Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация прав национальных меньшинств в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что автором разработана целостная теоретическая концепция реализации прав национальных меньшинстввпервые предпринята попытка комплексного теоретико-правового анализа процесса реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерацииподвергнуты теоретическому осмыслению базовые понятия «национальное меньшинство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие и основная характеристика прав национальных меньшинств: международный и внутригосударственный опыт правового регулирования
    • 1. 1. Понятие национального меньшинства в международно-правовых актах и российском законодательстве и его отграничение от смежных категорий
    • 1. 2. Юридическая природа и общая характеристика прав национальных меньшинств
  • Глава 2. Теоретические основы реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации
    • 2. 1. Понятие и сущность реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации
    • 2. 2. Принципы реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации
    • 2. 3. Механизм реализации прав национальных меньшинств в современной России
  • Глава 3. Проблемы реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации и перспективы развития российского законодательства в данной области

Реализация прав национальных меньшинств в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российская Федерация — одно из самых полиэтнических государств мира, основной целью национальной политики которого является создание и обеспечение действенных условий развития всех этнических общностей, в том числе и национальных меньшинств. Для современной России должная реализация прав национальных меньшинств может стать эффективным средством предупреждения межнациональных конфликтов и напряженности, национального экстремизма, политической нестабильности в государстве.

Во многих странах имеются соответствующие законодательные акты, гарантирующие национальным меньшинствам право на сохранение и развитие родного языка, получение образования на родном языке, сохранение и развитие национальной культуры, экстерриториальную национально-культурную автономию. В настоящее время нормы, закрепляющие права национальных меньшинств, содержатся в различных международно-правовых документах, таких, как Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (в 1998 г. она была ратифицирована Российской Федерацией1), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.

В Российской Федерации нормативная база в области прав национальных меньшинств сформулирована еще не в полной мере и носит фрагментарный характер. Поэтому, необходимо дальнейшее развитие теоретико-правовых аспектов реализации прав национальных меньшинств и совершенствование механизма реализации их прав на практике.

1 См.: Федеральный закон от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 25. — Ст. 2833.

В этой ситуации одним из важнейших вопросов юридической науки является проблема реализации права, синтезирующая в себе перевод юридических предписаний из плоскости абстрактных правил поведения в сферу правомерной деятельности. Используя категорию «механизм», необходимо охватить процесс реализации прав национальных меньшинств, представить его в системно-динамическом виде и рассмотреть как совокупность определенных взаимосвязанных элементов.

Таким образом, представляется на сегодняшний день актуальной необходимость комплексного изучения теоретических и практических аспектов реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая нами проблема находится на стыке общей теории права и государства, отраслевых юридических наук (конституционного, международного права и др.), этнографии, политологии, этносоциологии, истории.

Концептуальным вопросам реализации прав национальных меньшинств, анализу специфики правового регулирования их статуса в контексте международных норм по правам человека посвящены работы зарубежных ученых: Ж. Дешена, Ф. Капоторти, В. Кимлики, П. Торнберри1 и др.

В советской юридической науке проблема реализации прав национальных меньшинств не получила должного отражения. В период с 1917 по 1991 гг. было выпущено лишь несколько монографий. Это работы А. Х. Абашидзе, И. П. Блищенко, Г. Е. Жвания2 и др. Следует отметить, что.

1 См.: Deschenes J. Proposal Concerning a Definition of the Term «Minority». — New York: United Nations Documents, 1985; Capotorti F. Study of the rights of persons belonging to ethnic, religious and linguistic minorities // Human Rights Study Series. — 1978. — № 5. — P. 10 — 95- Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. — Oxford: Clarendon Press, 1995; Thornberry P. International Law and the Rights of Minorities. — Oxford: Clarendon Press, 1991. — P. 331 — 378;

2 См.: Абашидзе A.X., Блищенко И. П. Международные проблемы защиты национальных меньшинств. — М., 1991; Жвания Т. Е. Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств: Исторический очерк. Тбилиси, 1959. вопросы, связанные с национальными меньшинствами в СССР большей частью затрагивались в трудах этнографов, этносоциологов, историков.

В конце XX — начале XXI века появились диссертации, книги и статьи, касающиеся лишь некоторых теоретических аспектов реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации. Это труды JI.B. Андриченко, Н. В. Витрука, В. В. Кочаряна, И. Ю. Пешперовой, С. М. Пунжина, MB. Пучковой, М.Д. Смыслова1 и др. В них 'авторы рассматривают вопросы правового регулирования и защиты прав национальных меньшинств, принципы, гарантии реализации указанных прав. В 2000 году появилась докторская диссертационная работа С. С. Юрьева, специально посвященная теоретическим основам правового статуса национальных меньшинств, историко-правовым аспектам положения национальных меньшинств в России и зарубежных странах. Комплексного же научного исследования, посвященного теоретико-правовому анализу реализации прав национальных меньшинств пока не было.

Отдельные аспекты исследуемой проблемы разрабатывалась в конституционном праве, международном праве, этнографии, истории и других науках, однако пока единого концептуального подхода к процессу реализации прав национальных меньшинств не сформировалось. Именно теория права и государства, как наука, располагает значительными.

1 См.: Андриченко JT.B. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. — М., 2005; Витрук Н. В. Права национальных меньшинств в Российской Федерации // Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия. — М., 2001; Кочарян В. В. Международно-правовые проблемы защиты национальных меньшинств: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 1996; Пешперова И. Ю. Права национальных меньшинств и их защита в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: Дис.. канд. юрид. наук. — Спб., 1998; Пунжин С. М. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в международном праве // Государство и право. — 1992. — № 8. — С. 123 — 126- Пучкова М. В. О проблеме прав малочисленных народов и национальных групп // Права человека: время трудных решений. — М., 1991. — С. 126 — 130- Смыслов М. Д. Международно-правовая защита меньшинств // Московский журнал международного права. — 1993. — № 1. — С. 105- 109- и др.

См.: Юрьев С. С. Правовой статус национальных меньшинств: Институциональный и историко-сравнительный анализ: Дис. д-ра юрид. наук. — М., 2000. возможностями отразить наиболее важные аспекты реализации прав национальных меньшинств, и в частности, формы, принципы, механизм реализации прав национальных меньшинств в современной России.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации, а также нормы, содержащиеся как в российском, так и в международном законодательстве, регламентирующие правовой статус национальных меньшинств.

Предмет исследования составляют вопросы изучения содержания и особенностей правового статуса национальных меньшинств, юридической природы их прав, практических проблем процесса реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном теоретико-правовом исследовании сущности, принципов, механизма, проблем правового регулирования и практики реализации прав национальных меньшинств в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— дать авторское определение и выделить основные признаки понятия «национальное меньшинство»;

— провести сравнительное исследование понятий «национальное меньшинство», «коренной народ», «коренной малочисленный народ»;

— исследовать систему закрепленных российским законодательством прав национальных меньшинств;

— определить сущность и признаки реализации прав национальных меньшинств;

— изучить основные принципы реализации прав национальных меньшинств;

— охарактеризовать механизм реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации, определить его структуру и проанализировать основные элементы;

— выявить проблемы процесса реализации прав национальных меньшинств в современной России;

— определить перспективы совершенствования федерального законодательства в области прав национальных меньшинств.

Методологическая основа диссертационного исследования. Исследование теоретических аспектов реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации потребовало использования общенаучного диалектического метода познания, а также специальных методов исследования, в том числе: системно-структурного, формально-юридического, сравнительно-правового, исторического, социологического, а также иных методов научного познания. В целом был применен комплексный подход к изучению реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации.

Теоретическая основа диссертационного исследования. Формирование мировоззренческой базы научного исследования потребовало от автора изучения разнообразной литературы. Использовались научные, учебные и методические разработки по общей теории государства и права, различным отраслям права (конституционному, административному, международному и др.), а также труды по этнографии, социологии, истории, политологии.

Большое значение в процессе исследования имели работы следующих отечественных ученых-юристов в области общей теории государства и права: С. С. Алексеева, О. В. Белянской, Н. В. Витрука, Г. Е. Жвания, JI.H. Завадской, Е. Р. Зайцевой, Д. А. Кошарского, В. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой, М. Н. Марченко, Ю. С. Решетова, В. М. Сырых, С. С. Юрьева и др.

Достижение поставленных в диссертации целей потребовало также изучения работ специалистов в области конституционного, административного, международного права: А. Х. Абашидзе, С. А. Авакьяна, Ф. Р. Ананидзе, JI.B. Андриченко, И. П. Блищенко, JI.H. Васильевой, J1.M. Карапетяна, В. А. Кряжкова, В. П. Колесника, И. Ю. Пешперовой, С. М. Пунжина, М. В. Пучковой, М. Д. Смыслова, Т. Я. Хабриевой, Е. А. Черячукиной и др.

Учитывая специфику предмета исследования, который носит комплексный характер, большое внимание уделялось работам этнографов, политологов, социологов: Р. Г. Абдулатипова, О. И. Артеменко, М. Н. Губогло, JI.M. Дробижевой, А. Г. Здравомыслова, В. Ю. Зорина, К. В. Калининой, В. Ф. Кирдяшова, А. А. Леонтьева, Э. А. Паина, А. П. Садохина, В. В. Степанова, В. А. Тишкова, В. Р. Филиппова и др.

В ходе работы над диссертацией автор неоднократно обращался также к работам зарубежных авторов, таких как, У. Альтерматт, Ж. Дешене, У. Кимлика, Ф. Капоторти, Д. Нановски, М. Раннут, Т. Скутнабб-Кангас, П. Торнберри, Р. Филлипсон, А. Эйде и др.

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили различные источники информации, что дало возможность обобщить существующий материал и обозначить сферу исследования. Значительное место среди таких источников занимают: международные конвенции, декларации, пакты, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, законодательство субъектов Российской Федерации. Исследование проблем правового регулирования прав национальных меньшинств в Российской Федерации потребовало анализа разработанных законопроектов, стенограмм парламентских слушаний, статистических данных и аналитических материалов органов государственной власти и общественных организаций, материалов научных конференций проводимых по данной тематике.

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что автором разработана целостная теоретическая концепция реализации прав национальных меньшинстввпервые предпринята попытка комплексного теоретико-правового анализа процесса реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерацииподвергнуты теоретическому осмыслению базовые понятия «национальное меньшинство», «коренной народ», «коренной малочисленный народ" — проанализирована юридическая природа прав национальных меньшинствпредложен комплексный механизм реализации прав национальных меньшинств в современной России. Проведенное исследование позволило автору выделить основные проблемы реализации прав национальных меньшинств и предложить комплекс мер по совершенствованию института реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации. Разработан проект Федерального закона «Об Уполномоченном по правам национальных меньшинств в Российской Федерации».

Наиболее значимые авторские суждения, отражающие научную новизну исследования, содержатся в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Национальное меньшинство в Российской Федерации — это численно не преобладающая часть этнической общности или этническая общность, члены которой имеют гражданство Российской Федерации, не занимают доминирующего положения в данном государстве и отличаются от остальной части населения своими этническими признаками, особенностями языка, культуры, традиций, и считающая себя таковым на основе самоидентификации.

2. Основными критериями понятия «национальное меньшинство» являются: 1) количественный критерий- 2) критерий недоминирования- 3) обладание устойчивыми этническими, религиозными или языковыми характеристиками- 4) наличие у членов группы гражданства данного государства- 5) самоидентификация.

3. Национальное меньшинство является не просто совокупностью индивидов, а устойчивой социальной общностью, обладающей рядом исторически обусловленных культурных, религиозных и языковых признаков. Для национальных меньшинств свойственна коллективная природа их прав.

4. Национальные меньшинства должны пользоваться не только всеми правами человека, но и специальными правами, которые вытекают из их уникальной самобытности.

5. Реализация прав национальных меньшинств в Российской Федерации — это гарантированная международным сообществом и государством предметная деятельность национальных меньшинств, а также уполномоченных государственных органов и должностных лиц, выражающаяся в соблюдении, исполнении, использовании, применении данных прав в целях достижения и развития достойного уровня их жизнедеятельности.

6. Реализация прав национальных меньшинств в Российской Федерации должна осуществляться исходя из следующих принципов: 1) уважения территориальной целостности государства- 2) обеспечения равенства и недискриминации- 3) обязанности государства поддерживать и защищать национальные меньшинства в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций- 4) последовательной борьбы с национализмом, ксенофобией и экстремизмомразвития толерантности и т. д.

7. Механизм реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих определенную динамическую систему, которая включает: правовые нормыюридические фактыдеятельность национальных меньшинств по осуществлению своих правдеятельность специальных органов по реализации прав национальных меньшинствохрану и защиту прав национальных меньшинств (включая самозащиту) — гарантии.

8. Основные проблемы реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации: 1) отсутствие законодательного закрепления термина «национальное меньшинство" — 2) отсутствие федерального органа федеральной службы), осуществляющего контрольно-надзорные функции в сфере государственной национальной политики, реализации прав национальных меньшинств- 3) недостаточная информированность национальных меньшинств об объеме их прав и др.

9. Представляется обоснованной необходимость учреждения института Уполномоченного по правам национальных меньшинств в Российской Федерации и принятие комплексного закона о правах национальных меньшинств в соответствии с основными направлениями развития Российской Федерации.

Теоретическое и практическое значение исследования. Сформулированные в работе теоретические положения развивают и расширяют разделы общей теории права и государства, посвященные проблематике правосубъектности и реализации права. Полученные научные результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методического материала при проведении занятий по курсам общей теории права и государства, конституционному, международному праву и другим отраслевым и специальным юридическим наукам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, полученные в ходе исследования, можно использовать при разработке законодательства о национальных меньшинствах, а также в практической деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, Государственного комитета Республики Мордовия по национальной политике, в деятельности национально-культурных автономий, союзов, ассоциаций, занимающихся вопросами национальных меньшинств.

Апробация результатов исследования. Работа выполнена и обсуждена на кафедре правовых дисциплин Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Основные положения диссертации нашли отражение в монографии и 6 опубликованных научных статьях общим объемом — 6,65 п.л.

Теоретические выводы и рекомендации, высказанные автором в диссертации, докладывались на научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах, таких как: IV Всемирный конгресс финно-угорских народов (Эстония, г. Таллинн, 15−19 августа 2004 г.), IV Съезд мордовского народа (г. Саранск, 22 — 25 ноября 2004 г.), ежегодная научно-практическая конференция «Огаревские чтения» (г. Саранск, МГУ им. Н. П. Огарева, 2005, 2006, 2007 гг.), Международный семинар «Расширение деятельности Консультативного комитета финно-угорских народов в рамках существующего международного сотрудничества» (г. Сыктывкар, 11 — 12 ноября 2005 г.), Международный семинар «Проблемы молодежного финно-угорского движения» (Финляндия, г. Хельсинки, 3−5 марта 2006 г.), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и истории государства и права на современном этапе» (г. Уфа, 17 апреля 2006 г.), XXII Международная финно-угорская студенческая конференция IFUSCO (г. Йошкар-Ола, 18−22 мая 2006 г.), Международный семинар «Финно-угорское молодежное движение и студенты» (Эстония, г. Тарту, 25 — 26 ноября 2006 г.), Международный семинар «Реализация решений IV Всемирного конгресса финно-угорских народов» (г. Саранск, 1 — 2 декабря 2006 г.), научная конференция молодых ученых (г. Саранск, МГУ им. Н. П. Огарева, 14−17 апреля 2007 г.), XXIII Международная финно-угорская студенческая конференция IFUSCO (г. Саранск, 15−19 мая 2007 г.).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, спецификой рассматриваемого явления. Она состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение

.

Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы и обобщения.

Современный мир характеризуется нарастающими глобализационными процессами. Существуют веские основания говорить о возникновении проблемы, связанной с сохранением культурного разнообразия человечества. В связи с этой проблемой, ведущим фактором развития становится требование эффективной реализации прав национальных меньшинств, сохранение их национальной самобытности. Национальные меньшинства вынуждены апеллировать к государственным институтам, т.к. уже по определению обладают ограниченными ресурсами для поддержания собственной коллективной идентичности.

Основной целью национальной политики в Российской Федерации должно быть создание и обеспечение действенных условий развития всех этнических общностей, в том числе имеющих статус национального меньшинства. Эффективная реализация прав национальных меньшинств в современной России может быть осуществлена на основе комплексного подхода — правовых, финансовых, организационных и других мер.

Проблематика национальных меньшинств вновь приобрела актуальность в связи с существенными политическими преобразованиями. В качестве основных встали вопросы, связанные с определением понятия «национальное меньшинство» и установлением зависимости между понятиями «гражданство» и «национальное меньшинство». Также широко обсуждаются вопросы о соотношении категорий «национальное меньшинство», «коренной народ», «коренной малочисленный народ».

Проблема реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации сложна и многогранна. Исследование сущности реализации прав национальных меньшинств невозможно без выделения понятия «национальное меньшинство», поэтому в данной работе была предпринята попытка дать авторское определение этого понятия, характерное для Российской Федерации.

Одним из негативных моментов следует признать отсутствие специального комплексного федерального закона, регулирующего права национальных меньшинств, отсутствие федерального органа (федеральной службы), осуществляющего контрольно-надзорные функции в сфере государственной национальной политики, реализации прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. На законодательном уровне последовательно должны решаться вопросы противодействия экстремизму, национализму, ксенофобии, развития толерантности в современном российском обществе.

Преобразования, проводимые в сфере национальной политики и межнациональных отношений, обусловили необходимость совершенствования механизма реализации прав национальных меньшинств. Предложения по совершенствованию механизма реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации позволяют говорить о его дальнейшем развитии и необходимости исследования. Разработанный автором на основе анализа принципов международного права и российского законодательства проект Федерального закона «Об Уполномоченном по правам национальных меньшинств в Российской Федерации» может сыграть существенную роль в создании данного института.

Эпоха огосударствления межнациональных отношений уходит в прошлое. Но реализацию прав национальных меньшинств обязано гарантировать государство. Все большую силу будут набирать институты гражданского общества. Хорошей площадкой для диалога может стать Общественная палата Российской Федерации, в структуру которой входят комиссия по вопросам толерантности и свободе совести и комиссия по вопросам сохранения культуры и духовного наследия. Такой подход способствовал бы дальнейшей гармонизации этнокультурной политики государства.

В качестве итога проведенного исследования считаем необходимым обозначить направления дальнейшего теоретического изучения проблем реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации:

— нормативно-правового закрепления понятия «национальное меньшинство» в российском законодательстве;

— углубленного изучения требует вопрос о правовом статусе и юридической природе прав национальных меньшинств в Российской Федерации;

— дальнейшему исследованию должны быть подвергнуты теоретические основы реализации прав национальных меньшинств, основные принципы и формы реализации их прав;

— перспективным объектом научного исследования является совершенствование механизма реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации, его основных элементов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. — 10 декабря.
  2. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах». Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812 VIII // Бюллетень Верховного1. Суда РФ.-1994.-№ 12.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Международное публичное право. Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. М., 1996. T.I. — С. 464 — 470.
  4. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Принята 1 февраля 1995 г. // Совет Европы: документы по национальному вопросу. Спб., 1996. — С. 20 — 39.
  5. Конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» Принята Генеральной Конференцией Международной организацией труда 26 июня 1989 г. //
  6. Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда. -Т. 11. Женева. — 1991. — С. 2193 — 2207.
  7. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. -25 декабря.
  8. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 13. — Ст. 1447.
  9. Закон Российской Федерации от 19 июля 1991 г. № 3266 (в ред. от 22 августа 2004 г.) «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. — Ст. 150.
  10. Основы законодательства Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612−1 (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 46. — Ст. 2615.
  11. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О библиотечном деле» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 1. — Ст. 2.
  12. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2004 г.) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 21. — Ст. 1930.
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  14. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 25. — Ст. 2965.
  15. Федеральный закон от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 25. — Ст. 2833.
  16. Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 2. — Ст. 234.
  17. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 18. — Ст. 2208.
  18. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 30. — Ст. 3122.
  19. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 (в ред. от 22 августа 2004 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории икультуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 26. — Ст. 2519.
  20. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114—ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 30. — Ст. 3031.
  21. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 15 июня 1996 г. № 909 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 25.-Ст. ЗОЮ.
  22. А.Х. Кто является субъектом Закона «О национально-культурной автономии»? // Национально-культурная автономия: проблемы и суждения. М&bdquo- 1998. — С. 40 — 43.
  23. А.Х., Ананидзе Ф. Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов: международно-правовой анализ. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1997. — С. 14 — 115.
  24. , В.К. Мордовский народ от съезда к съезду. Саранск: Красный Октябрь, 2004. — 157 с.
  25. С.А. Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы научной конференции. М., 2000. — С. 9.
  26. С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. Спб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. — 643 с.
  27. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. -М.: Статут, 1999. — 712 с.
  28. С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. — 311 с.
  29. С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Т. 1. -Свердловск: Свердловский юридический институт, 1972. — 396 с.
  30. Jl.A. О реализации права законодательной инициативы // Управленческое консультирование. 1999. — № 2. — С. 24.
  31. Андриченко J1.B. К вопросу о понятиях «национальные меньшинства» и «коренные народы» // Федерализм. 2002. — № 3 — С. 123 — 158.
  32. JI.B. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. -М.: Городец, 2005. 384 с.
  33. JI.B., Сукало А. Е. Проблемы культурно-национальной автономии в суверенном государстве // Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994. — С. 149.
  34. С.А. Малочисленные народы России: Оптимизация межнациональных отношений // Этнополитический вестник РФ. 1992. -№ 1.-С. 107.
  35. А.Г., Солдатова Г.У, Шайгерова JI.A. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.-М., 2001.-С. 12.
  36. В.К. Правовые отношения // Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристь, 1999. — Гл. 22. — С. 411 — 428.
  37. В.К. Теория современного советского права. Н. Новгород: ВШ МВД РСФСР, 1991. — 156 с.
  38. В.Я. Конституция Республики Башкортостан и права национальных меньшинств // Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 1998.-С. 133 — 139.
  39. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2001. — 787 с.
  40. М.И. Механизм государства // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2004.-С. 97−113.
  41. Н.М. Этнокультурное развитие регионов России на 20 062 008 гг. // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 61.-М., 2006.-С. 75−77.
  42. С.А. Международно-правовой принцип запрета дискриминации: процедуры и механизмы международных организаций: Сб. информационных материалов. — М.: Academia, 2005. С. 17−47.
  43. В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране // Журнал Российского права. 2003. — № 9. — С. 14−23.
  44. И.П., Абашидзе А. Х. Международная защита прав национальных меньшинств: Учебное пособие. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1993. — С. 20 — 94.
  45. И.П., Абашидзе А. Х. Права национальных меньшинств в свете мирового опыта // Общественная наука и современность. 1992. -№ 4.-С. 125- 126.
  46. Д.Д. Вымирают ли народы Севера? // Социологические исследования. 2005. — № 8. — С. 55 — 61.
  47. JI.H. Регулирование прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов: опыт Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. — № 6. — С. 47.
  48. Т.А. Правовой статус этнических меньшинств в странах Западной Европы // Государство и право. 1992. — № 8. — С. 134 — 138.
  49. О.В. О содержании и правовой природе принципа недискриминации личности в международном праве. // Российский юридический журнал 2003.- № 4.- С. 117−125.
  50. О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации. // Юрист-международник. 2004. -№ 2.- С. 32−44.
  51. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. -М.: Юриспруденция, 1999. 528 с.
  52. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. — 229 с.
  53. Н.В. Права национальных меньшинств в Российской Федерации // Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия. Сборник докладов. М.: Институт права и публичной политики, 2001. — С. 264 — 297.
  54. Л.И. Механизм гарантий прав человека // Право и жизнь. -2000. № 27. — С. 83.
  55. В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях // Советское государство и право. 1991. — № 12. -С. 12−22.
  56. А.Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Манускрипт, 2005. — С. 631 — 632.
  57. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972. — 256 с.
  58. Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л.: Изд-воЛГУ, 1987.- 129 с.
  59. Ф.А., Черкасов А. Д., Матузов Н. И. Применение права // Теория государства и права. Курс лекций. М.: Юристъ, 2004. — С. 453 — 477.
  60. Демографическое будущее России / Под ред. JI.JI. Рыбаковского. -М.: Изд-во «Права человека», 2001. 56 с.
  61. Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. М.: Манускрипт, 1994. — 160 с.
  62. Н.В. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2002. — 184 с.
  63. Ю.Д. Проблема правового регулирования и защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации // В мире права. -2000.-№ 2.-С. 20.
  64. И.Г. Правотворчество в Республике Мордовии. Саранск: Красный Октябрь, 2000. — С. 17−20.
  65. Г. Е. Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств: Исторический очерк. Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1959. 131 с.
  66. Завадская J1.H. Механизм реализации права. М.: Наука, 1992.288 с.
  67. В.И. Проблема национальных меньшинств: теория и практика. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. — 112 с.
  68. С.Т. Права национальных меньшинств и СБСЕ // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 3. — М., 1994. — С. 152- 153.
  69. А.Н. Обсуждение проекта закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера». Отклик на законопроект // Этнографическое обозрение. 1995. — № 6. — С. 133 — 134.
  70. К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации (политико-правовые основы реализации их прав). М.: Изд-во РАГС, 2006. — 128 с.
  71. С.Н. Реализация права, юридическое толкование, законность. Н. Новгород: Изд-во «Общество Интелсервис», 2002. — 100 с.
  72. Кожевников С. Н Реализация права и законность в Российском государстве. Н. Новгород: Изд-во «Деловая книга НН», 2000. — 60 с.
  73. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. -М.: Юристь, 1998. -520 с.
  74. С.А. Общая теория государства и права: Учебник. М.: Юрайт, 1997.-416 с.
  75. С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М.: Юрайт, 1997. — 64 с.
  76. С.А., Ростовщиков И. В. Личность. Права и свободы. Политическая система. Спб., 2002. — С. 100−101.
  77. .С. О правовом положении национальных меньшинств // Народный депутат. 1991. — № 10. — С. 78 — 80.
  78. И.С. Национальная самобытность народа и правовое регулирование // Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. М., 1993. -С. 104.
  79. В.А. Защита прав национальных меньшинств в конституционных судах Российской Федерации // Конституционное правосудие на рубеже веков. М., 2002. — С. 226 — 248.
  80. В.А. Права коренных малочисленных народов России: Методология регулирования // Государство и право. 1997. — № 1. — С. 20 — 21.
  81. В.А. Правовое положение национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации // Конституционное право субъектов Российской Федерации. М., 2002. — С. 262 — 284.
  82. В.Ф. Формировать единые стандарты по отношению к террористам и их пособникам // Вестник Совета Федерации. 2006. — № 8. -С. 15−18.
  83. В.В. Действие права. Реализация права // Общая теория права. Курс лекций. Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристъ, 2004. — 591 с.
  84. В.В. Действие права и формы его реализации // Проблемы общей теории права и государства. Учебник / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. -М.: Норма, 2004. С. 417 — 421.
  85. В.В. Применение советского права. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. — 200 с.
  86. В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. — 144 с.
  87. В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). Учебное пособие. -М.: Норма, 1992. 183 с.
  88. С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. Спб.: Изд-во «Европейский Дом», 1997. -392 с.
  89. А.А. Россия: многокультурность и толерантность// Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. — С. 46.
  90. А.С. Мордовский народ: национальная политика в действии // Мордва России: от съезда к съезду. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.-С. 8−10.
  91. Е.А. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти // Права человека и политическое реформирование (юридические, этические, социально-психологические аспекты). М., 1997. — С. 15.
  92. Е.Г. Теория процессуального права. М.: Норма, 2003.-233 с.
  93. М.К. Проблемы реализации права. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1988. — 138 с.
  94. А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Белые альвы, 1996. — С. 278 — 320.
  95. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов: СВШ МВД РФ, 1996.-288 с.
  96. М.В. Проблемы Межрегионального общественного движения мордовского народа // Мордва России: от съезда к съезду. -Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2004. С. 9 — 12.
  97. В.И. Национальные меньшинства в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации // Новые диаспоры в Венгрии, России и Украине: правовое регулирование и современная политика. Будапешт: COLPI, 2000. — С. 265 — 306.
  98. Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. -М.: Изд-во «ПРИОР», 2001. 404 с.
  99. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 1. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2001.-528 с.
  100. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева. -Н.Новгород, 1993.-544 с.
  101. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. — С. 207.
  102. Основы национальных и федеративных отношений: Учебник / Под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 352 с.
  103. С.И. Словарь русского языка: Около 57 ООО слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.
  104. В.В. Теория государства и права: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004.-С. 114.
  105. М.Ф. Право и личность. Вопросы теории правового воздействия на личность социалистического общества. Киев- Одесса, 1978. -С. 92−111.
  106. М.Ф. Формы реализации норм социалистического права // Советское государство и право. 1968. — № 2. — С. 100 — 103.
  107. Э.А., Попов А. А. Национальные конфликты в СССР // Советская этнография. 1990. — № 1. — С. 7 — 12.
  108. Ю. Этническое меньшинство и государство: в поисках компромиссов // Правозащитник. 2005. — № 2. — С. 35 — 42.
  109. И.Ю. Международно-правовая регламентация прав коренных народов // Правоведение. 1998. — № 1. — С. 187−194.
  110. А.С. Формы реализации норм общенародного права // Советское государство и право. 1963. — № 6. — С. 26 — 36.
  111. Т. Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств // Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия: Сборник докладов. М., 2001. — С. 231.
  112. Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е. А. Лукашевой. -М.: Изд-во Норма, 1999. 560 с.
  113. Прецедентные дела Комитета по правам человека / Сост. Р. Хански, М.Шейнин. Турку: Институт прав человека при Университете Або Академи, 2004. — 484 с.
  114. Приветствие Президента Российской Федерации В. В. Путина III Съезду Ассамблеи народов России // Российская газета. 2004. — 3 марта.
  115. В.Н. Теория права и государства. М.: Юрайт, 2001.346 с.
  116. В.Н. Что и как регулирует право: Учебное пособие. -М.: Юристь, 1995.-96 с.
  117. С.М. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в международном праве // Государство и право. 1992. — № 8. — С. 123 — 125.
  118. М.В. О проблеме прав малочисленных народов и национальных групп // Права человека: время трудных решений. М., 1991. -С. 126- 130.
  119. М. Пособие по языковой политике. Таллинн: Atlex, 2004.-215 с.
  120. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Наука, 1983. — 264 с.
  121. Ю.А. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международного права. 1994. — № 1. — С. 3 — 19.
  122. Ю.А. В защиту международного права // Московский журнал международного права. 1998. — № 2. — С. 21 — 22.
  123. Ю.С. Механизм правореализации в условиях развитого социализма. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1980. — 167 с.
  124. Ю.С. Правовое регулирование и правореализация // Учёные записки Казанского гос. ун-та. Том 144. Казань, 2003. — С. 17−28.
  125. Ю.С. Реализация норма советского права: Системный анализ. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 154 с.
  126. И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел. Волгоград, 1996. — С. 16−48.
  127. Ф.М. Личные права и свободы граждан СССР. М., 1980.-С. 17−37.
  128. Ф.М., Миронов О. О. Социально-правовые проблемы реализации Советской Конституции // Правоведение. 1983. — № 5. — С. 17.
  129. В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав // Государство и право. 2005. — № 5. — С. 78 — 85.
  130. А.П. Этнология: учебный словарь. М.: Гардарики, 2002. — 208 с.
  131. В.А. Социалистическое правосознание и реализация советского права. Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1984.-112 с.
  132. Е.С. Актуальные проблемы реализации прав российских соотечественников во внутригосударственной и международной практике // Российский ежегодник международного права. СПб.: Россия-Нева, 2001.-С. 340−346.
  133. М.Д. Международно-правовая защита меньшинств // Московский журнал международного права. 1993. — № 1. — С. 105- 109.
  134. М.Д. Права лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам // Московский журнал международного права. 1993. — № 2. — С. 167 — 169.
  135. С.В. Права меньшинств: антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. М., 2001. — С. 20 — 46.
  136. С.В. Самоуправление коренных народов России в контексте европейского опыта // Человек и право. Книга о летней школе по юридической антропологии. М., 1999. — С. 132 — 141.
  137. С.В. Терминология и концептуализация этнонациональной политики в конституционном праве РФ // Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М., 2004.-С. 13−27.
  138. С.В. Этнографические исследования: идеальная действительность // Этнографическое обозрение. 1993. — № 2. — С. 3 — 9.
  139. Сородичи по языку / Под ред. Д. Нановски. Будапешт: Фонд им. Ласло Телеки, 2000. — 600 с.
  140. А.В. Человек и его правовая защита: теоретические проблемы. Монография. Спб.: МВД России Спб. ин-т, 1996. — 371 с.
  141. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2004. — 768 с.
  142. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2002. — 776 с.
  143. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 1997. — 560 с.
  144. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. — 526 с.
  145. .Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита. М., 1972. — С. 13−14.
  146. В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Федерализм. 1997. -№ 3. — С. 71−108.
  147. В.А. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию // Этнополитический вестник. 1995. — № 2. — С. 36 — 52.
  148. Н.А. Региональные отношения и национальные проблемы малочисленных народов и национальных групп Сибири // Региональные проблемы межнациональных отношений в России. Омск, 1993.-С. 278−284.
  149. Р.А. Доклад в связи с обсуждением проекта федерального закона «О защите национальных меньшинств» // О проблемах федерального закона «О защите национальных меньшинств». Материалы парламентских слушаний. 20 июня 1995 г. М., 1996. — С. 9.
  150. Д.С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств // Личность. Культура. Общество. 2005. — № 2. — С. 235 — 245.
  151. Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. Казань: Спектр, 2000. — 340 с.
  152. Ф.Н., Фаткуллин Ф. Ф., Маликов М. Ф. Теоретические основы реализации права: Монография. Уфа, 2003. — 244 с.
  153. Г. Х. Субъекты права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере республик РФ) // Казанский федералист. 2004. — № 1. — С. 8 — 25.
  154. Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М., 2003. — С. 20 — 47.
  155. Т.Я. Правовые и организационные основы национально-культурной автономии в Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. — № 7. — С. 19 — 20.
  156. Т.Я. Проблемы совершенствования законодательства о национально-культурной автономии в Российской Федерации // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. М., 2001. — С. 145.
  157. А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. -М.: Юрайт, 2001.-432 с.
  158. С.В. Международно-правовые аспекты защиты меньшинств и коренных народов // Российский ежегодник международного права. 1998−1999. СПб., 1999. — С. 9 — 24.
  159. Д.М. Субъективное право и формы его защиты. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.-72 с.
  160. . Национальные меньшинства в эпоху национальных государств // Российский бюллетень по правам человека. 1994. — № 4. — С. 129.
  161. К.В. Механизм правового регулирования. Учебное пособие / Под ред. А. В. Малько. Саратов: СГАП, 2001. — 104 с.
  162. К.В. Правовые механизмы как комплексные юридические средства: общетеоретический аспект // Вопросы теории государства и права. 2003. — № 4. — С. 32 — 40.
  163. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, А. А. Сусоколова. М.: Аспект Пресс, 1999. -271 с.
  164. Л.С. Общая теория права / Под ред. А. И. Королева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.-287 с.
  165. JT.C. Формы реализации (осуществления) советского права // Общая теория советского права / Под ред. С. Н. Братуся и И. С. Самощенко. М., 1966.-С. 253−254.
  166. Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. -М.: Госюриздат, 1961. 172 с.
  167. Ш. Ш. Конституционно-правовые проблемы реализации самобытности народов РФ // Казанский федералист. 2003. — № 5. — С. 7 — 18.
  168. А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. — № 4. — С. 5 — 10.
  169. I. Диссертации и авторефераты
  170. Ю.У. Институт национально-культурной автономии в Российской Федерации: политико-правовые аспекты становления и развития: Дисс. канд. полит, наук. М., 2005. — С. 7 — 17.
  171. Л.В. Нормы права и их действие (вопросы теории): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2000. — 22 с.
  172. Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации: Дисс. д-ра юрид. наук. М., 2005. — 473 с.
  173. О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности: Дисс. канд. юрид. наук. Тамбов, 2003. — 182 с.
  174. О.В. Принцип дискриминации личности в международном праве: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2004. — С. 10−13.
  175. Н.И. Правовой статус коренных малочисленных народов Камчатки: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2006. — 27 с.
  176. Е.Р. Коллективные формы реализации и защиты основных прав и свобод граждан: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1993.-С. 4−15.
  177. О.Е. Право на образование и механизм его реализации в системе МВД России: Теоретико-правовой аспект: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Спб., 2005. — 19 с.
  178. С.А. Институт Уполномоченного по правам человека в международном и внутригосударственном механизме защиты прав человека: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Казань, 2000. — 30 с.
  179. В.П. Конституционно-правовые проблемы регулирования межнациональных отношений в Украине в условиях становления правового государства: Автореф. дисс.. д-ра юрид. наук. -Харьков, 2003. 36 с.
  180. В.В. Международно-правовые проблемы защиты национальных меньшинств: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 1996. -С. 14.
  181. Д.А. Права человека и механизм их реализации в Российской Федерации (теоретико-правовой анализ). Дисс.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. — 168 с.
  182. И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997. — 30 с.
  183. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина: Автореф. дисс.. д-ра юрид. наук. Саратов, 1997.-38 с.
  184. И.Ю. Права национальных меньшинств и их защита в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: Дисс.. канд. юрид. наук. Спб., 1998. — 178 с.
  185. Ю.С. Механизм реализации советского права: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 1991. — 45 с.
  186. В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права: Дисс.. д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002. — 321 с.
  187. И.А. Свобода личности и правовое государство: Дисс.. канд. юрид. наук. Спб., 2000. — С. 100−121.
  188. О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. — 192 с.
  189. А.В. Правовая защита человека: Теоретический аспект: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. Спб., 1998. — 45 с.
  190. К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина: Дисс.. д-ра юрид. наук. Спб., 1998. — С. 50 — 123.
  191. Т.Ю. Формы реализации права и механизм их осуществления. Дисс.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. — 225 с.
  192. Харакка-Зайцев Д. В. Ингерманландская этническая общность: историко-правовой аспект статуса национальных меньшинств и коренных народов: Дисс.. канд. юрид. наук. Спб., 2006. — 215 с.
  193. Цай С. И. Национальное сознание в структуре этнических отношений (опыт постсоветской России): Дисс.. канд. филос. наук. М., 2006.- 131 с.
  194. Е.А. Права национальных меньшинств в России (конституционно-правовое закрепление и проблемы реализации): Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2006. -30 с.
  195. С.С. Правовой статус национальных меньшинств: Институциональный и историко-сравнительный анализ: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 2000. — 46 с.
  196. Capotorti F. Study of the rights of persons belonging to ethnic, religious and linguistic minorities // Human Rights Study Series. 1978. — № 5. -P. 10−95.
  197. Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. Oxford: Clarendon Press, 1995. — P. 20 — 47.
  198. Deschenes J. Proposal Concerning a Definition of the Term «Minority». New York: United Nations Documents, 1985. — P. 30.
  199. Thornberry P. International Law and the Rights of Minorities. -Oxford: Clarendon Press, 1991. P. 331 — 378.
  200. Van Boven T.C. Distinguishing Criteria of Human Rights // International Dimenitions of Human Rights. Paris, 1982. — P. 53.154
Заполнить форму текущей работой