Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Косвенные речевые способы актуализации фактора адресата в информационно-когнитивной системе диалога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Косвенные речевые акты на уровне как инициирующей, так и реагирующей реплики играют в диалогическом общении конструктивную роль, они позволяют адресанту сообщить партнеру о своих негативных эмоциях неагрессивно, не разрушая атмосферу доверия, партнерства, при этом давая собеседнику возможность без угрозы для его самооценки понять адресанта, а последнему принять ответственность за свои эмоции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Антропоцентрическая и лингво-когнитивная парадигмы изучения языковой представленности образа слушающего в диалогической реплике адресанта
    • 1. 1. Понятие об информационно-когнитивной системе диалога
    • 1. 2. Проблема собеседника как источника иного дискурса: философские и лингвистические аспекты
    • 1. 3. Косвенные смыслы как компонент анализа информационно-когнитивной системы диалога
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Когнитивно-прагматическая характеристика косвенных речевых актов как инициирующих реплик, нацеленных на установление контакта с адресатом
    • 2. 1. Адресат как прагматический фактор косвенной речеактовой номинации в дискурсопорождении
    • 2. 2. Фатическая функция косвенных директивных актов
    • 2. 3. Фатическая функция косвенных комиссивных актов
    • 2. 4. Фатическая функция косвенных экспрессивных актов
    • 2. 5. Характеристика речевых сегментов, косвенно выполняющих контактоустанавливающую функцию
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Функционально-прагматическая специфика диалогических реакций как отражения восприятия образа адресата
    • 3. 1. Особенности формирования косвенного смысла реагирующего высказывания
    • 3. 2. Фатическая функция реагирующего высказывания со структурой косвенного речевого акта
  • Выводы по третьей главе

Косвенные речевые способы актуализации фактора адресата в информационно-когнитивной системе диалога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертационная работа выполнена в русле лингвопрагматики и когнитивной лингвистики, посвящена исследованию косвенных речевых актов на уровне как инициирующей, так и реагирующей диалогических реплик, а также речевых сегментов, в которых находит непосредственное выражение образ адресата. Анализ данных диалогических контекстов связан с исследованием эффективности диалогической коммуникации, тех форм проявления когнитивной сферы говорящей j личности, которые вербализуются в речевых средствах, демонстрирующих интенции собеседников, согласие с поведением партнера по диалогической коммуникации.

Диалогическая форма общения как процесс взаимодействия двух собеседников не может быть полностью понят без учета функций его прагматических параметров и, в частности, без учета ориентированности реплики на типизированного реципиента. Важность изучения фактора адресата диктуется все возрастающим интересом к вопросам речевого воздействия, антропоцентрической ориентацией современных лингвистических исследований, повышением внимания к языковой личности, осуществляющей диалогическую деятельность, ее психологическим и социальным характеристикам как детерминантам речевого общения. Значимое присутствие в диалогическом общении конкретного собеседника, на которого ориентирован речевой акт, признают все лингвисты, занимающиеся типологией речевых актов.

Данный фактор выделяется наряду с такими компонентами структуры речевого акта, как исходный материал диалогического высказывания (пресуппозиции), цель, развитие, внутренняя архитектоника речевого акта, контекст и ситуация диалогического общения (М.М. Бахтин, Н. Д. Арутюнова, В. З. Демьянков, В. Г. Борботько, Т. Г. Винокур, И. М. Кобозева, R. Gardner, М. Halliday и др). Ориентированность речевого акта на адресата тесно связана с фатической функцией высказывания, которая по признанию многих лингвистов является одной из основных функций языка. Особую роль в реализации данной языковой функции играют способы косвенного представления намерений собеседников, схем косвенно-речевого действия, связанных с выражением высказываемого намерения.

Ориентированность современной лингвопрагматики и когнитивной лингвистики на изучение роли неявных знаков личных отношений для успешности фатического взаимодействия мотивирует актуальность исследований, посвященных отражению фактора адресата в диалогической реплике со структурой косвенного речевого акта. Работы, посвященные подобной проблематике, в отечественной лингвистике весьма немногочисленны. Исследование фатического соавторства собеседников в диалогическом общении, инициированным/ стимулированным косвенным речевым актом с опорой на диалогическую концепцию адресата, как полноправное направление в теории языка еще не сформировалось. В этом, на наш взгляд, состоит актуальность проведенного нами диссертационного исследования.

В качестве основного объекта исследования избраны косвенно-речевые способы актуализации фактора адресата. I.

Важнейший тезис, который лежит в основе настоящего исследования, заключается в том, что косвенные речевые акты предстают в диалогическом общении оптимальным способом реализации фатической функции языка за счет того, что они:

• содержат в своей коммуникативной семантике компонент «адресат»;

•приобретают в диалогическом общении значение «субъективной» меры «допуска» со стороны адресата;

• предполагают обязательную реакцию собеседника.

Уровень косвенных смыслов можно выделять лишь по отношению к речевым актам, реализующих данные смыслы и вызывающих различные вербальные/ невербальные реакции собеседника. В связи с этим предметом диссертационного исследования предстает функционирование косвенных речевых действий, реализующихся в информационно-когнитивной системе диалога:

• инициирующей диалогической реплики (директивные, комиссивные, экспрессивные);

• реагирующей диалогической реплики, косвенность которой создается за счет логико-семантического варьирования и конъюнктивных, импликативных и эквивалентностных структур;

• речевых сегментов, косвенно выполняющих контактноустанавливающую функцию.

Основная цель диссертации состоит в исследовании коммуникативно-прагматической и информационно-когнитивной предопределенности образа адресата в процессе реализации фатического потенциала косвенных речевых актов на уровне как инициирующей, так и реагирующей диалогической реплики.

Достижение подобной цели требует решения следующих конкретных задач:

• определения аспектов фактора адресата, существенных при создании фатического потенциала инициирующей/ реагирующей диалогической реплики со структурой косвенного речевого акта;

• выявления на уровне информационно-когнитивной системы диалога фатической функции косвенных директивных, комиссивных и экспрессивных актов, функционирующих в качестве инициирующей реплики;

• анализа речевых сегментов инициирующей диалогической реплики, косвенно выполняющих контактоустанавливающую функцию;

• установления особенностей формирования косвенного смысла ответной диалогической реплики с учетом фактора адресата;

• исследования фатической функции реагирующего высказывания со структурой косвенного речевого акта.

Материалом исследования послужили диалогические ситуации, взятые методом сплошной выборки из художественных произведений русских, английских и американских писателей ХХ-го века. При подборе образцов языкового материала предпочтение отдавалось произведениям бытовой тематики, поскольку косвенно-речевая коммуникация, хотя она и пронизывает все сферы нашей жизни, наилучшим образом все же проявляется именно в повседневном спонтанном диалогическом общении, романы же бытовой тематики представляют собой наиболее плодотворный материал для речевого анализа неявных смыслов и структур, наделенных ими. Объем выборки картотеки превышает 1500 единиц.

Методы, применяемые е работе: методы дискурсивного анализа текста, контекстуального анализа, сопоставительный, описательный (для характеристики и оценки языковых фактов), методы анализа диалогического текста, наблюдения (для выделения из художественного текста диалогических единств, представляющих собой инициальную/ реагирующую со структурой косвенного речевого акта) и сравнения, элементы компонентного анализа (для выявления закономерностей формирования косвенной семантики речевого акта), систематизации и классификации материала, а также его структурно-семантическое описание.

Теория речевых актов задействовалась непосредственно при рассмотрении процесса речевого взаимодействия, представляющего собой последовательную реализацию двух самостоятельных партий собеседников, процедур интерпретации, которые выполняются разными языковыми личностями в целях поддержания фатического контакта с собеседником. Метод комплексного дискурс-анализа оказался актуальным при эмпирическом исследовании отношений между персональным дискурсом языковой личности, с одной стороны, и фактором адресата — с другой. Положения дискурсивной психологии применялись при изучении устного диалогического дискурса как конструкта, принадлежащего внешнему миру и сориентированного на фатический контакт с диалогическим партнером.

Методологическая база исследования основывается на положении о фатической сущности языка, которая находит свою реализацию в диалогической активности говорящей личности, обусловленной в значительной степени функциональной целеустремленностью речевого действия на адресата.

Наиболее существенные результаты исследования сформулированы в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Предполагаемое восприятие фактора адресата, предстающим компонентом информационно-когнитивной системы диалога, отражено в фатической направленности косвенного речевого действия. Подбор соответствующих косвенных средств различных уровней при продуцировании инициирующей/ реагирующей реплики — это коммуникативная обязанность говорящего по отношению к адресату. При порождении косвенного высказывания под давлением фактора адресата происходит когнитивная обработка этого высказывания с целью достижения максимального коммуникативного эффекта и установления фатического контакта с адресатом. Адресат выступает всегда как носитель некоторых социальных и психологических качеств, обладает некоторым уровнем социальных знаний. Все это имеет свой особый смысл для предречевой ориентировки говорящего и отражается на структурно-семантических и прагматических характеристиках порождаемого косвенного высказывания, а также его фатическом потенциале.

2. Под воздействием фактора адресата говорящая личность способна модифицировать речевой смысл косвенного речевого акта, что на прагматическом уровне проявляется в фатическом потенциале данных актов. Понимая инициацию косвенных директивных, комиссивных и экспрессивных актов как разновидность фатической деятельности, направленной на отождествление оценки адресата с мыслительными операциями говорящей личности, можно предположить существование особых когнитивных стратегий косвенной речеактовой номинации, отличие которых от прочих стратегий обусловлено их фатической спецификой. Стратегии косвенной речеактовой номинации представляют собой парадигму возможных вариантов ментального поведения говорящего при формировании инициирующей/ реагирующей реплики, выявляются при анализе отражения образа адресата в конкретном речевом акте, нацеленном на контакт с собеседником.

3. Косвенные средства установления речевого контакта в условиях различных диалогических контекстов употребления выявляют ограниченность лексического набора вербальных средств, что приводит к использованию типовых образцов и полисемии наиболее часто употребляемых косвенных средств речевого контакта. Типовое оформление высказывания с помощью косвенных средств речевого контакта характерно для установления первичного контакта, а расширение семантического объема наблюдается при становлении вторичного контакта. Структурно-семантические параметры данных единиц определяются фактором адресата.

4. Конкретный смысл реагирующего косвенного высказывания формируется в конкретной диалогической ситуации за счет того, что в каждой ситуации общения обнаруживается уникальное распределение содержательных компонентов по схеме тема-рематических отношений. В связи с тем, что в конкретной ситуации эта реплика-реакция обнаруживает разный косвенный смысл, в каждом разе мы имеем дело с различными косвенными высказываниями. Подобная вариативность реагирующей реплики со структурой косвенного речевого акта и определяет ее фатический потенциал.

5. Семантическая структура ответной реплики со структурой косвенного речевого акта устанавливается на основе анализа соотношений частей данного диалогического единства и экспликации имплицитной части ответной реплики. Подобная реплика отличается логико-семантическим варьированием, включает конъюнктивные, импликативные и эквивалентностные структуры, способствующие реализации ее фатического потенциала.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе в рамках антропоцентрического подхода разработана концепция анализа фатической функции языка через призму косвенно-речевого взаимодействия языковых личностей говорящего и адресата. В основание предложенной в работе модели описания положена идея о единстве разных сторон информационно-когнитивной системы диалога, создаваемой дискурсами собеседников. Данное положение рассматривается как ведущий детерминационный фактор всей очерченной ситуации в целом и каждого из ее компонентов в отдельности. Таким образом, когнитивно-речевое взаимодействие говорящего и адресата через косвенные смыслы предстает как детерминированное фатической функцией языка.

Новым в рамках антропоцентрической составляющей представляется характер предпринятого в работе описания:

• косвенного речевого акта, который рассматривается в работе как отраженный языковым сознанием говорящего и адресата, что в свою очередь обусловило его рассмотрение как результата когнитивно-речевого взаимодействия собеседников в диалогической сфере деятельности и выделение из данного акта лингво-когнитивных структур, предопределенных фактором адресата и отражающих фатическую языковую функцию;

• принципов фатического общения, предопределенного фактором адресата.

Ядерная особенность разработанной в диссертации модели обусловлена опорой на категорию адресата. В работе исследована детерминация ментально-языкового содержания по линии адресатфатическая функция языка — инициатор диалогического общения. Такое рассмотрение предполагает возможность исследования лингвоперсонологической составляющей коммуникативно-речевого взаимодействия участников диалогической коммуникации через выявление косвенных смыслов.

Теоретическая значимость. Проведенное исследование вносит вклад в теорию диалогической коммуникации, теорию косвенных речевых актов, их типологию. Оно расширяет научные представления о специфике речевого взаимодействия собеседников в процессе установления и поддержания фатического контакта, а также об особенностях его языковой организации посредством косвенных смыслов на уровне инициирующей/ реагирующей реплики. Теоретические обобщения относительно инвентаря моделей косвенно-речевых конструкций в аспекте их фатических функций, определяемых фактором адресата, могут послужить дальнейшему развитию теории коммуникативной прагматики, а также — внести определенный вклад в теорию диалогической интеракции, конверсационный анализ.

Научно-практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в курсах вузовского преподавания по теории языка, когнитивистике, психолингвистике, прагматике, лингвокультурологии, в спецкурсах по проблемам речевого воздействия, по проблемам дискурса, межкультурной коммуникации.

Апробация работы. Основное содержание диссертации отражено в трех опубликованных работах по теме исследования. Результаты проведенного исследования были обсуждены на заседании кафедры русского языка и теории языка ПИ ЮФУ и получили положительную оценку.

Структура и объем предпринятого исследования определяются его основной целью и более частными исследовательскими задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной научной и художественной литературы. Полный объем диссертации составляет 160 стр.

Выводы по третьей главе.

1. Говоря об особенностях формирования смысла реагирующего высказывания, мы имеем в виду то, что, с одной стороны, определенная часть информации может оставаться за пределами собственно сообщения в силу особенностей функционирования языкового кода, что не зависит от намерений говорящего и его собеседника. С другой стороны, выбор языковых средств, которые реагирующий использует в этом случае, субъективен в том смысле, что всякая деятельность по выбору (в данном смысле прагматических средств) субъективна. Речевая стратегия реагирующего собеседника обращена к личности партнера по диалогической коммуникации, учитывает его интеллектуальные, психологические и другие характеристики.

2. Параметры протекания диалогического дискурса уточняют смысл ответного речевого действия адресата. В организации данного смысла обнаруживается возможность выбора фатического оформления ответного реагирования, соотношения смысла и эмоций, исходя из ценностных установок обоих собеседников.

3. Процесс адекватного декодирования реагирующего высказывания предполагает учет множества составляющих речевого сообщения, выраженных в разной степени. Процесс понимания реагирующего высказывания и прогресс извлечения косвенного смыслового компонента, в частности, носит также прагматический характер. Процесс его понимания предполагает не только обработку и интерпретацию воспринимаемых данных, но и активацию и использование внутренней, когнитивной информации. Извлечение косвенного смыслового компонента обусловлено прагматически, так как предполагает отсылку к реципиенту как одной из прагматических составляющих реагирующего высказывания, его ментальной и социальной сферам.

4. В процессе формирования своего высказывания слушающий включает выбор реагирования на локутивную, иллокутивную и перлокутивную составляющие инициирующего косвенного высказывания. Характер реакции предопределяет логико-семантическое варьирование ответной реплики, включающей конъюнктивные и импликативные структуры. При этом слушающий избирает косвенные фатические тактики, представляющие собой такие реакции, которые нацелены на унисон с инициатором диалогического общения.

5. Диалогический анализ реагирующего высказывания с учетом его фатической составляющей строится на трех основаниях: учете взаимовлияний партнеров по общениюпризнании их права на собственный стиль речевого мышления и поведениявыявлении аспектов понимания собеседниками взглядов, установок, речевых особенностей личности партнера по общению. Целостная совокупность отношений говорящего субъекта, его стиль речевого мышления и поведения, представления о партнере по диалогическому общению интегрируются в его ценностно-смысловой позиции, нацеленной на фатический контакт с собеседником.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуализация косвенных смыслов в диалогической речи на уровне как инициирующей, так и реагирующей реплики сопряжена с таким феноменом как персонализация речевого взаимодействия. При этом проявляется фатическая функция языка, ориентация данного взаимодействия на контакт с собеседником. Формой реализации фатической функции языка предстает продуцирование говорящей личностью различных коммуникативных стратегий благополучного, с ее точки зрения, разрешения речевого контакта с адресатом. Результатом таких стратегий, реализуемых посредством косвенных речевых актов, предстает модель диалогического взаимодействия, определяемая степенью «тяжести» возлагаемого на адресата перлокутивного задания, степенью его ответственности за собственное речевое действие.

Прямое значение в косвенных речевых актах имеет логический приоритет над переносным, вторичным, которое, в свою очередь, доминирует в фатическом плане. Речевая предназначенность косвенного высказывания определяется именно не основной фатической функцией. Косвенные речевые акты, таким образом, реализуют в речи одновременно две иллокуции, их значение складывается из логического содержания и содержания прагматического характера, включающего индикацию его иллокутивной силы. Это содержание реализует соответствующее интенциональное состояние, понимаемое как направленное на адресата ментальное состояние личности.

Адресат в данном процессе представляет собой конечное звено в коммуникативной цепи. Его функция как компонента этой цепи сводится к восприятию и интерпретации косвенного высказывания. Являясь конечной точкой коммуникативного акта, адресат неизбежно входит в сущностную характеристику косвенного высказывания, которая включает в себя условие адекватности речевого воздействия на собеседника и определяет целостность и сущность самой диалогической коммуникации. Активность адресата выражается, прежде всего, в том, что уже своим присутствием в коммуникации он оказывает влияние на форму и содержание порождаемого косвенного высказывания.

Изучение косвенных речевых актов в этой связи позволяет выделить общую тенденцию диалогической коммуникации, для которой, как нам представляется, характерна возрастающая роль фатического фактора, обеспечивающего говорящую личность широкими возможностями по выбору адекватной личностно-ориентированной формы, а слушающего — отразить свой образ в реагирующем высказывании.

Косвенные речевые акты в процессе реализации фатической функции языка на уровне диалогической речи выполняют следующие функции:

• контактоустанавливающее средство;

• выражение стремления к контакту;

• контакторазвивающее средство — речевая поддержка собеседника, оценочная реакция на его вербальную/ невербальную активность.

Косвенный речевой акт, другими словами, предстает в диалогической речи действенным средством признания уникальности партнера по взаимодействию, принятия во внимание особенностей его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик, что в свою очередь порождает встречное внимание. В частности, анализ фактора адресата в данном процессе позволил нам выявить прагматические ресурсы конструирования личных отношений, конкретные дискурсивные практики, посредством которых «монтируется» здание фатического взаимодействия, косвенные речевые ресурсы, отбираемые собеседниками из всего многообразия языковых средств, посредством которых формируется общее информационно-когнитивное пространство между диалогическими партнерами.

Как средство установления и поддержания фатического контакта с собеседником косвенный речевой акт выполняет в диалогической речи следующие функции:

• нацеленность на интерактивность, то есть встроенность речевой деятельности говорящей личности в контекст отношений с собеседником;

• создание перформативности, практической воплощенности речевого действия в постоянно меняющихся диалогических контекстах;

• спонтанность и «ситуационная креативность» порождения косвенного речевого акта, основанные на рефлексивности говорящей личности и потенциальной возможности обратной связи в ходе реализации.

Как показало наше диссертационное исследование, фактор адресата определяет стиль диалогического общения, т. е. не индивидуальные речевые действия каждого из собеседников, а линии их речевого поведения, обусловленные фатической целью. Именно адресату принадлежит ключевая роль в процессе управления эмоциональной составляющей диалогического взаимодействия. Доказано, что собеседники, инициализируя или интерпретируя косвенные речевые акты, не только контролируют собственные переживания и формы их неявного проявления, но способны адекватно воздействовать на эмоции своих партнеров. Именно эта способность к разведению переживания эмоции и ее социализированного проявления становится показателем произвольного характера фатической функции косвенного речевого акта от образа собеседника.

Под воздействием фактора адресата фатическая функция приобретает в диалогическом общении закрепление посредством логико-символических операций (в частности, в реагирующей реплике) важнейшей из которых является ее вербализация косвенным речевым актом. Установка на фатический контакт предполагает не просто способность адресата дать в ответной реплике вербальную характеристику самой эмоции, но понимание и указание на связь между эмоцией и вызвавшими ее субъективными факторами, с одной стороны, и между эмоциями и действиями, к которым она побуждает, с другой. Вербальными техниками, включающими названные операции и, тем самым, наиболее адекватными для формирования и поддержания фатического контакта, являются развернутое эмоциональное самораскрытие адресата в ответной реплике.

Таким образом, диалогическое общение «косвенный речевой актреакция на него» с точки зрения коммуникативно-прагматического и когнитивного подходов, в данной диссертационной работе рассматриваются нами как средства символизацииличных отношений прежде всего с актуализацией фактора' адресата. Данная диалогическая коммуникация выполняет фатическую функцию, в частности, прагматического регулятора личных связей и связанных с ними речевых тактик собеседников. Конфигурации речевых различий инициирующей и ответной реплик в процессе данной коммуникации детерминирует речевое поведение и образ действий собеседников, используемые ими речевые формулы оказываются фактором социального контроля. Другими словами, по мере того, как собеседники учатся согласовывать свое речевое поведение с лингвистическим кодом (в данном случае — косвенными речевыми смыслами), который является специфическим выражением их коммуникативной роли, им становятся доступными различные системы диалогических отношений.

Когерентность реплик в составе косвенно-речевого диалогического единства обусловливается прагматически, так как проецирование ситуации некатегориального речевого воздействия предполагает предварительную отсылку к адресату как одной из составляющих косвенного речевого акта, его эмоциональной и интеллектуальной сферам. Косвенный стимул и последующая реакция на него обладают неравным «иллокутивным суверенитетом»: реакция зависит от стимула. Реплика-согласие реализуется слушающим при условии, если оказанное на него косвенное воздействие «идет в унисон» с его эмоциональным состоянием и соотносится с базами фоновых знаний собеседников. Исследования семантической и коммуникативно-прагматической составляющих ответной реплики со структурой косвенного речевого акта показали методологическую важность принципа асимметричного дуализма планов выражения и содержания в процессе реализации фатической функции языка.

Косвенные речевые акты на уровне как инициирующей, так и реагирующей реплики играют в диалогическом общении конструктивную роль, они позволяют адресанту сообщить партнеру о своих негативных эмоциях неагрессивно, не разрушая атмосферу доверия, партнерства, при этом давая собеседнику возможность без угрозы для его самооценки понять адресанта, а последнему принять ответственность за свои эмоции на себя. Таким образом, косвенные речевые акты открывают возможность управления эмоциями в диалоге, что усиливает их фатическую составляющую. Как показало наше диссертационное исследование, косвенные речевые акты делают возможным соизмерение различных языковых идеалов, познавательных установок и способов объяснения собеседникам как диалогических интенций, так и реальной действительности в целом. В результате этого формируются субъективные способности собеседников по адекватному выбору речевых средств воздействия, установления фатического контакта с партнером по диалогической коммуникации. Косвенные речевые акты направлены на достижение диалогического согласия за счет не установления одного общезначимого дискурсивного смысла, а создания прагматических условий для многообразия взаимно не редуцируемых «голосов», представлений о смысле. В данном контексте фактор адресата характеризуется критической рефлексией над смысловыми структурами дискурсивного пространства, вырабатывает специфический набор норм-образцов, норм-канонов, помогающих языковой личности включиться в ценностно-нормативную систему данного пространства. Таковы, по нашему мнению, основные положения диалогического анализа фатического потенциала косвенных речевых актов, потенциала, определяемого фактором адресата. Они нуждаются в своем дальнейшем развитии, обсуждении с разных позиций применительно к различным типам диалогического дискурса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.К. О понятии «ценность» Текст. / А. К. Абишева // Вопросы философии. 2002. — № 3. — С. 139−146.
  2. , Т.Г., Масленникова, А.А. Семантика императива и оценка Текст. / Т. Г. Акимова, А. А. Масленникова // Лингвистические исследования. Общие и специальные вопросы языковой типологии. -М.: Наука, 1987.-С. 3−9.
  3. , И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения Текст. / И. В. Арнольд // Вопросы языкознания. 1984. — № 4. — С. 21−29.
  4. , Е.Ю., Стрелков, Ю.К., Серкин, В. П. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие слои Текст. / Е. Ю. Артемьева, Ю. К. Стрелков, В. П. Серкин // Мышление и субъективный мир: Сб. научн. тр. Ярославль: ЯГУ, 1991. — С. 9−40.
  5. , Н.Д. Фактор адресата Текст. / Н. Д. Арутюнова // Изв. отд. лит. и яз. АН СССР. М., 1981. — Т.40. — № 4. — С. 356−367.
  6. , Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка Текст. / Н. Д. Арутюнова //Проблемы структурной лингвистики. 1982. М.: Наука, 1984. — С. 5 -23.
  7. , Н.Д. Об объекте общей оценки Текст. / Н. Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. 1985. — № 3. — С. 13−24.
  8. , Ш. Французская стилистика Текст. / Ш. Балли. М.: Изд-во Иностр. лит., 1961. — 394с.
  9. , В.И. Оценка, модальность, прагматика Текст. / В. И. Банару // Языковое общение: Единицы и регулятивы: Межвуз. сб. науч. тр. -Калинин: КГУ, 1987. С. 14−18.
  10. А.Н., Крейдлин Г. Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога Текст. / А. Н. Баранов, Г. Е. Крейдлин // Вопросы языкознания 1992. — № 2. — С. 84−99.
  11. , Ж. Внутренний опыт Текст. / Ж. Батай. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997.-257с.
  12. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. 423 с.
  13. , Э. О субъективности в языке Текст. / Э. Бенвенист // Общая лингвистика. М.: Наука, 1974 (а). — С. 292−300.
  14. , Э. Формальный аппарат высказывания Текст. / Э. Бенвенист // Общая лингвистика. М.: Наука, 1974 (б). — С. 311−319.
  15. , Г. И. Самосознание личности в аспекте языка Текст. / Г. И. Берестнев // Вопросы языкознания 2001. — № 1. — С. 60−84.
  16. , В.К. Логико-гносеологический анализ оценочных суждений: Автореф. дис.. канд. филос. наук Текст. / В. К. Бойко. Л., 1975. — 21 с.
  17. , Б.Л. Речь как инструмент интерпретации действительности (теоретические аспекты): Автореф. дис.. канд. филол. наук Текст. / Борухов. Саратов, 1989. — 17 с.
  18. , М.Я., Ильина, Н.В. Структура и семантика оценочной конструкции Текст. / М. Я. Блох, Н. В. Ильина // Функциональная семантика синтаксических структур: МГПИ. -М., 1986. — С. 14−23.
  19. , Л.И. Диалог человека с миром как основная реальность языка Текст. / Л. И. Богданова // Язык и человек: Мат-лы межрегиональной конф. Краснодар- Сочи: КГУ, 1995. — С. 48−49.
  20. , В.М. Словарь оценок внешности человека Текст. / В. М. Богуславский. — М.: Космополис, 1994. — 336с.
  21. , А.С. Логическое моделирование диалога Текст. / А. С. Болдырев. СПб: СПбГУ, 1998. — 194с.
  22. , В.Р. О когнитивном и речевом мышлении Текст. / В. Р. Бондарь // Деривация в речевой деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. — Пермь: ПТУ, 1990. С. 15−20.
  23. , В.Г. Общая теория дискурса (принципы формирования и смыслопорождения): Автореф. дисс.. докт. филол. наук Текст. /В.Г. Борботько. Краснодар, 1998. — 48с.
  24. , Н.В. Особенности национально-культурной специфики общения Текст. / Н. В. Брауда // Культура общения и ее формирование. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998. — Вып.5. — С. 44.
  25. , Т.В., Шмелев, А.Д. Концепт долга в поле долженствования Текст. / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991. — С. 14−21.
  26. , К. Теория языка. Репрезентативная функция языка Текст. / К. Бюллер. М.: Прогресс, 2001. — 528с.
  27. , Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения Текст. / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1993. — 290 с.
  28. , Т.Г. Фатическая речь Текст. / Т. Г. Винокур // Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. — С. 289−319.
  29. , Л. Философские работы Текст. / Л. Витгенштейн. М.: Прогресс, 1994. — 347с.
  30. , О.Д. Функционально-когнитивная парадигма как сфера концентрации лингвистической мысли в наступившем столетии Текст. / О. Д. Вишнякова // Филологические науки. 2003. — № 6. — С. 36−42.
  31. , Л.В. Эстетика «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса Текст. / Л. В. Володина // Эстетика сегодня: состояние, перспективы: Мат-лы науч. конф. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. — С. 25−27.
  32. , Е.М. Функциональная семантика оценки Текст. / Е. М. Вольф. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 280с.
  33. , Е.М., Мартынова, JLJL Эксплицитный модус в оценочных структурах Текст. / Е. В. Вольф, JI.JI. Мартынова //Лексическая и грамматическая семантика романских языков. — Калинин: Изд-во КГУ, 1980.-С. 31−40.
  34. Гадамер, Г.-Г. Человек и язык Текст. / Г.-Г. // От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. -Минск: Менск, 1997. С. 135−149.
  35. Гак, В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. Синтаксис Текст. / В. Г. Гак. М.: Просвещение, 1981. — 325с.
  36. , К. О характеристике и классификации речевых произведений Текст. / К. Глаузенблас // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. — Вып. VIII. — С. 60−73.
  37. , В.И., Петров, В.В. На пути к когнитивной модели языка / В. И. Герасимов, В. В. Петров // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. — Вып. XXIII. Когнитивная лингвистика. — С. 5−12.
  38. , А. И. Междометие, интонация и жест Текст. / А. И. Германович // Известия крымского педагогического института. -Симферополь, 1957. Том XXVIII — С. 426−437.
  39. , С.Ю. Категория эмоциональной оценки в коммуникации Текст. / С. Ю. Гладкова //Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тереза. -М. Изд-во МГПИИЯ им. М. Тереза, 1987. Вып. 289. — С. 1220.
  40. , Г. П. Логика и речевое общение Текст. / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1985. Вып. XVI: Лингвистическая прагматика. — С. 220−234.
  41. , О.Н. О качественной оценке информации речевого сообщения Текст. / О. Н. Гришина // Сборник научных трудов
  42. МГПИИЯ им. М. Тереза. М.: Изд-во МГИИЯ им. М. Тереза, 1987. -Вып. 286.-С. 102−108.
  43. , М.Д. Семантические и структурные особенности междометий современного английского языка: Автореф. дисс.. канд. филол. наук Текст. / М. Д. Гутнер. М., 1962. — 21с.
  44. Дейк, ван Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста Текст. / Т.А. ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1988. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. — С. 153−211.
  45. , В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания.- 1994.-№ 4.-С. 17−33.
  46. , Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинктн.- М.: Наука, 1982. 264с.
  47. , И.Г. лингвистическая категория эмфатичность в антропоцентрическом аспекте: Автореф. дисс.. докт. филол. наук Текст. / И. Г. Жирова. М., 2007. — 43с.
  48. , Н.А. Новое «английское» мышление Текст. / Н. А. Забелина // Языковое сознание: устоявшееся и спорное. XIV Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М.: РАН, Институт языкознания, 2003. — С. 92−93.
  49. , И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения Текст. / И. А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения. — М.: Наука, 1976.-С. 4−17.
  50. , А.В. Репрезентация концепта «общая оценка» в современном русском языке (системно-структурный, когнитивный и функционально-прагматический аспекты анализа): Автореф. дисс. Канд. филол. наук Текст. / А. В. Заморева. — Уфа, 2007. — 25с.
  51. , Э.Е. Внутренние контексты интерпретации: психолингвистический подход Текст. / Э. Е. Каминская // Вестник
  52. Новгородского государственного университета. — 1998. № 4. — С. 1928.
  53. , В.Б. Язык и знание Текст. / В. Б. Касевич // Язык и структура знаний. -М.: Наука, 1990. С. 8−25.
  54. , С.Д. Типология языка и речевое мышление Текст. / С. Д. Кацнельсон. JL: Наука, 1972. — 216с.
  55. , И.М. Теория речевых актов как один из вариантов теории речевой деятельности Текст. / И. М. Кобозева // Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1986. Вып. 17. — С. 7−21.
  56. , И.М., Лауфер, Н.И. Об одном способе косвенного информирования Текст. / И. М. Кобозева, Н. И. Лауфер // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. — № 5. — С. 462−470.
  57. , И.М., Лауфер, Н.И. Интерпретирующие речевые акты Текст. / И. М. Кобозева, Н. И. Лауфер // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. — С. 63−71.
  58. , Г. В. Паралингвистика Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1974.-218с.
  59. , Г. В. Соотношения субъективных и объективных факторов в языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1975. — 230 с.
  60. , Г. В. Коммуникативная функция и структура языка Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1984. — 285с.
  61. , Н.И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1976. — 654с.
  62. , Е.Е. Вторичные функции высказываний с модальными глаголами Текст. / Е. Е. Корди // Типология и грамматика. — М.: Наука, 1990.-С. 174−180.
  63. , В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания Текст. / В. В. Кортава. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 64 с.
  64. , А.В. Язык и восприятие (когнитивные аспекты языковой категоризации) / А. В. Кравченко. Иркутск: ИГИИЯ, 1996. — 237с.
  65. , И.И. Оценка в лексической семантике Текст. / И. И. Кремих // парадигматические характеристики лексики. — М.: МГПУ, 1986. С. 18−34.
  66. , И.А. Феномен коммуникативной свободы в устном и письменном дискурсе Текст. / И. А. Кудряшов. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2005. — 240с.
  67. , Э.Г. Норма в лингвистике и паралингвистике Текст. / Э. Г. Куликова. Ростов н/Д.: РИНХ, 2004. — 300с.
  68. , M.JI. Средства оптимизации процесса межличностной коммуникации в англоязычном языковом пространстве: Автореф. дисс.. канд. филол. наук Текст. / M.JI. Курьян. Нижний Новгород, 2006. -22с.
  69. , Ж. Функции и поле речи и языка в психоанализе Текст. / Ж. Лакан. -М.: Наука, 1995. -231с.
  70. Леви-Строс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Строс. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512с.
  71. , В.А. Конфликтующие структуры Текст. / В. А. Лефевр. М.: Наука, 1973.-325с.
  72. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / под ред. В. Н. Ярцевой. -М.: Сов. Энциклопедия, 1990. 685с.
  73. , Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления (проблемы семантики) Текст. / Н. А. Лукьянова. Новосибирск: Носиб. гос. ун-т, 1986. — 243с.
  74. , Д. Дискурсивный анализ и схематическая структура Текст. / Д. Лухьенбрурс // Вопросы языкознания. 1996. — № 2. — С. 141−155.
  75. , В.В. Об идеальном содержании значений знаков Текст. / В. В. Мархинин // Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах. Новосибирск: НГУ, 1990. — С. 123−140.
  76. , В.А. Лингвокультурология Текст. / В. А. Маслова. М.: Гнозис, 2001.-342с.
  77. , В.А., Павлов, В.М. Когнитивные структуры и порождение речи Текст. /В.А. Михайлов, В. М. Павлов // Языковые единицы в речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГУ, 1991. — С. 315.
  78. , В.В., Морковкина, А.В. Язык, мышление и сознание et vice versa Текст. / В. В. Морковкин, А. В. Морковкина // Русский язык за рубежом. 1994. — № 1. — С. 62−65.
  79. , М.В. Основы лингвистической теории значения Текст. / М. В. Никитин. М.: Просвещение, 1988. — 247с.
  80. , А.А. Бытие-с-другим: интерсубъективный уровень человеческого бытия Текст. / А. А. Осанов // Сущность и структура человеческого бытия. Владимир: Изд-во ВГУ, 2001. С. 112−129.
  81. , Дж. Слово как действие Текст. / Дж. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17. С. 22−129.
  82. Отье-Ревю, Ж. Явная и конститутивная неоднородность: к проблеме другого в дискурсе Текст. / Ж. Отье-Ревю // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999. — С. 95 104.
  83. , В.В. Язык и искусственный интеллект: рубежи 90-х годов Текст. / В. В. Петров // Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. — С. 316.
  84. , Т.А. О структуре коммуникативной функции адресации Текст. / Т. А. Петрова // Лингвистические единицы разных уровней и их функциональные характеристики: Межвуз. сб. науч. тр. — Краснодар: КГУ, 1982. С. 114−119.
  85. , Д.Ю. Естественный язык как лингвокультурный семиотический концепт (на материале русского и английского языков):
  86. Автореф. дисс.. канд. филол. наук Текст. / Д. Ю. Полиниченко. — Волгоград, 2004. — 22с.
  87. , Т.Г. Языковое сознание и языковая личность Текст. / Т. Г. Попова // Реальность, язык и сознание. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. Вып. 2. — С. 412−415.
  88. , А.Д. Социокультурная автономность сознания: философско-антропологическое измерение: Автореф. дисс.. докт. философск. наук Текст. / А. Д. Похилько. Ставрополь, 2007. — 42с.
  89. , Е.В. Основные идеи когнитивной семантики Текст. / Е. В. Рахилина // Фундаментальные направления современной американской лингвистики / Под ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобозевой, И. А. Секериной. М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 370−389.
  90. , М. Как ясно сообщать о своих наблюдениях, потребностях, чувствах Текст. / М. Розенберг // Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.-С. 361−395.
  91. , И.П. Экспрессивность как семантико-прагматическая категория высказывания (на материале устно-разговорной и художественной речи диалогического типа): Автореф.. дисс. канд. филолог. Наук Текст. / И. П. Ромашова. Барнаул, 2001. — 21 с.
  92. , И.Г. Когнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке / И. Г. Рузин // Вопросы языкознания. 1994. — № 6. — С. 79−100.
  93. , JI. П. Игровые факторы коммуникации Текст. / Л. П. Рыжкова // Тверской лингвистический меридиан. Тверь, 1999. — Вып. З.-С. 79−87.
  94. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто Текст. / Ж.-П. Сартр // От Я к Другому: Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск: Менск, 1997. — С. 90−114.
  95. Сахно, C. JL «Свое чужое» в концептуальных структурах Текст. / C.JI. Сахно // Логический анализ языка. Культурные концепты. — М.: Наука, 1991.-С. 95−101.
  96. , Дж. Р. Косвенные речевые акты Текст. / Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986(a). — Вып. 17. — С. 195−222.
  97. , Дж. Р. Что такое речевой акт? Текст. / Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986(6). — Вып. 17. — С. 151 169.
  98. , Е.Н. Проблема имплицитной номинации в современном английском языке Текст. / Е. Н. Старикова. Киев: КГУ, 1978. — 232с.
  99. , Е.Н., Колесник, С.Н. К вопросу о категории оценки в языке Текст. / Е. Н. Старикова, С. Н. Колесник // Вестник Киевского университета. Романо-германская филология. 1988. — Вып. 22. — С. 56−59.
  100. , И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры Текст. / И. А. Стернин // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Наука, 1996. — С.97−112.
  101. , И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования Текст. / И. А. Стернин // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. -С. 4−20.
  102. , Н.П. Функционирование категории оценочности в английской разговорной речи Текст. / Н. П. Сучкова. Горький: Горьковский гос. пед. ин-т иностр. яз., 1989. — 12с.
  103. Типология императивных конструкций Текст. СПб.: Наука, 1992.-301 с.
  104. , И.С. Интонационно-семантический анализ вводных единиц в английской разговорной речи: Автореф. дисс.. канд. филол. наук Текст. / И. С. Тихонова. М, 1965. — 19с.
  105. , В.Е. Дискурс и дискурсивность Текст. / В. Е. Фельдман // Вестник Новгородского государственного университета — 2003.-№ 25.-С. 89−93.
  106. , Р., Юри, У. Путь к согласию (соглашение без ущерба для договоривающихся сторон) Текст. Р. Фишер, У. Юрии // Язык и моделирование социального взаимодействия: Сб.статей. — М.: Прогресс, 1987.-С. 173−206.
  107. , П.А. У водоразделов мысли Текст. / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990. — 457с.
  108. Формальная логика Текст. М.: Наука, 1977. — 143с.
  109. , C.JI. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии Текст. / C.JI. Франк // Франк, C.JI. Сочинения. -М.: Правда, 1990. 542с (а).
  110. , C.JI. Реальность и человек Текст. / C.JI. Франк. М.: Правда, 1990.-254с (б).
  111. , C.JI. Духовные основы общества Текст. / C.JI. Франк. -М.: Республика, 1992. -237с.
  112. , З.И. Категория связности и смысловое развертывание коммуникации Текст. / З. И. Хованская // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тереза. Лингвостилистические проблемы текста. М.: МГПИИЯ им. М. Тереза, 1980. — Вып. 158. — С. 100 — 112.
  113. , И.П. Социальная обусловленность языковых реализаций как категория лингвистической прагматики: Автореф. дисс.. докт. филол. наук Текст. / И. П. Хутыз. Краснодар, 2007. — 43с.
  114. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис Текст. -М.: Наука, 1992. 347с.
  115. , А. Семантика в когнитивной лингвистике Текст. / А. Ченки // Фундаментальные направления современной американской лингвистики / Под ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобозевой, И. А. Секериной. -М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 340−369.
  116. , И .Я. Язык, система, код Текст. / И. Я. Чобану // Прагматико-функциональное исследование языков. Романо-германская филология: Межвуз. сб. Кишенев: КГУ, 1987. — С. 98−105.
  117. , В.Я. Соотношение когнитивного и коммуникативного компонентов в речемыслительной деятельности: Автореф. дисс.. канд. филол. наук Текст. / В. Я. Шабес. Л., 1990. — 23с.
  118. , A.M. Общение «человек ЭВМ»: проблемы семантики Текст. / A.M. Шахнарович // Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. — М.: Наука, 1989. — С. 43−54.
  119. , P.M. Динамические параметры оценки (на материале современного английского языка): Автореф. дисс.. канд. филол. наук Текст. / Р. М. Якушина. Уфа, 2003. — 24с.
  120. Altham, J.E.J. Evaluation and Speech Text. / J.E.J. Altham //Morality and Moral Reasoning: 5 Essays in Ethics. London: Methuen, 1971.- P. 125−154.
  121. Dijk, van T. Handbook of discourse analysis Text. / van T. Dijk. — London 1985.-302 p.
  122. Fisher, B. Aubrey, Adams, L. Katherine. Interpersonal Communication. Pragmatics of Human Relationships Text. / B. Aubrey Fisher, 1. Catherine Adams. McGraw-Hill, Inc., 1994. — 347 p.
  123. Foon, A.E. A Social Structural Approach to Speech Evaluation Text. / A. E. Foon //Journal of Social Psychology. Provincetown, 1986. — Vol. 126.— Half 4.— P. 521−530.
  124. Gardner, R. Between Speaking and Listening: The Vocalisation of Understandings Text. / R. Gardner // Applied Linguistics 19/2/ Oxford University Press. 1998. — p. 204−224.
  125. Giles H., Powesland, P.F. Speech Style and Social Evaluation Text. / H. Giles, P.F. Powesland. London: Academic Press, 1975. — 218 p.
  126. Goffman, E. Response Cries Text. / E. Goffman // Language. -Volume 54. Number 4 (1978). — p. 787 — 816.
  127. Halliday, M. Exploration in the functions of language Text. / M. Halliday. London, 1974. — 140p.
  128. Hare, R.M. The Language of Morals Text. / R.M. Hare. London: Oxford Univ. Press, 1964. — 202 p.
  129. Keleti, P. From Action to Interaction: Values, Methods and Goals in Philosophy, Culture and Education Text. / P. Keleti. New York, 1988. -313 p.
  130. Lafferty, T.T. Nature and Values. Pragmatic Essays in Metaphysics Text. / T.T. Lafferty. Columbia, 1976. — 314 p.
  131. Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors We Live By Text. / G. Lakoff, M. Johnson Chicago- London, 1980. — 243p.
  132. Langacker, R.W. Grammar and Conceptualization Text. / R. W. Langacher. Berlin. NY, 2000. — 127p.
  133. Meng, K., Schrabback, S. Interjections in adult-child discourse: The cases of German HM and NA Text. K. Meng, S. Schrabback // Journal of Pragmatics. 1999. -№ 31. — P. 1263−1287.
  134. Montes, R.G. The development of discourse markers in Spanish: Interjections Text. / R.G. Montes // Journal of Pragmatics. 1999. — № 31. -P.1289−1319.
  135. Morris, Ch. Signification and Significance: A Study of the Relations of Signs and Values Text. / Ch. Morris. Cambridge (Mass.): M.I.T. Press, 1964.-99 p.
  136. Schiffrin, D. Discourse Markers Text. / D. Schiffrin. Cambridge: Cambridge University Press. 1987 — 321 p.
  137. Searle, John R. Expression and meaning. Studies in the theory of speech acts Text. / John R. Searle Cambridge: Cambridge University Press, 1979.-23 5p.
  138. Searle, John R. Speech act theory and pragmatics Text. / John R. Searl. Holland/Boston USA, 1980. — 317p.
  139. Stevenson, Ch. L. Ethics and Language Text. / Ch. L. Stevenson. -New Haven, 1960. 338 p.
  140. BP- Murdoch I. The Black Prince. L.: Penguin, 1975. — 416p. HLWD — Hornby N. A Long Way Down. — L.: Vintage, 2004. — 265 p. JARR — Updike J. Rabbit Redux. — Faber and Faber, 1992. — 389 p.
  141. А.И. Искусство глухариной охоты. М.: Амфора, 2003.
  142. А. Кукушка: Избранное. — М.: Эксмо-пресс, 2000. — 720 с.
  143. А. Страж вишен. М.: Текст, 2001. — 269с.
  144. Д.Б. 1984, или повесть о первой-первой любви. Киев, 1999.
  145. Л. Костюм Арлекина. М.: Вагриус, 1995. — 371с. Яковенко П. В. Снайпер. — М.: Эксмо-пресс, 2003. — 257с.
Заполнить форму текущей работой