Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правоохранительная функция современного российского государства: Вопросы теории и практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Признаками правоохранительной деятельности являются: а) правоохранительная деятельность может осуществляться только на основе закона и в соответствии с его нормами, а при необходимости — и в процессуальной форме. Нарушение требований закона при ее проведении может оказаться само по себе правонарушением, влекущим уголовную, административную, дисциплинарную ответственностьб) в основе проведения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общая характеристика, содержание и сущность правоохранительной функции государства
  • Глава II. Реализация правоохранительной функции органами внутренних дел
    • 1. Трансформация места и роли органов внутренних дел в системе государственной власти: историко-правовой экскурс
    • 2. Система правоохранительных органов государственной власти Российской Федерации
    • 3. Оптимизация компетенции органов внутренних дел на современном этапе

Правоохранительная функция современного российского государства: Вопросы теории и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции — таково содержание этой многообразной и: многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач — задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи — решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функции: по охране правопорядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Рассматривая и анализируя роль участников правоохранительной деятельности в целом, нетрудно убедиться, что для многих из них она не является единственной. Исключением, скорее всего, являются суд, прокуратура, нотариат, арбитраж, другие чисто юридические учреждения. Не являются исключением в этом плане и органы исполнительной власти, осуществляющие главным образом или в основном правоохранительную деятельность. Например, для органов внутренних дел (ОВД) правоохранительная деятельность лишь часть их многофункциональной деятельности, связанной в т. ч. с решением многочисленных хозяйственно-тыловых, кадровых вопросов, регулированием движения, выполнением вахтерских, сторожевых функций, наведением элементарного порядка, в т. ч. санитарного, скажем, в общественных местах, на улицах без применения норм права. Целый ряд из перечисленных направлений деятельности ОВД характерен и для остальных органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительную работу (в частности, финансовое, хозяйственное обеспечение, кадровая, штабная работа).

Немаловажным аспектом деятельности органов внутренних дел на современном этапе функционирования российского государства является и проблема иерархии и соподчиненности данных органов. Система органов внутренних дел представляет собой сложную, одновременно управляющую и управляемую социальную систему, включающую в себя в качестве элементов несколько порядков подсистем, управление в рамках которых осуществляется на различных уровнях.

Степень разработанности темы. К настоящему моменту накоплен обширный массив зарубежных и отечественных исследований по проблемам реализации правоохранительной функции государства.

Значительным вкладом в становление и развитие правоохранительных органов, являются работы А. И. Александрова, С. С. Алексеева, А. П. Алехина, Л. И. Антонова, В. М. Баранова, Н. И. Барцица, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, В. М. Безденежных, В. Н. Бутылина, А. Б. Венгерова, И. И. Веремеенко, А. П. Герасимова, В. Г. Графского, Э. П. Григониса, Г. П. Ермоловича, Б. Л. Железнова, Н. Н. Жильского, А. В. Зиновьева, Е. Ю. Зинченко, Д. Л. Златопольского, Л. М. Карапетяна, И. И. Карпеца, Д. А. Керимова, А. И. Кима, Г. Д. Ковалева, Ю. М. Козлова,.

A.П.Коренева, В. Н. Кудрявцева, О. Е. Кутафина, В. В. Лазарева,.

B.П.Лобзякова, В. В. Лысенко, Г. В. Мальцева, Л. Х. Мингазова, Л. А. Морозовой, Н. А. Марочкина, Р. С. Мулукаева, В. С. Нерсесянца, Л. А. Николаевой, В. П. Очередько, Ю. С. Решетова, Н. Г. Салищевой, В. П. Сальникова, Ю. И. Скуратова, Ю. П. Соловья, С. В. Степашина, В. Д. Сорокина, М. С. Студеникиной, Б. А. Страшуна, К. Б. Толкачева, Ю. А. Тихомирова, В. П. Федорова, М. Х. Фарукшина, А. Г. Хабибулина, В. Е. Чиркина, О. И. Чистякова, Б. С. Эбзеева, Ю. А. Юдина.

Объектом исследования являются теоретико-методологические проблемы деятельности органов государственной власти в процессе нормативной и институциональной реализации концепции правовой государственности в России.

Предмет исследования составляет диалектическая взаимосвязь, взаимозависимость форм и методов деятельности системы органов внутренних, дел в структуре реализации правоохранительной функции российской государственности.

Цель и задачи исследования

Исходя из актуальности обозначенной темы, недостаточной разработанности данной проблемы в юридической литературе, диссертант поставил в качестве цели настоящего исследования теоретическое осмысление особенностей компетенции системы правоохранительных органов в современной России, изучение в этом контексте практики и социально-регулятивной роли милиции как гаранта целостности, управляемости и эффективности деятельности Министерства внутренних дел РФ.

В соответствии с указанной целью, автор стремился разрешить следующие конкретные задачи:

— изучить социально-политическую сущность и юридическую природу правоохранительной функции современного Российского государства;

— обобщить современные концептуальные подходы к анализу теоретико-методологических проблем компетенции органов внутренних дел, привлекая исследования в области философии, истории, политологии и иных гуманитарных дисциплин, сосредоточив внимание на нерешенных и дискуссионных вопросах, поиска ответа на них;

— исследовать правовую природу и институциональные особенности организационно-управленческой деятельности правоохранительных органовпроанализировать специфику практической реализации конституционных принципов законности и правопорядка в сфере охраны общественных отношений;

— уточнить категориальный аппарат, используемый для анализа сущности и содержания правоохранительной деятельностиопределить значение исследования проблем научной классификации правоохранительных и контрольно-надзорных органов в условиях трансформации российской государственности;

Методология и нормативная основа исследования. При решении исследовательских задач автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные практикой. В ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, исторический, формально-логический, компаративный и другие методы, принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, общего и особенного, единичного и уникального.

Нормативную основу диссертационного исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, законодательство субъектов РФ, а также нормативные документы Министерства внутренних дел РФ и других органов исполнительной власти.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации с позиции современных научных подходов проведено комплексное монографическое исследование теоретических и методологических проблем правоохранительных органов, как в общетеоретическом плане, так: и применительно к практической деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Предлагается авторское видение процесса реформирования органов внутренних дел, включая конкретные условия и возможности подобной трансформации, а также нацеленность данной реформы на решение проблем, диктуемых имеющейся практикой и обусловленных соответствующим уровнем развития современной юридической науки.

Основные положения, выносимые на защиту. Результатом научного анализа данной проблемы являются следующие выносимые на защиту выводы и положения:

— По мнению автора, правоохранительная деятельность (как направление правоохранительной функции государства) — это государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными государственными правоохранительными органами для охраны права, установленного законами правопорядка с использованием соответствующих юридических мер воздействия к нарушителям в строгом соответствии с законом и соблюдением определенных законом правил (процедур).

— Признаками правоохранительной деятельности являются: а) правоохранительная деятельность может осуществляться только на основе закона и в соответствии с его нормами, а при необходимости — и в процессуальной форме. Нарушение требований закона при ее проведении может оказаться само по себе правонарушением, влекущим уголовную, административную, дисциплинарную ответственностьб) в основе проведения правоохранительной деятельности органами исполнительной власти в каждом случае ее осуществления должен находиться конкретный факт, повод, основание, например, сообщение о совершенном (допущенном) правонарушении либо о необходимости его предупреждения (именно данное основание предоставляет возможность правоохранительным органам вмешиваться в жизнь, работу как отдельных граждан, различных государственных органов, так и различных общественных, творческих объединений, союзов, организацийв) правоохранительную деятельность в органах исполнительной власти осуществляют органы военизированные и вооруженные, относящиеся к государственным военизированным формированиям (военизированность и вооруженность предполагают правовое обеспечение, наличие и возможность применения физической силы, специальных средств и оружия) — г) правоохранительную деятельность в органах исполнительной власти могут осуществлять только лица, состоящие на службе в соответствующих правоохранительных органах, имеющие военное или специальное звание и образование, а также навыки в данной работед) для сотрудников и военнослужащих, осуществляющих правоохранительную деятельность, установлен особый порядок прохождения службы, основанный на единоначалии и строгой субординациие) принятые законные решения при осуществлении правоохранительной деятельности органами исполнительной власти: являются мерами юридического воздействия, основанными на законе, в связи с нарушением которого имело место вмешательство соответствующих органов (нарушение этого требования влечет отмену принятого решения) и подлежат обязательному исполнению всеми должностными лицами и гражданами (различными органами и организациями) — связанные с правонарушениями, которые ограничивают права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или: частных организаций, могут быть обжалованы.

— По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контрольправосудиеорганизационное обеспечение деятельности судовпрокурорский надзорвыявление и расследование преступленийоказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «частных» результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФсправедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных делсоздание условий для нормальной деятельности судоввыявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагированияраскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в судепредоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).

Основным структурным элементом современных органов внутренних дел является милиция. Милиция — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

— Проведенное исследование позволяет обосновать тезис о том, что органы внутренних дел представляют собой единую систему государственных органов, которая входит структурно в «вертикальную» подсистему органов исполнительной власти, выполняющую задачи по обеспечению личной безопасности граждан, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений и т. д. В свою очередь элементы этой системы имеют «горизонтальные» связи. Так, например, органы милиции, являясь составной частью органов внутренних дел, входят в систему республиканских государственных органов, государственных органов области, края, Москвы, Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также входят в систему городских, районных органов, органов района в городе.

Принадлежность милиции общественной безопасности, структурного элемента органов внутренних дел, системе федеральных органов исполнительной власти значительно ограничивает полномочия органов местного самоуправления в организации и обеспечении охраны общественного порядка, лишает органы местного самоуправления возможности организовывать деятельность местной милиции, дает им основание снимать с себя ответственность за состояние правопорядка на местах. Важность и социальная острота проблем защиты прав граждан, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности и борьбы с преступностью не только обуславливают необходимость ускорения процесса поиска путей реализации конституционного права органов местного самоуправления на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка, но и ставят эту задачу в число приоритетных.

— Ключевыми задачами (направлениями) правоохранительной деятельности исполнительной власти в настоящее время являются, например: активизация борьбы с преступностью, оздоровление криминальной обстановки в стране, обеспечение установленного законами и подзаконными актами правопорядка, государственной и общественной безопасности в широком смысле. Реализация этих задач зависит от многих факторов, в т. ч. не только от органов, служб, подразделений, учреждений, правоохранительных органов, непосредственной осуществляющих правоохранительную деятельность, но и от служб, обеспечивающих реализацию этой деятельности опосредованно (кадровая, штабная, тыловая работа). И это возможно, в частности, путем: а) определения (установления) принципиальных исходных положений устройства организационно-штатных структур органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительную деятельность, направленную на обеспечение правопорядкаб) эффективного взаимодействия правоохранительных и других органов государственной власти при выполнении возложенных на них правоохранительных функций (задач) — в) внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, способствующие коренному улучшению этой деятельности, в частности, по возложению обязанности на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население функции оказания содействия правоохранительным органам в борьбе с различными правонарушениямиг) формирования, развития и совершенствования новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов, направленных на противодействие всем правонарушениям, обеспечение правопорядка, личной, общественной и государственной безопасностид) развития и нормального обеспечения финансовой и материально-технической (тыловой) базы для активного осуществления данной деятельности правоохранительными органами исполнительной властие) создания и реализации эффективной кадровой политики в системе правоохранительных органов исполнительной власти, построенной в т. ч. на нормальном финансировании, жилищно-бытовом обеспечении их сотрудников и военнослужащих.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в нем, могут быть использованы в последующей научной разработке проблем деятельности органов внутренних дел в Российской Федерациипри совершенствовании нормативно-правовой базы, регламентирующей правовой статус МВД Россиипри разработке ведомственных инструкций. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов «Теория государства и права», «Конституционное право», «Правоохранительные органы» в высших и средне-специальных учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России. Выводы и основные положения диссертации изложены в опубликованных работах.

Материалы диссертационного исследования, также были представлены научной общественности на ряде международных, российских и региональных научно-практических конференциях и семинарах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В процессе расширения демократических основ государственности в России все большее значение придается реализации конституционных прав и свобод граждан в сочетании с их обязанностями и ответственностью. Конституционное поведение индивида, исходя из регулятивной функции сознания, в том числе правосознания, предполагает праводопустимое собственное поведение и правобусловленное, небезразличное отношение к нарушению норм права другими лицами. В данном отношении выражается правовая активность человека как составная часть его социальной активности. Через эти отношения проявляется гражданин в, своих воззрениях на происходящее в целом и, в частности, на правоотношения, правовую политику, эффективность судебной системы и. правоохранительных органов, и т. п. В этой связи рассмотрение правоохранительных органов современной российской государственности позволяет выйти на конкретику построения правового государства и гражданского общества в России.

В системе исполнительной власти Российской Федерации Министерство внутренних дел России с подчиненными ему органами и внутренними войсками является центральным звеном обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. Необходимость его преобразования обусловлена повышением эффективности организации деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности в условиях формирования в России гражданского общества и правового государства.

Преобразования систем организации и деятельности органов внутренних дел должны осуществляться на основе следующих принципов:

— целостности и единства системы МВД России при сочетании вертикальной федеральной подчиненности с самостоятельностью органов внутренних дел субъектов федерации, территориальных, транспортных органов и местных органов охраны общественного порядка в составе милиции общественной безопасностинаучной обоснованности, преемственности, плановости и постепенности осуществления всех преобразований;

— надежности управления, ориентированного на обеспечение устойчивости и мобильности всех звеньев системы, организацию адекватного и оперативного реагирования на любые изменения оперативной обстановки;

— рациональной минимизации объема функций, их конкретизации и распределения между различными звеньями системы;

— оптимальной простоты и гибкости организационных структур;

— приоритетной ориентации деятельности всех служб, независимо от их функциональной специализации, на решение задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

С учетом данных принципов, показательным является предложение сделанное Б. Грызловым в сентябре 2002 г. о разделении министерства внутренних дел на три взаимосвязанные, но административно независимые системы1. Первая — федеральная полиция (именно полиция, а не милиция, в точном переводе означающая «отряды самообороны»), единая и централизованная система, в которую войдет криминальная милиция, включая аппарат по борьбе с организованной преступностью и оперативно-поисковые и специально-технические подразделения. Втораямуниципальная милиция, и третья — гвардия (современные внутренние войска). При этом предполагается выделение следственных органов в самостоятельную структуру — федеральную службу расследований, которая будет представлять собой единую, централизованную систему государственных органов, предназначенных для производства.

1 См. об этом: Реформа органов внутренних дел России// Вестник Русского экономического общества, № 56 от 27 сентября 2002 г. предварительного расследования в пределах полномочий установленных уголовно-процессуальным законом.

Еще в бытность существования СССР был разработан законопроект о создании единого следственного комитета, который позволил бы сделать следователей органов внутренних дел независимыми от местных органов власти, не смешивать предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность (это касается следователей ФСБ и налоговой полиции), а в прокуратуре — предварительное следствие и надзор за ним2. За прокуратурой оставалась бы функция процессуального руководства расследованием. Этот законопроект так: и не был принятправоохранительные органы не желали расставаться со своими следственными аппаратами. Создание же Главного следственного комитета при МВД России, стало лишь формальностью, очередной «сменой вывесок».

Что же касается создания муниципальной милиции, то по мнению автора, на местном уровне давно назрела необходимость преобразования современной милиции общественной безопасности. Сегодня она довольно условно может именоваться «местной», но никак не муниципальной, поскольку, во-первых, целиком входит в структуру МВД, во-вторых, такие ее подразделения, как ОМОН, изоляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, конвойная служба, служба дознания финансируются из федерального бюджета, а патрульно-постовая служба, участковые инспекторы, дорожно-патрульная служба и т. д. — из бюджетов субъектов Федерации.

Чтобы создать действующую муниципальную милицию, необходимо вывести ее из подчинения МВД, (Г)УВД и передать в ведение органов местного самоуправления. Это потребует структурной перестройки современной милиции общественной безопасности, поскольку.

2 См. об этом подробнее: Васильев О. Сначала реформа института предварительного следствия, а затем — следственного аппарата// Российская юстиция, 2001, № 8. подразделения и службы, которые финансируются из федерального бюджета, а также крупные подразделения ППС (полки, отдельные батальоны), нецелесообразно целиком передавать муниципалитетам из-за межтерриториального характера их деятельности. Определенные ограничения должна иметь передача полномочий в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге. Основной сферой компетенции муниципальной милиции должна стать охрана общественного порядка, борьба с административными правонарушениями, в том числе в сфере нарушений правовых актов органов местного самоуправления, а также с преступлениями рассмотрение которых отнесено к компетенции мировых судей.

Создаваемая муниципальная (местная) милиция должна содержаться за счет муниципальных бюджетов с участиембюджетов вышестоящих уровней (через обеспечение минимальных местных бюджетов или финансирование государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям).

Однако здесь есть и другая «оборотная сторона медали». Современное финансовое состояние большинства муниципалитетов можно оценить как «крайне неудовлетворительное» и поэтому не совсем ясен источник покрытия дополнительных затрат на содержание муниципальной милиции. Но даже если эта задача в принципе и разрешима за счет передачи органам местного самоуправления некоторых видов налогов и пошлин, то проблема независимости и объективности деятельности муниципальной милиции подобным финансированием только усугубляется. Указанная финансовая зависимость милиции (в противовес существующей бюджетной самостоятельности органов внутренних дел, даже финансируемых из региональных бюджетов) может повлечь за собой трансформацию фактического статуса данных органов в некое подобие «личной гвардии» главы муниципального образования, так как именно данное должностное лицо контролирует расходную часть бюджета муниципалитета. Для разрешения изложенных противоречий, по мнению автора необходимо наличие четких законодательных гарантий (причем на федеральном уровне) не только юридической независимости муниципальной милиции, но и их финансовой самостоятельности.

В качестве перспективных задач, стоящих перед создаваемой муниципальной милицией необходимо выделить следующие: перваяпредварительная подготовка материалов о правонарушениях для рассмотрения судом, т. е. дознание по делам и широкому кругу преступлений небольшой тяжести (в порядке передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий) — втораяконтроль за соблюдением правовых актов органов местного самоуправления.

Одна из основных проблем, которая неизбежно возникает при разделении и децентрализации полномочий федеральных и местных органов внутренних дел, — обеспечение их взаимодействия, но это уже другая, вполне самостоятельная тема исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты.
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. -М.: Норма, 1993.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть I// СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  4. Трудовой кодекс РФ (в ред. ФЗ от 24.07.2002 № 97-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ)//СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.- 29.07.2002, № 30, ст. 3014, ст. 3033.
  5. Лесной кодекс РФ (в ред. ФЗ от 25.07.2002 № 116-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ)// СЗ РФ, 03.02.1997, № 5, ст. 610.
  6. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. (в ред. ФЗ от 25.07.2002 № 112-ФЗ)// СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  7. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 13.03.2002 № 28-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3) // СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3430.
  8. Федеральный закон РФ от 5 декабря 1998 г. «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки"// СЗ РФ, 07.12.1998, № 49, ст. 5970.
  9. Федеральный Закон РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. ФЗ от 18.07.1997 № 101-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 05.01.1999 № 6-ФЗ, от 30.12.1999 № 225-ФЗ, от 20.03.2001 № 26-ФЗ)// СЗ РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
  10. Федеральный Закон РФ от 27 мая 1996 года «О государственной охране» (в ред. ФЗ от 18.07.1997 № 101-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-Ф3, от 07.05.2002 № 49-ФЗ)// СЗ РФ, 27.05.1996, № 22, ст. 2594.
  11. Федеральный Закон РФ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (в ред. ФЗ от 25.07.2002 № 112-ФЗ)// СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3418.
  12. Федеральный закон РФ от 01.12.95 г. № 196 «О безопасности дорожного движения» (в ред. ФЗ от 02.03.99 № 41-ФЗ)// СЗ РФ, 11.12.1995, № 50, ст. 4873.
  13. Федеральный закон РФ от 18.07.95 г. № 108 «О рекламе» (в ред. ФЗ от 18.06.2001 № 76-ФЗ, от 14.12.2001 № 162-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ)// СЗ РФ, 24.07.1995, № 30, ст. 2864.
  14. Федеральный закон РФ от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"// СЗ РФ, 06.05.2002, № 18, ст. 1720.
  15. Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. (в ред. ФЗ от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ)// Российская газета, № 120, 25.06.1993.
  16. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (в ред. ФЗ от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ)//СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
  17. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской • Федерации» (в ред. ФЗ от 31.12.1997 № 157-ФЗ, от2011.1999 № 204-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3, от 25.04.2002 № 41-ФЗ)// Российская газета, № 6,12.01.1993.
  18. Указ Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» от 12 февраля 1993 г. (в ред. Указа Президента РФ от 02.12.1998 № 1454)// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 15.02.1993, № 7, ст. 562.
  19. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679)// СЗ РФ, № 25, 22.06.1998, ст. 2897.
  20. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П по делу «О проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в закон РФ «Об акцизах"// СЗ РФ, 04.11.1996, № 45, ст. 5202.
  21. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290 утверждены «Правила оказания услуг (выполнению работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств"// СЗ РФ, 23.04.2001, № 17, ст. 1712.
  22. Постановление Правительства РФ о мерах по обеспечению боевым ручным оружием сотрудников Центрального банка РФ (от 22 апреля 1997 г. № 460)// СЗ РФ, 28.04.1997, № 17, ст. 2010.
  23. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 года № 925 «О подразделениях криминальной милиции» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2001 № 558)// СЗ РФ, 11.12.2000, № 50, ст. 4904.
  24. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 года № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2001 № 558)// СЗ РФ. 2000. -№ 50.-Ст. 4905.
  25. Абалкин J1. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6.
  26. Л.И. Рынок в экономической системе социализма. Статья в книге: Радикальная экономическая реформа: Истоки. Проблемы. Решения /Сост.: И. Е. Ермишин, Ю. А. Лавренов, В. Н. Семенюта, С.А. Степанов- Под ред. В. И. Купцова. М.: Высш. школа, 1990.
  27. Ф. О правлении властителей. // Политические структуры эпохи феодализма в западной Европе (VI-XVII вв.). Л., 1990.
  28. А.Л., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
  29. С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995
  30. . С.С. Философия права. М.: Издательство НОРМА, 1998.
  31. Алексеев.С. С. Социальная ценность права в советском обществе. М.: Юрид. лит-ра, 1971.
  32. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996.
  33. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. (Мировой опыт и Россия.) // Вопросы экономики. 1996. — № 9.
  34. Аристотель. Политика // Соч. М., 1988. Т.4.
  35. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. -М., 1983.
  36. М.Н. Государство и номенклатура: попытка необходимых уточнений // Полис. 1996. — N 2.
  37. Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с франц. -М.: Текст, 1993 г.
  38. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения// Вопросы экономики. -М. 1994, № 12.
  39. Г. В. Государственное управление, проблемы методологии правового исследования. -М., 1975 г.
  40. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного анализа). —М., Политиздат, 1972 г.
  41. Я.У. Постмодернизм в познании общества// Полис, № 3, 1992 г.
  42. А.А., Ковалев A.M. Собственность. Власть. Политика. -М., МГУ, 1996 г.
  43. А.А. Криминальная статистика как показатель состояния общества// Соц. исслед., № 8, 1997 г.
  44. А.С., Сальников В. П., Сергевнин В. А. и др. Полиция США (сравнительный анализ)/ Под ред. В. П. Сальникова. -СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002.
  45. B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. -М.: Изд-во МГУ, 1987
  46. Ю.М. От военной доктрины к военной реформе: правовые основы обороны, безопасности и военного сотрудничества в РФ// Независимая газета, 1997 г., 27 марта.
  47. Бачило И. J1. Функции органов управления// Правовые проблемы оформления и реализации. -М., 1976 г.
  48. С.Е. Геостратегические и внешнеполитические приоритеты России// Вопросы экономики, 1994, № 5.
  49. Большая Советская Энциклопедия. -М., Советская энциклопедия. 1973 г.
  50. В.Н. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). -М., МГУ, 1990 г.
  51. С. Убийство из сострадания// ОНС, № 4, 1992 г.
  52. Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия// Соц. исслед., № 7, 1997 г.
  53. А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое// Социально-политический журнал, 1996, № 1.
  54. В.Н., Чащин О. В. Компетенция органов государственной власти республики — субъекта Российской Федерации: теоретические основы и начала правового регулирования. -Уфа, 1998 г.
  55. В.К., Баранов В. М. Общая теория права // Краткая энциклопедия. Н. Новгород: Ниж. юрид. институт, 1997.
  56. В.К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права в схемах и определениях: Учебное пособие. М.: Юристь, 1998.
  57. М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Издательство Саратовского университета. 1979.
  58. П.Л. Ранее государство, предгосударство, протогосударство: игра в термины? // Ранние формы политической организации. М., 1995
  59. Большая книга по экономике / пер. с нем В. Годфрида. М.: ТЕРРА, 1997.
  60. М. И., Витрянский В. В., Договорное право: Общие положения. М.: Издательство «Статут», 1998.
  61. С.Н. Юридическая ответственность и законность: (Очерк теории). — М.: Юрид. лит., 1976.
  62. Ф.М. О некоторых вопросах теории общенародного государства // Советское государство и право. 1962.-№ 10.
  63. В.К. Синьчакова-М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
  64. В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭ и МО. -1992.-№ 11.
  65. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 30. — Ст. 1790.
  66. Ведомость Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. — № 30. — Ст.ст.416,418.
  67. А.Б. Патология государственности // Общественные науки и современность. 1991. — N 5.
  68. . Г. Предел и беспредел // Новое время. 1993.51.
  69. A.M. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений / Под редакцией М. И. Байтина: Издат-во Саратовского универ-та, 1974.
  70. A.M. Теоретические проблемы исследования государственной власти. Издательство Саратовского университета. 1982.
  71. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В. И. Добренькова. М.: Гардарика, 1998.
  72. И.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976.
  73. . М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.
  74. Н. Преждевременный конституционализм или восточноевропейский эксперимент «обратного хода» истории. -КПВО, № 2, 1998 г.
  75. А.И. Международное сотрудничество в области национальной и техногенной безопасности военной деятельности. -М., 1999 г.
  76. А.И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. -СПб, СПбУ МВД РФ, 1999 г.
  77. В. Государство в современном обществе// Политология вчера и сегодня. -М., 1990, Вып. 2.
  78. Л.Н. Конфликтогенные факторы в РФ// Вестник МГУ, Сер. 18, Социология и политология. -М., 1995, № 3.
  79. А.Б. «Несущие конструкции» правового государства// ОНиС, 1990, № 5.
  80. Взаимная безопасность: новый подход к советско-американским отношениям. -М., 1991 г.
  81. В.Д. О факторах политической стабильности общества// Вестник СпбУ. -Серия 6. Вып. 2, 1994.
  82. В.Г. Социальная организация пространства. (Философско-социологический анализ). -М.: Наука, 1988
  83. С.Н. Государство и некоторые его институты в новом конфликте безопасности. -Киев: Ин-т социальных и экономических проблем заруб, стран АН Украины, 1991.
  84. Е.Б. Договор СНВ-2 и безопасность России// Военная мысль, 1996, № 1.
  85. Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Норма, 1997.
  86. Г. В. Философия Права. М., 1990.
  87. А. П. Актуальные проблемы реформы российской правовой системы в условиях перехода к рыночной экономике / Юридические записки. Вып.4: Право и рынок / Под ред. Е. И. Носыревой.-Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1996.
  88. В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.
  89. С.А., Строгович М. С. Теория государства и права. -М., 1940.
  90. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. литер. — 1972.
  91. Государство. Право. Экономика. Юрид. лит. — М., 1970.
  92. Ю.И. Проблемы теории правового отношения. -Л., 1982.
  93. Ю.И. Правовые отношения и осуществления права. -Л., 1987.
  94. Г. О праве войны и мира. М., 1956.
  95. В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М., 1993.
  96. Л. Общее учение о государстве / Пер. с нем. СПб., 1910.
  97. . Н. Городские советы депутатов трудящихся -М., 1968 г.
  98. М.Х. Безопасность человека и преступность. Программа международной научно-практической конференции. 23−25 ноября 1994 года. Санкт-Петербург. -Санкт-Петербургский юрид. институт МВД РФ, Спб., 1994 г.
  99. А. Безопасность России и геополитика// Безопасность. Информационный сборник. -М., 1994, № 6.
  100. Государственная служба основных капиталистических стран. -М., 1977 г.
  101. Государство Российское: власть и общество. Сборник документов/ Под общей ред. Ю. С. Кукушкина. -М., МГУ, 1996 г.
  102. П.К. К вопросу о понятии «национальная безопасность»// Социально-политический журнал, 1998, № 3.
  103. Л.А. Советы органы власти и народного самоуправления. — М., 1965 г.
  104. Л.А. Народовластие в СССР. М., 1972 г.
  105. Гражданское общество и проблемы безопасности в России/ Материалы «круглого стола"// Вопросы философии, 1995, № 2.
  106. Г. О праве войны и мира/ Пер. с лат. А. Л. Саккети. -М.: Госюриздат, 1956 г.
  107. П.С. Человек как объект социально-философского анализа// Проблемы человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988 г.
  108. JI. Общее учение о государстве/ Пер. с нем. и вступит, ст. И. Н. Неровецкого. -СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1910.
  109. Н.Н., Четвернин В. А. Советское государство и перестройка (проблемы теории). М.: Наука, 1990.
  110. И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие. М.: Издательство «Брандес», 1997.
  111. JI. Общество, личность, государство. СПб., 1904.
  112. И.Я. Право и управление. М.: Юрид. лит., 1981.
  113. Елинек Георг. Общее учение о государстве, 2-е изд. СПб., 1908.
  114. С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  115. . Л.И. Социалистическое государство и законы экономики. М.: Юрид. лит., 1975.
  116. А.Г. Проблема интереса в социологической теории.-Л., 1964
  117. С. «Государство благоденствия». Доктрина и практика. -М., Прогресс, 1966 г.
  118. О.С. Проблемы методологии системного исследования. -М., Мысль, 1970 г.
  119. А.А. Коммунизм как реальность. -М.: Центрполиграф, 1994 г.
  120. I. Диссертации и авторефераты
  121. А.В. Политическая стратификация современного российского общества: Дис. .канд. политол. наук. -М., 1998
  122. В.И. Политические конфликты в современном российском обществе, 90-е годы: Дис. .канд. полит, наук. -М., 1995
  123. А.Г. Демократия и гражданское общество: Индия: (Опыт сравнит.-ист. исслед.). Автореф. дис. .доктора ист. наук. -М., 1993
  124. Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России (процесс формирования и тенденции развития, историко-политологический анализ): Дис. .доктора политол. наук. -М., 1998
  125. М.Ф. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения: Дисс. .кандид. философ, наук. -М., 1996
  126. И.Г. Институциональные основы российской модели федеративного устройства государства: Автореф. дис. доктора юрид. наук. -Казань, 2001
  127. В.Н. Личность, общество, государство (Проблемы развития гражданского общества): Автореф. дис. .доктора истор. наук. -М.: ИНИОН, 1992
  128. Д.В. Территориальное устройство общества и политическая власть: Дис. .доктора политол. наук. -М., 1995
  129. А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в российском государстве: Автореф. дис.. .доктора юрид. наук. -Саратов, 2001.
  130. Н.И. Время бытия человека: генезис и структура: Автореф. дис. .канд-та фил ос. наук. -М., 1996
  131. Т.В. Децентрализация в правовом регулировании, (структурный анализ): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1992.
  132. В.В. Философско-политические проблемы федерализма и правопорядка (на примере России и США): Автореф. дис. .канд. философ, наук. -М.: АУ МВД РФ, 2000
  133. С.А. Личность в политической системе российского общества (теоретико-правовое исследование): Дис. .доктора юрид. наук. -СПб., Рязань, 1996
  134. Ю. Г. Правовое закрепление экономической функции местного самоуправления: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1998.
  135. Г. Г. Деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с административными правонарушениями в сфере предпринимательской деятельности (организационно-правовые вопросы): Автореф. дискандид. юрид. наук. -СПб., 2001
  136. Е.А. Роль профсоюзов в политическом процессе современной России: Дис. Канд. политол. наук. -М., 1998
  137. А.Н. особенности правоотношений в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. .кандид. юрид. наук. -М., 2000
  138. Е.Г. Официальное толкование права и его значение в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. .кандид. юрид. наук. -М., 2000
  139. У. Проблема формирования правосознания как элемента духовной жизни общества в условиях создания правового государства: Дис. .канд. философ, наук. -Алма-Ата, 1991
  140. В.Н. Общественный порядок и правовая активность личности: Автореф. дис. .кандид. юрид. наук. -СПб., 1998
  141. А.А. Западные концепции по военно-политическим проблемам международной безопасности (80-е гг.). Автореф. дисс.. .доктора военн. наук. -М., 1990 г.
  142. Р.А. Методологические основания анализа социальной реальности: Автореф. дисд-ра филос. наук. —М., 1993
  143. Л.Б. Право. Конституция. Правовое государство (К концепции демократического конституционализма правового государства): Дис. .доктора юрид. наук. -СПб., 1992
  144. К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина: Дис. .доктора юрид. наук. -СПб.: СПбУ МВД РФ, 1998
  145. А.Г. Теоретико-методологические проблемы типологии государства: Дис. .доктора юрид. наук. -СПб.: СПбУ МВД РФ, 1997
  146. О.И. Формирование правоохранительной системы советского государства в 1917—1936 гг.. (историко-правовое исследование): Автореф. дис. .доктора юрид. наук. -Саратов, 2002
  147. И.М. Организационно-правовые основы становления и развития советской милиции в псковской губернии 1917−1924 гг. (историко-правовой аспект): Автореф. дис. .кандид. юрид. наук. -СПб., 1999
Заполнить форму текущей работой