Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нормативно-правовое регулирование судоустройства и судопроизводства в дореволюционный период и период проведения судебной реформы 1864 года: На примере Ставропольского окружного суда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суд не входит в систему правоохранительных органов, не является органом борьбы с преступностью и не отвечает за её состояние. Недопустимо включение судебной власти в разные комитеты и комиссии по борьбе с преступностью (такая практика до недавнего времени существовала), где роль координатора играет прокуратура. Будучи включёнными в такие межведомственные структуры, суды нередко принуждались… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Нормативно-правовое регулирование судоустройства и судопроизводства в дореформенный период в России
    • 1. 1. Роль реформ центрального управления в организации судоустройства и судопроизводства и их нормативно-правовое регулирование
    • 1. 2. Нормативно-правовое регулирование судоустройства и судопроизводства в Ставропольской губернии дореформенный период
  • Глава 2. Особенности нормативно-правового регулирования судоустройства и судопроизводства в условиях проведения судебной реформы 1864 года в Ставропольской губернии. V" ¦- V % ¦*"* *
    • 2. 1. Нормативно-правовое регулирование судоустройства в Ставропольской губернии в период проведения реформ
    • 2. 2. Нормативно-правовое регулирование судопроизводства в Ставропольской губернии в период проведения реформ
      • 2. 3. 0. собенности и проблемы нормативно-правового регулирования судоустройства и судопроизводства в современных условиях проведения судебной реформы

Нормативно-правовое регулирование судоустройства и судопроизводства в дореволюционный период и период проведения судебной реформы 1864 года: На примере Ставропольского окружного суда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия переживает сложный процесс реформирования различных сторон общественной жизни. Осуществление правовой реформы, главное направление которой составляет судебная реформа (реформа судоустройства и судопроизводства) нацелено на защиту Конституционного строя России, охрану прав и свобод граждан, на укрепление правопорядка.

Обсуждение основных направлений судебной реформы началось ещё до официального одобрения в октябре 1991 года её Концепции.

Интересная во многих отношениях Концепция судебной реформы имеет существенные недостатки. Она не содержит такие важнейшие вопросы как понятие и структура судебной власти. Суждения об отстранении суда от участия в доказывании, об отказе от института народных заседателей поверхностны и необоснованны. Положения Концепции представляются противоречивыми и невыполнимыми. Не случайно судебная реформа не всегда идёт путём воплощения в принимаемых законах положений Концепции.

Многочисленные изменения в судоустройстве и судопроизводстве, намечаемые и производимые, не всегда соответствуют реальным потребностям, российской специфике и потому, на наш взгляд, могут больше навредить, чем усовершенствовать судебную систему. Судебная реформа и сегодня по прошествии стольких лет после начала её не имеет современной законодательной базы.

Между тем от качества проводимой судебной реформы и теоретического обоснования её будут зависеть результаты работы судов, которые напрямую влияют на политическую, экономическую и другие стороны жизни общества1.

Огромная практическая значимость суда и назревшая потребность кардинального реформирования устройства и деятельности его обусловливают.

1 Ст. В. Путина. Суд-это власть. Власть огромная и ко многому обязывающая. Из выступления перед руководителями судов 24 января 2000 г. /Российская юстиция. М. 2000. № 3, С1. необходимость дальнейшего теоретического анализа различных аспектов судебной реформы, в том числе имеющейся концепции судебной реформы, практики её осуществления в целях совершенствования их, разработки новой, более полноценной концепции, отвечающей интересам и безопасности России .

Такие исследования невозможны без анализа исторического опыта (история, как известно, есть составная часть теории). Поэтому обращение к опыту судебной реформы в России 1864 г. и к этапу, предшествовавшему ей, нормативно-правовому обеспечению её представляется необходимым.

Изучение опыта отечественной истории и применение его с учётом возможностей современного этапа развития позволило бы, на наш взгляд, сохранить преемственность в государственно-правовом строительстве и тем самым уйти от навязываемого и не всегда приемлемого для России опыта западных стран, а также избежать ошибок в теоретическом обосновании и практическом осуществлении судебной реформы.

Этим определяется выбор темы диссертационного исследования.

Данные выводы подтверждают и такие факты, как неуважение к присутственным местам со стороны чиновников при исполнении последними своих служебных обязанностей /ст.ст.276−288/, сопротивление распоряжения правительствам и неповиновение установленным местам /ст.ст.262−275/, взлом тюрем и побег находящихся под арестом, под стражей, или под надзором /ст.ст.3−8-317/. По этим преступлениям Ставропольским окружным судом в последнее десятилетие описываемого периода /1870−1880гт/ рассмотрено и вынесено решений по 178 делам, или 7,8%.

Анализируя вышеприведённые факты и цифры нельзя не заметить увеличения числа совершённых преступлений за последние три года, что само по себе свидетельствует не пользу народной нравственности.

Вывод этот подкрепляется ещё и данными уголовной статистики о нарушении общественного спокойствия, порядка /ст.ст.922−992/.

Дел этой категории за 10 лет Ставропольским окружным судом рассмотрено было 145.1.

И, наконец, согласно уголовной статистике 250 дел или 11% были связаны с оскорблением и целомудрием женщин, 70 дел или 3,6% с нарушением монетных и акцизных уставов2 (расследование, рассмотрение и вынесение решений по этому виду преступлений ещё раз подчёркивает довольно широкий спектр используемых нормативных актов Ставропольским окружным судом в своей нормативно-правовой деятельности, а именноприменение норм, содержащихся в монетном и акцизном уставах, т. е. бланкетных норм).

После проведения анализа этих статистических данных Ставропольский губернатор выступил с речью следующего содержания:

Этими данными исчерпываются материалы официальной статистики по делам, решённым Ставропольским окружным судом в истекшем десятилетии. Было опрометчиво, однако же произносить вердикт о народной нравственности во ввереной мне губернии на основании таких скудных материалов и недостатке других, не менее важных сведений, как то: о семейном положении, о вероисповедании, о роде занятий преступников, не имея при этом сведения и другого характера — к каким наказаниям были присуждены преступники и были ли среди них рецидивисты".3.

В заключение можно сделать вывод о том, что деятельность Ставропольского окружного суда по судопроизводству осуществлялась на основе нормативно-правовых актов в целях повышения эффективности судопроизводства. В этих же целях Ставропольский окружной суд осуществлял и деятельность по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Не вызывает сомнения тот факт, что у членов суда были самые благие намерения, направленные на искоренение преступности в Ставропольской губернии, которым не суждено было осуществиться, отчасти из-за малоразвитости такой юридической науки, как криминология, отчасти из-за проведения так называемых контрреформ.

Что же касается своей непосредственной деятельности, связанной с отправлением правосудия, то, на наш взгляд, Ставропольский окружной суд, используя существующую нормативно-правовую базу, посредством которой выносил законные и обоснованные решения, справился с поставленными перед ним задачами.

ГЛАВА II.

2.3. Особенности и проблемы нормативно-правового регулирования судоустройства и судопроизводства в современных условиях проведения судебной реформы.

Судебная реформа в нашей стране представляет исключительно сложную задачу. Она осуществляется в условиях переходного периода. В общественных отношениях переходного периода, как известно, содержатся элементы предшествующего, настоящего и будущего общественного строя, идёт противостояние их и в силу этого негативного воздействия на преобразовательную деятельность.

Кризисная ситуация, охватывающая все стороны общественной жизни, в том числе кризис правопорядка в значительной степени обусловлены навязыванием чуждых нашей культуре типов политической и правовой систем, в том числе способ устройства государственной власти и судебной в частности, системы правосудия, судоустройства и судопроизводства.

Серьёзная проблема — отсутствие теоретического обоснования и законодательного закрепления механизма реализации Конституционного принципа разделения властей.

В специфических условиях резкой политизации российского общества, постоянных кризисов государственной власти, стабильность правопорядка и эффективное функционирование целостного государственного механизма во многом зависит от чёткого согласованного законодательного определения структуры различных видов органов государственной власти, правового статуса их и аспектов взаимодействия. Эта задача приобретает особую остроту в связи с введением гипертрофированной президентской власти (гл 4 Конституции РФ). Проблема согласования и взаимоконтроля самостоятельных ветвей власти, в том числе судебной власти в президентской при сохранении их независимости требует пристального внимания, поскольку от независимости до бесконтрольности один шаг.1.

Порядок назначения судей Президентом искажает принцип независимости: он делает судей независимыми от населения, от граждан и в силу материальных причин недоступными для них. Формирование доступных для всех и каждого механизмов правосудия, сильной и авторитетной судебной власти, способной быть реальным гарантом соблюдения интересов личности и справедливым защитником её прав в л будущем. Между тем законодатель уже сегодня наделяет правосудие этими свойствами и более того называет его единственным гарантом соблюдения интересов личности. Думается, преждевременно, да и вряд ли необходимо в сущности в угоду западной цивилизации перенимать чужой опыт государственного, в частности, судебного устройства.

Упрощённая трактовка принципа разделения властей привела к гиперболизации роли и значения суда и к стремлению принизить роль иных правоохранительных структур, например, прокуратуры, этого своеобразного феномена российского государственного строительства, которая может играть значительную роль в охране прав и свобод граждан.

Не оспаривая роли суда, следует подчеркнуть, что сильный суд и судебная власть скорее следствие, чем первопричина демократических преобразований.

Между тем именно в усилении судебной власти и суда многие видели перспективу развития российской государственности.

Этот взгляд на роль суда и судебной власти имеет под собой основания. В процессе демократизации и в условиях децентрализации.

1 А. Д. Бойков. Прокуратура и судебная власть,/Проблемы уголовного судопроизводства. Сборник научных трудов. М. 1998. С. 50.

1 Сегодня же конституционные нормы не исполняются. Судебный контроль практически отсутствует. Основные права и свободы граждан в забвении. Потому в их защищённость не верит никто. А. П. Фоков вед.научн.сотр. Рос.Прав.Академии Министерства юстицииРФ «Юрист» № 4. 2000 г. ослабевают вертикальные связи между органами власти в центре и на местах, это препятствует быстрому разрешению управленческих конфликтов административными методами и активизирует роль суда. С одной стороны это необходимый и логичный результат демократизации, с другой — он свидетельствует о несовершенстве управленческого аппарата, административной деятельности и правового обоснования их.

При совершенной и эффективной системе публично-правовых и гражданско-правовых отношений конфликты либо не возникают, либо если возникают, разрешаются в согласительном либо в административном порядке. Это обеспечивает значительную экономию бюджетных средств и позволяет использовать их на разумное устройство судебных органов и на эффективную деятельность их, направленную на установление истины, на констатацию наличия или отсутствия права на благо, а не на представление самого блага.

Массовое обращение граждан в суд с исками о выплате заработной платы, пособий, банковских вкладов свидетельствует не о повышении роли суда, а об экономической, политической и административной неразберихе, а направление народа в суд за заработной платой есть политический обман.

Поэтому недостаточно одного провозглашения и даже законодательного закрепления принципа разделения властей и на его основе — самостоятельной ветви власти — судебной. Нужна трудоёмкая работа по созданию её и её носителя — суда.

Считается, что судебная власть впервые в российской истории утвердилась как самостоятельная и независимая сила.

При советском режиме судебной власти в сущности не было: совокупность судов ещё не есть судебная власть.

Возникновение судебной власти связывается с принятием Конституции и закреплением в ней ряда положений, относящихся к понятию судебной власти (гл. 7 Конституция РФ.).

Становление судебной власти — результат самоограничения государства, согласно общепринятой позиции, допускающего контроль над собой со стороны независимого суда — носителя судебной власти. Сама же судебная власть удерживается в рамках права и справедливости путём формирования судейского корпуса из числа наиболее подготовленных и достойных кандидатов, с одной стороны, и отрешение от должности негодных судей с соблюдением особых процедур, либо добровольного оставления судейских должностей людьми, не выдерживающими испытания судебной властью — с другой.

Для проверки законности и обоснованности судебного решения участники судопроизводства наделяются правом поставить этот вопрос перед правомочным судом, а соответствующий суд наделяется обязанностью в пределах его компетенции рассмотреть его.

Судебная власть и её носители — судебные органы обладают всеми необходимыми характеристиками властной структуры. Это, прежде всего, закреплённые в Конституции РФ и федеральных законах государственно-властные полномочия на осуществление правосудия (п. 1.ст.11 ФКЗ «О судебной системе РФ») и обязательность исполнения судебных постановлений всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами, другими физическими и юридическими лицами на всей территории Российской Федерации (п. 1.ст.6 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Судебная власть, суд обладают полномочиями устанавливать не только правомерность поведения участников общественных отношений, но правомерность нормативно-правовых актов, регламентирующих эти отношения (п.1а, б, в, г. ст. З ФКЗ «О Конституционном суде РФ).

Государственно-властные полномочия на правосудие судебная власть осуществляет в формах конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного правосудия, а также через разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда РФ, основанных на анализе судебной практики и судебной статистикичерез кадровое обеспечение судов органами судейского сообществачерез организационно-техническое и финансовое обеспечение судов Судебным департаментом при Верховном Суде РФа также путём контроля за исполнением судебных решений.

В ч.2 ст. 118 Конституции РФ в перечень видов правосудия не попало арбитражное судопроизводство. Надо полагать, это — техническая погрешность, поскольку в ст. 127 Конституции РФ, посвящённой Высшему Арбитражному суду говорится, что он в предусмотренных законом процессуальных формах осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов. Арбитражный кодекс предусматривает специфические формы судопроизводства, не укладывающиеся в рамки правосудия по гражданским делам.

В отношении Конституционного Суда РФ высказано ошибочное, на наш взгляд, мнение, что он «не осуществляет конституционное правосудие"1 и является органом конституционного контроля. Деятельность Конституционного Суда РФ по своему характеру является юрисдикционной. Она осуществляется в судебно-процессуальных формах и, как правило, на разрешение социально-правовых конфликтов, т. е. содержит все признаки, позволяющие утверждать, что Конституционный Суд РФ осуществляет.

В. А. Ржевский, Н. М. Чепурнова. Судебная вдасть в Российской Федерации. Конституционные основы ганизации и деятельности. М.1998г.С.124 правосудие, а не «контроль», «надзор» или что-нибудь в этом роде. Союзный комитет конституционного контроля много сделал для укрепления законности в стране, но он не рассматривал жалобы граждан на неконституционность законов и прежде всего поэтому не являлся органом правосудия. Закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1991 г. допускал рассмотрение вопросов о неконституционности актов и действий высших органов власти по инициативе самого Конституционного суда, что также не вполне согласовывалось с представлением о нём как об органе правосудия. Закон «О Конституционном Суде РФ» 1994 г. допускает обжалование законов гражданами, чьи права были этими законами нарушены. На первый взгляд, нет социально-правового конфликта при обращении в Конституционный Суд Президента, палат Федерального Собрания с просьбой дать заключение о конституционности того, или иного закона, указа Президента, постановления Правительства или Конституции, устава субъекта Федерации. Но в действительности такой конфликт в латентной форме присутствует, поскольку запрашивающему противостоит другая сторона, которая через своего представителя в Конституционном Суде защищает оспариваемый нормативный акт и разрешение спора между сторонами производится на основе принципа состязательности, присущего всем формам судопроизводства. Правовой спор возникает и при других формах обращения в Конституционный Суд, за исключением, пожалуй, толкования Конституции РФ.

Важнейшей задачей проведения современной судебной реформы, как и реформы 1864 г., является обеспечение независимости судов и судей и решение её, как прежде, к сожалению, тоже половинчатое. В складывающейся судебной системе судьи не обладают необходимой независимостью. Конституция РФ закрепляет положения о независимости судей и подчинении их только закону. Фактически судьи подчинены не только закону, но и решениям вышестоящих судов, которые не всегда соответствуют не только праву, но и закону.

Сохраняется определённая многоаспектная зависимость судебной власти и её структур от исполнительной власти.

Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов и исполнения принимаемых ими решений: судебные приставы, входящие в систему Министерства юстиции РФ, обеспечивают порядок в судах и являются судебными исполнителямипредставители Минюста входят в состав экзаменационных комиссий, принимающих квалификационные экзамены у лиц, претендующих на занятие судебных должностейМинюст обеспечивает сбор и обработку статистических данных в сфере юстиции, охрану, этапирование и конвоирование в суды лиц, содержащихся под стражейпредставление материалов и заключений в связи с жалобами российских граждан в Европейский Суд.1.

Существует и неправовая, фактическая зависимость судов от органов исполнительной власти, особенно на местах (аренда помещений судов, завоз топлива, предоставление судьям жилья, установка телефонов, предоставление судьям путёвок в санатории и т. д.).

Но, с другой стороны, судьи контролируют законность актов и действий исполнительной власти и могут признать их недействиттельными при рассмотрении жалоб граждан, а также применяя бланкетные диспозиции, содержащие ссылки на ведомственные акты при квалификации действий подсудимых по уголовным делам.

Новое в становлении и развитии судебной системы в России — полное освобождение судов от контроля со стороны Министерства юстиции и его органов. Длительное время Минюст осуществлял организационное руководство судами, включая проверки, отчёты и т. п. (70-е годы). Затем.

1 Полож. О Минюсте РФ, утвержд. Президентом РФ 2 августа 1999 г. Рос.газ.1999г.август полномочия Минюста были урезаны и это министерство стало заниматься лишь организационным обеспечением деятельности судов (80-е годы). В связи с созданием Судебного департамента при Верховном суде РФ1 и принятием упомянутого Положения о Министерстве юстиции РФ все полномочия Минюста в отношении судебной системы отменены и это система стала замкнутой. Судебный департамент занимается теперь организационным обеспечением деятельности судов (кроме Верховного), финансированием судов, их материально-техническим обеспечением, ведёт судебную статистику, обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей и т. д. Суды и Минюст связывает институт судебных приставов, находящийся в ведении Минюста (данный институт, по всей вероятности позаимствован из уставов 1864 года, который показал на опыте свою жизнедеятельность и необходимость существования в целях повышения эффективности исполнительного производства).

Суд не входит в систему правоохранительных органов, не является органом борьбы с преступностью и не отвечает за её состояние. Недопустимо включение судебной власти в разные комитеты и комиссии по борьбе с преступностью (такая практика до недавнего времени существовала), где роль координатора играет прокуратура. Будучи включёнными в такие межведомственные структуры, суды нередко принуждались к усилению уголовной репрессии, снижению стандартов доказанности обвинения, искоренению оправдательных приговоров и направлению уголовных дел для дополнительного расследования вместо оправдания подсудимых. В то же время было бы неверно утверждать, что суд не имеет никакого отношения к сдерживанию преступности. Ведь осуждение преступников и назначение наказания невозможны без суда. Судебная власть контролирует работу правоохранительных органов,.

1 Закон РФ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 8 января 1998 г. //Росс.газ.1998г14янв. оценивает их выводы и только таким образом участвует в сдерживании преступности.

Теоретически допустимо создание модели уголовной юстиции (название условно), куда входили бы и органы расследования, и прокуратура, и суды, и даже органы исполнения приговоров. Такая модель могла бы использоваться для наблюдения за прохождением информации через систему обнаружения ««болевых точек» «и слабых мест в самой системе несогласованностей и диспропорций и служить объединению усилий правоохранительных органов и судов, направленных на сдерживание преступности. В известном смысле суды — более правоохранительные органы, чем прокуратура, МВД и ФСБ. Но с некоторого времени суды не включаются в систему правоохранительных органов с тем, чтобы в больше степени подчеркнуть их независимость и самостоятельность.1.

Важнейшей задачей и условием проведения судебной реформы является обновление и совершенствование законодательства. Приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также устранение коллизий, существующих в праве.

Несовершенство нормативно-правового блока, предназначенного для регулирования судоустройства и судопроизводства негативно влияет на эффективность правосудия и авторитет суда.

Несовершенство правовой основы проявляется:

— в недостаточной систематизированности, разбросанности и противоречивости правовых норм;

— в противоречии подзаконных актов законам;

— в нестабильности российского законодательства.

Вероятно, поэтому всё чаще высказываются предположения использовать предшествующую форму права.

Так, В. А. Ржевский и Н. М. Чепурнова пишут, что необходимо решить вопрос «о придании нормативного характера правоприменительной деятельности судей, что должно расширить понимание права» и «открыть путь к осуществлению прецедентного процесса».1 Те же авторы относят к источникам права обобщения ряда судебных решений и отдельное судебное решение (в качестве образца) и утверждают, что суды «просто обязаны в настоящее время создавать (творить) право».3.

Нам представляется позиция вышеназванных авторов неверной по ряду соображений. Во-первых, по действующему законодательству судья подчиняется только Конституции и закону, тогда как приговор или решение одного судьи ни к чему не обязывает другого судью. Во-вторых, о многочисленных приговорах и судебных решениях, их миллионы, данный судья просто не знает, и они нигде не публикуются. Если для него обязательным станет и судебное решение, которое не всегда бывает объективным, справедливым и соответствующим закону, это приведёт не просто к нарушению законности, это приведёт к краху её. Среди наших судей ещё немало юристов с низкой профессиональной подготовкой. Предоставить каждому их них творить закон — значит, уничтожить законность.

И ещё одно высказывание того же рода: судья выбирает из ряда законных вариантов обязывающий вариант и «тем самым создаёт новое право. Такое право при отсутствии прецедентности имеет значение только для данного дела, но всё-таки оно есть право».4 Здесь отрицается универсальность права, которое может сводиться к правовому.

В. А. Ржевский, Н. М. Чепурнова. Указ соч. С. 36.

2 Там же. С. 61.

3 Там же. С. 121.

М. В. Баглай, Вступительная статья к кн.: А.Барак. Судейское усмотрение. М.1999г. решению (для данного случая). Что касается множества вариантов решения правовой задачи, то законным может быть только один, и именно его должен отыскать судья, рассматривающий дело.

Прослеживается тенденция навязывания общего (прецедентного) права, характерного для Англии и США и некоторых других стран. Эта система, безусловно, имеет ряд достоинств, среди которых, в первую очередь, должны быть выделены: гибкость, элластичность правового регулированиябыстрое реагирование права на меняющиеся социальные условияпреодоление косности статутного права и правового догматизмаприоритет права по отношению к законувведение противовеса законодательному рутинёрству.

И всё же система права не может быть введена у нас произвольно, без учёта глубоких и стойких исторических традиций.1.

Вряд ли необходимы ломка этих традиций и эклектическое соединение разных правовых систем. К тому же в настоящее время в России сильны сепаратистские тенденции и идёт «война законов». Допущение судебного нормотворчества и расширение сферы судейского усмотрения усиливали бы эти негативные процессы. Что касается сильных сторон судебного нормотворчества, о некоторых речь шла выше, то их можно сохранить и в рамках статутного права: быстроту, гибкость законодательства можно обеспечить благодаря систематическому наблюдению за эффективностью правовых норм и их своевременной корректировкиможно добиться, чтобы закон усваивал только те социальные нормы, которые являются истинно правовыми, гуманными, защищающими права и свободы личности. Обобщения судебной практики, законодательная инициатива Верховного.

Суда РФ могут сыграть неоценимую роль в развитии законодательства указанных выше направлениях.1.

1 И. Л. Петрухин, Заведующий сектором проблем правосудия Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор. Государство и право № 7.2000г.С.7.

Заключение

.

Изучив и проанализировав состояние судоустройства и судопроизводства и их нормативно-правовое регулирование в Ставропольской губернии в дореформенный период, автор делает вывод о том, что дореформенной организации суда и судебного процесса были присущи многие недостатки. Вместе с тем в этот период зарождаются и проходят апробацию отдельные принципы и элементы судебной системы, суд присяжных, мировые судьи, судебные приставы, присущие более прогрессивным формам судоустройства и судопроизводства, которые согласно традиционному мнению, складываются в ходе судебной реформы 1864 года и в дальнейшем составляют основу российской судебной системы, определённым образом ориентированной на западную модель.

Основу её составляет принцип разделения властей, который применительно к судоустройству и судопроизводству проявляется в принципе независимости суда.

Между тем существующий порядок назначения судей Президентом искажает принцип независимости судебной власти, он делает судей независимыми от населения, граждан и в силу материальных причин недоступным для них.

На современном этапе реформирования судоустройства и судопроизводства те же проблемы, что и в дореформенный период XIX столетия.

Выявление целей, задач, общих и специальных проблем нормотворчества в сфере судоустройства и судопроизводства в современный период, а также выработка научных рекомендаций и применение их на практике позволит решить острые проблемы образование гражданского и уголовного отделений в судебном органе на уровне районного суда, а через это преобразование добиться более высокого уровня отправления правосудия посредством вынесения законных и обоснованных решений после тщательного всестороннего, полного и объективного исследования всех материалов дела.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Основы судебной реформы. М. 1891 г.
  2. Г. А. Сборник статей. Под редакцией В. П. Обнинского. Со вступ. статьёй акад. А. Ф. Кони и перепиской Г. А. Джаншиева с А. Ф. Кони. М.1914г. (К юбилею судебной реформы 1864 г.)
  3. Г. А. Страницы из истории судебной реформы. Д. Н. Замятин. М. 1883 г.
  4. Г. А. Зарудный СИ. Судебная реформа: Историко-биографический эскиз. М., 1889 г.
  5. В.А. Курс законоведения. Практическое руководство к изучению законов и использования их. Спб. Девриен.
  6. . Н.Н. Судоустройство России в 17-м первой половине 19-ого вв. М. Наука. 1993 г.
  7. Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. Первая половина XIX века. М., 1981 г.
  8. В.Л. Мировой суд. Практический комментарий на первую книгу устава гражданского судопроизводства (ст.29−201). Спб. 1913 г.
  9. В.Л. Особые производства. Практический комментарий на третью книгу устава гражданского судопроизводства, (ст. 1289−1400). Спб. 1913 г.
  10. П. Право и нравственность, как явления всемирной культуры. Спб. 1902 г.
  11. Л. Самоучитель практического применения законов к различным случаям частной и общественной жизни. Сост. По Своду законов. Изд. и его продолжениям в 4-х частях. Спб. 1860 г.
  12. А.Ф. Собрание сочинений Т.1−5. М., 1966−1969гг.
  13. А.Ф. Возобновление уголовных дел. Юридическая летопись, 1890, июль.
  14. А.Ф. Отцы и дети судебной реформы В кн.: К пятидесятилетию судебных уставов. М. 1914 г.
  15. C.B. Правотворческая деятельность новых судов в сфере уголовного права и процесса. Судебные уставы за пятьдесят лет, M. Т.1.
  16. Н. Очерки судебных порядков по Уставам 20 ноября Спб. 1847 г.
  17. Ф. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от судебника до Учреждения о гу -берниях. M., 1859 г.
  18. А.А. Общественное движение при Александре М. 1909 г.
  19. Довнар-Запольский. М. В. Администрация и суд при Николае II. Баку. 1925 г.
  20. Довнар-Запольский. М. В. Мемуары декабристов. Записки, письма, показания, проекты конституции, извлечённые из следственного дела. Киев 1906г
  21. Довнар-Запольский. М. В. Идеалы декабристов. М. 1907 г.
  22. И. О судебных доказательствах. Трактат. Перевод с франц. Гороковичем. Киев. 1876 г.
  23. Я.И. Люди великого чина и звания. Культурно-исторические очерки. 2. Судьи. М. 1910 г. (Библиотека для семьи и школы).
  24. Г. Движение законодательства в России. Отделы 1, 2, 3, 4. Спб., 1869 г.
  25. В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений. Под редакцией A.C. Ященко. С предисловием М. М. Ковалевского. С приложением текста важнейших конституций. М. Изд. В. М. Саблина. 1905 г.
  26. .В. Судебная реформа. М. 1991 г.
  27. .В. Подготовка судебной реформы 20 ноября 1864 года в России. Саратов, 1963 г.
  28. .В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969 г.
  29. Н. Очерки судебных порядков по уставам 20 ноября 1864 года. Спб. 1874 г.
  30. А.Е. Волостной суд. Законы, распоряжения правительства и циркуляры для крестьян всей российской империи. 2-е доп. Изд. В 3-х частях. М. 1879 г.
  31. А.К. Сборник решений общего собрания кассационных и первого с кассационными департаментов Правительствующего сената за 30 лет (1866−1896гг) Спб. 1905.
  32. М.А. Практическое руководство для судебных следователей при окружных судах. Спб. 1889 г.
  33. Н. Законоположения о присяжном судоустройстве и судопроизводстве. Спб. 1865.
  34. В.И. Право, законодательство и администрация в философских и исторических исследованиях и монографиях. Т.1. Спб. 1869 г.
  35. П.Г. Господство права. М. Изд. Сытина. 1911 г. (Московское общество народных университетов).
  36. П.Г. Очерки по теории права. М. 1915 г.
  37. Владимирский -Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. 7-е издание. Пг.-Киев. Н. Я. Оглоблина. 1915 г.
  38. Ю.С. Свобода и её гарантии. Популярные социально-исторические очерки. Спб., 1910 г.
  39. . К.Н. Из записок сенатора. 1848 г. Рус. Архив. 1910 г. № 10.
  40. . М.М. О государственных установлениях. Архив исторический и практический. Сведения, относящиеся до России. Спб 1859 г.
  41. . В.А. Следствие и суд над декабристами. М. 1988 г.
  42. М.А. Судебная реформа в России. Т2. Судоустройство. 42. Спб. 1875 г.
  43. . A.B. Временное революционное правительство в слоях декабристов. М. 1982 г.
  44. . В. И. Полное собрание сочинений. Т.4
  45. К. Практическое руководство для судебных следователей, ч.1. Спб., 1879 г.
  46. . В.Л. Из недавнего прошлого. «Исторические очерки правосудия в России». Спб. Тип. Газета «Новости». 1896 г.
  47. А. Суд и его независимость. Изд. Ред. Журн. «Русское богатство». Спб. 1905 г.
  48. В. Толковый словарь. Т.2. М., 1935 г.
  49. М.Н. Систематический и алфавитный указатели в Своду законов в Российской империи. Спб. 1894 г.
  50. Н.К. Юридическая энциклопедия. Киев. 1889г
  51. Введение к изучению российских законов. Спб. 1860 г.
  52. С.И. Словарь русского языка. Изд. 10-е. М.1975г.
  53. Сборник в память первого русского статистического съезда. 1870 г. Спб. 1872 г.
  54. В. За много лет 1859−1871гг. Статьи, отрывки, история, критика, полемика, суд, речи и прочее. Спб. 1872 г.
  55. К. История судебных учреждений в России. Спб. 1850 г.
  56. П. Юридические записки. Т.1. М. 1841 г.
  57. К.К. Главные деятели и предшественники судебной реформы. Спб. 1904 г.
  58. . И.В. Судебная реформа Спб. 1906 г. 267с. /Кн. Изд. ПП Гершунина и К. Спб. Великие реформы 60-хгг. В их прошлом и настоящем./ Спб. Типо-Литография Ф. Вайсберга и Гершунина 1905 г.
  59. И.В. Исключительные положения. «Право». Спб. 1908 г.
  60. А.А. Десять лет реформ. 1861−1871гг. Отд. 1. Финансовая реформа.- Отд.2. Административная реформа.- 3. Судебная реформа. Спб. «Вестник Европы». 1872 г.
  61. Государственные преступления в России в XIX веке. Сост. Под редакцией Б. Базилевского (Богучарского) Т.1. 1825−1876гг.) Спб., 1906 г. Журнал «Русская историческая библиотека» № 1
  62. А. Политика, история и администрация. Критические и политические статьи. Спб. М. Вольф. 1871 г.
  63. . А.И. Курс статистики. Спб. Тип. Бп. И Бг. 1908 г.
  64. Мерку нов М. Н. Комментарий к законодательству о судоустройстве РФ. 2-е издание переработано и дополнено. М., СПб., ГЕРДА. 2000.
  65. Ф. Руководство к познанию действующих русских государственных, гражданских, уголовных и полицейских законов. «1-е издание с изменениями и дополнениями. Спб. 1856 г. 42. Гражданские законы. 282с. Ч. З. Уголовные и полицейские законы
  66. М.А. Судебная реформа в России. Спб., 1871 г. Т1. С. 617.
  67. А. М. Судоустройство в РФ. Выпуск 1 М., 1995 г.
  68. М.В. Суд в России: Вторая половина XIX- нач ХХвв. /Сарат. юридический институт МВД России. Саратов
  69. Материалы по судебной реформе в России 1864 г. Б.М. Б.Г. Т9.
  70. И .Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб. 1884.
  71. Е.В. Учебник гражданского процесса. М. 1917 г.
  72. В. Настольная книга для мировых судей. Издание второе, дополненное. Спб, 1 867г.
  73. Н. Инструкция чинам полиции. Спб. 1884 г.
  74. Соображения государственной канцелярии о преобразовании судебной части в России. 1862 г. № 65.
  75. Н.С. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Над. 1 8-е, дополненное, Спб., 1909 г.
  76. П.Г. Проблемы развития правового строя в постсоветской России. М., 1997.
  77. А. ИТАР-ТАСС. 17.01.2000 г.
  78. А.П. вед. Научн. Сотр. Рос. Академии Министерства Юстиции РФ «Юрист» № 4 2000г.
  79. В. Расширение доступа к правосудию одна из целей судебной реформы // Российская Юстиция 1999 г. № 9.
  80. В.А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности. М. 1998 г.
  81. И.Г. По поводу 269 статьи Устава уголовного судопроизводства. Журнал гражданского и уголовного права, 1890 г. № 6.
  82. И.Г. Вопросы текущей следственной практики. Журнал гражданского и уголовного права, 1888, № 5,
  83. С. О применении ст. 313 Уст.угол.судопр. Судебный вестник. 1871 г. № 57.8560. Ценкальский Ф. О пределах применения ст. 314 Устан.угол.судопр. -Судебная газета. 1903. № 6.
  84. Ю.С. Историческое развитие института освидетельствования в судопроизводстве дореволюционной России. Вестник Ленинградского университета, 1986 г., серия 6, вып.1.
  85. В. Нужно ли сохранить главу YIII «О дознании чрез окольных людей»? Журнал Министерства юстиции, 1896г. № 4.
  86. Я.К. Предъявление следственного производства обвиняемому. Журнал Министерства юстиции, 1899 г. № 7.
  87. А. К вопросу об обжаловании следственных действий. -Право. 1901. № 22.
  88. A.A. Недостатки в производстве предварительных следствий. -Юридический вестник, 1 876г, кн.1.
  89. И. Пререкания между судебными следователями и прокурорским надзором, Журнал министерства юстиции. 11 911 г. № 6.
  90. В. Конституция Закон прямого действия //Юридический вестник. 1999 г. № 6.
  91. М.В. Вступительная статья к книге Барак А. Судейское усмотрение. М. 1999 г. С.Х.
  92. В.М. Организация судебной власти в РФ /Рос. акад. Наук. Инст-т гос-ва и права. Акад. правовой ун-т. М., БЕК, 1996 г.
  93. Аппарат суда: организация работы в современных условиях /Рос. Прав. Акад М-ва юстиции РФ. Отв. Ред. Радутная H.B. -М., 1998 г.
  94. Н.М. Как сформировать корпус мировых судей? /Рос. Юстиция М. 1999 г. — № 4
  95. В. Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования /Рос. Юстиция -М., 1999 г. № 7
  96. H.A. О чём не стоит забывать авторам судебной реформы /Рос. Судья М. 1999 г. № 2
  97. H.A. Судебная власть и государственное управление /законность М., 1999 г. № 7 (О необходимости развития судебной системы в строгом соответствии с реалиями жизни).
  98. Гликин М, Скворцова Е. Коррумпированная судебная система тоже заботится о самоочищении она избавляется от наиболее независимых судей /Защита прав и свобод человека. — Иркутск- М., 1999 г. № 3
  99. В. Расширение доступа к правосудию одна из целей судебной реформы /Рос. Юстиция. М., 1999 г. № 2
  100. Д. Особенности национального суда, Спб- Неа- М., ОЛМА-ПРЕСС, 1999 г.
  101. В.Н. О некоторых проблемах судебной реформы /Северо-кавказ. юридический вестник-Ростов н/Д, 1998 г. № 3
  102. В интересах развития судебной системы и продвижения судебной реформы /Рос. Юстиция М. 1999 г. № 7
  103. Ю.И. Судебная власть. М., ДЕЛО 1999 г.
  104. Судебная система России. М., ДЕЛО, 2000 г. /Рос право: теория и практика.
  105. Становление судебной власти в обновляющейся России. Институт государства и права. АН 1997. (Новое в юридической науке и практике.
  106. А. Суд и гласность /Арм. сб.-М. 1999 г. № 8
  107. Т.Г. Судебная реформа. М. 1990 г.
  108. Г. Н. 25-летие Ставропольского окружного суда. Приложение № 30 газеты «Северный Кавказ».
  109. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. Спб. 1876 г. 93с.
  110. ПСЗ-1. Т.27. № 20 406, 20 551, 20 701, 2903.113. ПСЗ-1.Т6. № 3979.
  111. ПСЗ-П. Т.35. Отд. 1. № 35 890.
  112. ПСЗ-1. Т.31. №№ 24 971, 251 124−116. ПСЗ-1 Т.ЗЗ. № 26 129.
  113. ПСЗ-1 Т.37. № 20 405, 28 302.118. ПСЗ-1. Т. 10. № 14 392.
  114. ПСЗ-1. Т.20. Пргрф.67,71 -72.
  115. ПСЗ-1 Т.28. № 21 498, 21 499.121. ПСЗ-1. Т15 № 11 092.
  116. Свод законов Российской империи. Т16. Судебные уставы. Спб., 617с.
  117. Судебные уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией, ч. 1−713с., ч.2−522с., ч.3−567с., ч.4−199с., ч5−178с.
  118. Судебные уставы 20 ноября 1864 года с прибавлением статей законов, на которые сделаны в уставах ссылки. М., 1867 г. 198с.
  119. Судебные уставы 20 ноября 1864 года с разъяснениями их по решениям кассационных департаментов Правительствующего сената. Изд. 13, Спб. 1880 г.-517с.
  120. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. /Сост. П. В. Нестеров, М., 1872 г. -477с.
  121. Устав уголовного судопроизводства. Систематический комментарий. Вып1. М. 1914 г.
  122. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. С дополнениями по 1 января 1879 г. С приложением мотивов и извлечений из решений
  123. Уголовного кассационного департамента Сената. / Сост. Н. С. Таганцев. Спб. Изд.21, доп. 1913 г.- 629с.
  124. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Изд. 1885 года. Спб. 1885 г.-571с.
  125. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. /Сост. В. В. Волков. Пг. 1914 г.-576с.
  126. Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации. М., 1997 г.132. Свод законов. Т15 Спб.
  127. Закон РФ «О судебном департаменте при Верховном суде РФ» от 8 января 1998 г. //Рос. Газета от 14.11 998г.
  128. Положение о Министерстве Юстиции РФ, утверждённое Президентом РФ 2 августа 1999 г.
  129. Материалы по судебной реформе в России. БМ. БГ. Т9.
  130. ЦГИАЛ ф. 1275, on. 1, 1864 г., д. 58, лл2−12, 13−15.
  131. ЦГИАЛ, ф.1167, оп. 16. 1826 г., д. 92,л.141.
  132. ЦГИАЛ, ф.1190. оп.16., л.1. 1860 г. л.52.
  133. ЦГИАЛ, ф.1261, on. 1, 1838, д. 41, кн.2, л.129.
  134. ЦГИАЛ, ф.1261, оп.1, 1838 г., д70/а, л.25.141. ЦГИА. Ф.994. Оп.2. Д. 485.
  135. ГАСК ф398, оп. З, дЛ 37, л.11.
  136. ГАСК ф398. Оп. З, д. З, л2−5.
  137. Дело о преобразовании судебной части. Т53.
  138. Ставропольские губернские ведомости № 10 1850г.
  139. Ставропольские губернские ведомости № 16 1850г.
  140. Ставропольские губернские ведомости № 18 1850г.
  141. Ставропольские губернские ведомости № 12 1853г.
  142. Ставропольские губернские ведомости № 19 1853г.
  143. Ставропольские губернские ведомости № 35 1853г.
  144. Ставропольские губернские ведомости № 36 1853г.
  145. Ставропольские губернские ведомости № 26 1860г.
  146. Ставропольские губернские ведомости № 46 1865г.
  147. Ставропольские губернские ведомости № 47 1865г.
  148. Ставропольские губернские ведомости № 26 1867г.
  149. Ставропольские губернские ведомости № 21 1874г.
  150. Ставропольские губернские ведомости № 38 1874г.
  151. Ставропольские губернские ведомости № 7 1875г.
  152. Ставропольские губернские ведомости № 9 1875г.
  153. Ставропольские губернские ведомости № 28 1875г.
  154. Ставропольские губернские ведомости № 34 1879г.
  155. Ставропольские губернские ведомости № 19 1880г.
  156. Ставропольские губернские ведомости № 21 1880г.
  157. Ставропольские губернские ведомости № 45 1880г
  158. Ставропольский вестник. Ставрополь. Тип. 1914 г. № 61.
  159. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 Ставрополь. Тип. 1996 г.
  160. Обзор Ставропольской губернии за 1878 г.
  161. Обзор Ставропольской губернии за 1879 г.
  162. Обзор Ставропольской губернии за 1880 г.170. Журнал «Юрист» № 4. 2000 г.
  163. Журнал «Государство и право» № 7 2000г.
  164. Журнал «Юридический вестник» № 6 1999г.
Заполнить форму текущей работой