Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правоохранительная система в условиях реформирования российского государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение насущных проблем невозможно без укрепления всех звеньев и институтов правоохранительной системы страны, её адаптации к процессам формирования в России правового государства. В этой связи необходимо серьезное научное переосмысление её структурно-содержательных и функциональных свойств, а также особенностей и закономерностей развития в условиях реформирования для выработки единого… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОЗНАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
    • 1. 1. Применение системного подхода в исследовании правоохранительной системы России
    • 1. 2. Структурно-содержательные характеристики правоохранительной системы России
  • Глава II. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Характерные черты реформирования правоохранительной системы России в различные исторические периоды
    • 2. 2. Становление современной правоохранительной системы России
  • Глава III. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
    • 3. 1. Правоохранительная система как объект реформирования
    • 3. 2. Правоохранительная система в комплексе факторов, определяющих формирование правового государства в России

Правоохранительная система в условиях реформирования российского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных со становлением и развитием в России институтов правового государства. Происходящие в стране кардинальные политические и экономические изменения, необходимость преодолевать негативные явления, сопровождающие возвращение России на мировую арену с её идеалами правового государства и гражданского общества, обуславливают необходимость модернизации всей государственно-правовой системы. Реформирование не может не затронуть и правоохранительную систему, как важный структурный компонент последней.

Трансформация личностных предпочтений и потребностей, интересов общества, смена ценностных ориентиров, изменение стереотипов поведения личности привели к усилению правового нигилизма, росту девиантных проявлений, формированию теневого права. Процессы децентрализации и борьбы за власть привели к снижению эффективности механизма правого регулирования и функционирования государства. Вместе с тем провозглашение задач, связанных с построением в России правового государства требует повышения уровня обеспечения и защиты прав и свобод личности, охраны ее прав путем укрепления законности и правопорядка.

В сложившихся обстоятельствах, реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности функционирования правоохранительной системы, становится неотъемлемой составляющей реформирования. Вместе с тем предпринимаемые шаги не обеспечивают достижение позитивного результата. Правоохранительная система по-прежнему остается громоздкой, недостаточно приспособленной к решению новых, стоящих перед ней стратегических задач. Несмотря на растущий потенциал правоохранительных структур, работа их порой является неэффективной, подчас не имеющей адекватных юридических инструментов для противодействия экстремизму, национализму, общеуголовной преступности.

Решение насущных проблем невозможно без укрепления всех звеньев и институтов правоохранительной системы страны, её адаптации к процессам формирования в России правового государства. В этой связи необходимо серьезное научное переосмысление её структурно-содержательных и функциональных свойств, а также особенностей и закономерностей развития в условиях реформирования для выработки единого, логически последовательного научного подхода, в рамках которого можно было бы сформулировать как основные целевые установки, так и приоритетные направления совершенствования правового регулирования правоохранительной деятельности, модернизации системы правоохранительных органов, совершенствования их оснащенности.

Степень научной разработанности темы. Современная теоретическая база для изучения проблем функционирования правоохранительной системы государства сформировалась в 60−80-е гг. XX в. в работах С. С. Алексеева, Ю. Е. Аврутина, А. Г. Братко, Н. В. Витрука, В. В. Глазырина, Ю. И. Гревцова, В. П. Казимирчука, В. Н. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецовой, В. И. Никитинского, JI.A. Николаевой, A.C. Пашкова, В. П. Сальникова, И.С. Самощен-ко, В. Д. Сорокина, Л. И. Спиридонова, Ю. А. Тихомирова, Ф. Н. Фаткуллина, Э. А. Фомина, Г. Н. Хона, Л. Д. Чулюкина, JI.C. Явича и других1.

В этот период было выдвинуто несколько исследовательских парадигм, сложились концептуальные идеи относительно понятия, факторов эффективности функционирования правоохранительной системы государства и т. д. Однако в условиях рыночных отношений концепция функционирования правоохранительной системы кардинально переменилась. Это требует соответствующего теоретического осмысления всего комплекса вопросов, связанного с данным феноменом.

См.: Алексеев С. С. Структура советского права. — М.: Юридическая литература, 1975; Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). — М.: Юридическая литература, 1991; Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. — М.: Наука, 1986; Спиридонов Л. И. Социология уголовного права. — М.: Юридическая литература, 1986; Тихомиров Ю. А. Теория закона. — М.: Наука, 1982 и др.

Отдельные проблемы развития правоохранительной системы России на различных исторических этапах, а также в современных условиях рассматривались такими учеными, как Ю. Е. Аврутин, А. И. Александров, A.M. Артемьев, Г. В. Алексушин, Ч. Н. Ахмедов, А. Ю. Блок, М. А. Буганова, С.П. Булави-на, А. Д. Градовский, H.H. Жильский, H.A. Жильцов, И. А. Исаев, В.Я. Ки-Кикоть, И. А. Кипров, В. М. Курицын, В. Ю. Пиотровский, В. В. Рыбников, М. И. Сизиков, С. А. Степанов, М. Н. Сутурина, В. П. Фёдоров, О. И. Чердаков, В. В. Черников и другие1.

Вопрос об особенностях и закономерностях развития и функционироI вания правоохранительной системы, обусловленных именно ее свойствами как сложного, внутренне неоднородного целостного образования, в том числе и в применении к современному этапу развития, связанному с построением в России правового государства, в качестве самостоятельного на монографическом уровне не ставился и не исследовался.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является правоохранительная система как сложное целостное образование, выступающее относительно обособленным компонентом государственно-правовой системы.

Предметом исследования выступают закономерности и особенности поведения правоохранительной системы России в условиях реформирования на различных этапах исторического развития, характер изменений, происходящих в системе в условиях реформирования, а также значение таких изменений для развития государственно-правовой системы в целом.

См.: Жильцов H.A. Правоохранительная система самодержавной России в период с февраля 1861 по февраль 1917 г.: историко-правовой аспект. Дис.. канд. юрид. наук. -Краснодар, 2007; Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система государства: теоретико-методологические основания исследования. — СПб.: Астерион, 2008; Буганова М. А. Проблемы формирования правоохранительной системы в современном российском обществе. — М.: Изд-во Акад. права и управления, 2007; Пиотровский В. Ю. Правоохранительная система в условиях формирования правового государства. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 2003 и др.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования заключается в выявлении объективных возможностей реформирования отечественной правоохранительной системы в условиях построения правового государства, а также выработке рекомендаций и предложений о приоритетных направлениях ее формирования и развития в современных условиях.

Для реализации в ходе исследования указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— выявить особенности правоохранительной системы, обусловленные как ее внутренними структурными свойствами, так и её включенностью в государственно-правовую систему как целостное образование более общего порядка;

— определить основные черты, а также функциональные особенности составляющих правоохранительную систему структурных компонентов;

— раскрыть основные черты механизма функционирования правоохранительной системы Российской Федерации;

— исследовать особенности формирования и функционирования правоохранительной системы России на различных этапах её исторического развития;

— выявить специфику правоохранительной системы как объекта реформирования в условиях построения в России правового государства;

— установить характер зависимостей, существующих между изменениями в условиях реформирования правоохранительной системы и отдельных ее компонентов, с одной стороны, и формированием правового государства, с другой;

— определить основные тенденции и перспективы развития правоохранительной системы России в условиях современного реформирования.

Методологическая основа диссертационного исследования определяется его целью и задачами. В работе автор, в первую очередь, опирается на положения общей теории систем и системного подхода. Кроме того, в иссле6 довании широкое применение получает диалектический метод: познания, иные общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, абстрагирование.

Широко используются специальные методы исследования, в том числе историко-правовой, формально-юридический, нормативно-правового моделирования.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов разных лет по теории права и государства, отраслевым и специальным юридическим наукам, теории функциональных систем.

Теоретическую базу диссертации составили, прежде всего, работы, посвященные разработке системной методологии, а также применению общей теории систем в государственно-правовых исследованиях: А. Н. Авериянова, П. К. Анохина, Г. В. Атаманчука, В. Г. Афанасьева, П. П. Баранова, JI.A. Вос-кобитовой, М. С. Кагана, В. Н. Карташова, А. Г. Кузнецовой, A.B. Кузьменко,.

B.А. Лебедева, В. Н. Садовского, М. И. Сетрова, А. И. Уемова, В.П. Хомколо-ва, Э. Г. Юдина и других ученых1.

Использовались работы авторов, заложивших теоретические основы исследования проблем функционирования правоохранительной системы:

C.С. Алексеева, Г. В. Атаманчука, H.A. Беляева, А. Г. Братко, JI.A. Николаевой, В. В. Орехова, Н. М. Рудякова, Г. А. Туманова, Н. В. Черноголовкина и других2.

См.: Баранов П. П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава органов внутренних дел. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1997; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973; Карташов В. Н.

Введение

в общую теорию правовой системы общества: Текст лекций. — Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1995; Садовский В. Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. — М.: Наука, 1974 и др.

2 См.: Атаманчук Г. В. Государственное управление. Проблемы методологии правового исследования. — М.: Юридическая литература, 1975; Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). — М.: Юридическая литература, 1991; Рудяков Н. М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Советского государства. — Хабаровск: ВШ МВД СССР, 1990; Туманов Г. А. Теоретические проблемы научной организации управления в органах внутренних дел. Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. — М., 1974; Чер-ноголовкин Н. В. Теория функций Социалистического государства. — М.: Юридическая литература, 1970 и др.

Теоретическую базу диссертации составили также работы, авторы которых исследовали вопросы развития правоохранительной системы в истории России. В частности, использованы труды таких ученых, как А. И. Александров, Г. В. Алексушин, А. Ю. Блок, А. Д. Градовский, H.A. Жильцов, И. А. Исаев, И. А. Кипров, В. М. Курицын, В. В. Рыбников, М. И. Сизиков, С. А. Степанов, О. И. Чердаков и других1.

Положения диссертации, касающиеся проблем современного реформирования правоохранительной системы в условиях построения правового государства в России, базируются на работах Ю. Е. Аврутина, A.M. Артемьева, Ч. Н. Ахмедова, Е. В. Болотиной, М. А. Бугановой, С. П. Булавина, Ф.М. Горо-динца, Э. П. Григониса, H.H. Жильского, И. Н. Зубова, В. Я. Кикотя, О. М. Ланцовой, В. В. Лысенко, A.B. Малько, Т. Г. Матвеева, В. Ю. Пиотровского, O.A. Плохова, В. П. Сальникова, М. Н. Сутуриной, Л. Б. Тиуновой, В. П. Федорова, В. В. Черникова и других2.

Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и развивающие их положения, подзаконные нормативные правовые акты, устанав.

См.: Александров А. И. Уголовно-процессуальная политика в России в условиях реформирования государства: история и современность. — СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998; Жильцов H.A. Правоохранительная система самодержавной России в период с февраля 1861 по февраль 1917 г.: историко-правовой аспект. Дис.. канд. юрид. наук. — Краснодар, 2007; История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы / Под ред. Курицына В. М. — М.: Изд-во «Щит-М», 1998; Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. — М.: Изд-во «Щит-М», 2007; Чердаков О. И. Формирование правоохранительной системы советского государства в 1917;1936 гг. (историко-правовое исследование). Дис.. д-ра юрид. наук. — Саратов, 2002 и др.

2 См.: Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система государства: теоретико-методологические основания исследования. — СПб.: Астерион, 2008; Буганова М. А. Проблемы формирования правоохранительной системы в современном российском обществе. — М.: Изд-во Акад. права и управления, 2007; Пиотровский В. Ю. Правоохранительная система в условиях формирования правового государства. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 2003; Сутурина М. Н. Правоохранительная система государства (теоретико-правовой аспект). Автореф. дис.. кан. юрид. наук. — СПб., 2008; Матвеев Т. Г. Организация деятельности негосударственной правоохранительной системы: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — М., 1998 и др. ливающие порядок организации и функционирования органов ной власти в правоохранительной сфере.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в нем предпринята попытка рассмотреть отечественную правоохранительную систему с точки зрения тех изменений, которые претерпевают ее структурно-содержательные свойства и функциональные характеристики в условиях реформирования, а также с точки зрения тех закономерностей и особенностей, которые характеризуют ее развитие в соответствующих условиях.

Новизна предложенного подхода определяется тем, что сформулированная проблема решается не только с учетом современного состояния правоохранительной системы, но и с учетом объективно присущих ей свойств как целостного, сложного в структурном плане объекта, входящего, в свою очередь, в качестве самостоятельной подсистемы в государственно-правовую систему, как образование более общего порядка. Подтвердить объективный, закономерный характер влияния системных свойств рассматриваемого образования на ее развитие и функционирование, в том числе в условиях реформирования, а также определить, в чем именно это влияние выражается, позволяет анализ исторического опыта модернизации правоохранительной системы и ее поведения в условиях реформирования на разных этапах развития Российского государства.

Автор рассматривает правоохранительную систему как внутренне противоречивую вследствие структурно-содержательной и функциональной неоднородности составляющих ее подсистем. Также доказывается, что логика развития и функционирования правоохранительной системы, если рассматривать ее в качестве самостоятельного целостного образования, не совпадает с логикой ее развития и функционирования в качестве составляющей государственно-правовой системы. В этой связи повышение эффективности функционирования правоохранительной системы и за счет модернизации ее компонентов и составляющих их элементов, и за счет оптимизации взаимосвязанных с нею других компонентов государственно-правовой системы 9 объективно оказывается сложной задачей, требующей использования всего накопленного теоретического опыта и результатов практических наблюдений.

Новизна диссертационного исследования определяется также исследованием в его рамках вопроса об особенностях функционирования и трансформации правоохранительной системы именно в условиях построения правового государства, что является особенно актуальным вследствие специфики задач, стоящих перед современным Российским государством. При этом правоохранительная система исследуется не только в качестве объекта реформирования, но и в качестве фактора, в комплексе с другими влияющего на процесс формирования правового государства.

Используемый подход позволяет преодолеть некоторую ограниченность существующих представлений о возможностях и объективных пределах реформирования правоохранительной системы современного Российского государства, его механизмах, средствах и способах, а также дает возможность по-новому взглянуть на роль и значение такого реформирования в модернизации государственно-правовой системы.

В результате становится возможным формулирование конкретных научно обоснованных предложений относительно ближайших и перспективных задач реформирования, обусловленных необходимостью построения в России правового государства, последовательности мероприятий, а также содержания конкретных шагов по формированию новой идеологии правоохранительной деятельности, совершенствованию нормативных основ правоохранительной деятельности, его кадрового и материально-технического обеспечения. Предлагается авторское видение организации построения правоохранительной системы, а также организации государственной правоохранительной службы в России.

Научная новизна исследования в концентрированном виде находит свое выражение в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Правоохранительная система объективно носит внутренне противоречивый характер, причиной чего является структурно-содержательная, а как следствие, и функциональная неоднородность составляющих ее подсистем. Институциональный, кадровый и материально-технический компоненты, входящие в ее структуру, развиваются и функционируют как механические системы, правовой и идеологический — как органические.

2. Будучи механической по своей организации и при этом, выступая компонентом органической системы, правоохранительная система представляет собой объект, поведение которого в условиях реформирования является противоречивым и трудно предсказуемым. Это обстоятельство выступает значимым фактором, обуславливающим сложность реформирования указанной системы, в том числе в условиях построения правового государства.

3. Исторический опыт свидетельствует о том, что реформирование правоохранительной системы в России, как правило, нацелено на решение задач, связанных не только с повышением эффективности обеспечения правопорядка, но и с преодолением кризисных состояний государственно-правовой системы в целом, ее существенной трансформацией и модернизацией. Однако, прямая зависимость между оптимизацией правоохранительной системы и повышением эффективности функционирования государственно-правовой системы отсутствует.

4. Явное несоответствие результатов проводимых реформ запланированным результатам в значительной степени является следствием того, что в процессе их проведения не учитываются свойства правоохранительной системы, а также закономерности и особенности ее изменений в условиях реформирования. Эффективность мероприятий, направленных на модернизацию правоохранительной системы, может быть повышена при условии, если при их планировании и проведении будут учитываться объективно присущие ей характеристики, а также реальная степень значимости для ее развития оказываемых внешних воздействий.

5. Для отечественной правовой традиции реформирования правоохранительной системы характерно то, что оно осуществляется, в первую очередь, за счет административно-директивного воздействия либо на правовую, либо на правовую и институциональную подсистемы. Данная особенность в полной мере характерна для дореволюционного, советского и постсоветского периодов.

6. Модернизация правоохранительной системы, обеспечение такого ее функционирования, которое бы отвечало идеалам и принципам правового государства, на сегодняшний день возможны, в первую очередь, именно за счет изменения идеологической основы правоохранительной деятельности. Реформирование иных компонентов правоохранительной системы при современном ее состоянии, хотя само по себе и является важным, коренных изменений в ее функционирование привнести не может.

7. Значимость усиления правоохранительной системы для построения правового государства в России не должна абсолютизироваться. Связь между ее оптимальным функционированием и формированием правового государства носит вероятностный, а не детерминистский характер.

8. Изменения, происходящие в правоохранительной системе в результате ее реформирования, могут выступать фактором, как позитивно, так и негативно влияющим на процесс формирования правового государства, причем в силу противоречивости данной системы и позитивное, и негативное влияние, как правило, являются одномоментными, хотя и разными по своей силе.

9. Как о факторах, имеющих исключительно позитивное влияние на процесс становления правового государства, можно говорить только об отдельных частных характеристиках, входящих в структуру правоохранительной системы подсистем и их элементов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют преодолеть некоторую ограниченность существующих представлений о возможностях, механизмах, путях и средствах.

12 реформирования отечественной правоохранительной системы в современных условиях. Сделанные выводы и обобщения дополняют и расширяют знания по ряду разделов теории права и государства.

Использование материалов, синтезированных в объёме диссертационного исследования, представляется полезным в процессе дальнейшей научной работы, направленной на изучение теоретико-прикладных вопросов, связанных со становлением правоохранительной системы в условиях строительства правового государства в нашей стране.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нём выводы и предложения могут быть использованы: а) в правотворческой и правоприменительной деятельностиб) в ходе реализации мероприятий по модернизации правоохранительной системы, в том числе по повышению эффективности нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органовв) при подготовке научных исследований, монографий по проблемам развития и функционирования правоохранительной системы, в том числе в условиях построения правового государстваг) в преподавании теории государства и права, истории государства и права, отраслевых юридических наук.

Апробация диссертационного исследования и внедрение его результатов. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре теории государства и права Московского университета МВД России. Ее положения нашли свое отражение в подготовленных автором публикациях и успешно внедрены в учебный процесс.

Структура диссертации подчинена логике исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях, характеризующихся стремлением построения правового государства и демократизацией общественных отношений в России, верное понимание сущности правоохранительной системы, механизма ее функционирования является важнейшим фактором, способствующим повышению эффективности осуществления деятельности, направленной на обеспечение и защиту прав и свобод личности, интересов общества и государства.

Обобщая сделанные по результатам проведенного анализа выводы, полагаем необходимым подчеркнуть следующее:

1. В силу сложности, неоднородности содержания и структуры правоохранительной системы получение теоретически и практически значимых результатов в процессе ее исследования во многом зависит от верного выбора методологических посылок и принципов анализа. Необходимой методологической предпосылкой исследования вопросов, связанных с охраной правопорядка и функционированием органов, его осуществляющих, должен быть признан системный подход. Именно его применение позволяет наиболее полно и всесторонне рассмотреть свойства правоохранительной системы, те внутренние и внешние связи и отношения, наличие которых влияет на ее функционирование.

2. Реализация системного подхода в исследовании предполагает не только анализ содержания входящих в структуру элементов, но и выявление характера взаимосвязи между ее единицами и компонентами, степени согласованности последних в процессе функционирования. При этом важно учитывать, что системные свойства и содержательные характеристики правоохранительной системы обуславливаются действием весьма многообразных факторов, различных по своей природе, содержанию и механизмам действия.

3. Системный подход предполагает, прежде всего, отношение к правоохранительной системе как к целостному, относительно самостоятельному, обособленному в окружающей его среде явлению. Между тем сложность системного представления обусловлена тем, что это явление не имеет физически выраженной в пространстве и времени целостности. О правоохранительной, как определенной, системе можно говорить только в гносеологическом аспекте, когда характеристика внутренних и внешних связей и взаимоотношений в процессе обеспечения правоохраны позволяет увидеть или осмыслить в этом явлении социальной жизни целостность со всеми чертами, присущими системе.

4. Правоохранительная система по своим структурным особенностям является механической системой, но, выступая составляющей государственно-правовой системы, она оказывается частью органической системы. Как следствие, развитие правоохранительной системы приобретает противоречивый характер, а ее поведение в условиях реформирования становится сложно поддающимся прогнозированию. По той же причине не всегда предсказуемыми оказываются последствия реформирования правоохранительной системы для функционирования и развития государственно-правовой системы в целом и отдельных ее компонентов, органически связанных с правоохраной.

5. Противоречивость правоохранительной системы усиливается вследствие неоднородности входящих в нее компонентов. С точки зрения внутренней структуры институциональная, кадровая и материально-техническая подсистемы являются механическими, а правовая и идеологическая — органическими.

6. Становление правоохранительной системы в России представляет собой длительный исторический процесс. Первым по времени можно считать формирование институционального компонента, начинающееся в конце XV века, когда создаются профессиональные учреждения, деятельность которых была направлена на охрану правопорядка.

7. В процессе функционирования правоохранительной системы в силу самой ее специфики наиболее значимым является институциональный компонент. В процессе реформирования в качестве объекта целенаправленного воздействия может быть избран любой компонент или одновременно несколько компонентов. Отечественный опыт реформирования свидетельствует о том, что оно, в первую очередь, оказывается связанным с мероприятиями, направленными на изменение институциональной и правовой составляющих правоохранительной системы. Это в полной мере характерно и для современного этапа развития Российского государства.

8. Первичность институционального компонента в процессе функционирования правоохранительной системы не является фактором, делающим его реформирование наиболее действенным инструментом модернизации системы в целом, повышения степени ее эффективности, а также приведения ее в состояние, адекватное существующим потребностям, целям и задачам развития государства и общества. В современных условиях наиболее важной составляющей модернизации правоохранительной системы выступает изменение идеологической основы деятельности по обеспечению правопорядка.

9. Исторически прослеживается зависимость между характером и масштабом проблем, которые предполагается решить посредством модернизации отечественной правоохранительной системы и глобальностью самих реформ. В тех случаях, когда реформирование рассматривается в качестве одного из средств преодоления общесистемных кризисов, связанных с недостаточно эффективным функционированием государственно-правовой системы в целом, оно носит наиболее радикальный характер. Вместе с тем даже наиболее радикальные изменения в структуре правоохранительной системы, принципах организации отдельных ее компонентов сами по себе не обеспечивают повышения эффективности функционирования государственно-правовой системы.

10. Преобразования правоохранительной системы, проводимые на различных исторических этапах, нередко имели неоднозначные результаты. Несмотря на положительные моменты, практически неизменно сохранялось дублирование полномочий, возложение на органы обязанностей, не имевших отношения к правоохранительной деятельности, недостаточность профессиональной подготовки, коррумпированность государственных служащих, отсутствие совершенной системы нормативно-правовых актов, необходимого материально-технического обеспечения.

11. В постсоветский период необходимость реформирования правоохранительной системы обуславливается тем, что в условиях постановки цели построения в России правового государства и появления, а также развития структур гражданского общества требования, предъявляемые к функционированию рассматриваемой системы, существенным образом меняются.

12. Правоохранительная система России, несмотря на ее индивидуальность и специфичность, выстроена по образу системы, существовавшей в Советском государстве. Являясь полноправной наследницей, она не избежала недостатков, которые были присущи ее предшественнице. При этом к ранее существовавшим изъянам, прибавились новые, обусловленные проведением несовершенных государственных реформ.

13. В условиях построения правового государства в России правоохранительная система выступает в нескольких ролях. С одной стороны, это объект реформирования. С другой стороны, изменения, происходящие в правоохранительной системе, выступают фактором формирования правового государства: выступая частью, правоохранительная система, изменяясь, оказывает воздействие на целое, вынуждая его перестраиваться.

14. Рассматривая правоохранительную систему в качестве объекта реформирования, необходимо учитывать, что к совершенствованию каждого из ее компонентов должен применяться индивидуальный подход. Использование универсальных средств и приемов невозможно в силу различия в содержательных, структурных и функциональных характеристиках компонентов, их разной значимости для обеспечения эффективного функционирования правоохранительной системы, а также разного состояния и степени его соответствия задачам построения правового государства на современном этапе.

15. Реформирование правоохранительной системы не следует рассматривать в качестве средства построения правового государства в России, поскольку как таковое оно не является фактором, детерминирующим развитие государства и права.

16. Формирование правового государства в России на сегодняшний день зависит не столько от усиления правоохранительной системы, повышения ее функциональности (их влияние на трансформацию различных подсистем и элементов государственно-правовой системы является противоречивым, влечет за собой как позитивные, так и негативные для процесса формирования правового государства последствия), сколько с частными качественными и функциональными изменениями элементов правоохранительной системы.

Сформулированные выводы и рекомендации не являются бесспорными и окончательными. Однако, по мнению автора, их учет будет способствовать дальнейшему изучению правоохранительной системы, а также ее совершенствованию в современных условиях построения правового государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с поправками от 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г., № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 7. Ст. 1.
  3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г., № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. Ст. 6265.
  4. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г., № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  5. Федеральный закон рации от 07 февраля 2011 г., № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. От. 900.
  6. Федеральный закон от 17 января 1992 г., № 2202−1 «О Прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N47. Ст. 4472.
  7. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г., № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 15.
  8. Федеральный закон от 27 мая 2003 г., № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.
  9. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г., № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.
  10. Федеральный закон от 27 июля 2004 г., № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
  11. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г., № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.
  12. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
  13. Федеральный закон от 21 июля 1997 г., № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3586.
  14. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г., № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 711.
  15. Федеральный закон от 21 июня 1997 г., № 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3590.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г., «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 21. Ст. 2023.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г., № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г., № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1958.
  19. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г., № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 28. Ст. 2642.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г., № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 46. Ст. 4348.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г., № 928 «Вопросы федеральной миграционной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 30. Ст. 3150.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г., № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г., № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 40. Ст. 5043.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 23. Ст. 2197.
  25. А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. -М.: Мысль, 1974. 70 с.
  26. А.Н. Система: философская категория и реальность. — М.: Мысль, 1976.- 188 с.
  27. Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: опыт системного исследования: Монография. — СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. 412 с.
  28. Ю.Е., Кикоть В. Я., Сыдорук И. И. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 456 с.
  29. А.И. Уголовно-процессуальная политика в России в условиях реформирования государства: история и современность. — СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. 324 с.
  30. С.С. Теория права. 2-е изд. М.: БЕК, 1995. — 320 с.
  31. Д., Мальцева С. А. Принципы либерализма СПб.: Пневма, 2006. — 128 с.
  32. A.M. Развитие государственной службы в Российской Федерации. М.: Палеолит, 2006. — 238 с.
  33. A.M. Системные свойства, функции и правовое обеспечение государственной правоохранительной службы: Монография. — М.: Моск. ун-т МВД России, 2008. 373 с.
  34. Ч.Н. Правоохранительная система государства: теоретико-методологические основания исследования. — СПб.: Астерион, 2008. -139 с.
  35. A.A. Силовые структуры в системе политической власти правового государства (на примере армии и правоохранительных органов). — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. 184 с.
  36. П.П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава органов внутренних дел. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1997.-298 с.
  37. К.С. Полицейское право: Лекционный курс. — М.: Дело и Сервис, 2004.-816 с.
  38. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 272 с.
  39. А.Д., Рябцев В. П., Скворцов К. Ф. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры (в условиях переходного периода). М.: Изд-во НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1998. -92 с.
  40. В.В. Народный правозащитник. Статус и функционирование. Опыт сравнительного изучения (с авторскими комментариями). В 2 ч. Тверь: Тверской государственный университет, 1994. — Ч. 1. — 122 с.
  41. И. Правда Русская и законы великих князей Ярослава Владимировича и Владимира Всеволодовича Мономаха. СПб., 1792.
  42. Большой энциклопедический словарь. -М., 1998.
  43. C.B. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. — М.: Наука, 1990. 272 с.
  44. М.А. Проблемы формирования правоохранительной системы в современном российском обществе. Монография. — М.: Изд-во Акад. права и управления, 2007. 104 с.
  45. Н.В. Органы внутренних дел в правовом механизме Российского государства. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.- 162 с.
  46. А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве. -М.: Госюриздат, 1950, 223 с.
  47. С. Записки о Московитских делах. М.: МГУ, 1988. — 163 с.
  48. Глигич—Золотарева М. В. Теория и практика федерализма: системный подход. Новосибирск: Наука, 2009. — 624 с
  49. А. Преобразования Александра II: Великие свершения и неиспользованные возможности // Головатенко А. История России. — М.: Школа-Пресс, 1994. 126 с.
  50. А.Д. Начало русского государственного права. Ч. III. Органы местного управления. СПб.: типография М. Стасюлевича, 1904.
  51. A.B., Жариков Ю. С. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Норма, 2008. — 256 с
  52. A.B. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. М.: МАЭП, 1999. -288 с.
  53. М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция? М.: Вече, 2005. — 416 с.
  54. И. Изъятие некоторых выражений Правды Русской. М., 1839.
  55. И.Л. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Теоретический курс авторизированного изложения. — М.: Изд-во МЭГУ, 1993.-164 с.
  56. Законодательные акты Петра I // Памятники русского права. — М.: Госюриздат, 1961. 667 с.
  57. В.А. Эффективная государственность. Монография. -М.: Юристъ, 2006. 286 с.
  58. C.B. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреждении организованной преступности. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 287 с.
  59. В.И. Нация-государство-безопасность (вопросы теории и практики): Монография. -М.: ООО «Центркнига», 1999. 122 с.
  60. И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1993.-272 с.
  61. История органов внутренних дел России: Хрестоматия / Под ред. И. А. Кипрова. Смоленск, Смоленский филиал Московского университета МВД России, 2008. — 391 с.
  62. История первобытного общества. Эпоха классообразования. — М.: Наука, 1988.-568 с.
  63. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы / Под ред. Курицына В. М. М.: Изд-во «Щит-М», 1998. — 210 с.
  64. История государства и права России в документах и материалах. С древнейших времен по 1930 г. / Автор-сост. И. Н. Кузнецов. 2-е изд. Мн.: Амалфея, 2003.-640 с.
  65. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Рос. право, 1992.-432 с.
  66. Э. История советской России. Кн. 1. М.: Прогресс, 1990.768 с.
  67. В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: Текст лекций. — Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1995. 92 с.
  68. С.И. Функции советской милиции. Омск: Омск, высш. шк. милиции, 1995. — 180 с.
  69. А.И. Актуальные проблемы осуществления идеологической функции государства и развития правовой идеологии. Смоленск: Смоленская городская типография, 2009. — 277 с.
  70. И.А. Теория государства и права: Конспект лекций. — Волгоград: Станица, 2003. — 152 с.
  71. С.Ф. Очерки из истории Петра Великого и его времени. / Репринтное изд. 1914 г. — Пушкино: Культура, 1990. — 648 с.
  72. А.И. Происхождение и сущность государства. М.: Знание, 1969.-32 с.
  73. В.Н. Закон, поступок, ответственность. — М.: Наука, 1986.-448 с.
  74. В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1982. — 143 с.
  75. М., Редлов Г., Штилер Г. Почему имеет смысл спорить о понятиях. М.: Политиздат, 1987. — 287 с.
  76. Ю.А., Вахмистрова С. И. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебно-методический курс. — СПб.: Герда, 2002. — 480 с.
  77. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / Под ред. С. В. Боботова. М.: Прогресс — Универс, 1993. — 384 с
  78. А.В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти: Изд-во ТолПИ, 1999. — 199 с.
  79. В.В. Введение в уголовное право. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. — 141 с.
  80. Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.-293 с.
  81. Мрочек—Дроздовский П. Н. Исследования о Русской правде. — М.: Университет тип, 1885.-337с.
  82. В.М. Российские и зарубежные полицейские и милицейские системы: происхождение и развитие. Владимир: Владимирский юридический институт Минюста России, 1999. — 147 с.
  83. B.C. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 1999.-552 с.
  84. JI.A. Прокуратура и законность в советском государственном управлении. — JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. — 78 с.
  85. Ю.А. Аудит политической системы посткоммунистической России. -М.: Материк, 2007. 285 с.
  86. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. проф М. Н. Марченко. Т.2. Теория права. — М.: Зерцало, 2000. 640 с.
  87. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996.-472 с.
  88. Памятники русского права. Вып. III. М.: Госюриздат, 1955.467 с.
  89. Ю.С. Политическая культура пореформенной России. Монография. М.: ИНИОН РАН, 1994. — 217 с.
  90. С.С., Пудовочкин Ю. Е. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ законодательства России и стран Содружества Независимых Государств. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 297 с.
  91. Полиция и милиция России: страницы истории. М.: Наука, 1995.-318 с.
  92. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М.: Спарк, 2002. — 400 с.
  93. Прокуратура Российской Федерации: концепция развития на переходный период. — М., 1994. 88 с.
  94. P.A. Государство: Предпосылки возникновения, механизм функционирования, критерии классификации: Учебно-научное пособие. СПб.: Ин-т правоведения и предпринимательства, 1998. — 145 с.
  95. P.A. Государство: территория, население, власть. — СПб.: Ин-т правоведения и предпринимательства, 1998. 178 с.
  96. Россия XXI века: образ желаемого завтра. М.: Экон-Информ, 2010.-287 с.
  97. Н.М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Советского государства. — Хабаровск: ВШ МВД СССР, 1990.-210 с.
  98. Ч.А., Степанов С. А. Политический сыск при царях. — М.: Мысль, 1993.-430 с.
  99. В.В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. М.: Изд-во «Щит-М», 2007. — 296 с.
  100. H.H. Запрещающие нормы в советском праве. Казань: Казанский ун-т, 1990. — 112 с.
  101. A.B. Системно-правовой подход к реализации результатов оперативно-розыскной деятельности: теоретические аспекты. Архангельск: Изд-во Помор. Ун-та, 2006. — 208 с.
  102. JI.K. Правоохранительные органы: учебник. М.: Юристь, 2004.-671 с.
  103. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  104. В.П., Степашин C.B., Хабибулин А. Г. Государственная идеология и язык закона. — М.: Фонд «Ун-т», 2001. 207 с.
  105. М.И. Основы функциональной теории организации. — Л.: Наука, 1972. 165 с
  106. М.И. История полиции России. Вып. 1 // Становление и развитие общей и регулярной полиции в России XVIII века. М.: Профессиональное образование, 1992. — 66 с.
  107. JI.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, 1995.-301 с.
  108. И.В. Доклад о проекте Конституции Союза ССР. М., 1951.
  109. Судебная и правоохранительная системы // Сост. Л. О. Иванов. — М.: БЕК, 1994.-459 с.
  110. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузо-ва и A.B. Малько. М.: Юристъ, 2000. — 761 с
  111. Теория государства и права / под ред. В. М. Карельского и В. Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра, 2000. — 536 с.
  112. Теория государства и права / Ред. проф. В. В. Лазарева. — М.: Право и закон, 2001. — 576 с.
  113. Ю.А. Теория закона. М.: Наука, 1982. — 213 с.
  114. А. Старый порядок и революция. М.: Моск. филос. фонд, 1997.-251 с.
  115. В.А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. М.: ИД «Юриспруденция», 2010. — 136 с.
  116. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1997. — 216 с.
  117. А.Н. Государственный контроль над преступностью: Теоретические и правовые проблемы. — Омск: Омский юрид. ин-т МВД России, 1997. — 239 с.
  118. А.Ц. Интеграция правоохранительных систем по противодействию незаконному обороту наркотиков и обеспечение экономической безопасности. М.: Маркетинг, 2007. — 234 с. у
  119. А.Ф. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004.- 432 с.
  120. В.Е. Государствоведение. Учебник. — М.: Юристъ, 1999.- 400 с.
  121. Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в 21 веке. М.: ACT, 2007. — 224 с.
  122. Д. Радость свободы или рынок без тормозов. Надо ли регулировать свободный рынок / Пер. с англ. Б. В. Орлова. СПб.: Питер, 2004. — 352 с
  123. Е. Модернизация и общество. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.- 113 с.
  124. XXV съезд КПСС: проблемы социалистического образа жизни и укрепления правопорядка. М.: РИО Акад. МВД СССР, 1977.1. Научные статьи
  125. Ю.Е. О феноменологии правоохранительной деятельности (философское и социально-правовой обоснование) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2000. — № 2 (6). — С. 38−47.
  126. К.В. Конституция как государственно-правовая традиция и условия её изучения в российской правовой среде // Правоведение. -2002. -№ 1.-С. 41−50.
  127. М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. — № 3. — С. 4−15.
  128. Д.М., Нагоева М. А. Организация органов правопорядка в контексте судебной реформы 1864 года и ее влияние на изменение полицейских полномочий при применении мер принуждения // История государства и права. 2008. — № 20. — С. 25−30.
  129. В. Социальные предпочтения и тревоги в массовом сознании российского общества. Результаты социологического мониторинга // Государственная служба. 2002. — № 2. — С. 142−149.
  130. Ю.А. Пенитенциарное правосознание: сущность и генезис // История государства и права. 2008. — № 21. — С. 4−7.
  131. А.Г. Вступительное слово // Проблемы развития правоохранительных органов. Труды Академии МВД России. М.: Изд-во Акад. МВД России, 1994. — С. 4−7.
  132. А.Г. Правоохранительная система: понятие и основные элементы содержания // Проблемы развития правоохранительных органов: труды академии. М.: Изд-во Акад. МВД России, 1994. — С. 8−23
  133. С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства // История государства и права. — 2010. — № 6. — С. 17−20.
  134. А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. — № 7. — С. 12−20
  135. Н.И. Административная и судебная власть в России второй половины XIX в.: история противостояния // История государства и права. 2009. — №. 13. — С. 23−27.
  136. С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы // Журнал российского права. -2002.-№ 7.-С. 99−112.
  137. Ю.А., Измайлова Ф. Ш. Проблема контроля и ответственность в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. — № 4. — С. 88−96.
  138. С.А. Политическая организация, право и доклассовое общество // Правоведение. — 1988. № 5. — С. 34−38.
  139. C.B., Егорышева Н. В. Из истории взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества и населением в Российской Федерации // Российский следователь — 2010. № 4. — С. 3840.
  140. Л.Г. Великие реформы 1860−1870-х. годов: поворотный пункт российской империи? // Отечественная история. — 2005. № 4. — С. 123−140.
  141. М.Б. Миграционная система в России: вопросы становления и государственного управления // История государства и права. 2008. -№ 17.-С. 24−26.
  142. М.В. Правоохранительная деятельность: идеалы и ценности // Концепция философии права: научное издание. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 629−635.
  143. Ю.И. Мы хотим, чтобы наши сотрудники имели достойный социальный статус // Преступление и наказание. 2002. — N 6. — С. 24.
  144. Д.А. Каким быть своду законов // Правда. 1977. 6 марта.
  145. О.Н. Формирование гражданского общества и правового государства в современной России: правоохранительный аспект // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. — № 1. — С. 185−186.
  146. О.И. Правопорядок как базис социального правового государства // Российская юстиция. — 2009. № 6. — С. 5−8.
  147. М.Ю. Проблемы функционирования судебной системы в современной России // Администратор суда. 2007. — № 1. — С. 6−12.
  148. В.Н. Функциональные системы в области права. В сборнике // Вопросы кибернетики. Правовая кибернетика. Вып. 40. — М.: Сов. радио, 1977.-С. 12−21,
  149. В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: системная методология // История государства и права. -2009.-№ 19.-С. 43−45.
  150. A.B., Затонский В. А., Коржиков О. Н. Правоохранительная политика России в условиях модернизации (исторический аспект) // История государства и права. -2010.-№ 8.-С. 6−11.
  151. A.B. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическому // Правоведение. — 1993. № 5. — С. 20−22.
  152. А.Г. Возможности системной методологии исследования судебно-правовой сферы // История государства и права. 2010. — № 4. -С. 19−22.
  153. JI.C. «Сетевое государство» // Государство и право. -2005.-№ 11.-С. 5−12.
  154. Н.И. Понятие и приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. — № 4. — С. 5−14.
  155. П.А. Социальная защита сотрудников органов внут-' ренних дел // Административное и муниципальное право. 2010. — № 7. — С. 46−51.
  156. В.А. Понятие и система правоохранительных органов в СССР // Актуальные проблемы правоведения в современный период: Сб. статей. Под ред. В. Ф. Воловича. Ч. 2. Омск: Изд-во Ом. ВШМ МВД России, 1993.-С. 81−83.
  157. Н.С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система государства: дифференциация структурно-функциональных элементов // История государства и права. 2008. — № 9. — С. 5−6.
  158. A.B. Перспективы развития правоохранительной системы РФ // Труды Академии управления МВД России. 2009. — № 4. — С. 711.
  159. М.П. Об объекте реформы правоохранительной системы // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. — № 1. — С. 179−183.
  160. A.C., Самощенко И. С. Совершенствование советского законодательства и юридическая наука // Советское государство и право. -1977. -№ 3. -С. 81−86.
  161. O.A. Реформа органов государственной власти и комплектование кадрами правоохранительные органы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. — № 1. — С. 13−15.
  162. Ю.И. К вопросу о теории правоохранительной деятельности // Российская юстиция. 2010. — № 7. — С. 8−11.
  163. В.И. Координирующая роль прокурора в борьбе с преступности // Законность. 1996. — № 10. — С. 9−11.
  164. В.Н. Реформа профессиональной подготовки в МВД в контексте модернизации правоохранительной системы // Правовая политика и правовая жизнь. -2010. -№ 1.-С. 169−174.
  165. Е.В. О системе правоохранительных органов // Таможенное дело. 2007. — № 3. — С. 14−18.
  166. A.B. Правовые основы ограничения прав человека органами внутренних дел (теоретическое обоснование) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 1999. — № 2. — С. 44−47.
  167. Ю.А. Общая концепция развития законодательства // Журнал российского права. 1999. -№ 1. — С. 13−30.
  168. О.В. Министерства Российской Империи в первой четверти XIX века и реализация ими правоохранительной функции государства // История государства и права. 2008. — № 4. — С. 18−20.
  169. О.Н. Формирование правового государства в России: традиции и перспективы // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2009. — № 4. — С. 48−58.
  170. О.И. Модернизация или реформа Российской правовой системы? // Проблемы правовой модернизации. Сборник научных материалов. Пенза, 2006. — С. 111−115.
  171. В.Е. Постсоциалистическое государство 21 века // Журнал российского права. 2008. -№ 5. — С. 3−17.
  172. H.A. Милиция в системе исполнительной власти в 1917 1930 гг.: теоретические и организационно-правовые аспекты // История государства и права. — 2010. — № 14. — С. 25−29.
  173. В. Возникновение и историческое развитие прокурорского надзора в России // История государства и права. — 2007. — № 14. — 1518.
  174. H.A. На генеральном направлении // Советская милиция. 1975. — № 7.
  175. Авторефераты и диссертации
  176. A.A. Системный подход к общей теории соучастия в преступлении. Автореф. дис.. кан. юрид. наук. — М., 2001. -21 с.
  177. А.Ю. Реформирование правоохранительных органов СССР (1953−1985 гг.). Дис.. докт. ист. наук. -М., 2003.-456 с.
  178. В.Н. Развитие учения о правом государстве в трудах российских правоведов начала XX века: Историко-правовой аспект. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2005. — С. 21.
  179. М.В. Правовые средства обеспечения прав и свобод человека: теоретико-правовой анализ. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Краснодар, 2010. 31 с.
  180. В.В. Законность в современном российском праве // Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003. — 169 с.
  181. Ю.В. Системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции. Автореф. дис.. кан. юрид. наук. М., 2007. — 24 с.
  182. H.A. Правоохранительная система самодержавной России в период с февраля 1861 по февраль 1917 г.: историко-правовой аспект. Дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. — 179 с.
  183. H.A. Правоохранительная функция правового государства. Автореф. дис.. кан. юрид. наук. М., 2007. — 26 с.
  184. И.А. Система органов внутренних дел России в механизме российского государства. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2007. 191 с.
  185. О.М. Органы внутренних дел как структурный элемент правоохранительной системы современной России: теоретико-правовой аспект. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2003. — 25 с.
  186. Т.Г. Организация деятельности негосударственной правоохранительной системы: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1998. -24 с.
  187. С.П. Системный подход к исследованию механизма правового регулирования. Автореф. дис.. кан. юрид. наук. М., 2006. — 26 с.
  188. Ю.Н. «Полицейское право» в истории правовой мысли Западной Европы и России. Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2002. — 28 с.
  189. В.Ю. Правоохранительная система в условиях формирования правового государства. Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2003. -154 с. •
  190. М.Н. Правоохранительная система государства (теоретико-правовой аспект). Автореф. дис.. кан. юрид. наук. СПб., 2008. — С. 20.
  191. И.И. Государственно-правовой механизм обеспечения правопорядка в Российской Федерации: Теоретическое административно-правовое исследование. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2002. — 48 с.
  192. С.А. Система методов правового регулирования в юридической практике современного российского государства. Автореф. дис.. кан. юрид. наук. Саратов, 2009. — 30 с.
  193. Г. А. Теоретические проблемы научной организации управления в органах внутренних дел. Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. — М., 1974.-26 с.
  194. Н.В. Правовое регулирование деятельности субъектов-правоохранительной системы при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Автореф. дис.. кан. юрид. наук. СПб., 2009. — 23 с.
  195. В.Б. Реформирование судебной системы России во второй половине XIX -нач. XX в. (историко-правовое исследование): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 2004. — 30 с.
  196. О.И. Формирование правоохранительной системы советского государства в 1917—1936 гг.. (историко-правовое исследование). Дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2002. — 471 с.
  197. А.И. Профессиональная правоохранительная- деятельность: Теоретико-правовое исследование. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — СПб., 2000. 40 с.
  198. В.Н. Рецепция зарубежного права как способ модернизации российской правовой системы: Интернет ресурс. // http://www.archipelag.ru.
  199. Д.А. «Россия вперед!» 10 сентября 2009 г. // http://kremlin.ru.218. http://www.history.ru.1. Интернет ресурсы
Заполнить форму текущей работой