Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио (в процессе подготовки педагога-музыканта)
![Диссертация: Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио (в процессе подготовки педагога-музыканта)](https://westud.ru/work/2864060/cover.png)
Диссертация
Актуальность исследования обусловлена той важной ролью, которую играют представления во всех видах музыкальной деятельности — слушательской, исполнительской, композиторской. По мнению Б. М. Теплова, способность представлять является основной музыкальной способностью. Вслед за Б. М. Тепловым этой точки зрения придерживаются все советские музыковеды и педагоги (Т.Л.Беркман, Н. А. Ветлугина, Е. В… Читать ещё >
Содержание
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Глава I. ПРОБЛЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- I. Проблема представлений в психологии. II
- 2. Проблема представлений в музыкальной педагогике
- Глава II. СТРУКТУРА ЗВУКОВЫСОТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОДНОГОЛОСИЯ И ФОРМИРУЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ИНТОНИРОВАНИЯ
- I. Структура звуковысотных представлений
- 2. Структура формирующего действия интонирования
- Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛОДИЧЕСКИХ ЗВУКОВЫСОТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНТОНИРОВАНИЮ ТЕКСТА
- I. Организация экспериментального обучения
- 2. Методика эксперимента
- 3. Описание экспериментальных данных, полученных в ходе обучения
- 4. Обсуждение результатов
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Ленин В. И, Материализм и эмпириокритицизм. — Полн. собр. соч., изд. 5-е, т. 18. — 380 с.
- Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., изд. 5-е, т. 29. — 782 с.
- Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве. М., 1967, в 2-х томах, т. I — 584 е., т. 2 — 726 с.
- Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М.: Знание, 1970. — 46 с.
- Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983. 224 с.
- Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965.- 136 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е.- Л.: Музыка, 1971. 376 с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. -М.: Прогресс, 1980. 528 с.
- Беркман Т.Д., Грищенко К. С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению. М., 1961. — 216 с.
- Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964. — 220 с.
- Брянский Н.П. Метод обучения хоровому пению. Спб, 1883, изд. 2-е. — 156 с.
- Брянский Н.П. Музыкальная азбука. П., 1915. — 34 с.
- Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. — 415 с.
- Вопросы методики воспитания слуха. Л.: Музыка, 1967.- 136 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-Л.: Гос. изд-во РСФСР, 1930. — 80 с.
- Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 152- е.
- Гейнрихс И.П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. М.: Музгиз, 1962. — 246 с.
- Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.: Музыка,' 1978. — 80 с.
- Давыдова Ё.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975. — 160 с.
- Жинкин Н.Й. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.: Педагогика, 1974. — 152 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 159 с.
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Картавцева М.Т. Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио. М.: Музыка, 1970. — 28 с.
- Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. М.: Музыка, 1978. — 71 с.
- Ковалив В.Н. Ладовая сольмизация. Минск: Изд-во Минского пед. ин-та, 1976. — 38 с.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 145 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. А. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. — 279 с.
- Мазель Л.А. 0 мелодии. М.: Музгиз, 1952. — 300 с, З’З. Майкапар С. М. Музыкальный слух. — П., 1915, изд. 2-е, — 233 с.'34. Максимов С. Е. Начатки пения по нотам. М.: Учпедгиз, 1956. — 80 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л.: Музыка, 1965. — 86 с.
- Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967.- 204 с.
- Назайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972. 383 с.- 122
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
- Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1970. — 296 с.
- Оськина С.Е. Внутренний музыкальный слух. М.: Музыка, 1980. — 71 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
- Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- 333 с.
- Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. — 276 с.
- Пузыревский А.И. Методические заметки по преподаванию пения в народных школах. M., 1892. — 106 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
- Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М.: Музыка, 1962. — 92 с.
- Страхов И.В. Психология внутренней речи. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1969. — 56 с.
- Структура мелодии. M., 1929. — 93 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента. -М.: Педагогика, 1979. 207 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. 335 с.
- Христов Д. Теоретические основы мелодики. М.: Музыка, 1980. — 256 с.- 123
- Чтение с листа в классах сольфеджио. М.: Музгиз, 1957. — 78 с.
- Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания. М.: Просвещение, 1967. — 220 с.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Якиманская И.О. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Якиманская И.О. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с. 1. Статьи
- Ананьев Б.Г. Проблема представлений в советской психологической науке. Философские записки АН СССР, т. 5. М.-Л., 1959, с. 59−98.
- Апраксина O.A. 0 праве учителя-музыканта на эксперимент. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13, с. 66−75.
- Арчажникова Л. Г. Формирование и активизация музыкально-слуховых представлений одно из условий воспитания интереса у начинающих учащихся на уроках фортепиано. — В кн.: Формирование музыкально-слуховых представлений, вып. I. — Саратов, 1972, с. 19−26.
- Беркман Т.Л. 0 методах формирования музыкально-слуховых представлений. Известия АПН, вып. 100. М., 1959, с. 319−367.
- Благонадежна Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии. Ученые записки НИИ психологии, т. I. -М., 1940, с. I5I-I96.
- Ветлугина H.A. Развитие слуха и голоса у ребенка пяти- 124 семи лет в процессе обучения пению. В кн.: Развитие детского голоса. — M., 1963, с. 213−227.
- Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи. Доклады АШ РСФСР, 1957, № 4, с. 55−60.
- Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. Вопросы психологии, 1957, & 6, с. 58−69.
- Гальперин П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий. Вопросы психологии, i960, № 4, с. I4I-I48.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследование мышления в советской психологии. — M., 1966, с. 236−277.
- Жемчужина Н.И. Воспитание внутреннего музыкального слуха на уроках пения в начальной школе. В кн.: Вопросы обучения и воспитания в начальных классах. — Л., 1961, с. 235−246.
- Запорожец A.B. Некоторые психологические воцросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. В кн.: Развитие детского голоса. — M., 1963, с. 186−195.
- Игнатьев Е.И. 0 некоторых особенностях изучения представления и воображения. Известия АПН, вып. 76. M., 1956, с. 3−18.
- Колев Ц. Развитие музыкального слуха в процессе обучения пению. В кн.: Развитие детского голоса. — M., 1963, с. 252−258.
- Леонтьев А.Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека. Вопросы психологии, 1955, № I, с. 29−35.
- Мальцева Е.А. Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению. Известия АПН, вып. 76. М., 1956, с. 65−96.
- Назайкинский Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневыхпредставлений в развитии музыкального слуха. В кн.: Воспитание музыкального слуха. — М., 1977, с. 25−77.
- Назайкинский Е.В. Слух Асафьева. Сов. музыка, 1983, В 7, с. 81−89.
- Никифорова О.В. Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественного описания. Известия АПН, вып. 7.1. М., 1947, с. 121−162.
- Островский А.Л. Развитие внутреннего музыкального слуха учащихся музыкальной школы. В кн.: Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. — Л., 1959, с. 5−15.
- Пеев И., Кристева С. Болгарский метод «столбила» Б.Тричкова. В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма. — М., 1975, с. 26−50.
- Попдимитров К., Ионова 3. Мысленное (внутреннее) интонирование при чтении нот. В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма. — М., 1975, с. 51−60.
- Ригина Г. С. Развитие у первоклассников ладовых звуковысотных представлений. В кн.: Вопросы методики музыкального воспитания детей. — М., 1975, с. 50−70.
- Салмина Н.Г. Программирование начальной арифметики. -В кн.: Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. -М., 1967, с. 79−89.
- Сёни Э. Дисциплина сольфеджио и ее роль в музыкальном воспитании. В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма. — М., 1975, с. 71−119.
- Страхов И.В. К вопросу о психологии музыкально-слуховых представлений. В кн.: Формирование музыкально-слуховых представлений, вып. I. — Саратов, 1972, с. 3−18.
- Талызина Н.Ф. Познавательная деятельность как объект- 126 управления. В кн.: Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. — М., 1967, с. 36−47.
- Чтение нот при пении. Журнал общеполезных сведений, 1856, & 8, с. 28−31.
- Шемякин Ф.Н. О психологии пространственных представлений. Ученые записки НИИ психологии, т. I. М., 1940, с. 197−236.
- Якиманская И.С. О природе пространственного образа. -В кн.: Проблема деятельности в советской психологии. Ч. I. М., 1977, с. 143−151.89. ¿-3игъошз ?к/гаЛьмя JгW?/гtf. ?асбрсс&и&549Т*.и*€. Тг.^ьх-.рУгг-г* 190. ЯиЯга^91. Я. ¿-¿-¿-ит^ ^Мс
- УСсс^а?В. е&углгл^уъеуг^х^ ¿-¿-¿-¿-гисаЯЪя*2. -/$ 69, /7-, <42, р. г/'?-226.тгг^-Зс^.1. Авторефераты диссертаций
- Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1971. — 22 с.
- Вейс П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация. -Автореф. дис.. канд. искусствов. — Ухта, 1967. — 17 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. 0 восприятии высоты звука. Автореф.дис.. канд. пед. наук (по психол.). М., i960. — 19 с.
- Евсеев А.И. Методика формирования навыков одноголосного, двух- и трехголосного пения на уроках музыки (1−6 класс общеобразовательной школы). Автореф. дис.. канд. пед. наук. — M., 1974. — 19 с.
- Красотина Е.А. Исследование методов развития музыкального слуха в процессе изучения хоровой партитуры. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — M., 1972. — 30 с.
- Малиборский Н.В. Закономерности звуковысотного музыкального мышления и их проявление в процессе пения по нотам. -Автореф. дис.. канд. искусств. Киев, 1978. — 24 с.
- Малов С.Л. Условия формирования «высших единиц» двигательного навыка. Автореф. дис.. канд. психол. наук.1. M., 1976. 20 с.
- Масленкова Л.М. Стилистические основы мелодического диктанта. Автореф. дис.. канд. искусств. — Л., 1982. -20 с.
- Овчинникова О.В. Опыт формирования звуковысотного слуха. Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психол.). -М., i960. — 19 с.
- Рагс Ю.Н. 0 художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии. Автореф. дис.. канд. искусств. — М., 1971. — 27 с.
- Соколова О.П. Формирование навыков двухголосного пения в начальной школе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -M., 1971. — 21 с.
- Цагарелли Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Л., 1981. — 17 с.- 128 1. Нотография
- Виноградов Г. Интонационные трудности. «Музична Украина». Киев, 1977. — 127 с.
- Озерецковская И. Начальные упражнения по сольфеджио для вокалистов. М., 1971. — 126 с. 107. cDcuytyb7.oiWcL. На/глж. Ze>?oz ouTCczcii cLo ksztatcetLccL stuchiL. naLce: lac/^curfiidu/o nuaj/mc.l^-^-6с.
- Леев Иван, Диамандиев Асен. Начални солфежи, част втора. София, 1966. 96 с.
- Popovic Boziifojz. XrdorWLcijcL. $&euro-jO (jXjCuL, l96S--Z66c.-129-ПРИЛОКЕНИЕ
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ Раздел I. ДИАТОНИКА1. Терции в мажоре1. Пример I*
- А развернутая форма текста, Б — частичносокращенная, В сокращенная. д «легкие скачки, Т — более трудныеокачки. г Пр}1 Г Мг^СЗи л