Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения на уроках русского языка в 5-7 классах якутской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, связь компетенции и компетентности, как мы полагаем, надо искать в выявлении их диалектических отношений, в том, что компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере, включает совокупность взаимосвязанных личностных характеристик, задаваемых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы диалогического общения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся
    • 1. 1. Сущность и содержание коммуникативной компетенции как личностной характеристики учащегося
    • 1. 2. Проблема диалогического общения в развитии личности учащегося
  • Глава 2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся 5−7 классов якутской школы на уроках русского языка посредством диалога
    • 2. 1. Исходные положения и программа формирования коммуникативной компетенции в диалогическом общении как качественной характеристики личности учащегося
    • 2. 2. Учебный диалог как условие формирования коммуникативной компетенции учащихся
    • 2. 3. Реализация модели формирования коммуникативной компетенции учащегося в процессе диалогического общения

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения на уроках русского языка в 5-7 классах якутской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» и ряде других нормативных документов одна из задач среднего (общего) образования определяется как подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе. Несмотря на то, что к проблеме формирования коммуникативной компетенции учащихся якутской школы обращались разные авторы и имеется достаточно большой спектр работ, ф раскрывающих содержание компетентностного подхода к образованию, условия ее формирования в диалогическом общении на уроке ранее не исследовались. Ввиду этого в настоящее время в теории и практике школьного образования актуализируется противоречие между заявленными в документах целями формирования коммуникативной компетенции и недостаточной разработанностью необходимых требований и условий для их реализации.

Актуальность рассматриваемой проблемы обосновывается, во-первых, усилением роли и значимости теоретических и экспериментальных исследований в решении проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся якутской школыво-вторых, необходимостью теоретического изучения и экспериментальной проверки системы педагогических условий обучения диалогическому общению на уроке детей младшего подросткового возрастав-третьих, недостаточным количеством теоретических и экспериментальных исследований по системе оценивания сформированности коммуникативной компетенции, проявляющейся в устном диалоге.

Исследованием проблем общения занимались ученые различных областей науки: философии (К. Маркс, Г. Ф. Гегель, Н. О. Лосский, М. С. Каган и др.), психологии (JI.C. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Г. А. Цукерман и др.), психолингвистики (А.А. Леонтьев, Н. И. Жинкин, P.M. Фрумкина, A.M. Шахнарович и др.), педагогики (Я. Корчак, А. С. Макаренко,.

A.В. Мудрик, В. А. Сухомлинский, И. С. Кон и др.), которыми рассматривается сущность диалогического общения и его значение для развития личности.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы по избранной проблеме позволяет выделить несколько подходов к феномену диалога в зависимости от его сущностных характеристик. Диалог определяется как процесс особой специфической деятельности, в котором реализуется понимание, осмысление, эмоциональное воздействие субъектов процесса общения друг на друга (М. М. Бахтин, В. С. Библер, С. Ю. Курганов, В. Ф. Литовский, И. М. Соломадин и др.) — как речевое общение (коммуникация), основу которой составляет речевая деятельность (Г.М. Андреева, Л. С. Выготский, А. Н. Ксенофонтова, А. Н. Леонтьев и др.) — как спор, обмен аргументами, дискуссия (М. В. Кларин, С. Ю. Курганов и ДР-).

Учебный диалог выполняет функции воспитания и обучения. Об этом свидетельствует анализ исследований С. Ю. Курганова, К. З. Закирьянова,.

B.М. Аганисьян, М. А. Абдурахмановой, Т. П. Дикун, О. В. Абрамкиной и др., в которых доказывается, что учебный диалог является не только оптимальным способом развития личности обучающихся, но и эффективной формой обучения.

Вопросы, связанные с обучением учащихся диалогическому общению со сверстниками на уроке, оцениваются как насущные и ф требующие специального изучения, так как с ними непосредственно связаны многие серьезные факторы воспитания гражданина с развитой коммуникативной компетентностью.

Анализ теоретических исследований и более чем 25-летнего практического опыта позволил нам выявить ряд противоречий между: возрастной потребностью младших подростков к общению со сверстниками и реально сложившимся узким социальным кругом их общенияпедагогическими традициями якутов и недостаточностью их возможностей для формирования коммуникативной компетенции подростковпотребностью общества в выпускнике школы с развитой коммуникативной компетенцией и недостаточной разработанностью путей ее формированияновыми требованиями к формированию коммуникативной компетенции учащихся, предъявленными в содержании государственного образовательного стандарта, и недостаточной разработанностью путей ее формирования в существующей системе обучения русскому языку.

Исходя из вышеизложенного, тема нашего исследования формулируется следующим образом: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения (на уроках русского языка в 5−7 классах якутской школы)».

Объект исследования: процесс диалогического общения на уроке как условие формирования коммуникативной компетенции учащихся 5−7 классов якутской школы.

Предмет исследования: формирование коммуникативной компетенции учащихся 5−7 классов якутской школы на уроках русского языка в процессе диалогического общения.

Цель исследования: определить педагогические условия формирования коммуникативной компетенции в процессе диалогического общения на уроках русского языка в 5−7 классах якутской школы.

Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся 5−7 классов якутской школы будет эффективным, если:

— система основного общего образования будет ориентирована на реализацию компетентностного подхода;

— обучать учащихся диалогическому общению на уроке как особому типу человеческих отношений, как способу жизнедеятельности;

— обеспечивать переход от выявления учениками своего уровня сформированности коммуникативной компетенции к формированию индивидуальной траектории языкового образования (через самооценку, анализ, проектирование собственных результатов, рефлексию).

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность коммуникативной компетенции как содержательной основы и важнейшего компонента реализации компетентностного подхода.

2. Определить значение диалогического общения для развития личности детей младшего подросткового возраста.

3. Выявить возможности диалога в процессе обучения учащихся общению.

4. Разработать модель обучения диалогическому общению как системы педагогических условий.

5. Разработать критерии оценки результатов обучения групповому общению.

6. Определить критерии и показатели сформированности коммуникативной компетенции учащихся 5−7 классов якутской школы.

Методологическую основу исследования составляют положения о роли общения в развитии личностикомпетентностный и диалогический подходы. Основополагающими стали работы о компетентностном подходе к построению образовательных процессов (В.А. Кальней, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, Ф. В. Габышева, П. П. Борисов, М. В. Рыжаков и др.), по теории общения, ее роли в развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Ксенофонтова, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Цукерман и др.) — положения о диалоге как способе сосуществования (М.М. Бахтин, B.C. Библер и др.).

Теоретической основой послужили исследования по психологии личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) — исследования социально-психологических и педагогических проблем межличностного общения (В.В. Абраменкова, А. А. Бодалев, М. И. Лисина, В.А. Кан-Калик, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик и др.). Важную роль сыграли работы по технологии обучения (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. Ю. Ксензова, Ю. Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин и др.).

В соответствии с характером поставленных задач и исходных положений исследования определен комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: теоретический и сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития коммуникативной компетенции и диалогического взаимодействиядиагностические методы сбора данных (анкетирование, беседа, оценка и самооценка, ранжирование) — экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты) — педагогическое проектированиестатистико-математические методы обработки полученных данных.

Научная новизна исследования:

— определена сущность коммуникативной компетенции учащихся подростков, формирующейся в процессе диалогического общения, как единство структурных содержательных компонентов: формулирование авторской позицииобоснование позиции фактами, аргументамиформулирование вопросов, проблем и гипотезрефлексивные высказывания;

— обоснованы критерии оценки эффективности обучения групповому диалогическому общению (структура межличностных отношений в группе, их содержание, соответствие реальному общениюадекватность самооценкиготовность к диалогическому взаимодействию);

— разработана модель обучения диалогическому общению учащихся 5−7 классов якутской школы как система взаимосвязанных педагогических условий (компетентностная ориентация образовательного процесса в системе общего образования, социально-педагогический, организационно-деятельностный и личностно-коммуникативный блоки).

Теоретическая значимость исследования:

— раскрыта сущность коммуникативной компетенции учащихся как содержательной основы и важнейшего компонента реализации компетентностного подхода;

— определено содержание компетентностного подхода как результата диалектического взаимодействия компетенции и компетентности на разных уровнях образовательного процесса;

— выявлен статус учебного диалога как эффективного способа обучения общению и средства формирования коммуникативной компетенции учащихся 5−7 классов якутской школы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке одного из способов реализации компетентностного подхода к образованиюи и системы педагогических условий обучения диалогическому общению как особому типу человеческих отношений.

Ш (на уроках русского языка в 5−7 классах якутской школы). Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при разработке программ, учебников и учебных пособий по русскому языку для учащихся 5−7 классов, спецкурсов для студентов педагогических вузов, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются четким определением исходных методологических положений, использованием комплекса методов и валидных методик диагностирования, обработкой экспериментальных данных, а также положительными результатами внедрения методики оценки уровней сформированности коммуникативной компетентности в образовательную практику.

Апробация и внедрение результатов. Основные идеи и результаты обсуждались и получили одобрение учебно-методического совета Министерства образования Республики Саха (Якутия), на всероссийской и республиканских научно-практических конференциях, совещаниях и семинарахизложены в лекциях на курсах повышения и переподготовки учителей (Якутск, 1996;2005 гг.). По теме исследования опубликовано пособие для учителей русского языка якутской школы и 8 статей.

Опытно-экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Якутской городской национальной гимназии г. Якутска, саха-французской школы с. Хамагатта Намского улуса и средней школы с. Наяха Усть-Алданского улуса. В экспериментальной работе приняло участие 384 учащихся, учителя, психологи.

Первый этап (1994;2000 гг.) — теоретико-поисковый: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической + литературы по проблеме исследования, постановка цели и определение.

• задач исследования, разработка гипотезы исследования, подбор и конструирование материалов для проведения констатирующего среза.

Второй этап (2000;2003 гг.) — опытно-экспериментальный с целью проверки гипотезы исследованиявнедрение разработанной модели обучения диалогическому общению на уроке в образовательный процесс, определялась эффективность данного процесса.

Третий этап (2003;2005гг.) — обобщающий. На этом этапе осуществлялись обработка полученной информации, анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, определялись условия эффективного обучения диалогическому общению учащихся-подростков, формулировались выводы и рекомендации по проблеме, оформлялись результаты исследования в виде кандидатской диссертации.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Эффективность модели обучения диалогическому общению на уроке в младшем подростковом возрасте обеспечивается системой взаимосвязанных педагогических условий (компетентностная ориентация образовательного процесса в системе общего образования, социально-педагогический, организационно-деятельностный и личностно-коммуникативный блоки).

2. Основной характеристикой, определяющей качество обучения учащихся диалогическому общению на уроках русского языка как результата образования, является коммуникативная компетентность ученика.

3.Коммуникативная компетентность ученика, формируемая в процессе диалогического общения, проявляется через качественные показатели продукта его речевой деятельности (сочинения, изложения — в письменной форме, диалогического высказывания — в устной) и динамику результатов обучения группы в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование связано с решением важной проблемы школы с неродным (русским) языком обучения — проблемы обучения общению как особому типу человеческих отношений на уроках русского языка .

Образовательный процесс, ориентированный не только на «обучение», а также на личностное развитие и саморазвитие, не достигнет желаемых результатов, если не будет решена оппозиция «ЗУН» и «компетенция», уже наметившаяся в обществе еще до утверждения новых образовательных стандартов в Государственной Думе, как оппозиция традиционной культуры и культуры становления демократического общества. Попытки их противопоставлять, различать по образовательным задачам не являются, с нашей точки зрения, достаточно обоснованными, ибо компетенции не развиваются вне «ЗУНов». Вполне очевидно, что понятие компетенция, А является более широким, чем знания и умения: компетенция включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации. Следовательно, отвечая на вопрос о том, каково соотношение знаний и компетенций, можно сделать вывод о том, что знанияоснова компетенции, а совершенствование образовательного процесса с учетом компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях.

При выявлении сущности коммуникативной компетенции мы опирались на компетентностный подход к построению образовательных процессов, который понимается нами как результат диалектического взаимодействия компетенции и компетентности на разных уровнях образовательного процесса. Проанализировав категории «компетентность» и «компетенция», мы представили компетенцию как осознанную целостную систему, включающую в Л себя ряд структурных компонентов, имеющую собственную организацию и обладающую свойствами целогокак некоторое заданное требование к образовательной подготовке.

Анализ состояния исследуемой нами проблемы в современном образовании позволил прийти к выводу, что компетенция не сводится к знаниям или навыкам, но включает их в себядля определения компетенции большое значение имеет контекст, то есть человек, компетентный в одном виде деятельности, может быть не компетентным в другомзначительную роль в проявлении компетенции играет конкретная ситуация, в одной и той же сфере деятельности, но в разных обстоятельствах человек может проявить (или не проявить) свою компетенциюдля проявления компетенции большое значение имеет субъективная ценность поставленных задач, заинтересованность индивида в решении проблемысущественным фактором формирования компетенции является образование.

Быть компетентным означает способность мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Разрабатывая систему оценивания, следует учитывать, что проверяется не компетенция как таковая, а лишь ее отдельные компоненты, лежащие в основе формирования данной компетенции.

Таким образом, связь компетенции и компетентности, как мы полагаем, надо искать в выявлении их диалектических отношений, в том, что компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере, включает совокупность взаимосвязанных личностных характеристик, задаваемых по отношению к продуктивной деятельности с определенным кругом предметов и процессов. Компетентность же — уже состоявшееся личностное качество, это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, отношение к ней и к предмету деятельности. При разработке системы оценивания компетенции индивида, выявляя и обобщая основные подходы к разработке требований к результатам обучения, компетенции определяются как требования, устанавливающие уровень подготовки выпускников, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение полноценного и качественного общего образования.

Коммуникативная компетенция является характеристикой личности человека, его способностью, которая проявляется в общении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации. Логика деятельностного рассмотрения коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретает опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своей коммуникативной деятельности. Коммуникативные умения помогают развить коммуникативную компетенцию и достичь коммуникативной компетентности.

Анализ опыта организации педагогически целесообразного общения % детей показал, что учителей объединяет заинтересованность в организации учебного взаимодействия, которое обеспечивает взаимопонимание и сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию личности.

Одной из главных сфер влияния культурных и этикетных традиций народа саха была и остается система воспитания, при этом основным средством осуществления этого влияния является общение, поскольку оно в наибольшей степени представляет собой специфическое выражение исторически сложившейся культуры народа. В этикете народа саха детально разработана культура коммуникативного поведения, строго регламентирующая типы социального взаимодействия, — существуют определенные правила поведения при общении со старшими, с младшими, родителями, гостями и т. д. Отстаивание подростком своего мнения в разговоре со взрослыми, многословие часто считается дурным тоном.

Особенности общения, предписанные этикетом, находят * непосредственное выражение в организации педагогического общения в условиях якутско-русского двуязычия. Этнопсихологические особенности детей, своеобразие национальной психологии, философское восприятие народа, менталитет, обусловливающие поведение, поступки, деятельность детей, являются немаловажным фактором при организации обучения.

Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста убеждают в правомерности выбора средства формирования коммуникативной компетенции — учебного диалога.

Анализ работ М. М. Бахтина, М. Бубера, В. Библера, М. Кагана, в которых диалог трактуется как определение гуманитарного мышления, соприкасается с моментом творческого созидания, самосознания, знакомство с психологией изобретений и открытий (Ж.Адамар, А. Пуанкаре, Д. Пойа, В. М. Аганисьян, А. В. Хуторской и др.) позволяют рассматривать учебный диалог во взаимосвязи со структурой учебно — исследовательской деятельности, под которой понимается деятельность учащихся, направленная на решение учебной задачи: уточнение условий, данных и искомых, выяснение непонятных моментов путем получения дополнительной информации, выработка и обоснование своей точки зрения, изменение своей позиции для того, чтобы партнер ее понял, получение его оценки, корректировка результатов решения. С данной позиции определены специфические признаки диалога в обучении: предметом диалога выступают проблемы, выбор объекта познания и объяснение которого допускает согласие-несогласие, понимание-непонимание, соприкосновение двух или более несовпадающих, но равноправных сторонобозначение проблемы через вопросы, задачи, фактыв условиях проблемной ситуации осуществляется диалогическое взаимодействие между учащимися и учителем, а также между самими учащимися.

Исходя из характеристики учебного диалога как поисковой, исследовательской, нами была выделена взаимосвязь процесса формирования коммуникативной компетенции с учебно-исследовательской • деятельностью: решением учебной задачи, проблемы. Это послужило основой для разработки критериев сформированности уровня коммуникативной компетентности в сопоставлении с ее этапами: формулирование авторской позицииобоснование позиции фактами, аргументамиформулирование вопросов и проблем, формулирование версии, гипотезырефлексивные высказывания. Показателями коммуникативной компетенции являются единство структурных содержательных компонентов, совокупное сочетание данных показателей (проявление каждой из проверяемых элементов) способствовало определению конкретного (высокого, среднего, низкого) уровня исследуемой компетентности.

Рассмотрение речевой деятельности при решении учебных задач и проблем позволило определить два способа оценки уровня сформированности исследуемой компетенции: 1) в диалоге на основе наблюдений за групповой работой- 2) по завершении определенного этапа обучения — на основе письменной работы. На этапе констатирующего среза проводилось диагностическое изучение уровня сформированности у обучаемых коммуникативной компетентности, которое подтвердило необходимость обучения диалогическому общению на уроке. Хотя дети, в целом, говорили на русском языке свободно, без затруднений, авторскую позицию выражали поверхностно, для ее обоснования не могли подобрать более 1−2 фактов, допускали неточности, нарушение логичности в формулировании версий. 47% учащихся, выражая свое согласие/несогласие с чьим-либо мнением, не уточняли правильность понимания с помощью вопросов.

В результате констатирующего среза был диагностирован низкий уровень коммуникативной компетенции учащихся 5−7 классов и сельской, и городской школы, выявлены типичные недочеты диалогической речи и затруднения участников среза в общении на уроке. Процесс обучения общению сопровождался обучением самонаблюдению и самои взаимооценке речевой деятельности в диалоге. Для оценивания были выбраны умения: способность удерживать цельумение формулировать версии, идеиумение аргументироватьумение слушать.

Анализ результатов процесса самооценки позволяет сделать некоторые выводы: выделение выше названных аспектов для систематического их оценивания играет организующую и воспитательную роль в осуществлении совместной учебной деятельности, в осознании правил общениятакая форма оценивания способствует формированию взаимои самооценки подростковаспекты оценивания могут меняться в зависимости от педагогических целей конкретного периода формирования коммуникативных компетенций.

В ходе рефлексивного анализа учащиеся стали осознавать, какие способы речевой деятельности оказались непродуктивными, повернули обсуждение в тупик, чье высказывание в какой формулировке было адекватным, в выражении согласия /несогласия, принятия / непринятиянаучились соотносить выводы с обсуждаемой проблемой, определять роль высказываний, в том числе и отрицательных, как способствующих развитию диалога «от обратного», использовать языковые средства диалогизации. С помощью характеристики данных о группе подтвердились наши предположения о том, что разработанная модель обучения диалогическому общению на уроке действительно способствует активизации речемыслительной деятельности учащихсятем самым — решению познавательных задачорганизация общения на уроке посредством диалога соответствует потребности детей младшего подросткового возраста в общении со сверстникамиречемыслительная деятельность учащихся в общении приобретает в связи с этим весьма напряженный характер, формирует характерную именно для данного коллектива систему ценностей, их иерархию, выражаемые в интересах, потребностях и предпочтениях, которые часто служат «завязкой», инициирующей развитие личности ученикав учебном диалоге высказывание постоянно находится под контролем и говорящего, и слушающего.

Таким образом, применяя предложенные нами критерии оценки и показатели уровня коммуникативной компетентности, характеристику результатов обучения общению группы, педагог и сам ученик могут давать качественную оценку продвижению в формировании названной компетенции.

Кроме того, наблюдение за учащимися позволило прийти к обоснованному выводу о том, что без специального обучения на уроке большинство учащихся еще долгие годы испытывает трудности в самореализации и в общении во взрослой жизни.

Полученные в ходе опытной работы данные свидетельствуют об успехах учащихся в овладении диалогической речью. Так, увеличивается коэффициент полноты сформированности коммуникативной компетентности в сопоставлении с результатами констатирующего среза более, чем в три раза, в городской гимназиив два-два с половиной раза — в сельской школе. Результаты опытного обучения подтверждают гипотезу об эффективности модели обучения диалогическому общению на уроке как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических условий.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся 5−7 классов якутской школы возможно при реализации двух групп условий, которые связаны с компетентностной ориентацией образовательного процесса в системе основного общего образования и теорией диалога.

1. Условиями, связанными с компетентностной ориентацией образовательного процесса являются: 1) формирование компетенции в устной речевой деятельности обучающегося: чтобы научиться общению, нужно общаться- 2) выделение компетенции в государственных образовательных стандартах, целях, минимумах, требованиях, объемных показателях, соответственно — в программах и учебниках нового поколения.

2. Анализ теории и опыта применения учебных диалогов позволил выделить следующие блоки педагогических условий: социальнопедагогический, организационно-деятельностный и личностно-коммуникативный.

Выявленная нами система педагогических условий способствует формированию языковой, лингвистической компетенций, связанных с коммуникативной непосредственно и опосредованно, развивая интеллектуальные, познавательные способности обучаемых.

Кроме того, положительным результатом обучения общению посредством диалога можно считать более глубокое понимание учащимися структурных компонентов диалогаосознание благодарности к партнерам по общению за совместно прожитый опыт открытия мира человеческих отношений, в котором открывалось свое «я» и товарищейнацеленность на формирование индивидуальной траектории языкового образования (через самооценку, самоанализ, проектирование собственных результатов) — четкое ориентирование на целенаправленное развитие диалогичности сознания, самостоятельности в выборе позиции и форм поведения. Критериями эффективности модели обучения диалогическому общению являются структура межличностных отношений в группе, их содержание, устойчивость, соответствие структуры реальному общению, а также степени влияния отношений на развитие личности учащихся, адекватность их самооценки, готовность к диалогическому взаимодействию.

Результаты исследований показывают, что 72% учащихся экспериментальной группы считают наиболее важными такие умения: способность к поиску оптимальных способов решения задачи, учебное сотрудничество, дискуссивность, умение находить ошибки у товарищей, умение доказывать, то есть адекватные процессу обучения. Вместе с тем, сопоставительный анализ результатов констатирующего и итогового срезов позволил выявить затруднения у 30% городских и 46% сельских школьников, которые носят наиболее устойчивый характер, труднее поддаются коррекции. Это относится, прежде всего, к умениям, связанным с: а) формулировкой вопросов, заключающих проблему или противоречие, новую обоснованную гипотезу, развивающую цель исследования в диалогеб) соотнесением своих высказываний с особенностями других участниковв) созданием возможности включения их в дискуссию, то есть с коммуникативным поведением: для части детей — излишняя эмоциональностьдля других — некоторая закрытость. Этот результат не явился для нас неожиданным, поскольку коммуникативная компетенция относится к числу наиболее трудно формируемых и требует отработки на следующих ступенях образования.

Полученные данные подтвердили актуальность проблемы обучения диалогическому общению на уроках как особому типу человеческих отношений, в процессе которого формируется коммуникативная компетенция учащихся. Полученные данные позволили наметить перспективы в работе по совершенствованию сформированной в ходе обучения компетенции учащихся. Перспективы в работе мы видим в том, чтобы разработать проекты формирования коммуникативной компетенции участников образовательного процесса в других сферах школьной жизни на всех этапах обучения.

Хотя разработанная модель обучения диалогическому общению на уроке не претендует на оптимальность и предполагает последующее ее совершенствование, уже сейчас возможно внедрение ее в учебный процесс 5−7 классов якутской школы.

Настоящая работа примыкает к исследованиям, связанным с проблемами, от решения которых зависит уровень коммуникативной компетентности учащихся, их самореализация в школе, а в последующем — их профессиональная самореализация.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Социальная психология детства: развитие отношенийребенка в детской субк-ре / В. В. Абраменкова. ~ М.: Моск. психолого.-соц. ин-т — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 414 с.
  2. О. Г. Учебный диалог как средство формированиякоммуникативной культуры обучающихся: Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук / О. Г. Абрамкина. М.: РГБ, 2003.
  3. М. А. Гуманистические представления в культуре народов
  4. Якутии. / М. А. Абрамова, Н. Д. Неустроев. М.: Academia, 2003. — 216 с.
  5. В. М. Учебный диалог как психологический фактор развитияэвристического мышления обучающихся: Электронный ресурс.: дис. д-ра психол. наук / В. М. Аганисьян. М.: РГБ, 2003.
  6. . Исследование психологии процесса изобретенияв области математики: пер. с франц. М. А. Шаталовой и О. П. Шаталова / Ж. Адамар- под ред. И. Б. Погребысского. М.: Сов. радио, 1970. — 152 с.
  7. Л. И. Теоретические основы гражданского воспитанияучащейся молодежи в новых социальных условиях / Л. И. Аманбаева- Якут, гос ун-т им. Аммосова М.: АСА, Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001.-55 с.
  8. Анализ и пути совершенствования речи детей: сб. науч. тр. / МГПИ им. В. И.
  9. . М. : Изд-во МГПИ им.В. И. Ленина. — 1985. — 114 с.
  10. . Г. Избранные психологические труды: в 2 т./ Б. Г. Ананьев- подред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т. 2: / [сост. и авт. предисл. Н. В. Кузьмина] - С. 65.
  11. . Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во
  12. Ленингр. ун-та, 1968. 315 с. Ю. Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности / Г. М. Андреева // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 1987. — С. 152−166.
  13. П.Анисимов В. М. Научные основы методики обучения русскому языку в начальных классах якутской школы: пособие для учителя. / В. М. Анисимов. Якутск, 1991. — 104 с.
  14. В. М. Методика и технология обучения как дидактические понятия / В. М. Анисимов // На великом, могучем.: (избр. тр. по методике обучения рус. яз. в нац. шк., дидактике и соц.-пед. вопросам). — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004. С. 51−52.
  15. П.Антонова Р. Я. Сотворение личности / Р. Я. Антонова, М. В. Мучин. — Якутск: Бичик, 2001. 174 с.
  16. А. Г. Деятельности и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 151 с.
  17. Балку нова Н. П. Система заданий поискового характера при изучении словообразования / Н. П. Балкунова // Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений: межвуз. сб. науч. тр. М., 1987.-С.12−20.
  18. А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А. В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 51 с.
  19. А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батарашев. М.: Влада, 1999. — 176 с.
  20. С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 27−33.
  21. М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-423 с.
  22. М. М. Автор и герой. К философским основам гуманистических наук. / М. М. Бахтин. СПб. Азбука, 2000. — 332 с.
  23. Е. С. Развитие диалога в процессе решения мыслительных задач / Е. С. Белова // Вопр. психологии. 1991. — № 2.- С. 14−16.
  24. Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: СП «ДЭМ»: Междунар. отношения, 1990. — 334, 2. с.
  25. Д. Любознательность и поиск информации / Д. Берлайн // Вопросы психологии. 1966. — № 3. — С. 54−60.
  26. В. В. Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников : дис. канд. пед. наук / В. В. Бессонова- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2002. — 148 с.
  27. В. В. Педагогические основы повышения уровня развития коммуникативного поведения старшеклассников : автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Бессонова — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. -Якутск, 2002. 28 с.
  28. В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  29. В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введенияв двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. — 299 с.
  30. А. А. Личность и общение: избр. тр. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983 — 271 с.
  31. А. А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев — Ленингр. гос. ун-т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.- 123 с.
  32. А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 — 296 с.
  33. Е. Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) / Е. Д. Божович, Е. И. Козицкая //
  34. Психолог, наука и образование. 1999. — № 1. — С. 25- 37
  35. Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. -М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 352 с.
  36. П. П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. — С. 58- 61.
  37. П. П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования . М., 1998. — 154 с.
  38. М. Диалоги / М. Брейтерман // Учит. газ. 1989 — янв.
  39. Буш Г. Диалогика и творчество. / Генрих Буш. Рига: Авотс, 1985.- 318 с.
  40. Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 1997. — № 3. — С. 42−47.
  41. С. П. Совершенствование программ, учебников по родным и русскому языкам в школах PC (Я) / С. П. Васильева // Нар. образование Якутии. 1995. — № 3. — С. 3−7.
  42. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 206 с.
  43. В. М. Критерии оценки качества лекции по экономической и научно-технической тематике / В. М. Вергасов. Киев: О-во «Знание» УССР, 1981.-20 с.
  44. Т. Г. Диалогическая речь / Т. Г. Винокур // Л.Э.С. М., 1990, — 45 с.
  45. М. В. Сборник текстов для изложений по русскому языку (5−9 классы якутской школы): пособие для учителя. / М. В. Винокурова, Э. В. Хлебникова. Якутск: Бичик, 1995. — 80 с.
  46. К. Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков. М.: Просвещение, 1981. — С. 109−110.
  47. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков / под. ред. чл. кор. АПН ССР, проф. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. — 376 с.
  48. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод, пособие / под. ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 1999. — 112 с.
  49. Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956. — 519 с.
  50. Л. С. Мышление и речь : собр. соч. в 6 т. / Л. С. Выготский. М., Педагогика, 1982 Т. 2: С. 84.
  51. Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  52. Ф. В. Модернизация общего среднего образования: региональная модель / Ф. В. Габышева. М.: МГПУ, 2001.- 294 с.
  53. Ф. В. Теория и практика модернизации системы общего среднего образования Республики Саха (Якутия): автореф. дис. .д-ра пед наук / Ф. В. Габышева — М., 2001. 40 с.
  54. Ф. В. Проблемы разработки государственного образовательного стандарта / Ф. В. Габышева // Нац.-регион. компонент гос. образовательного стандарта общ. образования (проект) / М-во образования PC (Я). Якутск, 2003. — С. 4 — 9.
  55. П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998−480 с.
  56. Г. Ф. Эстетика: в 4 т. / Г. Ф. Гегель- под ред. и предисл. М. Лифшица. М.: Искусство, 1968.1. Т. 1: 1968. С. 2−69.
  57. Т. Г. Основы конструктивного общения: хрестоматия / Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. — 198 с.
  58. В. В. Виды обобщения в обучении: логико-психолог. проблемы построения учеб. предметов / В. В. Давыдов. М.: Пед. общ-во Рос., 2000.- 424 с.
  59. В. В. Психологические проблемы воспитания и обученияподрастающего поколения / В. В. Давыдов // Вопр. психологии.-1997.-№ 5.-С. 6−12.
  60. В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 541 с.
  61. Д. А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах / Д. А. Данилов. Якутск: ИПКРО, 2000. — 96 с.
  62. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособие для учителя / С. Д. Дерябо — под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. -М., 1997.-222 с.
  63. Диалог: лингвист, и метод, аспекты: сб. науч. тр. / под ред. 3. Н. Афинской.- М.: Изд-во МГУ, 1992. 77, 2. с.
  64. Т. П. Учебный диалог как средство формирования личностно ориентированного знания : Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М. :РГБ, 2003
  65. Э. Д. Современная школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. -М.: Наука, 1998. 464 с.
  66. А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
  67. Т. В. Психологические особенности подростка / Т. В. Драгунова // Возрастные и индивид, особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1973. — С. 124.
  68. Европейский языковой портфель: пер. с англ. Е. М. Гром- науч. ред. В. В. Сафонова. М.: Еврошкола, 1998. — 155 с.
  69. В. Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / В. Н. Егоров, Н. Д. Неустроев. М.: Academia, 2003. -224 с.
  70. Т. Н. Коммуникативные качества русской речи / Т. Н. Ерина, Н. Н. Михайлов.- Чуваш. Гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992. — 112 с.
  71. П. М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя: пособие для учителя / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т — Флинта, 1998. — 336 с.
  72. Н. И. Язык Речь — Творчество. / Н. И. Жинкин. — М.: Лабиринт, 1998.-364, 2. с.
  73. К. 3. Обучение диалогу как форме речевого общения / К. 3. Закирьянов // Обучение речевому общению на рус. яз. в нац. шк. и вузах Башкирии: тез. докл. Уфа, 1989. — С. 21−23.
  74. И. В. Учебное общение педагога как фактор воспитания старших подростков : автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Захарова. Ульяновск, 2001. -20 с.
  75. И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М.: Рус. яз., 1989.-219 с.
  76. Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов. М.: АПК и ПРО, 2003.- 101 с.
  77. С. Ф. Искусство диалога или Беседы о риторике / С. Ф. Иванова. — Зап.-Урал учеб. науч. центр, 1992. 201 с.
  78. Т. В. Основные тенденции разработки требований в государственных образовательных стандартах к уровню подготовки выпускников / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003. № 5.-С. 3−13.
  79. Э. В. Учимся мыслить / Э. В. Ильенков // Философия и к-ра. М., Д., 1991. —С. 48.
  80. М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -451 с.
  81. О. Н. Культура речевого общения. Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов вузов / О. Н. Казарцева. М.: Флинта, Наука. — 1998. -496 с.
  82. И. Н. Жить надо! / И. Н. Калинаускас. М.: Просвещение, 1989. -С.154.
  83. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  84. В. И. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: рус. яз. / В. И. Капинос и др. М.: Уникум-Центр, 2003. — 53 с.
  85. В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, М. С. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Линка-Пресс, 1994.- 196 с.
  86. М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основеисследования, игр, дискуссии / М. В. Кларин. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1998. — 103 с.
  87. Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. -Ярославль: Акад. развития, 1996. 48 с.
  88. А. Г. Психические особенности человека: в 2 т.: для науч. работников в обл. психол. и пед. / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев — отв. ред. Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1957−1960.
  89. Т. 1: Характер. 1957. — 263 с.
  90. И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 288 с.
  91. Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. А. Коломинский. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — С. 49−50.
  92. Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я. А. Коменский — под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982.1. Т. 1: 369 с.
  93. Кон И. С. Личность. Философский словарь / И. С. Кон. М., 1982. — 389 с.
  94. Кон И. С. Дружба / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
  95. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: кн. для учителя: из опыта работы / ред.-сост. В. А. Слободчиков. — М.: Просвещение, 1986. — 111 с.
  96. Конфуций. Древнекитайская философия. -М., 1973 Т. 2: С. 111.
  97. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Нормативные и инструктивно-метод. основы функционирования и развития системы общего образования / сост.: А. Г. Капустняк, А. Б. Шупта. М.: АПК и ПРО, 2004. — С. 3−28.
  98. Концепция школьного языкового образования Республики Саха (Якутия) / М-во образования Респ. Саха (Якутия). Якутск, 2001. — 27 с.
  99. А. Г. Педагогика социальной работы в сельской среде (на материалах Республики Саха) / А. Г. Корнилова. М, 1997. — С. 68.
  100. Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак. М., 1979. -С. 91.
  101. В. В. Воспитание или образование? / В. В. Краевский // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 9 — 10.
  102. Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т./ Н. К. Крупская. М., 19 571. Т. 1: С. 139.
  103. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод, пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. о-во Рос., 2001. — 224 с.
  104. А. Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе: учеб. пособие к спецкурсу / А. Н. Ксенофонтова. Оренбург. — 1995.-99 с.
  105. Ш. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. — М&bdquo- 1975.-303 с.
  106. Л. Н. Идея гуманизма и гуманизация образования в их историческом развитии // Шк. психол. 2001. — № 2. — С. 45−52.
  107. Л. Н. Воспитать себя. / Л. Н. Куликова. М.: Просвещение, 1991.- 143 с.
  108. Ю. Н. Психологические проблемы обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин // Вопр. психологии. 1989. — № 2. — С. 5−13.
  109. Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л.: О-во «Знание», 1967. — 38 с.
  110. Ю. Н. Изменяющийся мир и новые качества мышления / Ю. Н. Кулюткин // Глоб. образование: проблемы и решения: дай-джест / авт.-сост. И. Ю. Алексашкина. СПб.: СпецЛит, 2002. — С. 177−184.
  111. Ю. Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты / Ю. Н. Кулюткин // Вопр. психологии. -1973.-№ 1.-С. 48−58.
  112. С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. -М., 1989.- 126 с.
  113. Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. Минск.: Изд-во БГУ, 1983.- 190 с.
  114. Т. А. Система работ по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1975. — 255 с.
  115. Т. А. Устная речь как средство и предмет общения / Т. А. Ладыженская. М.: Флинта: Наука, 1998. — 136 с.
  116. Л. А. Педагогика и современность / Л. А. Левшин. М.: Просвещение, 1964. — 360 с.
  117. В. С. Содержание образования: сущность, структура и перспективы / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 221 с.
  118. В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. -№ 6. — С. 3−6.
  119. А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М., Нальчик: Эльфа, 1996.-94 с.
  120. А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-287 с.
  121. А. Н. Избранные психологические произведения. / А. Н. Леонтьев. М., 1979. — С. 56−57.
  122. А. Н. Проблемы развития психики. / А. Н. Леонтьев. М., 1972. -С. 258.
  123. Ли Цзы. Древнекитайская философия. / Ли Цзы. М., 1973 Т. 2: С. 111
  124. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман // Вопр. философии. 1995. — № 2. — С. 116.
  125. М. И. Общение, личность и психика / М. И. Лисина. -М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.
  126. М. И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками. / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова. // Сб. исслед. по проблемам возрастной и пед. психологии. М., НИИ ОП АПН. — 1980. -С. 74−76.
  127. В. Ф. Диалогика в школе. / В. Ф. Литовский // Шк. диалога культур: идеи, опыт, проблемы. / под общ. ред. В. С. Библера Кемерово: Алеф. — 1993. — 416 с.
  128. . Ф. Общение как проблема общей психологии. Методические проблемы социальной психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1980. — 290 с.
  129. Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. М.: Высш. шк., 1991.-С. 261.
  130. Лукьянова 3. Н. Влияние самооценки внешности учащихся на его общение с другими людьми. / 3. Н. Лукьянова // Вопр. психологии.-1989.-№ 3.- С. 48.
  131. М. Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. М.: Изд-во Центр «Академия», 2002. — 230 с.
  132. А. С. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / А. С. Макаренко. М., Педагогика. — 1978.
  133. Т. 1: 400 с. Т. 2: 320 с.
  134. Н. К. Воспитание у древних евреев. / Н. К. Маккавейский. -Киев, 1903.-С. 91.
  135. Т. Н. Учитель Ученик / Т. Н. Мальковская. — М.: Знание, 1977.-64 с.
  136. К. Сочинения: в 30 т.: изд. 2-е. / К. Маркс, Ф. Энгельск. М.: Госполитиздат, 1954.1. Т. 1: С. 219−368.
  137. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  138. М. И. Методы проблемно-развивающего обучения / М. И. Махмутов. М.: АПН СССР, 1983. — 63 с.
  139. М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  140. Е. И. Диалог в обучающей системе / Е. И. Машбиц, В. В. Андриевская, Е. Ю. Комиссарова Киев: Выща шк., 1989. — 182, 1. с.
  141. А. А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранным языкам / А. А. Миролюбов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. -С. 17−18.
  142. А. К. Основы риторики: мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10−11 кл. / А. К. Михальская. М.: Просвещение, 1996. — 416 с.
  143. А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа Саха / А. В. Мордовская. М.: Academia, 2000. -176 с.
  144. А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  145. О. И. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: автореф. дис. канд. пед. наук / О. И. Муравьева. Томск, 2001.-34 с.
  146. А. А. Речевое мастерство учителя (педагогическая риторика) / А. А. Мурашов. М.: Пед. о-во Рос., 1999. — 394 с.
  147. Т. В. Исследование особенностей применения заданий поискового характера в процессе работы по развитию речи / Т. В. Напольнова // Особенности детской речи и пути ее развития: сб. науч. тр. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. С. 85 — 94.
  148. М. Д. Педагогические условия развития связной речи у младших школьников в процессе словесно-творческой деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук / М. Д. Находкина- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2002. — 19 с.
  149. Н. Д. Госстандарт и профессиограмма учителя начальных классов для села / Н. Д. Неустроев // Профессион. самоопределение для студентов: сб. науч. тр. Якутск, 2000. — С. 18−21.
  150. Н. Д. Этнопедагогика народов Севера / Н. Д. Неустроев. — Якутск: ИПКРО, 1999. 160 с.
  151. Е. П. Лингвопсихологические основы методики обучения письменной речи учащихся якутской речи / Е. П. Никифорова. М.: Флинта, Наука, 2000. — 174 с.
  152. Е. П. Методика обучения письменной русской речи учащихся якутских школ / Е. П. Никифорова.- М. 2000.: Флинта, Наука, 2000. 169 с.
  153. Николаева JL В. Педагогические основы обучения кросскультурной коммуникации в условиях: дис. канд. пед. наук / JI. В. Николаева — Якут, гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 1999. — 149 с.
  154. А. Г. О менталитете народа саха :монография: 2-е изд., испр. и доп. / А. Г. Новиков. Якутск: Изд-во АЦ при Президенте РС (Я), 1996. -146 с.
  155. И. Г. Языковая и метаязыковая компетенция школьника / И. Г. Овчинникова. // Система становления развивающего обучения в образовании г. Перми: сб. науч. тр. / ГКОН-ЗУУНЦ. Пермь, 1998. -С. 28−42.
  156. А. П. Опыт интерпретации мимики представителями различных этнических групп / А. П. Оконешникова // Вопросы психологического познания людьми друг друга и самопознание. -Краснодар, 1973. Вып. 1. — 261 с.
  157. А. П. Межэтническое восприятие и понимание дюдьми друг друга / А. П. Оконешникова. Пермь: Изд.-полиграф, комплекс «Звезда», 1999. — 406 с.
  158. А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А. П. Оконешникова. Киев, 1996. — 149 с.
  159. В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. М.: Наука, 1980.-263 с.
  160. Paul R.W. Critical thinking and critical person / R. W/ Paul // Thinkinq: Report on reseach. Hillsdale, 1987. — P. 12.
  161. А. П. Педагогические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе: автореф. дис. канд. пед. наук / А. П. Петрова — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2002. — 17 с.
  162. Т. И. Развитие разговорной диалогической речи в 1−3 классах якутской речи: пособие для учителя / Т. И. Петрова. Якутск: Кн. изд-во, 1979.-95 с.
  163. Т. И. Русский язык: сб. заданий и упражнений для 6 кл. якут. шк. / Т. И. Петрова, С. В. Кириллина, Е. С. Бочкарева — под ред. Т. И. Петровой. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995. — 200 с.
  164. JT. А. Компетентность в общении : социально-психологический тренинг / JI. А. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 219 с.
  165. Д. Математическое открытие : решения задач: осноные понятия, изучение и преподавание / Д. Пойа — пер. с англ. М.: Наука, 1976. — 448 с.
  166. . Н. Семейная культура народов Северо Востока России традиции и инновации / Б. Н. Попов. — Новосибирск: ВО Наука, 1993.-259 с.
  167. И. С. Этнопедагогика «Кут сюр» / И. С. Портнягин. -М.: Academia, 1998, — 184 с.
  168. И. С. Этнопедагог К. С. Чиряев : пед. мысли, идеи и взгляды / И. С. Портнягин. Якутск: Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова, Ассоциация народной педагогики Якутии, 2002. — 168 с.
  169. Программа якутских школ по русскому языку с 5−11 класс / К. Ф. Федоров и др. — М-во образования Респ. Саха (Якутия). Якутск, 1999. — 72 с.
  170. А. О науке / А. Пуанкаре. М., 1983. — 68 с.
  171. Пути реализации стратегических целей обновления школы: Материалы для разработки документов и проведения эксперимента по модернизации общего образования. М.: 2000. — 113 с.
  172. М. П. Педагогические основы развития социокультурной компетенции будущего учителя: автореф. дис. канд. пед. наук / М. П. Пушкова- Иркут. гос. пед. ун-т. Иркутск, 2001. — 20 с.
  173. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен- пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999, — С. 16.
  174. В. В. Развивающее обучение: теория и практика: ст. / В. В. Репкин, Н. В. Репкина. Томск: Пеленг, 1997. — 84 с.
  175. Н. В. Что такое развивающее обучение / Н. В. Репкина. -Томск: Пеленг, 1993.- С. 22.
  176. Е. И. Учитель как объект психологического исследования.: пособие для школьных психологов по работе с учителями и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — С. 399−404.
  177. Ю. В. Риторика публичной лекции / Ю. В. Рождественский // Новое в жизни, науке, технике. № 1. — М.: Знание, 1989. — 64 с. — (Лекторское мастерство).
  178. Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. М.: • Добросвет, 1997. — 600 с.
  179. JI. С. Основы общей психологии / JI. С. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  180. А. Г. Речь дошкольников в общении со сверстниками / А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн // Генет. проблемы соц. психологии. Минск, 1985. — С. 25.
  181. М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика) / М. В. Рыжаков. М.: Пед. о-во Рос., 1999. — 328 с.
  182. А. С. Личность: социальное, культурное, индивидульное: учеб. пособие / А. С. Саввинов — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. — 252 с.
  183. Р.Б. О новом поколении учебников по русскому и родному языкам / Р. Б. Сабаткоев // Региональный учебник 21 века: материалы респ. науч.- практ. конф. Якутск: Бичик, 2003.- С. 13−21.
  184. Р.Б. Методика развития связной русской речи в осетинской школе : метод, пособие / Р. Б. Сабаткоев. Оджоникидзе: Ир, 1979. — 136 с.
  185. В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.-273 с.
  186. Е. Н. От школы монолога к школе диалога / Е. Н. Селиверстова // Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. М.: Бонфи, 2002. — С. 162.
  187. В. В. Формирование профессионально-педагогической компетентности учителя в системе образования (на примере Республики Саха (Якутия): автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Семенова — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2004.- 18 с.
  188. В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика, 1994. № 5. — С. 16 — 21.
  189. В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования: 2-е изд. / В. Л. Серошевский. М., 1993. — 736 с.
  190. М. Н. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  191. М. Н. Школа и всестороннее развитие детей : кн. для учителей и воспитателей / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  192. Смелкова 3. С. Педагогическое общение: теория и практ. учеб. диалога на уроках словесности / 3. С. Смелкова. М.: Флинта, Наука, 1999. -292 с.
  193. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы: Док. DECS/SC/Sec / (96) 43. Берн, 1996.
  194. В. В. Речевая культура школьников / В. В. Соколова. Горький, 1989. -79 с.
  195. Г. И. Организация развивающего обучения русскому языку в 5 классе по учебнику В. В. Репкина «Введение в синтаксис»: метод, рекомендации / Г. И. Соколова. Томск: Пеленг, 1997. — 88 с.
  196. И. М. Диалог в педагогике: проблемы организации и исследования (с точки зрения учителя истории) / И. М. Соломадин // Шк. диалога культур: идеи, опыт, проблемы / под общ. ред. В. С. Библера. -Кемерово, 1993. С. 330 — 350.
  197. П. Основы искусства речи / П. Сопер. М., 1958. -90 с.
  198. В. Е. Философско-методологические основания саморазвития личности : автореф. дис. канд. фил. наук / В. Е. Степанова — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2003. — 25 с.
  199. Т. И. Введение в психолого-педагогическое исследование. / Т. И. Степанова- М-во образования РС (Я), ИПКРО. Якутск, 1999. — 66 с.
  200. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001.- 120 с.
  201. О. Ю. Национально-региональный компонент: вероятностные • поля смыслов и значений понятия / О. Ю. Стрелова. // Стандарты имониторинг. 2002. — № 4. — С. 22−27.
  202. В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  203. М. В. Воспитательный диалог / М. В. Телегин. Омск: Пеленг, 1997.-287 с.
  204. JI. Е. Знания учащихся о сказках и интерес к их сочинительству // Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений: межвуз. сб. науч. тр. М., 1987. — С. 91−105.
  205. М. Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе / М. Б. Успенский. М.: Педагогика, 1979. — 128 с.
  206. К. Д. Культура народа Саха / К. Д. Уткин. Якутск: Бичик, 1998. -368 с.
  207. К. Д. Навстречу ребенку / К. Д. Уткин, В. В. Семенова, Т. А. Обулахова. Якутск: Бичик, 2000. — 144 с.
  208. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: в 2 кн. / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М., 1998.
  209. К. Д. Избранные педагогические сочинения. / К. Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1974.1. Т. 1: 509 с.
  210. Д. И. Психология взросления : структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: изб. тр. / Д. П. Фельдштейн — Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Флинта, 1999. — 672 е.
  211. М.М. Сопоставительный анализ лексико грамматических систем английского, русского и якутского языков. — Якутск: Изд -во Ягу, 1987. -84 с.
  212. . А. Перечитывая античную классику. / Б. А. Фохт. // Педагогика.2000. № 8. — С. 64−72.
  213. Р. М. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина. М.: Academia, 2001.-315, 1. с.
  214. Э. В. Методика обучения студентов лекционной речи : автореф. дис. канд. пед. наук / Э. В. Хлебникова — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. -М., 1994.- 15 с.
  215. А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  216. А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
  217. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. М., Рига, 1997. — 276 с.
  218. Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. -Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
  219. А. П. Педагогическая техника в работе учителя / А. П. Чернявская. М.: Центр «Пед. поиск», 2001. — 58 с.
  220. Н. К. Диалектика формального и материального в гимназическом образовании: автореф. дис. канд. фил. наук / Н. К. Чиряев — Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2002. — 22 с.
  221. О. М. Особенности отношения младших, средних и старших подростков к себе и другим людям как показатель уровня развития нравственного поведения / О. М. Чоросова // Мир психологии. 1996. -№ 4(9).-С. 152−158.
  222. А. М. Общая психолинвистика / А. М. Шахнарович. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 93, 2. с.
  223. С. Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы / С. Е. Шишов. М., Якутск, 1997. -38 с.
  224. С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. о-во Рос., 1999. — 354 с. — Прил.
  225. Э. А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам / Э. А. Штульман — Воронеж, гос. ун-т. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1971.- 144 с.
  226. Н. В. Ориентирование старшеклассников на коммуникативную самореализацию : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Эверт. Улан-Удэ, 2002. — 20 с.
  227. Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — С. 277 — 497.
  228. Э. Детство и общество. / Э. Эриксон. СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 1992. -415 с.
  229. Э. Идентичность. Юность и кризис. / Э. Эриксон. М.: Группа прогресс, 1996. — 336 с.
  230. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  231. Л. П. О диалогической речи: яз. и его функционирование / Л. П. Якубинский. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
Заполнить форму текущей работой