Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Русская правовая мысль о соотношении государства и церкви: Конец XIX-начало XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начиная с XIX века, русские мыслители с различных позиций впервые исследовали различные модели построения государственно-церковных отношений: объединение Православной и Католической церквей с целью обеспечения большей независимости церкви от государства (И.С.Гагарин) — построения теократического общества, в котором государство свободно признает высшей авторитет церкви (В.С.Соловьев… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. Российская правовая традиция взаимоотношений государства и церкви: динамика развития в конце XIX — начале XX веков
  • §-1.Специфика правового регулирования основ государственно-церковных правоотношений в России
  • §-2.Взгляды русских мыслителей на содержание государственно-церковных отношений
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Значение и роль юридической науки в проведении церковной реформы в России в начале XX века
  • §-1.Отражение принципа соотношения духовного и светского закона в государственно-церковных правоотношениях
  • §-2.Специфика правового закрепления принципа свободы совести: анализ законопроектной деятельности
    • 3. Сравнительный анализ правоотношений государства и церкви в Западной Европе и в России

Русская правовая мысль о соотношении государства и церкви: Конец XIX-начало XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. Общая характеристика диссертационной работы.

Актуальность темы

диссертационного исследования. Проблема взаимоотношений государства и церкви остается одной из наиболее сложных в истории и философии права. Если обратиться к истории любого государства Европы, то можно отметить, что церковь всегда участвовала в государственном строительстве, особенно в период становления того или иного европейского государства. Как и в других странах, история взаимоотношений церкви и государства в России знала разные периоды: тесное сотрудничество сменялось конфликтами и взаимными претензиями.

Сегодня не вызывает сомнения то, что церковь является одним из важнейших факторов стабильности государства и общества — хотя бы в силу того, что является традиционным институтом охраны нравственных принципов общественной жизни, и можно сказать больше — прав и свобод человека.

До сих пор существует распространенное мнение, что собственных правовых традиций в России фактически не существовало. Однако изучение истории отечественных государственно-церковных отношений позволяет сделать обратный вывод — русская правовая мысль, вобравшая все лучшее из наследия Византии, создала свою собственную правовую культуру.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, кардинальное обновление на этой основе законодательства обусловили необходимость исследования исторического процесса государственно-церковных отношений, выявления характера и тенденций такого взаимодействия. Следует отметить, что в России особенно пристальное внимание юридической науки к проблеме государственно-церковных отношений возникло в конце XIX — начале XX веков, когда шли активные процессы комплексных реформ государства и общества. Именно в конце XIX века были высказаны различные позиции о возможности реформирования государственно-церковных отношений в России, основа которых была заложена реформами Петра I.

Во взглядах ученых-юристов того времени можно усмотреть две различных тенденции: как почти полное принятие опыта построения государственно-церковных отношений в Западной Европе, так и призывы к развитию отечественного опыта в этой сфере, основанного на традициях русской государственности (восстановление института патриаршества). В дискуссиях представителей этих направлений формировались взгляды русских ученых на настоящее и будущее государственно-церковных отношений. Следует констатировать, что до сих пор идеи русской дореволюционной юридической мысли не находят надлежащего осмысления в современном российском правовом сознании.

Актуальность рассматриваемой проблемы нашла свое отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» -документа, определяющего «базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Названный документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом».1 В нем имеются главы, специально посвященные отношениям государства и церкви, а также соотношению христианской этики и светского права.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сформировано 16 позиций, по которым церковь готова всемерно сотрудничать с государством, начиная от взаимодействия в сфере миротворчества «между людьми, народами и государствами» и заканчивая «противодействием деятельности псевдорелигиозных структур». Можно презюмировать, что такое взаимодействие будет нуждаться в правовом регулировании, что неизбежно потребует разработки нормативно-правовых актов со стороны государства.

Таким образом, представляется, что в ближайшие годы проблема взаимоотношений государства и церкви будет переживать очередной период актуализации. Обращение к взглядам дореволюционных мыслителей на государственно-церковные отношения позволит облегчить решение этой задачи.

Состояние научной разработанности темы. Большое значение для раскрытия соотношения государства и церкви имеют работы современных ученых: С. А. Авакьяна, О. Э. Лейста, Г. В. Мальцева, Л. А. Морозовой, В. С. Нерсесянца, Ф. Г. Овсиенко, Ф. М. Рудинского, Н. А Трофимчука, В. Цыпинаи других авторов.

При исследовании конкретных историко-правовых вопросов взаимоотношений государства и церкви использованы работы С. С. Бычкова, Д. А. Коцюбинского, Г. Ореханова, В. А. Федорова, С. Л. Фирсова.

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 2.

В связи с тем, что в рамках современной российской юридической науки имеется немного работ, посвященных анализу дореволюционных правоотношений государства и церкви, тема настоящей диссертации еще не нашла полного отражения в научных исследованиях.

Объектом диссертационного исследования являются взгляды представителей российской юридической науки конца XIX — начала XX веков на государственно-церковные правоотношения, в том числе складывавшиеся в период разработки нормативно-правовой базы церковной реформы 1903;1907 гг., влияние юридической науки на проводившуюся в России церковную реформу.

Предметом диссертационного исследования выступают концепции русских ученых в области государственного и церковного права, философии права конца XIX — начала XX веков в сфере государственно-церковных отношений. При этом особое внимание уделено анализу взглядов дореволюционных ученых на проекты законов Российской Империи в области правоотношений государства и церкви.

Целью диссертационного исследования является комплексный историко-правовой анализ взглядов русских юристов и философов права на отношения государства и церкви на рубеже ХХ-ХХ веков, содержания правового регулирования государственно-церковных отношений.

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач: обобщить историко-правовые материалы по проблеме государственно-церковных отношений, определить степень теоретической разработанности темы;

— охарактеризовать основные черты русской школы права в рассматриваемой области с учетом основополагающих принципов взаимоотношений между государством и церковью: принципа «симфонии» властей, принципа соотношения духовного и светского закона, принципа свободы совести;

— выявить специфику русской правовой мысли в исследовании государственно-церковных отношений в сравнении с аналогичными идеями, сформулированными в Западной Европе;

— выявить основные тенденции развития государственно-церковных правоотношений, сложившихся к началу XX века;

— показать влияние основных идей, разработанных в сфере государственно-церковных отношений, на законодательные акты исследуемого периода.

Методологической основой диссертационного исследования служит система современных методов познания. В рамках данного исследования использованы общенаучные (социологический, сравнительный), а также частнонаучные методы познания социально-политических и социально-правовых явлений и процессов (сравнительно-правовой, историко-правовой, ретроспективной реконструкции). Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми требованиями принципов объективности, всесторонности, историзма и конкретности.

Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют различные группы источников, среди которых труды российских дореволюционных ученых в области теории и истории права и государства, государственного и церковного права, истории политических и правовых учений, философии права, философии, где анализируются различные аспекты государственно-церковных отношений.

Проблема правоотношений государства и церкви в конце XIXначале XX веков была наиболее подробно исследована в трудах следующих дореволюционных российских правоведов и философов: И. С. Гагарина, И. А. Ильина, К. П. Победоносцева, В. С. Соловьева, Л. А. Тихомирова, Б. Н. Чичерина.

Проанализированы также работы дореволюционных ученых в сфере церковного права: А. И. Алмазова, И. С. Бердникова, М. В. Зазыкина, Н. А. Заозерского, Н. К. Соколова, А. С. Павлова, Н. С. Суворова, где раскрываются их взгляды на сущность государственно-церковных отношений.

Были использованы работы таких зарубежных исследователей, обращавшихся к теме взаимоотношений государства и церкви, как: Гарольда Джорджа Бермана, Павла Гиншиуса, Фридриха Маасена, Жана Маритена, Этьена Жильсона, Ойгена Розенштока-Хюсси, Франка Руффини.

Исследованы нормативные акты Византийской империи («Эклога», «Эпанагога») — нормативные акты Российской Империи (Свод законов Российской Империи, т.т. I, XIV, XIVДуховный регламент 1721 года).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем комплексно рассмотрены взгляды русских ученых-юристов на отношения государства и церкви в России конца XIXначала XX веков, раскрыты различные точки зрения русских правоведов по вопросу закрепления в законодательстве Российской Империи начала XX века принципа свободы совести.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, обладающими элементами научной новизны:

— синтез церковного права и светских законов составлял основу национального правосознаниядля русского правоведения была характерна неразрывная связь церковного права и светских законов, при этом нормы церковного права оказывали определенное влияние на формирование всего корпуса российского законодательстваспецифика осуществления теории «симфонии властей» применительно к государственно-правовым традициям России заключалась в существовании института самодержавия как гаранта осуществления принципа свободного вероисповедания при сохранении статуса «господствующей церкви» для Российской Православной Церкви;

— в конце XIX века в России завершилось формирование государственной юридической доктрины, основанной на принципе веротерпимостиона была использована для разработки правовой базы реформирования государственно-церковных отношений, что нашло законодательное отражение в нормах Основных Законов Российской Империи;

— впервые в истории России профессиональные юристы активно участвовали в подготовке и проведении реформирования государственно-церковных правоотношений, что выразилось как в подготовке отдельных законопроектов по регулированию отношений в религиозной сфере, так и в правовом анализе их содержания;

— одна из главных концептуальных идей названных законопроектов заключалась в правовом закреплении разграничения государственных и церковных полномочий со стремлением освободить церковь от излишнего контроля государства, признать за ней собственные задачи, осуществляемые в рамках государственного правопорядка;

— начиная с XIX века, русские мыслители с различных позиций впервые исследовали различные модели построения государственно-церковных отношений: объединение Православной и Католической церквей с целью обеспечения большей независимости церкви от государства (И.С.Гагарин) — построения теократического общества, в котором государство свободно признает высшей авторитет церкви (В.С.Соловьев) — необходимости существования господствующей церкви (Русской Православной Церкви) как воплощение «исторической связи с народом» (Б.Н.Чичерин, К.П.Победоносцев) — «соединения государственного верховенства с церковной самостоятельностью во внутренних церковных делах» (М. Зазыкин);

— несмотря на то, что Святейший Синод являлся органом государственной власти, его позиция по вопросу о законодательном закреплении принципа свободы совести заключалась в том, что реализация этого принципа неминуемо приведет к уничтожению традиционных для России государственно-правовых традицийв то же время, данный принцип получил определенное отражение в российском законодательстве, в подготовке которого принимали участие ведущие российские юристы и государственные деятелирегулирование правоотношений государства и церкви осуществлялось наряду с частным и публичным правом также церковным правом как особой отраслью права.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования выводов и положений диссертации при разработке и совершенствовании нормативных правовых актов в сфере государственно-церковных отношений.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы в процессе преподавания курсов истории отечественного права и государства, истории политических и правовых учений, конституционного права.

Основные положения работы используются автором в учебном процессе при преподавании специального курса «Философские и правовые основы взаимоотношения государства и церкви».

Апробация результатов диссертационного исследования. Положения диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также получили отражение в научных публикациях автора и его выступлениях на научно-практических конференциях.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования, она состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

Выводы:

Происходило активное и критическое восприятие русской правовой мыслью идей и концепций в сфере государственно-церковных отношений, сформулированных в Западной Европе.

1. К. П. Победоносцев усматривал в государственно-церковных отношениях сложившихся в Западной Европе, берущую в начале ХУШ века тенденцию к уравнению всех исповеданий (за исключением иудеев и сектантов), при том условии, что приоритетным оставался принцип, согласно которому гражданин или подданный любого государства должен принадлежать к той или иной церкви во имя общественного блага и безопасности.

2. Итальянский правовед Ф. Руффини характеризовал религиозную свободу как «юридическое понятие или принцип», причем ее целью является обеспечение такого положения гражданина в государстве, при котором он бы мог беспрепятственно выбрать для себя или «спасение души или научную истину».

3. Ф. Руффини одним из первых западноевропейских представителей юридической мысли пришел к выводу, что свобода совести «не поддается юридическому определению» в связи с тем, что по своему содержанию это понятие скорее должно быть отнесено к сфере психологии или философии, поэтому в законодательном порядке его определить невозможно.

4. В отличие от многих западных ученых, считавших необходимым законодательное закрепление принципа свободы совести, К. П. Победоносцев допускал, что его провозглашение одним из незыблемых принципов в сфере религии следует применять с особой осторожностью, так как «верование религиозное далеко не отделилось еще от верований и стремлений политических и национальных». Поэтому провозглашение свободы совести не устраняет возможность проявления насилия и ненависти в обществе.

5. Для христианина, если государство нарушает принципы его духовной совести, существует только одна обязанность — отстаивать свою духовную свободу. Но для государства, ссылка индивида на законы совести неприемлема в принципе. Как отмечал Ф. Маасен, государственная воля сможет понять такой мотив, но никогда не примет его.

6. И. С. Бердников согласился с немецким правоведом, канонистом П. Гиншиусом в том, что, если отношения между государством и церковью исторически сложились нормальными, то не имеет никакого смысла осуществлять отделение церкви от государства, иначе «могут разрушиться прежние общественные отношения, которые до того времени оказывались благодетельными и спасительными».

7. Позиция К. П. Победоносцева в отношении отделения церкви от государства заключалась в том, что отделение церкви от государства, по его мнению, принесет последнему только возможность регулировать материальные отношения, в то время как духовная, нравственная жизнь останется все равно в компетенции церкви, пусть и не официально.

8. И. С. Бердников разделял идеи И. К. Блюнчли о взаимоотношениях государства с нехристианскими вероисповеданиями. Отношения с ними должны строиться только на принципе терпимости без того благорасположения", которое проводит государство в отношении той или иной христианской церкви.

9. По мнению И. С. Бердникова наиболее полно принцип свободы вероисповедания реализовался в США в силу того, что в США на законодательном уровне было закреплено равенство всех без исключения вероисповеданий перед законом с одновременной гарантией со стороны государства, что каждая конфессия совершенно свободна в своей внутренней деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема соотношения государства и церкви в России в конце XIX — начала XX веков являлась одной из главных во внутриполитической жизни России. Этот период можно охарактеризовать как углубление кризиса так называемого синодального периода развития государственно-церковных отношений. Наступивший кризис затронул не только государство и церковь, но и все российское общество в целом.

Одним из способов преодоления этого кризиса стала формирование в России в конце XIX века собственной научной доктрины, вобравшей в себя лучшие отечественные государственно-правовые традиции в сфере церковного управления. Ее специфика заключалась в том, что в ней органично взаимодействовали, с одной стороны, отдельные элементы, изначально определявшие основу и национальную специфику государственно-церковных правоотношений в виде неразрывной связи светских законов и церковных канонов, а с другой стороны, элементы правовых идей, определявшие государственно-церковные правоотношения, существовавшие в Западной Европы (права человека, гражданское общество, конституционализм).

Многие выдающиеся русские юристы и философы в своих трудах не только рассматривали отдельные аспекты государственно-церковных правоотношений, но и предлагали свои модели построения таких отношений. Эти предложения были основаны на двух основополагающих присущих России принципах отношений между государством и церковью: принципе «симфонии властей» и принципе соотношения духовного и светского закона. В то же время общей идеей признавалось существование института самодержавия как гаранта осуществления принципа свободы вероисповедания при сохранении статуса господствующей церкви для Российской Православной Церкви.

Развитие государственно-церковных отношений в России к началу XX века привело к законодательному закреплению принципу свободы совести как базисного принципа государственно-церковных правоотношений. Однако такая позиция означала отмену принципа свободы вероисповедания, что неминуемо должно было привести к значительному ослаблению влияния Российской Православной Церкви. Фактически речь шла о строительстве новой модели государственно-церковных отношений. Менялся государственный подход к регулированию церковного управления: впервые в истории России законодательный орган (Государственная Дума), имеющий внеконфессиональный характер, предполагал создать правовую основу для внутренней деятельности Православной Церкви, что являлось грубым вмешательством государства во внутренние дела церкви Также впервые стал открыто обсуждаться вопрос о статусе церкви в государстведолжна ли церковь быть государственной или возможно полное отделение церкви от государства. Вследствие этого не только обострилась проблема роли и места Святейшего Синода и его Обер-прокурора в системе органов государственной власти Российской Империи, но и был поставлен вопрос о необходимости их существования вообще. Ранее такие вопросы в России не обсуждались, тем более в процессе законодательной деятельности.

С целью проведения реформы церковного управления было решено разработать ряд законопроектов, при создании которых активное участие принимали русские правоведы. Так, одной из главных концептуальных идей законопроектов являлась идея о правовом разграничении государственных и церковных полномочий с целью освободить церковь от излишнего контроля государства, признать за ней собственные задачи, осуществляемые в рамках государственного правопорядка.

Можно заключить, что русская правовая мысль в конце XIXначале XX веков пыталась активно влиять на реформирование государственно-церковных отношений как важного элемента государственного строительства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

I. Нормативно-правовые источники:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» — Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4465.

Свод законов Российской Империи. СПб., Изд. 1892.

Духовный Регламент от 14 февраля 1721 года. — Законодательство Петра I. — М.: Юрид.лит., 1997.

Деяния Вселенских Соборов. Т. 1−4. — Репринт. Спб., 1996.

Книга правила святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. — Репринт. Сергиев Посад, 1992.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи в Царствование государя императора Николая. — Пг, 1915. Т. 1−2.

Свод постановлений, ограждающих веру и православную Церковь. -Спб., 1903.

Циркулярные указы Святейшего Правительственного Синода. 1867−1900.-Спб., 1901.

Манифест об укреплении основ веротерпимости от 17 апреля 1905 года. -ПСЗ-З. Т.25, № 26 125.

Высочайший указ от 12 декабря 1904 года «О предначертанию к усовершенствованию государственного порядка». — ПСЗ — 3. Т.24, № 25 495.

Кормчая (Номоканон). — Репринт. Отпечатана с подлинника патриарха Иосифа. Спб., 1998.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. — М.: Ладомир, 2001. — 253 с.
  2. Г. История церкви: Пер. с фр. Милан-Москва.: Христианская Россия, 1996. — 300 с.
  3. В.Г. Полное собрание сочинений. СПб., 1901.
  4. A.B. Церковь и государство в России в начале XX века. -Ярославль, 1999. 44 с.
  5. И.С. Новое государство в его отношении к религии. Казань. 1888. 119 с.
  6. И.С. Дополнение к курсу церковного права. Казань., 1889.89 с.
  7. И.С. Наши новые законы и законопроекты о свободе совести. М., 1914. 126 с.
  8. Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ- НОРМА-ИНФРА- М, 1998. 624с.
  9. Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. M.: Ad Marginen, 1999 432 с.
  10. Бл. Августин. Творения. О граде божием. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. — 2 т.
  11. С. Русская церковь и императорская власть. М., 1998.319 с.
  12. М.Ю. Краткий курс церковного права. М.: МЗ Пресс, 2001.- 128 с.
  13. A.M. Христианство и социальный идеал. СПб., М.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. — 544 с.
  14. A.M. Нравственные и национальные основы права: Сб. статей по философии и истории права. СПб., 2002. — 158 с.
  15. Взаимоотношения государства, науки и религии. Владимир, 2000.- 153 с.
  16. A.A. Каноническое право в Западной Европе: Jus antiquum. Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1994. — 84 с.
  17. Всеподданейший отчет председателя Государственного Совета за сессию 1893−1894 гг. СПб., 1894.
  18. .П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. — 368 с.
  19. Ю.И. В чем сущность свободы совести? М., 1966. — 87с.
  20. Т. Левиафан.- М.: Мысль, 2001.- 478 с.
  21. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. -М., 1995. -257 с.
  22. А.Д. Начала русского государственного права. Т l.-СПб.: 1875. 389 с.
  23. М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа. -М.: Паломник, 2000. 544 с.
  24. JI. Каноническое право / Пер. с итал. М .: Изд-во «Христианская Россия», 1996. — 379 с.
  25. П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. СПб.: Санкт-Петербургская акад. МВД России, 1998.-243 с.
  26. Г. Полный церковный-славянский словарь. М.: 1993.- 1120 с.
  27. Журнал Миссионерское Обозрение. (1908. Январь. С. 24−72- февраль. С. 176−207- март. С. 342−354- апрель. С. 529−505- май. С.693−736- июнь. С. 854—873).
  28. B.JI. История Римских Пап. Т. 2. М., 1997.- 198 с.
  29. М.В. Патриарх Никон.- М.: 1995.- 1088 с.
  30. H.A. Право Православной греко-восточной русской церкви, как предмет специальной юридической науки. М., 1888.
  31. H.A. Система русской государственной власти. М.: Москва, 2002.- 400 с.
  32. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1 М.: Русская книга, 1993.- 400 с.
  33. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т 4.- М.: Русская книга, 1994. 624 с.
  34. Исаев И.А. Politica hermenetica. Скрытые аспекты власти. М.: Юристъ, 2003. — 573 с.
  35. П.Е. Власть Всероссийского Императора. М.: 1999.-512 с.
  36. A.B. Церковь. История. Россия. М.: 1996. 225 с.
  37. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986. — 330 с.
  38. В.В. Религия, государство, право. М.: Изд-во «Наука», 1985. — 287 с.
  39. Константин Петрович Победоносцев и его корреспонденты. -Минск.: Харвест, 2003. 2 т.
  40. С.А. Юридические предпосылки русских Основных Законов.- М., 1912. -117 с.
  41. Д.А. Русский национализм в начале 20 столетия. М.: РОССПЭН, 2001. — 527 с.
  42. И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М.: Православное дело, 2000. — 464 с.
  43. Ф.А. Отношение между церковью и гражданской властью в Византийской империи. Казань. 1880. — 73 с.
  44. И.В. Русская Православная Церковь и государство. -Иркутск. 1997. 159 с.
  45. К.Н. Восток, Россия и Славянство. М.: 1996.- С. 799.46. де Лобье П. Три града: социальное учение христианства: Пер. с фран. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2001. — 412 с.
  46. Й. История церкви: Пер. с нем. М.: Христианская Россия, 1999. — Т.2.48. де Любак А. Мысли о церкви: Пер. с франц. Милан-Москва.: Изд-во «Христианская Россия» 1994. — 303 с.
  47. Ф. Десять глав о свободной церкви и свободе совести. Ярославль., 1882. 319 с.
  48. Г. В. Социальная справедливость и право. М.: Мысль, 1977. 255 с.
  49. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.-419 с.
  50. Г. В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М.: Изд-во РАГС, 2000. 190 с.
  51. С.М. Церковь и государство в России в переходное время. Вып. 2., М., 1909. — 320 с.
  52. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1998.- 305 с.
  53. А. Церковь и государство. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. — 430 с.
  54. B.C. Философия права. М.: Издательская группа ИНФРА M — НОРМА, 1997. — 652 с.
  55. П.И. Сочинения. М.: Изд-во «Пресса», 1995.639 с.
  56. П.И. Сочинения. М.: Изд-во «Раритет», 1995.448 с.
  57. Ореханов Г.(иерей). На пути к собору. Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002. — 222 с.
  58. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Московский патриархат, 2001 127 с.
  59. А.С. Курс церковного права.- СПб.: Изд-во «Лань», 2002. 384 с.
  60. Р. Христианские корни современного права: Библия и основные права человека. Ереван.: Нжар, 2000. — 160 с.
  61. Победоносцев К.П. Pro et contra. СПб.: РХГИД996. — 576 с.
  62. К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996. — 510 с.
  63. Православная Русь. Журнал № 4.- 1995.
  64. С. Восточная схизма- Восточная теократия. М., Наука, 1998. — 238 с.
  65. Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиграфия западного человека: Пер. с англ. N. Y. Hermitage Publishers 648 с.
  66. Русская философия права: философия веры и нравственности (антология) /Сост. А. П. Альбов, Д. В. Масленников, А. И. Числов, С. В. Филиппова. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997. — 398 с.
  67. Ф. Религиозная свобода: история идеи. М., 1995.136 с.
  68. С. Церковь. Семья. Государство. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. — 222 с.
  69. В.П. Время Церкви. М., 1998. — 176 с.
  70. А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. Владимир, 1997.-735 с.
  71. Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации. М., 1998. — 144 с.
  72. B.C. Собрание сочинений. М.: Изд-во «Мысль», 1990. -2 т.
  73. Соловьев B.C. Pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. — Т.2 -1072с.
  74. П.П. Древняя Русь: государство и власть. Проблемы морально-этического сознания: Монография. М.: Социум, 2001. — 242 с.
  75. П.А. Нам нужна великая Россия. М., 1991. — 312 с.
  76. Н.С. Учебник церковного права. М.: 1908. — 272 с.
  77. Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев. СПб., 2000. — 202 с.
  78. JI.A. Монархическая государственность. СПб.: Российский имперский союз-орден, А/О «Комплект», 1992. — 680 с.
  79. JI.A. Религиозно-философские основы истории. -М.: Москва, 1997. 589 с.
  80. JI.A. Апология веры и монархии. М.: Москва, 1999. — 476 с.
  81. Л.А. Христианство и политика. М.: ГУП «Облиздат», ТОО «Алир», 1999. — 615 с.
  82. Л.А. Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос. М.: Москва, 2003. — 618 с.
  83. E.H. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. М.: Изд-во «Медиум», 1995 2 т.
  84. .А. Царь и Патриарх: Харизма власти в России: Византийская модель и ее русское переосмысление. М., 1998.- 676 с.
  85. В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700−1917. М.: Русская панорама, 2003. — 480 с.
  86. Философский словарь Владимира Соловьева. Р.- на- Д.: Феникс, 1997. — 464 с.
  87. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- 840 с.
  88. С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х -1918 гг.). М.: Фонд «Христианская Россия». 2002. — 623 с.
  89. С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Изд-во «Наука», 1996.- 737 с.
  90. В. Курс церковного права. М.: Фонд «Христианская жизнь», 2002. — 703 с.
  91. .Н. Философия права. СПб., Наука, 1998.- 656 с.
  92. .Н. Наука и религия. М.: — Изд-во «Республика», 1999.- 495 с.
  93. A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. Изд-во «Алетейя», 1999.-254.1.I. Статьи (журналы)
  94. С.А. Свобода вероисповедания как конституционно -правовой институт / Вестник Московского ун-та. Серия 11, Право, 1999. № 1.-С.З-22.
  95. А.Б. Церковь и исполнительная власть / Государство и право, 1998. № 4-С.19−25.
  96. Л.А. Российские традиции государственно-церковных отношений / Религия и право, 1998. № 3. С.3−4.
  97. A.C. К вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в России / Социально-гуманитарные знания, 1999. № 1. -С.278−281.
  98. Н.В. Проблема взаимоотношений церкви и государства в России XVII в. / Российская цивилизация: история и современность. Воронеж, 1999. Вып. 7. — С. 137−144.
  99. М. Церковное право (исторический очерк). / Рос. Юстиция, 1997. № 8 -24−25.
  100. Варьяс M В. Церковное право в романо-германской правовой системе: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: Спец.: 12.00.01. Теория права и гос-ва. История права и гос-ва / МГЮА. — М., 1997.-25 с.
  101. И.Н. Проблемы церкви и государства в современной России / Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, 1999. № 1−6.-С.61−70.
  102. В.В. Государственно-церковные отношения в современной России: перспективы их развития / Российская провинция: поиск путей развития: Материалы II межрегион, научн.прак. конф.-Киров, 1999. С. 95−194.
  103. Ю., Черемных Г. Еще один шаг России к светскому государству. / Право и жизнь, 1996. № 8 С.53−61.
  104. Ю.М. История «религиозного вопроса» / Религия и право, 1999. № 2.- С. 12 -16.
  105. C.B. Государственно-церковные отношения в России: Опыт философско-исторического анализа: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. филос. наук: Спец: 09.00.06 Философия религии / РАГС. — М., 1997. — 23 с.
  106. П. Н. Методология подхода к исследованию правового статуса светских государств./ Право и жизнь, 1998. № 17. -С.25−37.
  107. П. Н. Социальная доктрина Русской Православной Церкви: христианская догма и секулярное право / Право и жизнь, 2000. № 32.-С.35−51.
  108. П.Н., Дмитриев Ю. А. Свобода совести на новом этапе правового обеспечения / Юрист, 1998. № 5. С.41−44.
  109. В.Н. Мифотворчество против партнерства государства и церкви / Христианская политика. 2002. № 2. С. 5.
  110. И.А. Рецидив теократический утопии: церковь и феодальная государственность в расколе /Историко-правовые вопросывзаимоотношений государства и церкви в истории России: Сб. научных трудов ВЮЗИ. М., 1998. С. 109.
  111. Кирилл (Митрополит). Церковь и вопросы государственного строительства. / Федерализм, 1996. № 3 С.81−96.
  112. В.В. Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы: Философско-правовой аспект: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд.филос. наук: Спец.: 09.00.06 Философия религии /РАГС -М., 1999.-22 с.
  113. A.A. Церковь государство — общество / Политая, 1998. Ne 4 — С.52−59.
  114. А. О социальной доктрине русского православия / Актуальные проблемы Европы: проблемно-темат. сб. М., 1998. Вып. 3. -С. 14−31.
  115. Т.А. Культурное наследие: правовой аспект в истории отношений государства и Русской Православной Церкви / Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. М., 2001. С. 70−81.
  116. JI.A. Государство и церковь: особенности взаимоотношений. / Государство и право, 1995. № 3 -С.86−95.
  117. М.И. Российское государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы / Религия и политика в современной России: Сб. М., 1997. С. 6−20.
  118. C.B. Христианское учение о государстве: теоретический аспект / Общество, государство и право России на пороге XXI века. Уфа, 2000. С. 48−50.
  119. В.К. Законопроекты о старообрядчестве и старообрядцах в III Государственной Думе (1907−1912гг.) / Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 1998. № 3−4 С. 89−97.
  120. Питирим (Митрополит). Церковь государство: «симфония отношений» / Наша власть: дела и лица, 2001. № 1. — С.58−62.
  121. В. Разработка концепции государственно-церковных отношений в России / Кентавр, 1995. № 2 С.143−146.
  122. А.Ю. К.П.Победоносцев, святейший синод и архиереи в 1881—1894 гг./ Вестн. Моск. ун-та. Сер.8, История, 1994. № 4 -С.22−33.
  123. Д.В. Христианство, монархия и демократия / Религия и право, 1997. № 2−3. С.44−45.
  124. М.А. Право государственное / Энциклопедический словарь т-ва «Бр. А. И И. Гранат и К». 7- издание. Т.ЗЗ. М., б.г. С. 251.
  125. E.H. Теократические тенденции современной государственности. / Обшеств. Науки и современность, 1996. № 5 С.83−89.
  126. E.H. Каким быть государственно-церковным отношениям в России? / Российская юстиция, 1998. № 2 -С.25−27.
  127. A.A. Интеллигенция и церковь в России в начале XX века: опыт взаимоотношений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. Канд. ист. наук: Спец.: 07.00.02 отечеств история / Костром, гос. пед. ун-т. -Кострома, 1997. — 19 с.
  128. Т.Ю. Проблемы совершенствования отечественного законодательства о свободе совести. / Вестник гуманитарного университета. Серия: Право, 1996. № 1 С.56−67.
  129. С.Н. Римская церковь и правовая система Запада / Актуальные проблемы юриспруденции: Материалы итоговой науч. конф. Тюмень, 1998. — Вып 2. — С.67−72.
  130. Е.С. Государственно-церковные отношения в представлениях российской либеральной интеллигенции начала века / Обновление России: трудный поиск решений, 1996. Вып. 4. — С. 170−178
  131. В.В. Русская православная церковь и государство. / Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений. Материалы межд. симп., 1997 г. Н.Новгород. — С.97−99.
Заполнить форму текущей работой