диктаторского режима Саддама Хусейна (2003 г).

Большинство стран мира, в том числе Россия, признали незаконный характер этих и ряда других акций «гуманитарной интервенции».

В Концепции внешней политики РФ в качестве одного из ее приоритетов выделяется укрепление международной безопасности. «Неприемлемы попытки внедрить в международный оборот концепции типа „гуманитарной интервенции“. в целях оправдания односторонних силовых акций в обход СБ ООН».

Безусловно, в случае массовых и грубых нарушений прав человека, международное сообщество не может оставаться в стороне. Цель, однако, должна состоять в том, чтобы найти такие решения, которые были бы эффективными, но не игнорировали бы положения Устава ООН о применении силы.

1 Концепция внешней политики РФ // Дипломатический вестник. 2000 г. № 8. с. 6.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. 2. Статут Лиги Наций 1919 г.
  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
  5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
  6. Декларация о принципах международного права 1970 г.
  7. Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1987 г.
  8. Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 гг.
  9. Женевский протокол о мирном разрешении международных споров 1924 г.
  10. Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики и решении всех спорных вопросов между государствами мирными средствами (Парижский пакт) 1928 г.
  11. Дополнительный протокол I от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов.
  12. Резолюция об определении агрессии, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г.
  13. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
  14. Документ ООН. Выступление Генерального секретаря ООН перед Генеральной Ассамблеей на 59-й сессии. Нью-Йорк. 2/09/2004.
  15. Документ ООН. Доклад Генерального секретаря ООН о работе организации от 6 сентября 2001 г. А/561/1 (2001).
  16. Документ ООН. Доклад Генерального секретаря ООН о работе организации от 16 августа 2006 года. А/61/1(2006).
  17. А. Аннан. Проблема Вмешательства. Выступления Генерального секретаря ООН. Нью-Йорк. 1999.
  18. . Бутроса Гали. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Нью-Йорк. 1992 г.
  19. Boutros Boutros-Ghali. Supplement to an Agenda for Peace: Position Paper ofthe Secretaiy-General on the Occasion ofthe fiftieth Anniversary of the United Nations. January 3.1995.
  20. Документ ООН. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 2 дек. 2004 года. А/59/565(2004).
  21. Документы ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи. 2506 В (1969). 2671 (1970). 2908 (1972). 2923Е (1972). 3411У (1975). 2980 (1972).
  22. European Armed Forces. WEU Assembly Doc. Paris. 1995.
  23. NATO Handbook. NATO Office of Information and Press. Brussels. 1995.
  24. Коммюнике NAC-S (99)65 от 24 апреля 1999 г.
  25. International Court of Justice Reports. 1986.
  26. International Court of Justice Reports. 1996.
  27. Ежегодник комиссии международного права. Документы 43-й сессии. Нью-Йорк. 1991. Т. 2.4.1.
  28. Всемирный доклад Хьюман Райте Вотч. Янв. 2004. Война в Ираке и Гуманитарная интервенция.
  29. Документ ООН. А/9827. Проект статей руководящих принципов для операций ООН по поддержанию мира под руководством Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН.
  30. Концепция внешней политики Российской Федерации.
  31. Военная доктрина Российской Федерации.
  32. Закон Российской Федерации «О порядке предоставления военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» 1995 года.
  33. Книги, учебные пособия, монографии российских авторов.
  34. А.С. Региональные организации коллективной безопасности. М. 2004.
  35. Э.С. ООН: объединенные действия по поддержанию мира. М. 1978.
  36. Ю.А., Фельдман Д. И. История международного права. М. 1990.
  37. Т.В. «Новый интервенционизм» и современное миротворчество. М. 1998.
  38. В.А. Международно-правовые санкции. Киев. 1982.
  39. В.А. Основы теории международного права. Киев. 1988.
  40. Т.А. Права человека. М. 2000.
  41. Г. М. Международная защита прав человека. М. 2000.
  42. Д. Агрессия — вне закона. Об общепризнанном определении агрессии. М. 1976.
  43. Ю.Жданов Ю. Н. Принудительные меры в международном праве. М. 1998.
  44. История политических и правовых учений. Отв. ред. B.C. Нерсесянц. T.l. М. 1985.
  45. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М. 1995.
  46. В.А. Права человека и международный закон. М. 1975.
  47. Курс международного права в 7 томах. М. 1989.
  48. Д.Б. История международного права. М. 1962.
  49. ДБ. Ответственность государств в современном международном праве. М. 1966.
  50. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. ТЛ.Спб. 1882.
  51. В.И. Неприменение силы в международных отношениях. М. 1976.
  52. Международное публичное право. Сборник документов. Сост. К. А. Бекяшев и А. Г. Ходаков. М. 1996.
  53. Международное публичное право. Учебник. Под ред. К. А. Бекяшева. М. 2000.
  54. Международное право в документах. Под ред. Н. Т. Блатовой. М. 1982.
  55. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. М. 2000.
  56. Международное право. Учебник. Под ред. Н. Т. Блатовой. М. 1987.
  57. Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М. 1993.
  58. Ю.А. Применение принудительных мер по Уставу ООН. М. 1967.
  59. А.П. Права человека и международные отношения. М. 2001.
  60. Г. И. Терроризм — преступление против человечества: (Международный терроризм и международные отношения). М. 2001.
  61. Н. На пороге XXI века. Алматы. 1996.
  62. Т.Н. Санкции системы ООН. Международно-правовой аспект. М. 1992.
  63. Основные факты об организации Объединенных Наций. М. 2005.
  64. Общая теория прав человека. М. 1996.
  65. Права человека: история, теория и практика. М. 1995.
  66. Права человека в истории человечества и в современном мире. Отв. ред. Е. А. Лукашева. М. 1989.
  67. Права человека. Отв. ред. Е. А. Лукашева. М. 2004.
  68. Права человека и вооруженные конфликты. Отв. ред. В. А. Карташкин. М. 2001.
  69. Ю.М. Вооруженная агрессия — тягчайшее международное преступление. М. 1980.
  70. А.Х. Международное право прав человека. М. 2002.
  71. Свобода личности в праве. Нью-Йорк. 1993.
  72. Э.И. Международно-правовые гарантии безопасности государств. М. 1983.
  73. Э.И. Самооборона в международном праве. М. 1973.
  74. Словарь. Война и мир в терминах и определениях. Ред. Д. Рогозин. М. 2004.
  75. Словарь международного права. М. 1982.
  76. Словарь по правам человека. Под ред. А.Дж. Лонгмана и А. П. Шмидта. 2004.
  77. Г. И. Право и сила в международной системе. М. 1983.
  78. Г. И. Теория международного права. М. 1970.
  79. Универсальные и региональные системы защиты прав человека и интересов государства. Ред. Г. И. Курдюков. Казань. 2002.
  80. Н.А. Основания международно-правовой ответственности государств. М. 1983.
  81. Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. М. 1997.
  82. В.Н. ООН и проблемы мира. 1988.
  83. Ю.Е. Правовые и политические аспекты российских миротворческих операций в зоне бывшего СССР. М. 1997.
  84. С.В. Теория международного права. В 2-х томах. М, 1999.
  85. Книги, учебные пособия, монографии зарубежных авторов.
  86. . Курс международного права. М. 1961.
  87. Бернар Жакье. Международные отношения. М. 1998.
  88. Гроций Гуго. О праве войны и мира. Три книги. М. 1956.
  89. Давид Эрик. Принципы права вооруженных конфликтов. М. 2000.
  90. JI. Международное право. Т. 1. М. 1948.
  91. Anderson Peter J. The Global Politics of Power, Justice and Death. London. 1996.
  92. Blechman B. and Durch William J. Keeping the Peace: The United Nations in the Emerging World Order. Washington. 1993.
  93. Bowett D.W. Economic Coercion and Reprisals by States. 1985.
  94. Brownlie J. International Law and the use of force by states. Oxford. 1963.
  95. Brownlie J. Principles of Public International Law. Oxford. 1999.
  96. Carter Barry E. International Economic Sanctions: Improving the Hupzard U.S. Legal Regime. N.Y. 1988.
  97. Chayes A. Planning for intervention. London. 1999.
  98. Damrocsh F. Enforcing Restraint. New York. 1993.
  99. Daoudi M.S. and Dajani M.S. Economic Sanctions: Ideals and Experience. Boston. 1983.
  100. Doxey M.P. Economic Sanctions and International Enforcement. N-Y. 1971.
  101. Doxey M.P. International sanctions in contemporary perspective. London. 1987.
  102. Durch William J. The Evolution of the UN Peacekeeping: Case Studies and Comparative Analysis. New York. 1993.
  103. Durrell-Young T. Restructuring Alliance and National Command Structures in NATO. US Army War College. 1996.
  104. Economic Sanctions: Panacea or Peacebuilding in a Post-Cold War World? Ed. by David Cortright and George A. Lopez. 1995.
  105. Falk R., Kim S. and Medovits S. «he UN. Just World Order. 1991.
  106. L. (ed.). Military Intervention in European Conflicts. London. 1994.
  107. Greenwood Ch. Is There a Right of Humanitarian Intervention // The World Today. № 2.1993.
  108. Groom A.J.R. and Light M. Contemporary International Relations. 1994.
  109. Hannum, Hurst. Autonomy, Sovereignty, and Self-determination. The Accommodation of Conflicting Rights. University of Pennsylvania Press. 1990.
  110. J. (ed.). The Politics of Humanitarian Intervention. London. 1995.
  111. Humanitarian action and state of sovereignty. San Remo. 2000.
  112. Jessup Ph. A Modern Law of Nations. London. 1949.
  113. Sondermann Fred A., McLellan David S. and Olson William C. The Theoiy and Practice of International Relations. 1980.
  114. Kofi Annan. The question of Intervention. NY. 1999.
  115. Koechler H. The United Nations Sanctions Policy and International Law. 1995.
  116. Lauterpacht H. International Law and Human rights. 1950.
  117. Leurdijk Dick A. The UN and NATO in Former Yugoslavia. The Hague. 1994.
  118. Leurdijk J.H. Intervention in international politics. The Hague 1992.
  119. Law and Force in the New International Order. Ed. by L.F. Damrosch, D.J. SchefFer. Oxford. 1991.
  120. Martin Lisa. Coercive Cooperation: Explaining Multilateral Economic Sanctions. N.J. 1992.
  121. Miller Lyhn H. Global Order: Values and Power in International Politics. Boulder. 1994.
  122. Military Intervention in European Conflicts. Ed. Freedman L. Blackwell Publishers. 1994.
  123. Morgentau G. Les sanctions de droit international public. Paris. 1933.
  124. Murphy S.D. Humanitarian Intervention: the UN in an evolving World Order. 1996.
  125. NordquistM. H. What Color Helmet? Reforming Security Council Peacekeeping Mandates. Newport. 1997.
  126. Pal umbo M. Human Rights: Meaning and History. Malabar. 1982.
  127. Reed L. and Keysen C. (eds.). Emerging Norms of Justified Intervention. Cambridge. 1993.
  128. Rosenau J.N. International politics and Foreign Policy. 1969.
  129. Scheffer D.J. Challenges confronding collective security: humanitarian intervention. Washington. 1992.
  130. Scott Fairley H. State Actors. Humanitarian Intervention and International Law- reopening Pandora’s Box // The Georgia Journal of International and Comparative Law. 1980.
  131. Stedman Stephen J. The new Interventionists // Foreign Affairs. 1993.
  132. Stone J. Agression and world order. L. 1958.
  133. Thomas A.V., Thomas A.J. Non-Intervention: the Law and it’s Import in the Americas. 1956.
  134. Thomas S. New states, Sovereignty and Intervention. Gower. 1985.
  135. Operations: Past and Present. UN Information Service. Vienna. March. 1993.
  136. Urquahart B. For a UN Volonteer Military Force. New York. 1993.
  137. Verwey W.D. Humanitarian intervention under international law // Netherlands intern, law rev. Rockville. 1985. Vol. 32.
  138. WEU: History, Structures, Prospects, WEU Press and Information Service Publication. Brussels. 1995.
  139. Научные публикации и статьи российских авторов.
  140. А.Х. Межамериканская система защиты прав человека и проблема защита прав коренных народов // Московский журнал международного права. 2004. № 1.
  141. А.Х. Международно-правовые проблемы вмешательства // Московский журнал международного права. 2006. № 1.
  142. С. Постгероическая война Запада против Югославии // Россия и современный мир. 1998. № 4.
  143. Н. Судьбы балканского урегулирования // Современная Европа. 2000. № 1.
  144. В. Оценка эффективности мер по разрешению военных конфликтов на ранних фазах их развития // Военная Мысль. 1996. № 1.
  145. В. Основные тенденции развития форм и способов применения войск (сил) в локальных войнах // Военная Мысль. 1994. № 8.
  146. В.И. Миротворческая деятельность ООН и великие державы. //США: экономика, политика, идеология. 1996. № 12.
  147. А. Кризис миросистемного регулирования // Международная Жизнь. 1993. № 12.
  148. Т.В. Гуманитарная и миротворческая интервенция: американский и европейский подходы // США: Экономика. Политика. Идеология. М. 1998. № 8.
  149. М. О характере и содержании наступательной операции в локальных войнах //Военная Мысль. 1994. № 8.
  150. Г. Трагический итог безумной политики // Новое время. 1999. № 13.
  151. И. Миротворческие операции // Военная Мысль. 1994. № 5.
  152. Ю. Страны и военные доктрины в меняющемся мире // Международная жизнь. 1992. № 12.
  153. М. Контуры вооруженной борьбы будущего // Международная жизнь. 1993. № 4.
  154. М. Некоторые проблемы российской военной доктрины // Международная жизнь. 1993. № 7.
  155. С.Д., Малеев Ю. Н. Применение вооруженной силы государствами как мера превентивной самозащиты ad hoc от внешней угрозы // Московский журнал международного права. 2004. № 4.
  156. Ю. Суверенитет личности выше суверенитета государства // Международная жизнь. 1991. № 11.
  157. С.А. Право и сила в межгосударственных отношениях // Московский журнал международного права. 2003. № 4.
  158. И.Ю. Фактор силы в системе американских стратегических целей //США: экономика, политика, идеология. 1996. № 4.
  159. Ю. Легитимация международного вмешательства во внутренние дела государств // Международная экономика и международные отношения. 1994. № 3.
  160. В. Использование сил ООН в различных регионах мира // Зарубежное военное обозрение. 1993. № 8.
  161. Д.В. Некоторые аспекты операций ООН по поддержанию мира // Мир и Россия на пороге XXI века. М. 2001.
  162. И. Примат международного права в военной политике и военных доктринах //Московский журнал международного права. 1993. № 1.
  163. . Новая стратегия НАТО // Международная жизнь. 1999 г. № 2.
  164. А.В. Санкции и права человека: международно-правовые проблемы //Московский журнал международного права. М. 2001. № 2.
  165. В.А. Международная защита национальных меньшинств и гуманитарная интервенция // Права человека и межнациональные отношения. М. 1994.
  166. В.А. Права человека и идеологическая борьба // Советское государство и право. 1987. № 1.
  167. В.А. Права человека и развитие международного права // Общая теория прав человека. М. 1996.
  168. Ю.М., Левит Дж.М. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом // Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны. М. 1996.
  169. А.В. Дебаты о реформе ООН // США: экономика, политика, идеология. 1995. № 6.
  170. М. Сомали: страна, где царит закон «Калашникова» // Азия и Африка сегодня. 1993. № 8.
  171. В.А. Установление мира: свет и тени современного миротворчества // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 3.
  172. Э.С. Международные организации и применение силы: международно-правовые аспекты // Мир и Россия на пороге XXI века. М. 2001.
  173. В. Югославский прецедент опасен для мира // Международная жизнь. 1999. № 10.
  174. Н. Защита сограждан, находящихся в опасности за рубежом // Международная жизнь. 1995. № 1.
  175. Г. И. Военные санкции в международном праве // Ученые записки Казанского университета. Т. 138. Юридические науки. Казань. 2000.
  176. Г. И. Международные экономические санкции и права человека (применение в практике Совета Безопасности ООН) // Российский ежегодник международного права. Спец. выпуск. Спб. 2000.
  177. Ю.Н. Реабилитация адекватного и пропорционального применения силы // Московский журнал международного права. 2004. № 3/2004/55.
  178. С.В. Экономические меры принуждения во внешне политической деятельности государств и международное право // Советское государство и право. 1989. № 7.
  179. Г. М. Гуманитарное вмешательство (международно-правовые аспекты) // Московский журнал международного права. 2000. № 4.
  180. Г. М. Международно-правовые вопросы применения силы в международном праве и международной практике государств на рубеже 2021 веков // Российский ежегодник международного права. 1998−1999. Спб. 1999.
  181. Г. И. ООН на рубеже веков // Московский журнал международного права. 1995. № 1.
  182. Р.А., Федоров В. Н. Принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях // Курс международного права. Т. 2. М. 1989.
  183. B.C. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 года) // Права человека в истории человечества и в современном мире. М. 1995.
  184. А. Международные конфликты, ООН и Россия // Постзападная цивилизация. Либерализм: прошлое, настоящее и будущее. М. 2002.
  185. Правовая оценка применения силы против Ирака МИД РФ // Московский журнал международного права. 2004. № 6.
  186. Е.М. Международные отношения накануне XXI века: проблемы и перспеюивы // Международная жизнь. 1996. № 10.
  187. Н.В. К вопросу о борьбе с международным терроризмом на территориях иностранных государств // Московский журнал международного права. 2003. № 1.
  188. Д.О. Право на вооруженную защиту//Российская газета. 19.08.2003.
  189. В. Коалиционные группировки миротворческих сил: проблемы и решения//Военная Мысль. 1994. № 6.
  190. В.А. Новая стратегическая концепция НАТО, военная акция альянса против СРЮ и международный правопорядок // Дипломатический вестник. 1999. № 7.
  191. В.А. Проблема косвенной агрессии в современном международном праве // Правоведение. 1961. № 1.
  192. Л.В. Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности (на примере ОПМ в рамках ОБСЕ) // Мир и Россия на пороге XXI века. М. 2001.
  193. В. Объединенные Нации, национальные процессы и локальные конфликты // Международная жизнь. 1995. № 3.
  194. Д. Военная стратегия НАТО // Военная мысль. 1995. № 1.
  195. Э.И. Всеобъемлющая безопасность: модель перестройки международных отношений // Советское государство и право. 1987. № 5.
  196. Л.А. Правовые рамки применения силы // Международная жизнь. 2003. № 11.
  197. Л.А. Право на самооборону и новые императивы безопасности // Международная жизнь. 2004. № 9.
  198. К. НАТО: новый век—новая стратегия // Обозреватель. 1999. № 4.
  199. Р.А. «Третье поколение прав человека» и права народов // Советское государство и право. 1986. № 11.
  200. Г. И. Международно-правовое значение Декрета о мире // Вестник Московского Университета. Серия Право. 1967. № 5.
  201. Р., Борисов В. Экономические санкции в системе мер по поддержанию международной стабильности и безопасности // Пути к безопасности. М. 2001. Вып 1/21.
  202. Ю.В. ООН — гарант международного мира и стабильности // Международная жизнь. 2003. № 11.
  203. Д.М. Военная сила в условиях глобализации международно-политических отношений // Мир и Россия на пороге XXI века. М. 2001.
  204. И., Шумилин А. Обошлись без ООН и России. Бомбардировкой Ирака американцы показали ненужность международной системы безопасности// Эксперт. 1998. № 8.
  205. О. Н. Закон России об участии в операциях по поддержанию мира // Московский журнал международного права. 1995. № 3.
  206. О.Н., Медведева Д. О. Вооруженные конфликты и право на самооборону// Московский журнал международного права. 2005. № 2.
  207. О.Н., Мышляева M.JI. Вооруженная борьба против международного терроризма (политико-правовые аспекты) // Московский журнал международного права. 2001. № 4.
  208. И.Г. О применении санкций международными организациями системы ООН // Труды МГЮА. 1997. № 1.
  209. С. Операция НАТО в Югославии и международное право// Международная жизнь. 1999. № 11.
  210. Т.А. Миротворческая деятельность и ее перспективы // США: экономика, политика, идеология. 1995. № 3.
  211. В. Международные санкции и мировой порядок XXI века // Пути к безопасности. М. 2000. Вып. 1/21.
  212. Научные публикации и статьи зарубежных авторов.
  213. М. Право на вмешательство — смысл и значение // Российский бюллетень по правам человека. 1995. вып. 6.
  214. О. Ридел. Предотвращение распространения опасных вооружений в Ирак и Иран // Электронный журнал Информ. агентства США. Том 4. № 2.1999.
  215. Р. А., Д. Дж. Шеффер. Правовое регулирование применения силы // Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны. М. 1996.
  216. Abiew F.K. Assessing humanitarian intervention in the post-cold war period: sources of consensus // International relations. L. 1998. Vol. 14. № 2.
  217. Aldred K. and Smith Martin A. Imperial Ambition or Humanitarian Concern? Russia and It’s «Near Abroad"//Journal of Humanitarian Assistance. Dec. 1995.
  218. Alvares J.E. Judging the Security Council // American journal of international law. 1996.№ 1.
  219. BelofFMax. Reflections on intervention // Journal International Affairs. Vol. 22. № 2.1968.
  220. Berdal M. The UN System of Command and Control of Peacekeeping Operations // The International Spectator. V. 31.1996.
  221. Bowett D.W. Economic Coercion and Justifying Circumstances // Revue beige de droit international. 1984−1985. Vol. XVIII. № 1.
  222. Chopra J. Eknes E. and Nordbu T. Fighting for Hope in Somalia // Peacekeeping and Multinational Operations. № 6.1995.
  223. Combacau J. The exception of self-defence in U.N. practice // The current legal regulation of the use of force. Dordrecht. 1986.
  224. Dobbie Ch. A Concept for Post-Cold War Peacekeeping // Survival 36/3. IISS. Autumn. 1994.
  225. Fairley H. Scott. State Actors. Humaniterian Intervention and International Law — reopening Pandora’s Box // The Georgia Journal of International and Comparetive Law. 1980.
  226. Fielding L.E. Taking the next step in the development of the new human rights: the emerging right of humanitarian assistance to restore democracy // Duke journal of comparative and international law. 1995. Vol. 5. № 2.
  227. Fisher D. The Ethics of Intervention // Survival 36/1. IISS. 1994.
  228. Frederic L., Kigis S. The SC’s first 50 years // American journal of international law. 1995. № 3.
  229. Gardner Richard N. Commentary on the Law of Self-Defense // Law and Force in the New International Order. Ed. by L.F. Damrosch, D.J. Scheffer. Oxford. 1991.
  230. Glennon Michael. Sovereignty and Community after Haiti: Rethinking the Collective Use of Force // The American Journal of International Law. V. 89. № 8.1995.
  231. Glennon Michael. Why the Security Council Failed // Foreign Affairs. Vol. 82. № 3.2003.
  232. Goulding M. The evolution of UN Peacekeeping // International Affairs. 69/3.1993.
  233. Greenwood Ch. Is There a Right of Humanitarian Intervention // The World Today. № 2.1993.
  234. Hebir B.R. Expending military intervention // Social research. 1995.Vol. 62. № 1.
  235. Hofinann S. The Politics and Ethics of Military Intervention // Survival 37/4. London. IISS. 1995/96.
  236. Kelsen H. Sanctions in International Law under the Charter of the UN // The strategy of World Order. N.-Y. 1996.
  237. Kunz G.L. Sanctions in the international law // The American journal of international law. Wash. 1960. Vol. 54. № 2.
  238. Levitt. G. M. Intervention to Combat Terrorism and Drug Trafficking // Law and Force in the New International Order. Ed. by L.F. Damrosch, D.J. Scheffer. Oxford. 1991.
  239. Lillich R. Intervention to protect human rights // McGILL Law Journal. 1969.
  240. Mackinlay J. Improving Multifunctional Forces // Survival 36/3. HSS. 1994.
  241. Makinda Samuel M. Somalia: from Humanitarian intervention to militaiy offensive? // The World Today. № 10.1993.
  242. Mandelbaum M. The Reluctance to Intervene // Foreign Policy. Summer 1995.
  243. Menon A., Foster A. and Wallace W. A common European Defence? // Survival 34.1992.
  244. Murase Shinaya. The Relationship Between the UN Charter and General International Law Regarding Non-Use of Force // Liber Amicorum Judge Shigeru Oda. Edited by Nisuke Ando. Kluwer Law International. 2002. Vol. 2.
  245. Posen Barry R. Military Responses to Refugee Disasters // International Security. V.21. № 1. Summer 1996.
  246. Pape R.A. Why economic sanctions do not work // International security. Cambridge. 1997. Vol. 22. № 2.
  247. Reisman M. and McDougal M. Humanitarian Intervention to protect the Ibos // Humanitarian Intervention and the United Nations. Ed. R. Lillich. Charlottesville. 1973.
  248. Reisman M. The emperor has no clothes. Article 2(4) and the use of for the in contemporary international law // United nations for a better world. N.D. 1986.
  249. Roberts A. Humanitarian War: Military Intervention and Human Rights // International Affairs. 69/3.1993.
  250. Rosenweig L. United Nations sanctions: creating a more effective tool for the enforcement of international law // Austrian Journal of public and International Law. Wien. 1995. Bd. 48. H. 1−3.
  251. Seidl-Hohenveldern I. The United Nations and Economic Coercion // Revue beige de droit international. 1984−1985. Vol. XVIII. № 1.
  252. Smith H. Intelligence and UN Peacekeeping // Survival 36/3. IISS. Autumn 1994.
  253. Smith T. In Defense of Intervention // Foreign Affairs. Nov/Dec. 1994.
  254. Sofaer A.D. International Law and Kosovo // Standford Journal of International Law. Winter2000.Vol.36.
  255. Sornarajah M. International colonialism and humanitarian intervention // The Georgia journal of international and comparative law. 1981.
  256. Stedman J. Stephen. The New Interventionists //Foreign Affairs. 1993.
  257. Stromseth Jane E. Commentary on the Use of Forse Against Terrorism and Drug Trafficking // Law and Force in the New International Order. Ed. by L.F. Damrosch, D.J. Scheffer. Oxford. 1991.
  258. Thomas M. Frank. Intervention against Illegitimate Regimes // Law and Force in the New International Order. Ed. by L.F. Damrosch, D.J. Scheffer. Oxford. 1991.
  259. Thomas. M. Frank. Terrorism and the right of Selfe-Defense // American journal of international law. October 2001. Vol. 95.
  260. Verwey W.D. Humanitarian intervention under international law // Netherlands international law rev. Rockville. 1985. Vol. 32.1. Диссертации.
  261. T.M. Миротворческая и гуманитарная интервенция и ее место в поддержании глобальной и региональной безопасности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Спб. 1998.
  262. Ю.Н. Принудительные меры в международном праве. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М. 1999.
  263. Д.И. Становление и развитие международной системы защиты прав человека. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2000.
  264. П.В. Военные санкции в международном праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань. 2003.
Заполнить форму текущей работой