Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансграничные природные ресурсы в международном праве: понятие, статус, режим

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных учебниках по международному праву, как правило, в соответствующих главах практически все внимание уделяется изложению принципов международного права окружающей среды и нормам, посвященным охране окружающей среды. Часто рассматриваются отдельные проблемы охраны некоторых видов природных ресурсов, например, загрязнение Мирового океана, проблема трансграничного загрязнения воздуха… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.С
  • Глава 1. Понятие трансграничных природных ресурсов, их состав и классификация в международном праве, место института в системе международного права. С
    • 1. О содержании и использовании терминологии в отношении трансграничных природных ресурсов. С
    • 2. Определение трансграничных природных ресурсов в международном праве. С
    • 3. Состав и классификация трансграничных природных ресурсов, место института в системе международного права. С
  • Глава 2. Проблемы статуса трансграничных природных ресурсов в международном праве. С
    • 1. О содержании терминов «статус», «режим» и «юридическая природа» территории и их применении в отношении природных ресурсов. С
    • 2. Природные ресурсы, местоположение (место обитания) которых охватывает территории двух и более государств (разделяемые природные ресурсы).С
    • 3. Природные ресурсы, местоположение (место обитания) которых объединяет государственную территорию и международные пространства. С
    • 4. Природные ресурсы, местоположение место обитания) которых охватывает различные международные пространства. С
  • Глава 3. Международно — правовой режим трансграничных природных ресурсов. С
    • 1. Принципы сотрудничества и непричинения ущерба — основа существования международно — правового режима трансграничных природных ресурсов. С
    • 2. Основные принципы в сфере охраны и использования трансграничных природных ресурсов. С
    • 3. Основные подходы к управлению трансграничными природными ресурсами. С

Трансграничные природные ресурсы в международном праве: понятие, статус, режим (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Тема трансграничных природных ресурсов — одно из актуальных направлений исследований в современном международном праве. Трудно в настоящее время найти государство, на территории или в пределах юрисдикции которого не находились бы трансграничные природные ресурсы. Высокая степень заинтересованности государств в природных ресурсах — это в настоящее время несомненный факт.

Для Российской Федерации, как и для большинства государств проблема трансграничных природных ресурсов имеет несколько аспектов. Так, интересы нашего государства в Балтийском, Баренцевом, Охотском морях связаны с регулированием промысла трансграничных рыбных запасов, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и открытом море, в частности с недопущением их незаконного, несообщаемого и неконтролируемого промысла иностранными судами.

При этом нельзя не отметить, что взгляды на состав трансграничных ресурсов расширились в связи с принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Сотрудничество государств осуществляется для сохранения и восстановления мигрирующих видов животных, таких как, например, сайгак Центральной Азии. На территории Российской Федерации находится один из двух подвидов (второй находится в Монголии). Сайгаки, населяющие полупустынные и степные экосистемы в Калмыкии (одна популяция) и в Казахстане (3 популяции), сезонно мигрируют на территории Узбекистана и Туркменистана. Из — за ценности своих рогов эти животные подвергаются незаконному истреблению.

Охрана и использование трансграничные водных ресурсов является предметом международного сотрудничества давно, однако проблемы далеко не исчерпаны. Так, еще год назад сложная обстановка сложилась в Приморие в связи с загрязнением Амура на китайской территории и, в результате, стала причиной проведения переговоров и заключения соглашения между российской и китайской сторонами. В Комиссии международного права ООН ведется работа над проектом статей о праве трансграничных водоносных горизонтов.

Заключение

.

Трудно предположить, что тема данного диссертационного исследования полностью исчерпана соображениями, изложенными выше. В принципе, эта тема заключает в себе многое, однако, как представляется поставленные задачи решены, исследован вопрос о понятии трансграничных природных ресурсов, выявлен круг охватываемых этим понятием объектов, и обозначено место данного международно — правового института в наукеподробно рассмотрен вопрос об из статусенаконец удалось вычленить определенную систему принципов современного международного права, определяющих международно — правовой режим трансграничных ресурсов в целом, выделить основные подходы к управлению ресурсами, осуществляемые государствами в процессе сотрудничества в данной области.

В процессе работы над темой автор исследования пришла к следующим выводам, выносимым на защиту:

1. Трансграничные природные ресурсы — это вид международных природных ресурсов. Трансграничный природных ресурс — это единый природный ресурс, местоположение (местообитание) которого охватывает территории с различными национальными и (или) международными правовыми режимами нескольких государств, ответственных за его рациональное использование и сохранение.

2. Место института трансграничных природных ресурсов в системе международного права находится в рамках отрасли международного права окружающей среды. Вместе с тем трансграничные природные ресурсы нужно отличать от других видов международных ресурсов: в частности от ресурсов, составляющих общее наследие человечества и от универсальных ресурсов, таких как атмосфера — единая оболочка Земли. На современный период в состав трансграничных природных ресурсов включаются следующие объекты международно — правового регулирования: трансграничные водные ресурсы (поверхностные и подземные), трансграничные месторождения полезных ископаемых, мигрирующие животные, трансграничные экосистемы. Последние являются перспективной формой в целях охраны и использования трансграничных ресурсов.

3. Трансграничные природные ресурсы по своему расположению связаны с несколькими территориями и не являются неотъемлемой частью только одной из них. На них не распространяется юрисдикция какого — либо одного из заинтересованных государств. Происхождение суверенных прав государств на трансграничные природные ресурсы связано с теми правами на природные ресурсы, которые имеет государство в рамках определенной территории. Однако само осуществление этих прав требует наличия сотрудничества и соглашения государств по использованию и сохранению с другими заинтересованными субъектами, которые имеют аналогичные права по отношению к этим ресурсам. Распределение и осуществление прав на трансграничные природные ресурсы носит согласительный характер и устанавливается заинтересованными субъектами.

4. Международно — правовой режим трансграничных природных ресурсов основывается на системе принципов. В основе сотрудничества государств по трансграничным природным ресурсам лежит принцип международного права окружающей среды о непричинении ущерба. Принцип равноправного и добросовестного сотрудничества всех заинтересованных сторон предопределяет установление эффективного международно — правового режима трансграничных ресурсов. В процессе управления трансграничными природными ресурсами осуществляются принцип устойчивого развития, принцип справедливости, принцип целостного, или экосистемного подхода (включая принципы комплексного и интегрированного управления), принцип рационального использования, принцип предосторожности.

5. Осуществление эксплуатации трансграничных природных ресурсов без взаимодействия заинтересованных государств не может являться методом управления трансграничными природными ресурсами, соответствующим современному международному праву. Любая из систем управления трансграничными природными ресурсами основывается на рассмотрении его как единого целостного объекта, вне зависимости от того насколько тесно установленное сотрудничество. Передача прав одному или нескольким государствам по управлению трансграничными природными ресурсами возможна в связи с особыми обстоятельствами по решению самих заинтересованных государств. Таким обстоятельством может быть существование рациональной необходимости доверить управление одному или нескольким государствам (которые несут большую ответственность, чем другие, за сохранение и содержание ресурсов), как например, в отношении анадромных видов рыб или перелетных птиц.

В заключении, как представляется, следует указать также и на перспективы в исследовании и разработке данной тематики, а также те правовые перспективы, которые представляются необходимыми для практического осуществления.

Перспективы научного исследования видятся в разработке вопросов ответственности в связи с использованием трансграничных природных ресурсов, в особенности, когда затронуты ресурсы частично или временно находящиеся в международных пространствах общего пользования. По причине необходимости более широкого и объемного исследования, в данной работе невозможным представляется максимально осветить вопрос о режиме трансграничных природных ресурсов. Эти темы заслуживают отдельных диссертационных исследований.

Учитывая повышенную актуальность и наличие «поля» для научных исследований, представляется также необходимым обозначить институт трансграничных природных ресурсов в процессе преподавания международного права, в частности международного права окружающей среды. Необходимо также проводить рассмотрение трансграничных природных ресурсов в связи и в сравнении с другими категориями природных ресурсов.

В современных учебниках по международному праву, как правило, в соответствующих главах практически все внимание уделяется изложению принципов международного права окружающей среды и нормам, посвященным охране окружающей среды. Часто рассматриваются отдельные проблемы охраны некоторых видов природных ресурсов, например, загрязнение Мирового океана, проблема трансграничного загрязнения воздуха и ответственности за трансграничный ущерб, охрана озонового слоя Земли, некоторые аспекты защиты и сохранения животного и растительного мира. Стоит критически отметить тот факт, что упор в исследованиях и изложении материала по международному праву окружающей среды делается на охране природных ресурсов, в смысле их сохранения, когда значительный вред уже причинен. Вопросы использования затрагиваются только в изложении общих принципов международного права окружающей среды, либо внимание акцентируется на них недостаточно. При этом проблема охраны природных ресурсов — это проблема их использования. Можно сказать, что необходимость охраны, сохранения природных ресурсов идет вместе или следует за процессом их использования. Как только использование становится нерациональным, появляется необходимость защиты и оздоровления. Превентивная функция в международном праве окружающей среды выражена именно в нормах об использовании природных ресурсов и, как показывает практика, реализована она недостаточно. Особенно это заметно в отношении трансграничных природных ресурсов, сложное географическое положение которых еще более усугубляет разрешение проблем использования и сохранения, и здесь особенно необходимо установление международно — правового режима.

Что касается, международного договорного права в данной сфере, оно идет по пути более детального регулирования международного сотрудничества между государствами и одновременно по пути углубления такого сотрудничества, установления более тесных и развитых форм совместной эксплуатации и охраны трансграничных природных ресурсов. Направление же международного регулирования в части заполнения пробелов, не затрагивая вопросов сотрудничества государств по конкретным ситуациям, можно обозначить следующие:

1. В международном праве необходим как минимум акты, направленные на кодификацию норм о трансграничных месторождениях. Такое предложение в принципе поддерживается в последних работах по данному вопросу (Л.Д. Закиряходжаев, А. Е. Дьячкова, С.Ю.Мареева).

2. Как максимум, акт, устанавливающий основные понятия и принципы в сфере трансграничных природных ресурсов. В частности, таковыми являются понятие трансграничных природных ресурсов, закрепление их международно — правового статуса. Закрепление обязательства государств сотрудничать в целях достижения соглашения о международно — правовом режиме трансграничных ресурсов. Установление процедуры преодоления разногласий и разрешения споров. Закрепление основных принципов режима трансграничных природных ресурсов. Закрепление свободы выбора приемлемых форм сотрудничества.

253 Так, например, в международных договорах о режиме трансграничных вод 1992 и 1997 годов установлению такого вида сотрудничества как совместное управление была посвящена небольшая статья, устанавливающая возможность данного сотрудничества. В Берлинских правилах данному вопросу посвящена отдельная глава, где указаны цели установления такого сотрудничества, основные положения договора о нем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. Международный аспект. М. Прогресс. 1987
  2. С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М. Изд-во Московского университета. 1997
  3. Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой политике. М. 1998
  4. Ю.Г. Территория в международном праве. М. 1958
  5. Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М. Международные отношения. 1983
  6. Ю.Я., Корбут JI.B. Международно — правовой режим рек. История и современность. М. Наука. 1987
  7. Ю.Я., Фельдман Д. И. Международное право. Проблемы методологии. Очерки методов исследования. М. Международные отношения. 1971
  8. И. П. Дориа Ж. Прецеденты в международном публичном и частном праве. М. МНИМП. 1999
  9. М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М. Наука. 1985
  10. Я. Международное право. Кн.1. М. Прогресс. 1977
  11. С.В. Международное право и охрана атмосферы. М. Наука. 1989
  12. А.Н. Морские природные ресурсы (международно -правовой режим) М. СОПС. 2001
  13. А.Н., Зиланов В. К. Международно — правовые основы управления морскими живыми ресурсами. Теория и документы. М. Экономика. 2000
  14. Е.Е. Сохранение биосферы и международная ответственность. М. 1993.
  15. Гетьман Павлова М. П. Международное право. М. Юрист. 2006.
  16. С.В. Современный международно-правовой режим континентального шельфа Российской Федерации. Автореферат дисс. на соис.уч.ст. к.ю.н. М. 2007
  17. С.П. 200-мильная экономическая зона в мировом океане (международно правовые проблемы). Киев. Наукова Думка. 1984
  18. Договор к Энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для востока и Запада. Ред. Конопляник А. А. М., Международные отношения. 2002
  19. М.И. «Проблема урегулирования споров, связанных с использованием живых ресурсов экономических и рыбных зон», Дисс., М. 1982
  20. А.Е., Ульянов B.C. Анализ мирового опыта регулирования месторождений, пересекаемых государственными, административными границами и границами лицензионных участков. // http:// www.yabloko.ru (поел, посещение. 04.08.2007)
  21. Закиряходжаев JL Д. Международно правовой режим трансграничных природных ресурсов. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд.юр.наук. М.2006
  22. Д.Л. СССР федеративное государство. М. 1967
  23. И. Д. Проблемы определения международно правового статуса Каспийского моря. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд.юр.наук. М. 2006
  24. П. Договорные реки: очерки теории и истории международного речного права. Казань. 1985
  25. С.К., Поваляев П. Ф. «Контроль за соблюдением промысловыми судами правил рыболовства», М. Легкая и пищевая промышленность. 1984
  26. .М. Общее наследие человечества (международно -правовые вопросы). М. Международные отношения. 1989
  27. .М., Порк А. А. Территория и граница СССР. М. Международные отношения. 1985
  28. . М. Государственная территория: вопросы теории и практики международного права. М. Международные отношения. 1974
  29. . М. Международные реки: правовые вопросы использования международных рек в промышленности и сельском хозяйстве. М. Международные отношения. 1969
  30. О.С. Международно правовая охрана окружающей среды. М. Международные отношения. 1982
  31. A.JI. «Мировой океан. Международно правовой режим. Основные проблемы», М. Изд-во «Международные отношения». 1973
  32. Д. Международное морское право. Ред. А. К. Жудро, М. И. Лазарева. М. Прогресс. 1975
  33. Ю.М. Ответственность в международном праве. М. 1975
  34. Л.А. Основные вопросы науки международного права. М. 1982
  35. В.А., Мировицкая Н. С. Биоресурсы мирового океана: международные аспекты. М. 1991
  36. П.М. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс, 1973
  37. Э. Ю. Кодификация и прогрессивное развитие международного экологического права. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд.юр.наук. М. 2006
  38. М.И. Теоретические вопросы современного международного права. М. Наука. 1983
  39. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М. 1981
  40. Лось В. А Человек и природа. М. 1978.
  41. И.И. Право международной ответственности. М. WoltersKluwer. 2004 г.
  42. Мабута Симау. Международно правовые вопросы управления морскими биоресурсами и законодательство Анголы. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд.юр.наук. М. 2003
  43. Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М. Международные отношения. 1986.
  44. С.Ю. Правовой режим освоения месторождений нефти и газа, пересекаемых разными видами границ. М. 2006.
  45. Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М. Юридический колледж МГУ. 1996
  46. Международное морское, воздушное и космическое право. Отв. Ред. Мовчан А. П., Каменицкая Е. П., М. 1992
  47. Международное право по лекциям профессора графа JI. A Комаровского и приват доцента В. А. Уляницкого. М. Университетская типография. 1908
  48. Международные условия исследования и эксплуатации биологических ресурсов океана. Ред. Студенецкий. М. 1985
  49. А.Е. Сокровищам земли надежную охрану. М. 1977
  50. А. А. Регулирование рыболовства в международном и российском праве. Автореферат дисс. соиск. уч. степени канд.юр.наук. М. 2005
  51. С.В. Мировой океан и человечество. М. Экономика. 1969
  52. С.В. Режим морских вод. М. 1982
  53. С.В. «Международное морское право», Изд-во «Международные отношения», М., 1987 г.
  54. В.И. Идея ресурсов идея жизни. Институт интегральной педагогики. М. ООО ИПТК «Логос». 1999
  55. JI.E. «Международно правовое регулирование морского рыболовства», Калининград. Изд-во ВИПК. 1987
  56. П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов. 1959 г.
  57. В.А. Учение публицистов о межгосударственном владении. Собр.соч. Киев. 1884
  58. М.В. Правовые проблемы использования международных водотоков. Автореферат дисс. соиск. уч. степени канд.юр.наук. М. 2008
  59. С.И. Словарь русского языка. Под редакцией Н. Ю. Шведовой, М. Русский язык. 1989
  60. Полищук-Молодоженя Т. Р. Международно — правовой механизм охраны биологических ресурсов моря (на примере Баренцева моря). Автореферат дисс. соиск. уч. степени канд.юр.наук. 2005
  61. Правовая охрана природы. Ред. Петров В. В. М. 1980
  62. Т. И. Международно -правовое сотрудничество государств в области недропользования. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд.юр.наук. М. 2007
  63. Э.П. Границы континентального шельфа. М. Международные отношения. 1981
  64. Н.А. Теоретические вопросы международного права окружающей среды. Иркутск. 2002
  65. Сотрудничество государств в исследовании и использовании Мирового океана. Ред. Менжинский и др. М. 1986
  66. Т.И., Косенков В. А. «Некоторые проблемы морского права», М. Изд-во «Знание». 1984
  67. Старжина Бисти Т. М. Кладовые дна Мирового океана: международно — правовые аспекты минеральных ресурсов морского дна. М. 1980
  68. В. М. Международно правовая регламентация предотвращения трансграничного ущерба от правомерной деятельности государств и ответственности за его причинение. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд.юр.наук. 2006.
  69. Тимошенко А. С Формирование и развитие международного права окружающей среды. М. Наука. 1986
  70. А.С. Международное сотрудничество по охране окружающей среды в системе ООН. М. Наука. 1981
  71. Г. И. Теория международного права. М. Зерцало. 2000
  72. Н.А. Государство в системе международно правового регулирования. М. 1997
  73. Н.А. Суверенитет в современном международном праве. М. Инт международных отношений. 1963
  74. С.С. Проблема окружающей среды в деятельности ООН. М. 1984
  75. С.В. Теория международного права в 2-х томах. М. НИМП, 1999
  76. И.Г. Кодификация международно правовых норм регулирования морского рыболовства, 1982 — 1995гг., Автореферат дисс. соиск. уч. степени канд.юр.наук. М. 1997
  77. В.А. Охрана природы и международные отношения. М. Международные отношения. 1970
  78. JI. Юридическая природа территориального верховенства. Историко догматическое исследование. Т.1. Санкт-Петербург. 1903
  79. Н.Г. «Современные международно правовые проблемы регулирования рыболовства», Владивосток. Изд-во Дальневосточного университета. 1989
  80. Юридическая энциклопедия. Изд. 5., Под ред. Тихомирова М. Ю. М. 2001
  81. Курсы, учебники и учебные пособия, словари:
  82. Англо русский словарь/ В. Д. Аракин, З. С. Выгодская, Н. Н. Ильина. М. Русский язык Медиа. 2004
  83. К.А., Волков А. А., Каргополов С. К. Учебник. «Морское и рыболовное право, охрана природы», М. Агропромиздат. 1990
  84. К.А. Морское рыболовное право. Учебник. М. 2001
  85. К.А. Морское рыболовное право. Учебник. М. 2007
  86. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Прохоров А. М., 3-е изд., Т. 26. М. Советская энциклопедия. 1974
  87. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Прохоров А. М., 3-е изд., Т. 20. М. Советская энциклопедия. 1975
  88. М.М. Экологическое право. М. Юрист. 2000
  89. Горная энциклопедия. В 5-ти томах. Т.4/ Гл. ред. Е. А. Козловский. М. 1989
  90. Горное дело и окружающая среда: мировой опыт правовой гармонизации. Словарь. Под ред. В. Ж. Аренса, А. Н. Вылегжанина, М. МО МАНП0.2000
  91. O.JI. Экологическое право. Учебник. М. Проспект. 2006
  92. Курс международного права в семи томах. Т.5, Отв. Ред. Верещетин B.C. М. Наука. 1992
  93. Н.Н. Международное право. Общая и особенная часть в 2-х т. М. БЕК. 2001
  94. Международное право. Учебник. Отв. ред. Колосов Ю. М., Кривчикова Э.С. М. Международный отношения. 2001.
  95. Международное право. Отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. М. Норма. 2007
  96. Международное публичное право. Учебник. 3-е изд. Отв.ред. К. А. Бекяшев, М. 2004
  97. Международно правовые основы недропользования. Отв. ред. Вылегжанин А. Н., М. Норма. 2007
  98. Современный словарь иностранных слов. М. Русский язык. 1993
  99. Е.А. Гражданское право в 4-х томах. Учебник. Т.2 Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. М. Wolters Kluwer. 2007
  100. Французско русский словарь/ Е. Ф. Гринева, Т. Н. Громова. М. Русский язык. 19 911. Статьи:
  101. ГА. Международно правовые формы трансграничной эксплуатации минеральных ресурсов морского дна. // Московский журнал международного права. 2005. № 1
  102. К.А. О защите интересов российских рыбаков в водах Шпицбергена // Московский журнал международного права. 2006. № 1
  103. К.А. Будет ли континентальный шельф Российской Федерации расширен до Северного полюса?// Морское право и практика. 2007. № 3
  104. К.А. Десять лет Соглашению 1995г. о ТРЗ и ДМР: имеются ли возможности для более эффективного использования ее норм и принципов?// Морское право и практика. 2006. № 4
  105. К.А., Корельский В. Ф. Итоги второй сессии Конференции ООН по трансграничным рыбным запасам и далеко мигрирующим рыбам. // Московский журнал международного права. 1993 .№ 2
  106. К.А., Корельский В. Ф. Конференция ООН по трансграничным рыбным запасам и запасам далеко мигрирующих рыб: итоги и перспективы. // Московский журнал международного права. 1994. № 1
  107. К.А., Магеррамов А. А. Международно правовые проблемы охраны биоресурсов Каспийского моря. // Морское право и практика. 2005. № 4
  108. К.А., Магеррамов А. А. О международно правовом статусе Каспийского моря de lege ferenda. // Морское право и практика. 2005.№ 2
  109. К.А., Магеррамов А. А. Современный международно -правовой статус Каспийского моря // Морское право и практика. 2005. № 3
  110. И.И. Участие Латвии в делимитации морских пространств (политико правовые и исторические аспекты). // Московский журнал международного права. 1998. № 1
  111. М.М. Атмосферный воздух как объект правовой охраны. // Советское государство и право. 1983. № 5
  112. С.В. Судебное рассмотрение споров, связанных с транснациональным ущербом окружающей среде.// Вопросы международного воздушного и морского права. М. 1979
  113. С.В. Юридическая природа и правовое положение программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП). // Вестник МГУ. Серия Право. 1977. № 2
  114. А.Н., Зиланов В. К. Шпицберген: правовой режим прилегающих морских районов // Теория и практика морской деятельности. Выпуск 10. М. СОПС. 2006
  115. А.Н. «Управление морскими живыми ресурсами: международно правовая практика США"// Государство и право, 1999, № 1.
  116. А. Н. Правопритязания на природные ресурсы Арктики // Московский журнал международного права. 2006 № 1.
  117. Е.Е. Ответственность за «прошлый» экологический ущерб, вызванный хозяйственной деятельностью // Хозяйство и право. 1998. № 8
  118. Е.Е. новые тенденции в развитии института ответственности в европейском экологическом праве. // Московский журнал международного права. 2003 № 4
  119. Габиева 3. Правовой статус Каспия.// Обозреватель. 2004. № 8
  120. С.А., Шинкарецкая Г. Г. Проблема делимитации морских пространств// Вопросы международного воздушного и морского права. М. 1979
  121. Р.В. Некоторые вопросы юридической природы территорий (пространств), изъятых из сферы государственного суверенитета. // Советский ежегодник международного права 1973 года. М. Наука. 1975.
  122. Р.В. О понятии «общее наследие человечества» в международном морском праве. // Советское государство и право. 1982. № 9
  123. Р.В. О правовой классификации морских пространств (постановка вопроса) // Советский ежегодник международного права 1985 года. М. Наука. 1986
  124. Ю. Разграничение морских пространств между государствами актуальная проблема международного права. // Советское государство и право. 1986. № 7
  125. С.Б. Правовой статус углеводородных ресурсов в недрах. // Московский журнал международного права. 1997. № 1
  126. С.Б. Проблема правового статуса Каспийского моря. // Московский журнал международного права. 1995. № 3
  127. В.В. Правосубъектность, суверенитет и невмешательство в международном праве. // Советское государство и право. 1986. № 7
  128. Л.Д. Режим трансграничных месторождений: применимость международно правовых положений о транзите // Московский журнал международного права. 2006 № 1.
  129. Э.А., Колодкин А. Л. Актуальные правовые проблемы морской исключительной экономической зоны. // Московский журнал международного права. 2004. № 3
  130. Л.И. Соглашение о Великих озерах.// Морское право и практика. 2006. № 4
  131. В.К. Морскими живыми ресурсами можно управлять// Московский журнал международного права. 1996. № 4
  132. В.К., Спивакова Т. И. Беренгово море: новый правовой режим рыболовства // Московский журнал международного права. 1995. № 4
  133. Г. Г. Кому «принадлежит» континентальный шельф в Арктике.// Морские вести России. 2007 № 15−16
  134. Интервью с заместителем министра природных ресурсов В. Г. Степанковым «Граница России с Китаем — самая проблемная в экологическом отношении». «РИА-Новости», 23.12.2005
  135. Е.А. Новая геополитическая ситуация и международно — правовой статус Каспийского моря // Московский журнал международного права. 2005. № 4
  136. Е.А. Подходы Азербаджанской республики к определению правового статуса Каспийского моря. // Московский журнал международного права. 2003 .№ 1
  137. Е.А. Правовой статус Каспийского моря и региональная безопасность // Московский журнал международного права. 2005 № 1
  138. Р.Е. Территориальные споры в Латинской Америке в условиях глобализации и борьбы с международным терроризмом. // Московский журнал международного права. 2002.№ 4
  139. . М. Использование среды и государственный суверенитет (вопросы международного права) // Советское государство и право. 1973. № 1
  140. .М. Суверенитет правового государства // Московский журнал международного права. 2000.№ 3
  141. А.Л. Россия решает вопросы Арктики только на правовом поле // Ежедневная газета Латвии «Час». 04.09.2007
  142. A.JT. пресс-конференция в Медиа — центре газеты Известия. «Международно — правовые вопросы освоения Арктики» // Htth://www.izvestia.ru/media-centre/conference924/index.html (поел, посещение 06.08.2007)
  143. . Р.А. Фрагментация международного права. // Московский журнал международного права. 2005 № 2
  144. В.А. Особенности правового режима Охотского моря // Московский журнал международного права. 1999. № 3
  145. М.Н. Вклад Международного Суда охраны природы и природных ресурсов в кодификацию и прогрессивное развитие международного экологического права. // Московский журнал международного права.2003. № 2
  146. А.К. Статус рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена // Московский журнал международного права. 1994. № 2
  147. И.И. Право международной ответственности.// Международное публичное и частное право. 2002. № 2
  148. Р.Ф. Международно правовой статус Каспийского моря как пограничного озера // Московский журнал международного права. 1999. № 1
  149. Р.Ф. Международно правовая делимитация Каспийского моря — вчера и сегодня// Право и политика. 2001.№ 3
  150. Р.Ф. Азербайджано-туркменский спор по поводу делимитации Каспийского моря// Право и политика. 2005. № 1
  151. А.А. Международно правовые вопросы сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими // Московский журнал международного права. 2004. № 4
  152. Молодцов С.В.,. Зиланов В. К., Вылегжанин А. Н. Анклавы открытого моря и международное право.// Московский журнал международного права. 1993. № 2
  153. Л.А. Понятие суверенитета. // Советское государство и право. 1955. № 1
  154. П.Е. Объективное и субъективное в праве (к итогам дискуссии)//Правоведение. 1974 г.
  155. A.M. Особенности суверенитета над Шпицбергеном по Парижскому договору 1920 года. // Московский журнал международного права.2003 № 2
  156. A.M. Особенности международно-правового режима Шпицбергена. //Московский журнал международного права. 1992. № 3
  157. Ю.А. Территориальные конфликты, пограничные споры и проблемы в Латинской Америке, история и современность // Московский журнал международного права. 2001. № 3
  158. Э.П. Разграничение континентального шельфа в Северном море. // Советское государство и право. 1974. № 10
  159. Н.А. Международно правовые проблемы охраны морского биоразнообразия. // Морское право и практика. 2006. № 4
  160. М.С. Сущность юридической ответственности.// Советское государство и право. 1979. № 5
  161. В.М. Понятие трансграничного вреда окружающей среде в международном праве. // Московский журнал международного права. 2004. № 1
  162. А.Н. Природные богатства под защиту международного права. // Советское государство и право. 1971. № 9
  163. А.С. Правовой режим природных ресурсов, разделяемых двумя или более государствами. // Советское государство и право. 1977. № 6
  164. Л.Д. Государственная территория общего пользования: юридическая природа и правовой режим примере Шпицбергена. // Московский журнал международного права. 1997. № 3
  165. Г. И. Женевская конференция по морскому праву // Международная жизнь. 1958. № 7
  166. Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве. // Московский журнал международного права. 1994. № 2
  167. Д.В. Свобода личности и юридическая ответственность// Государство и право. 2005. № 3.
  168. А. О позиции России по вопросам урегулирования правового статуса Каспийского моря.// http://yakovenko.rian.ru/12/20 040 220/56.html (поел, посещение 27.12.2007)
  169. Barros J., Johnston D. International law of pollution. N.Y.L. 1974
  170. Benvenisty Eyal. Sharing Transboundary Resources. International Law and Optimal Resource Use. Cambrige University Press. 2002
  171. Campbell- Mohn C., Breen В., Futrel J.W. Environmental Law. From Recourses to Recouvery. St.Paul. 1993
  172. Castaneda J. Negotiations on the Exlusive Economic Zone at the Law in Honour of Judge M. Lachs The Hague. Boston, Lankaster. 1984.
  173. Dailler P., Pellet A. Droit international public. Paris. Nguyen Quoc Dinh. 1999
  174. Deorah J. Shields, Slavko V.Silar. Challenges to sustainable development in the mining sector// Indastry and Environment. V.23. Speshial Issui. UNEP. 2000
  175. Edward L. Miles, Wlliam T. Burke «Pressures on the United Nation Convention on the low of the sea of 1982 arising from the new fisheries conflicts: the problem of the straddling stocks» in the «Moscow Symposium on the law of the sea», 1985.
  176. Evans E.D. International Law. Oxford. 2003. P. 645.
  177. Fhilippe Pondavan. Les lacs frontiere. These pour le doctorat en droit. Parie. Edition A. Pendone. 1970
  178. Fauchille P. Trait6 de droit international public. Paris. 1925
  179. Freeman K. Joint Development zones. // Oil and Gas Journal. September. 2003
  180. Gabriel E. Eckstein Hydrologic Reality: International Water Law and Transbound Resources// American University Center for the Global South, Washington, D.C. October 12−13,1998
  181. Governing higt seas fisheries. The interplay of global and regional regimes. Edited by Olav Schram Stokke. Oxford university press.2001.
  182. Hamiliton L., Sandwith Т., Shine C., Sheppard D. Transboundary Protected Areas For Peace and Co-operation. IUCN. Gland, Switzerland and Cambridge, UK. 2001
  183. Indastry and Environment. V.23. Speshial Issui. UNEP. 2000
  184. Johnston D. M. Systemic Environment Damage: the Challenge to International Law and Organisation. // Syracuse J. of International Law and Commerce. Vol. 12. № 2, 1985
  185. Katerere Y., R. Hill and S. Moyo. Transboundary Natural Resourece Management in Southern Africa. Paper no. l, IUCN-ROSA. 2001
  186. Keto, D.V. Law and Offshore Oil Development. Preger Pablishers. New -York, London, Sydney, Toronto. 1978
  187. Kiss A. Introduction to International Environmental Law. UNITAR. Geneva. 1997
  188. Kiss, A. La notion de patrimoin commun de Г Ьитапкё // Receuil de Cours. 1982. The Hague, 1983. Vol.175, P.99−256
  189. McCaffrey, S. The Law of International Watercourses: Non navigation use. 2001
  190. Malgosia A. Fitzmaurice. «The developments of new concepts and principles.» International protection of the environment. Collected Courses of the Hague Academy of International Law 293. Martinus Nijhoff Publishers, 2001.
  191. Margarinos de Mello, M. Les resources naturalles et leur rapport avec le droit de Г environnement et le droit Internationale// Enveronmental Policy and Law. 1977.Vol.3. № 3
  192. Matsumoto, Kyoko. Transboundary Groundwater and International Law: Past Practices and Current Implications. Research Papers of Master of Science. 2002
  193. Mining facts, figure and environment.// UNEP. Industry and Environment. V.23. Special Issue. 2000
  194. Nguyen Quoc Dinh. Droit International public. 6-ed. Parie. Patrik Daillier et Alain Pellet. 1999
  195. Ocean Governance: Sustainable Development of the Sea. Ed. by Payoyo P.B., United Nations University. Tokyo. 1994
  196. Paisley R. Adversaries into Partners: International Water Law and the Equitable Sharing of Downstream Benefits. // Melbourne Journal of International Law. V.3. 2002
  197. Permanent Sovereignty Over Natural Recourses in International Law: Principle and Practice. Ed. by K. Hossain and S.P. Chowdhury. New York. 1984
  198. Philippe Sands. Principles of International Environmental Law, 2nd. ed. Cambridge, Cambridge University Press, 2003
  199. Rao P. Ch. The New Law of Maritime Zones. New Delhi. 1983.
  200. Slomanson W.R. Fundamental Perspectives on International Law. Fifth Edition. 2006
  201. The peaceful management of transboundary recourses // Eds: Blake G.H. etc., Nyjhoff, Graham and Troutman, 1995
  202. Xue Hanqin. Transboundary Damage in International Law, Cambrige University Press. Hardback. 2003
  203. Zhalkubaev G., Kamelova D. Water, Conflict, and Regional Security in Central Asia Revisited // Environmental Law Journal. V. II, 2003. N.2
  204. Документы и материалы: Многосторонние международные договоры:
  205. Устав Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк. Департамент общественной информации ООН. 1998
  206. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, Бюллетень международных договоров 1998 г., № 1, С. 3−168
  207. Конвенция об открытом море от 29 апреля 1958 года Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXII.- М., 1967. С. 222 232
  208. Договор к Энергетической хартии/ в кн. «Договор к Энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада», Ред. Коноплянник А. А. М. Международные отношения. 2002.
  209. Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (21.05.1997) Текст Конвенции опубликован в «Московском журнале международного права», октябрь декабрь 2002 г., N 4
  210. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (17.03.1992)// Бюллетень международных договоров. 1999.№ 10.С.З-18
  211. Главный акт Венского конгресса (Приложение XVI) от 28 мая (9июня) 1815 г. // Ф. Ф. Мартене. Собрание трактатов и конвенций. T.III. (№ 95), СПб. 1876 С. 504−507
  212. Конвенция о биологическом разнообразии. Бюллетень международных договоров. 1996. № 9 С. 3−28
  213. Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (23.06.1979) Официально текст опубликован не был. Справочная правовая система Консультант Плюс (поел, посещение 22.11.2006)
  214. Конвенция о водно — болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (02.02.1971) Текст Конвенции опубликован в Своде нормативных актов ЮНЕСКО, М., 1993, С. 191
  215. Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г.// Бюллетень международных договоров 1997, № 7
  216. Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управления ими в центральной части Берингова моря от 16 июля 1994 года (Информационная правовая система «Консультант Плюс», документ опубликован не был (поел, посещение 04. 08.2007))
  217. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (17.03.1992) // Бюллетень международных договоров.2000.№ 6.С 19−46
  218. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (13.11.1979)//Ведомости ВС СССР. 1983.№ 23. Ст.341
  219. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (22.03.1996)// Бюллетень международных договоров. 1996.№ 7.C.3−33
  220. Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр от 31 мая 2001 года// Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России», 2001 г., N 6, стр. 98
  221. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов (27.08.1992) Официально текст опубликован не был. Справочная правовая система Консультант Плюс
  222. Treaty between United States and Great Britain Relating to Boundary Water and Questions Arising Between the United States and Canada of 1909// http://www.greatlakesdirectory.org (поел.посещение. 12.05.2007)
  223. Agreement between the Government of the Republic of India and the Government of the Kingdom of Thailand on the Determination of Seabed
  224. Boundary between the two Countries in the Andaman Sea (22.06.1978))// Limits it the Sea. Continental Shelf Boundaries: India Indonesia — Thailand. 1981. No. 93
  225. Agreement between the Government of Malaysia and the Government of the Republic of Indonesia Dividing the Continental Shelf between the two Countries (07.11.1969) // Limits it the Sea. Continental Shelf Boundaries: Indonesia -Malaysia. 1970. No. 1
  226. Agreement between the Government of Iran and the Government of Catar on the Delimitation of the Continental Shelf between the two Countries (20.10.1969) // Limits it the Sea. Continental Shelf Boundaries: Iran -Catar. 1970. No.25
  227. Timor Sea Treaty, Dili, 20 May 2002 // Http://faolex.fao.org/docs/pdf/bi-62 915.pdf (поел, посещение 04.08.2007)
  228. Agreement between the Government of Australia and the Government of the Democratic Republic of Timor-Leste relating to the Unitization of the Sunrise and Troubadour fields, Dili, 6 March 2003 Http://faolex.fao.org/docs/pdf/bi-50 737.pdf
  229. Agreement between Denmark and Norway relating to the delimitation of the continental shelf, 8 December 1965//http: // www. un. Org / Depts / los / LEGISLATIONSANDTREATIES (поел, посещение 20.10.2007)
  230. Agreement between Sweden and Norway concerning the delimitation of the continental shelf, 24 July 1968// http://www.un.org/Depts/los/ LEGISLATIONSANDTREATIES (поел, посещение 20. 10.2007)
  231. Agreement between Italy and Yugoslavia concerning the Delimitation of the Continental Shelf between the two Countries in the Adriatic Sea 8 January 1968// http://www.un.org/Depts/los/LEGISLATONSANDTREATIES (no^. посещение 05.10.2007)
  232. Framework Agreement on the Save River Basin (3.12.2002) // Http://faolex.fao.org/docs/pdf7mul45452.pdf (поел, посещение 17.09.2007)
  233. Protocol for Sustainable Development of Lake Victoria Basin (29.11.2003) // Http://faolex.fao.org/docs/texts/mul41042.doc (поел, посещение 17.09.2007)
  234. Agreement Between the Government of the People’s Republic of China and the Government of Mongolia on the protection and Utilisation of Transboundary
  235. Water (20.04.1994)// Http://faolex.fao.org/docs/pdf/di-17921pdf (поел, посещение 01.10.2007)
  236. Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о трансграничном сотрудничестве (02.10.1992) Официально текст опубликован не был. (Справочная правовая система Консультант Плюс поел, посещение 13.11.2006)
  237. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегии о сотрудничестве в области рыболовства от 11 апреля 1975 года (Информационная правовая система Гарант поел, посещение 20. 12.2006)
  238. Конвенция о Международном Совете по исследованию моря от 12 сентября 1964 года Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXV.-М., 1972. С. 145 148.
  239. Convention for the establishment of the Lake Victoria fisheries organization done at Kisumi, 30 June 1994// http://www. fao.org (поел, посещение 30.09.2007)1. Иные материалы:
  240. Стокгольмская декларация (принята в г. Стокгольм 16 июня 1972 года) /Международно правовые основы управления морскими живыми ресурсами. Теория и документы. М. Экономика. 2000. С.430−436
  241. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию от 4 сентября 2002 A/CONF. 199/20
  242. The Seoul Rules on International Groundwaters (Adopted by the International Law Association at the Sixty-Second Conference Held at Seoul in 1986)
  243. Всемирная Хартия Природы (Принята 28 октября 1982 года Резолюцией 37/7 на 48-м пленарном заседании 37 сессии Генеральной Ассамблеи ООН)/ Международное публичное право. Сборник документов. Т.2 М. БЕК, 1996. С.132−135
  244. Декларация о принципах рациональной эксплуатации живых ресурсов Мирового океана в общих интересах всех народов земного шара/ Международно правовые основы управления морскими живыми ресурсами. Теория и документы. М. Экономика. 2000. С. 427−429
  245. Осторожный подход к рыбному промыслу применительно к трансграничным рыбным запасам и запасам далеко мигрирующих рыб/ Международно правовые основы управления морскими живыми ресурсами. Теория и документы. М. Экономика. 2000. С. 458−475
  246. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Право свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов» от 21 декабря 1952 / Международно правовые основы управления морскими живыми ресурсами. Теория и документы. М. Экономика. 2000. С.415
  247. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» от 14 декабря 1962 / Международно правовые основы управления морскими живыми ресурсами. Теория и документы. М. Экономика. 2000. С.416
  248. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3129 (XXVIII) Сотрудничество в области окружающей среды в отношении природных ресурсов, принадлежащих двум или нескольким государствам от 13 декабря 1973
  249. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 34/186 Сотрудничество в области окружающей среды в отношении природных ресурсов, принадлежащих двум или нескольким государствам от 18 декабря 1979
  250. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3281 (XXIX) Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974
  251. Ressources naturelles partagees: le promier rapport (plan general). M. Chusei Yamada. 2005. A/CN.4/533
  252. Ressources naturelles partagees: le deuxieme rapport. M. Chusei Yamada. 2004. A/CN.4/539 et Add. l
  253. Troisieme rapport sur les ressources naturelles partagees: les eau souterraines transfrontieres. M. Chusei Yamada. 2003. A/CN.4/551/Add.l
  254. Rapport sur groupe de travail sur les ressources naturelles partagdes (Eaux souterraines). 12 may 2006. A/CN.4/L.683
  255. The Berlin Rules of Water Resources. International Law Association. Committee of water resources. Fourth report. C. 335−420
  256. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 27.12.2004, N 52 (Часть 1), ст. 5270
  257. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 21.12.1998, N 51, ст. 6273
  258. Федеральный закон ратификации Конвенции ООН по морскому праву и Соглашения об осуществлении Части XI Конвенции ООН по морскому праву от 26 февраля 1997 года ЫЗО-ФЗ (Бюллетень международных договоров. 1997. № 5. С.95)
  259. Федеральный закон о ратификации Конвенции о сохранении ресурсов минтая и управления ими в центральной части Берингова моря от 17 декабря 1994 года М61-ФЗ (Бюллетень международных договоров. 1995. № 5 С.64)
  260. Федеральный закон Российской Федерации об охране окружающей среды от 10.01.2002 № 7 -ФЗ в ред. От 1 января 2006 г. Российская газета № 6 12.01.2002
  261. Указ ВС СССР от 18 августа 1960 года о ратификации Конвенции о рыболовстве в северо — восточной части Атлантического океана от 24 января 1959 года, (Ведомости ВС СССР 22 августа 1960 года, № 33, ст. 319.)
  262. Постановление Верховного Совета РФ от 16 апреля 1993 года № 4824−1 «О мерах по защите биологических ресурсов Охотского моря» Ведомости СНД и ВС РФ, 6 мая 1993 года № 18, ст. 683
  263. Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от 13 декабря 1993 года № 2227 — р. Собрание актов Президента и Правительства РФ, № 51, ст.5 029
  264. Конституция Азербайджана // http://law.edu.ru/ (поел, посещение. 04.08.2007)
Заполнить форму текущей работой