Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование адаптационных качеств у будущих специалистов рабочих профессий в системе начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях рыночной экономики наблюдается востребованность специалистов строительных профессий, обладающих инновационным мышлением, способных в условиях экономических преобразований найти свое место, адаптироваться к новым условиям труда (новые материалы, технологии производства), применять сформированный за годы учебы в профессиональном училище комплекс необходимых для широкого спектра… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ У СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
    • 1. 1. Сущность и содержание комплекса адаптационных качеств специалиста строительных профессий
    • 1. 2. Анализ практики формирования адаптационных качеств специалиста у учащихся профессионального училища
    • 1. 3. Показатели сформированности адаптационных качеств специалиста строительных профессий
    • 1. 4. Педагогические условия формирования адаптационных качеств будущего специалиста в условиях профессионального училища
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА У УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
    • 2. 1. Планирование и организация экспериментальной работы по формированию адаптационных качеств будущего специалиста у учащихся профессионального училища
    • 2. 2. Ход и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию адаптационных качеств будущего специалиста производственной сферы у учащихся профессионального училища
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование адаптационных качеств у будущих специалистов рабочих профессий в системе начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние десятилетия в России произошли коренные изменения во всех общественных сферах. Мировой финансовый кризис так или иначе отразился в социальной сфере, проявился во всех сферах экономики и производства. Так, если до кризиса наблюдался бурный рост в строительной сфере, который выражался в увеличивающихся объемах и масштабах строительства, в закладке множества проектов, соответственно, в увеличении заработной платы работников, то ухудшившаяся конъюнктура рынка позволяет говорить о наступившем спаде в отрасли. Финансовый кризис актуализировал полипрофессиональную направленность подготовки специалистов строительных профессий, поскольку лишившись привычного места работы, человек, обладающий полипрофессионализмом, имеет возможность продолжать трудовую деятельность в смежных профессиях.

В условиях рыночной экономики наблюдается востребованность специалистов строительных профессий, обладающих инновационным мышлением, способных в условиях экономических преобразований найти свое место, адаптироваться к новым условиям труда (новые материалы, технологии производства), применять сформированный за годы учебы в профессиональном училище комплекс необходимых для широкого спектра строительных специальностей знаний, умений и навыков. Рынок отбирает лучших, поэтому перед рабочими строительных специальностей, а значит перед системой подготовки соответствующих кадров стоит задача готовить высококвалифицированных, умеющих приспосабливаться к различным условиям труда специалистов. Этим актуализируется потребность в личностных и профессиональных качествах, которые помогают адапВдяршшшящие требования к подготовке специалистов строительных профессий также обусловлены существованием различных форм собственности, появлением новых смежных профессий, что актуализирует необходимость формирования у современного специалиста адаптационных качества, позволяющих ему на профессиональном уровне входить в специфику новой профессии, востребованной на рынке труда.

Традиционно основным поставщиком рабочих кадров в строительную сферу является профессиональное училище. Соответственно перед системой начального профессионального образования стоит задача подготовки специалистов строительных профессий, обладающих полипрофессионализмом, способных адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда и производства.

Проблему адаптации в социальном, психологическом, педагогическом, медицинском, биологическом, физиологическом аспектах исследовали такие ученые как К. А. Абульханова-Славская, А. Арнольд, X. Ауберт, Ф. Б. Березин, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, И. Д. Калайков, Я. Л. Коломенский, А. Кристоф, У. Купер, Ж. Б. Ламарк, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Е. В. Маслов, Г. Матулене, И. А. Милославова, Ю. А. Миславский, В. И. Мясищев, Г. В. Осипов, И. П. Павлов, Ж. Пиаже, И. Робертсон, С. Л. Рубинштейн, Г. Спенсер, Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомский, Л. Филипс, П. М Якобсон, М. Г. Ярошевский. Профессиональная или производственная адаптация рассматривалась К. М. Астаховым, Е. В. Снесаревым, И. Д. Калайковым и др.

В диссертационных исследованиях последних лет проблема профессиональной адаптации выпускников рассматривается Г. А. Павлючковым, формирования личностного адаптационного потенциала в условиях вуза — С. В. Бондаренко, социально-экономической адаптации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования к рынку труда-Г. В. Спиридоновой.

Вопросы становления личности специалиста, организации учебно-воспитательного процесса в системе начального профессионального образования разрабатывались С. Я. Батышевым, А. П. Беляевой, Б. С. Гершунским, В. Г. Каташевым, Г. В. Мухаметзяновой, А. М. Новиковым, Н. С. Толстовым, Н. Г. Ярошенко и др.

Вопросы психологии труда рассматривались В. А. Бодровым, Е. А. Климовым, А. Б. Леоновой, А. К. Марковой, Н. С. Пряжниковым, Ю. К. Стрелковым, В. Д. Шадриковым, Э. Ф. Зеером, Л. М. Зюбиным и другими учеными.

Однако проблема формирования адаптационных качеств у будущих специалистов строительныхпрофессий как интегративной характеристики личности, способствующей самореализации в условиях рыночной экономики и, соответственно, в изменяющихся условиях производства, не была предметом специальных исследований.

Анализ теории и практики подготовки специалистов строительных профессий в — профессиональных училищах позволил выявить следующие противоречия:

— между потребностью современного производства в специалистах, которые могут адаптироваться к новым условиям труда, и неготовностью профессиональных училищ к решению проблемы подготовки таких специалистов;

— между имеющимся потенциалом содержания начального профессионального образования в формировании адаптационных качеств у будущих специалистов строительныхпрофессий и недостаточной научно-методической разработанностью педагогических условий реализации этого потенциала в условиях профессионального училища.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования адаптационных качеств у будущих специалистов строительныхпрофессий в системе начального профессионального образования?

Цель настоящего исследования состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования адаптационных качеств у будущих специалистов строительныхпрофессий в системе начального профессионального образования.

Объект исследования — подготовка будущих специалистов строительных профессий в системе начального профессионального образования.

Предмет исследования — процесс формирования адаптационных качеств у будущих специалистов рабочих профессий строительной сферы в системе начального профессионального образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование адаптационных качеств у будущих специалистов строительных профессий в системе начального профессионального образования будет обеспечено при реализации следующих педагогических условий:

— актуализации профессиональной направленности обучения, ориентирующей учащихся на овладение широким спектром строительных профессий;

— реализации комплексного подхода к обучению, основанного на межпредметных связях всех учебных дисциплин, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности;

— научно-методическом оснащении образовательного процесса, включающем учебное пособие «Формирование адаптационных качеств специалиста производственной сферы в профессиональном училище»;

— применении активных методов обучения, направляющих учащихся на решение производственных ситуаций (кейс-метод, моделирование производственных ситуаций, деловые игры с моделированием, взаимоотношений в производственном коллективе);

— оптимальном использовании возможностей производственной практики для разработки учебных проектов, подготовки курсовых работ, отражающих проблемы адаптации к условиям производства;

— создании атмосферы психологического комфорта, сотрудничества преподавателя и учащегося.

В соответствии с обозначенной проблемой, целью исследования и гипотезой поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущностно-содержательную характеристику адаптационных качеств специалистов строительных профессий;

— на основе анализа современной образовательной практики выявить недостатки в деятельности преподавателей профессионального училища по формированию адаптационных качеств у будущих специалистов строительных профессий и пути их устранения;

— разработать показатели и охарактеризовать уровни сформированности адаптационных качеств у будущих специалистов строительных профессий;

— теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия совершентвования. процесса формирования адаптационных качеств у будущих специалистов строительных профессий в системе начального профессионального образования.

Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийтеория системного и целостного подхода к общественным явлениямдиалектическое учение о единстве общего, особенного и единичногосовременные научные теории деятельности и познанияаксиологический подходдиалектическая теория познанияконцепции деятельностного и личностно ориентированного подходов к профессиональной подготовке специалистовпринцип единства теории и практЕеоретическую основу исследования составили: принципы и методы системного подхода к анализу педагогических явлений (С. И. Архангельский, Ю. П. Сокольников, М. Н. Скаткин, Э. Г. Юдин) — комплексный, деятельностный и компетентностный подходы к формированию и становлению личности (А. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский и др.), концепции личностно-ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, А. А. Плигин, В. В. Сериков, И. С. Якиманская) — теория деятельности и развития личности (Г. Айзенк, В. И. Андреев, Р. Берне) — теория адаптации с учетом дуалистической — биологической и социальной — природы человека (Ю. А. Александровский, Л. Ф. Алексеева, И. А. Аливердиева, Д. А. Андреева, В. Г. Асеев, Г. А. Балл, Л. В. Горелов,.

A. Н. Жмыриков, В. П. Казначеев, С. В. Кинелев, И. К. Кряжева,.

B. И. Лебедев, Т. И. Ронгинская, В. И. Судаков и др.), теория профессионального образования (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы, нормативных документов начального профессионального образования (Закон РФ «Об образовании», государственный образовательный стандарт начального профессионального образования), учебных планов, рабочих программанализ передового педагогического опыта, в том числе зарубежногоанализ результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся и преподавателей профессионального училищанаблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опрос, деловые игрыпедагогический экспериментматематическая обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «ПУ-14» г. Новочебоксарска, исследованием было охвачено 69 учащихся, в том числе 34 учащихся конт) ОрБа1ийз1а ййяга юагшриишсгхвдшганфу пп.

Первый этап — подготовительный (2005 — 2006 гг.) включал изучение и анализ научной психолого-педагогической, методической и специальной литературы, практики профессиональной подготовки будущих специалистов строительных профессий в профессиональных училищахопределение темы исследования, его цели, объекта, предмета, гипотезы и задачанкетирование учащихся профессионального училища на предмет знания ими специфики своей будущей профессии, необходимых профессиональных качеств, особенностей адаптации на производстве, критериев оценки современного специалиста строительных профессий.

Второй этап — экспериментальный (2006 — 2008гг.) — проведение констатирующего этапа экспериментаопределение критериев и уровней сформированности адаптационных качеств у будущих специалистов строительных профессий в условиях профессионального училищавыявление и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования адаптационных качеств будущего специалиста строительных профессий в услових профессионального училищаорганизация формирующего эксперимента.

Третий этап — итоговый (2008 — 2009 гг.) посвящен анализу и обработке результатов экспериментальной работы, формулированию общих выводов, оформлению диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— раскрыты сущностно-содержательные характеристики адаптационных качеств будущего специалиста строительных профессий;

— разработаны показатели и охарактеризованы уровни сформированности адаптационных качеств у будущих специалистов строительных профессий/.

— выявлены и обоснованы педагогические условия формирования адаптационных качеств у будущих специалистов строительных профессий в системе начального профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дополняет теорию и методику профессионального образования. В нем раскрыты сущностно-содержательные характеристики адаптационных качеств у будущего специалиста строительных профессийопределена специфика строительных профессий в контексте формирования адаптационных качеств, обоснованы показатели и уровни сформированности адаптационных качеств у будущих специалистов строительных профессий в условиях профессионального училища.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации исследования являются частью научно-методического обеспечения образовательного процесса в профессиональном училище. Внедрение учебного пособия «Формирование адаптационных качеств специалиста производственной сферы в профессиональном училище» в образовательный процесс обеспечило мобильность и адаптацию выпускников к изменяющимся условиям современного производства. Материалы исследования могут найти применение в образовательном процессе других учреждений начального и среднего профессионального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических положенийиспользованием методов исследования, адекватных поставленным цели и задачамличным опытом работы соискателя преподавателем профессионального училищаиспользованием методов математической обработки данных эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступления на конференциях: всероссийской конференции «Пансофия этнопедагогики» (Чебоксары, 2009 г.), межрегиональных конференциях (2008 — 2009 гг.), на методологических семинарах аспирантов и докторантов, заседаниях кафедр педагогики и технологии и предпринимательства ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им И. Я. Яковлева" — через публикации научных статей и проведение семинаров для преподавателей профессионального училйцаащиту выносятся следующие положения:

1. Адаптация отображает содержание объективных связей и диалектических отношений между организмом и средой. Факторами, обусловливающими производственную адаптацию, являются условия труда и его организация, оплата труда и формы материального и нематериального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, психологический климат в коллективе и т. д.

Адаптационные качества специалиста строительных профессий — это комплекс социальных (социальная мобильность, коммуникативность), личностно-психологических (мотивация к самосовершенствованию, ответственность за результаты труда), интеллектуальных (умственная активность, владение ИКТ), профессиональных (полипрофессионализм, владение новой техникой и технологиями производства) свойств, которые помогают специалисту приспособиться к новым изменяющимся условиям в сфере профессиональной деятельности.

2. Показателями сформированности социальных адаптационных качеств специалиста строительных профессий являются: социальная мобильность (коллективизм, готовность к переходу из одного производственного коллектива в другой), коммуникативность (готовность к сотрудничеству и умение работать в команде, готовность помогать коллегам, готовность к интенсификации межличностного общения) — личностно-психологических: мотивация к самосовершенствованию (осознание необходимости и значимости работы над собой для повышения профессионального уровня, устойчивая потребность в приобретении знаний, умений и навыков, обусловленных современными требованиями производства), ответственность за результаты труда (умение доводить начатое дело до конца, осознание личной и общественной значимости результатов труда) — интеллектуальных: умственная активность (любознательность, нестандартность мышления), владение ИКТ (компьютерная грамотность, умение работать в сети Интернет) — профессиональных: полипрофессионализм (владение профессионально-необходимыми знаниями, умениями и навыками, в том числе в смежных профессиях, умение соотносить профессиональные умения и навыки со смежными специальностями), нестандартность в решении производственных проблем (создание алгоритма деятельности в нетиповых ситуациях, готовность к отбору и реализации оптимальных способов выполнения заданий). Уровнями сформированности адаптационных качеств у будущих специЗлиС&шругирфЕБнпшыадяптарифнныий канредел^нбуд^вщвнкийедирщднищ шрвиизльных профессий в системе начального профессионального образования способствует реализация следующих педагогических условий:

— актуализация профессиональной направленности обучения, ориентирующей учащихся на овладение широким спектром строительных профессий;

— реализация комплексного подхода к обучению, основанного на межпредметных связях всех учебных дисциплин, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности;

— научно-методическое оснащение образовательного процесса, включающее учебное пособие для преподавателей «Формирование адаптационных качеств специалиста производственной сферы в профессиональном училище»;

— применение активных методов обучения, направляющих учащихся на решение производственных ситуаций (кейс-метод, моделирование производственных ситуаций, деловые игры с моделированием взаимоотношений в производственном коллективе);

— оптимальное использование возможностей производственной практики для разработки учебных проектов, подготовки курсовых работотражающих проблемы адаптации к условиям производства;

— создание атмосферы психологического комфорта, сотрудничества преподавателя и учащегося.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Экспериментальная работа, проведенная по трем этапам, позволяет сделать следующие выводы:

1. На первом этапе изучен опыт подготовки специалистов строительных профессий в училище в контексте формирования у них адаптационных качеств, осуществлен анализ нормативных документов начального профессионального образования: федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270 802.09 «Мастер общестроительных работ», федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270 802.10 «Мастер отделочных строительных работ», федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190 631.01 «Автомеханик», федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270 802.09 «Мастер общестроительных работ», федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270 802.07 «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ», федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270 802.08 «Мастер сухого строительства». Также была проанализирована федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы для определения приоритетных направлений развития в системе образования. Помимо этого, были проанализированы образовательные программы и учебные планы, относящиеся к вышеназванным профессиям. На этой основе была сформулирована гипотеза исследования, определены цели и задачи, про1тВ! ш?ш>шшЕнон1шт^ позволяют говорить о необходимости проведения работы в профессиональном училище, направленной на формирование адаптационных качеств у учащихся, поскольку существует настоятельная потребность производства в высококвалифицированных, умеющих адаптироваться к новым условиям специалистах. Анкетирование и тестирование молодых специалистов, работающих на производстве, позволило выявить основные слабые места организации подготовки их в профессиональном училище, например, устаревшая материально-техническая база и учебно-методическая литература, слабое владение информационно-коммуникационными технологиями и прочее. При этом в образовательных программах имеется определенный потенциал для формирования адаптационных качеств у будущих специалистов строительных профессий.

2. На втором этапе экспериментальной работы проведен ряд организационно-педагогических мер: актуализация профессиональной направленности обучения, ориентирующая учащихся на овладение широким спектром строительных профессий — полипрофессионализмреализация комплексного подхода к обучению, основанного на межпредметных связях всех учебных дисциплин, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельностинаучно-методическое оснащение образовательного процесса, включающее, в том числе, учебное пособие «Формирование адаптационных качеств специалиста производственной сферы в профессиональном училище" — применение активных методов обучения, направляющих учащихся на решение производственных ситуацийоптимальное использование возможностей производственной практики для разработки учебных проектов, подготовки курсовых работ, отражающих проблемы адаптации к условиям производства) — создание атмосферы психологического комфорта, сотрудничества преподавателя и уЭащеНасятретьем этапе экспериментальной работы проведен анализ динамики результатов исследования по выявленным показателям уровней сформированности адаптационных качеств у специалистов строительных профессий между контрольной и экспериментальной группами и оформлены ее результаты.

Экспериментальная работа подтведила правильность выбора и научную обоснованность педагогических условий, способствующих формированию адаптационных качеств у будущих специалистов строительных профессий.

Следовательно, отсюда можно сделать заключение, что выдвинутая в исследовании гипотеза имеет положительную основу. Ее состоятельность мы обосновали как теоретически, так и путем экспериментальной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная нами экспериментальная работа в целом подтвердила исходную гипотезу и позволила сделать следующие выводы:

1. Проблема формирования адаптационных качеств у будущего специалиста строительных профессий находится в сфере социально-экономической жизни общества, благосостояние которого в большой степени определяется уровнем развития производства. Данная проблема также находится на стыке многих наук — психологии, педагогики, техники, в совокупности формирующих профессиональную компетентность специалиста производственной сферы как ключевую способность специалиста применять в профессиональной деятельности знания, умения, навыки и общие способы выполнения производственно-технологических опера^днако современное производство, находясь в постоянном обновлении технологий, материалов и оборудования, выдвигает перед системой профессионального образования, в первую очередь, начального, новые требования к подготовке специалистов новой формации, способных применять и наращивать профессионально необходимые знания и умения, быть способными быстро переключаться на новые специальности и готовые к новым условиям работы. Такое положение актуализирует проблему данного исследования.

2. Адаптация как приспособление личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям способствует усвоению социального опыта, овладению новыми социальными ролями и осуществлению активно-преобразующей деятельности в социальной сфере.

Специфика специалиста строительных профессий определяется характером деятельности, применительно к производству — в преобладанием физического труда над умственным, множеством контактов профессионального характера (производственная коммуникация), познаниями в областях смежных профессий. Современные требования производства к уровню подготовки специалиста и владению им определенными профессиональными навыками учитывают потребности профессий в специалистах, способных сочетать в себе знания в области смежных с основной профессиях. Это позволяет таким работникам быть профессионально мобильными, характеризуя их как полипрофессионалов. В результате, специалист со знаниями в области нескольких профессий становится особенно востребованным на рынке труда.

3. Адаптационные качества специалиста строительных профессий включают:

— социальный (социальная мобильность, коммуникативность);

— личностно-психологический (мотивация к самосовершенствованию, стрессоустойчивость, ответственность за результаты труда);

— интеллектуальный (умственная активность, владение ИКТ);

— профессиональный (полипрофессионализм, владение новой техникой и технологиями производства).

4. Анализ современной практики профессионального училища выявил существующие проблемы в формировании адаптационных качеств у будущего специалиста строительных профессий. Так, в профессиограммах не отражены требования, касающиеся применения новых материалов и новых технологических приемов работы с ними. А это как раз и определяет уровень овладевания молодым специалистом профессиональных приемов, того, что относится к профессиональному компоненту производственной адаптации. В содержании профессиональной деятельности не полностью отражена специфика работы современного специалиста строительных профессий. На наш взгляд, содержание профессиограмм должно регулярно пересматриваться в соответствии с современным состоянием промышленной сферы, то есть «идти в ногу со временем», учитывая последние наработки в теории и практике данной области человеческой деятельностивозможно, следуя тенденциям, несколько опережать их. Необходимо учитывать потребности региона, влияющие на развитие промышленной сферы, что актуализирует информационное обеспечение этих потребностей, подготовку специалистов согласно этим требованиям. Отсюда, одной из важнейших задач систем подготовки специалистов производственной сферы становится отслеживание информации (обратная связь с предприятиями) и разработка программ обучения и рекомендаций по совершенствованию таких программ в соответствии с современными требованиями.

5. Критериями сформированности адаптационных качеств специалиста строительных профессий нами определены следующие: социальный, личностно-психологический, интеллектуальный, профессиональныйуровнями — низкий, средний, высокий.

6. Формирование адаптационных качеств специалиста строительных профессий связано с реализацией педагогических условий, эффективность которых была нами проверена в ходе формирующего этапа эксперимента. Этот процесс будет эффективным только тогда, когда будут соблюдены следующие педагогические условия: актуализация профессиональной направленности обучения, ориентирующей учащихся на овладение широким спектром строительных профессий;

— реализация комплексного подхода к обучению, основанного на межпредметных связях всех учебных дисциплин, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельностинаучно-методическое оснащение образовательного процесса, включающее учебное пособие для преподавателей «Формирование адаптационных качеств специалиста производственной сферы в профессиональном училище»;

— применение активных методов обучения, направляющих учащихся на решение производственных ситуаций (кейс-метод, моделирование производственных ситуаций, деловые игры с моделированием взаимоотношений в производственном коллективе);

— оптимальное использование возможностей производственной практики для разработки учебных проектов, подготовки курсовых работотражающих проблемы адаптации к условиям производства;

— создание атмосферы психологического комфорта, сотрудничества преподавателя и учащегося.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность формирования адаптационных качеств специалиста обеспечивается неразрывной связью теории и практики, учебного процесса и производственной практики, связанной с современными требованиями произЦрвквденное нами исследование не могло охватить всех проблем в избранной области. Как нам представляется, требуют дальнейшего изучения следующие вопросы: соотнесение степени влияния внешних и внутренних мотивов личности на процесс адаптации, связанной с успешностью или неуспешностью последнейпрофилактика позитивного и ответственного отношения к труду в контексте адаптации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М., 1980.
  2. , Н. А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян.- М.: Физкультура и спорт, 1983.
  3. , Н. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья / Н. А. Агаджанян, А. И. Труханов, Б. А. Шендеров. М.: изд-во «Сирин», -2002.-156 с.
  4. Адаптация (биология) // Википедия. 2009 — 2009. Дата обновления: 09.11.2008. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=l9750984 (дата обращения: 09.11.2008).
  5. Адаптация к профессиональной деятельности / А. Ж. Юревиц, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др. // Физиология трудовой деятельности, -СПб.: Наука, 1993. С. 209−277.
  6. , Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, М. Айзенк. М.: Эксмо-пресс, 2001. — 480 с.
  7. , Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г Вильсон / Пер. с англ. А. Белопольский. М.: «Когито-центр», 2000. — 283 с.
  8. , Г. Проверьте свои способности / Г. Айзенк. М. 1972. — 121 с.
  9. , Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмерли. -М.: Советское радио, 1974. 272 с.
  10. , Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  11. , JI. Ф. Активность. Адаптация. Развитие / JI. Ф. Алексеева.- Томск: STT. 2007. — 302 с.
  12. , И. А. Психологические характеристики адаптации студентов к учебной деятельности / Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Л., 1982.
  13. , Б. Г. Избранные труды : в 2-х т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1990. — Т. 1 — 230 с.
  14. , В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Центр инновационных технологий /
  15. B. И. Андреев. Казань, 2006. — 470 с.
  16. , В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Центр инновационных технологий / В. И. Андреев. -Казань, 2006. 606 с.
  17. , Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество / Д. А. Андреева. -Л., 1973.
  18. , П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 477 с.
  19. , П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. -М.: Наука, 1980. 197 с.
  20. , С. Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии: Автореф. дис.. канд. филос. наук / С. Д. Артемов. Свердловск, 1970. — 24 с.
  21. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Арханшельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  22. , С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе /
  23. C. И. Арханшельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  24. , И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. М.: Наука, — 1982. 270 с.
  25. , И. А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов / И. А. Аршавский // Вопросы философии. № 11. — 1986. — С. 95−104.
  26. , В. Г. Личность и значимость побуждений / В. Г. Асеев. М., 1993.
  27. , А. Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива / А. Г. Асмолов. Новгород, 1993. — 24 с.
  28. , А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.-396 с.
  29. , А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Учебник для вузов / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001.-416с.
  30. , Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  31. , Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990.
  32. , С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах / С. Я Батышев. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  33. , С. Я. Подготовка рабочих кадров / С. Я Батышев. — М.: Педагогика, 1984. 247 с.
  34. , С. Я. Производственная педагогика / С. Я Батышев. М.: Машиностроение, 1984. — 672 с.
  35. , С. Я. Реформа профессиональной школы. Опыт. Поиск. Задачи. Пути реализации / С. Я. Батышев. М.:Вш, 1987.
  36. , С. Я. Теоретические основы подготовки квалифицированных рабочих и методологические исследования.
  37. Методические основы исследования в области педагогики и психологии профтехобразования / С. Я Батышев. М., 1975. — 41 с.
  38. , А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах / А. П. Беляева. — М: Высшая школа, 1991. 193 с.
  39. , А. П. Интеграционные процессы в содержательном компоненте профессионального обучения // Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр / А. П. Беляева. Л.: ВПИИпроф-тсхобразования, 1989. — С.57 — 69.
  40. , А. П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах / А. П. Беляева. М.: Высшая школа, 1974. — 48 с.
  41. , А. П. Принцип системности в исследованиях дидактических проблем профтехобразования // Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования / А. П. Беляева. Л., 1987. -С. 137−139.
  42. , А. П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании / А. П. Беляева. — М.: Высшая школа, 1978.-160 с.
  43. , А. П. Проблемы систематизации знаний, умении и навыков/ Дидактические проблемы содержания образования в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр / А. П. Беляева. Л.: ВНИИпрофгсхобразовапия, 1976. — 33 с.
  44. , А. П. Профессионально-педагогическая технологи" обучения в профессиональных учебных заведениях // Институт профтехобразования РАО / А. П. Беляева. М.: изд-во ИГТГО РАО, 1995. -с.2−16.
  45. , Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л., 1988.
  46. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне / Пер. с англ. -М.: «Прогресс», 1986.
  47. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д., 1983.
  48. , Д. Б. Педагогические системы. Одаренные дети / Д. Б. Богоявленская. -М., 2000.
  49. , Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М., 2002.
  50. , Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. — М., 1981
  51. , Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования / Д. Б. Богоявленская. 2004. — № 2. — С. 46 — 68.
  52. , В. А. Психология профессиональной деятельности. // Современная психология: справочное руководство / В. А. Бодров. М., 1999.
  53. , В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. М., 2001.
  54. , Н. Р. Адаптация. Новое в приспособлении к окружающей среде / Н. Р. Бордюк. М.: «Глобус», 1998. — 88 с.
  55. , Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие (в соавторстве) / Е. В. Богоявленская. М.- Ростов н/Д, 1999. 520 с.
  56. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография / Е. В. Богоявленская. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. -352 с.
  57. , Л. Н. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 268 с.
  58. , О. С. Психология здоровья человека : эталоны, представления, установки / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 352 с.
  59. , М. В. Профессиональная адаптация молодежи / М. В. Воланен // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 117−120.
  60. , А. И. Болезнь и здоровье : две стороны приспособления / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин. М.: Медицина, 1998. — 480 с.
  61. , Р. И. Медицина по Дарвину / Р. И. Воробьев // Химия и жизнь. № 2. — 2001. — С.44−48.
  62. , Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  63. , JI. X. Антистрессорные реакции и активационная терапия / Л. X. Гаркави, Е. Б. Квакина, Т. С. Кузьменко. М.: «ИМЕДИС». — 1998. -656 с.
  64. Hartmann Н. Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y., 1958.
  65. , JI. В. Социальная и профессиональная адаптация / JI. В. Горелов. Новосибирск, 1976.
  66. , Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде: Дис. .канд.психол. наук / Г. А. Горошидзе. Тбилиси, 1982. — 165 с.
  67. , Г. М. Интимная жизнь стресса / Г. М. Дербенева // Химия и жизнь. № 7. — 1999 г. — С. 54−57.
  68. , А. А. Акмеология / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  69. Дик, Н. Ф. Настольная книга руководителя лицея, колледжа / Н. Ф. Дик, Т. И. Дик. Ростов н/Д: изд-во «Феникс «, 2006. — 352 с. (Сердце отдаю детям)
  70. , В. М. Четыре модели медицины / В. М. Дильман. Л.: Медицина, 1987. — 288 с.
  71. Drucker, Peter F. Managing for the Future. 1992.
  72. Drucker, Peter F. The Practice of Management. 1954.
  73. , Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: Дис.. канд. психол. наук / Д. Н. Дуброввин. М., 2005. — 136 с.
  74. , О. И., Зеленков В. А. / О. И. Дудина // «Кадры предприятия «. № 4. 2007 г.
  75. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск, 1976.
  76. , А. Н. Диагностика социально-психологической адаптиро- ванности личности в новых условиях деятельности и общения : Автореф. дис.. канд. психол. наук / ЛГУ. Л., 1989.
  77. , Г. В. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика / Г. В. Залевский, Э. В. Галажинский, Т. Г. Бохан. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — 128 с.
  78. , А. С. Тайная мудрость человеческого организма / А. С. Залманов. — СПб.: Наука, 1991. 335 с.
  79. , Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2002. — 126 с.
  80. , Э. Ф. Психология профессии : учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Академическиий проект. — 2003. — 336 с.
  81. , Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППУ, 1997.-244 с.
  82. , Л. М. Психологические особенности трудных учащихся профессионально-технических училищ / Л. М. Зюбин. М., 1966.
  83. , В. П. Современные проблемы адаптации / В. П. Казначеев. — Новосибирск: Наука, 1980. — 140 с.
  84. , И. Д. Цивилизация и адаптация / И. Д. Калайков. М.: «Прогресс «, 1984.
  85. , Г. Н. Внутренняя среда организма / Г. Н. Кассиль. М.: Наука, 1983.-227 с.
  86. , А. Я. Основы управления персоналом : Учебник / А. Я. Кибанов М.: ИНФРА — М, 2006. — 304 с.
  87. , С. В. Адаптация личности как социальное явление (социально-философский аспект): Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Л., 1978.-20 с.
  88. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. -М., 1995.
  89. , Е. А. Психология профессионала : Избр. психол. труды / Е. А. Климов. М.: Воронеж: Моск. психол. — соц. ин-т: МОДЭК, 2003. — 455 с.
  90. , Е. А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. Обнинск, 1993.
  91. , Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л. Н. Коган. -М.: Знание, 1981. 63 с.
  92. Коломенский, Я. JL Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я. JI. Коломенский. М.: Тетра Системе, 2000. — 432 с.
  93. Концепция инновационного развития Чувашской Республики: утв. постановление Кабинета Министров от 21.02.2005 № 39.
  94. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. — № 4. — С. 97−126.
  95. , В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика ». / В. В. Краевский. — 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. — 255 с.
  96. , В. В. Общие основы педагогики : Учеб. для студ-ов высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: Academia, 2003. — 355 с.
  97. , В. В. Основы обучения : дидактика и методика: учеб. пособие / В. В. Краевский, В. В. Хуторской. М.: Академия, 2007. — 352 с.
  98. , А. П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) / А. П. Краковский. М.: Педагогика, 1970. — 271 с.
  99. , JI. Н. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы / JI. Н. Крейндлин. М.: Академия, 1999. — 352 с.
  100. , И. К. Социально-психологические факторы адаптированнос-ти личности : Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980.
  101. , Г. И. Столярное дело / Г. И. Кулебакин. М.: Стройиздат, 1996. — 332 с.
  102. , В. И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Лебедев. -М.: Политиздат, 1989. 303 с.
  103. , В. И. Психология и управление / В. И. Лебедев. М.: Агропромиздат, 1990. — 176 с.
  104. , В. И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах / В. И. Лебедев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 431 с.
  105. , А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник МГУ. Серия 14. 2000. — № 3. — С. 4−21.
  106. , А. Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия / А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева. М.: Родикс, 1995. — 448 с.
  107. , А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  108. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Психология», «Клиническая психология». М.: Смысл: Academia, 2005.- 346 с.
  109. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
  110. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975.
  111. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  112. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1980. 123 с.
  113. , Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев.- Самара: СИУ. 1998. — 200 с.
  114. , Б. Т. Педагогика : Курс лекций / Б. Т. Лихачев // Учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 607 с.
  115. , Б. Ф. Психология управления / Б. Ф. Ломов, А. Л. Журавлев. -М., 1978.
  116. , В. В. Основы управления персоналом : учеб. пособие по спец. «Управление персоналом» / В. В. Лукашевич. М.: КноРус, 2008. -240 с.
  117. , Н. П. Производственная адаптация молодых рабочих в условиях перестройки: Дис.. д-ра филос. наук / Н. П. Лукашевич. М., 1989.-342 с.
  118. , А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал / А. Г. Маклаков, В. А. Кулганов. 2001. — Т. 22. -№ 1.-С. 16−24.
  119. , В. Г. Технология формирования профессионально-творческой личности преподавателя / В. Г. Максимов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 1996. — 227 с.
  120. , Ю. С. Адаптация и здоровье / Ю. С. Малов // Клиническая медицина № 12.-2001.-С. 61−63.
  121. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.
  122. , Е. В. Управление персоналом предприятия / Е. В. Маслов. -М., 1999-С. 169- 177.
  123. , М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 268 с.
  124. , Ф. 3. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. 3. Мерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  125. , В. И. О проблеме адаптации / В. И. Медведев // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. — С. 3−18.
  126. , В. И. Функциональное состояние человека / В. И. Медведев, А. Б. Леонова // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993.-С. 10−54.
  127. , И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Ф. Парыгина. -Л., 1973. Вып. 2. С. 111−120.
  128. , И. А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. .канд. филос. наук /И. А. Милославова. — Л., 1974. — 24 с.
  129. , Г. В. Профессиональное образование: Проблемы качества научно-методического обеспечения / Г. В. Мухаметзянова. -Казань: Магариф, 2005. 319 с.
  130. , Г. В. Региональная программа развития среднего профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова. Казань, 1997.
  131. , Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова. — М.: Магистр, 1995.
  132. , Г. В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональной подготовки в ССУЗе // Совершенствование профессиональной подготовки специалистов в условиях переходного периода / Г. В. Мухаметзянова. Нижнекамск, 1995.
  133. , А. А. Социальнопсихическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.
  134. , В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -208 с.
  135. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат и др. — под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. — 224 с.
  136. Об образовании: закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266−1: новая редакция действует с 1 сентября 2005 г. М.: ACT: Астрель, 2005.-64 с.
  137. Об образовании: закон Чувашской Республики от 28.01.1993 г. // Народная школа. 1992. — № 2. — С. 1−18.
  138. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических вузов / Серкова Е. И., Симоненко В. Д., Ретивых М. В. и др. — Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вента-граф, 2005. -366 с.
  139. , Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис.. канд. психол. наук / Г. Г. Овчинникова. М., 1997. — 35 с.
  140. , Ю. Г. Управление персоналом в структурно логических схемах: Учебник / Ю. Г. Одегов. — М.: Академический проект, 2005. — 1088 с.
  141. , С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН — Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова — С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  142. Основы, общей и профессиональной педагогики / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов. М.: Гардарики, 2005.
  143. , И. П. Полн. собр. соч.: В 5 т. М. — Л., 1951. Т. З, кн. 2.
  144. , А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. СПб.: «Знание», 2001.
  145. Паркетные полы / авт.-сост. Алинин Б. К. М.: ООО «Аделант «, 2003.-336 с.
  146. Педагогическая психология: Учеб. для вузов по спец. 3 100 «Педагогика и психология «, 33 400 «Педагогика ». / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Ю. А. Варенова и др. — Под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 399 с.: ил.
  147. Педагогический словарь: учеб. пособие для вузов / В. И. Загвязинский и др.. — под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Академия, 2008. 345 с.
  148. Педагогика. Учебное пособие для учащихся педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2003. — 608 с.
  149. Педагогический энциклопедический словарь / гл. Ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. — 528 с.
  150. Перечень, профессий начального профессионального образования: утв. Приказом Минобрнауки РФ от 1 сентября 2009 г., вступает в силу с 1 января 2010 г., примен-ся с 1 сентября 2010 г.
  151. , В. А. К психологии активной личности // Вопросы психологии / В. А. Петровский. 1975. — № 3.
  152. В. А. Психология неадаптированной активности / В. А. Петровский. М.: Горбунок, 1992.
  153. , К. К. Об изучении и формировании личности учащегося / К. К. Платонов, Б. И. Адаскин. М.: «Высшая школа», 1966.
  154. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов // отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986 — 254 с.163'. Плигин, А. А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография / А. А. Плигин. М.: КСП+, 2003. — 432 с.
  155. Полы. Технологии устройства. М.: НТС «Стройинформ», 2007. -364 с.
  156. , С. Т. Психология адаптирующейся личности: монография / С. Т. Посохова. СПб., 2001.
  157. , Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека / Г. И. Постовалова. Ереван, 1973. С. 18−19.
  158. Профессиональная и социально-психологическая адаптация учащихся и молодых специалистов. М., 1976.
  159. , Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для вузов по направлению «Психология» и псих, спец. / Н. С. Пряжников.- М.: Академия, 2008. 367 с.
  160. , Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
  161. , Н. С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во МГУ, 1991.-87 с.
  162. , Н. С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников.- М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  163. , Н. С., Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для вузов по направлению и спец. психологии. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова 4-е изд., стер. — М.: Academia, 2007. — 477 с.
  164. , Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. М.: МГППИ, 1999. — 108 с.
  165. Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич и др. — Под. Ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.- 504 с.
  166. , Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
  167. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 420 с.
  168. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.
  169. , JI. М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дис. .канд. философ, наук / JI. М. Растова. Томск, 1973. — 22 с.
  170. , Т. И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов : Автореф. дис.. канд. психол. наук / ЛГУ им. А. А. Жданова. Л., 1987.
  171. , Т. Н. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям : Автореф. дис.. д-ра психол. наук. / Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб., 1995. — 33 с.
  172. , В. Современные паркетные работы: Справочник / В. Рыженко. М.: ОНИКС, 2005. — 288 с.
  173. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. // Сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000 — 712 с.
  174. , И. А. Неспецифические механизмы адаптации человека / И. А. Сапов, В. С. Новиков. Л.: Наука, 1984. — 146 с.
  175. , С. Г. Количественные методы прогнозирования эволюционных составляющих экономической динамики / С. Г. Светуньков. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 1999. — 177 с.
  176. , Н. А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе / Н. А. Свиридов // Социологические исследования. 1980. № 3. С. 47−48.
  177. , А. С. Теория эволюции / А. С. Северцов М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 380с
  178. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1979. — 123 с.
  179. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  180. , В. В. Обучение как вид педагогической деятельности / В. В. Сериков. — М.: Академия, 2008. 256 с.
  181. , С. А. Столярные работы для дома и заработка / С. А. Сидоров. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 254 с.
  182. , M. Н. Проблемы современной дидактики. / M. Н. Скаткин. М: Педагогика, 1984. — 388 с.
  183. , M. Н. Школа и всестороннее развитие детей. Кн. для учителей и воспитателей. / M. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
  184. , В. А. Педагогика : учебник для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 576 с.
  185. , В. А. Профессиональная адаптация молодого преподавателя / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1976. № 3. С. 88−95.
  186. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. -4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1987. — 160.с.
  187. Современные, плотничные работы. Дома. Хозблоки. Бани: Справочник / Сост. В. И. Рыженко, А. А. Теличко. М.: Изд-во Оникс, Изд-во «Центр общечеловеческих ценностей», 2006. — 400 с.
  188. , Н. А. Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения ополнительного образования детей: Дис.. канд. пед. наук / Н. А. Соколова. Челябинск, 2000. — 171 с.
  189. , Ю. П. О системном понимании воспитания //Советская педагогика / Ю. П. Сокольников. 1990. — № 7. — С. 54 — 58.
  190. , Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  191. , Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993. — 200 с.
  192. , Ю. П. Целостный подход в воспитании как принцип и проблема теоретического исследования // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. 4.1. — М.: НИИОП АПН СССР, 1976. 224 с. — С.130 -136.
  193. , А. П. Адаптация и управление свойствами организма / А. П. Сорокин, Г. В. Стрельников, А. Н. Вазин. М.: Медицина, 1977. — 259 с.
  194. , А. П. Социальная стратификация и мобильность / А. П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество: Мыслители XX века. М.: Политиздат, 1992. — С. 302−373.
  195. Справочник, индивидуального застройщика. От расчетных формул до экономии материалов: Справочник / Сост. В. И. Рыженко. М.: Изд-во Оникс, Изд-во «Центр общечеловеческих ценностей», 2007. — 448 с.
  196. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы. Настольная книга столяра / сост. Е. М. Костенко. М.: Энас-глобулус, издательская группа, 2005. — 328 с.
  197. Столярные, работы / сост. В. А. Барановский. Минск: Современная школа, 2009. — 320 с.
  198. , Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для вузов. / Ю. К. Стрелков. М.: Высш. шк.- Academia, 2001.-358 с.
  199. , Ю. К. Психологическое содержание операторского труда / Ю. К. Стрелков. М.: Российское психологическое общество, 1999. — 196 с.
  200. , В. И. Адаптация личности: Филос-социол. анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Урал. гос. ун-т. Свердловск, 1983. -20 с.
  201. Толковый словарь русского языка XXI века. Актуальная лексика: ок. 8500 слов и устойчивых выражений / авт.-сост. Г. Н. Скляревская и др.. — под ред. Г. Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2006. — 1133 с.
  202. , П. И. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков, Е. Г. Мартынов. М.: Новая школа, 2001. -363 с.
  203. , Е. В. Психофизиология профессиональной деятельности: Словарь / Е. В. Трифонов. СПб., 1996. — 320 с.
  204. Управление организацией / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина, Кибанова. М., 1999 — С. 428−445.
  205. , Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация) / Ю. А. Урманцев // «Вопросы философии». 1998. — № 12.
  206. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270 802.09
  207. Мастер общестроительных работ: утв. Приказом Минобрнауки РФ от 1 сентября 2009 г., вводится в действ, с 1 января 2010 г.
  208. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270 802.10 Мастер отделочных строительных работ: утв. Приказом Минобрнауки РФ от 1 сентября 2009 г., вводится в действ, с 1 января 2010 г.
  209. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190 631.01 Автомеханик: утв. Приказом Минобрнауки РФ от 1 сентября 2009 г., вводится в действ, с 1 января 2010 г.
  210. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270 802.09 Мастер общестроительных работ: утв. Приказом Минобрнауки РФ от 1 сентября 2009 г., вводится в действ, с 1 января 2010 г.
  211. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270 802.08 Мастер сухого строительства: утв. Приказом Минобрнауки РФ от 1 сентября 2009 г., вводится в действ, с 1 января 2010 г.
  212. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 -2010 годы: утв. постановлением правительства от 23 декабря 2005 г. № 803.
  213. Философские, проблемы адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. -М., «Мысль «, 1975. 277 с.
  214. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко — под ред. Е. Ф. Губского. — М.: Инфра-М, 2007. 576 с.
  215. , В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. — 317 с.
  216. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  217. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д, 1998.
  218. Энциклопедия, карьеры: справочник Электронный ресурс.: Коммуникабельность синоним адекватности. — Режим доступа: http ://hh.ru/contents/publication.do?pubHcationRubrikId=63&publicationId= 16 01.
  219. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. -М.: АПО, 1999. Т. 3. — 488 с.: ил.
  220. Коммуникабельность синоним адекватности: Электронный ресурс. : — Режим доступа: http://gov.cap.ru/home/13/norma.baz/rcp/129%20-%20нпо/129.doc.
  221. , Э. Г. Методологическая природа системного подхода // Системные исследования. Ежегодник 1973. М.: Наука, 1973. — 268 с. — С. 38−51.
  222. , Э. Г. Методологические проблемы системного подхода к социологическим исследованиям / Э. Г. Юдин. — М., 1972.
  223. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 70 с.
  224. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. Издательство «Ренессанс» СП"ИВО-СиД», 1991.
  225. , И. С. Личностно-ориентированная технология в работе с учителем и учеником // Экспериментальные площадки в московском образовании (МИПКРО) / И. С. Якиманская. М., 2001.
  226. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии / И. С. Якиманская. -1995, № 2, с.31−42.
  227. , И. С. Развитие мышления и профессия (к проблемам производственного обучения) // Профессионально-техническое образование / И. С. Якиманская. 1964. — № 11.
  228. , М. Г. Уолтер Кеннон, Иван Павлов и проблема эмоционального поведения / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. -№ 6.-1995.-С. 55−65.
Заполнить форму текущей работой