Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-правовые формы попечения о лицах, отбывающих наказание

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российское законодательство, регулирующее право на свободу совести, в целом соответствует ратифицированным Российской Федерацией международным договорам, сложившаяся в Российской Федерации судебная практика по применению законодательства о свободе совести соответствует международной судебной практике, и какое-либо ограничение действующего законодательства о свободе совести как в местах лишения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История возникновения, становления и развития христианской миссии среди заключенных
    • 1. Служение среди узников в апостольский век
    • 2. Служение Русской православной церкви среди заключенных от Крещения
  • Руси до 1917 года
    • 3. ' Зарождение и развитие светских попечительных обществ о тюрьмах в России
  • Глава 2. Церковь и духовно-нравственное воспитание заключенных
    • 1. Русская православная церковь в борьбе против антицерковного движения
    • 2. Служение Русской православной церкви среди заключенных в советский период нашего Отечества
  • Глава 3. Миссионерское служение среди заключенных в обновленной России
    • 1. Возрождение попечения о лицах, отбывающих наказание
    • 2. Правовые основы деятельности русской православной Церкви в пенитенциарных учреждениях
    • 3. Современное состояние попечения о лицах, отбывающих наказание

Организационно-правовые формы попечения о лицах, отбывающих наказание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Построение в современной России правового демократического государства и гражданского общества настоятельно требует осмысления предшествующего опыта исторического развития российской государственности, научной оценки многих феноменов, реально имевших место в правовой действительности предыдущего периода. Причиной тому явились перемены, произошедшие в России в конце XX века, кардинально изменившие политическую, социальную, идеологическую и правовую обстановку, обусловившие возрождение исторических традиций и духовных основ нашего общества.

С развитием государственного законодательства о свободе совести и вероисповедания Русская православная церковь наравне с иными конфессиями стала активным участником многих общественно-политических процессов, происходящих в нашей стране. В настоящее время Церковь как мощный социальный институт занимает одно из ведущих мест в духовно-нравственном возрождении общества. Причем из всех общественных институтов только она имеет специфическое каноническое право, подробно разработанное еще в первое тысячелетие истории христианства и фактически действующее на сегодняшний день.

В современной отечественной юридической науке значительное внимание уделяется проблеме правового, духовного и нравственного воспитания граждан при помощи различных информационных ресурсов. Данная деятельность осуществляется не только государством, но и иными общественными и религиозными организациями, поэтому особую актуальность приобретают вопросы регулирования правовых отношений, возникающих в связи и по поводу попечения о лицах, отбывающих наказание.

Состояние научной разработанности темы. В отечественной юридической науке ранее предпринимались определенные попытки анализа организационно-правовых форм попечения о лицах, отбывающих наказание, определения их сущности, цели, задач, основополагающих принципов деятельности, эволюции становления и развития, порядка и условий функционирования и т. д.

К источникам, которые легли в основу исследования, можно отнести работы:

— дореволюционных авторов (Н.И. Барсова, В. Г. Белинского, И.С. Бердни-кова, С. К. Викторовского, М. Н. Галкина, М. Н. Гернета, H.A. Заозерского, И. А. Ильина, М. А. Колчина, Н. М. Коркунова, М. Е. Красножина, C.B. Максимова, В. Н. Никитина, A.C. Павлова, A.C. Пругавина, Д. Ростовского, Н. С. Таганцева, Н. Е. Трубецкого, И .Я. Фойницкого, И. А. Хрыпова, Н. М. Ядринцева и др.);

— видных теоретиков и конституционалистов современности (С.А. Авакья-на, В. К. Бабаева, В. Г. Баева, В. Г. Бессарабова, Г. Г. Бессарабова, A.B. Борецко-го, A.M. Величко, К. В. Верховского, A.A. Гришковца, A.M. Дроздовой, А. Г. Залужного, С. А. Комарова, А. И. Кудрявцева, O.E. Кутафина, В. В. Лазарева, A.B. Малько, Н. И. Матузова, А. Ф. Марукова, М. Н. Марченко, B.C. Мокрого, JI.A. Морозовой, B.C. Нерсесянца, Н. И. Полищука, A.B. Пчелинцева, JI.P. Сю-кияйнена, O.A. Тарасова, А. Н. Харитонова, В. И. Хижняка, Г. Г. Черемных, E.H. Шендригина и др.);

— теоретиков уголовно-исполнительного права (Г.А. Аванесова, Ю.М. Ан-тоняна, А. Я. Гришко, М. Г. Деткова, В. А. Елеонского, Ю. А. Кашубы, В. И. Комиссарова, В. Н. Кохмана, В. Н. Кудрявцева, С. И. Кузьмина, A.C. Михлина, М. П. Мелентьева, А. Е. Наташева, A.JI. Ременсона, В. И. Селиверстова, Е. В. Середы, А. Ф. Сизого, H.A. Стручкова, И. В. Шмарова, В. А. Уткина, О. В. Филимонова, В.Е. Южанина).

Однако необходимо констатировать, что до настоящего момента в истори-ко-теоретической науке не проводилось специального монографического исследования по вопросам правового регулирования попечения о лицах, отбывающих наказание. Это обстоятельство вызвало необходимость более углубленного изучения исторических и теоретических обобщений в рамках комплексного подхода к исследованию данной проблемы.

Кроме того, в современной юридической литературе по вопросам попечения о лицах, отбывающих наказание, преобладает либо политикоисторический, либо религиозный подход. Организационно-правовые формы, попечения исследованы недостаточно с точки зрения: как современной правовой доктрины, так и истории правовой мысли. В связи с этим многоаспектныйхарактер темы предопределил необходимость обращения к разнообразным работам вобласти общей теорий и историигосударства. и права^ философии^ религииполитологии, социологии, а также различным отраслям права в целях углубленного изучения теоретико-правового содержания попеченияо лицах, — отбывающих наказание.

Объектом диссертационно го исследования! являетсякомплекс исторически складывающихся общественных отношений, возникающих в процессе попечения о лицах, отбывающих наказание- .

Предмет .диссертационного исследования" - историко-теоретические и организационно-правовые основы, деятельности: попечительских организаций? ш конфессий в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказанияна разных исторических этапах развития российского общества.

Цель диссертационного исследования состоит в историко-правовом исследовании деятельности различных светских обществ и конфессий по организации и осуществлению попеченияю лицах, отбывающих наказание, их влиянияна моральные и нравственные аспекты жизни: осужденных, анализе нормативных предписаний действующего законодательства. Исследование охватывает исторически складывающиеся общественные отношение с апостольских времен до современной России. По результатам исследования ставилась цель разработки научных рекомендаций, повышающих эффективность правового регулирования попечения о лицах, отбывающих наказание.

Исходя из этого, были поставлены и решены следующие задачи исследования:

• обобщены историко-правовые материалы и научные воззрения отечественных ученых по исследуемой проблематике;

• исследована правовая природа зарождения, формированияи развития: попечения о лицах, отбывающих наказание;

• > проанализированы нормативные саморегуляторы деятельности попечительских обществ;

• рассмотрены характерные особенности участия попечительских организаций и конфессий в облегчении положения лиц, отбывающих наказание- '.

• обосновано влияние попечительских и религиозных организаций на моральные и нравственные аспекты жизни осужденных;

• ог{енена эффективность правовых норм, регламентирующих вопросы попечения о лицах отбывающих, наказание в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания;

• выявлены перспективные пути взаимодействия государства и институтов гражданского общества по вопросам реализации новой пенитенциарной политики;

• определено место и значение попечительских обществ в"демократическом переустройстве Российского государства.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи, и вытекающие из него частнонаучные методы. При написании работы были использованы методы историзма и исторического детерминизмаИсторико-правовой метод в диссертации базировался-на исследовании исторических процессов, имеющих уникальный характер для каждого из исследуемых периодов отечественной истории государства и права, формально-юридический метод применялся при толковании нормативно-правовых актов. Кроме того, были использованы такие методы, как системно-функциональный и сравнительно-правовой, применялись общепринятые категории формальной логики и требования лингвистики.

Применение всего комплекса методов позволило исследовать рассматриваемую проблему во взаимосвязи, целостно и всесторонне.

Нормативную и источниковедческую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, международные договоры, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный и другие кодексы Российской Федерации, федеральные законы «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др., указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных министерств, федеральных служб, материалы судебной практики (постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, решения Европейского суда по правам человека).

Немалую помощь в написании диссертации оказали обобщенные годовые статистические отчеты Федеральной службы исполнения наказаний, а также использовался личный опыт общения автора с осужденными с 2003 по 2011 годы в исправительных учреждениях.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном историко-правовом исследовании вопросов попечения о лицах, отбывающих наказание, с современных позиций мировоззрения. Выявлено, что характер воздействия институтов гражданского общества, в том числе конфессий, и возникающие общественные отношения в сфере исполнения и отбывания наказаний напрямую зависят от правовой составляющей, установленной государством.

В научный оборот вводятся малоизвестные источники, отражающие вопросы взаимодействия государства и попечительских организаций. В диссертации отражены негативные моменты, имевшие место в истории Русской православной церкви, породившие отрицательное отношение к современным религиозным организациям.

Сформулированы выводы, имеют теоретическое и практическое значение для выявления и устранения нарушений законодательства в сфере реализации права на свободу вероисповедания в учреждениях пенитенциарной системы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Русская православная церковь и иные конфессии, осуществляющие миссионерскую деятельность, оказывают позитивное влияние на лиц, отбывающих наказание, способствуют утверждению истинных духовных и нравственных ценностей, содействуют процессам воспитания и просвещения, влияют на профилактику и предупреждение преступности, помогают осужденным в социальной адаптации и ресоциализации после освобождения.

2. В результате того, что в начале XIX столетия эволюционные процессы миссионерского служения постепенно проникали во все институты гражданского общества, на всей территории Российской империи начали образовываться общественные организации, основной целью деятельности которых являлось оказание духовной и нравственной помощи в исправлении лиц, находящихся в местах лишения свободы. Государство, придавая большое значение миссионерскому служению, стремилось закрепить некоторые его прогрессивные начинания в нормативных правовых актах, регулирующих пенитенциарные правовые отношения.

3. Принятие единой комплексной государственной программы попечения о лицах, отбывающих и отбывших наказание, а также возрождение попечительских советов под патронатом первых лиц страны, позволит последовательно проводить государственную политику в этой области на основе международных правовых норм и Конституции Российской Федерации.

4. Действующее законодательство, регулирующее свободу совести, проведение церковных обрядов, служб и других религиозных мероприятий в пенитенциарных учреждениях не только существенно отстают от потребностей современного общества, но и не соответствуют требованиям многих международно-правовых стандартов обращения с заключенными.

5.

Введение

в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, специальных должностей и назначение на них лиц, отвечающих за организацию сотрудничества с представителями религиозных объединений, позволит, с одной стороны, оказывать им помощь, а с другой — контролировать соблюдение установленного в исправительном учреждении режима.

6. Миссионерская деятельность среди узников в советский период развития нашего государства носило чисто подвижнический характер, поскольку тюремная система того времени была достаточно «закрытой», в том числе для всех официально существовавших конфессий. Отношение высшей власти страны к религиозным организациям характеризовалось марионеточным подходом, позволявшим использовать их в узкокорыстных политических и экономических целях.

7. Критическое отношение некоторых осужденных к Православной церкви, недоверие и скептицизм явились следствием жестокой и не вполне оправданной политики со стороны церкви к иноверцам, создания собственных репрессивных следственно-судебных и тюремных органов, отличившихся особой жестокостью и нетерпимостью к иномыслию.

8. В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года необходимо принять единый нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы попечения о лицах, отбывающих и отбывших уголовные наказания в виде лишения свободы, направленный на повышение эффективности воспитательной работы в исправительных учреждениях, социальной реабилитации и ресоциализации освобожденных, а также предупреждение рецидивной преступности.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что ее содержание, основные положения и выводы дополняют историко-теоретические представления об организационно-правовых формах попечения о лицах, отбывающих, наказание могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований, при подготовке учебно-методических пособий по теории и истории государства и права, конституционного права, спецкурсов, проведении семинарских занятий по соответствующим темам, а также при написании курсовых и дипломных работ.

Сформулированные в исследовании выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства Российской Федерации в сфере государственной попечительской политики.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных в ней идей и положений государственными органами, их структурными подразделениями и должностными лицами в ходе разработки отечественного законодательства по вопросам попечения о лицах, отбывающих наказание, нормативных правовых актов и иных документов, связанных с ее правовым регулированием. Материалы диссертации представляют определенный интерес для научных работников, аспирантов (адъюнктов), студентов, слушателей юридических вузов, а также могут быть использованы при подготовке и чтении курсов «Теория государства и права», «История отечественного* государства и права», «Конституционное право России», «Уголовно-исполнительное право» и других учебных дисциплин.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения основных выводов диссертации на различных научно-практических и научных конференциях, семинарах, симпозиумах, а также при подготовке научных и учебных изданий, внедрении их в учебный процесс. Материалы исследования докладывались на Международной научно-теоретической конференции «Оптимизация законодательного процесса: вопросы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Правонарушения и юридическая ответственность» (Тольятти, 2009), VIII Всероссийской научно-практической конференции «Личность, право, власть в современной России» (Кострома, 2010), Всероссийской научно-практической конференции «Уголовное судопроизводство: проблемы теории, нормотворчества и правоприменения» (Рязань, 2011).

По теме диссертационного исследования подготовлено 7 публикаций, включая монографию и две научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикаций по докторским и кандидатским диссертациям, общим объемом 16,01 п. л.

Структура диссертации определена предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные исследования позволили нам сделать ряд выводов. Применение законодательства, регулирующего свободу совести, использование различных церковных обрядов, религиозного воспитания и просвещения способствовало достижению целей перевоспитания осужденных как в Царской России, так и в Российской Федерации, что свидетельствует о необходимости всестороннего развития и совершенствования этой деятельности. Совершенно очевидно также, что исследуемая проблема требует своей дальнейшей разработки и что деятельность религиозных организаций в следственных изоляторах и исправительных учреждениях не является панацеей от всех бед, она не должна стать данью своеобразной моде, но эту деятельность можно и нужно рассматривать как одно из важнейших направлений в исправлении осужденных на основе приобщения их к истокам духовности, веры, общечеловеческим нравственным ценностям, заложенным в религии. Миссия в местах лишения свободы носит Богоустановленный характер. Посещая узников и проявляя милосердие к ним, мы служим Самому Христу. Отношение к этому служению определяет нашу участь в Вечности. Данное служение нельзя осмысливать только в социальном аспекте, потому что оно имеет преимущественно духовный характер. Цель тюремной миссии — спасти душу заблудшего человека. Материальная же забота об арестантах не рассматривается как самоцель, а имеет смысл лишь тогда, когда она служит цели главной.

Тюремная миссия имела место в истории Церкви с момента ее основания. Она освящена примером святых апостолов, мучеников и первых христиан. Святые подвижники, аскеты, христиане различных сословий, благочестивые цари и миряне не гнушались посещением темниц и служением страждущим в узах. Сострадательным отношением к заключенным и делами любви к ним Христовы служители побуждали их оставить свои беззакония. Из разбойников они становились святыми. Агиографические свидетельства убеждают нас в этом.

Существование Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями свидетельствует о том, что душепопечительская деятельность в пенитенциарных учреждениях носит масштабный характер и нуждается в координации пастырских усилий в этом служении. Повсеместно священнослужители и миряне несут Слово Божие людям, находящимся в неволе. На местах эту работу курируют епархиальные отделы, отвечающие за связи с правоохранительными органами. С каждым годом растет количество храмов, часовен и молитвенных комнат. Наблюдается возрастающий интерес к православию как заключенных, так и работников пенитенциарных учреждений.

Душепопечение в тюрьмах нужно начинать с работников администрации, они, так же как и заключенные, нуждаются в Слове Божием. Самой трудной категорией в деле воцерковления заключенных являются несовершеннолетние и женщины. Это обусловлено их душевными качествами, прежде всего быстрой ч изменчивостью взглядов и впечатлений на происходящие события, поверхностным мышлением и бездумным следованием лжеидеалам. Более доступны к евангельской проповеди впервые попавшие в места заключения, особенно в период нахождения их под следствием в изоляторе или тюрьме. Реабилитационными задачами должно заниматься в первую очередь государство, так как Церковь не имеет для этого материальных ресурсов. Целесообразным было бы отбывать наказание заключенным поблизости к месту проживания родственников, это давало бы возможность чаще им общаться друг с другом, что приносило бы положительные результаты.

Российское законодательство, регулирующее право на свободу совести, в целом соответствует ратифицированным Российской Федерацией международным договорам, сложившаяся в Российской Федерации судебная практика по применению законодательства о свободе совести соответствует международной судебной практике, и какое-либо ограничение действующего законодательства о свободе совести как в местах лишения свободы, так и вне этих мест повлечет за собой вполне предсказуемое судебное решение российского национального суда о недопустимости такого ограничения. Однако мы разделяем мнение А. Г. Залужного, который полагает, что основная проблема не в отсутствии тех или иных нормативных правовых актов, а в неисполнении имеющихся законов, необходимости преодоления правового нигилизма как давно сложившегося и, к сожалению, успешно функционирующего элемента общественного сознания1.

1 См.: Залужный А. Г. Право. Религия. Закон. М., 2008. С. 229−230.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека: Принята организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. // Гуманитарная сфера и права человека: сб. док. -М.: Просвещение, 1992.
  2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // Международное публичное право: в 2 т. М.: БЕК, 1996. Т. 1.
  3. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, принята 4 ноября 1950 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации — 1998. — № 20. ст. 2143- 2001. — № 2. — ст. 163.
  4. Конвенция о правах и основных свободах человека: принята правительствами государств участников стран СНГ 26 мая 1995 года в г. Минске // Международное частное право: сб. нормат. док. — М.: Приор, 2000.
  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976. — № 17. -ст. 291.
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976. -№ 17.-ст. 291.
  8. Сборник важнейших документов по международному праву. — М.: Инс-т права и экономики- Триада, Лтд, 1997. Ч. 2. — 544 с.
  9. Устав Организации Объединенных Нацийб принят 26 июня 1945 г. // Международное частное право: сб. нормат. док. М.: Приор, 2000.
  10. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. — М.: Проспект, 2011.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья: По состоянию на 01 января 2011 г. М.: Проспект, 2011.
  12. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. — № 52.-ст. 1865.
  13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Омега-Л, 2011.
  14. Международные правовые стандарты в российской правоприменительной практике: приняты на Всероссийском совещании в г. Москве 24 декабря 2002 г. // Рос. Юстиция. 2003. — № 3.
  15. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. // Собр. Законодательства Рос. Федерации.- 1997. № 1.
  16. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30.
  17. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
  18. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Министерства юстиции РФ от 03 ноября 2005 № 205 // СПС «Консультант Плюс».
  19. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июня 1993 г. № 5473−1 // Ведомости Совета Народных Депутатов РФ и Верховного Совета РФ. № 33. — Ст. 1316.
  20. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон 2002 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. № 30. — ст. 3032- 2003. — № 27. — ст. 2700- - № 46. — ст. 4444.
  21. Свод законов Российской империи. T. XIII. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный. — СПб., 1892.
  22. Свод законов Российской империи. T. XIV. Устав о содержащихся под стражей. СПб., 1890.
  23. Свод основных государственных законов // Свод законов Российской империи. -М., 1910. Т. 1−4.
  24. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. — М., 2011.
  25. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М., 2011.
  26. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Элит, 2011.1. Монографии, учебники, учебные пособия
  27. С. С. Право: азбука теория-философия: опыт комплексного исследования. -М.: Статут, 1999.
  28. Л.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. — М., 1996.
  29. Г. Крепость Кирилло-Белозерского монастыря. Кириллов, 1934.
  30. Афанаснй (Сахаров). Служба всем святым, в земле русской просиявшим. -М., 1995.
  31. КВ. Внешняя политика Русского централизованного государства (вторая половина XV века). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1952. — 454 с.
  32. Н.И. Существовала ли в России инквизиция? — СПб., 1892.
  33. А.Н. Жития святых, кратко изложенные по руководству Четьи-Миней. М., 1912.
  34. А.П. Избранные жития святых. Троице-Сергиева Лавра, 1991.
  35. Белинский В.ГСочинения. М., 1955. — Т. 10.
  36. И. С. Краткий курс церковного права. — Казань, 1913. — Т. 2.
  37. Беседы с заключенными в тюрьмах. — СПб., 1870.
  38. Благотворительность в России: в 2 т. — СПб., 1907.
  39. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1990.
  40. C.B., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. — М., 1983.
  41. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1902. — Т. 34.
  42. Варнава (Беляев) Основы искусства святости-Н.Новгород, 1998 Т. 3.
  43. Василий Великий. Творения. — М., 1858. — Т. 5.
  44. Д. Палачи в рясах. — М., 1923.
  45. С.К. История смертной казни в России. — М., 1912.
  46. О.В. Погружение во тьму: Из пережитого. М., 1992.
  47. В. Вступительная статья / Отец Арсений. 3-е изд. — М., 1998.
  48. Л. Догматическое богословие. — СПб., 1994.
  49. М.Н. Материалы к изучению тюремного вопроса. — СПб., 1868.
  50. М.Н. История царской тюрьмы. М., 1960. Т. 1−5.
  51. Н.Б. Политические процессы при Петре I. М., 1957.
  52. С. Московская Духовная Академия в революционную эпоху. По материалам архивов и публикаций. М., 1999.
  53. А.Я., Потапов A.M. Амнистия. Помилование. Судимость. М., 2009.
  54. Дамаскин (Орловский). Мученики и исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX века, в 3 кн. — Тверь, 1999. — Кн. 1.
  55. А.П., Уткин В. А. Пожизненное лишение свободы. Томск, 1997.
  56. М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы 1917−1930.-М., 1992.
  57. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях.-М., 1996.
  58. Т. Ганн. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» с точки зрения гражданских свобод. Хрестоматия. -М., 2001.
  59. Диакония и Попечение в пенитенциарных учреждениях России. — М. 1997.
  60. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год. М.: Юриспруденция, 2007. — 424 с.
  61. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год. М.: Юриспруденция, 2009.
  62. Ф.М. Записки из мертвого Дома. JL, 1972.
  63. Душеполезное чтение. — СПб., 1879. Ч. 2.
  64. Ежегодник Музея истории религии. Л., 1960. — С. 118. Т. 4.
  65. Житие иже во святых отца нашего Тихона епископа Воронежского, Задонского и всея России Чудотворца, изд. 7. СПб., 1874. — Ч. 1.
  66. Житие протопопа Аввакума. — М.: Олимп, 1998.
  67. В.И. Жизнь и деятельность митрополита Даниила. — М., 1881.
  68. В.И., Яковлев М. В. Для душевного спасения узника. Киев, 1998.
  69. А. Циркулярные указы святейшего Синода 1867—1900 гг. СПб., 1900.
  70. А.Г. Право. Религия. Закон. М., 2008.
  71. Защита прав человека в местах лишения свободы: сб. нормат. актов и офиц. док. / отв. ред. О. О. Миронов. М., 2003.
  72. A.A., Лурье Я. С. Послания Иосифа Санина. М.- Л., 1959.
  73. С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы. — М., 2006.
  74. А.И. Соловецкая монастырская тюрьма. Соловки, 1927.
  75. Инструкция смотрителю тюремного замка.
  76. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям свят. Тихона Задонского. -М., 1996.
  77. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. — Т. 1. Кн. 1.-М., 1993.
  78. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. — Т. 2. -М., 1993.
  79. Иоанн Мосх, Блаж. Луг Духовный. — Сергиев Посад, 1913.
  80. Использование уполномоченным по правам человека в российской Федерации судебных механизмов защиты нарушенных прав граждан: практические материалы / Под науч. Ред Е. В. Середа. М., 2007. 140 с.
  81. Исторический вестник. — Кн. 7. — 1885.
  82. История Русской православной церкви в 1917— 90 гг. М., 1995.
  83. H.A., Лурье Я. С. Антифеодальное движение на Руси XIV — начала XV в. М.- Л., 1955.
  84. Г. Остановитесь на путях ваших: Записки тюремного священника. -М., 1995.
  85. Н.М. История государства российского. Пг., 1915. — Т. 5
  86. Ю.А., Хижняк В. И. Реализация международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной политике. Рязань, 2005. — 276 с.
  87. Клнбанов И Реформационные движения в России. М., 1960.
  88. В.О. Сказания иностранцев о московском государстве. -М., 1866.
  89. Книга Деяний апостолов 16 (полное название «Деяние святых апостолов»).
  90. В.Н., Рухлов C.B. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. СПб., 1894.
  91. С. Утоли моя печали. Преступление и наказание. 1993. № 8.
  92. М. Ссыльные и заточенные в Соловецком остроге в XVI—XIX вв..-М., 1908.
  93. С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). — Саранск, 1995.
  94. С.А. Общая теория государства и права. — М., 1997.
  95. Комментарий к тексту Европейских пенитенциарных правил. Ree (2006)2.
  96. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань, 2005.
  97. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года. Рязань, 2010.
  98. В.Н., Полшцук H.H. Правовая инфильтрация норм международного права в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Воронеж. 2008.
  99. М.Е. Основы церковного права. М. 1992.
  100. В.И. Об отношении рабочей партии и религии // Поли. собр. соч. T. 17.-М., 1961.
  101. C.B. Сибирь и каторга. СПб., 1891.
  102. И.А. Кровавая месть и смертная казнь. Томск, 1909.
  103. A.B. Теория государства и права В вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие. М.: Юристь, 2001.
  104. К. К критике гегелевской философии права // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 1. -М., 1955.
  105. М.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие. — М.: Проспект, 2000.
  106. М.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2005.
  107. Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М., 1990.
  108. В.П., Холостова Е. И. История социальной работы в России. -М., 1998.
  109. Минея. Декабрь. Ч. 2. М., 1982.
  110. A.C. Смертная казнь: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.
  111. Московский Патерик. -М., 1991.
  112. В. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1969.
  113. Немирович-Данченко В. И. Соловки. СПб., 1875-
  114. В.И. Жизнь заключенных. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи (1560−1880). СПб., 1871.
  115. В.Н. Тюрьма и ссылка. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи (1560−1880). — СПб., 1880.
  116. А. Церковь и государство. — М., 1997.
  117. Э. Библейский словарь. Энциклопедический словарь. Мировая христианская миссия. Торонто, 1985.
  118. Описание архива святейшего Синода. Т. 2. Ч. 1. 1722. № 187. Приложение XXIV- T. X. 1730. № 33.
  119. Описание тюрьмы суздальского Спасо-Евфимиева монастыря «Суздаль и его достопримечательности». — Суздаль: Изд-во Владимирской архивной комиссии, 1912.
  120. A.C. Курс церковного права. Св. Троице-Сергиева Лавра, 1902.
  121. Пенитенциарная криминология. Рязань, 2009. — 567 с.
  122. . История миссионерской деятельности Русской православной церкви и современность http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife /1295/
  123. Письма митрополита Филарета к архиепископу Леониду. — М., 1883.
  124. A.B. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных. -М., 1992.
  125. H.H. Правовые отношения и юридические факты: вопросы теории и практики. Рязань, 2006.
  126. H.H. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права правового отношения и юридического факта. — Рязань, 2007.
  127. Н.И. Эволюция идеи права и правовые отношения: вопросы теории и практики. СПб., 2005. — 270 с.
  128. Полное собрание русских летописей. СПб., 1848. — Т. 4.
  129. П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. Рязань, 1994. — 123 с.
  130. ИГ. Эффективность правовых норм, регулирующих применение основных средств исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы. -М., 1989.
  131. А. Суд и наказание за преступления против веры и нравственности. -Казань, 1904.
  132. Е. Беседы с заключенными в тюрьме. СПб., 1870.
  133. Права человека и религия. Хрестоматия. — М., 2001.
  134. Правда о религии в России. Московская патриархия. М., 1942.
  135. Православный молитвослов и псалтирь. Изд-во Свято-Данилова монастыря, 1995.
  136. Православный собеседник. Кн. 4. — 1910.
  137. A.C. В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем. СПб., 1909.
  138. A.C. Монастырские тюрьмы. -М., 1905.151 .Путятин Р. Полное собрание поучений. — СПб., 1901.
  139. A.B., Ряховский В. В. Свобода религии и права верующих в современной России. М., 2007.
  140. Раскольничьи дела XVIII в. СПб., 1861 — Т. 1.
  141. Л.П., Упоров И. В. Лишение свободы в России: истоки, развитие, перспективы. Краснодар, 1999.
  142. Религия и закон. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии / сост. A.B. Пчелинцев, В. В. Ряховский. М., 2002.
  143. Розанов Н. И История Московского епархиального управления. М., 1876.-Кн. 2.4. 2.
  144. Д. Четьи Минеи (Жития святых). СПб., 1997.
  145. С.Г. Студенты-проповедники. СПб., 1892.
  146. Русская историческая библиотека. — М., 1874. Т. 6.
  147. Русская Правда. Пространной редакции. Памятники русского права / под ред. C.B. Юшкова. М., 1952.
  148. Русская старина. -М., 1885. — Кн. 1.
  149. Русский архив. СПб., 1867.
  150. Русский архив. СПб., 1873. — Кн. 2.
  151. Русское прошлое. М., 1923. — Кн. 3.
  152. Русское слово. СПб., 1861. — Кн. 8.
  153. А.Н. Тюремный календарь для чинов тюремного ведомства на 1912 г. -М.: ГТУ. 1912.
  154. Сборник сведений благотворительности в России. СПб., 1899.
  155. Сирин Ефрем. Творения. М., 1993. — Т. 1.
  156. Служебник: в 2 ч. М., 1991. — Ч. 1.
  157. И.И. Восстание Болотникова 1606−1607 гг. -М., 1951.
  158. CnupudoH. Из виденного и пережитого. СПб., 1998.
  159. Судебники XV—XVI вв.еков. / под ред. Б. Д. Грекова. M.- JL, 1952.
  160. Таганг^ев Н. С. Русское уголовное право. — М., 1994. — Т. 1.
  161. Н. Московские вольнодумцы начала XVIII в. и Стефан Яворский // Русский вестник. 1870. — Кн. 9- - 1871. — Кн. 2,6.
  162. М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1866—1870. Кн. 5. Гл. 6.
  163. O.A., Васильева С. А. Становление и развитие тюремных учреждений и структур Рязанского края. Историко-документальные очерки. Ч. 1. (XII первая половина XIX в.), — Рязань, 2010. — 217 с.
  164. Требник дополнительный. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печер-ского монастыря, 1994.
  165. Уголовно-исполнительное право / под ред. И. В. Шмарова. — М., 1996.
  166. Уголовно-исполнительное право России / под ред. В. И. Селиверстова. -М., 2004.
  167. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань, 2006.
  168. Уголовно-исполнительное право. Особенная часть: Учебник / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань, 2006.
  169. В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. Томск: Изд-во ТГУ. 1995.
  170. В.А. Международные стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации. Томск, 1998.
  171. О.В. Предисловие к сборнику «Документы ООН, касающиеся заключенных.Тюремная б-ка, Вып. 7. — М., 2000.
  172. И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. -СПб., 1889.
  173. И.Я. Учение о наказании. СПб., 1886.
  174. Фотий (Евтихиев). Пастырство в Русской Православной Церкви в XX веке (1900−1925 гг.): прилож. к дис. Ч. 1. Сергиев Посад, 1992.
  175. И. Дневник священника пересыльной тюрьмы // Консультант Плюс.
  176. В. Библейские основы церковной благотворительности. // Благотворительность в социальной политике России. СПб., 2000.
  177. И. А. Настоящее положение мест заключения в Санкт-Петербурге. СПб., 1869.
  178. В.А. Церковное право. — M., 1994.
  179. В.А. История Русской православной церкви 1917—1990. М., 1994.193. Часослов. М., 1980.
  180. Электронный ресурс // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  181. Ф. Крестьянская война в Германии. М., 1953.
  182. Эндрю Койл. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека: пособие для тюремного персонала. — Лондон. 2002.
  183. Юридическая летопись. — 1891. № 12.
  184. Ядринг (ев Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке. СПб., 1872.
  185. I. Статьи, периодические издания
  186. С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Моск. ун-та. Сер. Право. — 1999. № 1.
  187. Г. Г. Уголовно-исполнительная система России и свобода совести // Современное право. 2007. — № 6.
  188. Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. — № 5.
  189. И. На защите прав человека. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. — № 4.
  190. Заключение № 193 (1996) но заявке России на вступление в Совет Европы // Рос. юстиция. 1996. — № 4.
  191. Из тюремного быта // Тюремный вестник. 1895. — № 12.
  192. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на 01.05. 2011 // hilp://www. fsin.su.
  193. Кудрявг (ев А.И., Протопопов А. О. Законодательство Российской Федерации «О свободе совести, вероисповедания, и религиозных объединениях» // сб. норм, актов. М., 1994.
  194. О. Митрополит Владимир: «Церковь сегодня — фактор стабилизирующий» // Санкт-Петербургские новости. — 1998. № 13.
  195. В.П. Зона вне контроля // Рос. газ. 2004. — 19 окт.
  196. М. Попечительство и благотворительность в дореволюционной России. // Индекс. — № 28.
  197. О. О. Заключение о проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации // Рос. газ. — 1999. 22 апр.
  198. Н.И. Некоторые теоретические и практические проблемы реализации принципов уголовного судопроизводства // Юрид. мысль. 2006. № 7.
  199. Н.И. Правовые проблемы моратория на смертную казнь // Современное право. 2007. — № 8.
  200. Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской православной церковью: аналит. обзор / сост. С. Х. Шамсунов, B.JI. По-лозюк и др. М., 2007.
  201. Причащение в темнице // Христианское чтение. —1864. Апр.
  202. С.Б., Фурман Д. Е. Религия и политика в массовом сознании // Социол. исслед. 1992. — № 7.
  203. Ф. Права человека и исполнение наказаний в Швейцарии // Реализация Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными в современных условиях: сб. ст. — М.: НИИ ФСИН России, 2006.1. Архивные документы
  204. Архивы Кремля, в 2 кн. Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922−1925 гг. М.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.
  205. Аудиоматериалы епархиального собрания 24 ноября 1998 г. СПб.
  206. ГАРО. Ф. 5. Оп. 6. Д. 3. Л. 45. 51. 54. об.
  207. ГАРО. Ф. 857. Оп. 1. Д. 1. Л. 2-
  208. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 130. Л. 2.
  209. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 130. Ал. 1 об.-2.
  210. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Д. 9. Л. 1. 34−36. 45.
  211. Дело об учреждении Комитета Общества попечительного о тюрьмах. РГИА. 1819. Ф. 1287. О. 11. Дело 1858.
  212. V. Диссертации и авторефераты диссертаций
  213. С.К. Правовые и организационные аспекты защиты и восстановления прав и свобод осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы: дис. канд. юрид. наук. -М., 2004.
  214. Т.Ф. Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права (вопросы общей теории): автореф. дис.. канд. юрид. наук. Казань, 2001.
  215. П.Б. Природа правового регулирования религиозных отношений: автореф. дис. канд. юрид. наук. — Нижний Новгород, 2009.
  216. О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности: дис. канд. юрид. наук. Тамбов, 2003.
  217. Г. Г. Прокурорский надзор за соблюдением права на свободу совести в учреждениях пенитенциарной системы Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. — М., 2010.
  218. В.В. Принятие ООН актов о правах человека и международный механизм их имплементации: дис.. канд. юрид. наук. Казань, 1994.
  219. A.A. Свобода совести в ее историческом развитии: дис.. канд. юрид. наук. -М., 1980.
  220. H.A. Судебный контроль за исполнением уголовных наказаний: автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Рязань, 2005.
  221. С.Б. Восстановление справедливости как цель уголовного наказания, автореф. дис. .канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. С. 6.
  222. Е.В. Гуманизм как принцип юридической ответственности по российскому законодательству: дис. канд. юрид. наук. М. 2003.
  223. H.H. Эффективность норм уголовно-исполнительного права: дис. канд. юрид. наук. — М., 2010.
  224. В.Н. Правовая инфильтрация норм международного права в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. М. 2010.
  225. Н.И. Эволюция и состояние теоретической модели взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта: дис.. д-ра юрид. наук. М., 2009.
Заполнить форму текущей работой