Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения на уроках русского языка в 5-7 классах якутской школы
Диссертация
Таким образом, связь компетенции и компетентности, как мы полагаем, надо искать в выявлении их диалектических отношений, в том, что компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере, включает совокупность взаимосвязанных личностных характеристик, задаваемых… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы диалогического общения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся
- 1. 1. Сущность и содержание коммуникативной компетенции как личностной характеристики учащегося
- 1. 2. Проблема диалогического общения в развитии личности учащегося
- Глава 2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся 5−7 классов якутской школы на уроках русского языка посредством диалога
- 2. 1. Исходные положения и программа формирования коммуникативной компетенции в диалогическом общении как качественной характеристики личности учащегося
- 2. 2. Учебный диалог как условие формирования коммуникативной компетенции учащихся
- 2. 3. Реализация модели формирования коммуникативной компетенции учащегося в процессе диалогического общения
Список литературы
- Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношенийребенка в детской субк-ре / В. В. Абраменкова. ~ М.: Моск. психолого.-соц. ин-т — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 414 с.
- Абрамкина О. Г. Учебный диалог как средство формированиякоммуникативной культуры обучающихся: Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук / О. Г. Абрамкина. М.: РГБ, 2003.
- Абрамова М. А. Гуманистические представления в культуре народов
- Якутии. / М. А. Абрамова, Н. Д. Неустроев. М.: Academia, 2003. — 216 с.
- Аганисьян В. М. Учебный диалог как психологический фактор развитияэвристического мышления обучающихся: Электронный ресурс.: дис. д-ра психол. наук / В. М. Аганисьян. М.: РГБ, 2003.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретенияв области математики: пер. с франц. М. А. Шаталовой и О. П. Шаталова / Ж. Адамар- под ред. И. Б. Погребысского. М.: Сов. радио, 1970. — 152 с.
- Аманбаева Л. И. Теоретические основы гражданского воспитанияучащейся молодежи в новых социальных условиях / Л. И. Аманбаева- Якут, гос ун-т им. Аммосова М.: АСА, Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001.-55 с.
- Анализ и пути совершенствования речи детей: сб. науч. тр. / МГПИ им. В. И.
- Ленина. М. : Изд-во МГПИ им.В. И. Ленина. — 1985. — 114 с.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т./ Б. Г. Ананьев- подред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т. 2: / [сост. и авт. предисл. Н. В. Кузьмина] - С. 65.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во
- Ленингр. ун-та, 1968. 315 с. Ю. Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности / Г. М. Андреева // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 1987. — С. 152−166.
- П.Анисимов В. М. Научные основы методики обучения русскому языку в начальных классах якутской школы: пособие для учителя. / В. М. Анисимов. Якутск, 1991. — 104 с.
- Анисимов В. М. Методика и технология обучения как дидактические понятия / В. М. Анисимов // На великом, могучем.: (избр. тр. по методике обучения рус. яз. в нац. шк., дидактике и соц.-пед. вопросам). — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004. С. 51−52.
- П.Антонова Р. Я. Сотворение личности / Р. Я. Антонова, М. В. Мучин. — Якутск: Бичик, 2001. 174 с.
- Асмолов А. Г. Деятельности и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 151 с.
- Балку нова Н. П. Система заданий поискового характера при изучении словообразования / Н. П. Балкунова // Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений: межвуз. сб. науч. тр. М., 1987.-С.12−20.
- Баранников А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А. В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 51 с.
- Батарашев А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батарашев. М.: Влада, 1999. — 176 с.
- Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 27−33.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-423 с.
- Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманистических наук. / М. М. Бахтин. СПб. Азбука, 2000. — 332 с.
- Белова Е. С. Развитие диалога в процессе решения мыслительных задач / Е. С. Белова // Вопр. психологии. 1991. — № 2.- С. 14−16.
- Бердяев Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: СП «ДЭМ»: Междунар. отношения, 1990. — 334, 2. с.
- Берлайн Д. Любознательность и поиск информации / Д. Берлайн // Вопросы психологии. 1966. — № 3. — С. 54−60.
- Бессонова В. В. Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников : дис. канд. пед. наук / В. В. Бессонова- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2002. — 148 с.
- Бессонова В. В. Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников : автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Бессонова — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. -Якутск, 2002. 28 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введенияв двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. — 299 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение: избр. тр. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983 — 271 с.
- Бодалев А. А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев — Ленингр. гос. ун-т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.- 123 с.
- Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 — 296 с.
- Божович Е. Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) / Е. Д. Божович, Е. И. Козицкая //
- Психолог, наука и образование. 1999. — № 1. — С. 25- 37
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. -М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 352 с.
- Борисов П. П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. — С. 58- 61.
- Борисов П. П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования . М., 1998. — 154 с.
- Брейтерман М. Диалоги / М. Брейтерман // Учит. газ. 1989 — янв.
- Буш Г. Диалогика и творчество. / Генрих Буш. Рига: Авотс, 1985.- 318 с.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 1997. — № 3. — С. 42−47.
- Васильева С. П. Совершенствование программ, учебников по родным и русскому языкам в школах PC (Я) / С. П. Васильева // Нар. образование Якутии. 1995. — № 3. — С. 3−7.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 206 с.
- Вергасов В. М. Критерии оценки качества лекции по экономической и научно-технической тематике / В. М. Вергасов. Киев: О-во «Знание» УССР, 1981.-20 с.
- Винокур Т. Г. Диалогическая речь / Т. Г. Винокур // Л.Э.С. М., 1990, — 45 с.
- Винокурова М. В. Сборник текстов для изложений по русскому языку (5−9 классы якутской школы): пособие для учителя. / М. В. Винокурова, Э. В. Хлебникова. Якутск: Бичик, 1995. — 80 с.
- Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков. М.: Просвещение, 1981. — С. 109−110.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков / под. ред. чл. кор. АПН ССР, проф. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. — 376 с.
- Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод, пособие / под. ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 1999. — 112 с.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956. — 519 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь : собр. соч. в 6 т. / Л. С. Выготский. М., Педагогика, 1982 Т. 2: С. 84.
- Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
- Габышева Ф. В. Модернизация общего среднего образования: региональная модель / Ф. В. Габышева. М.: МГПУ, 2001.- 294 с.
- Габышева Ф. В. Теория и практика модернизации системы общего среднего образования Республики Саха (Якутия): автореф. дис. .д-ра пед наук / Ф. В. Габышева — М., 2001. 40 с.
- Габышева Ф. В. Проблемы разработки государственного образовательного стандарта / Ф. В. Габышева // Нац.-регион. компонент гос. образовательного стандарта общ. образования (проект) / М-во образования PC (Я). Якутск, 2003. — С. 4 — 9.
- Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998−480 с.
- Гегель Г. Ф. Эстетика: в 4 т. / Г. Ф. Гегель- под ред. и предисл. М. Лифшица. М.: Искусство, 1968.1. Т. 1: 1968. С. 2−69.
- Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения: хрестоматия / Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. — 198 с.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: логико-психолог. проблемы построения учеб. предметов / В. В. Давыдов. М.: Пед. общ-во Рос., 2000.- 424 с.
- Давыдов В. В. Психологические проблемы воспитания и обученияподрастающего поколения / В. В. Давыдов // Вопр. психологии.-1997.-№ 5.-С. 6−12.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 541 с.
- Данилов Д. А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах / Д. А. Данилов. Якутск: ИПКРО, 2000. — 96 с.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособие для учителя / С. Д. Дерябо — под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. -М., 1997.-222 с.
- Диалог: лингвист, и метод, аспекты: сб. науч. тр. / под ред. 3. Н. Афинской.- М.: Изд-во МГУ, 1992. 77, 2. с.
- Дикун Т. П. Учебный диалог как средство формирования личностно ориентированного знания : Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М. :РГБ, 2003
- Днепров Э. Д. Современная школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. -М.: Наука, 1998. 464 с.
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
- Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка / Т. В. Драгунова // Возрастные и индивид, особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1973. — С. 124.
- Европейский языковой портфель: пер. с англ. Е. М. Гром- науч. ред. В. В. Сафонова. М.: Еврошкола, 1998. — 155 с.
- Егоров В. Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / В. Н. Егоров, Н. Д. Неустроев. М.: Academia, 2003. -224 с.
- Ерина Т. Н. Коммуникативные качества русской речи / Т. Н. Ерина, Н. Н. Михайлов.- Чуваш. Гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992. — 112 с.
- Ершов П. М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя: пособие для учителя / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т — Флинта, 1998. — 336 с.
- Жинкин Н. И. Язык Речь — Творчество. / Н. И. Жинкин. — М.: Лабиринт, 1998.-364, 2. с.
- Закирьянов К. 3. Обучение диалогу как форме речевого общения / К. 3. Закирьянов // Обучение речевому общению на рус. яз. в нац. шк. и вузах Башкирии: тез. докл. Уфа, 1989. — С. 21−23.
- Захарова И. В. Учебное общение педагога как фактор воспитания старших подростков : автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Захарова. Ульяновск, 2001. -20 с.
- Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М.: Рус. яз., 1989.-219 с.
- Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов. М.: АПК и ПРО, 2003.- 101 с.
- Иванова С. Ф. Искусство диалога или Беседы о риторике / С. Ф. Иванова. — Зап.-Урал учеб. науч. центр, 1992. 201 с.
- Иванова Т. В. Основные тенденции разработки требований в государственных образовательных стандартах к уровню подготовки выпускников / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003. № 5.-С. 3−13.
- Ильенков Э. В. Учимся мыслить / Э. В. Ильенков // Философия и к-ра. М., Д., 1991. —С. 48.
- Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -451 с.
- Казарцева О. Н. Культура речевого общения. Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов вузов / О. Н. Казарцева. М.: Флинта, Наука. — 1998. -496 с.
- Калинаускас И. Н. Жить надо! / И. Н. Калинаускас. М.: Просвещение, 1989. -С.154.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Капинос В. И. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: рус. яз. / В. И. Капинос и др. М.: Уникум-Центр, 2003. — 53 с.
- Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, М. С. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Линка-Пресс, 1994.- 196 с.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основеисследования, игр, дискуссии / М. В. Кларин. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1998. — 103 с.
- Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. -Ярославль: Акад. развития, 1996. 48 с.
- Ковалев А. Г. Психические особенности человека: в 2 т.: для науч. работников в обл. психол. и пед. / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев — отв. ред. Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1957−1960.
- Т. 1: Характер. 1957. — 263 с.
- Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 288 с.
- Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. А. Коломинский. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — С. 49−50.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я. А. Коменский — под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982.1. Т. 1: 369 с.
- Кон И. С. Личность. Философский словарь / И. С. Кон. М., 1982. — 389 с.
- Кон И. С. Дружба / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
- Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: кн. для учителя: из опыта работы / ред.-сост. В. А. Слободчиков. — М.: Просвещение, 1986. — 111 с.
- Конфуций. Древнекитайская философия. -М., 1973 Т. 2: С. 111.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Нормативные и инструктивно-метод. основы функционирования и развития системы общего образования / сост.: А. Г. Капустняк, А. Б. Шупта. М.: АПК и ПРО, 2004. — С. 3−28.
- Концепция школьного языкового образования Республики Саха (Якутия) / М-во образования Респ. Саха (Якутия). Якутск, 2001. — 27 с.
- Корнилова А. Г. Педагогика социальной работы в сельской среде (на материалах Республики Саха) / А. Г. Корнилова. М, 1997. — С. 68.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак. М., 1979. -С. 91.
- Краевский В. В. Воспитание или образование? / В. В. Краевский // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 9 — 10.
- Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т./ Н. К. Крупская. М., 19 571. Т. 1: С. 139.
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод, пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. о-во Рос., 2001. — 224 с.
- Ксенофонтова А. Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе: учеб. пособие к спецкурсу / А. Н. Ксенофонтова. Оренбург. — 1995.-99 с.
- Ш. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. — М&bdquo- 1975.-303 с.
- Куликова Л. Н. Идея гуманизма и гуманизация образования в их историческом развитии // Шк. психол. 2001. — № 2. — С. 45−52.
- Куликова Л. Н. Воспитать себя. / Л. Н. Куликова. М.: Просвещение, 1991.- 143 с.
- Кулюткин Ю. Н. Психологические проблемы обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин // Вопр. психологии. 1989. — № 2. — С. 5−13.
- Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л.: О-во «Знание», 1967. — 38 с.
- Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и новые качества мышления / Ю. Н. Кулюткин // Глоб. образование: проблемы и решения: дай-джест / авт.-сост. И. Ю. Алексашкина. СПб.: СпецЛит, 2002. — С. 177−184.
- Кулюткин Ю. Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты / Ю. Н. Кулюткин // Вопр. психологии. -1973.-№ 1.-С. 48−58.
- Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. -М., 1989.- 126 с.
- Кучинский Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. Минск.: Изд-во БГУ, 1983.- 190 с.
- Ладыженская Т. А. Система работ по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1975. — 255 с.
- Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет общения / Т. А. Ладыженская. М.: Флинта: Наука, 1998. — 136 с.
- Левшин Л. А. Педагогика и современность / Л. А. Левшин. М.: Просвещение, 1964. — 360 с.
- Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура и перспективы / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 221 с.
- Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. -№ 6. — С. 3−6.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М., Нальчик: Эльфа, 1996.-94 с.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-287 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. / А. Н. Леонтьев. М., 1979. — С. 56−57.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. / А. Н. Леонтьев. М., 1972. -С. 258.
- Ли Цзы. Древнекитайская философия. / Ли Цзы. М., 1973 Т. 2: С. 111
- Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман // Вопр. философии. 1995. — № 2. — С. 116.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика / М. И. Лисина. -М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.
- Лисина М. И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками. / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова. // Сб. исслед. по проблемам возрастной и пед. психологии. М., НИИ ОП АПН. — 1980. -С. 74−76.
- Литовский В. Ф. Диалогика в школе. / В. Ф. Литовский // Шк. диалога культур: идеи, опыт, проблемы. / под общ. ред. В. С. Библера Кемерово: Алеф. — 1993. — 416 с.
- Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. Методические проблемы социальной психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1980. — 290 с.
- Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. М.: Высш. шк., 1991.-С. 261.
- Лукьянова 3. Н. Влияние самооценки внешности учащихся на его общение с другими людьми. / 3. Н. Лукьянова // Вопр. психологии.-1989.-№ 3.- С. 48.
- Львов М. Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. М.: Изд-во Центр «Академия», 2002. — 230 с.
- Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / А. С. Макаренко. М., Педагогика. — 1978.
- Т. 1: 400 с. Т. 2: 320 с.
- Маккавейский Н. К. Воспитание у древних евреев. / Н. К. Маккавейский. -Киев, 1903.-С. 91.
- Мальковская Т. Н. Учитель Ученик / Т. Н. Мальковская. — М.: Знание, 1977.-64 с.
- Маркс К. Сочинения: в 30 т.: изд. 2-е. / К. Маркс, Ф. Энгельск. М.: Госполитиздат, 1954.1. Т. 1: С. 219−368.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
- Махмутов М. И. Методы проблемно-развивающего обучения / М. И. Махмутов. М.: АПН СССР, 1983. — 63 с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Машбиц Е. И. Диалог в обучающей системе / Е. И. Машбиц, В. В. Андриевская, Е. Ю. Комиссарова Киев: Выща шк., 1989. — 182, 1. с.
- Миролюбов А. А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранным языкам / А. А. Миролюбов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. -С. 17−18.
- Михальская А. К. Основы риторики: мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10−11 кл. / А. К. Михальская. М.: Просвещение, 1996. — 416 с.
- Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа Саха / А. В. Мордовская. М.: Academia, 2000. -176 с.
- Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Муравьева О. И. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: автореф. дис. канд. пед. наук / О. И. Муравьева. Томск, 2001.-34 с.
- Мурашов А. А. Речевое мастерство учителя (педагогическая риторика) / А. А. Мурашов. М.: Пед. о-во Рос., 1999. — 394 с.
- Напольнова Т. В. Исследование особенностей применения заданий поискового характера в процессе работы по развитию речи / Т. В. Напольнова // Особенности детской речи и пути ее развития: сб. науч. тр. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. С. 85 — 94.
- Находкина М. Д. Педагогические условия развития связной речи у младших школьников в процессе словесно-творческой деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук / М. Д. Находкина- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2002. — 19 с.
- Неустроев Н. Д. Госстандарт и профессиограмма учителя начальных классов для села / Н. Д. Неустроев // Профессион. самоопределение для студентов: сб. науч. тр. Якутск, 2000. — С. 18−21.
- Неустроев Н. Д. Этнопедагогика народов Севера / Н. Д. Неустроев. — Якутск: ИПКРО, 1999. 160 с.
- Никифорова Е. П. Лингвопсихологические основы методики обучения письменной речи учащихся якутской речи / Е. П. Никифорова. М.: Флинта, Наука, 2000. — 174 с.
- Никифорова Е. П. Методика обучения письменной русской речи учащихся якутских школ / Е. П. Никифорова.- М. 2000.: Флинта, Наука, 2000. 169 с.
- Николаева JL В. Педагогические основы обучения кросскультурной коммуникации в условиях: дис. канд. пед. наук / JI. В. Николаева — Якут, гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 1999. — 149 с.
- Новиков А. Г. О менталитете народа саха :монография: 2-е изд., испр. и доп. / А. Г. Новиков. Якутск: Изд-во АЦ при Президенте РС (Я), 1996. -146 с.
- Овчинникова И. Г. Языковая и метаязыковая компетенция школьника / И. Г. Овчинникова. // Система становления развивающего обучения в образовании г. Перми: сб. науч. тр. / ГКОН-ЗУУНЦ. Пермь, 1998. -С. 28−42.
- Оконешникова А. П. Опыт интерпретации мимики представителями различных этнических групп / А. П. Оконешникова // Вопросы психологического познания людьми друг друга и самопознание. -Краснодар, 1973. Вып. 1. — 261 с.
- Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание дюдьми друг друга / А. П. Оконешникова. Пермь: Изд.-полиграф, комплекс «Звезда», 1999. — 406 с.
- Оконешникова А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А. П. Оконешникова. Киев, 1996. — 149 с.
- Одинцов В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. М.: Наука, 1980.-263 с.
- Paul R.W. Critical thinking and critical person / R. W/ Paul // Thinkinq: Report on reseach. Hillsdale, 1987. — P. 12.
- Петрова А. П. Педагогические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе: автореф. дис. канд. пед. наук / А. П. Петрова — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2002. — 17 с.
- Петрова Т. И. Развитие разговорной диалогической речи в 1−3 классах якутской речи: пособие для учителя / Т. И. Петрова. Якутск: Кн. изд-во, 1979.-95 с.
- Петрова Т. И. Русский язык: сб. заданий и упражнений для 6 кл. якут. шк. / Т. И. Петрова, С. В. Кириллина, Е. С. Бочкарева — под ред. Т. И. Петровой. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995. — 200 с.
- Петровская JT. А. Компетентность в общении : социально-психологический тренинг / JI. А. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 219 с.
- Пойа Д. Математическое открытие : решения задач: осноные понятия, изучение и преподавание / Д. Пойа — пер. с англ. М.: Наука, 1976. — 448 с.
- Попов Б. Н. Семейная культура народов Северо Востока России традиции и инновации / Б. Н. Попов. — Новосибирск: ВО Наука, 1993.-259 с.
- Портнягин И. С. Этнопедагогика «Кут сюр» / И. С. Портнягин. -М.: Academia, 1998, — 184 с.
- Портнягин И. С. Этнопедагог К. С. Чиряев : пед. мысли, идеи и взгляды / И. С. Портнягин. Якутск: Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова, Ассоциация народной педагогики Якутии, 2002. — 168 с.
- Программа якутских школ по русскому языку с 5−11 класс / К. Ф. Федоров и др. — М-во образования Респ. Саха (Якутия). Якутск, 1999. — 72 с.
- Пуанкаре А. О науке / А. Пуанкаре. М., 1983. — 68 с.
- Пути реализации стратегических целей обновления школы: Материалы для разработки документов и проведения эксперимента по модернизации общего образования. М.: 2000. — 113 с.
- Пушкова М. П. Педагогические основы развития социокультурной компетенции будущего учителя: автореф. дис. канд. пед. наук / М. П. Пушкова- Иркут. гос. пед. ун-т. Иркутск, 2001. — 20 с.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен- пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999, — С. 16.
- Репкин В. В. Развивающее обучение: теория и практика: ст. / В. В. Репкин, Н. В. Репкина. Томск: Пеленг, 1997. — 84 с.
- Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение / Н. В. Репкина. -Томск: Пеленг, 1993.- С. 22.
- Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования.: пособие для школьных психологов по работе с учителями и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — С. 399−404.
- Рождественский Ю. В. Риторика публичной лекции / Ю. В. Рождественский // Новое в жизни, науке, технике. № 1. — М.: Знание, 1989. — 64 с. — (Лекторское мастерство).
- Рождественский Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. М.: • Добросвет, 1997. — 600 с.
- Рубинштейн JI. С. Основы общей психологии / JI. С. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Рузская А. Г. Речь дошкольников в общении со сверстниками / А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн // Генет. проблемы соц. психологии. Минск, 1985. — С. 25.
- Рыжаков М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика) / М. В. Рыжаков. М.: Пед. о-во Рос., 1999. — 328 с.
- Саввинов А. С. Личность: социальное, культурное, индивидульное: учеб. пособие / А. С. Саввинов — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. — 252 с.
- Сабаткоев Р.Б. О новом поколении учебников по русскому и родному языкам / Р. Б. Сабаткоев // Региональный учебник 21 века: материалы респ. науч.- практ. конф. Якутск: Бичик, 2003.- С. 13−21.
- Сабаткоев Р.Б. Методика развития связной русской речи в осетинской школе : метод, пособие / Р. Б. Сабаткоев. Оджоникидзе: Ир, 1979. — 136 с.
- Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.-273 с.
- Селиверстова Е. Н. От школы монолога к школе диалога / Е. Н. Селиверстова // Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. М.: Бонфи, 2002. — С. 162.
- Семенова В. В. Формирование профессионально-педагогической компетентности учителя в системе образования (на примере Республики Саха (Якутия): автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Семенова — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2004.- 18 с.
- Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика, 1994. № 5. — С. 16 — 21.
- Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования: 2-е изд. / В. Л. Серошевский. М., 1993. — 736 с.
- Скаткин М. Н. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей : кн. для учителей и воспитателей / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
- Смелкова 3. С. Педагогическое общение: теория и практ. учеб. диалога на уроках словесности / 3. С. Смелкова. М.: Флинта, Наука, 1999. -292 с.
- Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы: Док. DECS/SC/Sec / (96) 43. Берн, 1996.
- Соколова В. В. Речевая культура школьников / В. В. Соколова. Горький, 1989. -79 с.
- Соколова Г. И. Организация развивающего обучения русскому языку в 5 классе по учебнику В. В. Репкина «Введение в синтаксис»: метод, рекомендации / Г. И. Соколова. Томск: Пеленг, 1997. — 88 с.
- Соломадин И. М. Диалог в педагогике: проблемы организации и исследования (с точки зрения учителя истории) / И. М. Соломадин // Шк. диалога культур: идеи, опыт, проблемы / под общ. ред. В. С. Библера. -Кемерово, 1993. С. 330 — 350.
- Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. М., 1958. -90 с.
- Степанова В. Е. Философско-методологические основания саморазвития личности : автореф. дис. канд. фил. наук / В. Е. Степанова — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2003. — 25 с.
- Степанова Т. И. Введение в психолого-педагогическое исследование. / Т. И. Степанова- М-во образования РС (Я), ИПКРО. Якутск, 1999. — 66 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001.- 120 с.
- Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент: вероятностные • поля смыслов и значений понятия / О. Ю. Стрелова. // Стандарты имониторинг. 2002. — № 4. — С. 22−27.
- Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Телегин М. В. Воспитательный диалог / М. В. Телегин. Омск: Пеленг, 1997.-287 с.
- Тумина JI. Е. Знания учащихся о сказках и интерес к их сочинительству // Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений: межвуз. сб. науч. тр. М., 1987. — С. 91−105.
- Успенский М. Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе / М. Б. Успенский. М.: Педагогика, 1979. — 128 с.
- Уткин К. Д. Культура народа Саха / К. Д. Уткин. Якутск: Бичик, 1998. -368 с.
- Уткин К. Д. Навстречу ребенку / К. Д. Уткин, В. В. Семенова, Т. А. Обулахова. Якутск: Бичик, 2000. — 144 с.
- Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: в 2 кн. / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М., 1998.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. / К. Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1974.1. Т. 1: 509 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология взросления : структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: изб. тр. / Д. П. Фельдштейн — Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Флинта, 1999. — 672 е.
- Фомин М.М. Сопоставительный анализ лексико грамматических систем английского, русского и якутского языков. — Якутск: Изд -во Ягу, 1987. -84 с.
- Фохт Б. А. Перечитывая античную классику. / Б. А. Фохт. // Педагогика.2000. № 8. — С. 64−72.
- Фрумкина Р. М. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина. М.: Academia, 2001.-315, 1. с.
- Хлебникова Э. В. Методика обучения студентов лекционной речи : автореф. дис. канд. пед. наук / Э. В. Хлебникова — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. -М., 1994.- 15 с.
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. М., Рига, 1997. — 276 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. -Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
- Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя / А. П. Чернявская. М.: Центр «Пед. поиск», 2001. — 58 с.
- Чиряев Н. К. Диалектика формального и материального в гимназическом образовании: автореф. дис. канд. фил. наук / Н. К. Чиряев — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2002. — 22 с.
- Чоросова О. М. Особенности отношения младших, средних и старших подростков к себе и другим людям как показатель уровня развития нравственного поведения / О. М. Чоросова // Мир психологии. 1996. -№ 4(9).-С. 152−158.
- Шахнарович А. М. Общая психолинвистика / А. М. Шахнарович. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 93, 2. с.
- Шишов С. Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы / С. Е. Шишов. М., Якутск, 1997. -38 с.
- Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. о-во Рос., 1999. — 354 с. — Прил.
- Штульман Э. А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам / Э. А. Штульман — Воронеж, гос. ун-т. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1971.- 144 с.
- Эверт Н. В. Ориентирование старшеклассников на коммуникативную самореализацию : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Эверт. Улан-Удэ, 2002. — 20 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — С. 277 — 497.
- Эриксон Э. Детство и общество. / Э. Эриксон. СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 1992. -415 с.
- Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. / Э. Эриксон. М.: Группа прогресс, 1996. — 336 с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якубинский Л. П. О диалогической речи: яз. и его функционирование / Л. П. Якубинский. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.