Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гражданские правоотношения между специализированными учреждениями социальной защиты и несовершеннолетними, находящимися в учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ни одна из сторон не может повелевать другой в силу каких-бы то ни было причин — деятельность специализированных учреждений контролируется уполномоченными органами, у несовершеннолетних имеются права, позволяющие им воспринимать учреждение не как закрытое автономное общество, а как коллектив единомышленников, способный помочь им обрести себя в социуме. управомоченная сторона вправе требовать… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и правовое положение специализированных учреждений системы органов социальной защиты
    • II. 1.1. Правовое положение специализированных учреждений для несовершеннолетних
    • II. 1.2. Специализированные учреждения как субъекты гражданскоправовых отношений с несовершеннолетними
  • Глава 2. Основания возникновения гражданских правоотношений мезду специализированными учреждениями и несовершеннолетними
  • П. 2.1. Определение гражданско-правовых отношений
  • П. 2.2. Основания возникновения гражданских правоотношений между специализированными учреждениями и несовершеннолетними
  • Глава 3. Содержание гражданских правоотношений специализированных учреждений с несовершеннолетними. П. 3.1. Неимущественные права несовершеннолетних, находящихся в специализированных учреждениях
  • П. 3.2. Имущественные права несовершеннолетних, находящихся в специализированных учреждениях
  • П. 3.3. Представительство специализированными учреждениями интересов несовершеннолетних перед третьими лицами

Гражданские правоотношения между специализированными учреждениями социальной защиты и несовершеннолетними, находящимися в учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется наличием большого количества безнадзорных детей и детей — социальных сирот. Расслоение общества сказывается на каждом, отдельно взятом индивиде и на существующих общественных институтах, в частности, на семье.

Задача общества и государства — до минимума сократить случаи, когда родители по тем или иным причинам отказываются от своих детей, уклоняются от их воспитания.

Существование учреждений, занимающихся воспитанием и содержанием детей, само по себе, не оправдано. Но отказаться от них вообще, невозможно. Поэтому, те учреждения для несовершеннолетних, которые имеются в обществе, должны максимально обеспечить ребёнку благоприятные условия существования и развития.

Специализированные учреждения (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации — новация в сфере предоставления социальных услуг населению. Они занимают важное место в общей системе государственных и муниципальных органов социальной защиты.

Несмотря на то, что формирование таких учреждений началось в 1995 году, их деятельность уже дала ощутимые результаты в сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Хотя процесс их активного развития продолжается.

Анализ работы специализированных учреждений социальной защиты показал, что в данной сфере общественной жизни страны имеются нерешённые вопросы.

Один из них — привлечение в эту сферу негосударственных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям.

Сфера социального обслуживания населения сама по себе достаточно развита. Но она целиком находится в поле деятельности государства и муниципальных образований, несмотря на то, что законодательством предусмотрено участие и частных лиц. Общественность на данном этапе не готова активно заниматься благотворительностью: содержать приюты, социальные гостиницы, больницы.

Социальное обслуживание несовершеннолетних — направление, не исследованное в цивилистической науке. Общепринятого определения социальных услуг в научных исследованиях также не усматривается.

Возникающие между специализированным учреждением и несовершеннолетним гражданские правоотношения представляют научный и практический интерес, поскольку опосредуют взаимодействие некоммерческих юридических лиц и не полностью дееспособных граждан. Взаимодействие это происходит на безвозмездной основе, посредством активного участия юридического лица в судьбе несовершеннолетнего гражданина. Его материальной основой является финансирование из бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований.

Изложенные обстоятельства и послужили основанием для выбора темы предлагаемого исследования.

Степень разработанности темы. Избранная тема не получила полного освещения в литературе. Отдельные вопросы темы обсуждаются в публикациях, исследующих иные гражданско-правовые и семейно-правовые проблемы — представительство, опеку, попечительство, положение несовершеннолетних в семье, имущественные и неимущественные права ребёнка.

Предлагаемая работа базируется на положениях общей теории права, теории гражданского и семейного права. Автор использует труды отечественных цивилистов, в частности, работы, посвященные имущественным и неимущественным правам несовершеннолетних. Теоретической основой данного диссертационного исследования послужили работы таких авторов, как: Антокольская М. В., Беспалов Ю. Ф., Борисова Н. Е., Ворожейкин Е. М., Гревцов Ю. И., Ильина О. Ю., Иоффе О. С., Кечекьян С. Ф., Косова О., Кравчук Н. В., Михеева Л. Ю., Малеина М. Н., Нечаева A.M., Носенко Л. И., Пчелинцева JI.M., Рясенцев В. А., Ткаченко Ю. Г., Толстой B.C., Халфина P.O., Эрделевский А. М. и других.

Однако гражданские правоотношения между специализированными учреждениями и несовершеннолетними как специальный предмет исследования в публикациях не рассматривались.

Цель исследования — анализ проблем гражданско-правовых отношений, возникающих между специализированным учреждением и несовершеннолетним. Основная задача состоит в том, чтобы обобщить опыт правового регулирования данных отношений, а также попытаться определить направления совершенствования нормативно-правового регулирования отношений между несовершеннолетними и специализированными учреждениями системы органов социальной защиты.

В соответствии с указанной целью выделены конкретные задачи:

1) описать правовой статус специализированных учреждений социальной защиты;

2) охарактеризовать специализированные учреждения в качестве субъектов гражданских правоотношений с несовершеннолетними;

3) проанализировать содержание правоотношений, возникающих между учреждением и несовершеннолетним;

4) сформулировать предложения, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования отношений, участниками которых являются специализированные учреждения социального обслуживания и несовершеннолетние граждане.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, возникающие между специализированными учреждениями социальной защиты и несовершеннолетними.

Предмет исследования — нормы гражданского и семейного законодательства, регулирующие правоотношения по устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический подход как общенаучный метод познания, а также ряд конкретных научных методов — системно-структурный, технико-юридический, логический анализ, аналогия, сравнение.

Нормативная база исследования включает Конституцию РФ, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Федеральный закон от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и иные нормативно-правовые акты соответствующих министерств и ведомств.

Научная новизна исследования состоит в том, что: впервые предпринята попытка монографического анализа гражданских правоотношений, в которых состоят специализированные учреждения социальной защиты и несовершеннолетниеопределена структура этих правоотношенийвыявлены и определены основания возникновения правоотношений специализированных учреждений с несовершеннолетнимисформулированы некоторые предложения по совершенствованию правового регулирования отношений с участием несовершеннолетних.

На защиту вынесены следующие основные положения:

1. Правоотношения между специализированными учреждениями и несовершеннолетними являются гражданскими правоотношениями.

Участники этих отношений автономны и имущественно самостоятельны.

Управомоченная сторона вправе требовать определённого поведения от обязанного лица в силу существующего между ними договора или прямого указания закона — исходя из основного назначения деятельности специализированных учреждений. Несовершеннолетние вправе требовать от специализированного учреждения совершения активных действий по реализации и защите своих нарушенных прав.

2. Если несовершеннолетний находится в учреждении временно, по заявлению опекунов, попечителей, то последние не освобождаются от исполнения своих непосредственных обязанностей (п. 1 ст. 147 СК РФ), хотя по указанию п. 4 ст. 35 ГК РФ учреждения социальной защиты являются опекунами и попечителями своих воспитанников.

Во избежание противоречий необходимо в пункт 4 статьи 35 Гражданского кодекса РФ внести следующее дополнение: «Над несовершеннолетними, временно помещёнными в учреждения социальной защиты по заявлению опекунов (попечителей), данное учреждение исполняет функции опекунов (попечителей) в части содержания и воспитания несовершеннолетних, в пределах установленных полномочий. Управление имуществом несовершеннолетнего осуществляется назначенным опекуном (попечителем) под контролем органов опеки и попечительства».

3. Подпункт 1 пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает, что одним из оснований зачисления в специализированное учреждение социальной защиты является личное обращение несовершеннолетнего. Однако не определен возраст несовершеннолетних, при котором они могут самостоятельно обращаться в учреждение за помощью.

Поэтому в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» следует внести дополнения, изложив подпункт 1 пункта 3 статьи 13 в следующей редакции: «Основанием приёма в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации является личное обращение несовершеннолетнего в возрасте от 6 до 18 лет, произведённое в любой форме. Личным обращением несовершеннолетнего в возрасте от 3 до 6 лет является его жалоба любому сотруднику специализированного учреждения непосредственно либо через посредника, в том числе через технические средства связи».

4. Подпункт 5 пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года устанавливает, что несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не могут быть помещены в специализированное учреждение. Однако подобное состояние несовершеннолетнего может быть временным, случайным, не требующим дальнейшего специфического лечения. Кроме того, причины, обусловившие подобное состояние ребёнка, требуют анализа со стороны специализированных учреждений.

Поэтому подпункт 5 пункта 3 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предлагается сформулировать следующим образом: «Последующее помещение в специализированное учреждение несовершеннолетних, находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения возможно только в случае, если им не требуется дальнейшее специфическое лечение в соответствии с установленным диагнозом».

5. Пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года устанавливает правило, в соответствии с которым несовершеннолетний, принятый в специализированное учреждение на основании личного заявления, имеет право покинуть учреждение также на основании личного заявления. Такое правило представляется не чётко обоснованным, поскольку последствия его применения на практике могут быть негативными для ребёнка.

У специализированного учреждения должны быть законные основания удержания несовершеннолетнего, обратившегося в учреждение лично.

Поэтому в пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимо внести дополнительный абзац следующего содержания:

Несовершеннолетнему, принятому в специализированное учреждение на основании личного обращения может быть отказано в праве покинуть данное учреждение в случаях, если: программа социальной реабилитации и социальной адаптации не выполненадинамика социальной реабилитации и адаптации неудовлетворительнадальнейшее устройство несовершеннолетнего не определено, а связь с кровной семьёй не восстановленапсихофизическое состояние здоровья несовершеннолетнего вызывает опасения".

6. Несовершеннолетние, находящиеся в специализированных учреждениях социальной защиты, в целях их эффективной социальной адаптации и реабилитации, должны принимать активное участие в распоряжении и управлении своим имуществом. Кроме того, такие несовершеннолетние имеют право распоряжаться своим имуществом в пределах своей дееспособности.

Поэтому, пункт 1 ст. 149 Семейного кодекса РФ, устанавливающий права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в учреждениях социальной защиты, целесообразно дополнить абзацем следующего содержания:

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в учреждениях социальной защиты, имеют право принимать участие в управлении своими средствами, находящимися на их личном счету в Сберегательном банке РФ, а также в любом другом финансовом коммерческом учреждении, в соответствии со своей дееспособностью, предусмотренной ст.ст. 26 и 28 ГК РФ".

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования гражданского и семейного законодательства. Материалы, содержащиеся в диссертации окажутся полезными в процессе преподавания гражданского права, семейного права, права социального обеспечения.

Апробация результатов осуществлялась в период работы диссертанта в органах милиции, а также в процессе чтения лекций в средних специальных учебных заведениях по специальностям «юриспруденция» и «социальная работа».

Заключение

.

В настоящее время можно говорить о том, что специализированные учреждения органов социальной защиты, предоставляющие социальные услуги несовершеннолетним, получили широкое развитие на территории всей страны. Их функционирование дало положительные результаты в реабилитации и социализации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в 2002 году, в специализированных учреждениях прошли успешную реабилитацию более 266 тыс. детей.

Применяемые специализированными учреждениями технологии направлены на сохранение социального статуса детей, защиту их прав и законных интересов.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних используют новые формы социального обслуживания детей. Именно учреждения впервые использовали такую форму семейного воспитания безнадзорных детей, как семейную воспитательную группу.

Существование специализированных учреждений в виде некоммерческих юридических лиц имеет свои положительные стороны.

Во-первых, предоставление социальных услуг несовершеннолетним и их семьям — новация в сфере услуг вообще. Строгая подотчётность учредителю и финансирование за счёт средств учредителя заставляют учреждения стремиться к повышению качества предоставляемых услуг и к рачительному расходованию бюджетных средств.

Во-вторых, у несовершеннолетних, находящихся в трудном социальном положении имеется реальная возможность решить некоторые свои проблемы немедленно, достаточно просто прийти в специализированное учреждение, которое есть в каждом муниципальном образовании.

В-третьих, любой ребёнок или семья, находящиеся в социально опасной ситуации получат квалифицированную помощь и содействие в защите и реализации своих прав. Получить такую помощь можно безвозмездно и за умеренную плату, что в условиях социального расслоения общества, немаловажно. И в дальнейшем, они не останутся без внимания и содействия специализированного учреждения.

Предоставление специализированными учреждениями социальных услуг возможно не только в рамках государственной деятельности. Организацию социального обслуживания могут совершать любые лица: предприниматели, без образования юридического лица, негосударственные некоммерческие юридические лица. Развитие негосударственных учреждений социального обслуживания несовершеннолетних и их семей, обеспечит качество предоставляемых услуг, расширение возможностей лиц в получении помощи и защиты прав, а также будет способствовать увеличению числа несовершеннолетних, живущих в кровной восстановленной или приемной семьях.

Кроме того, активное участие частных лиц в судьбе и устройстве безнадзорных детей, будет способствовать моральному оздоровлению общества, повышению нравственных ценностей среди населения страны.

Негосударственные юридические лица, организованные по принципу специализированных учреждений, способны сократить расходы государства на сферу социальной защиты населения.

Специализированные учреждения являются инициаторами возникновения гражданско-правовых отношений с несовершеннолетними. Поэтому свою деятельность они обязаны строить с учётом дееспособности несовершеннолетних (ст.ст. 26 и 28 ГК РФ) и в соответствии с принципами семейного законодательства.

Правоотношения между специализированными учреждениями и несовершеннолетними являются гражданскими правоотношениями. Участники этих отношений автономны и имущественно самостоятельны. Указанные правоотношения имеют все признаки, присущие гражданско-правовым отношениям:

— устанавливаются по воле участвующих в них лицнесовершеннолетние имеют возможность лично обращаться в специализированное учреждение за помощью, либо выражают своё согласие, если в их интересах действуют уполномоченные лица. Специализированное учреждение, в силу цели своей деятельности, заинтересовано в установлении данных правоотношений и обязано выступать их инициатором.

— ни одна из сторон не может повелевать другой в силу каких-бы то ни было причин — деятельность специализированных учреждений контролируется уполномоченными органами, у несовершеннолетних имеются права, позволяющие им воспринимать учреждение не как закрытое автономное общество, а как коллектив единомышленников, способный помочь им обрести себя в социуме. управомоченная сторона вправе требовать определённого поведения от обязанного лица в силу существующего между ними договора или прямого указания закона — исходя из основного назначения и смысла деятельности специализированных учреждений, несовершеннолетние вправе требовать от специализированного учреждения совершения активных действий по защите, восстановлению и реализации своих нарушенных прав.

— содержанием правоотношений между специализированным учреждением и несовершеннолетними являются восстановление, защита и осуществление несовершеннолетними своих прав посредством пользования социальными услугами, предоставляемыми учреждением.

Специализированные учреждения могут составить альтернативу органам опеки и попечительства, взяв на себя большую часть их функций по обеспечению защиты и охране прав несовершеннолетних.

Кроме того, учреждения способны стать частью отдельного органа, занимающегося проблемами и правами несовершеннолетних.

Положения, проанализированные и рассмотренные в диссертационном исследовании, практически применимы для чтения курса лекций по семейному праву, по праву социального обеспечения, по теме «Опека и попечительство» гражданского права. Данное исследование представляет интерес для работников специализированных учреждений, органов социальной защиты субъектов РФ и местного самоуправления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно правовые акты.
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка» от 20 ноября 1989 г.// Ведомости СНД СССР и ВС СССР от 7.11.1990, № 45, Ст. 955.
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.// Российская газета, № 237,25.12.1993.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. с изм. От 02. 07.2005 // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32,ст. 3301- 2005, № 27,ст. 2722.
  5. Гражданский кодекс РФ, часть 2 от 26 января 1996 г. с изм. От 18.07.2005 // СЗ РФ. 1996, № 5, Ст.4Ю- РГ, 2005, № 156.
  6. Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 г. с изм. От 29.12.2004 // СЗ РФ, 2002, № 46, ст.4532- 2005, № 1 (ч.1), ст. 20.
  7. Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995 г.// СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 16 (ред. от 03.06.2006).
  8. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. с изм. от 30. 06. 2006 // СЗ РФ, 2002, № 1 (ч.1), ст.З.
  9. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г.// СЗ РФ, 2005, № 1 (ч.1), ст. 14.
  10. Федеральный закон «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса РФ» от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3.
  11. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4872.
  12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ (ред. от 21. 12. 2004) // СЗ РФ, 1998, № 31, ст. 3802- 2004, № 52, ч.1, ст. 5274.
  13. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ (ред. от 22. 08.2004) // СЗ РФ, 1996, № 52, ст. 5880.
  14. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ (ред. от 22.04.2005) // СЗ РФ, 1999, № 26, ст.3177- 2005, № 17, ст. 1485.
  15. Закон РФ от 02 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (ред. от 22.08. 2004) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 33, ст. 1913.
  16. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» № 143-Ф3 (ред. от 29.12. 2004) // СЗ РФ, 1997, № 47, ст. 5340.
  17. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001 г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». // РФ, 2001, № 21, ст. 2087.
  18. Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 14.05.2001) // Домашний адвокат, № 21,1992.
  19. Приказ Министерства образования РСФСР от 22 января 1991 г. № 20 «О зачислении во вклады на личные счета воспитанников детских интернатных учреждений и учебно-воспитательных заведений назначенные к выплате алименты, пенсии и пособия».
  20. Приказ Министерства юстиции РФ от 20 июля 2004 г. № 126 «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 24.12.2004) // Российская газета № 160,2004.
  21. Письмо Министерства образования РФ от 20 февраля 1995 г. № 09-М «О защите жилищных прав несовершеннолетних».// Вестник образования, № 8, 1999.
  22. Письмо Министерства общего и профессионального образования от 9 июня 1999 г. № 244/26−5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних».// Вестник образования, № 8,1999.
  23. Министерство просвещения РСФСР «Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества» от 30 октября 1969 г.
  24. Федеральная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей» (1998−2000 гг.)
  25. Федеральная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей» (2001−2002 гг.)
  26. В. И. Правовая политика современной России в сфере прав ребёнка. // Современное право. 2004. № 11.
  27. В.К. «Представительство в гражданском праве». Калинин, 1978.
  28. М.В. Семейное право. М., 2002.
  29. А.М., Ворожейкин Е. М. Советское семейное право. М., 1974.
  30. Ю.Ф. Возмещение вреда, причинённого жизни и здоровью ребёнка. //Российская юстиция, 1998, № 10.
  31. Ф.О. К вопросу о существовании обязательств с нематериальным интересом. // Журнал российского права, 2004, № 1.
  32. Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребёнка. // Защита прав ребёнка в современной России. М., 2004.
  33. Боровиков. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. // Российский судья. 2005.
  34. О. Личные неимущественные права детей. // Вестник публичного права.- М., 2005, № 8.
  35. Е.М. Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних субъектов семейных правоотношений. // Советская юстиция. 1972. № 6.
  36. В.В. Понятие и виды правоотношений опеки над несовершеннолетними.// Цивилист. Научно-практический журнал.- М.: АНО «Юридические программы», 2006, № 4.
  37. .М. Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики.- М.: «Статут», 2004.
  38. Гражданское право. Учебник в 3-ёх томах / отв.ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М.: «Проспект», 2004.
  39. Гражданское право. Учебник под ред. Чигира В. Ф. в 2-ух ч. 4.1. Мн. 2000.
  40. Гражданское право. Учебник. Часть 1 под ред. Суханова В. А. М. «Бек». 1998.
  41. Гражданское право. 4.1. Учебник под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М. 2001.
  42. Гражданское право. Учебник под ред. В. П. Мозолина, А. И. Масляева. М. «Юрист», 2003.
  43. Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. JL, 1987.
  44. Р.Г. Конституционные правоотношения (Вопросы теории и советской государственно-правовой практики)/ Автореф. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1981.
  45. П.В. Органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства: основные проблемы и перспективы реформирования. // Право и политика.- М.: Nota Bene, 2005, № 12.
  46. Т.И. Преимущества приёмной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с опекой. // 4-ая региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов, посвящённая 50-летию
  47. Кемеровского государственного университета. Доклады аспирантов и молодых учёных.- Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2004.4.2.
  48. Н.М. Правовые вопросы воспитания детей в семье. М., 1972.
  49. О. Законодательство по обеспечению прав детей. // Законность. № 6.2005.
  50. Г. М. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. Пособие для сотрудников центров. М. 1999.
  51. Г. М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. Научно-методическое пособие для работников социальных приютов. М. 2002.
  52. О.Ю. Интересы ребёнка в семейном праве Российской Федерации. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006.
  53. О.С. Из истории цивилистической мысли. / О. С. Иоффе. Избранные труды по гражданскому праву. М., «Статут», 2000.
  54. О.С. Советское гражданское право М. 1967.
  55. О.С. Гражданское право. Избранные труды. М. 2000.
  56. О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М. 1961- Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М. 1961.
  57. А.Ю., Брычёва Л. И. Услуги населению: правовое обеспечение. М., 1988.
  58. А.Ю. Законодательство о сфере социального обслуживания населения. М. 1988.
  59. А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, 1987.
  60. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.
  61. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) / отв. ред. Садиков О. Н. М.: «Инфра-М», 2005.
  62. Комментарий к Гражданскому кодексу части второй (постатейный) / отв. ред. Садиков О. Н. М.: «Инфра-М», 2005.
  63. Г. Защита имущественных прав несовершеннолетних // Законность.- М., 2006, № 7.
  64. Ю.А. Семья как субъект права. // Журнал российского права. № 10.2000.
  65. О. Соглашения об уплате алиментов: вопросы содержания и применения. // Российская юстиция, 2004, № 2.
  66. В.Ф. Конституционно-правовые отношения в социалистических странах. // Правоведение. № 1,1962.
  67. Н.В. Защита семьи. М., «Эксмо», 2006.
  68. О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958.
  69. А.А. Основания возникновения представительства и полномочия в гражданском праве. // Журнал российского права, 2000, № 8.
  70. Г. П. О работе органов опеки и попечительства в обеспечении прав несовершеннолетних.// Семейное право.- М.: Юрист, 2003, № 1.
  71. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
  72. Д.И. Русское гражданское право. 4.2. М., 1997.
  73. М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М. 2000.
  74. А.В., Субочев В. В. Законные интересы как правовая категория. Спб., 2004.
  75. М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. М. 2001.
  76. Методические рекомендации по организации взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с органами опеки и попечительства.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003.
  77. Л.Ю. Институт опеки и попечительства и его перспективы.// Правовая система Консультант Плюс, 2005.
  78. Л.Ю. Права и обязанности опекунов (попечителей). // Правовая система Консультант Плюс, 2002.
  79. Л. Ю. Общие положения об опеке и попечительстве. // Правовая система Консультант Плюс, 2002.
  80. Л.Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. М., 2002.
  81. Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. Под ред. Мананкова Р.П.- М.: Волтерс Клувер, 2004.
  82. Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях.// Государство и право.- М.: Наука, 2003.
  83. Л.И. Некоторые аспекты защиты имущественных прав несовершеннолетних граждан в судебном порядке. // Адвокатская практика, 2004, № 3.
  84. Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980.
  85. А.М. Семья и закон. Правовое регулирование неимущественных брачно-семейных отношений. М., 1980.
  86. А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М. 2000.
  87. И.Б., Лунц JI.A. Общее учение об обязательстве. М. 1950.
  88. Общая теория права и государства. Учебник под ред. В. В Лазарева. М., 1996.
  89. Р.К. Некоторые аспекты опеки и попечительства как социального института // Вестник Амурского государственного университета. Научно-теоретический журнал.- Благовещенск, 2003, № 20.
  90. С.В. Правовое значение разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних // Семейное и жилищное право.- М.: Юрист, 2006, № 2.
  91. С.В. Согласие (разрешение) органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних.// Нотариус.- М.: Юрист, 2006, № 5.
  92. B.C. Советские государственно-правовые отношения. М, 1965.
  93. М.Г. Имущественные права несовершеннолетних при сделках с жилыми помещениями. (Маленький человек или право имеет?) // Государственная регистрация прав на недвижимость: проблемы регистрационного права. Сборник статей.- М.: Ось-89,2003.
  94. Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних. //Журнал российского права, 2001, № 6.
  95. Т.Н. Обязанности органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних.// Аспирант и соискатель.- М.: Компания Спутник +, 2003, № 2.
  96. JI. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства. Автореф. Дисс. д-ра юрид. наук. Томск, 2003.
  97. СЛ. Имущественные права ребёнка в семье. I/ Российская юстиция, 2000.
  98. С. А. Права детей в семье по семейному законодательству РФ и Конвенции «О правах ребёнка»: Автореф. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2000.
  99. С.А. Российская семья и три законопроекта по её охране. М., 1999.
  100. Л.И. Теория государства и права. Учебник. М. «Проспект», 1996.
  101. Д.А. Статус юридических лиц. Учебное пособие для вузов. // Правовая система Консультант Плюс, 2007.
  102. Теория государства и права. Учебник под ред. В. К. Бабаева. М., 1999.
  103. Теория государства и права. Учебник для вузов/ под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 2000.
  104. Теория государства и права. Курс лекций/ под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., «Юрист», 1997.
  105. JI.K. Услуги: государственные, публичные, социальные. // Правовая система Консультант Плюс, 2007.
  106. Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.
  107. B.C. Система гражданского права и система общественных отношений. // Социальные проблемы права: сборник статей: выпуск первый/ под ред. Н. Е Борисовой. МГСУ «Союз», 2000.
  108. B.C. Личные неимущественные правоотношения, М., Элит, 2006.
  109. Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959.
  110. И.А. Право на обслуживание: социальная природа, юридические основы. //Правоведение. 1998. № 1.
  111. Е.А. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических стран. М., 1941.
  112. P.O. Общее учение о правоотношении. М. 1974.
  113. Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства.//Российская юстиция № 10.1996.
  114. Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. Автореферат дисс. д-ра юрид. наук. Екатеринбург. 2002.
  115. А.М. Право ребёнка на выражение мнения. // Правовая система Консультант Плюс, 2001.
  116. A.M. Гарантии прав ребёнка в России. // Правовая система Консультант Плюс, 2001.
Заполнить форму текущей работой