Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологизация правового регулирования: Теоретико-правовое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В обеспечении устойчивого развития большая роль принадлежит праву. Право регулирует поведение и деятельность коллективных образований в сфере взаимодействия общества и природы. Объективные законы природы диктуют определенные варианты поведения по отношению человека к окружающей среде. Эти требования принято называть экологическими требованиями. Поведение людей, которое согласовано… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
    • 1. Сущность взаимодействия общества, личности и природы
    • 2. Правовая характеристика категорий «природный объект» и «окружающая среда»
  • ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
    • 1. Экологическая функция государства
    • 2. Экологическая функция права
    • 3. Этапы правового регулирования в сфере взаимодействия общества и природы
  • ГЛАВА III. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ
    • 1. Понятие и сущность экологизации норм права
    • 2. Экологизация законодательства Российской Федерации

Экологизация правового регулирования: Теоретико-правовое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что к середине XX века исключительное значение приобрела проблема правового регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы. В этой сфере обострились отношения между экономикой и экологией, экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями в обеспечении охраны окружающей природной среды. Реальная угроза нарушения равновесия природы и человека, служащего основой его биологического существования, получила название экологического кризиса, отразившего возникшие противоречия между биологическими и социальными факторами взаимодействия человека со средой его обитания.

Преодоление экологического кризиса, который ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации, возможно лишь на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Природа и общество — это единая система, элементы которой активно воздействуют друг на друга. В этой системе общество является наиболее динамичным элементом и коренные причины изменения в функции системы «природа-общество» следует искать в производственной, социально-политической и духовной сферах человеческой деятельности. Следовательно, проблему взаимодействия общества и природы необходимо рассматривать как социальную, где предусмотрены и меры правового характера, в частности, разработка законов, в которые включены экологические требования.

В ходе изучения экологических проблем появилась необходимость целостного исследования отдельных их проявлений и разработки программ экологизации различных областей науки. Актуальным представляется формирование комплекса правовых мер по реализации концепции устойчивого развития в России, экологической доктрины РФ, одним из важных направлений которой является создание механизма обеспечения учета экологических требований в нормах права.

Право как социальная категория воздействует на состояние природы через общественные отношения людей. Но для того, чтобы обеспечить экологически правильное поведение людей, оно должно обладать экологической сущностью. В своем содержании, в присущих ему формах оно должно выражать совокупность экологических требований (вытекающих из законов природы), выступающих для построения модели экологически правильного поведения, закрепленного в нормах права. Правовые нормы закрепляют экологические требования в качестве обязательных с целью сохранения качества окружающей природной среды как объективной естественной основы существования самого общества.

Преобразования, происходящие в российском обществе, отражаются как в различных областях его деятельности, так и в юридической науке, где осуществляется разработка основных понятии и концепций. Исследования в этой области требуют дальнейшего изучения данного вопроса. В этой связи в диссертационном исследовании предпринята попытка целостного изучения сущности экологизации права и его выражения в законодательстве.

Исследование процесса экологизации права и законодательства является актуальным также и потому, что Экологическая доктрина РФ (2002г.) базируется в первую очередь на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах РФ в области окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. При нормативном правовом обеспечении одна из основных задач — это создание эффективного правового механизма сохранения природной среды и экологической безопасности. Среди различных способов регулирования вопросов взаимодействия общества и природы правовой способ воздействия на общественные отношения является одним из основных.

Степень разработанности темы исследования. Проблема правового регулирования в теории права и государства анализировалась в трудах С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, М. И. Байтина, В. М. Баранова, А. И. Бобылева, С. Н. Братуся, А. М. Васильева, А. Б. Венгерова, Л. И. Дембо, О. С. Иоффе,.

Д.А.Керимова, С. А. Комарова, В. В. Лазарева, Р. З. Лившиц, А. В. Малько, Г. Н. Манова, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, А. В. Мицкевича, Л. А. Морозовой, О. Э. Лейста, В. С. Нерсесянца, А. С. Пиголкина, С. В. Полениной, В. Д. Попкова, М. М. Рассолова, Т. Н. Радько, И. С. Самощенко, В. Н. Синюкова, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, В. Н. Хропанюка, М. Д. Шаргородского, Л. СЯвича и др.

Основными теоретическими источниками в области эколого-правовых исследований, в частности экологизации правового регулирования, послужили труды С. В. Байдакова, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчук, М. И. Васильевой, А. К. Голиченкова, В. П. Гордиенко, Б. В. Ерофеева, Э. Н. Жевлакова, А. А. Забелышенского, Н. Д. Казанцева, О. С. Колбасова, Н. И. Краснова, О. И. Крассова, И. О. Красновой, Н. С. Макаревича, Р. С. Маковика, В. В. Петрова, Г. Н. Полянской, Ю. И. Тютекина, В. А. Уледова, А. Д. Урсул, Е. К. Федорова, Ю. С. Шемшученко и др.

В процессе исследования также использовались работы, в которых отражен вопрос экологизации традиционных отраслей знания: С. Н. Бобылева,.

A.Л.Гончаровой, М. Ф. Замятиной, Г. А. Карповой, И. А. Кушнаренко, Ю. М. Манина, Р. С. Пермякова, Н. Ф. Реймерса, Г. С. Смирнова, А. Л. Сорокиной и Др.

В области взаимодействия общества и природы использованы труды Т. А. Акимовой, В. И. Вернадского, Ф. И. Георгиева, Э. В. Гирусова,.

B.А.Кобылянского, В. А. Лось, К. Маркса, Н. Н. Моисеева, И. Н. Смирнова, В. Ф. Титова, Н. Е. Тихоновой, В. В. Хаскина, В. А. Штейнберг, С. С. Шварц, Ф. Энгельса и др.

Однако большинство исследований были проведены еще в советское время, изучение проблемы экологизации правового регулирования в современных условиях комплексно не проводилось. Имеющиеся работы в значительной степени акцентированы на анализ проблем в отраслевой плоскости, что, по нашему мнению, недостаточно раскрывает именно общетеоретический аспект проблемы экологизации правового регулирования.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в теории государства и права обозначилась проблема формирования научно-обоснованной позиции относительно экологизации правового регулирования с учетом современных политических, социально-экономических и правовых условий.

Объектом диссертационного исследования являются правовые отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Предметом исследования является экологизация права, определение, выражение, методы осуществления, цель и необходимость процесса экологизации отраслей права, а также норм права и отраслей законодательства Российской Федерации.

Целью диссертационного исследования является проведение комплексного теоретического анализа понятия «экологизации права» и рассмотрение экологизации законодательства как формы выражения права.

Исходя из указанной цели диссертационной работы, основными задачами диссертационного исследования, продиктованными логикой диссертационного исследования, являются:

• рассмотрение правового аспекта взаимодействия общества и природы;

• анализ объективно существующих свойств и особенностей правового понимания категорий «природный объект» и «окружающая среда»;

• раскрытие содержания экологической функции права;

• выяснение содержания экологической функции государства;

• выделение основных этапов правового регулирования в сфере взаимодействия общества и природы;

• исследование генезиса представлений о сущности экологизации в праве (теоретико-правовой аспект);

• характеристика экологизации законодательства как формы отражения права.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод, как общенаучный метод исследования, так и специальные методы и формы научного познания: исторический методкомплексный подход (целостный подход) — дедуктивный и индуктивный методыпрогнозирование процесса экологизации, выявление закономерностей в процессе экологизации законодательства, тенденций, направлений и особенностей этого процесса.

Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых-юристов в области теории государства и права, экологического права и других отраслевых юридических наук.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, подзаконные нормативно-правовые акты. В качестве источников использовались также правовые акты РСФСР, СССР действовавшие в период с 1917 года до конца XX века.

Научная новизна диссертации заключается в том, что работа является комплексным теоретическим исследованием экологической сущности права, экологизации законодательства, осуществлен анализ представления об экологической сущности права, рассмотрено развитие понятия экологизации в праве.

Рассмотрено развитие научных категорий и понятий, развивающих представление о сущности экологизации права, внедрения экологических требований в правовые нормы. Выявлены закономерности и тенденции экологизации права и законодательства.

На основании теоретического анализа и анализа действующего законодательства предложены новые основные составляющие понятия «экологизация права», классификация групп норм права, в которых отражены экологические требования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В обеспечении устойчивого развития, большая роль принадлежит праву, которое регулирует поведение и деятельность личности, коллективных образований в сфере взаимодействия общества и природы. Экологизация в праве является одним из важных направлений преобразования в системе законодательства, права, правовой системы, которые должны вывести человека на новый уровень в его взаимоотношениях с природой.

Объективные законы природы диктуют определенные варианты поведения в отношении окружающей природной среды. Требования законов природы называют экологическими требованиями, а процесс внедрения экологических требований в нормы права получил название экологизации права. Она играет большую роль в достижении устойчивого развития человечества. Теоретическим основанием экологизации права и законодательства как формы его выражения является представление о возможности устойчивого развития общества с позиции коэволюции с природой.

2. В теории права природными объектами признаются все материальные предметы, образующие природную среду, как являющиеся природными ресурсами, так и не являющиеся, или не подвергшиеся производственному воздействию людей, так и подвергавшиеся этому воздействию, но не выделенные из природной среды. Закон же определяет природный объект как естественную экосистему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Представляется, что доктринальное определение понятия «природный объект», по сравнению с законодательным, полнее отражает сущность данного понятия.

При проведении исследования по экологизации правового регулирования обосновывается предложение использовать термин «окружающая природная среда». Мы предлагаем разграничивать понятия «окружающая природная среда» и «окружающая среда». Так, в понятие «окружающая среда» может входить среда искусственно созданная человеком и оторванная от природной среды, то есть среда обитания и производственной деятельности. Изучая проблемы экологизации права и законодательства целесообразно, на наш взгляд, исходя из логики учета экологических связей в правовом регулировании, использовать понятие «окружающая природная среда», рассматривая природную характеристику окружающей среды.

Использование же различных понятий в законодательстве, например «требования по охране природы», «охрана и защита окружающей среды» и других, объясняется тем, что в большинстве случаев эти понятия несут самостоятельную смысловую нагрузку, что допустимо, поскольку Конституция РФ 1993 г. в качестве самостоятельных объектов, подлежащих сохранению и сбережению, выделяет: природу, окружающую среду и природные богатства.

3. На современном этапе развития общества пришли к новому пониманию роли права при решении экологических проблем. Оно является инструментом, которое обеспечивает качественное состояние благоприятной окружающей природной среды для человека, экологическую безопасность в целом, охрану окружающей природной среды. Роль права как регулятора экологически правильного поведения реализуется через воздействие эколого-правовых норм на конкретные общественные отношения. Экологическая функция права, отражающая социально-экономические закономерности взаимодействия общества и природы, реализуется через и применение соответствующих норм права, содержащие экологические требования.

4. При рассмотрении основных этапов правового регулирования в сфере взаимодействия общества и природы 60-е гг. XX в. выделены как приоритетный период. Поскольку именно в это время в нашей стране получила развитие система научных взглядов на решение экологических проблем.

Общепринято считать, что с начала 80-х гг. XX в. произошла перестройка общественных отношений в области охраны природы и рациональном использовании природных ресурсов, причем, не столько самих природных объектов, а, сколько внутренних и внешних их связей. В этот период активно шел процесс экологизации отраслей законодательства.

Но именно в 60-е гг. XX в. в научной юридической литературе отмечалось, что все природные богатства в своем естественном состоянии зависят друг от друга и их использование в связи с этим должно вестись комплексно, то есть с учетом этой зависимости и их взаимодействия друг с другом. По существу, появилось новое понятие «комплексность природопользования», основанное на экологических взаимосвязях и взаимодействии элементов природы.

5. Установлено, что в последние годы в сознании человека, общества в целом произошли положительные сдвиги в их отношении к окружающей природной среде. И внутренняя природа обязательности эколого-правовых норм стала проявляться в том, что личность, понимая типичность, распространенность, практическую целесообразность определенных отношений, осознает необходимость их исполнения. Это стремление становится внутренним убеждением.

Правовое регулирование — это осуществление при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения. Особенность правового регулирования определяется спецификой нормы права. Она моделирует правила поведения, состояние общественных отношений, их особенность, объектный и субъектный состав. Следовательно, когда речь идет об экологических общественных отношениях можно утверждать, норма права наполняется экологическим содержанием, суть которого — выполнение экологических требований. Экологические требования выступают исходным материалом для построения модели эколого-правового поведения, которое закрепляется в нормах права.

6. Исследуя генезис, представление о сущности экологизации в праве (теоретико-правовой аспект), было установлено, что экологизация права — это придание экологической направленности всем правовым нормам, которые связаны со сферой взаимодействия общества и природы. Объектом экологизации выступают законодательные акты. Под экологизацией законодательства предлагается понимать внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань закона.

Экологизация законодательства является одним из важных средств регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Этот процесс является исторической необходимостью, а экологические требования — необходимым атрибутом регулирования таких отношений.

В процессе экологизации экологические требования трансформируются в правовые нормы, которые определяют границы поведения субъектов права в их отношениях, связанных с воздействием на окружающую природную среду, и выражают меру допустимого воздействия. Экологизация отраслей законодательства необходима для реализации основных эколого-правовых норм.

Отмечается, что необходимо разграничивать понятия «экологизация» -общенаучное, «экологизация» традиционных отраслей знания, где имеется специфичное его понимание в процессе экологизации сознания, социально-экономического управления, производственных циклов и других, от понятия «экологизация» в праве. Одним из основных составляющих элементов понятия «экологизация» в праве является понятие «экологические требования».

7. Анализ юридической литературы позволяет возможным предложить понимание экологических требований в узком и широком смысле. В узком смысле — это требования по соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе хозяйственной и иной деятельности, так как одним из важных средств правового регулирования является обеспечение качества окружающей природной среды через выполнение нормативов воздействия на окружающую природную среду.

В широком смысле экологические требования — это требования по: 1) экологической безопасности, охране здоровья и обеспечению благоприятных условий жизни человека- 2) недопущению разрушения естественных экосистем и необратимых изменений в окружающей природной среде- 3) мероприятия по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды- 4) сохранению биологического разнообразия.

8. Исследуя экологизацию законодательства как форму выражения права, сделан вывод о том, что законодатель расширил содержание экологических требований. В связи с этим, предлагается разделить правовые нормы, содержащие экологические требования, на несколько групп.

Выделены общие и специальные экологические требования. К общим экологическим требованиям предлагается отнести: требования по охране и рациональному использованию природных ресурсов, по повышению экологического и ресурсного потенциалатребования по обеспечению экологической безопасноститребования по принятию решений органами власти в соответствии с законодательством и совместимые с принципом устойчивого развитиятребования по проведению единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасноститребования по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду;

К специальным экологическим требованиям предлагается отнести: требования по созданию экологически чистых технологий и создание техники нового типатребования по соблюдению нормативов предельно допустимых вредных воздействий, по соблюдению качества окружающей природной среды, по выполнению стандартов и правил в области использования и охраны природных ресурсовтребования по недопущению ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов, целостности естественных сообществтребования, предусматривающие развитие системы экологического контроля и мониторингатребования, регулирующие безопасное обращение с отходами производства и потребления, особенно регулирующие обращение с радиоактивными отходамитребования, предусматривающие ограничение в правах граждан, юридических лиц на частную собственность в целях охраны окружающей среды и сохранения экологического потенциалатребования, предусматривающие обеспечение достоверной и независимой информацией в области экологии, а также о состоянии окружающей природной средытребования по защите населения и ликвидацию последствий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Определено, что общей целью выполнения экологических требований является обеспечение благоприятных условий жизни населения, недопущение разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде, сохранение благоприятной окружающей среды. <.

9. Анализ научных исследований, особенно за последние два десятилетия, позволяет сделать вывод о том, что можно развить понятие экологизации права и рассмотреть его как с узкой стороны — проникновение экологических требований в нормы права, так и с более широкой — дальнейшее формирование отрасли экологического права и проникновение экологических идей, концепций, принципов в другие отрасли права.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что положения диссертации могут служить основой для дальнейшей научно-исследовательской деятельности при анализе проблем правового регулирования в сфере взаимодействия общества и природы, в законотворческой деятельности. Сформулированные в работе положения развивают соответствующие разделы общей теории права и государства и других отраслей.

Материалы проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по теории государства и права, ряда отраслевых юридических дисциплин, спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры правоведения Коломенского государственного педагогического института. Теоретические положения и результаты исследования используются при чтении лекций и проведении практических занятий по теории государства и права, правоведение, экологическое право в Якутском экономико-правовом институте (филиал) Академии труда и социальных отношений (г. Москва). По материалам исследования сделаны сообщения на научно-практических конференциях аспирантов и студентов (Якутск, 2005). Основные положения диссертации отражены в 12 работах.

Теоретические разработки автора были использованы при разработке программы «Социально-экономическое развитие г. Якутска».

Структура диссертации обусловлена целями и задачами работы, она состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы, что, в целом, отвечает задачам предпринятого исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования сделаны следующие выводы:

1. В обеспечении устойчивого развития большая роль принадлежит праву. Право регулирует поведение и деятельность коллективных образований в сфере взаимодействия общества и природы. Объективные законы природы диктуют определенные варианты поведения по отношению человека к окружающей среде. Эти требования принято называть экологическими требованиями. Поведение людей, которое согласовано с экологическими требованиями, называют экологически правильным поведением. Право, являясь эффективным регулятором общественных отношений, способно во взаимодействии с другими средствами обеспечить такое поведение. Но, чтобы выполнить подобную функцию, право само должно обладать определенной экологической сущностью. Иначе говоря, в своем содержании, в присущих ему специфических формах право должно выражать известные людям требования, которые вытекают из объективных законов природы. Совокупность этих требований, которые обеспечивают гармоничное взаимодействие природы и общества, позволяющее неограниченное время удовлетворять экономические, экологические, оздоровительно-гигиенические, культурные, научные, рекреационные и другие интересы общества, составляет экологическую сущность права, как нормативную способность права оказывать регулирующее воздействие на состояние окружающей природной среды. Эти требования (выявленные и осознанные) видоизменяются человеком применительно к социальным условиям, трансформируются в правовые нормы, институты, приобретая характер общеобязательных правил поведения, снабженных принудительной силой государства.

Вместе с тем, экологизация права как средство обеспечения устойчивого развития и регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы является исторической необходимостью, а экологические требования — атрибутом регулирования таких отношений.

Экологические проблемы породили потребность в том, чтобы экологические требования стали необходимой частью правовой деятельности. Для того чтобы их выполнить, необходима перестройка и организация экологических отношений, которая невозможна без права.

Таким образом, экологизация права является одним из путей решения экологических проблем. Необходимо признать, что этого не достаточно для обеспечения устойчивого развития в целом, так как необходимо действие также и других социальных регуляторов.

2. В юридической науке и практике внедрение экологических требований в нормы права получило название экологизации. Мы предлагаем развить данное положение, то есть понимать экологизацию права в узком и широком значении. В узком значении экологизация права — это внедрение экологических требований в правовые нормы. Одной из форм проявления регулятивной роли экологических требований является их рефлексия в праве. Они выступают исходным материалом для построения модели эколого-правового поведения, закрепленного в нормах права.

Экологизация права в целом проявилась также в функционировании отрасли экологического права. Широкое понимание экологизации права — это проникновение экологических идей, принципов, концепций, положений в отрасли права и дальнейшее формирование отрасли экологического права.

Дальнейшее развитие экологизации права представляет собой качественно новый этап в развитии правовой системы РФ, который позволяет преодолеть экологический кризис на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

3. В результате анализа юридической литературы и законодательства предлагается расширить содержание экологических требований. Правовые нормы, содержащие экологические требования предлагается разделить на несколько групп, а экологические требования выделить в общие и специальные.

К общим экологическим требованиям предлагается отнести:

— требования по охране и рациональному использованию природных ресурсов, по повышению экологического и ресурсного потенциала;

— требования по обеспечению экологической безопасности;

— требования по принятию решений органами власти в соответствии с законодательством и совместимые с принципом устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды) и меры по охране природных объектов;

— требования по проведению единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

— требования по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, сюда входят требования по охране здоровья людей;

К специальным экологическим требованиям предлагается отнести:

— требования по созданию экологически чистых технологий и создание техники нового типа;

— требования по соблюдению нормативов предельно допустимых вредных воздействий, по соблюдению качества окружающей природной среды, по выполнению стандартов и правил в области использования и охраны природных ресурсов;

— требования по недопущению ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов, целостности естественных сообществ;

— требования, предусматривающие развитие системы экологического контроля и мониторинга;

— требования, регулирующие безопасное обращение с отходами производства и потребления, особенно регулирующие обращение с радиоактивными отходами;

— требования, предусматривающие ограничение в правах граждан, юридических лиц на частную собственность в целях охраны окружающей среды и сохранения экологического потенциала;

— требования, предусматривающие обеспечение достоверной и независимой информацией в области экологии, а также о состоянии окружающей природной среды;

— требования по защите населения и ликвидации последствий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Общей целью выполнения экологических требований является обеспечение благоприятных условий жизни населения, недопущение разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде, сохранение благоприятной окружающей среды.

4. Кроме того, выявлены два основных направления экологизации законодательства: а) консолидация норм, содержащих экологические требования в законодательстве о природопользовании и охране окружающей среды. Это подтверждает тезис о том, что, безусловно, первой и главной сферой отражения экологических требований является сфера природопользованияб) внедрение экологических требований практически во все отрасли законодательства. Модель правового механизма, в которой функционируют нормы различных отраслей законодательства, исходит из экологизации норм, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, сопряженную с воздействием на природу. Отражение экологических требований во всех отраслях законодательства обусловлено также и тем, что правовым регулированием охвачено не только пользование отдельными объектами природы, но и вся сфера эколого-экономических отношений.

Два эти направления развиваются активно и дополняют друг друга, что подтверждает положение о том, что экологизация законодательства является скрепляющим методом отдельных источников права.

5. Экологизация законодательства является одним из условий гармонизации российского законодательства. Это вызвано тем, что Экологическая доктрина РФ, принятая в 2002 г., базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных актах РФ, международных договорах РФ в области окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Соблюдений экологических требований — это важное условие сохранения благоприятного для жизни людей качества окружающей среды и создает предпосылку достижения гармонии между развивающимся обществом и природой.

6. Предлагается составные частями понятия «окружающая среда» считать: а) окружающую природную средуб) среду жизнедеятельности человекав) производственную и социальную сферы. Понятие «окружающая среда» шире понятия «окружающая природная среда».

7. Тенденцией экологизации законодательства является то, что экологические требования в первую очередь находятся в законодательстве о природопользовании и охране окружающей среды, которое, согласно ст. 72 Конституции РФ, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Вместе с тем, значительное число норм, содержащих экологические требования, содержатся в законодательстве, которое находится в ведении Российской Федерации. Например, таможенное регулирование, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральный транспорт, информация и связь, деятельность в космосе, оборона и безопасность, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФуголовное, гражданское законодательство и др.

8. Выявлена и поставлена важная проблема, заключающаяся в том, что фактически отсутствует технология и методология внедрения экологических требований в нормы права. Сложным в экологизации законодательства представляется выполнение реализации юридической техники. Возникают проблемы в сведении в единый эколого-правовой механизм правовых норм, которые различны по предмету, методу и форме регулирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Принята всенародным голосованием (в ред. ФКЗ № 1-ФКЗ от 25.03.2004) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 01.06.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 51. — Ст. 5712.
  3. Об охране и использовании памятников истории и культуры: Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. (ред. от 25.06.2002) // Свод законов РСФСР. — Т. 3.— С. 498.
  4. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244−1 (ред. от 23.12.2004) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 21. — Ст. 699.
  5. О недрах: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395−1 (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
  6. О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446−1 (ред. от 07.03.2005) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 15. — С. 769.
  7. О государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 (ред. от 07.03.2005) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. —№ 17. —Ст. 594.
  8. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485−1 (ред. от 22.08.2004) // Российская газета. — 1993. — 21 сентября.
  9. О космической деятельности: Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663−1 (ред. от 22.08.2004) // Российская газета. — 1993. — 6 октября.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.01.2006) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  11. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон РФ от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 34. — Ст. 3540.
  12. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 35. —Ст. 3648.
  13. О государственном материальном резерв: Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.11.2004) // Собрание законодательства РФ.—1995. —№ 1. —Ст.З.
  14. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон РФ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 9. — Ст. 713.
  15. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон РФ от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 12. — Ст. 1024.
  16. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1995. —№ 15. —Ст. 1269.
  17. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ: принят Государственной Думой 22 марта 1995 г. (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 17. — Ст. — 1462.
  18. О рекламе: Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 30. — Ст. 2864.
  19. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 30. —1. Ст. 2871.
  20. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЭ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1995. —№ 33. — Ст. 3340.
  21. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 34. —Ст. 3426.
  22. О федеральном железнодорожном транспорте: Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-Ф3 (ред. от 10.01.2003) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 35. — Ст. 3505.
  23. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167— ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4471.
  24. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства. — 1995. — № 47. — Ст. 4473.
  25. Об использовании атомной энергии: Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1995. —№ 48. —Ст. 4552.
  26. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1995. —№ 48. —Ст. 4556.
  27. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 49. — Ст. 4694
  28. О геодезии и картографии: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ (ред. от 03.06.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. —Ст. 2.
  29. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. —1996. —№ 3. —Ст. 141.
  30. О мелиорации земель: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. —142.
  31. О внешней разведке: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 143.
  32. О погребении и похоронном деле: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ (ред. от 21.04.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1996.3. —Ст. 146.
  33. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 148.
  34. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 ФЗ (ред. от 03.01.2006) // Собрание законодательства РФ.1996. —№ 5. —Ст.410.
  35. Об энергосбережении: Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ (ред. от 05.04.2003) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 15.1. Ст. 1551.
  36. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 05.01.2006) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  37. О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности: Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ (ред. от 12.07.2000) // Собрание законодательства РФ. — 1996. —№ 28. — Ст. 3348.
  38. О бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ (ред. от 22.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3338.
  39. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996. № 127-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собраниезаконодательства РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4137.
  40. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 49. — Ст. 5491.
  41. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 51. — Ст. 5681.
  42. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 5. — Ст. 610.
  43. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 21.03.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 12.1. Ст. 1383.
  44. Об уничтожении химического оружия: Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1997.18. —Ст. 2105.
  45. О ратификации протокола по охране окружающей среды к договору об Антарктике: Федеральный закон от 24 мая 1997 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 21. — Ст. 2389.
  46. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 29. — Ст. 3510.
  47. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
  48. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3589
  49. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (ред. от3112.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1997. —№ 30. — Ст. 3594.
  50. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (ред. 02.11.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 16. — Ст. 1801.
  51. Градостроительный кодекс Российский Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3 (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 19. —Ст. 2069.
  52. О лекарственных средствах: Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86 ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 26. — Ст. 3006.
  53. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1998. —№ 26. —Ст. 3009.
  54. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 29. — Ст. 3399.
  55. О гидрометеорологической службе: Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-Ф3 (ред. от 03.06.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1998. —№ 30. —Ст. 3609.
  56. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами: Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 30. — Ст. 3610.
  57. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3833.
  58. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1998. —№ 51. — Ст. 6273.
  59. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
  60. О газоснабжении в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ (ред. от 23.12.2005) // Собрание законодательства РФ.1999. —№ 14. —Ст. 1667.
  61. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2208.
  62. Об охране озера Байкал: Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2220.
  63. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1999.18: —Ст. 2222.
  64. Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 (ред. от 12.07.2005) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 30.1. Ст. 3774.
  65. Об утверждении федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 16. — Ст. 1639.
  66. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ // Собрание законодательства РФ. —2001. —№ 20. —Ст. 1972.
  67. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // Собрание законодательства РФ.2001. — № 11. — Ст. 1001.
  68. О землеустройстве: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ (ред. от 18.07.2005)// Собрание законодательства РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.
  69. О специальных экологических программах реабилитации радиаци-онно загрязненных участков территории: Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 29. — Ст. 2947.
  70. О разграничении государственной собственности на землю: Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2001. — № 30. — Ст. 3060.
  71. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 2001. —№ 44.1. Ст. 4147.
  72. Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05.01.2006) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч.1). — Ст. 1.
  73. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197 ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч.1). — Ст. 3.
  74. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2006) // Собрание законодательства РФ. — 2002.2. —Ст. 133.
  75. Об. обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № зо. — Ст. 3018.
  76. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №
  77. ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 26.1. Ст. 2519.
  78. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 52 (ч. I). — Ст. 5140.
  79. О железнодорожном транспорте Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 07.07.2003) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 169.
  80. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (ред. от 07.07.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 2. — Ст. 170.
  81. Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 (ред. от 30.12.2004) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 13.1. Ст. 1177.
  82. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 22.07.2005) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4850.
  83. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3283.
  84. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Российская газета. — 2004. — 23 декабря.
  85. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 н. № 190-ФЗ: принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г. (ред. от 31.12.2005) // Российская газета.2004. — 30 декабря.
  86. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития: Указ Президента РФ от 04 февраля 1994 г. № 236 // Собрание актов Президента и Правительства. — 1994. —№ 6. —Ст. 436.
  87. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 15. Ст. 1572.
  88. О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994−1995 гг.: Постановление Правительства РФ от 18 мая 1994 г. № 496 // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 4. — Ст. 369.
  89. О плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996 1997 годы: Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 155 // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № ю. — Ст. 935.
  90. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 января 2000 № 24 // Собрание законодательства РФ. — 2000. —№ 2. —Ст. 170.
  91. Об экологической доктрине Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-Р // Собрание законодательства РФ. — № 36. — Ст. 3510.
  92. О земле: Декрет II Всероссийского съезда Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов от 26 октября 1917 г.// Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР. — 1917. — № 1. — Ст. 3.
  93. О лесах: Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжение РКП РСФСР. — 1918. — № 42. — Ст. 522.
  94. О лечебных местностях общегосударственного значения: Декрет СНК от 20 марта 1919 г. // Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР.1919.—№ 16. —Ст. 231.
  95. О сроках охоты и праве на охотничье оружие: Декрет ВЦИК от 27 мая 1919 г. // Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР. — 1919. — № 21. —Ст. 256.
  96. М.: Бек, 1995. — XVII, 457 с. 3285. Серов Г. П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. — М.: Экзамен, 2000. — 446 с. 3286. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введ. в общ. теорию.
  97. C.И., Игнатенко Г. В. и др.- отв. ред. В. Д. Перевалов. — 3-е изд., перераб. и доп.
Заполнить форму текущей работой