Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика контроля математических знаний студентов технических вузов с использованием компьютерного контролирующего комплекса: На примере курса линейной алгебры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование посвящено решению важнейшей проблемы математического образования в технических вузах — проблемы снижения эффективности контроля математических знаний студентов. В качестве методического средства, способного в определенной степени решить эту проблему, диссертантом предложен компьютерный контролирующий комплекс. Одновременно создание компьютерного контролирующего комплекса… Читать ещё >

Содержание

  • компьютерного контролирующего комплекса «Линейная алгебра»
    • 3. 1. Компьютерный контролирующий комплекс «Линейная алгебра»
      • 3. 1. 1. Компьютерный банк контрольных заданий по линейной алгебре
      • 3. 1. 2. Модули TestAc и STEM Plus пакета Academia XXI
      • 3. 1. 3. Интерфейс компьютерного контролирующего комплекса 113 «Линейная алгебра»
    • 3. 2. Реализация методики компьютерного контроля математических 114 знаний по линейной алгебре
    • 3. 3. Экспериментальная проверка эффективности компьютерного 121 контроля в формировании математических знаний, умений и навыков

Методика контроля математических знаний студентов технических вузов с использованием компьютерного контролирующего комплекса: На примере курса линейной алгебры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава I. Анализ теории и практики применения компьютерных технологий 2 при обучении математике и контроле математических знаний.

1.1. Исследования, посвященные обучению математике с применением j 2 компьютерных технологий.

1.2. Современные программные средства обучения и контроля по ^ математике.

1.3. Компьютерная среда AcademiaXXI как программное средство ^ реализации методики компьютерного контроля математических знаний.

Заключение

.

Подведем итоги диссертационного исследования.

Настоящее диссертационное исследование было инициировано необходимостью поиска путей преодоления противоречий.

• между снижением уровня математического образования будущих инженеров и возрастанием требований к их естественнонаучным знаниям, которые предъявляет век высоких технологий;

• между высоким уровнем развития компьютерных технологий и низкой эффективностью их использования в математическом обучении в техническом вузе, обусловленной неразвитостью программного и учебно-методического обеспечения такого обучения.

Эти противоречия осознаются многими исследователями-педагогами, следствием чего является значительное число публикаций и диссертационных исследований, посвященных использованию информационных технологий в обучении математике. Отметим, однако, что эти исследования носят часто или сугубо прикладной, узко специальный характер и привязаны к определенному обучающему или контролирующему математическому пакету, или носят весьма общий, далекий от нужд практической педагогической работы характер.

Исходя из вышесказанного, в диссертационной работе соединены методические исследования теоретического характера и их конкретная реализация в частных методиках и определенном компьютерном продукте.

Исследование посвящено решению важнейшей проблемы математического образования в технических вузах — проблемы снижения эффективности контроля математических знаний студентов. В качестве методического средства, способного в определенной степени решить эту проблему, диссертантом предложен компьютерный контролирующий комплекс. Одновременно создание компьютерного контролирующего комплекса по математике предполагает разработку целого ряда методических проблем, которым в исследовании было уделено важное место. Поэтому исследование проходило по двум взаимодополняющим линиям: разработка методики контроля математических знаний с применением компьютера и разработка методики создания компьютерного контролирующего комплекса по математике. На их основе разработана методика контроля в приложении к курсу линейной алгебры и создан компьютерный контролирующий комплекс «Линейная алгебра» .

Пои разработке методики компьютерного контроля математических знаний мы исходили из неразрывной связи обучения и контроля знаний и считали необходимым во второй главе диссертационного исследования изучить особенности обучения математике с использованием компьютера, влияющие на организацию компьютерного контроля знаний. Основным выводом этой части исследования являлся вывод о том, что обучение и контроль математических знаний с использованием компьютера существенно отличается от традиционного и по существу, и по организации. Изложим в самом общем плане эти особенности.

В любом элементе математического обучения (и контроля), в котором предполагается использовать компьютер — учебное занятие, контрольное мероприятие, просто решение учебной математической задачи — необходимо точно определить:

• педагогическую цель использования компьютера;

• педагогическую роль компьютера;

• способ организации компьютерного учебного элемента.

Для этого необходимо проводить структуризацию учебного элемента, т. е. выделять ту часть, в педагогическом отношении менее значимую, но трудоемкую, которую можно поручать компьютеру, и ту, которую должен выполнить человек. В этом состоит важнейшая задача педагога, использующего компьютер для эффективного обучения математике и контроля математических знаний.

В § 2.1 нами сформулирован принцип компьютерной поддержки при решении учебной математической задачи с использованием компьютера, заключающийся в том, что при решении учебной математической задачи учащийся самостоятельно выполняет действия с математическими понятиями, изучаемые или контролируемые в данный учебный момент, а остальные может передать компьютеру. Одно и то же математическое понятие или действие на более раннем этапе обучения может считаться главным и должно выполняться учащимся самостоятельно для наиболее полного усвоения и закрепления, а в дальнейшем становится второстепенным и выполняется компьютером. Приведены примеры применения этого принципа при решении учебных задач из разных разделов высшей математики.

В § 2.1 нами также сделан вывод о том, что при решении учебной задачи с применением компьютера учащийся получает решение, в котором компьютерная поддержка на разных этапах позволяет достичь максимальной полноты и наглядности решения задачи в ее наиболее общей постановке или использовать метод, который, будучи наиболее естественным, требует столь громоздких вычислений или преобразований, что без компьютера учащийся не сможет его реализовать в рамках определенного учебным планом времени.

Приведены примеры из разных разделов курса высшей математики, демонстрирующих свойства компьютеризируемого решения.

Отмечена необходимость использования специальных компьютерных математических задач, которые обучают правильному и эффективному взаимодействию человека и компьютера при решении математических задач. Компьютерной учебной математической задачей названа такая специальным образом сформулированная математическая задача, которую можно решить только при участии компьютера с целью обучения математике и овладения вычислительными возможностями компьютера. Очевидно, что не всякая учебная задача является таковой. Компьютерная задача носит отчасти демонстрационный характер. Мы приводим примеры подобных компьютерных математических задач.

При разработке методики компьютерного контроля математических знаний в § 2.2 определены объекты и цели компьютерного контроля знаний, а также способы и организация такого контроля. В результате структурирования контролирующей составляющей процесса обучения математике выделены технические навыки учащихся в выполнении операций с математическими объектами и знание учащимися математических понятий, методов и алгоритмов, умения применять их к решению содержательных многоходовых задач, понимания учащимися связей математических объектов, понятий и методов. Каждый из этих видов компьютерного контроля предполагает особую организацию. Выделены три уровня ТТ, ТС и СС применения компьютера в контроле математических знаний, различающиеся ролью компьютера при выполнении учащимися контрольных заданий и проверке их ответов. Здесь Т означает традиционный и С означает компьютерный.

Уровень ТТ характеризуется тем, что компьютер участвует только в составлении вариантов контрольной работы, но проводится и проверяется она традиционным образом. Уровень ТС предполагает, что компьютер участвует в составлении вариантов контрольной работы и проверке ее результатов. Учащиеся традиционным образом выполняют задания и вводят свои ответы в компьютер. Компьютер принимает участие в проверке решения и ведет протокол успеваемости. Совершенно особую роль играет компьютер на уровне СС. При проведении контрольного мероприятия в специализированных компьютерных аудиториях вполне допустимо предложить учащимся пользоваться компьютером, который выполняет вычисления, графические построения и т. п.

В результате исследования места компьютерных контрольных мероприятий в учебном математическом курсе сделан вывод о необходимости проведения большого числа технических контрольных работ и тематических контрольных работ, в которых проверяется владение учащимися понятиями смежных разделов математики. Компьютер, являющийся средством мобилизации временных ресурсов, позволяет это сделать.

Констатировано, что применение компьютерной под держки при решении учебных математических задач приводит к возможности совершения учащимися специфических ошибок. Эти ошибки систематизированы, определены параметры, по которым целесообразно оценивать компьютеризируемые решения учебных математических задач и решения компьютерных задач, подчеркнута различная роль этих параметров.

Методика компьютерного контроля математических знаний реализована в частной методике контроля знаний по линейной алгебре. Проведено структурирование курса линейной алгебры и аналитической геометрии для технических вузов и указан уровень и содержание компьютерной поддержки для каждой темы курса. Указано, какие математические действия на каждом занятии по линейной алгебре учащимся необходимо выполнять самостоятельно, а какие можно выполнять с помощью компьютера, то есть, определен уровень компьютерной поддержки для каждого занятия. Приведен граф, указывающий методически оправданные моменты проведения компьютерных контрольных мероприятий по линейной алгебре. Выделены технические навыки в курсе линейной алгебры, а также линии тематического контроля с указанием уровня компьютерной поддержки. Определены роль и особенности коррекционных контрольных работ по линейной алгебре.

При разработке методики создания компьютерного контролирующего комплекса по математике выделено три этапа создания такого комплекса — подготовительный, теоретический и программный — и определены цели и каждого этапа и результаты, которые должны быть достигнуты. Основная цель первых двух этапов состоит в формировании компьютерного банка контрольных математических заданий, который является основным дидактическим компонентом комплекса. Основная цель программного этапа состоит в разработке процедур автоматической генерации контрольных заданий и автоматической проверки ответов и соединении подготовленного компьютерного банка контрольных заданий с тестирующим ядром.

На подготовительном этапе основной задачей является подбор наиболее полезных контрольных заданий, использование которых позволяет проверить как технические навыки учащихся в выполнении операций с математическими объектами, так и знание учащимися математических понятий, методов и алгоритмов и умение применять их к решению содержательных многоходовых задач. Основным результатом этого этапа является обоснованный выбор заданий, обеспечивающий достаточную полноту банка контрольных заданий.

На теоретическом этапе основной задачей является присвоение заданиям уровня сложности и характера применимости в компьютерном контроле. В § 2.3 нами сделан вывод о том, что тип и сложность учебной математической задачи находятся в соответствии с уровнем компьютерной поддержки контрольного мероприятия. При контроле уровня ТТ или ТС учащийся не использует компьютер при выполнении контрольного задания, поэтому ему следует предлагать задания с традиционно определенными типом и сложностью. Если предполагается контроль уровня СС, должны использоваться задания, в которых учащийся может дать компьютеризируемые решения, и сложность задачи должна определяться не громоздкостью содержащихся в ней вычислений, а количеством этапов в алгоритме ее решения и многообразием вариантов ее решения в зависимости от заданных конкретных условий.

При разработке методики компьютерной генерации вариантов контрольных заданий и автоматической проверки ответов (программный этап) поставлены математические проблемы, от решения которых зависит качество компьютерного контролирующего комплекса: проблема многообразия и подобия вариантов генерируемой математической задачи и проблема оптимизации процедуры генерации, в частности, минимизации времени генерации.

В результате реализации методики разработки компьютерного контролирующего комплекса был создан комплекс «Линейная алгебра». Были отобраны пятнадцать стандартных заданий по курсу линейной алгебры для технических вузов. Включение этих заданий в контрольные мероприятия позволяет проверить знания учащихся по всему курсу линейной алгебры. Заметим, что первоначальный набор контрольных заданий был подвергнут педагогической коррекции. Среди заданий банка есть задания, которые целесообразно использовать как при техническом контроле, так и при проведении компьютерных тематических контрольных работ. В банке присутствуют задания, которые можно использовать при компьютерном контроле уровня ТТ, ТС и СС. Поэтому можно утверждать, что банк имеет смешанный тип и обладает необходимой полнотой. Было определено, при каком типе и уровне компьютерного контроля целесообразно использовать каждое задание. Соответственно был выбран критерий сложности задания.

На программном этапе нами были разработаны процедуры генерации и автоматической проверки ответов ко всем отобранным заданиям по линейной алгебре. Каждое отобранное на первом этапе задание было представлено в виде единицы компьютерного банка. Были решены проблемы многообразия и подобия вариантов контрольных заданий и минимизации времени генерации. Под руководством разработчика пакета AcademiaXXI профессора МЭИ (ТУ) А. И. Кириллова сформированный компьютерный банк контрольных заданий был соединен с модулем TestAc и модулем STEM Plus пакета AcademiaXXI и создан интерфейс комплекса.

В результате педагогического эксперимента, описанного в третьей главе, была доказана эффективность разработанной методики компьютерного контроля знаний студентов по линейной алгебре, реализованной в компьютерном контролирующем комплексе «Линейная алгебра» .

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

• проведенный анализ особенностей обучения математике и контроля знаний с использованием компьютерных технологий создает теоретическую базу для разработчиков компьютерных обучающих и контролирующих программ, для преподавателей, ведущих обучение с использованием компьютера, для авторов методических материалов по вопросам использования компьютерных технологий в обучении математике;

• разработанная методика использования компьютерной среды AcademiaXXI в контроле математических знаний и ее реализация в компьютерном контролирующем комплексе «Линейная алгебра» позволяют сделать контроль знаний студентов технического вуза по линейной алгебре более эффективным. Эффективность разработанной методики формирования компьютерного банка контрольных математических заданий подтверждена, в частности, тем, что коллективом авторов кафедры высшей математики МЭИ (ТУ) были подготовлены банки заданий «Аналитическая геометрия», «Пределы» и «Дифференцирование», с использованием которых проводились компьютерные контрольные мероприятия по разработанной методике. Компьютерный контролирующий комплекс «Линейная алгебра» интегрирован с электронным учебным пособием «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», созданным в рамках корпоративного проекта «Федеральный комплект курсов дистанционного обучения по циклу фундаментальных дисциплин высшего образования» .

Компьютерный контролирующий комплекс «Линейная алгебра», созданный диссертантом на основе разработанной методики компьютерного контроля математических знаний, внедрен в МЭИ (ТУ), прошел апробацию в МИЭТ и МГУ.

Диссертационная работа обладает значительным потенциалом для дальнейших исследований, которые состоят в реализации методики компьютерного контроля знаний в компьютерных контролирующих комплексах на основе модуля TestAc пакета AcademiaXXI по другим разделам высшей математики и их внедрении в педагогическую практику.

Таким образом, основную гипотезу исследования считаем экспериментально подтвержденной, а основные положения, выносимые на защиту, научно обоснованными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдукадыров, А А. Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин: аспект использования компьютерных средств в учебном процессе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ташкент, 1990.
  2. B.C. Композиция тестовых заданий. Учебное пособие. М.: Адепт, 1996.
  3. А.В. Конструирование тестов и методика их использования при контроле знаний учащихся по математике: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986.
  4. Е.В. Новые технологии образовательного процесса. Доклад на семинаре Минпромнауки РФ «Россия XXI век» 18 января 2001 г.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1976.
  6. Е.И. Субъектно-интегративный подход в педагогике высшей школы/ЛТроблемы теории и методики обучения N5, 2000.
  7. А.Г., Худак Ю. Н. Проверка правильности решения задачи важный этап обучения и воспитания школьника//Проблемы теории и методики обучения. N5, 2000.
  8. В.И., Зимина О. В., Кириллов А. И., Петрушко И. М., Сальникова Т. А. Высшая математика. Специальные разделы (Решебник). М.: Физмат-лиг, 2001.
  9. Ю.Д., Войскунский А. Е., Коблев В. В., Тихомиров O.K. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты//Вопросы психологии. N2, 1983.
  10. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977.
  12. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2002.
  13. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. Спб.: СВЕТ, 1997.
  14. В.Г., Локшин Б. Я., Розов Н. Х., Суппсо В. Г. Контроль знаний студентов с использованием компьютера//Компьютерные аспекты в научных исследованиях и учебном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  15. Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. М.: Физматлит, 2000.
  16. В.П. Методические рекомендации по программированному обучению. М.: Республиканский учебно-методический кабинет, 1966.
  17. П.Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. JL: 1983.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  19. В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988.
  20. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования: Пленарный доклад на 3-й ежегодной конференции
  21. В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота//Сов. педагогика N5, 1970.
  22. В.Г., Рубцов В. В. Проблемы компьютерного обуче-ния//Математика в школе. N1, 1986.
  23. Л.Я. Методические основы обучающих компьютерных программ/Математика. N31, 2002.
  24. Г. М. Компьютеризация обучения и формирование личности//Тезисы докладов всесоюзной научно-методической конференции. Рига, 1988. 2-я часть.
  25. Ю.С. Новая дисциплина «Введение в педагогическую информатику в структуре многоуровневого педагогического образования» //Педагогическая информатика. N2, 1995.
  26. Н.П., Маслов С. П., Рамилъ Альварес X. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник». М.: Наука, 1990.
  27. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей. Дис.. канд. пед. наук, 1996 г.
  28. Я.С., Никольский С. М. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии. М.: Физматлит, 1980.
  29. М.А., Зимина О. В., Кириллов А. И. Компьютерный контроль знаний в среде Academia ХХ1//Информатика и образование N9, 2002.
  30. М.А., Кириллов А. И. О математических действиях, которые можно передать ЭВМ при обучении математике//Сборник научных трудов VII Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  31. М.А. Анализ возможностей применения пакетов MathCAD, MAPLE и РЕШЕБНИК ВМ в учебном процессе//Тезисы VII Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». М.: Прогресс-Традиция, 1999.
  32. М.А. О методике эффективного применения компьютера в учебной аудиторной работе (на примере работы с пакетом РЕШЕБНИК
  33. ВМ)//Тезисы VTTT Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  34. М.А. Компьютерный контроль знаний студентов при изучении курса высшей математики//Сборник научных трудов VIII Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  35. М.А. Методика разработки компьютерного контролирующего пакета по высшей математике//Труды IV Международной конференции «Физико-технические проблемы электротехнических материалов и компонентов». М.: Институт электротехники МЭИ, 2001.
  36. Я.А. Информационные технологии и модернизация образова-ния//Пед. Информатика N2, 2000.
  37. Н. Обучение доказательству теорем геометрии с использованием компьютера: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997.
  38. В. Об инновационности и инновационном образовании//А1та mater. N7, 2000.
  39. С. Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики (на примере гипертекстового представления учебного материала по тригонометрии): Дис.. канд. пед. наук М., 2000.
  40. М.Б. Средства наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний//Советская педагогика. N9,1979.
  41. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). М.: «Информ Пресс-94», 1995.
  42. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  43. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Государственного Совета 2002 г.
  44. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  45. TT.JT., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. МГУ 1966 г.
  46. . Дорога в будущее. Пер. с англ.: Изд-во Русская редакция, 1996.
  47. И.М. Лекции по линейной алгебре. М.: Наука, 1966.
  48. ГершунскийБ.С. Философия образования. М., 1998.
  49. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
  50. .С. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютеров в учебном процессе//Вопросы психологии. N1, 1987.
  51. .И., Ловцов Д. А., Михайлов С. Н., Сухов А. В. Компьютеризированный учебник/ТИнформатика и образование. N6,1994.
  52. И.З. Фальсификация образования в свете возможностей Интернета// Интернет-журнал «Вопросы Интернет-образования».N11.
  53. И.В. Основные принципы проектирования и применения мультимедийных обучающих систем. М., Машиностроение, 1999.
  54. Е.И., Самойлов В. А., Шевченко К. К. Методические рекомендации по созданию тестовых заданий итогового контроля знаний. М.: МЭСИ, 2000.
  55. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. М.: 1991- 2-е изд., доп.
  56. А.А., Древе Ю. Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос, 2000.
  57. Ю. Г. Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике (на материале решения задач с помощью уравнений): Дис.. канд. пед. наук. М., 1992.
  58. Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты//Вопросы психологии. N3, 1993.
  59. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? Часть 1. М.: Авангард, 1994.
  60. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе. Дис. .д-рапед. наук, 1990 г.
  61. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  62. Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: Дис.. докт. пед. наук. Волгоград, 2003.
  63. Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего: Монография. М. Волгоград: «Перемена», 2002.
  64. В. и др. Дистанционное обучение//Высшее образование в России N4, 1998.
  65. А.С., Кириллов А. И., Сливина Н. А., Чубров Е. В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы//Информатика и образование N3,1995.
  66. Деятельностная концепция профессиональной педагогики инженерного образования. Сборник статей и выступлений. М.: МЭИ, 1989.
  67. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 1998.
  68. М. Пользовательский интерфейс.//РС Magazin. N10, 1996.
  69. Г. В., Потапов М. К., Розов Н. Х. Пособие по математике для поступающих в вузы. М.: Наука, 1976.
  70. A.M. О принципах построения программированных учебных пособий. М.: Изд-во МПИ, 1968.
  71. И.В. Индивидуализация процесса обучения математике с помощью компьютера как средство повышения уровня знаний: Дис.. канд. пед. наукМ., 1991.
  72. Дж., Сирэ И., Турнье Э. Компьютерная алгебра. Системы и алгоритмы алгебраических вычислений. М.: Мир, 1991.
  73. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества//Коммунист. N2,1988.
  74. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование //Информатика и образование. NN5−6, 1992.
  75. С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института. Дисс. в форме научного доклада на соискание ученой степени канд. пед. наук. 1992 г.
  76. Жук А. И. Система устных упражнений по началам анализа как средство обратной связи: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1986.
  77. О.В. Методические аспекты компьютерной поддержки математического образования// Труды IV Международной конференции «Физико-технические проблемы электротехнических материалов и компонентов». М.: Институт электротехники МЭИ, 2001.
  78. О.В. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Учебный комплекс. М.: Изд-во МЭИ, 2000.84.3имина О. В. Теория и практика разработки и применения учебных коллекций. М.: Изд-во МЭИ, 2003.
  79. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика 1991.
  80. В.Г., Дорошкин A.JI., Задорожный A.M., ЬСнязев Б.А. Лекционная мультимедиа аудитории//Информатика и образование. N4, 1995.
  81. Кайзер Карл. Как Интернет изменяет мировую mwrnTHKy/ZDeutschland N3.
  82. М.Б. Влияние индивидуально-психологических особенностей учащихся на решение задач с использованием компьютера: Автореф. канд. псих. наук. Ленинград, РГПУ им А. И. Герцена, 1990.
  83. В.И. Обучающие программы. М.: Солон, 2001.
  84. Квалиметрия образования. Информационный бюллетень. Центра мониторинга качества научных исследований (ЦМКНИ). N1, 2000.
  85. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Сборник научных трудов / Под ред. А. И. Субетто. Московский инженерно-строительный институт. М., 1992.
  86. Л.А., Буданцев А. Ю. «ФОТОМИР» инструментальная система для создания мультимедийных «электронных учебников'7/Математика. Компьютер. Образование. Вып. 8. Сборник научных трудов / под ред. Г. Ю. Ризниченко. М.: „Прогресс-Традиция“, 2001.
  87. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997.
  88. Г. М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1987.
  89. Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии. М.: Наука, 1980.
  90. А.В., Испирян Р. А. Виртуальная лаборатория физики./УТезисы V111 международной конференции „Математика. Компьютер. Образование“. М.: „Прогресс-Традиция“. 2000.
  91. А.И., Фомина Ю. В. Определение роли и места компьютера при изучении высшей математики//С борник научных трудов VII Международ147ной конференции „Математика. Компьютер. Образование“. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  92. А.И. Пакет AcademiaXXI для подготовки и переподготовки инженеров//Труды IV Международной конференции „Физико-технические проблемы электротехнических материалов и компонентов“. М.: Институт электротехники МЭИ, 2001.
  93. М.Н. Теоретическая механика (Решебник). М.: Физматлит, 2000.
  94. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия, 2001.
  95. О.А., Солодова Е. А., Холодов Е. Н. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризированного учебника/ТИнформатика и образование. N3, 1995.
  96. К. Информатизация образования: новые приоритеты//А1та Mater. N 2, 2002 г.
  97. . Информационные технологии источник новых учебных ситуаций//Перспективы. N2,1991.
  98. Ю.М., Луканкин Г. Л., Федорова Н. Е. О создании курса математики для школ и классов экономического направления. //Математика в школе. N3,1993.
  99. А.Ю. Применение автоматизированных обучающих систем для контроля знаний учащихся (на примере курсов информатики и математики в педвузе)» Дис. канд. пед. наук, 1991 г.
  100. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы // Вопросы психологии. N5, 1986.
  101. Концепция информатизации образования //Информатика и образование. N1, 1990.
  102. Т.В. Мышление в деятельности пользователя // Пользовательский интерфейс. N3, 1993.
  103. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., МГУ, 1990.
  104. С.С. Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999.
  105. Л.П., Кулик Б. А. Персональный компьютер на вашем рабочем месте Л.: Лениздат. 1991.
  106. .Х. Психолого-педагогические вопросы компьютеризации учебной деятельности в ВУЗе//Компыотерные аспекты в научных исследованиях и учебном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  107. А.О., Фомин С. С. Конкурс «Электронный учебник»/ Компьютерные технологии в высшем образовании//Сборник статей. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1994.
  108. С. Возможности использования информационных технологий в средней школе//Ломоносовские чтения. Сборник тезисов. М.: МГУ, факультет педагогического образования. 2003.
  109. Р. И. Телекоммуникации как средство дифференциации обучения: Дис.. док. пед. наук. М., 1997.
  110. Л.Д. Современная математика и ее преподавание. М.: Наука, 1980.
  111. Л.Д., Кириллов А. И., Бурковская М. А., Зимина О. В. О тенденциях и перспективах математического образования//Высшее образование сегодня. N2, 2002.
  112. Л.А. Сборник заданий по высшей математике (типовые расчеты). М.: Высшая школа, 1986.
  113. С.И. Методика применения автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ//Савельев А.П. и др. Вычислительная техника в учебном процессе. М., 1986.
  114. С.И. Применение ЭВМ в учебном процессе: Учебное пособие. М.: МТИПП, 1985.
  115. О.И. Преподаватель и деньги//Высшее образование сегодня. N1, 2001.
  116. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: 1976 г.
  117. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.
  118. О.В. Практикум по решению задач в математической системе DERIVE. Алгебра. Геометрия. Математический анализ. Математическая статистика. Теория вероятности. М.: Финансы и статистика, 1999.
  119. Г. И. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний//Информатика и образование. N6, 2000.
  120. В.Р. Программирование как инструмент познания в курсе геомет-рии//Информатика и образование. N5, 1997.
  121. А.С. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1946.
  122. М. и др. Некоторые проблемы компьютеризации обуче-ния//Высшее образование в России. N3,1998.
  123. М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе. Дис.. канд пед. наук 1992 г.
  124. Математика: Хрестоматия по истории, методологии, дидактике. Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Изд-во УРАО, 2001.
  125. В.Л., Трайнев В. А., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические информационные технологии. Том 1. Организация управления обучением. М.: Прометей, 2002.
  126. В.Л., Трайнев В. А., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические информационные технологии. Том 2. Теория и методология учебных деловых игр. М.: Прометей, 2002.
  127. Е.И., Бондаровская В. М. Зарубежные концепции программированного обучения. Киев 1964 г.
  128. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.
  129. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание, 1986.
  130. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.
  131. Е.А. Дидактическая тестология М.: Народное образование, 2001.
  132. Т.И., Гаврилов А. В. Инструментальная среда для создания обучающих программ.//Математика. Компьютер. Образование. Вып. 8. Сборник научных трудов / под ред. Г. Ю. Ризниченко. М.: «Прогресс-Традиция», 2001.
  133. В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике М.: Высшая школа, 1987.
  134. М. Некоторые характеристики системы тестирования в Уз-бекистане//А1ша mater. N 7, 2001.
  135. А.В. Организационно-педагогические подходы к информатизации зарубежной школы//Информационные технологии в образовании. Новосибирск 1995 г. вып. 12.
  136. В.М. Перспективы разработки и внедрения НИТ обучения на уроках математике/Математика в школе. N3, 1991.
  137. В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся //Вопросы психологии. N3, 1985.
  138. В.М., Стефанова H.JI. Направления развития методической подготовки будущего учителя математики//Математика в школе. N3, 1993.
  139. М. Некоторые характеристики системы тестирования в Уз-бекистане//А1ша mater. N 7, 2001.
  140. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е.Петров- под ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 1999.
  141. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.
  142. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. М.: Знание, 1972.
  143. Павлович JL, Павлович В. Применение ЭВМ при контроле усвоения знаний //Информатика и образование. N5, 1987.
  144. Пак Н.И., Филлипов В. В. Технология создания компьютерных тес-тов//Информатика и образование. N5,1997.
  145. Пак Н.И., Симонова A.JI. Методика составления тестовых зада-ний//Информатика и образование. N5,1998.
  146. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.
  147. Е.Н. Теоретико-методические основы подготовки будущего учителя математики к диагностической деятельности. Дис.. д-ра пед. наук. 2000 г.
  148. В.Т. Научно-методические основы интенсификации обучения математическим дисциплинам в высших учебных заведениях. Дис.. д-ра пед. наук. 1998 г.
  149. JI. Структура и содержание мотивационного обеспечения обучающих программ//Информатика и образование. N3, 1991.
  150. С.Н. Моделирование информационной среды как технологическая основа обучения математике. Дис. д-ра. пед. наук. 1998 г.
  151. Е.С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспекты/ТИнформатика и образование. N3, 1996.
  152. Приказ Минобразования РФ № 1646 от 19.06.98 о создании Федерального экспертного Совета по учебным электронным изданиям.
  153. И.В. Сборник задач по линейной алгебре. М.: Физматлиг, 2000.
  154. И.В. Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств. М., АПН СССР, НИИ средств обучения и учебной книги, 1991 г.
  155. И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования//Информатика и образование. N4,1991.
  156. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования М.: Школа-пресс, 1999 г.
  157. И.В. О понятийном аппарате информатизации образова-ния//Информатика и образование. N12,2002 г., N1,2,2003 г.
  158. И.В. Какой должна быть обучающая программа // Информатика и образование.^ 1986.
  159. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994.
  160. И.В. Экспертно-аналитическая оценка программных средств учебного назначения//Педагогическая информатика. N1 1993.
  161. .И., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании М., 1996 г.
  162. Н.Х. Вечные вопросы о школьном курсе математики: Чему учить? Как преподавать?//Математика. N11, 1999.
  163. Н.Х. Компьютеры и учебный процесс//Математика. N7, 2002.
  164. Н.Х. Методические вопросы применения компьютерных технологий и продуктов в учебном процессе//Ломоносовские чтения. Сборник тезисов. М.: МГУ, факультет педагогического образования. 2003.
  165. Н.Х. Некоторые проблемы преподавания математики/ТМатематика. N31, 2002.
  166. Н.Х., Савин А. П. Лабораторные работы. по геометрии? Да!//Математика в школе. N6, 1994.
  167. В., Марголис А., Пажитнов А. Компьютера как средство учебного моделирования //Информатика и образование. N5, 1987.
  168. А., Ефремова Н. Современные измерители знаний//Высшее образование в России. N1, 2001.
  169. В.А. Высшая школа России: ориентация на будущее//А1ша mater. N7, 2000.
  170. Садовничий В.А.О новой волне утечки умов//А1та Mater. N1, 2002.
  171. В.А. Компьютерная система проверки знаний студен-тов//Высшее образование в России. N3, 1994.
  172. Г. И. Система задач на геометрические преобразования в курсе математики восьмилетней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972.
  173. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  174. В.И. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютера в процессе выполнения лабораторных работ по физике: Дис.. канд. пед. наук. Спб., 1999.
  175. Т. Новые информационные технологии и содержание образова-ния//Информатика и образование. N1,1991.
  176. Т., Чернявская А. Дидактические требования к компьютерным программам/ТИнформатика и образование. N1, 1988.
  177. Система создания мультимедийных дистанционных курсов: Distance Learning Studio 1.0: Документация. Спб: Институт «открытое общество». Спб отделение, 2000.
  178. . Наука об учении и искусство обучения М., 1968.
  179. Н.А., Плисс А.И. MathCad 2000. Математический практикум для экономистов и инженеров. М.: Финансы и статистика, 1999.
  180. Е.П. Функции компьютера в учебной деятельности и учебное программное обеспечение/УВопросы психологии. N1, 1987.
  181. А. Педагогические программные средства: объектно-ориентированный подход//Информатика и образование.^, 1990.
  182. Т.С., Могилев А. В. Типология образовательных веб-сайтов//Интернет-журнал «Вопросы Интернет-образования» .N2
  183. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  184. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.
  185. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., 1980.
  186. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1969.
  187. O.K. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения//Вопросы психологии. N5, 1986.
  188. O.K. Психологические аспекты компьютеризации//Человек и компьютер / под ред. О. К. Тихомирова. М., 1972.
  189. М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. М.: Издательство ИКАР, 1998.
  190. В.В. Математика абитуриенту//Учебное пособие. М.: МЦНМО, 2001.
  191. В.М. Автоматизированный контроль знаний в системе взаимосвязанных понятий//Информатика и образование. N3, 2002.
  192. Б.Г. Трусов. IT-образование: МГТУ. Программист. N10, 2001.
  193. А.Ю. Учебные компьютерные сети//ИНФО N3, 1993.
  194. К. Переработка информации, принятие решения и познавательные процессы//Человеческий фактор. Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991, том 1.
  195. И.Н., Кругликов С. Современные педагогические технологии и частные методики обучения информатике//Информатика. N2, 2002.
  196. M.JI. Дидактические требования к учебным моделирующим программам на ЭВМУ/Основные аспекты использования информационных технологий обучения в совершенствовании методической системы обучения. М., НИИ СиМО АПН СССР, 1987.
  197. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении / Новое в жизни, науке, технике. Сер.: «Педагогика и психология», N6. М.: Знание, 1984.
  198. П., Моури Н. Ощущение, восприятие и проектирование систем// Человеческий фактор. Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991, том 1 .
  199. К. Мотивация.//Человеческий фактор. Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991, том 1 .
  200. B.C., Шихова О. Ф. Проблема измерений в педагогике: концептуально программный подход//Проблемы теории и методики обучения. N5, 2001.
  201. Шампанер, Шайдук. Обучающие компьютерные системы//Высшее образование в России. N3, 1998.
  202. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Магистр, 1997.
  203. Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
  204. Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966 г.217. www. exponenta. ru.218. www.AcademiaXXI.ru.
  205. B. Bloom. Taxonomy of Educational Objectives. Harlow, 1956.
  206. A. Bork. Computers and information technology as a learning aid. Education and Computing. 1985. Vol.1. N 1. P. 29−34.
  207. G. Brandel. Integrating Lectures and Peer Groups in Mathematical Educa-tion//The 8th SEFI European Seminar on Mathematics in Engineering Education. Prague, 1995.
  208. I.S. Brown, R.R. Burton, A.Y. Bell. Learning environment//Journal of Man-Machine Studies. 1975. N6.
  209. R.M. Gagne. The conditions of learning. N.-Y., 1977.
  210. J. Gregor. Computers and Mathematical Reasoning in Education//The 8th SEFI European Seminar on Mathematics in Engineering Education. Prague, 1995.
  211. S.C. Ehrmann. A third revolution// Educom Review. 1999. Vol.34. N5.
  212. A. Hayes. Making the Future in Education//The 8th SEFI European Seminar on Mathematics in Engineering Education. Prague, 1995.
  213. F.S. Keller. Good-bye, teacher.// J. Appl. Behav. Analysis. 1968. Vol.1. P.79−89.
  214. A.I. Kirillov. An experimental course of mathematics for students in engineer-ing//The 7th Int. Congress on Mathematical Education. Quebec, Canada, 1992
  215. G. Konig. Mathematics Education Towards the Year 2000 The Impact of Technology//The 8th SEFI European Seminar on Mathematics in Engineering Education. Prague, 1995.
  216. J. Morris. The case for CAI// SIGCUE bulletin. 1984. Vol.18.
  217. A. McDoughall. The computer as part of educational environment: A review of the research//Australian Journal of Education. 1975. V.19. N2.
  218. L. Mustoe. Computers in mathematical education of engineers the enemy within?//Report at SEFE conference. Eindhoven, 1993.
  219. L. Mustoe. Mathematics for Engineers in the Computer Age//The 8th SEFI European Seminar on Mathematics in Engineering Education. Prague, 1995.
  220. R.J. Phillips. An investigation of microcomputer as mathematics teaching aid//Computer and Education. 1982. V.6.
  221. R.G. Ragsdale. Effective computing in education: tools and training/ZEducation and Computing. 1991. Vol. 7. P. 157−166.
  222. J.M. Scandura. Three roles for computer in education/ZEducational Technology. 1983. N9.
  223. E.A. Silver. Mathematical Thinking and Reasoning for All Students: Moving from Rhetoric to Realty//The 7th Int. Congress on Mathematical Education. Quebec, Canada, 1992.
  224. B.-F. Skinner. The Technology of Teaching. N.-Y., 1968.
  225. Z. Usiskin. From «Mathematics for Some» to «Mathematics for All'7/The 7th Int. Congress on Mathematical Education. Quebec, Canada, 1992.
  226. V.F. Vzyatishev. Engineering design and creativity. Int. J. Continuing Engineering Education. 1991. Vol. 1. N3. P.219 -234.
  227. B.K. Waits, F. Demana. TI-92, the hand-held revolution in computer enhanced maths teaching and learning//Maths& Stats. 1995. Vol.6. N2. P.2−20.1. Компьютерные программы
  228. M.H. Программа-генератор тестовых, курсовых и контрольныхзаданий. Московский Энергетический Институт (Технический Университет).
  229. Verifier 3.0 beta-version.
  230. Э.Ю. Система обучения и контроля знаний «Ментор». Воронежский Государственный Технический Университет.
  231. Ю.Н. и др. Компьютерный диагностирующий тест по математике. Тверской Государственный Университет.
  232. Н. А. Система контроля знаний «Ask 2000 v2».
  233. А.И. Сетевой тестирующий комплекс «Стек».
  234. TeachPro Математика полный курс математики (7−11 класс). (МТ и ДО).
  235. TeachPro Решебник по математике полный курс. (МТ и ДО).
  236. Мультимедийные учебники серии «Не для отличников» (алгебра, геометрия, тригонометрия, математика). (Гурусофт).
  237. Л.Я. Курс Математики 2000 для школьников и абитуриентов. (Медиа Хаус).
  238. Математика 7−11. Электронные учебники-справочники (планиметрия, стереометрия, алгебра). (Кудиц).253. 1С: Репетитор. Математика (1С).
  239. Открытая математика (стереометрия, планиметрия). (Физикон).
  240. Репетитор математика. (Кирилл и Мефодий).
  241. Батисфера. Программа для создания мультимедийных учебных курсов и контроля знаний. (Информпроект).
  242. Тестовый комплекс Погнание 2.0. (Общество ЗНАНИЕ России).
  243. Программа для проверки знаний с использованием программированных знаний. (БЮРС).
  244. Система автоматизированного тестирования для дистанционного контроля знаний учащихся по различным дисциплинам. (Восточно-Сибирский государственный технологический университет).
  245. Программный комплекс контроля и управления учебным процессом. (Московский государственный технический университет им. Баумана).
  246. Инструментальная среда разработки учебных программ-приложений, в частности, оболочки для создания программ тестирования знаний. (Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики).
Заполнить форму текущей работой