Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория прав человека и ее отражение в концепции национальной безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Сегодня, когда Концепция национальной безопасности России, сформулирована и нормативно оформлена исключительно важное значение имеет воплощение в жизнь основополагающих принципов единой политики в этой области. К числу таких… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Права человека и национальная безопасность: доктринально-исторические основы исследования
    • 1. 1. Права человека: понятие, развитие взглядов, современная концепция
    • 1. 2. Теоретико-правовые и исторические аспекты категории «национальная безопасность»
    • 1. 3. Право личности на безопасность в системе прав человека
  • 2. Личностно-правовое содержание национальной безопасности Российской Федерации
    • 2. 1. Влияние современной теории прав человека на формирование концепции национальной безопасности
    • 2. 2. Права человека как объект национальной безопасности
    • 2. 3. Механизм обеспечения прав человека в системе национальной безопасности

Теория прав человека и ее отражение в концепции национальной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этапе в связи с происходящими процессами экономической, культурной, социальной глобализации гуманизм становится одним из основных принципов-идей права, а права человека — одной из центральных глобальных проблем. Закрепление в Конституции Российской Федерации приоритета «общечеловеческих ценностей» и, прежде всего, прав и свобод человека и гражданина по отношению к публичным интересам государства, а также признание преимущественного положения международных актов по отношению к актам национального законодательства означает стремление нашего государства к приобщению к постулатам западной демократии, основанным на универсальной теории прав человека.

В течение последнего времени в российских исследованиях, посвященных правам человека, и в политико-правовой публицистике произошли внушительные перемены. Вместо идеологических убеждений тоталитарной направленности утвердились новые ценности общечеловеческие, гуманистические. Фактором по оптимизации функционирования института права человека должно являться наличие юридической доктрины, основанной в ряду многих факторов и на научных трудах, наиболее полно и адекватно отражающих современные общественные отношения.

Права человека во все времена являлись высшей ценностью, эталоном оценки многих базовых общественных отношений. Личность, как изначальная ячейка общества и государства и высшая социальная ценность, нуждается в приоритетной защите жизненно важных интересов. Это имеет первостепенное значение и должна гарантироваться и обеспечиваться государством. Теория прав человека оказала огромное влияние на развитие многих общественных институтов, в том числе и на таком динамично развивающемся как национальная безопасность.

Безопасность давно стала таким же столпом либерального сознания, как демократия или права человека. Она оказалось одной из наиболее важных проблем, которой сейчас в практическом плане занимается значительная часть человечества, поскольку обострение конфликтно-кризисных ситуаций и глобальных проблем угрожает планетарными катастрофами. Примечательная особенность современных подходов в изучении проблем безопасность заключается в придании приоритетности интересам человека при рассмотрении вопросов безопасности и в качественно новом уровне разработки методов исследования.

Проблемы обеспечения безопасности, прав и свобод человека и гражданина неразрывно связаны с тем, какое место личность занимает в государстве, которое выступает гарантом ее правового положения, реального воплощения составляющих его главных элементов.

Одной из целей единой и адекватной возникающим угрозам системы безопасности, необходимость создания которой неоднократно подчеркивалась Президентом Российской Федерации1, должно стать обеспечение безопасности именно личности. Для реализации этого положения требуется поиск оптимальной модели приоритетов интересов государства и личности, а также законодательного закрепления гармоничной концепции безопасности личности как сложного социального и правового явления.

Государство должно превратиться из силы, которая господствовала над обществом, в орган, выражающий и защищающий его интересы, а также интересы конкретной личности и социальных групп. Вопросы правовой защищенности граждан в обществе, формирования механизма гарантированной защиты прав, свобод и законных интересов личности всегда являлся одним из актуальнейших в правовой политике государства.

1 Интервенция. Обращение Президента России Владимира Путина // Российская газета. 2004. 6 сентябряПо вертикали. Владимир Путин выступил по вопросам государственного управления и укрепления системы безопасности страны // Российская газета. 2004. 14 сентября.

Определяя актуальность исследования отметим, что содержание понятия «безопасность» как общетеоретической категории не получило должного научного обоснования. В нормах действующего законодательства, регламентирующего национальную безопасность, отсутствует и четкое закрепление механизма обеспечения прав человека. Противоречив подход законодателя применительно к праву личности на безопасность, что выражается в юридически неопределенном статусе личности как объекта защиты, в игнорировании активного начала человека как субъекта отношений по обеспечению собственной безопасности.

Научное осмысление обозначенных проблем особенно актуально и потому, что в России по-прежнему сильна традиционная недооценка личности, пренебрежение правами и свободами граждан. В связи с этим очевидна потребность в новом осмыслении проблемы обеспечения прав и законных интересов личности в свете национальной безопасности, в новых идеях, решениях, создании новых организационных структур и механизмов обеспечения национальной безопасности.

Следует обратить внимание на то, что за последние годы в России произошли радикальные общественно-политические и социально-экономические преобразования. Теория прав человека и связанная с ними нормотворческая, правоприменительная и иная практика предполагают повышенное внимание, переосмысление, немалые коррективы. Изменения в оценке прав человека и их влияния на государственную политику в сфере безопасности требуют переоценки сложившихся ранее подходов к функционированию системы национальной безопасности.

Степень разработанности темы. Современные представления о безопасности основаны на воззрениях пифагорейцев, софистов, стоиков. В эпоху Возрождения и Нового времени Т. Мор, Ф. Бэкон, Ж. Боден, Ш.-JI. Монтескье, Ж.-Ж Руссо, И.-Г. Фихте и другие формулируют новые подходы к анализу общих принципов взаимодействия между обществом и государством, государством и личностью в сфере безопасности. Весьма ощутимый* вклад в решение проблемы внесли российские ученые И. А. Покровский, П. И. Повгородцев, Б. А. Кистяковский, обосновавшие в начале XX в, идею о роли правового государства в обеспечении прав личности.

В наше время проблема соотношения прав человека и национальной безопасности время привлекает к себе внимание многих ученых1, но при этом в исследуемом нами ракурсе она все же не рассматривалась. Исследования в основном проводились в рамках таких направлений как:

— обеспечение прав и свобод человека и гражданина, отметим, что тематика обеспечения прав и свобод личности в юридической науке была и остается одной из центральных. Отдельным сторонам данной проблемы посвящены труды ученых-юристов С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, О. В. Белянской, С. Н. Братуся, Н. В. Витрука, Д. Л. Златопольского, В. А. Карташкина, В. П. Казимирчука, С. А. Комарова, В. А. Кучинского, В. В. Лазарева, Р. З. Лившица, Н. С. Малеина, Н. И. Матузова, А. С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, В. В. Оксамытного, И. Л. Петрухина, А. С. Пиголкина, Н. А. Придворова, И. В. Ростовщикова, М. С. Строговича, Б. Н. Топорнина, Л. С. Явича и многих других.

— обеспечение национальной безопасности, данное направление раскрывается в работах А. Г. Арбатова, В. А. Баришпольца, И. П. Блищенко, Ю. Н. Жданова, А. А. Кокошина, Ф. И. Кожевникова, Е. А. Коровина, Ю.М.

1 См. напр.: Гордиенко В. В. Соблюдение прав человека как фактор обеспечения национальной безопасности России // Права человека и гражданское общество. Международная научно-практическая конференция (Москва, 23 ноября 2004 г.). — М.: Изд-во Москов. Ун-та МВД России. 2005. — С.31−38- Хлобустов О. М. Рыкунов В.И., Павленко С. З, Подуфалов В. Д. Права человека и интересы национальной безопасности/ О. М. Хлобустов, В.И. — М.: Моск. шк. прав человека, 1999. — 181 е.- Хлобустов О. М. Права человека и некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности // Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел. Материалы международной научно-практической конференции (10 декабря 1998 г.). M.: Изд-во МЮИ МВД России, Щит-М 1999. — С. 59−65- Стукалова Т. В. Обеспечение прав человека как фактор экономической безопасности // Взаимообусловленность российского законодательства и социально-экономических процессов в обществе. Тезисы докладов и выступлений на региональной научно-практической конференции 25 — 26 мая 2001 г. Курск.: Изд-во Кур. филиала Ин-та экон. и права. 2001. — С. 90−93- Никитина А. Е. Обеспечение прав человека — один из существенных моментов безопасности в государстве // Проблемы региональной безопасности в Российской Федерации. Практический опыт и задачи совершенствования законодательства. Материалы к парламентским слушаниям, 28 ноября 2000 г. Ч. 2. МоскваСанкт-Петербург: Информ. центр «Выбор». 2002. С.43−47- Зеленков М. Ю. О диалектике взаимосвязи прав человека и процесса обеспечения безопасности государства // Актуальные проблемы правопорядка. Сборник научных статей. Вып. 7. — М.: Изд-во юрид. ин-та МИИТа, 2004. С.57−64- Рангородский В. Л. Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в контексте институционализации принципов и ном прав и свобод человека // Философия права. Научно-теоретический журнал. № 3. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД РФ. — 2004. С. 92−98 и др.

Колосова, Э. С. Кривчиковой, М. И. Лазарева, И. И. Лукашука, В. Л. Манилова, Ю. Н. Малеева, А. А. Мишина, В. Ф. Петровского, B.C. Пирумова, А. А. Прохожева, Ю. А. Решетова, Э. И. Скакунова, С. В. Степашина, В. К. Собакина, Н. А. Ушакова, В. Н. Федорова, О. Н. Хлестова и др.

— обеспечение прав человека в связи с национальной безопасностью исследовали В. В. Гордиенко, М. Ю. Зеленков, Э.С.-оглы Иззатдуст, Е. С. Калина, Т. Б. Курбанов, А. Е. Никитин, С. З. Павленко, В. Д. Подуфалов, В. Л. Райгородский, В. И. Рыкунов, Т. В. Стукалова, А.А. Тер-Акопова и др.

Но, не смотря на значительный объем публикаций так или иначе касающийся тематики диссертации, следует отметить, что проблема влияния теории прав человека на концепцию национальной безопасности и закрепления в ней приоритета интересов личности является не достаточно разработанной в рамках общей теории права. Обращает на себя внимание тот факт, что вопросы защищенности интересов личности, ее безопасности в основном рассматривались в рамках таких наук как административное, конституционное, международное право, политология. Таким образом, отношение к проблеме взаимодействия национальной безопасности и прав человека неоднозначно и общепринятой позиции по данному вопросу в научной мысли пока не сформировано.

Объект нашего исследования двойственен, так как в работе раскрывается пересечение двух сфер общественных отношений — это, во-первых, отношения связанные с функционированием прав человека и их обеспечением, а, во-вторых, отношения связанные с национальной безопасностью, в которых объектами защиты выступают личность, государство, общество.

Предметом является концепция национальной безопасности Российской Федерации в свете закрепления в ней интересов личности и выражения гуманистических принципов при обеспечении национальной безопасности.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении места и роли прав человека, их обеспеченности в концепции национальной безопасности Российской Федерации, выработке теоретико-правовой модели соотношения интересов личности и приоритетов национальной безопасности, а так же поиск оптимального механизма обеспечения интересов личности, ее прав и свобод в рамках концепции национальной безопасности.

Для достижения заданной цели решался комплекс задач:

— определить сущность прав человека, проанализировать развитие взглядов на права человека и современную концепцию прав человека во взаимосвязи с таким явлением как «безопасность" — - раскрыть категорию «национальная безопасность» с точки зрения общей теории права и проанализировать историю ее формирования;

— выявить место и роль права личности на безопасность в системе прав человека, а так же сущность данного права;

— установить уровень влияния современной теории прав человека на современную концепцию национальной безопасности, учитывая при этом международный опыт;

— определить влияние прав человека на формирования системы объектов национальной безопасности;

— исследовать механизм обеспечения прав человека в системе национальной безопасности, выявить проблемы его функционирования.

Теоретической основой исследования послужили выводы и концепции, содержащиеся в различных сферах юридической науки, а также таких наук, как политология и философия. Научными ориентирами для автора явились труды отечественных ученых, исследовавших проблемы: во-первых, прав человека (Е.В. Аграновская, B.C. Афанасьев, Н. А. Власенко, Л. Д. Воеводин, Н. Н. Вопленко, В. И. Гойман, Н. Л. Гранат, Е. А. Лукашева, Н. И. Матузов, А. В. Малько, Л. В. Морозова, И. Е. Фарбер, В. М. Чхиквадзе, Б. С. Эбзеев и др.), во-вторых, национальной безопасности (И.Н., Арцибасов,.

Л.Г. Ивашов, А. И. Иойрыш, С. А. Караганов, Э. А. Поздняков, Е. М. Примаков, А. А. Прохожев, Р.А. и Б. Р. Тузмухамедовы, Г. И. Тункин, О. М. Хлобустов, А. В. Яблоков и др.).

Исследование содержит анализ специальной литературы, законодательства Российской Федерации, посвященные национальной безопасности и правам человека.

Методологические основы исследования составили как общенаучные методы диалектической философии, такие как системный анализ, исторический и логический методы познания, так и специальные и частноправовые. Исследование основано также на требовании конкретности и полноты познания, единства анализа и синтеза.

Диалектико-исторический подход познания позволил всесторонне и объективно исследовать теорию прав человека ее разработанность в юридической науке.

Выявление структуры, свойства и элементов механизма обеспечения прав человека в системе национальной безопасности происходило путем аналитического определения составляющих его понятий.

Исследование нормативно-правовой базы и иных правовых явлений проводилось с помощью формально-юридического, сравнительного метода, метода толкования, которые позволили выработать практические рекомендации о совершенствовании правовых актов и отдельных норм в сфере национальной безопасности и безопасности личности.

Нормативной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, ежегодные послания Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы безопасности и обеспечения прав человека.

Научная новизна предопределяется выбором темы исследования, а также намеченными целями и задачами и заключается в том, что изучение прав человека осуществлялось с позиций отражения их в концепции национальной безопасности. Новым является рассмотрение национальной безопасности исходя из гуманистических ценностей и обеспеченности прав. Права человека, а жизненно важные интересы определяются как объект безопасности, так именно они имеют гарантирующее значение для безопасности личности. Определяется структура субъективного права личности на безопасность.

Выявлено место и роль прав и интересов личности в концепции национальной безопасности Российской Федерации, выработана модель соотношения интересов личности и государства в сфере национальной безопасности. Определен механизм обеспечения интересов личности, ее прав и свобод в рамках концепции национальной безопасности.

Делается вывод о необходимости внесения изменений в законодательство о национальной безопасности, с учетом фиксирования в нем доктринальных положений, основанных на теории прав человека.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, в которых нашла отражение научная новизна работы:

1. Права человека — это комплекс возможностей индивида, обеспечивающих его безопасное существование, они определяют сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию, определенную независимость и возможность выбора, придают устойчивость развития общественных отношений, определяют пределы деятельности государства, предотвращая неоправданное с его стороны вмешательство в сферу свободы человека, определяют стандарт взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за его деятельность перед личностью и обществом.

2. Национальная безопасность есть защищенность национальных интересов, приоритетность которых составляют интересы личности, выражающиеся в пользовании социальными благами, в целях удовлетворения своих потребностей, а также в возможности их защиты.

3. Право на безопасность (защищенность) является одним из основополагающих прав-гарантий человека. Сущность его заключается в возможности нормального стабильного развития человека и качественной реализации своих основных прав и свобод. Данное право включает в себя: возможность положительного поведения лица, то есть право на собственные действия по обеспечению своей безопасностивозможность пользоваться определенным социальным благом, вытекающим из права на безопасность — иметь определенного уровня качество жизнивозможность требовать действий, гарантирующих безопасность человека от правообязанной стороны — других лиц, либо публичных органоввозможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной обязанностей по обеспечению безопасности определенной личности.

4. В современной отечественной доктрине по сравнению с советской понятие «безопасность» расширилось и приобрело более гуманистический, нацеленный на человека характер и рассматривается через призму человеческой личности. Первооснову национальной безопасности должны составлять права и интересы отдельной личности, из которых вытекают интересы общества и государства. Анализ же законодательства о национальной безопасности показывает, что оно требует корректировки с учетом повышения в ней роли и значимости такого блока как безопасность личности.

5. Жизненно важные интересы личности как объект национальной безопасности — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития не только личности, но и общества и государства. Используемое в Законе «О безопасности» понятие «жизненно важные интересы личности» следует заменить категорией основные права и свободы как формой их внешнего выражения, так как именно права и свободы несут в себе нормативный потенциал, направленный на обеспечение полноценной защиты интересов человека, в этом проявляется их ключевая роль в концепции защищенности человека.

6. Механизм обеспечения прав личности, действующий в системе национальной безопасности, представляет собой комплекс правовых средств, а также деятельность уполномоченных органов (государственных и негосударственных), участвующих в системе национальной безопасности, самостоятельных действий личности по охране и защите ее прав и законных интересов в целях реализации своего права на безопасность. Структурными элементами данного механизма являются: правовые нормыдеятельность государственных органов и должностных лиц и негосударственных организацийдеятельность личности по осуществлению своего права на безопасностьгарантии охраны и защиты прав личности.

7. Автором даются предложения по совершенствованию правового регулирования национальной безопасности с учетом усиления защищенности прав человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его теоретические положения, анализ и оценка исследуемых явлений позволяют уточнить, скорректировать и усилить уже имеющиеся идеи, подходы, мнения относительно формирования современной концепции национальной безопасности и роли в ней механизма обеспечения интересов личности, расстановки приоритетов и отражения прав человека.

Анализ положений теории прав человека в концепции национальной безопасности позволяет создать представление о теории прав человека в процессе эволюции и функционирования института национальной безопасности, об условиях, способствующих эффективному обеспечению основных прав человека.

Выводы и предложения относительно дальнейшего развития концепции национальной безопасности и ее гуманистической направленности позволяют определить новые направления в исследовании и вопросов прав человека и национальной безопасности. Работа содержит материал для более глубокого и всестороннего исследования вопросов соотношения интересов личности, государства и общества при реализации национальной безопасности.

Положения, выводы и рекомендации, предложенные в ходе исследования и выносимые на защиту, могут представлять интерес для работников судебных органов, органов законодательной и исполнительной власти, прокуратуры, местного самоуправления, преподавателей и студентов высших учебных заведений. Диссертационная работа может служить теоретической основой для разработки проектов нормативных актов, регулирующих сферу национальной безопасности, а также для преподавания ряда правовых дисциплин: «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «Национальная безопасность», при разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам прав человека и национальной безопасности.

Апробация результатов диссертационного исследования. Работа выполнена и обсуждена на кафедре теории государства и права Института права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Основные положения и выводы, практические рекомендации, полученные в результате исследования, отражены в публикациях автора, изложены в выступлениях на научно-практических конференциях, внедрены в деятельность Тамбовского филиала Московского университета МВД России, Института права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, Прокуратуры Тамбовской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

Заключение

.

Изменения в мировой геополитике, в частности прекращение существования противостояния сверхдержав, появление такого явления как терроризм, а так же перемены в российской правовой системе, связанные с ориентацией на права человека, повлекли за собой дискуссию относительно необходимости переосмысления традиционной концепции безопасности, приспособления ее к новой действительности и потребностям общества и государства. Современное общество столкнулось с проблемой переосмысления, расширения и обогащения понятия безопасности, а также изменением механизмов обеспечения безопасности, его элементов и внутрисистемных связей. Эти задачи были выдвинуты в трудах многих российских ученых, критически оценивавших функционирование существующей национальной системы безопасности. Проведенное диссертационное исследование восполняет некоторый научный пробел в исследовании данного вопроса и позволяет прийти к определенным выводам, сформулировать предложения и рекомендации по оптимизации концепции национальной безопасности и ее правового регулирования.

В ходе работы был проведен анализ мнений различных ученых по интересующей тематике, принимая и поддерживая часть высказываний и мнений, в ряде случаев не соглашаясь и дополняя их, мы попытались обосновывать собственный взгляд и придти к следующим выводам.

В начале нашего исследования мы определили содержание современной концепции прав человека, выявили сущность такой базовой для нашего исследования категории как «права человека», становление его понятия, проанализировали научную полемику относительно их сущности и правового выражения.

Современное понимание прав человека окончательно складывается в конце XVII — начало XVIII в., то есть в период формирования основных положений школы естественного права. Исторический опыт показывает, что развитие идей о правах человека, появление новых видов прав связано с изменениями в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. Решающую роль в становлении современной западноевропейской концепции прав человека сыграли идеи, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, которыми они наделены от рождения.

Права человека — это возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни, это есть гарантии его личной безопасности. Современная отечественная доктрина прав человека основывается на том, что права человека определяют сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию, определенную независимость и возможность выбора, придают устойчивость развития общественных отношений, определяют пределы деятельности государства, предотвращая неоправданное с его стороны вмешательство в сферу свободы человекаопределяют стандарт взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за его деятельность перед личностью и обществом.

Исходя из современного понимания приоритета личности и общества по отношению к государству, прежнее понимание безопасности утрачивает свое былое значение в правовом регулировании.

Права и свободы человека и гражданина выступают сегодня в качестве одного их важнейших объектов политики национальной безопасности. Фиксируя реальную защищенность и гарантируя права и свободы личности в конкретном сообществе, права человека могут выступать как гуманистический ориентир развития не только государства в целом, но и сложившейся в государстве системы национальной безопасности.

Характеризуя безопасность как научную категорию, отметим, что понятие безопасности относится к числу фундаментальных, которые с древних лет анализировались представителями различных отраслей обществознания. При анализе понятия безопасности изначально выделялись его содержание и поиск мер по реальному обеспечению безопасности.

Уже во времена античности и средних веков безопасность представляет собой сложное общественно-политическое явление, составляющее не только приоритетную цель и ведущую функцию государства, но и достигаемое специальными мерами определенное состояние общественных отношений, имеющих непосредственную связь с условием самого существования и вектором (прогресс-регресс) развития общества и государства. В средние века обеспечение безопасности власти гарантировалось наличием норм права и специальных государственных органов, чьё воздействие было направлено как на угрозы, находящиеся вне объекта защиты (органы власти), так и на угрозы, формирующиеся в нем самом (собственная безопасность).

Исторически российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере обеспечения безопасности, исходило из полицейского права, то, выделяясь, то, сливаясь с ним.

В советский период развитие понятийной базы законодательства и практики обеспечения безопасности характеризовались тем, что со времени создания ВЧК в 1917 году и в последующие 70 лет, то есть до так называемой перестройки, не было опубликовано для открытого пользования ни одного нормативного акта, относительнр организации и компетенции органов безопасности, которые назывались органами только государственной безопасности. Конституция СССР 1977 года (ст. 31) декларировала обеспечение безопасности страны как одно из направлений реализации функции защиты социалистического Отечества. Тем самым безопасность была напрямую увязана с обороной.

В настоящее время существует целая концепция безопасности. В интерпретации термина «безопасность» наметились принципиальные изменения. Все чаще этот термин употребляется в таких контекстах, где речь идет не только о военной или государственной безопасности. В научных исследованиях термин «национальная безопасность» интерпретируется по-разному. В большинстве работ национальную безопасность принято определять как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Многие ученых отождествляют понятия «безопасность государства» и «государственная безопасность». При выяснении сущности любого из видов безопасности, составляющих совокупное понятие «государственная безопасность» и мы согласны, что о необходимости наличия в них элемента «институтов власти», но при этом не секрет, что невнимание к интересам личности создает предпосылки для формирования стойкой социальной напряженности и более того — для раскола общества на враждующие группировки. В этих условиях подрывается безопасность государства, ослабляется его общий потенциал. В результате государство лишается поддержки той части общества, которая не удовлетворена его политикой. Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов защиты. То есть безопасность государства тесно связана с безопасностью общества и отдельных граждан.

Безопасность личности состоит в существовании правовых и нравственных норм, общественных институтов, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия со стороны государства и общества. Кроме этого безопасность отдельного человека вплетается в его правовой статус.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что безопасность это защищенность интересов таких субъектов как личность, общество и государство. Национальная безопасность это защищенность многонационального народа России, носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальные интересы России, а значит и ее народа, заключаются в совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. Национальная безопасность есть защищенность национальных интересов, приоритетность которых составляют интересы личности, выражающиеся в пользовании социальными благами, в целях удовлетворения своих потребностей, а также в возможности их защиты.

Одной из наиболее серьезных «болезней» российской правовой системы продолжает оставаться несовершенство юридических механизмов, гарантирующих эффективную практическую реализацию провозглашенных в законодательстве прав человека. Нередко законодатель не обеспечивает необходимую для реализации того или иного права либо законного интереса степень достаточности, согласованности и взаимодействия правовых средств.

Реализация всех прав человека самым тесным образом связана с его безопасностью. Считаем целесообразным перечень прав человека расширить, дополнив его главной на сегодняшний день сферой обеспечения безопасности — правом личности на безопасность жизни, что особенно важно в условиях существования постоянных террористических угроз, несвоевременным оказанием помощи со стороны государства, расширением опасностей для человека.

Право на безопасность в своей основе не содержит материального блага. Его реализация (а к этой группе прав относятся личные права: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища) имеет определенное своеобразие.

Данное право включает в себя: возможность положительного поведения лица, то есть право на собственные действия по обеспечению своей безопасностивозможность пользоваться определенным социальным благом, вытекающим из права на безопасность — иметь определенного уровня качество жизнивозможность требовать действий, гарантирующих безопасность человека от правообязанной стороны — других лиц, либо публичных органоввозможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной обязанностей по обеспечению безопасности определенной личности.

В современных условиях сущностью безопасности становится защита не только, и не столько государства, а человека, его прав и законных интересов. В случае же противоречия между интересами национальной безопасности и принципами защиты гражданских свобод должно соблюдаться равновесие, если нет угроз основным правам человека. Разумный баланс интересов национальной безопасности и защиты гражданских свобод, о которых идет речь, достижим лишь при условии открытости публичной власти. Здесь важно соблюдение принципа разумной достаточности: государство должно применять такие средства, которые позволяют достичь поставленной цели, и при этом наименее ограничивают деятельность отдельных лиц и наименее нарушают их права. Даже в случае чрезвычайного положения ограничения относительных прав могут осуществляться только в той мере и на такой период, которых явно требуют особенности ситуации. В целом, концепция прав и свобод человека воспринята российским законодательством и составляет основу правовой системы России.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Сегодня, когда Концепция национальной безопасности России, сформулирована и нормативно оформлена исключительно важное значение имеет воплощение в жизнь основополагающих принципов единой политики в этой области. К числу таких принципов следует отнести, в первую очередь, принцип человеческого измерения, отражающий качественно новый подход к политике безопасности. Такой подход обусловлен рядом причин. Во-первых, это связано с утверждением широкого понимания безопасности как безопасности личности, общества и государства. Во-вторых, произошло осознание того, что гуманистические ценности все больше приобретают социально-практическую значимость, что угроза безопасности страны может исходить не только извне, но и изнутри страны.

Из названных положений следует, что приоритеты в области безопасности определены однозначно. Первое место здесь занимает личность, далее следует общество, а уже в последнюю очередь — государство.

Рассматривая Концепцию национальной безопасности Российской Федерации в контексте отражения в ней прав человека, мы приходим к выводу, что государственный подход к безопасности индивида, защите его интересов весьма поверхностен, а само упоминание об интересах и безопасности личности похоже на некий «политический реверанс» в сторону конституционного принципа гуманизма и ставшей уже классической тройственной связки: «личность — общество — государство».

Закрепленное в законодательстве понятие объекта безопасности, нуждается во всестороннем исследовании, анализе всех его элементов и оптимизации конструкции, в частности конкретизации круга прав, свобод, интересов личности которые являются приоритетными при обеспечении национальной безопасности.

Полагаем, что под формулой «жизненно важные интересы личности» как объект национальной безопасности следует понимать совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития не только личности, но и общества и государства.

В Концепции национальной безопасности одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является обеспечение на территории России, во-первых, личной безопасности человека и гражданина, а, во-вторых, его конституционных прав и свобод. В соответствии с 4.1 ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. А это значит, что обеспечению подлежат все права и свободы граждан.

Для того чтобы обеспечить перевод прав человека из разряда возможностей, провозглашенных Конституцией РФ и законами, в реальные блага, необходимо создать механизм защиты и не только правовой механизм, а социально-юридический, то есть включающий не только сугубо правовые средства, но и социальные и экономические меры обеспечения прав человека.

Механизм обеспечения прав личности, действующий в системе национальной безопасности представляет собой комплекс правовых средств, а так же деятельность уполномоченных органов (государственных и негосударственных), участвующих в системе национальной безопасности, самостоятельных действий личности по охране и защите ее прав и законных интересов в целях реализации своего права на безопасность.

Структура названного механизма на наш взгляд включает в себя следующие элементы: правовые нормыдеятельность государственных органов и должностных лиц и негосударственных организацийдеятельность личности по осуществлению своего права на безопасностьгарантии охраны и защиты прав личности.

Механизм обеспечения прав личности в системе национальной безопасности призван обеспечить качественное состояние личности, чувствующей себя в безопасности, как на территории Российской Федерации, так и находясь за ее пределами.

Важнейшей целью исследуемого механизма является эффективная защита личностью своих основных прав и свобод, среди которых право на безопасность выступает как самостоятельное право. Конечной целью действия данного механизма является устойчивое и стабильное развитие общества и государства, а так же личности, безопасность и благополучие которой является целью любого правового и демократического государства.

Анализ российского законодательства показывает, что права и свободы человека выступают в качестве одного из важнейших объектов политики национальной безопасности в Российской Федерации, которая в самом широком смысле должна быть направлена на защиту прав и свобод человека. В Концепции национальной безопасности вопрос о правах и свободах человека затрагивается и в более узком, конкретном смысле — как вопрос о гарантиях прав и свобод гражданина при осуществлении политики национальной безопасности. Мы приходим к выводу, что обеспечение прав и свобод человека является одним из направлений в системе мероприятий по реализации национальной безопасности.

В работе рассматриваются все элементы механизма обеспечения прав личности в системе национальной безопасности, делаются выводы о направлениях его совершенствования.

Полагаем, что в перспективе настоящее исследование может послужить ориентиром для дальнейшего анализа проблем безопасности личности, национальной безопасности и в целом концепции прав человека, которая все ее формируются с учетом российских реалий и потребностей общества и государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Айрис Пресс, 2004 -64 с.
  2. Заключительный акт ОБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.). Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе // Действующее международное право. -М., 1989. Т.1. -С. 76.
  3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. в ред. от 31 декабря 1997 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 1. Ст. 1.
  4. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ, с изм. от 8.02.01 и 15.12.01.// СЗ РФ, 1994, № 13. Ст. 1447- СЗ РФ, 2001, № 7. Ст. 607- СЗ РФ, 2001, № 51. Ст. 4825.
  5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.
  6. Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 сентября 192 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 17 ст. 892- № 33. ст. 1912-
  7. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 9 апреля 1992. N 15. Ст. 769.
  8. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. (с изм. на 27 июля 2006 г.)// Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
  9. Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 888.
  10. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1995. № 36. Ст. 1745.
  11. Федеральный закон от 11 ноября 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
  12. Федеральный закон от 11 ноября 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648
  13. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349-
  14. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 36. Ст. 3633.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе//Собрание законодательства Российской Федерации 2000. № 20. Ст. 2112.
  16. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 1852.
  17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-189 // Российская газета. 2000. 28 сентября.
  18. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждена Указом Президента РФ от 4 декабря 2003 г. № Пр-2194.
  19. Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 г. // Собрание законодательства РФ. 10.01.2000. № 2. Ст. 170.
  20. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох» // Российская газета. 1999. 31 марта.
  21. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2000.
  22. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Не будет ни революций, ни контрреволюций». М., 2001.
  23. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентоспособной». М., 2002.
  24. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении в стране». М., 2003.
  25. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О важнейших общенациональных задачах». М., 2004.
  26. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основныхнаправлениях внутренней и внешней политики государства)». М., 2000. -24 с.
  27. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"// Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2899.
  28. , А.И., Ковалевский, С.С., Коровников, А.В., Сурков, К.В., Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Монография / Общ. ред. С. В. Степашина. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2003. — 250 с.
  29. , С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев. М.: Юрид. лит., 1996. — 187 с.
  30. , С.С. Система советского законодательства / Под ред. И. С. Самощенко. М.: Юрид. лит., 1980. — 328 с.
  31. , И.Е. Полицейское право /И.Е. Андриевский. СПб., 1874. — 154 с.
  32. Антология мировой политической мысли: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. В 5-ти томах. Т. 1 / Отв. ред.: Миголатьев А.А.- Ред.-сост.: Алисова JI.H., Жовтун Д. Т. М.: Мысль, 1997. — 832 с.
  33. , А.Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства /А.Б. Антонов, В. Г. Балашов. М., 1996.
  34. , О.В. Непосредственная реализация прав и свобод личности: Монография / О. В. Белянская. Тамбов, 2005. — 150 с.
  35. , Н.А. Ответственность в системе гарантий конституционныхнорм / Н. А. Боброва, Т. Д. Зражевская. Воронеж: Изд. Воронеж, гос. ун-та, 1985.- 154 с.
  36. , В.В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт / В. В. Бойцова. М.: Изд-во «БЕК», 1996.
  37. Болыпой толковый психологический словарь. В 2-х томах, «PENGUIN» / Пер. с англ. — М.: ACT, Вече, 2003. — 592 с. (т.1: А-О)
  38. Болыпой юридический словарь / Под ред. А .Я. Сухарева, В. Е. Крутских. -М.: Инфра-М, 2001. 704 с.
  39. Большой юридический энциклопедический словарь / Сост. А. Б. Барихин -М.: Книжный мир, 2004. 720 с.
  40. , Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. III.-СПб., 1891.- 480 с.
  41. , А.И., Возжеников А. В., Синеок Н. В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов /А.В. Возжеников (общ. ред). М.: Изд-во РАГС, 2005. — 520 с.
  42. , Н.В. Правовой статус личности в СССР / Н. В. Витрук. — М.: Юрид. лит., 1985.- 176 с. 45 .Воеводин, Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан / Л. Д. Воеводин. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 300 с.
  43. , Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие / Л. Д. Воеводин. М.: Изд-во МГУ, Издательская группа ИНФРА*М -НОРМА, 1997.-300 с.
  44. , А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения/А.В. Возжеников. — М.: Изд-во РАГС, 2002. 424 с.
  45. , А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия / А. В. Возженников. М.:НПО МОДУЛЬ, 2000. — 333 с.
  46. , С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы /С.А. Воронцов. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 174 с.
  47. , Б.Н. Российское административное право: Учеб. для вузов / Б. Н. Габричидзе, Б. П. Елисеев. М.: Норма — Инфра, — М., 1998. — 608 с.
  48. А.И. Русский народ и социализм / А. И. Герцен // Собр. соч. М., 1962. — Т. VII.
  49. Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М.: Юрист, 2003.-303 с.
  50. Государственное право Германии. Сокращенный перевод немецкого семитомного издания. Т. 2 / Отв. ред.: Топорнин Б. Н. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1994. — 320 с.
  51. , В.П. Осуществление и защита гражданских прав /В.П. Грибанов. М.: Статут, 2000. — 411 с.
  52. , В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав /В.П. Грибанов. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 284 с.
  53. , М.А. Гражданские процессуальные правоотношения и процессуальные действия / М. А. Гурвич // Труды: Труды ВЮЗИ. М., 1965. Вопросы гражданского процессуального, гражданского и трудового права. -Т. 3. — С.62−117
  54. , В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия /В.И. Даль. М.: Эксмо, 2005. — 688 с.
  55. , С.Н. Клетка для Левиафана или размышления об основах конституционного строя Российской Федерации / С. Н. Егоров. СПб.: Изд-во ЗАО «Строка», 2000. — 64 с.
  56. Ем, B.C. Право на защиту как субъективное гражданское право/ B.C. Ем // Гражданское право. В 2-х т.: Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. Т.1. — М., 1998. — 453 с.
  57. , Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире / Ю. Д. Ильин. М.: Норма, 2007. — 288 с,
  58. Интервенция. Обращение Президента России Владимира Путина // Российская газета. 2004, 6 сентября.
  59. Интервью с председателем Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктором Озеровым // Щит и меч. 3−9 апреля 2003 года.
  60. Исследования по безопасности / Под ред. С. П. Никанорова.- М.: Концепт, 1998.-624 с.
  61. История государственного управления России / Отв. ред. проф. В. Г. Игнатов. М., 1999. — 635 с.
  62. История полиции России. Краткий очерк и основные документы: Учебное пособие / Под ред. В. М. Курицина. М.: Шит-М, 1998. — 200 с.
  63. , И. К вечному миру // Кант И. Соч. в 6-ти тт. М., 1966., Т.6. 289 с.
  64. , В.И. Основы теории обеспечения безопасности личности, общества и государства. Учеб. пособ. / В. И. Карпов, Д. Б. Павлов. М., 2000. — 139 с.
  65. , С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система/ С. А. Комаров, И. В. Ростовщиков. СПб.: Изд-во Юридического» инстйтута, 2002. -336 с.
  66. , С.А. Советское общенародное государство и личность: Политико-правовые аспекты /С.А. Комаров. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1986. — 136 с.
  67. , Г. Н. Запрет дискриминации в российском и международном праве / Под ред. В. Т. Кабышева. Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2003. — 124 с.
  68. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Изд-во БЕК, 1996. — 124 с.
  69. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Под общ.ред. Председателя Верховного Суда РФ Лебедева В. М. и док.юр.наук, проф. Скуратова Ю. И. Изд. 4-е, перераб., доп. — М.: Инфра-М, 2002. — 960 с.
  70. Конституционный статус личности в СССР (Социализм: Опыт, проблемы, перспективы) / Ред. кол.: Н. В. Витрук и др. М. :Юрид. лит., 1980. — 256 с.
  71. Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1980. — 256 с.
  72. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. 3-е изд. / Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Издательская группа «Юристь», 2003.-831 с.
  73. , Д.Л. Гражданское общество и политическая теория / Д. Л. Коэн, Д. Л. Араго. М. Весь мир, 2003. — 158 с.
  74. С.Б. История создания Организации Объединенных Наций. Разработка текста Устава Организации Объединенных Наций: 1941 — 1945./Под ред. и с предисл. Г. И. Тункина. М.: Изд-во ИМО, 1960. — 2-е изд., доп. — 343с.
  75. , Ю.Л. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность: (Опыт социол.-политол. анализа) / Ю. Л. Кутахов, Р. А. Явчуновская. СПб.: Изд-во Разумовой Н. А., 1998. — 404 с.
  76. , В.А. Личность, свобода, право /В.А. Кучинский. М.: Юрид. лит., 1978.-207 с.
  77. , Е.А. Право, мораль, личность / Е. А. Лукашева. — М.: Наука, 1986. —263с.
  78. , В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации /В.О. Лучин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 687 с.
  79. , Н. Государь / Н. Макиавелли: Пер. с ит. М.: Планета, 1990. -79 с.
  80. , А.В. Законные интересы как правовая категория. Монография / А. В. Малько, В. В. Субочев. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 359 с.
  81. , А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие / А. В. Малько. М.: Юристь, 2000. — 256 с.
  82. , Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права /Н.И. Матузов. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1972.-292 с.
  83. , Н.И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. — 296 с.
  84. Международное право в документах: Учеб. Пособие / Сост.: Н. Т. Блатова, Г. М. Мелков 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2000. — 824 с.
  85. Международное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Кузнецов. М. Юрист, 2001.-672 с.
  86. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. Выпуск 2. М.: Международные отношения, 1993.
  87. , Ш. Избранные произведения /Ш. Монтескье. М.: Госполитиздат, 1955. — 799 с.
  88. , А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина/Под ред. заслуженного деятеля науки Российской Федерации, д.ю.н., профессора Н. И. Матузова. Саратов: СВШ МВД РФ, 1996.-288 с.
  89. , А.С., Права человека и деятельность органов внутренних дел / А. С. Мордовец, А. А. Магомедов, JI.B. Силантьева, А. А. Чинчиков. Саратов, 1994.- 134 с.
  90. , И.И. Хохлов, Е.Б. Полицейское право России: Проблемы теории / Под. общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998.- 173 с.
  91. , А.В. Драма российской политической истории. Система против личности / А. В. Оболонский. М., 1994. — 352 с.
  92. Общеевропейская встреча в верхах. Париж, 19−21 ноября 1990 г.: Документы и материалы. М.: Политиздат, 1991. — 190 с. 99.0жегов, С. И. Словарь русского языка. / Под. ред. Н. Ю. Шведовой — 18-е изд., стереотипное. — М.: Русский язык, 1986. — 795 с.
  93. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: «Азъ», 1993. — 955 с.
  94. Отчет по человеческому развитию 1994 (Программа Развития ООН). -Нью-Йорк, Оксфорд: Оксфорд Университи Пресс, 1994. 307 с.
  95. Очерк науки полицейского права / Тарасов И. Т., проф. Имп. Моск. унта. М.: Печатня С. П. Яковлева, 1897. — 718 с. — репринтная копия.
  96. , В.А. Государство и личность в СССР: (Правовые аспекты взаимоотношений) / В. А. Патюлин. М.: Наука, 1974. — 248 с.
  97. , И.Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью)/ И. Л. Петрухин. М.: Юристъ, 1999. — 392 с.
  98. Платон. Государство: В 3 т. Государство /Платон. Кн. 1−5 // Собрание сочинений: В Зт.-Т.З.Ч.1. — М., 1971. — С.91−284.
  99. Платон. Диалоги: пер. с древнегреч. / Платон. Харьков: Фолио, 1999. — 381 с. Победоносцев К. П. Организация общественного призрения в России. — СПб., 1898.
  100. Полиция безопасности: отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по Высочайшему повелению сенатором гофмейстером графом К. К. Паленом. СПб.: Сенатская тип., 1910.-221 с.
  101. Права личности в социалистическом обществе/ Отв. ред. В. Н. Кудрявцев, М. С. Строгович. М.: Наука, 1981. — 272 с.
  102. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Изд-во НОРМА, 2000. — 320 с.
  103. Права человека /Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Изд-во НОРМА, 1999. -560 с.
  104. Права человека. История, теория и практика: Учебное пособие. / Отв. ред. Л. Б. Назаров. -М., 1995. 303 с.
  105. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Под ред. проф. А. В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-511 с.
  106. Примерный уголовный кодекс (США). Официальный проект Института американского права/ Под ред. и с предисл. Б. С. Никифорова. -М.: Прогресс, 1969. 303 с.
  107. , А.А. Регионы России: социальное развитие и безопасность / А. А. Прохожев, Карманова И.А.- РАГС при Президенте РФ- Фонд «Отечество». М., 2004. — 200 с.
  108. Психологический словарь / Под ред. B.JI. Зинченко, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1983. 478 с.
  109. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма/ Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Наука, 1983. — 264 с.
  110. Реформа исполнительной полиции в России. Сборник государственных знаний / Под ред. В. П. Безобразова. СПб., 1878. — 16 с.
  111. , Н.Н. О крайней необходимости/Н.Н. Розин. СПб., 1898. — 236 с.
  112. Российская криминологическая энциклопедия /Под общ. ред. А. И. Долговой. М.: Норма — Инфра-М» 2000. — 808 с.
  113. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 672 с.
  114. Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А. Я. Сухарев. -М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999.-1110 с.
  115. , И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел / И. А. Ростовщиков. Волгоград, 1997. — 192 с.
  116. , И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел /И.В. Ростовщиков. Волгоград: Волгоградский юрид. ин-т МВД РФ, 1996. — 100 с.
  117. , Ф.М. Наука прав человека и проблемы конституционного права. Труды разных лет. М., 2006. — 1234 с.
  118. , В. Социальная безопасность России / В. Серебрянников, А. Хлопьев. М.:ИСПИ РАН, 1996. — 352 с.
  119. , Г. Г. Безопасность российской семьи и перспективы развития социальной работы / Г. Г. Силласте // Безопасность. 1993. — № 2. — С. 86−89.
  120. Словарь русского языка. В 4-х томах / Гл. ред. А. П. Евгеньева. — Т. 2. — М., 1982.-736 с.
  121. Словарь современных военно-политических и военных терминов. -Брюссель, Объединенная редакционная рабочая группа «Россия-НАТО», 2001.- 412 с.
  122. Советская Военная Энциклопедия. В 8-и томах / Под ред. А. А. Гречко. — Т. 2. — М.: Воениздат, 1976.
  123. Советское административное право. Управление в области административно-политической деятельности. М., 1979. — 342 с.
  124. Советское государственное право: Учебник /Под ред. Ю. М. Козлова. -М.: Юрид. лит-ра, 1985. 544 с.
  125. , Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации / Науч. ред. Л. М. Колодкин. Омск: Изд-во ВМШ МВД РФ, 1993.-504 с.
  126. Социальное государство и защита прав человека. (Сб. ст.) / Рос. АН Инт гос. и права. Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: ИГПАН, 1994. — 147 с.
  127. , С.В. Безопасность человека и общества (Политико-правовые вопросы): Монография / С. В. Степашин.- СПб., 1994.- 240 с.
  128. , А.В. Правовая защита человека /А.В. Стремоухов. М.: Норма, 2006.-352 с.
  129. , Э.И. Словарь-справочник по социологии и политологии / Э. В. Тадевосян. М.: Знание. — 270 с.
  130. , И.Т. Краткий очерк науки административного права / И. Т. Тарасов. В 2-х томах. Т.1. Ярославль, 1888. — 189 с.
  131. , И.Т. Полиция в эпоху реформ / И. Т. Тарасов. М.: Ред. «Юрид. вестн.», 1885. — 169 с.
  132. , В.А. Охрана прав граждан в пенсионном обеспечении / В. А. Тарасова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 116 с.
  133. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М: Юристъ, 2001. — 672 с.
  134. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. — 560 с.
  135. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека /А.А. Тер-Акопов. М., 1998.
  136. Тер-Акопов, А. А. Безопасность человека: Социальные и правовые основы /А.А. Тер-Акопов. М.: Норма, 2005. — 272 с.
  137. , И.С. Условия и пределы необходимой обороны / И. С. Тишкевич. М.: Юрид. лит., 1969. — 191 с.
  138. , К.Б. Методологические и правовые основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина и участие в ней органов внутренних дел. Монография /К.Б. Толкачев. СПб., 1997. — 193 с.
  139. , К.Б. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан /КБ. Толкачев, А. Г. Хабибулин. — Уфа: УВШ МВД РСФСР, 1991. 168 с.
  140. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. -М., 1994.
  141. , В.П. Личность и общество /В.П. Тугаринов. М.: Мысль, 1965.- 191 с.
  142. Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под. ред. Б. В. Зравомыслова, Ю. А. Красикова, А. И. Рарога. М.: Юрид. лит., 1994. — 536 с.
  143. , И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве /И.Е. Фарбер. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974. — 192 с.
  144. , Л. Введение в американское право/ Л. Фридман. М.: Прогресс-Универс, 1992.
  145. , P.O. Общее учение о правоотношении /P.O. Халфина. М.: Юрид. лит., 1974. — 351 с.
  146. Хартия Европейского союза об основных правах / Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., переработ, и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. — 465 с.
  147. , О.М. Права человека и интересы национальной безопасности / О. М. Хлобустов, В. И. Рыкунов, С. З Павленко, В. Д. Подуфалов. М.: Моск. шк. прав человека, 1999. — 181 с.
  148. , С.В. Теория международного права: в 2-х т. /С.В. Черниченко. Т.2. — М.:НИМП, 1999. — 340 с.
  149. , Д. М. Субъективное право и формы его защиты / Д. М. Чечот. -Л. Изд-во ЛГУ, 1968. 72 с.
  150. , Б. Н. Собственность и государство/ Б. Н. Чичерин. Ч. 2. -СПб., 1883.
  151. , Н.А. Правовое обеспечение интересов личности / Шайкенов Н.А.- Науч. ред.: Алексеев С. С. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. — 200 с.
  152. , B.C. Права человека и государство в Российской Федерации / B.C. Шевцов. М., 2002. — 367 с.
  153. , К.В. Механизм правового регулирования: Учебное пособие / Под ред. А. В. Малько. Саратов, 2001. — 157 с.
  154. , Б.С. Советское государство и права человека. Конституционные вопросы / Б. С. Эбзеев. Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1986. —184 с.
  155. Юридическая энциклопедия / Общ. ред. М. Ю. Тихомирова. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Юринформцентр, 2001. — 927 с.
  156. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. — М.: Изд-во МГУ, 1987. 343 с.
  157. Юсти, И.Г. Г. Основания силы и благосостояния царств, или Подробное начертание всех знаний, касающихся до государственного благополучия / И.Г. Г. Юсти. Ч. 1−4. — СПб., 1772−1778.
  158. , К. Смысл и назначение истории/ К. Ясперс. Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991. — 527 с. 167. www.un.org/News/Press/docs/2000/20 000 508.sgsm7382.doc.html1. Статьи
  159. , Ю.Н. Безопасность предпринимательства. В каком направлении идти / Адашкевич Ю. Н. // Безопасность. Информ. сб. 1994. -№ 3 (19). — С.49−52.
  160. , С. Национальная безопасность: проблемы правового регулирования и вопросы соблюдения прав человека /Алексеев С. // Мир и безопасность. 2003. — № 1.
  161. , Н.Н., Матросов П. И. Государственная безопасность: понятие, черты и перспективы стабилизации/ Н. Н. Арзамаскин, П. И. Матросов // Преступность как угроза национальной безопасности. Сб. научн.статей. Ульяновск, 1998. — С. 23−28.
  162. , В.Н., Прудникова, С.А. Безопасность и ее закрепление в праве с точки зрения методологии познания/В.Н. Васин // Закон и право. 2003. — № 3. — С. 46−49.
  163. , И.И. Сущность и понятие общественного порядка / И. И. Веременко // Советское государство и право. 1982. — № 3. — С. 22−29.
  164. , Н.В. О юридических средствах обеспечения, реализации и охраны прав советских граждан / Н. В. Вирук // Правоведение. 1964. — № 5. -С. 12.-С. 29−38.
  165. , Ю.И., Павлов А. С. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности Российской Федерации/ Ю. И. Владимиров // Безопасность. Информ. сб. 1994. — № 3 (19). — С.49−52.
  166. , В.И. Гражданское общество: конституционно-правовые характеристики/ В. И. Гаврилов // Вестник СГАП. 2004. № 1. — С. 36−40.
  167. , С.И. Имущественная ответственность за вред, причиненный в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости /С.И. Донцов // Социалистическая законность. 1973. — № 7. — С.37−40.
  168. , A.M. Экономическая безопасность России: определения, гипотезы, расчеты / A.M. Жандармов, А. А. Петров // Безопасность. Информ. сб. 1994. — № 3 (19). — С.40−52.
  169. , М.Ю. О диалектике взаимосвязи прав человека и процесса обеспечения безопасности государства /М.Ю. Зеленков // Актуальные проблемы правопорядка. Сборник научных статей. Вып. 7. — М.: Изд-во юрид. ин-та МИИТа, 2004. С.57−64.
  170. , Г. В. О понятии «безопасность»/ Г. В. Иващенко // Credo. -Оренбург, 2000. № 6 (24). — С. 56−59.
  171. , Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления) / Н. Д. Казаков //Безопасность. Информ. сб. 1994. — № 4 (20). -С. 61−63.
  172. , В.А. Права человека и идеологическая борьба /В.А. Карташкин // Советское государство и право. 1987. — № 1. — С. 120 -127.
  173. , Ю.В. Проблема безопасности в современном российском обществе: ценностные приоритеты и внешнеполитическая значимость //Актуальные проблемы Европы: безопасность, сокращение вооружений и разоружение. М.: ИНИОН РАН, 1998. — С. 38−44.
  174. , О. Где предел необходимой обороны? /О. Котелевец // Криминальный вестник. 1991. — № 1. — С. 3−5.
  175. , И.А. Проблемы разработки концепции национальной безопасности Российской Федерации / И. А. Лазарев // Проблемы глобальной безопасности. М., 1995. — С.77−90
  176. , И.А. Механизмы защиты прав и свобод граждан / И. А. Ледях. О. В. Воробьёв, Н. С. Колесова // Права человека: Проблемы и перспективы -М.: Институт государства и права АН СССР, 1990. С. 128−154.
  177. , В.В. Обеспечение демографической безопасности приоритетная задача Российского государства /В.В. Мамонов // Журнал российского права. 2002. № 6. — С. 32−38.
  178. , В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России/ В. В. Мамонов // Журнал российского права. -2003.-№ 6.-С. 28.
  179. , В.В. Становление национальной безопасности Российской Федерации/ В.В. Мамонов// Правоведение. 2001. -№ 4. — С. 70−78.
  180. , Н.И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено» / Н. И. Матузов // Правоведение.- 1999. № 3. — С. 14−32.
  181. , Н.И. К вопросу о суверенитете личности / Н. И. Матузов // Правоведение. 1994. — № 4. — С. 3−14.
  182. , Н.И. Теория и практика прав человека в России / Н. И. Матузов // Правоведение. 1998. — № 4. — С.29−35.
  183. Международно-правовое обеспечение безопасности человека (По материалам «круглого стола») // Государство и право. 2001. — № 6. — С. 108 118.
  184. , О.О. Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений / О. О. Миронов //Безопасность Евразии. 2003. — № 2. — С. 5380
  185. , А.В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве /А.В. Мицкевич //Советское государство и право. 1963. — № 8. — С 24−33.
  186. , B.C. Права человека в истории политической и правовой мысли /B.C. Нерсесянц // Права человека в истории человечества и в современном мире. / Под ред. Е. А. Лукашевой. М, Институт Государства и Права АН СССР, 1989.
  187. , А.В. О некоторых базовых категориях теории обеспечения национальной безопасности /А.В. Опалев // Вестник Российской Академии естественных наук. 2004. — № 3. — С. 1−5.
  188. , Г. В. Система законодательства о защите социалистического Отечества /Г.В. Орлов // Советское государство и право. 1982. — № 5. — С. 1321.
  189. , С. А. Безопасность и этническая миграция в Россию /С.А. Панарин //Pro et Contra.- 1998. Т. 3. — № 4. Осень. — С. 4−8.
  190. , В.А. Субъективные права граждан: основные черты, стадии, гарантии реализации/ В. А. Патюлин // Советское государство и право. 1971. — № 6. — С. 24−32.
  191. , И.Л. Человек как социально-правовая ценность/И.Л. Петрухин // Государство и право. 1999. — № 10. — С. 83−90.
  192. , B.C. Методология комплексного исследования проблем безопасности России / B.C. Пирумов // Проблемы глобальной безопасности. -М.: ИНИОНРАН, 1995 С. 49−50.
  193. По вертикали. Владимир Путин выступил по вопросам государственного управления и укрепления системы безопасности страны // Российская газета. 2004. 14 сентября.
  194. , А.И. О понятийном аппарате теории безопасности/ А. И. Поздняков // Безопасность. 2002. — №№ 7−8. — С. 185−192.
  195. Права человека и стратегия устойчивого развития (по материалам круглого стола) // Государство и право.- 1998. № 11. — С. 102−110.
  196. Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация / Г. Свердлык. Э. Страунинг // Хозяйство и право. 1999. -№ 1.-С. 35−42.
  197. , А.А. Основные права человека: сущность и содержание /А.А. Стремоухов // Сборник научных трудов Санкт-Петербургской академии права и бизнеса. СПб., 2001. — С. 184−185.
  198. Ю.А. Стабильность интересов и конфликты в праве // Концепция стабильности закона (серия «Конфликт закона и общества»). М: «Проспект», 2000.
  199. , А.К. Сущность категории личной безопасности и ее соотношение с категориями чести и достоинства/ А. К. Тихонов // Правоведение. 1998. — № 1. — С. 127.
  200. Р.А. «Третье поколение прав человека» и права народов /Р.А. Тузмухамедов // Советское государство и право. 1986. — № 11. — С. 106 -113.
  201. , И.Е. О развитии конституционной теории прав человека/ / И. Е. Фарбер // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 г. Саратов, 1980.
  202. , Л.И. Безопасность: государственные и общественные устои / Л. И. Шершнев // Безопасность. Информ. сб. 1994. — № 4 (20). — С. 12−13.
  203. Экспертная оценка Закона Российской Федерации «О безопасности» (подготовлена группой экспертов Фонда национальной и международной безопасности) // Безопасность. 2002. — №№ 11−12. — С. 42−48.
  204. , Ю.Н. Институт необходимой обороны и его роль в борьбе с преступностью в современных условиях /Ю.Н. Юшков // Государство и право. 1992. — № 4. — С. 61−66.
  205. И.Л. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях/ И. Л. Ямпольская // Вопросы советского государственного права. — М., 1959.- С. 202−211.
  206. Диссертации и авторефераты
  207. , Ю.В. Обеспечение безопасности, прав и свобод личности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел: на материалах предварительного расследования: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01/ Ю. В. Анохин.-М., 1999.-219 с.
  208. , Б.Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Тихонова Б. Ю. М., 1972. — 22 с.
  209. , Д.В. Права и свободы жителей Российской империи в период становления и развития капитализма (1861 1905 гг.): автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01/ Д. В. Березовский. — Саратов, 2003. — 202 с.
  210. , С.Н. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел (Теоретико-правовой аспект): дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01 /С.Н. Болдырев. Ростов-на-Дону, 2001.-210 с.
  211. , В.И. Национальная безопасность современной России: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01/ В. И. Булавин. Нижний Новгород, 1999.-21 с.
  212. , О.В. Безопасность личности в чрезвычайных ситуациях: философско-политологический анализ: дис.. канд. филос. наук: 09.00.10 /О.В. Вознесенская. М., 2000. — 179 с.
  213. , А.Ю. Концепция обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства: дис.. докт. юрид. наук: 12.00.09 /А.Ю. Епихин. Сыктывкар, 2004. — 460 с.
  214. , Ю.С. Проблема интереса в марксистской теории социалистического права: Автореф. дисс.. канд.юрид.наук: 12.00.01 /Ю.С. Завьялов. М., 1968. — 18 с.
  215. , М.Т. Соблюдение прав и свобод граждан в деятельности милиции: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01 /М.Т. Какимжанов. -М., 1995.-24 с.
  216. , Е.С. Государственно-правовой механизм обеспечения права на безопасность личности в Российской Федерации: дис. .канд. юрид. наук: 12.00.14 / Е. С. Калина. Челябинск, 2004. — 186 с.
  217. , Р.У. Правовая и социальная защита сотрудников милиции: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01/Р.У. Концелидзе. -М., 1993. -20 с.
  218. , И.Н. Конституционные права и свободы советских граждан и их развитие в текущем законодательстве: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 / И. Н. Корешкова. М., 1981. — 23 с.
  219. , Т.Б. Концепция безопасности личности в контексте межгосударственного сотрудничества в сфере прав человека: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.10 / Т. Б. Курбанов. М., 2004. — 183 с.
  220. , С.Л. Гарантии прав и свобод личности в советском обществе: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01 /С.Л. Лысенко. Киев, 1972. — 21 с.
  221. , Е.Н. Конституционные основы экономической безопасности в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 /Е.Н. Майорова.- Челябинск, 2004. 26 с.
  222. , Д.А. Конституционно-правовые основы безопасности личности в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 /Д.А. Никитин.- Самара, 2005. — 223 с.
  223. , С.Д. Общетеоретические аспекты социально-правовой защиты сотрудников милиции: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01/ С. Д. Порощук. -М., 1994. 178 с.
  224. , Л.Ф. Личная безопасность: институционально-правовой и аксиологический аспекты: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.14 /Л.Ф Скубченко.- Ростов н/Д., 1999. 156 с.
  225. , О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 / О. А. Снежко. Саратов, 1999. — 195 с.
  226. , А.В. Правовая защита человека. Теоретический аспект: дис. докт юрид. наук: 12.00.01 /А.В. Стремоухов. СПб., 1996. — 422 с.
  227. , С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: дис. д-ра. юрид. наук: 12.00.14 /С.В. Степашин. СПб., 1994. — 246 с.
  228. , В.А. Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.02 /В.А. Усанова. -Волгоград, 2003. 230 с.
  229. , Б.Н. Процессуальные гарантии прав граждан при рассмотрении и разрешении судом жалоб на действия административных органов: автореф. дис. канд. юрид наук/ Б. Н. Юрков. Харьков, 1974. — 19 с.
  230. , Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации: дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Н. С. Бондарь. Ростов-на-Дону.-370 с.
Заполнить форму текущей работой