Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио (в процессе подготовки педагога-музыканта)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена той важной ролью, которую играют представления во всех видах музыкальной деятельности — слушательской, исполнительской, композиторской. По мнению Б. М. Теплова, способность представлять является основной музыкальной способностью. Вслед за Б. М. Тепловым этой точки зрения придерживаются все советские музыковеды и педагоги (Т.Л.Беркман, Н. А. Ветлугина, Е. В… Читать ещё >

Содержание

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Глава I. ПРОБЛЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    • I. Проблема представлений в психологии. II
    • 2. Проблема представлений в музыкальной педагогике
  • Глава II. СТРУКТУРА ЗВУКОВЫСОТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОДНОГОЛОСИЯ И ФОРМИРУЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ИНТОНИРОВАНИЯ
    • I. Структура звуковысотных представлений
    • 2. Структура формирующего действия интонирования
  • Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛОДИЧЕСКИХ ЗВУКОВЫСОТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНТОНИРОВАНИЮ ТЕКСТА
    • I. Организация экспериментального обучения
    • 2. Методика эксперимента
    • 3. Описание экспериментальных данных, полученных в ходе обучения
    • 4. Обсуждение результатов
  • ВЫВОДЫ

Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио (в процессе подготовки педагога-музыканта) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ХГО съезд КПСС поставил задачу обеспечить дальнейшее соV вершенствование всех звеньев народного образования, повысить эффективность и качество обучения. Совершенствование образования неизбежно создает предпосылки для более успешного развития культуры и эстетического воспитания людей коммунистического общества. Партия и государство всегда уделяли большое внимание вопросам развития культуры в нашей стране. В партийных документах постоянно подчеркивается необходимость обеспечения дальнейшего подъема образования и культуры, расширения возможностей для приобщения к культуре самых широких масс. В развитии культуры музыкальная педагогика играет самую существенную роль.

Советская музыкальная педагогика, базирующаяся на передовых принципах, имеет значительные достижения. Об этом свидетельствуют и высокий уровень исполнительского искусства, и интенсив-V ное развитие музыкальной науки. Тем не менее, необходимость совершенствования теории и практики музыкального образования очевидна.

Пути оптимизации учебного процесса многообразны. Серьезные изменения, происходящие в настоящее время во всех звеньях обучения от школы до ВУЗа, свидетельствуют о том, что наряду с усвоением конкретных предметных знаний и умений все большее внимание уделяется способам и приемам овладения ими. Эта тену денция приобретает особое значение ввиду необычайного роста информации во всех областях науки и техники, в том числе и в области музыкального образования. На наш взгляд, одним из путей оптимизации обучения в музыкальной педагогике является широкое внедрение результатов исследований смежных наук — психологии, логики. На этой основе возможно совершенствование и создание новых конкретных методик обучения различным видам музыкальной деятельности, ведущим к развитию музыкальных способностей учащихся.

Актуальность исследования обусловлена той важной ролью, которую играют представления во всех видах музыкальной деятельности — слушательской, исполнительской, композиторской. По мнению Б. М. Теплова, способность представлять является основной музыкальной способностью. Вслед за Б. М. Тепловым этой точки зрения придерживаются все советские музыковеды и педагоги (Т.Л.Беркман, Н. А. Ветлугина, Е. В. Давыдова и др.). О ведущей роли представлений в исполнительской деятельности свидетельствуют многочисленные высказывания крупнейших советских и зарубежных педагогов-исполнителей (Г.Г.Нейгауз, К. Мартинсен, А. Корто и др.). Всем им принадлежит мысль о необходимости представления исполняемой музыки до начала ее реального воплощения. Наконец, представление (воображение) составляет самую сущность процесса сочинения музыки. Вот почему целенаправленное формирование этой способности необходимо для успешности всех перечисленных видов музыкальной деятельности.

Актуальность исследования находится в прямой связи с разработанностью проблемы на современном этапе. Анализ психологичесо <�", кои и музыкально-педагогическои литературы показывает, что проблеме представлений не уделяется пока еще должного внимания. Особенно это касается музыкально-педагогических работ. Почти не разработан теоретический аспект проблемы, включающий вопросы структуры и содержания представлений. Процесс формирования представлений привлекает внимание лишь немногих авторов. Поскольку представление не является изолированным психическим процессом, а тесно связано с восприятием, мышлением, памятью, целенаправ- | ленное формирование представления (как процесса) и представлений (как продукта) ведет к развитию и совершенствованию перечисленных психических функций. Все сказанное свидетельствует о необходимости исследования проблемы представлений в музыкальной педагогике и создании методик, направленных на выработку представлений и оперирование ими в различных видах музыкальной деятельности.

Как показывает практика, умение оперировать звуковыеотными — представлениями при интонировании незнакомого текста зачастую находится на очень низком уровне даже у тех людей, которые окончили музыкальное училище. Особенно это характерно для студентов вокального факультета, которые нередко поступают в ВУЗ без достаточной подготовки в области теории музыки и сольфеджио. В связи с этим потребовалась разработка такой методики, которая помогла бы в короткий срок ликвидировать разрыв между вузовскими требованиями и уровнем подготовки студентов.

Объект исследования — учебная деятельность студента-вокалиста в классе сольфеджио.

Предмет исследования — процесс формирования звуко- 4 высотных представлений при обучении интонированию.

Формирование звуковысотных представлений выбрано в качестве предмета исследования не случайно. Согласно утвердившейся в музыковедении точке зрения, именно звуковысотные отношения в первую очередь определяют содержательный аспект музыкальной речи. Конечно, не менее важны и ритмические отношения. Однако, некоторое отвлечение от этой стороны музыкальной ткани является необходимым на начальной стадии обучения, поскольку, несмотря на тесную взаимосвязь звуковыеотного и ритмического компонентов в структуре мелодии, в их природе имеются и существенные различия (интонационная природа звуковысотного компонента и моторная природа ритмического). Максимальное упрощение ритмического компонента текстов позволяет сосредоточить внимание на звуковысот-ных отношениях, сохраняя и ритмическую организацию.

Цель исследования — теоретическая разработка проблемы мелодических звуковысотных представлений (их структуры и содержания), а также выявление условий, способствующих оптимизации начального этапа обучения интонированию незнакомого нотного текста.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование профессионально необходимых звуковысотных представлений и умения ими оперировать протекает наиболее эффективно при максимальном управлении этим процессом посредством планомерного перехода от аналитически развернутой формы интонирования к свернутой (сокращенной). Условием такого управления является соответствие состава формирующего действия структуре звуковысотных представлений.

Б задачи исследования входило:

1) выявление структуры и содержания звуковысотных мелодических. представлений;

2) выявление состава формирующего действия интонирования: а) нахождение и обоснование операций развертывания текстаб) нахождение и обоснование приемов свертывания текста;

3) разработка и экспериментальная проверка методики формирования звуковысотных представлений.

Методологической основой исследования. служит опирающаяся на марксистско-ленинскую теорию познания концепция деятельности (Д.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин) и возникшие на ее основе современные методы обучения. Б качестве музыкально-теоретической базы используются труды видных советских музыковедов (Б.В.Асафьев, Л. А. Мазель, Е.В.Назайкинский), а также музыкально-педагогические работы по вопросам музыкального обучения, развития музыкальных способностей и музыкального слуха (О.А.Апраксина, Т. Л. Беркман, Н.А.Вет-лугина, Е. В. Давыдова, П. Л. Островский, Б. М. Теплов и др.).

Методы исследования включали:

1. Изучение литературы по проблеме диссертации.

2. Анализ и обобщение существующего педагогического опыта.

3. Проведение пробного и основного обучающего эксперимента.

4. Метод экспертных оценок.

Эксперимент проводился в течение 1980;1982 гг. на вокальном факультете ГМПИ им. Гнесиных.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в рамках предмета сольфеджио исследуется проблема формирования звуковысотных представлений. В результате вы-, явлена структура звуковысотных представлений, разработан операциональный состав формирующего действия, предложен способ организации обучения, обеспечивающий управляемое формирование звуковысотных представлений посредством планомерного перехода от специально развернутой формы интонирования к свернутой (сокращенной) .

Практическая значимость работы. Внедрение в практику обучения разработанной методики позволяет' в короткий срок формировать у учащихся обобщенные приемы работы с текстом, оценивать (с помощью определенных показателей) уровень сформированности представлений на разных этапах обучения, создает предпосылки пересмотра программы курса сольфеджио и сроков обучения. Дидактический материал исследования может служить практическим пособием для обучения чтению с листа в курсе сольфеджио на исполнительских факультетах музыкальных вузов и училищ. Предлагаемый способ организации учебного действия может применяться и по отношению к другим слуховым действиям, формируемым в курсе сольфеджио.

Основные положения исследования, выноси- 1 мые на защиту:

1. Процесс формирования представлений и умения оперировать ими будет эффективным при обеспечешш максимального управления этим процессом (см. гипотезу исследования).

2. Структура мелодических звуковысотных представлений обусловлена наличием целого (мелодии) и его иерархических взаимодействующих элементов (ступеней и интервалов). Наиболее существенным в данной структуре является диалектическая взаимосвязь элементов, проявляющаяся в возможности восприятия и представления мелодии и как ступеневой, и так интервальной последовательности. Основные свойства структуры — динамичность и обобщенность.

3. Структура сложного (зрительно-двигательно-слухового) действия интонирования на начальном. этапе формирования включает ряд операций (обозначение интервалов, определение трудноинтони-руемых ходов, вычленение интервалов путем звуковых повторов, заполнение интервалов, громкое интонирование основных звуков текста. и тихое интонирование дополнительных). По мере формирования представлений происходит постепенное свертывание (сокращение) вспомогательных операций, переход от развернутого интонирования к свернутому.. 4. Методика обучения интонированию, основанная на развертывании и планомерном свертывании действия, позволяет за короткий срок сформировать необходимые звуковысотные представления и умение оперировать ими в процессе чтения нотного.текста.

Апробация исследования осуществлялась:

1) в процессе опытно-экспериментальной работы;

2) посредством публикаций;

3) в выступлениях с докладами на научной межвузовской конференции в ШЛИ им. Гнесиных (Москва, 1981) и на Всероссийской республиканской конференции (Новосибирск, 1983);

4) в процессе обсуждений на кафедре гармонии и сольфеджио ШЛИ им. Гнесиных и на кафедре теории и истории музыки в МГПИ им. В. И. Ленина;

5) путем использования результатов исследования на занятиях по сольфеджио со студентами-хоровиками Московского государственного института культуры и учащимися ДОН совхоза «Раменское» .

Результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Построение некоторых умственных действий в курсе сольфеджио. Депонированная рукопись, I п.л. Библиографический указатель серии «Музыка», 1981, J& 6.

2. Развитие музыкально-слуховых представлений в действии интонирования заданного текста. Тезисы Л Всесоюзного съезда психологов (Москва, 1983 г.), ч. I, с. II2-II3.

3. Методика обучения интонированию одноголосия с точки зрения теории деятельности. Тезисы Всероссийской республиканской конференции «Внедрение достижений педагогики и психологии в практику работы ВУЗа» (Новосибирск, 1983 г.), с. 77.

4. Особенности формирования звуковысотных представлений. -Новые исследования в психологии, 1984, № I, с. 51−55.

Структура исследования. Диссертация состоит из предисловия, трех глав, выводов, библиографии и приложения. Объем основного текста 128 страниц, библиографии -9с., приложения — 44 с. Библиография включает 109 источников,.

— ю из них 7 на иностранных языках. Основной текст диссертации содержит 21 таблицу.

— II.

ВЫВОДЫ.

1. Опора на принципы деятельностного подхода и системно-структурного анализа при формировании звуковысотных представлений выявила свою эффективность.

2. Разработка структуры звуковысотных представлений и выяснение взаимозависимости ее элементов открывает возможность соответственной организации обучения, что является одним из условий оптимизации учебного процесса.

3. Эффективное формирование звуковысотных представлений и умения оперировать ими требует специальной организации формирующего действия на основе выявления его состава — системы взаимосвязанных операций.

4. Правильное интонирование незнакомого текста может быть обеспечено при условии его предварительного развертывания с включением всех необходимых ориентиров и последующего постепенного свертывания.

5. Методика обучения интонированию, разработанная на основе вышеуказанных принципов, показала: что мелодические звуковысотные представления могут быть сформированы в сравнительно короткий срокчто усвоенные обобщенные приемы применимы к материалу различного интонационного содержания и различной степени сложности.

6. Проверка разработанной методики в условиях групповых занятий и с иными контянгентами учащихся подтвердила правильность ее основных принципов. Это свидетельствует о том, что предложенный способ обучения может быть использован не только в работе со студентами-вокалистами, но и с учащимися других специальностей, а также в различных возрастных группах, с учетом их специфических особенностей.

Мы полагаем, что принцип развертывания действия, примененный нами в отношении действия интонирования, может быть рекомендован при формировании и других музыкально-слуховых действий в курсе сольфеджио, поскольку основан на учете общих психологических закономерностей усвоения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ленин В. И, Материализм и эмпириокритицизм. — Полн. собр. соч., изд. 5-е, т. 18. — 380 с.
  2. В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., изд. 5-е, т. 29. — 782 с.
  3. К. и Энгельс Ф. об искусстве. М., 1967, в 2-х томах, т. I — 584 е., т. 2 — 726 с.
  4. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М.: Знание, 1970. — 46 с.
  5. O.A. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  6. .В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965.- 136 с.
  7. .В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е.- Л.: Музыка, 1971. 376 с.
  8. Р. Человеческая память и процесс обучения. -М.: Прогресс, 1980. 528 с.
  9. Т.Д., Грищенко К. С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению. М., 1961. — 216 с.
  10. Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964. — 220 с.
  11. Н.П. Метод обучения хоровому пению. Спб, 1883, изд. 2-е. — 156 с.
  12. Н.П. Музыкальная азбука. П., 1915. — 34 с.
  13. H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. — 415 с.
  14. Вопросы методики воспитания слуха. Л.: Музыка, 1967.- 136 с.
  15. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-Л.: Гос. изд-во РСФСР, 1930. — 80 с.
  16. В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 152- е.
  17. И.П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. М.: Музгиз, 1962. — 246 с.
  18. И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.: Музыка,' 1978. — 80 с.
  19. Ё.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975. — 160 с.
  20. Н.Й. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  21. Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.: Педагогика, 1974. — 152 с.
  22. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 159 с.
  23. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  24. М.Т. Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио. М.: Музыка, 1970. — 28 с.
  25. М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. М.: Музыка, 1978. — 71 с.
  26. В.Н. Ладовая сольмизация. Минск: Изд-во Минского пед. ин-та, 1976. — 38 с.
  27. Л.С. Воображение и его роль в познании. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 145 с.
  28. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  29. .Ф., Сурков Е. А. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. — 279 с.
  30. Л.А. 0 мелодии. М.: Музгиз, 1952. — 300 с, З’З. Майкапар С. М. Музыкальный слух. — П., 1915, изд. 2-е, — 233 с.'34. Максимов С. Е. Начатки пения по нотам. М.: Учпедгиз, 1956. — 80 с.
  31. М.И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  32. В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л.: Музыка, 1965. — 86 с.
  33. В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967.- 204 с.
  34. Е.В. 0 психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972. 383 с.- 122
  35. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
  36. А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1970. — 296 с.
  37. С.Е. Внутренний музыкальный слух. М.: Музыка, 1980. — 71 с.
  38. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  39. Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- 333 с.
  40. Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. — 276 с.
  41. А.И. Методические заметки по преподаванию пения в народных школах. M., 1892. — 106 с.
  42. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
  43. В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М.: Музыка, 1962. — 92 с.
  44. И.В. Психология внутренней речи. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1969. — 56 с.
  45. Структура мелодии. M., 1929. — 93 с.
  46. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
  47. Теория и практика педагогического эксперимента. -М.: Педагогика, 1979. 207 с.
  48. .М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. 335 с.
  49. Д. Теоретические основы мелодики. М.: Музыка, 1980. — 256 с.- 123
  50. Чтение с листа в классах сольфеджио. М.: Музгиз, 1957. — 78 с.
  51. М.С. Психологические проблемы узнавания. М.: Просвещение, 1967. — 220 с.
  52. Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  53. И.О. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  54. И.О. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с. 1. Статьи
  55. .Г. Проблема представлений в советской психологической науке. Философские записки АН СССР, т. 5. М.-Л., 1959, с. 59−98.
  56. O.A. 0 праве учителя-музыканта на эксперимент. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13, с. 66−75.
  57. Л. Г. Формирование и активизация музыкально-слуховых представлений одно из условий воспитания интереса у начинающих учащихся на уроках фортепиано. — В кн.: Формирование музыкально-слуховых представлений, вып. I. — Саратов, 1972, с. 19−26.
  58. Т.Л. 0 методах формирования музыкально-слуховых представлений. Известия АПН, вып. 100. М., 1959, с. 319−367.
  59. Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии. Ученые записки НИИ психологии, т. I. -М., 1940, с. I5I-I96.
  60. H.A. Развитие слуха и голоса у ребенка пяти- 124 семи лет в процессе обучения пению. В кн.: Развитие детского голоса. — M., 1963, с. 213−227.
  61. П.Я. К вопросу о внутренней речи. Доклады АШ РСФСР, 1957, № 4, с. 55−60.
  62. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. Вопросы психологии, 1957, & 6, с. 58−69.
  63. П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий. Вопросы психологии, i960, № 4, с. I4I-I48.
  64. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследование мышления в советской психологии. — M., 1966, с. 236−277.
  65. Н.И. Воспитание внутреннего музыкального слуха на уроках пения в начальной школе. В кн.: Вопросы обучения и воспитания в начальных классах. — Л., 1961, с. 235−246.
  66. A.B. Некоторые психологические воцросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. В кн.: Развитие детского голоса. — M., 1963, с. 186−195.
  67. Е.И. 0 некоторых особенностях изучения представления и воображения. Известия АПН, вып. 76. M., 1956, с. 3−18.
  68. Ц. Развитие музыкального слуха в процессе обучения пению. В кн.: Развитие детского голоса. — M., 1963, с. 252−258.
  69. А.Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека. Вопросы психологии, 1955, № I, с. 29−35.
  70. Е.А. Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению. Известия АПН, вып. 76. М., 1956, с. 65−96.
  71. Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневыхпредставлений в развитии музыкального слуха. В кн.: Воспитание музыкального слуха. — М., 1977, с. 25−77.
  72. Е.В. Слух Асафьева. Сов. музыка, 1983, В 7, с. 81−89.
  73. О.В. Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественного описания. Известия АПН, вып. 7.1. М., 1947, с. 121−162.
  74. А.Л. Развитие внутреннего музыкального слуха учащихся музыкальной школы. В кн.: Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. — Л., 1959, с. 5−15.
  75. И., Кристева С. Болгарский метод «столбила» Б.Тричкова. В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма. — М., 1975, с. 26−50.
  76. К., Ионова 3. Мысленное (внутреннее) интонирование при чтении нот. В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма. — М., 1975, с. 51−60.
  77. Г. С. Развитие у первоклассников ладовых звуковысотных представлений. В кн.: Вопросы методики музыкального воспитания детей. — М., 1975, с. 50−70.
  78. Н.Г. Программирование начальной арифметики. -В кн.: Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. -М., 1967, с. 79−89.
  79. Э. Дисциплина сольфеджио и ее роль в музыкальном воспитании. В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма. — М., 1975, с. 71−119.
  80. И.В. К вопросу о психологии музыкально-слуховых представлений. В кн.: Формирование музыкально-слуховых представлений, вып. I. — Саратов, 1972, с. 3−18.
  81. Н.Ф. Познавательная деятельность как объект- 126 управления. В кн.: Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. — М., 1967, с. 36−47.
  82. Чтение нот при пении. Журнал общеполезных сведений, 1856, & 8, с. 28−31.
  83. Ф.Н. О психологии пространственных представлений. Ученые записки НИИ психологии, т. I. М., 1940, с. 197−236.
  84. И.С. О природе пространственного образа. -В кн.: Проблема деятельности в советской психологии. Ч. I. М., 1977, с. 143−151.89. ¿-3игъошз ?к/гаЛьмя JгW?/гtf. ?асбрсс&и&549Т*.и*€. Тг.^ьх-.рУгг-г* 190. ЯиЯга^91. Я. ¿-¿-¿-ит^ ^Мс
  85. УСсс^а?В. е&углгл^уъеуг^х^ ¿-¿-¿-¿-гисаЯЪя*2. -/$ 69, /7-, <42, р. г/'?-226.тгг^-Зс^.1. Авторефераты диссертаций
  86. Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1971. — 22 с.
  87. П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация. -Автореф. дис.. канд. искусствов. — Ухта, 1967. — 17 с.
  88. Ю.Б. 0 восприятии высоты звука. Автореф.дис.. канд. пед. наук (по психол.). М., i960. — 19 с.
  89. А.И. Методика формирования навыков одноголосного, двух- и трехголосного пения на уроках музыки (1−6 класс общеобразовательной школы). Автореф. дис.. канд. пед. наук. — M., 1974. — 19 с.
  90. Е.А. Исследование методов развития музыкального слуха в процессе изучения хоровой партитуры. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — M., 1972. — 30 с.
  91. Н.В. Закономерности звуковысотного музыкального мышления и их проявление в процессе пения по нотам. -Автореф. дис.. канд. искусств. Киев, 1978. — 24 с.
  92. С.Л. Условия формирования «высших единиц» двигательного навыка. Автореф. дис.. канд. психол. наук.1. M., 1976. 20 с.
  93. Л.М. Стилистические основы мелодического диктанта. Автореф. дис.. канд. искусств. — Л., 1982. -20 с.
  94. О.В. Опыт формирования звуковысотного слуха. Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психол.). -М., i960. — 19 с.
  95. Ю.Н. 0 художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии. Автореф. дис.. канд. искусств. — М., 1971. — 27 с.
  96. О.П. Формирование навыков двухголосного пения в начальной школе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -M., 1971. — 21 с.
  97. Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Л., 1981. — 17 с.- 128 1. Нотография
  98. Г. Интонационные трудности. «Музична Украина». Киев, 1977. — 127 с.
  99. И. Начальные упражнения по сольфеджио для вокалистов. М., 1971. — 126 с. 107. cDcuytyb7.oiWcL. На/глж. Ze>?oz ouTCczcii cLo ksztatcetLccL stuchiL. naLce: lac/^curfiidu/o nuaj/mc.l^-^-6с.
  100. Леев Иван, Диамандиев Асен. Начални солфежи, част втора. София, 1966. 96 с.
  101. Popovic Boziifojz. XrdorWLcijcL. $&euro-jO (jXjCuL, l96S--Z66c.-129-ПРИЛОКЕНИЕ
  102. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ Раздел I. ДИАТОНИКА1. Терции в мажоре1. Пример I*
  103. А развернутая форма текста, Б — частичносокращенная, В сокращенная. д «легкие скачки, Т — более трудныеокачки. г Пр}1 Г Мг^СЗи л
Заполнить форму текущей работой