Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пенитенциарное правосознание в российском обществе: современное состояние и проблемы развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование соответствия господствующих в массовом, групповом и индивидуальном сознании эмоций, чувств, знаний, оценок и идеи, отражающих законодательство, регламентирующее наказание и практику его реализации в деятельности УИС собственно пенитенциарному правосознанию и анализ его состояния осуществлялись с помощью анкетного опроса и на основании использования данных социологический… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СУЩНОСТЬ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
    • 1. Пенитенциарное правосознание: понятие, структура, формы
    • 2. Пенитенциарное правосознание как форма профессионального правосознания
    • 3. Функции профессионального пенитенциарного правосознания
  • Глава 2. ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ: СОСТОЯНИЕ И
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
    • 1. Генезис пенитенциарного правового сознания в России
    • 2. Исследование состояния пенитенциарного правосознания в современном российском обществе
    • 3. Профессиональное пенитенциарное правосознание сотрудников уголовно-исполнительной системы как объект правового воспитания

Пенитенциарное правосознание в российском обществе: современное состояние и проблемы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Особенностью российского правового менталитета является наличие нигилистических установок, сочувственное отношение к заключенным как к «потерпевшим от властей», толерантное отношение к возможности оказаться в местах лишения свободы, выраженное в формуле: «от тюрьмы и от сумы .», ложная романтизация некоторых сторон тюремной действительности и др.

Сегодня в России около 3,6 млн. человек имеет «опыт» отбывания наказания, 860 тыс. находится в местах лишения свободы1 (в среднем один человек из тысячи). У многих из них в результате интенсивного воздействия криминализованной среды в системе ценностей и нормативных регуляторов доминирующими становятся ценности и нормы преступного мира, происходит размывание устоев правового сознания, деформация различных его элементов.

В связи с этим вполне очевидна необходимость активной, целенаправленной деятельности по формированию и развитию пенитенциарного правосознания — формы общественного, группового и индивидуального правового сознания, адекватно отражающего ту часть правовой реальности, которая связана с уголовно-исполнительным законодательством, с реализацией уголовных наказаний, с учреждениями и органами их исполняющими, с режимом в исправительных учреждениях и пр. Эта деятельность, в свою очередь, должна основываться на прочном научно-теоретическом фундаменте. Данное обстоятельство диктует необходимость нового обращения к исследованию проблематики правосознания и, в частности, малоизученной его формы — пенитенциарного правосознания.

Актуализирует исследуемую проблему и то, что носителями пенитенциарного правосознания являются лица, на профессиональной основе занимающиеся реализацией государственного принуждения в уголовно.

1 См.: Чыспенко, Д. «Второе наказание» для бывших зэков // Крестьянская Русь. 2008. № 38 (940). исполнительной системе (далее: УИС), те, кто в наибольшей степени подвержены деструктивному воздействию криминальной субкультуры, и от кого зависят качественное и гарантированное применение государственного принуждения к осужденным, обеспечение их прав, свобод и законных интересов.

В контексте проводимых в последние десятилетия в России реформ перед УИС ставятся задачи по выполнению международных стандартов содержания осужденных, оптимизации уголовного наказания, что обусловливает необходимость формирования нового ядра профессионалов, реализующих пенитенциарную политику государства, деятельность которых будет детерминирована состоянием пенитенциарного правосознания1.

Таким образом, следует констатировать, что сегодня существует потребность в новом обращении к проблеме правосознания и, в частности, в исследовании малоизученной его формы — пенитенциарного правосознания.

Степень научной разработанности темы исследования. Правосознание и его онтологические, генетические, функциональные и иные характеристики привлекали и привлекают внимание социологов, философов, юристов и других исследователей. Разработка основных теоретико-методологических подходов к природе и сущности правосознания имеет давнюю историко-правовую традицию. Эти вопросы нашли свое отражение в трудах русских дореволюционных и советских юристов И. А. Ильина, Л. И. Петражицкого, М. А. Рейснера, П. И. Стучки, Е. Н. Трубецкого, Г. Ф. Шершеневича и др. К проблеме эволюции правосознания, обращались такие отечественные юристы как К. Т. Вельский, Е. А. Лукашева, С. В. Позднышев, Н. И. Попова, В. А. Сапун, Э. Ю. Соловьев, И. Е. Фарбер и др. Отдельные аспекты правосознания, отражающего пенитенциарную действительность, рассматривались в трудах по истории уголовно-исполнительной системы (И. И. Бомбергер, Н. Верт, С. И. Кузьмин).

1 Доклад директора ФСИН России Ю. И. Калинина на заседании коллегии Минюста России 17 марта 2006 г. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 2. С. 1.

В последние годы заметно усилился интерес к вопросам правосознания и правовой культуры со стороны юристов и социологов: анализировались вопросы соотношения российского менталитета и правосознания (Р. С. Бай-ниязов), социологические аспекты правосознания (Т. Б. Берсиров). Эти исследования имеют в своей основе положения теории правосознания, общей теории права, в рамках которой подвергались изучению отдельные формы правосознания: профессиональное правосознание юристов (Ю. М. Грошевой, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Р. А. Кузнецов, А. Р. Ратинов, В. А. Сапун, Н. Я. Соколов, и др.) — профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (П. П. Баранов, Н. Л. Гранат, Е. А. Жуков, В. Н. Коробка, В. П. Сальников, В. М. Столовский, А. Г. Хабибуллин), конституционное правосознание, а также правосознание государственных служащих (А. А. Бондарев, А. Д. Магденко, Н. В. Мамитова, В. В. Никитяева и др.). Деформациям профессионального правосознания посвящены работы Р. А. Кузнецова, В. Р. Петрова и М. А. Шерменева.

Ряд частных вопросов, связанных с пенитенциарным правосознанием, затрагивался при изучении смежных феноменов — правовой культуры и правового воспитания — в работах таких авторов как: А. М. Айзенберг, А. Д. Бойков, Г. Н. Васин, О. А. Долгополов, В. А. Медведев, А. В. Мицкевич, Е. Б. Кониченко, И. Ф. Рябко, Н. М. Тапчанян и др.

Признавая ценность трудов указанных выше авторов, вместе с тем, следует констатировать, что пенитенциарное правосознание как целостный и относительно самостоятельный феномен в их работах не анализировался, не изучались его генетические аспекты, не предпринималось также и исследование его состояния в современных российских условиях.

Таким, образом, можно утверждать, что проблема, составляющая предмет исследования настоящей работы в общей теории права и государства ставится и решается впервые.

Объект исследования настоящей работы составляет правосознание общества, рассматриваемое как целостная динамичная система.

Предметом исследования является понятие, структура, генезис, формы пенитенциарного правосознания и его современное состояние.

Цели и задачи исследования. Целью работы является создание теоретико-методологических предпосылок для формирования теории пенитенциарного правосознания.

Для достижения указанной цели предпринимается решение следующих исследовательских задач:

— выявление категориальной сущности пенитенциарного правосознания, выработка его определения, необходимого для анализа понятия, форм и структурных элементов;

— анализ пенитенциарного правосознания как формы общественного сознания, рассмотрение его понятия, структуры и функций;

— определение специфики пенитенциарного правосознания особой категории субъектов — сотрудников УИС;

— поэтапное исследование генезиса пенитенциарного правосознания и определение его особенностей в различные периоды истории России;

— исследование состояния пенитенциарного правосознания в современном российском обществе;

— разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов позитивного воздействия на состояние пенитенциарного правосознания в российском обществе и подготовке методик формирования профессионального пенитенциарного правосознания у сотрудников УИС.

Методологической основой исследования стал диалектико-материалистический подход в сочетании с современными общенаучными методами познания. В частности, анализ и системный подход позволили разработать дефиниции, описать структуру пенитенциарного правосознания и рассматривать его как системное образование. Исследование компонентов правосознания как единства взаимосвязанных элементов проводилось с использованием структурного синтеза.

Потребность в исследовании генезиса пенитенциарного правосознания предопределила выбор исторического метода. Метод конкретно-социологических исследований, используемый для выявления особенных черт пенитенциарного правосознания на основе анкетирования и наблюдения, дал возможность выявить отдельные формы пенитенциарного правосознания, отражающие его качественное состояние. Анализ и обобщение результатов анкетирования проводился с использованием статистического метода.

В работе применялись и собственно правовые методы, в частности, сравнительно-правовой метод использовался при сравнении западной и российской традиции права в части вопроса исполнения наказаний, к формально-юридическому методу автор прибегал при изучении нормативно-правовых актов, регламентирующих статус сотрудников уголовно-исполнительной системы и их профессиональную деятельность.

Теоретической основой диссертации выступают положения учений о правосознании и правовом воспитании в общей теории права, сформулированные такими учеными как С. С. Алексеев, В. М. Баранов, В. В. Лазарев, С. И. Кузьмин, A.B. Малько, Н. И. Матузов, А. И. Овчинников, В. П. Сальников, П. И. Стучка и др. Исследование генезиса пенитенциарного правосознания основывалось на трудах М. Н. Гернета, Н. Верта, Б. Б. Казака, С. И. Кузьмина, Е. А. Лукашевой, Е. А. Емельяновой, А. И. Зубкова, Н. И. Поповой, С.П. Супо-нева, О. Ф. Щишова и др.

При исследовании пенитенциарного правосознания сотрудников УИС как разновидности профессионального правосознания диссертант опирался на труды П. П. Баранова, Н. В. Витрука, H.H. Вопленко, Н. Л. Гранат, A.B. Трошева, Е. А. Жукова, И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева, А. Р. Ратинова, В. А. Сапуна, Н. Я. Соколова и др. При сравнительном анализе пенитенциарного правосознания в западной и в российской традиции права ценными оказались работы зарубежных исследователей: Г. Д. Бермана и Л. Фридмена и др.

При исследовании правового воспитания как средства формирования пенитенциарного правосознания существенную помощь оказали разработки A.M. Айзенберга, O.A. Долгополова, Д. Н. Бережновой, Е. Б. Кониченко, Е. В. Татаринцевой и др.

Эмпирическую базу исследования составляют: нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс исполнения наказания, данные социологических опросов, опубликованные в научных изданиях, свидетельствующие о состоянии правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы, данные анкетного опроса, проведенного автором в исправительных учреждениях Кемеровской области.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что настоящая работа является одним из немногих теоретико-правовых исследований, посвященных анализу пенитенциарного правосознания.

В ней на монографическом уровне осуществлено выявление категориальной сущности пенитенциарного правосознания, сформулировано его определение, предпринят анализ его форм и структурных элементов. Рассмотрен генезис этого малоисследованного социально-правового феномена с учетом политики, проводимой российским государством в различные исторические периоды. Сформирована теоретическая модель пенитенциарного правосознания как формы профессионального правосознания и осуществлено исследование его состояния в современном российском обществе. Разработаны рекомендации по совершенствованию средств и способов и методик формирования профессионального пенитенциарного правосознания сотрудников УИС.

Поставленные в диссертации задачи решены в динамике, комплексно, с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Таким образом, на основе современных знаний, накопленных теорией права, осуществлен комплексный анализ пенитенциарного правосознания в современном российском обществе.

Научная новизна выражается также и в положениях, выносимых на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторская концепция пенитенциарного правосознания, включающая: а) периодизацию его генезиса, в рамках которой автор выделяет пять периодов. 1. Период до Февральской революции 1917 г., для которого было характерно карательное правосознание. 2. С февраля 1917 г. до 1928 г., ему свойственно классовое правосознание. 3. Период с 1928 по 1958 г. ознаменован формированием исправительно-трудового правосознания. 4. Период с 1959 по 1992 г., когда исправительно-трудовое правосознание перерастает в уголовно-исполнительное. 5. Современный период (начиная с 1993 г.), характеризуемый как собственно пенитенциарный. б) теоретическую модель понимания пенитенциарного правосознания, в рамках которой различается:

— пенитенциарное правосознание как форма индивидуального, группового и общественного сознания — совокупность знаний, взглядов, убеждений, ценностей, правовых установок и чувств, выражающих отношение отдельных субъектов, групп и общества в целом к уголовно-исполнительному законодательству, деятельности органов УИС, собственному поведению в сфере отношений, складывающихся по поводу исполнения наказаний, а также к процессу исполнения наказаний и эффективности данного процесса;

— пенитенциарное правосознание — тип правосознания, характеризующийся гуманным отношением государства и общества к осужденному, признанием необходимости уважения, соблюдения и защиты его прав и свобод;

— пенитенциарное правосознание как специализированное профессиональное правосознание — совокупность знаний, взглядов, убеждений, ценностей, правовых установок и чувств по отношению к существующей и желаемой пенитенциарной действительности, характерных для профессиональной группы лиц, объединяющей сотрудников УИС, осуществляющих пенитенциарную деятельность и обеспечивающих соблюдение порядка и условий отбывания наказаний, эффективное использование средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересовоказание осужденным помощи в социальной адаптации. в) выделение автором трех форм пенитенциарного правосознания в зависимости от содержания и качества структурных компонентов: позитивная, негативная и комбинированная.

2. В целях нейтрализации факторов, детерминирующих негативное правосознание, и формирования устойчивого позитивного пенитенциарного правосознания, особо актуального для работников УИС, представляется необходимым: а) ввести обязательный спецкурс «Права человека» и факультативные спецкурсы «Правовая культура, правосознание и правовое воспитание», а также увеличить количество часов по обозначенным темам в дисциплине «Правоведение», преподаваемой в неюридических образовательных учрежденияхб) ввести служебную подготовку для работников УИС, не имеющих специальных званий, а также курс специальной правовой подготовки для сотрудников УИС, не имеющих юридического образования, включив в нее основы правоведения и спецкурс «Права человека». в) разработать Кодекс профессиональной этики сотрудника УИС, где будут закреплены ценности, определяющие его мировоззрение, принципы и нормы служебного поведения, а также предусмотрены меры дисциплинарной ответственности в случае нарушений норм служебной этики.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы работы расширяют имеющиеся в теории права представления о правосознании и его формах, о факторах, детерминирующих его состояние в российском обществе. Положения настоящей диссертации конкретизируют и дополняют учение о правосознании в теории права и способствуют формированию частной теории — теории пенитенциарного правосознания.

В практическом плане значимость работы диссертанта обусловлена возможностью использования ее результатов в дальнейших научно-исследовательских разработках проблем правосознания в современном российском обществе, а также в учебном процессе юридических вузов и факультетов при преподавании учебных курсов «Теория государства и права», «Обеспечение прав человека в правоохранительной деятельности».

Кроме того, положения и выводы работы могут быть использованы в процессе служебной подготовки сотрудников УИС и в воспитательном процессе в исправительных учреждениях с лицами, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Научные результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании законодательства, а также могут оказать позитивное влияние на развитие юридических отраслевых наук и учебных дисциплин.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации: неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России и Кузбасского института ФСИН России, используются в учебном процесседокладывались автором на научно-практических конференциях и «круглых столах», проводимых в Кузбасском институте Федеральной службы исполнения наказаний и Сибирском филиале Международного института экономики и праваприменяются в процессе уголовно-исполнительной деятельности ряда исправительных учреждений Кемеровской областиотражены в опубликованных работах автора.

Структура диссертационной работы представлена введением, двумя главами, включающими 6 параграфов, заключением и библиографическим списком.

Эти выводы могут быть использованы при проведении занятий по Теории государства и права, спецкурсов «Правовая культура и правосознание», «Правовое сознание и правовое воспитание», «Особенности российского менталитета и проблемы формирования правосознания" — для подготовки и издания учебных пособий для слушателей, сотрудников и курсантов, а также при организации учебно-воспитательной работы в подразделениях.

В настоящей работе предпринята попытка очертить общие контуры проблемы пенитенциарного правосознания. Между тем, сама эта проблема многоаспектна, и для выявления всех ее сторон необходимо целый комплекс как теоретических, так и прикладных исследований. Наиболее перспективным представляется решение таких вопросов, как анализ механизма влияния тюремной субкультуры на пенитенциарное правосознание граждан, взаимосвязь профессионального риска сотрудников УИС и состояния их профессионального правосознания, поиск средств защиты пенитенциарного правосознания осужденных от негативного влияния ценностей и норм преступного мира и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В контексте проводимых в России реформ перед уголовно-исполнительной системой ставятся задачи по реализации международных стандартов содержания осужденных и оптимизации уголовного наказания, однако переход от системы репрессивно-карательного к системе пенитенциарного типа должен сопровождаться соответствующими изменениями в общественном сознании.

Между тем, нигилистические установки, сочувственное отношение к преступникам, интенсификация влияния криминальной среды на общество, актуализирует вопрос о необходимости формирования такой формы общественного сознания, которая адекватно отражала бы пенитенциарную действительность, тем более, что ее носителями являются и сотрудники уголовно-исполнительной системы, реализующие государственную политику в сфере исполнения наказаний, и постоянно испытывающие деструктивное воздействие тюремной субкультуры. От состояния правосознания этой категории лиц напрямую зависит качественное и гарантированное осуществление государственного принуждения к осужденным, обеспечение их прав, свобод и законных интересов, правомерность поведения.

Обращение к анализу и теоретическому осмыслению пенитенциарного правосознания с целью выявления его состояния, существующих форм и определения средств и методов воспитательного воздействия, а также разработка этой проблематики применительно к современным условиям, способствует решению некоторых проблем совершенствования пенитенциарной системы, а в рамках диссертационного исследования позволяет сделать некоторые выводы, сформулировать предложения и рекомендации.

Пенитенциарное правосознание можно определить как форму индивидуального, группового и общественного сознания, представляющую собой совокупность знаний, взглядов, убеждений, ценностей, правовых установок и чувств, выражающих отношение отдельных субъектов, групп и общества в целом к уголовно-исполнительному законодательству, деятельности органов УИС, собственному поведению в сфере отношений, складывающихся по поводу исполнения наказаний, а также к процессу исполнения наказаний и эффективности данного процесса.

Решение задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказания, декриминализацию общества, расширение видов наказаний, а также реализация одобренной Президентом Российской. Федерации Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы России, закрепляющей основополагающие принципы реформирования пенитенциарной системы и направленной на поднятие престижа и авторитета среди населения, невозможно без формирования профессионального пенитенциарного правосознания.

Исследование проблемы пенитенциарного правосознания, осуществленное в диссертации в соответствии с поставленной целью, позволяют заключить следующее:

1. Конечный результат любого научного поиска находится в прямой зависимости от тех методологических подходов, которые реализуются в исследовании. Методологической основой анализа пенитенциарного правосознания выступила категория правосознания как независимое, целостное и «ря-доположенное» праву явление. Исходя из этого, рассмотрены ее сущность, структура, содержание, формы. Иными словами, разрешен ряд проблем сис-темно-деятельностного, системно-функционального, структурно-содержательного, аксиологического характера, составляющих наиболее глубокий уровень методологии исследования пенитенциарного правосознания.

2. В рамках разработанной в настоящей диссертации модели теоретического понимания пенитенциарного правосознания следует различать: пенитенциарное правосознание как форму индивидуального, группового и общественного сознания — совокупность знаний, взглядов, убеждений, ценностей, правовых установок и чувств, выражающих отношение отдельных субъектов, групп и общества в целом к уголовно-исполнительному законодательству, деятельности органов УИС, собственному поведению в сфере отношений, складывающихся по поводу исполнения наказаний, а также к процессу исполнения наказаний и эффективности данного процессапенитенциарное правосознание — как тип правосознания, характеризующийся гуманным отношением государства и общества к осужденному, признанием необходимости уважения, соблюдения и защиты его прав и свободпенитенциарное правосознание как специализированное профессиональное правосознание.

3. Количество и характер изменений содержания элементов пенитенциарного правосознания обусловливает степень его деформированности. Современное состояние пенитенциарного правосознания в российском обществе может быть представлено тремя формами: позитивной, комбинированной и негативной.

Позитивное пенитенциарное правосознание характеризуется преобладанием позитивных правовых чувств, настроений эмоций в восприятии деятельности соответствующих органов государства, наличием правовых знаний, позволяющих воссоздать объективную, неискаженную картину пенитенциарной действительности, позитивными оценками уголовно-исполнительной политики государства.

Негативное пенитенциарное правосознание характеризуется преимущественно негативным отношением к существующей уголовно-исполнительной политике государства, деятельности органов, исполняющих наказания и отрицанием возможности исправления преступника в процессе отбывания наказания. В структуре негативного правосознания следует отметить правовые чувства, выражающие недоверие к правовым установлениям, отрицательные правовые эмоции, отличающиеся неодобрением по поводу назначения и исполнения наказания, отсутствием правовых навыков, а также отсутствием глубоких юридических знаний.

Комбинированная форма пенитенциарного правосознания характеризуется одновременно наличием позитивного и негативного отношения субъекта к пенитенциарной действительности с учетом конкретных фактов и обстоятельств. Положительные эмоции могут проявляться в отношении усовершенствования уголовно-исполнительного законодательства (например, одобрение увеличения количества свиданий, посылок и передач). При этом могут иметь место и отрицательные эмоции и настроения, например, в отношении условий содержания осужденных или действий органов и сотрудников УИС.

4. Профессиональная деятельность сотрудников УИС специфична не только в целях, задачах и средствах, применяемых сотрудниками УИС в своей деятельности, но и в характере и условиях их труда. Профессиональная деятельность сотрудников УИС носит государственно-властный характер и связана с реализацией постоянно длящегося государственного принуждения.

Своеобразие профессионального пенитенциарного правосознания, обусловлено, главным образом, предметом отражения и внешней средой. Результаты предпринятого исследования дают основание подойти к определению пенитенциарного правосознания, рассматриваемого в узком смысловом значении как специализированного профессионального правосознания, представленного совокупностью знаний, взглядов, убеждений, ценностей, правовых установок и чувств по отношению к существующей и желаемой пенитенциарной действительности, характерной для профессиональной группы, объединяющей работников УИС, осуществляющих пенитенциарную деятельность и обеспечивающих соблюдение порядка и условий отбывания наказанийэффективное использование средств исправления осужденныхохрану их прав, свобод и законных интересовоказание осужденным помощи в социальной адаптации.

5. Исследование сущности и особенностей профессионального пенитенциарного правосознания предполагает рассмотрение его функциональной роли в общественных отношениях и правовом регулировании. Методологической основой к исследованию функций профессионального пенитенциарного правосознания явилась теория функций правосознания, позволяющая определить, что профессиональное пенитенциарное правосознание как специализированная форма профессионального правосознания выполняет как общие {регулятивная, познавательная, оценочная, правотворческая, прогностическая, воспитательная, когнитивная, идеологическая, информационная), так и специализированные функции {защитная, адаптационная, телеологическая, инструментальная, функция социализации).

6. Зарождение и отдельные этапы эволюции правосознания в целом, в том числе пенитенциарного, детально проследить невозможно, поскольку это длительный и сложный процесс, детерминированный факторами как собственно правового, так и политического, экономического, культурного характера, однако анализ источников права, материальных памятников, трудов по истории государства и права и истории учений о праве и государстве позволяет утверждать, что становление пенитенциарного правосознания происходило в ходе реализации множества различных, зачастую противоположных и противоборствующих тенденций, характеризовалось различием между официально провозглашенным и реальным его состоянием и частичным несоответствием основным направлениям государственной уголовно-исполнительной политики. Исходя из проведенных исследований представляется, что определение главного вектора развития правового сознания, необходимое для создания целостной концепции, возможно лишь при учете доминирующего типа правосознания в рамках следующей периодизации. Первый период, самый обширный по времени, начавшийся с момента появления первых проявлений «специфического» правосознания, складывающегося в сфере исполнения наказаний и длившийся до Февральской революции 1917 г., можно характеризовать как этап карательного правосознания. Для второго периода, продолжавшегося с февраля 1917 г. по 1928 г. было свойственно классовое правосознание. Период с 1928 г. по 1958 г. ознаменован формированием исправительно-трудового правосознания. Начиная с 1958 г. по 1992 г. происходит переход к уголовно-исполнительному правосознанию. С 1993 г. по настоящее время продолжается процесс формирования собственно пенитенциарного правосознания.

7. Исследование соответствия господствующих в массовом, групповом и индивидуальном сознании эмоций, чувств, знаний, оценок и идеи, отражающих законодательство, регламентирующее наказание и практику его реализации в деятельности УИС собственно пенитенциарному правосознанию и анализ его состояния осуществлялись с помощью анкетного опроса и на основании использования данных социологический исследований, что позволило получить следующие результаты: пенитенциарное правосознание понимается сотрудниками УИС как тип правосознания, отражающий законодательство и отношения в области исполнения уголовных наказаний, основывающийся на генеральной идее отношения к осужденному, как к человеку, признания, уважения и защиты его прав и свобод. к числу основных факторов, определяющих форму пенитенциарного правосознания, следует отнести правовую подготовку, личный опыт, степень информированности о пенитенциарной действительности. В меньшей степени на характер пенитенциарного правосознания влияют: опыт международного сотрудничества, пробелы в законодательстве и др. современное состояние пенитенциарного правосознания может быть охарактеризовано такими показателями как: противоречивость, преобладание эмоционального компонента, недостаток правовых знаний, в целом негативное восприятии уголовно-исполнительной системы, позволяет характеризовать современное пенитенциарное правосознание как переходное, характерное для этапа реформирования УИС.

8. Необходимость формирования профессионального пенитенциарного правосознания обуславливается целями и задачами, поставленными высшими органами государственной власти перед уголовно-исполнительной системой. При этом, профессиональное пенитенциарное правосознание должно быть сформировано именно в позитивной форме, т. е. с преобладанием позитивных правовых чувств, настроений эмоций в восприятии деятельности соответствующих органов государства, наличием правовых знаний, позволяющих воссоздать объективную, неискаженную картину пенитенциарной действительности, позитивными оценками уголовно-исполнительной политики государства. Процесс воспитания, объектом которого является профессиональное пенитенциарное правосознания, представляет собой важнейший элемент процесса формирования правосознания и условно может быть разделен на два этапа: воздействие на обыденное правосознание и собственно, профессиональное правосознание. Основными формами воспитания профессионального пенитенциарного правосознания являются: правовое, нравственное, патриотическое и иные направления воспитания, правовое обучение и самовоспитание. Средствами правового воспитания являются специальные курсы, правовые беседы, тренинги и пр.

Для того, чтобы Россия как демократическое правовое государство, стала эффективным инструментом самоорганизации гражданского общества, как это предусмотрено в Стратегии развития России до 2020 года, необходимо формирование у общества уважительного отношения к политике, деятельности государства и принимаемым нормативно-правовым актам по различным вопросам, в том числе в области уголовно-исполнительной действительности, и, одной из приоритетных задач в данном направлении является формирование позитивного пенитенциарного правосознания.

Для решения данной задачи необходимо осуществлять работу по нейтрализации факторов, деформирующих правосознание, использовать весь комплекс форм и средств правового воспитания, реализовывать принцип гласности и совершенствовать систему образования.

Проведенное исследования позволило сделать ряд теоретических выводов, которые имеют практическое значение, заключающееся в формулировке ряда рекомендаций организационно-практического и теоретико-методологического характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Красная звезда, 2007. -61с.- ISBN 978−5-88 727−063−0.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: фе-дер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ. // Рос. газ. 2001. — 22 дек.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: фе-дер. закон от 08 янв. 1997 г. № 1-ФЗ. //Рос. газ. 1997. — 16 янв.
  4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473−1. //Ведомости СНД и ВС РФ.-1993.-№ 33.-Ст. 1316.
  5. О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ от 08 окт. 1997 г. № 1100. // Рос. 'газ. 1997. — 15 окт.
  6. О некоторых мерах по реформированию Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ от 17 сент. 1998 г. № 1116.// Рос. газ. 1998. — 23 сент.
  7. Вопросы федеральной службы исполнения наказаний: указ от 12 окт. 2004 г. № 1314. //Рос. газ. 2004. — 19 окт.
  8. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР: закон от 16 окт. 1924 г. // СУ РСФСР. 1924. — № 86. — Ст. 870.
  9. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР: закон от 01 авг. 1933 г. // СУ РСФСР. 1933. — № 48. — Ст. 208.1. Монографии, учебники, учебные пособия
  10. , М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдуллаев. М.: Финансовый контроль, 2004.-410 с.
  11. , A.B. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей: Проблемы теории и практики / под ред. БайтинаМ.И. Саратов: изд-во Сарат. гос. акад. права, 2003.
  12. , С. С. Общая теория права: в 2 т. / С. С. Алексеев. — М.: Юрид. лит., 1981.-361 с.
  13. , С. С. Право: азбука теория — философия: опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. — М.: НОРМА-ИНФРА. — М, 1998. — 822 с.
  14. , П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД (теоретические проблемы) / П. П. Баранов. М.: Норма, 1991. — 238 с.
  15. , П. П., Зубенко Н. Н. Некоторые аспекты профессионального правосознания следователей органов внутренних дел / П. П. Баранов, Н. Н. Зубенко, Р. на / Д.: изд-во Ростовск. ун-та, 1988. — 107 с.
  16. , К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания / К. Т. Бельский. М.: Высш. шк., 1982. — 245 с.
  17. , К. Т. Социалистическое правосознание : диалектика формирования и развития / К. Т. Бельский. Ярославль: Верх.-Волж кн. изд-во, 1979.-136 с.
  18. Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Гарольд Дж. Берман. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 592 с.
  19. , А. Б. Формирование социалистического правосознания народов Дагестана / А. Б. Биймурзаев Махачкала: Самоцвет, 1984. — 207 с.
  20. , С. В. Теория государства и права : учебное пособие / С. В- Бошно. М.: Эксмо, 2007. — 400 с.
  21. , JI. 77. Социальная среда и сознание личности / JI. П. Буева -М.: Наука, 1968.- 182 с.
  22. Верт, Никола История советского государства. 1900−1991 / Никола Верт. М.: Прогресс, 1995. — 544 с. — ISBN 5−8586−4080-Х.
  23. , А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2007. 608 с.
  24. , Л. Е. Курс уголовного права : основы нынешнего уголовного права. Ч. 1. / JI. Е. Владимиров. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1908. — 400 с.
  25. , Н. Н. Правосознание и правовая культура / Н. Н. Во-пленко. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. — 52 с. — ISBN 5−85 534−311−1.
  26. Вопросы исправительно-трудового права: сб. статей. Вып. 1 / под общ. ред. А. А. Герцензона. М., 1957. — 171 с.
  27. Всемирная энциклопедия / под ред. А. А. Грицанова. М.: Совр. лит-ра, 2001.-С. 1312.
  28. , М. Н. История царской тюрьмы. Т. 3. / М. Н. Гернет. — М.: Юрид. изд-во Минюста СССР, 1948. 376 с.
  29. , А. Н. Теория государства и права / А. Н. Голо-вистикова, Ю. А. Дмитриев. М.: Эксмо, 2007. — 592 с.
  30. , Н. Л. Общая теория государства и права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М.: Зерцало, 2002. — 528 с.
  31. , Н. Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел / Н. Л. Гранат. — М.: Юрид. лит., 1984. 148 с.
  32. , Ю. М. Профессиональное правосознание судьи и социалистического правосудия / Ю. М. Грошевой. Харьков: Изд. объединение Вища школа, 1986. — 183 с.
  33. X. С., Сальников В. П., Федоров, В.П. Правовая и духовная культура сотрудников правоохранительных органов / X. С. Гурциев, В.
  34. П.Сальников, В. П. Федоров,-Спб.: Юридический центр Пресс., 1999. 172 с.
  35. , И. А. Революционное правосознание и правотворчество народных масс в период от Февраля к Октябрю 1917 года / И. А. Емельянова. Казань: Изд-во Казан, ун-та., 1967. — 88 с.
  36. , С. В. Смертная казнь в истории России / С. В. Жильцов. М.: Изд-во МГУ, 2002. — 464 с.
  37. , А. И, Калинин Ю. И., Сысоев, В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность / под ред. С. В. Степашина и П. В. Крашенинникова. — М.: Норма, 1998.- 172 с.
  38. , А. И. Основные пути и средства нравственного и эстетического воспитания несовершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях / А. И. Зубков. М., 1982. — 135 с.
  39. , Р. Борьба за право / Р. Иеринг. СПб.: Санкт-петербургская типо-, литография А. Е. Ландау, 1904. — 96 с.
  40. , И. А. О грядущей России : избр. статьи / И. А. Ильин. -М.: Военихдат, 1993. 368 с.
  41. , И. А. О сущности правосознания : собр. соч. Т. 4. / И. А. Ильин. М., 1994.-167 с.
  42. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. Рязань: Изд-во РВШ МВД РФ, 1993.-398 с.
  43. История советского государства и права. Кн. 2. Советское государство и право в период строительства социализма (1921 1935 гг.) / под ред. А. П. Косицина. — М.: Наука, 1968. — 607 с.
  44. История сталинского ГУЛАГа. Конец 20 первая половина 50-х годов: собрание документов: в 7 т. / отв. ред. А. Б. Безбородое, В. М. Хру-сталев. — М.: Росслэен, 2004.
  45. Казак, Я Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы / Б. Б. Казак. Рязань: Акад. права и управ. Минюста России, 2002. — 324 с. — ISBN 5−7743−0067−6.
  46. , И. И. Философия для аспирантов. Структура правосознания / И. И. Кальной, Ю. А. Сандулов. Спб.: Лань, 2003. — 512 с.
  47. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. А. И. Зубкова. М.: НОРМА-ИНФРА, 2005. — 496 с.
  48. , С. А. Общая теория государства и права / С. А. Комаров. СПб.: Питер., 2004. — 512 с.
  49. , Н. М. Лекция по обшей теории права /Н. М. Коркунов- СПб.: изд-во Маркса, 1909. 175 с.
  50. , С. М. Теория государства и права / С. М. Кошелев. — СПб.: Вектор, 2007. 250 с.
  51. , В. Н. Правовое поведение: норма и патология / В. Н. Кудрявцев. М.: Юрид. лит., 1982. — 192 с.
  52. , В. Н. Причины правонарушений / В. Н. Кудрявцев. -М.: Юрид. лит., 1976. 136 с.
  53. , С. И. Политико-правовая основа становления и развития исправительно-трудовых учреждений. М., 1988.
  54. , К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX в.). Екатеринбург, 2003.
  55. , В. В. Общая теория права и государства / В. В. Лазарев.- М.: Юристъ, 2007. 575 с.
  56. , В. В. Теория государства и права / В. В. Лазарев, С. В. Липень. М.: Спарк., 2000. — 528 с.
  57. , Е. А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. -М.: Факел, 1973. 184 с.
  58. , В. В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ / В. В. Лунеев. М., 1997. — 441 с.
  59. , В. П. Концепция философии права / В. П. Малахов. -М.: Юнити-ДАНА, 2007. 751 с.
  60. , Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2002. — 556 с.
  61. , Л. С. Правосознание // Общественное сознание и его формы / под ред. В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. — 150 с.
  62. , Р. Т. Теория государства и права / Р. Т. Мухаев. М.: Юнити-ДАНА, 2005. — 591 с.
  63. Общественное сознание и его формы / под общ. ред. В. И. Толстых. — М.: Просвещение, 1986. — 177 с.
  64. , В. С. Проблемы общей теории права и государства /. В. С. Нерсесянц. М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. — 813 с. — ISBN 5−8912−33 614.
  65. Новгородцев, 77. И. Кризис современного правосознания /П. И. Новгородцев М.: изд-во коллегии адвокатов, 1909. — 175 с.
  66. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. -М.: Объед. ред. МВД России, 1996. 464 с.
  67. , М. Ф. Право и личность / М. Ф. Орзих. Киев, 1978. — 127с.
  68. Отчет ГТУ за 1908 г. СПб.: 1910.
  69. , А. С. Правовое воспитание /А. С. Павлов М.: Юрид. лит, 1972.-202 с.
  70. , А. С. Теория государства и права / А. С. Пиголкин. — М.: Юриздат, 2007. 613 с.
  71. , Г. В. Избранные философские произведения. Т. 1. / Г. В. Плеханов. -М.: Гос. издат. полит, лит-ры, 1956. 848 с.
  72. , Е. Г. Революционный процесс и революционное сознание / Е. Г. Плимак. М.: Политиздат, 1983. — 240 с.
  73. , С. В. Основные вопросы наказания / С. В. Поздны-шев. М.: Универ. типограф., 1904. — 407 с.
  74. , А. В. Коммуникативная теория права / А. В. Поляков. -Спб.: Изд. дом Санкт-петербургского ун-та, 2004. 864 с.
  75. , Д. А. Правосознание как особое общественное явление / Д. А. Потопейко. Киев: Наукова Думка, 1970. — 111 с.
  76. Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации советского общества. Информационные материалы. — Свер-ловск: Изд. свердл. гос. ун-та, 1991. 112 с.
  77. , JI. П. Теория государства и права / JI. П. Рассказов. — М.: РИОР, 2008.-463 с.
  78. , А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методологические проблемы социальной психологии / А. Р. Ратинов. М., 1979. — 211 с.
  79. , Ю. С. Реализация норм советского права. Системный анализ /Ю. С. Решетов. Казань: Изд-во Казан, ун-та., 1989. — 153 с.
  80. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / отв. ред. О. И. Чистяков. М.: Юрид. лит., 1986.-512 с.
  81. , И. Ф. Правосознание и правовое воспитание масс / И. Ф. Рябко. Р. на / Д.: Изд-во донецкого ун-та, 1969. — 136 с.
  82. Сборник Декретов за 1919 год. М.: 1920.
  83. , В. 77. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел / В. П. Сальников JI.: Закон и право, 1988. — 181 с.
  84. , Т. В. Правосознание и правовое воспитание // Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — М.: Юристъ, 1997.-768 с.
  85. , Э. Ю. Прошлое толкует нас / Э. Ю. Соловьев. М.: Политиздат, 1991.- 432 с.
  86. , Э. Ю. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Квинтэссенция. Философский альманах / Э. Ю. Соловьев. М., 1990.-235 с.
  87. , Н. Я. Профессиональное сознание юристов / Н. Я. Соколов. М.: Наука, 1988. — 224 с.
  88. , Н. Я. Организация правовой пропаганды / Н. Я. Соколов. М.: Юрист, 1974. — 197 с.
  89. , А. И. Архипелаг ГУЛАГ : в 3 т. / А. И. Солженицын. М.: Вагриус, 2008. — 592 с.
  90. , Л. Б. Права человека и пенитенциарные учреждения : теоретико-правовое исследование / JI. Б. Смирнов. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т MB Д России, 2000. — 281 с. ,
  91. , М. Б.- Теория государства и права : учеб. пособие / М. Б. Смоленский, JI. Ю. Колюшкина. М.: Дашков и Ко., 2007. — 288 с. — ISBN 5−91 131−138−0.
  92. , И. В. Сочинения. Т. 11 / И. В. Сталин. М.: Политиздат, 1949.-397 с.
  93. , В. М. Профессиональное правосознание следователей органов внутренних дел / В. М. Столовский. М., 1979. — 256 с.
  94. , Е. В. Правовое воспитание. Методика и методология / Е. В. Татаринцева. М.: Наука, 1990. — 121 с.
  95. Теория государства и права / отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2006. — 496 с.
  96. Теория государства и права: учебник / отв. ред. А. В. Малько. — М.: КНОРУС, 2006. 400 с.
  97. Теория государства и права: учебник / А. С. Пиголкин, А. Н. Го-ловистикова, Ю. А. Дмитриев, А. X. Саидов / под ред. А. С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат, 2007. 613 с. — ISBN 5−9487−9708−2.
  98. , М. Н. Пособие для изучения Русской правды / М. Н. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1953.-192 с.
  99. , Ю. С. Народное правотворчество накануне Великой Октябрьской социалистической революции / Ю. С. Токарев. М.: Наука, 1965. — 186 с.
  100. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова.-М.: ACT, 1935−1940.
  101. , С. Н. О природе человеческого сознания : соч. / С. Н. Трубецкой. М.: Мысль, 1994. — 717 с.
  102. Тюремная часть / Министерство юстиции за сто лет (1802 1902): ист. очерк / под ред. П. В. Крашенинников. — М.: 2001. — 351 с.
  103. , В. С. Преступления против собственности (уголовно-правовые вопросы) / В. С. Устинов. Н. Новгород.: Нижегор. юрид. ин-т, 1998.- 166 с. ' '
  104. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: учебник для вузов / под ред. А. И. Зубкова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. — 720 с.
  105. , И. Е. Очерки вузовской педагогики / И. Е. Фарбер. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984. — 252 с.
  106. , И. Е. Правосознание как форма общественного сознания / И. Е. Фарбер. -М.: Закон, 1963.- 103 с.
  107. , Ф. Н. Основы учения о праве и государстве/ Ф. Н. Фаткуллин. — Казань, 1997. 323с.
  108. Философский словарь / гл. редакция: JI. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцик. — 1983. — 840 с.
  109. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. — М.: Изд. полит, лит-ра, 1963. — 544 с.
  110. , Л. Введение в американское право / JI. Фридмен. — М.: Прогресс-Универ, 1993. — 286 с.
  111. , В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк. — М.: Омега-Л, 1998. 204 с. .
  112. , В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. -М.: Инфра-М., 2006. 704 с.
  113. , А. Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год / А. Ша-рымов. СПб.: «Журнал Нева», 2004. — 784 с.
  114. , О. Ф. Становление и развитие науки уголовного права в СССР. Проблемы Общей части (1917 1936 гг.). Вып. 1. / О. Ф. Шишов. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. — 88 с.
  115. , Н. В. Проблемы правовой установки личности / Н. В. Щербакова. — Ярославль: Норма, 1993. 197 с.
  116. , Н. В. Правовая установка и социальная активность личности / Н. В. Щербакова. М.: Юрист, 1986. — 175 с.
  117. , В. А. Социология правосознания / В. А. Щегорцев. — М.: Юрид. лит., 1981. 229 с.
  118. Юнг, К. Г. Алхимия снов: пер. с англ. — Спб., 1997.
  119. Юнг, К. Г. Бог и бессознательное. Понятие коллективного бессознательного /К. Г. Юнг. М.: ACT, 1998. — 480 с.
  120. , А. М. Преступность и социальная психология / А. М. Яковлев. М.: Юрид. лит., 1971. — 248 с.
  121. I. Статьи, лекции, диссертации, авторефераты
  122. , А. И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права / А. И. Абрамов // Правоведение. 2006. — № 5. — С. 23—34.
  123. , Ю. В. Профессиональная деформация, проявляющаяся у сотрудников органов внутренних дел и пути ее преодоления / Ю. В. Александров// Нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел. Киев. Наук, думка, 1980.
  124. , В. И. Правовые основы тюремного режима в царской России (1879 1917 ГГ.) / В. И. Алексеев // УИС: право, экономика, управление. — 2006. — № 4. — С. 27−30.
  125. , М. И. Внимание к проблеме сквернословия в правоохранительной и пенитенциарной системах как начальный этап на пути ее решения / М. И. Алексеева // Мег-си1й1га1-пе1:-Владимир.- 2003. Вып. 2. — С. 13−17.
  126. , Ю. В. Постпенитенциарная адаптация: постановка проблем и способы их решения (на примере Красноярского края) / Ю. В. Андреева // УИС: право, экономика, управление. 2006. — № 6. — С. 39−42.
  127. , Ю. Преступность в местах лишения свободы и ее причины / Ю. Антонян // Уголовное право. 2002. — № 4. — С. 103.
  128. , Е. В. Специфика использования компаративного исследования психологической практики в пенитенциарных учреждениях Скандинавии и России / Е. В. Багреева // Юридическая психология. 2006. — № 3. -С. 35−37.
  129. , П. П. Место и роль правового мышления в духовном мире человека / П. П. Баранов, А. И. Овчинников // Актуальные проблемы теории правосознания и правового мышления. Ростов н/Д.: РЮИ МВД России, 2006.-С. 17.
  130. , П. П. Правовое воспитание граждан СССР в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1979. — 16 с.
  131. , П. П., Витрук Н. В. Рецензия на книгу Н. Я. Соколова. Профессиональное сознание юристов /П. П. Баранов, Н. В. Витрук// Сов. гос-во и право. 1990. — № 3. — С. 32- 33.
  132. , А. Ф. Приоритеты и критерии эффективности правовой идеологии в условиях современного российского государства / А. Ф. Байков // Право и политика. — 2005. — № 11.
  133. , Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России : автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — Саратов, 2006.
  134. , Р. С. Проблемы правосознания в соврмеенном рог-ссийском обществе : дис.. канд. юрид. наук. М., 1999. -195 с.
  135. , Р. С. Правосознание: психологические аспекты / Р. С. Байниязов // Правоведение. 1998. — № 3. — С.16−21.
  136. , Е. А. Структура и функции правосознания : дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
  137. , Н. А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях : автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — Ленинград, 1963.
  138. , Н. Д. Теоретические, организационные и правовые основы функционирования психологических служб УИС РФ : автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Рязань, 2006. — 47 с.
  139. , Т. Б. Правосознание как основа формирования гражданского общества : социологический аспект: автореф. дис.. канд. соц. наук. Майкоп, 2007.
  140. , Б. Г. Диагностика профессионально значимых качеств сотрудников спецподразделений Минюста России на основе экспертной оценки / Б. Г. Бовин, А. В. Кокурин // Юридическая психология. 2006. — № 2. — С. Зб^Ю.
  141. , А. Д. Правовые теории и практики правового воспитания / А. Д. Бойков // Сб. науч. трудов. 1976. — С. 39−48.
  142. , А. А. Профессиональное правосознание государственных и муниципальных служащих : дис.. канд. юрид. наук. М., 2000. — 253 с.
  143. , И. И. Тюремная система России в условиях революционного кризиса 1917 г.: автореф. дис.. канд. истор. наук. — М, 2007.
  144. , А. С. Правовая культура как цель правового воспитания / A.C. Бондарев // Проблемы развития российского законодательства. — Пермь, 2002.-С. 18−31.
  145. , А. И. Региональные особенности правопорядка и правосознания населения / А. И. Бортнев // Сборник статей участников «круглого стола"/ сост. С. JI. Сибиряков, А. И. Бортнев, В. Ф. Щербатов. Волгоград: Изд-во ВФ МУПК. — 2003. — С. 36.
  146. , В. В. Интервью / В. В. Борщев // Преступление и наказание. 2004. — № 2.
  147. , В. С. Уровни правосознания и их роль в структуре юридической деятельности /B.C. Бреднева// http://journal.sakhgu.ru/new/.
  148. , Г. Н. Правовая культура, ее роль и место в политической системе современной России : автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2007.
  149. , Е. П. Сознание : опыт междисциплинарного подхода / Е. П. Велихов // Вопросы философии. 1988. — № 11. — С. 12.
  150. , Н. В., Баранов, 77. 77. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы. (1. Мифы)/ Н. В. Витрук, П. П. Баранов // Право и жизнь. -. 1992.-№ 1.-С.12−38.
  151. , Н. В., Баранов, 77. 77. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы. (2. Деформация)/ Н. В. Витрук, П. П. Баранов // Право и жизнь. -. 1992. № 2. — С. 52 -55.
  152. , Н. В., Баранов, 77. 77. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы. (3. Стереотипы) / Н. В. Витрук, П. П. Баранов // Право и жизнь. -. 1992. № 3. — С. 15 -19.
  153. , H. H. Профессиональное правосознание юриста / H. H. Вопленко // Вестник ВолГУ. Серия 5: Политика, Социология, Право. 1999. -Вып. 2.-С. 26−33.
  154. , Т. С. Уровень правосознания граждан и их мнение о деятельности ОВД / Т. С. Вуколова // Актуальные проблемы совершенствования деятельности ОВД в новых экономических и социальных условиях. — М.: ЮИ МВД РФ, 1997.-С. 31−36.
  155. , Г. Е. Формирование воспитания, самовоспитания личности / Г. Е. Гидерман // Вопросы философии. 1976. — № 4. — С. 62−64.
  156. , В. А. Победить дракона (размышления о правовом нигилизме) / В. А. Глазырин // Российский юридический журнал. 2008. — № 1. -С. 9−16.к
  157. , Л. Ю. Теория понимания права JI. И. Петражицкого: история и современность: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2007.
  158. , Г. А. Понятие правового воспитания: социально — философский аспект / Г. А. Голубева // Философские науки. -1989. № 1. — С. 22 -9.
  159. , Н. Л. Правосознание и правовая культура / H. JI. Гранат // Юрист. 1998. — № 11 / 12. — С. 1.
  160. , Н. Л. Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики / H. JI. Гранат // Проблемы действия права, а новых исторических условиях: Труды Академии МВД РФ. М., 1993. -С. 30 — 44.
  161. , В. В. Факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания юристов / В. В. Гриб // История государства и права. -2003.-№ 6.-С. 18.
  162. , В. В. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии будущего / В. В. Гриб // Юрист. 1998. — № 5. — С. 38.
  163. , Ю. М. Профессиональное правосознание юристов : рецензия / Ю. М. Грошевой, П. М. Рабинович // Правоведение. — 1990. — № 4. -С. 109−110.
  164. , К. К. Выступление / К. К. Данилевский // Известия. 1918.-№ 12.
  165. , В. М. Проблемы профилактики профессиональной деформации сотрудников исправительных учреждений / В. М. Демин // Сборник научных работ адъюнктов и соискателей. М.: НИИ ФСИН России, 2005.-С 21−25.
  166. , Э. К. Историко — правовой анализ основ формирования правосознания молодежи : автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Махачкала, 2005.- 178 с.
  167. , О. А. Организация правового воспитания в современной России : дис.. канд. юрид. наук. Рязань, 2004.
  168. , В. С. Система уголовных наказаний в период становления советской власти / В. С. Егоров // УИС: право, экономика, управление. —2006. № 4.
  169. , В. Е. Трансформация правосознания в правовой подготовке студентов неюридического ВУЗа / В. Е. Егоров // Юридическое образование и наука. 2008. — № 1.
  170. , Е. М. Правосознание учащейся молодежи : теоретические основы и особенности формирования: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Минск, 2004. — 21 с.
  171. , Е. А. Профессиональное правосознание сотрудников уголовного розыска : дис.. канд. юрид. наук. — Р. на/ Д., 1997. 175с.
  172. , А. А. Пенитенциарная политика и тюремные учреждения в России в пореформенный период (вторая половина 19-нач. 20 века) / А. А. Иванов // УИС: право, экономика, управление. 2007. — № 1.
  173. , В. Вера совесть — правосознание — государство / В. Иванов // Право и жизнь. — 1994. — № 6. — С. 110.
  174. , А. А. Правовой статус заключенных в исправительно-трудовых лагерях СССР (1928 —1956 гг.) /А. А. Ильягуева: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Владимир, 2008.
  175. , Л. И. Сознание и правопонимание / Л. Н. Исаева // Государство и право. 2004. — № 8. — С. 107−108.
  176. , С. Н. К вопросу о нравственном воспитании осужденных к лишению свободы/ С. Н. Исаева // СПС «КонсультантПлюс».
  177. , Ю. И. Приглашение в тюрьму / Ю. И. Калинин // Российская газета. 2006. — 28 июля.
  178. , Ю. И. Доклад Директора ФСИН России Ю. И. Калинина на заседании коллегии Минюста России 17.03.2006 г. / Ю. И. Калинин // УИС: право, экономика, управление. 2006. — № 2. — С. 1.
  179. Катин-Ярцев, В. Н. В тюрьме и ссылке / В. Н. Катин-Ярцев // Каторга и ссылка. 1925. — № 2 (15). — С. 183−211.
  180. , Е. Б. Правовая культура сотрудников пенитенциарной системы в современном российском обществе (общеправовой анализ): дис.. канд. юрид. наук. Владимир, 2005. — 177 с.
  181. , В. Н. Деформация правосознания следователей ОВД : дис.. канд. юрид. наук. Р. на/ Д, 1999. — 163 с.
  182. , В. H. Правосознание юриста / В. Н. Кудрявцев//Сов. юстиция. 1974. — № 10. С. 32- 41.
  183. , Р. А. Деформация профессионального правосознания юристов : дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. — 194 с.
  184. , Н. О. Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества : автореф. дис.. канд. соц. наук. Тюмень, 2004.
  185. , А. В. Проблемы формирования правовой культуры населения России : дис.. канд. социол. наук. -М., 2005. —134 с.
  186. , Л. А. Принципы и нормы Совета Европы в уголовном судопроизводстве РФ / JI. А. Курочкина // Журнал российского права. 2006. -№ 4.
  187. , А. Д. Правосознание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в контексте международных стандартов правоохранительной деятельности : теоретический и практический аспект: дис.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  188. , В. Правосознание, как специфическая форма общественного сознания / В. Макаров: материалы конференции. Тюмень, Изд-во тюмен. гос. нефтегаз. ун-т, 2005.
  189. , А. В государевых тюрьмах / А. Маланкин // Неволя. — 2005.- № 4.
  190. , А. В тюрьмах ее величества / А. Маланкин // Преступление и наказание. 2001. — № 10. — С. 22—27.
  191. , А. Практика, теория, опыт / А. Маланкин // Преступление и наказание. 2001. — № 10. — С. 24−26.
  192. , Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» / Н. И. Матузов // Правоведение. 1994. — № 2. — С. 3−15.
  193. , В. А. Правовая культура российского общества : особенности и -Тенденции развития: дис.. канд. юрид. наук. Чебоксары, 2004. -211 с.
  194. , Д. А. Выступление на V Красноярском экономическом форуме / Д. А. Медведев // Рос. газ. 2008. — 16 февр.
  195. , Н. В. Конституционное правосознание в российском обществе как фактор реализации конституционных идей в России / Н. В. Мамитова // Конституционное и муниципальное право. 2005. — № 4.
  196. , В. Е. Становление и развитие общественного воздействия в системе основных средств исправления осужденных / В. Е. Матвеенко // УИС: право, экономика, управление. 2006. — № 2.
  197. , О. Н. Историческое и логическое в понимании правосознания / О. Н. Мигущенко // История государства и права. 2006. — № 9. — С. 24−26.
  198. , О. Н. Формирование правосознания сельского населения в 1928 1934 годах / О. Н. Мигущенко // История государства и права. -2008.-№ 13.-С. 30−33.
  199. , О. Н. Основные этапы формирования правосознания в 1917 1934 годы / О. Н. Мигущенко // СПС «КонсультантПлюс»
  200. , О. Н. Основные этапы развития среды, формирующей правосознание в 1920—1930 годы / О. Н. Мигущенко // Юридический мир. 2007. — № 10. — С. 56−60.
  201. , О. Н. Было ли революционное правосознание больным или вырождающимся? / О. Н. Мигущенко // СПС «КонсультантПлюс»
  202. , В. А. Правовая культура российского общества : дис.. канд. юрид. наук. Чебоксары, 2004. — 213 с.
  203. , Т. Г. Как защититься от нашей милиции / Т. Г. Мор-щакова // Маяк. 2006. — № 1.
  204. , А. В. Правовой менталитет и правовая идеология как структурные элементы правосознания / А. В. Мурунова // История государства и права. 2008. — № 6. — С. 11−13.
  205. , С. Н. Теоретико-правовые основы юридической деятельности контрольно-надзорных органов в условиях формирования правового государства : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Р. на/Д., 2000. — 22 с.
  206. , В. В. Конституционное правосознание : вопросы теории и практики: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.
  207. , И. П. Смысловое и функциональное значение правосознания : сб. науч. ст. Вып. 11, 12 / ВГПУ / науч. ред. А. П. Горячев. — Волгоград: Перемена, 2006.
  208. , Д. К. Проблемы правового воспитания в современных условиях Казахстана / Д. К. Нурпеисов // Юридическое образование и наука.- 2006. № 3.
  209. , А. Н. Правосознание центральная категория философии права И. А. Ильина / А. Н. Окара // Государство и право. — 1999. — № 6. — С. 84−93.
  210. , Е. А. Теория правосознания молодежи : современные правовые аспекты / Е. А. Певцова // Гражданин и право. — 2007. № 3. — С. 921.
  211. , Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права.- 2004. -№ 3.
  212. , В. А. Реализация международных стандартов по обращению с осужденными в России / В. А. Пертли // УИС: право, экономика, управление. 2006. — № 4.
  213. , В. Р. Деформация правосознания граждан России (Проблемы теории и практики): дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. -221 с.
  214. , П. П. Тюремная система Российской Империи и ее кадровое обеспечен и в XIX начале XX вв.: дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 2000.
  215. , Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах : вопросы методологии и методики: дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  216. , В. В. О стратегии развития России до 2020 года / В. В. Путин // Рос. газ. 2008. — 9 февр.
  217. , И. В. Методика оценки производственного потенциала уголовно-исполнительной системы / И. В. Разумова // УИС: право, экономика, управление. 2006. — № 1.
  218. , И. История УИС России путь к гуманизации / И. Симонов // Преступление и наказание. — 2006. — № 12. — С. 22−29.
  219. , Н. Я. Правосознание юристов: понятие, сущность и содержание / Н. Я. Соколов // Советское государство и право. 1983. — № 10. — С. 2.
  220. , Н. Я. Юристы как социально профессиональная группа / Н. Я. Соколов // Государство и право. — 2000. — № 9. — С. 30.
  221. , А. Очерки тюремного быта / А. Стангинский // Каторга и ссылка. 1922. — № 4. — С. 17—33.
  222. , О. А. Правовое сознание мирового сообщества и «публичный порядок» / О. А. Степанов // Современное право. 2008. — № 2. — С. 4648.
  223. , С. П. Проблемы реализации принципа гласности в деятельности органов и учреждений ФСИН / С. П. Супонев // УИС: право, экономика, управление. 2006. — № 2.
  224. , Н. М. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России : дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 1998. -151 с.
  225. , Я. В. Правосознание в структуре юридической деятельности : дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
  226. , И. В. Институт наказания в виде лишения свободы в российском праве : автореф. дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  227. , Д. А. Деформация профессионального правосознания юристов / Д. А. Хван // Административное и муниципальное право. 2008. — № 2. — С. 94−99.
  228. , Н. Б. Европейское пенитенциарное сотрудничество / Н. Б. Хуторская // УИС: право, экономика, управление. 2006. — № 4.
  229. , Д. «Второе наказание» для бывших зэков / Д. Численко // Крестьянская Русь. 2008. — № 38 (940).
  230. Что говорят о местах заключения // Административный вестник. 1929.-№ 3.
  231. , Д. Понятие правосознания судьи / Д. Чуйков // Российский судья. 2008. — № 7.
  232. , Д. Понятие деформации профессионального правосознания / Д. Чуйков // Российский судья. 2008. — № 8.
  233. , М. А. Деформации профессионального правосознания сотрудников УИС : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Владимир: 2006. -27 с.
  234. , М. А. Деформации профессионального правосознания сотрудников УИС : дис.. канд. юрид. наук. Владимир: 2006. — 173 с.
  235. , Г. Псевдодемократическое правосознание / Г. Шима-нов // Молодая гвардия. 1994. — № 4.
  236. , Н. М. Эволюция понятия правового сознания / Н. М. Юрашевич // Правоведение. 2004. — № 2. — С. 165−181.45J1. Интернет-ресурсы242. http: //www, tass-ural. ru/press/243. www.chuev.ru.244. www. strana-oz.ru.245. T-sluzhenie.ru.
Заполнить форму текущей работой