Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международно-правовые аспекты взаимодействия всемирной торговой организации (ВТО) с международными межправительственными и неправительственными учреждениями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вследствие расширения международно-правовых основ многосторонней торговли, произошедшего в результате принятия в 1994 г. «Марракешского пакета» соглашений, ВТО вторгается в сферу деятельности других стабильно функционирующих международных организаций — Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Всемирной организации интеллектуальной собственности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Международно-правовые аспекты взаимодействия ВТО и международных межправительственных учреждений
    • 1. Международно-правовые аспекты сотрудничества ВТО с
  • Международным валютным фондом (МВФ) и Международным i банком реконструкции и развития (МБРР)
    • 2. Организационно-правовые формы взаимодействия ВТО с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и
  • Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (МТЦ)
    • 3. Международно-правовые формы взаимодействия ВТО с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО)
    • 4. Международно-правовые основы взаимодействия ВТО и региональных экономических организаций
  • Глава II. Международно-правовые проблемы сотрудничества ВТО с международными неправительственными организациями (МНПО)
    • 1. Международно-правовые способы и формы сотрудничества ВТО с
  • МНПО
    • 2. Международно-правовые проблемы и перспективы участия международных антиглобалистских организаций в деятельности

Международно-правовые аспекты взаимодействия всемирной торговой организации (ВТО) с международными межправительственными и неправительственными учреждениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Всемирная торговая организация (ВТО) является международной межправительственной организацией, компетенция которой сосредоточена в сфере международно-правового регулирования торговли товарами, услугами и работами1.

Вследствие расширения международно-правовых основ многосторонней торговли, произошедшего в результате принятия в 1994 г. «Марракешского пакета» соглашений, ВТО вторгается в сферу деятельности других стабильно функционирующих международных организаций — Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), а в ближайшей перспективе и Международной организации труда (МОТ). Под воздействием объективных экономических причин взят курс на фактическую замену одним межправительственным институтом целого ряда успешно действовавших международных учреждений. Однако, несмотря на стремительную глобализацию и прямую заинтересованность наиболее развитых государств, подобный исход является отдалённой перспективой.

На сегодняшний день ВТО регулирует только те международные отношения, которые связаны с коммерческими операциями, и, прежде всего, с куплей-продажей товаров, услуг и результатов работ. Применительно к названной области, данная организация вправе воздействовать на инвестиционные процессы, аспекты обеспечения правовых гарантий прав интеллектуальной собственности и т. д. Таким образом, расширение компетенции ВТО порождает коллизии между положениями многосторонних торговых соглашений, действующих в её системе, и международно-правовыми актами, принятыми под эгидой международных межправительственных организаций задолго до появления ВТО.

Наиболее оптимальный способ преодоления возникающих коллизий.

1 Григорян С. А. Всемирная торговая организация и интересы России. — М.: 2000. — с.9. заключается в установлении эффективных правил взаимодействия ВТО с теми из международных межправительственных организаций, компетенция которых распространяется на отношения, смежные с регулируемыми в рамках многосторонней торговой системы. Сознавая это, создатели ВТО в ст. III Соглашения об её учреждении выделили сотрудничество с международными межправительственными организациями в самостоятельную функцию, придав ему статус отдельного направления её деятельности1.

Некоторые зарубежные исследователи утверждают, что таким образом апологеты современного правопорядка в области мировой торговли пытались компенсировать отсутствие у постоянно действующих органов ВТО правомочий по изданию общеобязательных актов в одностороннем порядке2. Подтверждением данной позиции является ст. V Соглашения об учреждении ВТО, обязывающая Генеральный Совет данной организации заключать соответствующие договорённости об эффективном сотрудничестве с другими межправительственными организациями, имеющими «компетенцию, связанную с компетенцией ВТО"3.

Отметим, что названное положение сформулировано шире, чем ст. III, не ограничивая действия органов ВТО контактами с МВФ и учреждениями, входящими в группу Всемирного банка. Причиной тому является значительное расширение регулятивно-предметной сферы деятельности ВТО.

Кроме того, авторы названного соглашения предусмотрели возможность сотрудничества ВТО с международными неправительственными организациями (МНПО), деятельность которых «относится к сфере функционирования ВТО». Тем самым был отменён негласный принцип «полного игнорирования МНПО», действовавший во времена ГАТТ-1947г.

ВТО является институционально-правовым олицетворением процессов, развивающихся на универсальном уровне. Однако параллельно с Уругвайским.

1 Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты в 2-х томах. Т.1- - М.: 2001. с. 6.

2 Карро Д. Жюйар П. Международное экономическое право. — М.: 2001. — с. 2S.

3 Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Указ. соч., с. 6. раундом многосторонних торговых переговоров в соглашениях, принятых в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и Европейского Союза (ЕС), созданных до учреждения ВТО, США, Канада и ведущие европейские державы реализовали правовые концепции региональных объединений. По состоянию на 2004 г. насчитывается порядка 100 объединений, включающих все государства-члены ВТО. В связи с чем, программу дальнейшей либерализации мировой торговли необходимо реализовывать с соблюдением установленных под эгидой ВТО юридических критериев сосуществования институционально-правовых основ универсальной и региональной глобализации.

От эффективности взаимодействия ВТО с международными межправительственными и неправительственными организациями зависит развитие международно-правовой системы регулирования многосторонней торговли. Вышеназванные доводы свидетельствуют об актуальности данной проблематики.

Цель исследования заключается во всестороннем рассмотрении международно-правовых аспектов взаимодействия ВТО с международными правительственными и неправительственными организациями, оказывающими воздействие на формирование современного международного экономического правопорядка.

Нормативно-документальной базой диссертации являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ-1947г.), уставы межправительственных организаций, Соглашение об учреждении ВТО, ГАТТ в редакции 1994 г., Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие многосторонние торговые соглашения,. входящие в «Марракешский пакет», резолюции Генерального Совета и других исполнительных органов ВТО, итоговые декларации Конференций министров стран-членов ВТО, соглашения, заключенные ВТО с международными правительственными и неправительственными учреждениями, устанавливающие порядок и формы совместной деятельности организаций, направленной на правовое регулирование в сфере универсального оборота товаров, услуг и работ.

Теоретическую основу диссертации составляют работы российских авторов: А. Х. Абашидзе, К. А. Бекяшева, М. М. Богуславского, Г. М. Вельяминова, Г. К. Дмитриевой, С. А. Григоряна, И. И. Дюмулена, АЛ. Капустина, Ю. М. Колосова, В. И. Лисовского, И. И. Лукашука, Д. А. Урсина, Т. Н. Нешатаевой, Л. В. Сабельникова, В. М. Шумилова и других.

При написании диссертации были использованы труды иностранных авторов: Д. Арна, Ч. Беллмана, Г. Боденхаузена, А. Л. Винтерса, Р. Герстера, Дж. Джексона, Р Жуаяра, Д. Карро, С. Лейрда, В. Стошица, П. Стиглица, К. Хайдера, Д. Хулме, Г. Шварценбергера, Х.-А. Шреплера и других.

Методологической базой исследования является сочетание научных методов, в том числе логического, историко-аналитического, системно-структурного, формально-юридического.

Степень научной разработки проблематики. Фактически в отечественной науке международного права комплексное исследование институционально-правовых аспектов взаимодействия ВТО с международными правительственными и неправительственными организациями предпринято впервые.

Научная новизна исследования. Диссертация является первым в отечественной международно-правовой литературе комплексным исследованием правовых аспектов взаимодействия ВТО с международными правительственными и неправительственными организациями.

Положения, выносимые на защиту: 1. Результаты исследования международно-правовых аспектов взаимодействия ВТО с международными финансовыми организациями доказывают, что совместные действия ВТО, МВФ, МБРР направлены на создание единого режима международно-правового регулирования валютно-финансовых отношений, смежных с многосторонней торговлей, посредством введения единого перечня прав и обязанностей государств-членов трёх организаций, в первую очередь при введении ими правил, ограничивающих доступ на внутренние рынки.

2. Анализ организационно-правовых форм взаимодействия ВТО с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования сотрудничества данных организаций в целях полноценной имплементации многосторонних торговых соглашений развивающимися и наименее развитыми странами. При этом, включение новых аспектов, таких как «электронная торговля», «торговля и передача технологий», «торговля и окружающая среда», в повестку многосторонних торговых переговоров необходимо сопровождать расширением помощи по реформированию национального законодательства, укреплению торгового, технического и интеллектуального потенциала развивающихся и наименее развитых стран.

3. Исследование международно-правовых аспектов взаимодействия ВТО с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) доказывает, что процедуру имплементации Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), по сельскому хозяйству, по применению санитарных и фитосанитарных мер и других международных актов, заключённых в рамках ВТО, необходимо согласовывать с соглашениями, действующими и разрабатываемыми под эгидой ВОИС, ФАО и других учреждений системы ООН. Наиболее приемлемыми международно-правовыми средствами в данном аспекте являются создание единых информационных систем, а также формирование совместных групп по разработке проектов международных соглашений.

4. В ходе анализа международно-правовой практики формирования региональных экономических организаций, установлено что, являясь членами ВТО, государства-участники преференциальных соглашений должны соблюдать режим наибольшего благоприятствования и не вводить дополнительных барьеров для стран, не входящих в соответствующее региональное соглашение. Пример Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и Европейского Союза (ЕС), доказывает, что в рамках преференциальных объединений происходит апробация международно-правовых методов регулирования развивающихся секторов мировой торговли. Таким образом, выявляется прямая взаимосвязь между развитием международно-правовой системы многосторонней торговли под эгидой ВТО и положениями региональных соглашений.

5. Современные международно-правовые формы участия международных неправительственных организаций (МНПО) в деятельности ВТО сводятся к тому, что представители профсоюзных, правозащитных, потребительских объединений и деловых кругов с 1996 г. получили право присутствовать на заседаниях Конференции министров стран-членов ВТО и доступ к документам, не носящим конфиденциального характера. Предлагается реализовать в рамках правовой системы ВТО предложения МНПО по проектам соглашений, регулирующих социальные и экологические аспекты многосторонней торговли, а также по совершенствованию деятельности Механизма обзора торговой политики, Органа по разрешению споров и большинства советов и комитетов ВТО.

6. В результате исследования международно-правовых аспектов влияния антиглобалистских организаций на деятельность ВТО, сделан вывод о необходимости учёта рекомендаций радикальных МНПО при формировании юридических основ многосторонней торговли. Следует подвергнуть пересмотру положения Генерального соглашения по торговле услугами, Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, других соглашений ВТО, имеющие дискриминационный характер по отношению к развивающимся странам. Деятельность ВТО должна носить более транспарентный характер в ходе принятия новых многосторонних соглашений, при осуществлении обзоров торговой политики и разрешении торгово-политических споров.

Практическая значимость исследования. Выводы и заключения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в рамках преподавательского процесса в высших учебных заведениях России, а также практическими работниками внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств России, российскими участниками международной торговли.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены и обсуждены в ходе научных конференций в Российской академии правосудия (8−9 апреля 2004 года) и Российском университете дружбы народов (9 — 10 апреля 2004 года), а также нашли отражение в научных публикациях, указанных в автореферате.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реализация соглашений, принятых в рамках многосторонней торговой системы, предполагает установление эффективного взаимодействия между ВТО и. международными организациями, имеющими компетенцию по регулированию международной торговли. На глобальный процесс перемещения товаров, работ и услуг воздействуют как международные правительственные, так и неправительственные институты. В связи с чем, перечень международных организаций, с которыми ВТО координируют свою деятельность, постоянно расширяется.

Наибольшей продолжительностью характеризуется взаимодействие ВТО с МВФ и МБРР. Связь между международно-правовым регулированием торговли и валютно-финансовыми аспектами осознавали уже Договаривающиеся стороны ГАТТ-1947г., обязав соответствующие исполнительные структуры установить эффективные отношения с Бреттон-Вудскими организациями на правовой основе. Реконструкция институционально-правовой основы многосторонней торговой системы, выразившаяся в учреждении ВТО и принятии принципиально новых договорённостей, потребовала расширения взаимодействия между тремя учреждениями.

Соглашения, подписанные между ВТО и МВФ, ВТО и МБРР в 1995 г., вывели международно-правовые формы сотрудничества на должный уровень. Формализация процедур информационного обмена между организациями, взаимное расширение консультационного статуса, предоставление полномочий наблюдателя, позволяют трём организациям осуществлять согласованную политику в отношении финансово-валютных аспектов, связанных с торговлей. Сложившаяся ситуация предоставила основание ряду исследователей назвать взаимосвязанные организации наднациональным правительством, обладающим полномочиями по регулированию глобальных экономических связей.

Вторым примером традиционно сложившегося направления взаимодействия ВТО и международных правительственных учреждений необходимо признать контакты со структурами ООН, ответственными за гармонизацию экономического развития планеты. В связи с чем, повышенной актуальностью характеризуются международно-правовые аспекты сотрудничество между ВТО и, прежде всего, ЮНКТАД. Названные организации обладают во многом пересекающимися полномочиями, и взаимодействие между ними необходимо строить на основе равноправия. Осознав это, учредители ВТО санкционировали предоставление ЮНКТАД статуса наблюдателя в большинстве исполнительных структур организации.

Расширению совместных программ в отношении осуществления программ по оказанию помощи развивающимся и наименее развитым странам (НРС), призван содействовать МТЦ, учреждённый ЮНКТАД, в деятельности которого ВТО участвует как правопреемник ГАТТ. Разработка и финансирование широкого перечня совместных проектов предоставляют функционерам ВТО заявлять о стремлении к максимизации выгод от имплементации многосторонних торговых соглашений для НРС.

Вместе с тем, ряд позитивных начинаний ЮНКТАД и МТЦ сворачивается, не получая необходимой поддержки исполнительных структур ВТО. В связи с чем, развивающиеся страны, укрепив свои позиции в исполнительных структурах ВТО, обязывают Генеральный Совет и Секретариат организации должны всесторонне расширять взаимодействие с названными учреждениями в целях дальнейшего развития многостороннего регулирования торговли.

Ряд соглашений Марракешского пакета нацеливают ВТО на установление новых направлений взаимодействия с межправительственными организациями. Имплементация Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности подразумевает эффективное сотрудничество между ВТО и ВОИС — профильным агентством ООН. В 1995 г. руководители двух организаций подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на обеспечение должного уровня международно-правовой охраны исключительных прав в многосторонней торговой системе. Помимо взаимного расширения статуса наблюдателей в исполнительных структурах, организации предусмотрели широкое сотрудничество в информационной сфере. В соответствии с положениями названного акта, служащие профильного комитета ВТО получают доступ к информационной базе ВОИС, в которой хранятся официальные тексты национальных нормативно-правовых актов государств, являющихся её членами. Названное положение повышает эффективность Механизма обзора торговой политики и деятельности по разрешению споров в рамках ВТО.

В целях реализации Соглашения по сельскому хозяйству, по санитарным и фитосанитарным мерам ряда других многосторонних актов Марракешского пакета, ВТО необходимо развивать сотрудничество с ФАО. В данных целях Генеральный Совет ВТО предоставил статус наблюдателя представителям данной организации в исполнительных структурах. Ответной мерой стало присвоение служащим ВТО права на постоянной основе участвовать в работе высшего органа ВОИС. Расширение взаимодействия происходит и в информационном аспекте, практическим результатом чего стало согласование международных соглашений, разрабатываемых ФАО, с принципами многостороннего регулирования торговли.

Перечисленные направления деятельности ВТО отражают лишь один уровень глобализации — универсальный, развивающийся под эгидой многосторонних организаций, учреждённых государствами, стремящимися к торговой либерализации. Однако аспекты, составляющие данный процесс, присутствуют и на региональном уровне. Все страны-члены ВТО состоят в международных правительственных организациях, созданных по региональному принципу на основе соглашений о преференциальном режиме доступа на внутренние рынки товаров, работ и услуг.

В интересах развития многостороннего регулирования торговли в текст ГАТТ-1994г. включены критерии, в соответствии с которыми региональные торговые соглашения и деятельность созданных на их основе организаций, признаются не противоречащими Марракешскому пакету. Для контроля над их исполнением в структуре ВТО в 1995 г. образован Комитет по региональным торговым соглашениям. В его компетенцию входит анализ документов, подписываемых членами ВТО, по результатам которых то или иное преференциальное соглашение может быть признано недействительным.

К числу отвечающих предъявленным критериям относятся НАФТА и соглашения о создании ЕС. В рамках первого США, Канада и Мексика помимо создания зоны свободной торговли, приняли ряд соглашений, регулирующих экологические и социальные аспекты. Вместе с тем, институциональная сфера названного объединения развита слабо, поскольку США и Канада, относящиеся к «квадро группе», решили ограничиться консультациями на уровне глав национальных органов власти.

Соглашения, действующие в рамках ЕС, также предусматривают для 15 стран преференциальный режим, экологические и социальные стандарты. Однако европейская интеграционная модель отличается от североамериканской ярко выраженной конфедеративностью. Создание Европейской Комиссии и Европарламента привело к большей согласованности государств во внешней тарифной политике, а также консолидировало позиции в отношении развития многостороннего регулирования.

С укреплением региональной интеграции роль ВТО как институционально-правовой основы многосторонней торговли дополняется полномочиями по контролю над соблюдением соглашений Марракешского пакета не только государствами-членами, но и образованных ими блоков. В связи с чем, исполнительным структурам организации, Механизму обзора торговой политики и Органу по разрешению споров необходимо активизировать деятельность в данном аспекте.

Приняв во внимание возросшее влияние мировой общественности на формирование международно-правового поля многосторонней торговли, авторы Соглашения об учреждении ВТО обязали Генеральный Совет организации сотрудничать с МНПО. В связи с тем, что ВТО наделена полномочиями по регулированию обширной сферы международных отношений, представители МНПО посредством воздействия на принятие решений данной организацией стремятся отстаивать интересы определённой категории населения планеты.

Используя влияние на правительства стран-членов ВТО, международные объединения предпринимателей, правозащитные движения, профсоюзы и движения за равноправное распределение мирового богатства опосредовано принимают участие в разработке многосторонних торговых соглашений. Однако статус МНПО в ВТО ограничен таким образом, что представители лишь некоторых из данных объединений допущены к мероприятиям Конференции министров стран-членов ВТО. МНПО не допускаются к работе исполнительных структур организации под предлогом конфиденциального характера их деятельности.

Учитывая авторитет названных организаций, как в развитых, так и в развивающихся странах, ВТО необходимо идти на уступки в отношении МНПО. Представители мировой общественности способны внести вклад в деятельность ряда исполнительных структур организации, повысить эффективность Механизма обзора торговой политики и Органа ВТО по разрешению споров. В целях придания организации большей открытости следует облегчить доступ МНПО к официальным документам ВТО, что позитивно скажется на международном реноме названной организации.

В связи с нарастанием антиглобалистского движения, членам ВТО необходимо подвергнуть корректировке стратегический курс либерализации. Антиглобализм вызван тем, что неолиберальная стратегия мирового развития, избранная развитыми странами и осуществляемая посредством ВТО, МВФ, Всемирного Банка и некоторых других учреждений, оказалась не в состоянии устранить проблемы большинства населения планеты.

Требования его сторонников направлены на изменение международно-правового статуса ВТО, механизма принятия решений, положений многосторонних торговых соглашений. Антиглобалистские организации выступают за изменение направленности взаимодействия ВТО с МВФ и МБРР и передачу ряда регулятивных функций межправительственным институтам, контролируемым Генеральной Ассамблеей ООН.

Институционально-правовая основа современного экономического миропорядка нуждается в реформировании. Один из способов достижения баланса интересов участников многосторонней торговой системы и повышения эффективности соглашений, действующих в рамках ВТО, заключается в учёте мнений всех международных организаций, оказывающих воздействие на регулирование многосторонней торговли. Таким образом, исполнительным структурам ВТО взаимодействию с названными организациями необходимо уделять внимание в той же степени, что и ведению многосторонних переговоров и разработке по их итогам международных соглашений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля1994г. // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты в 2-х томах. Т.1. М.: 2001. — с. 4 — 12.
  2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 1947 г. // Результаты
  3. Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты в 2-х томах. Т. 2. М.: 2001. — с. 390−394.
  4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. // Результаты
  5. Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты в 2-х томах. Т.1.-М.: 2001.-е. 156−183.
  6. Соглашение по сельскому хозяйству // Результаты Уругвайского раундамногосторонних переговоров. Правовые тексты в 2-х томах. Т.1. М.: 2001. — с. 37−60.
  7. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер //
  8. Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты в 2-х томах. Т.1. М.: 2001. — с. 60−72.
  9. Генеральное соглашение по торговле услугами // Результаты Уругвайскогораунда многосторонних переговоров. Правовые тексты в 2-х томах. Т.1. -М.: 2001.-е. 260−291.
  10. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности //
  11. Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты в 2-х томах. Т.1. М.: 2001. — с. 291−321.
  12. Декларация об отношениях Всемирной торговой организации с
  13. Международным валютным фондом // Результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Правовые тексты в 2-х томах. Т.1. М.: 2001. — с. 357−358.
  14. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 345 об учреждении Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) // Международное право в документах / Под ред. К.А. Бекяшева- в 3-х томах, т. 3. М.: 1999. -с. 245−257.
  15. Конференция ООН по торговле и развитию. Оценка торговли услугами развивающихся стран. Справочная записка Секретариата ЮНКТАД TSB/7. 26 августа 1999. с. 7−9.
  16. Конференция ООН по торговле и развитию. Сорок девятая сессия. Женева, 7−18 октября 2002 г. Осуществление деятельности в интересах НРС в рамках всей ЮНКТАД. Доклад Секретариата ЮНКТАД о ходе работы // TD/B/49/6. 10 июля 2002. — с. 29−37.
  17. Конференция ООН по торговле и развитию. Совет по торговле и развитию. Комиссия по торговле товарами и услугами и несырьевым товарам. Доклад о ходе осуществления согласованных выводов // TD/B/COM/ 21 декабря 2001/Р/2. с. 4−8.
  18. Конференция ООН по торговле и развитию. Обзор деятельности ЮНКТАД в области технического сотрудничества // TD/B/49/4.TD/D/WP/151/ 25 июнь 2001.-с. 10−11.
  19. Конференция ООН по торговле и развитию. Комиссия по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам // Международные соглашения по передаче технологий. Записки Секретариата ЮНКТАД // TD/B/COM. 10 декабря 2001. с. 23−25.
  20. Конференция ООН по торговле и развитию. Объединенная консультативная группа Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО. XXXV сессия. Женева: 15−19 апреля 2002. — с. 21.
  21. Конференция ООН по торговле и развитию. Обзор деятельности ЮНКТАД в области технического сотрудничества Доклад деятельности Генерального Секретаря ЮНКТАД // TD/B/49/4//TD/B/WP/151/ 25 июня 2002.-с. 54−55.
  22. Конференция по осуществлению новой Программы ООН по обеспечению развитию в Африке в 90-е годы: Деятельность ЮНКТАД в интересах Африки. Доклад Генерального секретаря ЮНКТАД // TD/B/EX (291)2/ 21 июня 2002.-c.9−10.
  23. Конференция ООН по торговле и развитию. Эффективный транспортный сектор и упрощение процедур торговли в целях расширения участия развивающихся стран в международной торговле // TD/B/COM3/53/ 12 декабря. 2002. с. 12−14.
  24. Конференция ООН по торговле и развитию. Резолюция об укреплении многосторонней торговой системы, принятая на девятой сессии исламской конференции на высшем уровне // TD/B/EX (26)/2. 5 февраля 2001. — с. 5−8.
  25. Конференция ООН по торговле и развитию. Оценка торговли услугами развивающихся стран: резюме выводов. Справочная записка Секретариата ЮНКТАД // TD/B/EX (26)/2. 6 марта 2001. — с. 4−7.
  26. Конференция ООН по торговле и развитию. План действий.//TD/386/ 18 февраля 2000. — с. 57−59.
  27. Постановление Верховного совета РФ от 22 мая 1992 г. «О вступлении РФ в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития» // Ведомости Верховного Совета РФ от 24 мая 1992. С. 2.на английском языке:
  28. Agreement between the International Monetary Fund and the World Trade Organization, 1995. // Annual report of World Trade Organization. Geneva: WTO, 1995.-p. 45−57.
  29. Agreement between the International Bank for Reconstruction and Development, the International Development Association and the World Organization, 1995 // Annual report of World Trade Organization. Geneva: WTO, 1995. p. 57−62.
  30. Agreement between the World intellectual property organization and the World Trade Organization (Done in Geneva, 22 December) // Annual report of World Trade Organization. Geneva: WTO, 1995. p. 62−75.
  31. Annual report of World Trade Organization. Geneva: WTO, 1997. p. 33−35.
  32. Annual report of World Trade Organization. Geneva: WTO, 1998. p. 1−8.
  33. Annual report of World Trade Organization. Geneva: WTO, 2000. — p. 5−8.
  34. GATT, MTN/CNG/NG 14/W6. June 9. 1987. p.38−40.
  35. GATT Agreement Interpretation and Application of VI, XVI and XXIII of the General on Tariffs and Trade // Tokyo Round Subsidy Code, 1986. p. 55−67.
  36. Guidelines for arrangements on relations with non-governmental organizations. Decision adopted by the General Council on 18 July 1996. p. 24−30.
  37. Procedures for the circulation and deregulation of the Documents. Decision adopted by the General Council on the 18 July 1996. // The Journal of World Trade. 1996. Vol. 2. p. 55−59.
  38. Rules of procedure for sessions of the ministerial conference and meetings of the General Council. 25 July 1996. World Trade WT/L/61. p.32−40.
  39. WTO Trade Organization (WTO)./Doha ministerial Declaration 2001. DOC/WT/MIN (01)/Dec/l. 20 November. 2001 // International legal materials. 2002. Vol. 41.-p. 47−52.
  40. WTO, WT/GC/M5, August 17. 1995. p. 34−38.
  41. WTO, WT/L/195, November 18. 1996. p. 45−48.
  42. WTO, WT/GC/W/68,November 13. 1997.-p. 51−54.
  43. Монографии, брошюры, учебные пособия на русском языке:
  44. А.Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: Международно-правовые аспекты. М.: Изд-во РУДН, 2002. — 245 с.
  45. Г. П. Россия как структурное звено глобальной экономики (аспекты международного анализа). М.: ВНИКИ, 2000. — 124 с.
  46. К. А. Морское рыболовное право. М.: Колос, 2001. — 241 с.
  47. Г. М. Основы международного экономического права. М.: Юристъ, 1994. — 457 с.
  48. Всемирная торговая организация: новые условия охраны прав интеллектуальной собственности: тематический выпуск / Сост. и авт. обобщ. Л. Г. Кравец. М.: Изд-во ВНИЦ, 2000. — 34 с.
  49. А.Н., Зиланов В. К. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами. Теория и документы. М.: Экономика, 2000. — 240 с.
  50. И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: Международные отношения, 2000. — 875 с.
  51. С.А. Всемирная торговая организация. М.: Международные отношения, 2000. — 215 с.
  52. С.А. Всемирная торговая организация и интересы России. Международно-правовые аспекты. Ростов-на-Дону: Март, 2002. — 267 с.
  53. С.А. Всемирная торговая организация: правовые проблемы вступления России. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭА, 1998. — 198 с.
  54. И.Н. Интеллектуальная собственность: нормативно-правовые акты. М.: Проспект, 1997. — 987 с.
  55. Европейское право / Под ред. JI. М. Энтина. М.: ИНФРА-М, 2000. — 602 с.
  56. А., Лукас М. Меняющаяся роль неправительственных организаций в международном сотрудничестве / Россия перед европейским вызовом. М.: Консалтбанкир, 1993. — 147 с.
  57. А.Я. Европейский Союз: интеграция и право. — М.: Изд-во РУДН, 2000.-312 с.
  58. Д. Жюйар П. Международное экономическое право. — М.: Мировая экономика, 2001. 754с.
  59. И.И. Международные неправительственные организации. М.: 1976.-93 с.
  60. К. Международные организации. М.: Гос. лит, 1978. — 153 с.
  61. Э.С. Основы теории права международных организаций. М.: Международные отношения, 1979. — 107 с.
  62. Л.А. Правовое положение Международного валютного фонда и Всемирного банка. -М.: Юристъ, 1996. 231 с.
  63. Г. П. Западная глобализация. Атака на демократию и процветание. — М.: Консалтбанкир, 2001. 248 с.
  64. Международное право / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2000. — 701 с.
  65. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К. А. Бекяшева. М.- Проспект, 1999. — 502 с.
  66. Международные организации: Учебник / Под ред. И. П. Блищенко. М.: Изд-во РУДН, 1994. — 204 с.
  67. Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. -М.: Гос.лит., 1974. 83 с.
  68. И.С. Международно-правовые вопросы деятельности форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. М.: Изд-во РУДН, 2000. — 103 с.
  69. П.С., Хребтов В. А. Россия на пути в ВТО. Рынок финансовых услуг. М.: Консалтбанкир, 2000. — 201 с.
  70. .Н. Европейское право. М- ИНФРА-М, 1999. — 403 с.
  71. Организация Объединенных Наций. Основные факты. М.: Юридический мир, 1999.- 157 с.
  72. Т.К. Основы права Европейского Сообщества. — М.: ИНФРА-М, 1998. 607 с.
  73. Р.И. Мировая экономика в 2-х томах, т.1. М.: Экономист, 2001.-504 с.
  74. Х.А. Международные экономические организации. М.: Экономист, 1998. — 378с.
  75. В.М. Международное экономическое право. М.: НИМП, 2001. -189 с.
  76. В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.: Юрайт, 2003. — 201 с. на английском языке:
  77. Am D. Linkages between International Financial and Trade Institutions: IMF, World Bank and WTO. Seoul: Korea development Institute, 2000. 102 p.
  78. Business guide to the World Trading system. Second Edition. Geneva: International Trade Centre, 1999. 173 p.
  79. Jackson J.H. The World Trade Organization. Constitution and Jurisprudence. -Geneva: 1998.-349 p.
  80. Jackson J.H. The jurisprudence of GATT and the WTO. Cambridge University Press. 2000. 214 p.
  81. International marketing and the trading system. Geneva: International Trade Centre, 2001. 246 p.
  82. International Trade rules. Trade secrets series. An answer book on the WTO. Agreements for small and medium-sized exporters. Geneva: International Trade Centre, 2001. 204 p.
  83. Law and sustainable development sine Rio. Legal trends in agriculture and natural resource management. Rome: FAO, 2002. 107 p.
  84. Laird S. Transitional economies, business and WTO, International Trade Division of the World Bank. Washington: 1998. 302 p.
  85. New directions in Economic Law. The Hague, Kluver Law International, 2000. -199 p.
  86. Reforming FAO into the new millennium. Rome: FAO, 2000. 89 p.
  87. Smith T. World Social Forum Opens in Brazil. Associated Press. Washington. 2002.-321 p.
  88. Winters A.L. Regionalism versus Multilateralism, International Trade Division of the World Bank. Washington, 1997. 201 p.
  89. WTO High-level on trade and environment and trade and development. Press/123. 1 March 1999. 199 p.
  90. WTO Accession and development policies. New York and Geneva: United Nations, 2001. 94 p.
  91. WIPO — WTO Join Symposium The process of Implementation of the TRIPS, GRUR, Int. Geneva. 1998. 67 p.1. Статьи на русском языке:
  92. Е. Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках. Индия // Международная экономика и международные отношения. 2002. — № 8. — С. 75−80.
  93. Д. Присоединение России к ВТО: сельскохозяйственный аспект // Внешняя торговля. 1996. — № 5. — С. 12−19.
  94. В. По атиглобалистам — глобальной полицией // Европа. -2001.-№ 8. С. 3−8.
  95. ВТО принимает компромиссное решение // БИКИ. 25 июня 1999. — № 56. С. 4.
  96. С.А. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) // Государство и право. -2000. № 4. — С. 12−20.
  97. Глобализация: сопротивляйтесь власти корпораций / A SEED Europe, Социально-экологический Союз, Хранители Радуги- М.: 2001. С. 2−8.
  98. М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики // Проблемы теории и практики управления. — 2001. № 1. — С. 34−42.
  99. С.В. Генеральное Соглашение по тарифам и торговле и тарифам и проблема создания Всемирной торговой организации // Московский журнал международного права. 1997. — № 1. — С. 57−64.
  100. И.И. Раунд тысячелетия — первые многосторонние переговоры в рамках ВТО // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. — № 5. — С. 24−30.
  101. И.И. Сингапурская конференция: первые итоги // БИКИ. 12 июня 1996.-№ 24.-С. 2.
  102. ЕС выиграл «банановую войну» // БИКИ. -14 мая 1997. № 23. — С. 3.
  103. Э. Прогресс очевиден // Европа. 2002. — № 3(21). — С. 2−9.
  104. А. Охрана прав на интеллектуальную собственность по ТРИПС // Интеллектуальная собственность. — 1999. № 5−6. — С. 37−42.
  105. Заявление Генерального директора ВТО в Вашингтоне // БИКИ. 10 октября 2000. № 139. — С. 4.
  106. Г. М. Сотрудничество ВТО с другими международными организациями // Внешнеэкономический бюллетень. — 1998. № 6. — С. 9−12.
  107. А .Я. Проблема международной правосубъектности ЕС // Вестник РУДН. 1998. № 3−4. — С. 31−37.
  108. X. Восстановление доверия к глобальной экономике // КоммерсантЪ. 6 ноября 2002. — С. 3−8.
  109. Китай вступил в ВТО // БИКИ. 24 декабря 2001. — № 154. — С. 1.
  110. А. Политика в условиях глобализации // Международная жизнь. -2001.-№ 2.-С. 13−18.
  111. А. Глобализация буксует // Эксперт. 22−28 сентября 2003. -№ 35. — С. 27−32.
  112. Э.Н., Строкова О. Г. Вопросы сельского хозяйства при вступлении стран СНГ в ВТО // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 2. -С.19−23.
  113. Ф. Диалог Международного валютного фонда с неправительственными организациями // Финансы и развитие. Март 2001. -С. 31−35.
  114. Л. Заявка на регистрацию товарного знака в России: проблемы иностранных заявителей // Хозяйство и право. 2002. — № 11. — С. 28−35.
  115. Д. Глобализация и профсоюзное движение // КОРИНФ. 2000. -№ 15.-С. 9−11.
  116. В. Насилие в Генуе было спровоцировано полицией // Коммерсантъ-Власть. 31 июля 2001. — С. 4.
  117. В. Рокфор против Рокфеллеров // Коммерсантъ-Власть. 31 июля 2002. — № 30. — С. 2−5.
  118. НАФТА: предпосылки создания, характерные черты и перспективы // Экономика и управление в зарубежных странах. 2002. — № 4. — С. 9−15.
  119. Т.И. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития // МЖМП. 1993. — № 3. — С. 21−26.
  120. Новые образовательные программы ВТО // БИКИ. 5 ноября 2003. — № 107.-С.5.
  121. Е., Подколзина И., Щедрин А. Опыт государств-членов ВТО по защите внутренних и внешних рынков. Европейский Союз // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. № 8. — С. 14−19.
  122. Первые итоги четвёртой Конференции ВТО // БИКИ. 27 ноября 2001. -№ 154.-С. 2.
  123. С. Неолиберальная глобализация: есть ли альтернатива? // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. № 4. — С. 4−8.
  124. Н. Международный торговый центр ЮНКТАД/ГАТТ // Внешняя торговля. 1988. — № 1. — С. 12−17.
  125. Позиция африканских стран в переговорном процессе в рамках ВТО // БИКИ. 16 февраля 2002. — № 9. — С.4.
  126. Решение ВТО способно принести ущерб мировой торговле // КОРИНФ. — 2000. № 26. — С. 12.
  127. Н. Политическое лицо антиглобалистов // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 6. — С. 20−25.
  128. Российская экономика признана рыночной // Российская газета. 24 июня 2002. — С.2.
  129. JI.B. Взаимодействие ВТО с международными экономическими организациями // БИКИ. 15 августа 1997. № 10. — С. 4−5.
  130. И. Глобализация на приемлемых условиях // Коммерсантъ-Власть. 15 октября 2002. — № 30. — С. 11−15.
  131. Совместное заявление руководителей ВТО и Всемирного банка // КОРИНФ. -1998. № 25. — С. 12.
  132. Состоялось первое заседание Интегрированных инициатив // БИКИ. 10 января 1998. -№ 1.- С. 1.
  133. Срыв Сиэтлской конференции в рамках ВТО // БИКИ. 29 декабря 1999. -№ 163. — С. 2.
  134. П. Современная мировая экономика // КОРИНФ. 1998. — № 5. -С. 13−15.
  135. П. Глобализация. Мнение эксперта // КОРИНФ. 2002. № 38. — С. 14−16.
  136. Ф. Назад в Бреттон-Вуд // Ведомости. 28 августа 2001. — С.6.
  137. И. От Марка до Маркоса и далее. Два источника и множество мировой оппозиции неолиберальному капитализму // Эксперт. 13 мая 2002.-№ 18.-С. 21−25.
  138. И. За справедливую глобализаци. Профсоюзы хотят социального диалога с ВТО // Время новостей. 9 ноября 2001. — С.4.
  139. И. Рыночная ересь капитализма // Эксперт. 8 июля 2002. — № 26. -С. 14−16.
  140. Четвёртая встреча в верхах // БИКИ. 2001. — № 1. — С. 2.
  141. Ю.В. Глобализация и проблемы экономического противостояния между развитыми и развивающимися странами // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. — № 8. — С. 3−6.на английском языке:
  142. A. Panagariya. The Millennium Round and Developing Countries: Negotiating Strategies and Areas of Benefits, G-24 Discussion Paper Series, № 1, March 2000.-P. 11−13.
  143. Bellman Ch., Gerster R. Accountability in the World Trade Organization. The Journal of World Trade, 1996 Vol. 30. P. 2−8.
  144. Bodansky D. The legitimacy of international governance: a coming challenge for international environmental law? // The Journal of international law. 1999,-Vol.93, № 3. P. 10−14.
  145. Bekker P.H. The decisions bridging the GATT 1947 and the WTO agreement // The Journal of international law. -Wash., 1996,-Vol.90, № 2. P. 6−14.
  146. Calster G. van. The World Trade Organizations com: free on trade and environment: exploring the challenge the greening of free trade // European environmental. Low-J 1996, Vol. 2. P. — 45−57.
  147. Electronic comers in WTO // Economist № 37 from 12 October 1999. P. 1213.
  148. World Trade Organization (WTO). Doha Ministerial Declaration 2001 // International legal materials. 2002. Vol. 42. P. 24−27.
  149. North America Free Trade Agreement // The Journal of World Trade Law, 162 of June 1994.-P. 20−25.
  150. North American Agreement on Ecological Cooperation // The Journal of World Trade Law, 162 of June 1994. P. 25−29.
  151. North American Agreement on Labor Cooperation // The Journal of World Trade Law, 162 of June 1994. P. 30−35.
  152. Relations between the WTO and the World Bank // The Journal of the World Economic Law № 23/3 of May 13.1998. P. 9−17.
  153. Report on US Barriers to Trade and Investment. European Commission. Brussels, July 2001. P. 5−12.1. Авторефераты
  154. С.А. Международно-правовая система Всемирной торговой организации и интересы России, автореф. дисс. д-ра. юрид. наук. М., 2000. 56 с.
  155. А.И. Международные неправительственные организации в современных международных организациях, автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1992. — 20 с.
  156. Н.Н. Роль Всемирной торговой организации в глобализирующейся мировой экономике, автореф. дисс. канд. экон. наук- М- 2002. — 19 с.
  157. Э.Н. Международно-правовые проблемы международных неправительственных организаций- автореф. дисс. канд. юрид. наук.
  158. Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД РФ. М.: 2001. — 19 с.
  159. Д.А. Международные неправительственные организации и прогрессивное развитие международного права, автореф. дисс. канд. юрид. наук. РУДН. М.: 2000. — 19 с.
  160. Периодические издания на русском языке:
  161. Бюллетень иностранной коммерческой информации 1999−2003.163. Ведомости, 1999−2003.
  162. Время новостей, 1999−2003.165. Известия, 1999−2003.
  163. Коммерсантъ-Daily, 1999−2003.167. Консерватор, 2003.
  164. Независимая газета, 1999−2003.
  165. Российская газета, 1999−2003.170. Эксперт, 1999−2003.на английском языке:
  166. International and comparative Law Quarterly, 1999−2003.
  167. International legal materials, 1999−2003.
  168. Fliut D. Making your mark in Cyberspace//http://www.itsecurity.com/papers/P 17-httm.p. 14.
  169. The FAO-WTO relationship//http://www.fao.org/docrep/003/ x3452eo3. htm. p.1−3.
  170. Food and agriculture organization of the United Nations.//http://www.fao. org/english/newsroom/news/2003/12 782-en.html.p. 1 -2 UNCITRAL.
  171. World Bank grant kicks off Bank-WTO assistance on standards. Food safety and related measures. Press/314. 27 September 2002. P.P. 1−2. /www.wto.org.
Заполнить форму текущей работой